советы родителям по постановке звука «р»
Обычно правильное произношение у детей формируется к 5-7 годам. К этому возрасту ребёнок должен произносить все звуки. Если наблюдается нарушение, то сначала ставят свистящие звуки, далее шипящие, затем идёт постановка «л» и «л’» и в последнюю очередь – «р» и «р’», так как они считаются самыми трудными.
Актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке.
С нами уже более 50 000 подписчиков!
Какие виды нарушений произношения «р» выделяют (по Н.С. Жуковой)
-
горловое «р» (картавость). При этом дефекте язык оттянут назад и корневая часть сближается с мягким нёбом;
-
доральное «р». Кончик языка опущен, вибрация образуется спинкой языка, которая ударяется в переднюю часть нёба или альвеолы. С языком дрожит вся нижняя челюсть;
-
боковое «р». При таком нарушении боковые края языка отрываются от верхних коренных зубов, и воздух проходит в образовавшуюся щель.
При этих нарушениях не следует ждать момента исполнения ребёнку пяти лет, а обратиться за помощью к логопеду: чем раньше родители сделают это, тем успешнее пройдёт коррекция.
Если исключить неправильное произношение, связанное с дефектами строения органов артикуляционного аппарата (короткая подъязычная уздечка, слишком большой язык, высокое нёбо и т.д.), если речь идёт о замене звука «р» на другой (например, рама – лама, рак – вак), то родители могут справиться самостоятельно. Однако исключать работу логопеда не следует. При условии регулярных занятий со специалистом и выполнения упражнений с малышом в домашних условиях велика вероятность, что звук автоматизируется быстрее.
Постановка любого звука начинается с артикуляционной гимнастики. Выполнять её можно в домашних условиях. Желательно ежедневно в течение 5-10 минут перед зеркалом.
Каждое упражнение делается от 5 до 15 раз. Все сразу упражнения выполнять не нужно, ребёнок устанет. Выбирайте несколько и приступайте к гимнастике.Л.А. Комарова для постановки звука «р» даёт следующие упражнения:
- «Заборчик» – улыбнуться, чтобы были видны зубы. Удерживать данное положение несколько секунд.
-
«Лопаточка» – открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. «Лопатка» заносится в рот.
-
«Чашечка» – широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Средняя часть языка прогнута, боковые края загнуты кверху.
-
«Лошадка» – язык присосать к нёбу и затем отлепить со звуком. Языком щёлкать медленно и сильно. Нижняя челюсть неподвижна.
-
«Грибок» – рот широко открыть, язык присосать к нёбу и зафиксировать в таком положении на несколько секунд.
-
«Вкусное варенье» – широким языком облизывать верхнюю губу, оставляя нижнюю челюсть неподвижной.
-
«Качели» – рот широко открыт. Тянуться языком то к носу, то к подбородку.
-
«Конфета» – язык упирается попеременно то в правую, то в левую щеку.
-
«Почистим зубы» – кончиком языка «чистить» нижние зубы с внутренней стороны. Нижняя челюсть неподвижна.
-
«Гармошка» – язык «приклеивается» к нёбу, открывать и закрывать рот. Губы растянуты в улыбке, язык остаётся прикреплённым кверху.
-
«Барабанщик» – кончик языка находится за верхними зубами, быстро произносить «ддд»… и стучать языком.
-
«Индюк» – широким кончиком языка проводить по верхней губе вперёд-назад и произносить «бл-бл-бл».
После проведения подготовительной гимнастики рекомендуется поработать над развитием воздушной струи: для постановки звука «р», необходимо иметь сильный выдох.
Предлагаем несколько упражнений:
-
задувание свечек;
-
надуть щёки и «лопнуть» шарик, нажатием ладошек;
-
футбол. В домашних условиях сделать две башенки из конструктора, скатать небольшой шарик из ватки – это мяч. Ребёнок дует на мяч, стараясь попасть в ворота.
-
мыльные пузыри. В высокий стаканчик (подойдет пластиковый) налить небольшое количество воды и добавить несколько капель жидкого мыла. Попросить ребёнка подуть в соломенную трубочку. В процессе, вырастают мыльные пузыри.
-
кораблики. Наполнить большую чашу водой, опустить туда бумажный кораблик. Дуть на кораблик, чтобы он причалил к противоположному берегу.
-
дуть на вертушку или бумажный листик/бабочку, привязанные верёвочкой к карандашу или соломенной трубочке.
-
снежинки. Положить ребёнку кусочек ватки на кончик носа и попросить её сдуть. Ватка улетит, как только малыш правильно поставить язык – он должен быть поднят вверх, края загнуты.
3 способа постановки звука «р»
1. Постановка от звука «д».
Самый распространённый способ. Рот широко открыт, кончик языка поднят за верхние зубы к альвеолам. Просим ребёнка произносить «ддд» или «ттт» сначала медленно, затем темп постепенно ускоряется. Когда малыш привыкнет удерживать язык в нужном положении, то при многократном произнесении «д» чистым пальцем или ватной палочкой стараемся производить быстрые движения слева-направо под языком для выработки вибрации. Данное упражнение следует повторять до тех пор, пока кончик языка не начнёт вибрировать, и вы не услышите «др» (без механической помощи).
При закреплении звука следует закрепить его в слогах: ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, ТРА, ТРО, ТРУ, ТРЭ, ТРЫ. После идёт отработка в словах, начинающихся с «помощников»: драка, друзья, драчун, трава, трасса и т.д. После стараемся завести мотор без помощников, чтобы получился отчётливый «ррр». Отработка произношения начинается со слогов, где «р» стоит в начале, далее – «р» в середине и потом – в конце слогов и слов. После того как звук закрепляется в разных позициях, его произношение автоматизируется в предложениях, чистоговорках, стихотворениях, текстах.
2. Механическая постановка звука «р».
Поставить звук можно с помощью зонда. Просим ребёнка поднять язычок наверх и произнести «ззз». В этот момент проводим зондом/ватной палочкой/чистым пальцем под языком из стороны в сторону. В итоге слышен звук «р». После его постановки закрепляем звук по выше изложенной схеме: «р» в начале слова, в середине и в конце.
3. Постановка от звука «ж».
Просим на выдохе произнести длительное «жжж», язычок должен быть немного в глубине рта. При выполнении этого упражнения вы должны услышать звук «р». (Помочь выработке вибрации кончика языка так же можно с помощью чистого пальца или ватной палочки.) Далее действуйте по схеме: закрепление изолированного звука, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.
При постановке звука «р» и его автоматизации в речи мягкий «рь» обычно появляется спонтанно.
Следует обращать внимание, что постановка звука идёт в неразрывной связи с развитием речи в целом. Ставится не только звук, но и формируется фонематический слух, например, в таких заданиях, как «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «р»», «Определи, где ты слышишь «р»: в начале, середине или в конце слова». Это и формирование грамматического строя языка, когда малыш выполняет упражнения на словоизменение, например, «один-много»: рак – раки, рама – рамы.
Какой литературой можно воспользоваться
- «Альбом дошкольника. Автоматизация звука «р» в игровых упражнениях», автор Л.А. Комарова. Автор в игровой форме преподносит материал: лабиринты, «Четвёртый лишний», замена картинок словами и т.д. Кроме того, для выполнения упражнений Л.А. Комарова предусмотрела использование бумажных персонажей: муравей, ворона, дракон, волшебная палочка, фотоаппарат и экран. Их нужно предварительно вырезать.
-
Домашняя логопедическая тетрадь «Учим звуки [Р] и [Р’]», авторы Е.А. Азова, О.О. Чернова. Ребёнка сопровождают персонажи тетради, это Иришка, Речевичок и щенок. В тетради много упражнений на словоизменение, развитие мелкой моторики (обведи рисунок по точкам), разделение слов на слоги, пересказ текстов.
-
Дидактический материал «Говорю правильно Р и Р’», автор О.Е. Громова. В книжке представлен проиллюстрированный лексический материал для автоматизации произношения твёрдого и мягкого «р».
-
Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука «р» «Логопедические игры. День рождения Р», авторы И.В. Баскакина, М.И. Лынская. Материал предлагается в игровой форме. Упражнения помогают не только автоматизировать звук, но и развивают зрительное восприятие, память, знакомят с графическим символом «р», учат пересказывать тексты по схеме.
Быстрая регистрация
Получите 5% скидку на первый заказ!
Подведём итоги. Если вас что-то смущает в произношении ребёнка, то сходите на консультацию к логопеду, даже если окружающие говорят, что вам ещё рано. Каждый ребёнок индивидуален: у кого-то звук появляется в течение нескольких месяцев, а кто-то может произносить «р» на занятиях, но в повседневной речи не использовать (возможно, хочется привлечь к себе внимание, особенно, если есть младшие в семье).
Большую роль играет, мотивация: когда ребёнок осознаёт, что говорит неправильно и хочет это исправить, то процесс коррекции идёт намного быстрее.
Своему сыну звук «р» я ставила сама, он заменял «р» на «в». В итоге мне удалось добиться его изолированного произношения, но в спонтанной речи Льву было, как говорится, лень говорить правильно. В тот период его подружке исправляли горловое «р». Как только у девочки был полностью автоматизирован «р», она, по словам сына, в детском саду поставила ему звук. Ей хватило одного дня, и Лев стал использовать «р» в речи постоянно. И так бывает.
А Вам приходилось обращаться за помощью к логопеду или Вы сами ставили звуки ребёнку?
Поделитесь в комментариях!
Как научить ребенка выговаривать звук «р»: советы логопеда
В каком возрасте ребенок должен уметь выговаривать букву «Р»
Звук «р», как правило, появляется у детей в возрасте от 4,5 до 5,5 лет.
«Если к четырем или к пяти годам малыш еще не выговаривает звук «р», бить тревогу не стоит. Все дети развиваются по-разному. Есть те, кто начинает говорить раньше условной нормы, а есть — кто делает это чуть позже. Беспокоиться надо, если звук не появился к шести годам», — объяснила Сперанская, отметив, что в этом случае стоит начать занятия с логопедом. Сама специалист чаще всего берет дошкольников для постановки звука «р» не раньше 5,8–6 лет.
Справка
Дизартрия – нарушение речи, связанное с патологией функционирования нервной системы. Диспраксия – двигательное расстройство речи, которое проявляется тем, что ребенку трудно координировать и выполнять движения органами артикуляции.
«Год до школы – это период, которого вполне достаточно, чтобы поставить и автоматизировать звук, даже если у ребенка есть небольшие речевые нарушения вроде минимальной дизартрии или диспраксии», — заверила логопед, добавив, что их может диагностировать только специалист.
Трудности с произношением звука могут возникнуть, если у ребенка есть проблемы с фонематическим слухом – способностью вычленять отдельный звук в речевом потоке.
«Формирование фонематического слуха начинается у человека буквально с рождения. Наш мозг фиксирует разные шумы и постепенно начинает делить их на речевые и неречевые. Итогом формирования фонематического слуха становится способность к фонематическому анализу и синтезу. В первом случае ребенок, слыша отдельные звуки, должен собрать из них слово. Например, мы последовательно называем [к], [о], [т], а дошкольник складывает их в слово «кот», во втором — он должен «разобрать» целое слово на отдельные звуки», — объяснила Сперанская, отметив, что проблемы с фонематическим слухом напрямую связаны с отсутствием у ребенка в речи одного или нескольких звуков.
close
100%
Как быстро поставить ребенку звук «р»
Чтобы ребенок как можно скорее начал выговаривать звук «р», первое, чему необходимо уделить внимание, – это развитие речевого дыхания.
«Речевое дыхание отличается от физиологического. Благодаря нему мы можем изменять скорость, громкость, плавность речи, делать необходимые паузы, говорить разборчиво», — рассказала логопед.
Сперанская объяснила, что при неправильном речевом дыхании воздух может уходить в щеку, «распространяться» по ротовой полости.
«Чтобы развить речевое дыхание, ребенку необходимо научиться делать правильный выдох ртом, вырабатывать воздушную струю», — рассказала специалист и поделилась простым упражнением для развития дыхания, которое можно выполнять дома.
«Положите на ладонь кусочек салфетки или ватку. Попросите ребенка вдохнуть воздух через нос, затем скрутить язык небольшой трубочкой (положить на нижнюю губу) и сделать долгий и плавный выдох. Важно следить, чтобы воздух шел по образовавшейся бороздке, а щеки у малыша не надувались. Если ребенок может в таком положении сдуть с ладони салфетку или задуть большую свечу, то можно приступать к постановке звука «р»», — добавила Сперанская.
Второй важный этап – научить ребенка «ориентироваться внутри собственного рта». Распространенная проблема – когда дети знают, что у них есть язык и губы, но не понимают просьбы родителей «поставить язык за верхние зубы», «прижать язык к небу» и т. д. Справиться со сложностями поможет еще одно упражнение: «Чтобы объяснить малышу, где в его рту находится место «за зубами», смажьте это место медом или вареньем и предложите ребенку «угостить язык вкусненьким», дотронувшись его кончиком за зубами».
Следующая задача — научить малыша опускать и поднимать язык. Добиться этого получится с помощью упражнения «качели». Для этого надо сесть вместе с дошкольником перед зеркалом и попросить его широко открыть рот, высунуть язык и сначала дотронуться им до верхней губы, а затем – до нижней, «как будто язык качается на качелях».
«Когда малыш освоит «большие качели» предложите ему «покачать» язык на маленьких качелях и повторите то же упражнение, перенеся язык за зубы. Важно довести движение «вверх-вниз» до автоматизма прежде, чем переходить к следующему этапу обучения», — объяснила Сперанская.
close
100%
Три упражнения, которые помогут ребенку поставить звук «р»
Занятия с детьми по постановке звука необходимо проводить регулярно. По словам специалиста, занятия с логопедом точно помогут добиться результата быстрее, но если у семьи есть запас времени, можно попробовать научить ребенка выговаривать звук «р» дома.
Сперанская заверила, что полгода – допустимый срок для постановки звука «р», и поделилась тремя эффективными упражнениями.
Специалист подчеркнула, что обращаться к логопеду необходимо, если при регулярной практике в течение месяца-полутора родители не замечают прогресса.
Упражнение «Лошадка»
Широко открываем рот. Кладем язык на верхнее небо так, чтобы язык присосался к нему не кончиком, а всей своей поверхностью. Опускаем язык вниз и немного назад. Должен получиться «цокающий» звук.
Упражнение «Грибочек»
Это упражнение напрямую связано с умением делать «лошадку». Его смысл заключается в том, чтобы положить язык на верхнее небо и зафиксировать язык в этом положении на 20 секунд. Затем надо слегка выдвинуть вперед нижнюю челюсть (язык в это время все еще находится у неба) и подуть из положения «грибочек» до того момента, как язык не начнет вибрировать.
«Если вибрация получается, то можно добавлять голос», — рассказала Сперанская – «Бывает, что у малыша не получается подуть или включить голос, тогда надо ему помочь. Возьмите две ватные палочки (можно делать это большим и указательным пальцами, но палочками гораздо удобнее) и придержите ими язык сверху, чтобы он не опускался слишком низко. Просите малыша дуть и потом подключать голос. Будет получаться глухой звук. Если вы попросите ребенка добавить к нему гласный «а», то у него вполне может получиться выговорить «р»».
Упражнение «Барабанчик»
Как научить ребенка читать: методики от опытного педагога
Ребенок, который научился читать в три года — гордость родителей. Но стоит ли торопить события и…
21 апреля 12:31
Растягиваем губы в улыбке, как будто говорим звук «ы», после этого приоткрываем немного зубки, начинаем ударять кончиком языка за верхними зубами и произносить быстро «д-д-д-д». Выполнять это упражнение надо минимум полминуты и достаточно быстро.
Затем родитель берет ватную палочку, ставит ее ближе к корню языка (под язык) и пока ребенок произносит «д-д-д», водит палочкой вправо и влево.
«Получается так называемая «болтушка». Ее надо делать регулярно в течение нескольких недель, затем добавить звук «а» и у малыша выйдет зачаток звука «р». Если вибрация получается хорошо, палочку можно убирать», — объяснила логопед.
Как только звук «р» поставлен, необходимо его автоматизировать, чтобы он не терялся или не уходил в горловой звук. Для этого месяц или полтора надо каждый день растягивать звук «р», рычать, произносить слоги: ра, ро, ру, ры, ор, ар, ыр, ара, ору, арэ, орэ и другие.
«В постановке звуков самое главное – не только соблюдение правильных техник, но последовательность и размеренность», — заверила Сперанская, добавив, что переучивать в случае неправильной постановки звука будет сложно, поэтому имеет смысл хотя бы нескольких встреч со специалистом.
советов, как сделать звук R
Для взрослыхДля детей
Автор Эллисон Геллер
Подпишитесь на наш Youtube-канал
У вас или у вашего ребенка проблемы со звуком /r/ и вы хотите изменить его или вам нужна логопедия? Трудности с произношением звука /r/ очень распространены, потому что /r/ — один из самых сложных для произношения звуков в английском языке. Эта речевая проблема известна как ротацизм .
В этой статье мы обсудим:
1) Когда нужно исправить звук R?
2) Какова причина ротацизма?
3) Каковы некоторые характеристики ротацизма?
4) Каков прогноз улучшения?
5) Как диагностируется ротацизм?
6) Почему звук /R/ труден для воспроизведения?
7) Примеры слов /R/
8) Как лечить проблемы со звуком /R/
9) Советы по изменению звука /R/
10) Игра с рифмами для детей
11) Дополнительные артикуляционные игры для детей с /R/
12) Профессиональная помощь логопеда
Когда подходящее время, чтобы исправить звук R?В английском языке много звуков, но наиболее распространенным является звук «р». Это один из последних звуков, которые дети учатся произносить. В то время как возраст мастерства варьируется, звук / r / обычно усваивается к 6-7 годам. Звук /s/ также является одним из последних звуков, которые необходимо освоить. Трудность произнесения звука /s/ также известна как шепелявость.
Может быть уместно начать логопедическую терапию раньше, примерно в возрасте шести лет, если родитель или ребенок считает звук проблемой, требующей внимания.
Некоторые родители ждут, пока произношение / r / со временем исправится, вместо того, чтобы обращаться за услугами логопеда для своего ребенка; однако во многих случаях требуется помощь логопеда. Откладывая логопедическую терапию, у детей может возникнуть больше проблем с решением проблемы. По мере того, как ребенок приближается к подростковому возрасту, изменять звук /r/ становится все труднее.
Дети, у которых есть проблемы со звуком /r/, могут казаться менее зрелыми, чем их одноклассники. Если речь ребенка снижена, это может нанести вред его социальной и академической успеваемости и иметь далеко идущие последствия в дальнейшей жизни.
Исследования показывают, что человек, у которого есть проблемы со звуком /р/, вряд ли научится произносить звук после окончания школы без логопеда.
Что является причиной ротацизма?Причина гортани неизвестна. В некоторых случаях это может быть связано с косноязычием (анкилоглоссия). Связывание языка может ограничить диапазон движений языка, что имеет решающее значение для произношения / r /.
Другая возможная причина, по которой у человека возникают проблемы с произношением звука «р», — это нарушение звука речи, которое влияет на расположение рта и губ. Расположение языка для / r / очень специфично и может быть сложным для изучения.
Независимо от причины, логопед может помочь.
Каковы некоторые характеристики ротацизма?Люди, у которых есть трудности с произношением /r/, обычно произносят его как слоговый или похожий на гласный звук. Это затрудняет понимание слова и может затруднить восприятие других звуков. У некоторых людей возникают проблемы с неправильным произношением r как l, а иногда r звучит как w.
Некоторые слова на жестком языке, на которые может повлиять rhoticism, являются: «рис», «правильно», «ездить», «кольцо», «красный», «каток», «рип» и «ранчо».
Каков прогноз улучшения?Прогноз благоприятный, если человек получает ранние услуги логопеда и продолжает лечение. Если не лечить, дети могут испытывать неблагоприятные последствия для разборчивости речи на протяжении всей жизни.
Наиболее распространенный подход к логопедической помощи при ротацизме известен как артикуляционная терапия. В артикуляционной терапии логопеды могут работать с человеком, чтобы улучшить или исправить звуки речи в фонологической системе. Это включает / р / .
Если человек говорит так, как будто он говорит «волк» или «виннер» вместо «кролик» и «бегун», возможно, пришло время обратиться за помощью к логопеду. Лучшее, что вы можете сделать, чтобы помочь, это найти логопеда, специализирующегося на ротацизме, особенно если звук повлиял на их разборчивость.
Очень важно найти причину проблемы и не сосредотачиваться только на «исправлении» /r/. Это даст вам наилучшие шансы на успех.
Не откладывайте услуги логопеда из-за смущения. Для человека гораздо лучше быть понятым, чем оставаться без диагноза.
Если другие дети в школе дразнят вашего ребенка за то, что он говорит по-другому, вы должны научить его навыкам преодоления трудностей и обратиться к учителю, чтобы объяснить, что вы делаете для улучшения речи вашего ребенка.
Логопедия для детей
Логопедия для взрослых
Как диагностируется ротацизм?Логопеды могут провести оценку ротацизма, чтобы определить, есть ли трудности со звуком /r/. Для этой оценки логопеды рассмотрят вашу историю и опасения, посмотрят, как вы воспроизводите звуки речи в списке слов, и понаблюдают, как вы произносите звук / r / в разных позициях слова. SLP проверит расположение языка на /r/ во время вашей оценки.
Заказать бесплатную консультацию
Почему звук /R/ труден для воспроизведения?Существует 32 различных варианта /r/ (также известных как «аллофоны»). Каждый аллофон считается отдельным звуком. /R/ может встречаться в разных местах слова (начало, середина и конец), а /r/ может сочетаться с другими согласными (например, /tr/, /br/, /str/).
Согласная /r/ может встречаться сама по себе, как «run», и ротационные гласные, такие как «ar», «air», «eer», «er», «or», «ire», встречающиеся в таких словах, как « звезда», «справедливый», «рулить», «перо», «за» или «огонь».
Каждая вариация /r/ может представлять собой уникальную проблему, поскольку требует различных положений и движений языка. Человек может с трудом произносить все эти различные вариации звука /r/ или иметь проблемы только с одной вариацией /r/. По всем этим причинам звук /r/ очень сложно исправить!
Примеры слов /R/ПРЕДВОКАЛЬНЫЕ СЛОВА: Rope, Route, Rare, Role, Ramp, Road, Roof, Rent, Relax, Read, Rank, Record, Rate, Rain, Room, Ram
СРЕДНЯЯ: Вгляд, Пейринг, Слеза, Терри, Веселый, Страшный, Смазливый, Фея, Несите, Усталый, Парри, Парри, Грузовик, Пират, Морж, Амбар, Серьга Жирафа, Червь Бедный, Ярмарка, Слеза, Олень, Отец, Перо, Мать, Монитор, Создатель, Бар, Деготь, Далеко, Налить, Лжец, Погода, Брат, Сестра
BR-Blends: Brim, Bring, Breed, Bread, Bring, Brief , Brown, Brain, Brake
CR-Blends: Crown, Crawl, Cream, Crop, Crate, Crib, Crab, Crash, Crown, Crow
DR-Blends: Dream, Drip, Drain, Drink, Drop, Drive, Draw, Drama
FR-Blends: Friend, Frame, Free, Frail, Fragile, France, Friday, Fried, Frog, Free, Fruit
GR -Смеси: Группа, Выращенный, Земля, Виноград, Зерно, Жесткость, Сцепление, Отлично
PR-смеси: Цена, Доказательство, Принц, Принц, Гордость, Принцесса, Проповедь, Практика, Благоразумие, Молитесь
TR-Смеси: Дерево , Track, Trip, Truth, Trolley, Train, Troop, Trap
Как лечить проблемы со звуком /R/План логопедической терапии будет зависеть от возраста и индивидуальных обстоятельств, но может включать:
Тщательную оценку, чтобы определить, почему у человека могут возникнуть трудности с произношением /r/ и другими звуками или слоговыми моделями, которые могут быть проблемой. Во время оценки логопед определит точную природу проблемы с производством / r /.
/R/ Терапия может включать любую из следующих стратегий:
Осведомленность : Обучение общему пониманию артикуляторов (т. е. язык, губы, зубы, твердое и мягкое небо). Можно использовать ароматизированные подушечки для языка или маленькие леденцы, чтобы привлечь внимание к областям, которые необходимо использовать.
Визуальные подсказки : Визуальные подсказки могут быть полезным инструментом в изучении того, куда следует поместить язык, чтобы улучшить /r/ производство. Можно использовать зеркало или модель языка.
Упражнения на координацию и укрепление : При нестабильности челюсти можно ввести некоторые упражнения для координации и укрепления движений челюсти и языка. SLP также может работать над размещением языка для r с упражнениями для языка для артикуляции речи.
Упражнение : Как только вы успешно произносите звук /r/ в определенном контексте, ваш логопед будет усложнять его, обучая звуку /r/ в других контекстах и положениях.
Начать
Советы по изменению звука /R/Давайте обсудим, как изменить звук /r/. Во-первых, определите слова, содержащие звук /р/, которые вы или ваш ребенок можете произносить правильно. Используйте эти слова R в качестве разминки перед практикой.
Вам нужно точно повторять один и тот же звук, чтобы научиться воспроизводить его последовательно. Этот подход играет ключевую роль в правильном воспроизведении звука. Вы хотите работать только с одним типом / r / за раз. Например, вы хотели бы освоить слова «ar», такие как «star» или «far», прежде чем переходить к словам «ir», таким как «огонь» или «шина».
Если вы думаете, что ваше /r/ больше похоже на /w/, посмотрите в зеркало, чтобы использовать визуальные подсказки, и внимательно осмотрите губы, зубы и челюсть, чтобы увидеть, используете ли вы округлую форму губ. Убедитесь, что ваши губы раздвинуты, а верхние и нижние зубы слегка сдвинуты вместе, когда вы практикуетесь, и по возможности избегайте округлой формы губ.
Движение языка должно быть с уплощенным языком в задней части рта и по направлению к верхней части рта, известной как твердое небо. Стороны языка могут царапать внутреннюю часть верхних зубов, когда вы произносите звук /р/. Некоторые люди произносят звук /р/, опустив кончик языка. Эти визуальные подсказки могут быть очень полезными.
Когда /r/ звучит как «ух», вероятно, положение спинки языка не стабилизировано между задними коренными зубами. Иногда произнесение /k/ или /g/, удерживание звука в течение нескольких секунд, а затем переход в /r/ может помочь поставить язык в нужное место для /r/. Звуки /К/ и /г/ произносятся в задней части рта, что помогает приблизить язык к правильному положению для хорошего /р/. Потренируйтесь произносить вслух такие слова, как «зеленый», «ползучий», «жадный» и «ручей», используя эти приемы.
Иногда соединение /r/ с гласным звуком «и-э-э» может иметь аналогичный эффект, потому что оно помогает приподнять заднюю часть языка. Произнесите гласную «и-и-и», задержите ее на несколько секунд, а затем объедините в звук /р/. Вы можете повторить это упражнение с другим гласным звуком.
Может быть полезно послушать, как кто-то точно произносит слова, чтобы дать вам словесные и визуальные подсказки, чтобы начать практиковаться.
Игра с рифмами для детейПоложите пронумерованные каталожные карточки лицевой стороной вниз на стол и дайте ребенку нарисовать одну. Попросите их назвать это слово, а затем найти другое слово, которое рифмуется с ним, среди других карточек на столе. Если у вас есть только одна карточка, попросите ребенка подумать о любых словах, которые рифмуются. Это может быть забавным способом попрактиковаться в игре слов в игровой обстановке.
Если у вас есть несколько карточек, скажите любые слова, которые рифмуются с исходным словом, а затем посмотрите, сможет ли ваш ребенок придумать другое слово, которое рифмуется со всеми ними, прежде чем он вытащит следующую карточку. Например, если кто-то нарисовал карточку со словом «шляпа», вы можете произнести такие слова, как «кошка», а затем посмотреть, сможет ли ваш ребенок придумать другое слово, которое рифмуется с ними обоими.
Эта игра также хорошо работает в индивидуальной обстановке, когда родитель задает вопросы, которые стимулируют мышление и тренируют навыки рифмования (например, «Какие слова рифмуются со словом «собака»?»).
Вы также можете поиграть, попросив ребенка придумать любое слово, которое рифмуется с исходным словом. Например, если кто-то нарисовал карточку со словом «шляпа», вы можете сказать что-то вроде «мат», а затем посмотреть, сможет ли ваш ребенок придумать другое слово, которое рифмуется с обоими этими словами.
Акцент делается на звуке /r/, но игра также работает с точки зрения слуховой обработки и помогает развить навыки слушания. Если вы играете в эту игру в группе, вы можете раздать приз за наибольшее количество рифмующихся слов.
Если ваш ребенок склонен к импульсивности, можно составить набор правил (например, вы хотите сказать как можно больше слов, которые рифмуются с исходным словом; вы можете брать по одной карточке за раз и т. д.). чтобы люди не начинали повторять каждое слово, которое они слышат, и не теряли внимания на отработке звука /r/.
Если у вас есть несколько человек, которые приходят к вам домой или навещают другого человека, в эту игру можно играть с карточками с картинками. Убедитесь, что у вас достаточно каталожных карточек на случай, если кто-то вытянет карту джекпота (например, шляпу, циновку, летучую мышь). Вы также можете предоставить небольшой лист бумаги и письменные принадлежности, чтобы каждый человек мог записывать свои слова.
Хотя в эту игру можно играть как с детьми, так и со взрослыми, лучше всего она работает, когда вы можете сесть рядом с рисующим, чтобы помочь ему, если ему понадобится помощь в произношении слов.
Если слова сложно произносить, вы также можете подсказать ребенку подсказки. Эта игра работает лучше всего, когда по крайней мере один или два человека, сидящие друг напротив друга, хорошо пишут и обладают отличными навыками слуховой памяти.
Эту игру можно использовать в качестве разминки перед занятиями по артикуляции или логопедии. Это также хорошо для общей практики или групповой деятельности, но игра может занять больше времени, потому что задействовано больше карт.
Вы можете сделать эту игру более интересной, выключив свет и играя в темноте. Это усложняет задачу и заставляет людей использовать свои уши, чтобы слушать слова.
В эту игру можно играть и в индивидуальной обстановке. В этом случае вы можете использовать магнитные буквы, чтобы сделать набор карточек для каждого слова. Тогда идея состоит в том, чтобы попрактиковаться в написании слов, которые рифмуются с исходным словом.
Если вы играете в эту игру в группе и у вас есть дети, хорошо владеющие правописанием, вы также можете сделать эту игру более интересной, позволив им использовать свои магнитные буквы для произношения слов, рифмующихся с исходным словом.
В зависимости от возраста вашего ребенка, эту игру можно изменить, чтобы сделать ее более сложной (например, вы хотите избавиться от всех карточек в руке; вы должны каждый раз произносить слово, которое рифмуется с исходным словом и т. д.). .).
Хотя эта игра предназначена для детей и взрослых, в нее можно играть и с дошкольниками. В этом случае вы можете нарисовать слова, над которыми работаете, и вместе с ребенком положить их в конверт. Затем позвольте им вытащить карточки, тренируясь произносить фразы, рифмующиеся с исходным словом (например, шляпа-погладить, летучая мышь-циновка, мат-жир и т. д.).
Другие игры с артикуляцией, которые помогут детям с /R/Вот несколько игр, в которые вы можете поиграть со своим ребенком, чтобы помочь ребенку практиковать звук /r/: это хорошо работает для отработки звука /r/. Вот несколько примеров: летучая мышь, кошка; машина, банка; и крыса, смола. Вы также можете использовать эти слова, чтобы помочь ребенку практиковать звук /r/ в предложениях.
(П)правильно и (правильно): Упоминание имени вашего ребенка или члена семьи может помочь приучить язык правильно формировать /r/. Это называется «подсказка». Использование слов «действительно» и «правильно» на практических занятиях также является хорошей практикой.
Стихи с рифмами. Повторяйте рифмованные стихотворения (например, «Мэри, Мэри, совсем наоборот»), чтобы помочь ребенку научиться правильно произносить /r/ в забавных стишках. Вы также можете придумать свои версии.
Игра «Смешение». В этой игре вы можете использовать письменные материалы, такие как карточки, чтобы практиковаться в смешивании и разделении слогов. Например, скажите «кошка» и «крыса», и попросите ребенка повторить их по очереди. Затем скажите «кошка-крыса» вместе, и пусть ваш ребенок повторит их вам. Вы можете сделать то же самое с far, jar, tar, star и так далее.
Книги со звуком Р. Ищите книжки с картинками, в которых много букв Р. Например, существует множество книг доктора Сьюза с большим количеством r и других книг, которые имеют те же характеристики (например, рифмующиеся слова, простые предложения, большой размер шрифта).
Изменение способа произнесения /r/ требует постоянной практики и большого терпения. Если вы не видите улучшения звука /r/ при самостоятельной работе, вам может понадобиться логопед.
В Connected Speech Pathology есть команда специализированных логопедов, которые могут помочь как взрослым, так и детям правильно воспроизвести звук /r/ с помощью онлайн-логопеда.
Мы выберем из нашей команды логопеда, который отлично разбирается в проблемах с артикуляцией. Затем логопед проведет обширную оценку артикуляции.
Цели будут персонализированы, что позволит лучше общаться в реальной жизни.
Как только вы обнаружите проблему, это просто вопрос практики. Логопеды используют различные подходы для улучшения навыков артикуляции и формирования хороших привычек.
Посещение еженедельного логопеда и ежедневная /R/ звуковая практика вне собраний является ключевым компонентом прогресса. Мы будем рады помочь вам или вашему ребенку достичь ваших коммуникативных целей!
Начать
Об авторе
Эллисон Геллер — логопед и владелец Connected Speech Pathology. Она получила степень бакалавра и магистра в Университете Флориды в области патологии языка и речи. Эллисон практиковала логопедию в различных условиях, включая телепрактику, неотложную помощь, амбулаторную реабилитацию и частную практику. Она много работала с людьми на протяжении всей жизни, включая малышей, дошкольников, детей школьного возраста и взрослых. Она специализируется на оценке, диагностике и лечении различных коммуникативных расстройств, включая расстройства рецептивной/экспрессивной речи, нарушения артикуляции, нарушения речи, нарушения беглости речи, травмы головного мозга и нарушения глотания.
Эллисон работала клиническим координатором исследований афазии в Неврологическом институте Медицинского центра Колумбийского университета в Нью-Йорке. Она входит в совет директоров Корпоративной сети патологии речи (CORSPAN), сертифицированный клиницист Lee Silverman Voice Treatment (LSVT) и гордится тем, что предоставляет стипендию для расширения возможностей семьи / Step-Up для студентов. Эллисон стремится предоставлять высококачественное и эффективное лечение удаленно, потому что это удобно и легкодоступно. Что отличает нас от других вариантов онлайн-логопедии, так это то, что Эллисон уделяет большое внимание найму самых лучших SLP со всей страны.
Узнайте больше в бесплатном звонке
У вас есть вопросы или вы хотите узнать больше о нашей программе? Запишитесь на бесплатную консультацию по телефону к нашему ведущему логопеду.
Ротацизм
Эллисон Геллер https://www.connectedspeechpathology.com
Как сделать так, чтобы ваши ученики научились правильному расположению языка R • Речевые вопросы
У меня сейчас очень много R-детей в моем портфолио. В прошлом это заявление сопровождалось скорбным вздохом или, возможно, моим запрокидыванием головы и потрясением кулаками в воздухе с проклятиями: «Почему я!?» Позвольте мне сказать вам… Раньше я борьба с тем, как выучить звук Р.
Больше нет.
.
Много лет назад, ради собственного рассудка, я начал разрабатывать системный подход к обучению R. Он работает для каждого ученика? Конечно, нет! Все дети разные. Работает ли это для большинства из них?
Еще бы.
.
(Прежде чем вы начнете читать дальше, позвольте мне сказать две вещи:
- В конце этого поста для вас есть бесплатный номер . Это полезное изображение для объяснения сгруппированных и ретрофлексных рупий.
- В этом посте я специально обсуждаю ретрофлекс R. Причина в том, что я обнаружил, что около 80% моих студентов предпочитают ретрофлекс и считают, что его легче производить. При этом , даже если вы работаете над группой , продолжайте читать этот пост ! Применяется много одинаковых идей.
..
Если вы не уверены в типах R (в пучках или в ретрофлексах), посмотрите ЭТО полезное видео. Или, опять же, продолжайте прокручивать эту халяву.
Если вы хотите узнать о моем любимом приеме с артикуляцией для определения того, какой тип R лучше всего подходит ученику (группировка или ретрофлексия), посетите этот другой пост в блоге о логопедии R, который я написал. 9Вот оно! Моя гордость и радость / труд любви.
.
.
Теперь шаги, которые я использую! (Они такие же, как в пакете выше.)
.
ШАГ 1:
Убедитесь, что ваш ученик СЛЫШИТ и ВИДИТ разницу между правильным и неправильным произношением R. Если ребенок не может использовать зрительную или слуховую дискриминацию, нет смысла идти дальше. Этот шаг обязателен! Многие дети пролетят через это.
.
.
ШАГ 2:
Мне нравится начинать с вокального AR, и обычно я могу научить его в 3 шага: язык плоский («ааа»), медленно согнуть язык, немного сомкнуть челюсть.
Чтобы помочь детям понять это, двигайтесь плавно и медленно и дайте им модель.
Возможно, даже выломать старое зеркало и фонарик. Мне также нравится использовать свои руки в качестве подсказки (считая или имитируя движения моего языка). Я продемонстрировал эти шаги в еще одном видео — специально для вас!
.
.
ШАГ 3:
Преобразуйте AR в вокальный ER. Сначала мы производим AR, используя наши 3 шага, затем мы ЗАМОРАЖИВАЕМ на 3-м шаге и сразу же снова произносим ER. Продолжайте практиковать в этой последовательности до тех пор, пока ребенок не будет достаточно комфортно произносить вокальный ER без «разминки AR». Вы можете проверить это полезное звуковое видео R для дальнейшего объяснения. Я обнаружил, что как только мы совершенствуем наш ER, остальное обычно дается легче. Я хочу медленных, осторожных, преднамеренных движений. Если ребенок пропускает шаг, я хочу, чтобы он точно знал, какой из них был ошибочным, и как . Знание производительности имеет решающее значение для моторного обучения! Кроме того, когда студенты становятся «своими собственными терапевтами», им становится лучше!
.
.
ШАГ 4:
Используйте ER как наш трамплин для ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ! Ты слышал меня. Если ребенок может последовательно и самостоятельно воспроизводить ER, то мы уже на пути к тому, чтобы произносить оставшиеся голосовые R (ухо, воздух, гнев или), начальные (или предвокальные) R и даже сочетания R.
Общая концепция заключается в том, что звук ER, который мы сейчас обучаем, просто представляет R в остальных формах. Например, каждая вокальная R превращается в маленькое математическое уравнение.
Пример: OH + ER = OR
Начните практиковать это сегментировано и медленно, чтобы гласный не искажал прекрасный ретрофлекс R, которого мы достигли. Разгладьте его со временем. Мне нравится давать своим детям визуальную поддержку, чтобы помочь им ускорить свое производство. То же самое касается начального R (красный становится «errrrrred»), а try становится («terrrrrry»). Мы можем ускорить процесс, как только артикуляторы будут согласованы.
.
.
.
Но что, если…
Как мы все знаем, некоторым детям просто нужно больше помощи, чтобы «получить это». Если вы обнаружите, что звук «Р» ускользает от вашего ученика (и от вас!), то «Выявление Р» может оказаться более полезным.
Он обеспечивает еще большую поддержку, визуальные эффекты, стратегии подсказок, действия по диссоциации языка и челюсти и даже видеопримеры.
.
Вы, наверное, уже догадались, что мне нравится лечить звук Р в артикуляционной терапии. Я потратил много часов на создание ресурсов, которые помогут вам справиться практически со всеми препятствиями, с которыми вы можете столкнуться при «ужасном звуке Р». Все они доступны как на моем веб-сайте, так и на TpT в моем Ultimate R Bundle. Я даже создал пакет Digital R Bundle для тех из нас, кто любит не требующие предварительной подготовки материалы.
.
Я потратил время и хочу сказать вам…
Это не должно быть страшно.
.