Как лучше учить стихи наизусть быстро: Как учить стихи наизусть быстро. Советы учителя литературы — Преподавание в начальных классах — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Как правильно учить стихи с детьми дошкольного возраста

Музыка стиха сопровождает человека с самого рождения: потешки, считалки, колыбельные песенки. Стихотворение для ребёнка – это, прежде всего, ритм. Младенец не отвык ещё от упорядоченных звуков биения материнского сердца, поэтому любое ритмичное звучание делает его спокойным и счастливым.

О влиянии стихов на детей знают все хорошие детские поэты. Даже ребёнку двух-трёх лет понятны самые сложные чувства, если они высказаны в стихотворении. Волшебное звучание стиха сильнее его смысла. Дошкольники легко воспринимают и любят сказки Пушкина, хотя там есть непонятные слова и длинные предложения. Так что читать ребёнку стихи нужно с самого рождения.

Начинать учить стихотворения нужно как можно раньше

Детский фольклор сопровождает каждое действие ребёнка. Попробуйте поступать так же. Умывая малыша, приговаривайте:

Водичка, водичка!

Умой моё личико…

Старайтесь чаще употреблять к месту зарифмованные пословицы и поговорки, они тоже ритмичны. Во многих семьях есть традиция сочинять стишки (мальчик-зайчик, киска, съешь сосиску, Свете дам конфету). Взрослые, в чьих семьях была такая традиция, с наслаждением сочиняют разные рифмованные поздравления и знают наизусть много стихов.

Если ваш малыш с грудного возраста слышал ритмичную речь, если каждое движение его младенчества сопровождалось потешками и закличками, он будет учить стихи легко и с удовольствием, без усилий с вашей стороны. Есть дети, которые в два-три года легко рассказывают наизусть «Муху-цокотуху» или «Мойдодыра». Думаете, родители говорили им: «Давай выучим ещё строчечку, повторяй за мной»? Нет, им просто читали вслух много раз. А может быть, им рассказывали наизусть, ведь дети легко подражают и всегда просят: «Почитай!» Так читайте им те стихи, которые хотите с ними выучить!

Никакого насилия!

Дошкольники не любят учиться, они любят играть. Это младшего школьника (и то не каждого) можно уговорить: «Нужно выучить стихотворение, потому что задали». Если дошкольнику нужно выучить стихотворение на утренник, а он не хочет, не взывайте к его разуму или сознательности. В лучшем случае он подумает, а в худшем скажет: «Тебе надо – ты и учи».

Прежде всего, разберитесь, почему он не хочет учить. Чаще всего так бывает, когда дошкольник занят чем-то другим, что для него важнее, то есть какой-то своей игрой. Включите стихотворение в игру – и дитя выучит его быстро и с радостью. Универсальная фантазия: заданное стихотворение – это волшебные слова, которые нужно сказать, чтобы… (дальше по смыслу игры).

Но бывает, что дошкольнику просто лень учить, он хочет отдохнуть. Тогда придётся вовлечь его в вашу игру. Придумайте сюжет сами. Девочкам может понравиться такой: «Ты воспитательница или учительница и учишь с мишками стишок» (повторять каждую строчку за каждой разными голосами). Мальчики могут разучить новый марш со своими солдатами. Смысл таких упражнений – в многократном повторении текста с разными интонациями.

Как помочь запомнить стихотворение наизусть

  • Лучшие моменты нашего детства связаны со стихами. Мы помним интонации и облик мамы или папы, читающих нам. Стихи – это праздник. Создайте у ребёнка праздничное настроение.
  • Стихи – это ритм. Часто рекомендуют бросать друг другу мячик, произнося следующее слово. Для ребёнка поймать мячик – трудное задание, оно требует сосредоточения. Дошкольнику тяжело следить и за мячиком, и за словами. Но мячик может помочь! Нужно стучать им об пол, читая стишок. Такая работа механическая, не будет отвлекать. Можно хлопать в ладоши в ритм стиха, а ещё лучше – ходить. Ходьба естественна, не мешает работе мозга. Прошагайте каждое стихотворение – и без усилий выучите его.
  • Стихи – это образы. В фильме «Без семьи» старший брат помогает младшему выучить стихотворение: «Ты должен видеть всё, о чём говоришь». Можете описать малышу образы стихотворения. Только не пересказывайте подробно, потому что поэт уже сделал это лучше вас. Добавьте к образам конкретику, чтобы картинка стала как живая.
    Например, в стихотворении Сергея Есенина «Поёт зима, аукает»: «Слышишь, как воет вьюга, свистит ветер? Ветви сосен лохматые от снега, качаются на ветру. Видишь рваные облака на небе? А воробышков, прижавшихся к окошку? Они похожи на бедных деток-сироток, ждут тепла, солнышка». Можно вообще ничего не говорить, а просто с закрытыми глазами представить, что читает мама. Лучше всего читать книжку с яркими картинками. Можно нарисовать, но если малыш любит рисовать. Помните: никакого насилия.
  • Стихи – это смысл. Не нужно задавать вопрос: «О чём это стихотворение?» За годы школы ребёнок достаточного наслушается этого вопроса. Лучше спросите: «Что ты увидел, услышал, почувствовал?» Если в стихотворении есть непонятные слова, не обязательно прояснять их смысл. Незнание слова может не мешать увидеть образ. Например, в стихотворении Есенина есть строчки: «А вьюга с рёвом бешеным стучит по ставням свешенным и злится всё сильней». Даже если дошкольник не знает, что такое ставни, он увидит и услышит картинку.
    Некоторые дети понимают слова неправильно, но именно они помогают запомнить образ и стихотворение: «В трусишках зайка серенький под ёлочкой сидел».
  • Стихи мелодичны. Можно выучить стихотворение как песенку. Её запомнить легче, но трудно потом превратить снова в стихи. Лучше отбивать ритм, воспользовавшись ударными инструментами: барабаном, бубном, ложками.
  • Стихи – это интонация. Всегда читайте стихотворение выразительно. Ребёнок не должен слышать монотонного чтения. Иногда советуют много раз проговаривать стихотворение по строчке в присутствии ребёнка, бубнить его, чтобы он, хочет того или нет, запомнил слова. Это плохой совет! Может быть, так запомнится данное конкретное стихотворение, но стихи потеряют для малыша и смысл, и очарование. Интонированию нужно учить с детства на собственном примере. Дети, которые до школы не умеют читать стихи выразительно, научатся со временем расставлять логические ударения, но не смогут выражать эмоции, заложенные в стихах, так, как те, кто делал это с младенчества.
  • Стихи – это часть нашей жизни. Их нужно учить постоянно. Чтение стихотворения наизусть упорядочивает мысли, успокаивает эмоции. У дошкольников благодаря чтению наизусть развивается память. Дети, которые знают много стихов, хорошо учатся всем предметам.

Какие стихи учить с дошкольниками

Учите всю детскую классику: Пушкина, Ершова, Михалкова, Маршака, Барто, Чуковского, Пивоварову, Мориц, Заходера. Можно заучивать стихотворения о природе Пушкина, Фета, Майкова, Некрасова, Никитина, А.К. Толстого, Есенина, Блока.

Как вредно учить стихи с детьми

  • Нельзя учить плохие стихи. Если вы купили книжечку неизвестного вам детского поэта, подумайте, достойно ли его творчество вашего внимания. Воспитывайте вкус ребёнка. Лучше откажитесь учить плохие стихи на утренник, предложите вместо них хорошие на ту же тему.
  • Не сердитесь, не раздражайтесь. Не ругайте ребёнка, если он не может выучить. Учить стихотворение – это не наказание, а удовольствие.
  • Нельзя учить стихи монотонно. Так вы убьёте и радость, и поэзию.

Как быстро и правильно учить стихи наизусть

вс., 24.09.2017 — 17:38 — lunarossa90

Запоминание стихотворного текста – важнейший инструмент образовательного процесса. Начиная с детского сада, где малыши рассказывают короткие четверостишья на утренниках, и, заканчивая старшей школой, когда приходится заучивать величественные произведения с философским подтекстом. Лишь немногие признают, что любили в детстве заучивать стихотворения. Большинство же сходятся во мнении, что зубрежка поэтических строк – пустая трата времени. А как учить стихи наизусть быстро и правильно, с минимальной потерей времени и максимальной пользой, и вовсе разобрались единицы.

Содержание:

  1. Зачем учить стихи?
  2. Как правильно учить стихи
  3. Полезные подсказки

Зачем учить стихи?

Прежде чем заставлять своего ребенка заучивать строчки, необходимо четко прояснить для себя и него, каково положительное влияние подобных упражнений.

