Как читать правильно. 7 важных советов
A+ A A-
- Категория: Советы родителям
- Просмотров: 107186
Как читать правильно. 7 важных советов
Итак, несколько советов, как читать правильно. Речь пойдет вовсе не о технике чтения. Правильно в данном случае — это с максимальной пользой от прочитанного. Естественно, в первую очередь эти советы касаются чтения литературы нон-фикшн — книг по саморазвитию, по профессии, учебной и научной литературы и т.д. То есть таких, от прочтения которых предполагается некая вполне конкретная польза: знания, навыки, компетенции. Однако, эти «правила» могут быть с успехом применены и к литературе художественной. Ведь художественная литература, особенно классическая, призвана не столько развлекать читателя, сколько дать ему какой-то новый опыт.
1. Читайте регулярно
Заведите себе за правило посвящать чтению как минимум час в день и не отступайте от этого правила ни за что. Если в вашем распорядке дня невозможно выкроить такой промежуток времени целиком — разбейте это время на два 30-минутных отрезка, или даже три 20-минутных. Отводить время для чтения перед сном — не слишком хорошая идея с точки зрения продуктивности. За день ваш мозг устает и насыщается информацией, ему будет сложно, особенно если вы читаете не художественную литературу.
2. Читайте с блокнотом под рукой
Возможность выписать нужные мысли из книги, или свои соображения, возникающие по ходу чтения, существенно повышают эффективность чтения. По этим записям вы потом сможете без труда восстановить в памяти ключевые моменты книги, их вы сможете использовать, когда книги не будет под рукой. Даже просто выписывание цитат из художественной книги приносить большую пользу.
Некоторые советуют даже составлять таким образом «скелет» или «конспект» книги, но это уже детали.3. Читайте вдумчиво
«Читать правильно» не означает «читать быстро», скорее наоборот. Никогда не гонитесь за скоростью чтения. Польза от книг «определяется не количеством прочитанного, а количеством понятого». Лучше ещё раз перечитать сложный или спорный отрывок, чем проскочить, ничего не поняв. Не ленитесь узнавать значения незнакомых слов и терминов (благо, сейчас это очень просто). Обращайте внимание на контекст. Если автор ссылается на незнакомую вам теорию или исследование — узнайте хотя бы в общих чертах в чем состоит суть теории или исследования. Это, кстати, поможет вам с выполнением следующего пункта.
4. Постоянно ищите книги
Казалось бы, чего их искать — вон их сколько. Но большинство из этих книг бесполезны для вас, это просто мусор. Чтобы не забивать себе голову мусором, нужно ответственно подойти к выбору литературы для чтения.
5. Читайте разные книги
Иногда бывает очень полезно прочесть подряд несколько книг по одной и той же тематике, сравнить их между собой, посмотреть на проблему с разных сторон. Но и зацикливаться на одном и том же не стоит. После книг по саморазвитию прочтите фантастику, после деловой литературы — русскую классику и т.д. Некоторые советуют даже делать это одновременно — читать одну книгу «для пользы», а другую, художественную, для удовольствия.
6. Переходите на электронные книги
Бумажные книги — это прекрасно и я не призываю от них отказываться. Но реальность такова, что читать электронные книги с планшета, а тем более букридера намного удобнее. Рынок электронных книг развивается и всё больше новых изданий доступно в электронном формате. Если вы действительно хотите много и с пользой читать, то электронные книги — это почти неизбежный выбор.
7. Делайте выводы о прочитанном
После того, как вы перевернули последнюю страницу, хорошо бы сформулировать свои мысли по поводу прочитанного — сделать для себя какие-то выводы. Что вы поняли, с чем согласны/не согласны, что можно использовать. Даже после прочтения художественной книги бывает полезно структурировать свои мысли. Если вы выполняли второй пункт, то сделать это будет довольно просто. Хорошей практикой будет написание отзывов и рецензий на прочитанное.
Ну а самый главный совет, как читать правильно: «Применяйте прочитанное на практике!» Иначе всё зря.
http://bookmix.ru/blogs/note.phtml?id=13178
- Назад
- Вперед
как читать медленно и не упустить важное
Чтение — это одинокий процесс, можно сказать, «ритуал», который требует подготовки, максимальной концентрации и вдумчивости.
Когда мы вовлечены в него, то получаем настоящее удовольствие. Делимся инструкцией о том, как читать медленно и находить скрытые смыслы.Зачем читать медленно
Суть техники медленного чтения заключается в том, чтобы намеренно снизить скорость. Это позволяет отметить все детали, глубже понять текст и получить удовольствие от процесса. В литературной критике медленное чтение называют «close reading» и применяют его в контексте анализа классической литературы.
Антиподом медленного чтения является скоростное: оно позволяет за минимум времени получить максимум информации без потери смысла. Такой метод иначе называют «скимминг» (skimming) — переводится как «скользить». Его можно использовать в процессе обучения: когда для выполнения определенного задания нужно вычленить ключевые идеи из текста.
Появление этой практики связано с медленным движением, которое стало популярно в 20-ом веке. Его сторонники стремятся замедлить темп жизни во всех сферах — в быту, в работе, в путешествиях и других. Но сам феномен медленного чтения возник намного раньше.
В 200 году нашей эры в иудаизме появился метод устного комментирования священных текстов. В них искали новые точные смыслы в словах. Впоследствии это занятие стало называться «мидраш» — толкование Письменной Торы с помощью традиционных методов анализа текста. Эту традицию продолжили неоплатоники: например, античный философ Дамаский писал комментарии к отдельным диалогам Платона, объем которых тысяча страниц.
Техника медленного чтения чаще используется для анализа художественной и философской литературы. Это позволяет найти скрытые смыслы. Владимир Набоков отмечал: «Настоящую литературу не стоит глотать залпом, как снадобье, полезное для сердца или ума, этого „желудка“ души. Ее надо принимать мелкими дозами, раздробив, раскрошив, размолов, — тогда вы почувствуете ее сладостное благоухание в глубине ладоней».
Американский философ, редактор и преподаватель Мортимер Адлер утверждал, что знать и понимать — это разные вещи: «Иметь информацию — значит знать некий факт. Понимать — значит осознавать дополнительные нюансы: почему так бывает, какова связь с другими фактами, чем они отличаются, в чем совпадают и так далее». Пониманию способствует вдумчивое чтение, его автор называет «активным». Адлер советует выделять ключевые слова, отмечать различия, наблюдать, как расширяется значение исходной фразы.
Помимо того, чтоб медленное чтение способствует глубокому пониманию, оно развивает критическое мышление. Так, вы замечаете причинно-следственные связи, сопоставляете идеи, оцениваете суждения автора и соотносите их с собственными убеждениями. Еще один плюс этой техники — тренировка внимания. Погружение в особенно художественные произведения позволяет чувственно воспринимать происходящее в них и тем самым развивать эмпатию.
Как читать медленно
Подготовьтесь к процессу чтения
Выберите тихое для вас место, где вас ничто не будет отвлекать. Позаботьтесь о достаточном освещении, комфортной температуре и уюте — пусть сам процесс будет ассоциироваться у вас с чем-то приятным.
Выберите инструмент для фиксации мыслей
Это могут быть как тетрадь или блокнот, так и заметки в гаджете. Но учитывайте, что во втором случае повышается вероятность отвлечься на оповещения и социальные сети.
Прочитайте одну страницу и остановитесь на определенном фрагменте
Переосмыслите прочитанное и сфокусируйтесь на фрагменте, который показался вам важным для понимания. Перечитайте его и выпишите ключевые тезисы.
Отмечайте спорные суждения
Вы можете быть не согласны с автором — и это нормально. Отмечайте такие суждения, а лучше всего — выписывайте и комментируйте. Ответьте на вопросы: «почему я не согласен», «что вызывает подозрения», «какова моя позиция по тому или иному вопросу».
Наблюдайте за своими ощущениями и эмоциями
Эмоции появляются во время прочтения художественной литературы — некоторым героям мы сопереживаем, некоторые, наоборот, вызывают у нас отторжение. По окончании главы проанализируйте свои чувства и подумайте, чем именно они были вызваны. Такой способ позволит лучше понять не только текст, но и самого себя.
Обращайтесь к словарю
Приучите себя проверять значения всех незнакомых слов, особенно прилагательных: они обогатят вашу речь. Обращайтесь к словарю и тогда, когда какое-то слово кажется вам знакомым, изучайте его происхождение.
Пересказывайте прочитанное
Помимо тренировки памяти, вы улучшите и свою устную речь. Сначала перескажите то, что было в тексте (так вы запомните имена и даты, хронологию), а потом прокомментируйте: в свободной форме поделитесь своими соображениями.
Стройте графики
Некоторые художественные воспроизведения трудно воспринимаются из-за многочисленных имен и дат. Можно делать таймлайны и отмечать в них даты и события, выстраивать ассоциативные карты или даже древа семьи.
Любовь Карась
Теги
#саморазвитие
#эрудиция
Как стать лучшим читателем
У нас есть возможность читать больше, чем когда-либо прежде, и делать это стало проще. Вы можете просмотреть заголовки дневных газет, ожидая своей очереди в продуктовом магазине. Вы можете выбрать из десятков статей о политической драме дня. То, что ваш врач отстает от расписания, означает, что вы можете читать некоторые информационные бюллетени по электронной почте в своем почтовом ящике, к которым у вас не было времени.
Но читаете ли вы что-нибудь, о чем вы могли бы рассказать в разговоре на званом обеде?
Вероятно, нет, говорит Дэвид Микикс, почетный профессор Мура факультета английского языка и колледжа с отличием Хьюстонского университета и автор книги «Медленное чтение в век спешки».
Многое из того, что мы читаем, поступает из Интернета через наши мобильные телефоны или другие электронные устройства, которые мы читаем на ходу или занимаясь другими делами. И ничто из этого не обязательно способствует глубокому чтению, говорит Микикс.
Наши сотовые телефоны созданы для того, чтобы конкурировать за наше внимание с помощью звонков, гудков и уведомлений, говорит Микикс. «А Интернет, которым мы в основном пользуемся сейчас, — это своего рода прославленный спиннер».
В результате мы все чаще просматриваем заголовки и быстро читаем, что оставляет все меньше и меньше времени для более глубокого и вдумчивого чтения. Он сравнивает это с просмотром превью фильма на телефоне и просмотром фильма целиком в кинотеатре. «Настоящее чтение — это медленное чтение, — говорит он, — быть поглощенным прочитанным».
… Интернет, в том виде, в котором мы в основном его используем сейчас, — это своего рода прославленный спиннер.
«Медленное чтение» — термин, который Микикс использует в своей книге для описания глубокого, вдумчивого чтения. Это вид чтения, который позволяет вам узнать больше о мире и познакомиться с новыми вещами — и вы действительно чему-то научитесь, — говорит он.
Многозадачность во время чтения не так уж хороша для обучения
На самом деле это два разных процесса, когда дело доходит до того, что происходит в вашем мозгу, объясняет Джессика Черч-Лэнг, доктор философии, главный исследователь в Лаборатории когнитивной нейробиологии развития. в Техасском университете в Остине, где ее исследования сосредоточены на исполнительных функциях и развитии чтения в позднем детстве и подростковом возрасте. Она говорит о глубоком чтении, а не беглом просмотре.
«Обычно, когда вы уделяете больше внимания чему-то и более вовлечены в что-то, задействовано больше частей вашего мозга — сети памяти, сети контроля и внимания — и вы более непосредственно обращаете внимание на одну вещь», она говорит.
И этот тип деятельности, как правило, означает, что у вас будет больше шансов сохранить то единственное дело, которым вы занимаетесь. вы переключаетесь между задачами и легко отвлекаетесь на то, что происходит вокруг вас, — добавляет Черч-Лэнг, которая также является доцентом кафедры психологии Института неврологии Техасского университета.
Определенно есть время и место для обоих видов чтения, добавляет Микикс. Вам не нужно читать каждый телефонный номер в книге, чтобы найти тот, который вы ищете, или каждый рецепт в Интернете, чтобы найти что-нибудь приготовить на ужин. С другой стороны, попробуйте просмотреть Джейн Остин, и удачи вам в попытках вести осмысленный разговор об этом.
Глубокое, медленное чтение требует терпения, практики и намерения
Ключ к чтению чего-то глубокого, чтобы оно действительно запомнилось, — это осознавать не только то, что вы читаете, но и то, как вы это читаете, как Микикс, так и Черч-Лэнг. дать согласие. Вот что они предлагают:
1. Примите сознательное намеренное решение прочесть что-то глубокое
Первый шаг — установить намерение посвятить свои умственные способности и внимание тому, что вы читаете (в течение любого промежутка времени, который вы выберете), говорит Микикс. На самом деле вам не нужно много времени, чтобы читать увлеченно, но вам нужно сознательно принять решение сделать это, говорит он.
Это означает, что вы выключите телефон или уберете его, отключитесь от других отвлекающих факторов и просто сосредоточитесь на книге или на том, что читаете.
2. Разработайте стратегию
Когда я буду читать? Перед сном? В обеденный перерыв? В дороге? Сколько я хочу читать — сколько минут или часов в день? «Выберите время, когда, по вашему мнению, вы действительно будете читать, и отметьте его в своем календаре», — говорит Дариус Фору, основатель программы продуктивности Procrastinate Zero.
И тратьте время на чтение только тех книг, которые действительно хотите прочитать и которые имеют отношение к вашей жизни, добавляет он. Заранее просматривайте статьи, конспекты или обзоры книг и решайте, на что стоит потратить свое время. «У нас мало времени», — говорит Фору, который также ведет блог о продуктивности, принятии решений и привычках. «Стратегия чтения помогает».
3. Читайте с целью
Если у вас есть цель, почему вы что-то читаете, это помогает вам критически относиться к этому по ходу чтения, говорит Черч-Лэнг. Запишите (или хотя бы придумайте в голове) вопросы о том, что вы читаете заранее, предлагает она.
Чтение вслух, выделение или подчеркивание определенных предложений или отрывков может помочь вам проверить свое собственное понимание того, что вы читаете, и продолжать критически мыслить, добавляет она.
4. Помедленнее
Когда вы решите что-то прочитать — будь то газетная статья или книга — вам нужно будет замедлить темп и сосредоточиться, когда вы читаете это, говорит Микикс. Глубокое, вдумчивое чтение займет больше времени, чем беглый просмотр.
5. Перечитайте
Какое-то предложение или отрывок застали вас врасплох? Прочтите еще раз. Подумай об этом. Точно так же, когда вы заканчиваете книгу или статью, не отбрасывайте ее просто так. Вернитесь к разделу, который вам понравился, или к самому началу и перечитайте его.
«Это не только поможет вам запомнить его, но и поможет вам вспомнить, что вам в нем понравилось, и вы увидите его немного по-другому», — говорит Микикс. «Это помогает вам задуматься о том, что именно из того, что вы прочитали, показалось вам действительно интересным». (И в этом суть чтения и почему вы этим занимаетесь — чтобы помнить, что вы считаете интересным, — говорит Микикс.)
6. Подумайте о стиле
Чем эта книга или статья отличается от других, которые вы читали? Как бы вы его охарактеризовали? Стиль — это автор, демонстрирующий себя читателю, — говорит Микикс. Так вы, как читатель, узнаете автора, говорит он. «Это также способ лучше познакомиться с книгой или текстом, который вы читаете».
7. Не читайте по отдельности
Когда дети учатся читать, это очень интерактивный процесс, говорит Черч-Лэнг. «Вы спрашиваете, что они думают: что это значит? О чем думает этот персонаж?»
Тот же процесс помогает взрослым в чтении, но мы делаем это меньше. Она предлагает вступить в книжный клуб или дискуссионную группу. «Это действительно может помочь вам запомнить то, что вы читаете, и читать более внимательно, если вы знаете, что собираетесь обсудить это с кем-то, и кто-то другой делает то же самое», — говорит Черч-Лэнг.
«Разные взгляды на одну и ту же статью могут помочь вам лучше понять ее и закрепить, потому что вы взаимодействуете с ней на разных уровнях», — говорит она.
8. Практика
Глубокое чтение — это ремесло, говорит Микикс. Это требует практики.
Вы можете попытаться оптимизировать идеальную ситуацию или среду, которая позволит вам сосредоточиться на том, что вы читаете, добавляет Черч-Лэнг. «Но, в конечном счете, практика — это то, что делает это проще всего».
БОЛЬШЕ ОТ ЛУЧШЕГО
- Как улучшить память согласно нейробиологии
- Почему наше чувство времени ускоряется с возрастом и как его замедлить
- Как научить мозг принимать изменения, согласно нейробиологии
Хотите узнать больше? такие советы? Новости NBC BETTER одержимы поиском более простых, здоровых и разумных способов жить. Подпишитесь на нашу рассылку и следите за нами в Facebook, Twitter и Instagram.
Как запомнить то, что вы читали
Почему некоторые люди, кажется, способны прочитать книгу один раз и запомнить каждую ее деталь на всю жизнь, в то время как другие с трудом могут вспомнить даже название через несколько дней после того, как отложили книгу ?
Ответ прост, но не легок.
Это не то, что они читают. Это , как они читают. Хорошие привычки чтения не только помогут вам читать больше , но и помогут вам читать лучше .
«Я не могу вспомнить ни прочитанных книг, ни еды, которую я ел; тем не менее, они сделали меня».
— Ральф Уолдо Эмерсон
Active Vs. Пассивные читатели
Пассивные читатели забывают информацию почти так же быстро, как и читают. Активные читатели, с другой стороны, сохраняют большую часть прочитанного. Еще одно различие между этими двумя типами читателей заключается в том, как количество прочитанного влияет на них по-разному. Пассивные читатели, которые много читают, ненамного опережают пассивных читателей, которые читают мало. Однако если вы активный читатель, все обстоит иначе.
Чем больше читают активные читатели, тем лучше они становятся. Они создают решетку ментальных моделей, на которую можно навешивать идеи, еще больше увеличивая их запоминание. Активные читатели учатся отличать хорошие аргументы и структуры от плохих. Активные читатели принимают более взвешенные решения, потому что они знают, как заставить мир сделать за них основную часть работы. Активные читатели избегают проблем. У активных читателей есть еще одно преимущество: Чем больше они читают, тем быстрее они читают.
Вспомните книги, которые вы изучали в школе. Несмотря на прошедшее время, большинство из нас многое о них помнит. Даже если детали размыты, мы, несомненно, можем вспомнить основные сюжеты, главных героев, примечательные темы и мотивы. Почему? Ну, во-первых, мы не просто пассивно читали эти книги. Мы активно читали их вместе с обсуждениями в классе, где мы по очереди читали части вслух, разыгрывали сцены или, возможно, даже смотрели экранизации. Независимо от того, сколько времени прошло с тех пор, как мы ступали в классную комнату, мы все, вероятно, помним Скотный двор.
Эффективные привычки к чтению
Разумный подход — иметь продуманную стратегию, позволяющую стать лучше во всем, на что мы тратим много времени. Хотя мы можем тратить много времени на чтение и потребление информации, лишь немногие из нас сознательно улучшают эффективность нашего чтения.
Чтобы получить максимальную отдачу от каждой книги, которую мы читаем , жизненно важно иметь план для записи, анализа и воплощения в жизнь выводов, которые мы делаем на основе информации, которую мы потребляем . В этой статье мы покажем вам, как извлечь максимальную пользу из каждой прочитанной вами страницы.
Во-первых, давайте проясним некоторые распространенные заблуждения о чтении. Вот что я знаю:
- Качество важнее количества. Если вы читаете всего одну книгу в неделю, но полностью цените и усваиваете ее, вы будете намного лучше, чем тот, кто просматривает половину библиотеки, не уделяя особого внимания.
- Скорочтение — чушь собачья. Единственный способ читать быстрее — это читать больше.
- Услуги сводки книг упускают главное . Многие компании берут смехотворные цены за доступ к резюме, написанному каким-то 22-летним парнем с нулевым опытом в предмете книги. Это упускает из виду не только смысл чтения, но и то, как мы учимся.
- Модные приложения и инструменты не нужны. Блокнот, каталожные карточки и ручка вполне подойдут. (Для тех из вас, кому нужен простой онлайн-инструмент с возможностью поиска, ответом будет Evernote.)
- Не читайте то, что нам кажется скучным.
- Завершить книгу необязательно. Вы должны начать много книг и закончить лишь несколько из них.
«Каждый раз, когда я читал великую книгу, мне казалось, что я читаю своего рода карту, карту сокровищ, и сокровище, к которому меня направляют, на самом деле было мной. Но каждая карта была неполной, и я мог найти сокровище только в том случае, если прочитал все книги, поэтому процесс поиска своего лучшего «я» был бесконечным поиском. И сами книги как бы отражали эту идею. Вот почему сюжет любой книги можно свести к фразе «кто-то что-то ищет».
— Мэтт Хейг, Причины остаться в живых
Во многом успех чтения сводится к подготовке. То, что вы делаете перед чтением, имеет гораздо большее значение, чем вы думаете.
Фильтруйте свое чтениеПри выборе книг не существует правил. Нам не нужно читать бестселлеры, классику или книги, которыми все остальные восхищаются. На самом деле, есть преимущество, которое можно получить, читая то, что другие люди не читают. Это не школа, и обязательных списков для чтения нет. Сосредоточьтесь на сочетании книг, которые: (1) выдержат испытание временем; (2) вызвать у вас интерес; или (3) резонировать с вашей текущей ситуацией.
Чем интереснее и актуальнее мы находим книгу, тем больше шансов, что мы вспомним ее содержание в будущем.
Для старых книг или тех, которые были переведены, проверьте, какая версия считается лучшей. Например, перевод Хейса «Размышлений Марка Аврелия» считается наиболее верным оригинальному тексту, но при этом имеет современный (доступный) вид.
Узнать контекстДля начала неплохо провести предварительное исследование книги. Некоторые книги – например, Конфедерация болванов и Пальмовый винный напиток — имеют совершенно другое значение, если мы немного узнаем о жизни автора.
Для старых книг постарайтесь понять исторический контекст. Для книг, написанных в незнакомой стране, постарайтесь понять культурный контекст. Вот несколько полезных вопросов:
- Почему автор написал это? (У них была повестка дня?)
- Какова их предыстория?
- Что еще они написали?
- Где это было написано?
- Какой была политическая, экономическая и культурная ситуация на момент написания?
- Была ли книга переведена или переиздана?
- Произошли ли какие-либо важные события — война, экономическая депрессия, смена руководства, появление новых технологий — во время написания книги?
Для чего ты читаешь эту книгу? Развлечения? Чтобы понять что-то или кого-то, кого вы не знаете? Чтобы стать лучше в своей работе? Чтобы улучшить свое здоровье? Чтобы научиться навыку? Помочь построить бизнес?
Вы должны иметь некоторое представление о том, что вы хотите получить от книги. Вы не просто хотите собирать бесконечное количество бесполезной информации. Это никогда не приживется.
Интеллектуальный беглый просмотр
Перед тем, как начать читать книгу (особенно документальную), просмотрите указатель, страницу содержания, предисловие и внутреннюю часть обложки, чтобы получить представление о предмете. (Эта статья о том, как читать книгу, является блестящим введением в беглый просмотр.) Библиография также может указывать на тон книги. Лучшие авторы часто читают сотни книг для каждой написанной ими книги, поэтому хорошо проработанная книга должна иметь библиографию, полную интересных текстов. После прочтения книги просмотрите библиографию и отметьте книги, которые хотите прочитать в следующий раз.
Сопоставьте книгу с вашим окружением
Хотя это не всегда практично, сопоставление книг с нашим местоположением и обстоятельствами может быть эффективным. Книги будут иметь больший резонанс, поскольку они станут частью опыта, а не просто дополнением к нему.
При выборе книг взгляните на свою ситуацию и определитесь с жанрами или авторами, которые могут помочь вам преодолеть любые текущие трудности. Каким бы ни было ваше положение, кто-то был в одном и том же месте. Кто-то испытал те же чувства и подумал о тех же мыслях и написал об этом. Вы должны найти эту книгу.
Например:
- Путешествуете или отдыхаете? Сопоставьте свою книгу с местоположением — Джек Керуак или Джон Мьюир для Америки; Макиавелли для Италии; « эссе » Монтеня, Эрнеста Хемингуэя или Жоржа Перека для Франции; и так далее. Особо никуда не идешь? Почитайте Владимира Набокова или Генри Торо.
- Справиться с горем? Читать Когда дыхание становится воздухом Пола Каланити, Факел Шерил Стрэйд , или что-то еще Тары Брач.
- Кризис по поводу собственной смертности? (Это случается со всеми нами.) Прочтите «» Сенеки «О краткости жизни » или «» Теодора Зельдина «Скрытые удовольствия жизни».
- Как справиться с невзгодами?
- Недовольны своей работой? Чтение Стержень Сета Година, Мастерство Роберта Грина или В поисках потока Михая Чиксентмихайи.
Если бы я был доктором, я бы прописывал книги. Они могут быть такими же сильными, как наркотики.
Вспоминая прочитанное
Вы запомните больше прочитанного, если во время чтения будете делать следующие семь вещей.
Делайте заметкиСоздание заметок является важной основой для отражения и объединения прочитанного в уме.
Лучшая техника ведения заметок — та, которая работает для вас и которой легко придерживаться. Хотя в Интернете есть сотни систем, вам нужно взять одну из них и адаптировать ее, пока у вас не будет собственной системы. Некоторые люди предпочитают делать заметки на каталожных карточках или в обычном блокноте; другие предпочитают цифровую систему. Заметки особенно полезны, если вы пишете на регулярной основе, хотя каждый (не только писатели) может получить пользу от их создания.
Начните с написания краткого описания каждой главы и расшифровки всех значимых отрывков или фраз. Если вы не знаете, как упростить свои мысли, представьте, что кто-то только что похлопал вас по плечу и попросил объяснить главу, которую вы только что закончили читать. Они никогда не читали эту книгу и не имеют никакого представления о предмете. Как бы вы объяснили это им?
В книге «Три секрета, которые помогают мне писать и думать» Роберт Грин описывает свой процесс ведения заметок следующим образом:
Когда я читаю книгу, я ищу основные элементы в работе, которые можно использовать для создания стратегий и историй, которые появляются в моих книгах. Когда я читаю книгу, я подчеркиваю важные отрывки и разделы и делаю примечания… сбоку.
После того, как я закончу читать, я часто откладываю его на неделю и глубоко обдумываю уроки и ключевые истории, которые можно было бы использовать в моем книжном проекте. Затем я возвращаюсь и помещаю эти важные разделы на карточки для заметок.
Дэвид Фостер Уоллес рекомендует аналогичную форму активного чтения (подробнее см. Quack This Way: David Foster Wallace & Bryan A. Garner Talk Language and Writing):
Не просто много читать, но и обращать внимание на как предложения составлены, предложения соединены, как предложения идут, чтобы составить параграф. Упражнения столь же глупые, как вы берете книгу, которая вам действительно нравится, вы читаете ее страницу три-четыре раза, откладываете ее, а затем пытаетесь имитировать ее слово в слово, чтобы вы могли почувствовать, как ваши собственные мышцы пытаются достичь некоторых из них. эффекты, которые произвела страница с понравившимся текстом. Если вы похожи на меня, именно в вашей неспособности воспроизвести это вы действительно узнаете, что происходит. Звучит очень и очень глупо, но на самом деле вы можете прочитать страницу текста, верно? И «О, это было довольно хорошо…», но вы не получите никакого представления о бесконечности вариантов, которые были сделаны в этом тексте, пока вы не начнете пытаться воспроизвести их.
Когда вы читаете книгу, напишите краткое содержание главы прямо в конце главы. Если ваш сеанс чтения закончился, это поможет обобщить то, что вы только что прочитали. Когда вы возьмете книгу завтра, начните с чтения двух предыдущих глав, чтобы лучше понять, где вы находитесь в книге.
СосредоточьтесьРешите, что во время чтения вы будете сосредоточены на книге и ни на чем другом. Никаких быстрых проверок Twitter. Никаких электронных писем. Нет мобильного телефона. Нет телевизора. Не глядя в воздух. Чтобы понять и усвоить книгу, требуется глубокая концентрация, особенно если предмет насыщенный или сложный. Помните, мы стремимся к активному чтению. Активное чтение требует сосредоточенности и способности взаимодействовать с автором.
Говоря о временах до появления Интернета, Николас Карр пишет в «Отмели»: «В тихих местах, открытых длительным чтением книги без отвлечения, люди создавали свои собственные ассоциации, делали свои собственные выводы и аналогии, взращивали свои собственные идеи. Они глубоко думали, когда глубоко читали».
Если вы изо всех сил пытаетесь сосредоточиться на особенно сложной или длинной книге, решите читать всего 25 страниц в день. Чтобы откусить сложный текст, требуется всего несколько минут. На завершение длинной книги таким образом могут уйти месяцы, но, по крайней мере, вы прочитаете ее, не переутомившись и не заскучив.
Делайте пометки в книгеБольшинство из нас в детстве учили относиться к книгам как к чему-то священному – никогда не загибать уголки страниц и не писать на полях. Однако, если вы хотите запомнить прочитанное, забудьте о сохранении чистоты книг. Я провел много времени, помогая своим детям отучить правило, согласно которому книги не должны быть написаны на маргиналиях. Чем больше вы пишете, тем активнее будет ваш ум во время чтения.
Записывайте связи и второстепенные мысли, подчеркивайте ключевые моменты и заведите привычку строить диалог с автором. Некоторые люди рекомендуют сделать свой собственный индекс ключевых страниц или использовать сокращения (например, Мария Попова из Brain Pickings пишет «BL» рядом с любым красивым языком).
Первый раз, когда вы пишете книгу, это может нервировать, но в долгосрочной перспективе это приводит к глубокому пониманию и ощущению связи с автором.
Билли Коллинз написал прекрасное стихотворение о радостях маргиналии: «Мы все ухватились за белый периметр, как за свой собственный / И потянулись к ручке, лишь бы показать / мы не просто бездельничали в кресле, листая страницы; / мы мысль на обочину вдавили / посадили отпечаток по краю. /… «Прошу прощения за пятна от яичного салата, но я влюблен».
Создание ярких мысленных картинокСоздание ярких мысленных картинок — один из самых эффективных методов запоминания чего бы то ни было, не в последнюю очередь того, что мы читаем. Когда вы столкнетесь с важным отрывком или концепцией, сделайте паузу и визуализируйте ее. Сделайте изображение максимально заметным и отличительным.
Книги не существуют в вакууме. Каждое понятие или факт можно связать с бесчисленным множеством других . Попытки сформировать собственные ссылки — плодотворный способ лучше запомнить прочитанное.
Николас Карр пишет в «Отмели»:
Помните о ментальных моделяхСвязь между читателем книг и писателем всегда была тесной симбиотической, средством интеллектуального и художественного взаимообогащения. Слова писателя действуют как катализатор в сознании читателя, вызывая новые озарения, ассоциации и восприятия, иногда даже прозрения. И само существование внимательного, критического читателя дает толчок творчеству писателя. Это дает автору уверенность в том, что он исследует новые формы выражения, прокладывает трудные и требовательные пути мысли, отваживается на неизведанные, а иногда и опасные территории.
Ментальные модели позволяют нам лучше понимать и синтезировать книги. Вот некоторые из ключевых способов их использования:
- Предвзятость подтверждения: Какие части этой книги я игнорирую? Подтверждает ли эта книга мое мнение? (Хорошо, но действительно ли это подтверждает ваши убеждения или вы просто видите то, что хотите видеть? Если вы не можете вспомнить ни одного пункта в книге, с которым вы не согласны, предвзятость подтверждения, возможно, искажает ваши рассуждения. )
- Байесовское обновление: Какое мнение я должен изменить в свете этой книги? Как я могу обновить свое мировоззрение, используя содержащуюся в нем информацию? Вспомните слова Джона Мейнарда Кейнса: «Когда факты меняются, я меняю свое мнение. Чем вы занимаетесь, сэр?
- Принцип Парето: Какие части этой книги наиболее важны и содержат больше всего информации? Если бы мне пришлось вырезать 99% слов из этой книги, что бы я оставил? Многим авторам приходится набирать определенное количество слов или страниц, в результате чего страницы (или даже целые главы) содержат лишнее и отступы. Даже лучшие научно-популярные книги часто длиннее, чем необходимо для передачи их идей. (Обратите внимание, что принцип Парето менее применим к художественным книгам.)
- Кредитное плечо: Как я могу использовать уроки из этой книги, чтобы получить непропорциональное преимущество? Могу ли я использовать эти новые знания ощутимым образом?
- Стимулы: Что движет персонажами или автором? Что они ищут? Какова их цель? Вот как Курт Воннегут описал важность поощрений в книгах: «Когда я преподавал творческое письмо, я говорил студентам, чтобы их персонажи сразу же чего-то захотели — даже если это всего лишь стакан воды. Героям, парализованным бессмысленностью современной жизни, все же время от времени приходится пить воду».
- Смещение доступности: Влияют ли книги, которые я недавно прочитал, на то, как я воспринимаю эту книгу? Как мой неотерический опыт влияет на мое чтение? Не придаю ли я чрезмерного значения частям этой книги, потому что они бросаются в глаза и запоминаются?
- Склонность к стереотипам: Я бессознательно отношу автора, персонажей или книгу в целом к определенной категории? Или автор стереотипирует своих персонажей? Помните, что хороших стереотипов не существует.
- Социальное доказательство: Как социальное доказательство — количество проданных копий, статус бестселлера, мнения других — влияет на мое восприятие этой книги? Использует ли автор социальное доказательство, чтобы манипулировать читателями? Авторы нередко покупают себе место в списках бестселлеров, предоставляя социальное доказательство, которое затем приводит к значительным продажам. В результате посредственные книги могут стать популярными. Это классический случай, когда у императора нет одежды, на что умные читатели должны обратить внимание.
- Инстинкт повествования: Автор искажает реальные события, чтобы сформировать связное повествование? Это часто встречается в биографиях, мемуарах и исторических текстах. В книге «Ценность повествования в представлении реальности» Хейден Уайт объясняет нашу тенденцию превращать историю в повествование: «Настолько естественен импульс повествования, настолько неизбежна форма повествования для любого отчета о том, как все происходило на самом деле. , что нарративность могла казаться проблематичной только в культуре, в которой она отсутствовала… нарратив — это метакод, человеческая универсалия… Нарратив становится проблемой только тогда, когда мы хотим придать реальным событиям форму рассказа… Эта ценность, придаваемая нарративности в репрезентация реальных событий возникает из стремления к тому, чтобы реальные события отображали связность, целостность, полноту и замкнутость образа жизни, который есть и может быть только воображаемым. Представление о том, что последовательности реальных событий обладают формальными атрибутами историй, которые мы рассказываем о воображаемых событиях, могло иметь своим источником только желания, мечты, мечты. Действительно ли мир представляется восприятию в виде хорошо сделанных историй с центральными сюжетами, правильными началами, серединами и концами и связностью, которая позволяет нам видеть «конец» в каждом начале? Или оно предстает скорее в тех формах, которые предполагают анналы и хроники, либо как простая последовательность без начала и конца, либо как последовательность начал, которые только заканчиваются и никогда не заканчиваются? И действительно ли мир, даже социальный мир, приходит к нам как уже нарративизированный, уже «говорящий сам» из-за горизонта нашей способности придать ему научный смысл? Или фикция такого мира, мира, способного говорить о себе и проявлять себя в форме рассказа, необходима для установления того морального авторитета, без которого было бы немыслимо понятие специфически социальной реальности?»
- Систематическая ошибка выжившего: Является ли эта (документальная) книга отражением реальности или автор не учитывает базовые показатели? Предвзятость выжившего широко распространена в книгах о бизнесе, самопомощи и биографических книгах. Конкретный случай успешного человека или бизнеса может считаться правилом, а не исключением.
- Полезность: Если книга предлагает совет, имеет ли она практическое применение? В какой момент начинается убывающая отдача?
Как правило, люди, которые любят читать, никогда не дочитывают дрянную книгу.
Как писал однажды Шопенгауэр, «никогда нельзя читать слишком мало плохих или слишком много хороших книг: плохие книги — интеллектуальный яд; они разрушают разум». Жизнь слишком коротка, чтобы закончить плохую книгу.
Нэнси Перл защищает Правило 50. Это влечет за собой чтение первых 50 страниц книги, а затем решение, стоит ли ее закончить. У правила 50 есть интересная особенность: когда вам исполнится 50 лет, вычтите свой возраст из 100 и прочитайте столько же страниц. Перл пишет:
И если внизу страницы 50 все, что вас действительно интересует, это кто на ком женится или кто убийца, тогда откройте последнюю страницу и узнайте. Если его нет на последней странице, откройте предпоследнюю или предпоследнюю страницу, или как бы далеко вы ни зашли, чтобы узнать то, что вы хотите узнать… Когда вам 51 год или больше, вычтите свой возраст из 100. , а полученное число (которое, конечно, с каждым годом становится меньше) — это количество страниц, которые вы должны прочитать, прежде чем сможете без вины отказаться от книги… Когда вам исполняется 100 лет, вы уполномочены (согласно Правилу 50) судить о книге по обложке.
Нассим Талеб также подчеркивает важность того, чтобы никогда не заканчивать некачественную книгу:
В ту минуту, когда мне надоедала книга или предмет, я переходил к другому вместо того, чтобы вообще отказаться от чтения — когда вы ограничены школьный материал, и вам становится скучно, у вас есть склонность сдаваться и ничего не делать или прогуливаться из-за разочарования… Хитрость заключается в том, чтобы вам наскучила конкретная книга, а не сам процесс чтения. Таким образом, количество поглощенных страниц может расти быстрее, чем в противном случае. И вы находите золото, так сказать, без особых усилий, как и в рациональном, но ненаправленном исследовании, основанном на пробах и ошибках.
«Вещи, которые вы ищете, Монтэг, существуют в мире, но обычный человек может увидеть девяносто девять процентов из них только в книге».
— Рэй Брэдбери, Фаренгейт 451
Процесс обучения
Большинство людей думают, что потребление информации — это то же самое, что и изучение информации. Никакая идея не может быть дальше от истины.
Основной процесс обучения состоит из размышлений и обратной связи. Мы усваиваем идеи, полученные благодаря опыту — нашему или чужому, — которые остаются неоспоримыми, если мы не уделяем время их осмыслению. Если вы что-то читаете и у вас нет времени подумать о прочитанном, ваши выводы будут шаткими.
Одна из причин, по которой мы читаем книги, заключается в том, что они предлагают богатое разнообразие деталей, позволяющих нам увидеть мир как автора и отправиться в путешествие по мере того, как они устанавливают связи и размышляют. Это позволяет нашему мозгу изучать не только абстракции автора, но и узнавать, когда эти абстракции, скорее всего, сработают, а когда нет (благодаря огромному количеству деталей).
Применяйте то, что вы узналиИтак, вы прочитали книгу. Что теперь? Как вы можете использовать полученные знания? Не уходите со смутным чувством «о да, я должен полностью делать то, что говорит этот автор». Потратьте время, чтобы составить план и решить, как реализовать ключевые уроки из книги.
Одного чтения недостаточно. Мы должны контекстуализировать знания. Когда это работает? Когда это не работает? Где я могу его применить? Каковы ключевые переменные? Список можно продолжить. Если вы можете взять что-то из прочитанного и немедленно применить, это укрепит знания и добавит контекст и смысл.
Метод ФейнманаМетод Фейнмана назван в честь лауреата Нобелевской премии по физике Ричарда Фейнмана. Вы можете думать об этом как об алгоритме гарантированного обучения. Всего четыре простых шага: выберите концепцию; научите этому малыша; выявить пробелы и вернуться к исходному материалу; и пересмотрите и упростите.
Обучение других — это эффективный способ закрепить информацию в своем уме. Это часть техники Фейнмана.
После завершения книги возьмите ближайшего (желающего) человека и расскажите ему о том, что вы узнали. Вам придется убрать или объяснить жаргон, описать, почему эта информация имеет значение, и пройтись по логике автора. Звучит просто. После того, как вы попробуете это в первый раз, вы поймете, что это не так просто.
Если рядом нет интересующихся, попробуйте поговорить сами с собой. Это то, что я делаю … но, возможно, я сумасшедший.
А если это не сработает, напишите отзыв на Amazon или Goodreads, опубликуйте об этом на Reddit или где-нибудь еще, где люди могут быть заинтересованы.
Одним из преимуществ нашей виртуальной группы чтения является то, что люди вынуждены думать о том, что они изучают. Мы еженедельно задаем вопросы по назначенному чтению, и ответы разнообразны и вдумчивы. Жаргон уходит, и люди устраняют белые пятна. Это невероятно смотреть. В результате, прочитав вместе с нами книгу, люди говорят: «Я запомнил гораздо больше, чем мог бы, если бы делал это самостоятельно».
Еще Шопенгауэр сказал: «Когда мы читаем, другой человек думает за нас: мы просто повторяем его мыслительный процесс». Чтобы избежать этого, вам нужно подумать о своих взглядах и посмотреть, насколько они противостоят обратной связи.
Сделайте свои заметки доступными для поискаСуществует бесконечное количество способов организации ваших заметок — по книгам, по авторам, по темам, по времени чтения. Неважно, какую систему вы используете, если вы сможете найти заметки в будущем.
Наличие каталога всего, что вы узнаете из чтения, создает бесценный ресурс, к которому можно обращаться, когда вам нужна идея, вдохновение или желание подтвердить мысль. С годами вы создадите банк мудрости, к которому можно будет обращаться во времена кризиса, неопределенности или нужды. Трудно передать, насколько ценным это может оказаться.
Как писал генерал Мэттис: «Благодаря моему чтению, я никогда не был застигнут врасплох какой-либо ситуацией, никогда не терялся в догадках о том, как раньше решалась какая-либо проблема (успешно или безуспешно). Это не дает мне ответов на все вопросы, но освещает то, что часто бывает темным путем впереди».
Варианты каталогизации ваших заметок включают:
- Коробка учетных карточек, идеально упорядоченных по темам, авторам или времени чтения. Каталожные карточки можно перемещать.
- Обычная книга (опять же, идеально организованная по теме, автору или времени чтения).
- Цифровая система, такая как Evernote, OneNote или старый добрый Microsoft Word. Дополнительным преимуществом цифровых систем является возможность поиска, что может сэкономить много времени, если вы регулярно обращаетесь к своим заметкам.
Запланируйте время, чтобы прочитать и просмотреть эти заметки.
Перечитать (при необходимости)Великие книги нужно читать не один раз. Хотя перечитывание их может показаться пустой тратой времени, потому что есть так много других книг, которые нужно прочитать, это неправильное понимание процесса обучения. Лучшее время, чтобы начать перечитывать хорошую книгу, — сразу после прочтения. Цель не в том, чтобы прочитать как можно больше книг; Я пробовал это, и это не работает. Цель состоит в том, чтобы обрести как можно больше мудрости.
Перечитывание хороших книг имеет огромное значение, если мы хотим сформировать длительные воспоминания об их содержании. Повторение имеет решающее значение для создания воспоминаний. Как писал Сенека: «Вы должны продлевать свое пребывание среди писателей, гениальность которых не вызывает сомнений, получая от них постоянную пищу, если вы хотите извлечь из своего чтения что-то такое, что навсегда останется в вашем уме».
Нет лучшего способа закончить эту статью, чем мудрыми словами Генри Торо:
Книги – бесценное богатство мира и достойное наследие поколений и народов.