Гербарий водных растений — Ароидные: от болота до аквариума
Если ты решил гербарий сделать водного растения,
Покупай спанбонда лист без всякого сомнения.
Хотя с рифмой у меня и не очень, данные две строчки полностью отражают суть настоящей заметки. Несмотря на то, что гербарные образцы в наше время делают лишь профессиональные ботаники или ученики начальной школы, аквариумисты в этой области также могут найти направление для творчества. В частности, в статье “Таинственный незнакомец” я уже описывал опыт создания декоративного гербарного образца анубиаса. Однако высушенный материал я получал тогда самым простым и дилетантским способом, прокладывая растения между страниц толстой книжки. Сегодня же мы познакомимся с технологиями профессиональных ботаников, а советовать нам в этом деле будут научные работы кандидата биологических наук, работника заповедника “Галичья гора” (Липецкая обл.), Алексея Васильевича Славгородского.
Изготовлением гербариев люди занимаются со времен Карла Линнея, однако технологии усушки растений на протяжении 300 лет изменялись мало. В качестве подложек использовались листы бумаги, а прессом служили деревянные пластины. Стоит отметить, что хотя эта технология и проверенна веками, она малопригодна для водных растений. Из-за избыточной влаги гербарные образцы при усушке на бумаге часто загнивают и прилипают к подложке, а в случае перистолистных растений сделать этим способом гербарий без потери качества и вовсе невозможно.
Около 10 лет назад А.В. Славгородский при исследовании гидрофлоры верхнего Дона стал использовать при изготовлении гербариев вместо бумаги спанбонд. Этот современный синтетический материал широко используется в сельском хозяйстве. Основное его преимущество заключается в гидрофобности и пористости, т.е. он не намокает и обеспечивает беспрепятственное проникновение воздуха. Эти два качества способствуют быстрому высыханию растений завернутых в спанбонд.
Лучше всего для изготовления гербария использовать черный материал, поскольку он содержит светостабилизирующие добавки и не пропускает ультрафиолет. Благодаря этому высушенное растение сохраняет свою естественную окраску. Для подложки лучше всего использовать спанбонд плотностью 150 г/м2, а для рубашки (обертки) – 60-80 г/м2. В качестве пресса используются сварные металлические сетки, которые можно купить на строительном или садовом рынке. Применять деревянные прессы нецелесообразно, поскольку они удерживают влагу. В папках из спанбонда можно не только высушивать растения, но и в дальнейшем их хранить. Приводить более подробные детали и тонкости изготовления гербариев в рамках данной заметки не вижу смысла, желающие могут с этим ознакомиться из публикаций и монографий А.В. Славгородского.
Многие растения, растущие под водой, имеют очень тонкую и нежную структуру листьев. В качестве примера таких “неженок” из тропических гидрофитов можно привести кабомбы, лимнофилы и др. При извлечении из воды они травмируются и теряют свою естественную форму. В этом случае спанбонд позволяет собирать гербарный образец непосредственно под водой. Стоит отметить, что данный метод также пригоден для изготовления гербариев сухопутных растений, мхов и грибов. В настоящее время он активно используется ботаниками нескольких институтов в России и Франции.
В заключение, я хотел бы поблагодарить Алексея Васильевича за уделенное мне внимание и интересные дискуссии при посещении заповедника “Галичья гора”, а также кандидата биологических наук Ларису Николаевну Скользневу и главного редактора журнала “Аквафлора” Александра Александровича Григорова за организацию этой поездки.
Литература:
Славгородский А.В. Гербарий без бумаги (технология сушки и хранения гербарных образцов с использованием нетканых полимерных материалов). ISBN: 978-3-659-64585-3, LAP LAMBERT Academic Publishing, Saarbruecken, 2014.
Естествознание ЧАСТЬ-1 — Учебник для начальной школы (Тетюрев ) 1939
ВВЕДЕНИЕ.
Мы будем изучать природу. Наука о природе называется естествознанием. Мы будем изучать землю, воду, воздух; мы будем изучать растения, животных, человека.
Изучать природу необходимо не только для того, чтобы знать, что происходит в природе. Это необходимо и для того, чтобы понимать, как человек своим трудом покоряет природу и использует ее в своих целях. Ведь все, чем мы пользуемся в нашей жизни, — разные орудия труда, пища, одежда, жилище, — изготовлено из того, что добыто в природе.
Естествознание имеет для нас очень большое значение. Оно помогает нам правильно понимать природу. Оно помогает в нашем социалистическом строительстве. Начатками естествознания мы должны овладеть уже в начальной школе.
Приложение
ЧТО НАДО СОБРАТЬ ДЛЯ РАБОТЫ В ШКОЛЕ.
I. По разделу: Почва и полезные ископаемые
1. Собрать образцы почв. Для этого следует выкопать глубокую ямку на поле или в огороде, или в лесу. Взять образцы почвы с разной глубины, завернуть их в газетную бумагу. После — просушить почву на воздухе. Высушенную почву положить в пустые спичечные коробочки или в специально сделанные коробочки из картона (хорошо со стеклянной крышкой). На коробочках наклеить бумажные этикетки с надписью, откуда взята почва.
2. Собрать образцы глины и песка. Собрать встречающиеся в вашей местности разные сорта глины (красная глина, белая и другие). Интересно собрать образцы глины, которая употребляется для приготовления разных изделий (кирпичная глина, гончарная, фарфоровая). Надо собрать также разные сорта песка (мелкий песок, крупный песок). Образцы глины и песка после сушки на воздухе положить в коробочки. На коробочках наклеить этикетки с надписью.
3. Собрать образцы гранита. Куски гранита могут встретиться на полях, по краям шоссейной дороги. Гранит легко узнать, рассматривая его на свежем изломе. Для этого надо разбить кусок гранита молотком. Чаще всего встречаются серый и красный граниты. Интересно собрать образцы разрушающегося гранита. Из различных образцов гранита составить коллекцию.
4. Собрать образцы различных изделий из глины и песка, Например кирпичи, мелкие гончарные изделия, образцы или ос колки стеклянных и фарфоровых изделий. Составить коллекцию На тему: «Что делают из глины и песка».
5. Собрать образцы известняков. Желательно собирать разные известняки: разной плотности (плотные, рыхлые), раз Ра«и (серые, белые, розовые и другие). Интересно найти раковистый известняк. Такой известняк состоит из раковинок, заметных даже невооруженным глазом. Достать образцы мрамора. Составить коллекцию известняков.
6. Собрать образцы извести и цемента.
Негашеную известь, а также цемент можно достать на постройках.
При этом надо иметь в виду, что известь — вещество едкое. С нею надо обращаться осторожно. Хранить ее надо в плотно закупоренных стеклянных банках или пробирках. К этой коллег пии хорошо присоединить мергель. Это горная порода, состоящая из глины и известняка. На цементных заводах мергель идет на приготовление цемента.
7. Собрать образцы минеральных удобрений: калийной соли, фосфоритной и апатитовой муки, суперфосфата и других. Их можно достать в колхозе или совхозе. Эти материалы поместить в пробирки с соответствующими этикетками. К этой коллекции хорошо присоединить образцы апатитов и фосфоритов, из которых на заводах изготовляется суперфосфат.
8. Собрать образцы ископаемого топлива: торфа (сухого), бурого утля, каменного угля, антрацита, нефти. Составить коллекцию продуктов, получаемых из нефти: бензина, керосина, машинного масла, вазелина, парафина. Эти продукты надо хранить в маленьких, хорошо закупоренных пузырьках.
9. Собрать образцы железных руд: бурого, красного и магнитного железняка, составить из них коллекцию.
10. Собрать образцы чугуна, стали, железа и составить из них коллекцию. Составить коллекцию мелких изделий из чугуна, стали и железа.
II. По разделу: Жизнь растений
1. Еще до наступления весны собрать ветки местных кустарников и деревьев. Ветки поставить в банку с водой в живом уголке школы. Воду менять дня через три. Наблюдать, как набухают почки и как из почек развиваются веточки с листочками и цветами.
2. Ранней весной собрать ветки рано цветущих кустарников и деревьев. Составить из них гербарий. Для этого нарезать листы газетной бумаги и между ними аккуратно положить ветку цветами. Листы бумаги с растениями положить между двумя гладкими деревянными дощечками и придавить каким-нибудь грузом, например, камнями. Отсыревшую бумагу надо заменять сухой и просушивать.
Когда растения будут засушены, бумажными полосками наклеить их на бумагу. Под растением наклеить этикетку, на которой написать: 1) название растения, 2) где найдено, 3) когда найдено и 4) кем найдено. Это будет гербарий рано цветущих местных кустарников и деревьев.
3 Собрать рано цветущие травянистые растения: мать-и-мачеху хохлатку, гусиный лук и другие. Обратить внимание на их подземные части, где отложены запасы питательных веществ. Выкопанные растения осторожно пересадить в глиняные горшочки или в жестяные банки. Растения пересадить вместе с почвой, на которой они растут. Наблюдать развитие этих растений в живом уголке.
4. Собрать семена полевых и огородных растении, культивируемых в вашей местности. Семена положить в пробирку или пузырьки, на которых наклеить бумажки с соответствующими надписями. Надо научиться по внешнему виду различать семена различных культурных растений.
5. Составить гербарий растений, имеющих различные корни. Из культурных растении можно взять пшеницу, рожь, горох, а из дикорастущих — одуванчик, подорожник.
6. Собрать образцы различных стеблей растений: отрезок ствола дерева (можно отпилить от круглого полена), отрезки ветвей кустарника, разные травянистые стебли. Последние надо предварительно засушить между листами бумаги. Составить коллекцию на тему: .Стебли растений».
7. Собрать и засушить разнообразные листья растений. Из засушенных листьев составить гербарий.
8. Собрать и засушить цветоносные ветви более поздно цветущих растений (травянистых растений, кустарников и деревьев). Составить гербарий.
9. Посадить в ящики или горшки с почвой клубни картофеля, луковицы обыкновенного лука, корни моркови, свеклы, кочерыжки капусты. В этих частях растений отложены запасы питательных веществ. Наблюдать развитие растений. Не забывать поливать почву.
10. Устроить в школе уголок комнатных растений. Для
культуры можно рекомендовать наши обычные комнатные растения: традесканцию, примулу, бегонию и другие. Их можно достать в местном цветоводстве. На летние каникулы эти растения можно передать учащимся — любителям комнатных растений, чтобы они сохранили их за лето.
Гербарий Скалистых гор UW запускает образовательную инициативу K-12
LARAMIE, Вайоминг (выпуск) — Гербарий Скалистых гор Университета Вайоминга уже давно приветствует студентов всех возрастов в своих священных залах. Теперь руководители гербария работают над тем, чтобы сделать его доступным для учителей и студентов в классах по всему штату, которые не могут приехать в главный кампус UW.
Мэтт Биск, аспирант из Маунт-Лорел, штат Нью-Джерси, в Учебном центре науки и математики Университета Вашингтона и аспирант Института биоразнообразия Университета Вашингтона, создал уроки, основанные на явлениях, с использованием ресурсов гербария Скалистых гор. Явные связи с научными стандартами штата Вайоминг предусмотрены для всех уровней обучения; однако большинство уроков могут быть наиболее подходящими для учащихся старших классов начальной и средней школы. Обучение на основе явлений требует, чтобы учащиеся исследовали и объяснили наблюдаемое явление.
В одном из новых уроков учащимся предлагается ответить на вопрос: «Почему читграсс так широко распространился в Вайоминге с начала 1900-х годов?» Используя изображения выбранных экземпляров, они могут сравнить черты и адаптации читграсса с другими видами Вайоминга. Карты распространения читграсса, основанные на данных об образцах гербария, датируемых 1900 годом, показывают распространение вида по Вайомингу с течением времени, что позволяет учащимся устанавливать связи с конкретной средой, поведением людей и их собственными сообществами.
Предоставляются ресурсы и предложения по урокам, чтобы учащиеся могли продолжать свои исследования в различных направлениях, включая информацию и материалы для учащихся и учителей, чтобы они могли начать изучать и документировать разнообразие растений в своих сообществах, создавая свой собственный гербарий.
В дополнение к онлайн-ресурсам преподаватели могут запросить во временное пользование набор, который включает в себя материалы для поддержки деятельности учащихся, такие как полноразмерные распечатки образцов, книги, семена местной травы и даже пресс для растений. Интернет-ресурсы и форму запроса комплекта можно найти по адресу www.rockymountainherbarium.org/index.php/education.
Гербарий Скалистых гор долгое время был лидером в оцифровке образцов, а его база данных и изображения ежедневно используются исследователями по всему миру. Однако до сих пор эти ресурсы не были легко доступны для учащихся и преподавателей K-12.
«Я очень рад видеть, что гербарий расширил свою аудиторию, включив в нее больше молодых людей и преподавателей», — говорит Дэвид Танк, профессор ботаники из Университета Вашингтона и директор гербария Скалистых гор. «Гербарий содержит самую большую коллекцию растений Скалистых гор в мире, и мы хотим, чтобы студенты и преподаватели знали, что она здесь, и имели доступ к этой сокровищнице информации и данных».
Работа Гербария Скалистых гор с аспирантами, такими как Биск, позволила официально разработать эти образовательные ресурсы.
«По мере того, как мы продвигаем гербарий вперед, мы планируем продолжать это партнерство, чтобы создавать больше материалов на основе исследований, проводимых в гербарии, и я очень рад открывающимся возможностям. По мере того, как они начнут использоваться в классах по всему штату, будет очень здорово получить отзывы и мнения учителей, чтобы мы могли сделать будущие уроки максимально полезными для них», — говорит Танк. «Сегодняшние студенты завтра станут хранителями нашего биоразнообразия, а знание флоры штата сделает их лучшими хранителями. Я не могу придумать более важных применений коллекций Гербария Скалистых гор».
Миссия и видение Гербария Скалистых гор заключаются в обнаружении и распространении ботанических знаний, уделяя особое внимание идентификации, таксономии и распространению таксонов растений и грибов, присутствующих в районе Скалистых гор; а также повысить уровень научных знаний и информировать об управлении биоразнообразием региона, сделав информацию о видах растений Скалистых гор доступной для исследователей, землеустроителей, студентов и заинтересованных граждан.
Copyright 2022 Новости Вайоминга сейчас. Все права защищены.
NCC: Наземные линии. Инновационный опыт обучения возвращает искусство в науку
The Herbarium Project, 2017, Галерея современного искусства, Ванкувер, Британская Колумбия (Фото: Four Eyes Portraits)
27 марта 2019 г. | по науке Бореалис
Если вы слышали термины «научное искусство» или «научное искусство», вы, вероятно, знакомы с идеей использования визуального искусства для представления, объяснения или привлечения внимания к какому-либо аспекту науки. Прекрасная сфера научного искусства или sciart способна обучать науке творчески и является мощным инструментом для научного образования.
Хотя вы можете многому научиться, глядя на sciart, вы можете узнать еще больше, создав его. «Зрелище играет важную роль в научных центрах и изучении науки, но… оно играет меньшую роль, чем думает большинство людей», — говорит Девон Гамильтон из Playful Content.
Натуралисты и систематики веками собирали образцы растений. Это занятие, которым могут наслаждаться все возрасты. В 14 лет Эмили Дикинсон выложила коллекцию засушенных цветов из Амхерста, штат Массачусетс, в альбом в зеленом кожаном переплете. С тех пор этот гербарий стал сокровищем Хоутонской библиотеки редких книг Гарвардского университета.
В прошлом году мне довелось по счастливой случайности познакомиться с проектом «Гербариум» в Ванкувере. В проекте умело объединены занятия наукой (сбор и идентификация растений) и занятие искусством (создание альбома для вырезок из красивых и привлекательных материалов). Этноботаник и медиа-художник Туй’т’анат-Сиз Висс вела класс 6–7 классов начальной школы лорда Страткона в Ванкувере в рамках этого проекта, который был частью выездной выставки Галереи современного искусства.
Туй’т’анат-Сиз повела студентов в парк Триллиум, Сад Гармонии и другие природные места, чтобы собраться и узнать о растениях.«Это учит их тому, как быть внимательным, и учит их медитативному способу пребывания на природе, прикасаясь к вещам, чувствуя их и понимая, что они такие же живые, как и они», — говорит Туй’т’анат-Сиз. «Это был своего рода момент прозрения для них. Они должны были понять, что есть растения, которые растут в изобилии, а есть другие, которые растут очень медленно и имеют определенную цель. И что не все растения можно собирать».
Связанные сообщения в блоге
- Взгляд на природу через искусство
- Консервация произведения искусства
- Три творческих способа донести до людей информацию о сохранении природы
Собранные растения были доставлены обратно в класс для идентификации и установки. Используя уникальный метод, заимствованный у дочери Туй’т’анат-Циз, образцы были размещены и вручную пришиты к листам бумаги, где студенты также написали информацию о своих образцах от руки. Затем листы были собраны в отдельные буклеты, из которых была составлена подборка для создания Проекта Гербария.
The Herbarium Project, 2017, Галерея современного искусства, Ванкувер, Британская Колумбия (Фото: Four Eyes Portraits)
На научном языке гербарий известен как большой архив региональной флоры — я имею в виду высокие металлические шкафы, заставленные листами и листами упорядоченных образцов растений, на которых есть информация о том, кто собрал растение и откуда оно взялось. Но что делает проект «Гербарий» замечательным, так это то, что он напоминает старую викторианскую практику сбора цветов в том, что Смитсоновский сад называет ботаническими альбомами для вырезок.
Проект «Гербарий» сочетает в себе искусство, науку, работу на открытом воздухе и ремесла в помещении. Даже студенты, у которых раньше были проблемы с концентрацией внимания, сделали все необходимое для этого проекта. Туй’т’анат-Циз говорит: «Они многому научились, но я действительно видел, что они учат». Студент даже обучал свою мать важности научной точности, когда усердно искал названия своих образцов.
The Herbarium Project, 2017, Галерея современного искусства, Ванкувер, Британская Колумбия (Фото: Four Eyes Portraits)
Информацию о растениях в основном можно найти в книгах или преподавать Туй’т’анат-Киз. Единственный раз, когда студенты использовали электронное устройство, было получение широты и долготы местонахождения их растений. «Я думаю, какими бы красивыми ни были современные технологии, мы должны побуждать детей прикасаться к природе и чувствовать ее, а также понимать, что это первая технология», — говорит она. Делясь и подчеркивая знания коренных народов о растениях, Туй’т’анат-Сиз надеется «создать больше хранителей этих [природных] пространств» — философия обучения, которая продвигает новое видение канадского научного образования. К сожалению, без такого учителя, как она, такой арт-научный проект может быть трудно осуществить.
Лучший способ обучать науке дома — объединить ее с историей, — предлагает Дерек Вульф, дизайнер Pathfinders. «Я имею в виду, что все интересное — это история», — говорит он. Один из его наборов, который называется Youtopia, представляет собой движущуюся диораму, которую вы проектируете и строите. Его движения немного ограничены, но в отличие от других проектов DIY, которые включают, например, покраску собранного робота, Youtopia открыта. Не имея «предопределенного результата», он требует воображения и художественного чутья. Его можно использовать, чтобы рассказать историю, продемонстрировать отношения между хищником и добычей, создать потрясающую открытку на день рождения или заставить корову прыгнуть через луну.
И поскольку это может быть что угодно, Youtopia кажется мне набором, открытым не только для искусства, но и для неудач. Сара Уитлок в STAT делает интересное замечание: «Мы должны продолжать говорить с младшими студентами естественных наук, когда это уместно, о наших неудачах, чтобы они знали, что их собственные подобные неудачи не разрушают их карьеру». (Ознакомьтесь с #ScienceFails для некоторых реальных примеров.