Какие действия и правила носят ритуальный характер: Параграф 1 — ГДЗ по Обществознанию для 7 класса Учебник Боголюбов, Рутковская, Городецкая (решебник)

Параграф 1 — ГДЗ по Обществознанию для 7 класса Учебник Боголюбов, Рутковская, Городецкая (решебник)

Перейти к содержанию

Search for:

Развернуть

Рассмотрим ответы на Параграф 1 из учебника по обществознанию для 7 класса Боголюбовой
Какие правила общения между людьми тебе известны? Какие правила гостеприимства ты знаешь?
«Выскажи свое мнение о споре двух семиклассников.
Петр. Правила мешают людям жить, поэтому люди их часто нарушают.
Лариса. Правила необходимы. Если бы правил не было, люди просто не знали бы, как поступать.
»
Что тебе известно об обычаях славян? Какие действия и правила носят ритуальный характер? Какие из них представлены на полотне художника Семирадского?
Посмотри на рисунки. Художник пошутил и все правила этикета перепутал. Объясни, как нужно поступать по правилам.
Как ты думаешь, какие особые правила этикета существовали в петровские времена у знати и у простого народа? А какие правила были общими?
1. Какие правила поведения существуют? Назови как можно больше видов таких правил.
2. Что такое привычки? Приведи примеры полезных и вредных привычек.
3. Что тебе известно об обычаях и ритуалах? Почему многие из них, возникнув в далекие времена, существуют и сегодня?
4. Зачем в обществе существуют правила этикета?
1. Среди многочисленных правил, которые ты обязан выполнять, есть самые важные. Какие правила ты относишь к самым-самым? Объясни почему?
2. О каких нормах идет речь в следующем тексте? “Воспреемник спросил его: “С каким намерением желаешь ты вступить в рыцарское общество? Вновь посвященный отвечал ему в согласии со словами, произнесенными до этого епископом. Тут же он принес клятву верности ему как своему сюзерену. Тогда, по приказанию последнего, началось облачение его в рыцарские доспехи. Этим делом занимались рыцари, им помогали дамы и молодые девушки. Сперва прикрепили ему левую шпору, затем правую, надели кольчугу, а после всего опоясали его мечом…”
3. За нарушение установленных правил обычно применяются санкции. Словарь определяет санкции как меры воздействия, наказания, применяемые к нарушителям установленных норм, правил. Могут быть и позитивные санкции, например аплодисменты актеру или музыканту за исполнительское мастерство. Но чаще всего, говоря о санкциях, имеют в виду первое значение этого слова.
Какие санкции имеются в виду в следующей детской считалке? “Три-четыре-пять, я иду искать. Пора-не пора, я иду со двора. Кто не спрятался, я не виноват. Кто за мной стоит, тому три кона водить”.
4. В составленной по указанию Петра I книге “Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов” говорилось: “Никто не смеет повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить или на людей косо взглядовать, но прямо, а не согнувшись ступать, и голову держать прямо ж, а на людей глядеть весело и приятно с благообразным постоянством, чтоб не сказали: он лукаво на людей смотрит”. Переведи это правило на современный язык, объясни его смысл. »
5. Как ты думаешь, какие правила этикета появились в XX — начале XXI в.? Объясни причины их появления в жизни людей.

Параграфы:

1234567891011121314151617

Вопросы для итогового повторения к главе

123

Урок обществознания в 7 классе «Что значит жить по правилам»

Тема урока. Что значит жить по правилам

Цели и задачи: познакомить учащихся с видами социальных норм; исследовать причины возникновения правил поведения в обществе; воспитать у учащихся уважение к нормам поведения, установленным в обществе.

Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять значение понятий правила, социальные нормы, привычки, манеры, обычаи, этикет, традиции, обряды’, выявлять характерные черты социальных норм; осмысливать значение социальных норм для жизни общества; метапредметные — 1) коммуникативные: разви­вать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; решать учебные про­блемы, возникающие в ходе групповой работы; 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную пробле­му; искать и выделять необходимую информацию; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельно­сти; 3) познавательные: анализировать результаты исследований и фиксировать их; структурировать найденную информацию, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: фор­мирование социальных норм, правил поведения, умения нести ответственность за свои решения; развитие творческих способ­ностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим ма­териалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип уроков: открытия нового знания.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Мотивационно-целевой этап

Старик открыл внуку одну жизненную истину: в каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представ­ляет зло (зависть, ревность, эгоизм, ложь), а другой — доб­ро (мир, любовь, верность, надежда). Внук задумался, а потом спросил:

Старик улыбнулся и ответил:

Вопросы к классу

(Ответы учеников.)

Тема уроков: «Что значит жить по правилам».

План урока

1.Многообразие правил.

2.«Привычка свыше нам дана…».

3.Правила этикета и хорошие манеры.

3.Введение в новый материал

В процессе своей жизнедеятельности люди постоянно взаимо­действуют друг с другом. Ведь человек — это социальное существо.

Задание: представьте, что вы оказались на необитаемом ост­рове, на котором не существует никаких правил поведения. Поду­майте, как живут люди на этом острове, как они взаимодействуют между собой. Свои ответы аргументируйте.

(Проверка выполнения задания.)

Вы верно предположили, что без определенных правил жизнь в обществе невозможна.

Проблемное задание. Обратимся к рубрике «Обсудим вместе» на с. 8 учебника. Представьте, что вы стали свидетелями спора между двумя товарищами.

Петр. Правила мешают людям жить, поэтому их люди часто нарушают.

Лариса. Правила необходимы. Если бы правил не было, люди просто не знали бы, как поступать.

В конце урока вы должны определить, чья позиция и почему вам более близка.

4.Работа по теме урока

1. Многообразие правил

  • Какие ассоциации у вас вызывает слово «правила»? (Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует ответы на доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, ко­торые помогают ученикам сформировать определение понятия «правило». Составляется логическая схема.)

Внимательно прочитайте определения понятия «правила» из словаря В.И. Даля на с. 8 учебника. Правила по-другому на­зывают нормами. Норма (от лат. norma — руководящее начало, правило, образец) указывает те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой. В обществе действует множество социальных норм.

Задание: изучите и прокомментируйте схему.

(Проверка выполнения задания. )

Признаки социальной нормы:

1)это общие правила;

2)регламентируют формы социального взаимодействия людей, т. е. направлены на регулирование общественных отношений;

3)возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.

Проблемное задание. Ознакомьтесь с данными таблицы «Со­циальные нормы» на с. 9 учебника. Работая в группах, определите значение социальных норм для жизни общества. Приведите при­меры, подтверждающие ваши выводы.

Ответы:

  1. Регулируют отношения между людьми, помогают совершать одобряемые обществом действия и избегать того, что общество не признает и осуждает

  2. Помогают охранять порядок. Когда человек выполняет эти правила, он уверен, что его действия не причинят неудобства другим людям.

Задание: работая в парах, заполните таблицу.

(Проверка выполнения задания.)

 

-Приведите пример формальных и неформальных норм.

-Чем они различаются между собой?

2. «Привычка свыше нам дана…»

Вся наша жизнь подчинена различным правилам. Одни из них возникли в глубокой древности, другие — совсем недавно.

Задание: изучите и прокомментируйте схему.

Определите значение понятий привычка, обряды, обычаи, ритуал, церемонии.

Привычка(стереотип поведения) — вторая натура, ведь привычки становятся частью характера человека. Многие из них формируются в детском возра­сте. Плохие привычки мешают нам жить, поэтому надо избавлять­ся от них.

Обычаи — это правила поведения, исторически сложившие­ся на протяжении жизни нескольких поколений(правила, одобряемые обществом и передающиеся по наследству). Обычаи имеют социальное основание (причину возникновения), которое в даль­нейшем может быть утрачено. Однако и в этом случае они могут продолжать действовать в силу привычки. Так, современный че­ловек часто во время встреч жмет руку собеседнику. Обычай этот сложился в Средние века при заключении рыцарями мира как демонстрация отсутствия оружия в открыто протягиваемой руке.

Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения мероприятий, свя­занных с какими-либо значительными событиями в жизни чело­века, государства и общества (например, традиции проведения демонстраций, торжественных проводов сотрудника на пенсию и т. д.).

Ритуал — обычаи, тесно переплетающиеся с особыми действиями, совершаемыми специальными людьми в строгой последовательности. Это церемония, имею­щая целью внушить людям определенные чувства. Ритуал акцен­тирует внимание на внешней форме поведения (например, ритуал исполнения гимна).

Обряд— совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В отличие от ритуалов, глубже про­никают в психологию человека (например, церемония заключе­ния брака).

Церемония-установленный торжественный обряд, порядок совершения чего-нибудь.

Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Картинная галерея» на с. 10 учебника.

-Что тебе известно об обычаях славян?

-Какие правила носят ритуальный характер?

(Проверка выполнения задания.)

Проблемное задание. Разделитесь на три группы. Каждая груп­па получит индивидуальное задание (прочитает материал), а затем ответит на вопросы.

Рабочий материал для первой группы

Традиции, обычаи и ритуалы испанского народа

Национальные привычки испанцев — свидетельство их любви к удо­вольствиям. Это темпераментные, шумные, доброжелательные и откры­тые люди. Они очень галантны — вежливы, любезны и обходительны. Демонстрировать обиду или огорчение у них не принято. Испанцы любят пошутить и ценят чувство юмора. А вот склонность к опозданиям — это норма. Пунктуальность для испанцев — тема болезненная. Очевидно, что это не та черта характера, которую они ставят на первое место, даже при деловых взаимоотношениях с людьми.

Большую часть свободного времени испанцы проводят на улице. Прогулка для них — особый ритуал. Они тщательно готовятся даже к вы­ходу в магазин за углом, не говоря уже о встрече с друзьями. Это так на­зываемая неформальная опрятность. Испанцы тратят значительную часть дохода на улучшение своего внешнего вида. Им нравится, когда на них обращают внимание окружающие. Они и себя рады показать, и других с любопытством рассматривают.

Другой значимый ритуал — посещение баров и кафе. Для испанцев бар — храм общения. В их жизненном укладе четко распределено рабочее время, время на еду, на сон и на отдых. В барах испанцы играют в карты или в домино, общаются с друзьями. Бары становятся эпицентром общественной жизни. В них обязательно есть телевизор, по которому транслируются футболь­ные матчи (обычно звук установлен на максимальную громкость). А если учесть, что в барах есть также и игровые автоматы, то к подобному шуму привыкнуть довольно сложно. Еще один немаловажный факт: испанцы тратят значительные деньги на лотереи (больше, чем другие европейцы).

Сиеста — двухчасовой отдых или сон после обеда — культурный обы­чай, который соблюдают абсолютно все, поэтому жизнь в стране в эти часы замирает. Другая старинная традиция — пасео — вечерняя прогулка, цель которой — навестить друзей. Этим традициям не одна сотня лет. Их бережно хранят и соблюдают все поколения.

В Испании вы не встретите в транспорте стоящего пожилого челове­ка — уважение к старшим здесь высоко ценится. Вежливость проявляется и в привычке придерживать дверь за идущим позади человеком, пропу­скать вперед женщину.

Безусловно, визитной карточкой страны, ее символом и душой явля­ется коррида — бой быков. Немало споров возникало из-за этого действа: некоторые считают корриду жестоким зрелищем. Однако сами испанцы высоко ценят эту древнюю традицию.

Испанцы глубоко уважают королевский двор, и если иностранец в разговоре критикует правящую королевскую династию, то тем самым он, по их мнению, наносит оскорбление всему испанскому народу.

Среди запретных тем, которых не следует касаться в разговоре, тема смерти, религии, денег, политики и возраста (не обсуждается возраст и женщин, и мужчин). В Испании не принято говорить об уровне доходов и жаловаться на бедность.

Испанцы свято соблюдают семейные обычаи. Замечательная тра­диция выходного дня — семейные обеды. Три, а то и четыре поколения испанской семьи (от бабушек до грудных младенцев) собираются в ка­ком-нибудь ресторане или кафе.

Испанцы очень любят детей. Дети — это центр семьи. Принято отме­чать дни рождения и именины (день ангела), причем именины проходят особенно ярко и бурно.

Вопросы для первой группы

  • О каких привычках, традициях и ритуалах испанского на­рода вы узнали?

  • Какие из них вам понравились? Почему?

  • Какие из них не понравились? Почему?

Рабочий материал для второй группы

Традиции, обычаи и обряды китайского народа

Традиционные китайские праздники имеют многовековую исто­рию. В древности китайцы совершали религиозные жертвоприношения в определенные дни лунного календаря. Деревенские жители выполня­ли ритуалы, призванные обеспечить им счастливую судьбу, а после их завершения усаживались за праздничный стол. Многие из этих пир­шественных дней впоследствии были объявлены государственными праздниками.

Начало года отмечается в первый день лунного календаря (январь- февраль). Китайцы считают, что в этот день начинается пробуждение природы, оживают земля и хранимые ею ростки жизни. В тесном семей­ном кругу китайцы зажигают благовония и фейерверки, которые должны отпугнуть злых духов.

Праздник драконьих лодок приходится на 5-й день 5-го месяца по лунному календарю. В этот день устраиваются речные гонки на на­циональных лодках.

Традиция стала составной частью структуры национальной психо­логии, национальной культуры и национального характера китайцев. Современный китайский философ Ли Цзехоу пишет: «Сила традиций в том, что они — это история, а человек — существо историческое. Поэто­му традиции стали моделью нашего поведения и чувств, вошли в нашу плоть и кровь. Мы должны спокойно осознать себя, понять сущностные характеристики китайского самосознания».

Особо следует отметить трудолюбие китайцев, их деловитость. На­циональная черта характера китайцев — способность упорно трудить­ся — позволила стране совершить так называемый прыжок китайского тигра — быстрый рост экономики.

Отмечают непритязательность, неприхотливость китайцев, а также их бережливость. Это объясняется тем, что на протяжении нескольких столетий большинство жителей этой страны были очень бедны.

Особое место в жизни китайцев занимает чайная церемония. Для них чаепитие — это способ достижения внутренней гармонии. В переводе с китайского слово «чай» означает «самое мудрое из всех растений». Его пьют в уютной обстановке под нежную мелодичную музыку из изящных маленьких чашек.

К сожалению, в современном Китае множество людей подвержено пагубной привычке к табакокурению. Установлено, что средний китай­ский курильщик выкуривает в день больше пачки сигарет.

Важный нравственный принцип китайского общества — уважение к старшим. Дети должны чтить своих родителей, жена — прислушиваться к мужу, а он обеспечивать ей комфортное проживание и следить за про­должением рода. Однако в современном Китае из-за сложной демогра­фической ситуации разрешается иметь только одного ребенка.

Китайцы могут пристально рассматривать иностранцев. Возможно, они просто хотят, чтобы их образ запечатлелся в глубинах их памяти. Ис­пытанный прием — пристально посмотреть на китайца и улыбнуться ему.

В Китае, когда знакомые встречаются, то приветствуют друг друга не обычными для европейцев вопросами: «Как дела? Как здоровье?», а интересуются: «Ты уже поел?»

За праздничным обедом в Китае меняют несколько блюд. Отказ от любого блюда считается проявлением невежливости. «Спасибо» го­ворят только после еды.

Вопросы для второй группы

  • О каких привычках, традициях и ритуалах китайского на­рода вы узнали?

  • Какие из них вам понравились? Почему?

  • Какие из них не понравились? Почему?

Рабочий материал для третьей группы
Горский этикет

В горах Дагестана за долгие века выработались своеобразные правила хорошего тона, основанные на чувстве собственного достоинства.

Нет такого аула в Дагестане, в котором соседи не пришли бы привет­ствовать горца, вернувшегося из далекой поездки. Каждый, кто приходил в дом, здоровался и по приглашению хозяев садился. Задав несколько вопросов присутствующим, он уступал место новому гостю и переходил к беседе с ближайшим соседом. Каждый при выходе из комнаты говорил: «Куда бы ни поехал, а возвратишься ты целым и здоровым». Если прощалась женщина, то добавлялось пожелание: «Да исполнятся желания твоей души».

Приехавший в аул после долгой разлуки с родными местами должен был вместе с двумя-тремя ближайшими родственниками посетить все дома, в которых за это время случилось какое-либо несчастье. Расстава­ясь с тем, кого он посетил, горец должен был произнести: «Да сохрани­тесь вы в здравом уме и благополучии». Пока горец не нанесет этот визит, ни переживший несчастье, ни его ближайшие родственники не посетят его и будут считать себя оскорбленными.

«Допросы» арабов

На переговорах арабы стараются установить атмосферу взаимно­го доверия. Оказывая радушный прием другу, деловому партнеру или просто постороннему человеку, они рассчитывают на такое же ответное внимание.

Вступительная часть деловой встречи — приветствия, расспросы, обмен дежурными фразами — длится довольного долго. Согласно араб­скому этикету принято постоянно расспрашивать своего собеседника о его успехах, здоровье, семье…

Подобный «допрос» может раздражать европейца, но для арабов он очень важен. Это основа их этикета и культуры. Причем подобные вопросы ни в коей мере не предполагают развернутых ответов. Ответы должны быть краткими.

Красота требует жертв

В Африке практически каждое племя имеет собственные традиции художественного оформления тела. Только на этом континенте еще в древние времена можно было наблюдать все существующие сегодня способы украшения тела: живопись, шрамирование, татуирование, пир­синг. Нательные знаки говорили о социальном статусе человека, выража­ли его мировоззрение, а также отражали этапы жизни (переход от детской жизни к взрослой, вступление в брак и т. д.). Нательные знаки наносили как мужчинам, так и женщинам.

Так, татуировки были особенными для каждого племени или семей­ства. Во многих племенах было принято наносить женщинам татуиров­ки, говорящие об их семейном положении (замужем, есть дети и др.). Мужские нательные знаки обычно характеризовали их обладателя как охотника или воина.

В ряде африканских племен молодым супругам на коже делали над­резы, которые затем натирали смолой. Рубцы наносили на все части тела: грудь, спину, руки и ноги. Например, в роду Убанги-банда было принято украшать грудь, спину и руки симметрично расположенными шрамами.

«Ты пришел в мир…»

У народа суахили в Восточной Африке принято говорить на седьмой день после рождения ребенку следующие слова:

-Ты пришел в мир. Закрой уши и не слушай, что говорят злые люди.

-Ты пришел в мир. Пусть то доброе, что тебе дано, у тебя останется, а злое прогони прочь.

-Ты пришел в мир. Не ищи ссор, не враждуй с людьми. Еще отцы наши говорили: что нужно объяснить, объясни, остальное проглоти.

-Ты пришел в мир. Укроти свое сердце и приходи к людям только с миром…

Вопросы для третьей группы

  • О каких привычках, традициях и ритуалах разных народов вы узнали?

  • Какие из них вам понравились? Почему?

  • Какие из них не понравились? Почему?

(Проверка выполнения задания.)

  • Как вы думаете, почему многие обычаи, возникшие в дале­ком прошлом, продолжают существовать и в наши дни?

(Ответы учеников.)

3. Правила этикета и хорошие манеры

Задание: работая с п. 3 § 1 учебника и используя предложен­ную схему, объясните значение понятий этикет, манеры.

(Проверка выполнения задания.)

Этикет-принятая в особых социальных кругах система правил поведения.

Манеры-внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.

Предлагаю совершить экскурсию в мир этикета.

Мир этикета

Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки (этикетки) с перечислением обязательных правил поведения за столом. Этикет — это правила поведения в общественных местах, включая формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды. Эти­кет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе.

Многие, наверное, слышали о русской открытости, не­мецком педантизме, восточном гостеприимстве, японской вежливости и английской сдержанности. А ведь это веками отработанные правила этикета, которые стали нормами поведения.

Вернемся к проблемному заданию

Обратимся к рубрике «Обсудим вместе» на с. 8 учебника. Представьте, что вы стали свидетелями спора между двумя товарищами.

Петр. Правила мешают людям жить, поэтому их люди часто нарушают.

Лариса. Правила необходимы. Если бы правил не было, люди просто не знали бы, как поступать.

Чья позиция и почему вам более близка?

Рефлексия

Упражнение «Радуга». Семь цветов радуги — это семь оценок прошедшего урока.

Класс делится на семь групп, и каждая с помощью цвета оце­нивает урок — прикрепляет бумажные полоски на изображение радуги.

Подведение итогов уроков

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания.

Проведем конкурс знатоков этикета.

  1. Кто здоровается первым, если встретились младший и стар­ший? (Младший.)

  2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с не­знакомым тебе человеком и остановился возле него на не­сколько секунд. Надо ли тебе здороваться с незнакомцем? (Да.)

  3. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли здороваться с ними и как это сделать? (Да. Можно им кивнуть, но нельзя громко выкрикивать приветствие.)

  4. Если вы часто встречаете незнакомого вам человека (на­пример, во дворе своего дома), то полагается ли с ним здо­роваться? Да.)

  5. Кто подает первым руку — старший младшему или млад­ший старшему, мужчина женщине или наоборот? (Первым подает руку старший младшему, женщина — мужчине, на­чальникподчиненному. )

Проблемное задание.

Домашнее задание

  1. Прочитать § 1 учебника.

  2. Выполнить задание 1,3 «В классе и дома»

Ритуал | Религиозные, культурные и социальные практики

Зигмунд Фрейд

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Гамалиэль II Коу Цяньчжи Ту Куанг-тин
Похожие темы:
жертва обряд очищения обряд посвящения причастие освящение

Просмотреть весь связанный контент →

ритуал , выполнение церемониальных действий, предписанных традицией или священническим указом. Ритуал — это специфический, наблюдаемый способ поведения, демонстрируемый всеми известными обществами. Таким образом, можно рассматривать ритуал как способ определения или описания людей.

Характер и значение

Человеческие существа иногда описываются или определяются как в основном рациональные, экономические, политические или играющие виды. Однако их можно также рассматривать как ритуальных существ, демонстрирующих поразительную параллель между своим ритуальным и вербальным поведением. Точно так же, как язык — это система символов, основанная на произвольных правилах, ритуал можно рассматривать как систему символических действий, основанную на произвольных правилах.

Замысловатые, но сложные отношения между ритуалом и языком можно увидеть в истории различных попыток объяснить ритуальное поведение. В большинстве объяснений язык становится необходимым фактором теории природы ритуала, а специфической формой языка, связанной с объяснениями ритуала, является язык мифа. И миф, и ритуал остаются основополагающими для любого анализа религий.

Преобладают три основных подхода к теории о природе и происхождении ритуала.

Подход к источнику

Самый ранний подход был попыткой объяснить ритуал, как и религию, посредством теории, связанной с историческим происхождением. В большинстве случаев эта теория также предполагала эволюционную гипотезу, объясняющую развитие ритуального поведения на протяжении истории.

Основная предпосылка или закон этого подхода заключается в том, что онтогенез (развитие отдельного организма) повторяет филогенез (эволюцию родственной группы организмов), точно так же, как человеческий эмбрион повторяет этапы истории человеческой эволюции в утробе матери — например, жаберная стадия. Решение проблемы объяснения очевидно универсального масштаба ритуала зависело от успеха в обнаружении древнейших культур и культов. Ученые считали, что если бы им удалось обнаружить это происхождение, они смогли бы объяснить современные человеческие ритуалы.

Решений в этом подходе почти столько же, сколько авторов. В поисках происхождения ритуала исследования обратились от хорошо известных письменных культур к тем, которые казались менее сложными и дописьменными. Использование терминов «примитивная религия» и «примитивные культуры» исходит из этого подхода при поиске ответа на значение ритуала, мифа и религии. Были выделены различные культуры и ритуалы, жертвоприношение людей или животных стало одной из главных тем для размышлений, хотя точная мотивация или причина жертвоприношения оспаривалась среди ведущих авторов теории.

Для У. Робертсона Смита, британского библеиста, впервые опубликовавшего свою теорию в девятом издании Encyclopædia Britannica (1875–1889), жертвоприношение было мотивировано стремлением к общению между членами примитивной группы и их богом. Таким образом, считалось, что происхождение ритуала находится в тотемных (животно-символических кланах) культах; Таким образом, многие авторы считали тотемизм самой ранней стадией религии и ритуала. Однако различные стадии ритуального развития и эволюции никогда не были согласованы. Учитывая эту гипотезу происхождения, ритуалы очищения, дарения подарков, пиакулярных (искупительных) обрядов и поклонения рассматривались как развитие или вторичные этапы первоначального жертвоприношения. Христианская Евхаристия (Святое Причастие), наряду с современными пиршествами и застольным этикетом, объяснялась как поздние разработки или черты, берущие свое начало и значение в тотемическом жертвоприношении.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться сейчас

Влияние теории Робертсона-Смита на происхождение ритуала можно увидеть в работах британского антрополога сэра Джеймса Фрэзера, французского социолога Эмиля Дюркгейма и Зигмунда Фрейда, отца психоанализа. Хотя они не были полностью согласны со Смитом, жертвоприношения и тотемизм оставались главными проблемами в их поисках происхождения религии. Для Фрейзера поиски привели к магии, стадии, предшествующей религии. И Смит, и Фрейзер привели Дюркгейма к поиску происхождения ритуала и религии в тотемизме, примером которого является Австралия. Дюркгейм считал, что в тотемизме ученые найдут первоначальную форму ритуала и разделения опыта на сакральное и профанное. Они считали, что ритуальное поведение влечет за собой отношение, связанное со священным; а священные действия и вещи, следовательно, являются не чем иным, как символическими представлениями общества. В своей последней крупной работе

Моисей и монотеизм , Фрейд также оставался убежденным, что происхождение религии и ритуала следует искать в жертвоприношении.

Социальные обычаи, ритуалы и праздничные мероприятия – нематериальное наследие – Сектор культуры

Социальные обычаи, ритуалы и праздничные мероприятия – это обычная деятельность, которая структурирует жизнь сообществ и групп и разделяется многими их членами и актуальна для них. Они важны, потому что подтверждают идентичность тех, кто практикует их как группу или общество, и независимо от того, совершаются ли они публично или в частном порядке, они тесно связаны с важными событиями. Социальные, ритуальные и праздничные практики могут помочь отметить прохождение времен года, событий сельскохозяйственного календаря или этапов жизни человека. Они тесно связаны с мировоззрением сообщества и его восприятием собственной истории и памяти. Они варьируются от небольших собраний до крупномасштабных общественных праздников и поминок. Каждый из этих поддоменов огромен, но между ними также много общего.

Карнавал Бинша Подробнее об элементе
© Международный музей карнавала и масок де Бинш

Ритуалы и праздничные мероприятия часто проводятся в особое время и в особых местах и ​​напоминают сообществу об аспектах его мировоззрения и истории.

В некоторых случаях доступ к ритуалам может быть ограничен определенными членами сообщества; обряды инициации и погребальные церемонии — два таких примера. Однако некоторые праздничные мероприятия являются ключевой частью общественной жизни и открыты для всех членов общества; карнавалы и мероприятия, посвященные Новому году, началу весны и окончанию сбора урожая, широко распространены во всем мире.

Социальные практики формируют повседневную жизнь и знакомы всем членам сообщества, даже если не все в них участвуют. Отличительные социальные практики, которые имеют особое значение для сообщества и помогают укрепить чувство идентичности и преемственности с прошлым, имеют приоритет в Конвенции 2003 года. Например, во многих сообществах церемонии приветствия носят неформальный характер, в то время как в других они являются более сложными и ритуальными, выступая в качестве маркера идентичности для общества. Точно так же практика дарения и получения подарков может варьироваться от случайных событий до официальных договоренностей, имеющих важное политическое, экономическое или социальное значение.

Королевский ритуал предков в храме Чонмё и его музыка Подробнее об элементе
©  Управление культурных ценностей

Социальные практики, ритуалы и праздничные мероприятия включают в себя поразительное разнообразие форм: обряды поклонения; обряды посвящения; родовые, свадебные и похоронные обряды; клятвы верности; традиционные правовые системы; традиционные игры и спорт; родственные и ритуальные обряды родства; схемы расчетов; кулинарные традиции; сезонные церемонии; практики, характерные только для мужчин или женщин; охота, рыболовство, собирательство и многое другое. Они также включают большое разнообразие выражений и физических элементов: особые жесты и слова, декламации, песни или танцы, особую одежду, шествия, жертвоприношения животных, особую пищу.

Социальные практики, ритуалы и праздничные мероприятия сильно зависят от изменений, которым подвергаются сообщества в современном обществе, потому что они очень зависят от широкого участия практикующих и других в самих сообществах. Такие процессы, как миграция, индивидуализация, повсеместное введение формального образования, растущее влияние основных мировых религий и другие последствия глобализации оказывают особенно заметное влияние на эти практики.

Целебный ритуал, связанный с Исцеляющим танцем Вимбуза Подробнее об элементе
© Франсуа-Ксавье Фреланд/ЮНЕСКО

Миграция, особенно молодежи, может отвлечь тех, кто практикует формы нематериального культурного наследия, от своих сообществ и поставить под угрозу некоторые культурные обычаи. Однако в то же время социальные практики, ритуалы и праздничные мероприятия могут служить особыми случаями, когда люди возвращаются домой, чтобы отпраздновать со своей семьей и сообществом, подтверждая свою идентичность и связь с традициями сообщества.

Многие сообщества считают, что туристы все чаще принимают участие в их праздничных мероприятиях, и хотя участие туристов может иметь положительные стороны, фестивали часто страдают так же, как и традиционное исполнительское искусство.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts