Как научить второклассника быстро читать: Как научить ребенка быстро и правильно читать: упражнения и игры для улучшения техники чтения — Методика преподавания — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Содержание

Как научить ребенка бегло читать в 1-3 классе

Сегодня многие родители хотят, чтобы их дети освоили быстрое чтение, ведь этот навык напрямую отражается на успеваемости в школе. Если ученик способен быстро читать и хорошо запоминать прочитанное, то усвоение материала из учебников и различных пособий не будет вызывать трудностей. Существует немало методик, позволяющих вывести навык чтения на новый уровень. Какие из них лучше всего подходят школьникам и как научить ребенка бегло читать в 1-3 классе?

Быстрая техника чтения

Умение работать с информацией – важнейший навык современного человека, который он получает еще в детстве и совершенствует на протяжении всей жизни. Так как большую часть знаний мы черпаем из учебных пособий и книг, умению быстро работать с текстом придается особое значение. Уже в первом классе или еще до школы малыши постепенно осваивают грамоту, учатся читать слоги, слова и целые предложения. С течением времени их навыки улучшаются и оттачиваются, но достаточно ли такого прогресса для продуктивного и качественного знакомства с текстом?

Чем старше становится ребенок, тем с большим количеством текстовой информации ему приходится работать. Школьная программа постепенно усложняется, появляются все новые предметы. В определенный момент ребенок может столкнуться с тем, что выполнение домашних заданий отнимает очень много времени. Зачастую это происходит из-за того, что навыкам чтения, полученным еще в начальной школе, не уделялось достаточно внимания. Даже если ребенок достаточно быстро читает вслух или про себя, у него могут быть трудности с пониманием и запоминанием прочитанного. Именно поэтому так важно уделять внимание умению работать с текстом.

В начальной школе нередко проводится проверка техники чтения, позволяющая учителю оценить то, насколько быстро ученик может воспроизводить предложенный текст вслух. Тому, насколько хорошо он при этом усваивает материал, не придается значения. Из-за этого часто случается так, что дети либо быстро читают, либо стараются понять и запомнить прочитанное. Совмещать данные подходы к ознакомлению с текстом мало кому удается. Именно поэтому все больше родителей задумывается о том, как научить своего ребенка быстрой технике чтения без потери качества усвоения информации.

Как научить ребенка читать бегло

Обучение быстрому чтению предполагает сразу несколько этапов, каждый из которых важен. Сначала нужно проработать первичные навыки работы с текстом, чтобы научить ребенка читать на скорость, так как именно это лежит в основе любых методик скорочтения. Чтобы ученик смог быстрее работать с текстом, нужно исправить самые распространенные недостатки, которые встречаются у детей чаще всего:

  • чтение по слогам. Нужно постепенно приучать малышей читать слова целиком, ведь послоговое чтение негативно сказывается на скорости воспроизведения и восприятия текстовой информации.
  • недостаточная концентрация во время чтения. Если школьники постоянно отвлекаются, то им сложно улавливать смысл произведения, поэтому нужно тренироваться сохранять внимание в процессе ознакомления с книгой. В противном случае ученик постоянно будет возвращаться к уже прочитанной части, так как потерял нить повествования. Это также будет существенно замедлять скорость чтения.
  • проговаривание слов про себя. Нужно стараться подавлять внутреннюю артикуляцию, иначе не удастся добиться такой скорости чтения, которая была бы быстрее скорости устной речи.

Когда период работы над ошибками пройден, можно переходить к изучению просмотрового чтения. На этом этапе нужно расширить угол зрения и научить ребенка читать текст не построчно, а целыми блоками. Для этого придется отказаться от привычки концентрироваться на какой-либо конкретной строке. Этот период является самым сложным

при обучении скорочтению, но именно он позволяет научиться усваивать целую страницу текста за несколько секунд.

Плюсы быстрого чтения в 1-3 классе

Умение быстро читать отражается на успеваемости и мотивации ребенка к учебе даже в начальной школе. Чем легче детям работать с текстом, тем проще им выполнять домашние задания. И речь далеко не только о тех предметах, которые предполагают устную работу с текстом. Грамотность письма у хорошо читающих детей намного выше, чем у тех ребят, которым тяжело дается работа с текстом.

Когда ребенок осознанно читает литературные произведения, он интуитивно запоминает написание ранее незнакомых слов. Даже понимание того, как расставлять знаки препинания, со временем улучшается. Особенно это заметно при написании изложений в школе. Дети с хорошим навыком чтения пишут их более грамотно, понимают, где ставить запятые, вопросительные и восклицательные знаки. Они быстрее своих сверстников осваивают разделение текста на составные части, лучше понимают главную мысль прочитанного.

Еще одним немаловажным плюсом является то, что умение быстро читать позволяет ребенку полюбить книги. Когда чтение литературных произведений дается легко, знакомиться с ними намного интереснее. И, наоборот, слабые навыки работы с текстом очень часто являются причиной негативного отношения школьников к книгам.

Все это делает методику скорочтения одной из самых популярных программ дополнительного образования, ведь она позволяет существенно улучшить навыки детей и дать им хорошую базу для дальнейшего освоения знаний в школе. Но можно ли обучится быстрому чтению в домашних условиях?

Методики обучения детей скорочтению

Усвоение любой учебной программы предполагает регулярные тренировки. Только соблюдая периодичность занятий, можно улучшить свои навыки и добиться видимого результата. Если речь идет о школьниках, то им бывает сложно самостоятельно планировать свой день и ежедневно уделять время упражнениям для освоения быстрого чтения. У родителей также не всегда есть возможность и помогать ребенку с учебой в школе, и заниматься с ним дополнительно. Именно поэтому взрослые все чаще отдают детей на курсы скорочтения, где удается соблюдать регулярность тренировок. Но какие занятия подходят школьникам лучше всего?

Чтобы не ошибиться с выбором, нужно обращать внимание на методику, по которой ведется обучение. Она должна быть максимально эффективной, чтобы время и силы, потраченные на тренировки, не прошли зря. Учитывая то, что учениками в данном случае выступают дети, учебный процесс должен происходить в игровой форме. Именно такой вид занятий позволяет лучше усваивать материал и не отвлекаться в процессе урока. Стоит отдавать предпочтение тем курсам, которые с достоинством прошли проверку временем и доказали свою результативность.

Благодаря методике скорочтения дети не только учатся бегло читать, но и получают важные навыки хорошего понимания и запоминания прочитанного. Благодаря этому обучение в школе дается намного легче. В дальнейшем подобные умения станут отличной базой для достижения новых высот и во взрослой жизни, ведь возможность качественно работать с информацией будет актуальна всегда.

Как научить ребёнка быстро читать: 12 простых лайфхаков

Как обычно родители занимаются с детьми чтением? «Садись и читай! Пока не прочитаешь 5 страниц, телефон не получишь». Это, конечно, тоже способ, но есть методы и понадежнее. О них рассказала наш блогер, будущий учитель начальных классов Катя Хасанова.

Чтение — один из самых проблемных школьных предметов. Уровень читательской грамотности школьников, к сожалению, снижается. Чтобы человек хорошо читал, необходимо понимание прочитанного, хорошая техника чтения и, конечно же, интерес к книге. В этой статье я предлагаю подборку интересных и нестандартных методов обучения чтению, которые могут помочь решить проблему с разных сторон на разных этапах начальной школы.

Сразу скажу: методы скорочтения я не предлагаю, так как научно и на практике многими педагогами доказано, что в младших классах скорочтение скорее вредит, чем помогает.

1. Инсерт

Анализ текста — самый сложный и основной навык, который нужно освоить в начальной школе. Методика «Инсерт» позволяет по специальному простому алгоритму, удобному для детей и педагогов, оценить свое отношение к произведению, объем своих знаний, уровень понимания текста.

Инсерт — это аббревиатура, она переводится с английского, как «интерактивная познавательная система для эффективного чтения и мышления». Работает это так: ребенок читает текст и напротив каждой строчки карандашом ставит значки:

+ я это знаю

Н  это новая информация

— — об этом я не знал

? — эту информацию надо уточнить у педагога

Это первый этап. Второй — составление таблицы, в которой ребенок тезисно фиксирует, что ему понятно, что нового он узнал, а какая информация оказалась совсем непонятной.

При работе с этим приемом, важно учитывать несколько факторов:

  • Начинайте с небольших по объёму текстов — дети должны запомнить значки и научиться ими пользоваться.
  • Тезисы поначалу можно проговаривать устно — чтобы в классе все понимали, что и какому знаку относится.
  • Обсуждать таблицы надо по колонкам: сначала — что все поняли, потом — что осталось непонятным и так далее.
  • В началке можно сделать таблицу попроще — «знаю», «интересуюсь», «узнал».
  • Таблицы можно заполнять не только индивидуально, но и попарно, и в группах.

2. Змейка для чтения

В период в детском саду или в 1-м классе дети могут не понимать смысл прочитанного. Эту трудность помогает преодолеть «Змейка для чтения» — здесь, как в домино, нужно подставить к «хвостику» необходимую по смыслу иллюстрацию. Например, на одном листочке написано: «Мальчик читает книгу», а ребенку надо выбрать картинку.

3. Воображение в природе

На что похожи облака, деревья, камни? Казалось бы, совсем простые вопросы, но они помогают развивать воображение, эмоциональный интеллект, прежде всего, литературную речь и словарный запас. Самое главное — это упражнение можно делать в любой момент, просто гуляя по парку или даже по дороге в школу.

4. «Кроссенс»

Зрительные ассоциации, логическое мышление и смысловые взаимосвязи — все это развивает метод «Кроссенс». Главная задача — по группе фотографий угадать зашифрованное произведение либо литературного героя.

5. Зрительный диктант

Смотрим на короткий текст либо предложения, читаем и несколько раз повторяем про себя. А потом пишем. Тем самым развиваем зрительную память и внимание. Самый простой диктант для ребенка в началке:

  • Тает снег.
  • Идет дождь.
  • Небо хмурое.
  • Коля заболел.
  • Запели птицы.
  • Поле опустело.

6. Речевой круг

Детям непросто даются правильные склонения слов. Речевой круг поможет научиться правильно составлять формы слов. Как это работает? Подставляем слова в различные фразы, четко произносим окончания плюс расширяем словарный запас и кругозор. Например, тема — фрукты. Пишете по кругу фрукты, а по углам — фразы «гусеница ползет к…», «мне нравится фруктовое мороженое с…», «отрезали кусочек от…», «есть ли косточка в…». И пускай ребенок под каждую фразу подставляет: банан, яблоко, апельсин, виноград.

7. Литературный трейлер

Что мы делаем, когда выбираем кино для просмотра? Конечно же, смотри трейлер к фильму — благодаря этому у нас появляется интерес и мотивация посмотреть его. То же самое можно делать и на уроках литературного чтения: короткий захватывающий рассказ, который учитель придумал на досуге, с самыми интересными моментами произведения, которое предстоит прочитать, замотивирует детей на дальнейшую работу.

8. Литературные картинки-перевертыши

Посмотрите на эту забавную иллюстрацию к басне И. А. Крылова «Ворона и Лисица». Перевернув картинку, можно сразу узнать, чем закончится басня, и перед чтением на основе перевертыша поразмышлять, кто главные герои и в чем заключается сюжет. Так, конечно же, интереснее читать.

9. Путаница букв

Ниже пример стихотворения с перепутанными буквами. Дети любят юмористические стихи и исправление ошибок, а такое упражнение помогает развивать фонематический слух, необходимый для грамотного чтения и письма:

Стихотворение Н. Матвеевой:

В печке выпечен бутон,

А в петлицу вдет батон,

По траве ползёт бидон,

Молоко течёт в бетон,

А на стройке есть питон.

10. Лифт слогов

На этапе дошколки и 1-го класса, когда ребята соединяют звуки в слоги, можно быстро и просто своими руками смастерить игру как на видео. Таким нудный процесс обучения чтению станет более интересным и динамичным.

11.

Разные шрифты

Часто дети сталкиваются с проблемой: как только шрифт меняется, тут же становится сложнее читать, а ведь в жизни нам приходиться сталкивать с совершенно разными по оформлению текстами. Старайтесь подбирать для ребенка разные книги, с разными шрифтами, пробуйте записывать один текст, написанный по-разному. Для ребенка важно научиться различать разные буквы!

12. Собери предложения

Часто в 1-м классе можно встретить задание: «Собери предложение из слов». Оно достаточно скучное. А вот выстраивать маршрут, чтобы как паззл собирать фразу, гораздо интереснее. Например, фраза «Хищные лесные звери ищут добычу». Запишите слова в разных углах листка и попросите ребенка стрелочками указать правильный порядок.


Идеи собраны из ВК-групп:
  • F00-F99
  • Наша начальная школа/подготовка к школе
  • Чтение с увлечением. Начальная школа
  • Живое обучение. Самообразование
  • Подготовка к школе @anastasi_teacher
  • Начальная школа

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Tatyana Vyc / shutterstock / fotodom

У моего второклассника проблемы с чтением. Что мне делать?

«У моего второклассника проблемы с чтением». Никто из родителей не хочет прийти к этому пониманию, но затруднения при чтении распространены во втором классе . На самом деле, многие дети начинают хорошо читать в детском саду и первом классе, но затем сталкиваются с трудностями во втором классе, когда материал для чтения становится более сложным.

Если ваш второклассник изо всех сил старается не отставать от своих одноклассников, важно вмешаться и помочь ему развить навыки, необходимые для достижения успеха.

Насколько хорошо должен читать второклассник?

Родители не смогут сказать, что их второклассник отстает, если они не знают, какие навыки они должны были приобрести к этому моменту своей академической карьеры. Вот некоторые из ключевых навыков чтения для второклассников :

  • Определение основной идеи рассказа.
  • Обобщение основных событий истории , опуская второстепенные или несущественные детали.
  • Связывание событий истории со своим собственным опытом.
  • Чтение от 50 до 60 слов в минуту в начале учебного года и около
    90 слов в минуту
    в конце учебного года.
  • Распознавание близко к 90% всех слов в книгах для уровня чтения второго класса.
  • Чтение слов с более чем одним слогом .
  • Чтение самых разных текстов.

Если ваш ребенок не развил один или несколько из этих навыков, возможно, пришло время обратиться за дополнительной помощью к нему за пределами класса.

Сколько времени в день должен читать второклассник?

Большинство учителей второго класса каждый день уделяют своим ученикам время самостоятельного чтения в классе. Но если у вашего ребенка проблемы с чтением, ему следует практиковаться в чтении дома, а также в классе.

Поощряйте ребенка читать по 20 минут в день . Если ваш второклассник неохотно читает, попросите всех членов семьи принять участие в этом ежедневном занятии. Таким образом, это не будет казаться вашему ребенку наказанием или рутиной, поскольку все делают это вместе.

Как помочь второкласснику научиться читать?

Родители могут сыграть важную роль, помогая своим второклассникам вернуться на правильный путь и укрепить важные навыки чтения. Есть несколько способов помочь ребенку дома. Начните с этих стратегий:

  • Перечитайте свои любимые истории. Если ваш второклассник найдет рассказ, который ему понравится, предложите ему перечитывать его снова и снова. Повторное чтение одного и того же текста поможет им улучшить беглость речи, что является важным навыком, который должен развить каждый второклассник.
  • Читайте книги вслух вместе. Попросите ребенка попытаться соответствовать вашему темпу и выражению , чтобы улучшить навыки беглого чтения.
  • Используйте магниты для букв, чтобы создавать новые слова вместе . Сосредоточьтесь на том, чтобы научить вашего ребенка различать длинные и короткие гласные, суффиксы, префиксы и сложные слова. Детям понравится играть с красочными магнитами со словами, так что это отличный способ сделать процесс обучения веселым.
  • Создавайте графические органайзеры, такие как блок-схемы и диаграммы Венна , чтобы помочь вашему ребенку улучшить навыки понимания прочитанного. Используйте эти графические органайзеры, чтобы сравнивать и сопоставлять персонажей, определять причинно-следственную связь событий или намечать последовательность основных событий в истории.
  • Используйте карточки со словами для чтения, чтобы помочь вашему ребенку
    расширить словарный запас
    , что поможет ему научиться более бегло читать.
  • Прочитайте книгу вместе, а затем посмотрите киноверсию этой истории. После того, как фильм закончится, попросите второклассника рассказать о сходства и различия между фильмом и книгой .
  • Поощряйте любое чтение. Пусть ваш ребенок читает журналы, комиксы, газеты и другие материалы. Не ограничивайте их только книгами.

Помните, что каждый ребенок уникален. Стратегия, которая сработала для одного ребенка, может не сработать для другого, поэтому не сдавайтесь, если первая опробованная вами техника окажется неэффективной. Это не произойдет в одночасье, но если вы продолжите применять эти стратегии, ваш второклассник станет лучше читать.

Как обучать второклассника чтению?

Наем репетитора по чтению может стоить сотни долларов в месяц, но, к счастью, у вашего второклассника есть еще один способ получить индивидуальную помощь.

Приложение Readability разработано с использованием искусственного интеллекта и технологии распознавания речи , которая позволяет ему читать вслух вашему ребенку, слушать, как он читает, предоставлять обратную связь и исправлять ошибки произношения в режиме реального времени. Приложение также будет задавать ребенку вопросы по тексту, чтобы заинтересовать его и улучшить его навыки понимания. это так же, как работа с репетитором по чтению , за исключением того, что ваш ребенок может заниматься в любое время и в любом месте .

Загрузите приложение Readability на свой смартфон или планшет, чтобы начать пользоваться бесплатной 7-дневной пробной версией уже сегодня.

Беглость: упражнения для второклассника

Цель вашего второклассника – читать так же, как он говорит, плавно и с выражением, которое отражает то, что происходит в рассказе.

Учитель вашего ребенка даст «отрывки для чтения по времени», в которых дети читают рассказ и в течение одной минуты фиксируют, сколько слов они могут прочитать за это время. В начале второго класса большинство детей могут читать 50-60 слов в минуту. К концу года они вырастут до 9.0 слов в минуту.

Как выглядит бегло читающий во втором классе?

Попробуйте эти упражнения на беглость речи дома

Выберите правильные книги

Помогите ребенку выбрать книги, в которых он может с комфортом прочитать около 90 процентов слов на нескольких примерных страницах. Если ваш ребенок хочет выбирать книги посложнее, это тоже нормально, но вам, возможно, придется помочь ему произнести многосложные или неправильные слова.

Слушайте каждый день

Как только вы найдете коллекцию книг, которые ваш ребенок может читать, слушайте, что ваш ребенок читает каждый день. Будьте терпеливы — новые читатели часто читают медленно! Предложите помощь, когда ваш ребенок застрянет, и всегда хвалите и подбадривайте его.

Следует ли мне беспокоиться, если мой ребенок читает медленно?

Эксперт по обучению грамоте Кеги Уэллс объясняет, что наиболее важно, , понимает ли ваш ребенок то, что он читает. Кеги предлагает простые способы проверки понимания и моделирования выразительного чтения. (Из нашей серии видеороликов SOS для чтения: ответы экспертов на семейные вопросы о чтении.)

Перечитать любимые книги

Для развития беглости речи требуется много практики! Держите коллекцию книг, которые ваш ребенок может прочитать быстро и легко. Поощряйте ребенка перечитывать любимые книги снова и снова. С каждым чтением вы можете замечать, что ваш ребенок читает немного легче, немного быстрее, немного увереннее и выразительнее.

Читайте своему ребенку каждый день

Моделируйте собственное беглое чтение, когда вы читаете и перечитываете книги вместе с ребенком. Даже если ваш второклассник может читать самостоятельно, продолжайте каждый день находить время, чтобы читать ей книги, которые чуть выше ее уровня чтения. Ей понравится слушать более сложные истории, и она услышит отличный пример беглого чтения — как вы меняете выражение лица на протяжении всей истории и читаете с легкостью. Ваш ребенок услышит, как вы повышаете голос в конце вопросительного предложения или как вы меняете голос для разных персонажей.

Как я могу поощрять чтение, когда моему ребенку трудно?

Эксперт по обучению грамоте Кеги Уэллс объясняет различные стратегии, помогающие детям стать более сильными и увлеченными читателями, включая моделирование того, как звучит беглое, выразительное чтение. (Из нашей серии видеороликов «Чтение SOS: ответы экспертов на семейные вопросы о чтении».)

Семейная поэзия

Начните с игривых, рифмованных стихов на знакомые вашему ребенку темы, такие как животные, еда и время сна. Детские стишки и сборники Mother Goose — первые фавориты. Медленно прочитайте стихотворение вслух. Подчеркните звучание слов и рифм. Прочитайте драматично, чтобы подчеркнуть разрывы и фразировку стихотворения. Получайте удовольствие от красочного языка и игры слов. Перечитайте стихотворение несколько раз. Как только стихотворение знакомо вашему ребенку, читайте по очереди! Сначала вы читаете одну строчку или одну строфу, а ваш ребенок читает следующую. Посмотрите, сможете ли вы сделать это, сохраняя ритм стихотворения. Узнайте больше в этой статье Стихи дома (на английском и испанском языках).

Читательский театр

Вам не нужен ни сценарий, ни костюмы, ни реквизит. Просто выберите любимую книжку с картинками, с которой знаком ваш ребенок, и ту, в которой много диалогов. По очереди прочитайте отрывки вслух, используя драматические голоса и жесты, соответствующие рассказу. Это занятие может сразу стать довольно глупым, но это отличный способ попрактиковаться в выразительности при чтении вслух.

Запишите это

Еще один интересный способ попрактиковаться в чтении и улучшить беглость речи — предложить ребенку создавать свои собственные аудиокниги. Это можно сделать просто с помощью магнитофона, функции аудиозаписи или приложения на вашем телефоне. Вашему ребенку может понадобиться несколько «дублей», чтобы правильно читать. Делитесь своими аудиозаписями с семьей и друзьями — это отличный мотиватор!

Парное или «приятельское» чтение

Чтение вслух по очереди. Вы идете первым, так как ваше чтение представляет собой модель того, как звучит хорошее беглое чтение. Затем попросите ребенка перечитать ту же страницу, которую вы только что прочитали. Вы заметите, что чтение вашего ребенка будет все больше и больше походить на ваше. Сделайте это на нескольких страницах. Как только ваш ребенок достаточно освоится и освоится с книгой, по очереди читайте страницу за страницей.

Эхо-игра

Выберите книгу на уровне чтения вашего ребенка и прочитайте предложение вслух, используя соответствующее выражение и паузы. Затем попросите ребенка подражать вам, читая то же предложение, используя то же выражение лица и паузы. Повторяйте игру через каждые несколько абзацев по мере чтения книги.

Чтение хором

Выберите книгу на уровне чтения вашего ребенка и вместе прочитайте страницу или отрывок. Возможно, вам придется немного замедлить чтение, чтобы не отставать, но не замедляйтесь слишком сильно. Поощряйте ребенка копировать ваш темп и выражение лица.

Практика, практика, практика!

Повторение — ключ к беглости речи. Поощряйте ребенка перечитывать любимую (короткую) книгу до тех пор, пока он не сможет читать ее легко и плавно. Это повысит ее уверенность наряду с беглостью речи. Вы также можете попросить ее прочитать книгу младшим братьям и сестрам или другим членам семьи и друзьям.

Повышение точности чтения

Репетитор по чтению Линда Фаррелл внимательно слушает, как Ксавьер читает вслух одну из своих любимых книг (

Человек-собака ), чтобы помочь ему сосредоточиться на точном прочтении каждого слова. Сильные читатели имеют привычку точно читать практически каждое слово. (Из серии видеороликов «Взгляд на интервенции чтения».)