Как отличить художественный текст от публицистического: Чем отличается публицистический стиль от художественного

Содержание

Статья «Работа с текстами разных стилей при подготовке к ЕГЭ по русскому языку» | Статья по русскому языку (11 класс) на тему:

Т.А. Махалова

МСОШ № 10 г.о. Тейково

РАБОТА С  ТЕКСТАМИ  РАЗНЫХ СТИЛЕЙ РЕЧИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Каждый учитель — филолог, готовящий учеников к ЕГЭ по русскому языку, сталкивается с проблемой: как научить ребят писать сочинение – рассуждение по исходному тексту. В последнее время выпускается много пособий, которые могут оказать значительную помощь в подготовке к ЕГЭ. Однако на практике у педагога возникает много вопросов, которые не освещаются в брошюрах, адресованных учителю, ученику, абитуриенту. Данная работа  – это попытка обобщить опыт авторов пособий по подготовке к сочинению-рассуждению, методистов и учителей – практиков  по направлению «Работа с текстами разных стилей речи при подготовке к ЕГЭ по русскому языку».

         Выполняя задание части С, выпускники должны продемонстрировать уровень коммуникативной компетентности – прежде всего способность понимать текст, а также способность выражать собственную позицию.  Однако анализ ответов выпускников позволяет  сделать неутешительный вывод: уровень готовности старшеклассников к выполнению части С не только невысок, но имеет тенденцию к снижению. Здесь, конечно, можно найти множество причин. Одна из них —    недостаточное внимание при подготовке к сочинению   к стилю исходного текста  и одинаковый подход к анализу текстов стилистически  разных.   Ведь зависимость между стилем  текста и качеством сочинения по нему                                                                                                                очевидна. Мы должны признать необходимость разных методик при подготовке к сочинениям по текстам разного стиля.

Стиль  исходного текста, его содержание  (тема, предмет обсуждения) и структура – вот факторы, которые определяют успешность сочинения выпускника. Умение находить,  вычленять, определять  эти элементы проверяется в материалах ЕГЭ. В соответствии с этим и  нужно выстраивать систему работы: от простого к сложному.

Подготовку к сочинению целесообразно разделить на два этапа: первый этап – работа над сочинением по публицистическому тексту, второй– работа над сочинением по художественному. Конечно, если возможно, то курс обучения лучше разделить на два учебных года.  Это позволит обучающимся сформировать более четкие представления о работе над текстами разных стилей речи. Ведь не секрет, что многие учащиеся переносят умения работать с публицистическим текстом на текст художественный, что приводит к ряду ошибок, например, смешение автора и героя, выделение в авторскую позицию слов героя и т.п.

 В материалах ЕГЭ по русскому языку  для написания сочинения-рассуждения учащимся предлагается большое количество текстов публицистического стиля. В связи с этим  необходимо научить учащихся осмысливать  содержание текстов данного стиля, видеть их специфику,  выделять  языковые особенности  текстов этого стиля.

Знание основного назначения публицистического стиля – влиять на общественное мнение, формировать его — позволяет  учащимся безошибочно определить проблему исходного текста. Необходимо показать учащимся четкое различие понятий тема – проблема. Научить разграничивать эти понятия поможет работа по схеме: о чем? (задаем вопрос после чтения исходного текста, выясняя тему текста), что об этом нам хотел рассказать автор? (выясняем проблематику текста), что волнует автора? какая проблема находится в центре внимания автора? (ищем основную проблему текста). Особое внимание следует обратить на  способы формулировки проблемы. Например, если проблема сформулирована в виде утвердительного предложения, используем конструкции  типа «В данном тексте поднимается проблема (чего?) + существительное в родительном падеже»; если проблема сформулирована в виде вопроса, то «В тексте автор поднимает вопрос…, задумывается над вопросом…, ставит вопрос… и т.д.». 

         Так как важнейшей функцией публицистического стиля является воздействующая функция, то  публицист не только сообщает о каких-либо фактах социальной, культурной, духовной, экономической жизни, но и дает им интерпретацию, чётко выражая это  в эмоционально-экспрессивной стилистической форме, что является его позицией.  Надо помнить, что в тексте публицистического стиля  авторская позиция – это выражение определенного чувства (негодования, осуждения или, наоборот, восхищения, одобрения) и призыв к каким-либо действиям, поэтому,  определяя её, задаемся вопросами:  как автор видит суть проблемы?  как относится к поднимаемой проблеме (оценивает описываемую ситуацию)?  как отвечает на поставленный вопрос? Сформулировать авторскую позицию помогут  глаголы со значением речи, мысли, чувства: (автор) утверждает, считает и др. , краткие причастия: убежден, уверен и т.д.; можно  использовать вводные слова и предложения со значением источника сообщения: по мнению автора, как считает автор и т.д.;

Работая над частью «комментарий проблемы», при анализе исходного текста ищем ответы на вопросы: что делает автор, чтобы читатели поняли его точку зрения (какой жизненный (научный) материал привлекает)? Как автор строит доказательства (сопоставление, противопоставление фактов (позиций), цитирование, подчеркивание важных деталей)? Что именно вы,  как читатель,  отметили в повествовании (авторская интонация, ирония)? Что показалось вам странным, неожиданным?  Как автор подводит читателя к пониманию его точки зрения? Следует обратить внимание на  языковые приемы публицистического стиля, которые могут послужить средством композиционного оформления  части «комментарий проблемы». Например, цитирование помогает автору убедить читателя в …; вводные слова выражают отношение говорящего к высказываемому; ряды однородных членов создают выразительною смысловую соотнесённость; градация  “усиливает” впечатление и т. д. 

При подготовке к ЕГЭ по русскому языку следует использовать публицистические тексты разных конструкций. Начинать лучше  с текстов, раскрывающих хорошо знакомую проблему, выраженную в тексте недвусмысленно. Затем необходимо поработать над текстами,  в которых есть вопросительные предложения. Вопросы, задаваемые публицистом в тексте, нередко ставят выпускников  в тупик – неумение отличить вопрос проблемный (задающий проблему текста) от вопроса риторического (помогающего  развернуть мысль, вести диалог с читателем) нередко приводит к фактической ошибке. Сложными для понимания  являются тексты, в которых на проблемный вопрос дается несколько ответов, зачастую противоречащих друг другу. Здесь следует обратить внимание учащихся на внутренний диалог, который ведет автор текста, и именно в нем искать авторскую точку зрения. Т.В. Обласова в статье «Предэкзаменационная подготовка  к сочинению на ЕГЭ» при формулировке проблемы в данном советует использовать следующие конструкции: в тексте приводятся две точки зрения на…; при  формулировки авторской позиции: приведенный(ые) автором пример(ы) доказывает, что…; приведя пример (чего?), автор доказал, что…; пример, приведенный автором, убедительно доказывает (убеждает), что… и т. д.

Итак, важно научить выпускников видеть в анализируемом тексте особенности публицистического стиля и  через них осмысливать содержание.

Учащиеся старших классов имеют большой опыт работы с художественными произведениями, несмотря на это, тексты художественного стиля, предложенные на ЕГЭ, вызывают при анализе особые трудности. Самые распространенные ошибки – неправильно определена проблема текста, выявлена авторская позиция, а в основе комментария – пересказанный или переписанный текст. Связано это в первую очередь с неумением ребенка соотнести понятие «идея  произведения»  (используемого на уроке литературы) и проблема, авторская позиция (необходимые при написании сочинения), при работе над комментарием проблемы учащиеся затрудняются  ввести в пересказ языковые средства (например, автор обращает наше внимание;  в тексте речь идет; автор, давая характеристику герою, уделяет особое внимание и т.п.), помогающие обозначить дистанцию между автором и героем, грамматически трансформировать пересказываемый текст. Приводит к ошибкам и сама работа с текстом художественного стиля, если она основана на тех же приемах, что и работа с публицистическим текстом. Поэтому подготовку к написанию сочинения по текстам художественного стиля целесообразно начинать с определения   различий этого стиля речи и публицистического.

Отличаются тексты прежде всего проблематикой, если в публицистическом тексте поднимаются  социально-нравственные проблемы, то в художественном тексте внимание автора  обращено к внутреннему  миру человека. Следует обратить внимание учащихся на главный признак  художественного стиля — автор текста, изображая, выражает свое отношение к происходящему, но не дает прямую оценку;  используя разные художественные приемы, предоставляет читателю возможность увидеть картину, чтобы читатель мог задуматься над нравственными и философскими проблемами.

 Значит, проблема в художественном тексте «скрыта», и,  чтобы ее понять, надо проанализировать ситуацию, описанную автором. Для этого можно воспользоваться схемой, предложенной в пособии Н. А. Сениной, А.Г. Нарушевич «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки»: герои – информация о героях – поступки героев,  что происходит —  как раскрываются герои, мысли и оценка автора. Осмысление текста по заданному плану поможет определить и проблему текста, и авторскую позицию. Примером такой работы может быть анализ отрывка из текста В. Некрасова «В окопах Сталинграда», опубликованный в книге И.П. Цыбулько  «Отличник. ЕГЭ. Русский язык».[4,с.94]

Герои:  герои текста – рассказчик и бойцы.

Информация о героях: они солдаты, идет война,  чувствуется усталость героев от войны. Их тянет домой, к земле.

Поступки, что происходит: рассказчик вспоминает о смерти бойца. Деталь — дымящийся окурок, прилипший к губам убитого, навсегда врезался в память рассказчика. Отсюда делаем вывод – еще недавно была жизнь, теперь – смерть.

Мысли, оценка:  герой задумывается о ценности человеческой жизни.

Так обучающиеся выходят на одну из проблем текста – осознание ценности человеческой жизни.

Авторская позиция в тексте художественного стиля – это отношение автора к персонажу, который является носителем идеи (проблемы). Поэтому определяем ее, работая над характеристиками героев, анализируя их поведение, ситуации, в которые попадают они, выделяя художественные средства выразительности. (В тексте В.Некрасова – на войне осознается ценность человеческой жизни.)  Следовательно, рассказать о позиции автора можно не только с помощью слов автор считает, по мнению автора, но и с помощью слов, словосочетаний и предложений, содержащих эмоциональные и оценочные компоненты: автор передает горечь …, читатель не может не почувствовать боль героя. Авторская позиция может характеризоваться самыми разными чувствами: автор восхищается поступком героя или, наоборот, мы чувствуем авторское осуждение и др.

Комментарий к проблеме, поднятой в тексте художественного стиля, тоже требует другого подхода. Если текст сюжетный, то необходимо передать суть сюжета.  Далее можно ответить на вопросы:

  • От чьего лица ведется повествование (не нужно ставить знак равенства между героем-рассказчиком и автором исходного текста)?
  • Почему автор привлекает именно этот материал для иллюстрации своей точки зрения? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали важные с точки зрения обозначенной проблемы автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя?
  • Что вы как читатель отметили в повествовании? С каким настроением пишет автор? (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть, радость и т. п.) Нужно указать, в чем это проявляется (желательно основываться на выборе писателем (или публицистом) конкретных слов, деталей).
  • Почему герой (повествователь) поступает именно так? Как этот поступок помогает понять позицию автора? [5,с.1]

Таким образом, на этапе восприятия и понимания исходного текста художественного стиля необходимо  изменить не только  последовательность действий, но и подход к анализу текста.

Подводя итоги, хочу сказать, что все языковые средства любой функциональной стилевой разновидности образуют стройную систему, которая призвана передать авторский замысел, воплощенный в конкретной жанровой форме, поэтому работа над текстами при подготовке к ЕГЭ должна опираться в первую очередь на понимание учащимися текстообразующих  особенностей стиля.

Список литературы:

1. Егораева Г. Т. Русский язык. ЕГЭ. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Часть 3 (С) – М.: Экзамен, 2011 – 314 с.

2. Обласова Т. В. Предэкзаменационная подготовка к сочинению на ЕГЭ // Русский язык. – 2009. — № 10. – С 21 – 28.    

3. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки – Изд. 2-е, исп.- Ростов н/Д: Легион-М, 2011.-192с  

4.Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н., Васильевых, Еурятова В.М. Отличник ЕГЭ. Русский язык. Решение сложных заданий/ ФИПИ.-М.: Интеллект-Центр, 2010.-224с

  Интернет ресурсы:

           5. Как выполнить часть С по русскому языку. Для тех, кому совсем худо.

 Л.С. Соколова, С.П. Белокурова, учителя русского языка и литературы,  Санкт-Петербург;  http://www.gramma.ru    

           6. «ЕГЭ по русскому языку: несколько полезных советов о том, как написать сочинение» Соколов Дмитрий Валерьевич;   http://nsportal.ru                

Научная Статья Какой Стиль Речи?

Собственно научный, или академический — это наиболее строгий стиль речи. Именно его используют при написании научных статей, диссертаций, монографий, докладов. Научно-популярный, или научно-публицистический — этим стилем пишут для газет, научно-популярных журналов и книг, научных радио- и телепередач.

Основная статья: Функциональные стили речи Нау́чный стиль — функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

Что такое качество научной речи?

Ясность, как качество научной речи, предполагает понятность, доступность. Так как ведущей формой научного мышления является понятие, почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет.

Какие стили существуют в русском языке?

В русском языке существует насколько функциональных стилей. Каждый из них имеет свои цели и задачи, жанры и адресатов, цели и языковые средства. Чтобы не ошибиться в определении стиля, необходимо учитывать все эти факторы.

Какие слова используются в научном стиле?

Для научного стиля характерно широкое использование абстрактной лексики, преобладающей над конкретной: испарение, замерзание, давление, мышление, отражение, излучение, невесомость, кислотность, изменяемость и т.

Что является научной статьей?

Научная статья – это исследование, которое проводил ученый, изучая какую-то проблему, применяя определенный научный метод. В ней должны быть описаны актуальность работы, ее цели, задачи. Ученый создает новаторский вектор в изучении вопроса, закрепляя за собой авторское право на идею.

Как доказать что текст написан в научном стиле?

Для научного стиля характерны следующие стилеобразующие черты:

  1. монологичность
  2. обобщенно-отвлеченный характер изложения
  3. подчеркнутая логичность
  4. строгая последовательность изложения
  5. смысловая точность
  6. информативная насыщенность
  7. объективность изложения
  8. безобразность

Какие бывают стили речи?

В русском литературном языке различают следующие стили речи:

  • научный стиль;
  • публицистический стиль;
  • официально-деловой стиль;
  • художественный стиль;
  • разговорный стиль.

Что используется в научном стиле?

Сфера применения научного стиля речи — область науки и учебно-научной деятельности. В первую очередь, используется в письменной форме речи: учебники, статьи, диссертации, доклады, энциклопедии и др. Но встречается и в устной форме (например, при проведении научных конференций).

Что такое научно учебный стиль?

Научный стиль – это система речевых средств, обслуживающих сферу науки и обучения. Главные черты научного стиля: отвлеченность и обобщеность, подчеркнутая логичность, терминологичность. В научной работе образность – только педагогический прием привлечения внимания читателя к основной мысли работы.

Как сформулировать цель научной статьи?

Цель научного исследования — это ответ на вопрос, зачем проводится данный эксперимент. Ученый должен сформулировать значимость результата, который он надеется получить после завершения работы. Фактически, цель вытекает из проблематики исследования, а проблематика определяется темой.

Чем отличается научная статья от обычной?

Научная статья – это логически завершенное исследование какой-либо проблемы, осуществленное посредством применения научного метода. Это понятие научной статьи в самом упрощенном виде. В любой публикации такого рода описывается актуальность исследования, цели и задачи изыскания, а также суть новаторства изложенных идей.

Чем отличается научная статья от других?

Характерной особенностью научной статьи является то, что в ее состав входит значительное количество фактов, которые должны быть подкреплены ссылками на первоисточники или же на результаты собственных исследований.

Как доказать что это научно популярный стиль?

научнопопулярный (очерк и др.). Отличительная черта собственно научного стиля — академическое изложение, адресованное специалистам. Признаки данного подстиля – точность передаваемой информации, убедительность аргументации, логическая последовательность изложения, лаконичность.

Как понять что текст научно популярного стиля?

Учитывая все вышеизложенные факты, можно определить научнопопулярный тип текста как текст, который в рамках собственно научного стиля наряду со своей основной задачей передачи логической информации, имеет еще и функцию популяризации научного знания в доступной для читателя-неспециалиста форме, для чего широко

Как отличить публицистический стиль от научного?

Научный стиль строгий, объективный, логичный и лишенный образности. Его миссия сводится к сообщению важной информации. Научно-публицистический стиль допускает использование разговорной лексики и фразеологизмов. Он предполагает применение клише и эмоционально окрашенных конструкций.

Какие бывают стили текста и как их определить?

Определение

КнижныеРазговорный
Научный
Публицистический
Официально-деловой
Художественный

Как понять что это публицистический стиль?

Публицистический стиль служит для воздействия на людей через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты). Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, побудительностью.

Что такое художественный стиль речи?

  • Для художественного произведения характерны восприятие посредством чувств и первоссоздание действительности, автор стремится передать прежде всего свой личный опыт, свое понимание и осмысление того или иного явления. Для художественного стиля речи типично внимание к частному и случайному, за которым прослеживается типичное и общее.

Что такое научно-информативный стиль речи?

  • В научной статье главы не выделяются, но каждое новое научное положение оформляется в новый абзац. Заключение содержит выводы по данному исследованию или имеет форму краткого резюме. Основными жанрами научно-информативного стиля речи являются: – реферат, – аннотация, – конспект, – тезисы.

Различия между журналистским и литературным письмом

Журналистское письмо

Джозеф Пулитцер, известный издатель 1800-х годов, подчеркивал одно из самых важных качеств журналистского письма в своей памятной команде: «Точность! Точность! Точность!» Цитата Роджера Мадда на первом слайде относится к другому важному качеству журналистского письма: объективности.

Кроме того, весь журналистский текст должен быть четким, кратким и красочным.

  • Нет ничего более постыдного или непрофессионального, чем написать и опубликовать историю, содержащую фактические неточности.
  • Как репортер, мы несем ответственность за информацию, напечатанную в вашем материале. Внимательно все просмотрите.
  • На карту поставлена ​​наша репутация и репутация вашего издания.
  • Дважды проверьте написание имен студентов, преподавателей и сотрудников, а также классов и должностей. Обратитесь к официальным документам, в которых указана эта информация, например, к классным спискам или школьному справочнику.
  • Держите под рукой текущую телефонную книгу и атлас, чтобы перепроверить названия организаций и мест.
  • Перепроверьте даты с помощью календаря

 

 

 

Литературное письмо

Термин «литр» «письмо» вызывает в памяти произведения таких писателей, как Шекспир, Мильтон или Вордсворт; окончательные примеры всего, что подразумевает этот термин. Мы инстинктивно связываем этот термин с такими характеристиками, как художественные достоинства, творческий гений и выражение самых благородных качеств человечества. Литературные произведения в первую очередь отличаются от других произведений своим творческим или художественным замыслом.

Литературное произведение отличается от специализированных трактатов по астрономии, политической экономии, философии или даже истории отчасти тем, что оно адресовано не только определенному классу читателей, но и мужчинам и женщинам; и отчасти потому, что, в то время как цель трактата состоит просто в том, чтобы передать знание, идеальная цель литературного произведения, независимо от того, передает ли оно также знание или нет, состоит в том, чтобы приносить эстетическое удовлетворение тем, как он обращается со своей темой.

Автор этого отрывка подчеркивает различие между письмом с дидактической целью и литературным письмом, имеющим другое, эстетическое измерение. В фундаментальных терминах литература — это «выражение жизни посредством языка», но язык используется более глубоко, чем когда он используется просто для передачи информации.

Следующие два отрывка, например, оба описывают реакцию одного из партнеров на проблемы в браке, различаются как по форме, так и по своему назначению:

Многие критики связывают крах их брака с этим несчастливым эпизодом, но Дэвид был в восторге, когда он слышал, что Линн родила дочь от брака с американским врачом.

Ее пишущая рука остановилась. Она сидела неподвижно на мгновение; затем она медленно повернулась в кресле и оперлась локтем на его изогнутую спинку. Ее лицо, изуродованное ее эмоциями, было некрасивым зрелищем, когда она посмотрела на мои ноги и сказала. .

Литература — это жизненно важная запись того, что люди видели в жизни; что они испытали в связи с этим, что они думали и чувствовали по поводу тех его аспектов, которые представляют для всех нас самый непосредственный и непреходящий интерес.

Таким образом, литературное письмо, имеющее творческий и художественный замысел, более тщательно структурировано и использует слова для риторического эффекта их течения, их звучания, а также их эмоциональных и описательных качеств.

Литературные писатели также могут использовать тон, рифму, ритм, иронию, диалоги и их вариации, такие как диалекты и сленг, а также множество других приемов при построении конкретного прозаического произведения, стихотворения или пьесы.

Многообразие жанров романа представляет особый вызов понятию «литературного письма». Детективные романы и научно-фантастические романы, например, являются творческими, образными описаниями жизни. Мы можем усомниться в их серьезности как в литературе или в том, могут ли они достичь высоких идеалов искусства, но с тем же успехом мы могли бы усомниться в значении слов «серьезность» и «высокие идеалы искусства». Популярные романы могут не касаться великих жизненных конфликтов, не искать истины и красоты, а касаться изнаночной стороны жизни или убегать в фантастическое, но можно ли их все же считать «литературой»? Вносят ли они по-прежнему важный вклад в наше понимание мира, как это делает «настоящая» литература?

Журналистское письмо и отличить журналистское письмо от литературы

Обсудить предпосылки журналистского письма и отличить журналистское письмо от литературы.

 

Основные принципы:

Журналистика ищет ответы на эти вопросы в каждом материале

  • Кто
  • Что
  • Когда
  • Где
  • Почему
  • Как

О новостной ценности сообщения можно судить по:

  • Близость
  • Своевременность
  • Воздействие
  • Конфликт
  • Известность
  • Валюта
  • Человеческий интерес
  • Необычное

Предпосылки для журналистского письма и различия между журналистским и другими формами письма:

 

Согласно Американскому обществу газетных редакторов, журналистика должна сообщать человечеству о том, что его члены делают, чувствуют и думают с тех пор Цель журналистики отличается от других форм коммуникации.

Журналистское письмо отличается от других форм письма в нескольких отношениях

–                      вид знания, который он передает;

–              аудитория, для которой предназначено сообщение

–               способ, которым происходит общение

  • Как и другие письменные материалы, журналистские тексты состоят из слов, фраз, предложений, предложений и абзацев.
  • Тип дискурса может быть повествовательным, описательным, инструктивным, объяснительным или аргументативным.
  • Он следует тем же правилам орфографии, пунктуации и грамматики, но есть некоторые различия, потому что газеты пишутся в спешке и быстро читаются; вот почему журналистская работа не может сравниться с форматами письма.
  • Журналистский текст должен быть кратким, бойким и ярким.
Баллы за эффективное журналистское письмо:

Говорите кратко и просто.

Используйте короткие, простые слова: никаких латинских корней, никаких сложных конструкций, никакого жаргона, никаких длинных слов, когда подойдут короткие, и никакого хвастовства. Суть в том, чтобы общаться просто, ясно и эффективно. «Расходовать» сложно, «расходовать» легко. Простые предложения… когда они становятся слишком сложными, со слишком большим количеством предложений, разбейте их. Один балл за предложение. Одна идея на абзац. Около 25 слов в абзаце.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts