4 Стадии развития речи и мышления в онтогенезе:
1. Примитивная, натуральная стадия. Доинтеллект. речь и доречевое мышление.
2. Стадия “наивной психологии”. Овладение грамматическими структурами и формами без овладения логическими структурами и операциями.
3. Стадия внешнего знака, внешней операции. “Счет на пальцах”, эгоцентрич. речь.
4. Стадия “вращивания”. Внешняя операция переходит внутрь, кардинально при этом меняясь. Внутреняя речь.
Сравнение развития внутр. речи и мышления ребенка с развитием речи и интеллекта животных показывает, что первое является не прямым продолжением второго, но что меняется сам тип развития — из биологического он превращается в общественно-исторический. Речевое мышление есть общественно-историческая форма.
Разделение понятий на естественные (сложившиеся в ходе исторического развития) и искусственные (создаваемые в эксперименте).
Первая методика исследования понятий — Ах (1921). Он исследовал процесс образования новых понятий.
Синтетически-генетический метод. Испытуемые заучивали новые понятия, обозначающие фигуры по тому или иному признаку, затем пытались их употреблять. Выготский: но основная проблема связана с использованием, поиском средств, а у Аха они даны с самого начала, тогда как задача с начала не задана.
Методика двойной стимуляции Выготского-Сахарова.
Здесь сразу дана задача, а средства — не сразу.
Два ряда стимулов — объекты и знаки. Объекты — деревянные фигурки, различающиеся по цвету, форме, высоте; знаки — приклееные снизу к фигуркам их названия. Надо подобрать к данной фигурке такие, которые называются тем же словом.
Осн.принцип: предметный ряд дан целиком, а словесный выстраивается постепенно.
Выводы: путь развития понятий состоит из 3 стадий:1. Синкреты. Предметы группируются без достаточного внутреннего родства, на основании субъективной связи, напр., на основании пространственной близости или другой чисто внешней связи (данной в восприятии). Значение слова не определено до конца.
2. Комплексы. Обобщение на основе объективных связей, но не наиболее существенных. Виды комплексов: ассоциативные (по какому-то признаку), коллекции (собирание различающихся по какому-то или нескольким признакам), цепные (каждый следующий предмет связан с предыдущим по какому-то признаку), диффузный (на основании неопределенных связей), псевдопонятия (правильно определеяются предметы, входящие в данное понятие, но на основе наглядных связей).
3. Понятия. Обобщающий признак осознается. Стадия потенциальных понятий — ?
Стадия истинных понятий.
Сравнительный анализ житейских и научных понятий.
Развитие житейских и научных понятий идет различными путями. Житейские понятия развиваются снизу вверх — от спонтанности, конкретности к все большей осознанности и произвольности; научные — сверху вниз — от абстрактной формализации к конкретности и эмпирической наполненности. Линии развития этих двух типов понятий отражают связь зоны ближайшего развития и актуального развития. Правильно построенное обучение “ведет” за собой развитие.
Закон трех стадий — развитие научных представлений: VIKENT.RU
Огюст Конт выпускает последний, шестой том Курс позитивной философии / Cours de philosophie positive, начатый им ещё в 1830 году.
1) Здесь О. Конт сформулировал «Закон трёх стадий», описывающий интеллектуальную эволюцию человечества (аналогичные мысли ранее высказывал его учитель Анри де Сен-Симон).
Вот одно из авторских описаний «Изучая развитие человеческого разума […] от первого его проявления до наших дней, думаю, я открыл великий основной закон, по которому с неизменной необходимостью можно установить как путём наших рациональных доказательств, так и путём внимательного анализа прошлого, историческую достоверность. Этот закон состоит в том, что каждое из наших основных понятий проходит, необходимым образом, три теоретически различных стадии: стадию теологическую, или фиктивную; стадию метафизическую, или абстрактную; стадию научную, или позитивную…
Отсюда три типа философии, или концептуальных систем, обобщающих феномены, взаимно исключающих друг друга. Первая — начальный пункт, необходимый для человеческого понимания (intelligentia), третья — фиксированная и определенная стадия, а вторая уготована служить в качестве транзитного пункта».
Вот как это проявляется в познании:
«Согласно этому закону интеллектуальное развитие людей неизбежно проходит последовательно через три различных теоретических стадии: теологическую, метафизическую и научную.
По мнению Конта, теологическая стадия соответствует младенческому состоянию человеческого разума, который ещё не способен к решению даже простых научных проблем. Человек, находясь на первой стадии своего развития, стремится приобрести знание о сущности мира (в действительности для него недоступное), объяснить все явления, отыскать начала всех вещей. Подобная «примитивная потребность» удовлетворяется довольно простым способом: люди рассматривают явления внешнего мира, объясняя их по аналогии с собственными действиями. Таким путём наблюдаемые явления облекаются в человеческие образы, и возникает иллюзия того, что сущность мироздания вполне постижима и даже известна. Происходящие в природном мире события человек связывает с деятельностью особых сверхъестественных существ, во многом подобных людям, но неизмеримо превосходящих их. Согласно Конту теологическая стадия -необходимый этап в развитии человечества. Теологический способ мышления совершенно неизбежен в качестве исходной точки познавательного процесса. Чтобы убедиться в нелепости «теологических принципов», человеческий ум должен собрать достаточно фактов и познать реальный объем своих возможностей.
Метафизическая (или абстрактная) стадия, так же как и теологическая, характеризуется стремлением человеческого ума к достижению абсолютного знания о первопричинах. Различие этих двух первых стадий состоит в том, что меняются сами принципы объяснения мироздания: место сверхъестественных сущностей теперь занимают абстрактные силы. Эти абстрактные силы изучает особая дисциплина — онтология, которая ставит своей задачей объяснение внутренней природы всех вещей. Типичная черта метафизической стадии — недостаточное внимание к наблюдениям и повышенный интерес к умозрительной аргументации, слабо подкреплённой фактами. Метафизическая стадия, согласно Конту, носит переходный характер: её назначение — постепенное разрушение теологического мышления и подготовка почвы для будущего триумфа научного метода. Эта вторая стадия столь же необходима, как и первая, ведь переход от теологии к науке не может быть слишком резок в силу того, что человеческий ум не терпит внезапных перемен, развиваясь последовательно и постепенно.
Позитивная (или научная) стадия — это новая стадия в духовной эволюции человечества, в которой на первый план выходит деятельность отдельных наук, эмпирическим путём изучающих конкретные области действительности. Причём Конт полагал, что переход от одной стадии к другой определяет не только эволюцию человеческого мышления, но и развитие общества вообще, то есть движущей силой истории он считал прогресс знания.
Итак, на место теологии и метафизики приходит наука. Истинная философия — одна из научных дисциплин, которая стремится охватить все классы явлений и которая применима к любым объектам человеческого знания. При этом позитивная философия вовсе не тождественна простой совокупности наук. Позитивная философия делает своим содержанием только важнейшие результаты каждой из основных наук (оставляя в стороне многочисленные частности) и рассматривает только наиболее общие методы, применяемые в этих науках.
Позитивная философия как особая дисциплина предназначена для роли некоторого общего вводного курса, с которым должны иметь возможность ознакомиться все учёные, независимо от избранной ими специальности. Такой порядок освоения знаний, по мнению Конта, является неизбежным следствием углубляющегося разделения труда и позволяет избежать негативных последствий этого процесса.
Французский мыслитель не раз отмечал, что формирование позитивной философии ещё не завершено».
Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко B.C., Философия науки, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007 г., с. 257-259.
4 этапа и советы по каждому из них
Этапы развития Пиаже — это теория о том, как дети учатся по мере взросления. Он включает в себя четыре отдельных этапа, каждый из которых имеет разные этапы и навыки.
Жан Пиаже был известным психологом и теоретиком познания в 20-м веке, который сосредоточился на развитии детей. Его теории возникли в результате наблюдения за детьми и регистрации их развития.
Он привлек внимание к идее, что дети — это не просто маленькие взрослые, и утверждал, что образ их мышления принципиально отличается.
Пиаже считал, что дети действуют как «маленькие ученые», исследуя окружающую среду, чтобы понять ее. Он считал, что дети делают это естественно, без вмешательства взрослых. Он выдвинул идею о различных стадиях развития, через которые дети учатся языку, памяти и рассуждениям.
В этой статье объясняются четыре стадии когнитивного развития Пиаже, ключевые концепции и то, как люди могут их использовать, чтобы помочь детям учиться и развиваться.
В следующей таблице показаны четыре стадии когнитивного развития Пиаже:
Младенцы от рождения до 2 лет используют свои чувства и движения тела, чтобы понять окружающий их мир, поэтому этот этап известен как сенсомоторный этап.
Первый способ общения новорожденного — это основные рефлекторные действия, такие как сосание, размахивание руками или качание головой. Они используют свои пять чувств: зрение, осязание, обоняние, вкус и слух, чтобы исследовать свое окружение и свое тело.
Младенцы собирают информацию об этом опыте, изучая, как разные вещи заставляют их чувствовать. Они также учатся различать людей, объекты, текстуры и достопримечательности.
На этом этапе дети также начинают понимать концепцию причины и следствия. Они начинают помнить, что определенные действия будут иметь конкретный результат, и используют это для планирования своих действий заранее.
Примерно в 6 месяцев они начинают понимать постоянство объектов. Это означает, что ребенок знает, что объекты продолжают существовать, даже если он больше не может их видеть, слышать или чувствовать.
Когда у ребенка есть постоянство объекта, это означает, что теперь он может формировать ментальный образ или представление об объекте, а не только реагировать на переживания в своем непосредственном окружении.
Примеры
Определенное поведение может указывать на то, что ребенок развил некоторые ключевые навыки на этом этапе. Например, ребенок, понимающий причину и следствие, может намеренно трясти погремушкой, чтобы издать звук, или плакать, чтобы привлечь внимание.
Ребенок, который понимает постоянство объекта, будет:
- знать, что его опекун все еще рядом, когда играет в такие игры, как прятки
- знать, что игрушка все еще существует, даже если она спрятана под одеялом
- понимают, что они или их окружение все еще здесь, даже если они закрывают глаза
На этом этапе дети опираются на постоянство объекта и продолжают развивать абстрактные мыслительные процессы. Это означает, что они могут думать о вещах за пределами физического мира, например, о том, что произошло в прошлом.
Они также воображают и мыслят символически, и они начинают демонстрировать эту способность через свой язык и поведение.
В этот период дети демонстрируют пять основных моделей поведения:
- Имитация: Дети теперь могут имитировать действия другого человека, даже если человек, которого они моделируют, больше не находится перед ними.
- Символическая игра: Дети начинают присваивать свойства или символы объектам. Они могут проецировать свойства одного объекта на другой. Например, они могут притворяться, что палка — это меч.
- Рисунок: Имитация и символическая игра являются важными элементами рисования. Он начинается с бессмысленных каракулей и переходит к более точному изображению предметов и людей.
- Ментальные образы: Дети начинают визуализировать в уме самые разные вещи. Они могут часто спрашивать названия предметов, чтобы установить ассоциации между словами и предметами.
- Вербальное воспроизведение событий: Это означает, что дети могут использовать слова для описания и представления прошлых событий, людей или предметов.
Основной функцией речи в этом возрасте является экстернализация мышления, а не общение. Дети могут говорить в потоке сознания и развивать более сложные языковые навыки по мере прохождения этой стадии.
Пиаже считал, что дети остаются эгоцентричными на протяжении всей предоперационной стадии. Это означает, что они не могут понять, что другие люди думают иначе, чем они, или что происходящие события не всегда связаны с ними.
Примеры
Некоторые примеры, когда ребенок находится на предоперационной стадии, включают:
- подражание тому, как кто-то говорит или двигается, даже когда его нет в комнате
- рисование людей и предметов из своей собственной жизни, но понимание того, что они являются лишь изображениями
- притворяться, что палка — это меч или что метла — это лошадь во время игры
- воображать, что они супергерой или кто-то, кем они восхищаются
- придумывать воображаемого друга абстрактное мышление и стать менее эгоцентричным. Теперь они могут понять, что события не всегда имеют к ним отношение и что у других есть другая точка зрения.
Дети также могут применять логические, конкретные правила к физическим объектам. Однако они еще не могут сделать то же самое для абстрактных понятий.
Конкретная операционная фаза сосредоточена вокруг трех элементов:
- Сохранение и обратимость: Сохранение понимание того, что объекты могут изменяться в размере, объеме или внешнем виде, но по существу остаются неизменными. Обратимость означает, что некоторые вещи, которые изменились, могут вернуться в исходное состояние, а другие — нет.
- Классификация: Это означает, что дети могут классифицировать объекты по группам и подгруппам. Например, они могут группировать объекты по цвету, форме или сходству.
- Серийность: Серийность — это способность ребенка группировать объекты по росту, весу или важности. Это важная концепция для освоения, так как дети нуждаются в этом навыке во время обучения математике и естественным наукам.
Примеры
Некоторые признаки того, что ребенок усвоил навыки на этом этапе, включают:
- знание того, что вода имеет те же свойства (например, влажность), даже если она находится в разных сосудах или имеет разный цвет
- понимание того, что вода может замерзнуть, а затем снова растаять, но другие изменения необратимы
- умение группировать мелки по цвету
- умение раскладывать игрушки по порядку в зависимости от их размера или важности
На этом заключительном этапе когнитивного развития дети изучают более сложные правила логики. Затем они используют эти правила, чтобы понять, как работают абстрактные концепции, и решить проблемы.
Ребенок может анализировать свое окружение и делать выводы. Они могут создавать теории о том, что возможно и что может произойти в будущем, на основе имеющихся у них знаний.
Это известно как гипотетико-дедуктивное рассуждение. Это неотъемлемая часть официальной операционной стадии. Это позволяет кому-то задуматься над вопросом «Что, если?» Человек с этим навыком может представить несколько решений и возможных результатов в данной ситуации.
Примеры
На этапе формальной работы ребенок может придумать множество способов решения одной задачи, а затем выбрать наилучший вариант в зависимости от того, насколько он логичен или успешен.
Например, если ребенку нужно создать модель солнечной системы из материалов, которые есть у него дома, он может использовать их несколькими способами. Обдумывание нескольких возможностей и последующее использование наиболее логичной или эффективной показывает, что они обладают навыками гипотетико-дедуктивного мышления.
На этом этапе дети также могут анализировать и оценивать свои мысли и действия. Например, если они спорят с другом, они могут подумать, какой вклад могли внести их мнения или поведение. Затем они могут решить, как подойти к ситуации.
В следующих разделах объясняются несколько важных аспектов когнитивного развития, которые Пиаже предлагает в своей теории.
Схема
Пиаже включил идею схемы в свою теорию когнитивного развития.
Схема — это категория знаний или мысленный шаблон, который ребенок развивает для понимания мира. Это результат детских переживаний.
Например, ребенок может разработать схему собаки. Изначально слово «собака» относится только к первой встреченной собаке. Однако со временем это слово стало обозначать и включать всех собак. Когда ребенок составляет эту схему, он может называть каждое похожее животное собакой, прежде чем овладеет категорией.
Схемы постоянно растут и адаптируются по мере того, как дети приобретают новый опыт, давая им структуру для приобретения знаний. Пиаже предположил, что это происходит двумя путями: ассимиляцией и аккомодацией.
Ассимиляция означает, что ребенок использует ранее существовавшую схему для понимания новой ситуации. Например, если они встречают новую породу собак, они могут включить ее в свою схему «собака», даже если она выглядит иначе, чем собаки, с которыми они сталкивались ранее.
Приспособление означает, что ребенок адаптирует ранее существовавшую схему, чтобы она соответствовала новому опыту или объекту. Например, если ребенок встречает кошку, он может добавить ее к своей схеме «собака», пока кто-нибудь не объяснит, что собаки и кошки разные. Затем они адаптируют свою схему к этой новой информации.
Уравновешивание
Согласно теории, уравновешивание мотивирует детей продолжать проходить этапы когнитивного развития.
Когда ребенок усваивает новые знания, его мировоззрение неточное, поэтому он находится в состоянии неравновесия. Это состояние побуждает ребенка приспосабливаться к новой информации и достигать состояния равновесия.
Пиаже внес значительный вклад в теории детского развития, и многие из них до сих пор имеют влияние. Однако другие критикуют его идеи.
Во-первых, то, как Пиаже проводил свои исследования, не соответствовало бы стандартам научных исследований, которых придерживаются современные академики. Он имел тенденцию наблюдать и брать интервью у небольшого числа детей в естественных условиях, а не в условиях обучения. Это означало, что небольшой размер выборки или окружающая среда могли создать систематическую ошибку.
Кроме того, он проводил свои исследования в Западной Европе и не принимал во внимание влияние различных социальных и культурных практик на развитие ребенка.
Хотя некоторые ученые согласны с тем, что стадии развития существуют, они могут быть не такими отчетливыми и конкретными, как в теории Пиаже.
Исследования показали, что некоторые навыки развиваются раньше, чем он предполагал. Например, в статье 2021 года отмечается, что эгоцентризм, по-видимому, проходит гораздо раньше, чем считал Пиаже, в возрасте от 4 до 5 лет, а не от 7 до 11 лет. получить информацию и понять их мир. Основываясь на этой идее, педагоги и опекуны могут помочь детям учиться, позволяя им:
- использовать свои чувства для исследования объектов и ощущений (например, посредством осязания, вкуса, зрения, обоняния или слуха)
- самостоятельно исследовать свое физическое окружение в безопасных пределах
- учиться на практике, даже если они делают ошибки
- взаимодействовать с другими детьми, которые находятся на той же стадии развития или чуть выше
- получают ответы на свои вопросы о мире
- сталкиваются с новыми ситуациями, объектами или проблемами, которые создают дисбаланс, поскольку это побуждает их расширять свои знания
На более поздних этапах словесные головоломки, задачи на решение проблем и логические головоломки помогают когнитивному развитию детей.
Если ребенок не демонстрирует поведение или навыки, изложенные в теории Пиаже, точно в возрасте, который он предсказывает, это не обязательно повод для беспокойства. Тем не менее, родители и опекуны должны поговорить с педиатром, если у них есть какие-либо опасения.
Стадии развития Пиаже — это теория, согласно которой дети проходят определенные этапы от рождения до взрослой жизни, причем каждый этап приносит новые навыки и вехи по мере развития их знаний о мире.
Пиаже считал, что дети развиваются благодаря постоянному стремлению изучать и адаптировать схемы, которые представляют собой ментальные шаблоны, помогающие им понимать вещи. Его идеи до сих пор оказывают значительное влияние на детскую психологию и подходы к образованию.
Однако существует критика теории Пиаже, а также альтернативных моделей детского когнитивного развития, также пришедших из XX века, таких как идеи Льва Выготского и Марии Монтессори.
4 этапа и подсказки для каждого
Этапы развития Пиаже — это теория о том, как дети учатся по мере взросления. Он включает в себя четыре отдельных этапа, каждый из которых имеет разные этапы и навыки.
Жан Пиаже был известным психологом и теоретиком познания в 20-м веке, который сосредоточился на развитии детей. Его теории возникли в результате наблюдения за детьми и регистрации их развития.
Он привлек внимание к идее, что дети — это не просто маленькие взрослые, и утверждал, что образ их мышления принципиально отличается.
Пиаже считал, что дети действуют как «маленькие ученые», исследуя окружающую среду, чтобы понять ее. Он считал, что дети делают это естественно, без вмешательства взрослых. Он выдвинул идею о различных стадиях развития, через которые дети учатся языку, памяти и рассуждениям.
В этой статье объясняются четыре стадии когнитивного развития Пиаже, ключевые концепции и то, как люди могут их использовать, чтобы помочь детям учиться и развиваться.
В следующей таблице показаны четыре стадии когнитивного развития Пиаже:
Младенцы от рождения до 2 лет используют свои чувства и движения тела, чтобы понять окружающий их мир, поэтому этот этап известен как сенсомоторный этап.
Первый способ общения новорожденного — это основные рефлекторные действия, такие как сосание, размахивание руками или качание головой. Они используют свои пять чувств: зрение, осязание, обоняние, вкус и слух, чтобы исследовать свое окружение и свое тело.
Младенцы собирают информацию об этом опыте, изучая, как разные вещи заставляют их чувствовать. Они также учатся различать людей, объекты, текстуры и достопримечательности.
На этом этапе дети также начинают понимать концепцию причины и следствия. Они начинают помнить, что определенные действия будут иметь конкретный результат, и используют это для планирования своих действий заранее.
Примерно в 6 месяцев они начинают понимать постоянство объектов. Это означает, что ребенок знает, что объекты продолжают существовать, даже если он больше не может их видеть, слышать или чувствовать.
Когда у ребенка есть постоянство объекта, это означает, что теперь он может формировать ментальный образ или представление об объекте, а не только реагировать на переживания в своем непосредственном окружении.
Примеры
Определенное поведение может указывать на то, что ребенок развил некоторые ключевые навыки на этом этапе. Например, ребенок, понимающий причину и следствие, может намеренно трясти погремушкой, чтобы издать звук, или плакать, чтобы привлечь внимание.
Ребенок, который понимает постоянство объекта, будет:
- знать, что его опекун все еще рядом, когда играет в такие игры, как прятки
- знать, что игрушка все еще существует, даже если она спрятана под одеялом
- понимают, что они или их окружение все еще здесь, даже если они закрывают глаза
На этом этапе дети опираются на постоянство объекта и продолжают развивать абстрактные мыслительные процессы. Это означает, что они могут думать о вещах за пределами физического мира, например, о том, что произошло в прошлом.
Они также воображают и мыслят символически, и они начинают демонстрировать эту способность через свой язык и поведение.
В этот период дети демонстрируют пять основных моделей поведения:
- Имитация: Дети теперь могут имитировать действия другого человека, даже если человек, которого они моделируют, больше не находится перед ними.
- Символическая игра: Дети начинают присваивать свойства или символы объектам. Они могут проецировать свойства одного объекта на другой. Например, они могут притворяться, что палка — это меч.
- Рисунок: Имитация и символическая игра являются важными элементами рисования. Он начинается с бессмысленных каракулей и переходит к более точному изображению предметов и людей.
- Ментальные образы: Дети начинают визуализировать в уме самые разные вещи. Они могут часто спрашивать названия предметов, чтобы установить ассоциации между словами и предметами.
- Вербальное воспроизведение событий: Это означает, что дети могут использовать слова для описания и представления прошлых событий, людей или предметов.
Основной функцией речи в этом возрасте является экстернализация мышления, а не общение. Дети могут говорить в потоке сознания и развивать более сложные языковые навыки по мере прохождения этой стадии.
Пиаже считал, что дети остаются эгоцентричными на протяжении всей предоперационной стадии. Это означает, что они не могут понять, что другие люди думают иначе, чем они, или что происходящие события не всегда связаны с ними.
Примеры
Некоторые примеры, когда ребенок находится на предоперационной стадии, включают:
- подражание тому, как кто-то говорит или двигается, даже когда его нет в комнате
- рисование людей и предметов из своей собственной жизни, но понимание того, что они являются лишь изображениями
- притворяться, что палка — это меч или что метла — это лошадь во время игры
- воображать, что они супергерой или кто-то, кем они восхищаются
- придумывать воображаемого друга абстрактное мышление и стать менее эгоцентричным. Теперь они могут понять, что события не всегда имеют к ним отношение и что у других есть другая точка зрения.
Дети также могут применять логические, конкретные правила к физическим объектам. Однако они еще не могут сделать то же самое для абстрактных понятий.
Конкретная операционная фаза сосредоточена вокруг трех элементов:
- Сохранение и обратимость: Сохранение понимание того, что объекты могут изменяться в размере, объеме или внешнем виде, но по существу остаются неизменными. Обратимость означает, что некоторые вещи, которые изменились, могут вернуться в исходное состояние, а другие — нет.
- Классификация: Это означает, что дети могут классифицировать объекты по группам и подгруппам. Например, они могут группировать объекты по цвету, форме или сходству.
- Серийность: Серийность — это способность ребенка группировать объекты по росту, весу или важности. Это важная концепция для освоения, так как дети нуждаются в этом навыке во время обучения математике и естественным наукам.
Примеры
Некоторые признаки того, что ребенок усвоил навыки на этом этапе, включают:
- знание того, что вода имеет те же свойства (например, влажность), даже если она находится в разных сосудах или имеет разный цвет
- понимание того, что вода может замерзнуть, а затем снова растаять, но другие изменения необратимы
- умение группировать мелки по цвету
- умение раскладывать игрушки по порядку в зависимости от их размера или важности
На этом заключительном этапе когнитивного развития дети изучают более сложные правила логики. Затем они используют эти правила, чтобы понять, как работают абстрактные концепции, и решить проблемы.
Ребенок может анализировать свое окружение и делать выводы. Они могут создавать теории о том, что возможно и что может произойти в будущем, на основе имеющихся у них знаний.
Это известно как гипотетико-дедуктивное рассуждение. Это неотъемлемая часть официальной операционной стадии. Это позволяет кому-то задуматься над вопросом «Что, если?» Человек с этим навыком может представить несколько решений и возможных результатов в данной ситуации.
Примеры
На этапе формальной работы ребенок может придумать множество способов решения одной задачи, а затем выбрать наилучший вариант в зависимости от того, насколько он логичен или успешен.
Например, если ребенку нужно создать модель солнечной системы из материалов, которые есть у него дома, он может использовать их несколькими способами. Обдумывание нескольких возможностей и последующее использование наиболее логичной или эффективной показывает, что они обладают навыками гипотетико-дедуктивного мышления.
На этом этапе дети также могут анализировать и оценивать свои мысли и действия. Например, если они спорят с другом, они могут подумать, какой вклад могли внести их мнения или поведение. Затем они могут решить, как подойти к ситуации.
В следующих разделах объясняются несколько важных аспектов когнитивного развития, которые Пиаже предлагает в своей теории.
Схема
Пиаже включил идею схемы в свою теорию когнитивного развития.
Схема — это категория знаний или мысленный шаблон, который ребенок развивает для понимания мира. Это результат детских переживаний.
Например, ребенок может разработать схему собаки. Изначально слово «собака» относится только к первой встреченной собаке. Однако со временем это слово стало обозначать и включать всех собак. Когда ребенок составляет эту схему, он может называть каждое похожее животное собакой, прежде чем овладеет категорией.
Схемы постоянно растут и адаптируются по мере того, как дети приобретают новый опыт, давая им структуру для приобретения знаний. Пиаже предположил, что это происходит двумя путями: ассимиляцией и аккомодацией.
Ассимиляция означает, что ребенок использует ранее существовавшую схему для понимания новой ситуации. Например, если они встречают новую породу собак, они могут включить ее в свою схему «собака», даже если она выглядит иначе, чем собаки, с которыми они сталкивались ранее.
Приспособление означает, что ребенок адаптирует ранее существовавшую схему, чтобы она соответствовала новому опыту или объекту. Например, если ребенок встречает кошку, он может добавить ее к своей схеме «собака», пока кто-нибудь не объяснит, что собаки и кошки разные. Затем они адаптируют свою схему к этой новой информации.
Уравновешивание
Согласно теории, уравновешивание мотивирует детей продолжать проходить этапы когнитивного развития.
Когда ребенок усваивает новые знания, его мировоззрение неточное, поэтому он находится в состоянии неравновесия. Это состояние побуждает ребенка приспосабливаться к новой информации и достигать состояния равновесия.
Пиаже внес значительный вклад в теории детского развития, и многие из них до сих пор имеют влияние. Однако другие критикуют его идеи.
Во-первых, то, как Пиаже проводил свои исследования, не соответствовало бы стандартам научных исследований, которых придерживаются современные академики. Он имел тенденцию наблюдать и брать интервью у небольшого числа детей в естественных условиях, а не в условиях обучения. Это означало, что небольшой размер выборки или окружающая среда могли создать систематическую ошибку.
Кроме того, он проводил свои исследования в Западной Европе и не принимал во внимание влияние различных социальных и культурных практик на развитие ребенка.
Хотя некоторые ученые согласны с тем, что стадии развития существуют, они могут быть не такими отчетливыми и конкретными, как в теории Пиаже.
Исследования показали, что некоторые навыки развиваются раньше, чем он предполагал. Например, в статье 2021 года отмечается, что эгоцентризм, по-видимому, проходит гораздо раньше, чем считал Пиаже, в возрасте от 4 до 5 лет, а не от 7 до 11 лет. получить информацию и понять их мир. Основываясь на этой идее, педагоги и опекуны могут помочь детям учиться, позволяя им:
- использовать свои чувства для исследования объектов и ощущений (например, посредством осязания, вкуса, зрения, обоняния или слуха)
- самостоятельно исследовать свое физическое окружение в безопасных пределах
- учиться на практике, даже если они делают ошибки
- взаимодействовать с другими детьми, которые находятся на той же стадии развития или чуть выше
- получают ответы на свои вопросы о мире
- сталкиваются с новыми ситуациями, объектами или проблемами, которые создают дисбаланс, поскольку это побуждает их расширять свои знания
На более поздних этапах словесные головоломки, задачи на решение проблем и логические головоломки помогают когнитивному развитию детей.
Если ребенок не демонстрирует поведение или навыки, изложенные в теории Пиаже, точно в возрасте, который он предсказывает, это не обязательно повод для беспокойства.