  1. Развитие памяти. Систематическое учение рифмованных строчек – отличная тренировка. В детстве через простейшие рифмовки вроде «Наша Таня громко плачет – уронила в речку мячик» мы медленно начинаем осваивать возможности собственного мозга, вырабатывая собственные механизмы запоминания и, тем самым, развивая умственные способности. Не редкость, когда уже будучи взрослыми, мы пытаемся зарифмовать сложнейшую информацию в простые стишки, дабы она осела в голове.
  2. Развитие личности. Выступая в детском садике перед толпой одногруппников и их родителей, ребенку куда проще продекламировать небольшой стих, чем выступить с коротким текстом. Зарифмованные строки мелодичны, их легче прочитать с выражением и труднее забыть (подсознание само собой ищет нужное слово, как только заканчивается предшествующая фраза). К тому же, современный мир предлагает неограниченное количество стихотворных произведений, которые легко можно отыскать в интернете, начиная работами авторов-любителей и заканчивая именитыми классиками, поэтому каждый учащийся может найти стихотворение по душе, что влечет за собой развитие личностных интересов.
  3. Совершенствование дикции и речи. Не каждый способен осилить многотомное классическое произведение, а в бульварном романе полезных для сочинения слов не почерпнешь. Стихотворения – другое дело. Краткие и лаконичные, они наполнены различными литературными приемами, сложными и простыми предложениями, метафорами и сравнениями. Все это способно значительно обогатить речевой запас учащегося, а декламация стихов вслух является прекрасным способом натренировать дикцию.

Как правильно учить стихи

Существует немало индивидов, которые от рождения обладают неплохой памятью и способны быстро запомнить несколько четверостиший без особых усилий. Но что же делать тем, кому даже несколько строк никак не даются? Лингвистические специалисты утверждают, что запоминание поэтических опусов доступно каждому, достаточно лишь использовать определенные приемы.

  1. Обязательно прочтите произведение вслух.
    Стихи исторически предназначались для того, чтобы зачитывать их кому-либо, например, аудитории или возлюбленной. Первый раз изучаемую работу необходимо читать медленно и вдумчиво, обращая внимания на границы предложений и предполагаемые автором интонации. Проговаривание стихотворения «с листа» помогает также уловить его ритм и настроение. Не нужно стесняться читать с выражением, нет ничего хуже бесчувственной поэзии. Ещё один вспомогательный вариант перед непосредственно заучиванием наизусть – переписать стих, можно даже несколько раз.
  2. Внимательно разберите стихотворение.
    Как правило, на уроках в школе учителя сначала занимаются анализом, а потом дают определенный стих на заучивание. Однако, это не всегда так, поэтому не лишним будет попытаться отыскать смысл произведения самостоятельно. К тому же, классические образцы часто исполнены в непривычной современному человеку манере, с множеством архаизмов (устаревших слов), значение которых нужно непременно узнать. Благо, необходимость отстаивать длиннющую очередь в библиотеку за одним-единственным учебником или энциклопедией отпала. Интернет полон аналитических сайтов, способных донести смысл произведения даже любителям точных наук.
    К слову о смысле – постарайтесь прочувствовать произведение. Возможно, герой или сюжет не покажется близким, но отнюдь не так уж сложно хотя бы попытаться представить себя в непривычном амплуа. Визуализируйте ситуацию. Можно даже что-то зарисовать, или найти фотографию актера, который бы подошёл на роль героя, или картинку с пейзажем. С четким визуальным образом запоминание пойдет легче.
  3. Разбивайте стихотворение на смысловые отрывки.
    Многие ошибочно полагают, что стихи нужно учить по четверостишьям. Эта методика в корне неверна, так как часто одну мысль автор выражает в двух строфах, а следующей отдает на откуп уже шесть или восемь. Разрыв смысловых частей образует в голове настоящую кашу. Именно поэтому нужно четко следовать за мыслью писателя и, после заучивания очередного куска, непременно перечитывать все стихотворение от начала до конца. Только так смысл не будет утерян.
  4. Учите стихотворения вне программы.
    Один-два стиха по заданию учителя – слишком мало для постоянной тренировки памяти. Если хочется добиться приемлемого результата и не стопорится на каждом следующем задании, необходимо давать мозгу дополнительную нагрузку. Совсем не обязательно заучивать длинные поэмы, но несколько небольших стихотворений в месяц, помимо заданных, значительно улучшат имеющиеся навыки. К тому же, для дополнительной практики можно выбрать что-нибудь на свой вкус.

Полезные подсказки

  • Стихотворения лучше учить перед сном. За ночь наш мозг успевает переосмыслить невероятное количество информации, в том числе, систематизировать и утрамбовать в подсознании поэтические строки.
  • Не стоит пытаться выудить из памяти позабытое слово или строфу – лучше сразу обратиться к тексту. Если пауза затянется, мозг может запомнить этот горький опыт и останавливаться на одном и том же месте раз за разом.
  • Прочитанное стихотворение можно записать на диктофон и слушать в любое время, например, по дороге на занятия.

Главное, что нужно усвоить – при заучивании стихотворения необходимо задействовать все возможные инструменты собственного организма. Глаза – когда читаем, уши – когда слушаем диктофонную запись, рот – когда проговариваем, руки – когда переписываем. Можно даже потанцевать под ритм стиха, если захочется – возможно это и не поможет, но точно поднимет настроение!

Нравится

  • Вверх

    62

  • down

    46

Почему стихи и проза актуальны

Этот контент содержит партнерские ссылки. Когда вы покупаете по этим ссылкам, мы можем получать партнерскую комиссию.

Заучивание стихов — мой образ жизни. Поэзия поднимает настроение в наши самые мрачные дни, и естественно сохранять в памяти наши любимые произведения. Когда я был моложе, мы с мамой часами запоминали отрывки для экзаменов. Мы не успокоимся, пока я не проговорю всю пьесу наизусть. Если бы я пропустил строчку, мы бы начали сначала! Хотя эти учебные занятия были изнурительными, они помогли мне запомнить материал моего класса!

Перенесемся в 2005 год, когда я встретил свое сообщество поэтической терапии. Месяц за месяцем я приходил и делился ценными стихами. Запоминание снова вошло в мой мир, но теперь через призму искусства. В результате я подружился со многими людьми, с которыми до сих пор (виртуально) общаюсь! Заучивание наизусть перешло к более доступному способу понимания.

Мои размышления заставили меня задуматься о том, почему заучивание стихов необходимо для хорошего самочувствия. Этот пост охватывает как классические, так и современные поэтические формы. Я также взгляну на то, что критики говорят о поэзии в целом!

Заучивание поэзии для академиков

В конце 1800-х поэзия доминировала в нашей учебной программе. Такие поэты, как Вордсворт и Уильям Блейк, играли важную роль в образовании детей. Заучивание стихов высоко ценилось. Социальные навыки процветали бы, если бы можно было читать наизусть сонеты Шекспира. Уверенность в себе в академических кругах перешла в более здоровую жизнь.

Поэзия с размерами также имеет укоренившийся разговорный ритм в каждом произведении. Например, «Ода жалости» Джейн Остин в равной степени лирична и прекрасна. Ее поэзия (а позже и ее романы, такие как Чувство и чувствительность ) излучали красоту. Запоминание стихов было формой искусства, строки были приправлены ритмичными битами.

Более того, механическое заучивание способствовало сильной самодисциплине. Считалось, что поэтические стихи усиливают глубокое понимание литературы. Острый ум в сочетании с образованием привел к благополучному существованию. Таким образом, поэзия открыла дверь к успеху! Никто не придрался к такому путешествию!

Photo by Thought Catalog на Unsplash

Внезапный сдвиг

В начале 20 века изменилось выражение поэзии в языке. Сначала лирический размеренный стих перешел в повествовательный формат прозы. Затем важность более выразительного течения мысли начала распространяться в академическом мире. Постепенно люди отказались от пятистопного ямба в обмен на открытый формат свободного стиха. Запоминание по-прежнему уважалось, но творчество теперь очень поощрялось.

Кроме того, люди считали дозированную форму ограничительной по своей природе. Например, сонет придерживается строгого пятистопного ямба. Красиво сказано, но тяжело пишется. Напротив, в прозе нет структурных ориентиров. Нужно только выплеснуть свои мысли на страницу. Теперь сохранить поэзию стало намного проще, ведь мы делимся кусочками своей души.

Устная поэзия для запоминания

Устная поэзия характеризуется рифмовкой, повторением и игрой слов. Он приобрел популярность в середине 1960-х благодаря поколению Beat Poet. Позже он охватил жанры рок и хип-хоп 80-х и 90-х годов. Устное слово стало долгожданным выходом для запоминания из-за его демократических корней. Теперь люди хотели создавать произведения, полные жизни.

Не поймите меня неправильно, классическая поэзия жизненно необходима! Он занимает ценное место в искусстве. Проза и устная поэзия только расширяли границы творчества. У нас есть свобода выбора поэтической формы, которая нам больше всего подходит.

Запоминать стихи? Почему?

В последние годы поэзия подверглась резкой критике. Такие вопросы, как «Имеет ли поэзия значение?» и «Зачем учить поэзию?» вторгается в нашу культуру. Статьи с надписью «Может ли поэзия иметь значение?» вызывает частые споры. Поэтические формы только для колледжей, не более того. Люди, которые любят поэзию? Поэты, конечно, но никто другой!

Более того, недавнее решение Ofqual сделать поэзию необязательной значительно снижает ее значение в английской лит. Зачем запоминать стихи, если их даже не нужно учить? Хотя я понимаю, что это только временно, это все равно посылает тонкий сигнал: вам не нужна поэзия. Я не мог в это поверить!

Запоминание поэзии допустимо

Поэзия продолжает оставаться сильным эмоциональным выходом. Пока общественные места закрыты из-за пандемии, группы перешли на виртуальную сцену. Вечера с открытым микрофоном и семинары по поэзии заполнены людьми, которые делятся стихами, которые запомнились. Лично мне нравится делиться поэзией Майи Энджелоу. Я говорю о «И все же я встаю» со всеми, кто готов меня слушать!

Подводя итог, можно сказать, что заучивание стихов приводит к дару. Однажды запомнив стихотворение, оно останется с вами на всю жизнь. Как надежный друг, он утешит вас в самые трудные времена. Цитируя Руми: «Позвольте себе молча тянуться к более сильному притяжению того, что вы действительно любите. Это не собьет вас с пути».

Дополнительные ссылки

Чтобы получить дополнительную информацию о поэзии, вот хорошие места для начала:

Советы по чтению поэзии для людей, которых поэзия пугает — замечательная статья для тех, кто не уверен в том, стоит ли окунуться в поэзию!

О запоминании поэзии — личный опыт еще одного участника этого творческого ремесла!

Помимо запоминания как метода обучения

В зависимости от этого наступает время, когда с каждым новым знанием вы забываете то, что знали раньше. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы бесполезные факты не вытесняли полезные. » — Шерлок Холмс, Этюд в стиле Скарлетт

Заучивание наизусть давно стало бастионом современного образования. Запоминайте буквы. Запоминайте звуки. Заучивайте стихи, чтобы читать их перед толпой.

Запоминание против понимания

С самого начала государственного образования в Соединенных Штатах запоминание (и перечисление фактов) играло важную роль в классах и оценках на всех уровнях.

В какой-то момент человеческий мозг достигает предела своих возможностей и больше не может запоминать. Становится необходимым, как говорит Шерлок Холмс, забыть что-то, что вы знали раньше. Таким образом, студенты обучаются запоминать то, что им нужно для теста, а затем отбрасывают эти факты после завершения теста.

Учащийся может окончить среднюю школу со средним баллом 4.0, но при этом очень плохо понимать (или помнить) предметы, в которых он предположительно преуспевал.

Помимо школьного класса, университеты и высшие учебные заведения оценивают по другой шкале – понимание и анализ. Гуманитарное образование в университете и подход к обучению на уровне выпускников с сократовской точки зрения. Задавайте вопросы, обдумывайте ответы, спорьте, анализируйте, обсуждайте. Тесты с несколькими вариантами ответа остались в прошлом. Вместо этого нормой становятся открытые тесты, совместные проекты или презентации, а также статьи, основанные на обширных аналитических исследованиях.

Из-за этих двух разных подходов к обучению — запоминания и понимания — многие учащиеся испытывают трудности при переходе из средней школы в колледж. Перейти от механического запоминания на всю жизнь к пониманию концепций на глубоком уровне — непростая задача. Многие ученики, которые сильно полагаются на запоминание в старшей школе, поступают в колледж, не обладая навыками критического мышления, необходимыми для достижения успеха.

Больше не запоминать!?

Тем не менее, мы не должны слишком быстро отвергать заучивание как слишком устаревшую тактику для наших современных чувств. Для этого еще есть место в академической карьере студента. «Защитники запоминания правы: ошибочно преуменьшать фактическое знание, как если бы ученики могли научиться критически рассуждать без информации для рассуждения. Противники запоминания тоже правы: заученное знание и вполовину не так полезно, как реально понятое знание» (Бен Орлин, 9 лет).0015 The Atlantic , 2013).

Как насчет «Реальной жизни»?

Правда так называемой «реальной жизни» предполагает, что почти все, с чем вы столкнетесь, похоже на тест с открытой книгой. Google буквально у нас под рукой для любого факта, который мы хотим перепроверить. Студентам не нужно становиться машинами для запоминания, чтобы преуспеть в жизни. У нас есть фактических машин для этого.

Вместо этого учащиеся получают значительные преимущества от глубокого понимания концепций и поиска способов творческого применения полученных знаний в учебных программах и предметах. Это то, что машина не может воспроизвести.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts