Как между собой связаны мышление и речь: 1) Как связаны мышление, речь и деятельность человека? 2) Какие этапы в своем развитии проходит

Предлагаемое учебное пособие преследует цель восполнения недостатка учебной литературы по третьему разделу курса «Общая психология», читаемого студентам, обучающимся по специальности «Психология»


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации


Введение

Предлагаемое учебное пособие преследует цель восполнения недостатка учебной литературы по третьему разделу курса «Общая психология», читаемого студентам, обучающимся по специальности «Психология». Обилие монографий и учебников, достаточно полно раскрывающих вопросы строения, функционирования и развития процессов мышления, воображения, речи, но лишь в отдельных их аспектах, не компенсирует дефицит учебной литературы, интегрировано отражающей проблемы вербально-логических процессов и путей, ведущих к их формированию. В данном пособии освещаются различные теоретические подходы как отечественных, так и зарубежных авторов к сущности мышления, воображения, языка и речи, их видам, индивидуальному и историческому развитию этих процессов. Рассматриваются различные исследования мышления и речи, раскрывающие их происхождение, а также детерминанты генезиса умственной деятельности и вербальных функций.

Поскольку любое научное понятие наиболее успешно усваивается в сравнении с более общими и соподчиненными понятиями, автор пособия предлагает читателям постоянно соотносить изучаемые познавательные процессы с уже знакомыми им психическими явлениями, например восприятием, памятью, сознанием и др. Рассматриваются проблемы соотношения мышления и речи, языка и речи, воображения и мышления, мышления и интеллекта, различных видов мышления, видов речи и т.д. Предлагаемое пособие соответствует требованиям государственного образовательного стандарта, предъявляемым к содержанию дисциплины «Общая психология. Часть 3». Данное пособие призвано помочь студентам при повторении и более глубоком понимании содержания лекционного материала, а также может быть основой для подготовки к семинарским занятиям по изучаемому курсу и теоретическим фундаментом общего психологического практикума. Автор не скрывает своего пристрастного интереса к ранним формам мышления и речи, что выразилось в детальном анализе проблем, связных с историческим развитием этих процессов.

Данная работа является попыткой многоаспектного охвата мыслительной и речевой деятельности, в том числе анализа рассматриваемых процессов с точки зрения их патологического протекания, т.к., изучая нарушения психического свойства, мы наилучшим образом познаем механизмы его функционирования в норме. На наш взгляд, благодаря некоторому выходу сведений, содержащихся в учебном пособии за пределы, определенные государственным образовательным стандартом, расширяются возможные направления развития учебных, научных и в целом познавательных интересов студентов, а также создается основа совершенствования их профессиональных знаний.


1. Предмет и методы исследования в психологии мышления

План:


1.1. Мышление в непсихологических науках

1.2. Предмет психологии мышления

1.3. Специфика мышления как психического процесса

1.4. Методы исследования мышления.

1.1. Мышление в непсихологических науках [42]

В философии понятие мышления используется в очень широком смысле, иногда как синоним сознания, психики, духа, т. е. философию интересует, что является первичным – материя или мышление, можно ли познать мир с помощью мышления, как совершается это познание. В качестве объекта исследований в философии выступает мышление не конкретных людей, а родовое мышление человечества. Гносеологию интересует прежде всего конечный продукт познавательной работы человека – можно ли его рассматривать как отражение внешнего мира. Психология же интересуется самим процессом порождения этих продуктов.

Логика исследует научное, понятийное мышление, а психологию интересуют и более простые формы мышления. Объектом формальной логики являются основные логические формы мышления – понятия, суждения, умозаключения. Логику интересует правильное, истинное мышление. Психология изучает, как реально совершается процесс мышления, которое не обязательно является правильным. Психология изучает также и неадекватное и нарушенное мышление.

Социология ориентирована на изучение исторического развития познания в зависимости от социальной структуры различных обществ.

Мышление изучается и в естественных науках. Физиология изучает мозговые субстраты и механизмы мышления. Физиологов интересует динамика нервных процессов, которые реализуют мышление. Психология изучает строение самой мыслительной деятельности, ее динамику, условия возникновения, условия нарушения. На одном и том же нервном субстрате могут возникать различные процессы мышления.

Мышление изучается и в кибернетике, которая рассматривает мышление человека как информационный процесс, обобщая искусственный интеллект и мышление человека. Психология же интересуется спецификой человеческого мышления, его отличиями от информационных процессов.

1.2. Предмет психологии мышления [8; 10; 14; 18; 30; 35; 38; 42]

В работах Л.С. Выготского предмет психологии мышления не определяется. Л.С. Выготский обсуждает лишь проблему единиц анализа речевого мышления, а не мышления вообще. Предложенная им единица анализа (значение слова) не дифференцирует психологический и лингвистический аспекты.

А.Н. Леонтьев указывает на необходимость изучения психологией всего разнообразия видов человеческого мышления, а не только теоретического, словесно-логического. А.Н. Леонтьев также предлагает изучать мышление как деятельность, выделяя мотивацию, действия, операции, поскольку строение мыслительной деятельности аналогично строению внешней предметной деятельности.

По мнению С.Л. Рубинштейна, предметом психологии мышления является мышление как процесс, деятельность. Имеется в виду отграничение самого процесса мышления (предмет психологии) от его продуктов (предмет логики, гносеологии, социологии). Понятие процесса подразумевает, что мышление развертывается во времени, включает в себя этапы (начало, середину, завершение). Мышление как процесс – это непрерывное взаимодействие человека с объектом. Каждый акт мысли меняет соотношение субъекта и объекта, вызывая изменение проблемной ситуации и задачи. Всякое такое изменение вызывает дальнейшее движение мысли. Указывается также на субъектность мышления (мышление — выражение определенной активности субъекта). Представление о мышлении как процессе развивается в работах А.В. Брушлинского (мышление – искание и открытие существенно нового).

П.Я. Гальперин считает, что психология должна изучать не все мышление, а только процесс ориентировки субъекта при решении интеллектуальных задач. Точки зрения С.Л. Рубинштейна и П.Я. Гальперина объединяются следующим образом:

— необходимость выделения специального аспекта изучения мышления психологией, отказ от попыток отнести все виды мышления к компетенции психологии;

— указание на процессуальность мышления, т.е. развертываемость во времени, динамику;

— признание того факта, что мыслит субъект, от чего психолог не может абстрагироваться, в отличие от логика.

Процесс мышления описывается как взаимодействие операций анализа и синтеза, а также включает динамику и порождение смыслов, целей, оценок, потребностей.

Общепринятое определение мышления – обобщенное и опосредованное отражение объективной действительности в существенных связях и отношениях. О.К. Тихомиров предлагает такое определение мышления: это процесс, познавательная деятельность, продукты которой характеризуются обобщенным, опосредованным отражением действительности. А.В. Запорожец: мышление – это деятельность субъекта по отношению к объекту, в которой субъект воздействует на объект и испытывает сопротивление этого объекта, и таким образом познает его свойства. Я.А. Пономарев: мышление – взаимодействие субъекта с объектом.

1. 3. Специфика мышления как психического процесса [7; 33]

Мышление, как и другие психические процессы, имеет протяженность во времени, является отражением, всегда связано с потребностями человека.

Отличия мышления от других психических процессов:

— мышление возникает в проблемной ситуации, в которой есть неопределенность, вопрос. Мышление начинается с потребности что-то понять. Отличие мышления от внимания и памяти заключается в получении новых знаний с помощью применения старых алгоритмов.

— мышление отображает существенные, необходимые связи и отношения между предметами и явлениями, абстрактные свойства (не данные в непосредственном чувственном познании).

Отображение отношений может содержаться и в восприятии (пространственные отношения). Но в ощущениях и восприятии отражаются только данные в окружающей действительности отношения; отдельные, наглядные, несущественные стороны действительности в случайных, внешних сочетаниях. В восприятии существенные и несущественные свойства, случайные и необходимые связи объединены синкретически (нерасчлененно).

Внутренние, сущностные отношения могут быть отражены только в мышлении. Мышление снимает все пространственные и временные ограничения: позволяет представить бесконечно малые и большие величины, позволяет двигаться по оси времени бесконечно назад и вперед. Мышление – более высокая ступень человеческого познания, чем ощущение и восприятие.

— в мышлении больше проявляется обобщенное отражение (переход от единичного к общему и от общего к единичному). Обобщенность присуща и восприятию и представлениям. Но в мышлении обобщенность достигает такого уровня, при котором совершенно снимается чувственная основа (например, алгебра). Восприятие приобретает свойство обобщенности благодаря включению в него мыслительной деятельности. Мышление раскрывает законы (зависимости между свойствами, явлениями) действительности в отличие от восприятия, не раскрывающего общие закономерности, а отражающего единичные объекты.

— опосредованность мышления. Мышление опосредовано чувственными образами и речью. Опосредованность чувственными образами и речью также присуща восприятию и представлениям, но в мышлении она достигает своего апогея. Мышление – процесс, с помощью которого мы можем опосредованно судить о том, что скрыто от нашего чувственного восприятия. Опосредованность мышления в отличие непосредственности восприятия: привести во взаимодействие объект А и объект В и по изменению в объекте В судить о свойстве объекта А, скрытом от непосредственного восприятия – возможность заключить по воспринимаемому о недоступном непосредственному познанию. Например, чтобы заключить, какой из двух твердых предметов тверже, надо поцарапать один другим.

— в мышлении один и тот же результат можно получить разными путями. Для восприятия и моторики характерна единственность путей действия: в восприятии два различных пути действия завершаются разными результатами, например, одна и та же температура, воспринимаемая при сравнении с различными тепловыми источниками, не кажется одинаковой.

— восприятие и представление связаны с определенной модальностью (в основном зрительной). Мышление вбирает в себя все модальности одновременно.

— в отличие от восприятия, мышление выполняет функцию планирования, поскольку позволяет предвосхитить решение задачи, которая появится только в будущем.

Специфическое содержание мышления составляют понятия, суждения и умозаключения.

1.4. Методы исследования мышления [42]

Метод наблюдения. Наблюдая за действиями человека в различных естественных ситуациях, за его мимикой и пантомимикой в процессе решения задачи, можно многое узнать о мышлении (время решения, результаты, организованность мыслительной деятельности, степень сформированности отдельных умственных навыков, степень развития отдельных видов мышления). Метод наблюдения сохраняет естественность проявлений мышления. Наблюдение проводится целенаправленно, по определенному плану, с фиксацией результатов: последовательность решений или нерешений задач, протокол речевого рассуждения. Могут быть использованы технические средства записи. Недостаток – не всегда легко оценить существенность тех или иных условий для наступления изучаемого явления, относящегося к мыслительной деятельности (например, возникновение проблемной ситуации). Частично компенсируется длительностью наблюдения.

Метод эксперимента. Позволяет более четко выявлять факторы, влияющие на развертывание мыслительного процесса, повторять условия изучения и накапливать статистические данные, варьировать условия и выявлять причинно-следственные отношения. Например, образование искусственных понятий, а также опыты, связанные с использованием подсказки при решении мыслительных задач на догадку. Примеры естественного эксперимента: ситуация введения новых методов обучения, ситуация использования новых приборов в научном исследовании, нарушение работы мозга, изменяющее мыслительную деятельность человека. Экспериментально-клинический метод сочетает особенности эксперимента (воспроизводимость в лаборатории, использование инструментальных средств) и клинического (детальный анализ отдельных случаев). Позволяет анализировать процесс решения задач испытуемыми, одновременно регистрируя объективные показатели – глазодвигательная активность, речевое рассуждение, вегетативные реакции. При проведении эксперимента важно учитывать реакцию испытуемого на ситуацию эксперимента, его отношения с экспериментатором.

Метод беседы. Позволяет выявить отношение испытуемого к решаемой задаче, представления испытуемых о собственных мыслительных процессах (рефлексию), оценку собственных мыслительных возможностей (самооценка). Это вспомогательный метод, используется для уточнения данных наблюдения и эксперимента, а также первоначального изучения испытуемого. Применяется также анкетирование. Открытые анкеты в большей степени активизируют мышление испытуемого, но их труднее обрабатывать.

Изучение продуктов деятельности. Это анализ словесно-речевой продукции в устной или письменной форме (дневники, письма), образно-речевой продукции (зарисовки, схемы), конкретных примеров (машин, приборов, строений), анализ истории изобретений и открытий. Например, работа Б.М. Теплова «Ум полководца». В изучении мышления используются тесты определения способностей, тесты успешности, проективные тесты.

Количественные методы: факторный анализ в изучении структуры интеллекта, корреляционный анализ при изучении зависимости мышления от индивидуально-психологических особенностей человека, информационный анализ при образовании искусственных понятий, методы многомерного шкалирования при изучении эмоциональной регуляции мышления и др. Используются также методы математического и программного моделирования мышления.


2. Виды мышления

План:


2.1. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

2.2. Аутистическое и реалистическое мышление.

2.3. Другие виды мышления.

2.1. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление [39]

Различают разные виды мысли в зависимости от уровня обобщения: наглядное и отвлеченное. Отвлеченное (словесно-логическое, абстрактное, рассуждающее) мышление раскрывает закономерности познаваемого предмета. Это высший уровень мышления (в онтогенезе и истории). Это мышление оперирует абстрактными понятиями, логическими конструкциями. Функционирует на основе языковых средств.

Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление выделяют по времени возникновения в онтогенезе.

Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов, наблюдаемого двигательного акта. Непосредственно связано с действием. У ребенка образует первую ступень развития мышления. Существует и у высших животных.

Наглядно-образное мышление связано с представлением явлений и изменений в них. В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с нескольких точек зрения. В отличие от наглядно-действенного мышления, ситуация преобразуется лишь в плане образа. Когда наглядно-образное мышление устанавливает непривычные, невероятные связи между предметами, оно совпадает по своему содержанию с воображением. Словесно-логическое мышление – мышление в отвлеченных понятиях.

Наглядные формы мышления и понятийное мышление не противопоставляются друг другу. Во всякое мышление включаются наглядные чувственные образы; с другой стороны человек не может мыслить лишь образами, без понятий. У взрослого человека все три вида мышления сосуществуют и функционируют при решении различных задач. С развитием словесно-логического мышления генетически более ранние формы (наглядные) не вытесняются, а поднимаются на более высокую ступень развития. Наглядные формы мышления современного взрослого человека опосредованы и регулируются понятиями.

2.2. Аутистическое и реалистическое мышление (Э. Блейлер) [46]

Аутистическое мышление во многом противоположно реалистическому. Аутистическое мышление представляет то, что соответствует аффекту и отклоняется от реального мира. Аутистическое мышление не считается с действительностью и связано с «уходом» из внешнего мира. Его цель – вызвать представления, окрашенные аффектом удовольствия, вытеснить представления, окрашенные аффектом неудовольствия. Оно создает иллюзорное удовлетворение потребностей, изображая неосуществленные желания осуществленными, и тормозит активность. Проявления аутистического мышления – обычные сновидения, грезы, мифология, народные суеверия, шизофреническое мышление.

Связи в таком мышлении лишь на первый взгляд бессмысленны с точки зрения логики. На самом деле они подчиняются аффективным желаниям, потребностям, опасениям (и тогда становятся понятны). Оно выражает тенденции и влечения, скрытые в человеке. В аутистическом мышлении могут соседствовать противоречащие друг другу желания независимо от того, отвергаются ли они сознанием. Аутистическое мышление характеризуется символизмом, носящим индивидуализированный характер. Обобщение может происходить по несущественным признакам. Аутизм игнорирует временные соотношения: перемешивает настоящее, прошлое и будущее. Общепринятыми понятиями это мышление пользуется, если они не противоречат цели аутиста (т.е. изображение неосуществленных желаний как осуществленных). То, что не подходит, игнорируется. Аутистическое мышление наполнено противоречиями и приводит к конфликтам с окружающей средой.

Реалистическое мышление представляет действительность и регулируется логическими законами. Его цель – правильное познание окружающего мира, нахождение истины. Правильный результат может быть только один. Реалистическое мышление регулирует отношение к внешнему миру, служит для сохранения жизни – добывания пищи, для нападения и защиты, т.е. удовлетворяет потребности реально. В реалистическом мышлении многие желания подавляются.

Аутистическое и реалистическое мышление тормозят друг друга. Если реалистическое мышление ослаблено, аутистическое мышление получает относительный или абсолютный перевес. Это происходит в вопросах, которые плохо или недоступны познанию и логике либо в вопросах, где аффективность преобладает над логикой (мировоззрение, религия, любовь), то же касается сильных аффектов. Животным свойственно только реалистическое мышление. Аутистическое мышление появляется только у человека со сформированным понятийным мышлением. Далее аутистическое мышление развивается параллельно с реальным. Разница и границы между ними все более усиливается, приводя к тяжелым конфликтам. Если они не уравновешены, то возникает с одной стороны тип мечтателя (фантазирование не считается с реальностью и не проявляет активность), с другой стороны – тип трезвого человека (живет только данным моментом, не загадывая вперед).

Э. Блейлер считает аутистическое мышление прирожденным, что подтверждается однообразием символики в мифологии разных народов (врожденны не сами идеи, а их направление). Аутистическое мышление полезно тогда, когда оно подготавливает деятельность, а не заменяет ее (первобытный человек, сидя в пещере, заранее создает планы охоты и приготовляет оружие). Аутистическое мышление тренирует мыслительные способности. В той же мере, в какой аутистическое мышление порождает суеверия, бредовые идеи и психоневротические симптомы, оно содействует созданию культурной ценности (чтобы повысить свое стремление к цели, нужно ее представить себе более желанной, чем она есть на самом деле).

2.3. Другие виды мышления [11; 24; 46]

Различают теоретическое и практическое мышление по типу решаемых задач. Теоретическое мышление – это познание законов, правил. Например, научное творчество.

Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Например, составление плана ведения боя. Практическое мышление развертывается в условиях жесткого дефицита времени. Возможности проверки гипотез ограничены.

В.В. Давыдов сравнивает теоретическое мышление с мышлением эмпирическим по критерию характера обобщения. Теоретическое мышление имеет дело с научными понятиями, а эмпирическое – с житейскими, ситуативными обобщениями.

Эмпирическое мышление – это образование общих чувственных представлений, непосредственно вплетенных в практическую деятельность. В эмпирическом мышлении происходит образование и использование родовых слов-наименований, позволяющих придать чувственному опыту форму абстрактной всеобщности (опыт обобщается в суждениях и используется в умозаключениях). Теоретическое мышление – идеализация основной стороны предметно-практической деятельности (воспроизводство в ней всеобщих форм вещей, их меры и законов).

Базу теоретического мышления составляют особенности мысленного эксперимента: а) предмет познания перемещается в такие условия, в которых его сущность может раскрыться с особой определенностью; б) этот предмет становится объектом последующих мысленных трансформаций; в) мысленно формируется система связей, в которые помещается этот предмет.

Теоретическое мышление оперирует научными понятиями как такой формой мыслительной деятельности, посредством которой воспроизводится идеализированный предмет и система его связей, отражающих в своем единстве всеобщность, сущность движений материального объекта.

Содержание теоретического мышления в отличие от содержания эмпирического мышления – область объективно взаимосвязанных явлений, составляющих целостную систему. Без нее эти же явления могут быть предметами лишь эмпирического наблюдения. В эмпирических зависимостях отдельная вещь выступает как самостоятельная реальность. В теоретических зависимостях одна вещь выступает как способ проявления другой внутри некоторого целого.

Специфическое содержание теоретических понятий – объективная связь всеобщего и единичного. Теоретическое мышление осуществляется в двух основных формах:

1) на основе анализа фактических данных и их обобщения выделяется содержательная реальная абстракция, фиксирующая сущность изучаемого конкретного предмета и выражаемая в виде понятия о его «клеточке»;

2) путем раскрытия противоречий в этой «клеточке» и определения способа их практического решения следует восхождение от абстрактной сущности и нерасчлененного всеобщего отношения к единству многообразных сторон развивающегося целого.

В обобщении человек устанавливает реальные связи абстрагированного отношения вещей с возникающими на его основе частными единичными явлениями.

Аналитическое (логическое) мышление сравнивают с мышлением интуитивным. Их сравнивают по трем признакам: время протекания процесса (временной), членение на этапы (структурный), осознанность или неосознанность (уровень протекания). Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.

Различают мышление конвергентное (сфокусировано на решении определенной проблемы) и дивергентное (одновременный поиск решений во многих направлениях, разнонаправленность мысли).

Различают также творческое и критическое мышление. Творческое мышление приводит к принципиально новым решениям проблем и задач. Связано с дивергентным мышлением. Порождение новых идей должно быть полностью свободно от всякой критики, внешних и внутренних запретов. Критическое мышление опирается на постоянный контроль и проверку возможных решений при планировании и исполнении работы. Требует критического отбора и оценки идей, не допускает их завышенной оценки.

К. Гольдштейн выделил такие виды мышления, как абстрактное и конкретное. Применяя метод классификации наглядных предметов, он описал два возможных типа систематизации предметов. Нормальные испытуемые прибегали к абстрактной (категориальной) классификации. Испытуемый выделял отвлеченное понятие («посуда», «орудия», «животные», «растения») и отбирал соответствующие понятию предметы, образуя определенную категорию. В отвлеченную категорию включаются предметы независимо от того, встречаются они когда-нибудь вместе или нет. Например, к группе «животные» будут отнесены собака, слон, белый медведь, жираф, мышь и т.д. Абстрактное мышление подвижно: испытуемые без труда меняют исходные признаки. Например, группа предметов может быть классифицирована по признаку содержания: «животные», «цветы», «орудия»; по признаку материала: «деревянные», «металлические», «стеклянные»; по признаку величины: «большие», «маленькие»; по признаку цвета: «светлые», «темные» и т.д. Психологической основой такой классификации являются вербально-логические процессы, абстрагирующие отдельные стороны предметов и подводящие предметы под определенные мыслительные категории.

У больных с органическими поражениями мозга, в частности у тех из них, у кого процессы мышления протекали без участия речи, был обнаружен конкретный (ситуационный) тип классификации. Испытуемые систематизировали предъявляемые им предметы не по логическим категориям, а включая их в конкретно-действенные ситуации, которые они брали из своего практического опыта и воспроизводили в своей памяти. Эти испытуемые могли отнести в одну группу такие предметы как стол – скатерть – тарелку – вилку – хлеб – мясо – яблоко и т.д., восстанавливая при этом ситуацию «обеда». Психологической основой такой классификации является воспроизведение наглядно-действенного опыта. Испытуемые с данным типом систематизации не могут оторваться от наглядной ситуации и переключиться на другой тип классификации.

Каталог: book -> common psychology
common psychology -> На подступах к психологии бытия
common psychology -> А. Н. Леонтьев Избранные психологические произведения
common psychology -> Л. Я. Гозман, Е. Б. Шестопал
common psychology -> Конрад Лоренц
common psychology -> Мотивация отклоняющегося (девиантного) поведения 12 общие представления одевиантном поведении и его причинах
common psychology -> Берковиц. Агрессия: причины, последствия и контроль
common psychology -> Оглавление Категория
common psychology -> Учебное пособие Москва «Школьные технологии»
common psychology -> В психологию
common psychology -> Александр Романович Лурия Язык и сознание


Скачать 1. 51 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Речь и отношение её к мышлению

5.12.2014

Наше мышление неразрывно увязано с речью. Во-первых, люди с помощью речи сообщают друг другу свои мысли. Речь есть средство общения между людьми.

Во-вторых, люди мыслят с помощью речи. Речь является, таким образом, орудием мышления. Если спросить человека: «На каком языке вы думаете?» — он нисколько не удивится, а тотчас же ответит: «на русском», «на украинском», «на узбекском» и т. д. Человек, очень хорошо владеющий двумя-тремя языками, может и думать то на одном, то на другом из этих языков. Мы мыслим словами.

«Язык есть средство, орудие, при помощи которого люди общаются друг с другом, обмениваются мыслями и добиваются взаимного понимания. Будучи непосредственно связан с мышлением, язык регистрирует и закрепляет в словах и в соединении слов в предложениях результаты работы мышления, успехи познавательной работы человека и, таким образом, делает возможным обмен мыслями в человеческом обществе».

Чтобы служить средством общения, речь должна иметь или другое внешнее выражение, доступное слуху или зрению других людей. В отличие от такой внешней речи этот внутренний беззвучный речевой процесс, при помощи которого мы мыслим, называется внутренней речью.

Человеческое мышление невозможно без участия второй сигнальной системы. В отличие от животных у человека, писал И. П. Павлов,

«появились, развились и чрезвычайно усовершенствовались сигналы второй степени… в виде слов, произносимых, слышимых и видимых. Эти новые сигналы, в конце концов, стали обозначать всё, что люди непосредственно воспринимали как из внешнего, так и из своего внутреннего мира, и употреблялись ими не только при взаимном общении, но и наедине с самими собой».

Речь (вторая сигнальная система) внесла «новый принцип нервной деятельности», который обусловил безграничную ориентировку в окружающем мире и создал «высшее приспособление человека — науку». Через вторую сигнальную систему, говорил И. П. Павлов, человек «становится хозяином действительности».

Но речь (вторая сигнальная система) не может сама по себе обеспечить познание действительности. И. П. Павлов обращал внимание на бесплодность мышления тех людей, «которые, оперируя только словами, хотели бы, не сносясь с действительностью, из них вывести и всё познание».

«Слова были и остаются только вторыми сигналами действительности»
Павлов.

Это значит, что слово, потерявшее свою связь с теми реальными предметами и явлениями, которые оно обозначает, переставшее быть сигналом действительности, теряет своё познавательное значение. Это значит, что чисто словесное знание, заучивание словесных формулировок без ясного понимания того, какие именно стороны действительности в них отражаются, является чисто формальным и бесполезным знанием.

С физиологической стороны это значит, что нормальное мышление возможно лишь при неразрывном участии и первой и второй сигнальных систем. Речь — необходимое орудие мышления. Но отсюда не следует, что процесс мышления сводится к речи, что мыслить — значит говорить вслух или про себя. Различие между самой мыслью и её словесным выражением видно из того, что ту же самую мысль можно выразить на разных языках. Мысль при этом остаётся неизменённой, хотя все слова меняются. Одна и та же мысль может иметь разную речевую форму, но без какой-либо речевой формы она у человека не существует.

«Какие бы мысли ни возникли в голове человека и когда бы они ни возникли, они могут возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала, на базе языковых терминов и фраз. Оголённых мыслей, свободных от языкового материала, свободных от языковой «природной материи» — не существует».

Чем же в таком случае можно объяснить состояние, знакомое каждому человеку, когда чувствуешь, что понимаешь какую-нибудь мысль, но не можешь выразить её словами? «Я знаю, в чём тут дело,— говорит человек, — но никак не могу передать этого словами». Может возникнуть предположение, что подобные случаи представляют собой исключение из общего правила, что здесь имеется «мысль без слов», для которой не удаётся найти никакого речевого выражения.

Такое предположение будет, однако, неправильным. Дело заключается не в том, что не удаётся найти никакого речевого выражения для мысли, существующей без слов, а в том, что не удаётся перейти от выражения мысли во внутренней речи к выражению её во внешней речи. Если человек действительно понимает мысль, значит это понимание выражается у него в каких-то словах. Но одно дело — такое выражение моей мысли, которое понятно только мне самому, и другое дело — выражение, понятное другому человеку. Когда кто-нибудь затрудняется выразить свою мысль словами, это значит, что он затрудняется выразить её способом, понятным другим людям, выразить её в формах внешней речи.

Кроме того, по большей части нам трудно «выразить словами» такую мысль, которая и для нас самих является смутной, не вполне ясной. Лучший способ до конца уяснить самому себе свою мысль — попытаться передать ее другому. Если это не удаётся, значит в самой мысли имеются какие-то пробелы, неясности, неопределённости. Полную четкость и законченность мысль получает лишь тогда, когда она находит чёткую и законченную словесную формулировку. Если человек и говорит, и пишет не иначе, как смутно и сбивчиво, то и ход мыслей его не может иметь полной чёткости и ясности.

Находя себе выражение во внешней речи, наша мысль совершенствуется, развивается, уясняется.
Речь — средство общения между людьми и орудие их мышления. Обе эти функции речи теснейшим образом друг с другом связаны. Развиваясь и совершенствуясь как средство общения, речь становится тем самым более тонким и совершенным орудием мысли.

Ключевые слова: Речь, Мышление

Источник: Теплов Б.М., Психология

Материалы по теме

Мышление: его виды и связь с языком

Занковский А. Н., Психология деловых отношений

Группомыслие: феномен «огруппления мышления»

Семечкин Н.И., Психология малых групп

Процесс социального мышления

Перевод как вид речевой деятельности

Зимняя И.А., Лингвопсихология речевой деятельности

Воображение и мышление

Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем…

Мифологическое мышление

Карпов А.В., Общая психология

Почему мы умеем говорить?

Леонтьев А.А., Что такое язык

Научное мышление

Дьюи Джон, Психология и педагогика мышления

Как язык, на котором вы говорите, влияет на то, как вы думаете

Молчание — это язык Бога, все остальное — плохой перевод. — Руми

Источник: Pixabay

[Статья изменена 24 ноября 2020 г.]

Время тихо вздохнуло, когда ветер пронесся сквозь ивы.

Для общения не требуется язык, и многие животные эффективно общаются другими средствами. Однако язык тесно связан с символизмом, а значит, с концептуальным мышлением, решением проблем и творчеством. Эти уникальные качества делают нас наиболее приспособленными из всех животных и позволяют нам заниматься весьма абстрактными занятиями, такими как философия, искусство и наука, которые определяют нас как людей.

Вот мысленный эксперимент. Представьте, каково было бы жить без языка — не без способности говорить, а без самого языка. Если бы у вас был выбор, вы бы предпочли потерять зрение или способность говорить? Вероятно, вы впервые сталкиваетесь с этим вопросом: способность к языку настолько фундаментальна для того, что значит быть человеком, что, в отличие от способности зрения, мы принимаем ее как должное. «Обезьяны, — пошутил Кеннет Грэм, — очень разумно воздерживаются от речи, чтобы не оказаться настроенными зарабатывать себе на жизнь» 9. 0003

Если риторика, красота языка, может так согнуть нас, как насчет самого языка? Другими словами, как язык, на котором вы говорите, влияет на то, как вы думаете? Явная цель языка состоит в том, чтобы передавать мысли от одного разума к другому. Язык представляет мысль, это точно, но определяет ли он мысль?

Витгенштейн писал, что «границы моего языка означают границы моего мира». Если принять за чистую монету, это кажется слишком сильным заявлением. В мире насчитывается более 7000 языков, причем, по некоторым оценкам, один из них вымирает каждые две недели или около того. Количество основных терминов, обозначающих цвет, довольно значительно варьируется от одного языка к другому. Дани, на котором говорят в Новой Гвинее, и басса, на котором говорят в Либерии и Сьерра-Леоне, имеют не более двух цветовых терминов, один для темных/холодных цветов, а другой для светлых/теплых цветов. Но, очевидно, носители дани и бассы способны воспринимать и думать не только о двух цветах.

Более тонко, нет английского эквивалента для немецкого слова Sehnsucht , которое обозначает неудовлетворенность реальностью и стремление к более богатому, «более реальному» идеалу. Но, несмотря на отсутствие слова, американский поэт Уолт Уитмен (умер в 1892 г.) смог очень успешно вызвать в воображении как концепцию, так и эмоцию: Это сон? Нет, но отсутствие его — сон, А если нет, то знания жизни и богатство — сон, И весь мир — сон.

В английском языке есть слово для детей, потерявших родителей («сирота»), и слово для людей, потерявших супруга («вдова» или «вдовец»), но нет слова для родителей, потерявших родителей. ребенок. Это может означать, что родители, потерявшие ребенка, реже приходят нам на ум, но не то, что они не могут войти в наш разум или что мы не можем их представить. Мы часто думаем или вспоминаем то, что невозможно выразить словами, например, запах и вкус манго, пение птиц на рассвете, очертания лица возлюбленного или другую часть его анатомии. У животных и доязыковых младенцев наверняка есть мысли, даже если у них нет языка.

Если язык не определяет мысль, то как он взаимодействует с мыслью? В русском, греческом и многих других языках есть два слова для обозначения синего, одно для более светлых оттенков, а другое для более темных оттенков: голубой и синий в русском языке и галацио и бле в греческом языке. Исследование показало, что по сравнению с носителями английского языка русскоязычные быстрее различали оттенки голубой и синий , но не оттенки 9.0019 голубой или оттенки синий . И наоборот, другое исследование показало, что носители греческого языка, которые долгое время жили в Великобритании, считают ghalazio и ble более похожими, чем носители греческого языка, живущие в Греции. Создавая категории, разделяя мир, язык поддерживает и улучшает познание.

В отличие от современного греческого, в древнегреческом, как и во многих других древних языках, нет специального слова для синего, поэтому Гомер говорит о «винно-темном море». Но у древних греков было несколько слов для обозначения «любви», в том числе philia , eros , storge и agape , каждый из которых относится к разным типам или концепциям любви, соответственно, к дружбе, сексуальной любви, семейной любви и универсальной или благотворительной любви. Это означает, что древние греки могли более точно говорить о любви, но означает ли это также, что они могли более точно думать о любви и, как следствие, вести более наполненную любовную жизнь? Или, возможно, у них было больше слов для любви, потому что они вели более полноценную любовную жизнь, или, говоря более прозаически, потому что их культура и общество уделяли больше внимания различным связям, которые могут существовать между людьми, а также различным обязанностям и ожиданиям. которые посещают или посещают эти облигации.

Философы и ученые иногда составляют слова, чтобы помочь им говорить и думать о проблеме. В Федре Платон придумал слово психагогия , искусство вести души, обсуждая риторику, что, как выясняется, является другим словом, изобретенным им. В каждой области человеческой деятельности неизменно развивается свой собственный специализированный жаргон. Между языком и мыслью, по-видимому, существует важная связь: я часто говорю — или пишу, как делаю сейчас, — чтобы определить или уточнить свое мышление по определенной теме, а язык — это строительные леса, с помощью которых я прихожу к своим более тонким способностям. или синкретические мысли.

Хотя мы говорим о мертвых языках, вас может удивить тот факт, что в латыни нет прямого перевода слов «да» и «нет». Вместо этого один либо повторяет глагол в вопросе (в позитивном или негативном), либо выражает свои чувства по поводу значения истины предложения с такими наречиями, как Certe , Fortasse , Nimirum , Плотость , Vero . , etiam , sane , minime … Это, возможно, привело к более тонкому мышлению, а также к большему межличностному взаимодействию, хотя это, должно быть, было кошмаром для подростков — если они вообще были подростками в те дни.

Как я утверждаю в своей новой книге Сверхразумность: мышление за пределами мышления , большая часть специфики языка внелексическая, встроенная в синтаксис и грамматику языка и практически невидимая для носителей языка. Английский язык, например, ограничивает использование настоящего совершенного времени («был», «прочитал») субъектами, которые все еще живы, отмечая резкое грамматическое разделение между живыми и мертвыми и, соответственно, между жизнью. и смерть. Но, конечно же, как носитель английского языка, вы это уже знали или, по крайней мере, подсознательно. Язык полон встроенных предположений и предрассудков такого рода. Вот еще один, более существенный пример. Описывая случайные события, носители английского языка склонны подчеркивать агента («я выстрелил из пистолета») больше, чем, скажем, носители испанского или японского языков, которые предпочитают не упоминать агента («пистолет выстрелил»). Одно исследование показало, что в результате носители английского языка с большей вероятностью помнят агентов случайных событий и, как я полагаю, возлагают на них вину.

Некоторые языки кажутся более эгоцентричными, чем другие. Многие языки отказываются от явного использования личного местоимения, которое вместо этого встроено в глагол. Например, «я хочу» по-испански — это просто quiero . Английский, напротив, требует явного использования личного местоимения во всех случаях, как и французский. Более того, говорящие по-французски часто дублируют личное местоимение первого лица, например, Moi, je pense que… [Я, я думаю, что] с ударением на moi 9. 0020 . Иногда они также дублируются на других личных местоимениях, Et toi, qu’en penses-tu? [А ты что об этом думаешь?]. Но удвоение личного местоимения первого лица встречается гораздо чаще: Bon aller, moi j’en ai marre [Как бы то ни было, я сыт по горло мной]. Это удвоение, этот плеоназм свойствен скорее устному, чем письменному слову и, в зависимости от контекста, может служить для подчеркивания или просто для признания различия во мнениях. Эквивалентные формы в английском языке более натянуты и малопонятны и используются реже, например: «Ну, что касается меня, я думаю, что…». Удвоение во французском личном местоимении первого лица, кажется, добавляет драматизма разговору. , как если бы говорящая разыгрывала свою собственную роль или подыгрывала своей инаковости и обособленности.

В английском языке глаголы выражают время, то есть время относительно момента речи. В турецком языке они также выражают источник информации (эвиденциальность), то есть была ли информация получена непосредственно через чувственное восприятие или только косвенно через свидетельство или вывод. В русском языке глаголы содержат информацию о завершении, при этом (немного упрощая) вид совершенного вида используется для завершенных действий, а вид несовершенного вида — для текущих или привычных действий. Испанский, с другой стороны, подчеркивает модусы бытия с двумя глаголами, обозначающими «быть» — 9.0019 ser для обозначения постоянных или длительных атрибутов и estar для обозначения временных состояний и местоположений. Как и во многих языках, в испанском есть более одного режима обращения от второго лица: для близких и социальных низших, и used для незнакомцев и социальных вышестоящих, что эквивалентно tu и vous во французском языке и tu. и леев на итальянском языке. Раньше подобное различие существовало в английском языке, где «ты» использовалось для выражения близости, фамильярности или откровенной грубости, но поскольку оно устарело, многие люди теперь считают его более формальным, чем «ты»: Могу ли я сравнить тебя с летним днем? Ты милее и сдержаннее… Само собой разумеется, что по сравнению с англоговорящими туркоязычные должны уделять больше внимания доказательности, русскоязычные — завершенности, а испаноговорящие — способам бытия и социальным отношениям. По словам лингвиста Романа Якобсона (умер в 1982 г.), «языки существенно различаются тем, что они должны передавать, а не тем, что они могут передавать».

Во многих языках существительные делятся на мужские и женские. В немецком языке есть третий, нейтральный класс существительных. В дайрибале, языке аборигенов, есть четыре класса существительных, в том числе один для женщин, воды, огня, насилия и исключительных животных — или, как выразился Джордж Лакофф, «женщины, огонь и опасные вещи». Исследователи попросили носителей немецкого и испанского языков описать объекты противоположного пола на немецком и испанском языках и обнаружили, что их описания соответствовали гендерным стереотипам, даже когда тестирование проводилось на английском языке. Например, тевтофоны имели тенденцию описывать мосты (женский род в немецком языке, die Brücke ) как красивый, элегантный, хрупкий, мирный, красивый и тонкий, в то время как испаноязычные люди склонны описывать мосты (мужской род по-испански, el puente ) как большие, опасные, длинные, прочные, крепкие и возвышающиеся.

Другое исследование, посвященное олицетворению в искусстве абстрактных понятий, таких как любовь, справедливость и время, показало, что в 78% случаев пол понятия в языке художника предсказывает пол олицетворения, и что эта закономерность даже для необычных аллегорий, таких как геометрия, необходимость и молчание. По сравнению с французским или испанским художником, немецкий художник гораздо чаще рисует смерть [9].0019 der Tod , la mort , la muerte ] или победа [ der Sieg , la victoire , la victoria ] как человек — хотя все художники, или по крайней мере, все европейские художники склонны изобразить смерть в виде скелета. Таким образом, грамматика, по-видимому, может прямо и радикально влиять на мышление, восприятие и действие.

Часто говорят, что, принижая их, язык увековечивает предубеждения против женщин. Например, многие англоязычные писатели продолжают использовать слово «человечество», чтобы говорить о человечестве, и «он» вместо «он или она». Точно так же во многих языках местоимения мужского рода во множественном числе используются для обозначения групп людей, в которых есть хотя бы один мужчина. Если 100 женщин появляются с ребенком в коляске, и у этого ребенка оказывается пенис, французская грамматика диктует использование мужского рода множественного числа ils: ils sont Arrivés , ‘они прибыли’.

Язык меняется по мере изменения отношения, и иногда политики, группы давления и другие пытаются изменить язык, чтобы изменить отношение, но в целом язык или, по крайней мере, грамматика служат для сохранения статус-кво, кристаллизации и увековечить порядок и культуру, которые породили его.

Язык тоже состоит из всевозможных метафор. В английском и шведском языках люди склонны говорить о времени с точки зрения расстояния: «Я ненадолго»; ‘посмотрим на погоду на неделю вперед’; «его пьянство, наконец, настигло его». Но в испанском или греческом люди склонны говорить о времени с точки зрения размера или объема — например, в испанском языке hacemos una pequeña pausa [сделаем небольшой перерыв] вместо corta pausa [короткий перерыв]. В более общем смысле mucho tiempo [много времени] предпочтительнее largo tiempo [долгое время], а в греческом языке от poli ora до makry kroniko diastima . И угадайте, что… Согласно исследованию двуязычных носителей испанского и шведского языков, язык, используемый для оценки продолжительности событий, изменяет восприятие говорящим относительного течения времени.

Но в целом, за немногими исключениями, европейские языки и даже индоевропейские языки не сильно отличаются друг от друга. Напротив, говоря о пространстве, носители куук таайорре, языка аборигенов, используют 16 слов для обозначения абсолютных сторон света вместо относительных ссылок, таких как «прямо перед вами», «справа» и «там». В результате даже их дети всегда знают точное направление, в котором они смотрят. Когда носителей английского языка просят расположить последовательность карточек с картинками во временном порядке, они располагают карточки слева направо, тогда как носители иврита или арабского языка, как правило, располагают их справа налево. Но носители Kuuk Thaayorre последовательно располагают их с востока на запад, то есть слева направо, если они смотрят на юг, и справа налево, если они смотрят на север. Думая по-разному о пространстве, они, похоже, по-разному думают и о времени.

Язык может не определять мышление, но он фокусирует восприятие и внимание на отдельных аспектах реальности, структурирует и тем самым усиливает познавательные процессы и даже в некоторой степени регулирует социальные отношения. Наш язык отражает и в то же время формирует наши мысли и, в конечном счете, нашу культуру, которая, в свою очередь, формирует наши мысли и язык. В английском языке нет эквивалента португальскому слову saudade , которое относится к любви и тоске по кому-то или чему-то, что было утрачено и никогда не может быть восстановлено. Рост saudade совпал с упадком Португалии и тягой к ее имперскому расцвету, иеной настолько сильной и горькой, что она вписала себя в национальный гимн: Levantai hoje de novo o esplendor de Portugal [Давайте еще раз поднимем великолепие Португалии]. Три нити языка, мышления и культуры настолько тесно переплетены, что их невозможно разделить.

Говорят, что когда умирает старик, библиотека сгорает дотла. Но когда умирает язык, в море рушится целый мир.

См. мою статью по теме «За пределами слов: преимущества двуязычия».

Язык и мышление

Язык и мышление

Язык и мысль

 от Шейлы Вятт, май 2003 г.


 

            Язык форма мысли?

            Язык вы говорите влияет на то, как вы думаете о мире?

            Думают ли люди язык?

            Что такое язык?

 

             Общепринятого определения языка не существует. Язык – это выразительная система представления
Это позволяет говорящему сообщать идеи, концепции, убеждения и мысли. Он сообщает
намерения говорящих. Это также инструмент для контроля поведения и социальной координации. Чтение, письмо,
говорение и некоторые системы жестов — все это формы языка.  Большинство лингвистов сходятся во мнении, что некоторые
6000 языков, которые реально используются людьми в общении. 

Определение
язык всегда, неявно или
явно, определение человек в мире.
Рэймонд Уильямс

Язык есть чисто человеческое и не-
инстинктивный способ передачи идей,
эмоции и желания с помощью произвольно производимых символов.
Эдвард Сепир

Множество (конечное или бесконечное) предложения ,
каждый конечен по длине и построен из конечного набора элементов.
Ноам Хомский

Учреждение , посредством которого люди
общаться и взаимодействовать друг с другом
посредством привычно употребляемых устно-слуховых произвольных символов.
Р.А. Зал

           

Проблемы

 

  1. Мысль и язык одинаковы.
  2. Мысль зависит от языка.
  3. Язык зависит от мысли.

  

            Язык теории мышления обычно делятся на две категории. Первая точка зрения что язык мысли является врожденным, известным как ментальный. Второй вид предполагает, что язык мысли не врожденный, а естественно усвоенный языки. Теория универсальной грамматики Ноама Хомского относится к категории ментальных. область. Джерри Фодор и Стивен Пинкер также поддерживают теорию психического расстройства. Лев Выготский, пионер в изучении мышления и языка, считал, что культура играет важную роль в определении мышления. Работы Сепира, Уорфа и Каррутерс также представляет альтернативную точку зрения, согласно которой наши мысли составлены из слов и предложений естественного языка.

Теории

Выготский Думая и говоря

 

            Выготский учился язык и мышление как связанные явления и открыли, как слова и мысли взаимосвязаны, и оба ведут к постоянно расширяющемуся знанию. Его работа была неизвестный в Соединенных Штатах в течение многих лет. Выготский принадлежал к той школе, мысль определяется языком, языковыми орудиями мысли и социокультурные переживания ребенка (Выготский, 1934). Когнитивные способности и модели мышления определяются не врожденными факторами, а продукты деятельности, осуществляемой в социальных учреждениях культуры в котором взрослеет личность.

 

            Мысль и язык имеет независимое происхождение. Эти двое сливаются примерно в двухлетнем возрасте, производя ментальную мысль. Мыслительные операции воплощаются в структуре язык; таким образом, когнитивное развитие является результатом интернализации язык. Мы не можем мыслить без языка.

 

            Эгоцентричный или Частная речь является переходной фазой в развитии ребенка. Это предшественник к словесному мышлению. В слиянии мысли и язык. Во-первых, психические функции имеют социальное происхождение, а во-вторых, дети используют язык в течение некоторого времени, прежде чем они переключатся с внешнего на внутренний речь. Эгоцентрическая речь возникает, когда ребенок использует язык, который у него есть. приобрела способность организовывать и планировать свою деятельность. В конце концов это идет под поверхностью, чтобы стать внутренней речью или чистой мыслью.

           

Уорф Лингвистический детерминизм и лингвистика Релятивизм

 

            Уорф считал что структура языка играет роль в определении мировоззрения. Он основал его гипотеза об изучении обращения со временем и пространством у хопи. Уорф утверждал, что носители языка хопи и носители английского языка видят мир по-разному. из-за различий в их языках. Гипотеза Уорфа рассматривается как психологическая гипотеза о языковых характеристиках, а не как лингвистическая Гипотеза о языковой компетенции. (Хант и Аньоли, 1991.) Грамматический предпочтения в языке имеют прямое отношение к предпочтениям в логике и мышления внутри культуры.

           

Различия каждого языка представляют собой способ восприятия, анализировать и действовать в мире. (Уорф, 1956). Эдвард Сепир и Бенджамин Ли Уорф изучал отношения между языком, мышлением и культурой. Оба Сепир и Уорф согласились, что именно наша культура определяет наш язык. что, в свою очередь, определяет то, как мы классифицируем наши мысли о мире и наш опыт в нем. Ни один из них официально не написал гипотезу, ни поддержали его эмпирическими данными, но путем тщательного изучения их В трудах лингвистов нашли две основные идеи.

           

            Первый, лингвистический детерминизм утверждает, что язык, на котором вы говорите, определяет способ что вы будете интерпретировать мир вокруг вас. Мысль определяется языком. Более слабый взгляд на детерминизм утверждает, что мысль просто подвержена влиянию или под влиянием нашего языка, каким бы этот язык ни был. Различия в язык отражает различные взгляды разных людей. Эта версия сегодня широко распространен детерминизм.

 

Второй, лингвистический релятивизм утверждает, что язык просто влияет на ваше мысли о реальном мире. Язык, который мы используем, каким бы он ни был, делит всю нашу реальность на совершенно произвольные отсеки. Для Уорфа наш мировосприятие структурировано языковым системы, работающие в нашем сознании.

            Два источника информация важна для языка. Во-первых, лексически идентифицируемые понятия которые служат примитивными элементами строения, а во-вторых, культурно разработана схема, которой руководствуются при построении структуры. Структурный смысл приходит от порядка или шаблона, в котором размещены лексиконы.

 

Язык и разум Хомского

 

            Хомский 1957 г. книга, Syntactic Structures, заложила основу для сдвига изучения лингвистика от идеи относительности к фундаменталистскому взгляду на универсалы. Хомский предположил, что дети рождаются с той или иной формой устройство для овладения языком, которое позволяет им анализировать речь, которую они слышат и вывести правила этого языка. Концепция универсальной грамматики Хомского хорошо известно. Антропологические исследования языка предполагают, что существует значительное разнообразие мировых языков и, следовательно, отсутствие лежащего в основе универсального грамматическая структура. Хомский считает, что когда мы изучаем глубинные структуры языков мы видим, что существует очень мало различий в их основные механизмы и принципы. Это различие между антропологией и лингвистика не была так четко определена в Америке до Хомского.

Хомский подходит к вопросам языковой структуры как части психологии человека. Человеческий язык представляется уникальным явлением, не похожим ни на какое общение. системы у других животных. Он не согласен с тем, что человеческий язык просто более сложная форма общения, встречающаяся в мире животных.

Владение человеческий язык связан с определенным типом психической организации, а не просто продвинутый уровень интеллекта.

Хомский утверждает, что в теории Карла Попперса нет установленных отношений, которые человеческий язык прошел несколько стадий, низшая стадия голосовых жестов использовалась для выражение эмоций и высшая стадия артикулированных звуков, используемых для выражение мысли, (Хомский, 1968) Этот разрыв сравним с отсутствующим звено в эволюции человека.

Хомский утверждает, что теория научения должна выйти за рамки концепции о том, что обученный — это поведение стимул-реакция, включающее понятие компетентности.

 

Фодор и Пинкер Лингвистик Универсалы        

 

            Фодор предлагает теория менталезского языка или языка мысли (LOT). (Язык мысли как противоположен мышлению на языке.) Ментальный диалект является врожденным и универсальным. Ментальный это для размышлений. Существуют естественные языки, такие как английский, испанский и французский. исключительно в целях межличностного общения. взгляд Джерри Фодора охватывает «коммуникативную» концепцию разговорного языка, т. такие языки, как английский, просто служат для передачи значений, которые прежде всего выражается и содержится в мыслях иного медиума. Естественный язык — это всего лишь инструмент для использования в межличностном общении. Естественный языки не могут улучшить когнитивные способности их пользователей.

 

            Пинкер приближается предмет из структуры Хомского. Язык не является культурой проявление, а отдельная часть биологической структуры мозга. Язык — это человеческий инстинкт, встроенный в наш мозг эволюцией, как сеть. спиннинг в пауках или сонар в летучих мышах. (Пинкер, 1994) Языковой инстинкт поддерживает теорию о том, что язык является врожденным и что люди имеют общие универсальная грамматика. Пинкер заключает, что первые анатомически современные люди уже говорили на эквиваленте современного человеческого языка. Так как язык присущий структурам мозга, которые его производят и интерпретируют, язык должен развивались совместно с этими структурами. (Пинкер, 19 лет94) Примеры того, что Пинкер дает в поддержку ментальности то, что 1) мы часто помним суть предложение, а не фактическое предложение, и 2) новые слова придуманы, чтобы выразить новые мысли. (Силби, 2000).

Питер Carruthers — Теория мышления в естественном языке

 

Центральный тезис Каррутерс о лингвистическом мышлении состоит в том, что человеческое мысль возникает на естественных разговорных языках. «когнитивная» концепция Каррутерса языка — это точка зрения, согласно которой разговорный язык служит не только для содержание мыслей, но и то, что они обычно выразить мысли — что мысли, а также высказывания происходят на этих языках. (Кей, 1998) Естественный язык предназначен не только для общения, но и для улучшения познания. хорошо.

 

Общие обсуждения Исследования

           

Язык жестов

           

            Последствия свидетельства Хелен Келлер проницательны и указывают на важную роль что естественный язык играет в мышлении. Хелен Келлер общалась тактильно, и утверждал, что мыслит в терминах осязания. Она помнит жизнь до того, как узнала как подписать и заявляет, что в то время она была не мыслящей сущностью. (Силби, 2000).

 

шрифт Брайля

 

            Недавнее исследование, проведенное Университет Вандербильта с участием читателей Брайля проливает новый свет на отношения между языком и мышлением. Лица, ослепшие от рождения используют другие части своего мозга при чтении шрифтом Брайля, чем те, кто потеряли зрение в раннем возрасте.

 

            Субъекты были попросили прочитать одно слово шрифтом Брайля. Исследователи использовали изображения фМРТ, чтобы обнаруживать области активности мозга во время этого теста, чтобы отображать активность в разных части зрительной коры. Они не обнаружили больших различий в величине и расширение активации в зрительной коре между двумя группами. Они однако обнаружили поразительные различия в поведении активации, взаимосвязь между временем активации определенных зрительных областей и задание.

 

            Они предполагают что даже короткий период раннего визуального опыта затрудняет набор определенные участки зрительной коры. Они предполагают, что это может быть одной из причин, почему слепые от рождения, как правило, лучше читают шрифт Брайля, чем тем, кто теряет зрение в более позднем возрасте. Это подтверждает положение о том, что существуют ментальные образы, не зависящие от пяти чувств, и что эти невизуальные образы тесно связаны с языком. (Солсбери, 2001 г.)

 

Мандарин и английский

 

Изучение Бородицким мандаринского и английского языков делает убедительный аргумент в пользу того, что язык формирует привычное мышление. Она утверждает, что (1) язык является мощным инструментом для формирования мысли об абстрактных областях и (2) Родной язык играет важную роль в формировании привычного мышления. (Бородицкий, 2001). Ее исследование пытается показать влияние мышления на первом языке на понимание второго языка с использованием имплицитной меры времени реакции.

 

            В исследовании изучались приводят ли разные способы говорить о времени к разным способам мышления об этом. И носители мандаринского, и английского языка используют горизонтальные термины, чтобы говорить о время. Кроме того, носители китайского языка обычно используют вертикальные термины. Сделайте различия между английским и мандаринским способами говорить о времени привести к различиям в том, как их динамики думают о времени ? Оба используют свои пространственные знания до думаю о времени. Если говорящие на мандаринском языке показывают вертикальное смещение в размышлениях о времени, даже когда они думают английский язык, то язык должен играть важную роль в формировании говорящих привычки мышления. (Бородицкий, 2001).

 

Мыслительные привычки, стимулируемые языком, могут действовать независимо от язык, о котором сейчас думают. Итог исследования Бородицкого предполагает, что опыт владения языком может формировать образ мышления. Обучение новый способ говорить о знакомой теме может изменить то, как человек думает о этот предмет.

 

Приватная речь

            Психологи начал изучать использование частной речи детьми в 1920-х годах. Джон Ватсон расценивал это как неадекватное поведение, которое постепенно уходит как родители, так и учителя заставляют детей перестать говорить вслух. Жан Пиаже видел частное речь как эгоцентрическая и что она не служит никакой цели и поэтому заменяется по мере взросления ребенка. Лев Выготский считал, что приватная речь есть личная общение с самим собой, что помогает детям интегрировать язык с мышлением. Наблюдения Кольберга за поддержкой детей Теория Выготского о том, что частная речь используется для облегчения детского мышление и руководит своим поведением.

 

            Лаура Берк и Рут Гарвин провела несколько исследований, чтобы сравнить теории Пиаже и Выготского. Они обнаружили, что дети, которые больше всего разговаривают сами с собой, также чаще разговаривают с другими. большинство. Это подтверждало мнение Выготского о том, что частная речь поощряется и стимулируется социальным опытом. (Berk, 1986.) В другом исследовании они обнаружили, что насколько хорошо дети справлялись со своими математическими заданиями, имела прямую корреляцию с частной речи и их интеллектуальной зрелости. Дети, плохо справившиеся на тестах использовались менее зрелые формы частной речи.

 

            Олух заключает что частная речь является важным средством организации детей, понимать и контролировать свое поведение. Наблюдения за частной речью Обеспечьте богатый источник информации о том, как развивается детское мышление.

 

Выводы

 

            Обучение – это неотъемлемой частью языка, потому что по самой своей природе язык должен быть общий. Период обучения синхронизирует языковые способности каждого ребенка с что и все вокруг него. (Пинкер, 19 лет94)

 

            Ссылка на Whorfs к многоязычная осведомленность у двуязычных людей включает различные языки, когнитивные системы и культуры, между которыми они ежедневно взаимодействуют. основа. Уорф проливает свет на западное высокомерие, которое может помочь развитию английского языка глобальный, поглощающий другие мировоззрения своим, с акцентом на статичность существительные в неодушевленной вселенной. Мы в долгу перед Уорфом за объяснить, на что похожи различные формы мышления, и для столь искусного показывая нам несколько чуждый способ мышления и держа его как зеркало, чтобы наш. (Алфорд, 2002 г.)

           

            Дебаты между эти теории мысли и языка почти как курица и яйцо вопрос. Что появилось первым? Здесь задействовано больше, чем просто язык и мысль, есть культура. Сравнение разных языков может привести к обращайте внимание на универсалии, как похожи языки, и на особенности того, как уникальны отдельные языки. (Слобин, 2001.) Как учителю важно обращать внимание на оба.

 

            Учителя должны иметь сложные языковые навыки. Язык используется в обществе, а также интернализован. Поскольку дети обычно демонстрируют более слышимую частную речь, когда задания сложнее, учителя могут использовать это как признак проблемы. Когда дети которые обычно усваивают свою частную речь, мышление, начинают говорить вслух им может понадобиться дополнительная помощь с конкретной задачей.

 

            Детям нужно среды обучения, которые позволяют им быть вербально активными при решении проблемы. Громкий разговор или бормотание не следует интерпретировать как доказательство. отсутствия самоконтроля или плохого поведения. Требовать от детей тишины может быть контрпродуктивно, потому что подавляет частную речь, которая может иметь решающее значение для обучение.

 

Список источников

Алфорд, Дэн Мунхок. (2002) Обман гипотезы Великого Уорфа. Получено 13 февраля 2003 г. из http://www.enformy.com/dma-Chap7.htm

Берк, Лора. (1986) Частная речь: обучение вслух: разговор с сами помогают детям интегрировать язык с мыслью. Психология сегодня , Май 1986 г. Получено 8 апреля 2003 г. из базы данных Infotrack.

 

Бородицкий, Л. (2001). Делает Мысль в форме языка? Представления о времени носителей китайского и английского языков. Когнитивная психология 43, 1-22.

 

Кэмпбелл, Лоуренс. (1997). Гипотеза Сепира-Уорфа. Получено 8 апреля 2003 г. из http://venus.va.com.au/suggestion/sapir.html

 

Хомский, Н. (1968) Язык и разум . Получено 8 апреля 2003 г. из Интернет-архива Marxist.org. http://www.marxists.org/reference/subject/philosophy/works/us/chomsky.htm

 

Хант, Эрл и Аньоли, Франка. (1991, июль). Гипотеза Уорфа: перспектива когнитивной психологии. Психологический обзор , Vol. 98, выпуск 3. Получено 25 марта 2003 г. из EBSCO. база данных.

 

Кэй, Лоуренс. (1998) Другой Лингвистический поворот? Обзор книги «Язык, мысль и сознание: эссе в Философская психология Питера Каррутерса. Проверено 9 апреля 2003 г. от http://psyche.cs.monash.edu.au/v4/psyche-4-02-kaye.html

 

Куроки, Г. (2001, 24 августа). Неофициальная веб-страница о Стивене Пинкере. Получено 8 апреля 2003 г. из http://www.math.tohoku.ac.jp/~kuroki/Pinker

 

Пинкер, Стивен. (1994) Языковой инстинкт: как разум создает язык.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts