Как делать гербарий из листьев фото с бумагой: Гербарий из листьев своими руками: фото, пошаговая инструкция создания

Гербарий | Журнал Ярмарки Мастеров

Гербарий, плоско высушенный почти традиционным способом. Отличие лишь в том, что вместо бесплатного бумажного материала — газет, использую одноразовые бумажные полотенца, беззольную фильтровальную бумагу, ватные диски для ухода за кожей, крафт бумагу, гофрокартон и недавно успешно опробовала фетр. Гофрокартоном пользуюсь, чтобы лучше вентилировался весь гербарный пирог; бумажные полотенца — как матрасики, впитывающие влагу; фильтровальная бумага — чтобы принты с салфеток не отпечатывались на нежных лепестках; крафт бумага — для окончательного хранения сухих образцов. В газетах сушить пробовала лет 15 тому назад, результат не порадовал, цвет потеряли не только цветы, но и листья, сопрел весь собранный материал. Мелованную бумагу использовать не советую, некоторые нежные растения приклеиваются к ней намертво в процессе высушивания. Пресса как такового у меня и по сей день нет, использую вместо него икеевсую бамбуковую разделочную дощечку прямоугольной формы, доску для рисования и картонные коробки, наполненные достаточно увесистой всячиной (пачки цветной бумаги для творчества и пр. ) Не особенно стремлюсь пока заводить пресс, т.к. дважды в день откручивать/закручивать довольно длинные болты или развязывать/завязывать верёвки, чтобы вложить пару цветочков, неожиданно расцветших на подоконнике, довольно проблематично.

Растения собираю в картонные ботанические мини-папочки на резинках, наполненные всё теми же бумажными полотенцами, фильтровалкой, туалетной бумагой, ватными дисками для цветов ромашковой формы (цикорий, мелколепестник, хризантемки, пиретрум и др.). Беру папки с собой куда бы ни шла весной, летом и осенью, — очень удобно. Книжку можно использовать для очень тонких растений, но это совсем крайний случай, когда картонок и ватных дисков нет под рукой или они уже заняты. Советы сушить растения в старых книгах меня всегда немного коробят: и качество сушки крайне низкое и книжки страдают. Мои картонные папки подогнаны под размер одного бумажного полотенца.

Мешочек с ватными дисками всегда под рукой, всякая мелкая мелочь отлично в них расправляется и высыхает буквально за сутки:

Лобелия, выращенная на подоконнике и высушенная в ватных дисках в канун 8 Марта

Иногда возникает потребность качественно засушить цветок с фрагментом стебля или растение целиком, с корешками, или сам цветок крупнее ватного диска. В сети для подобной задачи предлагается использовать рулонные отрывные синтетические тряпки для уборки, на фото представлена упаковка таких тряпочек:

Однако поверхность жёлтых тряпок для тонких мелких объектов оказалась грубой и неровной. Без застиравания и проглаживания тряпок утюгом, сушка цветов Лобелии со стебельком дала неудовлетворительный результат, лепестки цветочков съёжились и приобрели некрасивую форму. Удовлетворительный результат сушки 50/50 в предварительно застиранных и проглаженных тряпках. На фетре результат сушки отличный!

Сравним результаты сушки Лобелии на фетре, жёлтых отрывных салфетках, предварительно выстиранных и отглаженных утюгом, и фильтровальной бумаге. Бумага в данном случае — выбор наихудший.

Для полноценного гербария нужна фанерная папка как минимум в два раза больше, на формат А3. Но такую папку неудобно всюду таскать с собой, если вы идёте куда-либо без цели собирать весь день материал для полноценного гербария. Ежели вы перемещаетесь в личном автотранспорте, то такую большую папку полезно иметь в багажнике. Так выглядит правильная гербарная папка (изображение взято из интернета):

Сохнет материал в пироге из гофрокартона, беззольных фильтров и бумажных полотенец, довольно быстро и качественно. Даже собранный во влажную погоду! При условии, что матрасики меняются не реже двух раз в сутки первые 2-3 дня и 1 раз в сутки до полного высыхания. Мелкие растения, лепестки и расчленённые образцы могут высохнуть за сутки. В среднем нерасчленённые растения сохнут в таком пироге неделю, расчленённые 3-4 дня. Но проверять и проветривать гербарий нужно ещё недели две, хотя бы раз в два дня последнюю неделю, для верности. Салфетки и фильтровальная бумага сушатся на батарее пачками или раскладываются/развешиваются в сухом помещении по одной:

После нескольких циклов использования, бумага вбирает в себя не только влагу, но и растительную органику, которая удерживает воду. Такие матрасики остаются влажными на ощупь даже после длительного проветривания, их следует сушить утюгом непосредственно перед заменой матрасиков в гербарии. Если всё сделали правильно, цвета высушенных растений будут фантастически яркими и свежими. На заглавном фото плоско высушенная гортензия, она и в жизни такая же яркая.

Архинужный инструмент в гербарном деле — макетный нож. Лезвие ножа поддерживаю в идеальном состоянии при помощи наждачной бумаги.

Сравним цветы, высушенные целиком и препарированные при помощи макетного ножа, разница очевидна:

Колхикумы или Безвременники, разрезанные пополам лепестки:

Высушенные лепестки Колхикумов, разрезанные пополам:

Колокольчик персиколистный высушенный и живой до закладки на сушку (через полгода почти полностью обесцветился)

Виола высушенная и живая (виолы лучше сушить в ватных дисках)

Лобелия, плоско высушенные цветы (это мой самый первый образец Лобелии с городской клумбы, сушился в книжке)

Люпин, сухие цветы, разобранные на лепестки, из них складываются замечательные бабочки, мотыльки и мини-орхидейки

Мышиный горошек, сухие соцветия

Недотрога железистая, бальзамин, плоско высушенные цветы

Пион, сухой

Листья Мать-и-мачехи и цветы хосты

Живокость, дельфиниум, сухие цветы, разобранные на лепестки и бутоны

Разворачивающиеся вайи Страусника, плоско высушенные

Чубушник, сухой

Флокс метельчатый (неразрезанные пополам бутоны загнивают, обесцвечиваются!)

Бархатцы, разобранный на лепестки цветок:

Сухие листья канареечника

Вечерница Матроны, плоско высушенные цветы (через два месяца хранения обесцветилась практически полностью)

Гортензия древовидная

Плоско высушенные лепестки Мальвы (Malva) , разорванные пополам идеальны для создания разнообразных бабочек)

. .и живые лепестки Мальвы на фильтровальной бумаге

Аконит, плоско высушенные цветы в ватных дисках для ухода за кожей — готовые фантазийные бабочки!

Ваточник, Ластовень, плоско высушенные цветы в ватных дисках

Соцветие Ваточника

Крошечная ампельная Виолка от ресторации на Петровке, высушена в ватных дисках за сутки

Японская Анемона, целые цветы, разобранные на лепестки и разрезанные пополам бутоны:

Лепестки Лилии, разрезанные пополам макетным ножом и плоско высушенные. Лилия была кирпично-красная) Идеальны для создания фантазийных стрекоз, феечек и пр.

Курильский чай, Лапчатка кустарниковая, жёлтый и розовый сорта:

Листья Бузульника

Тополь белый, листья, сложенные по центральной жилке, напоминают летящих журавлей:

Цветы Цикория, плоско высушенные утюгом в ватных дисках для ухода за кожей

Цветы Ястребинки, высушенные в ватных дисках:

Вьюнок, цветы, разрезанные пополам, плоско высушенные в фильтровальной бумаге:

Вьюнок, закладка на сушку в ватные диски:

Вьюнок, цветы, высушенные в ватных дисках целиком:

Готовые изделия из гербария: https://www. livemaster.ru/topic/2780927-originalnaya-zakladka-svoimi-rukami-izuchaem-tehniku-oshibana

По мере возможности буду добавлять фото живых и высушенных образцов растений, следите за комментариями и приятного творчества!

P.S. : руководства по сбору и сушке гербария «Как сушить растения для гербариев и других коллекций» Никифоров С.И. 1922г. https://www.livemaster.ru/topic/2785937-kak-sushit-rasteniya-dlya-gerbariev-i-drugih-kollektsij?inside=1&wf=0&vr=1

«Методика флористических исследований. Часть 1.» В. В. АЛЕХИН и Д. П. СЫРЕЙЩИКОВ «СЕВЕРНЫЙ ПЕЧАТНИК» ВОЛОГДА 1926 год https://www.livemaster.ru/topic/2786055-metodika-polevyh-botanicheskih-issledovanij?vr=1&inside=1

«Методика сушки растений для гербария и хранение гербария» В. В. АЛЕХИН и Д. П. СЫРЕЙЩИКОВ «СЕВЕРНЫЙ ПЕЧАТНИК» ВОЛОГДА 1926 год https://www.livemaster.ru/topic/2786073-metodika-sushki-rastenij-dlya-gerbariya-i-hranenie-gerbariya

Александра Захарова создает картины в древней технике, созданной самураями

В Армавире Александра Захарова известна как автор неповторимых картин из природных материалов. В умелых руках мастера растения волшебным образом приобретают вторую и очень долгую жизнь, превращаясь в деревья, птиц, людей.

Пейзажи из лепестков

Художница работает в японской технике ошибана и владеет этим древним искусством в совершенстве.

— Ошибана — это техника создания композиций, картин или панно из прессованных природных материалов, возникшая в Японии около шести веков назад, — рассказывает Александра. — В те времена этим видом искусства владели исключительно самураи. Они считали, что создание картин из сушеных растений помогает обрести уверенность, достичь душевного равновесия и научиться постигать гармонию во всем. Занятия ошибаной помогали развивать концентрацию, настойчивость, терпение и наблюдательность.

В качестве материала живописных полотен в ошибане используют листья, лепестки цветов, тополиный пух, семена, траву, кору деревьев, мох, которые предварительно высушивают под прессом. Когда они становятся плоскими, их используют в изготовлении картины, приклеивая к основе.

Некоторые художники рисуют фон картины акварельными красками.

— Несмотря на кажущуюся простоту исполнения, ошибана — это не просто аппликации из засушенных листьев и цветов, а широкое поле для творчества, — считает Александра Захарова.

Зимний пейзаж из природных материалов выглядит как нарисованный красками. Фото из архива Александры Захаровой.

  • Фото из архива Александры Захаровой.

  • Вдохновение севером

    Попытки собрать гербарий Александра Захарова предпринимала, еще живя в Республике Коми. Но каждый раз завершались неудачей. Листья и растения быстро увядали и теряли цвет. Сохранить их красоту не получалось. Поэтому, как только появились курсы по флористике, будущая художница пошла учиться.

    — На курсах я узнала, как правильно сушить заготовки, на какой бумаге раскладывать листья, какой клей подходит для гербария, — поясняет женщина.

    Искусство ошибаны она постигала с помощью специальной литературы и мастер-классов в интернете. Красота дикой северной природы вдохновляла ее на творчество.

    — Растительный мир Кубани и Коми сильно отличаются друг от друга, — говорит художница. — В северной республике природная красота более сочная, «спелая», а в Краснодарском крае она скромнее, несмотря на то, что здесь изобилие цветов.

    Развитие ее творчество получило после переезда в Армавир, где она познакомилась с преподавателем живописи Юлией Луганниковой. Александра Захарова ходила к ней на уроки рисования. Вторым ее наставником стал и известный местный художник Николай Бородавко. Благодаря учителям Александра Захарова пишет картины маслом и участвует в выставках.

  • Материалы для картины — листья, лепестки цветы, травы, тополиный пух — Александра Захарова собирала, что называется, под ногами. Фото из архива Александры Захаровой.

  • Краски под ногами

    Материал для ошибаны буквально лежит под ногами — только наклонись и возьми.

    — В работах часто использую мхи, лишайники, папоротник, белолистник, крестовник. Материал собираю повсюду. Например, засушиваю герань, которая растет дома. Хожу в лес или в поля. В скверах собираю осенние листья клена. Правда, люди не всегда понимают, зачем это делаю, — смеется Александра Захарова. — Меня принимают за травницу. Иногда прохожие подходят ко мне и спрашивают, от каких болезней помогает заварка из листьев, которые беру с собой.

    Материалом для работы может послужить что угодно: кожура банана или баклажана, шелуха от лука, некоторые виды морских водорослей. Среди самых экзотических растений, которые она использует в работе, — северные мхи. Как уверяет Александра, они гораздо красивее, интереснее по форме и структуре, чем кубанские.

    При себе у жительницы Армавира всегда есть ножницы и пакет, чтобы унести домой понравившееся растение.

    — Например, олений мох имеет разные оттенки. Когда в мрачный, несолнечный день оказываешься в лесу, подстилка из мха буквально освещает деревья снизу, и кажется, что темноты нет, — пояснила художница.

    А вот с экзотическими цветами Александра Захарова работать не любит. Их тяжело засушить, они теряют свой цвет и становятся хрупкими.

  • Фото из архива Александры Захаровой.

  • Справочник-сушилка

    На изготовление картины в технике ошибана уходит обычно несколько дней.

    — Если картина 20 на 30 сантиметров, то на нее уйдет от трех до семи дней, — пояснила Александра Захарова. — Скорость зависит и от настроения.

    Как признается художница, самое сложное в ее увлечении не создание картины, а подготовка материала. Сушка листьев и растений – самая кропотливая и долгая часть работы.

    Чтобы высушить растения, необходима газетная бумага. Специально для этого армавирка запаслась огромными справочниками из нее. В них она закладывает собранный материал. Через два дня каждый листок и травинку нужно вынуть и переложить в другой справочник, потому что в бумагу растения выделяют влагу.

    На это уходит около четырех часов. Выполнять такую операцию следует каждые два дня в течение недели-двух. Только так можно получить хорошего качества материал.

    Бытовую технику для подсушивания растительного материала художница не использует из-за опасности повредить его. Утюгом Александра Захарова подсушивает только лист от кукурузного початка.

    Картины, выполненные в технике ошибана, по словам художницы, как человек, проходят несколько жизненных стадий: расцвет, увядание и старость.

    — У меня сохранились первые картины. Им более 20 лет. Некоторые поблекли, но и в этом есть своя изюминка, — говорит женщина.

    В основном картины, выполненные в технике ошибана, сохраняют красоту до четырех-пяти лет. Дольше всего «живут» работы, изготовленные из осенних листьев.

    Легкое небо

    Александра Захарова любит творить под музыку. Для этого выбирает спокойные инструментальные мелодии, чтобы полностью сосредоточиться на кропотливой работе.

    В ее рабочем арсенале — высушенные растения, ватман, ножницы, кисточка и клей ПВА. Остальные виды клея изменяют структуру растений и обесцвечивают их.

    Иногда художница использует акварель.

    — По правилам фон должен быть выложен из листьев, но я считают что краски дополняют картину. Например, акварель делает небо более легким и воздушным, — поясняет армавирка.

    Крайне редко Александра использует гуашь.

    Ошибана — не единственный вид искусства, в котором проявился талант Захаровой. Она постоянно пробует себя в новых жанрах. Ее пейзажи, портреты, натюрморты, написанные маслом, армавирские любители живописи встречают на проходящих в городе выставках. Другое увлечение художницы — славянские куклы-обереги, которые она дарит друзьям.

Поделиться в социальных сетях:

Бумага, клейстер, растения и терпение – Naturanaute

Таинственное название для не столь загадочного занятия… около месяца назад я принял участие в семинаре по гербарию , организованном Ботаническим институтом Южного Лондона (SLBI). Хотя я и раньше создавал гербарий (в том числе гербарий для бакалавриата со 100 растениями, мучительно пришитыми к листам толстой бумаги), у меня никогда не было возможности увидеть, как это делают «профессионалы». Это была уникальная возможность открыть для себя секреты ремесла, так как семинар проводили два специалиста по гербарию из Kew Gardens:

Эксперты в действии!

Расположенный в типичном викторианском таунхаусе на юго-востоке Лондона, SLBI был основан в 1910 году увлеченным ботаником Алланом Октавианом Хьюмом после многих лет службы в Индии и с тех пор является местом, где ботаники всех возрастов и интересов могут поделиться своими знание. Гербарий содержит более 100000 экземпляров цветковых растений, мхов или печеночников, в основном собранных в 1800-х годах (хотя новые все еще добавляются) и хранящихся в странных сделанных на заказ черных железных ящиках.

Некоторые интересные экземпляры хвоща (правый рисунок — образец Equisetum arvense , полевой хвощ , собранный в 1903 году в Йоркшире) и старые металлические ящики, используемые для безопасного сбора растений в поле:

90 002 Но с визитом пора было приступать к работе! Протокол , используемый для монтажа, был разработан У. Х. Гриффином, ботаническим помощником Хьюма, и аналогичен протоколу, используемому в Кью. Это во многом вопрос личного/регионального/исторического предпочтения : все образцы, над которыми я работал в Национальном ботаническом саду Бельгии, были прикреплены к листам с помощью гуммированных полосок , но некоторые учреждения предпочитают клей образцов, поскольку он предотвращает деградацию при частом обращении с листами. Клей водорастворимый , поэтому его можно легко удалить:

Склеенные (слева) и полоски (справа) экземпляры Leycesteria formosa

Протокол сам по себе длинный (напишите мне, если хотите больше подробностей, или попробуйте посетить другой семинар SLBI 🙂 ), но вот основные шаги:

1) Поместите этикетку (s) на лист и аккуратно расположите образец так, чтобы он хорошо выглядел и чтобы можно было легко  разглядеть полезные идентификационные признаки (например, нижнюю сторону листа).
2) Сделать маленьким карандашом отметки чтобы запомнить положение и удалить все с листа.
3) Положите образец обратно на газету (желательно выбрать неинтересную вам страницу, чтобы не отвлекаться!), стороной для склеивания вверх, и приступайте к нанесению клей , с бутылкой, карандашом или кистями.

Нанесение клея… немного неаккуратно

4) Как только все будет склеено, переверните образец на газету и нажмите – это удалит излишки клея и распределит его.
5) Поднимите растение и поместите его на лист (помните те пометки карандашом, которые вы делали ранее!), используйте маленькие грузики , чтобы удержать его на месте.
6) Используя влажную губку , промокните все растение (особенно стороны листьев и стебля), чтобы удалить излишки клея.

Весь необходимый материал на этой картинке!

7) Приклеить этикетки , положить вощеную бумагу и положить образцы под мешок с песком для сушки…

Готово… ну почти

И вуаля… Мой экземпляр Lythrum salicaria (вербейник пурпурный) не т выглядит слишком плохо, не так ли?

Выглядит лучше, не так ли?

Если вы думаете, что это было сложно, взгляните на этот потрясающий образец Stachys sylvatica , сделанный Griffin, где вы можете увидеть все стадии развития. Образец или произведение искусства, можно только гадать!

Хронология растений

SLBI организует семинары, лекции, обзоры и ярмарки растений в течение всего года, и я действительно с нетерпением жду возможности посетить другие интересные мероприятия. На случай, если вам наскучит гербарий, есть также библиотека , полная интересных книг, красивая оранжерея и сад  с лекарственными и австралийскими границами…

Теплица, полная чудес

Нравится:

Нравится Загрузка. ..

Tagged:
  • Аллан Октавиан Хьюм
  • гербарий
  • лондон
  • монтаж растений
  • slbi
  • Ботанический институт Южного Лондона
  • мастерская

Мэдж Эверс: Новый гербарий 9000 1

Споры, рассыпанные по твоим щекам, как веснушки, запустились из ордовикской эпохи. Полные легкие выхлопа — это древний солнечный свет, запеченный в мезозойских папоротниках. Мы осаждаем прошлое. А мы силуэты из плоти этих забытых лесов и болот. Каждому существу была придана форма давлением доисторических экосистем.

Мастерская уловка Мэдж Эверс Новый гербарий заключается в том, что благодаря использованию современных материалов — спор грибов тыквы, цветков кизила, черной пастельной бумаги — она увековечивает отсутствующие материалы: условия окружающей среды, которые, хотя их нельзя вдавить в бумагу, они вызвали к жизни эти современные грибные, растительные силуэты. Профессор биологической антропологии Терренс Дикон называет эволюционные адаптации «фотонегативами» конкретных сред, которые в силу медленного темпа эволюции уже исчезают к тому времени, когда в ответ появляется специфическая грибовидная морфология или форма крыльев. И в работе Эверса именно этот фотонегативный эффект — сатиновая скользкость лунного света на цветке кровоточащего сердца, мерцающая в темноте зубчатая окантовка грибовидной жабры — вызывает не отдельный вид, а паутину потерянных отношений. Каждое существо обретает форму благодаря существенному эволюционному отсутствию: тем запутанным отношениям, которые научили его расти, изменяться и выживать из поколения в поколение.

В каждом из этих произведений Эверс вызывает другого нечеловеческого художника: саму эволюцию. В «Неси факел» негативное пространство открывает портал в глубокое время. Мы погружаемся через осевшие споры в первоначальную известковую грязь, которую микоризные грибы исследовали с помощью гифальной нити. Мы воспринимаем и растения, и грибы как песни о любви к тому незарегистрированному моменту, когда предки горько-сладкого и горчичного зеленого проникли в корневища грибов и научились пускать корни и выживать на суше. Эверс смотрит на присутствие как на форму, оставленную исчезновением. Она показывает, что, хотя гриб или стебель фенхеля могут выглядеть как единое существо, на самом деле это запутанная ода серии отношений, простирающихся как назад, к девонским лесам, так и вперед, в будущие формы, которые пока еще немыслимы.

— Софи Стрэнд, приглашенный эссеист

«Все разлагается, и многое разлагается обратно в почву, и эта почва питает новую жизнь, и, возможно, лучшее, что может сделать творческая работа, — это компостировать почву, чтобы, незапомненная, она становится пищей новой эпохи, или, вернее, съеденная, переваренная, самим сознанием той эпохи». — Ребекка Солнит 1

Идет дождь, и я иду следом, бродя по грунтовым дорогам и пригородным тротуарам. Я ищу светящиеся тыквенные фонари у подножия деревьев и красную шапку Цезаря, выходящую из-под земли в форме яйца. Я подхожу к уничтожению ангелов с осторожностью, а кольца фей — с восторгом. Яркие или простонародные, грибы полагаются на животных, насекомых или ветер, чтобы перенести свои похожие на семена споры на плодородную почву. Я тоже разбрасываю споры грибов, но не для того, чтобы сделать мясистую поганку, а для того, чтобы создать двумерное изображение на бумаге. Этот артефакт называется отпечатком спор и используется фунгофилами и производителями псилоцибина для идентификации грибов.

Серия New Herbarium переосмысливает многовековой процесс сбора и сохранения растений для науки и искусства. Для традиционных гербариев ботанические образцы прессуются и располагаются на бумаге. Моя техника отходит от традиции, когда я кладу собранный гриб жаберной стороной вниз поверх растений, которые затем служат трафаретами. После того, как миллиарды спор, содержащихся в жабрах или порах гриба, высвобождаются, они падают и оставляют следы на бумаге. Силуэты листьев и лепестков представлены спорами с органическими узорами, фотографическими деталями и различной текстурой.

Композиции демонстрируют древнее и тесное сотрудничество, в котором «растения и микоризные грибы воплощают коллективное процветание, которое лежит в основе нашего прошлого, настоящего и будущего . 2 Как и все гербарии, каждое изображение представляет собой срез времени и места. Форма листьев указывает на процесс фотосинтеза, от которого зависят экосистемы. Пыльные споры вызывают в воображении силы грибов, отточенные веками, чтобы проложить путь для растительной жизни, исцелить и накормить нас, а в некоторых случаях и свести с ума.

Ученые раскрывают тайны микоризы, симбиоза между грибами и растениями, тем самым углубляя наше понимание неизменной гибкости царства грибов. Грибы миллиарды лет решают проблемы посредством взаимного, но не всегда равноправного обмена с другими формами жизни.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts