Как придумали геральдику
Гербовник Ле Бретон (XIV–XV вв.) //
Историк Александр Черных о том, что значили гербы в Средневековье, как выглядели гербы неблагородных и как получить родовой герб в XIII веке
У многих из нас есть бытовые представления о Средневековье: рыцари в доспехах и с гербами, турниры и поединки. Мы думаем, что герб нужен человеку, чтобы в сражении отличить чужих от своих, но в действительности все гораздо сложнее, потому как сама история, а следовательно, и геральдика — дисциплина о гербах — динамичны, то есть подвержены изменениям во времени, и эти изменения довольно серьезные.
Появление геральдики
Сама геральдика появляется в начале XII века. В XIV веке отмечены первые попытки осознать геральдику как что-то самобытное. С момента ее возникновения прошло больше двух веков, и за это время уже было непросто понять, что это за явление, которым люди были окружены. В середине XIV века Бартоло да Сассоферрато, известный в первую очередь как юрист, создал трактат «О знаках и гербах».
Терминологически геральдика появляется в XVII веке. До этого она существует только как явление. И даже один из наиболее распространенных источников информации о геральдике — гербовники — как термин появляется в XVII веке.
Рыцарские турниры
Геральдика возникает в военной среде рыцарей, которым вдруг становится почему-то важно обозначить себя. И здесь нет никакой загадки. До тех пор пока рыцарь находится в пределах своей сеньории, ему не нужны никакие дополнительные идентификации. Все крестьяне, зная, кто он такой, будут снимать перед ним шапку. Однако, как только он выезжает за пределы своей сеньории, он сразу становится одним из многих. Разумеется, рыцарь не хочет быть одним из многих, иначе зачем он выезжает?
Бой на турнире. Walther M. Turnierbuch und Familienchronik. BSB Cgm 1930. 1506–1511 гг. //
Рыцари выезжают на турнир. И если мы будем представлять турниры как спортивные состязания, мы ничего не поймем. Дело в том, что это не спортивные состязания, а социальный смотр тех, кто готов, может и хочет относиться к определенному слою общества с определенными привилегиями и обязанностями. На смотре рыцарю становится важно как-то заявить о себе, и делает он это с помощью изображений. Вывешиваются гербы на знаменах, щитах и так далее. Для этого в церемонии турнира существует выставка гербов. По сути это экспертиза, на которой оруженосцы представляют гербовым судьям герб рыцаря на шлеме и в виде какого-то изображения. Часто такая процедура проходила неподалеку от монастыря, что было довольно удобно. У нас сохранилось некоторое количество памятников, свидетельствующих об этом.
Гербовая экспертиза. Трактат Рене Анжуйского. Ок. 1460 г. //
Если вспомнить правила турниров и подойти к ним с точки зрения понятий того времени, то они могут показаться довольно заманчивыми, потому как победивший получает коня и доспехи побежденного. Казалось бы, это хорошая возможность поправить свои дела, обзавестись дополнительным комплектом дорогостоящего снаряжения. Однако важно понимать, что к турниру допускали не всех, хотя желающих было много — например, дети горожан и купцов, чьи родители оказывались достаточно состоятельными, чтобы снарядить своих отпрысков. Но им принципиально отказывали. И герб в данном случае — это способ идентифицировать «своих» среди всех остальных, а не «чужих» на поле боя.
Кроме того, в тот период времени еще не сложилось родовых имен — того, что в нашем понимании называется фамилиями. Христианские имена простые и не очень разнообразные.
Скажем, в процессе комментирования турнира это накладывает определенные сложности, поэтому в таких случаях упоминается герб. Например: «Рыцарь пламенеющего пестика нанес сокрушительный удар рыцарю восстающего льва в золотом поле». Большая часть ранних гербов тесно связана с родовым имением, с тем местом, где укоренен род. С помощью частиц родительного падежа «де», «ди», «фон», «аф» и возникает родовое имя. Допустим, Жан с горы. Если мы скажем это по-французски, это будет Жан де Монтань, по-немецки — Иохан фон Берг. Это уже узнаваемые фамилии. Такие гербы, которые воспроизводили родовое имя цветом или своими элементами, назывались гласными, то есть говорящими. Долгое время геральдисты утверждали, что гласные гербы — это удел неблагородных. Однако современные исследования выявили, что среди привилегированного класса гласные гербы были распространены очень широко и составляли более половины всех гербов. Так посредством гербов слой рыцарей становится социально узнаваем.
Престижность гербов
Военное сословие в средневековом обществе обладало социальной престижностью, и возможность проникновения в него открывалась далеко не всегда. Но и внутри сословия еще большей престижностью пользовались духовно-рыцарские ордены, такие как орден Сантьяго, Калатравы, Ависский, позднее — королевские, например Подвязки, Золотого руна, Святого Михаила. На более поздних этапах это очень ограниченные для поступления структуры. Желающим приходилось доказывать право на это генеалогически и подтверждать геральдически. А будучи рыцарем ордена, можно было добавить в свой личный герб орденский знак. Например, когда Веласкес написал картину «Менины», он подал документы на вступление в рыцари ордена Сантьяго. Для этого нужно было доказать, что его предки никогда не платили налогов (подразумевалось, что знать платит свои налоги кровью), не торговали, что он сам никогда не писал картин на продажу и так далее. Часть подтверждений не могла быть получена, поскольку род был связан с Португалией, с которой в то время Испания находилась в состоянии войны. Пришлось вмешаться королю, и, подключив административный ресурс, он все-таки добился для художника вступления в орден. Спустя три года Веласкес дописывает в картине себе на одеянии красный мечевидный крест — основной знак ордена Сантьяго. Сегодня нам трудно было бы оценивать избранника или избранницу сердца по количеству блюдечек в буфете. Но в то время количество лошадей в упряжке или, скажем, количество посуды в репрезентативном предмете мебели было регламентировано в зависимости от положения в обществе.
Подобные настроения дошли и до нашего времени, потому как заблуждение, что только благородные имеют право обладать гербами, просуществовало до конца XVIII века. Великая французская революция с антисеньоральными убеждениями ликвидировала все титулы, а заодно и гербы. Огромное количество национального достояния Франции безвозвратно погибло. Но даже того, что уцелело, нам достаточно для понимания масштабов геральдической культуры.
Герб неблагородного рода Лаллеман. Часовник Жана Лаллемана — младшего. Koninklijke bibliothek, Hollande. Конец XVI — начало XVII в.
Герб Робера де Круа. Градуал. Bibliothèque municipale de Cambrai, ms. 0012. 1540 г.
Геральдика с этого времени, утратив исторические функции, продолжает существовать в некоем реликтовом состоянии. Для знати тех или иных стран она становится личным делом. Разумеется, никто не будет освобождать от налогов из-за герба.
Продолжает геральдика существовать и в визуальной эмблематике государств. На самом деле нам трудно рационально ответить на вопрос, почему мы должны относиться к государственному гербу как к чему-то сакральному. Но дело в том, что государства — большие структуры, а уникальная геральдическая визуализация дает возможность предельно лаконично их представить. И вся та сакральность, которая у герба действительно есть, накопилась за долгие века существования в рамках Средневековья и раннего Нового времени.Средневековье как мир визуальной культуры
Важно понимать, что геральдика — маленький кусочек огромной средневековой визуальной культуры. Конечно, она включается в мир Средневековья и с социальной, и с политической точки зрения, поэтому должна рассматриваться в рамках всей цивилизации.
В средневековой культуре и мысли была одна интересная дискуссия, от которой, возможно, ведет начало вся визуализация Средневековья. Это схоластические рассуждения, в ходе которых был поставлен вопрос, в какой мере изображение на печати отображает ее владельца. Тогда было сказано, что как Адам, человек из глины, есть образ и подобие Божие, то есть его отпечаток, так и отпечаток в мягком пластичном материале глины или воска есть абсолютно идентичное изображение его хозяина. Этот тезис открыл дорогу бесконечным визуализациям. И поскольку сословие воинов в довольно сильно милитаризированном обществе обладало огромным социальным престижем, остальные люди начали им подражать. Гербы стали делать люди церкви, городские корпорации, а вслед за ними и целые города. Поэтому герб города — это только часть городской геральдики, в которую входят все многочисленные гербы в городе.
Геральдическая генеалогия Габсбургов Якоба Меннеля. 1517 //
Гербы знати заносились в гербовники — собрания гербов в виде свитков или кодексов. Они оставались на относительно дорогих предметах и при преемственности материального благосостояния вполне могли сохраняться. В то же время гербы ремесленников или крестьян почти не уцелели. Но можно точно сказать, что Средневековье — это время господства геральдики с предельным демократизмом в отношении герба. По-другому складывалась судьба геральдики в раннее Новое время. В XVI веке возникла дискуссия о роли знати в обществе, во многом продиктованная разного рода разбогатевшими представителями третьего сословия. Ведь знать немало потрудилась в становлении королевств, а все ее подвиги отмечены гербами. И поскольку реальные основания геральдики в это время были подзабыты, возникает множество легенд о происхождении того или иного герба — например, герба Арагона, когда император, погрузив пальцы в кровавую рану, провел по золотому щиту и сказал: «Вот это будет отныне твоими гербами». Или, скажем, кто-то отбил в сражении 16 вражеских знамен, и именно в память об этом подвиге в четвертях его герба поместили 16 орликов, как в легенде о гербе Монморанси.
Культура Средневековья бесконечно сложная вещь. С одной стороны, это необыкновенное уважение к слову и букве. Собственно говоря, все античное наследие нам сохранили средневековые монахи. А с другой стороны, абсолютизации буквенной грамотности в Средние века не было. Считалось нормальным, что адвокат не умеет читать, например. Главное — знать закон. Этот мир долгое время существовал именно в визуальных границах.
Разумеется, геральдика исчезает не только под воздействием каких-то законодательных актов. В течение XVII–XVIII веков происходит угасание системы визуализации. Появляется все больше буквенных обозначений. Скажем, средневековый булочник просто вывесил бы крендель на кронштейне над своей пекарней, но в Новое время появляется вывеска с надписью: «Булочная».
Как получить герб?
Предположим, вы представитель знати в XIII веке и хотите сделать родовой герб. Для этого вам необходимо выполнить следующие действия:
Шаг 1. Найдите того, кто разбирается в создании гербов, — клирика, епископа, архиепископа или просто сельского священника — в зависимости от вашего статуса. Обратиться к герольду в XIII веке у вас, скорее всего, не получится, если у вас нет собственного.
Шаг 2. Определите со служителем церкви, хотите ли вы гласный герб. Если ваша фамилия Львов или Львова, то огромные шансы получить в герб восстающего льва (то же самое касается Зайцевых, Мышкиных и так далее). В любом случае герб будет прост.
Шаг 3. Скорее всего, в вашем гербе будет всего одно поле, поэтому, если вы хотите увеличить количество полей, надо либо унаследовать еще какую-то сеньорию, либо вступить в брак. В таком случае на первое по почетности место встает герб супруга, а на второе — супруги.
Шаг 4. Если все предыдущие шаги кажутся вам слишком трудоемкими, попробуйте совершить какой-то подвиг и просто получить герб от власти. Скажем, Диогу Кан, продвигаясь на юг вдоль африканского побережья, достиг Анголы и там поставил два каменных столба с гербами португальского королевства, так называемых падрана. Ему был дарован герб, где эти два столба с гербами и присутствовали. А Васко (Вашку) да Гама получил дополнение в родовой герб да Гама.
Гербы и знамена
Знамя — это одна из ранних форм существования герба. По всей вероятности, герб появился в знаменной ипостаси, поскольку она позволяет видеть, кто перед нами в движении, в церемониальном шествии, на поле боя. Интересно и то, что позднее появляется целый ряд гербовых одеяний. Речь не идет о герольдах, должностных лицах, которые воплощают собой гербы. Ведь они не имеют собственной личности, даже теряют свое «светское» имя и получают должностное, как, скажем, гербовый король Франции назывался Монжуа. Разумеется, они представлены полностью в одежде, воспроизводящей герб. Однако сеньор и его супруга тоже могут предстать в гербовых одеяниях. Затруднение здесь такое же, как и со знаменами: сохранность этих памятников очень низка. У нас почти не осталось ни знамен того времени, ни геральдических одеяний.
Есть, например, происходящее из погребения одеяние XIII века испанского инфанта Фернандо де ла Серда, которое представляет собой один сплошной герб, многократно повторенный.
Одеяние Фернандо де ла Серда. XIII в. //
Если вы увидите человека в одеянии с гербами, то количество информации, которое вы можете получить, глядя на герб, будет зависеть от вашего статуса. Понятно, что тот же архиепископ считает намного больше информации. Сеньор-рыцарь получит немного другой объем информации, не всегда даже полностью совпадающий с полем епископа. Крестьянин же, скорее всего, почти ничего не поймет. Ему достаточно знать, как себя вести с таким человеком, чтобы не получить лишних неприятностей. Это не значит, что геральдика как-то социально ориентирована, однако она каждому предоставляет определенный объем информации, выражаемый визуально, — такова одна из характеристик геральдики как сложной системы.
Не надо представлять Средневековье как господство продолжающихся родов с бесконечно длинной генеалогией. Многие роды исчезают, не пережив третьего поколения. Просто о них никто не знает.
Изображения в гербах
Мы должны быть очень осторожны, пытаясь объяснить значение герба, особенно через изображения в нем. Вопрос о том, что происходит с предметом, когда он становится изображением, очень сложный, потому что у него начинается совершенно другая жизнь — жизнь эмблемы. И только после этого возникают все системные связи. Не всегда удается сформулировать и понять механизмы, по которым выбираются изображения. Более того, огромная часть изображений в гербах (пояс, столб, стропило и ряд других) никакого смысла не имеют за собой — ни эзотерического, ни какого-либо еще. Чтобы понять значение изображения, нужно знать исторический, политический и общественный контексты, понимать, как данный образ отражается в литературе, и уже на основе всего этого делать какие-то выводы.
Герб дома Миранда. Гербовник Армейру-Мор. Лиссабон, Архив Торре ду Томбу. Fol. 68r 1509 г. //
Гербоведение сегодня
Геральдика, рухнув на рубеже XVIII–XIX веков как социальная система, была реабилитирована потом в виде вспомогательной дисциплины. Однако можно сказать, что вся история оказывается вспомогательной дисциплиной для изучения геральдики, и доля иронии в этом высказывании очень невелика.
Начиная со второй половины XX века изучение геральдики вступило в новый этап.
Возрождение гербоведения началось в рамках исторической антропологии и истории повседневности. И тогда гербы, составлявшие в Средние века огромную часть реальной повседневности и занимавшие значительное место в этой социальной и культурной действительности, начали привлекать внимание историков. Произошло как бы новое открытие давно известной геральдики, но на новом уровне.
Если еще в 1970-х годах университеты относились весьма скептически к тому, чтобы историки занимались геральдическими темами, и в тех, кто посвящал себя геральдике, ученое сообщество предпочитало видеть людей, мягко говоря, странных, то уже с 1980 года в Высшей школе практических исследований в Париже было введено преподавание геральдики, начал работать семинар по символическим системам западного Средневековья, где читали М. Пастуро, Ж.-К. Шмит, Ж. Ле Гофф.
Суть перемен в том, что геральдика перестала восприниматься как занятие чудаков и коллекционеров или как игрушка нобилитетного тщеславия. Стала явственной необходимость серьезного, профессионального подхода историка к проблемам геральдики, к изучению гербов, развитию исторических форм геральдики, была продемонстрирована обоснованность научного подхода к средневековым гербовникам.
Перед геральдикой открылись новые области научного подхода — изучение гербов как системы знаков и изучение роли гербов в умонастроении людей исторических эпох, их вкусов, представлений, способов выражения идей, политических пристрастий и так далее.
Одним словом, стало ясно, что геральдика как визуальная составляющая — полноправная часть исторического бытия, и невнимание к ней и обедняет, и искажает наши представления об истории в целом.
Источник: ПостНаука
Право на герб — МедиаРязань
Свои гербы сегодня появились у городов, общественных объединений, коммерческих фирм и необременённых дворянскими титулами сограждан. …Профессор Рязанского государственного радиотехнического университета, заслуженный художник РФ, Почётный гражданин Рязани Михаил Шелковенко геральдикой занимается с 1993 года. Им восстановлены в употреблении герб Рязани, гербы всех бывших уездных городов Рязанской губернии, разработаны новые гербы для большинства муниципалитетов Рязанской области, созданы герб и флаг Рязанской области, должностной знак её губернатора, флаг Рязани, награды Рязани и Рязанской области.
— Михаил Константинович, в последнее время в обществе появился широкий интерес к геральдике. Как вы думаете, с чем это связано?
— Я думаю, величину сегодняшнего интереса преувеличивать не стоит. Интерес к геральдике, в первую очередь, городской, в российском обществе проявился ещё в начале 80-х годов прошлого века, когда вслед за публикациями в журнале «Наука и жизнь» у гербов российских городов появились и значки с их изображениями. Я помню, их как сувениры можно было купить в киосках «Союзпечати», и особенно это пришлось ко двору в городах Золотого кольца. Десятилетия спустя всё сильно видоизменилось. Из сувениров гербы в наши дни вновь «выросли» в официальные символы самоуправления. Люди стали заново обретать свою историю, вернулась историческая государственная геральдика. Когда Указами президента России (а затем и законами РФ) были утверждены новые старые герб и флаг России — двуглавый орёл и бело-сине-красное полотнище, Российская Федерация продекларировала свою культурную преемственность не только к Советскому Союзу, но и к Российской империи. Тут же выяснилось, что исторические гербы — ни городские, ни родовые — никто никогда формально не отменял, попросту нет такого документа. И значит, эти гербы и сегодня имеют вполне законную силу. Вслед за старыми городами, обладавшими исторической символикой и восстановившими её, новые тоже захотели иметь собственные гербы. Право на них дал и закон о местном самоуправлении. Сейчас герб и флаг может иметь даже сельское поселение. Снятие коммунистического табу с дворянской истории дало выход информации о родовой геральдике, бывшей в России исключительно дворянской. Это вызвало бурный интерес к геральдике у людей состоятельных, ощутивших себя новой элитой страны, вроде как «новым дворянством». Не отстают от них и обычные граждане. Но это более характерно для столиц и крупных мегаполисов.
— Но ведь не каждый человек может иметь дворянские корни, даже несмотря на наличие денег.
— Спрос рождает предложение. Личная и родовая геральдика в России исторически, безусловно, атрибут сословный. Но в принципе, иметь свой герб может не только дворянин. Существует такое понятие как бюргерская геральдика. В Европе, откуда геральдику для своих целей государственного строительства позаимствовал в своё выремя Пётр I, она была доступна для всех слоёв общества. Гербы могли быть не только у благородного сословия, но и у состоятельных горожан, ремесленников, священников, даже у тех крестьян, которые считали это для себя уместным. Важное отличие состояло в правилах создания герба для определённых сословий. Некоторые компоненты герба были доступны только дворянам, а некоторые — такие, как щитодержатели, мантии — только титулованным родам. Всякий герб (его композиция, структура, сочетание элементов) должен быть составлен в соответствии с определёнными требованиями геральдической науки и традиции. Вот эта-то традиция у нас оказалась надолго прервана. После 1917 года, геральдика в нашей стране как бы заснула. Были утрачены многие знания в этом вопросе. Отсюда и происходит бытующее сегодня у многих убеждение о том, что гербы — это признак исключительно дворянина, что не совсем верно.
— Если знания не совсем полные, то как можно создать правильный герб?
— Знания в обществе были утрачены, но всегда были и будут специалисты, которые их восстанавливают, хотя их и не так много. Важно найти эксперта по геральдике и художника, причём лучше в одном лице. В Интернете сейчас представлено немало организаций, которые предлагают подобную услугу, однако здесь нужно быть крайне разборчивым. В геральдической сфере, как и в других, оказались разные люди. Кто-то ищет истину, а кто-то лишь выгоду, кто-то бережно развивает традицию, а кто-то сочиняет новые правила геральдики, жалует во дворянство, присваивает титулы, организует пышные церемонии. Однако я считаю — и многие геральдисты со мной согласятся, — что правила придумать заново нельзя. Деликатно развивать традицию, заложенную при Петре I и создавшую за 200 лет российскую геральдику с «лица не общим выражением» — вот единственно правильный выход в этой ситуации.
— Если герб составлен, то существует ли способ как-то его за собой закрепить?
— К сожалению, в Государственном геральдическом регистре РФ ведётся учёт только знаков государственной, региональной, ведомственной и муниципальной символики. Регистрация частных гербов им не предусмотрена. Регистрация их в «гербовниках», «матрикулах» и прочих сборниках, предлагаемая некоторыми организациями, юридически ничтожна (хотя порой и пышно обставляется). Для человека, желающего защитить свой герб, может быть несколько выходов: например, нотариально заверить изображение герба или акт о его принятии, депонировать герб у нотариуса, даже послать его самому себе заказным письмом с уведомлением. Во всех этих случаях будет зафиксирована дата возникновения права, что позволит отстоять свой приоритет. Наконец, можно опубликовать его в печатном издании. Для фирмы или предприятия есть ещё путь — регистрации герба в Государственном реестре товарных знаков. Однако здесь есть небольшая тонкость — регистрируется точное изображение, а не формула герба. Поэтому исключается свойственная геральдике стилевая вариативность. Символику общественных объединений в обязательном порядке регистрирует Минюст.
— Герб имеет формулу?
— Глядя на гербовое изображение, неподготовленный наблюдатель видит «картинку», а геральдист видит формулу, которая может быть выражена в тексте с той же полнотой, что и в рисунке. И рисунок герба может быть выполнен в разной стилистике. То есть герб — это формула, которая может быть написана разным почерком, но содержание от этого не меняется. И разница, кстати, между геральдикой и дизайнерским рисунком очень большая. Этот фундаментальный принцип графической свободы, как и множество других норм геральдики, на официальном уровне то вспоминают, то попирают.
— Получается, что в геральдике среди специалистов согласья нет?
— Да, к сожалению это так. Но при этом каждый раз надо понимать, что есть разные специалисты. Например, есть Интернет-сайты, которые позитивно выделяются среди прочих геральдических и окологеральдических сайтов. Это Геральдика.Ру и Геральдика сегодня. В нашем регионе есть Геральдический совет при губернаторе Рязанской области. На федеральном уровне есть Геральдический совет при президенте РФ. Он всегда готов встать на защиту геральдической грамотности, но ограничен в своих возможностях — у него небольшой штат сотрудников, а все члены совета, в том числе и Государственный герольдмейстер, работают на общественных началах. Но в его силах провести геральдическую экспертизу, дать квалифицированное заключение. Это единственный орган, которому государством делегировано такое право. Так что хоть и нет законодательных актов по геральдике (какая правильная, а какая — нет), государственные специалисты по этому вопросу существуют.
— Инициативы по законодательному оформлению личной геральдики в России были?
— Разговоры об этом ведутся уже давно (было уже несколько федеральных совещаний), но пока со стороны государства нет заинтересованности. Это потребовало бы значительно увеличить штат Геральдической службы и расходы на подобные действия — при отсутствии очевидных для государства выгод. К сожалению, это плохо сказывается на развитии геральдики. Подлинных учёных-геральдистов немного, а число людей, желающих на геральдике подзаработать, становится всё больше. Есть и просто деятельные энтузиасты, не обладающие подлинным знанием, нахватавшиеся «верхов». В итоге множится корпус сомнительно составленных гербов, они заполоняют геральдическое пространство страны, чем сильно размываются критерии.
— Как определить, правильный герб или неправильный?
— Для неспециалиста это задача весьма сложная. Герб — это термин, сам по себе несущий определённую правовую нагрузку. В геральдической сфере чрезвычайно важна правовая составляющая. Она есть и там, где герб утверждён законом, но так же есть и там, где герб законодательными нормами и не защищён. Вообще, апелляция к средневековому наследию совершенно необходима при любой геральдической работе — хотя бы и в случае с гербами регионов, городов или людей в современной России. Если рассматривать личный или корпоративный герб, то главное, чтобы он не узурпировал чужие права и символику, был составлен с полным пониманием допустимых в этой сфере норм. Он может быть и серьёзным, и смешным, но не должен быть глупым. В современные гербы порой тащат всё подряд, стремятся отобразить в них всё и вся. Делят гербовый щит на клетушки, в каждой из которых помещают что-то о себе любимом. Приставляют к гербу щитодержателей, не понимая их статусного смысла, сочиняют невиданные шлемы и короны. Иногда диву даёшься разнообразию, представленному на гербе какого-нибудь гражданина, предприятия или университета.
— Недавно вы составили герб для Рязанского радиотехнического университета. Вообще, часто к вам с такими просьбами обращаются?
— Нет, в сфере личной геральдики в Рязани, кроме собственного, мной был создан только один частный герб. Это к вашему первоначальному вопросу о повышенном интересе к геральдике. В основном, обращаются муниципалитеты. Но вот случилось сочинить герб и для РГРТУ. Его прежний ректор хотел, чтобы вуз имел к 50-летнему юбилею не эмблему, а именно герб. Мы его и создали в 2000 году, а на его основе уже была разработана и юбилейная эмблема. За гербом последовал и флаг. А в этом году и герб, и флаг, и созданные на их основе знаки студента, преподавателя и выпускника РГРТУ были поставлены на Федеральный геральдический учёт. Свидетельства об этом в День радио вручил ректору РГРТУ Виктору Гурову губернатор Рязанской области Олег Ковалёв.
— Как вы относитесь к неодворянству?
— Дворянином можно только родиться. И хотя такого сословия де-юре у нас нет, есть его потомки и их законное наследие. Вот аристократом можно стать — здесь уже всё зависит от человека. Что такое «неодворянин» мне неизвестно. И хотя и лев, и кошка происходят из семейства кошачьих, кошка никогда не сможет стать львом. Сейчас много богатых людей, которые не понимают или делают вид, что не понимают, что за деньги нельзя купить всё. Но это уже другие игры и другая история. Как говорил профессор Преображенский, «разруха в умах».
Создайте свой герб
Дата
Местоположение
Присоединяйтесь к архивариусу Дендрария Никале Керлисс, чтобы узнать о фамильном гербе Доусов и создать свой собственный герб.
Эта программа включена при поступлении.
- SU
- MO
- TU
- WE
- TH
- FR
- SA
- 27
- 28
- 29
- 30
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 12
- 13
- 14 0033
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
Events for December
5th
No Events
Events for December
6th
No Events
Events for December
7th
No Events
Events for December
12th
No Events
Events for December
14th
No Events
Events за декабрь
19
Нет событий
События за
20 декабря
Нет событий
0010
События за декабрь
24th
NO Events
События для декабря
25th
NO Events
События для декабря
26th
События для декабря
44947 27 27 27 2704 2704 2704 27 2704 27 2704 27 2704 27. События на28 декабря
Нет событий
События на
30 декабря
Нет событий
События на
декабря31
Нет событий
Как сделать свой собственный герб
Изобретенная в те дни, когда рыцарям нужно было узнавать друг друга на поле боя, геральдика до сих пор играет важную роль. Джон Ф. Мюллер углубляется в его историю и объясняет, как создать герб. Иллюстрация Фреда ван Дилена.
В настоящее время вездесущая в общественной жизни геральдика родилась по необходимости. Сегодня он по-прежнему повсюду, от гербов городских советов до щитов на школьных блейзерах и даже в частных биржах, возможно, на более изящных бланках. Искусство и наука о гербах возникли между 12 и 14 веками, когда рыцарям нужно было узнавать друг друга на поле боя. Неуклюжие доспехи и большие шлемы полностью скрывали любые узнаваемые черты бойцов, поэтому герольды (как их стали называть) разработали и вели учет системы символов, нанесенных на щиты и гербовые накидки.
Основные правила геральдики мало изменились с тех пор и намного менее сложны, чем мы можем себе представить. Герб состоит из щита, на который опирается шлем, увенчанный часто сложным, ненадежно сбалансированным росчерком — гербом. Это был просто способ сделать рыцаря выше, свирепее и внушительнее. Со временем частями герба стали дополнительные элементы: девизы (первоначально являвшиеся боевым кличем), изображенные на свитках над или под щитом, подвешенные снизу медали, сторонники в виде зверей, людей или даже неодушевленных предметов и, для дворянские и королевские особы, короны и короны.
Поцарапанная, поврежденная, но легко узнаваемая: монета в один фунт 1983 года чеканки с изображением королевского герба.
Чтобы рисунок был хорошо виден издалека, золото и серебро (обозначенные желтым и белым цветами) обычно не должны соприкасаться друг с другом — папский герб является одним из немногих исключений. То же правило относится к зеленому, синему и красному. Например, на Королевском гербе Англии изображены три золотых льва на красном фоне. Даже современные логотипы обычно следуют этому правилу. Встречаются и другие цвета, но они реже используются в геральдике.
Распространенное заблуждение состоит в том, что элементы герба имеют неотъемлемое значение, например, львы являются признаком благородного происхождения, а синий цвет символизирует доблесть. Такие коды были изобретены спустя долгое время после того, как геральдика стала важной, и эксперты считают их эзотерическими. Такого секретного ключа не существует: оружие что-то значит только для того, кому оно было даровано или кто его принял. Это значение, как правило, не фиксируется, хотя в мире существуют разные традиции на этот счет. Что задокументировано, так это сам рисунок, а также положение, положение и цвет различных «зарядов» и разделительных линий на щите и гребне. В англоязычных странах это делается на языке, который постороннему может показаться тайным языком, происходящим от англо-норманнского французского. Этот код называется гербом и может считаться рецептом герба. Эмблема — изображение самого герба — это блюдо, которое шеф-повар готовит по рецепту, а художники используют одни и те же «ингредиенты» для создания результатов, которые часто сильно отличаются друг от друга (подумайте, сколько существует версий королевского герба).
Герб Мэннеров на потолке библиотеки в замке Бельвуар, Лестершир.
Герб традиционно передается по мужской линии, женщины берут оружие мужа при вступлении в брак — немногие геральдические традиции догнали современные законы о равенстве. Только женщины в Канаде пользуются всеми геральдическими правами. Там они могут справедливо вступить в бой в шлеме и со щитом. В других местах, по крайней мере исторически, женщины могли носить оружие только на ромбовидном щите.
Еще одно заблуждение состоит в том, что геральдика является прерогативой знатной касты или может быть получена только путем наследования древнего пальто. В зависимости от геральдического авторитета вашей страны (посетите сайт www.heraldicinstitute. com, чтобы узнать о вашей стране), любой может ходатайствовать о гранте или взять на себя оружие. Прежде чем сделать это, есть некоторые предпосылки, а именно то, что вы должны быть идентифицированы как джентльмен и быть в состоянии, так или иначе, доказать это. Помогает отсутствие судимости, респектабельная профессия или ремесло. Трудно сказать точнее, поскольку квалификация во многом зависит от индивидуальных обстоятельств и страны происхождения.
Во всем мире только шотландский суд лорда Лиона имеет возможность применять свои геральдические полномочия в пределах своей юрисдикции. Бывший президент США пытался использовать оружие человека с такой же фамилией и ощутил на себе всю мощь лорда Лайона. В некоторых геральдических традициях это могло быть возможно, но, как правило, просто иметь то же имя, что и у кого-то с гербом, не означает, что вы можете его использовать. Геральдика очень индивидуальна, и при разработке собственного герба — или поручить его дизайн профессиональному геральду или геральдисту — вы должны убедиться, что готовый продукт уникален для вас и говорит о вас как о личности.
Названия геральдических знаков хранят в себе древнюю магию: от аддорса до восходящего, от кокатрикса до полумесяца и виверны.
При изготовлении оружия хорошо быть скромным — поэтому лучше не использовать короны, даже если человек родился в королевском районе. Подумайте о том, как вы зарабатываете на жизнь, где вы живете, о принципах, которыми вы руководствуетесь в своей жизни, или о значении вашей фамилии, а затем косвенно ссылайтесь на них. Например, если вы работаете в сфере ИТ, старайтесь избегать побуждений использовать ноутбук в качестве подзарядки. Вместо этого будьте абстрактны: возможно, звезда, как символ накопленной энергии и света, или изображение Гермеса, посланника греческих богов. С доступными зверями наполовину курица-полудракон нет предела воображению.
Любителям геральдики особенно нравятся загадки, спрятанные в гербах. Чаще всего это делается в виде «канящих», «говорящих» рук, которые содержат ключ к фамилии носителя. Хорошим недавним примером является сэр Гарри Секомб, который выбрал расчесывающую волосы русалку.