Как школьника научить читать быстро: Как научить ребенка быстро и правильно читать: упражнения и игры для улучшения техники чтения — Методика преподавания — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Как научить ребенка читать: методики от опытного педагога

В каком возрасте надо начинать учить ребенка читать

Логопед Ная Сперанская считает, что оптимальный возраст, в котором можно понемногу начинать обучение чтению — 5,5 лет.

«Но все же отправной точкой для первых шагов в этом деле должен становиться не конкретный возраст, а сам ребенок. Есть дети, которые готовы к освоению навыка уже в 3-4 года, а есть те, которые «созревают» ближе к 1 классу. Как-то я работала с мальчиком, который не умел читать в 6,5 лет. Он знал буквы, отдельные слоги, но читать не умел. Как только мы стали заниматься, стало понятно, что он абсолютно готов к чтению, за два месяца он стал отлично читать по слогам», — рассказала Сперанская.

Как научить ребенка читать быстро и правильно

Первое, чему надо научить вашего малыша, — это умению соотносить букву и звук. «Ни в коем случае нельзя учить ребенка названиям букв, как в алфавите: «эм», «бэ», «вэ». Иначе обучение обречено на провал. Дошкольник попытается применить новые знания на практике. Вместо того, чтобы читать [мама] он будет читать [мэ-а-мэ-а]. Замучаетесь переучивать», — предупредила логопед.

Поэтому важно сразу давать ребенку не названия букв, а звуки, которые они обозначают. Не [бэ], а [б], не [эм], а [м]. Если согласный смягчается гласным, тогда нужно отражать это в произношении: [т’], [м’], [в’] и т.д.

Чтобы помочь ребенку лучше запомнить графические символы букв, слепите вместе с ним букву из пластилина, выложите с помощью пуговиц, нарисуйте пальцем на блюдце с мукой или манкой. Раскрашивайте буквы карандашами, рисуйте водными маркерами на бортике в ванной.

«Поначалу ребенку будет казаться, что все буквы похожи друг на друга. Эти действия помогут научиться быстрее различать их», — рассказала логопед.

Как только малыш запомнит буквы и звуки, можно переходить к запоминанию слогов.

close

100%

Как научить ребенка соединять буквы в слоги

«Соединять буквы в слоги — это все равно, что учить таблицу умножения. Надо просто запомнить эти сочетания букв», — объяснила логопед.

Ная Сперанская отметила, что большинство пособий предлагает учить детей чтению именно по слогам. При выборе надо учитывать два нюанса:

1. В книгах должно быть мало текста и много картинок.

2. Слова в них не должны быть разделены на слоги с помощью больших пробелов, дефисов, длинных вертикальных черточек.

«Все это создает визуальные трудности при чтении. Ребенку сложно воспринимать такое слово как что-то целое, трудно «собрать» его из разных кусочков. Лучше всего, если в слове не будет лишних пробелов или других разделяющих знаков, а слоги будут выделены дугами непосредственно под словом», — объяснила логопед.

По словам Сперанской, также для изучения слогов подойдут кубики с буквами — играя в них, ребенок быстрее запомнит сочетания.

Еще один способ ненавязчиво помочь ребенку освоить буквы и слоги, распечатывать их крупным шрифтом на бумаге и развешивать такие листочки по всей квартире.

«Повесьте их на холодильнике, на доске в детской, на стене в ванной комнате. Когда такие листочки развешены по всей квартире, можно много раз за день ненароком возвращаться к ним. Моете руки? Прочитайте, что написано рядом с раковиной. Ребенок ждет пока вы дадите ему обед? Попросите его назвать, какие слоги висят на холодильнике. Занимайтесь по чуть-чуть, но как можно чаще. Шаг за шагом ребенок выучит слоги, а затем и потихоньку начнет читать», — рассказала специалист.

Сперанская уверена, что так ребенок научится читать гораздо быстрее, чем после ежедневных занятий, когда родители усаживают малыша за стол со словами: «Сейчас мы будем заниматься чтением…»

«Если вам совсем сложно отказаться от таких занятий, то обратите внимание, что нервная система у дошкольников еще не созрела для долгих и монотонных уроков. Дети тратят колоссальные усилия на анализ графических символов. Обучение чтению для них все равно, что обучение очень сложному шифру. Поэтому надо соблюдать в таких занятиях четкий тайминг. В 5,5 лет дети способны удерживать внимание не больше 10 минут, в 6,5 лет — 15 минут. Именно столько должно длиться одно занятие. И таких «уроков» должно быть не больше одного в день, если вы, конечно, не хотите, чтобы ребенок потерял мотивацию к обучению еще до школы», — объяснила логопед.

Как правильно объяснить ребенку, как делить слова на слоги

Обучая ребенка делить слова на слоги, воспользуйтесь карандашом. Отмечайте слоги карандашом с помощью дуг.

close

100%

«Возьмем слово «динозавр». Его можно разделить на три слога: «ди», «но», «завр». Первые слоги ребенок прочитает без труда, а вот осилить третий ему будет сложно. Малыш не может охватить взглядом сразу три-четыре буквы. Поэтому я предлагаю учить читать не совсем по слогам, а по так называемым слогослияниям. Это когда мы учим читать сочетания согласных и гласных, и согласные читаем отдельно. Например, слово «динозавр» мы будем читать так: «ди» «но» «за» «в» «р» Последние две буквы читаем отдельно от «за». Если сразу учить ребенка читать по слогослияниям, он станет быстрее осваивать сложные слова и перейдет к беглому чтению», — уверена логопед.

В тексте слогослияния можно обозначить почти так же, как и слоги. Гласный+согласный с помощью дуги, а отдельный согласный с помощью точки.

Ная Сперанская дала родителям рекомендацию как можно дольше заниматься заучиванием слогов/слогослияний, а к текстам переходить лишь тогда, когда ребенок предложит сам.

«Если дошкольник не рвется читать, то не нужно давить на него. Автоматизируйте слогослияния. Не торопитесь. Обучение должно происходить постепенно, от простого к сложному. Техника чтения нарабатывается со временем», — добавила Сперанская.

Еще одно важное уточнение от логопеда: когда ребенок начнет читать слова, а затем и предложения, родителям надо уточнять значения прочитанного.

«Ребенок читает слово «мама», после этого вы задаете вопрос: «что это значит, что ты только что прочитал»», — поделилась логопед — «Это необходимо, чтобы ребенок не просто читал хорошо, но и чувствовал смысл прочитанного. К сожалению, нередко можно встретить детей, которые «шпарят» целые тексты, но объяснить, о чем они, не в состоянии».

Для домашнего обучения Ная Сперанская порекомендовала следующие пособия:

1. Книга для начала обучения чтению — комплект Безрукова О. А. Каленкова О. Н. «Уроки русской грамоты», издательство «Русская Речь»
2. Плакаты для обучения чтению и грамоте В. Г. Дмитриева, издательство «АСТ»
3. «Ну-ка, буква, отзовись!» Колесникова Е.В, рабочая тетрадь
4. Книги из серии «Читаем сами» издательства «Вакоша»

Учимся читать быстро и правильно за 15 минут в день

Много ли читают современные дети? О, да! Много ли современные дети читают книг? О, нет! Как научить ребёнка читать быстро и понимать прочитанное? Волшебные упражнения в этой статье.

Эксперты считают, что ни в одну эпоху жизни человечества люди не читали так много, как сейчас. Сообщения в мессенджерах, форумы, комментарии, игры с текстовым наполнением, комиксы…читают дети много, но читают плохо.  Хотите научить ребёнка читать быстрее и понимать прочитанное? У нас есть волшебные упражнения, которые позволят ребёнку увеличить скорость чтения в два-три раза за 10-15 минут в день.

Семь врагов быстрого чтения

1.     Неправильные движения глаз

Может показаться, что во время чтения взгляд плавно скользит по строчке, но это не так. На самом деле взгляд перемещается небольшими «прыжками» от одного участка слова или предложения к другому. Во время остановки перед следующим прыжком и происходит чтение, пока мы переводим взгляд, воспринимать информацию мы не можем. Взрослые люди, читая на русском языке, равномерно «перепрыгивают» от слова к слову, слева направо. Фиксация в одной точке обычно длится не больше четверти секунды. У детей могут быть проблемы с правильным движением глаз при чтении, что замедляет скорость чтения. Попросите ребёнка проследить глазами за карандашом, который вы будете вести слева направо примерно в 30 сантиметрах от его лица. Если ему тяжело следить за карандашом и его глаза двигаются с заметными рывками, то над правильными движениями глаз при чтении надо поработать. 

 

2.     Проговаривание слов

Артикуляция — враг быстрого чтения, но только у подростков! Младшие школьники, как раз должны уметь выговаривать слова правильно, не проглатывая буквы и окончания, и обязательно озвучивать читаемое «про себя». Большая ошибка — отучать ребёнка 6-9 лет от артикуляции во время чтения. Это грозит:

  • орфографическими ошибками;
  • неправильным чтением слов;
  • неправильной расстановкой ударений.

 

 

3.     Возвращение взгляда в исходную точку

Вам это покажется удивительным, но, читая про себя, мы несколько раз перечитываем одно и то же, не замечая этого. Некоторые дети могут неосознанно прочесть строку 5-6 раз, прежде чем осмысляют текст. Попробуйте замерить скорость чтения свою и ребёнка, читая просто так и ведя пальцем под строкой. Результаты вас удивят.

4.     Узкое поле зрения

Герои шпионских боевиков частенько замечают какую-нибудь смутную тень боковым зрением и спасаются от угрозы. Однако в мирной жизни боковое или периферическое зрение тоже играет немаловажную роль. К примеру, оно позволяет читать быстрее! Медленно читающие дети видят одновременно от трёх до шести букв, представьте, как возрастает скорость чтения, если одномоментно ребёнок может воспринять 8-20 символов.

5.     Неумение концентрироваться

Проблемы с концентрацией внимания нередко встречаются и у взрослых. Детям сложно долго удерживать фокус даже на интересных предметах и занятиях. Если ребёнок не любит читать, то и десять минут сосредоточенного чтения — уже победа, но если юный ученик постоянно отвлекается и никак не может сосредоточиться, то оставьте его в покое. Лучше вернуться к упражнениям позже, чем довести ребёнка до слёз и вызвать у него ненависть к чтению.

 Как развить умение концентрироваться у ребёнка читайте в этой статье.

6.     Скудный словарный запас

Как-то нам написала мама второклассника, потратившая два дня на заучивание стихотворения с ребёнком. Само стихотворение короткое, всего восемь строчек.

«Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад — дорога промерзает,

Журча ещё бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы».

Красным в стихотворении выделены слова, значения которых ребёнок не знал. На их объяснение и заучивание ушла львиная доля времени. Любое непонятное слово — кочка на пути познавательного процесса, если таких слов больше 10 %, теряется не только скорость чтения, но и процент понимания.

7.      Плохое понимание прочитанного

О том, как правильно читать, чтобы эффективно усваивать прочитанное, написаны десятки книг, но детям 6-9 лет нужно просто уметь понимать прочитанный текст. Казалось бы, какая тут связь со скоростью чтения? Прямая. Чем быстрее ребёнок поймёт, что чтение это не нудное, нелюбимое занятие, а способ получать знания и развлекаться, тем с большей охотой он будет отдавать свободное время книгам. А там уже и расширение словарного запаса, и улучшение оценок не за горами.

Волшебные упражнения

Таблицы Шульте

Таблицы Шульте — это эффективный метод развития периферийного зрения. Расположите таблицу на расстоянии 30-40 сантиметров от ребёнка, его задача, глядя в центр, находить цифры от 1 до 9, не шевеля глазами.  

 

 

 

Тест Струпа

Забавное упражнение, которое вы можете сделать вместе с ребёнком. Задача состоит в том, чтобы назвать цвет, которым нарисованы слова, а не читать текст.

Это упражнение развивает как способность сосредотачиваться на чтении, так и умение понимать прочитанное.

 

Анаграммы

Ещё одно упражнение, которое может развлечь в очереди или в ожидании заказа.

Нужно расшифровать загаданные слова. Это упражнение тренирует интуитивное чтение и сообразительность.

 

 

Скороговорки

Чётче говорим — быстрее читаем.

Скороговорки — ещё одно упражнение, которым можно заниматься где угодно.

 

Чтение с пальцем или линейкой

Если ребёнок норовит сбиться со строки или возвращается глазами назад, то чтение с линейкой или пальцем под читаемым словом может помочь ему избавиться от этой привычки.

 

Минимальный словарный запас

По ссылке ниже представлены списки самых частотных слов русского языка, поверьте, если ребёнок научится их бегло читать, общая скорость его чтения возрастёт в два-три раза. Дело в том, что мы не читаем каждое слово, большую часть слов мы предугадываем, зная наперёд речевые штампы, устойчивые выражения и как строятся предложения. Достаточно знать тысячу самых употребляемых слов, чтобы без труда воспринимать 60 % текстов на русском языке.

  • 100 частотных слов русского языка
  • 100 – 1000 частотных слов русского языка

 

 

Волшебный квадрат понимания

Отличный способ подготовиться к пересказу текста или просто научить ребёнка воспринимать прочитанное. Ответы на вопросы можно записать или зарисовать. Лучше всего распечатать несколько квадратов и вклеивать их по мере заполнения в отдельную тетрадку.

 

Лишние слова

Очень забавное упражнение, которое потребует от вас некоторой подготовки. Возьмите известную ребёнку сказку или историю и вставьте в текст лишние слова. Задача ребёнка побыть детективом, ему нужно найти и вычеркнуть лишние слова. Поначалу лучше, чтобы слова сильно выбивались из контекста и добавляли в историю абсурдности, а когда ребёнок начнёт легко справляться с заданием, задание можно усложнить, используя незнакомый ребёнку текст.

 

Общие рекомендации

  • Подавайте личный пример, дети любят подражать родителям, если время от времени ребёнок будет видеть с книгой вас, он будет читать с большей охотой.
  • Не заставляйте ребёнка читать силой, он начнёт ненавидеть и книги, и само чтение.
  • Занимайтесь 10-15 минут в день, но каждый день. Постоянство намного важнее количества за раз потраченного времени.
  • Купите ребёнку книги, соответствующие его интересам. Отличным выбором будут комиксы, да, там не так уж много текста, но это всё равно текст!
  • Маленькая хитрость, которая точно окажет эффект. Скачайте мультфильмы и сериалы интересные юному ученику в оригинальной озвучке с русскими субтитрами. Вы можете замедлить скорость субтитров, чтобы ребёнку было комфортно читать. Так вы убьёте сразу двух зайцев: ребёнок привыкнет к звучанию иностранной речи и начнёт читать быстрее.

4 способа научиться читать быстрее

Перейти к содержимому

Оглавление

  1. Наука скорочтения
    1. 1. Найдите ключевые слова
    2. 2. Пропустите вперед
    3. 3. Сделайте это понятным
    4. 4. Делайте заметки
  • Всем известно, каково это — читать книгу настолько хорошо, что просто невозможно оторваться — вы смакуете каждое слово на странице и можете вспомнить цитаты из отрывков наизусть. Мы также знаем, каково это, когда читаешь сухой, скучный учебник и понимаешь, что вдруг ты «прочитал» еще 6 страниц и даже не помнишь, о чем там было.

    Есть только одна вещь, которая отличается от этих двух сценариев чтения, и это энтузиазм . Энтузиазм стимулирует наш интерес, позволяет нам сосредоточиться и усвоить больше того, что мы читаем, что приводит к способности читать быстрее и запоминать больше контента! Трудно с энтузиазмом читать много (часто скучного) текста, что обычно требует больше времени, умственного напряжения и несфокусированных заметок по теме. Вот почему мы нашли 4 стратегии, чтобы изменить и улучшить то, как вы читаете и запоминаете информацию.

    Наука скорочтения

    Вот 4 стратегии, которые помогут вам научиться скорочтению:

    1.

    Поиск ключевых слов

    Вместо того, чтобы произносить комбинации букв, которые мы собираем вместе, чтобы составить слова, и читать их все по отдельности. , сосредоточьтесь на том, как ваши глаза перемещаются по странице. Сосредоточение внимания на том, что видит ваш глаз, поможет увеличить скорость чтения. По сути, мы хотим, чтобы вы сначала просматривали контент, пока ваш взгляд не остановился на слове или предмете, который вас интересует.

    С самого первого дня нас учили читать каждое слово в предложении и абзаце, но этот процесс такой долгий и утомительный! Нам действительно нужно читать только существительные и прилагательные, чтобы понять основную мысль предложения; глаголы, наречия и другие части речи обычно не нужны, когда вы просто пытаетесь получить основную, самую важную информацию. К этому совету может быть трудно привыкнуть, но вы будете делать это все время, как только освоите его! Выделение этих ключевых слов и фраз также является отличной идеей для повторения текста.

    ↑ Содержание ↑

    2. Пропустить вперед

    Сначала прочтите первое и последнее предложения абзаца. Это может сэкономить вам много времени, если первое предложение абзаца представляет тему, которую вы уже знаете. Затем вы знаете, что не стоит тратить время на чтение абзаца целиком, и можете перейти к следующему абзацу.

    ↑ Table of Contents ↑

    3. Сделайте это значимым

    Наш мозг хранит все, что мы читаем, мы просто не знаем, что оно там, потому что большая часть этого попадает в наше подсознание. Из-за этого может быть трудно вспомнить тему или интересный факт, который вы читали ранее. Чтобы лучше восстановить его, мы рекомендуем вам связать прочитанное с чем-то, что вы уже знаете, например, с личным опытом.

    Примеры:

    • Изучая судебную экспертизу, вы можете связать то, что вы узнаете, с эпизодом сериала «Мыслить как преступник», который напугал вас, или со случаем, когда вы случайно нашли старые кости животных в походе.
    • Еще в 5-м классе все, что мы узнали, было преобразовано в аббревиатуру в зависимости от темы, и, честно говоря, многие из этих аббревиатур сопровождали меня во взрослой жизни. В частности, мой учитель естествознания в 5-м классе учил нас запоминать формулу плотности (масса, деленная на объем, равна плотности), когда мистера Даттона рвет каждый день. Я понимаю, что, возможно, это был не лучший и не самый здоровый пример для обучения группы пятиклассников, но прошло 11 лет, а я все еще знаю, как вычислять плотность!

    ↑ Содержание ↑

    4. Делайте заметки

    Существует состояние, известное как гипертиметический синдром , которое позволяет больным помнить абсолютно все, что они читают, видят или слышат. К сожалению, это чрезвычайно редкое состояние, поэтому большинству людей нужна помощь в запоминании того, что мы читаем, и для этого мы пишем! После того, как вы закончите чтение, мы рекомендуем вам вернуться и сделать некоторые заметки по ключевым словам и темам, которые вы выделили ранее. Включая краткое изложение самой важной информации, которую вы нашли — вы можете просмотреть это через несколько дней или лет и вспомнить, о чем была книга или отрывок!

    Мы надеемся, что эти 4 простых совета повысят ваш интерес к чтению и обучению! Мы также надеемся , что теперь

    все, что вы читаете, будет таким же увлекательным, как ваша любимая книга, и что вы получите больше от тех академических учебников, которых вы всегда боялись.

    • Гиды
    • Популярный

    Подробнее в разделе Самосовершенствование

    10 решений для детей, которые читают слишком быстро (+ Скачать БЕСПЛАТНО!)

    Мари Риппель

    Маленьким читателям может быть сложно читать в правильном темпе. Некоторые дети читают слишком медленно, а другие слишком быстро.

    Слишком быстрое чтение может показаться несколько маловероятной проблемой. Наличие ребенка, который читает слишком медленно, может вызвать очевидные тревожные сигналы, но родители и учителя не всегда так обеспокоены, когда ребенок читает слишком быстро.

    Однако со слишком быстрым чтением возникают определенные проблемы.

    Дети, которые читают слишком быстро, склонны думать, что «хорошие читатели — читатели быстро». Послушайте пример в видео ниже. Как вы думаете, это звучит как хорошее чтение для вас?

    Как вы понимаете, таким ученикам важно замедляться, чтобы они могли точно читать и понимать текст. Итак, переходим к решениям!

    1. Объясните, что чтение должно происходить в том же темпе, что и обычная речь — не слишком быстро и не слишком медленно.
    2. Дважды прочитайте ей вслух абзац и попросите сказать, какой из них легче понять. В первый раз прочитайте очень быстро, без выражения и не останавливаясь на знаках препинания. Второй раз читайте с осмысленным выражением в нормальном, понятном темпе. Слышит ли она разницу? Было ли ей легче понять?
    3. Признайте, что она хорошо читает и может читать очень быстро, но вы хотите, чтобы она читала медленнее, потому что вы хотите понять слова, которые она говорит.
    4. Запишите, как ваш ученик читает в быстром темпе, а затем в обычном темпе. Она может прослушать записи, чтобы услышать разницу.
    5. Вместо того, чтобы просить вашего ученика указывать на каждое слово, попросите его использовать лист бумаги в качестве ориентира под строкой, которую он сейчас читает. Посмотрите, поможет ли ей замедлиться физическое напоминание о листке бумаги — и необходимость передвигать его во время чтения.
    6. У вас может быть кодовая фраза, напоминающая ей о том, что нужно притормозить, например, «скорый кролик».
    1. Прочитайте ей страницу в обычном темпе, а затем попросите ее прочитать ее с ее высокой скоростью. Посмотрим, услышит ли она разницу. Затем прочитайте ей следующую страницу, и пусть она читает в том же темпе, что и вы.
    2. Если ваш ребенок игнорирует знаки препинания, научите его сжимать пальцы, когда он ставит знаки препинания в конце предложения. Это хорошее кинестетическое напоминание о том, что для пунктуации нужно замедлиться.
    3. Вы также можете попробовать назначить более короткое время чтения. Начните с того объема, который она может прочитать с удовольствием в хорошем темпе, — и на этом закончите. Похвалите ее за то, что она читает в понятном темпе или с выражением, или за любую часть ее чтения, которая прошла хорошо. Возможно, она смотрит на продолжительность чтения и просто хочет, чтобы оно закончилось быстро, поэтому сосредоточение внимания на более коротком отрывке, сделанном с выражением, укрепит правильные привычки.
  • About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts