Какие бывают эмоции и чувства: Эмоции, чувства, состояния — что это?

Содержание

Все эмоции важны. В ладу с эмоциями — НОЦ СКФУ

Многие люди с детства научаются свои эмоции прятать. Взрослые часто объясняют детям, что сердиться — это нехорошо, бояться — плохо, плакать — глупо, обижаться нельзя. А если прыгать хочется от радости и счастья, то это тоже может быть неприлично или может кому-то мешать. Так и получается, что сами того не понимая, они устанавливают запрет на чувства. Или может быть так, что в окружении ребенка не было ценности эмоций и чувств, и не было хорошего примера того, как можно проживать и выражать свои эмоции, что приводило к их подавлению. Подавление эмоций может быть осознанным решением человека, а может происходить неосознанно.

Блокируя свои эмоции и не давая им выход, человек со временем теряет способность понимать свои эмоции, ведь фокус внимания направлен на желание перестать что-то чувствовать. Существует одно интересное мнение — человек не способен на выборочное подавление эмоций, со временем угнетаться начинают все сильные переживания.

Важно осознать: не пережитые эмоции никуда не исчезают сами по себе. Когда эмоция не проявляется, то она подавляется. Можно подавить выражение эмоции, но нельзя ее уничтожить. Но чем же это в итоге оборачивается для нас? Эмоция – это энергия. И когда в нашем теле зарождается комок энергии, который хочет вырваться, но выхода не находит, то он оседает в теле. Так и образуется напряжение. Оно является причиной срывов, плохого настроения, снижения энергии, повышения усталости.

Самый лучший способ – это дать себе возможность проявить эмоцию. Наша психика устроена таким образом, что за переживание как негативных, так и позитивных эмоций отвечают одни и те же структуры психики. Поэтому, когда мы «избавляемся» от нежелательных эмоций, то мы тем самым лишаем себя и эмоций позитивных, радостных.

Цель живого человека – улучшить способы совладания с эмоциями, а не перестать чувствовать.

Нужно дать себе право чувствовать, научиться осознавать свои переживания и выражать их, не нанося вреда ни себе, ни другим.

Мы не можем контролировать саму эмоцию, когда она уже возникла и заранее предугадать ее характер. Но мы можем контролировать то, как мы с ней обходимся.

Как же тогда проявлять негативные эмоции, если проявлять их не всегда уместно, а подавлять вредно? Для начала:

· Замедлитесь и постарайтесь сконцентрироваться на чувствах, позвольте им быть. Это бывает трудно поначалу. Не откладывайте на потом, ловите ситуацию «в моменте».

· Объективно опишите ситуацию – как если бы ее можно было увидеть через окошко видеокамеры.

· Назовите чувство «по имени» как можно точнее. Опишите это чувство. Что оно для вас значит? Проживание эмоций без анализа причин возникновения малоэффективно. Они снова и снова будут появляться, сигнализируя вам о чем-то.

· Расскажите, чего вы хотите в связи с этим чувством.

· Пишите терапевтические письма обиды или прощения. Это психологическая практика, направленная на работу с накопившимися эмоциями по отношению к какому-либо другому человеку.

Оно заключается в том, что вместо высказывания человеку «в глаза» всего, что у вас накипело, вы выражаете ваши эмоции на бумаге, работая с каждым негативным чувством последовательно. Отправлять или показывать кому-то эти письма не нужно.

· Ведите дневник эмоций. Эта техника помогает распознать и принять эмоции, которые возникают. Отследить их значимость и содержание.

Помните, фокус внимания нужно держать не на том, как избавиться от эмоции, а на том, как ее принять, понять, выдержать, прожить и действовать во благо себе несмотря на нее.

Если для вас сложно разобрать какую-то ситуацию или ситуация вызывает сильный эмоциональный отклик, не стесняйтесь обращаться за помощью к специалисту психологу.

Контакты
psypro.ncfu.ru
(865 2) 33 07 11, (968 2) 667 115
[email protected]
г. Ставрополь, пр-т Кулакова, 2, учебный корпус 9, кабинет 529

Эмоции под контроль!

Психология

Тэги: 

 

 

Светлана Ходукина:

Здравствуйте, это канал «Медиадоктор» и программа «Час с психотерапевтом Хачатуряном». Здравствуйте, психотерапевт Хачатурян Гурген.

Гурген Хачатурян:

Здравствуйте, Светлана.

Светлана Ходукина:

У нас интересная тема: «Эмоции под контроль», а можно ли их взять под контроль? На этот вопрос мы будем отвечать все 40 минут нашего общения, а пока я Вас спрошу: есть разница между понятием эмоции и понятием чувство? Мне, как не психотерапевту, эти слова кажутся синонимами.

Гурген Хачатурян:

Мне, как психотерапевту, они тоже кажутся синонимами, хотя во время работы мы оперируем термином эмоция с чувствами.

Светлана Ходукина:

Я могу спросить, что ты чувствуешь, но не могу же я спросить то же самое с использованием эмоции?

Гурген Хачатурян:

Есть глагол эмоционировать.

Светлана Ходукина:

Какой-то он очень странный…

Гурген Хачатурян:

Я понимаю, что подойдя к плачущему ребенку, Вы вряд ли спросите, о чем ты сейчас эмоционируешь.

Светлана Ходукина:

Мы можем использовать слова «эмоции», «чувства» как синонимы?

Гурген Хачатурян:

Да, они, скорее всего, синонимы, просто применительны в различных аспектах общения. Эмоции – это более профессиональный термин, чувства – более житейский.

Светлана Ходукина:

И главный вопрос, все-таки откуда они происходят и можно ли их контролировать?

Гурген Хачатурян:

Это замечательная функция высшей нервной деятельности, если человек что-то чувствует, что-то испытывает, то это будет появляться богатством его эмоциональной жизни. Соответственно, при определенного рода заболеваниях, в том числе психопатического характера, психотерапевтического характера, при некоторых соматических заболеваниях одним из проявлений будет скудность эмоциональных сфер. Например, если брать из больших заболеваний, то это аутизм, когда детки не могут устанавливать эмоциональный контакт с окружающими людьми, с окружающим миром.

Светлана Ходукина:

Если мы периодически испытываем весь спектр эмоций – это нормально, значит, мы здоровы?

Гурген Хачатурян:

Совершенно верно. Поэтому мы берем нашу тему «Эмоции под контроль» и начинаем ее разматывать, а нужно ли их брать под контроль? А какие эмоции надо контролировать? А надо ли их вообще контролировать, ведь если жить без эмоций, это достаточно пресно и неинтересно.

Светлана Ходукина:

Что мы можем понимать под фразой «контролировать»? Многие могут предположить, что контролировать – это значит ничего не чувствовать и быть стеной, неинтересной и скучной.

Гурген Хачатурян:

Если бы меня, на обывательском уровне, попросили проконтролировать эмоции, я бы вспомнил фильм «Управление гневом» с Джеком Николсоном, там идет психотерапевтическая работа с главным героем для того, чтобы он мог контролировать свой гнев. Знаете, хорошее кино, кто не смотрел – очень рекомендую.

Мое мнение, и я думаю, что большинство моих коллег согласится, эмоции в жизни нужны, эмоции важны и эмоции бывают разные: эмоции бывают положительные, бывают отрицательные, негативные чувства, и то, и другое в нашей жизни должно присутствовать. И есть несколько вещей, на которые надо обращать внимание: во-первых, раздражитель определенной силы должен вызывать эмоции определенной силы. Вот если Вам кто-то наступил на ногу в метро, и Вы грязно выругались матом, то это еще нормальная эмоция. Если в ответ на это взяли и человека зарубили топором, то это уже немножко перебор. Опять-таки, если Вам кто-то подмигнул в трамвае, и Вы улыбнулись в ответ, это нормально, если Вам кто-то подмигнул, а Вы побежали его целовать и признаваться в вечной любви, это все-таки что-то из патологического.

Если Вам кто-то подмигнул в трамвае, и Вы улыбнулись в ответ, это нормально, если Вам кто-то подмигнул, а Вы побежали его целовать и признаваться в вечной любви, это все-таки что-то из патологического.

Светлана Ходукина:

Получается, если нет излишних эмоций, или они никому не мешают, но человек периодически гневается, но это все в рамках приличного, то это нормально, не надо пытаться брать это все под контроль? Другой вопрос, если человека устраивает, а его коллег нет?

Гурген Хачатурян:

Я думаю, что можно перефразировать Вашу мысль о том, что если Ваши эмоции соответствуют силе того явления, которое эти эмоции вызывают, то можно считать, что все в порядке. Вообще эмоциональная жизнь – это то, что делает существование ярким и красочным. И поэтому когда ко мне приходят люди и начинают мне рассказывать о том, что я не хочу, например, злиться, то мы разберемся, на что он злится, из-за чего он злится. Но в целом мысль о том, что я не хочу злиться вообще, хочу находиться в состоянии вечной нирваны, мне кажется немножко сомнительной, потому что нельзя взять и вырубить просто из своей жизни все негативные эмоции и оставить только любовь, уважение, гармонию.

Мысль о том, что я не хочу злиться вообще, хочу находиться в состоянии вечной нирваны, мне кажется немножко сомнительной, потому что нельзя взять и вырубить просто из своей жизни все негативные эмоции и оставить только любовь, уважение, гармонию.

Светлана Ходукина:

Вопрос, как ты эти самые эмоции проявляешь. Если ты уже что-то почувствовал, твой выбор – развивать дальше или нет. То есть ты можешь просто почувствовать, понять, что я сейчас очень разозлилась, и дальше уже поймала это состояние, можно что-то дальше делать. А можешь закручивать себя, начать кого-то бить и обижать. Вопрос не в том, чтобы притупить свои чувства, а в том, чтобы научиться правильно работать с ними.

Гурген Хачатурян:

Совершенно верно. И тут мы выходим на самую часто встречающуюся проблему, когда дело касается эмоциональной сферы, когда начинается эмоция – мозг вырубается напрочь, и с криком «Йи-ха» человек мчится в любую степь, в которую загонит его подсознание. Потом себе можно объяснить, наверное, все что угодно. А вот надо объяснить близким о том, что можно купить новые тарелки, окно поменять, кошку отвезти к ветеринару. В любом случае, некоторые эмоции должны быть под контролем, эмоциональная сфера важна, но она должна быть в каких-то своих крайних пределах управляемого.

Светлана Ходукина:

Но мы же говорим не про то, что ты почувствовал, потому что оно находится внутри тебя, мы говорим про действие, которое ты производишь после того, как ты что-то почувствовал, и ты за них отвечаешь.

Гурген Хачатурян:

Например, есть пациентка, которая злится на своего мужа. Ну, у них есть определенные причины для того, чтобы друг на друга злиться. И собственно говоря, любой их семейный конфликт начинается с ситуации, которая описывается как «ничто не предвещало беды». Из разряда того, что: «Ой, дорогая, у тебя сегодня новая прическа?» Прошло каких-то 5 минут, и тарелки побиты, потому что ситуация раскручивается, эмоции не сдерживаются. И, казалось бы, что в этой фразе могло побудить на такую реакцию – непонятно, поэтому внутри эмоциональных переживаний очень часто находится еще подсознательное отношение к конкретному человеку, либо к ситуации, либо общее дисфорическое состояние, которое у каждого из нас периодически существует.

К примеру, у нас есть третий стул, на нем висит моя кофта, предположим, у моей кофты с утра не задалось настроение. И вот я к ней подхожу и говорю: «Кофта, привет! Что-то ты сегодня вся в шерсти, давай-ка я тебя почищу». И в ответ на это кофта выдает мне нецензурную лексику. Мы с Вами дружно идем пить чай, чтобы погасить наши галлюцинации, и, между делом, начинаем разбираться, а почему моя кофта так себя повела. Ведь ничего страшного или критичного мы ей не говорили, проявили чувство заботы. Мы начинаем разговаривать с кофтой, что с ней не так. И вдруг выясняем, что я ее уже несколько месяцев как не надевал.

Светлана Ходукина:

Не говорил о том, какая она красивая.

Гурген Хачатурян:

Да, не говорил о том, какая она красивая, как она мне идет, в конце концов, я в ней навестил какого-то замечательного пса, но он оставил на ней кучу шерсти. Это значит, что я к этой кофте отношусь неуважительно, и вообще, она висит все время в шкафу с какими-то другими кофтами. То есть тут получается, что внутри эмоциональной жизни этой кофты уже накопилось большое количество негативного опыта, переживаний, негативных эмоций, которые при любом касании тут же начинают срабатывать. Да, у кофты какие-то проблемы в эмоциональной сфере, потому что она не может отделить текущую ситуацию, текущий вопрос от общего контекста.

Светлана Ходукина:

Мы, вроде бы, затрагиваем тему чувств и эмоций, но оказывается, что там есть совершенно другие проблемы, которые тянутся хвостом и периодически срабатывают в разных неожиданных местах. А если вернуться к эмоциям и чувствам, часто бывает достаточно остановиться, включить внутреннего наблюдателя, понять, а что я сейчас чувствую. Более того, у меня на телефоне даже на заставке написан список чувств, чтобы я в любой момент могла легко остановиться и глянуть: а что я сейчас чувствую. Может быть, это больше тревога, или обеспокоенность, или страх, или смущение. И даже путем того, что ты просто осознал, что ты чувствуешь, тебе уже проще решать эту ситуацию, чем когда ты просто реактивно начинаешь реагировать. Когда человек, движимый эмоциями, совершает какие-то действия, он потом может сказать, что я не контролирую себя, и пытается сам себе объяснить, что же произошло. Это часто выглядит, как всадник, который сидит на лошади, но он не может ею управлять.

Гурген Хачатурян:

С этой заставкой я бы, наверное, захотел познакомиться поближе. А вообще хорошо бы к определенному возрасту в своих эмоциях или хотя бы в терминологии разбираться. Есть еще другая большая проблема, когда на эмоциональную сферу машут рукой, и самый частый вопрос: «Почему тебе плохо? У тебя же все есть». Хотя это вещи совершенно разного порядка, и надо относиться уважительно как к сфере интеллектуальной, мыслительной деятельности человека, его поступков, и точно так же уважительно относиться к эмоциональной жизни и этот же вопрос надо адресовать и себе. Те эмоции, которые Вы переживаете, те чувства, которые в Вас есть, это плоть от плоти Ваше я. И то, какие у Вас есть эмоции, это часть Вашей личности. Если Вас что-то не устраивает, если Вы считаете, что более гневливы, чем должны быть, то вопрос не в том, чтобы сразу пытаться это контролировать, а в том, чтобы разобраться, откуда идет такая база аффекта, такая база эмоциональной жизни.

Те эмоции, которые Вы переживаете, те чувства, которые в Вас есть, это плоть от плоти Ваше я. Если Вы считаете, что более гневливы, чем должны быть, то вопрос не в том, чтобы сразу пытаться это контролировать, а в том, чтобы разобраться, откуда идет такая база аффекта, такая база эмоциональной жизни.

Светлана Ходукина:

Я могу еще пример привести. Мне самой кажется, что часто людей не так сильно беспокоит то, что, что они чувствуют, сколько то, что эти чувства заставляют их так делать. То есть если ты сидишь на стуле и что-то чувствуешь, то, наверное, проблемы нет. Но если тебя раздражают твои дети, ты на них кричишь, то тебя это может сильно расстраивать, и потом испытываешь чувство вины. И вот тогда тут оправдано то, что тебе не нравится, что ты чувствуешь гнев.

Гурген Хачатурян:

В любом случае, это неоправданно. Если Вы сидите и злитесь на своих детей, то сидите и злитесь в том плане, что Вы после этого начинаете себя винить за то, что: «Ах, я такая плохая мать или плохой отец».

Светлана Ходукина:

Я имею в виду, что ты можешь чувствовать себя плохим, если ты сделал какие-то действия.

Гурген Хачатурян:

Сейчас большинство женщин злится на себя просто за то, что они злятся, потому что идет какая-то массовая истерика на тему «яжемать»: ты должна быть добрая, ласковая, пушистая и ни в коем случае нельзя злиться на ребенка.

Сейчас большинство женщин злится на себя просто за то, что они злятся, потому что идет какая-то массовая истерика на тему «яжемать»: ты должна быть добрая, ласковая, пушистая и ни в коем случае нельзя злиться на ребенка.

Светлана Ходукина:

Я не знаю, насколько я хорошая мать, но бывают такие ситуации, когда у меня есть такие чувства по отношению детям, которые даже не стоит говорить в эфире. И в этой ситуации я беру телефон, пишу об этом мужу, поделилась и становится как-то приятнее.

В принципе, проблема заключается тогда, когда ты испытываешь позитивные чувства, любовь, обнимаешь так сильно человека, что ему не нравится. Тут другой вопрос, а как я могу тебе показать свою любовь. И если тебя не устраивает этот вид проявления или других людей, то тогда с этим надо что-то делать. Контроль заключается, видимо, в изменении своих действий, которые происходят после того, как ты что-то почувствовал, а не в том, чтобы перестать это чувствовать.

Гурген Хачатурян:

Совершенно верно, переставать что-то чувствовать, переставать жить эмоциональной жизнью – это практически смерти подобно, ни в коем случае так делать нельзя.

Светлана Ходукина:

Итак, любые чувства нормальны.

Гурген Хачатурян:

Чувства нормальны, они должны быть, потому что без них все гораздо паршивей, чем есть на самом деле. Беру вот этот пример какой-нибудь «яжематери», которая злится на ребенка и при этом не дает себе право злиться на него, хотя этот сорванец в очередной раз взял маркер, изрисовал всю стену, которую только позавчера она прокрасила, и вроде бы ей и надо позлиться, может быть, даже ребенка как-то повоспитывать, но она, начитавшись руководств к действию, старается этого не делать, потому что в этот момент аффект замыкается на ней, что нельзя злится на ребенка.

Светлана Ходукина:

Да, и она этот гнев вытесняет.

Гурген Хачатурян:

Она его прячет внутри себя, потому что вытесняет – это если пошла, например, побила собаку. Вот это уже вытеснение. Злость на ребенка она перетрансформирует в злость на себя: так делать нельзя, я должна быть хорошей матерью, хотя на самом деле ребенок сделал что-то неправильное. Если Вы ему не разрешали красить фломастером стену, то возьмите и накажите ребенка, и ему полезно в воспитании, и эмоция будет нормально пережита. Понятно, что не надо на ребенка кидаться с ремнем или еще с чем-то, но вот то, что ребенка наказать и объяснить, что это неправильно, это стоит.

Светлана Ходукина:

Тут же важно, чтобы это было равноценно действию.

Гурген Хачатурян:

Это должно быть равноценно действию. Чтобы было более понятно, мы будем изначально говорить о том, что у всех вымышленных персонажей, которых мы тут придумываем, нет патологического аффекта, то есть сила реакции равна силе раздражителя.

Светлана Ходукина:

Это более здорово, если мама придет и скажет что-то в рамках приличной эмоционали, покажет ребенку, что она не довольна.

Гурген Хачатурян:

Если она скажет ребенку, что так делать нельзя, ты наказан, иди в угол, вот это, к примеру, нормально.

Светлана Ходукина:

Она все-таки может и проговорить, что чувствует, что я очень раздражена.

Гурген Хачатурян:

Кстати, когда мы с Вами обсуждаем примеры, всегда почему-то приходят эти разговоры про матерей. Наверное, потому, что это самые эмоционально живущие люди.

Светлана Ходукина:

В этом что-то есть, хотя все злятся, просто дети включают дополнительные внутренние процессы, и с ними все эмоции становятся еще более гипертрофированными. Что эта мать должна сделать, увидев что-то, что вызвало чувство – осознать то, что я сейчас это чувствую, что я очень сильно недовольна.

Гурген Хачатурян:

Совершенно верно. И в первую очередь, не надо скрывать от себя самой, эмоциональная жизнь у Вас есть, она должна быть, и никуда Вы от этого не денетесь.

Эмоциональная жизнь у Вас есть, она должна быть, и никуда Вы от этого не денетесь.

Светлана Ходукина:

Положительные чувства – это когда мы удовлетворены, и отрицательные – когда мы не удовлетворены. То есть когда что-то случилось, Ваша задача понять, что я сейчас это чувствую, и это нормально. Пока ничего не делаю, просто хотя бы себя вот так остановить, понять, что я сейчас чувствую. И это уже шаг.

Гурген Хачатурян:

Да, потому что прежде чем с чем-то работать, видоизменять, трансформировать, надо признать сам факт того, что это есть. И в этом случае мы уже начинаем работать ни с какими-то абстрактными понятиями, а о какой-то субстанции, все-таки эмоциональная жизнь – это конкретная субстанция, которая будет в любом случае влиять на Ваше отношение к миру и на отношение мира к Вам. В целом, возвращаясь к теме нашего эфира «Эмоции под контроль», вопрос не в том, чтобы контролировать эмоции, а просто разобраться с эмоциями, какие они у Вас и чем они обусловлены. И самый главный вопрос, на который надо ответить, это почему Вы этого не хотите делать.

Эмоциональная жизнь – это конкретная субстанция, которая будет в любом случае влиять на Ваше отношение к миру и на отношение мира к Вам.

Светлана Ходукина:

Что именно?

Гурген Хачатурян:

Жить эмоциональной жизнью, потому что есть такая в психотерапии замечательная штука, называется психологическая защита, когда мы теми или иными способами закрываем свою эмоциональную жизнь от всех возможных раздражителей. Если говорить в общих красках, очень распространено нынче явление, что мы так или иначе блокируем свою эмоциональную жизнь по разным причинам. Потому что гнется плохо, потому что мальчики не плачут, потому что девочке нельзя вести себя так-то и так-то. И мы забываем, что нельзя заблокировать только отрицательные, к примеру, чувства, которые все хотят заблокировать. Мы блокируем целиком всю эмоциональную сферу.

Светлана Ходукина:

Мы становимся холодными и неинтересными. И самому от этого не становится жить комфортнее.

Гурген Хачатурян:

Потому что в своем изначально хорошем стремлении заблокировать какие-то негативные эмоции мы блокируем всю эмоциональную жизнь. И надо понимать, что нельзя быть все время солнечным зайчиком, если Вы не испытываете негативных чувств, Вы не сможете понять, что хорошо, что плохо, и в какой-то момент превратитесь в идиота, будете ходить и радоваться всему происходящему без больших на то оснований, либо погрузитесь в черную меланхолию.

Светлана Ходукина:

Часто людей волнует тема контроля чувств и эмоций по той причине, что они не знают другого способа их проявить.

Гурген Хачатурян:

Общаясь с людьми, я прихожу к выводу, что вопрос не в том, что ищут способы, как проявить эмоций, а наоборот, ищут способы еще сильней контролировать эмоции, никаким образом их не проявлять.

Светлана Ходукина:

Получается, что люди, не зная других способов проявить эмоции, считают, что лучший путь – это их заблокировать. Хотя, если возвращаться к теме передачи, контроль эмоций и контроль чувств мы можем перевести на более здоровый язык тем путем, что научиться их здорово проявлять какими-то экологичными способами, чтобы и тебе, и людям, которые рядом, это не приносило большого вреда.

Гурген Хачатурян:

В тот момент, когда начинаем пытаться контролировать эмоции, первое, что с нами происходит, – мы их закрываем, они накапливаются и в какой-то момент проявятся бурей. И все это может закончиться большими разрушениями. Соответственно, признайте факт существования своих эмоций, признайте их равнозначность. То есть то, что они бывают и хорошие, и плохие, и признайте их необходимость для Вашей жизни, более бурно, более эмоционально окрашенными проживайте события в жизни, которые с Вами происходят.

Вспоминая одну пациентку, с которой мы достаточно долго разбирали вопрос ее эмоциональной бедности, то, что она в своем стремлении контролировать эмоции дошла до того состояния, когда эмоций не было никаких. Все это дело проявлялось только через какие-то соматические проявления. Когда мы с ней вернулись к эмоциональным проявлениям, первое, на что она обратила внимание, было то, что она может наблюдать хорошие эмоции, положительные. Это ее радовало. А когда дело касалось негативных эмоций, это ее расстраивало. И вот она все время спрашивала, а будет ли она дальше испытывать злость. И ей было действительно тяжело это объяснить, что злость испытывать правильно, нельзя смотреть на мир глазами полоумной панды и думать, что все бывает только хорошо. Нельзя относиться к злу или негативу с точки зрения «его нет».

Светлана Ходукина:

Но давайте подумаем, как нам его проявить.

Гурген Хачатурян:

Нет, как это исправить или как не допустить его распространения, вот такой подход невозможен без эмоционального переживания. И в таком случае и жизнь Ваша, и жизнь Вашего микросоциума, и жизнь большого социума будет только краше и краше. Поэтому, завершая наш эфир, скажем – не бойтесь своих эмоций, любите свои эмоции, какими бы они ни были, разбирайтесь в них, и тогда все у Вас будет хорошо.

Светлана Ходукина:

Прекрасное завершение. В студии были Светлана Ходукина и Гурген Хачатурян.

Гурген Хачатурян:

Спасибо, Светлана! Спасибо нашим зрителям! Отлично сегодня поболтали.

 

Критическая разница между эмоциями и чувствами —

Эмоциональный интеллект — это больше, чем способность понимать эмоции других людей. Все начинается с понимания разницы между эмоциями и чувствами, что позволяет вам испытать подлинность. А также понимание того, что то, как вы себя чувствуете, не является тем, кто вы есть. Наоборот, другие люди должны влиять на вашу личность.

Знаете ли вы, что между эмоциями и чувствами существует огромная разница? И эта разница является решением многих психологических проблем, с которыми вы можете столкнуться . Более того, он позволяет вам испытать подлинность и создать самоопределяющуюся личность.

Управление вашими отношениями и ролевыми ожиданиями — одно из самых больших препятствий, с которыми вы сталкиваетесь каждый день. С детства вы учитесь приспосабливать свое поведение, чувства и мысли к социальным ожиданиям. Это большая часть построения функционирующего общества и того, как вы научитесь различать этичное и неэтичное поведение.

Но в этом же процессе вас также обучают определенным системам убеждений, основанным на системах и структурах, которые

  1. не обязательно совпадают с вашим собственным пониманием эмоций и
  2. мог быть основан на травмирующих воспоминаниях других — воспоминаниях, частью которых вы никогда не были.

Это, в сочетании с отсутствием эмоционального образования, часто вызывает эмоциональную путаницу, стресс и тревогу. Итак, что вы можете сделать, чтобы развить эмоциональное понимание, которое принесет пользу вам и вашим отношениям?

Содержание

  • Путаница за эмоциями и чувствами.
  • Давайте начнем с рабочего определения эмоций.
    • Что такое эмоции?
    • Второй компонент эмоций.
    • Что такое чувства?
  • Понимание разницы между эмоциями и чувствами.
    • Пример «Эмоционального труда» и ваши чувства.
  • Подлинность
    • Вот как эмоциональное осознание позволяет вам испытать подлинность.
    • Подлинность подразумевает как знание того, кто вы есть, так и демонстрацию того, кто вы есть.
  • Список литературы:

Путаница между эмоциями и чувствами.

Элейн Фокс (2018) заявила: «Научным исследованиям эмоций мешает тот факт, что многие различные явления часто изучаются под одной и той же лингвистической рубрикой. Несколько разных слов, таких как эмоция, настроение или чувство, взаимозаменяемо использовались исследователями, часто работающими в разных областях науки, для обозначения одних и тех же основных явлений. И наоборот, многие исследовательские программы изучают один и тот же аффективный феномен, но используют совершенно другую терминологию. Это привело к неизбежной путанице».

В следующих абзацах я раскрою для вас часть этой путаницы и дам рабочее определение эмоций и чувств. Эти определения основаны на моем исследовании для моей кандидатской диссертации: «Я чувствую, но мне нельзя, поэтому я не чувствую!» История эмоций и мужественности в южноафриканской тюрьме.

Для моих исследований я глубоко погрузился в различные определения в социальных науках. и психологии, а затем переходя к социальной психологии и неврологии.

Давайте начнем с рабочего определения эмоций.

Это действительно моя любимая часть этой темы. Особенно после того, как я наткнулся на разные определения эмоций, я был невероятно взволнован. И я надеюсь, что вы разделите волнение со мной.

Эмоция на латыни означает motus, что можно перевести как возбудить , движимое , in motio н , а также энергия в движении . И энергия не бывает плохой или хорошей. Напротив, энергия просто означает, что что-то движется. В физике мы имеем в виду положительный и отрицательный полюса, между которыми создается энергия. Опять же, однако, в этом нет осуждения: нет ни хорошего, ни плохого. Кроме того, на латыни эмоции также описываются как «мотус анима», что означает 9. 0003 ‘дух, который нами движет ’ (Чернисс, 2000).

Что такое эмоции?

Эмоции — это химических реакций. Это энергия, движущаяся через ваше тело, и часть того, что значит иметь человеческий опыт. Эрвинг Гоффман уже провозгласил в своей книге «Представление себя в повседневной жизни», что «невозможно не взаимодействовать с другими людьми». Вот почему невозможно не испытывать эмоций, потому что эмоции являются частью каждого нашего взаимодействия.

В отличие от общей психологии, которая разделяет эмоции и чувства на хорошие и плохие, я предлагаю отказаться от ярлыков. К сожалению, вы, скорее всего, выработали привычку классифицировать множество различных эмоций, которые вы испытываете ежедневно, как положительные или отрицательные, вместо того, чтобы видеть их такими, какие они есть: энергией в движении.
Итак, давайте воспользуемся энергией в движении в качестве первой части нашего определения эмоций.

Второй компонент эмоций.

У людей есть одна общая черта: мы склонны все усложнять, особенно в отношении нашего благополучия. Это можно наблюдать двумя способами: 1. Вы можете воспринимать свои чувства как факты и 2. Понимать свои эмоции как чувства, потому что вы чувствуете ощущение в себе. Вы, конечно, можете чувствовать свои эмоции, но то, что вы понимаете под «чувством», не обязательно является тем, что вы чувствуете. «Чувство» — это социализированная и обработанная классификация вашего опыта во время взаимодействия.

Эмоция + Социализация = Чувство

К. Мнич

Что такое чувства?

Чувства — это интерпретация того, что мы переживаем, основанная на нашем социальном и культурном воспитании, а также на нашем индивидуальном опыте и воспоминаниях.

Позвольте мне резюмировать: эмоции — это химические реакции в вашем теле. В то же время чувства — это ваша личная интерпретация этой реакции, основанная на вашем индивидуальном социальном, культурном и окружающем опыте. Эмоции происходят внутри вас; они являются необработанными сигналами, направляющими вас. Чувства — это ваша лично отфильтрованная версия этих эмоций.


К сожалению, слишком часто отфильтрованная версия отражает не то, что вы действительно чувствуете, а то, что, по вашему мнению, вы должны чувствовать . Чувства, таким образом, часто намного сложнее, чем эмоции, и имеют несколько слоев социально сконструированных (и неправильно сконструированных!) понятий.

Позвольте мне привести пример:

Скажем, друг подставил вас в ресторане, и в следующий раз, когда вы встретитесь, они не упомянули об этом, не извинились, только много несущественной светской беседы. Вы также не упоминаете об этом, потому что удивлены и сбиты с толку тем, что об этом не упоминается. Затем, когда вы приходите домой, вы говорите своему партнеру, как вы разочарованы и опечалены всем этим. Но, под вашим спокойствием, не правда ли, вы хоть немного сердитесь на кого-то, кто не уважает ваше время?

Гнев также является прекрасным примером того, как культурные факторы сумели сначала обозначить эмоцию, а затем внедрить целую подсистему правил/интерпретаций о том, как ее подавлять, изменять и переименовывать. И все это ради чего-то такого простого, как чувство гнева, потому что кто-то переступил границы!

Но здоровый гнев означает, что вы понимаете свою позицию по этому конкретному вопросу. Это также означает, что вы можете выразить подлинность.

Вот еще пример:

Вы провели невероятную презентацию перед всей компанией. Но ваш начальник приходит к вам и критикует одну опечатку на слайде 44. У вашего начальника есть история подрыва уверенности в себе, и он не особенно известен тем, что поддерживает других в их карьерном росте. Тем не менее, вместо того, чтобы поставить границу и постоять за себя, вы стыдитесь и чувствуете себя дураком. Как это могло случиться?

Стыд — это конструкция, которая на протяжении всей истории использовалась как инструмент для приведения людей в соответствие с социальными и культурными нормами. Оно закреплено внутри вас как часть личности, которую вы должны представлять. Как человек, вы получаете вознаграждение за положительные и «наказание» за отрицательные импульсы во взаимодействиях. Негативные импульсы должны привести вас в соответствие с социальными нормами. К сожалению, некоторые люди злоупотребляют эмоциями, чтобы негативно повлиять на вас и заставить вас стыдиться.

В следующий раз, когда ваш босс пристыдит вас за неуместную ошибку, напомните себе о его ограниченности. И помните, что некоторые люди даже не осознают, как их слова влияют на вас. Далее, заодно перенаправьте свои мысли на положительные отзывы, полученные от других.

Тогда вместо того, чтобы сомневаться в своих способностях, вы будете решать реальные проблемы и начнете устанавливать границы.

Понимание разницы между эмоциями и чувствами.

Пример «Эмоционального труда» и ваши чувства.

Разница между эмоциями и чувствами становится видимой, когда мы выполняем эмоциональную работу: термин, который Арли Хохшильд придумал в 70-х годах. Он описывает акт согласования вашего эмоционального выражения с социально ожидаемыми чувствами. Хохшильд провела свое исследование, главным образом наблюдая, как бортпроводники корректируют свои эмоциональные выражения в соответствии со стандартами того, что ожидает авиакомпания в отношении того, как обращаться с клиентами даже в сложных ситуациях. В большинстве случаев чувства, которые испытывали сопровождающие, не отражали их собственный внутренний эмоциональный мир.

Отличным примером является разница между фальшивой и настоящей улыбкой. То, что Хохшильд начал наблюдать и многие другие описали позже, заключается в том, что внешние ожидания в конечном итоге становятся внутренним пониманием себя.

Результатом является беспокойство, депрессия, конфликт идентичности и даже потеря идентичности. Вы просто не чувствуете себя верным себе.

Я надеюсь, что в этот момент кристаллизуется разница между эмоциями и чувствами. В то время как эмоции являются внутренними направленными и личными сигналами, чувства связаны с вашей средой и культурными ожиданиями. Они тесно связаны и взаимосвязаны, потому что являются ощущениями. Чувства можно изменить и преобладать над эмоциями, которые представляют собой химические реакции на внешний мир (см. рисунок).

Вы испытываете эмоций внутри вас, тогда как чувств культурно сконструированы вне вас. Даже несмотря на то, что они стали частью вас, обычно легче назвать ваши чувства, чем ваши эмоции. Это потому, что довольно часто эмоции загромождаются чувствами. Чувства дают вам ощущение того, кто вы есть, через связь между вашим внутренним и внешним миром. Вот почему многие люди считают, что их чувства определяют, кто они есть, а их эмоции определяют направление и энергию.

Что значит быть собой? Или быть самим собой по-настоящему?

Подлинность

Вот как эмоциональное осознание позволяет вам испытать подлинность.

Почему я говорю об аутентичности? Что ж, позвольте мне задать вам вопрос: как часто вы судите себя по тому, что вы чувствуете?

Я имею в виду, как часто вы считаете, что преуспели в чем-то, потому что в то время чувствовали себя хорошо? Или как часто вы думаете о себе хуже из-за плохого самочувствия, потому что чьей-то простой реакции было достаточно, чтобы снова поколебать вашу уверенность?

Подлинность подразумевает как знание того, кто вы есть, так и демонстрацию того, кто вы есть.

Познание себя означает понимание своего характера, своего стиля взаимодействия и общения, а также того, что вам нравится и не нравится. Это также означает, что вы знаете, за что вы стоите, и ваши ценности. Знание того, кто вы есть, также означает понимание ваших мыслей, чувств и желаний. Обычно вы чувствуете себя неискренним, когда ваши слова и действия (показ) не совпадают с вашими эмоциями (знание) и когда ваши действия не отражают (показ) ваши мысли и убеждения (ваша система ценностей — знание).

Хотя эмоции и чувства возникают мгновенно, умение анализировать эти процессы облегчит обнаружение подлинности и ощущение себя.

Так вы узнаете, что находитесь на пути создания подлинности.

Пройдя через этот процесс и открыв для себя подлинность, вы обнаружите, что начинаете делать подобные утверждения:
  • Я знаю, кто я на самом деле.
  • У людей есть ожидания, но они больше не влияют на меня и мои решения.
  • Угодить людям больше не проблема. Если я им не нравлюсь, им не нужно быть рядом со мной.
  • Я легко нахожу общий язык с новыми людьми.
  • Я просто тот, кто я есть.

Поскольку личность и подлинность так тесно связаны с тем, как вы себя чувствуете по отношению к окружающим вас людям, может быть сложно понять, кто вы есть. Первым шагом к достижению этого понимания является понимание своих эмоций. Это понимание позволяет вам создавать руководящие принципы, которые (а) помогут вам узнать, что происходит внутри вас лично, а затем (б) помогут вам отличить это от вашего восприятия того, что, по мнению других, происходит — или должно происходить — для вас.

Другими словами, изучение факторов, которые превращают наши эмоции в наши чувства, является надежной отправной точкой для понимания того, чего вы хотите от жизни, и того, как несколько небольших изменений в подходе могут привести к совершенно особым результатам!

Ваша информация на 100% защищена и никогда никому не будет передана. Вы можете отписаться в любое время.

Имя

Фамилия

Адрес электронной почты

Спасибо! Следите за обновлениями в своем почтовом ящике.

Хотите узнать больше об эмоциях? Читайте здесь:

Индивидуализация эмоций

Теория и исследование эмоций: основные моменты, вопросы без ответов и возникающие проблемы

Список литературы:

Barbalet,  JM. 1998. Эмоции, социальная теория и социальная структура: макросоциологический подход. Кембридж, Великобритания: Кембриджский унив. Pres

Bolte Taylor , Jill 2021: Whole Brain Living: Анатомия выбора и четыре персонажа, которые управляют нашей жизнью.

90 секунд: «Когда у человека возникает реакция на что-то в его окружении, в организме происходит 90-секундный химический процесс; после этого любая оставшаяся эмоциональная реакция — это просто человек, решивший остаться в этой эмоциональной петле»

Коллинз , Рэндалл 1990. Стратификация, эмоциональная энергия и преходящие эмоции. В: Программы исследований: в социологии эмоций. Олбани: Государственный университет Нью-Йорка

Доусон, Джоу 2018: Эмоции в контексте: что мы знаем о том, как мы себя чувствуем. HTML: https://www.psychologicalscience.org/observer/emotions-in-context-what-we-know-about-how-we-feel 07/03/2022

E

Экман , Пол 1992: аргумент в пользу базовых эмоций. В: Познание и эмоции 6: 169-200.

Ekman , P. 2016. О чем согласны ученые, изучающие эмоции. В: Перспективы психологической науки, 11 (1), 31–34

Экман , стр. 1999. Основные эмоции. В Dalgleish, T. & Power, MJ (Eds.), Справочник по познанию и эмоциям (стр. 45-60). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: John Wiley & Sons Ltd.

Ekman , стр. 1999. Выражение лица. В Dalgleish, T. & Power, MJ (Eds.), The Handbook of Cognition and Emotion (стр. 301-320). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: John Wiley & Sons Ltd

F

Фельдман Барретт, Лиза 2004. Чувства или слова? Понимание содержания самооценки пережитых эмоций J Pers Soc Psychol. 2004 г., август; 87(2): 266–281. HTML: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1351136/ дата обращения: 07.08.2018

Feldman Barrett, Lisa 2017. Теория сконструированной эмоции: активный вывод об интероцепции и категоризация. В: Социальная когнитивная и аффективная неврология, 1-23

Flam , Helena 1999. Soziologie der Emotionen heute in: Masse – Macht – Emotionen. Висбаден: Westdeutscher Verlag GmbH.

Фокс , Элейн  2018. Взгляд аффективной науки на понимание природы эмоций. Brain and Neuroscience Advances Volume 2: 1–8

H

Hochschild , Арли Р. 1979. Представление эмоций. SAGE

Hochschild , Арли Р. 1983/2003: Управляемое сердце: Коммерциализация человеческих чувств. Беркли: Калифорнийский университет Press

Hochschild , A. 1979: Работа с эмоциями, правила чувств и социальная структура. Американский журнал социологии, 85, стр. 551-575.

L

Ливитт, Джон 1996. Значение и чувство в антропологии эмоций. В: Американский этнолог, Vol. 23, No.3 (август 1996 г. =, стр. 514-539

Manstead, ASR, Frijda, NH, & Fischer, A. (Eds.). 2004. Чувства и эмоции: Амстердамский симпозиум , Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press, стр. 9.0005

Пейл Т, Кэтрин 2014. Эмоции: чувство саморегуляции. В. Glob Adv Health Med. 3(2) марта: 80-108

S

Сакко , Т. и Саккетти, Б. 2010. Роль вторичной сенсорной коры в хранении и извлечении эмоциональной памяти у крыс. Наука , 329 (5992), 649-656. doi: 10.1126/science.1183165

Саймон , Робин и Леда Э. Нат. 2004. «Гендер и эмоции в Соединенных Штатах: различаются ли мужчины и женщины в самоотчетах о чувствах и экспрессивном поведении?» American Journal of Sociology 109: 1137-1176

Shweder , RA 2004. Деконструкция эмоций ради сравнительного исследования. В ASR Manstead, NH Frijda и A. Fischer (Eds.), Чувства и эмоции: Амстердамский симпозиум (стр. 81–97). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press.

Стетс , Джонатан Х. и Ян Э. Стетс 2006. Социологические теории человеческих эмоций. В: Ежегодный обзор социологии 32: 25-32.

Stets, , январь E. 2005: Изучение эмоций в теории идентичности. В: Социальная психология Quarterly Vol. 68, № 1: 36-74

Stets, J.E. & Turner, J.H. 2006. Справочник по социологии эмоций. Нью-Йорк: Springer

T

Тернер, Джонатан Х. и Стетс, Ян Э. 2005. Социология эмоций. Нью-Йорк: Cambridge University Press

V

Vuilleumier , стр. 2005. Как остерегается мозг: нейронные механизмы эмоционального внимания. Тенденции в когнитивных науках , 9 (12), 585-594. doi: 10.1016/j.tics.2005.10.011

Нейромодуляция, эмоциональные переживания и аффективные расстройства

1. Алмада Л.Ф., Перейра А., младший, Каррара-Аугустенборг С. Что аффективная неврология означает для науки о сознании. Мужская Сана Моногр. 2013; 11: 253–73. [PMC free article] [PubMed] [Google Scholar]

2. Armbruster D, Mueller A, Strobel A, Kirschbaum C, Lesch KP, Brocke B. Влияние функциональной вариации гена триптофангидроксилазы 2 и пола на реакцию испуга у детей , молодые люди и пожилые люди. Биол Психол. 2010; 83: 214–21. [PubMed] [Академия Google]

3. Асан Э., Штайнке М., Леш К.П. Серотонинергическая иннервация миндалевидного тела: мишени, рецепторы и последствия стресса и тревоги. Гистохим клеточной биологии. 2013; 139:785–813. [PubMed] [Google Scholar]

4. Avena NM, Rada P, Moise N, Hoebel BG. Имитационное кормление сахарозой по графику переедания неоднократно высвобождает прилежащий дофамин и устраняет реакцию насыщения ацетилхолином. Неврология. 2006; 139: 813–20. [PubMed] [Google Scholar]

5. Avery MC, Dutt N, Krichmar JL. Крупномасштабная нейросетевая модель влияния нейромодуляторных уровней на рабочую память и поведение. Front Comput Neurosci. 2013;7:133. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

6. Азмития Э.К., Ляо Б., Чен Ю.С. Увеличение ферментного белка триптофангидроксилазы под действием дексаметазона в среднем мозге адреналэктомированных крыс. Дж. Нейроски. 1993; 13: 5041–55. [PMC free article] [PubMed] [Google Scholar]

7. Boadle-Biber MC, Corley KC, Graves L, Phan TH, Rosecrans J. Повышение активности триптофангидроксилазы в коре и среднем мозге самцов крыс Fischer 344 в реакция на острый или повторный звуковой стресс. Мозг Res. 1989; 482: 306–16. [PubMed] [Академия Google]

8. Бос М.Г., Джентгенс П., Беккерс Т., Киндт М. Психофизиологические модели реагирования на аффективные киностимулы. ПЛОС Один. 2013;8:e62661. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

9. Bozarth MA, Gerber GJ, Wise RA. Внутричерепная самостимуляция как метод изучения свойств вознаграждения наркотиков, вызывающих зависимость. Фармакол Биохим Поведение. 1980; 13 (Приложение 1): 245–7. [PubMed] [Google Scholar]

10. Bozarth MA, Wise RA. Электролитическая микроинфузионная система преобразователя: альтернативный метод внутричерепного введения лекарств. J Neurosci Методы. 1980;2:273–5. [PubMed] [Google Scholar]

11. Бремнер Дж. Д., Кристал Дж. Х., Саутвик С. М., Чарни Д. С. Норадренергические механизмы при стрессе и тревоге: I. Доклинические исследования. Синапс. 1996; 23:28–38. [PubMed] [Google Scholar]

12. Бремнер Дж. Д., Кристал Дж. Х., Саутвик С. М., Чарни Д. С. Норадренергические механизмы при стрессе и тревоге: II. Клинические исследования. Синапс. 1996; 23:39–51. [PubMed] [Google Scholar]

13. Cabib S, Puglisi-Allegra S. Противоположные реакции мезолимбической дофаминовой системы на контролируемые и неконтролируемые аверсивные переживания. Дж. Нейроски. 1994;14:3333–40. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

14. Carlborg A, Jokinen J, Nordström AL, Jönsson EG, Nordström P. CSF 5-HIAA, попытка самоубийства и риск самоубийства при психозе шизофренического спектра. Шизофр Рез. 2009; 112:80–5. [PubMed] [Google Scholar]

15. Чау Д.Т., Рада П.В., Ким К., Кослофф Р.А., Хобель Б.Г. Флуоксетин облегчает поведенческую депрессию, уменьшая высвобождение ацетилхолина в оболочке прилежащего ядра. Нейропсихофармакология. 2011; 36:1729–37. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

16. Коэн Л.Дж., Склар Д.А. Проблемы соблюдения режима лечения ингибиторами моноаминоксидазы и частота неэффективности лечения. Дж. Клин Психиатрия. 2012; 73 (Приложение 1): 31–6. [PubMed] [Google Scholar]

17. Curró Dossi R, Paré D, Steriade M. Краткосрочные никотиновые и длительные мускариновые деполяризующие ответы таламокортикальных нейронов на стимуляцию мезопонтинных холинергических ядер. J Нейрофизиол. 1991; 65: 393–406. [PubMed] [Google Scholar]

18. Dai JX, Han HL, Tian M, Cao J, Xiu JB, Song NN и др. Улучшенная контекстуальная память о страхе у центральных мышей с дефицитом серотонина. Proc Natl Acad Sci U S A. 2008; 105:11981–6. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

19. Дамасио А. Ощущение того, что происходит: тело, эмоции и создание сознания. Лондон: Винтаж; 1999. [Google Scholar]

20. Дани Дж.А., Харрис Р.А. Никотиновая зависимость и коморбидность со злоупотреблением алкоголем и психическими заболеваниями. Нат Нейроски. 2005; 8: 1465–70. [PubMed] [Google Scholar]

21. Дельгадо М.Р., Гиллис М.М., Фелпс Э.А. Регулирование ожидания вознаграждения с помощью когнитивных стратегий. Нат Нейроски. 2008; 11:880–1. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

22. Демпси Дж.П., Рэндалл П.К., Томас С.Е., Книга С.В., Кэрриган М.Х. Лечение социальной тревожности пароксетином: опосредование изменений симптомов тревоги и депрессии. Компр Психиатрия. 2009; 50:135–41. [PMC free article] [PubMed] [Google Scholar]

23. Devilbiss DM, Waterhouse BD, Berridge CW, Valentino R. Высвобождающий кортикотропин фактор, действующий на голубое пятно, нарушает таламические и кортикальные сенсорно-вызванные реакции. Нейропсихофармакология. 2012;37:2020–30. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

24. Диана М. Дофаминовая гипотеза наркомании и ее потенциальное терапевтическое значение. Фронтовая психиатрия. 2011;2:64. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

25. Dilsaver SC, Alessi NE. Хронический неизбежный шок вызывает сверхчувствительность холинергической системы. Биол психиатрия. 1987; 22: 914–8. [PubMed] [Google Scholar]

26. Eggermann E, Feldmeyer D. Холинергическая фильтрация в рекуррентной возбуждающей микросхеме коркового слоя 4. Proc Natl Acad Sci U S A. 2009;106:11753–8. [PMC free article] [PubMed] [Google Scholar]

27. Экман П. Эмоции наизнанку 130 лет спустя Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» Ann N Y Acad Sci. 2003; 1000:1–6. [PubMed] [Google Scholar]

28. Engström G, Alling C, Blennow K, Regnéll G, Träskman-Bendz L. Снижение цереброспинальной концентрации HVA и соотношения HVA/5-HIAA у лиц, пытающихся совершить самоубийство. Метаболиты моноаминов у 120 лиц, пытавшихся покончить с собой, и 47 человек в контрольной группе. Евро Нейропсихофармакол. 1999;9: 399–405. [PubMed] [Google Scholar]

29. Fakra E, Azorin JM, Adida M, Da Fonseca D, Kaladjian A, Pringuey D. [Аффективные расстройства и антидепрессанты: терапевтические инновации] Encephale. 2010; 36 (Приложение 6): S183–7. [PubMed] [Google Scholar]

30. Fernandez SP, Gaspar P. Изучение тревожных и депрессивных фенотипов в генетических мышиных моделях истощения серотонина. Нейрофармакология. 2012;62:144–54. [PubMed] [Google Scholar]

31. Fukui M, Rodriguiz RM, Zhou J, Jiang SX, Phillips LE, Caron MG, et al. Гетерозиготные мутантные мыши Vmat2 демонстрируют депрессивно-подобный фенотип. Дж. Нейроски. 2007; 27:10520–9. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

32. Гарденфорс П. Концептуальные пространства: геометрия мысли. Кембридж: MIT Press; 2000. [Google Scholar]

33. Джордж С.А., Нокс Д., Кертис А.Л., Олдридж Дж.В., Валентино Р.Дж., Либерзон И. Изменение функции норадреналина голубого пятна после однократного длительного стресса. Евр Джей Нейроски. 2013;37:901–9. [PubMed] [Google Scholar]

34. Goel N, Workman JL, Lee TT, Innala L, Viau V. Половые различия в оси HPA. сост. физиол. 2014;4:1121–55. [PubMed] [Академия Google]

35. Graeff FG, Silveira MC, Nogueira RL, Audi EA, Oliveira RM. Роль миндалевидного тела и периакведуктального серого цвета в тревоге и панике. Поведение мозга Res. 1993; 58: 123–31. [PubMed] [Google Scholar]

36. Грубер Дж., Дутра С., Эйдельман П., Джонсон С.Л., Харви А.Г. Эмоциональные и физиологические реакции на нормативные и идиографические положительные стимулы при биполярном расстройстве. J Аффективное расстройство. 2011; 133:437–42. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

37. Gulledge AT, Park SB, Kawaguchi Y, Stuart GJ. Неоднородность фазовой холинергической передачи сигналов в нейронах неокортекса. J Нейрофизиол. 2007;97:2215–29. [PubMed] [Google Scholar]

38. Hendricks TJ, Fyodorov DV, Wegman LJ, Lelutiu NB, Pehek EA, Yamamoto B, et al. Ген Pet-1 ETS играет критическую роль в развитии нейронов 5-HT и необходим для нормального тревожного и агрессивного поведения. Нейрон. 2003; 37: 233–47. [PubMed] [Google Scholar]

39. Higley JD, Mehlman PT, Poland RE, Taub DM, Vickers J, Suomi SJ, et al. Тестостерон в спинномозговой жидкости и 5-HIAA коррелируют с различными типами агрессивного поведения. Биол психиатрия. 1996;40:1067–82. [PubMed] [Google Scholar]

40. Hoebel BG, Avena NM, Rada P. Accumbens дофамин-ацетилхолиновый баланс в приближении и избегании. Курр Опин Фармакол. 2007; 7: 617–27. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

41. Холмс А., Мерфи Д.Л., Кроули Дж.Н. Снижение агрессии у мышей, лишенных переносчика серотонина. Психофармакология (Берл) 2002;161:160–7. [PubMed] [Google Scholar]

42. Houdé O, Zago L, Crivello F, Moutier S, Pineau A, Mazoyer B, et al. Доступ к дедуктивной логике зависит от правой вентромедиальной префронтальной области, посвященной эмоциям и чувствам: свидетельство тренировочной парадигмы. Нейроизображение. 2001; 14: 1486–9.2. [PubMed] [Google Scholar]

43. Houlihan WJ, Kelly L, Pankuch J, Koletar J, Brand L, Janowsky A, et al. Аналоги мазиндола как потенциальные ингибиторы сайта связывания кокаина на переносчике дофамина. J Med Chem. 2002; 45: 4097–109. [PubMed] [Google Scholar]

44. Inoue T, Inokuma Y, Watanabe S, Kirino Y. In vitro исследование поведения, вызванного запахом, у наземных моллюсков. J Нейрофизиол. 2004; 91: 372–81. [PubMed] [Google Scholar]

45. Итои К. Абляция центральных норадренергических нейронов для выяснения их роли в стрессе и тревоге. Энн Н.Ю. Академия наук. 2008;1129: 47–54. [PubMed] [Google Scholar]

46. Itoi K, Sugimoto N. Норадренергические системы ствола мозга при стрессе, тревоге и депрессии. J Нейроэндокринол. 2010;22:355–61. [PubMed] [Google Scholar]

47. Джек Р.Е., Калдара Р., Шинс П.Г. Внутренние репрезентации обнаруживают культурное разнообразие в ожиданиях выражения эмоций на лице. J Exp Psychol Gen. 2012; 141: 19–25. [PubMed] [Google Scholar]

48. Джейкобс Б.Л. Серотонин и поведение: акцент на моторный контроль. Дж. Клин Психиатрия. 1991; 52 (Прил.): 17–23. [PubMed] [Google Scholar]

49. Джейкобс Б.Л., Fornal CA. Активность серотонинергических нейронов головного мозга у ведущего себя животного. Pharmacol Rev. 1991;43:563–78. [PubMed] [Google Scholar]

50. Яновский Д.С., Эль-Юсеф М.К., Дэвис Дж.М., Секерке Х.Дж. Холино-адренергическая гипотеза мании и депрессии. Ланцет. 1972; 2: 632–5. [PubMed] [Google Scholar]

51. Яновский Д.С., Эль-Юсеф М.К., Дэвис Дж.М. Ацетилхолин и депрессия. Психозом Мед. 1974; 36: 248–57. [PubMed] [Академия Google]

52. Яновский Д.С. Интуиция поражает снова: скополамин как антидепрессант у пациентов с биполярной депрессией. Curr Psychiatry Rep. 2011; 13:443–5. [PubMed] [Google Scholar]

53. Йокинен Дж., Нордстрем А.Л., Нордстрем П. Взаимосвязь между соотношением CSF HVA/5-HIAA и суицидальными намерениями у лиц, пытающихся совершить самоубийство. Arch Suicide Res. 2007; 11: 187–92. [PubMed] [Google Scholar]

54. Кобаяши Т., Хаяши Э., Шимамура М., Киношита М., Мерфи Н.П. Нейрохимические реакции на антидепрессанты в префронтальной коре мышей и их эффективность в доклинических моделях тревожно-подобного и депрессивноподобного поведения: сравнительное и корреляционное исследование. Психофармакология (Берл) 2008;197: 567–80. [PubMed] [Google Scholar]

55. LeDoux J. New York: Simon & Schuster; 1996. Эмоциональный мозг: таинственные основы эмоциональной жизни. [Google Scholar]

56. Леду Дж. Страх и мозг: где мы были и куда идем? Биол психиатрия. 1998;44:1229–38. [PubMed] [Google Scholar]

57. LeMarquand DG, Pihl RO, Young SN, Tremblay RE, Séguin JR, Palmour RM, et al. Истощение триптофана, исполнительные функции и расторможенность у агрессивных мужчин-подростков. Нейропсихофармакология. 1998;19:333–41. [PubMed] [Google Scholar]

58. Левин Э.С., Литто В.Дж., Джейкобс Б.Л. Активность норадренергических нейронов голубого пятна кошки во время защитной реакции. Мозг Res. 1990; 531:189–95. [PubMed] [Google Scholar]

59. Lidberg L, Tuck JR, Asberg M, Scalia-Tomba GP, Bertilsson L. Убийство, самоубийство и CSF 5-HIAA. Acta Psychiatr Scand. 1985; 71: 230–6. [PubMed] [Google Scholar]

60. Ling TJ, Forster GL, Watt MJ, Korzan WJ, Renner KJ, Summers CH. Социальный статус дифференцирует быстрые нейроэндокринные реакции на ограничивающий стресс. Физиол Поведение. 2009 г.;96:218–32. [PubMed] [Google Scholar]

61. Липп И., Мерфи К., Уайз Р.Г., Касерас X. Понимание вклада нейронных и физиологических вариаций сигнала в низкую повторяемость вызванных эмоциями ЖИРНЫХ ответов. Нейроизображение. 2014; 86: 335–42. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

62. Martin P, Gozlan H, Puech AJ. Антагонисты рецепторов 5-HT3 обращают беспомощное поведение у крыс. Евр Дж Фармакол. 1992; 212:73–78. [PubMed] [Google Scholar]

63. Маслоу А.Х. Теория мотивации человека. Психологический Откр. 1943;50:370–96. [Google Scholar]

64. Maswood S, Barter JE, Watkins LR, Maier SF. Воздействие неизбежного, но неизбежного шока увеличивает внеклеточные уровни 5-НТ в дорсальном ядре шва крысы. Мозг Res. 1998; 783: 115–20. [PubMed] [Google Scholar]

65. McGaugh JL, Cahill L. Взаимодействие нейромодуляторных систем в модуляции хранения памяти. Поведение мозга Res. 1997; 83:31–38. [PubMed] [Google Scholar]

66. Мирнс Дж., Данн Дж., Лис-Хейли PR. Психологические эффекты фосфорорганических пестицидов: обзор и призыв к исследованиям психологов. J Clin Psychol. 1994;50:286–94. [PubMed] [Google Scholar]

67. Миллер Л.А. Импульсивность, склонность к риску и способность синтезировать фрагментарную информацию после лобной лобэктомии. Нейропсихология. 1992; 30: 69–79. [PubMed] [Google Scholar]

68. Моберг Т., Нордстрем П., Форслунд К., Кристианссон М., Асберг М., Йокинен Дж. CSF 5-HIAA и воздействие и выражение межличностного насилия у лиц, пытающихся покончить с собой. J Аффективное расстройство. 2011; 132:173–178. [PubMed] [Google Scholar]

69. Монти Дж.М. Серотониновый контроль поведения сон-бодрствование. Sleep Med Rev. 2011; 15:269–81. [PubMed] [Google Scholar]

70. Мора Ф., Феррер Дж.М. Нейротрансмиттеры, пути и цепи как нейронные субстраты самостимуляции префронтальной коры: факты и предположения. Поведение мозга Res. 1986; 22: 127–40. [PubMed] [Google Scholar]

71. Morilak DA, Barrera G, Echevarria DJ, Garcia AS, Hernandez A, Ma S, et al. Роль норадреналина мозга в поведенческой реакции на стресс. Прог Нейропсихофармакол Биол Психиатрия. 2005; 29:1214–24. [PubMed] [Академия Google]

72. Нарбу-Неме Н., Санье С., Доли С., Диас С.Л., Мартин С.Б., Анженар Г. и др. Тяжелое истощение серотонина после условной делеции гена везикулярного переносчика моноаминов 2 в нейронах серотонина: нервные и поведенческие последствия. Нейропсихофармакология. 2011; 36: 2538–50. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

73. Overstreet DH. Крысы чувствительной линии Флиндерса: генетическая животная модель депрессии. Neurosci Biobehav Rev. 1993; 17:51–68. [PubMed] [Академия Google]

74. Паккард М.Г., Кэхилл Л., Макго Дж.Л. Модуляция миндалевидным телом процессов памяти, зависящих от гиппокампа и хвостатого ядра. Proc Natl Acad Sci U S A. 1994;91:8477–81. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

75. Pakalnis A, Splaingard M, Splaingard D, Kring D, Colvin A. Влияние серотонина на сон и эмоциональные расстройства при мигрени у подростков. Головная боль. 2009;49:1486–92. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

76. Палумбо Л., Джелема Т. За пределами номинальной стоимости: влияет ли непроизвольное эмоциональное ожидание на восприятие динамичных выражений лица? ПЛОС Один. 2013;8:e56003. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

77. Панксепп Дж. Аффективная нейронаука: основы эмоций человека и животных. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета; 1998. [Google Scholar]

78. Перейра А., мл. Трехаспектный монизм: основа науки о человеческом сознании. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета; 2013. [Google Scholar]

79. Петти Ф., Крамер Г., Меллер М. Включает ли индукция выученной беспомощности галоперидол опосредование серотонином? Фармакол Биохим Поведение. 1994; 48: 671–6. [PubMed] [Академия Google]

80. Петти Ф., Крамер Г., Уилсон Л., Джордан С. Высвобождение серотонина in vivo и выученная беспомощность. Психиатрия рез. 1994; 52: 285–93. [PubMed] [Google Scholar]

81. Филип Н.С., Карпентер Л.Л., Тырка А.Р., Прайс Л.Х. Никотиновые ацетилхолиновые рецепторы и депрессия: обзор доклинической и клинической литературы. Психофармакология (Берл) 2010; 212:1–12. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

82. Плутчик Р. Эмоции: факты, теории и новая модель. Нью-Йорк: Рэндом Хаус; 1962. [Google Scholar]

83. Рада П.В., Марк Г.П., Хобель Б.Г. Высвобождение дофамина в прилежащем ядре в результате поведения гипоталамической стимуляции-избегания. Мозг Res. 1998; 782: 228–34. [PubMed] [Google Scholar]

84. Расмуссен К., Морилак Д.А., Джейкобс Б.Л. Единичная активность нейронов голубого пятна у свободно движущейся кошки. I. При естественном поведении и в ответ на простые и сложные раздражители. Мозг Res. 1986; 371: 324–34. [PubMed] [Google Scholar]

85. Редгрейв П., Прескотт Т.Дж., Герни К. Является ли дофаминовая реакция с короткой задержкой слишком короткой, чтобы сигнализировать об ошибке вознаграждения? Тренды Нейроси. 1999;22:146–51. [PubMed] [Google Scholar]

86. Роча А.Ф. Мозг: краткий отчет о его функциях. Жундиаи (Бразилия): EINA; 1999. [Google Scholar]

87. Рон Д., Юрд Р. «Взлеты и падения» сигнальных каскадов при зависимости. Sci STKE 2005. 2005: re14. [PubMed] [Google Scholar]

88. Рой А., Лампарски Д., Де Йонг Дж., Адинофф Б., Равитц Б., Джордж Д.Т. и соавт. Метаболиты моноаминов спинномозговой жидкости у больных алкоголизмом, пытающихся покончить жизнь самоубийством. Acta Psychiatr Scand. 1990; 81: 58–61. [PubMed] [Академия Google]

89. Рассел Дж.А. Ядро аффекта и психологическая конструкция эмоции. Psychol Rev. 2003; 110: 145–72. [PubMed] [Google Scholar]

90. Samson RD, Frank MJ, Fellous JM. Вычислительные модели обучения с подкреплением: роль дофамина в качестве сигнала вознаграждения. Когнин Нейродин. 2010;4:91–105. [PMC free article] [PubMed] [Google Scholar]

91. Šaponjic J. Избирательные стимуляции и повреждения ядер мозга крыс как модели для исследования механизмов патологии сна у человека. Глас Срп Акад Наука Мед. 2011; 51: 85–97. [PubMed] [Google Scholar]

92. Sara SJ, Bouret S. Ориентация и переориентация: голубое пятно опосредует познание через возбуждение. Нейрон. 2012;76:130–41. [PubMed] [Google Scholar]

93. Заутер Д.А., Эйснер Ф., Колдер А.Дж., Скотт С.К. Перцептивные сигналы в невербальных голосовых выражениях эмоций. Q J Exp Psychol (Хоув) 2010; 63: 2251–72. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

94. Савельева К. В., Чжао С., Погорелов В.М., Раджан И., Ян К., Куллинан Э. и др. Генетическое нарушение обоих генов триптофангидроксилазы резко снижает уровень серотонина и влияет на поведение моделей, чувствительных к антидепрессантам. ПЛОС Один. 2008;3:e3301. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

95. Шильдкраут Дж. Дж., Кети С. С. Биогенные амины и эмоции. Наука. 1967; 156: 21–37. [PubMed] [Google Scholar]

96. Schultz W, Dayan P, Montague PR. Нейронный субстрат предсказания и вознаграждения. Наука. 1997; 275:1593–9. [PubMed] [Google Scholar]

97. Шумаке Дж., Иланго А., Шейх Х., Ветцель В., Ол Ф.В. Дифференциальная нейромодуляция приобретения и восстановления обучения избеганию латеральной габенулой и вентральной областью покрышки. Дж. Нейроски. 2010;30:5876–83. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

98. Сигел А., Бхатт С., Бхатт Р., Зальцман С.С. Нейробиологические основы разработки фармакологических методов лечения агрессивных расстройств. Курс Нейрофармакол. 2007; 5: 135–47. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

99. Сингх В.Б., Онаиви Э.С., Фан Т.Х., Боадл-Бибер М.С. Повышение активности триптофангидроксилазы в коре и среднем мозге крыс в ответ на острый или повторяющийся звуковой стресс блокируется двусторонним поражением центрального ядра миндалины. Мозг Res. 1990;530:49–53. [PubMed] [Google Scholar]

100. Терри Э.Л., ДельВентура Дж.Л., Бартли Э.Дж., Винсент А.Л., Руди Дж.Л. Эмоциональная модуляция боли и спинальной ноцицепции у лиц с большим депрессивным расстройством (БДР) Боль. 2013; 154:2759–68. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

101. Тимотиевич И., Станкович Ж., Тодорович М., Маркович С.З., Кастратович Д.А. Серотонинергическая организация центральной нервной системы. Психиатр Дануб. 2012; 24 (Приложение 3): S326–30. [PubMed] [Академия Google]

102. Вирккунен М., Нуутила А., Гудвин Ф.К., Линнойла М. Уровни метаболитов моноаминов в спинномозговой жидкости у мужчин-поджигателей.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts