Как правильно учить стихи: Как учить стихи наизусть быстро. Советы учителя литературы — Преподавание в начальных классах — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Учить стихи без слёз и страданий: простой алгоритм и 6 техник запоминания

Задание «выучить стихотворение» редко радует детей. Да и родителей: им же придётся тратить целый вечер на плач Ярославны. Как превратить этот непростой процесс в понятную систему, рассказывает психолог Ломоносовской школы Анна Галунчикова.

Специалисты говорят, что заучивание стихов — прекрасная тренировка памяти. Но все мы помним, как иногда мучительно не желали укладываться в голове строчки какого-нибудь «Медного всадника». Как же сделать процесс не только полезным, но и интересным, а главное — эффективным?

Итак, для начала прочитайте ребенку стихотворение вслух — выразительно, эмоционально, красиво. Обсудите сложные или непонятные для него слова, обратите внимание на их произношение. Поговорите о том, как ребенок понимает смысл стихотворения. И еще раз выразительно прочитайте, расставляя интонационные акценты.

Для запоминания текста существует несколько приемов:

  • Мнемотаблица. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый может предложить готовую план-схему, а по мере обучения попросить ребенка составить свою.
  • Создание мысленного образа. Взрослый читает вслух медленно и с выражением стихотворение, ребенок сидит с закрытыми глазами, представляя то, о чем в нем говорится.
  • Изображение в действии. Между речевой функцией и моторикой существует тесная связь. Совокупность движений рук и речи ускоряет запоминание стихотворного текста (образуются дополнительные ассоциации). К слову или строке подбираются движения, которые взрослый, а затем и ребенок самостоятельно выполняют по ходу чтения текста.
  • Музыкальное сопровождение. Негромкое звучание музыки во время заучивания стихотворения способствует более эффективному запоминанию.
  • Использование ритма. Стихотворение можно пропевать или во время заучивания отображать ритмический рисунок при помощи хлопков, притопов, качания головой, дирижирования.
  • Совместное чтение тоже поможет, оно может быть очень разным: читаем хором, читаем шёпотом, «кричим» стихотворением друг на друга, начинаем громко и с каждой строчкой понижаем громкость, и наоборот, читаем по очереди по одной строчке.

Выбор приемов запоминания зависит от типа восприятия, который свойственен человеку. Для аудиала нужно по-разному эмоционально проговаривать текст (сначала шёпотом, потом громко, «как медведь», прокричать). Можно зачитать стихотворение на диктофон и слушать вместо музыки. Визуалам обязательно нужно увидеть картинку: в книге, нарисованную на доске или на бумаге. Кинестетикам помогут разнообразные жесты, которые как опоры, напомнят, о чём будет идти речь дальше в стихотворении, прописывание строчек от руки несколько раз.

Пример алгоритма заучивания стихотворения:

  1. Читаем стихотворение вслух. Делаем это три раза.
  2. При чтении выстраиваем ассоциации и стараемся представить описанную ситуацию. Так волей-неволей что-то в голове да отложится.
  3. Четвертый раз читаем максимально медленно, запоминая сами слова: их время, форму и др.
  4. Для подключения зрительной памяти, произведение нужно переписать на бумагу. При этом проговаривайте вслух все, что записываете.
  5. Каждую отдельную строфу или столбик лучше разбить на несколько.
  6. Учить произведение нужно по той бумаге, на которой оно записано. Прочитав первую строчку, повторяем пару раз. Дальше так же поступаем со второй, третьей, читая их вместе. Лучше не учить все разом, а разбить стихи на «циклы».
  7. На стыке циклов часто попадаются места, которые нелегко заучить. В этом случае поможет шпаргалка. На руке напишите то слово, с которого начинается момент, который сложно вспомнить.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Анита Янкович / Unsplash

«Как учить стихи с ребенком»

Скоро наступит пора проведения новогодних утренников. Родители будут учить с детьми стихотворения к празднику.

К сожалению, не все дети легко запоминают стихотворения. Перед родителями встаёт вопрос, как сделать так, чтобы ребёнок запомнил стихотворение быстро и без труда.

Дети учат стихи с раннего возраста. Большинство из них могут запоминать четверостишия непроизвольно. Для запоминания же более длинных стихотворений потребуется произвольная память, которая формируется у детей примерно к 4 годам. Некоторым ребятам не стоит особенных усилий, чтобы, прослушав несколько раз стихотворение, воспроизвести его по памяти. Однако, у многих это получается с трудом. Но этот навык можно и нужно развивать. 

Для чего учить стихи:

Запоминание стихотворений развивает память ребенка, обогащает его словарный запас, прививает культуру речи. С самого рождения для ребенка рекомендуется повторять ритмичные потешки, скороговорки и стишки. Память в этом случае у него будет развиваться без всяких усилий. Подбирать стихи надо соответственно возрасту. Дошкольникам подойдет поэзияК.И. Чуковского,А. Барто иС. Михалкова. При разговоре с малышом желательно с раннего детства чаще употреблять придуманные на ходу рифмы. Например: «для Сашки — кашка», « для Маши-краска» и т.д. Тогда стихи для него станут привычными.

Хитрости и приёмы запоминания стихов:

Сегодня расскажу секреты, как быстро выучить стихотворение наизусть с ребенком. Существуют разные методы, помогающие учить стихи с детьми, из которых родители смогут выбрать тот, который будет удобен им и ребенку либо можно сочетать их между собой.

Сначала со стихотворением знакомится взрослый (он может прочитать

стихотворение про себя). Затем надо прочитать стихотворение ребёнку несколько раз (от 2-х до 3-х раз). Необходимо следить за правильностью речи, чёткостью, правильно ставить ударение в словах. Читать медленно. Взрослый – образец для ребёнка. Сразу обратить внимание на выразительность: на изменение интонации, силы голоса, соблюдение пауз.

Если ваш ребенок сопротивляется, надо успокоить его: «Хорошо, учить стихотворение мы не будем. Давай лучше я буду рассказывать, а ты повторяй за мной». Тут есть одна очень важная рекомендация. Не следует учить с ребенком больше двух строчек в один день. В этом случае ребенку будет легко за вами повторять, и он не будет чувствовать информационного стресса. Позже выяснить, есть ли в тексте фразы или слова, которые неясны ребенку. Выяснить это можете просто: при повторении ребенок будет или путать неясное слово, или вовсе откажется повторять строчку, где имеется малопонятная для него фраза. Таким образом, надо объяснить ребенку, что значит это слово или фраза, и привести чуть больше примеров, где и как еще можно использовать это слово (фразу).

Когда все малопонятные слова пояснены, начинается сам процесс заучивания. Вначале повторяется первая строчка стихотворения. И до того, пока малыш не начнет рассказывать эту строчку без запинки, не стоит приступать ко второй. Когда одна строчка запомнилась, можно начинать учить вторую строчку. Когда и вторая строчка повторяется легко и без запинки, соединяем две строчки. И теперь рассказываем незамедлительно две строчки, опять же до того, пока ребенок не начнет сам рассказывать эти две строчки.

Далее можно приступать к третьей и так далее. Таким образом, малозаметно для себя, ребенок сможет выучить весь текст. В случае, если и вышеперечисленный способ не помогает ребенку запоминать стихи, то придется воспользоваться другим путем: надо взять детей так же, как и нас берет реклама — бесконечным повторением. Начинайте читать стихи в присутствии ребенка сами для себя. Для начала повторите его полностью три раза, а после этого начинайте безгранично бубнить по одной — две строчки. Что самое важное, чтобы вам самим нравилось читать стихотворение. Читайте с выражением, передавая интонациями настроение. Повторение здесь очень важно, потому что заставляет пересматривать выученное и углублять с каждым разом впечатление. Такие частые повторения служат также и для сглаживания строчек, так как каждая строчка скрепляется с предыдущей, и последующей, а все вместе кажется выученным сразу. Всегда надо подбадривать ребёнка и хвалить, даже если он запомнил стихотворение недостаточно хорошо. Это придаст ребёнку уверенности. Когда ребёнок запомнит стихотворение, надо стараться, чтобы он как можно чаще его рассказывал вслух. Можно рассказать папе, бабушке и дедушке, и даже любимой игрушке (мишке или кукле).

Несколько советов:

Чтобы стихотворение училось легко, отдайтесь его ритму. Делайте с ребенком движения под ритм стихотворения. Тут подойдут шаги, плавные движения руками, качание туловищем и так далее. Эмоциональное проговаривание текста. Смысл метода заключается в повторении строчек стиха разной силой голоса и тембром: громко и шёпотом, как коротышка-лилипут и великан, как мышка и медведь и т.п. Еще можно предложить ребёнку рассказать текст весело, а затем грустно, удивленно или с таинственным видом (как волшебное заклинание или просто «по секрету») .

Для заучивания стихотворения можно использовать мячик: вы говорите строчку и бросаете мячик крохе. Он повторяет строчку и бросает мяч вам назад. Вы говорите другую строчку и снова бросаете мяч и так далее. Когда малыш познакомится со стихотворением поближе, можно бросать мяч на каждое слово. В этом случае ребенок не повторяет за вами слова, а каждый из вас говорит следующее слово в тот момент, когда мяч оказывается у него в руках. 

Заучивание текста по картинкам. Эта методика называется мнемотехника и суть ее в следующем. На листах прорисовывается сюжет стихотворения, причём картинки должны изображать каждую строчку текста. Взрослый читает стихотворение и, вместе с тем, показывает ребёнку соответствующие картинки. У малыша возникают ассоциации, он быстро запоминает строки. После он самостоятельно повторяет текст, опираясь на изображения.

Манипуляции с объектом, о котором говорится в стихотворении. Детям легче запоминать текст, если они в руках держат то, о чём говорят. Например, если вы будете учить стишок про Мишку, приготовьте игрушку медведя, корзинку, шишки. Малыш будет брать то один предмет в руки, то в другой. Таким образом, у него появятся ассоциации, что облегчит процесс запоминания.

Вот и все секреты о том, как правильно выучить с ребенком стихотворение, не принуждая и не заставляя его к этому. Учите стихи, играя, и тогда в будущем малыш сохранит любовь к поэзии.

Желаю удачи!

Поэзия как сервисное обучение | #TeachLivingPoets

/ #TeachLivingPoets

Мои старшеклассники посетили начальную школу нашего района, чтобы провести семинар по поэзии, и это было потрясающе! Девиз нашей школы — «Учиться, руководить и служить», и я не могу придумать лучшей возможности для наших учеников следовать нашему девизу и служить образцом для подражания в нашем школьном сообществе.

Две группы старшеклассников, в каждой примерно по 5 учеников, встретились со мной заранее, чтобы спланировать урок поэзии с текстовым стихотворением наставника и подсказкой по письму. Каждая группа отвечала за сосредоточение внимания на разных поэтических элементах: в одной группе было Метафора , а у другой группы Образы и Звуки (аллитерация и звукоподражание).

Поскольку мы живем в Северной Каролине, метафорическая группа выбрала стихотворение лауреата поэтессы штата Джаки Шелтон Грин в качестве текстовой поэмы-наставника, а группа «Образы и звуки» использовала стихотворение лауреата поэтессы США Джой Харджо.

Слайды метафор Презентация

Слайды изображений и звуков Презентация

Стихи и шаблоны

(p.s. Если вы хотите отредактировать презентации, сделайте для этого копию. Они принадлежат моим ученикам, а не мне). есть возможность давать права на редактирование.Спасибо моим ученикам за то что щедро делитесь своими работами!)

После того, как группы представили своих поэтов, рассмотрели поэтический элемент и прочитали стихотворение, пришло время писать! Поэтические подсказки, вдохновленные текстовыми стихами наставника, были разработаны для учащихся начальных классов, но могут быть столь же успешными для ВСЕХ классов.

Стихи, вышедшие из этих юных умов, были такими творческими! Мир поэзии должен быть готов к встрече этих многообещающих поэтов!

Когда все закончилось и мои старшие вернулись в старшую школу, они рассказали мне, какие удивительно талантливые наши младшие друзья, как классно прошли их уроки, и как нам нужно делать это каждый год.

Как говорится? Лучший способ чему-то научиться — научить этому? Да, и я думаю, что мои студенты доказали это.

Моя дочь, 9 лет, которая смогла принять участие в этом особенном дне, написала в своем дневнике в тот вечер:

Я благодарю наших директоров (HS & ES) и нашего суперинтенданта за их поддержку. Мне очень повезло работать в округе, где у меня есть автономия в классе, где меня поощряют идти на риск и где меня уважают и доверяют мне как профессионалу.

Я благодарю своих учеников за их лидерство, доброту и энтузиазм в отношении поэзии.

Я благодарю четвероклассников за их искреннее любопытство и храбрость, с которой они так открыто делятся своими стихами.


Я мечтаю, чтобы однажды моя дочь стала Старшим Ребенком и преподавала поэзию в своем бывшем начальном классе. Разве это не было бы просто чем-то?

#TeachLivingPoets

Как всегда, спасибо за чтение. Если у вас есть урок, занятие и т. д., которыми вы можете поделиться, напишите мне по адресу [email protected] или просто опубликуйте в социальных сетях, используя хэштег #TeachLivingPoets!

Все фотографии в этом посте опубликованы с разрешения.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Без категории

Урок поэзии 4-го класса, аллитерация на уроке поэзии, метафора урока поэзии, служба поэзии, изучение службы поэзии, визит поэзии в начальную школу, служение поэзии, учащиеся преподают поэзию, преподавание поэзии в начальной школе, преподавание поэзии в средней школе

Ищи:

Нажмите, чтобы подписаться и получать уведомления о новых сообщениях.

Адрес электронной почты:

Присоединяйтесь к 6 981 другим подписчикам

Мои твиты

Отточенные взгляды: мастер-класс по поэзии

Об этом курсе

44 708 недавних просмотров

Зачем просто писать стихи, если можно написать лучше? Этот курс построен на идее, что самое увлекательное письмо начинается после первого черновика. Это специально для людей, которые считают, что писать стихи только для того, чтобы выразить себя, все равно, что использовать Интернет только для электронной почты. В конце концов, поэзия может изменить то, как вы и ваши читатели думаете о мире и его обитателях; он может открыть новые горизонты для языка; превратить чистый лист бумаги в кишащий концерт голосов и музыки.

Гибкие сроки

Гибкие сроки

Сброс сроков в соответствии с вашим графиком.

Совместно используемый сертификат

Совместно используемый сертификат

Получите сертификат по завершении

100% онлайн

100% онлайн

Начните немедленно и учитесь по собственному графику.

Начальный уровень

Начальный уровень

Часов для завершения

Прибл. 8 часов

Доступные языки

Английский

Субтитры: арабский, французский, португальский (европейский), итальянский, вьетнамский, немецкий, русский, английский, испанский

Навыки, которые вы приобретете

  • Музыка
  • Написание стихов
  • Искусство
  • Творчество
Гибкие сроки

Гибкие сроки

Сброс сроков в соответствии с вашим графиком.

Совместно используемый сертификат

Совместно используемый сертификат

Получите сертификат по завершении

100% онлайн

100% онлайн

Начните немедленно и учитесь по собственному графику.

Начальный уровень

Начальный уровень

Часов до завершения

Прибл. 8 часов

Доступные языки

Английский

Субтитры: арабский, французский, португальский (европейский), итальянский, вьетнамский, немецкий, русский, английский, испанский

Инструктор

Дуглас Кирни

Ассистент профессора

7

Творческое письмо, Колледж свободных искусств, Университет Миннесоты

111 549 Учащиеся

1 Курс

Предлагается

Калифорнийский институт искусств

CalArts заслужил международную репутацию ведущего колледжа изобразительного и исполнительского искусства в Соединенных Штатах. Предлагая строгие программы бакалавриата и магистратуры в шести школах — искусство, критические исследования, танцы, кино / видео, музыка и театр — CalArts отстаивает творческое мастерство, критическое осмысление и развитие новых форм и выражений.

Отзывы

4.8

Заполненная звездаЗаполненная звездаЗаполненная звездаЗаполненная звездаЗаполненная звезда

632 reviews

  • 5 stars

    82.24%

  • 4 stars

    14.44%

  • 3 stars

    1.90%

  • 2 stars

    0.57%

  • 1 star

    0,82%

ЛУЧШИЕ ОТЗЫВЫ ОТ SHARPENED VISIONS: A POETRY WORKSHOP

Filled StarFilled StarFilled StarFilled StarStar

от LD8 марта 2019 г.

Я ценю практичность написания стихов для написания заданий и представления идей. Я научился некоторым навыкам, и это дало мне структуру. Разговор между студентами менее доступен.

Заполненная звездаЗаполненная звездаЗаполненная звездаЗаполненная звездаЗаполненная звезда

by SKA13 августа 2022 г.

Я только что сдал свое последнее задание на семинар.

Мне очень понравился этот курс. Это было то, от чего я не отказался, хотя я передвинул даты, чтобы пройти курс примерно в 3 раза.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts