Какие бывают нравственные ценности: Нравственные ценности – это проблема современного общества. Виды, уровни, развитие ценностей

Содержание

11. Основные нравственные ценности общения.

Если анализировать процессы общения на философско-этическом уровне, то, в первую очередь, следует обратиться к их ценностным детерминантам, так как именно ценности, особенно нравственные, определяют по существу все параметры этих процессов и, в первую очередь, их нравственную направленность. Общение является той сферой, где проявляются, функционируют, получают целостное осмысление, всестороннее воплощение и совершенствование самые разнообразные, порой противоречивые ценности. Содержание и форма реализации моральных ценностей в процессе общения характеризуют направленность процесса общения «в главном и основном».

Ценностная ориентация процесса общения зависит, прежде всего, от выбора и следования нравственным ценностям, от нравственного содержания целей, установок, средств, форм общения. Осмысление процессов общения связано, в первую очередь, с определением их «стратегической» направленности, которое и определяется выбором нормативно-ценностных структур.

Известно, что понятие ценности выражает значимость какого-либо явления, процесса, идеи, качества, свойства, нормы, принципа, вещи для субъекта. Соответственно, ценности общения — это те значимые ориентиры процесса общения, которые определяют не только формальные, но и его основные содержательные характеристики.

Ценности отражают эталон должного в этике и выражаются в самого разного рода оценках как вербального, так и невербального характера. Как известно, ценности бывают личностными и общественными, групповыми и национальными, моральными и внеморальными, семейными и индивидуальными, общечеловеческими и сословными и т.д. Смысл и значимость этих ценностей, способы их познания и передачи другим, их восприятие претерпевают порой разительные метаморфозы в социально-исторической и личностной динамике, что выражается, в частности, в процессах «переоценки ценностей». В чем же своеобразие аксиологических проблем общения?

Образно говоря, ценностные ориентации общения — это определяющая «система координат» общения. Актуализация, осознание этих ценностей происходит в процессе общения. Трансформация общественных ценностей в личные зависит от множества факторов, среди которых, конечно, уровень нравственной культуры человека — фактор определяющий. Тот раздел этики общения, который связан с анализом ценностей, ценностных параметров общения можно назвать этической аксиологией общения: она призвана изучать ценности общения в контексте ценностей культуры вообще, исследовать идеалы, цели, принципы, ценностные ориентации и оценки. Причем ценности, детерминирующие процессы общения, рассматриваются, как правило, как в статике, так и в динамике. Аксиологический анализ общения предполагает рассмотрение не только генетического, но и функционального срезов ценностной структуры общения.

В общении общекультурные ценности (такие как добро, красота, правда, свобода, любовь, справедливость, равенство) обнаруживают себя в таких специфических, проявляющихся только в процессе общения как: тактичность, отзывчивость, предупредительность, учтивость, корректность, обходительность, снисходительность, деликатность, вежливость, толерантность.

На первый взгляд, все ценности общения очень тесно переплетаются, среди них сложно выделить какую-то однозначную иерархию, и поэтому можно говорить лишь о феноменологии этих ценностей. Лишь при более детальном анализе можно обнаружить, что существует определенная иерархия, что все ценности общения самым непосредственным образом связаны с самоценностью человеческого морального достоинства. Ценность человека как важнейшая ценность культуры вообще и культуры общения, в частности, определяет стержень ценностного каркаса общения и основу ценностной «системы координат» общения. Выбор человека и ориентация в мире нравственных ценностей характеризует уровень нравственной культуры как самого человека, так и культуры и этики его общения. Ориентация партнеров по общению на следование гуманистическим ценностям и, прежде всего, на признание достоинства и чести своего партнера характеризует нравственное содержание этики общения. Таким образом, несмотря на то, что весьма сложно строго определить строгую иерархию ценностей общения, можно утверждать, что ориентация на самоценность человеческой личности, на признание уважения ее чести и достоинства, является доминирующим, интегрирующим фактором ценностной структуры гуманистической этики общения.
Ориентация на эту ценность в общении выражается в определенных конкретных ценностных предпочтениях, набор которых существенным образом не отличаются в разных социокультурных типах общения, но иерархическая значимость которых различна. Так, к примеру, ценность гостеприимства признается в любой культуре общения, но в ряде из них она приобретает особый статус (гость по сути получает права хозяина).

Ориентация на самоценность человека в общении является своеобразной трансформацией категорического императива И. Канта — «всегда относится к человеку также как к цели, а не только как к средству». Если же человек видит высшую ценность общения только в себе самом, в удовлетворении только своих личных потребностей, если человек ставит перед собой неблагородные и сугубо корыстные цели, если другой человек выступает для него только как средство для удовлетворения своих личных потребностей и целей, то такое общение можно назвать безнравственным и бескультурным, ибо в таком общении нарушена мера гуманистичности в отношении к партнеру. Этика гуманистического общения должна отличаться доверием и доброжелательностью, уважением не только партнера по общению вообще, принципиально, но уважения всего того, что с ним связано, всего того, что ценит он (книги, идеи, друзья, интересы, вкусы, даже вещи). Не секрет, что человек хотя бы в душе очень обижается, если с пренебрежением относятся к его ценностным ориентациям, если не признаны или хотя бы недооценены его честь и достоинство, если на них «покушаются».

Именно поэтому основополагающим принципом этики общения нужно признать принцип презумпции сохранения достоинства партнера по общению. Это означает безусловное уважение достоинства «другого», независимо от его качеств, от недостатков и пороков, от значимости тех социальных ролей, которые он исполняет, от того, какой пост занимает этот человек и т.д. Конечно же, такая установка носит, на первый взгляд, слишком абстрактный характер, поэтому требует дополнительного обоснования. Как быть, например, с уважением к злодею, к преступнику? Конечно, уважать человека вообще, независимо от его нравственных качеств, пороков слишком сложно и даже мало возможно.

Однако осуждать человека — еще более ответственная с нравственной точки зрения позиция; чтобы осуждать человека, нужно прежде правильно понять мотивы его поступков, оценить его состояние, всесторонне представить окружающие условия и т.д. И даже в том случае, если поступок человека носит антиправовой характер и он наказан по закону, то это не дает никому морального права унижать его достоинство как человека вообще, как представителя человеческого рода: человек должен иметь право на ошибку, на покаяние и на возможность реабилитации. Возможно, в этом виновато больше то общество, в котором он живет: разве каннибал виноват в том, что он преступает моральную заповедь «не убий»! Ведь человек, в первую очередь, ориентируется на те нормы, идеалы и даже нравы, которые культивирует общество и если у него нет реального выбора, то он вынужден поступать «как все» (хотя это, конечно же, не означает, что с человека в данном случае полностью снимается ответственность за его поступки).

Мера уважения к партнеру по общению может меняться в зависимости от личных ценностей, симпатий, вкусов, принципов, привычек. Однако совсем лишать человека права на достоинство — есть, наверное, отсутствие справедливости и благородства, и, в конечном счете, есть аморальный поступок. Полное отсутствие уважения человека, пренебрежение им способно окончательно убить в нем все человеческое. Здесь на ум приходит христианская заповедь о любви к ближнему своему, пусть даже он и твой враг, которая, на наш взгляд, основывается именно на утверждении самого существования другого человека, его самоценности. Так С.Л. Рубинштейн призывал «любить человека не за тот или иной поступок, встретивший одобрение или порицание других людей, который может быть случайным, а за него самого, за его подлинную сущность, а не за его заслуги.». Вот эта «самость» человека, «ядро его души» является той автономной, неприкосновенной и даже в определенной степени священной ценностью в общении.

Каждый человек в общении хочет, как правило, уважения своего достоинства, каждый хочет приоритетного признания своей ценности: так уж, видимо, устроена человеческая природа. И здесь возникают проблемы чисто практического характера: как добиться равенства, взаимопризнания достоинства партнера по общению, как выразить признание ценности, какие оценки при этом выражении могут быть использованы и т.п. Вопросы «техники» общения будут рассматриваться в специальном разделе, а сейчас, несколько забегая вперед, хотелось бы кратко отметить то, в чем же проявляется признание, или непризнание ценности человека в процессе общения.

В первую очередь, это восхищение, или хотя бы внимание, забота, одобрение, сочувствие, соучастие, другие знаки признания значимости партнера. Д. Карнеги «тонко замечал»: «Каждому из нас, будь то мясник, хлебопек или король на троне, нравятся люди, которые восхищаются нами…..» Кстати, при этом совсем не страшно, если высокая восхищенная оценка идет, как говорится, впереди, если человек еще до нее еще «не дорос». Как утверждают психологи, человек начинает «тянуться», стараться соответствовать этой оценке, оправдывать ее в глазах окружающих. Доброжелательность, доверие, уважение должно проявляться, как говорится, в каждом взгляде, в каждом жесте, в каждой фразе, в каждом поступке.

Общение начинается с приветствия, и именно приветствие является первой «лакмусовой бумажкой» степени признания ценности человека в общении, хотя, конечно, однозначной зависимости здесь нет, так как бывают и сознательные искажения этого отношения в форме лицемерия, угодничества. Или, наоборот; человек, не владеющий «техникой общения», может искренне уважать своего партнера по общению, но не уметь с ним тактично поздороваться, не знать меру допустимости форм приветствий и т.д. Признание ценности партнера по общению может проявляться также и в искренней и ненавязчивой предупредительности, которая порой бывает связана с ущемлением собственных интересов и которая заключается в том, чтобы предугадать желания партнера и способствовать их более успешному и легкому разрешению. Здесь, однако, важно чувствовать такт и не нарушать меру, за которой человек, которому в чем-то помогают, может почувствовать себя неловко.

Поэтому легко объяснить нежелание человека принять необходимую ему помощь, предложенную слишком навязчиво и официально, так как это, очевидно, ущемит его собственное достоинство.

Д. Карнеги в своей известной работе «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» (именно так звучал первый вариант перевода названия его работы, хранившейся долгое время в отделе спецхрана «ленинской библиотеки»!) утверждал: «Существует один наиважнейший закон человеческого поведения. Если повиноваться ему, мы никогда не попадем в неприятное положение, так как он обеспечит нам бесчисленное количество друзей и постоянное благополучие. Но стоит его нарушить, и мы немедленно попадаем в бесчисленные неприятности. Этот закон гласит: всегда поступай так, чтобы у других создавалось ощущение своей значительности.» Признание значительности другого может приходить в противоречие со своим достоинством, с признанием самоценности собственного «Я». На этой почве могут возникать личные амбиции, снобизм, которые, в свою очередь, могут ущемлять достоинство окружающих. Карнеги по этому поводу писал: «Лично мне пришлось добрую треть века брести на ощупь в этом дремучем мире, прежде, чем передо мной стала проясняться та истина, что в 99-ти случаях из ста человек ни в чем не осуждает себя, независимо от того, насколько он прав или не прав.» В полной мере с этим утверждением, конечно же, очень сложно согласиться, так как некоторые люди, наоборот, страдают от самоосуждения, от самобичевания, а многие очень трезво и объективно оценивают свое поведение, хотя, несомненно, их подсознательные механизмы психозащиты выполняют свои функции. Искусство общения заключается в том, чтобы учитывать все эти факторы и находить разумные компромиссы. Для того чтобы уметь находить эти компромиссы, необходимо осознать ценность принципа толерантности в общении.

Еще И. Кант, в частности, заметил, что человек вынужден жить среди людей, «которых он, правда, не может терпеть, но без которых он не может обойтись.» Однако, необходимость приятия и признания партнера, высокая нравственная значимость принципа толерантности не являются, к сожалению, приемлемыми для всех. Долгое время сам термин «толерантность» подвергали забвению, отождествляли со смирением, с капитуляцией, с конформизмом, с попустительством, с вечным примирением, с попыткой «подставить другую щеку», когда тебя уже ударили по одной и т.д. На самом деле, этот принцип не связан ни с попустительством, ни с конформизмом; он связан с принятием идей ненасильственного общения, с осознанием невозможности преодолеть «с наскока», немедленно наш эгоизм, «постыдные» слабости и несовершенства человеческого рода. Это относится и к случайным, порой неосознанным проявлениям высокомерия, к психологической несовместимости характеров и к неисправимым или трудно исправимым физическим недостаткам, агрессивности, неоправданным оценкам, обвинениям, стрессам и т.п.

Значение принципа толерантности трудно переоценить: в любой сфере человеческого бытия толерантность рождает взаимное доверие, понимание, откровенность, помогает преодолевать конфликтные ситуации, способствует проявлению доброжелательности и глубокой человечности, помогает, наконец, «психологической притирке характеров». Очень сложно общаться человеку, который не прочувствовал и не осознал ценность толерантности. Конечно, существует определенная предрасположенность характера того или иного конкретного человека к толерантности, способность к которой можно, в определенной степени и культивировать (к сожалению, многие порой приходят к пониманию этого слишком поздно). Толерантность является тем катализатором, который помогает гуманизировать этику общения, внести в нее больше человечности, доверия, доброжелательности, тактичности, отзывчивости, снисходительности, предупредительности.

Общение без толерантности может превратиться в «бесконечные разбирательства» и «выяснения отношений» (хорошо, если «бескровные»). Так, к примеру, если родители узнали, что их ребенок тайком курит в школе, то они должны проявить толерантность, которая не будет означать, что они примирились с этим его вредным занятием, это будет означать, что в общении с ним необходимо проявить максимум чуткости, тактичности, выдержанности, чтобы не потерять окончательно контакта с ним, разобраться в причинах этого явления и найти способы разрешения этой ситуации. В каждой конкретной ситуации общения порог толерантности может меняться в зависимости от ситуации (если ребенок начал употреблять наркотики, то реакция родителей, разумеется, должна быть уже другой, более оперативной и решительной). Однако, во всех ситуациях общения толерантность никогда не может быть связана с культивированием зла, с ущемлением достоинства любого из общающихся субъектов.

Наряду с толерантностью гуманистическая этика общения ориентируется на такие общечеловеческие нравственные ценности и простые нормы нравственности как уважение, скромность, доверие, откровенность, честность, бескорыстие, милосердие, забота, благодарность (признательность), исполнение долга и верность слову, вежливость, стремление помочь человеку в беде и т.д. Ценностное поле общения связано, в частности, и с культурой таких нравственно-психологических чувств, как чувство доброжелательности, вины, стыда, раскаяния, товарищества, сопереживания, солидарности.

А.  Камю писал: «Свободен тот, кто может не лгать». Свобода в общении также напрямую связана с такой нравственной нормой как «не лги». Безоговорочное признание правдивости как нравственной нормы общения является основой культуры и этики общения. Принцип «добродетельной лжи» неправомерен, на наш взгляд, даже в «пограничных ситуациях» (например, даже для того, чтобы не было паники все равно нельзя лгать, и то, что высказывается должно обязательно соответствовать действительности). «Ложь во имя спасения» чаще губит, чем спасает, в том числе и в общении.

Этика общения, в то же время, не предполагает, что в любой ситуации общения нужно говорить всю правду, которую знаешь — это также может повлечь нежелательные последствия (не обязательно говорить больному о его «смертельном» недуге, тем более что диагноз может быть ошибочным, или организм проявит чудо, или, возможно, изобретут новое лекарство и т.д.). Человек не может знать все достоверно, а, наоборот, знания человека, как правило, чрезвычайно ограничены, поэтому этика общения предполагает максимально щепетильное отношение к высказываемой информации. Говорить, действительно, необходимо только правду, лгать, а потом оправдываться, что соврал «во имя спасения» недопустимо: это подрывает доверие, разрушает общение, приводит к отчуждению в межличностных отношениях.

Мы не согласны с тем, что правомерен абсолютистский подход, согласно которому существует «ложь умолчанием», так как тогда по существу каждого человека можно обвинить во лжи, ибо в любой ситуации общения невозможно высказать адекватно всю правду, тем более всю информацию, тем более свои чувства, эмоции, мысли. Человек всегда выбирает, что ему сказать, ответить в той или иной ситуации, а что не говорить: однако, это не может означать, что он высказывает не все и потому лжет. Несомненно, суждений по этому вопросу может быть достаточно много, но, на наш взгляд, нельзя оправдывать ложь какой — либо целесообразностью. Например, если в общении в настоящий момент человек не может сказать то, о чем его просят («дал слово» не говорить об этом, убежден, что «не время» об этом говорить в настоящий момент и т. п.), то он должен лучше извиниться и сказать о том, что «не хотел бы говорить сейчас на эту тему» или предложить перенести этот разговор на более позднее время и т.п., но лгать он не имеет морального права. Как свидетельствует опыт общения, совершенно недопустима ориентация общения на такие «антиценности» как клевета, наговор, сплетни, сознательная дезинформация, потому что они окончательно разрушают культуру общения в каких бы эстетических формах оно не протекало.

Гуманистическое общение неотделимо от таких универсальных ценностей как свобода, справедливость, равенство, любовь. Именно общение, ориентированное на эти ценности, приближается к идеалу и может позволить человеку реализовать свои возможности и удовлетворить потребность в подлинном общении. Специфика функционирования ценностей в процессе общения характеризуется двусторонностью: ценить свободу и независимость в общении нужно не только по отношению к себе, но и по отношению к своему партнеру. Это выражается в недопустимости навязчивого вмешательства во внутренний мир другого, ущемления, даже в мелочах, любой из его потребностей. Не вызывает сомнение, что бестактность и грубость не оправдать стремлением к свободе и творчеству, несправедливость и снобизм тяжелым характером и т.д.

Ценность равенства в общении, так же, как и в других сферах жизни, нельзя понимать абстрактно. На первый взгляд, в общении не может быть равенства, так как сами субъекты не равны по всем своим параметрам. И, действительно, во всех других сферах, кроме нравственной, очень сложно обнаружить какое-либо тождество, какое либо равенство. Нет абсолютного равенства в возрасте, уме, образовании, воспитании, уровне культуры и т.д. Однако, в нравственной сфере такое равенство все-таки должно быть — это равенство всех людей в праве на моральное достоинство. Кто бы ни был человек, он имеет это право, так как даже преступник не перестает быть представителем человеческого рода и хотя бы поэтому имеет право, по крайней мере, на чувство собственного достоинства. Уважать человеческое достоинство — это значит уважать даже его право на ошибку. Овладеть искусством общения — это значит овладеть искусством уважения достоинства человека, его внутреннего мира. Как утверждал еще Б. Паскаль, человек не выносит, «когда в душе другого человека есть к нему презрение» и, более того: «Мы бываем счастливы, только чувствуя, что нас уважают.» Процесс общения, как уже отмечалось выше, может быть представлен в трех абстрактных моделях: первая — когда один субъект «пристроился сверху», вторая — когда один из субъектов общения «пристроился снизу», третья — когда оба субъекта общения общаются «на равных». Ценность равенства в общении имеет огромное значение, так как признание субъектами общения равных прав на человеческое достоинство является основой реализации в общении других нравственных ценностей. Авторитеты в гуманистическом общении признаются добровольно, а не навязываются принудительно. Если в общении одним из партнеров навязывается своя доминирующая роль, то такое общение может быть названо только формальным, но не нравственным в собственном смысле слова: в гуманистическом, нравственном общении человек должен быть равноправным и свободным, иначе он не может выступать индивидуальностью и быть активным нравственным субъектом. Именно игнорирование ценности нравственного равенства нарушает гармонию общения. Как верно подчеркивал психолог А.П. Егидес: «наиболее часто приводит к конфликту фрустрация (подавление, ущемление) партнером потребности в равенстве.»

Идеальное общение основывается на любви, которая снимает многие ценностные противоречия в общении. Известное высказывание А. Экзюпери о том, что «истинная любовь не в том, чтобы смотреть друг другу в глаза, а в том, чтобы вместе смотреть в одном направлении» дает своеобразный ключ к пониманию ценностного значения любви в межличностных отношениях. Любовь способствует, если можно так выразиться, синхронизации ценностных ориентацией партнеров по общению, снимает многие проблемы предупреждения и разрешения конфликтов ценностей. Любовь помогает выбрать общие ценности и цели и, наоборот, общие цели и ценности являются основой для гармонических любовных отношений. Если ценности субъектов общения совпадают, что является основой, если можно так сказать, философско-этической совместимости, то общение протекает, как правило, бесконфликтно и даже несоответствие характеров и неумение общаться не являются тогда преградой в общении (хотя бы на первых порах). Если партнеры по общению имеют общие цели и ценности, «смотрят в одном направлении», то многие вопросы совместимости потребностей и желаний, «техники» общения решаются как бы сами собой. Эти общие ценности не всегда бывают на виду, поэтому «при долговременном контакте важно изучить ценностные ориентации партнера и демонстрировать уважение к ним.»

Если в общении получают реализацию общечеловеческие ценности, то такое общение само приобретает самоценностное значение. Меняются объективные и субъективные условия общения, общесоциальные и индивидуальные ценностные ориентации, средства и формы современного общения, но значимость гуманистического общения в человеческой жизни неизменна. Несмотря на динамичные процессы урбанизации, всесторонней технизации всех социальных взаимодействий, которые ведут к замкнутости, отчужденности, индивидуализму в общении, ценность «духовного» общения не исчезает, а «ценность» утилитарного общения обретает свое подлинное значение. Замена подлинного гуманистического общения деловыми контактами ведет, как правило, к «бездуховности общения», к мещанству, потребительству, алкоголизму, наркомании, различным отклонениям в поведении личности. К сожалению, в реальной жизни «переоценка ценностей» в пользу выбора духовных ценностей осуществляется далеко не всегда. Нередко случается это лишь в зрелом возрасте, когда потеряны друзья, когда нечестно заработанные деньги не дают спать спокойно, грозят потерей свободы, когда чисто деловое, утилитарное общение приносит все меньше и меньше удовлетворения. Поэтому можно все-таки утверждать, что ценность гуманистической культуры общения не подвержена девальвации и в этот сложный космический век.

Цели, преследуемые партнерами по общению, как правило, не противоречат ценностям общения; нравственные цели сопровождают гуманистические ценности, аморальные цели связаны с отрицанием этих ценностей. Отрицание самоценности общения, признания его лишь утилитарной функции является следствием соответствующих целей или, возможно, проявлением какой-то патологической формы «ностальгии» по открытому, гуманистическому, доверительному, чистому, искреннему, одухотворенному общению. Тенденции к «девальвации духовных ценностей», которые основываются, как правило, на сознательной дискредитации гуманистических ценностей, связаны, конечно же, с общесоциальными процессами, с «трансформацией» ценностной структуры общественного сознания, социальных и нравственных идеалов, с «переоценкой ценностей», порой просто с «пробуксовкой» воспитательного процесса. Все это, несомненно, вносит свои коррективы в формирование общей и индивидуальной ценностной культуры общения, которые самым тесным образом связаны между собой и которые взаимообуславливают друг друга. Социологи отмечают формирование некоторых молодежных компаний по принципу социального и имущественного положения родителей, целый ряд подобных компаний ориентируется на вещицистские системы ценностей, нигилистически относятся к духовным ценностям общения, ряд же компаний, наоборот, проявляет приверженность духовным ценностям, даже с претензией за ними права на элитарную исключительность (на их «тусовки» не пускают «всяких там челноков» и т.п. ).

Самоценность человеческого общения не зависит ни от целей, которые ставят перед собой его участники, ни от результатов. Ценность общения зависит лишь от его статуса как формы бытия человека: без общения человек полноценно существовать не может. Одиночество вынуждает человека, хотя бы временно, обращаться к любому общению. Все это свидетельствует о том, что потребность в общении присуща структуре человеческой души. Здесь возникает весьма непростой вопрос: потребность ли это в общении, в духовном контакте, или это потребность в реализации родового чувства социальности? Общение, как известно, характеризуется взаимным приобщением к ценностям и опыту своего партнера. Поэтому общение со случайным и нежелательным партнером далеко не всегда может быть названо общением в собственном смысле; общение нельзя редуцировать только к передаче информации, общение — это передача, обмен ценностями и опытом не только на сознательном, рациональном, но и на эмоциональном и интуитивном уровнях.

На наш взгляд, глубинной нравственной ценностью общения является доверие; именно доверие отражает, преломляет, выражает и олицетворяет все представленные выше ценности общения, степень доверия характеризует меру нравственности, идеальности общения, ибо единство, общность партнеров основывается, прежде всего, на доверии. Без доверия общение становится некоей формальной процедурой, игрой, конкуренцией — чем угодно, но не «подлинным», «глубинным» общением.

Таким образом, можно сделать вывод, что все ценности общения важны и, в зависимости от ситуации, приобретают особую значимость, однако, определенный «ценностный каркас» общения все-таки существует: все ценности общения связаны с ценностью человека, с уважением его морального достоинства. Степень признания этой ценности партнерами по общению может выражаться в степени доверия.

Раздел этики общения, связанный с ценностями, самым тесным образом переплетается с антропологическим, ибо реализация ценностей (а, разумеется, не смысл самих ценностей) тесно связана с качествами (особенно нравственными) участников общения.

Нравственные качества человека — что это такое: определение и список примеров высоких морально-этических устоев личности

Содержание

  • 1 Понятие в психологии
  • 2 Связанные понятия, ориентиры и позиция
  • 3 Какие бывают нравственные качества личности: список
    • 3.1 Ответственность
    • 3.2 Гуманизм
    • 3. 3 Верность
    • 3.4 Дисциплина
    • 3.5 Честность
  • 4 Примеры нравственных качеств и чувства
  • 5 Поведение
  • 6 Разновидности норм: какие бывают
  • 7 Что указывает на зрелость
  • 8 Понятие релятивизма – что это такое
  • 9 Пару слов о развитии нравственных устоев
  • 10 Явление безнравственности
  • 11 Заключение

С самого раннего возраста родители учат нас, что хорошо, а что плохо. Эти знания помогают людям без проблем существовать в рамках социума, выстраивать успешные взаимоотношения с окружающими. Следование таким законам позволяет определить зрелость личности. А о том, что это такое – морально-нравственные качества человека вместе с определением, читайте дальше.

Понятие в психологии

Каждый индивид имеет для себя перечень правил и взглядов и старается им следовать. В комплексе этот свод создает моральный характер.  Все это влияет на выбор, взаимодействие в обществе, отношение к другим, к природе, к себе. Нравственность прививается еще в детстве. Есть три варианта развития:

  1. Сдерживание на основе страха. Ребенок начинает понимать связь между наказанием и неправильным поведением и в итоге воздерживается от совершения действий, запрещенных родителями или учителями.
  2. Проявление эмпатии. Это умение представлять то, что ощущает другой. Так человек старается своими поступками сдвинуть эмоциональное состояние людей в лучшую сторону.
  3. Совершенствование мышления личности на ступени формального подхода. В этом случае приобретается определенный опыт по проверке предположений, новой оценки информации и переформулирования взглядов.

В этике нравственность является синонимом к слову «мораль». Но все же различия между ними присутствуют. Под последним подразумевается комплекс норм и правил, сложившихся исторически и относящихся ко всему социуму. Тогда как первое определение сугубо индивидуальное и у всех набор устоев свой.

Связанные понятия, ориентиры и позиция

Существует несколько смежных терминов, которые нельзя оставить без внимания. Например, духовно-нравственный ориентир – это цели и табу, формирующие поведение. Личность устанавливает для себя границы и старается не выходить за их пределы. Они контролируют деятельность индивида, способствуют поиску места в социуме, определяют степень порядочности. Ведь некоторые не могут совершить воровство, измену или предать других ввиду собственных установок.

Позиция подразумевает то, что персона оценивает правила общественной жизни, пропуская их будто через «внутренний» фильтр, чтобы потом использовать, как ориентир. Сюда входят:

  • самоконтроль поступков и действий;
  • совесть;
  • ощущение человеческого достоинства;
  • поведенческие побуждения.

И, наконец, принципы – основа для выстраивания социальных и межличностных взаимоотношений. Они являются универсальными и регулируются посредством порицания или одобрения деятельности социумом.

Какие бывают нравственные качества личности: список

Сразу же скажу, что помимо хороших, существуют отрицательные свойства: завистливость, злость, властность, лживость. При низкой степени нравственности подобные деяния рано или поздно начнут казаться допустимыми, а может даже и предпочтительными. Чтобы этого не допустить, необходимо, в первую очередь, следить за собой и своими поступками.

Этот перечень поможет выявить сильные или слабые стороны и наметить курс на самосовершенствование. Но это только первые шаги к улучшенной версии себя. Если вы решительно настроены на развитие положительных характеристик, то записывайтесь на мою консультацию. 

Ответственность

Индивид обязан понимать, что его деятельность и даже ее отсутствие ведет к конкретным последствиям. Увы, такая черта присуща в основном зрелым личностям, отличающимся самостоятельностью и обладающим самоуважением. Ведь тем, кто привык, что за них все проблемы решают другие, будет довольно сложно отвечать за собственные поступки.

Ответственность зависит от воспитания. Ребенок, зная о правилах и запретах, понимает, что нарушив их, он будет наказан. Взрослым развить это свойство уже сложнее. Для этого можно за каждый проступок придумать штраф. Например, сделать то, что не очень хочется, но полезно.

Гуманизм

Это высокое нравственное качество, без которого жить в обществе было бы гораздо сложнее. Сюда входят сопереживание, заботливость. Но затруднение в том, что вызвать эти чувства специально практически невозможно, так как они просто возникают. Также довольно сложно любить всех вокруг. Но если присмотреться к окружению, интересоваться их жизнью, наблюдать за ними, любовь становится оправданной. 

Верность

Эта характеристика сегодня в большой цене. Ее проявление подразумевается не только к возлюбленному, но и к себе и к собственным обещаниям. Если индивидуум желает, чтобы его ценили и уважали, то ему следует сдерживать слово. В противном случае нужно заранее предупредить о трудностях, чтобы не испортить взаимоотношения.

Дисциплина

Это пример морального качества человека, когда необходимо соблюдать все сложившиеся общественные нормы, чтобы не наткнуться на санкции со стороны государства. Но в психологии также есть понятие девиантной личности. Оно применимо в том случае, если индивид не может соблюдать законы и порядочно себя вести. 

Честность

В первую очередь, открытым нужно быть перед собой. Ведь жить в «розовых очках» в наше время чревато нехорошими последствиями. Но перед тем как довериться другим, будьте очень внимательными. Стоит убедиться, что перед вами надежное плечо. В противном случае вы просто облегчите ему задачу в поиске ваших слабых мест.

Примеры нравственных качеств и чувства

Эмоции зависят от того, совпадают ли действия с принятыми обществом правилами или нет. Если поступки индивида были совершены с соблюдением моральных устоев, то ощущения у него положительные. Но если они идут вразрез с одобренными моделями поведения, то негатив будет обеспечен.

Приведу наглядные ситуации из жизни:

  1. Юноша поддался всплеску раздражительности и нагрубил пожилому. Если уважение к старшим является одним из его ориентиров, то он будет осуждать себя и корить за подобный проступок.
  2. Девушка дожидается своего возлюбленного из армии, проявляя верность и преданность. Она будет испытывать внутреннее удовлетворение от того, что ее дело соответствует общепринятым принципам.
  3. Путешественник долго ездил по разным странам и наконец возвращается на родину. В момент возвращения у него возникает ощущение патриотизма, что также вызывает положительное состояние.

Поведение

Его можно назвать нравственным в том случае, когда личность связывает его со сложившейся системой взглядов и ценностей. Все это выливается в совокупность поступков – действий, вызывающих одобрение или осуждение в социуме. Но если ситуация требует активности, а индивид ее не проявляет, это также можно назвать деянием, имеющим собственные последствия.

То, как человек себя ведет в обществе, расценивается в виде реализации таких принципов, как доброта, вежливость, справедливость. Но вместе с тем выделяется и безнравственное поведение, основанное на ненависти и лжи. Оно несет разрушающее воздействие, в то время как позитивные проявления, наоборот, реализуют стремления индивидуума и делают его лучше в глазах окружающих и его самого.

Оценка нравственных качеств личности – не всегда объективно. Не выявлено даже критериев для подобного оценивания. Но все же анализ разбивается на множество факторов. Среди основных выделяются:

  1. Мотивы. Их огромное количество и они неоднозначны. Ведь бывают ситуации, когда благороднейшие стремления приводят к негативным действиям.
  2. Последствия. Их стоит учитывать всегда. Часто поступок оценивается с точки зрения общественной значимости.
  3. Действительность. Одно и то же деяние при разных обстоятельствах может стать значимым либо осуждаемым.
  4. Средства, используемые для совершения. С точки зрения морали, достижение результата любыми способами не есть хорошо. Ведь это развивает эгоистические свойства.

Нравственное поведение определяется моральными убеждениями личности, степенью ее культурного и общего развития. Оно устанавливает дальнейшую жизнь индивида, возможность сосуществовать в обществе и добиться в нем высокого положения, а также создает его представление о добре и зле, счастье.

С одной стороны, это свободный выбор, а с другой – ограничение посредством установленных требований. Поэтому человек всегда старается найти баланс между двумя крайностями: социальными рамками и собственной независимостью.

Разновидности норм: какие бывают

Установки со стороны нравственности похожи на правовые. Они также формируют поступки людей, но при этом не зафиксированы в письменном виде, а просто известны всем.

Такие ценности воплощают мораль, ведь она определяют сознание индивидуума в различных сферах, будь то семья, профессиональная деятельность или межличностные взаимоотношения. И если за нарушение закона государством применяются санкции в виде административной или уголовной ответственности, то несоблюдение нравственных устоев карается общественным осуждением и возникновением внутренних негативных эмоций, что мы называем угрызениями совести.

Если говорить о видах норм, то представим себе шкалу с двумя противоположными полюсами: плюс и минус. Это поощряемые и порицаемые поступки, влекущие за собой определенные последствия.

К первым можно отнести всем известные требования:

  • уступать место в транспорте беременным, детям и пожилым;
  • приветствовать и прощаться;
  • помогать нуждающимся.

Каждое из этих правил имеет свой антипод. Он и станет недопустимым в социуме действием. Сохранить нейтральную позицию в системе невозможно, так как даже бездействие повлечет за собой конкретные события. Именно поэтому личности приходится следовать имеющимся нормам, чтобы успешно жить в обществе.

Что указывает на зрелость

Степень развития зависит от социализации индивидуума. То есть человек усвоил систему общепринятых ценностей и следует ей не из-за страха быть наказанным, а благодаря четкому осознанию правильности собственного поведения.

Выделю 6 критериев:

  • Широкое ощущение «Я». Оно появляется еще в раннем возрасте, сформировывается в течение первых 10 лет и позже начинает расширяться с приобретением опыта и увеличением социальных ролей. Важным фактором является целенаправленная активность.
  • Проявление заботы об окружающих. Выражение глубоких чувств к близким, способность любить и дружить.
  • Принятие себя. Зрелая личность имеет свои взгляды и ценности и может их транслировать, учитывая мнение других.
  • Восприятие реальности, достижение целей. Индивид сосредоточен на конкретной задаче, забывая об удовольствиях, эгоизме. Это связано с ощущением ответственности, что является идеалом зрелости.
  • Самообъективация. Незрелый человек может совершать поступки напоказ, не отдавая себе отчета в том, что это выглядит неестественно. Более развитый индивидуум понимает, что поддельных личностей быть не может.
  • Жизненная философия. Наличие представления о единой цели в жизни.

Отмечу также, что социализация не прекращается даже у взрослых. Она вообще не имеет окончания, но всегда преследует конкретную цель, будь она осознанной или нет. Поэтому слова «зрелость» и «взрослость» – это не синонимы.

Понятие релятивизма – что это такое

Говоря о морально-этических качествах, стоит затронуть тему и об этом философском течении. Его сторонники уверены, что понятий абсолютного добра и зла не существует.  Согласно этой теории, мораль не привязана к универсальным правилам. Всякое суждение является оценочным и относится к конкретному субъекту, генам, эпохе или культуре.

В связи с этим термин рассматривается с двух сторон:

  • мнение о добром и злом условно;
  • социальная нравственность также относительна в зависимости от установленных стандартов.

Пару слов о развитии нравственных устоев

Как же моральные ценности формируются у детей? Существует 3 этапа развития детского сознания: 

  • Доморальный (от 4 до 10 лет). В этот период в приоритет ставится собственная безопасность и выгода. Малыш стремится избежать наказаний и поэтому поступает так, чтобы получить одобрение взрослых. Затем наступает вторая стадия, где действия детей направлены непосредственно на вознаграждение.
  • Конвенциональный (от 10 до 13). Происходит осознание установленных правил и системы ценностей. Сначала авторитетом выбирается близкий. И нежелание его расстроить становится причиной соблюдения этих норм. Затем ребенок начинает понимать причину рамок и использует их для отстаивания собственных прав.
  • После 13 лет. В этот период подросток формирует свой комплекс взглядов путем корректирования социального шаблона. На первой ступени большое внимание уделяется требованиям, обеспечивающим спокойствие жизни. А на второй – создается индивидуальный устойчивый свод.

В этом возрасте человек уже сможет вынести осуждение, если поведение массы покажется ему отдаленным от справедливости.

Явление безнравственности

Процессы в обществе происходят циклично. Поэтому наступает момент, когда нравственность переживает упадок. Причиной этого может стать постоянная трансляция образа успешной личности, не берущей в счет мораль, идущей к своей мечте, разрушая на пути все имеющиеся стереотипы.

Все это, конечно, подается под соусом романтики, так привлекающей молодежь, легко поддающейся влиянию. Однако молодое поколение в большинстве своем не может оценить масштабность последствий. Ведь игнорирование требований ведет к анархии, хаосу и беззаконию.

Безнравственный социум — это сообщество, где люди следуют на поводу у собственного эгоизма. Они не испытывают угрызений совести, когда наносят вред окружающим. Все это ведет к глобальной катастрофе. Разрушаются исторически сложившиеся установки, размывается граница между добром и злом.

Заключение

Итак, в этой статье я рассказала, какие есть нравственные качества человека, и привела их список с определениями. Добавлю только, что особенно важно с младенчества воспитывать детей с учетом высоких моральных взглядов. Ведь только так можно подарить подрастающему поколению осознанную жизнь в мире и гармонии. Если хотите получить более подробную информацию, как найти и понять себя, запишитесь на мою консультацию.

Моральные ценности

Все о философии

ВОПРОС: Что такое моральные ценности?

ОТВЕТ:

Моральные ценности — это стандарты добра и зла, которые определяют поведение и выбор человека. Мораль человека может исходить из общества и правительства, религии или самого себя. Когда моральные ценности исходят от общества и правительства, они по необходимости могут меняться по мере изменения законов и морали общества. Пример влияния изменения законов на моральные ценности можно увидеть в случае брака и «совместной жизни».

В прошлых поколениях редко можно было увидеть пары, которые жили вместе без законной церемонии бракосочетания. В последние годы количество пар, создающих домашнее хозяйство без вступления в брак, почти такое же, как и традиционных супружеских пар. Но таких пар не только больше, они также более приняты другими людьми в нашем обществе. В более раннем обществе законы и мораль просто исходили из римской правовой системы, которая в значительной степени основывалась на Десяти заповедях. По мере того, как общество переходило в современную эпоху, эта прежняя система законов становилась все более и более размытой.

Моральные ценности также исходят из самого себя. Это ясно продемонстрировано в поведении младенцев старшего возраста и малышей младшего возраста. Если ребенку было запрещено прикасаться к определенному объекту или брать его с самого начала, он знает достаточно, чтобы медленно оглядываться через плечо, чтобы увидеть, наблюдают ли за ним, прежде чем прикоснуться к указанному объекту. Нет необходимости обучать этому поведению; это инстинктивно. Однако, как только для изменения поведения ребенка применяется любая форма дисциплины, ребенок обретает внутреннюю способность отличать свое правильное поведение от неправильного. Теперь ребенок может сделать правильный выбор, основываясь на собственных знаниях. Выбор, который делает человек с детства до взрослой жизни, заключается в выборе между запретным и приемлемым, добрым или жестоким, щедрым или эгоистичным. Человек может при любом данном стечении обстоятельств решить сделать то, что запрещено. Если этот человек обладает моральными ценностями, действия против них обычно вызывают чувство вины.

Религия — еще один источник моральных ценностей. Большинство религий имеют встроенные списки того, что можно и чего нельзя делать, набор кодексов, по которым должны жить их приверженцы. Люди, которые являются последователями определенной религии, обычно делают вид, что следуют поведенческому кодексу этой религии. Интересно отметить, что эти коды могут сильно различаться; человек, чья религия предусматривает полигамию, не будет испытывать вины за то, что у него более одного супруга, в то время как приверженцы других религий считают, что они должны оставаться моногамными.

Христианство превосходит все остальные религии в том смысле, что это больше, чем просто система того, что можно и чего нельзя делать; это отношения с живым Богом через Его Сына, Иисуса Христа. Набор моральных ценностей христианина выходит за рамки нравов и эгоистичных инстинктов общества. Христиане в идеале ведут себя правильно, потому что любят Бога и хотят угождать Ему. Это одновременно высокое призвание и низкое положение. Это высокое призвание, потому что Бог требует, чтобы все, кто любит Его, соблюдали Его заповеди; следовательно, это акт послушания. В Иоанна 14:15 говорится: «Если вы любите меня, вы будете повиноваться тому, что я повелеваю». Это низкое положение, потому что мы должны полностью отвергнуть нашу собственную волю, чтобы делать то, что угодно Господу.Христос Иисус, как Он прожил Свою жизнь на земле, является нашим высшим примером; если мы строим свое поведение по Его примеру, тогда наша жизнь является самой ценной.Иоанна 15 :10 говорит: «Если вы будете повиноваться моим заповедям, вы останетесь в моей любви, точно так же, как я повиновался заповедям моего Отца и остаюсь в его любви».

Узнайте больше о морали!

   

Условия использования Конфиденциальность Заявление о вере О нас Свяжитесь с нами Поддерживать нас Карта сайта

Copyright © 2002-2021 AllAboutPhilosophy.org, Все права защищены


11 Важные моральные ценности для студентов, которые помогут им быть хорошими людьми в жизни

В чем смысл моральных ценностей?

Моральные ценности являются неотъемлемой частью того, что делает нас людьми. Именно они делают нас гуманными. Это стандарты, которые помогают человеку выбирать для себя между правильным и неправильным, хорошим и плохим.

Понимание морали абсолютно необходимо каждому, чтобы принимать честные, заслуживающие доверия и справедливые решения и отношения в повседневной жизни.

Нравственное развитие является важным процессом общего развития человека. И это должно начинаться прямо с раннего детства. Дети могут сформировать хороший характер и приятную личность, следуя моральным ценностям.

Давно известно, что семья ребенка играет решающую роль в том, чтобы направлять, поддерживать и поддерживать его, а также прививать ему основные ценности в годы его взросления.

Какое значение имеют моральные ценности в жизни студентов?

Моральные ценности играют важную роль в жизни любого студента. Они помогают создать положительный характер с такими чертами, как сострадание, уважение, доброта и смирение.

Они могут научить учащихся отличать правильное от неправильного, хорошее от плохого. И в конечном итоге это может способствовать рациональному мышлению и непредвзятому суждению учащихся.

Привитие учащимся моральных ценностей в долгосрочной перспективе работает как моральный компас, который помогает им избежать негативного влияния сверстников, социальных сетей или общества в целом, когда они становятся подростками, а затем взрослыми.

Моральные ценности также помогают формировать отношение и убеждения учащихся к различным аспектам жизни и дают им уникальную перспективу.

Они также могут повысить их уверенность в себе и помочь им сохранять позитивный настрой в трудных ситуациях.

Как обучать учащихся моральным ценностям?

Важность обучения нравственным ценностям учащихся должна начинаться прямо дома и с самого начала. Родители должны взять на себя ответственность за формирование жизни своих детей на ранних этапах.

Дети учатся у окружающих их людей, поэтому, чтобы научить своих детей хорошим ценностям, вы должны сначала смоделировать их в своей жизни. Вы можете словесно объяснить множество ценностей, но ваш ребенок усвоит только те, которые вы демонстрируете своим поведением.

Личный опыт похож на истории, а все дети любят слушать истории. Поделитесь историями из своей жизни, когда соблюдение моральных ценностей имело положительный опыт в вашей жизни, и ваш ребенок обязательно лучше вас поймет.

Придумайте систему, в которой вы вознаграждаете своего ребенка за использование этих ценностей в своей жизни. Похвала и вознаграждение — это положительное подкрепление, которое невероятно хорошо влияет на формирование детей.

Студенты также могут получить пользу от нравственного воспитания, включенного в педагогику. Школы также играют важную роль в обучении нравственным ценностям.

11 Важные виды моральных ценностей, которым должны учить детей

Уважение

Многие родители совершают ошибку, обучая своих детей только уважению к старшим, но это неправильно. Каждый заслуживает уважения, независимо от возраста или социального положения.

Уважение — это важная моральная ценность, о которой ваш ребенок должен знать в раннем возрасте, поскольку она играет важную роль в его/ее поведении с незнакомцами и старшими.

Малыши, которые с раннего возраста учатся уважать своих сверстников и старших, получат от этого пользу в будущем. Даже когда в будущем наступят тяжелые времена, ваш ребенок будет более заботиться о других.

Семья

Семья – неотъемлемая часть жизни детей. Он формирует и воспитывает их во взрослых. Поэтому важно дать своим детям чувство семьи и помочь им понять, почему семья важна. Сделайте это, и, скорее всего, ваши дети вырастут, уважая и любя свою семью, несмотря ни на что.

Приспособление и компромисс

Важно, чтобы дети знали, что не все работает по их правилам. Учите их с раннего возраста, что, когда это абсолютно необходимо, им, возможно, придется попытаться приспособиться.

Ваш ребенок должен научиться приспосабливаться и идти на компромисс, только если на карту не поставлена ​​его собственная жизнь. В то время как регулировка в принципе звучит великолепно, есть тонкая грань, где она переходит к компромиссу.

Если ребенок оказывается в проигрыше из-за компромисса, это не только наносит ущерб, но и ограничивает идентичность.

Помогающий менталитет

Ваш ребенок должен учиться помогать другим с раннего возраста, даже если он может быть совершенно незнакомым человеком. Вы должны научить своего ребенка, почему помощь другим так важна и как вы всегда получаете ее обратно, когда помогаете кому-то.

Чтобы быть функциональной частью общества, важно, чтобы ваш ребенок с пониманием относился к потребностям других.

Уважение к религии

Ваш ребенок должен воспитываться не только в уважении к своей религии, но и в понимании того, что каждый человек имеет право выбирать свою религию.

Справедливость

Моральный ориентир и чувство справедливости — две самые важные ценности, которыми должен обладать каждый ребенок с раннего возраста.

Это важно, потому что чувство справедливости определяет моральный облик человека, а также играет важную роль в образе жизни, который он выбирает. 

Честность

Честность всегда лучшая политика, поощряется говорить правду независимо от того, какие ошибки он/она может совершить.

Страх наказания или отрицательного подкрепления никогда не следует использовать, когда ребенок говорит правду. Поощрение ребенка в такое время имеет чрезвычайно важное значение.

Никогда никому не причиняйте вреда

Студенты должны быть обучены и осведомлены о физических, а также психологических последствиях причинения вреда кому-либо.

Воровство

Воровство нехорошо, какими бы оправданиями оно ни руководствовалось; это одно из хороших значений для детей. Моральные ценности, привитые на нужном этапе, могут заставить человека осознать их важность и усвоить их на долгое время.

Развивайте любовь к образованию

Образование — это самое мощное оружие, которое может быть у человека, и то, что больше всего влияет на то, где вы окажетесь в жизни.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts