Как учить стихи с ребёнком: полезные советы
Актуальное
Простые, но эффективные советы, как помочь ребенку выучить стихотворение.
Совет 1. Найдите непонятные слова
Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком, должен сам прочитать его с выражением. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Спросите его, о чем говорится в этой или иной строчке? Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз. Приступайте к заучиванию только после такой предварительной работы.
Совет 2. Увеличивайте объем постепенно
Возьмите для первого раза стихотворение, строки которого состоят из 3–4 слов. Для начала подойдёт двустишье или четверостишье. Позже можно брать стихотворения большего размера, делить его на четверостишия и заучивать по порядку. В первый час два четверостишия. Потом следующие два. Именно по два, а не больше.
Совет 3. Визуализируйте стихотворение
Визуализируйте стихотворение. Помогите ребёнку представить происходящее, расскажите о деревне, в которой жил маленький мальчик «мужичок с ноготок», о том, как его отцу тяжело было прокормить большую семью, о лютом морозе. Также стихотворение можно нарисовать – в виде символов или сделать иллюстрацию к тексту.
Совет 4. Подключите эмоции
Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, – такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Некоторые воспитатели в детских садах приучают детей к невыразительной манере чтения стихов. Ребятишек в группе много, и коллективное заучивание невольно превращается в монотонное «Та-та, та-та, та-та, та-та…» Это неправильно! Учить стихотворение лучше индивидуально, так что помните об этом и держите ситуацию под контролем. Малыш, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.
Совет 5. Переведите рифму в прозу
Если ребёнку трудно даётся заучивание рифм, переведите стихотворение в прозу. Прочитайте ему произведение целиком и попросите рассказать о чём в нём говориться. Можно помочь, задавая наводящие вопросы. Таким образом, сформируется смысловая последовательность. После такой обработки заучивание стихотворения пройдёт легче и быстрее.
Совет 6. Нарисуйте стихотворение
Нарисуйте с ребенком стихотворение. Четверостишие за четверостишием. И вовсе не обязательно создавать шедевры изобразительного искусства. Достаточно будет схематических рисунков. Сначала рисуем, а потом рассказываем стихотворение по картинкам. В общем, поиграйте в иллюстраторов. Этот метод хорош тем, что к процессу запоминания подключается зрительная память.
Совет 7. Поиграйте в театр
Инсценируйте стихотворение. Каждую строчку произведения можно не просто читать, а еще и показывать. Если действующих лиц много, можно привлечь к представлению всех членов семьи.
Совет 8. Используйте диктофон
Сейчас в каждом телефоне есть встроенный диктофон. Сделайте аудиозапись стихотворения, прочитанного ребенком, а затем включите запись и дайте ему прослушать. Так, вы подключите к процессу слуховую память, и значительно повысите шансы ребенка запомнить те строки, которые никак не поддаются.
Совет 9. Разрежьте стихотворение на строчки
Разрежьте стихотворение на строчки. Это способ закрепить выученный стих в памяти, перевести его из памяти кратковременной в долговременную. Нужно распечатать стихотворение на листе бумаги или просто написать. Главное чтобы шрифт был крупным. А потом взять и разрезать стих на отдельные строки. Перемешать и предложить ребенку выложить строчки в нужном порядке.
Совет 10. Повторяйте выученное
Вместе с ребенком повторяйте выученное стихотворение через промежуток времени: перед сном, на следующий день, через неделю. Только не стоит делать это в виде экзамена: «А ну-ка, расскажи, я посмотрю, как ты запомнил». Гораздо эффективнее, если вы предложите рассказать вместе папе, бабушке, соседке, или если Вы начнете рассказывать, а потом «забудете» и попросите ребенка помочь.
Совет 11. Не откладывайте заучивание
Не откладывайте заучивание стихотворений до школы. Начинать учить стихотворения наизусть желательно не позже 3–4 лет.
Совет 12. Делайте перерывы
Делайте перерывы для отдыха, чтобы однообразное занятие не наскучило.
Совет 13. Никакого насилия!
Не заставляйте ребенка и не наказывайте за неудачи.
Совет 14. Учитывайте индивидуальные особенности
Выбирайте стихотворение в соответствии с возрастом и темпераментом ребенка. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным – размеренные, плавные.
Совет 15. Учите с целью
Поначалу учите стихотворение в качестве подарка: для мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза.
- Пожертвовать
- 17 тыс. 0
- 1
Размер шрифта: A- 15 A+
Цветовая схема:
ЦветаЦвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки: Прямой (Lucida)С засечками (Times)GeorgiaМоноширинныйСжатыйРукописныйIBM Plex SerifVollkornOranienbaum
Текст: Прямой (Arial)С засечками (Times)GeorgiaМоноширинныйСжатыйРукописныйIBM Plex SerifVollkornOranienbaum
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки
Методы запомнить любой стих в короткое время
Содержание
- Как запомнить стихотворение
- Дополнительные советы и рекомендации
Поэзия помогает людям развивать воображение, расширять словарный запас и повышать грамотность. Однако не всем удаётся с лёгкостью выучить даже пару четверостиший, ведь наш мозг — это удивительный механизм, который зачастую сам решает, что надо запомнить, а что стереть из памяти спустя пару минут. В этом материале мы расскажем о способах и некоторых полезных инструментах, которые помогут запомнить надолго любое стихотворение.
Как запомнить стихотворение
Читать вслух
Конечно же, первое, к чему надо привыкнуть, — читать стихотворение вслух. Причём как учили — с чувством, с толком, с расстановкой. Лучше делать это перед зеркалом, чтобы наблюдать за жестикуляцией и эмоциями. Сама по себе рифма и так способствует запоминанию, но именно чтение стихотворения вслух помогает уловить его ритм. Этот способ подойдёт аудиалам — людям, которые лучше воспринимают информацию через слух.
Если вы аудиал или просто хотите знать больше о техниках запоминания любой информации, можно принять участие в нашем бесплатном вебинаре.
Переписывать
Для людей, которые обладают развитой механической памятью, лучшим способом запомнить стихотворение станет переписать его от руки. Можно начать с одного четверостишия и записать его несколько раз, чтобы оно точно запомнилось. Метод переписывания так же отлично работает при повторении.
Записывать себя
Этот способ помогает не просто лучше запоминать стихи, но и прорабатывать свою речь. Включите диктофон и прочитайте стихотворение с листа. Постарайтесь записать его именно так, как вам бы хотелось звучать у микрофона, со сцены: с выражением и правильной интонацией. После этого прослушайте запись и оцените, насколько хорошо вы прочитали стих. Если какой-то момент вам не понравился, постарайтесь исправить его, прочитать по-другому.
Петь
«Мне нравится, что вы больны не мной, мне нравится, что я больна не вами…» — строки из стихотворения Марины Цветаевой, которые знает каждый, потому что все мы видели фильм «Ирония судьбы». Всё дело в музыке — именно она помогает уловить ритм стихотворения, а это очень сильно помогает в том, чтобы не произнести лишних слов в строке или сделать неподходящие паузы. Отсюда совет: если стихотворение никак не хочет оставаться в памяти, попробуйте превратить его в песню. Можно придумать свою мелодию или поискать уже готовые сочетания стихов и музыки в интернете.
Дополнительные советы и рекомендации
Метод цепочек
Если стихотворение состоит из знакомых образов: гроза, гром, май, — придумать ассоциацию легко. А если в произведении используются сложные обороты, в которых заложен какой-то глубинный смысл… тогда стоит подобрать ассоциации, которые нам знакомы. Наш мозг очень любит картинки и образы — то, что можно увидеть и потрогать, а затем представить.
Попробуйте для начала придумать яркие зрительные образы для каждой строки. Важно, чтобы ассоциация была вашей собственной и возникала в голове без усилий.
Проделайте это со всеми четверостишиями, повторяя каждое до тех пор, пока оно не будет «отскакивать от зубов».
Важно: учить каждое четверостишие следует отдельно. Только когда вы запомните 3–5 таких отрывков, можно начать повторять их все вместе.
Рисовать майнд-карты
На майнд-картах вся информация закодирована в виде символов. Такие рисунки помогают тезисно изобразить каждое четверостишие и соединить их между собой. Попробуем закодировать первые четыре строки «Евгения Онегина»:
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
В центре листа нарисуйте мужчину и обведите рисунок кругом — это будет дядя. От этого рисунка проведите четыре линии, которые будут вести к ключевым словам этого отрывка: честность (…самых честных правил), хандра (…не в шутку занемог), уважение (…уважать себя заставил) и идея (…лучше выдумать не мог). К каждому ключевому слову также подберите небольшой рисунок. К примеру: честность — молоток судьбы, а идея — лампочка. Можно выбирать: любые картинки, которые нравятся вам, — главное, чтобы они отражали смысл и были запоминающимися. Чтобы при взгляде на символ сразу вспоминалось ключевое слово. Рисуйте все символы по часовой стрелке, чтобы не запутаться в последовательности.
Повторяйте стихотворение словно бы к выступлению на сцене. Если периодически не воспроизводить информацию в памяти, мозг примет её за ненужный груз и сотрёт. Может показаться, что если стихотворение выучено на отлично, то оно сохранится до момента выступления. Но уже через несколько дней окажется, что какие-то слова или целые строки подзабылись. Поэтому старайтесь как можно чаще уделять время повторению, ведь оно, как говорится, — мать учения.
10 полезных советов о том, как написать стихотворение — блог Jerz’s Literacy (основан в 1999 г.)
Jerz > Письмо > Общие советы по творческому письму [ Поэзия | Художественная литература ]
Если вы пишете стихотворение, потому что хотите запечатлеть чувство, которое вы испытали , то эти советы вам не нужны. Просто напишите все, что считаете нужным. Только вы испытали то чувство, которое хотите выразить, поэтому только вы будете знать, удастся ли ваше стихотворение.
Если же ваша цель – общаться с читателем — опираясь на установленные условности литературного жанра (условия, которые будут знакомы опытному читателю) до вызывать эмоциональный отклик у вашего читателя — тогда просто писать то, что кажется вам правильным, не будет достаточно. (См. также «Поэзия для слуха» и «Когда пишут отсталые поэты-новички».)
Эти советы помогут вам совершить важный переход:
- от к написанию стихов, чтобы отпраздновать, отметить или запечатлеть ваши собственные чувства (в этом случае вы, поэт, являетесь центром вселенной стихотворения)
- к писать стихи, чтобы вызвать чувств у вашего читателя (в этом случае стихотворение существует исключительно для того, чтобы служить читателю).
- Знайте свою цель
- Избегайте клише
- Избегайте сентиментальности
- Используйте изображения
- Используйте метафоры и сравнения
- Используйте конкретные слова вместо абстрактных слов
- Тема общения
- Подорвите обыденность
- Рифмуйте с предельной осторожностью
- Пересматривайте, пересматривайте, пересматривайте
Если вы не знаете, куда идете, как вы туда доберетесь?
Вы должны знать, чего вы пытаетесь достичь, прежде чем начинать какой-либо проект. Написание стихотворения не является исключением.
Прежде чем начать, спросите себя, что вы хотите, чтобы ваше стихотворение «делало». Вы хотите, чтобы ваше стихотворение исследовало личный опыт, протестовало против социальной несправедливости, описывало красоту природы или определенным образом обыгрывало язык? Как только вы узнаете цель своего стихотворения, вы можете приспособить свое письмо к этой цели. Возьмите каждый главный элемент вашего стихотворения и заставьте его служить основной цели стихотворения.
Совет № 2. Избегайте клишеСтивен Майнот определяет клише следующим образом: «Метафора или сравнение, которое стало настолько привычным из-за чрезмерного использования, что средство … больше не привносит никакого смысла в тенор. Оно не дает ни яркости свежей метафоры, ни силы одного немодифицированного слова… Это слово также используется для описания часто употребляемых, но неметафорических выражений, таких как «проверено и верно» и «каждый и каждый»» ( Three Genres: The Написание поэзии, художественной литературы и драмы , 405).
Клише также описывает другие чрезмерно используемые литературные элементы. «Знакомые сюжетные схемы и стандартные персонажи — это клише в большом масштабе» (Minot 148). Клише могут быть чрезмерно используемыми темами, типами персонажей или сюжетами. Например, ковбой «Одинокий рейнджер» — это клише, потому что его использовали так много раз, что люди уже не находят его оригинальным.
Произведение, полное клише, похоже на тарелку со старой едой: неаппетитно.
Дополнительные советы по творческому письму.
Клише работают против первоначальной коммуникации. Люди ценят творческий талант. Они хотят видеть работу, которая выходит за рамки нормы. Когда они видят произведение без клише, они понимают, что автор выложился на полную катушку, делая все возможное, чтобы быть оригинальным. Когда они видят произведение, до отказа набитое штампами, они чувствуют, что писатель не показывает им ничего сверхъестественного. (Если вы не заметили, этот абзац полон клише… Держу пари, вам было скучно до слез. )
Клише скучного значения. Поскольку клишированное письмо звучит так знакомо, люди могут закончить целые строки, даже не читая их. Если они не потрудятся прочитать ваше стихотворение, они уж точно не перестанут думать о нем. Если они не остановятся, чтобы подумать о вашем стихотворении, они никогда не натолкнутся на более глубокий смысл, которым отмечены работы опытного поэта.
Примеры клише:
|