Как определить стихотворный размер • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
КурсКак работает литератураЛекцииМатериалыРедактор Arzamas и бывший стиховед пытается помочь школьникам и студентам
Автор Кирилл Головастиков
Здравствуйте! Скорее всего, если вы здесь оказались, вы школьник, студент филфака или журфака, а то и бедный родитель школьника — и вам надо определить размер стихотворения, потому что это задали на дом. Я в прошлом много занимался стиховедением — наукой о ритме в стихах — и знаю, что очень часто эту не самую сложную вещь плохо понимают и тем более объясняют даже те учителя, которые ее преподают. Я попробую облегчить вам жизнь.
Важно! Здесь я хочу помочь с практическими заданиями — определением метров и размеров. Если вы готовитесь к теоретическому экзамену, лучше зазубривайте определения из тех учебников, которые вам советовали преподаватели, чтобы сдать на пять.
Итак, сначала научимся определять метр, потом перейдем к размеру. Но сначала —
Маленькое предуведомление
Давайте договоримся вот о чем: в каждой строке каждому слогу мы присвоим порядковый номер — считая слева направо. В «Буря мглою небо кроет» слог «бу» — 1-й, «ря» — 2-й и так далее, вплоть до 7-го «кро» и 8-го «ет».
Необязательное вступление: почему определить метр для многих непросто?
Скорее всего, вам объяснили, что ямб и хорей — это стопы из двух слогов. В стопе ямба первый слог безударный, второй — ударный; в хорее — наоборот. Получается, в стихах, написанных ямбом, ударения должны падать на четные слоги в каждой строке (2-й, 4-й, 6-й и так далее), а хореем — на нечетные (1-й, 3-й, 5‑й…).
Однако тут же начинаются проблемы.
Вы беретесь за «Евгения Онегина», твердо со школы зная, что он написан ямбом — четырехстопным! (вообще большинство примеров будет на ямб, чтобы было удобнее, но то же самое можно сказать и про хорей):Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил,
Все в порядке: четные по счету слоги — 2-й, 4-й, 6-й, 8-й — действительно ударные.
Когда́ не в шу́тку занемо́г,
Он уважа́ть себя́ заста́вил
И лу́чше вы́думать не мо́г.
Стоп. Здесь все не так. Нет ударений на 6-м слоге, на 2-м, снова на 6-м… Что происходит? Это все-таки не ямб?
Подобных примеров можно привести тьму. Вот еще классический четырехстопный ямб, теперь Тютчев:
Мы́сль изрече́нная е́сть ло́жь.
Здесь нет ударения на 2-м слоге («из») и на 6-м («я»), но зато есть на 1-м («мысль»), а еще на 7-м («есть»), которые вроде бы в ямбе должны быть безударными. Самое поразительное, что таких строк, которые не подходят под строку «идеального» ямба, гораздо больше, чем «идеальных»! Так что же, все это обман?
(В школьном стиховедении, возможно, пустились бы в рассуждения о пиррихиях и спондеях, но нам это сейчас ни к чему — тем более что они ничего не объясняют.)
То же самое с анапестами и дактилями (трехсложными силлабо-тоническими стопами). В строках дактиля ударения должны падать на 1-й, 4-й, 7-й, 10-й слоги и так далее. В анапестах — на 3-й, 6-й, 9-й, 12-й… Однако по факту в дактилях очень часто на 1-м слоге ударений не оказывается, хотя они там нужны (« А за окно́м шелестя́т тополя́…»). А в анапестах они там не нужны, но очень часто оказываются:
Де́тский ад на старинной картинке,
где спускают семь шкур по старинке —
жа́рят заживо, вдумчиво бьют,
ко́рмят сельдью и пить не дают.
А когда торжествует наука,
в хо́д идет просвещенная мука:
ра́й утраченный (вид из окна) —ли́па, клумба, мангал, бузина. Сергей Гандлевский
Вы спросите — что за ерунда?! Сейчас объясню. Но сначала —
Самый простой способ определить метр
Самый легкий способ определить простой (классический, силлабо-тонический) метр — это скандовка. То, как болельщики кричат кричалки на трибунах. Попытка почувствовать ритм, подставляя ударения там, где их нет, но они нужны, и не делая их там, где вроде бы они есть, но ритм велит не ударять. Это делается интуитивно:
мойДЯ!дяСА!мыхЧЕСТ!ныхПРА!вил
мысльИ!зреЧЕ!наЯ!естьЛОЖЬ!
Стиховед Александр Илюшин предложил изящный способ, как перевести результаты скандовки на язык стиховедения. Он сравнил пять основных силлабо-тонических метров с пятью формами популярного русского мужского имени:
Хорей: Ва́ня-Ва́ня-Ва́ня-Ва́ня
Ямб: Ива́н-Ива́н-Ива́н-Ива́н
Дактиль: Ва́нечка-Ва́нечка-Ва́нечка-Ва́нечка
Амфибрахий: Ваню́ша-Ваню́ша-Ваню́ша-Ваню́ша
Анапест: Иоа́нн-Иоа́нн-Иоа́нн-Иоа́нн
Проскандировали строчку? Теперь посмотрите, на что результат похож больше — на «Ивана», «Ваню» или «Иоанна».
Немного о науке
Какие определения ямба и хорея приняты в строгой науке? Примерно такие: ямб — метр, в котором ударения неодносложных слов могут падать на четные по счету места в строке. Хорей — то же самое, но на нечетные.
Здесь, во-первых, добавлено слово «могут» — значит, не обязаны: это объясняет строки «Когда не в шутку занемог» (ямб, хотя нет ударения на 6-м слоге) или «Он уважать себя заставил» (ударения нет на 2-м). Во-вторых, добавлено слово «неодносложных»: тогда можно не думать о примерах вроде «Мы́сль изреченная е́сть ложь» или «Бе́г санок вдоль Невы широкой» (или, в случае с хореями, «В тот же день ста́л княжить он»). Действительно, здесь есть «лишние» ударения — но все они обеспечены односложными словами, а их мы договорились не учитывать.
Лекции о поэзии и прозе
Русская литература XX века
Лекции о Блоке, Маяковском, Хлебникове и других
Как работает литература
Лекции, в которых литературоведение становится точной наукой и раскрываются секреты Пушкина, Пастернака, Мандельштама — и художественного творчества вообще
Но есть две проблемы. Во-первых, это определение верно только для ямба и хорея (то есть двусложных силлабо-тонических размеров). Для дактиля, амфибрахия или анапеста (трехсложных силлабо-тонических размеров) его пришлось бы менять на «ударения неодносложных и недвусложных слов», что уже слишком сложно. А определения многих других метров — не классических (силлабо-тонических), а, например, дольников («Все мы бражники здесь, блудницы, / Как невесело вместе нам! / На стенах цветы и птицы / Томятся по облакам») или тактовиков («По городу бегал черный человек. / Гасил он фонарики, карабкаясь на лестницу») вообще нельзя вывести из этого правила.
Во-вторых, и это самое главное, эти правила могут нарушаться — в той или иной строке. Могут нарушаться случайно, по недосмотру: «Я предлагаю выпить в его́́ память…» («Пир во время чумы», это пятистопный ямб).
Могут нарушаться потому, что поэт приспосабливает язык к своим нуждам: «Во всё время разговора / Он стоял позадь забора…» («Сказка о царе Салтане», хорей): здесь мы должны «проглотить» ударение на «во всё», чтобы не предположить, что у Пушкина ошибка в метре.
И, самое главное, могут нарушаться специально. Просто потому, что поэту никакие правила не указ — он сам, поэт, задает правила, а не какие-то жалкие стиховеды. Вот стихотворение Марины Цветаевой, где ямб нарушается регулярно:
Когда обидой — опилась
Душа разгневанная,
Когда семижды зареклась
Сражаться с демонами —Не с теми, ливнями огней
В бе́здну нисхлестнутыми:
С земными низостями дней.
С людскими косностями —Деревья! К вам иду! Спастись
От рева рыночного!
Ва́шими вымахами ввысь
Как сердце выдышано!Дуб богоборческий! В бои
Всем корнем шествующий!
и́вы-провидицы мои!
Березы-девственницы!Вяз — яростный Авессалом,
На пытке вздыбленная
Сосна — ты, уст моих псалом:
Го́речьрябиновая… К вам! В живоплещущую ртуть
Листвы — пусть рушащейся!
Впервые руки распахнуть!
Забросить рукописи!Зеленых отсветов рои…
Как в руки — плещущие…
Простоволосые мои,
Мои трепещущие!
Ямб нарушен четыре раза — однако это не делает его не ямбом. Во-первых, если это не ямб, то что же еще? Во-вторых, «нарушение» метра не значит, что это плохие стихи. Наоборот, можно трактовать это как проявление поэтической силы: поэт сам поставил условия — сам их и нарушил, имеет право.
Arzamas для занятий со школьниками! Подборка материалов для учителей и родителей
Лекции и тексты о литературе, истории и искусстве, игры, тесты, видео, подкасты и многое другое
Что же делать?!
Итак, вы попытались применить скандирование или что-то еще, но у вас не получилось или вы не уверены. Вот что надо делать. Вооружитесь карандашом. Возьмите текст или, если он большой, его фрагмент — строк 16, не меньше. Расставьте в нем ударения так, как вам кажется правильно, считаясь с интуицией (понятное дело, что существительные и глаголы почти всегда ударны, предлоги и союзы почти всегда безударны, а остальные части речи — по-разному. Например, если вам кажется, что одно и то же слово — «он», «они», «был», «стал», «свой», «свои», «всё» — в одном случае скорее ударное, а в другом скорее нет — так и отмечайте).
Между ударениями у вас окажутся безударные слоги: где-то один, где-то сразу два, где-то три, четыре, пять, а где-то и ноль. Посчитайте, какие из таких интервалов встречаются чаще всего, а какие реже — и сверьтесь с таблицей:
Среди стихотворных форм еще выделяют верлибр, он же свободный стих: считается, что иногда поэт пишет без любой метрической схемы в голове, как бог на душу положит. В таком случае междуударные интервалы будут распределяться так: чаще всего будут попадаться 2 и 3, реже — 1 и 4, еще реже — 0 и 5, но никакой из них не будет специально избегаться (например, если 5 окажется чаще, чем 4, а нулей вообще не будет, повод заподозрить неладное — что это не просто верлибр, а что-то другое).
Мы почти все сделали. Осталось применить бритву Оккама. В таблице размеры идут от самых строгих к самым расслабленным — надо удостовериться, что вы не выбрали размер посвободнее, когда можно было найти более строгое соответствие:
— Если у вас получился тактовик, но интервалов 2 маловато, то проверьте, не является ли он на самом деле ямбом и хореем (с помощью скандирования).
— Если вам кажется, что у вас дольник, то с помощью скандирования проверьте, вдруг это идеальный дактиль, или анапест, или амфибрахий. Помните стихотворение Гандлевского? В нем много «лишних» (стиховеды бы сказали, сверхсхемных) ударений на 1-м слоге, но если начать его скандировать-напевать, то станет ясно, что это чистейший анапест.
Если у вас сразу получились ямбы/хореи или дактили/амфибрахии/анапесты, то определите, что это конкретно (ямб или хорей и так далее), методом скандирования.
Метр определили. А размер?
Размер — это посчитать, сколько в строке умещается стоп (или «Иванов-Ванюш»). Сколько раз они встречаются, столько и ставьте: пять «Ванюш» — пятистопный амфибрахий, три «Вани» — трехстопный хорей и так далее. Если в разных строках число «Вань-Иванов» оказывается разным (как в баснях Крылова, «Горе от ума» или «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» Маяковского), то это называют вольным (не свободным!) стихом, так и пишите: вольный ямб/амфибрахий. Если оно разное, но чередуется регулярно (как в «Памятнике» Пушкина: сначала три строки шестистопного ямба, потом одна — четырехстопного, а потом заново), то так и говорите: урегулированное чередование таких-то и таких-то ямбических строк.
Впрочем, есть важные уточнения. Часто строка не делится на стопы нацело: в конце строки оказываются как бы половинки или трети стоп. Например, в строке «Вихри снежные крутя» последней стопе хорея не хватает до полноты одного слога (Ваня-Ваня-Ваня-Ва!). А в строке «Оттого, что я терпкой печалью», наоборот, слог «лью» как бы лишний (или, если вы оптимист, до полной стопы анапеста не хватает двух слогов). Правило простое: «неполная» стопа считается, если в ней есть ударный слог (поэтому «Вихри снежные крутя» — это четырехстопный хорей несмотря ни на что), и не считается, если от стопы взяты только безударные слоги («Оттого, что я терпкой печалью» — только трехстопный анапест, не четырехстопный).
Не попадитесь еще вот на какую удочку: иногда целая стопа могла бы уместиться в конец строки, но если ударения нет — ее учитывать не надо. Строки «По вечерам над ресторанами» и «Как обещало, не обманывая» — это четырехстопный ямб, хотя после последнего ударения еще идут два («нами») и три («нывая») безударных слога соответственно.
Есть еще дольник и тактовик, они на стопы не делятся, там считают ударения. В тактовиках (которые на самом деле очень редко встречаются в русской поэзии, особенно в чистом виде!) просто посчитайте число междуударных интервалов в каждой строке, все эти единицы, двойки и тройки. Посчитали? Теперь прибавляйте единицу: если в строках по два интервала, то ударений, что логично, три. Пишите, соответственно: трехударный тактовик.
С дольниками надо быть аккуратнее. Проще всего найти строки, в которых есть только интервалы в 1 и 2 слога, и поступить как с тактовиками: посчитайте число интервалов и добавьте единичку. Но если вы решили определить размер по строкам, в которых есть интервалы 4 и 5, то считайте по-другому: интервалы 1 и 2 — за один, а 4 или 5 — за два. Потом тоже прибавляйте единицу.
В верлибре (свободном стихе) размер не считается, ура!
Что, это все?
Нет, конечно. Есть много сложных и переходных форм. Есть сложные произведения — в которых автор в разных строках или фрагментах любит сталкивать несочетаемые обычно метры: например, ямбы, анапесты и дольники. Наконец, есть сложные гибридные размеры (которыми, например, написано «Не выходи из комнаты…» Бродского). Но эти сложные формы на экзамене вам вряд ли попадутся — они скорее для специалистов.
P. S. Зачем все это надо?
Для счастья! То есть, конечно, я понимаю тех, кто скажет, что это сложно и скучно, но поймите и вы меня. Во-первых, стиховедение (не такое базовое, как мы с вами сейчас вскрыли) — точная наука, с графиками и формулами, и от него можно получать то же наслаждение, которое математик получает от изящной теоремы. Кроме того, стиховедение часто похоже на детектив, и разгадывать загадки очень увлекательно. Наконец, стих в его высших проявлениях очень сильно связан с поэзией — с языком, на котором стихотворение написано, и со смыслами, которые в нем выражены. В некоторых шедеврах это достигает удивительной связи. В старой лекции я пытался раскрыть один такой пример — на примере «Молитвы» Лермонтова (не знаю, убедит ли он вас):
@ Arzamasтаблицы-шпаргалки для тех, кто готовится к экзамену или хочет разбираться в теме
Вся русская литература XIX века в 230 карточках
От публикации «Слова о полку Игореве» до последнего романа Толстого
Русь, Запад, Восток: 10 веков в одной таблице
От Рюрика до Робеспьера — синхронная таблица по мировой истории
Весь XIX век в одной таблице
От Наполеона до возрождения Олимпийских игр: главные события, герои и идеи в синхронной таблице по истории
Философия Просвещения в одной таблице
Главные идеи и герои европейского, американского и русского Просвещения
XX век: все главные стили живописи в одной таблице
Раскладываем все по полочкам: от фовизма до концептуализма
Средневековая литература: главные книги в одной таблице
«Беовульф», Данте, «Эдда», трубадуры и другие
Изображения: Rijksmuseum
Теги
Поэзия
Шпаргалка
Подкаст «Точки опоры»Почему любовь сильнее смерти?
Культуролог Анна Шмаина-Великанова продолжает свой рассказ о том, что авторы библейских книг думали о смерти, любви, страданиях и других вещах, которые волнуют нас и сегодня. В третьем выпуске — самая любвеобильная книга Библии, Песня песней
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Все курсы
Спецпроекты
Лекции
13 минут
1/5
Почему художественный текст действует на людей?
Какие приемы используют Пушкин, Мандельштам и Гоголь, чтобы заразить нас своими чувствами
Читает Александр Жолковский
Какие приемы используют Пушкин, Мандельштам и Гоголь, чтобы заразить нас своими чувствами
11 минут
2/5
Как автор создает свой мир?
Неизменные принципы, по которым Мандельштам и Пастернак строят свои тексты и которые делают их стихи такими узнаваемыми
Читает Александр Жолковский
Неизменные принципы, по которым Мандельштам и Пастернак строят свои тексты и которые делают их стихи такими узнаваемыми
11 минут
3/5
Когда форма становится содержанием?
Рифмы, повторы и другие приемы, которые помогают усилить воздействие текста и подчеркнуть его смысл
Читает Александр Жолковский
Рифмы, повторы и другие приемы, которые помогают усилить воздействие текста и подчеркнуть его смысл
13 минут
4/5
Как писатель может выразить всё одним словом?
Отдельные предметы, в которых выражен весь смысл произведения или весь творческий почерк автора (от Чехова до Шерлока Холмса)
Читает Александр Жолковский
Отдельные предметы, в которых выражен весь смысл произведения или весь творческий почерк автора (от Чехова до Шерлока Холмса)
14 минут
5/5
Зачем литература рассказывает о самой себе?
Стихи о сочинении стихов и романы, написанные поверх других романов
Читает Александр Жолковский
Стихи о сочинении стихов и романы, написанные поверх других романов
Материалы
6 доказательств того, что литература полезна в обычной жизни
На примере шести понятий из теории литературы
Александр Жолковский: «Мне интересно, в чем секрет фокуса»
Расшифровка интервью о точном литературоведении из подкаста «Комплекс неполноценности»
Как определить стихотворный размер
Редактор Arzamas и бывший стиховед пытается помочь школьникам и студентам
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSSИстория, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2022. Все права защищены
Что сделать, чтобы не потерять подписку после ухода Visa и Mastercard из России? Инструкция здесь
11 способов помочь ребёнку выучить стихотворение
Заучивание стихов развивает память и позволяет увеличить словарный запас. При этом детям надо помогать их учить. Как? Наш блогер, учитель Инна Мусэрская, поделилась 11 лайфхаками, как быстро выучить стихотворение с ребёнком, задействовав все виды памяти.
Скоро наступит пора утренников, дети учат стихотворения, а родители стараются им помочь. Я предлагаю вам познакомиться с разными инструментами, как это сделать наиболее эффективно.
1. Найдите непонятные слова
Прежде чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребёнком, должен сам прочитать его с выражением. Затем найдите в тексте незнакомые или непонятные ребёнку слова и обязательно объясните их.
Часто встречаются слова, которые для вас знакомы, а для ребёнка могут быть непонятны. Например, «посошок», «на антресоли», «перинка», «резьба», «в неволе», «покров», «в белой круче», «молвит», «величаво» и прочие.
Спросите ребёнка, о чём говорится в той или иной строчке. Когда все слова будут понятны, стихотворение нужно прочитать ещё раз. Приступайте к заучиванию только после такой предварительной работы.
2. Увеличивайте объём постепенно
Возьмите для первого раза стихотворение, строки которого состоят из трёх-четырёх слов. Для начала подойдёт двустишие или четверостишие. Позже можно брать стихотворения большего размера, делить его на четверостишия и заучивать по порядку.
3. Визуализируйте стихотворение
Помогите ребёнку представить происходящее. Сделайте иллюстрацию к тексту. Одну или к каждому четверостишию. Поиграйте в иллюстраторов книги. Нет цели создавать шедевры, достаточно схематически изобразить рисунки.
Используйте мнемотаблицы. Их суть в том, что вы иллюстрируете каждое слово или выражение. Так к процессу запоминания подключается зрительная память.
4. Подключите эмоции
Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением. В противном случае оно будет лишено для ребёнка смысла. Такова детская природа!
Учить стихотворение лучше индивидуально, помните об этом и держите ситуацию под контролем. Ребёнок, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.
5. Переведите рифму в прозу
Если ребёнку трудно даётся заучивание рифм, переведите стихотворение в прозу. Прочитайте ему произведение целиком и попросите рассказать, о чём в нём говорится.
Можно помочь, задавая наводящие вопросы. Так сформируется смысловая последовательность. После этого учить стихотворения легче и быстрее.
6. Поиграйте в театр
Инсценируйте стихотворение. Каждую строчку можно не просто читать, а ещё и показывать. Если действующих лиц много, подключайте других членов семьи. Или поиграйте в такой вариант «крокодила», когда все слова стихотворения надо показать жестами!
7. Используйте диктофон
Сделайте аудиозапись стихотворения, а затем включите её и дайте прослушать ребёнку. Так подключится слуховая память.
8. Разрежьте стихотворения на строчки
Это способ закрепить выученный стих в памяти, перевести из кратковременной памяти в долговременную. Нужно распечатать стихотворение на листе бумаге или просто крупно написать, перемешать и предложить ребёнку выложить строки в нужном порядке.
9. Повторяйте выученное
Перед сном, на следующий день, через неделю. Только не стоит это делать, как экзамен. Гораздо эффективнее, если вы предложите рассказать вместе папе, бабушке, соседке. Или вы начинайте рассказывать, а потом «забывайте», чтобы ребёнок мог вам помочь.
Лучше всего учить стихотворение с определённой целью. Например, к приходу Деда Мороза, на праздник, ко дню рождения бабушки и так далее.
10. Делайте перерывы
Чтобы не наскучило учить стихи с ребёнком, прерывайтесь на другую деятельность. Потом возвращайтесь к заучиванию.
11. Никакого насилия
Не заставляйте ребёнка учить и не наказывайте за неудачи. Выбирайте стихотворения в соответствии с возрастом и темпераментом.
Объём памяти у всех разный, таланты тоже у всех свои, кому-то легко выучить десять четверостиший, а чей-то потолок — два, но труд будет одинаковым, а значит и тот, и тот вариант достойны похвалы!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация: Shutterstock (ClassicVector)
Как читать стихотворение вслух | Поэзия 180 | Поэт-лауреат Проекты | поэт-лауреат | Поэзия и литература | Программы
Бывший поэт-лауреат Билли Коллинз рассказывает о чтении стихотворения
Несомненно, большинство читателей будут студентами, у которых мало или совсем нет опыта чтения стихов вслух, особенно перед такой большой группой. И мы знаем, что стихотворение будет жить или умереть в зависимости от того, как оно будет прочитано. Далее следует несколько указаний об устном чтении стихов. Читатели, кстати, не должны читать холодно; им нужно дать свое стихотворение за несколько дней, чтобы у них было время попрактиковаться, возможно, в присутствии учителя. Помимо знакомства учащихся со звуками современной поэзии, Поэзия 180 также может помочь ученикам в общении с общественностью. Вот несколько основных советов:
- Медленно прочитайте стихотворение. Большинство подростков говорят быстро, и нервный читатель будет делать то же самое, чтобы закончить чтение. Медленное чтение стихотворения — лучший способ убедиться, что стихотворение будет прочитано четко и понятно слушателям. Научившись читать стихотворение медленно, вы не только сделаете его легче для восприятия; это подчеркнет важность в поэзии каждого слова. Стихотворение нельзя читать слишком медленно, и хороший способ для читателя установить легкий темп — сделать паузу на несколько секунд между названием и первой строкой стихотворения.
- Читать нормальным, расслабленным тоном. Ни одно из этих стихотворений не нужно драматически читать как бы со сцены. Выбранные стихи в основном написаны естественным разговорным стилем и должны читаться именно так. Пусть слова стихотворения сделают свое дело. Просто говорите четко и медленно.
- Очевидно, что стихи состоят из строк, но паузы в конце каждой строки создадут прерывистый эффект и прервут поток смысла стихотворения. Читатели должны делать паузы только там, где есть знаки препинания, как если бы вы читали прозу, только медленнее.
- Используйте словарь для поиска незнакомых и труднопроизносимых слов. Чтобы читать убедительно, читатель должен знать хотя бы словарное значение каждого слова. В некоторых случаях читатель может захотеть записать слово фонетически, чтобы напомнить, как оно должно звучать. Следует подчеркнуть, что научиться читать стихотворение вслух — это способ прийти к полному пониманию этого стихотворения, возможно, лучший способ, чем написание статьи на эту тему.
Ваше участие
Poetry 180 был разработан, чтобы его можно было легко внедрить в вашей школе. Конечно, успех программы в конечном итоге зависит от сотрудничества заинтересованных преподавателей и администраторов. Встреча таких людей в начале семестра помогла бы определить, что нужно сделать и кто готов это сделать. К программе легко присоединиться, и она несет лишь несколько обязанностей, таких как распечатка стихов и привлечение читателей.
Спасибо
Всем, кто вносит свой вклад в работу этой программы, я выражаю глубочайшую благодарность. Учителя старших классов — одни из самых преданных и трудолюбивых людей в любой области, и любая помощь, которую вы можете оказать в рамках этой программы, заслуживает горячей признательности. Я надеюсь, что награды Поэзия 180 будут ощутимы как можно скорее, и что те, кто причастен, найдут удовлетворение в том, что учащиеся старших классов по всей стране знакомятся с поэзией уникальным и стимулирующим образом.
Билли Коллинз
Бывший поэт-лауреат
Блог
From the Catbird Seat: официальный блог о поэзии и литературе
Подкаст
From the Catbird Seat: официальный подкаст о поэзии и литературе
Подписывайся
Получение уведомлений о событиях, действиях и онлайн-ресурсах
Связанные ресурсы
- Спросите библиотекаря
- Поэзия Ресурсы
- Национальный книжный фестиваль
Как анализировать стихотворение за 6 шагов
Ресурсы для членов Корпуса
Помогите своим ученикам получить максимальную отдачу от поэзии с помощью этих шести практических шагов.
По Редакция TFA
25 апреля 2016 г.
- Советы по обучению
С Месяцем национальной поэзии! Мы начинаем с нескольких советов, которые помогут вашим ученикам раскрыть все, что может предложить поэзия. Ознакомьтесь с этими шестью способами анализа стихотворения.
Шаг первый: прочтите
Попросите учащихся прочитать стихотворение один раз про себя, а затем вслух полностью, ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ два раза. Не стесняйтесь проиграть запись стихотворения или показать видео, где кто-то читает стихотворение. После этого поговорите со своим классом об их первом впечатлении и немедленных ответах, как положительных, так и отрицательных. Также обсудите структуру и ритм стихотворения. Например, строки короткие и предназначены для медленного чтения? Или стихотворение движется быстро, и если да, то почему?
Шаг второй: Название
Подумайте о названии и о том, как оно связано со стихотворением. Заголовки часто дают важные подсказки о том, что лежит в основе произведения. Точно так же название может действовать иронично или противопоставлять стихотворение. Вопросы для обсуждения и размышления:
- Изменяет ли заголовок сразу ваше отношение к нему?
- Нарисовывает ли название стихотворения картину, отражающую конкретные временные рамки, обстановку или действие?
- Подразумевает ли это несколько возможностей?
Шаг третий: говорящий
Понимание того, что говорящий находится в центре стихотворения, может помочь учащимся сделать произведение более ощутимым, потому что они могут представить человека, стоящего за языком. Вопросы для рассмотрения:
- Кто «рассказывает» стихотворение?
- Дает ли стихотворение какие-либо подсказки о личности говорящего, его точке зрения, возрасте или поле?
- К кому обращается говорящий?
- Говорящий кажется привязанным или отстраненным от того, что говорится?
Мнение: Расширение возможностей для Аманды Горманс в школах с недостаточными ресурсами
Чернокожие ученики не страдают от потери талантов. Наоборот, по словам одного педагога, неравный доступ к возможностям мешает слишком многим чернокожим ученикам развивать свои навыки и таланты.
Подробнее
Шаг четвертый: настроение и тон
После разговора о говорящем важно указать отношение или настроение, которое стихотворение пытается передать. Некоторые могут размышлять или горевать; у других может быть песенный ритм и рифма. Обсудите отношение каждого говорящего или персонажа. Кроме того, поговорите о том, есть ли места, где тон стихотворения может измениться, и почему. Это также хорошее время, чтобы поговорить о синтаксисе и влиянии определенных слов на нас.
Шаг пятый: перефразирование
Поскольку вы обсудили образный язык, настроение, обстановку и говорящего, самое время применить то, что вы узнали, строчка за строчкой. Перефразирование может показаться довольно очевидным. Однако имейте в виду, что речь идет не о пропуске строк или сокращении. Вместо этого вы должны вести учащихся построчно и переводить образный язык или нечеткие фразы в более простые термины, которые не будут мешать анализу стихотворения позже.
Шаг шестой: Тема
И последнее, но не менее важное: пришло время добраться до сути стихотворения, определив его тему. Тема стихотворения относится к универсальной истине, проблеме или конфликту. Чтобы определить тему, просмотрите весь свой анализ и соедините точки:
- Что является предметом?
- Кто спикер?
- В какой они ситуации?
- Как они относятся к этому предмету?
- Какое настроение?
Хотите узнать больше о Teach For America? Узнайте, что мы делаем, и как присоединиться.
Темы:
- Советы по обучению
Скоро вы найдете отличный контент в своем почтовом ящике.
Пересмотрите будущее для студентов в Teach For America.
Сделайте следующий шаг и присоединитесь к корпусу сегодня.
Присоединяйтесь к корпусу
Скоро вы найдете отличный контент в своем почтовом ящике.
В Teach For America мы знаем, что возможны долгосрочные изменения: все дети получат отличное образование, которого они заслуживают.