Социальные нормы общения человека в обществе и их функции
Покажем, как применять обществознание в жизни
Начать учиться
Каждый из нас — часть гигантского механизма под названием «общество». Как винтики в машине работают слаженно по одним и тем же правилам, так и люди в обществе живут дружно бок о бок благодаря им же. Эти правила называют социальными нормами — о них мы и расскажем простыми словами в сегодняшней статье.
Что такое социальные нормы в обществознании
Социальные нормы — это общие для всех людей правила и образцы поведения в обществе, которые обусловлены сложившимися общественными отношениями.
Важно понимать, что такие нормы не были придуманы для конкретного человека. Общество договорилось, что каждый его член будет придерживаться их. При этом отдельные правила есть как для всего общества разом, так и для отдельных его групп. Например, люди придумали правила поведения для пассажиров метро, посетителей библиотеки, хозяев домашних питомцев и др.
Признаки социальных норм
Теперь давайте научимся определять, что можно отнести к социальным нормам, а что — нет. Ниже перечислим несколько признаков, которые помогут вам определиться. Итак, социальные нормы:
считаются общими для всех членов социума;
помогают управлять социальными отношениями;
вырабатываются в результате сознательной деятельности людей;
сформированы в ходе исторического развития общества;
зависят от воли и желания людей;
помогают измерять общественно значимое поведение.
В качестве примера возьмём одну знакомую всем социальную норму — уважать старших. Если пройтись по признакам выше, станет понятно, что каждый из них справедлив и для неё.
Разберёмся чуть подробнее. Уважать пожилых, по мнению общества, должны все люди — и дети, и люди зрелого возраста. Эта норма направляет отношения между людьми в нужное русло и помогает понять, какой человек поступает правильно, а какой — нет. При этом оно появилось, когда общество начало развиваться, и у него возникли новые моральные принципы. Люди приняли решение уважать старших по своей воле — это был их сознательный выбор. Итог — попадание по всем пунктам!
Функции социальных норм
Люди живут бок о бок друг с другом, а потому важно соблюдать правила, чтобы это сожительство было комфортным. В этом и состоит предназначение социальных норм — устанавливать рамки свободы так, чтобы регулировать поведение людей и делать жизнь в обществе спокойной.
А ещё помогать нам воспитывать в самих себе дисциплину, учиться контролировать своё поведение.Теперь разберёмся, какие функции в обществе выполняют социальные нормы и сформулируем их по пунктам:
Регулятивная функция — устанавливают рамки поведения, регулируют отношения между людьми, помогают организовать общественную жизнь и безопасность.
Социальная функция — объединяют людей общими принципами и взглядами на жизнь общества.
Оценочная функция — показывают стандарты деятельности и поведения в обществе.
Воспитательная функция — держат в рамках людей, которые склонны нарушать эти нормы, и наблюдают за ними.
Всего выделяют 3 способа регламентировать следование социальным нормам: дозволение, предписание и запрет. Давайте кратко разберём, чем они отличаются.
Способы контролировать поведение людей через социальные нормы | ||
---|---|---|
Дозволение | Предписание | Запрет |
Это то, что можно делать. Дозволение предлагает людям варианты, как можно поступать. | Это то, что нужно делать. Предписание указывает на то, как человек обязан поступать. | Это то, что нельзя делать. Запрет накладывают на действия, которые неприемлемы для общества. |
Проверьте себя
Ещё раз ознакомьтесь со способами регламентировать поведение в обществе с помощью социальных норм. Придумайте по 2 примера, которые бы проиллюстрировали каждый из них. Во время ответа опирайтесь на личный жизненный опыт.
Твоя пятёрка по английскому.
С подробными решениями домашки от Skysmart
Что такое социальные ценности
Социальные (общественные) ценности — это идеи, принципы и представления людей в обществе о том, что важно для них больше всего.
Их можно назвать ориентирами: с помощью общественных ценностей члены какого-либо общества могут описывать свою идеальную жизнь. А ещё одобрять или осуждать какие-либо явления или действия друг друга. При этом социальные ценности в разных общественных группах отличаются, а само это явление существует на 4 уровнях.
Виды социальных ценностей | |||
---|---|---|---|
Общечеловеческие ценности | Ценности народа | Ценности социальных групп | Индивидуальные ценности |
Объединяют всех людей мира | Объединяют всех представителей одного народа | Объединяют всех представителей конкретной социальной группы | Характерны для определённого человека |
Ориентиры в жизни на каждом из этих уровней бывают разными. Например, среди общечеловеческих ценностей выделяют мир, свободу, любовь, семью и т. д. Ценностями конкретного народа можно назвать патриотизм и гражданский долг. А для определённого человека это может быть финансовое благополучие, духовное развитие или честность.
Каждый человек лично устанавливает для себя систему индивидуальных ценностей. В то же время ценности народа и социальных групп зависят от общества в целом: особенностей его образа жизни, экономики, отношению к религии в стране, уровню участия людей в жизни государства и многого другого. Эти ценности и определяют социальные нормы, которым будет следовать общество.
Проверьте себя
Расскажите о социальных ценностях в вашей жизни. Какие из них характерны для вас лично? Каких принято придерживаться в вашей семье? Какие ценности объединяют другие социальные группы, к которым вы принадлежите?
Подумайте о том, какие ценности характерны для россиян как представителей одного народа.
Виды социальных норм
Социальные нормы бывают разными. Некоторые из них общество закрепило в кодексах и других документах разных организаций. Другие же люди передают из поколения в поколение. Давайте разберёмся, какие виды социальных норм выделяют в обществознании для 7 класса и чем они отличаются друг от друга — в этом нам поможет таблица ниже.
Виды социальных норм | ||
---|---|---|
Название | Сущность | Пример |
Традиции (обычаи) | Отражают одобренные обществом правила поведения и ценности, которые люди наследуют от предшественников. Относятся к культурному наследию | Встречи выпускников одного вуза или школы |
Правовые нормы | Установлены государством и закреплены в нормативных документах. Регламентируют поведение граждан и различных организаций на уровне закона | «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» Конституция РФ, ст. 37, п. 1 |
Нормы морали (этики) | Отражают представления общества о плохом и хорошем, чести, долге и справедливости по отношению к другим людям | С дошкольного возраста детей учат не обижать тех, кто младше и слабее, а защищать их |
Религиозные нормы | Основаны на принципах веры и регламентируют образ жизни верующих людей. Описаны в священных текстах или созданы религиозными организациями | Последователи буддизма стремятся достичь просветления через отказ от всяких земных желаний и чувств |
Нормы этикета | Указывают на правила вежливости по отношению к другим людям | Главные правила поведения в библиотеке: соблюдать тишину и не мешать другим людям читать |
Эстетические нормы | Отражают представления общества о красоте и искусстве | «Витрувианский человек», которым Леонардо да Винчи представил идеальные пропорции человеческого тела |
Экономические нормы | Регулируют хозяйственную деятельность людей | Если человек оформил кредит, то по договору обязан выплачивать его в срок |
Политические нормы | Регулируют политическую сферу: отношения между гражданами и государством, участие людей в политической жизни общества. Закреплены в законах и международных договорах | Граждане страны имеют право участвовать в управлении государством и быть назначенными на государственную службу |
Проверьте себя
Перечислите виды социальных норм и назовите по одному примеру из общественной жизни для каждого из них
Что будет, если не соблюдать социальные нормы
Поведение человека, которое выходит за рамки социальных норм, называется отклоняющимся.
Некоторые виды норм общество закрепило в нормативных документах. Если их нарушить, человека ждут серьёзные последствия вплоть до тюремного заключения. К таким видам относятся правовые, экономические и политические нормы. Их называют формальными.
Другие же виды норм не охраняет закон. Соблюдать их или нет — добровольное решение человека, которое связано с его жизненными принципами, мировоззрением и совестью. Но если их открыто нарушать, это тоже не останется незамеченным, потому что такое поведение общество будет осуждать. Такие нормы называются неформальными.
Проверьте себя
Приведите по 3 примера формальных и неформальных социальных норм.
Проверьте себя
Теперь, когда мы оставили теорию позади, давайте проведём небольшой чек-ап ваших знаний. Для этого выполните задание ниже — это поможет узнать, нужно ли вам глубже изучить тему социальных норм и их классификации. Не забывайте пользоваться материалом, изложенным выше!
Задание
Прочтите 10 утверждений ниже и определите, какие из них верные, а какие — нет.
Социальные нормы складываются на основе социальных ценностей.
Люди осознанно пришли ко всем социальным нормам, и те стали частью жизни общества в результате его исторического развития.
Все обязаны знать и следовать социальным нормам, потому что их нарушение преследуется по закону.
Есть всего 3 способа контролировать поведение общества с помощью норм: принуждение, дозволение и запрет.
Правило о том, что нельзя шуметь в библиотеке, — это моральная социальная норма.
Если человек намеренно не следует социальным нормам, его поведение называют отклоняющимся.
Индивидуальные социальные ценности обязаны совпадать с принятыми во всём обществе.
Религиозные нормы могут быть закреплены в священных текстах или сформулированными религиозными организациями.
Предписание не предполагает вариантов — оно указывает на то, как человек обязан поступить в той или иной ситуации.
Социальная функция норм помогает следить за людьми с отклоняющимся поведением.
В этой статье мы разобрали понятие и виды социальных норм, а также поговорили об общественных ценностях. Если хотите погрузиться в эту тему ещё глубже, попробуйте заниматься с преподавателем. На курсах обществознания в Skysmart ученики разбирают каждый раздел программы на увлекательных примерах и учатся понимать термины, а не зубрить их. Присоединяйтесь: первый урок — бесплатно!
Алёна Федотова
Автор Skysmart
К предыдущей статье
Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию
К следующей статье
Социальные права человека
Получите индивидуальный план обучения обществознанию на бесплатном вводном уроке
На вводном уроке с методистом
Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению
Расскажем, как проходят занятия
Подберём курс
Асоциальность — причины, последствия, лечение
Поведение людей в современном мире зависит от нравственных и моральных норм, установленных обществом. Если по тем или иным причинам человек их нарушает, то его считают асоциальной личностью. С такой проблемой можно столкнуться в любом возрасте, независимо от социального статуса и финансового положения.
Определение симптома
Асоциальность – это качество личности, которое подразумевает поведение, нарушающее общественные нормы и моральные установки. Таких людей неправильно называть нарушителями правопорядка. Обычно они демонстрируют равнодушие к окружающим, стараются изолироваться от социума. Человек имеют свою систему ценностей, которая не соответствует установленным стандартам. Асоциальная личность избегает общения с другими людьми, сводя к минимуму социальные контакты.
Учитывая низкий порог чувствительности асоциального человека, обычно при попытке навязать ему общепринятые нормы он проявляет агрессию. Пациент считает, что подобное поведение – это естественная реакция на внешние раздражители. Для достижения установленных целей он готов манипулировать окружающими, врать, играть разные роли. Асоциальное поведение подразумевает умение адаптироваться к любым ситуациям, но только в том случае, если это принесет выгоду пациенту.
Асоциальный образ жизни нельзя назвать на 100% отрицательным явлением.
Например, к таковым личностям можно отнести интровертов, которые сторонятся активного участия в общественной жизни, им комфортнее находиться в одиночестве. Такие люди обычно не представляют никакой опасности для окружающих, они просто дистанцируются от социума.
Выделяют 4 вида асоциального поведения:
- Противоправное. Характеризуется хулиганским поведением. Человек нарушает закон, унижает более слабых людей, совершает небольшие кражи, угоняет машины. Такая личность способна даже на убийство.
- Аддиктивное. Асоциальный человек отказывается воспринимать реальность, пытаясь найти для себя какую-то зависимость: пищевую, химическую и т.п.
- Аморальное. Характеризуется невыполнением моральных и нравственных норм. Такое поведение неопасно для общества, но всегда вызывает осуждение. К данной форме асоциальности можно отнести попрошайничество, нежелание работать и т.д.
- Преступное. Человек совершает действия, за которые предусмотрена уголовная ответственность: крупные кражи, участие в аферах и т.п.
Определенный стиль мышления у асоциальной личности формируется еще в детстве. Мыслительные установки таких людей выглядят следующим образом:
- Агрессия на общение. Антисоциальный ребенок на уровне подсознания ожидает негатива от других детей или взрослых. Он уверен, что окружающие настроены к нему недоброжелательно.
- Интеллект социопатов чаще всего находится на низшей или средней ступени развития. Это заставляет их думать, что окружающие преднамеренно хотят причинить зло. Асоциальная личность не понимает, что человек мог повести себя так случайно или по незнанию. Например, сосед толкнул не потому, что он злой человек, а потому, что неудачно повернулся.
- Социопаты не умеют защищать себя без агрессии. Постепенно они приходят к умозаключению, что агрессивность – это единственный надежный вариант, как отстоять свою точку зрения. Если асоциал в ответ также получает негатив, то он укрепляется во мнении, что без злости жить нельзя.
Мышление асоциальной личности напоминает замкнутый круг. Агрессия не позволяет ему нормально жить, но вести себя по-другому он не умеет. Агрессивность не всегда бывает ярко выраженной. Иногда социопат внешне сохраняет спокойствие, подавляя внутри себя негативные чувства. Со стороны такие люди кажутся нелюдимыми одиночками.
Причины появления симптома
Психологи выделяют ряд факторов, которые можно считать причинами асоциального поведения:
- Социальные (физическое или вербальное насилие). Ребенок может пострадать от домашнего насилия или травли в школе. Иногда причинами асоциальности выступает нездоровая атмосфера в семье, установка жестких ограничений взрослыми. В этих случаях развивается патологическая модель поведения: асоциальности отводится роль главного источника противопоставления нормам, которые требуется соблюдать. Также отклонения развиваются у людей, утративших финансовое благополучие, ставших членами культа, завидующих чужому счастью.
- Педагогические. В первую очередь это ошибки в воспитании, увеличивающие вероятность появления асоциального расстройства. Стремление к девиации демонстрируют личности, выросшие у авторитарных родителей, которые жестко наказывали ребенка, не давали развиваться его индивидуальности. Еще одна крайность – чрезмерное потакание детским капризам, оказание поддержки в развитии эгоизма. В группу риска попадают дети, о которых вовсе не заботились или, наоборот, окружали гиперопекой. В первом случае ребенок асоциальным поведением пытается привлечь внимание, нарушая общественные нормы. Дети, относящиеся ко второй категории, ощущают свою неполноценность, неспособность решать какие-либо вопросы. Для собственного самоутверждения они совершают противоправные действия.
- Медицинские факторы (повреждения мозга, психические расстройства). Лица, имеющие подобные диагнозы, не всегда осознают, что они делают и зачастую не понимают, что их поступки нарушают общественные нормы. Одним из триггеров асоциальности можно назвать физические недостатки. Человек, имеющий какие-либо дефекты внешности, может не иметь отклонений в психическом здоровье, но он опасается, что над ним будут смеяться или оттолкнут его. В результате такие люди начинают проявлять агрессию по отношению к окружающим, не вступают ни с кем в контакт.
Как проявляется у мужчин и женщин, детей и взрослых
Асоциальность впервые может проявиться у детей в начальных классах. Обычно расстройство поведения ярче всего дает о себе знать в пубертатный период.
Основные проявления асоциального поведения в детстве:
- ребенок врет родителям и друзьям;
- пропадает интерес к учебе;
- у школьника нет близких товарищей, потребности в общении со сверстниками;
- ребенок может проявлять агрессию, оказаться в дурной компании, нарушать закон;
- школьник иногда убегает на несколько дней из дома;
- после «побега» и возвращения в семью ребенок обещает больше так не поступать, но слово не сдерживает;
- проявляет агрессивность по отношению к животным и более слабым людям.
Подростки, у которых антисоциальность не была скорректирована в дошкольном или младшем школьном возрасте, чаще всего становится социопатами. Они бравируют своим антиобщественным поведением. Такие подростки романтизируют образ бунтаря, стремятся организовать хулиганские группировки. Иногда несовершеннолетние совершают небольшие кражи, сбегают из дома, вступают в беспорядочные половые связи. Некоторые пациенты наносят на тело раны или ожоги, направляя внутреннюю агрессию на себя. Физической болью они пытаются заглушить внутренние страдания.
К факторам, способствующим асоциальному поведению подростков относят:
- влияние молодежной субкультуры;
- деградация на фоне неправильного воспитания;
- физические отклонения из-за болезни;
- желание самоутвердиться;
- развитие психического недуга.
У подростков процесс приобщения к асоциальному поведению происходит постепенно. Сначала школьник отказывается выполнять домашние поручения, игнорирует авторитет взрослых, ввязывается в конфликты. На следующей стадии подростки могут сбегать из дома, бродяжничать, воровать.
Асоциальное поведение людей во взрослом возрасте имеет свои особенности. У человека можно отметить следующие проявления:
- недобросовестное отношение к работе;
- неумение показывать собственные чувства;
- нежелание выполнять финансовые обязательства;
- неумение планировать будущее, постоянная смена места жительства и работы;
- желание удовлетворять только свои потребности, не учитывая нужды других людей;
- агрессивное поведение, готовность нарушить закон;
- проявление агрессии чаще всего идет в сторону второй половины, детей, родителей.
Взрослые пациенты, страдающие расстройством, часто становятся бродягами, наркоманами или алкоголиками. Социопаты предпочитают не работать либо постоянно меняют сферу деятельности. Также для них характерна частая смена партнера, отсутствие стремления к созданию полноценной семьи. Такие личности не хотят брать на себя ответственность, соблюдать законы и уважать других людей.
Существует группа асоциалов с высоким материальным статусом, которые придерживаются нетипичного образа жизни. Некоторые из них имеют хорошее образование, являются интеллектуально развитыми личностями. Среди этих людей можно встретить людей нетрадиционной ориентации, создателей порнографических сайтов и т.п.
Есть несколько общих признаков асоциальности, которые могут проявиться в любом возрасте:
- отсутствие близких друзей;
- резкие перепады настроения;
- слишком высокая или низкая самооценка;
- неумение концентрировать внимание;
- чрезмерный аппетит или его отсутствие;
- проблемы со сном.
Асоциальный человек отличается импульсивностью и умением хорошо врать. Но иногда маска интеллигента помогает им оставаться незамеченными в обществе.
Диагностика симптома
Диагностикой асоциального поведения занимается психиатр и психолог. В качестве основных методик применяются:
- Осмотр. Врач оценивает состояние пациента, его манеру разговаривать, поведенческие черты. Спрашивает о семье, работе, привычках, учебе.
- Анализ информации о больном. Специалист изучает характеристику с места учебы или работы, выписку из амбулаторной карты, общается с педагогами, коллегами.
- Опрос членов семьи и друзей. Врач общается с близким окружением пациента, интересуется его психоэмоциональным состоянием, особенностями характера, условиями проживания.
- Психологические тесты. Для выявления особенностей личности применяются специальные опросники, например, ММОЛ или шкала тревожности.
- Проективные методики. Тест Сонди, изобразительные исследования помогают обнаружить подавленные эмоции социопата.
Лица, страдающие асоциальностью, крайне редко решаются на обращение за медицинской помощью. Но иногда у социопатов возникает желание поменять жизнь из-за ощущения внутренней пустоты, ведь взаимоотношения с близкими людьми играют большое значение для формирования внутренней гармонии.
Основной способ, как избавиться от асоциальности – прохождение индивидуального курса психотерапии.
Помочь пациентам с девиантным поведением может врач-психотерапевт. Наладить контакт с таким больным проблематично. Но при обоюдных усилиях терапия дает хороший эффект, облегчая жизнь социопату и людям, которые находятся рядом с ним. Медикаменты назначаются в исключительных случаях, если асоциальность является одним из симптомов психического расстройства. Социофобия может быть признаком таких патологий, как:
- депрессия;
- невроз;
- мания;
- вторичные личностные изменения на фоне химической зависимости;
- шизофрения;
- психосоматические отклонения;
- расстройство внимания с гиперактивностью.
+7 (495) 121-48-31
Профилактика или рекомендации при симптоме
Терапия асоциальности требуется в том случае, если она является последствием психических или физических патологий. В остальных ситуациях основным способом коррекции будет профилактика асоциального поведения. Осуществлять ее нужно с раннего детства. Базисом таких мероприятий является грамотное воспитание. Родители должны демонстрировать ребенку заботу, но при этом позволять ему выражать собственную индивидуальность.
Психологи дают несколько рекомендаций, которые помогут предупредить девиантное поведение и сформировать объективное восприятие не только собственной персоны, но и окружающих:
- Собственный пример. Если родители хотят вырастить психологически устойчивого человека, то должны создать уютную атмосферу, показывать уважительное отношение между членами семьи. Это поможет детям сформировать адекватную самооценку, выработать правильную поведенческую модель, спокойно воспринимать социум.
- Совместный досуг. Ребенок больше всего ценит то время, которое проводит с отцом и матерью. Семейные мероприятия, отдых на природе помогут детям выработать такие качества, как уравновешенность и общительность.
- Доверительные взаимоотношения. Ребенок должен быть уверен, что в трудные моменты родители не станут осуждать, а помогут и поддержат. Боязнь наказания делает детей замкнутыми, они постоянно лгут и изворачиваются. Чтобы сохранить доверие ребенка необходимо разбираться с существующими семейными проблемами в спокойной атмосфере.
- Уместная похвала. Подобную форму поддержки рекомендуется использовать только в тех случаях, когда это уместно. Если хвалить ребенка просто так, то он вырастет самовлюбленным эгоистом. Подобный характер в будущем приведет к проблемам с адаптацией, соблюдением дисциплины.
- Корректировка. Если у ребенка обнаружены негативные черты характера, то нужно исправлять их. Требуется в спокойной обстановке провести анализ ситуации и рассказать, почему так не стоит себя вести и к каким последствиям это может привести.
В профилактике асоциальных явлений должны участвовать не только семьи, но и образовательные заведения. Это позволит предотвратить проблемы с поведением, исправить имеющиеся расстройства. Педагоги подбирают программу, которая поддерживает здоровый образ жизни, воспитывает духовные ценности, помогает определиться с профессией. Совместная работа зачастую позволяет добиться высоких результатов.
Поведение человека в социальной среде — StatPearls
Непрерывное образование
Поведение человека в социальной среде (HBSE) — это концепция, описывающая всестороннее представление о людях и имеющая фундаментальное значение для изучения социальных наук. Его концепции применимы ко всем формам клинической работы, поскольку он объединяет концепции биологических, психологических и социальных наук. В этом упражнении представлено краткое введение в HBSE и рассмотрена роль межпрофессиональной команды в улучшении ухода за пациентами посредством понимания HBSE.
Цели:
Обобщите типичное описание HBSE.
Описание общих функций HBSE.
Опишите три общие теории, применимые к концепции HBSE.
Объясните межпрофессиональное применение HBSE в клинической практике для улучшения координации ухода за пациентами и оптимизации клинических результатов.
Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.
Введение
Поведение человека в социальной среде (HBSE, также называемое «Поведение человека и социальная среда») — это обширная тема, которая часто включает в себя целые курсы или ученые степени. Это основополагающий аспект социальной работы, и его темы применимы ко многим областям медицины. Как следует из самого термина, HBSE стремится понять человеческое поведение и все факторы и характеристики человеческого поведения; социальная среда и разные уровни и системы этой среды; и интерфейс между ними.
Функция
HBSE обеспечивает основу для понимания как отдельных людей, так и среды, в которой они живут. Это способствует более полному пониманию личности, обратившейся за лечением. Это может быть особенно важно для понимания барьеров на пути к приверженности, личностных структур, стилей взаимодействия, нерегулярных последующих наблюдений и неявок, а также других подобных клинически значимых форм поведения. Таким образом, HBSE предоставляет метод, позволяющий расширить взгляд врача на жизнь пациента, а также на проблемы и ограничения, которые существуют для пациента. Благодаря этому пониманию можно получить оценку этих барьеров, что впоследствии может облегчить способность устранять некоторые из существующих барьеров. Это особенно актуально при понимании социальных детерминант здоровья. Социальные детерминанты здоровья считаются жизненно важными факторами, влияющими на приверженность, реакцию на лечение и последующее наблюдение.[1][2]
Эта концепция под названием «Человек в окружающей среде» тесно связана с концепцией HBSE и часто считается основополагающим аспектом практики социальной работы. «Человек в среде» рассматривает как отдельного человека, так и несколько сред, с которыми и в которых взаимодействует человек. «Человек в среде» также считает, что и человек, и среда имеют взаимные отношения. Несколько теорий могут помочь клиницистам определить участников этих взаимных отношений, как определено ниже. Каждая из этих теорий описывает статические и динамические факторы, влияющие на представление человека. Их можно комбинировать или использовать по отдельности, чтобы получить полное представление о пациенте или клиенте.
Проблемы, вызывающие озабоченность
Теории, применимые к HBSE, включают микро-, меццо- и макроподходы; биопсихосоциально-духовный подход; Теория систем; Социально-экологическая модель; и модель экологических систем. Эти теории и модели облегчают понимание «человека в окружающей среде». Многие из этих теорий пересекаются в том, как они организуют понимание людей и связанных с ними участников их презентации. Между каждой теорией также есть различия в том, как каждая из них идентифицирует и анализирует конкретную информацию. Здесь описываются «микро-, меццо- и макроподход», «биопсихосоциально-духовный подход» и «модель экологических систем», чтобы подчеркнуть сходства и различия.
Микро-, меццо- и макроподход [4]
«Микро-, меццо- и макроподход» относится к трехуровневому пониманию участников систем, включающих и окружающих человека.
Микро: На микроуровне учитываются биологические и психологические характеристики человека. К ним могут относиться, например, личность, психическое и физическое здоровье или патология, а также уровень образования.
Mezzo: Формулировка на уровне Mezzo учитывает сети и услуги, непосредственно окружающие человека. Они могут включать домашнюю и соседскую среду, социальные сети (включая друзей, соседей и семью), а также доступные медицинские и социальные услуги.
Макро: Вкладчики макроуровня включают вкладчиков самого большого масштаба, которые могут повлиять на человека на уровне меццо, включая экономические и политические изменения и правила, а также природные силы, такие как землетрясения, торнадо и другие.
Биопсихосоциально-духовная модель [5]
Биопсихосоциальная модель была впервые представлена в 1977 году Джорджем Энгелем, чтобы понять множество факторов, влияющих на человека. Утверждалось, что сама биопсихосоциальная модель не включает экзистенциальные факторы, включая духовность или смерть. Таким образом, была предложена биопсихосоциально-духовная модель, чтобы обеспечить более полное представление в этом отношении.
Под биологическими факторами можно понимать любые медицинские или биологические факторы, влияющие на состояние человека. К ним относятся медицинские заболевания, генетика, нейробиология, физические характеристики, диета, вещества и лекарства.
Психологические факторы включают темперамент, личность, память, установки, механизмы выживания и убеждения.
Социальные участники включают сети социальной поддержки, культуру, рабочее место, образование, социально-экономический статус и отношения.
Духовные жертвователи включают любые аспекты веры в пользу или против духовной или религиозной организации.
Экологические системы Модель
Модель экологических систем была первоначально описана Бронфенбреннером и описывала 5 системных уровней от самого маленького до самого большого, поскольку они относятся к человеку.[6]
Микросистема – это то, что непосредственно окружает человека и с чем он непосредственно и наиболее тесно взаимодействует. Это может включать дом, работу, школу и отношения внутри этой системы, включая семью, друзей и опекунов.
Мезосистема описывает следующий уровень, где каждая конкретная микросистема взаимодействует с другой и косвенно влияет на человека. Например, рабочая система и связанные с ней требования могут положительно или отрицательно влиять на домашнюю систему.
Экзосистема описывает системный уровень, на котором человек находится под влиянием, но не может произвести изменения. Они могут включать в себя выход компании человека из бизнеса и потерю работы в результате.
Макросистема включает в себя еще более высокий уровень, на котором можно понять культурную, политическую и экономическую среду, все из которых могут влиять на человека.
Наконец, хроносистема описывает динамические и зависящие от времени события, включая то, как исторические события могут повлиять на жизнь человека.
Клиническая значимость
HBSE в клинической практике и применении лучше всего описать на конкретном примере. Рассмотрим 40-летнего мужчину с артериальной гипертензией, сахарным диабетом 2 типа, гиперлипидемией, ишемической болезнью сердца после двухсосудистого аортокоронарного шунтирования (АКШ) 3 месяца назад, большим депрессивным расстройством и генерализованным тревожным расстройством. который представляет для оценки хрупкого диабета. Он недавно потерял работу и переживает развод, и в настоящее время живет один. Используя любую из вышеперечисленных теорий, мы можем быстро определить, что информация, которой мы располагаем до сих пор, представляет собой лишь базовый уровень понимания данного индивидуума.
В качестве примера мы можем использовать подход Micro-Mezzo-Macro. Мы можем определить, что до сих пор мы понимаем некоторые биологические и психологические факторы, способствующие его проявлению (Микрофакторы). К ним относятся перечисленные медицинские и психические расстройства. При дальнейшем анализе каждого из этих расстройств в отдельности можно начать формулировать гипотезы о некоторых первоначальных факторах, влияющих на лабильные уровни сахара в крови пациента. Некоторые гипотезы могут включать рассмотрение настроения пациента, ангедонии и безнадежности, а также того, как это может повлиять на его приверженность лечению, что мы могли бы дополнительно оценить. Кроме того, можно предположить, что пациент испытывает постоянные психологические и/или физиологические последствия своего АКШ, что затрудняет выполнение физических упражнений, способствуя более сложному контролю уровня сахара в крови. Другие соображения могут заключаться в том, влияют ли лечебные взаимодействия на его резистентность к инсулину или реакцию на лекарства. Мы также можем предположить, что его познание может быть затронуто на каком-то уровне и способствовать его неспособности помнить о приеме лекарств.
Можно также увидеть, что участники меццо- и макроуровня менее ясны на основе исходной информации. Возможно, нам потребуется дополнительно изучить эти факторы, чтобы понять, как они могут способствовать представлению этого пациента. Мы видим, что он недавно потерял работу, и можно сформулировать гипотезу о том, что в результате у него может возникнуть некоторая финансовая напряженность, а также он мог лишиться страхового покрытия. И то, и другое может сделать приобретение лекарств или посещение медицинских работников невозможным. Мы также понимаем, что он живет сам по себе. Он может иметь ограниченную социальную поддержку, чтобы заботиться о себе и своих потребностях, которые могут быть различными и также могут повлиять на его восприятие важности приверженности лечению. Процесс развода может также привести к финансовому напряжению и межличностным трудностям, из-за чего ему будет труднее доверять другим или взаимодействовать с другими, в том числе со своими поставщиками. Это также может быть ухудшением его депрессивных или связанных с тревогой симптомов, как указано выше, а также его диеты. Другое соображение может включать в себя то, что его потеря работы произошла в условиях ухудшения экономики или в результате ухудшения межличностных отношений на его работе, снижения его восприятия собственной важности и самооценки, среди прочего. Мы также можем предположить, что потеря работы может означать, что он потерял значительную часть своей сети социальной поддержки.
Другие факторы могут включать в себя наличие зеленых насаждений рядом с ним, безопасность района, близлежащие общественные организации, которые могли бы его поддержать, законодательство, касающееся жилья пациента или безопасности работы, а также политику или изменения в области здравоохранения. Кроме того, такие понятия, как дискриминация и предрассудки, а также влияние расы на этого человека, могут способствовать приверженности, доверию к поставщикам медицинских услуг и пониманию потенциальных значительных жизненных стрессоров, способствующих представлению пациента. По мере того, как мы продолжаем рассматривать аспекты обращения этого человека, мы можем видеть, что может быть множество других факторов, способствовавших его представлению жалобы. В литературе сообщалось, что психосоциальные факторы, как описано выше, оказывают значительное влияние на результаты лечения в различных исследованиях.][10]
Other Issues
HBSE также использует теории развития на протяжении всей жизни и другие психологические теории, включая психоаналитическую теорию, а также теории развития Эриксона, Пиаже и Кольберга. Здесь мы сосредоточимся главным образом на теориях Эриксона, Пиаже и Кольберга. Эти теории могут быть особенно полезны для понимания общего развития человека и любых аспектов его проявления, связанных с незавершенным переходом через стадии развития.
Теория развития Эриксона описывает стадии развития от младенчества до старости, всего 8 стадий.[11] Каждый этап описывает основной период развития, когда адекватная адаптация, поддержка и развитие могут привести к более полноценной жизни. Этапы этой теории следующие:
Стадия 1 — «Доверие против недоверия»
Младенчество — первые 18 месяцев
Развитие стабильных, заботливых и последовательных отношений с лицами, осуществляющими уход
Нарушение стабильности или последовательности отношений может привести к подрыву доверия.
Этап 2 — «Автономия против стыда и сомнения»
Раннее детство — от 18 месяцев до ~3 лет
Развитие независимости, чувства контроля над способностями (включая функции тела) и уверенности в себе , неуверенность в себе и повышенная зависимость от других.
Этап 3 — «Инициатива против чувства вины»
Дошкольный возраст — от 3 до 5 лет
Развитие навыков межличностного общения, уверенности в себе и социальных взаимодействий
взаимодействие как помеха.
Этап 4 — «Промышленность против неполноценности»
Школьный возраст — от 5 до ~12 лет
Развитие чувства собственного достоинства через социальные взаимодействия и группы сверстников, а также чувства гордости и достижений во время возрастающих требований со стороны академических и социальных ситуаций по сравнению со сверстниками.
Этап 5 — «Идентичность против путаницы»
Подростковый возраст – от 12 до 18 лет
Развитие чувства идентичности и самоощущения посредством углубленного самопознания, включая убеждения и ценности, и растущее чувство независимости
Эриксон описал эту стадию как мост между моралью, усвоенной ребенком, и этикой, развитой взрослым.
Нарушение на этом этапе приводит к ощущению замешательства и отсутствию самоощущения.
Этап 6 — «Близость против изоляции»
Молодость – от 18 до 40 лет
Развитие надежных и прочных близких отношений с другими людьми, которые являются значимыми и длительными
Нарушения в этом приводят к ощущению изоляции и одиночества
Стадия 7 — «Производительность против стагнации»
Взрослость – от 40 до 65 лет
Развитие чувства выполненного долга, вклада в общество, детей и мир
Разрушения приводят к чувству разочарования, отдаленности и застоя.
Этап 8 — «Честность против отчаяния»
Пожилой возраст — 65 лет и старше
Развитие понимания своей жизни и пересмотр своих достижений, ощущение цельности и согласованности в отношении самого себя, что ведет к мудрости
Нарушение на этой стадии может привести к чувству отчаяния и сожаления
Модель Пиаже описывает развитие на 4 стадиях когнитивного развития ребенка.[12][13] Стадии или периоды резюмируются следующим образом:
Сенсомоторный период от рождения до 18-24 месяцев
Как следует из названия, на этой стадии развиваются ощущения, телесные функции и движения («сенсомоторные») наличие объекта (родителя, игрушки и т. д.), несмотря на то, что он не может сразу его ощутить
Предоперационный период от двух до семи лет
На этом этапе развивается семиотическая функция, которая представляет собой развитие символического представления мыслей, воспоминаний и событий, а также образного мышления
Это представляет собой начало ассимиляции идей и мыслей в дополнение к описанию и идентификации этих идей
Конкретный операционный период от семи до 11 или 12 лет
На этом этапе ребенок может применять логику и правила к конкретным объектам в своем окружении, чтобы предсказывать и понимать мир более подробно
На этом этапе развивается концепция сохранения, при которой ребенок понимает, что количество жидкости не меняется после переливания в более широкую или более тонкую емкость (что влияет на высоту или уровень воды)
Официальный период эксплуатации с 12 до совершеннолетия На этом этапе развивается применение правил и логики к более абстрактным понятиям0005
Пиаже также прокомментировал « моральное развитие, », в котором он описывает две стадии: гетерономию и автономию.
Понятие гетерономии или «гетерономной морали» — это понимание ребенком того, что существуют правила, обязанности и авторитетные лица, которым необходимо подчиняться. Это связано с идеей «морального реализма», в которой само правило важнее цели правила. В этом отношении намерение человека, совершающего действие, менее важно, чем результаты действий для ребенка. Ребенок ожидает, что нарушения этих правил будут наказаны, именуемые «имманентной справедливостью». В связи с этим гетерономная мораль считает, что власть передается сверху (гетерономно).
Во время игры у детей развивается понимание «морального релятивизма», когда мораль можно рассматривать в большей степени в отношении намерений, а не последствий. Это приводит к развитию «автономной морали» или автономии. Концепция наказания также меняется, когда целью наказания является исправление ошибок, а не наказание виновных.
Теория Кольберга изложила концепцию развития нравственности и описала три стадии (с шестью «подстадиями») развития нравственности и считает, что развитие нравственности занимает больше времени. [14]
Каждая из этих вышеперечисленных теорий описывает развитие ребенка по мере его продвижения в изменяющейся социальной среде. При оценке каждого пациента у них будет разная степень развития или нарушение развития на каждой стадии, что может повлиять на их поведение и подходы к назначенному лечению, а также в межличностных отношениях и в других условиях.
Болезни и медицинские модели также предоставляют полезные способы подхода к уходу за пациентами и вносят значительный вклад в понимание пациентов. Это более традиционный биомедицинский взгляд, согласно которому выявляются синдромы, а в процессе выявления синдромов выявляются заболевания. Патофизиология, этиология, эпидемиология, патология и другие подобные концепции применяются для понимания каждой болезни. Благодаря этому развитому пониманию приобретается способность диагностировать, а затем точно лечить. Успех этой модели очевиден в современной практике здравоохранения, в которой большинство медицинских работников знакомы с этой моделью и применяют ее. Однако существенные ограничения этой модели включают в себя то, что она имеет тенденцию пренебрегать психосоциальными компонентами или, как описывает HBSE, многими другими факторами, которые способствуют развитию человека и ситуации. Многие из этих факторов способствуют развитию и сохранению болезни у отдельного пациента.[15]
Понимание клиницистами психического здоровья и расстройств эволюционирует в направлении более комплексного подхода.[16] Это развивающаяся в настоящее время модель психического здоровья и расстройств. Таким образом, нет единого мнения относительно того, как эта модель может быть принята и применена в клинической практике. Существенным преимуществом многомерной модели является то, что она устраняет произвольное разделение между здоровьем и расстройством. Поместив здоровье и расстройство в один ряд, стигматизацию можно уменьшить, если понять состояние человека и спектр человеческого поведения и психического здоровья. Кроме того, эта модель позволяет более эффективно понять эволюцию расстройств психического здоровья, поскольку люди могут находиться в одной части спектра в один момент времени и могут переходить в другую часть спектра в другой момент времени. Такой многомерный подход может также оказаться полезным при соматических заболеваниях, особенно в условиях, когда пороговые значения или диапазоны нормальности могут иметь произвольное или неопределенное происхождение.
Улучшение результатов медицинских бригад
HBSE может обеспечить основу для совместной помощи и межпрофессиональных команд для обеспечения оптимального ухода за пациентами. В этих ситуациях у медицинских работников разных дисциплин могут быть разные способы формулирования понимания пациента. Таким образом, междисциплинарные группы могут использовать концепции HBSE для понимания междисциплинарных составов и планов лечения. Учитывая ограничения существующей системы здравоохранения и системное давление на отдельных поставщиков, каждый отдельный поставщик может рассмотреть возможность сосредоточения внимания на одном аспекте индивидуального ухода, сохраняя при этом понимание более важных факторов, влияющих на состояние пациента. Первостепенное значение имеет оценка и оценка подготовленного социального работника, который может выявить факторы, препятствующие уходу за пациентом, и подробно описать ожидания пациента от лечения. Сообщение об этих факторах обученной специализированной медсестре может помочь в обучении пациентов и улучшить соблюдение режима лечения. Выявление вредных факторов, а также нежелательных реакций и уведомление врачей об этих результатах может помочь улучшить клинические результаты и предотвратить осложнения. Электронные медицинские записи могут помочь в этом благодаря компьютерному выявлению основных факторов или дефицитов в жизни пациента, которые могут ограничивать приверженность, медицинскую грамотность или общение. Благодаря лучшему пониманию HBSE можно создать более интегрированную медицинскую команду и, как следствие, систему здравоохранения. Канадские институты исследований в области здравоохранения определили десять принципов успешной интеграции здравоохранения, в том числе «Стандартное оказание помощи с помощью межпрофессиональных групп».[17]
Один из факторов, выявленных в соответствии с этим принципом, включал «один стандарт медицинской помощи». В связи с этим всестороннее представление о каждом человеке с использованием понимания HBSE позволит разработать универсальный стандарт медицинской помощи для всех систем здравоохранения. Кроме того, был признан акцент на благополучии и укреплении здоровья, чему опять-таки может способствовать понимание HBSE. [Уровень 3]
Сестринское дело, Allied Health и Межпрофессиональная бригада Вмешательство
Межпрофессиональная бригада может оказывать поддержку с помощью различных подходов, включая последующие телефонные звонки после выписки из больницы или визит в клинику для обеспечения соблюдения режима лечения. Эти звонки могут также способствовать и учитывать другие факторы, влияющие на представление пациента, которые не могли быть учтены во время приема. Некоторые примеры включают трудности с транспортом или определение расписания общественного транспорта, грамотность в вопросах здоровья по телефону и выявление сложных семейных систем, которые могут повлиять на приверженность пациентов. Таким образом, некоторые такие барьеры могут быть выявлены и устранены с помощью различных государственных программ и программ системы здравоохранения.
Мониторинг сестринского дела, смежных медицинских учреждений и межпрофессиональных групп
Мониторинг соблюдения пациентом режима лечения и барьеров для соблюдения режима может быть облегчен при понимании HBSE. Выявление факторов, не относящихся к биологической сфере, может предоставить поставщикам медицинских услуг представление о других факторах, влияющих на соблюдение режима лечения. Например, выявление соображений стоимости и финансового напряжения в качестве факторов, способствующих несоблюдению предписаний, может позволить поставщику или медицинской команде порекомендовать сайт купонов на рецепты или помочь пациенту подать заявку на участие в программах помощи пациентам. Мониторинг межпрофессиональной команды может быть особенно полезен для выявления этих разнообразных факторов. Каждый член медицинской бригады может работать над определением различных аспектов состояния пациента, используя биопсихосоциальную модель. Таким образом, все члены многопрофильной медицинской бригады (врачи, врачи среднего звена, фармацевты, медсестры, терапевты и вспомогательный персонал) могут оказывать поддержку отдельному пациенту различными более сложными способами, которые являются более целостными и комплексными по сравнению с традиционным заболеванием. -ориентированная модель.
Контрольные вопросы
Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.
Комментарий к этой статье.
Ссылки
- 1.
Patel MR, Piette JD, Resnicow K, Kowalski-Dobson T, Heisler M. Социальные детерминанты здоровья, связанное с затратами несоблюдение рекомендаций и поведение, снижающее затраты среди взрослых При диабете: Результаты национального опроса о состоянии здоровья. Мед уход. 2016 авг; 54 (8): 796-803. [Бесплатная статья PMC: PMC4945373] [PubMed: 27219636]
- 2.
Бачур С., Сингер Б., Хейс-Конрой А., Хорвиц Р.И. Социальные детерминанты ответа на лечение. Am J Med. 2018 май; 131(5):480-483. [PubMed: 29421690]
- 3.
Weiss-Gal I. Подход «человек в окружающей среде»: профессиональная идеология и практика социальных работников в Израиле. Соц работа. 2008 Январь; 53 (1): 65-75. [PubMed: 18610822]
- 4.
Лау Д.Т., Скандретт К.Г., Ярзебовски М., Холман К., Эмануэль Л. Безопасность, связанная со здоровьем: основа для устранения барьеров на пути старения на месте. Геронтолог. 2007 декабрь; 47 (6): 830-7. [Пубмед: 18192636]
- 5.
Сулмасы Д.П. Биопсихосоциально-духовная модель ухода за больными в конце жизни. Геронтолог. 2002 г., октябрь 42 г. Спец. № 3: 24–33. [PubMed: 12415130]
- 6.
McHale SM, Dotterer A, Kim JY. Экологический взгляд на СМИ и развитие молодежи. Am Behav Sci. 2009 г., апрель 52(8):1186-1203. [Бесплатная статья PMC: PMC3257056] [PubMed: 22247564]
- 7.
Уиллис Л., Гудвин Дж., Ли К.О., Москеда Л., Гарри П., Лю П., Линн Р., Уэйн С. Влияние психосоциальных факторов на здоровье исходы у пожилых людей. Перспективное исследование. J Старение здоровья. 1997 августа; 9(3):396-414. [PubMed: 10182400]
- 8.
Дуайер К.А. Психосоциальные факторы и состояние здоровья у женщин с ревматоидным артритом: прогностические модели. Am J Prev Med. 1997 г., январь-февраль; 13(1):66-72. [PubMed:44]
- 9.
Васкес И., Вальдеррабано Ф., Форт Дж., Хофре Р., Лопес-Гомес Х.М., Морено Ф., Санс-Гуахардо Д., Испанская кооперативная группа по изучению качества жизни пациентов с заболеваниями почек. Психосоциальные факторы и качество жизни, связанное со здоровьем, у пациентов, находящихся на гемодиализе. Качество жизни Res. 2005 Февраль; 14 (1): 179-90. [PubMed: 15789952]
- 10.
Пикхарт Х., Пихартова Дж. Связь между психосоциальными факторами риска и последствиями хронических заболеваний для здоровья: обзор данных о раке и сердечно-сосудистых заболеваниях. Европейское региональное бюро ВОЗ; Копенгаген: 2015. [PubMed: 27536768]
- 11.
Оренштейн Г.А., Льюис Л. StatPearls [Интернет]. Издательство StatPearls; Остров сокровищ (Флорида): 7 ноября 2022 г. Эриксоновские стадии психосоциального развития. [В паблике: 32310556]
- 12.
Малик Ф. , Марваха Р. StatPearls [Интернет]. Издательство StatPearls; Остров сокровищ (Флорида): 18 сентября 2022 г. Когнитивное развитие. [PubMed: 30725780]
- 13.
Скотт Х.К., Когберн М. StatPearls [Интернет]. Издательство StatPearls; Остров сокровищ (Флорида): 13 января 2022 г. Piaget. [PubMed: 28846231]
- 14.
млн лет, Гонконг. Нравственное развитие ребенка: интегральная модель. Фронт общественного здравоохранения. 2013;1:57. [Бесплатная статья PMC: PMC3860007] [PubMed: 24350226]
- 15.
Райт К.Д., Тиани А.Г., Биллингсли А.Л., Штейнман С.А., Ларкин К.Т., Макнейл Д.В. Структура для понимания роли психологических процессов в развитии, поддержании и лечении заболеваний: модель 3P-болезни. Фронт Псих. 2019;10:2498. [Бесплатная статья PMC: PMC6879427] [PubMed: 31824367]
- 16.
Narrow WE, Kuhl EA. Дименсиональные подходы к психиатрической диагностике в DSM-5. J Ment Health Policy Econ. 2011 Декабрь; 14 (4): 197-200. [В паблике: 22345361]
- 17.
Suter E, Oelke ND, Adair CE, Armitage GD. Десять ключевых принципов успешной интеграции систем здравоохранения. Healthc Q. 2009; 13 Spec No (Spec No): 16-23. [Бесплатная статья PMC: PMC3004930] [PubMed: 20057244]
- 18.
Райхан Н., Когберн М. StatPearls [Интернет]. Издательство StatPearls; Остров сокровищ (Флорида): 9 марта 2022 г. Этапы теории изменений. [PubMed: 32310465]
Поведение человека в социальной среде — StatPearls
Непрерывное образование
Поведение человека в социальной среде (HBSE) — это концепция, описывающая всесторонний взгляд на людей и являющаяся фундаментальной для изучения социальных наук. Его концепции применимы ко всем формам клинической работы, поскольку он объединяет концепции биологических, психологических и социальных наук. В этом упражнении представлено краткое введение в HBSE и рассмотрена роль межпрофессиональной команды в улучшении ухода за пациентами посредством понимания HBSE.
Цели:
Обобщите типичное описание HBSE.
Описание общих функций HBSE.
Опишите три общие теории, применимые к концепции HBSE.
Объясните межпрофессиональное применение HBSE в клинической практике для улучшения координации ухода за пациентами и оптимизации клинических результатов.
Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.
Введение
Поведение человека в социальной среде (HBSE, также называемое «Поведение человека и социальная среда») — это обширная тема, которая часто включает в себя целые курсы или ученые степени. Это основополагающий аспект социальной работы, и его темы применимы ко многим областям медицины. Как следует из самого термина, HBSE стремится понять человеческое поведение и все факторы и характеристики человеческого поведения; социальная среда и разные уровни и системы этой среды; и интерфейс между ними.
Функция
HBSE обеспечивает основу для понимания как отдельных людей, так и среды, в которой они живут. Это способствует более полному пониманию личности, обратившейся за лечением. Это может быть особенно важно для понимания барьеров на пути к приверженности, личностных структур, стилей взаимодействия, нерегулярных последующих наблюдений и неявок, а также других подобных клинически значимых форм поведения. Таким образом, HBSE предоставляет метод, позволяющий расширить взгляд врача на жизнь пациента, а также на проблемы и ограничения, которые существуют для пациента. Благодаря этому пониманию можно получить оценку этих барьеров, что впоследствии может облегчить способность устранять некоторые из существующих барьеров. Это особенно актуально при понимании социальных детерминант здоровья. Социальные детерминанты здоровья считаются жизненно важными факторами, влияющими на приверженность, реакцию на лечение и последующее наблюдение.[1][2]
Эта концепция под названием «Человек в окружающей среде» тесно связана с концепцией HBSE и часто считается основополагающим аспектом практики социальной работы. «Человек в среде» рассматривает как отдельного человека, так и несколько сред, с которыми и в которых взаимодействует человек. «Человек в среде» также считает, что и человек, и среда имеют взаимные отношения. Несколько теорий могут помочь клиницистам определить участников этих взаимных отношений, как определено ниже. Каждая из этих теорий описывает статические и динамические факторы, влияющие на представление человека. Их можно комбинировать или использовать по отдельности, чтобы получить полное представление о пациенте или клиенте.
Проблемы, вызывающие озабоченность
Теории, применимые к HBSE, включают микро-, меццо- и макроподходы; биопсихосоциально-духовный подход; Теория систем; Социально-экологическая модель; и модель экологических систем. Эти теории и модели облегчают понимание «человека в окружающей среде». Многие из этих теорий пересекаются в том, как они организуют понимание людей и связанных с ними участников их презентации. Между каждой теорией также есть различия в том, как каждая из них идентифицирует и анализирует конкретную информацию. Здесь описываются «микро-, меццо- и макроподход», «биопсихосоциально-духовный подход» и «модель экологических систем», чтобы подчеркнуть сходства и различия.
Микро-, меццо- и макроподход [4]
«Микро-, меццо- и макроподход» относится к трехуровневому пониманию участников систем, включающих и окружающих человека.
Микро: На микроуровне учитываются биологические и психологические характеристики человека. К ним могут относиться, например, личность, психическое и физическое здоровье или патология, а также уровень образования.
Mezzo: Формулировка на уровне Mezzo учитывает сети и услуги, непосредственно окружающие человека. Они могут включать домашнюю и соседскую среду, социальные сети (включая друзей, соседей и семью), а также доступные медицинские и социальные услуги.
Макро: Вкладчики макроуровня включают вкладчиков самого большого масштаба, которые могут повлиять на человека на уровне меццо, включая экономические и политические изменения и правила, а также природные силы, такие как землетрясения, торнадо и другие.
Биопсихосоциально-духовная модель [5]
Биопсихосоциальная модель была впервые представлена в 1977 году Джорджем Энгелем, чтобы понять множество факторов, влияющих на человека. Утверждалось, что сама биопсихосоциальная модель не включает экзистенциальные факторы, включая духовность или смерть. Таким образом, была предложена биопсихосоциально-духовная модель, чтобы обеспечить более полное представление в этом отношении.
Под биологическими факторами можно понимать любые медицинские или биологические факторы, влияющие на состояние человека. К ним относятся медицинские заболевания, генетика, нейробиология, физические характеристики, диета, вещества и лекарства.
Психологические факторы включают темперамент, личность, память, установки, механизмы выживания и убеждения.
Социальные участники включают сети социальной поддержки, культуру, рабочее место, образование, социально-экономический статус и отношения.
Духовные жертвователи включают любые аспекты веры в пользу или против духовной или религиозной организации.
Экологические системы Модель
Модель экологических систем была первоначально описана Бронфенбреннером и описывала 5 системных уровней от самого маленького до самого большого, поскольку они относятся к человеку.[6]
Микросистема – это то, что непосредственно окружает человека и с чем он непосредственно и наиболее тесно взаимодействует. Это может включать дом, работу, школу и отношения внутри этой системы, включая семью, друзей и опекунов.
Мезосистема описывает следующий уровень, где каждая конкретная микросистема взаимодействует с другой и косвенно влияет на человека. Например, рабочая система и связанные с ней требования могут положительно или отрицательно влиять на домашнюю систему.
Экзосистема описывает системный уровень, на котором человек находится под влиянием, но не может произвести изменения. Они могут включать в себя выход компании человека из бизнеса и потерю работы в результате.
Макросистема включает в себя еще более высокий уровень, на котором можно понять культурную, политическую и экономическую среду, все из которых могут влиять на человека.
Наконец, хроносистема описывает динамические и зависящие от времени события, включая то, как исторические события могут повлиять на жизнь человека.
Клиническая значимость
HBSE в клинической практике и применении лучше всего описать на конкретном примере. Рассмотрим 40-летнего мужчину с артериальной гипертензией, сахарным диабетом 2 типа, гиперлипидемией, ишемической болезнью сердца после двухсосудистого аортокоронарного шунтирования (АКШ) 3 месяца назад, большим депрессивным расстройством и генерализованным тревожным расстройством. который представляет для оценки хрупкого диабета. Он недавно потерял работу и переживает развод, и в настоящее время живет один. Используя любую из вышеперечисленных теорий, мы можем быстро определить, что информация, которой мы располагаем до сих пор, представляет собой лишь базовый уровень понимания данного индивидуума.
В качестве примера мы можем использовать подход Micro-Mezzo-Macro. Мы можем определить, что до сих пор мы понимаем некоторые биологические и психологические факторы, способствующие его проявлению (Микрофакторы). К ним относятся перечисленные медицинские и психические расстройства. При дальнейшем анализе каждого из этих расстройств в отдельности можно начать формулировать гипотезы о некоторых первоначальных факторах, влияющих на лабильные уровни сахара в крови пациента. Некоторые гипотезы могут включать рассмотрение настроения пациента, ангедонии и безнадежности, а также того, как это может повлиять на его приверженность лечению, что мы могли бы дополнительно оценить. Кроме того, можно предположить, что пациент испытывает постоянные психологические и/или физиологические последствия своего АКШ, что затрудняет выполнение физических упражнений, способствуя более сложному контролю уровня сахара в крови. Другие соображения могут заключаться в том, влияют ли лечебные взаимодействия на его резистентность к инсулину или реакцию на лекарства. Мы также можем предположить, что его познание может быть затронуто на каком-то уровне и способствовать его неспособности помнить о приеме лекарств.
Можно также увидеть, что участники меццо- и макроуровня менее ясны на основе исходной информации. Возможно, нам потребуется дополнительно изучить эти факторы, чтобы понять, как они могут способствовать представлению этого пациента. Мы видим, что он недавно потерял работу, и можно сформулировать гипотезу о том, что в результате у него может возникнуть некоторая финансовая напряженность, а также он мог лишиться страхового покрытия. И то, и другое может сделать приобретение лекарств или посещение медицинских работников невозможным. Мы также понимаем, что он живет сам по себе. Он может иметь ограниченную социальную поддержку, чтобы заботиться о себе и своих потребностях, которые могут быть различными и также могут повлиять на его восприятие важности приверженности лечению. Процесс развода может также привести к финансовому напряжению и межличностным трудностям, из-за чего ему будет труднее доверять другим или взаимодействовать с другими, в том числе со своими поставщиками. Это также может быть ухудшением его депрессивных или связанных с тревогой симптомов, как указано выше, а также его диеты. Другое соображение может включать в себя то, что его потеря работы произошла в условиях ухудшения экономики или в результате ухудшения межличностных отношений на его работе, снижения его восприятия собственной важности и самооценки, среди прочего. Мы также можем предположить, что потеря работы может означать, что он потерял значительную часть своей сети социальной поддержки.
Другие факторы могут включать в себя наличие зеленых насаждений рядом с ним, безопасность района, близлежащие общественные организации, которые могли бы его поддержать, законодательство, касающееся жилья пациента или безопасности работы, а также политику или изменения в области здравоохранения. Кроме того, такие понятия, как дискриминация и предрассудки, а также влияние расы на этого человека, могут способствовать приверженности, доверию к поставщикам медицинских услуг и пониманию потенциальных значительных жизненных стрессоров, способствующих представлению пациента. По мере того, как мы продолжаем рассматривать аспекты обращения этого человека, мы можем видеть, что может быть множество других факторов, способствовавших его представлению жалобы. В литературе сообщалось, что психосоциальные факторы, как описано выше, оказывают значительное влияние на результаты лечения в различных исследованиях.][10]
Other Issues
HBSE также использует теории развития на протяжении всей жизни и другие психологические теории, включая психоаналитическую теорию, а также теории развития Эриксона, Пиаже и Кольберга. Здесь мы сосредоточимся главным образом на теориях Эриксона, Пиаже и Кольберга. Эти теории могут быть особенно полезны для понимания общего развития человека и любых аспектов его проявления, связанных с незавершенным переходом через стадии развития.
Теория развития Эриксона описывает стадии развития от младенчества до старости, всего 8 стадий.[11] Каждый этап описывает основной период развития, когда адекватная адаптация, поддержка и развитие могут привести к более полноценной жизни. Этапы этой теории следующие:
Стадия 1 — «Доверие против недоверия»
Младенчество — первые 18 месяцев
Развитие стабильных, заботливых и последовательных отношений с лицами, осуществляющими уход
Нарушение стабильности или последовательности отношений может привести к подрыву доверия.
Этап 2 — «Автономия против стыда и сомнения»
Раннее детство — от 18 месяцев до ~3 лет
Развитие независимости, чувства контроля над способностями (включая функции тела) и уверенности в себе , неуверенность в себе и повышенная зависимость от других.
Этап 3 — «Инициатива против чувства вины»
Дошкольный возраст — от 3 до 5 лет
Развитие навыков межличностного общения, уверенности в себе и социальных взаимодействий
взаимодействие как помеха.
Этап 4 — «Промышленность против неполноценности»
Школьный возраст — от 5 до ~12 лет
Развитие чувства собственного достоинства через социальные взаимодействия и группы сверстников, а также чувства гордости и достижений во время возрастающих требований со стороны академических и социальных ситуаций по сравнению со сверстниками.
Этап 5 — «Идентичность против путаницы»
Подростковый возраст – от 12 до 18 лет
Развитие чувства идентичности и самоощущения посредством углубленного самопознания, включая убеждения и ценности, и растущее чувство независимости
Эриксон описал эту стадию как мост между моралью, усвоенной ребенком, и этикой, развитой взрослым.
Нарушение на этом этапе приводит к ощущению замешательства и отсутствию самоощущения.
Этап 6 — «Близость против изоляции»
Молодость – от 18 до 40 лет
Развитие надежных и прочных близких отношений с другими людьми, которые являются значимыми и длительными
Нарушения в этом приводят к ощущению изоляции и одиночества
Стадия 7 — «Производительность против стагнации»
Взрослость – от 40 до 65 лет
Развитие чувства выполненного долга, вклада в общество, детей и мир
Разрушения приводят к чувству разочарования, отдаленности и застоя.
Этап 8 — «Честность против отчаяния»
Пожилой возраст — 65 лет и старше
Развитие понимания своей жизни и пересмотр своих достижений, ощущение цельности и согласованности в отношении самого себя, что ведет к мудрости
Нарушение на этой стадии может привести к чувству отчаяния и сожаления
Модель Пиаже описывает развитие на 4 стадиях когнитивного развития ребенка.[12][13] Стадии или периоды резюмируются следующим образом:
Сенсомоторный период от рождения до 18-24 месяцев
Как следует из названия, на этой стадии развиваются ощущения, телесные функции и движения («сенсомоторные») наличие объекта (родителя, игрушки и т. д.), несмотря на то, что он не может сразу его ощутить
Предоперационный период от двух до семи лет
На этом этапе развивается семиотическая функция, которая представляет собой развитие символического представления мыслей, воспоминаний и событий, а также образного мышления
Это представляет собой начало ассимиляции идей и мыслей в дополнение к описанию и идентификации этих идей
Конкретный операционный период от семи до 11 или 12 лет
На этом этапе ребенок может применять логику и правила к конкретным объектам в своем окружении, чтобы предсказывать и понимать мир более подробно
На этом этапе развивается концепция сохранения, при которой ребенок понимает, что количество жидкости не меняется после переливания в более широкую или более тонкую емкость (что влияет на высоту или уровень воды)
Официальный период эксплуатации с 12 до совершеннолетия На этом этапе развивается применение правил и логики к более абстрактным понятиям0005
Пиаже также прокомментировал « моральное развитие, », в котором он описывает две стадии: гетерономию и автономию.
Понятие гетерономии или «гетерономной морали» — это понимание ребенком того, что существуют правила, обязанности и авторитетные лица, которым необходимо подчиняться. Это связано с идеей «морального реализма», в которой само правило важнее цели правила. В этом отношении намерение человека, совершающего действие, менее важно, чем результаты действий для ребенка. Ребенок ожидает, что нарушения этих правил будут наказаны, именуемые «имманентной справедливостью». В связи с этим гетерономная мораль считает, что власть передается сверху (гетерономно).
Во время игры у детей развивается понимание «морального релятивизма», когда мораль можно рассматривать в большей степени в отношении намерений, а не последствий. Это приводит к развитию «автономной морали» или автономии. Концепция наказания также меняется, когда целью наказания является исправление ошибок, а не наказание виновных.
Теория Кольберга изложила концепцию развития нравственности и описала три стадии (с шестью «подстадиями») развития нравственности и считает, что развитие нравственности занимает больше времени. [14]
Каждая из этих вышеперечисленных теорий описывает развитие ребенка по мере его продвижения в изменяющейся социальной среде. При оценке каждого пациента у них будет разная степень развития или нарушение развития на каждой стадии, что может повлиять на их поведение и подходы к назначенному лечению, а также в межличностных отношениях и в других условиях.
Болезни и медицинские модели также предоставляют полезные способы подхода к уходу за пациентами и вносят значительный вклад в понимание пациентов. Это более традиционный биомедицинский взгляд, согласно которому выявляются синдромы, а в процессе выявления синдромов выявляются заболевания. Патофизиология, этиология, эпидемиология, патология и другие подобные концепции применяются для понимания каждой болезни. Благодаря этому развитому пониманию приобретается способность диагностировать, а затем точно лечить. Успех этой модели очевиден в современной практике здравоохранения, в которой большинство медицинских работников знакомы с этой моделью и применяют ее. Однако существенные ограничения этой модели включают в себя то, что она имеет тенденцию пренебрегать психосоциальными компонентами или, как описывает HBSE, многими другими факторами, которые способствуют развитию человека и ситуации. Многие из этих факторов способствуют развитию и сохранению болезни у отдельного пациента.[15]
Понимание клиницистами психического здоровья и расстройств эволюционирует в направлении более комплексного подхода.[16] Это развивающаяся в настоящее время модель психического здоровья и расстройств. Таким образом, нет единого мнения относительно того, как эта модель может быть принята и применена в клинической практике. Существенным преимуществом многомерной модели является то, что она устраняет произвольное разделение между здоровьем и расстройством. Поместив здоровье и расстройство в один ряд, стигматизацию можно уменьшить, если понять состояние человека и спектр человеческого поведения и психического здоровья. Кроме того, эта модель позволяет более эффективно понять эволюцию расстройств психического здоровья, поскольку люди могут находиться в одной части спектра в один момент времени и могут переходить в другую часть спектра в другой момент времени. Такой многомерный подход может также оказаться полезным при соматических заболеваниях, особенно в условиях, когда пороговые значения или диапазоны нормальности могут иметь произвольное или неопределенное происхождение.
Улучшение результатов медицинских бригад
HBSE может обеспечить основу для совместной помощи и межпрофессиональных команд для обеспечения оптимального ухода за пациентами. В этих ситуациях у медицинских работников разных дисциплин могут быть разные способы формулирования понимания пациента. Таким образом, междисциплинарные группы могут использовать концепции HBSE для понимания междисциплинарных составов и планов лечения. Учитывая ограничения существующей системы здравоохранения и системное давление на отдельных поставщиков, каждый отдельный поставщик может рассмотреть возможность сосредоточения внимания на одном аспекте индивидуального ухода, сохраняя при этом понимание более важных факторов, влияющих на состояние пациента. Первостепенное значение имеет оценка и оценка подготовленного социального работника, который может выявить факторы, препятствующие уходу за пациентом, и подробно описать ожидания пациента от лечения. Сообщение об этих факторах обученной специализированной медсестре может помочь в обучении пациентов и улучшить соблюдение режима лечения. Выявление вредных факторов, а также нежелательных реакций и уведомление врачей об этих результатах может помочь улучшить клинические результаты и предотвратить осложнения. Электронные медицинские записи могут помочь в этом благодаря компьютерному выявлению основных факторов или дефицитов в жизни пациента, которые могут ограничивать приверженность, медицинскую грамотность или общение. Благодаря лучшему пониманию HBSE можно создать более интегрированную медицинскую команду и, как следствие, систему здравоохранения. Канадские институты исследований в области здравоохранения определили десять принципов успешной интеграции здравоохранения, в том числе «Стандартное оказание помощи с помощью межпрофессиональных групп».[17]
Один из факторов, выявленных в соответствии с этим принципом, включал «один стандарт медицинской помощи». В связи с этим всестороннее представление о каждом человеке с использованием понимания HBSE позволит разработать универсальный стандарт медицинской помощи для всех систем здравоохранения. Кроме того, был признан акцент на благополучии и укреплении здоровья, чему опять-таки может способствовать понимание HBSE. [Уровень 3]
Сестринское дело, Allied Health и Межпрофессиональная бригада Вмешательство
Межпрофессиональная бригада может оказывать поддержку с помощью различных подходов, включая последующие телефонные звонки после выписки из больницы или визит в клинику для обеспечения соблюдения режима лечения. Эти звонки могут также способствовать и учитывать другие факторы, влияющие на представление пациента, которые не могли быть учтены во время приема. Некоторые примеры включают трудности с транспортом или определение расписания общественного транспорта, грамотность в вопросах здоровья по телефону и выявление сложных семейных систем, которые могут повлиять на приверженность пациентов. Таким образом, некоторые такие барьеры могут быть выявлены и устранены с помощью различных государственных программ и программ системы здравоохранения.
Мониторинг сестринского дела, смежных медицинских учреждений и межпрофессиональных групп
Мониторинг соблюдения пациентом режима лечения и барьеров для соблюдения режима может быть облегчен при понимании HBSE. Выявление факторов, не относящихся к биологической сфере, может предоставить поставщикам медицинских услуг представление о других факторах, влияющих на соблюдение режима лечения. Например, выявление соображений стоимости и финансового напряжения в качестве факторов, способствующих несоблюдению предписаний, может позволить поставщику или медицинской команде порекомендовать сайт купонов на рецепты или помочь пациенту подать заявку на участие в программах помощи пациентам. Мониторинг межпрофессиональной команды может быть особенно полезен для выявления этих разнообразных факторов. Каждый член медицинской бригады может работать над определением различных аспектов состояния пациента, используя биопсихосоциальную модель. Таким образом, все члены многопрофильной медицинской бригады (врачи, врачи среднего звена, фармацевты, медсестры, терапевты и вспомогательный персонал) могут оказывать поддержку отдельному пациенту различными более сложными способами, которые являются более целостными и комплексными по сравнению с традиционным заболеванием. -ориентированная модель.
Контрольные вопросы
Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.
Комментарий к этой статье.
Ссылки
- 1.
Patel MR, Piette JD, Resnicow K, Kowalski-Dobson T, Heisler M. Социальные детерминанты здоровья, связанное с затратами несоблюдение рекомендаций и поведение, снижающее затраты среди взрослых При диабете: Результаты национального опроса о состоянии здоровья. Мед уход. 2016 авг; 54 (8): 796-803. [Бесплатная статья PMC: PMC4945373] [PubMed: 27219636]
- 2.
Бачур С., Сингер Б., Хейс-Конрой А., Хорвиц Р.И. Социальные детерминанты ответа на лечение. Am J Med. 2018 май; 131(5):480-483. [PubMed: 29421690]
- 3.
Weiss-Gal I. Подход «человек в окружающей среде»: профессиональная идеология и практика социальных работников в Израиле. Соц работа. 2008 Январь; 53 (1): 65-75. [PubMed: 18610822]
- 4.
Лау Д.Т., Скандретт К.Г., Ярзебовски М., Холман К., Эмануэль Л. Безопасность, связанная со здоровьем: основа для устранения барьеров на пути старения на месте. Геронтолог. 2007 декабрь; 47 (6): 830-7. [Пубмед: 18192636]
- 5.
Сулмасы Д.П. Биопсихосоциально-духовная модель ухода за больными в конце жизни. Геронтолог. 2002 г., октябрь 42 г. Спец. № 3: 24–33. [PubMed: 12415130]
- 6.
McHale SM, Dotterer A, Kim JY. Экологический взгляд на СМИ и развитие молодежи. Am Behav Sci. 2009 г., апрель 52(8):1186-1203. [Бесплатная статья PMC: PMC3257056] [PubMed: 22247564]
- 7.
Уиллис Л., Гудвин Дж., Ли К.О., Москеда Л., Гарри П., Лю П., Линн Р., Уэйн С. Влияние психосоциальных факторов на здоровье исходы у пожилых людей. Перспективное исследование. J Старение здоровья. 1997 августа; 9(3):396-414. [PubMed: 10182400]
- 8.
Дуайер К.А. Психосоциальные факторы и состояние здоровья у женщин с ревматоидным артритом: прогностические модели. Am J Prev Med. 1997 г., январь-февраль; 13(1):66-72. [PubMed: 44]
- 9.
Васкес И., Вальдеррабано Ф., Форт Дж., Хофре Р., Лопес-Гомес Х.М., Морено Ф., Санс-Гуахардо Д., Испанская кооперативная группа по изучению качества жизни пациентов с заболеваниями почек. Психосоциальные факторы и качество жизни, связанное со здоровьем, у пациентов, находящихся на гемодиализе. Качество жизни Res. 2005 Февраль; 14 (1): 179-90. [PubMed: 15789952]
- 10.
Пикхарт Х., Пихартова Дж. Связь между психосоциальными факторами риска и последствиями хронических заболеваний для здоровья: обзор данных о раке и сердечно-сосудистых заболеваниях. Европейское региональное бюро ВОЗ; Копенгаген: 2015. [PubMed: 27536768]
- 11.
Оренштейн Г.А., Льюис Л. StatPearls [Интернет]. Издательство StatPearls; Остров сокровищ (Флорида): 7 ноября 2022 г. Эриксоновские стадии психосоциального развития. [В паблике: 32310556]
- 12.
Малик Ф. , Марваха Р. StatPearls [Интернет]. Издательство StatPearls; Остров сокровищ (Флорида): 18 сентября 2022 г. Когнитивное развитие. [PubMed: 30725780]
- 13.
Скотт Х.К., Когберн М. StatPearls [Интернет]. Издательство StatPearls; Остров сокровищ (Флорида): 13 января 2022 г. Piaget. [PubMed: 28846231]
- 14.
млн лет, Гонконг. Нравственное развитие ребенка: интегральная модель. Фронт общественного здравоохранения. 2013;1:57. [Бесплатная статья PMC: PMC3860007] [PubMed: 24350226]
- 15.
Райт К.Д., Тиани А.Г., Биллингсли А.Л., Штейнман С.А., Ларкин К.Т., Макнейл Д.В. Структура для понимания роли психологических процессов в развитии, поддержании и лечении заболеваний: модель 3P-болезни. Фронт Псих. 2019;10:2498. [Бесплатная статья PMC: PMC6879427] [PubMed: 31824367]
- 16.
Narrow WE, Kuhl EA. Дименсиональные подходы к психиатрической диагностике в DSM-5. J Ment Health Policy Econ. 2011 Декабрь; 14 (4): 197-200.