как прекратить череду болезней — Дети — tsn.ua
Считается, что болезни – это неотъемлемая часть процесса адаптации к детскому саду. Кажется, что детским ОРВИ и ОРЗ нет конца и края. Можно ли выйти из замкнутого круга, мы спросили педиатра клиники «Борис» Константина Елиневского.
Детей, которые, начиная посещать детский сад, без конца болеют, большинство, практически 80%. Причин этому две:
Новый образ жизни. До садика малыш ел и спал, когда хотел, как такового графика прогулок у него не существовало. В садике же существуют определенные правила. Поэтому малыш, ощущая на себе давление нового для себя распорядка жизни, находится в состоянии психо-эмоционального напряжения, которое сказывается и на его физическом состоянии. Особенно это касается иммунной системы, потому что в этом случае часть ее защитных сил уходит на адаптацию к новым условиям существования. Соответственно, защитных сил против инфекций становится меньше, иммунитет снижается, а восприимчивость к новым вирусам и бактериям увеличивается.
Новые виды микроорганизмов. Ребенок попадает в коллектив (как правило, это больше десятка человек), и его организм сталкивается с новыми, незнакомыми вирусами и бактериями, с которыми приходят в группу другие дети. Поэтому при новом контакте происходит заражение. Хорошая новость состоит в том, что если в группу в течение, скажем, полугода не приводят новых детей, все дети, «поменявшись» вирусами и переболев, как правило, болеть перестают. А бывает так, что в группу приводят нового ребенка, который может быть вполне здоров, но на следующий день несколько детей заболевает. Это потому, что ребенок принес в группу вирусы, с которыми дети в садике еще не встречались.
Считается, что пока ребенок не переболеет нужное количество времени и нужным количеством болезней и не наработает свой иммунитет, череду заболеваний остановить очень сложно. При этом совсем не водить малыша в садик далеко не всегда может быть выходом. Такой ребенок, придя в школу, весь процесс адаптации будет проходить в первом классе. Может быть, в 6-7 лет этот процесс будет не таким длительным, как в 3 года, в связи с большей зрелостью иммунной системы, но без него обойтись не удастся. Если полная адаптация к коллективу для дошкольников составляет в среднем 2-3 года, то для школьников хватает одного года, чтобы вернуться к обычной частоте заболеваний – 1-2 раза в год.
Безусловно, есть дети, болеющие реже или вообще мало, есть те, которые вообще, кажется, никогда не выйдут из замкнутого круга, — каждый организм индивидуален. Многое зависит от наследственности, есть ли у родителей какие-то хронические заболевания и т.д.
Каждый последующий тяжелее предыдущегоЧасто бывает так, что с каждым последующим заболеванием малыш болеет дольше и тяжелее. И если сначала это был обычный насморк, то через несколько эпизодов тот же обычный насморк может превратиться в бронхит или пневмонию. С чем это связано? Представьте, что иммунитет ребенка – это депо, в котором находятся все компоненты, необходимые для борьбы с инфекцией. Когда в организм попадает чужеродный вирус, то из депо выбрасывается определенное количество антител. Таким образом, с каждым новым заболеванием иммунное депо истощается, потому каждое последующее заболевание у ребенка проходит тяжелее. Для того чтобы иммунное депо восстановилось, после болезни должно пройти достаточное количество времени: в зависимости от особенностей организма и тяжести заболевания это может быть как 3 дня, так и 2-3 недели. К сожалению, у родителей, спешащих вернуться на работу, часто нет возможности побыть с ребенком для полного восстановления иммунной системы после болезни. Вот и получается, что если в начале адаптационного периода для того, чтобы малыш выздоровел, достаточно было дать ему травяной чай и промыть нос, через некоторое время для его лечения врач вынужден уже назначать антибиотики.
Фото: Getty Images/Fotobank
Есть ли выход?Бывает, что ребенок, придя в сад после болезни, буквально через пару дней заболевает. И так продолжается снова и снова. В этом случае некоторые родители принимают решение забрать ребенка из сада на несколько месяцев, как правило, до весны. И в этом есть смысл. По крайней мере, есть все шансы, что, получив такой отдых, иммунная система к весне будет уже лучше справляться с заболеваниями.
Еще один способ прервать череду болезней – посетить иммунолога. Однозначным поводом для обращения к специалисту должен быть тот факт, что из раза в раз ребенок, заболев, самостоятельно не восстанавливается. То есть врач при каждом новом осмотре наблюдает ухудшение ситуации, а потом констатирует присоединение бактериальной инфекции, и практически каждое заболевание заканчивается антибиотиками. В этом случае делается комплексная иммунограмма, врач уточняет характер протекания заболеваний ребенка и определяет, какое звено иммунитета страдает. Скажем, при вирусных заболеваниях страдает одно звено, при бактериальных – другое, когда и те, и другие – оба. В зависимости от результатов обследования иммунолог назначает специфическую иммуностимуляцию, при этом препараты назначаются именно такие, которые стимулируют то звено иммунитета, которое страдает у данного ребенка.
Чем опасны иммуностимуляторыЧасто вместо того чтобы обратиться к иммунологу, мамы по совету знакомых покупают в аптеке иммуностимуляторы и пытаются с помощью них справиться с проблемой. В лучшем случае это может быть неэффективно. Потому что если у данного ребенка страдает одно звено иммунитета, а выбранный препарат работает с другим звеном, то эффекта не будет, малыш все равно будет болеть. Но иммуностимуляторы могут и навредить, если стимулировать иммунитет и так очень ослабленный болезнями. Например, если начинать применять иммуностимулятор сразу после болезни. Вспомните о том, что мы говорили об иммунном депо: во время заболевания оно уже было опустошено наполовину. Применяя иммуностимулятор, мы заставляем иммунитет выбрасывать антитела, таким образом, на фоне полного здоровья ребенка впустую выбрасывается вторая половина иммунного депо. Антитела выбрасываются в кровь, циркулируют там определенное время, потом отмирают и выводятся из организма. Этот процесс быстрее, нежели процесс появления новых антител и наполнения ими иммунного депо. Если в этот период ребенок встретится с какой-то инфекцией, защищаться ему будет нечем, и новая болезнь может протекать очень тяжело.
Существуют неспецифические иммуностимуляторы – адаптогены, которые можно применять не ранее, чем через неделю-две после болезни и только по назначению врача.
Многие также практикуют закаливание, витаминизирование пищи и т.д. К сожалению, ничто из этого не гарантирует того, что ребенок не заболеет. Не исключить, но снизить частоту заболеваний может здоровый образ жизни: чистота дома, правильное питание, правильный ритм жизни и, безусловно, хорошие взаимоотношения между родителями.
Татьяна Корякина
Адаптация ребёнка к садику — Детская городская больница №15
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.
Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду.
Адаптация — это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.
Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к детскому саду пугают родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли ребенок вообще адаптироваться, закончится ли когда-нибудь этот «ужас»? С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, в основном являются типичнымидля всех детей, находящихся в процессе адаптации к детскому саду. В этот период почти все мамы думают, что именно их ребенок «несадовский», а остальные малыши, якобы, ведут и чувствуют себя лучше. Но это не так. Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. В новой обстановке малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, стрессе, который не прекращается ни на минуту особенно в первые дни. Вот распространенные изменения, которые отмечаются у ребенка в период адаптации к детскому саду.
I. Портрет ребёнка, поступившего в детский сад.
1.Эмоции ребенка.
В первые дни пребывания в саду практически у каждого ребёнка сильно выражены отрицательные эмоции: от хныканья, «плача за компанию» до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха (малыш боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, боится новых воспитателей, а главное, того, что вы забудете о нем, уйдя из сада на работу.Малыш боится, что вы предали его, что не придете за ним вечером, чтобы забрать домой). На фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу (ребёнок вырывается, не давая себя раздеть, или даже бьёт взрослого, собирающегося оставить его). В период адаптации он раним настолько, что поводом для агрессии служит всё. Нередко случается и наоборот, когда можно наблюдать депрессивные реакции и «заторможенность» детей, как будто эмоций нет вообще.
В первые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если малыш и улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул (необычная игрушка, «одушевленная» взрослым, веселая игра). Наберитесь терпения! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. Некоторые дети ещё долго будут плакать при расставании, и это не говорит о том, что адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течение некоторого времени после ухода мамы, то все в порядке.
2.Контакты со сверстниками и воспитателем.
В первые дни у ребенка снижается социальная активность. Даже общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными. Нужно помнить, что малыши 2-3 лет играют не вместе, а рядом друг с другом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш ребенок пока не взаимодействует с другими малышами.
О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что кроха все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.
3. Познавательная активность.
Первое время познавательная активность бывает снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок не интересуется даже игрушками. Не решается играть. Многим детям требуется посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке. В процессе успешной адаптации малыш постепенно начинает осваивать пространство группы, его «вылазки» к игрушкам станут более частыми и смелыми, ребенок станет задавать вопросы познавательного плана воспитателю.
4. Навыки.
Под влиянием новых внешних воздействий в первые дли адаптации к детскому саду ребёнок может на короткое время «растерять» навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т.д.).
Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только «вспоминает» забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижения, которым он научился в саду.
5. Особенности речи.
У некоторых детей словарный запас скудеет или появляются «облегченные» слова и предложения. Не волнуйтесь! Речь восстановится и обогатится, когда адаптация будет завершена.
6. Двигательная активность.
Некоторые дети становятся «заторможенными», а некоторые — неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Изменяется также и домашняя активность. Хорошим признаком успешной адаптации является восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике.
7. Сон.
Если вы оставляете ребенка в саду на дневной сон, то готовьтесь, что в первые дни он будет засыпать плохо. Иногда дети вскакивают, или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.
8.Аппетит.
В первое время у ребенка бывает пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус), а также со стрессовыми реакциями — малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком считается восстановление аппетита. Пусть малыш съедает не все, что есть на тарелке, но он начинает кушать.
9. Здоровье.
Стресс приводит к тому, что ребёнок слабеет, снижается сопротивляемость организма инфекциям и он может заболеть в первый месяц (а то и раньше) посещения садика. Часто случается так, что причина постоянных простуд и хронических ОРЗ вовсе не медицинская, а психологическая. Один из известных механизмов психологической защиты так и называется — бегство в болезнь. Не надо думать, что ребенок простужается нарочно, мечтая остаться дома. Это стремление он испытывает неявно, неосознанно, не отдавая себе в нем отчета. И организм подчиняется этой скрытой тенденции: начинает демонстрировать удивительнуюослабленность, с легкостью подпадает под любое отрицательное влияние, отказывается противостоять простуде. Любые меры по закаливанию и укреплению организма, безусловно, оправданы и целесообразны. Но не меньшее значение имеют родительские усилия по восстановлению душевной гармонии ребенка. Нередко, добившись эмоционального равновесия, удается преодолеть и склонность к болезням.
Конечно, многие мамы ждут, что негативные моменты поведения и реагирования малыша уйдут в первые же дни. И расстраиваются или даже сердятся, когда этого не происходит. Обычно адаптация проходит за 3-4 недели, но случается, что она растягивается на 3-4 месяца.
II. Почему он так себя ведёт? Или что провоцирует стресс?
1.В огромной степени стресс провоцирует отрыв от матери. Конечно же, малыш неразрывно связан с вами и мама — это главное, что у него было, вернее, есть и будет. И вдруг его любимая и самая прекрасная на свете мама бросила его на произвол судьбы среди ужасной новой обстановки и незнакомых ему ранее детей, которым нет до него дела.
2. Чтобы в этой новой обстановке продержаться, ему необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь сделать что-то не так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное начало — отрыв от матери.
3. Обычно, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации к детскому саду, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.
4. Кризис трёх лет, который может наслоиться на период адаптации ребёнка, иногда осложняет её прохождение.
III. Кому легко, а кому трудно.
Часть детей адаптируются к саду относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация тогда длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.
Кому адаптироваться легче?
· Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли «в садик» с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту «тетю» несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом).
· Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт».
· Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.
· Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду. Уточните заранее расписание дня в саду. Для того чтобы легко встать утром, ложиться нужно не позже 20:30.
Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не разговаривали об этом. Бывают ситуации, когда посещение садика начинается неожиданно по объективным причинам. И, как ни странно, часто трудно бывает тем детям, чьи мамы (или другие родственники) работают в саду.
IV.Чем могут помочь родители?
Каждый родитель, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.
· В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.
· В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно сдвигает распорядок дня. Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.
· Не перегружайте малыша в период адаптации. У него в жизни сейчас столько изменений, и лишнее напряжение нервной системы ему ни к чему.
· Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
· Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).
· Согласовав предварительно с воспитателем, дайте в сад небольшую мягкую игрушку. Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке — заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.
· Призовите на помощь сказку или игру. Придумайте свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. «Проиграйте» эту сказку с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял; мама обязательно за ним вернется.
V. Спокойное утро.
Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама — спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.
· И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду — раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую ребёнок берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.
· Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не отпускает от себя, продолжая переживать после его ухода.
· Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
· Придумайте свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.
VI. Типичные ошибки родителей
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка к детскому саду. Чего нельзя делать ни в коем случае:
· Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», — тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз скажите, что вы его очень любите и обязательно придете за ним.
· Стоит избегать разговоров о слёзах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь ещё очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу.
· Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
· Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это наводит малыша на мысль, что сад — это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
· Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
VII. Помощь нужна еще и родителям!
Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, часто говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» почти всегда остаются родители, которые находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Они тоже остро нуждаются в помощи и почти никогда ее не получают.
Часто мамы и папы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад — это момент отделения ребенка от родителей, и это испытание для всех. У мамы и папы тоже «рвется» сердце, когда они видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад.
Чтобы помочь себе, нужно:
· быть уверенными, что посещение сада действительно нужно семье. Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию, адаптируется гораздо быстрее.
· поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое» создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что ребёнок плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком — с мамой! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, и у него не получается плакать. Плач — это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.
· воспользоваться помощью. В детском саду есть психолог. Этот специалист предлагает помощь не только (и не столько!) ребенку, сколько его родителям, рассказав о том, как проходит адаптация, и уверив, что в саду действительно работают люди, внимательные к детям. Иногда родителям очень нужно знать, что ребенок быстро успокаивается после ее ухода, и такую информацию даёт психолог, наблюдающий за детьми в процессе адаптации, и воспитатели.
· заручиться поддержкой. Вокруг вас родители, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие «ноу-хау» есть у каждого из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.
Автор Николаева Е.И.
http://nsportal.ru
Если ваш ребенок испытывает трудности в детском саду
Как родители, мы делаем все возможное, чтобы дать нашим детям целый мир. Мы делаем все возможное, чтобы их утешить. Мы целуем болванов, проверяем наличие монстров и делаем больничные немного особенными.
Однако, как только наши малыши впервые пойдут в школу, перед ними встанет множество новых задач. Переход на Kindy — огромный вызов как для детей, так и для нас, их родителей! Последнее, чего мы хотим, — это чтобы ребенок с трудом ходил в детский сад.
Когда начинается учебный год, мы упаковываем их обед, помогаем им выглядеть лучше и отправляем их в путь. Мы делаем все возможное, чтобы быть уверенными, что наша забота подготовила их к этому рубежу.
Что нам делать, если мы обнаружим, что это наш ребенок испытывает трудности в детском саду? Насколько распространена тревога разлуки у 4-летних детей? Откуда мы знаем, что суета из-за одежды или драки во время утренней рутины являются симптомом более серьезной проблемы? Или это просто нормальные «болезни роста»?
Мы опросили других родителей, которые были на вашем месте, а также учителей и специалистов, работающих с детьми. Мы поместили все, что узнали, в этот список из 9общие проблемы начальной школы и решения. И мы надеемся, что они помогут вашей семье!
Став взрослыми, мы забыли, что иногда у наших детей бывают трудности, которых мы не видим. Иногда дело в том, что мы не замечаем, что легко адаптировали свою жизнь к их причудам.
Вот некоторые вещи, с которыми ваш ребенок может столкнуться с трудностями и которые часто остаются незамеченными, пока они не начнут добреть.
1. Беспокойство
Попытка чего-то нового может вызвать у любого бабочку, но для ребенка, который борется в детском саду, это может быть нечто большее. В школьной среде есть опыт, который может быть совершенно чужд вашему ребенку.
Кроме того, 4-летние дети часто испытывают тревогу разлуки. Когда приходит время расставаться с мамой и папой каждое утро, тревога разлуки может проявиться в полную силу (для мамы и папы тоже!)
Тревога может иметь как физические, так и эмоциональные симптомы. Если ваш ребенок внезапно плохо себя чувствует, часто испытывает головную боль, расстройство желудка или даже запоры, это может быть симптомом беспокойства.
Может быть трудно сказать, являются ли это симптомами приближающейся ошибки или просто эмоциональным расстройством. Тем не менее, некоторая детективная работа родителей может помочь.
Вот что нужно сделать:
Во-первых, проверьте это с медицинской точки зрения, взглянув на их диету и уровень сна. Зайдите к своему педиатру на осмотр. Если с медицинской точки зрения все в порядке, есть большая вероятность, что эти симптомы вызваны тревогой. Часто бывает очень полезно записаться на прием к врачу вашего ребенка наедине. Таким образом, вы сможете открыто говорить о ситуации вашего сына или дочери без их присутствия в комнате.
Убедите вашего ребенка в том, что это новое приключение — замечательная вещь. Дайте им знать, что вы знаете, как это может быть страшно, потому что вы тоже это сделали! Помогите им понять, что в окружающей среде будут некоторые изменения, но вскоре они будут играть с новыми друзьями и получать приключения.
Один из советов, который поможет уменьшить школьную тревогу, — отвлечься от утренней рутины. Это легко сделать, распевая песни и перекусывая любимым лакомством по дороге в школу. Как только ваш ребенок перестанет сосредотачиваться исключительно на всех «а что, если», которые приносит школа, он успокоится и начнет чувствовать себя лучше.
Некоторые родители настоятельно рекомендуют вести дневник чувств каждый вечер перед сном. Они сказали, что это помогло их ребенку проанализировать и выразить эмоции, которые он испытывает в течение дня в школе. Это также помогает родителям получить представление о своих проблемах и о том, как они могут помочь.
2. Гнев или прокрастинация во время утренней рутины
Некоторых детей трудности с приспособлением к новому опыту могут сделать их капризными. Они могут внезапно почувствовать, что не контролируют ситуацию.
Имейте в виду, мама и папа, что до сих пор их дни были предсказуемы. Ты был рядом на каждом шагу. Школа означает проводить время вдали от вас, и самая легкая эмоция для детей, которая вызывает быструю реакцию, — это бунт.
Может быть, это означает вообще отказаться от учебы. Или это может быть просто борьба с вами на каждом этапе пути.
Справиться с гневом и разочарованием может быть так же просто, как найти время (и терпение!), чтобы усадить сына или дочь и поговорить с ними об этом в неспешное время. Спросите их, что им не нравится в посещении школы или сборах по утрам.
Как обсуждалось выше, причиной может быть тревога. Или могут быть физические трудности. Если ваш сын или дочь вяло одеваются, возможно, ему сложно манипулировать пуговицами или молниями.
Может быть, школьная форма колется или неудобна. (Узнайте больше о том, когда придирчивость к одежде – это больше, чем просто суетливость – это может быть ШРЛ.) Прочтите нашу статью здесь: Что такое ШРЛ?
Выявление причины гнева или прокрастинации по утрам станет для вас большой победой, помогая найти решения для продвижения вперед.
Создание легкого утреннего распорядка с визуальными эффектами, играми, песнями и таблицами вознаграждений — одно из наиболее часто упоминаемых решений семейных разочарований по утрам от родителей, с которыми мы разговаривали.
3.Застенчивость
Не все дети общительные бабочки. Как родители, мы можем пропустить признаки того, что у нашего ребенка проблемы в общении с людьми. Особенно, когда наши дети привыкли постоянно проводить время с другими детьми, трудно представить, что они застенчивы.
Реальность такова, что они могут чувствовать себя комфортно в знакомой толпе, но когда они попадают в школу — это совершенно новая игра.
Возможно, ваш ребенок хорошо адаптировался к детям в их зоне комфорта, но это не значит, что они спешат выйти из нее. Если ваш обычно счастливый ребенок внезапно закрылся и отдалился от новой среды, это знак.
Чтобы помочь вашему ребенку не допустить, чтобы тревога была причиной его трудностей в детском саду, убедитесь, что вы признаете его чувства спокойным голосом. Не нужно расстраиваться (ситуации это не поможет).
Хвалите их за достигнутые успехи. Даже что-то вроде: «Я так горжусь тобой за то, что у тебя хватило смелости прийти в класс и сесть здесь». Конечно, вам может показаться не таким уж большим делом войти в комнату и выбрать место для сидения, но для них это потребовало мужества.
Найдите минутку и поговорите с учителем о том, что вас беспокоит. Сообщите им, что причина, по которой, по вашему мнению, у вашего ребенка трудности в детском саду, может быть просто застенчивостью или нервозностью, но вы хотели бы, чтобы они следили за вашим малышом.
Обращая их внимание на это, они могут уделить вашему ребенку внимание, в котором он нуждается, конструктивным образом и помочь вашему ребенку облегчить его день. Таким образом, ваш ребенок снова почувствует себя услышанным, но без давления.
4. Неспособность усидеть на месте и сосредоточиться
Иногда, когда дети находятся в новом месте в окружении игрушек, новых людей и всевозможных забавных новых игр, внутри них может щелкнуть переключатель. Они просто не могут сидеть на месте. Они перевозбуждены, напряжены, их трудно успокоить.
Как родитель, мы можем воспринять это как хороший знак утешения, но это может привести к проблемам в классе. Проблемы ребенка в детском саду часто связаны с неспособностью к саморегуляции.
Советы для детей:
Прежде чем они пойдут в школу, поговорите со своим ребенком о том, чего ожидать в новой школе. Расскажите им, каким будет их класс и расписание.
Напоминайте им каждый день перед школой. Повторите, что в школе есть время для игр и время для сидения на месте.
Перерыв и игровое время предназначены для того, чтобы бегать и кричать.
Когда наступает время урока или ремесла, они должны оставаться на своих местах.
Помогите им увидеть, что прыжки могут испортить зону ремесел или случайно повредить кого-то из других учеников.
Все эти непрекращающиеся разговоры и движения могут означать, что они упускают интересную историю или шанс стать частью большого приключения.
Советы для вас:Установите напоминания для себя через некоторое время, чтобы поговорить с учителем, чтобы узнать, есть ли прогресс. Если с гиперактивностью вашего ребенка все еще сложно, есть может быть , что-то большее.
Достаточно ли ваш ребенок двигается в течение дня? (минимум час утром и час вечером).
Отвлекает ли ваш ребенок тревогу?
Проблемы с координацией или мышечным развитием (см. нашу статью о диспраксии) вызывают у вашего ребенка физические трудности в сидении на месте?
Могут ли перерывы в движении (например, демонстрируемые программой CoordiKids Classroom Courses) решить проблемы с концентрацией внимания в классе? Вполне вероятно, что ваш ребенок не единственный ребенок, испытывающий трудности в детском саду.
5. Недоедание во время обеда в школе
К сожалению, учителя довольно часто рано сообщают о том, что ученик не ест достаточно или вообще не ест во время обеденного перерыва в школе. Этот совет исходил от Сары, чей сын с ШРЛ с трудом обедал.
Она сказала: «У моего сына почти весь год были проблемы с обеденным перерывом. Уровень шума и хаоса были для него слишком велики, и он часто приходил домой не поев».
Родители таких детей, как Сара, могут использовать белый шум во время еды дома. Затем они могут постепенно увеличивать объем день за днем. Существуют даже такие сайты, как Coffitivity.com или Youtube.com, где вы можете бесплатно воспроизводить фоновые шумы ресторана и кафетерия дома.
Это поможет снизить чувствительность вашего ребенка. В качестве альтернативы рассмотрите вариант приема пищи небольшими группами на открытом воздухе, пока ваш ребенок не начнет есть регулярно.
Еще одно соображение заключается в том, что вашему ребенку может быть трудно физически манипулировать коробкой для завтрака. Зажимы для ланч-боксов, как известно, неудобны, поэтому открыть упаковку и покормить себя может быть проблемой. Это может показаться глупым для 4-5-летнего ребенка.
Но после того, как они всю жизнь ели дома, а вы выполняли большую часть подготовительной работы, они могут испытывать трудности с некоторыми продуктами из столовой или упаковкой. Было бы очень обидно увидеть, как ребенок в детском саду борется с такой фундаментальной проблемой или избегает сенсорного срыва
По выходным тренируйтесь дома с различными ланч-боксами и упаковками. Затем понаблюдайте, борется ли вообще ваш ребенок с мелкой моторикой.
Если да, поговорите с эрготерапевтом, чтобы он разработал несколько упражнений для развития мелкой моторики. И держите обеденное оборудование простым!
6. Потеря уверенности в себе
После многих лет, проведенных дома с заботливыми мамой и папой, без ума от всего, что они делают, ваш ребенок может внезапно столкнуться с новой реальностью в школе: иногда он не лучший в школе. группа на мероприятии. И вы начинаете беспокоиться, как справиться с сенсорной перегрузкой.
Они могут начать сравнивать себя с детьми, которые в чем-то лучше, чем они. Впервые они осознают, что делают что-то не так, как кто-то другой. как справляться с сенсорной перегрузкой
Родителю может быть трудно ориентироваться в этом! Поскольку они сейчас в детском саду изо всех сил пытаются найти свой путь, вы не хотите, чтобы они теряли веру в себя.
Но в то же время сильные стороны у всех разные. Убедитесь, что ваш ребенок знает, что не быть лучшим во всем – это нормально. Жизнь не в том, чтобы быть совершенным — важны их усилия.
Одна из стратегий, которые я заметила, работая с детьми над повышением уверенности в себе, заключается в установлении простых процедур, которые они могут выполнять каждый день. Вы можете добавить некоторые процедуры по уходу за собой, которые должны быть простыми и автоматическими для детей, чтобы они справились с уверенностью в себе.
Это может быть в форме посещения туалета, утренней гигиены, одевания или помощи в сборе припасов и обеда для школы. Если каждый день вместе практиковать эти распорядки дома, уверенность в распорядке дня и школе в целом, кажется, растет.
7. Разочарование в спорте или командной деятельности
Опять же, это еще одна область, в которой вы, возможно, подсознательно адаптировали свою жизнь к потребностям вашего ребенка. Может быть, вы обнаружите, что перемещаете вещи ближе к своему ребенку, чтобы он или она могли легче достать вещи или меньше бороться.
Может быть, вы помогаете ему одеваться и раздеваться, потому что он занимает слишком много времени, и у вас просто нет времени ждать. Часто это связано с сенсомоторными навыками.
В групповых условиях, таких как командные занятия и занятия спортом в школе, любые пробелы в физическом развитии могут стать более очевидными.
Такая заметная разница, скорее всего, приведет к тому, что ребенок будет испытывать трудности в детском саду. Эти различия могут быть очень очевидны для чувствительного ребенка.
Если ваш малыш обычно любит играть в мяч дома, а вы обнаружили, что он сидит в стороне в школе, возможно, стоит попробовать заняться спортом один на один после школы. Обратите внимание на то, где он или она могут испытывать трудности.
Если крупная моторика или зрительно-моторная координация являются проблемой (прочитайте нашу статью о диспраксии) в условиях сильного отвлечения внимания, то, возможно, некоторые домашние упражнения, направленные на закрытие пробелов в развитии (например, демонстрируемые программой CoordiKids Classroom Course), могут помочь. стоит изучить.
8. Проблемы с речью
Общение — еще одна область, в которой мы, родители, склонны нарушать правила для наших детей. Помните ту «детскую болтовню», которую, казалось, могли понять только вы? Может быть, они говорят какое-то слово, которое не имеет смысла ни для кого другого, но вы точно знаете, что это такое.
Когда ваш ребенок пойдет в школу, он может обнаружить, что его речь отличается от речи его одноклассников. Это, безусловно, может привести к тому, что ребенок будет испытывать трудности в детском саду.
Ваш учитель, вероятно, поднимет любые проблемы с общением, если они являются причиной проблем вашего ребенка в детском саду. Если у вашего учителя нет конкретных предложений, которые помогут вашему ребенку справиться с ситуацией общения, поговорите с эрготерапевтом.
Проблемы с речью могут иметь разную степень серьезности: от ортодонтических проблем до диспраксии (прочитайте нашу статью о диспраксии) до беспокойства и до того, что вас просто никогда не заставляли говорить правильно.
9. Проблемы с горшком
Как и выше, проблемы с координацией или мелкой моторикой могут затруднить посещение туалета в школе.
Может быть, ваш сын или дочь не могут быстро раздеться в волнении школьного дня? Если это так, он или она могут начать нехарактерно мочиться.
Никогда не рано терпеливо и спокойно начать заниматься самостоятельным туалетом дома. Это поможет вашему ребенку расстегнуть пуговицы и молнии на школьной одежде.
Ваш ребенок испытывает трудности в детском саду? Выводы
- Некоторые из наиболее распространенных трудностей, с которыми дети сталкиваются при поступлении в школу, включают: тревогу, гнев, потерю уверенности в себе, неспособность усидеть на месте, проблемы с речью, неудовлетворенность групповыми/спортивными занятиями и проблемы с туалетом. .
- Обращайте внимание на изменения в поведении вашего ребенка и вовремя приступайте к разговору о своих чувствах, страхах или волнениях по поводу пребывания в школе.
- При любых физических проблемах сначала поговорите со своим врачом. Они также могут порекомендовать эрготерапевта, чтобы помочь справиться с отставанием в координации или двигательных навыках или даже с распространенной проблемой, называемой расстройством сенсорной обработки (прочитайте нашу статью здесь: Что такое SPD?).
Мы надеемся, что этот список распространенных проблем, возникающих при поступлении в школу, и их решения помогут вашей семье в этот трудный переходный период!
Готов ли ваш ребенок к детскому саду?
Когда детям следует идти в детский сад? Предполагается, что большинство детей готовы к тому времени, когда они имеют на это право, в возрасте 4 1/2 или 5 лет. Но все чаще родители предпочитают сдерживать их. Некоторые родители считают, что для их детей выгодно быть одними из старших в классе — это называется красной рубашкой. Другие родители обеспокоены тем, что их ребенок, возможно, не развил навыки, необходимые для успешной учебы в детском саду. Как родитель, как вы можете узнать, не лучше ли подождать год?
Отсутствие готовностиПри рассмотрении вопроса о том, готов ли ребенок к детскому саду, Лаура Филлипс, психолог, клинический нейропсихолог из Института детского разума, говорит, что основное внимание уделяется не доакадемическим навыкам, таким как мастерство букв, цифр, цветов и форм.
Вместо этого доктор Филлипс говорит, что более важным моментом при выборе детского сада является социально-эмоциональное и языковое развитие детей, а также их навыки саморегуляции — их способность обращать внимание и управлять своими эмоциями и поведением.
Она рассматривает следующие факторы:
- Способен ли ребенок играть вместе или хотя бы проявлять интерес к общению со сверстниками?
- Могут ли они правильно делиться?
- Проявляют ли они энтузиазм в отношении обучения? Например, хотят ли они исследовать и открывать? Удобно ли им задавать вопросы? Имеют ли они право на риск? Способны ли они проявить настойчивость, когда возникают трудности?
- Могут ли они сообщить о своих потребностях учителям или сверстникам?
- Могут ли они долго сидеть и слушать? «Время рассказывать истории — важная составляющая детского сада, — говорит доктор Филлипс, — и многие дети не знакомятся с такой структурой».
- Есть ли у них желание быть независимыми? Есть ли у них проблемы с разлукой с родителями?
Воспитательница детского сада Донна Поллак Сакс считает независимость ключом. «Неважно, готов ли ваш ребенок к учебе», — говорит она. «Если они не готовы ориентироваться в классе, их следует сдерживать». У нее есть еще вопросы, которые родители должны задать себе, в том числе, может ли их ребенок следовать простым указаниям и заботиться о туалете.
«Я могу научить ребенка языку и математике, а также научиться держать карандаш и резать ножницами, — говорит Поллак Сакс. «Но моя работа бесконечно сложнее, когда у моих учеников нет опыта самостоятельности».
Ожидания изменилисьЭнджи Коул Маранвиль, учительница специального образования начальной школы с более чем 18-летним стажем, отмечает, что ожидания от детского сада сильно изменились, что ставит под сомнение готовность некоторых 5-летних детей.
Во многих местах, по ее словам, «детский сад теперь работает целый день и очень академичен. Многие пятилетние дети в своем развитии не готовы сидеть в течение длительного времени». Она также часто замечает то, что она называет огромной разницей в состоянии мелкой моторики. «Маленькие 5-летние дети изо всех сил пытаются вписать свои буквы и цифры в маленькие квадратики на рабочих листах. Они расстраиваются, когда это происходит».
Опыт одной семьи
В некоторых школьных округах существуют дошкольные программы для детей, которые считаются не совсем готовыми к полноценному обучению в детском саду. Анн-Арбор, штат Мичиган, например, предлагает программу «Young 5s» для детей, которым исполняется 5 лет в период с мая по декабрь. С меньшим размером класса он предлагает более мягкое и основанное на игре введение в начальную школу.
Одна мама, выбравшая программу Young 5s для своего сына, говорит, что решение было трудным. «Я взвесила оба варианта, — вспоминает она. «Мучился над ними — точнее».
День рождения ее сына был в конце мая. «Я читала исследования, в которых говорится, что дети, которые являются самыми старшими в своем классе, более успешны и уверены в себе, — отмечает она, — и исследования, в которых говорится, что дети из старших классов, которые являются самыми старшими в своем классе, учатся хуже, потому что все всегда легко приходят к ним, поэтому их трудовая этика не так сильна».
В конце концов, она решила посоветоваться с молодым учителем 5S в школе по соседству. «Она встретилась с моим сыном на несколько минут, поговорила с ним и попросила его выполнить несколько заданий, а затем порекомендовала ему выполнить пятерки для молодых. Вот что мы сделали!»
У ее сына был успешный учебный год, сообщает она, и они довольны тем, что осенью он пойдет в детский сад.
Обеспокоенность ошибочным диагнозом СДВГШироко разрекламированное в прошлом году исследование может также заставить родителей задуматься о записи детей младшего возраста в детский сад. Исследование показало, что детям, которые являются одними из самых младших в своем классе, особенно мальчикам, чаще ставят диагноз СДВГ, чем тем, кто относится к самым старшим, что говорит о том, что по крайней мере некоторым детям ставят неправильный диагноз просто потому, что они моложе. .
Доктор Филлипс признает, что незрелость, в том числе более короткую продолжительность концентрации внимания, меньшую способность усидеть на месте и большую импульсивность, можно спутать с симптомами СДВГ. Она часто поощряет родителей мальчиков, у которых день рождения поздно и которые проявляют незрелость по отношению к своим сверстникам, сдерживать их, давая им дополнительный год для развития некоторых из этих навыков.
Но она также отмечает, что если ребенок детсадовского возраста соответствует критериям СДВГ, первой линией лечения будет терапия для улучшения внимания и регуляции поведения, а не лекарства, и это должно быть полезно, если слабость вызвана СДВГ. или незрелость. Если это последнее, можно ожидать, что ребенок со временем наверстает упущенное. Если это первое, ему, вероятно, потребуется постоянное лечение. «Быть старше не устранит СДВГ у ребенка. Вам нужны другие вмешательства, которые основаны на доказательствах, чтобы справиться с этими симптомами».
Следует ли сдерживать детей с диагнозом?Как насчет идеи отложить посещение детского сада для детей с проблемами психического здоровья и развития, включая тревогу, аутизм и нарушения обучения? Доктор Филлипс говорит, что это не способ борьбы с ними: «Возраст не исправит слабости, связанные с этими расстройствами». И почти при всех нарушениях психического здоровья и обучения, чем раньше дети получат поддержку, тем лучше прогноз. «Ребенок с тревогой не перерастет свою тревогу только потому, что он пошел в детский сад на год позже», — говорит доктор Филлипс. «Нам нужно лечить тревогу».
Если поддержки еще нет, пришло время подумать о таких вещах, как Индивидуальная программа обучения (IEP), план Раздела 501, парапрофессионалов и, возможно, специализированная частная школа или специальное обучение в системе государственных школ. .
Что касается проблем с обучаемостью, доктор Филлипс говорит, что если ребенок получил доакадемические навыки, такие как изучение цветов, цифр и букв, и не овладел ими, это тревожный признак того, что могут быть какая-то глубинная проблема обучения. «Но это не повод удерживать ребенка, — говорит она. Вместо этого это повод подумать о поддержке или альтернативной школьной обстановке.
Как узнать, когда записать ребенка?Основной вопрос о том, должен ли ваш ребенок посещать детский сад и когда, зависит от штата, а в некоторых случаях даже округа. Комиссия по образованию штатов разбирает политику детских садов по всей стране, в том числе возраст поступления в различные штаты. Комиссия разъясняет, какие формальные отказы необходимы либо для того, чтобы не пустить ребенка в детский сад, либо для того, чтобы отправить младшего ребенка в детский сад, что также известно как ранний прием. Кристи Кауэрц, директор Национального центра P-3 и адъюнкт-профессор Школы образования и человеческого развития Университета Колорадо в Денвере, объясняет факторы, которые могут повлиять на выбор семьи.
«Есть три ключевых параметра государственной политики, — говорит она. Это законы об обязательном посещении, независимо от того, обязаны ли районы предлагать детские сады и должны ли дети посещать детские сады.
Одни требуют, чтобы дети начинали обучение в первом классе, другие – в детском саду. Она говорит, что если родители хотят получить отказ от посещения детского сада, они должны пройти установленный процесс, чтобы продемонстрировать причину, по которой они решили не соблюдать закон.
Развитие навыков при отказе от участия в программеЕсли детский сад откладывается на год, доктор Филлипс подчеркивает важность использования этого года, чтобы помочь детям развить навыки, которых им не хватает, будь то дома или записав их в школу. дошкольное учреждение или игровая группа.
«Действительно важно, чтобы вы работали с ними дома над коммуникативными навыками и привлекали их к общественной деятельности», — объясняет она.