Лайфхаки для выступления на публике
- Кем стать?
- Где учиться?
- Как расти?
- Что пробовать?
ico
24.03.2021
Читать: 1 мин.
Искусство выступления перед аудиторией. Почему стоит им овладеть? Как сделать свою презентацию самой яркой и запоминающейся?
Умение публично выступать – это не врожденный навык. Не существуют людей, которые совсем не волнуются перед выходом на сцену и которые без подготовки завоевывают внимание аудитории в тысячу человек. За хорошей самопрезентацией всегда стоит кропотливая работа, не даром в Древней Греции умение выступать на публике относили к ораторскому искусству, а примерами и методиками превращения «обычной» речи в ораторскую занимается отдельная наука — риторика.
Сегодня очень многие люди хотят овладеть навыком публичных выступлений, потому что лучшие спикеры ассоциируются у нас с успешностью. Стив Джобс был не только талантливым предпринимателем, но настолько же ярким спикером. Он умел завоевывать аудиторию своими жизненными историями, в западной практике это называют словом storytelling. Его презентации расходились на цитаты, и на основе его речей исследователи и тренеры по ораторскому мастерству выстраивали методики успешного выступления.
В нашей статье мы поговорим о принципах яркой презентации. Чем можно зацепить слушателя? И как переключить его внимание с сотового телефона на вашу речь? Если вам скоро выступать на научной конференции, мастер-классе, лекции, презентации проекта или делать доклад в школе, то наша статья для вас. Как подготовиться к выступлению после того, как текст доклада примерно готов?
“ | Человек лучше всего запоминает первые и последние несколько минут выступления. Поэтому начало и конец презентации должны нести наибольшую смысловую и выразительную нагрузку. |
Секрет №1. Главный на вашем выступлении – слушатель.
Подумайте о том, что будет интересно слушателю и как ему будет удобно воспринять информацию. Рассказывайте, а не читайте. Используйте визуальный канал восприятия: фото- и видеоматериалы, язык тела и язык жестов. Вы подготовили текст, но очень важно донести его до слушателей, иначе все ваши старания по поиску интересной информации и разработке новых идей окажутся напрасными.
Секрет №2. Чтобы подготовить сильное выступление, необходимо проработать хорошее начало и хорошее заключение, а потом – соединить их!
По статистике, человек лучше всего запоминает первые и последние несколько минут выступления и помнит их еще долго, в отличие от того, что было сказано в середине. Поэтому начало и конец презентации должны нести наибольшую смысловую и выразительную нагрузку.
С чего начать свою презентацию, чтобы она запомнилась слушателю
- 1. Покажите уверенность. Одна из распространенных ошибок спикера – выдать свое беспокойство. Конечно, выступление – это стресс, и очень трудно не волноваться, особенно начинающим спикерам. Но для вас важно не избавиться от беспокойства, а не показывать его публике. Стойте прямо, держите руки опущенными и двигайтесь спокойно. Теперь вы можете представиться: «Добрый день! Меня зовут Александр Иванов». Интонацией покажите свое спокойствие, стройте фразы уверенно.
2. Расскажите о себе. Вам не нужно описывать свою биографию, самое важное для слушателя — узнать, почему именно вы так хорошо сможете раскрыть тему. Почему именно вас должна выслушать аудитория? Что вы планируете дать вашим слушателям, чтобы помочь им?
3. Трамплин. С первых минут выступления покажите, что оно будет интересным, захватите внимание слушателя. Трамплином для развития вашего выступления могут послужить интересные данные статистики. Например: «А вы знаете, что уже через 3 минуты выступления человек перестает слушать спикера, если не находит ничего значимого для себя?».
- a. Задайте аудитории вопрос. Когда люди не пассивно воспринимают информацию, а включаются в поиск ответа, градус внимания сразу повышается.
b. Цитата. Найдите подходящую цитату известного человека, она может стать хорошей отправной точкой вашего рассуждения.
d. Необычная статистика. Лучше, чем интересная статистика, действует парадоксальная или забавная статистика. Например: «Каждую секунду в мире рождается 3 человека, значит, с начала моего выступления родилось уже 180 человек».
e. Короткая история, которая занимает не более 30 секунд и непосредственно раскрывает тему. Помните, что Стив Джобс славился именно историями, и если ваша тема это позволяет, то попробуйте создать рассказ. Повествование строится вокруг героя или события. Например: «В 2004 году 4 молодых человека, которые были студентами Гарвардского университета и соседями по комнате, решили создать веб-сайт, который позволит студентам университета общаться между собой в сети…» . Слушатель погружается в историю и уже не вспоминает про свой телефон.
А какие способности есть у меня? ПРОЙТИ БЕСПЛАТНЫЙ ТЕСТ >>
Теперь аудитория готова слушать ваши идеи.
Как завершить презентацию
Вы знаете, что во время праздничного салюта самые мощные и красивые заряды оставляют на финал, ведь он запомнится больше всего. Имеет смысл оформить финал также ярко, как новогодний фейерверк.
На последней минуте спикер подводит итог всему выступлению, поэтому лучше вернуться к главной мысли презентации и донести ее заново, в измененном и запоминающемся виде. Ее можно оформить цитатой, найти визуальную поддержку в фото или картинке.
И еще
Помните, что подготовка к выступлению – это не менее важная часть, чем создание самого текста доклада и исследования. Поэтому оставьте себе немного времени для подготовки интересных материалов для выступления, расстановки акцентов и репетиции перед зеркалом.
Желаем вам ярких выступлений и благодарных слушателей!
Научиться искусству публичных выступлений и отработать ораторские приемы на практике поможет наш |
Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»
Если вы хотите получать свежие статьи о развитии полезных навыков, подпишитесь на нашу рассылку.
Вернуться к списку статей
ico
Подписка на дайджест новостей
Данный e-mail уже есть в базе рассылки!
Гарантируем Конфиденциальность
пять приемов с примерами — Офтоп на vc.ru
Тренеры бюро подготовки публичных выступлений «Глагол» делятся инструментами, как сделать вступление и быстро собрать внимание аудитории.
121 677 просмотров
Что не так с «Здравствуйте, меня зовут…»
Большинство спикеров не любят вступления. Часто в начале выступающий чувствует себя неловко и не знает, как подвести к теме. Появляется фраза по умолчанию: «Добрый день, меня зовут… последние 15 лет я занимаюсь … и сегодня я расскажу, как …».
Для слушателя вступление — это обещание, что дальше будет что-то интересное. Поэтому задача первых минут речи — заинтересовать и вызвать доверие. Заход «Здравствуйте, меня зовут…» повторяется обычно от спикера к спикеру и от этого не помогает захватить внимание.
Вот еще некоторые штампы для вступлений:
- Как вам меня слышно?
- Давайте узнаем, кто сегодня в зале. Поднимите руку те, кто…
- Я редко выступаю, поэтому волнуюсь. Похлопайте мне, чтобы не было страшно.
- Обычно то, что я буду рассказывать вам сейчас, я говорю на трехдневном тренинге. Сегодня у нас только 30 минут, поэтому не будем терять времени.
Все эти приемы нейтральны сами по себе, но из-за частых повторов превратились в информационный шум. Аудитория пропускает их мимо ушей, а вы теряете важные минуты первого впечатления.
Теперь представьте, что после нескольких одинаковых вступлений спикер неожиданно начинает речь с личной истории или кейса, который слушателям будет интересно рассказать своим приятелями. Придумать такие ходы непросто, поэтому тренеры бюро «Глагол» сделали подборку инструментов для вступлений.
Начните с утверждения
Прием, когда речь начинается с главной мысли выступления, редко встречается в России. Попробуйте вместо приветствия сразу начать с сути — емкого утверждения, которое вы дальше раскроете.
Например, Михаил Казиник начал свое выступление на TED c фразы «Послушайте, школа умерла. И если новая школа не возродится, то можете готовиться к третьей мировой войне». Параллельно тут работают два приема: спикер погружает слушателей в контекст и отстраивается от других выступающих.
Выступление Михаила Казиника на TEDxSadovoeRing
Расскажите историю, в которой слушатели узнают себя
Брайан Стивенсон привлек 1,3 млн долларов за одну речь на TED. То же выступление стало рекордсменом по длительности аплодисментов. Тема Стивенсона сложная — недостатки судебной американской системы и дискриминация.
Особенность этого выступления в том, что четверть выступления спикер потратил на установление контакта с аудиторией. Первые пять минут Брайан рассказывал личную историю про свою бабушку, которая видела в каждом внуке индивидуальность. История вызвала интерес и доверие — только после этого спикер начал говорить о несправедливости суда в США.
Выступление Брайана Стивенсона на TED2012
История необязательно должна быть личной. Начните с кейса, рабочей ситуации. Так Марк Робер в начале выступления рассказывает о результатах A/B теста, когда он попросил своих подписчиков сыграть в простую игру и запрограммировать движение машинки. По факту игры было две: в одной ты после неудачной попытки просто пробуешь снова, а в другой — в случае проигрыша снижались баллы.
Обратите внимание: Робер не стал показывать экспертность и рассказывать про А/В тест, который он раскатал на репрезентативной выборке. Спикер адаптировал контент под аудиторию неспециалистов.
Выступление Марка Робера на TEDxPenn
Сломайте шаблон
Суть приема в том, чтобы разбить рамку, которую задали предыдущие спикеры. Если это деловая конференция и все обычно начинают с официальных приветствий, расскажите что-то личное. Если все начинают с рассказа, покажите видео. Рисуйте на доске, если до этого спикеры иллюстрировали речь слайдами. Спуститесь в зал, поменяйте локацию на сцене, говорите без микрофона. Отстройка может быть и по содержанию, и по подаче.
Вот пример разрыва шаблона с российской конференции Epic Growth Summit. Антон Бондарев, основатель «Кухни на районе» в начале выступления говорит: «Сегодня вы будете слушать истории о том, как растут компании, какой опыт вы можете вынести для своего бизнеса. Но я хотел бы подойти с другой стороны. И расскажу про вас, про конкретно каждого из вас». Такое вступление отличает Антона от других спикеров, а еще включает личный интерес: что это такое будут говорить обо мне?
Выступление Антона Бондарева на Epic Growth Summit
Еще один пример: юрист Дмитрий Гриц на форуме «Будь больше, чем юрист» выступал с темой «Новые тренды отбора молодых сотрудников. Как увидеть “звезду”?» Он начал свое выступление сразу с ответа на поставленный вопрос. Во весь слайд было написано слово «Никак». И дальше черный экран, конец презентации.
Выступление Дмитрия Грица на 4Legalforum
Начните с цитаты
Обычно когда речь об идет о цитате, вспоминаются школьные травмы. Но источником цитирования может быть не только Аристотель или Сократ. Возьмите высказывание Дудя, Варламова, Лебедева. Процитируйте известного в вашей сфере специалиста или участника вашей команды, если это локальная встреча.
По-честному, этот прием встречается настолько редко, что даже хорошего примера мы не нашли. Поэтому рекомендуем брать в работу как можно скорее. А если попалось видео, где спикер все-таки начинает с цитаты, поделитесь в комментариях.
Дайте слушателям задание
Формат задания тоже может показаться буллшитным — сразу представляется, что вы просите слушателей встать и начать обмениваться визитками или объятиями. На деле задание бывает мягким и не требующим активного действия от слушателей. Например, показать картинку и попросить предположить, что это. Или предложить выбор между двумя вариантами.
Чемпион по запоминанию Джошуа Фор начал свое выступление с простого задания: закрыть глаза и представлять все то, что он говорит. Фор предлагал неожиданные и абсурдные картинки: например, танцующую на вашем журнальном столике Бритни Спирс. В середине выступления спикер вернулся к этому упражнению — странные образы зрители помнили так же ярко спустя 15 минут.
Выступления Джошуа Фора на TED2012
И еще несколько простых фишек для установления контакта
Сделайте ссылку на предыдущего спикера
Ссылка на другие выступления — простой вариант вступления, который не требует подготовки. В начале выступления вы как будто бы подхватываете тему, о которой рассказывал кто-то до вас. Для аудитории это маркер того, что вы слушаете выступления своих коллег и уверенно себя чувствуете, а не пришли с текстом на листочке.
Обратитесь к общему опыту слушателей
Попросите аудиторию вспомнить то, что знают все люди в зале. Это может быть недавнее событие в компании или отрасли, новый затронувший всех законопроект, опыт, объединяющий людей определенного возраста, значимый факт в прошлом. Начните с фразы «Помните, как…» или «Вы уже знаете, что…»
Попросите аудиторию пересесть ближе
Если это офлайн-мероприятие, то обычно аудитория рассаживается в зале как хочет. Вы можете попросить пересесть на первые ряды в самом начале. Хорошо, если у слушателей от этого появится дополнительный профит, чтобы это было не как на лекции в университете «Пересядьте ближе», а с какой-то пользой. Например, так они смогут увидеть презентационные материалы, которые вы будете передавать по рядам.
Придумайте, чем занять паузу в начале
Если вы выступаете онлайн, не рассчитывайте, что все присоединятся вовремя
Зрители будут подтягиваться минут пять. Но те, кто пришел вовремя, не должны тратить это время зря. Продумайте заранее, чем вы займете паузу. Можно включить видео, показать заготовленные ролики по теме или рекламу вашей компании. Или рассказать историю на отвлеченную тему.
После хорошего вступления слушатели откладывают свои дела и включаются в происходящее. Они настроились и готовы узнать новое. А главное — у них появляется мысль: «Похоже, это выступление будет интересным».
Пробуйте и комбинируйте приемы. Следующий уровень прокачки ваших вступлений начинается, когда вы ставите перед собой задачу — установить с аудиторией контакт в первые 60 секунд. Маркер контакта — это реакция аудитории. Смех, аплодисменты, что угодно. Если не получилось вызвать реакцию в начале, то дальше установить контакт будет все сложнее.
Расскажите в комментариях, какие ваши любимые вступления — примеров в подборке станет еще больше. А мы в следующий раз поделимся, как структурировать основную часть, когда вы готовитесь к конференции и рассказываете кейс из своей работы.
10 советов по выступлению перед аудиторией
Опытные ораторы используют приемы, которые делают их более интересными для слушания и помогают удерживать внимание аудитории. В следующий раз, когда будете выступать с презентацией, попробуйте что-нибудь из следующего.
1. Практика, практика, практика
Репетиция необходима для хорошей речи. Это поможет вам уложиться в лимит времени и позволит опробовать различные техники в условиях низкого давления. Это также поможет вам хорошо знать материал, что облегчит его запоминание и не даст сбиться с пути. Потренируйтесь стоять и говорить, чтобы привыкнуть выступать перед аудиторией.
2. Говори, не читай
Не читай свое выступление слово в слово с бумаги. Это становится довольно скучным для слушателей. Разговорный язык менее формальный и многословный, чем письменный, поэтому чтение делает ваш голос скованным и ослабляет любое ощущение энергии или спонтанности в вашем выступлении. Чтение с бумаги заставляет вас смотреть вниз, вместо того, чтобы говорить с аудиторией. Вместо этого, если у вас есть «сценарий», превратите его в заметки, по которым вы можете говорить, и просматривайте их лишь изредка. Не так важно, чтобы вы схватывали текст слово в слово, как то, чтобы вы излагали основные идеи в естественной и непринужденной форме (в этом помогает репетиция — она не только улучшает ваши исполнительские навыки, но и позволяет вам лучше запомнить то, что вы хотите сказать). ).
3. Будьте собой
Даже в формальной речи позвольте проявиться вашей индивидуальности. Когда вы нервничаете, легко напрячься и стать немного неуклюжим или деревянным, но старайтесь оставаться естественным. Улыбнитесь и установите зрительный контакт. Вы установите лучшее взаимопонимание и доверие, если будете самим собой, и ваша аудитория будет больше слушать, если они увидят вас искренним, даже если это означает, что вы будете немного менее технически совершенны.
4. Стремитесь к позитивному настрою и уверенному отношению
Старайтесь излучать уверенность, даже если вы ее не чувствуете. Напомните себе, что вы можете это сделать, и что аудитория хочет, чтобы вы добились успеха. Визуализируйте положительный результат. Используйте свою нервную энергию и скажите себе, что вы взволнованы, что у вас есть интересные, увлекательные материалы, которыми вы можете поделиться с аудиторией. Когда вы идете вперед, держите себя уверенно. Встаньте прямо, посмотрите на группу, сделайте вдох и улыбнитесь. Сконцентрируйтесь на том, что вы расскажете аудитории, а не на степени вашей нервозности. Это поможет вам забыть о нервах и сосредоточиться на своей теме и слушателях, чтобы вы могли лучше вовлечь их в свою речь.
5. Используйте словесные указатели
Указание того, что будет дальше в вашем выступлении, является эффективным способом поддержания интереса аудитории. Используйте переходы, чтобы нарисовать для аудитории «дорожную карту» вашей презентации. Например:
«Сейчас я приведу несколько интересных примеров, но сначала…»
«Есть четыре способа предотвратить это. Во-первых, во-вторых, в-третьих, в конце концов»
Вы также можете связать идеи или разделы вашей презентации, чтобы помочь вашей аудитории следовать общей структуре:
«Как я упоминал ранее, первый метод оказался неудачным…»
6. Используйте примеры, иллюстрации и юмор
Используйте примеры или словесные иллюстрации, чтобы вызвать интерес. Выберите их в соответствии с вашей аудиторией. Пример, который приходит им в голову, может вызвать интерес у аудитории, а юмористическое замечание может «растопить лед» и установить взаимопонимание, особенно на раннем этапе.
7. Задавайте вопросы и приглашайте к участию
Вопросы аудитории во время выступления помогают удерживать их внимание и интерес. Это также развивает связь между вами и группой. Задавая вопросы, вы приглашаете их к участию и вовлекаете их в процесс совместного мышления. Например:
«Кто может оценить количество лиц, получивших необратимые травмы в результате дорожно-транспортных происшествий?»
«Может ли кто-нибудь предложить альтернативное использование пластиковой пузырчатой пленки?»
«Каждые семь минут чей-то дом взламывают. Ты можешь в это поверить?»
При необходимости вы также можете напрямую обращаться к отдельным членам аудитории. Например:
«По твоей реакции я понял, что ты читала что-то подобное, Сара. . ».
8. Следите за зрительным контактом и языком тела
Установите зрительный контакт с аудиторией, чтобы установить контакт. Вглядывайтесь в лица участников группы и не бойтесь встречаться с людьми взглядом, но не смотрите в упор — используйте метод 3-х секунд. Смотрите прямо в глаза зрителю в течение 3 секунд за раз. Стремитесь к прямому зрительному контакту с несколькими людьми и время от времени смотрите на всю группу во время разговора. Зрительный контакт не только устанавливает связь, он может помочь вам отметить ваш прогресс. Лица могут указывать на интерес, замешательство и скуку, поэтому вы можете оценить реакцию на сказанное.
Язык тела также важен. Стоять, ходить или двигаться с соответствующим жестом рук или выражением лица гораздо предпочтительнее, чем сидеть или стоять неподвижно с опущенной головой и читать по бумаге. Используйте аудиовизуальные средства или реквизит для улучшения, если это уместно и необходимо.
9. Учитесь у профессионалов
Отличный способ узнать, что делают хорошие ораторы, — это посмотреть, как они произносят речи, отметить, что работает, а что нет, и использовать эти примеры в своем собственном стиле. Обратите внимание, какие лекторы особенно интересны — посещайте занятия и смотрите, что они делают. Посмотрите несколько выступлений TED Talks онлайн. Они, как правило, представляют собой высококачественные презентации и содержат несколько замечательных примеров.
10. Помните о технике
Темп
Выступление перед аудиторией требует более медленного темпа, чем обычный разговор. Нервные ораторы имеют тенденцию ускоряться, поэтому избегайте этого. Попробуйте изменить темп, чтобы создать разные эффекты. Попробуйте: медленная, размеренная речь для серьезного или требующего акцентирования момента, немного ускорьтесь, чтобы придать волнение или срочность
Высота тона
Стремитесь к комфортной, средней высоте тона. Высокий голос может звучать резко, а высокий тон часто возникает из-за поверхностного дыхания и нервозности. Глубокое, ровное дыхание и преднамеренная попытка понизить высоту звука помогут уменьшить нервозность. Вариации высоты тона могут быть эффективными. Например, высота тона может быть повышена, чтобы усилить вопрос. Однако используйте с осторожностью; слишком частое использование высокого тона может раздражать аудиторию.
Тон
Тон – это вокальное качество, выражающее чувство. Это может придать вашему голосу теплоту и искренность или показать, насколько сильно вы относитесь к теме. Это может вызвать аналогичную реакцию аудитории. В академических презентациях следует избегать резко критического или осуждающего тона.
Громкость
Ваш голос должен быть достаточно громким, чтобы слушатели на задних рядах могли его слышать. Вы также можете изменить громкость, чтобы сделать речь более живой, но не кричите.
Пауза
Неопытные ораторы часто боятся делать паузы; они считают паузу недостатком беглости речи, но опытные ораторы используют паузы с пользой. Пауза может сосредоточить внимание на том, что было сказано или что будет сказано, также может позволить аудитории переварить информацию или может быть использована для подготовки их к изменению идей.
* По материалам: Pitman, 1988, Business Communication.
13 советов, как уверенно выступать перед толпой — Как стать лучшим оратором
- Стиль жизни
- Взломы
Джо Макгоули
Опубликовано 03.08.2015 в 3:00
Если бы у вас не было сверхэго Дональда Трампа, вы, вероятно, сделали бы все, что в ваших силах, чтобы получить из-за необходимости выступать перед большой толпой. Но большинство из нас в какой-то момент окажутся на виду у микрофона, поэтому, чтобы не испортить ситуацию, ознакомьтесь с этими 13 простыми приемами.
1. Признайтесь, что вы нервничаете
Не бойтесь волноваться. Попробуйте сжать кулаки, глубоко дышать и стоять уверенно, чтобы заранее обуздать свою нервную энергию и тревогу; это подсознательно успокоит вас. Также неплохо было бы признаться толпе впереди, что вы нервничаете; это вызывает сочувствие и может заставить вас чувствовать себя более комфортно.
2. Совершайте ошибки намеренно
Этот психологический трюк, например, признание того, что вы нервничаете, также может вызвать сочувствие в толпе. «Случайно» уроните свои заметки или возитесь со слайдами PowerPoint, как будто они не по порядку. Это кажется нелогичным, но это также сработает для вовлечения толпы.
Thrillist TV
3. Пересмотрите свою аудиторию
Не воображайте, что все перед вами голые или что все они просто дружелюбные свиньи, потому что это абсурд. Вместо этого измените то, как вы их видите: может быть, это сокурсники, которые одинаково нервничают, потому что они будут выступать после вас, или это группа старых друзей, чьи смутно знакомые лица наблюдают за вами с неопределенным выражением лица. ничего, кроме поддержки.
4. Всегда не хватает
Последнее, что вам нужно, это беспокойная толпа. Если у вас запланировано 30 минут, снимайте 20-25. Люди с большей вероятностью уйдут с вашим сообщением, если оно будет представлено плотно и быстро.
5. Наглядные пособия — ваши друзья
Даже если то, что вы обсуждаете, не требует вспомогательных средств, принесите что-нибудь для демонстрации рядом или позади себя. Когда людям дают посмотреть на что-то другое, кроме вас, наверху, вы чувствуете себя более комфортно. Однако не смотрите на них сами — следите за своим ноутбуком или запоминайте, что на них написано, чтобы представляемая информация казалась неразрывным продолжением вашего мозга.
6. Повторяйте сами
Повторение ключевых фраз один или два раза — отличный способ подчеркнуть важные моменты, а повторение вопросов аудитории не только даст вам дополнительную минуту, чтобы дать хороший ответ, но и гарантирует, что все остальное слышит, и производит впечатление, что вы особенно заняты.
7. Знайте свою речь
Это кажется очевидным, но крайне важно, чтобы вы хорошо знали свои высказывания. Это означает, что вы будете практиковать его несколько раз или даже запоминать, если сможете, уделяя особое внимание темпу. Большинство людей говорят медленнее и более неестественно перед людьми по сравнению с тем, как они говорили бы в обычной беседе. Практика поможет вам не казаться жестким там.
8. Контролируйте паузы
Если вы по какой-либо причине делаете паузу, удерживайте ее не менее 10 секунд. Паузы в две-три секунды создают впечатление, что вы спотыкаетесь, а длинная кажется намеренной и привлечет внимание даже самых незаинтересованных людей.
9. Составьте планы на случай непредвиденных обстоятельств
Ничто так не выбьет вас из игры, как (неслучайный) сбой в работе с PowerPoint. Определите пару ваших самых больших «а что, если?» страхи и создавать запасные планы. Если это произойдет, вы будете выглядеть там как скала, но что еще более важно, это позволит вам чувствовать себя непринужденно и повысить уверенность в себе.
10. Обращайтесь к одному человеку за раз
Сосредоточьте свое внимание на конкретном человеке в каждой части вашей речи, особенно если этот человек только что задал вам вопрос. Это не только немного отвлечет вас от множества других лиц, смотрящих на вас, но и сделает этот опыт более личным для всех.
11. Сделайте это личным
Чтобы сделать то, что вы говорите, более запоминающимся, эксперты рекомендуют добавлять личные анекдоты. Будь то забавная история или ваше личное мнение о чем-то, это привлечет внимание людей и заставит вас выглядеть больше, чем просто какой-то чувак, разглагольствующий на возвышении.
12. Заранее выпустите пар
Сожгите кортизол, вызывающий нервозность, заранее потренировавшись и съев белковую закуску за час или около того, чтобы повысить умственную активность.