Как обратиться с просьбой, чтобы ее услышали
Фильм «Барышня-крестьянка»
С просьбой обращаются, когда нечто нужно вам, а человек вам не должен, когда договора не было и обоснованность ваших ожиданий никто подтвердить не может. Просьба — это формулирование ожиданий как бы с позиций слабого, как бы с позиции снизу… Почему «как бы»? Потому что часто это только лукавство. Потому что некоторые просьбы звучат настолько сильно, что отказать в просьбе — очень сложно, почти нереально.
Нередко можно заметить разнообразные маленькие хитрости при формулировании просьбы, иногда манипулятивного плана: нежный взгляд и руки, которые девушка кладет на грудь молодому человеку, когда очень просит о чем-то для нее важном; коммуникативные подводки, помогающие создать нужный контекст, интересное видение, желательный настрой… Как к ним относиться? Как к инструментам, которые в одних руках будут опасны, а в других — прекрасны.
Хорошо сформулированная просьба — просьба вежливая, красивая, сильная, обоснованная и спокойная, не дрожащая от страха отказа.
«А вас, Штирлиц, я попрошу остаться…»
Однако, как бы «убедительно» ни формулировалась просьба, по правилам этики настаивать на своей просьбе — нельзя. Это — не этично. Тот, кто настаивает на своей просьбе, ведет себя конфликтно, при том что тот, кто возражает против настаивания — прав. Вежливые люди за удовлетворение просьбы благодарят, а в случае отказа — извиняются за беспокойство. Не пошли вам на встречу — имеют право. Все хорошо, никто никому ничего не должен, внутреннего напряжения нет, внешнего конфликта не будет, расслабились и отстали.
«Никто никому ничего не должен» — один из жизненных принципов. При правильном толковании принцип «Никто никому ничего не должен» — основа цивилизованных отношений, при неправильном — удобная защита для эгоистов и Паразитов.
Очень часто люди думают, что обращаются с просьбой, хотя на самом деле от них звучит нечто совсем иное. «Раз сказал, два сказал, а он все никак вещи не приберет!» — Это другая ситуация, это не просьба, а требование и настаивание.
Внимание, еще раз, это важно: Просьба отличается от требования и настаивания тем, что не подразумевает обязательность исполнения, а оставляет возможность отказа. Если вам на самом деле принципиально важно, если вы на самом деле собираетесь настаивать, то не надо использовать форму просьбы. Вы можете ввести людей в заблуждение и создадите проблемы и людям, и себе.
Просьбы более всего распространены в отношениях близких людей. Как правило, при нормальных отношениях достаточно попросить, и если просьба понятна, обоснована и не трудна, вам идут навстречу. Если вам не идут навстречу, то, возможно, у вас испорчены отношения. Иногда причина в другом — у человека личные проблемы и ему не до вас. А бывает, что вы плохо или неудачно обратились: жестко, или не вовремя, или нетактично. Не страшно: извинитесь, а в следующий раз скорректируйте обращение, найдите более оптимальную форму.
Если не знаете как, вполне нормально об этом спросить. Например: «Скажи, я наверное неудачно к тебе обратилась. Как мне в следующий раз это сделать лучше, чтобы ты не сердился и меня выслушал?»
А как девушке обратиться к мужчине, чтобы он на встречу принес ей цветы? Девушке — просто, если мужчина в ней заинтересован, она может просто удивленно открыть навстречу ему глаза: «А цветы? Ко мне — и без цветов? Что за молодые люди! Ни одного поцелуя не будет, пока ты не принесешь мне самую красивую розу! Одну — но самую красивую».
Немного сложнее с аналогичной просьбой обратиться женщине к взрослому мужчине, если у них уже идут отношения, а цветов он ей почти принципиально не дарит. Волшебное время первых свиданий пропущено, привычки дарить цветы у него нет. Как обратиться к нему с такой просьбой? Это можно сделать весело. Когда смс-ками договариваетесь о встрече, напишите ему: «И у меня к тебе сегодня будет просьба. Просьба точно маленькая, честно маленькая, тебе будет не сложно, но я хочу попросить тебя, что ты мне пообещал: я тебя о чем-то попрошу, а ты мне это выполнишь. Выполнишь?» Скорее, мужчина сразу не согласится, ответит: «А о чем идет речь? Разверни пожалуйста свою просьбу!» Тут не нужно обижаться, тут можно мягко, но упереться: «Пообещай просто так. Помни, я у тебя не вредная, а хорошая, а просьба маленькая. Выполнишь?» Ответ будет: «Выполню!»
Ну и хорошо!
Просьба помыть посуду
Самое простое, это, конечно: «Помой, пожалуйста, посуду!». Немного теплее так: «Родной, помоги мне пожалуйста, мог бы ты помыть посуду?» Если речь не о том, чтобы муж помог жене, а выполнил договоренность о том, что каждый посуду моет за собой сам, то самая простая форма: «Милый, я выполняю роль напоминалки — ты хотел помыть за собой посуду. Я тебя люблю!»
Могут быть и более веселые варианты. Например, игра в любезности:
— Любезный муж, помой пожалуйста посуду после себя, как у нас это заведено.
— Почтенная жена, всенепременно, сразу после футбола. Прошу не делать мне излишних замечаний — раздражает.
— Прошу прощения за напоминание, просто возникло желание ускорить наступление порядка.
Еще вариант — игра «Следствие ведут Колобки». Разыгрываем театральную постановку, включаемся в роль и начинаем разговор в третьем лице. Например:
— Слушай, тут такая интересная история произошла, помоги разобраться 🙂 (интрига)
— Давай попробую.
— Пришла одна очень хорошая жена домой к самому дорогому, любимому и замечательному мужу. Когда-то давно они договорились о том, что он будет мыть за собой посуду. Она видит грязную посуду в раковине и переживает. Она любит мужа, он нарушил обязательства….наверное что-то у него серьезное случилось…может он мир спасал…..а может ему нужна помощь? (и.т.д. на сколько фантазии хватит…. в процессе разговора можно залезть на колени, обнять)
— Я думаю, что он устал на работе, он спас весь отдел от верной гибели… у него был очень сложный день и сейчас он очень хочет, чтобы жена вообще забыла про посуду, подошла, обняла и поцеловала мужа.
— Отлично, спасибо, ты мне очень-очень помог, я ей так и передам! (обычно в этом месте уже смеются оба).
Как правильно просить коллег о помощи
Варвара Гранкова
Исследования в области нейробиологии и психологии показывают, что страх попросить о помощи часто связан с чувством неопределенности, с риском быть отвергнутым, лишиться статуса и, возможно, независимости. Эти чувства активируют в мозге те же зоны, что и физическая боль. Однако современный бизнес устроен так, что кросс-функциональные коллективы, адаптивные технологии управления проектами и матричные или плоские структуры так или иначе подразумевают постоянное взаимодействие с руководителями, коллегами и подчиненными. Не только результаты работы, но и продвижение по карьерной лестнице зависят от умения обращаться за советом, рекомендациями и ресурсами. По некоторым оценкам, в от 75 до 90% случаев люди помогают друг другу именно в ответ на просьбу.
Издержки и выгода
Простейший способ научиться обращаться за поддержкой – понять, что, как ни странно, большинство готово протянуть нам руку помощи. Проанализировав результаты собственных давних экспериментов, профессор Корнелльского университета Ванесса Бонс выяснила: незнакомцы на 48% чаще, чем ожидается, откликаются на просьбы о помощи. Кроме того, согласно исследованиям, мы не понимаем, как много усилий они готовы приложить, чтобы поддержать нас. Опубликованное в 2017 г. исследование швейцарских ученых показало: люди, решившие потратить даже небольшую сумму на других, чувствуют себя счастливее тех, кто планирует потратиться только на себя.
Если хотите, чтобы на вашу просьбу откликнулись, переключите внимание человека. Ваш визави должен почувствовать: он помогает по собственной воле, а не по принуждению. Поэтому избегайте намеков на то, что помощь – это обязанность или чье-то указание. Не говорите «Я могу попросить вас об одолжении?», после чего люди чувствуют, что их загнали в угол. Не извиняйтесь: «Мне ужасно неловко вас напрягать…» – потому что помощь выглядит как нечто тягостное. Не делайте акцент на взаимности услуги («В следующий раз я вам помогу»): никто не любит быть в долгу и работать по бездушной схеме «ты – мне, я – тебе». Не пытайтесь преуменьшить свои потребности фразами «Я вообще редко прошу о помощи» или «У меня совсем незначительная просьба» – они намекают на то, что помощь не очень нужна. Вместо этого произносите подкрепляющие фразы-ключи, встраивая их в конкретные просьбы. Эти фразы можно использовать и в повседневном общении, чтобы заранее «запрограммировать» людей на отзывчивость.
Три ключа
Чувство локтя. Прежде всего покажите потенциальному помощнику: вы в одной команде – и эта команда очень важна. У всех есть потребность принадлежать к некоей социальной группе и поддерживать друг друга. Апеллировать к этой потребности можно по-разному. Например, исследование Приянки Карр и Грега Уолтона из Стэнфордского университета показывает: даже одно слово «вместе» может произвести впечатление на человека. Участники эксперимента, которым говорили, что в других комнатах люди выполняют такие же задания (собирают головоломки) и с ними можно будет обменяться опытом, работали на 48% дольше, получали лучшие результаты и меньше уставали, чем те, кто считал, что трудится в одиночку.
Упомяните общую цель, общего врага или общую черту вашего коллектива – например, желание перевыполнить план, обойти отраслевых конкурентов или стать похожими на супергероев. Но лучший способ объединить людей – напомнить об общих впечатлениях, идеях, мыслях и чувствах. Если, скажем, в руководстве компании всего две женщины, не стоит просто говорить «Нас двое» – лучше спросить: «Вы заметили, что нас все время перебивают?» Так вы подчеркнете не общую черту, а схожий опыт.
Что нужно помощникам
Помощник должен осознать, что вам нужна помощь: люди зачастую слишком сосредоточены на собственных делах, поэтому первым делом убедитесь, что они в курсе ваших проблем.
Помощник должен быть убежден, что вам нужна помощь: люди не предлагают помощь не потому, что не видят в ней потребности, а потому, что не уверены, что правильно понимают ситуацию, и подозревают, что вы предпочтете справиться самостоятельно.
Помощник должен взять на себя ответственность за оказание помощи: одна из основных помех на пути помощи – распыление ответственности, классическая ошибка – рассылка писем с просьбой о поддержке. Обратитесь к каждому потенциальному помощнику лично и с конкретным предложением.
Помощник должен быть в состоянии предоставить то, что вам нужно: люди очень заняты, и у них не всегда есть необходимые ресурсы или навыки, но просьбу можно «кастомизировать» – подробно изложить все детали, не требовать невыполнимого, быть готовым принять помощь, даже если она не оправдывает ваших ожиданий.
Положительный образ. Второй вариант – рассказать или напомнить потенциальному помощнику, что его качества или должность дают ему уникальную возможность оказать вам поддержку и что он не просто случайная фигура, а щедрой души человек, который всем приходит на помощь. Например, исследования выявили, что люди больше дают на благотворительность, если их просят не просто «пожертвовать», а «пожертвовать щедрой рукой», и что уже в возрасте трех лет дети чаще доделывают дела до конца (скажем, убирают кубики), если им предлагают не «помочь», а «стать помощником».
Еще один способ заставить помощника хорошо о себе думать – поблагодарить его. Недавно Boomerang, компания – производитель софта, проанализировала 350 000 цепочек электронных писем и пришла к выводу: на послания, заканчивавшиеся на «Заранее благодарю» или «Спасибо», люди отвечали гораздо чаще, чем на письма с простыми «С уважением» или «С наилучшими пожеланиями». Даже если благодарить пока не за что, выражение признательности пробуждает желание помочь – при условии, что вы делаете упор на щедрость, благородство и прочие качества адресатов, а не на то, какую пользу принесет их помощь вам.
Отдача. Люди хотят видеть, к чему привела их помощь. Многие психологи убеждены: ощущение отдачи (понимание, что ваши действия дали желаемый результат) прекрасно мотивирует и наполняет жизнь смыслом. Адам Грант из Уортонской школы бизнеса провел исследование в колл-центре компании – производителе софта для образования и маркетинга. Операторы знали, что доход, который они приносят, идет на поддержку другого отдела, но никогда не видели работающих там людей. Однажды один из этих «незнакомцев» пришел в колл-центр и рассказал, какую пользу операторы приносят ему и его коллегам. После этого продажи и доход колл-центра удвоились. Чтобы потенциальные помощники осознали, как важна их поддержка, объясните им, что именно вам нужно и на что они могут повлиять. Например, обращаясь к коллеге с просьбой проверить предложение клиенту, скажите: «Не мог бы ты просмотреть этот документ, прежде чем я отправлю его? В прошлый раз ты мне очень помог с презентацией».
Пообещайте отчитаться о результатах оказанной поддержки – и отчитайтесь! Если можно, позвольте людям самим решать, как помочь вам, и будьте готовы к тому, что ваши представления о помощи разойдутся.
Личное и профессиональное
Объясняя аудитории, как эти стратегии работают, я привожу пример из жизни. Около года назад моя подруга попросила помочь ей собрать сложную модель книжного шкафа IKEA. В то же утро я отказалась написать отзыв на статью для научного журнала, проигнорировала письмо из школы, где учится моя дочь, и едва заставила себя запустить стиральную машину. Почему я с легкостью сказала «да» подруге? Во-первых, мы давно дружим (чувство локтя). Во-вторых, я всегда помогаю подруге в подобных делах (отдача). Когда бы я ни пришла к ней на помощь, она всегда в конце говорит: «Хайди, огромное спасибо! Ты такая добрая, так мне помогаешь!» (положительный образ).
50%
работников не просят помощи, чтобы выглядеть сотрудниками с «высоким потенциалом», показал опрос 500 сотрудников американских компаний, проведенный учеными University of Oklahoma’s Price College of Business и Virginia Tech’s Pamplin College of Business
20%
сотрудников сказали, что отказываются от помощи коллег, чтобы не чувствовать себя обязанными, выяснили ученые
8%
работников считают, что их коллегам не хватит компетенций, чтобы оказать нужную помощь
Я наблюдала нечто похожее в профессиональной среде.
Как-то глава отдела по разработке продукции компании – производителя обучающего софта решил улучшить взаимодействие с отделом продаж. Торговые представители обещали клиентам доставлять сделанные на заказ программы в кратчайшие сроки – и этим усложняли жизнь разработчикам. Глава разработчиков хотел участвовать в переговорах с клиентами, но менеджеры по продажам считали, что он им мешает. Безусловно, оба отдела были убеждены, что действуют в интересах компании.В итоге руководитель отдела разработки устроил встречу с менеджерами отдела продаж и описал им процесс разработки: оказалось, никто не понимал, насколько он сложен, и не осознавал, что разработчикам нужна помощь. Затем при каждом удобном случае руководитель отдела разработки подчеркивал, что у обоих отделов одна цель – порадовать клиента и привязать его к себе. Тем самым он внушил менеджерам по продажам сильное чувство локтя. Руководитель отдела разработки также начал называть торговых представителей поборниками клиентской удовлетворенности и рассуждать об их влиянии на будущее бренда.
Когда вам понадобится помощь, помните: в большинстве случаев люди готовы ее оказать. Мало кто воспримет такую просьбу как признак слабости. Плюс это отличный способ поднять людям самооценку. Поддержка, оказанная другим, высвечивает лучшее в нас.
Оригинал статьи
Об авторе: Хайди Грант – психолог, специалист по мотивации и коммуникации, автор ряда книг
Новости СМИ2 Хотите скрыть рекламу? Оформите подписку и читайте, не отвлекаясьКак делать вежливые просьбы на английском языке
Просьба — это когда мы просим кого-то о чем-то. Поскольку мы просим кого-то о помощи, важно быть вежливым.
Мы не должны быть слишком прямолинейными.
Вот примеры слишком прямолинейного высказывания:
«Мне нужна помощь».
«Передай мне соль».
«Можешь отнести мою сумку?»
Все эти вопросы правильно написаны по-английски, но они слишком прямолинейны. Это не вежливые просьбы. На самом деле они довольно грубы. Люди обидятся, потому что подумают, что вы отдаете им приказы.
В этом уроке вы узнаете несколько способов сделать вежливую просьбу. Первые несколько примеров должны использоваться в разговорном английском языке. Последний пример для письменного английского.
Вежливые просьбы на разговорном английском
Не могли бы вы .. ?
Форма : Не могли бы вы + основная форма глагола ….. ?
Примеры :
Не могли бы вы отнести мои сумки?
Не могли бы вы дать мне совет?
Не могли бы вы отнести эти коробки?
Мы можем добавить «возможно», чтобы быть еще более вежливым. Мы ставим «возможно» между «Могли бы вы» и глаголом.
Пример :
Не могли бы вы подержать мой напиток?
Не могли бы вы .. ?
Форма : Не могли бы вы + форма глагола ing … ?
Примеры :
Не могли бы вы отнести мои сумки?
Не могли бы вы дать мне совет?
Не могли бы вы мне помочь?
Не могли бы вы сфотографировать меня?
Не могли бы вы .. ?
Форма : Интересно, не могли бы вы + основная форма глагола … ?
Примеры :
Не могли бы вы присмотреть за моей сумкой?
Не мог бы ты дать мне совет?
Не могли бы вы мне помочь?
Чтобы быть еще более вежливым, мы можем добавить «возможно»:
Не могли бы вы отвезти меня в аэропорт?
Отрицательные утверждения с вопросительными тегами
Утверждение – это обычное предложение. Это не вопрос. Мы можем добавить теги вопроса к отрицательному утверждению, чтобы преобразовать отрицание в вопрос. Это очень формальный английский, и это отличный способ вежливо спросить кого-то о чем-то.
Есть несколько способов сделать это:
Форма : Вы не могли бы + основная форма глагола … + могли бы вы?
Пример :
Вы не могли бы мне помочь, не так ли?
Форма : Вы бы не + основная форма глагола … + вы бы?
Пример :
Вы не отвезете меня в аэропорт?
Форма : Не думаю, что вы могли бы + основная форма глагола … + могли бы вы?
Пример :
Я не думаю, что вы могли бы убрать ванную, не так ли?
Вежливые просьбы на письменном английском языке
Вот хорошее выражение для официальных электронных писем и писем:
Форма :
Я был бы признателен, если бы вы могли + основная форма глагола …
Пример :
Я бы был благодарен, если вы могли бы прислать мне свой прайс-лист.
Мы можем добавить «большинство», чтобы быть еще более вежливым:
Пример :
Буду очень признателен, если вы пришлете мне отчеты.
Обратите внимание, что это , а не вопросов. Это утвердительные утверждения. Поэтому НЕ пишите вопросительный знак в конце. (?)
5 Вежливые выражения для просьб и просьб об услугах
Повседневный английский
Автор: Брэдфорд Джонс
Делать рутинные запросы довольно легко для изучающих английский язык. Для этих повседневных запросов нам не нужен формальный, косвенный язык. Простой вопрос с может или может просто отлично.
Но что, если вы обращаетесь с особой просьбой или просите об огромной услуге?
В этих ситуациях мы не можем использовать тот же язык, который мы использовали бы для обычного запроса.
Вместо этого нам нужно одно из следующих вежливых выражений.
Мне интересно, если…
Использование прошедшего времени вместо настоящего — один из способов смягчить нашу речь и сделать запрос менее прямым (и, следовательно, более вежливым).
Мы можем использовать Мне интересно, если… для больших запросов, над которыми у нас было время подумать.
Вот несколько примеров:
«Сегодня утром у меня сломалась машина, и мне пришлось взять такси. Я хотел узнать, не могли бы вы подвезти меня домой после работы. Думаю, мой дом уже на пути.
«Мне нужно быть в банке к 16:00. Мне было интересно, могу ли я сегодня уйти с работы на несколько минут раньше, чтобы быть уверенным, что успею вовремя».
«Мне интересно, можем ли мы сделать краткий обзор, прежде чем мы сдадим тест сегодня. Есть несколько вещей, в которых я не уверен на 100%».
Обратите внимание, что в этих запросах мы используем could , а не can .
Я надеялся…
Это еще одно выражение, которое мы можем использовать, чтобы сделать вежливую просьбу. Поскольку я надеялся… — это не вопрос, мы иногда после выражения задаем вопрос, например . Это нормально? или Будет ли это проблемой?
Вот несколько примеров:
«Я знаю, что ты сейчас очень занят своими занятиями, но я надеялся, что ты поможешь мне написать исследовательскую работу на этих выходных. Вы доступны?
«Я только что узнал, что мой лучший друг будет в городе на следующей неделе. Я надеялся взять выходной в пятницу, чтобы провести с ней день. Это будет нормально?»
«Я надеялся, что в этом году вы сможете провести Рождество у себя дома. Работа для меня просто безумие, и я, честно говоря, не знаю, будет ли у меня время спланировать вечеринку. Будет ли это проблемой?»
Обратите внимание, что в этих запросах мы используем could , а не can .
Как вы думаете, вы/я/мы могли бы?
Это еще одно выражение, которое мы часто используем, чтобы вежливо попросить об услуге.
Вот несколько примеров:
«Мы с мужем будем в отпуске на следующей неделе. Как вы думаете, вы могли бы получить нашу почту для нас, пока мы не в городе?
«Мне очень сложно попасть сюда в 7:30 утра. Как вы думаете, мы могли бы перенести время встречи на 8 утра?»
«Я устраиваюсь на новую работу. Как вы думаете, могу ли я использовать вас в качестве рекомендателя?»
Можно ли…?
Еще одно распространенное выражение для вежливой просьбы об услуге.
Вот несколько примеров:
«Можно ли привести наших детей на вечеринку? Мы не смогли найти няню».
«Можно ли перенести встречу на следующую пятницу вместо этой пятницы? Я только что узнал, что мне нужно ехать по работе в пятницу».
«Мы немного отстаем от графика в этом проекте. Можно ли отодвинуть срок на день или два? Будет очень сложно закончить вовремя, и мы хотим быть уверены, что делаем свою работу качественно».
Будет ли проблемой, если…?
Чтобы сделать запрос вежливым, мы используем форму простого прошедшего времени после этого выражения.
Вот несколько примеров:
«Были бы проблемы, если бы мы взяли вашу машину вместо моей? Мой не так удобен в дальних поездках».
«Были бы проблемы, если бы я сегодня ушел на несколько минут раньше? У моей дочери сегодня танцевальный концерт, и я должен помочь ей подготовиться».
«Моя машина не заводится. Будет ли проблемой, если я оставлю его на стоянке на ночь? Я могу отбуксировать его завтра утром.
Для более вежливой речи ознакомьтесь с этими приемами и выражениями вежливости в английском языке.
Брэдфорд Джонс
Привет, я Брэд. Последние семь лет я преподаю английский язык и создаю веб-сайты для изучающих и учителей английского языка. Недавно я переехал из Коста-Рики в Орландо, штат Флорида, где преподаю интенсивные курсы английского языка в государственном колледже. Если вы хотите связаться со мной, со мной можно связаться по электронной почте [email protected]
Похожие сообщения
Повседневный английский
Кухня и кулинарный словарь, который вы должны знать
Автор: Брэдфорд Джонс