Какая психологическая школа в качестве единственного объекта: 2.4. Зарубежные психологические школы 20 века.

2.4. Зарубежные психологические школы 20 века.

В первой половине 20 века в Европе и США формируется ряд самостоятельных школ, отличающихся друг от друга пониманием предмета психологии, методов исследования и системы основных психологических понятий. В Европе это были фрейдизм, Вюрцбургская школа и гештальтпсихология, в США – бихевиоризм и школа Курта Левина.

Фрейдизм. Основатель школы австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Свой метод и учение З.Фрейд назвал психоанализом. Он выступил против отождествления личности только с ее сознанием, считая, что психическая жизнь человека имеет различные уровни.

В структуре личности З.Фрейд выделил три сферы:

1) бессознательную,

2) предсознательную

3) сознательную.

Бессознательная сфера – Ид (ОНО) — не доступна самосознанию. Она содержит бессознательные инстинкты человека и, прежде всего, инстинкты жизни и смерти (эрос и танатос).

Эти инстинкты стремятся к удовлетворению и детерминируют всю деятельность человека, находясь в конфликте с сознанием. С инстинктами связана особая энергия – либидо, которая направляет жизнедеятельность человека.

Вторая структура личности – эго (Я) – расположена в сознании и предсознании. Эта структура является тоже врожденной.

Третья структура личности – Супер-эго – формируется в процессе жизни человека путем идентификации – самоотнесения индивида с близкими взрослыми своего пола (отцом или матерью). К ним он испытывает амбивалентные (противоречивые) чувства. У мальчиков это Эдипов комплекс (они ревнуют отца к матери), у девочек – комплекс Электры (ревнуют мать к отцу).

Между этими структурами личности не существует устойчивого равновесия. Инстинкты диктуют личности такие желания, которые недопустимы в человеческом обществе. Стражем соблюдения человеческих норм выступает Супер-эго – высшие нравственные принципы. Это противоречие является источником внутреннего постоянного конфликта человека, оно делает человека потенциальным невротиком.

Чтобы смягчить конфликт между Ид и Супер-эго, личность прибегает к различным механизмам психологической защиты: вытеснению, сублимации, проекции, рационализации, замещение и регрессии и т.д..

При вытеснении энергия либидо загоняется внутрь – не реализуется в деятельности, остается в человеке, вызывая напряженность его психического состояния. Подавление желаний постоянно дает о себе знать в виде оговорок, ошибок, описок, символов, наполняющих сновидения человека (см.: «Психопатология обыденной жизни», 1901 г.; «Толкование сновидений», 1900 г.).

Сублимация (возвышение) – направление сексуальных и агрессивных инстинктов в другое русло, в сферу культурной деятельности. Произведения искусства, научные открытия и изобретения Фрейд считал результатом сублимации. При этом происходит катарсис – очищение тела от темных инстинктов. Регрессия проявляется в снижении уровня поведения.

Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.

Рационализация – придание инстинктам добропорядочной видимости, мораль.

Замещение – выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом.

Заслуга З. Фрейда состояла в том, что он исследовал механизмы поведения личности, лежащие в бессознательных пластах психики. Это оказало огромное влияние на развитие мировой культуры, этнографии, искусства, медицины и др. Он ввел в психологию ряд новых категорий: бессознательная мотивация, защитные психологические механизмы, психическая организация личности, конфликтность личности и др. Он соединил психологическую теорию с психологической практикой. С другой стороны, З.Фрейд абсолютизировал природу бессознательной жизни человека и недооценил социальную сущность личности.

В начале 20 века ученик Вундта Освальд Кульпе (1862-1915) основал в Вюрцбурге (Бавария) Вюрцбургскую психологическую школу, изучавшую высшие психические процессы – мышление и волю. Объектом изучения стало выполнение интеллектуальных заданий. В ходе экспериментов было установлено, что мышление как психический процесс не сводится ни к законам логики, ни к законам образования ассоциаций. Сами ассоциации отбираются в мышлении в соответствии с установкой, тенденцией, возникающей в зависимости от принятой субъектом задачи.

Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение) признавал в качестве единственного объекта психологического изучения поведение, поведенческие реакции. Сознание было исключено из сферы бихевиористской психологии т.к. оно не поддается наблюдению. Основателем бихевиоризма были Джон Уотсон (1878-1958), а его предшественником Эдуард Торндайк (1874-1949). Была разработана экспериментальная методика, основанная на контроле внешних воздействий и реакций организма на эти воздействия. Сложное поведение человека бихевиоризм рассматривал как совокупность двигательных реакций в ответ на воздействие внешней среды. Формула бихевиоризма сводилась «стимул — реакция». Согласно бихевиоризму, человек при рождении имеет определенное количество врожденных схем поведения, на которые надстраиваются более сложные формы – «регуляторы поведения». Удачные реакции закрепляются и воспроизводятся («закон эффекта»). Закрепление реакций происходит по «закону упражнений» — в результате многократного повторения они автоматизируются. В рамках бихевиоризма были установлены многие законы выработки навыков. Из психологии поведения людей полностью был исключен социальный фактор.

В середине ХХ века формируется школа необихевиоризма, одним из лидеров которой был Эдуард Чейс Толмен (1886-1959). Он ввел понятие внутренних переменных, таких как мотив, цель, построение и проверка гипотез. Толмен выделил познавательный компонент научения, считая, что поведенческая реакция – это не отдельные действия, а совокупные, целостные механизмы поведения. Преодолевая механистический взгляд на формирование навыков, он установил, что научение может происходить без подкрепления навыков.

Кларк Халл экспериментально доказал, что для приспособления необходимы как некоторое состояние организма, так и соответствующее воздействие внешней среды, которые должны совпадать. В результате реакции организма осуществляются в соответствии с тем, какие нервные ансамбли возбуждаются данным стимулом. (См.: Халл К.Л. Принципы поведения // История зарубежной психологии. Тексты, М., 1986. С. 38-58.)

Психоанализ. Глубинная психология. В 30-60 годах ХХ века швейцарский психиатр и психолог Карл Юнг (1875-1961) основал аналитическую (глубинную) психологию. Он, опираясь на психоанализ З.Фрейда, разработал учение о двух видах бессознательного – личном и коллективном бессознательном. Личное бессознательное (вытесненные побуждения, забытые, травмированные впечатления) формируются в жизни индивида. Коллективное бессознательное – сверхличное, древнейшая (архаичная) психика индивида, сформированная в процессе исторического развития человечества. Формы проявления коллективного бессознательного – это инстинкты и архетипы – различные верования, мифы, предрассудки, древнейшие образы и символы.

Психическое развитие индивида Юнг рассматривает как процесс, обусловленный изнутри и направленный на раскрытие того, что изначально заложено в бессознательной сфере индивида. Юнг выступил с концепцией глубинной психологии: «Безмерно древнее психическое начало образует основу нашего разума точно так же, как строение нашего тела восходит к общей анатомической структуре млекопитающих». (См.: Юнг К. Архетип и символ. М., 1991. С.65.).

К.Юнг выделил два типа личности – экстравертированный и интравертированный (от лат. exstra – вне и intro — внутрь). Экстраверт – отличается повышенной социальной адаптацией, активным воздействием на социальную среду, большим количеством социальных связей. Интроверт – характеризуется преимущественной обращенностью сознания личности на внутренний мир, повышенным самоанализом, недостаточной адаптированностью к социальной среде.

Другим направлением психоанализа стало учение Альфреда Адлера (1870-1937) – австрийского психолога, создателя индивидуальной психологии. Суть концепции индивидуальной психологии сводится к единству внутренней психической организации личности, связанной со стремлением ее к успеху, самореализации, социальной идентификации. Свои внутренние дефекты личность компенсирует через гиперкомпенсацию. Это формирует «комплекс неполноценности» (термин введен Адлером), а он в свою очередь ведет к неврозам. Личность не способна адаптироваться к социальным факторам отсюда комплекс неполноценности.

В 30-х годах ХХ века на основе фрейдизма возникает неофрейдизм. Видным представителем этого направления является Эрих Фромм (1900-1980) – немецкоамериканский психолог, основатель гуманистической психологии. Сущность человека двойственна. С одной стороны, человек есть часть природы. С другой стороны, человек вытеснен за пределы природного существования. Существование человека в социуме – это бесконечная цепь проблем. Человек постоянно находится в состоянии решения этих проблем, в ситуации выбора. Человек не может жить спокойно, лишь повторяя поведение других людей, он должен жить сам. Люди постоянно подчиняются другим людям. В конце концов это приводит к замене собственного «Я» на псевдо-«Я». Мы есть то, говорит Фромм, чем мы должны быть в соответствии с потребностями общества, в котором живем. Человек является не пленником инстинктов, а пленником, созданных им политических институтов и идеологий. Существование человека включает два противоположных начала: быть и иметь. Причем существование в ситуации «иметь» обеспечивает иллюзию самодостаточности, стимулируется биологической природой. «Быть» обусловлено глубинными человеческими духовными потребностям.

Э.Фромм представляется как основатель экзистенциальной психологии (от лат. existentia — существование). Экзистенциальная психология, являясь одним из направлений гуманистической психологии. Акцентирует свое внимание на проблеме жизни и смерти, проблемах общения, любви и одиночества, поиска смысла существования. Представители гуманистической (экзистенциальной) психологии Г. Оллпорт, Г.А. Мюррей, Г. Мерфи, К.Роджерс, А.Маслоу предметом исследования считают здоровую творческую личность человека. Целью жизни такой личности является потребность в самоосуществлении, самоактуализации, рост конструктивного начала человеческого «Я». Реализуя себя через высшие ценности: любовь, творчество, духовность, человек реализует себя как личность. Отсутствие этого приводит человека к скуке, потери интереса к жизни, порокам, и неудачам. Разновидностью гуманистической психологии является христианская психология, обращенная к духу. Дух способствует преодолеть трудности в жизни, усилить дар творчества, открыть доступ к любви и совести, преодолеть внутренний личностный кризис, бессмысленность существования.

Гештальтпсихология (от нем. gestalt – форма, структура) новая психологическая школа, возникшая в 1912 году в Германии, представителями которой были Макс Вертгеймер, Вольфганг Келлер, Курт Кофка. Ими было установлено, что в составе сознания существуют целостные образования (гештальты, структуры), которые являются первичными по отношению к ощущениям. Психические образы не есть комплекс ощущений. Сознание активно – оно строит свои образы внешнего мира, опираясь на некоторые изначально имеющиеся структуры – гештальты. Например, мелодия, исполненная в различных тональностях, вызывая различные ощущения, узнается как одна и та же. Построение сложного психического образа происходит в инсайте (от англ. insight – озарение, усмотрение) – особом психическом акте мгновенного схватывания отношений (структуры) в воспринимаемом поле. Гештальт-психологи считали, что психику человека нельзя объяснять только внешней обусловленностью. В ней существуют изначально сформированные структуры, которые могут модифицировать внешние воздействия. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психическим явлениям.

В теории регуляции человеческого поведения большую роль сыграла теория «поля» Курта Левина (1890-1947). Исследуя проблему групповой динамики, он использовал физическое понятие «поле», ввел понятие «психологическое пространство». Жизненное пространство индивида Левин рассматривал как некое целостное поле, внутри которого возникают и взаимодействуют психологические силы – стремления, уровни притязаний, лидерство, конфликты. Одни районы поля притягивают индивида, другие отталкивают, т.е. имеют положительную и отрицательную валентность. Эти силы формируют мотивационное поведение индивида. Им была разработана экспериментальная методика для исследования величины, направленности и точек приложения этих сил. Поведение личности он связал с процессами групповой динамики. Им были исследованы психологические проблемы лидерства и межличностных конфликтов.

Основатель генетической психологии Жан Пиаже исследовал развитие психики в онтогенезе (индивидуальном развитии). Он впервые изучил качественные особенности детского мышления. Психика ребенка развивается благодаря процессам внутренней трансформации совершаемых им внешних действий (интериоризации).

Одним из основных направлений современной зарубежной психологии становится когнитивная (от лат. cognitio — познание) психология, которая в противовес бихевиоризму постули­рует знание как основу поведения. В рамках когнитивной психологии исследуются закономерности познавательной деятельности (Джером Сеймур Брунер), психология индивидуальных различий (М. Айзек), психология личности (Дж. Келли).

В 1950-е годы Эрик Берн разработал новое направление в психологии трансакционный анализ. Важнейшая часть трансакционного анализа – это выделение «сценариев» (жизненных планов) индивида, зачастую запланированных предками (отец хочет видеть сына ученым вопреки его желаниям), а также структурный анализ состояний Я индивида. Этих состояний, по Э. Берну, существует три: Родитель, Взрослый и Ребенок. В разных ситуациях общения могут активизироваться различные состояния Я и определять собой конкретную структуру «трансакций» (единиц общения). Важнейшим видом такой структуры является «игра» (или система трансакций со скрытой мотивацией и предсказуемым исходом). В своих основных работах Берн анализирует различного рода игры, используемых людьми в общении.

Зарубежные психологические школы ХХ века

В первой половине XX в. в Европе и США формируется ряд самостоятельных психологических школ, отличающихся друг от друга различным пониманием предмета психологии, методов исследования и системы основных психологических понятий. В Европе это были фрейдизм, гештальтпсихология и Вюрцбургская школа, в США — бихевиоризм и школа Курта Левина.

Зигмунд Фрейд(1856 -1939. Широко применяя во врачебной практике метод свободных ассоциаций, прослеживая ход мыслей пациентов, Фрейд обнаружил личностное содержание этих ассоциаций, скрытое от самих пациентов. Подсознательные ассоциации указывали на устойчивые мотивационные установки личности, психические травмы, перенесенные личностью. Свой метод и учение в целом 3. Фрейд назвал психоанализом («Толкование сновидений», 1900).

Фрейд выступил против отождествления личности только с ее сознанием. Он пришел к выводу, что психическая жизнь человека имеет различные взаимосвязанные уровни. В структуре личности он выделил три сферы: бессознательную, предсознательную и сознательную.

3. Фрейд открыл человечеству огромный мир, лежащий за пределами его сознания. Идеи Фрейда нашли многочисленных приверженцев. Возникли различные направления фрейдизма и неофрейдизма. Концепция Фрейда существенно повлияла на развитие мировой культуры — социологии, этнографии, искусства, медицины и др.

3. Фрейд ввел в психологию ряд новых категорий: бессознательная мотивация, защитные психологические механизмы, роль детских психотравм в поведении взрослого, структура личности, психическая организация личности, конфликтность личности и др. Заслуга Фрейда состоит также в соединении психологической теории с психотерапевтической практикой.

Поставив вопрос о естественной природе человека, Фрейд, однако, абсолютизировал эту его природу и недооценил социальную сущность человека. Ближайшие сотрудники 3. Фрейда К.Г. Юнги А. Адлер впоследствии разошлись с ним в трактовке этой проблемы.

В 1912 г. во Франкфурте-на-Майне под руководством Макса Вертгеймера (1880 — 1943) возникла новая психологическая школа — гештальтпсихология (от нем. Gestalt— форма, структура). В нее входили известные психологи Вольфганг Келер (1887 — 1967) и Курт Коффка, (1886 — 1941).

В опытах Вертгеймера по восприятию было установлено, что в составе сознания существуют целостные образования (гештальты), неразложимые на сенсорные первоэлементы. Психические образы — не комплексы ощущений, они вписываются в изначально сформированные психические структуры. Под влиянием концепции, выдвинутой в свое время Брентано, Вертгеймер стал приверженцем деятельной сущности сознания: сознание активно — оно строит свои образы внешнего мира, опираясь на некоторые изначально имеющиеся структуры — гештальты.

Прогрессивное значение гештальтпсихологии состояло в преодолении ею «атомизма» в психологии — представления о том, что образы сознания строятся из кирпичиков ощущений.

В исследованиях гештальтпсихологов было открыто множество феноменов зрительного восприятия: взаимодействие фигуры и фона, целостность и структурность восприятия, апперцепция, прегнантность — стремление восприятия к «хорошей» форме (простой и упорядоченной), константность восприятия (постоянство образа предмета, несмотря на изменение условий его восприятия), феномен «близости» (тенденция к заполнению пробелов между смежными элементами воспринимаемой фигуры). Многие явления психологии мышления гештальтисты также пытались объяснить в контексте вышеуказанных закономерностей.

Адаптивные формы поведения гештальтисты объясняли универсальным понятием «инсайт» (от англ. insight — озарение, усмотрение) — внезапным схватыванием отношений при решении проблемных задач.

Исследования гештальт-психологов показали, что психику человека нельзя объяснить только внешней детерминацией. Существуют и изначально сформированные в ней структуры, которые могут модифицировать внешние воздействия. Так, последовательно предъявляемые статические стимулы могут создать эффект движения (фи-феномен).

В 1915 г. ученик Вундта Освольд Кюльпе (1862 — 1915) основал в Вюрцбурге (Бавария) Вюрцбургскую психологическую школу, изучавшую высшие психические процессы — мышление и волю. Объектом научного анализа стало выполнение интеллектуальных заданий, проблемное мышление.

В ходе экспериментов, совмещенных с самонаблюдением, в Вюрцбургской школе было установлено, что мышление как психический процесс не сводится ни к законам логики, ни к законам образования ассоциаций. Сами ассоциации отбираются в мышлении в соответствии с установкой, возникающей в зависимости от принятой субъектом задачи.

Вюрцбургская школа установила наличие несенсорных (безобразных) компонентов мышления — умственных действий и несенсорных системообразующих компонентов сознания — значений и смыслов.

В это время в среде американских психологов под воздействием философии прагматизма возникает психологическая школа бихевиоризма, полностью отказавшаяся от понятия «сознание». Бихевиоризм (от англ. behaviour— поведение) признавал в качестве единственного объекта психологического изучения поведение, поведенческие реакции. Сознание как явление, не поддающееся наблюдению, было исключено из сферы бихевиористской психологии. Изучалось лишь внешне проявляющееся поведение.

Основателями бихевиоризма были Джон Бродес Уотсон (1878 — 1958) и Эдуард Торндайк (1874 — 1949). Термин «бихевиоризм» был введен в научный обиход в 1913 г. Уотсоном. Но идейно бихевиоризм был подготовлен Торндайком. Использовав в опытах над животными «проблемный ящик» (лабиринт), он получил обширный экспериментальный материал по проблеме научения животных («Интеллект животных». 1898).

Достижением бихевиоризма была разработка экспериментальных методик, основанных на контроле внешних воздействий и реакций организма на эти воздействия. Сложное поведение животных и человека бихевиоризм рассматривал как совокупность двигательных реакций (R) в ответ на внешние воздействия — стимулы (S). S-> Rтакова формула бихевиоризма.

Согласно бихевиоризму, человек при рождении имеет определенное количество врожденных схем поведения, на которые надстраиваются более сложные формы — «регуляторы поведения». Удачные реакции закрепляются и в будущем имеют тенденцию к воспроизведению («закон эффекта»).- Закрепление реакций происходит по «закону упражнений» — в результате многократного повторения они автоматизируются.

В рамках бихевиоризма были установлены многие закономерности выработки навыков. Однако в целом категориальная система бихевиоризма осталась крайне ограниченной. Бихевиоризм игнорировал важнейшие психические компоненты действия — мотивацию и психические образы действия как ориентировочную основу его реализации. Из психологии поведения людей полностью исключался социальный фактор. Мозг животного и человека рассматривался бихевиористами как «черный ящик».   

В начале XX в. технический прогресс актуализировал проблему психологических основ эффективной производственной деятельности, торговли, рекламного дела — менеджмента и маркетинга, как потом стала называться вся сфера производства и обмена.

Еще в 80-х гг. XIX в. американский инженер Ф.У. Тейлор (1856 — 1915) разработал систему мер рационализации труда. Все рациональные приемы организации труда Тейлор обосновал своими эмпирическими психологическими представлениями. Это резко повысило престиж психологических знаний в среде организаторов производства, вызвало интерес общества к проблеме нервно-психического потенциала работников в различных сферах производства.

Делаются попытки определить оптимальную продолжительность и структуру рабочего времени, исследуется проблема утомляемости, разрабатываются методы анализа профессий (профессиограммы) и профессиональной пригодности.                                                               

В 30 — 60-х гг. XX в. в зарубежной психологии интенсивно разрабатываются различные направления психоанализа. Одно из этих направлений возглавил Карл Густав Юнг (1875 — 1961) — швейцарский психиатр и психолог, основатель аналитической  психологии.

Юнг выступил против постулата Фрейда об определяющей роли сексуальных влечений в психической регуляции жизнедеятельности индивида. Он разработал учение о двух видах бессознательного — личном и коллективном бессознательном. Личное бессознательное (вытесненные побуждения, забытые, травмировавшие впечатления) формируется в жизни
индивида. Коллективное бессознательное — сверхличное бессознательное, древнейшая (архаичная) психика, сформированная в процессе исторического развития человечества. Форма проявления коллективного бессознательного — инстинкты и архетипыразличные верования, мифы, предрассудки, архетипические образы и символы.

Основанием для введения понятия «архетипы» послужила психиатрическая практика Юнга. Он обнаружил некоторое общее содержание в фантазиях больных и одинаковую последовательность в их чередовании. Психическое развитие индивида Юнг рассматривает как процесс, детерминируемый изнутри и направленный на раскрытие того, что изначально заложено в бессознательной сфере индивида.

К.Г. Юнг выступил с концепцией глубинной психологии: «Безмерно древнее психическое начало образует основу нашего разума точно так же, как строение нашего тела восходит к общей анатомической структуре

млекопитающих

К. Г. Юнг выделил два типа личности — экстравертированный и интровертиррванный (от лат. extra— вне и intro — внутрь).

Другим направлением классического психоанализа стало учение Альфреда Адлера (1870 — 1937) — австрийского психолога, создателя индивидуальной психологии: концепции внутреннего единства психической организации личности, обусловленного ее стремлением к успеху, самореализации, социальной идентификации.

Осознавая свои дефекты, личность стремится, по Адлеру, возместить их, прибегая к гиперкомпенсации. Все это и образует «психические комплексы» индивида, сферу его подсознания, стиль жизнедеятельности.

Развивающийся, у личности «комплекс неполноценности» (термин введен Адлером) может быть причиной невроза. Адлер, в отличие от Фрейда, связал подсознание не с сексуальными, а с социальными факторами. Патологию личности Адлер объяснял ее неспособностью к социальной кооперации.

Наряду с рассмотренными направлениями классического психоанализа в 30-х гг. возникает широкое направление неофрейдизма.

Наиболее крупным представителем неофрейдизма является Эрих Фромм (1900 — 1980) — немецко-американский психолог, основатель гуманистической психологии. Трагизм человеческого рода Фромм усматривает в его освобожденности от инстинктивной предопределенности поведения.

Фромм отверг постулат Фрейда об изначальной порочности человеческой природы. Он показал, что экономические, идеологические и психологические факторы находятся во взаимодействии. На изменения условий жизни человек реагирует не сексуальными рефлексами, а изменением самого себя.

Фромм выступил как гуманизатор психологии; придал ей социокультурную концептуальность. Человек, по Фромму, является пленником не инстинктивных побуждений, а созданных им политических институтов и идеологем. Сам по себе человек не является ни плохим, ни хорошим. Он открыт для самосозидания в любом направлении.

В середине XX в. формируется школа необихевиоризма. Один из лидеров необихевиоризма Эдуард Чейс Толмен (1886 — 1959) предпринял попытку соединить идеи бихевиоризма с идеями гештальтпсихологии и фрейдизма, введя встрогий бихевиоризм Уотсона понятие внутренних переменных — мотив, цель, построение и проверка гипотез.

Рассматривая не отдельные поведенческие реакции, а целостный поведенческий акт, преодолевая механистический взгляд строгого бихевиоризма на формирование навыков, Толмен выделил познавательный компонент научения. Он установил, что научение может происходить и без подкрепления (скрытое научение). Большую известность приобрело исследование Э.Ч. Толмена «Целевое поведение у животных и человека» (1932).                                                                                                             

Концепция Толмена о внутренних переменных была поддержана иразвита Кларком Леонардом Халлом (1884 — 1952), экспериментально исследовавшим формирование понятий и навыков («Система поведения»1952). Выступая как лидер американской психологии 30 — 50-х гг., Халл пытался создать новую психологическую систему, интегрированную с нейрофизиологией.      

В развитии общей теории регуляции человеческого поведения значительную роль сыграла теория «поля» немецкого психолога, эмигрировавшего в США, Курта Левина (1890 — 1947). Будучи руководителем центра по изучению групповой динамики при Массачусетском технологическом институте и контактируя с Винером, разрабатывавшим в то время в том же институте основы кибернетики, К. Левин исследовал проблему групповой динамики.

Используя физическое понятие «поле», Левин ввел понятие психологического пространства. Жизненное пространство индивида Левин рассматривал как некое целостное поле, внутри которого возникают и взаимодействуют психологические силы — стремления, уровни притязаний, лидерские проявления, конфликты.

Крупнейшим исследователем развития психики в онтогенезе (индивидуальном развитии) стал швейцарский психолог Жан Пиаже (1896 -1980), основатель генетической психологической школы.

Развитие психики ребенка Пиаже рассматривал как процесс внутренней трансформации совершаемых им внешних действий (как процесс интериоризации). Концепция интериоризации перехода внешних предметных действий во внутренние умственные действия — стала фундаментальной теоретической концепцией современной психологии. Созданная Жаном Пиаже Женевская школа психологии стала крупнейшим мировым центром исследования психического развития человека.

В историю психологии Пиаже вошел как создатель операциональной концепции интеллекта.

Пиаже дал периодизацию стадий формирования интеллекта: стадия сенсомоторного интеллекта, стадия конкретных операций и стадия формальных операций. Ж. Пиаже первым понял и изучил «загадки» детского ума.                                                                                                          

Начиная с 30-х гг. в американской психологии развивается теория интеракционизма (от англ. interaction— взаимодействие). Эта теория основывается на концепции американского психолога и социолога Джорджа Герберта Мида (1863 — 1934), который вслед за известными американскими прагматистами Джеймсом и Дьюи считал, что сознание имеет инструментальную природу — является средством приспособления индивида к среде.

Личность согласно интеракционизму формируется в социальном взаимодействии. Решающее значение имеют при этом принятие личностью социальной роли, формирование у нее социально-рефлексивного «Я», ее способности стать объектом для себя самой, перерастание социального контроля во внутренний самоконтроль.

Эта концепция оказала основное влияние на развитие современной социальной психологии (Дж. Мид «Сознание, личность и общество». Чикаго, 1934). Теория интеракционизма стала наиболее распространенной в американской психологии.

Широкое распространение получили и различные теории личности. Наиболее крупными представителями структурных теорий личности являются Г. Олпорт, К. Роджерс, Д. Кеттелл, Г. Айзенк.

Гордон Уиллард Олпорт (1897 — 1967), американский психолог, один из основоположников современного системного подхода к изучению психологии личности, считал, что у любой личности имеется устойчивый набор черт. (Его теория и называется «теорией черт личности».) Олпорт исследовал иерархию ценностных ориентации личности и произвея типологизацию личности по этому основанию («Личность: психологическая интерпретация», 1938).

Другой американский психолог Карл Рэнсом Роджерс (1902 — 1987), один из лидеров так называемой гуманистической психологии, считал, что ядром личности является ее Я-концепция. Формируясь в социальной среде, эта Я-концепция и является основным интегративным механизмом саморегуляции личности.

В XX в. в изучении психологии личности начинается широкое использование экспериментально-математических методов. Американский психолог Джеймс Маккин Кеттелл (1860 — 1944) выступил зачинателем тестелогического движения в психологии.

Кеттел (Cattell) Реймонд Бернард 1905-1998 — впервые применил в психологическом исследовании личности сложный метод современной статистики — факторный анализ, сводящий к минимуму множество различных показателей и оценок личности (16факторн.).

Методы математического анализа результатов наблюдений и опросов, документальных данных были разработаны также Г. Айзенком. Его концепция черт личности связана с ее двумя взаимосвязанными базовыми качествами: 1) экстраверсия и интроверсия; 2) стабильность — нестабильность (невротизм, тревожность).                                                                  .

Современные направления зарубежной психологии

В зарубежной психологии в настоящее время широко исследуются проблемы стратегии жизни, влияние критических обстоятельств жизни человека на его поведение. Значительное внимание уделяется представленности в сознании индивида не только внешнего мира, но и его собственной жизни. Широкое распространение получает психобиографический метод исследования личности.

Одним из основных направлений современной зарубежной психологии становится когнитивная (от лат. cognitio — познание) психология, которая в противовес бихевиоризму постулирует знание как основу поведения. В рамках когнитивной психологии исследуются закономерности познавательной деятельности (Джером Сеймур Брунер), психология индивидуальных различий (М. Айзек), психология личности (Дж. Келли).

В связи с развитием кибернетики и актуализацией проблемы управления сложными системами возникает повышенный интерес к структуре человеческого поведения (Д. Карнеги, Т.Харрис, Р.Фишер….).

В современной зарубежной социальной психологии значительное внимание уделяется психологии межличностного взаимодействия (интеракции), поведению человека в социальной организации, психологии организации жизненной среды человека, психологии менеджмента, маркетинга и социального управления. Интенсивно развиваются исследования в области психофизиологии.

Использование вашего мозга (а не только ваших глаз) для поиска потерянных предметов · Границы для юных умов

Аннотация

Подумайте о том, как часто вы обыскиваете свою захламленную комнату в поисках потерянных предметов или обыскиваете холодильник в поисках закуски. Визуальный поиск — это процесс поиска таких вещей, как ключи, потерянные игрушки, одежда и все, что вам может понадобиться. Это сложная умственная задача, которую мы выполняем бесчисленное количество раз в течение дня. Нам кажется относительно простым найти кого-то (например, вашего друга в холле в школе) или найти места и вещи (например, ваш любимый магазин в торговом центре или машину ваших родителей на парковке). Но эта умственная задача намного сложнее, чем кажется. Из этой статьи вы узнаете, что визуальный поиск — это больше, чем просто перемещение взгляда на то, что вы ищете. Как вы скоро узнаете, ваш мозг даже важнее, чем ваши глаза, помогая вам найти потерянные предметы.

Поиск вашей обуви с помощью визуального поиска

Легко предположить, что глаза являются наиболее важной частью поиска — конечно же, глаза важны для того, чтобы видеть! Но ваши глаза — это только одна важная часть процесса, называемого визуальным поиском . По правде говоря, ваш мозг выполняет большую часть работы, помогая вам находить объекты в таких местах, как ваша спальня, класс или внешний мир. Способность находить потерянные предметы включает в себя взаимодействие между частями мозга, которые обрабатывают то, что вы видите, теми, которые хранят то, что вы помните, и областями, которые контролируют то, как вы двигаете глазами.

Внимание!

Вы сделали это снова — вы потеряли один из ваших ботинок! Как найти туфлю в грязной комнате? Рассмотрите все, что вы можете увидеть в своей комнате: предметы, такие как кровать, лампа, одежда на полу, гаджеты на тумбочке и постеры на стенах. Но это еще не все, что вы видите! Прежде чем вы сможете по-настоящему распознавать объекты, ваш мозг сначала увидит признаков (или качеств) этих объектов, таких как их цвет, форма, размер и текстура. Плакат на вашей стене — это не просто объект, на который вы смотрите; он состоит из всплесков цветов и форм на нарисованном фоне. Одеяло на вашей кровати представляет собой набор квадратов с множеством разноцветных узоров и нечетких текстур. Когда вы смотрите на все эти особенности, ваш мозг соединяет их вместе, как кусочки головоломки, чтобы вы могли понять, на что смотрите [1].

Нужно разобраться с большим количеством визуальной информации, и мы не можем обращать внимание на все сразу. Так откуда же мозг знает, как выбирать важные вещи? Вот где избирательное внимание приходит на помощь. Избирательное внимание работает как умственный прожектор, помогая сделать важную визуальную информацию более очевидной или определенной. Подумайте об этом: пока вы читаете это предложение, другие слова на странице все еще обрабатываются вашими глазами. То есть вы все еще можете «видеть» другие слова, но каким-то образом вы в состоянии детально сосредоточиться только на словах в этом предложении. Когда вы читаете и выполняете визуальный поиск, вы перемещаете этот мысленный прожектор на объекты (или слова!), которые важны для выполнения поставленной задачи.

Избирательное зрительное внимание влияет на то, как мозг обрабатывает (то есть осмысливает) визуальную информацию, посылаемую глазами, и зрительная кора является частью мозга, которая выполняет эту обработку. На рисунке 1 вы видите области зрительной коры, которые обрабатывают различные типы объектов. Например, V3 — это часть зрительной коры, участвующая в обработке информации о форме объектов, которые вы видите, а части V4 помогают вам различать цвета. Думайте о нейронах (клетках мозга, которые общаются друг с другом) как о выключателях света, которые можно включать и выключать. Эти области зрительной коры представляют собой наборы нейронов, которые включаются только тогда, когда вы смотрите на определенные особенности объектов. Например, некоторые нейроны включаются, когда вы смотрите на красного плюшевого мишку, но не включаются, когда вы смотрите на синего плюшевого мишку. Есть нейроны, которые включаются, когда вы видите вертикальную линию на странице, и другие нейроны активируются, когда та же самая линия наклонена горизонтально. Когда вы обращаете внимание на объект, зрительное внимание увеличивает активность нейронов V4, которые связаны с особенностями объекта, на который вы обращаете внимание [2].

  • Рисунок 1 – Зрительная кора.
  • Зрительная кора расположена в задней части мозга. Каждый слой (от V1 до V4) помечен своим цветом. Различные области выполняют разные функции, связанные со зрением, как вы можете видеть в цветных прямоугольниках. Синяя область в передней части мозга — это префронтальная кора (ПФК), которая удерживает целевой шаблон и помогает искателю сосредоточиться.

Быстрый и эффективный поиск

Представьте, что вы потеряли красный ботинок. Когда вы будете искать его в своей комнате, вы можете заметить, что склонны смотреть на предметы того же цвета, что и ваша обувь. Это потому, что ваше внимание, скорее всего, упадет на объекты, похожие на объект, который вы ищете. Внимание направляется чертами мира, общими с объектом, который вы ищете. это Внимательное руководство делает ваш поиск простым и эффективным. Представьте, если бы вы искали свой красный ботинок без внимания. Тогда вам придется смотреть на каждый предмет в комнате! Но благодаря управлению вниманием вы не тратите время на разглядывание синих игрушек, зеленых носков или черного рюкзака. Вы обращаете внимание только на особенности, связанные с вашей обувью — красные вещи или вещи в форме обуви (рис. 2).

  • Рис. 2. Внимание.
  • При поиске красного башмака ваше внимание направляется на объекты, имеющие черты, сходные с объектом, который вы ищете. Здесь кто-то ищет свой красный ботинок в грязной комнате. Есть и другие объекты красного цвета, поэтому управление вниманием делает вероятным, что он также будет смотреть на эти красные объекты, когда ищет свой ботинок.

Внимательное руководство в процессе поиска объектов получает помощь от целевых шаблонов . Шаблоны целей — это мысленные образы, которые помогают направить внимание на области комнаты, где есть объекты, имеющие общие черты с вещью, которую вы ищете (т. е. с вашей целью). Когда вы узнаете об объектах окружающего мира, вы сможете сохранять эти объекты в памяти, как картинки в своем телефоне. Например, подумайте о своих любимых туфлях. Подумайте о форме и цвете этих туфель. Вам не нужно иметь эти туфли прямо перед собой, чтобы думать об их особенностях, потому что у вас есть мысленное представление об этих туфлях в памяти. При визуальном поиске, когда вы ищете свой красный ботинок, целевой шаблон в вашей памяти подталкивает ваше внимание (и даже ваши глаза!) к красным объектам в форме ботинка.

Когда вы используете целевой шаблон для облегчения поиска, активируются нейроны в зрительной коре, а также в префронтальной коре (рис. 1). Есть области зрительной коры, которые активны для каждой характеристики вашего целевого объекта, например, область, активная для «красного», и другая область для «формы обуви». PFC — это центр управления, который помогает вам помнить о целевом шаблоне и сосредоточиться на задаче поиска [3]. Префронтальная кора помогает поддерживать активность нейронов, связанных с целевым шаблоном, либо до тех пор, пока вы не найдете то, что ищете, либо пока вы не сдадитесь и не перейдете к чему-то другому.

Поиск вещей, которых вы раньше не видели

Визуальный поиск упрощается, когда вы точно знаете, как выглядит то, что ищете. Так как же найти объект, если точно не знаешь, как он выглядит? Представьте, что вы находитесь в парке, и друг просит вас помочь ему найти его новую собаку. Вы никогда раньше не видели эту собаку, так как же вы поможете своему другу найти его потерянного щенка? Вы, вероятно, видели много собак раньше, возможно, у вас даже есть домашняя собака. Из вашего прошлого опыта общения с собаками вы знаете, каковы типичные признаки собаки (четыре ноги, хвост, шерсть и т. д.), и вы можете использовать эти признаки, чтобы помочь в поиске. Если у вашего друга была обычная собака, например, золотистый ретривер или лабрадор, вы быстрее найдете эту собаку, чем если бы вы искали необычную собаку, например китайскую хохлатую собаку, или боксера меньше среднего. [4] (рис. 3).

  • Рисунок 3. Поиск объектов, которых вы раньше не видели.
  • На левом изображении этот человек ищет любую собаку, поэтому его шаблон поиска, вероятно, будет содержать признаки, соответствующие типичной собаке, например, золотистому ретриверу. На правом изображении мужчина медленно находит необычную собаку, потому что она не соответствует его шаблону поиска (то есть она была меньше, менее пушистая и другого цвета, чем то, что он имел в виду).

Поиск незнакомой собаки пример поиск по категориям . В течение дня вы часто можете обнаружить, что ищете предметы из категории объектов, и в таких ситуациях вы не знаете точного внешнего вида объекта, пока не найдете его. Например, вспомните случай, когда вы не могли найти карандаш в рюкзаке. Возможно, вы осматривали класс или стол учителя в поисках письменных принадлежностей, которые можно было бы одолжить. Вы, вероятно, быстро нашли карандаш, потому что ваш опыт обращения с письменными принадлежностями говорит вам, что они, как правило, длинные, тонкие и цилиндрической формы. Эта информация поможет вам сформировать полезный целевой шаблон, который быстро направит ваш поиск к карандашу на столе. Дело в том, что вы так хорошо находите вещи, что вам не нужно знать точный внешний вид предмета (например, письменных принадлежностей), чтобы быстро его найти.

Вывод: Визуальный поиск — это намного больше, чем просто то, что вы видите

Попытка найти предметы в вашем доме или в мире гораздо сложнее, чем понимает большинство людей. Акт визуального поиска зависит от совместной работы многих различных областей мозга. Он также зависит от вашего опыта работы с объектом, который вы ищете, будь то точный объект (например, поиск вашей конкретной собаки) или похожий на него объект, который просто принадлежит к той же категории (например, поиск любой собаки). ). Ваш опыт работы с объектом или категорией, которые вы ищете, помогает вам разработать целевой шаблон — полезную мысленную картину того, что вы пытаетесь найти. Целевой шаблон помогает направить ваше внимание (и глаза!) на искомый объект. В следующий раз, когда вы будете искать потерянную обувь, найдите минутку, чтобы подумать и оценить всю работу, которую проделывает ваш мозг, чтобы помочь вам найти то, что вам нужно!

Глоссарий

Визуальный поиск : Умственная задача поиска объекта.

Характеристики : Особые визуальные элементы или качества объекта, такие как цвет, форма, ориентация и размер.

Избирательное внимание : Сосредоточение внимания на чем-либо для получения подробной информации об этом. Думайте об этом как о ментальном прожекторе.

Зрительная кора : Часть мозга, отвечающая за обработку зрительной информации и характеристик объектов.

Управление вниманием : Процесс переключения внимания на важные особенности объекта.

Шаблоны целей : Мысленные образы или представления целевых объектов, которые используются для направления внимания во время визуального поиска.

Поиск по категориям : Форма визуального поиска, при которой вы ищете любой объект из определенной категории.

Заявление о конфликте интересов

Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.


Каталожные номера

[1] Мартин К., Фидальго К. и Баренсе М. 2017. Зная, что мы видим. Перед. Молодые умы 5:15. doi: 10.3389/frym.2017.00015

[2] Maunsell, JH, and Treue, S. 2006. Внимание, основанное на признаках, в зрительной коре. Тренды Неврологии. 29:317–22. doi: 10.1016/j.tins.2006.04.001

[3] Сото, Д., Хамфрис, Г.В., и Ротштейн, П. 2007. Диссоциация нейронных механизмов управления зрительным выбором на основе памяти . проц. Натл. акад. науч. США 104:17186–91. doi: 10.1073/pnas.0703706104

[4] Роббинс, А., и Хаут, М. К. 2015. Категориальные целевые шаблоны: типичные члены категории быстро находят и идентифицируют во время поиска по слову. Виз. Познан. 23:817–21. дои: 10.1080/13506285.2015.1093247

Почему мозг запрограммирован видеть лица в повседневных предметах

Лицевая парейдолия — феномен видения лиц в повседневных предметах — использует те же мозговые процессы, которые мы используем для распознавания и интерпретации других «настоящих» человеческих лиц.

Если вы склонны замечать лица в неодушевленных предметах вокруг вас, таких как хмурое лицо дома, удивленный шар для боулинга или гримасничающее яблоко, вы не одиноки.

«Лицевая парейдолия» — феномен видения лиц в повседневных предметах — очень человеческое состояние, связанное с тем, как устроен наш мозг. А теперь исследование Университета Нового Южного Уэльса в Сиднее показало, что мы обрабатываем эти «фальшивые» лица, используя те же зрительные механизмы мозга, что и для настоящих.

Мы видим лица даже в объектах, которые явно не похожи на людей. Фото: Shutterstock

В статье, опубликованной в журнале Psychological Science , ведущий исследователь доктор Колин Палмер из Школы психологии UNSW Science говорит, что видеть лица в повседневных предметах очень часто, что подчеркивается множеством мемов и веб-страниц. посвященный ему в Интернете.

«На страницах таких сайтов, как Flickr и Reddit, собраны тысячи фотографий повседневных предметов, напоминающих лица, предоставленных пользователями со всего мира», — говорит он.

«Удивительной особенностью этих объектов является то, что они не только выглядят как лица, но даже могут передавать ощущение личности или социального значения. Например, окна дома могут казаться двумя глазами, наблюдающими за вами, а стручковый перец может иметь счастливое выражение лица».

Но почему возникает парейдолия лица? Доктор Палмер говорит, что для ответа на этот вопрос нам нужно посмотреть, что включает в себя восприятие лица. Хотя все человеческие лица выглядят немного по-разному, у них есть общие черты, такие как пространственное расположение глаз и рта.

Два глаза и рот — нашему мозгу не нужно много времени, чтобы построить лицо. Фото: Shutterstock

«Этот базовый набор черт, определяющий человеческое лицо, — это то, на что наш мозг особенно настроен, и, вероятно, это то, что привлекает наше внимание к объектам парейдолии.

«Но восприятие лица — это не просто замечание присутствия лица. Нам также нужно узнать, кто этот человек, и прочитать информацию по его лицу, например, обращают ли они внимание на нас, счастливы они или расстроены».

Этот процесс зависит от частей нашего мозга, которые специализируются на извлечении такого рода информации из того, что мы видим, говорит доктор Палмер. В исследовании, проведенном с коллегой из UNSW профессором Колином Клиффордом, исследователи проверили, активируются ли те же самые механизмы в мозге, которые извлекают важную социальную информацию, когда один человек смотрит на другого, когда мы испытываем парейдолию лица.

Они проверили это с помощью процесса, известного как «сенсорная адаптация», своего рода визуальная иллюзия, когда на восприятие влияет то, что недавно было увидено.

«Если вам постоянно показывают изображения лиц, которые смотрят, например, влево, ваше восприятие на самом деле со временем изменится, и лица будут казаться более правыми, чем они есть на самом деле», — говорит доктор Палмер.

«Есть доказательства того, что это отражает своего рода процесс привыкания в мозгу, когда клетки, участвующие в определении направления взгляда, изменяют свою чувствительность, когда мы неоднократно сталкиваемся с лицами с определенным направлением взгляда».

Например, люди, которые неоднократно видели лица, смотрящие влево, сказали бы, что глаза другого человека, смотрящего прямо на них, смотрят несколько вправо. Это явление было отмечено в прошлых исследованиях, говорит доктор Палмер.

Что-то действительно расстроило это дерево. Фото: Shutterstock

«Мы обнаружили, что многократное воздействие парейдолических лиц, которые передают определенное направление внимания (например, объекты, которые, казалось, «смотрят влево») вызывают изменение восприятия того, куда смотрят человеческие лица, » он говорит.

«Это свидетельствует о перекрытии нейронных механизмов, которые активируются, когда мы испытываем парейдолию лица и когда смотрим на человеческие лица».

Это означает, говорят исследователи, что если вы чувствуете, что объект парейдолии смотрит на вас или передает какую-то эмоцию, «это может быть потому, что особенности объекта активируют механизмы в вашем мозгу, которые предназначены для читать такую ​​информацию с человеческих лиц».

«Итак, мы думаем, что парейдолия лица — это своего рода визуальная иллюзия. Мы знаем, что у объекта на самом деле нет разума, но мы не можем не видеть, что он обладает ментальными характеристиками, такими как «направление взгляда», из-за механизмов в нашей зрительной системе, которые становятся активными, когда они обнаруживают объект с помощью основных функций. черты лица».

Всегда приятно видеть дружелюбное лицо на пляже. Фото: Shutterstock

Эволюционное преимущество

Доктор Палмер считает, что лицевая парейдолия является продуктом нашей эволюции, отметив, что исследования наблюдали это явление среди обезьян, предполагая, что функция мозга была унаследована от приматов.

«Наш мозг эволюционировал, чтобы облегчить социальное взаимодействие, и это формирует то, как мы видим мир вокруг себя.

Этот шар для боулинга еще никогда не был таким потрясающим. Фото: Shutterstock

«Есть эволюционное преимущество в том, чтобы действительно хорошо или действительно эффективно распознавать лица, это важно для нас в социальном плане. Это также важно для обнаружения хищников. Поэтому, если вы научились очень хорошо распознавать лица, это может привести к ложным срабатываниям, когда вы иногда видите лица, которых на самом деле нет. Другими словами, лучше иметь систему, которая слишком чувствительна к обнаружению лиц, чем недостаточно чувствительная».

В дополнение к подтверждению того, как наш мозг обрабатывает лица, исследование может поднять новые вопросы о нашем понимании когнитивных расстройств, связанных с распознаванием лиц.

«Понимание восприятия лица важно, когда вы рассматриваете такие состояния или черты, как лицевая прозопагнозия, то есть неспособность узнавать лица, и спектр аутизма, который может включать в себя трудности с чтением информации с лиц других людей, например, их эмоциональное состояние». — говорит доктор Палмер.

«Итак, долгосрочная цель такого рода исследований — понять, как могут возникать трудности в восприятии лица и повседневном социальном функционировании».

Далее исследователи планируют более подробно изучить конкретные механизмы мозга, участвующие в «чтении» социальной информации с лица другого человека, и выяснить, могут ли эти механизмы работать по-разному у разных людей.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts