Какие эмоции существуют: Сколько различных типов эмоций может испытывать человек?

Эмоциональный интеллект | Сила Лиса

<<Лид>>

Зачем понимать себя и других

Во-первых, согласно Дэниелу Гоулману, автору бестселлера «Эмоциональный интеллект», между эмоциональным интеллектом и успехом человека в жизни существует прямая связь. Исследование, которое я провела на факультете иностранных языков МГУ, показало, что чем выше эмоциональный интеллект, тем выше оценки за экзамены у студентов. Мы измерили эмоциональный интеллект 28 третьекурсников и обнаружили заметную и статистически значимую корреляцию (связь) между их средним баллом академической успеваемости и эмоциональным интеллектом — в частности, ветвью «Идентификация эмоций» и «Понимание и анализ эмоций». То есть, оценки студентов зависели именно от способностей различать эмоции и понимать их.

Во-вторых, точное называние своих эмоций — один из лучших способов их контролировать. Нас успокаивает, когда мы даём имя своим ощущениям и тем самым помогаем логической части мозга организовать эмоциональную часть.

В-третьих, когда мы называем свои эмоции — мы успокаиваемся сами, а когда мы называем чужие эмоции — мы успокаиваем других. Помогая другим людям сформулировать, что они чувствуют, мы облегчаем их душевное состояние: этим часто занимаются психологи. В результате укрепляется доверие и улучшаются отношения.

В-четвёртых, понимание причин, стоящих за эмоциями, позволяет улучшить качество жизни. Если мы знаем, что приносит нам радость, а что огорчает, нам легче выбрать профессию по душе, подружиться с близкими по духу людьми, организовать своё расписание так, чтобы снизить количество стресса. У нас появляется больше сил, и мы больше успеваем. Подытожим: понимание своих и чужих эмоций помогает лучше учиться, лучше дружить и лучше жить.

Как понять себя

Пол Экман, ведущий специалист в сфере эмоций и консультант известного сериала «Обмани меня», утверждает, что существует семь базовых эмоций: радость, удивление, печаль, страх, отвращение, презрение и гнев.

Однако чаще мы чувствуем не одну эмоцию, а их смесь. К тому же, у каждой базовой эмоции есть множество оттенков: раздражение — не то же самое, что и ярость, а беспокойство — не то же, что и ужас. Для того, чтобы лучше ориентироваться в ощущениях, существуют разные методики.

Колесо эмоций

В ситуации, когда мы чувствуем одновременно много всего, может помочь «Колесо эмоций» — таблица разных оттенков чувств по спектрам на основе базовых эмоций, которая изображается для удобства в виде цветка или колеса.

Посмотрите на колесо и подумайте: что я чувствую сейчас? Это радость или изумление? Страх или гнев? А может, что-то среднее? А если это печаль, то какая? Расстройство, горечь, скорбь? Как это назвать?

Реакция тела

Как правило, эмоции проявляются телесно. Напряженные плечи, сжатая челюсть, знаменитые «бабочки в животе»… Для каждой базовой эмоции есть свой набор телесных проявлений.

В 2013 году по результатам опроса более 700 человек была разработана «Телесная карта эмоций», которая показывает, какая эмоция в каком месте тела вызывает холод или тепло. Например, тревога — жар в груди и животе, холодные ноги и руки; счастье — тепло по всему телу, особенно в груди и голове.

Помимо тепла или холода, для разных эмоций характерны следующие физические проявления:

Гнев — сжатые кулаки и челюсть, учащённое сердцебиение, повышенное давление и потоотделение, дрожь, напряжение в теле, пульсирующие виски.

Тревога — тяжелое дыхание, горящее лицо, тошнота, тяжесть в груди, потные ладони, напряжение в шее, челюсти, плечах, желание убежать.

Страх — «бабочки в животе», сухость во рту, короткое учащённое дыхание, напряжение вокруг рта и глаз.

Грусть — ощущение пустоты в груди или животе, комок в горле, желание плакать, чувство, словно грудь сжали.

Стыд — повышенная температура, неприятные ощущения в животе, сложно смотреть другим людям в глаза, тяжесть в груди, желание сжаться и стать невидимым.

В следующий раз, когда вы почувствуете эмоцию, которую сложно определить, обратите внимание на телесные ощущения. Это поможет вам немного успокоится.

Как понять другого

Часто бывает так, что нам надо понять другого человека, который сам не может осознать, что чувствует. К счастью, в этом нам может помочь интонация, язык тела, выражение лица, слова и поступки собеседника, а также ситуация, в которой происходит общение.

Мимика

У каждой из 7 базовых эмоций, согласно Полу Экману, есть свой набор мимических проявлений. Например, один приподнятый уголок губы — знак презрения. Даже когда человек желает скрыть свои истинные эмоции, на его лице помимо воли проскользнёт микровыражение, которое выдаст его настоящее отношение.

На сайте Экмана есть описание каждой базовой эмоции с фотографиями. Например, счастье — «гусиные лапки», поднятые щёки, движение мышц вокруг глаз.

Для того, чтобы улыбка выглядела настоящей, важно, чтобы в ней участвовали не только губы, но и мышцы выше щёк: чтобы их почувствовать, сожмите в зубах горизонтально ручку или карандаш.

Определить эмоцию по лицу человека не так легко, как могло бы казаться. В своём курсе я привожу специальное упражнение: даю ученикам видеоролики, на которых люди произносят фразы с разными эмоциями. Задача учащихся — опознать, какие эмоции выражаются. Вроде бы ничего сложного, но только 1человек из 30 набрал максимальный балл.

В интернете можно найти тесты на определение эмоций по видео и фотографиям, а на Youtube — подробные разборы видео. Однако лучший способ научиться угадывать эмоции, на мой взгляд, — следить за мимикой друзей и спрашивать их, что они чувствуют. Сделайте развитие эмпатии увлекательной игрой!

Анализ ситуации

Почему она сегодня столько злится? Вы чуть не поссорились, что произошло? А почему он такой грустный? Возможно, причиной стали ваши поступки или слова, а может, что-то совсем другое. Что происходит у вашего собеседника в семье? Может быть, у него что-то болит? А когда он в последний раз пил или ел?

Джастин Барисо в своей книге «EQ. Эмоциональный интеллект на практике» предлагает упражнение, которое развивает так называемую «когнитивную эмпатию». Лучше выполнить его письменно. Выделите время перед каким-либо важным для вас разговором, возьмите листок и ручку и напишите:

  1. Сколько лет вашему собеседнику.
  2. В какой семье он(а) живёт.
  3. Где он(а) вырос(ла).
  4. Чем он(а) занимается.
  5. Что у него/неё со здоровьем.
  6. Кто его/её друзья, кого он(а) уважает, каковы его/её цели и желания.
  7. Что он(а) знает о теме вашего разговора, что он(а) не знает, как он(а) относится к ней.
  8. Как бы я чувствовал(а) себя на их месте.
  9. Какие могут быть различия между вами в том, как вы будете себя чувствовать.
  10. Как он(а) могут отреагировать на то, что вы скажете.

Беседа покажет, насколько вы были правы в своих предположениях. После разговора запишите ответы на следующие вопросы:

  1. Все прошло хорошо или не очень? Почему?
  2. Что в реакции собеседника было ожидаемым? Что меня удивило?
  3. Что ему/ей понравилось или не понравилось?
  4. Что я узнал(а) об этом человеке?

Бонус: игра для развития эмпатии

В своём курсе я применяю игру, которая очень нравится моим ученикам. Это отличный способ запомнить новые слова, связанные с эмоциями, научиться лучше разбираться в оттенках переживаний и улучшить эмпатию.

Возьмите колесо эмоций, выберите одно из чувств и, не называя его, опишите ситуацию, когда вы его ощущали. Например: «Я чувствовал(а) это сразу после того, как сдала свою работу на ЕГЭ по русскому языку». Задача остальных — верно угадать эмоцию. Удачи!

Психолог Анастасия Митрофанова — о том, как разобраться в своих чувствах и понимать других.

негативные чувства и эмоции, которые делают вас эффективными — Евгений Жигилий на vc.ru

Чем могут быть полезны отрицательные чувства и эмоции, как сделать их ресурсом для достижений и научиться управлять ситуацией.

1141 просмотров

Чувства и эмоции: снимаем ярлыки

Чувства и эмоции — близкие понятия, и в жизни они часто смешиваются или используются как синонимы, но это не одно и то же. Чувства — это перманентное состояние, основанное на отношении к чему-либо. Эмоции — психофизиологические реакции на внешние или внутренние раздражители.

Существуют разные классификации чувств и эмоций. Но в психологии понятие «эмоции» применяется и в широком смысле — как эмоциональные состояния, и в узком — как один из видов этих состояний наряду с чувствами, настроениями и т.д. Эмоциональные состояния — это особый класс психических явлений, они отражают наше отношение к миру.

Каждый человек в повседневной жизни испытывает самые разные эмоциональные состояния, которые обычно возникают под влиянием обстоятельств. В зависимости от наших переживаний, мы делим эмоции на «хорошие», т.е. приятные (удовольствие, интерес), и «плохие», т.е. неприятные (стыд, вина, страх и т.д.). Естественное желание — избавиться от эмоций, которые мы считаем негативными. Ведь каждый с детства знает: испытывать гнев, страх и т.п. — больно, неприятно. Но называть эмоции плохими или хорошими — значит давать оценку, и в этом кроется ошибка. Любая оценка запускает программу: «плохое» мы, естественно, считаем вредным и избегаем, «хорошее» — полезным и стараемся получить в большем объеме.

Важно понять: все чувства и эмоции — естественные составляющие человека и неэффективно их считать негативными или позитивными. К ним стоит относиться как к индикаторам нашего состояния и отношения к происходящему с нами и вокруг нас. Например, страх сигнализирует о какой-либо опасности и побуждает избегать подобных ситуаций путем ухода или нападения. Радость говорит, что происходящее с нами желанно и приятно, она приводит к расслаблению и существенно притупляет внимание. Отсюда вопрос: какое из этих эмоциональных состояний можно назвать хорошим, а какое плохим? Ведь когда датчик температуры сообщает, что машина перегрелась, это не повод считать его плохим и ненужным устройством.

Чтобы понять значение чувств и эмоций и начать их использовать во благо себе, надо принять факт: они есть, и ощущать то, что мы ощущаем, — нормально. Важно научиться замечать свои эмоции и чувства и анализировать, как они влияют на нас и как мы сами реагируем на них.

Как чувства и эмоции помогают в жизни и работе

В психологии есть понятие «эмоциональный интеллект»: это способность распознавать мотивацию, желания, эмоции свои и других людей и управлять ими.

Во время переговоров мы обмениваемся не только информацией, но и вызываем друг у друга эмоции. И именно свои ощущения от процесса общения обычно запоминает собеседник. Немецкий поэт и драматург Карл Бюхнер сказал, что люди могут не вспомнить конкретно произнесенные вами слова, но никогда не забудут, что они при этом чувствовали.

Эмоциональный фон, который возник в процессе беседы, человек затем может распространять на окружающих. Условно: если утренняя пятиминутка у руководства прошла под знаком плюс, вероятнее всего, члены команды настроятся позитивно и будут транслировать это состояние при общении с клиентами. Если же день начался с выговоров — уровень тревоги у сотрудников поднимется, а напряжение и негатив могут отразиться как на отношениях с партнерами и клиентами, так и в целом на выполнении служебных обязанностей.

Многочисленные эксперименты показали: эмоции на 80% определяют, каким будет решение! Человек с развитым эмоциональным интеллектом будет эффективнее других в любой ситуации, потому что он умеет замечать и различать свои эмоциональные состояния — и позитивные, и негативные, а главное — выбирать, как на них реагировать.

Этот навык поможет ему извлекать пользу даже из тех эмоциональных состояний, которые вызывают чувство стыда, страха и злости.

Стыд как стимул роста

Японский и русский менталитет имеет одно незаметное, но глобальное историческое различие: ключевой мотиватор среднестатистического японца — стыд, а россиянина — вина. И это накладывает отпечаток на все: уровень и качество жизни, достижения, бизнес, производство.

Мотивация, которая основана на чувстве вины, работает в конкретный момент времени, но стратегически малоэффективна. «Виноватый» человек мотивирован, чтобы так больше не делать,

а в конечном счете — вообще не делать то, что вызывает это чувство. Ощущение вины чаще всего приводит к позиции жертвы, порождая хитрость, изворотливость, обман, и в итоге к снятию или перекладыванию ответственности.

Вероятно, японское мировоззрение связано с историей самураев, которые жили по кодексу Бусидо (набору законов и правил) и считали, что лучше умереть, чем опозориться самому или бросить тень на честь своего господина или семьи — то есть той ячейки общества, к которой они относились.

Для современного японца нет ничего страшнее, чем подставить свою компанию, завод, нацию, заставив стыдиться. Не страшно быть виноватым, страшно подвести своих. Это предполагает контроль качества даже самой мелкой операции, за которую отвечает он лично и коллектив в целом. Нежелание испытать стыд стимулирует человека выполнять свои обязанности качественно и надежно. Как следствие, он может гордиться собой. Следуя этому принципу, человек с детства приходит к ответственности, то есть осознанию, что только он сам отвечает за любые последствия своих поступков и решений. А ответственность ведет к осознанию и корректировке действий без негатива, которым сопровождается вина.

Как конструктивно использовать раздражение и злость

Раздражение, злость, гнев, ярость — эти эмоциональные состояния можно представить в виде матрешки: каждая последующая скрывает в себе еще одну. Чтобы не довести себя до гнева и ярости, рассмотрим, как эффективно использовать раздражение и злость.

Раздражение — это реакция на чужое поведение или обстоятельства, например, громкий голос, резкий тон. Раздраженный человек подсознательно стремится или избавиться от неприятной коммуникации, или вести себя более жестко. Такое поведение будет работать против его интересов, если собеседник — партнер по бизнесу или клиент. Выход — постараться понять природу раздражения, задаться вопросом, что именно его вызывает, и оценить ситуацию с позиции стороннего наблюдателя. Если причина делает невозможным дальнейшее сотрудничество с этим человеком, есть смысл с ним расстаться. Даже если принято такое решение, важно оставаться эмоционально спокойным и уходить с уважением. Ведь «хлопанье дверью» происходит под влиянием эмоции и закрывает возможность однажды вернуться. Не случайно один из критериев оценки эффективности любого переговорного процесса — сохранение отношений.

Злость — резкое выражение недовольства человеком, например, вызванное нарушением его границ или препятствиями, которые он не может преодолеть. Проявлять злость в культурном обществе не принято, но это не значит, что люди ее не испытывают. Поэтому многие зачастую подавляют злость, загоняя ее внутрь: человек начинает действовать, исходя не из своих желаний, а из правил, которые установлены, стремится быть хорошим для других. Загнанная внутрь, она начинает работать против человека и может проявляться либо в виде самоедства и стремления уйти от неприятной ситуации, либо однажды прорваться в крайней форме — агрессии по отношению к другим, что никогда не даст положительных результатов.

Пример: молодой продавец с высоким культурным уровнем, но не владеющий знаниями и навыками, приходит в продажи. Он очень доброжелательно общается с клиентами, но у него, как правило, не покупают. Это приводит к тому, что у доброжелательного начинают копиться раздражение, злость на себя, а затем и на покупателей, и в результате — агрессия, направленная на клиентов. Он перестает быть обходительным и переходит в другую крайность — начинает общаться жестко и агрессивно — и это главная ошибка.

Активная позиция, замешанная на злости, приводит его к первичным продажам. И тогда он допускает вторую ошибку: начинает думать, что этот путь — эффективный, и становится агрессивным продавцом, который перестал быть уважительным, но навыки экспертных продаж так и не приобрел. Как следствие, продаёт только первичным теплым клиентам, которые больше к нему не возвращаются. И в результате быстро перегорает и не замечает, как убивает клиентскую базу, и свою и компании. Изменить ситуацию может помочь грамотный наставник, который объяснит, что надо перевести энергию злости не в жесткость и грубость, а в новые полезные действия, и научит эффективным навыкам продаж и переговоров, сохраняя культуру общения.

Важно понять, что злость рождается из суммы мелких неудовлетворенностей чем-либо, нерешенных сразу после их появления. Таким образом, злость — важный индикатор неудовлетворения, несоответствия наших желаний действительности и повод отредактировать либо первое, либо второе. Когда злость вырывается наружу, она, с одной стороны, может помочь сделать те действия, на которые без «высокого давления» человек не мог решиться ранее, а с другой — открывает клапан для совершения эмоциональных необдуманных действий.

Если человек в продажах все время работает на злости, первое время может показаться, что это дает результат. Но в долгосрочной перспективе злоба становится установкой мышления, приводит к перегоранию, конфликтам, потерям клиентов, проблемам в социуме и, вероятно, увольнению, потому что количество людей, желающих общаться, сократится. Таким образом, злость дает человеку энергию для решительного действия, на которое изначально не хватало силы или воли. При этом мудрый человек обязательно разберется, что послужило источником раздражения, а затем и злости, чтобы или устранить причину, или понять, как больше не попадать в такую ситуацию.

В чем ценность страха?

Страх считают отрицательной эмоцией: трудно полюбить состояние, при котором подкашиваются ноги, пробегает холодок по спине, а иногда даже тошнит. Он может возникнуть в момент физической угрозы, или когда есть вероятность потерять что-то ценное, или как реакция на стрессовую ситуацию и т.д. Таким образом страх сигнализирует об опасности и заставляет принимать меры: спасать собственную жизнь, свое эго (точку зрения, честь, репутацию, положение в обществе), сохранять то, что ценно (отношения и т. д.). То есть обращает внимание человека на проблему, а значит является датчиком, который сигнализирует об угрозе благополучию до того, когда она проявится.

В первую очередь, разграничим физическую и нефизическую угрозы. Безусловно, при угрозе жизни и здоровью важно делать все, чтобы их сохранить, и желательно оставаться в рамках закона. Это мы обсуждать не будем. А вот в случае нефизической угрозы, страх сигнализирует, что человек находится у границы своей зоны комфорта. Точнее, зоны рутины — территории привычных, знакомых ситуаций и действий, воспринимаемых, как нормальные и безопасные. Страх появляется всякий раз, когда мы переходим эту невидимую границу привычного. Большая часть людей интуитивно реагирует на нее и возвращается обратно, отказываясь от новых возможностей, отношений, проектов, способов действия и т.п. «Натренированные» действуют иначе. Разберемся, как это сделать.

7 шагов работы с чувствами и эмоциями, которые легко понять, но не так быстро освоить:

шаг №1: заметить ситуацию, которая вызывает ваше эмоциональное состояние, и сказать себе об этом: «На меня давит оппонент на переговорах, и эта ситуация вызывает мои эмоции».

шаг №2: опознать свое чувство или эмоцию и назвать ее своим именем, например: «Я чувствую страх».

шаг №3: на минуту остановиться и не совершать дальнейших действий;

шаг №4: спросить себя: «К чему меня подталкивает это чувство/ эмоция?» Например: «Оппонент давит на меня, и мне хочется повысить голос, сказать ему, что он не прав, и доказать свою позицию».

шаг №5: спросить себя: «Что бы я посоветовал сделать себе, если бы не участвовал в ситуации и спокойно наблюдал за происходящим со стороны без какой-либо выгоды и интереса?» Например, ваш ответ будет: «Я бы не спешил и спокойно с уважением начал выяснять точку зрения оппонента, чтобы только потом принять решение».

шаг №6: сравните ответы на вопросы №4 и №5. Если они одинаковые, вы лукавите и продолжаете находиться под влиянием эмоции. В этом случае вам стоит вернуться к шагу №1. Если же ответы разные, то переходите к шагу №7.

шаг №7: выполните то, что ответили себе в шаге №5: спокойно и с уважением похвалите мнение оппонента и спрашивайте о его позиции, точке зрения и т. п.

Когда трезвый разум преобладает над эмоциями — это и есть проактивная жизненная позиция. Таким же образом стоит прорабатывать любое чувство и эмоцию.

Единственное эмоциональное состояние, которое не бывает полезным, — это зависть.

Зависть — это не эмоция и не чувство, а перманентное или временное состояние. Оно складывается из эмоций и чувств, возникающих по отношению к людям, которые обладают чем-либо материальным или духовным, — тем, что хочет иметь завидующий, но не имеет. Зависть не совсем естественное и, к сожалению, никогда не полезное состояние, в отличие от эмоций или чувств. Поэтому она не может быть ресурсом, даже если кажется обратное. Опыт показывает, что если человек достиг чего-то или приобрел что-то, потому что завидовал, в подавляющем большинстве случаев это не являлось его настоящим желанием. Его спровоцировала зависть, за которой прячется внутренняя потребность в чем-либо. Зависть — индикатор внутренней нужды. Поймав себя на зависти, не надо сразу покупать то, что есть у кого-то, или обучаться тому, что он умеет. Стоит задать себе вопрос: «Если я завидую, что меня не устраивает в себе, в своем бизнесе, в работе, навыках, жизни?» А лучше пройти проработку своей зависти с коучем или психологом.

Важно помнить, что наши эмоции и чувства — это естественная часть нас самих, они раскрашивают нашу жизнь красками, придают ей смысл и рождают удовольствия. Радоваться тому, что испытываете радость, невозможно, не познав горя, как и прочувствовать силу уверенности, не пережив страх совершить ошибку. Считать эмоции вредными ошибочно. Наши решения определяют нашу жизнь, при этом на 80% провоцируются эмоциями. Они были, есть и будут. Таким образом, наш успех зависит только от умения работать со своей реакцией на собственные эмоции.

Что такое эмоции и почему они имеют значение?

Как самочувствие? Вы счастливы или грустны?

Когда нас спрашивают, вполне вероятно, что все мы можем сказать, в каком эмоциональном состоянии мы находимся в данный момент. Но что это значит? Откуда берутся эмоции и как они влияют на нашу повседневную жизнь?

Эмоции = чувства?

Для большинства людей чувства и эмоции очень похожи. Естественно, мы бы воспринимали их как синонимы; два слова с одинаковым значением. Однако, несмотря на то, что они зависят друг от друга, эмоции и чувства — довольно разные вещи.

Эмоции описывают физиологические состояния и генерируются подсознательно. Обычно это автономные телесные реакции на определенные внешние или внутренние события. Напротив, чувства представляют собой субъективные переживания эмоций и управляются сознательными мыслями и размышлениями. Это означает, что мы можем иметь эмоции, не имея чувств, однако мы просто не можем иметь чувства, не имея эмоций.

Каковы наши основные эмоции?

Существует столько предполагаемых эмоций, сколько исследователей имеют о них разные мнения. Как правило, существует семь основных эмоций: радость, удивление, страх, отвращение, гнев, презрение и печаль.

На их основе мы строим вторичные эмоции, число которых в сумме может превышать 25. Однако недавнее исследование Университета Глазго предполагает, что у людей есть только четыре, а не семь основных выражений лица. Но это только один поток обсуждения, классифицирующий эмоции по категориям.

Другие исследователи используют два хорошо зарекомендовавших себя ортогональных измерения при анализе эмоциональных реакций – возбуждение (возбуждение или спокойствие) и валентность (позитивность или негативность). Возбуждение относится к психофизиологическому состоянию бодрствования и реакции на раздражители и имеет отношение к любому виду регуляции сознания, внимания и обработки информации. Тем не менее, основываясь только на измерении возбуждения, нельзя определить качество эмоции. Независимо от того, является ли эмоция положительной (радость) или отрицательной (страх), к ней обращается измерение валентности.

Какие части мозга «эмоциональны»?

К сожалению, не существует единой области мозга, в которой обрабатываются все наши положительные или отрицательные эмоции. Однако в нескольких исследованиях были выявлены области мозга, которые, очевидно, участвуют в обработке как положительных, так и отрицательных эмоций.

Эмоции генерируются синхронизацией нейронных сетей по всему человеческому мозгу, включая зрительные и слуховые области в затылочной и височной областях, которые обрабатывают поступающую информацию, а также самореферентные области в теменных областях. Во время обработки, например, радостных стимулов эти области тесно взаимодействуют с медиальной орбитофронтальной корой.

Кроме того, при ощущении желания активизируется прилежащее ядро. С другой стороны, негативные эмоции, такие как стресс, страх и отвращение, обычно связаны с гораздо более глубокими и старыми структурами мозга, такими как миндалина или островок.

Действительно ли эмоции бессознательны?

Да, есть.

Возьмем, к примеру, просмотр фильма ужасов дома – даже если вы находитесь в очень безопасной обстановке и вам нечего бояться, вы можете нервничать и бояться. Есть шанс, что вы даже попытаетесь спрятаться. Ваше тело отвечает более сильным дыханием, учащенным сердцебиением и увеличением расширения зрачков.

Прежде чем вы начнете осознавать страх или даже закричать, ваша вегетативная нервная система уже нажала на рычаги и запустила все телесные изменения. Это еще раз показывает, что эмоции не приводят автоматически к чувствам, но определенно направляют наши действия.

Влияют ли эмоции на наше мышление?

Эмоции имеют определенную власть над нашими мыслями. «По сути, наше первое «чтение» новой ситуации всегда сосредоточено на наших эмоциях, чувствах и отношениях. Таким образом, наши эмоции закладывают основу для будущих размышлений», — говорит Рон Ричард в своей статье о предрасположенностях, отношениях и привычках.

Тот факт, что эмоции появляются «пре-когнитивно» (т. е. до мыслей), на самом деле весьма полезен. В условиях надвигающихся угроз просто некогда думать. Вместо этого эмоции «берут верх» и за доли секунды вызывают немедленные поведенческие реакции, предотвращая негативные последствия. Эмоции поддерживают принятие решений, служат источником мотивации для выбора и совершения соответствующих действий.

Зачем нужны эмоции?

Кендра Черри, эксперт в области психологии, довольно точно резюмировала пять основных целей эмоций: эмоции помогают нам действовать, выживать, наносить удары и избегать опасности, принимать решения, понимать других. Более того, они помогают другим людям понять нас .

С точки зрения эволюции, структуры мозга, которые обрабатывают когнитивную информацию (например, неокортекс), намного моложе других областей мозга, которые модулируются автономно (например, ствол мозга), можно сказать, что влияние эмоций на человеческое поведение намного больше, чем к познанию и рациональным решениям.

Кроме того, эмоции других людей влияют на наши собственные благодаря той информации, которую они передают. Когда мы воспринимаем чье-то выражение лица как отражение страха, мы склонны немедленно искать опасные или опасные раздражители в окружающей среде. Точно так же мы чувствуем себя комфортно и в безопасности, когда чувствуем счастье в других. Следовательно, эмоции, познание и поведение людей могут легко подвергаться влиянию эмоциональных стимулов.

Как измерить эмоции?

Что такое эмоции и как они воспринимаются, различаются в зависимости от многих факторов. Поэтому спрашивать людей об их эмоциях может быть сложно, поскольку вербальные отчеты, по-видимому, основаны на осознании человеком внутреннего состояния, культурного влияния и вербального мастерства.

Один из способов обойти это — использовать физиологические показатели, которые универсальны и более объективны, чем устные отчеты. Например, возбуждение и валентность можно измерить с помощью нескольких когнитивно-поведенческих методов, таких как ЭЭГ, КГР, ЭКГ, анализ выражения лица или отслеживание взгляда.

Узнайте больше о возбуждении и валентности или других основных показателях когнитивно-поведенческих исследований человека в наших предыдущих сообщениях в блоге!

Ссылки

https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2756702/

http://journals. sagepub.com/doi/abs/10.1177/0539018405058216

3 http/00003 /www.tandfonline.com/toc/pcem20/current

Как рождаются эмоции | Noldus

Как измерять эмоции респондентов

Я регулярно получаю от клиентов вопрос: «Как мы измеряем эмоции наших респондентов?» На этом этапе я объясняю, что для того, чтобы получить хорошее представление об эмоциональной реакции респондентов, вы можете использовать The Observer XT для наблюдения за их явным поведением, FaceReader для измерения выражений их лиц и психофизиологические измерения, чтобы получить представление о том, что происходит. на внутренней.

После сбора данных с помощью одного из этих инструментов часто возникает другой вопрос: «Почему FaceReader измеряет так много гнева? Наш продукт/веб-сайт не был создан для того, чтобы вызывать гнев?!

Как рождаются эмоции

Полная путаница

В первый раз, когда я получил этот вопрос, я тоже был в замешательстве. Наверняка респонденты не были по-настоящему злы, так зачем же им показывать сердитое выражение лица? Только когда я прочитал книгу Лизы Фельдман Барретт «Как создаются эмоции (Тайная жизнь мозга)», я полностью понял, как классический взгляд на эмоции вызывает эту путаницу.

В этой хорошо написанной книге доктор Барретт убедительно доказывает, что классический взгляд на эмоции и на то, как работает наш мозг, основан на ряде ошибочных предпосылок, которые были опровергнуты исследованиями в области неврологии за последние два десятилетия. Вот два ошибочных предположения об эмоциях и нашем мозге:

  • Каждая эмоция расположена в определенной части мозга. Например, миндалевидное тело (часть лимбической системы, играющая роль в обработке эмоциональных реакций) считается «центром страха».0088
  • Когда предъявляются правильные стимулы, вызывается определенная эмоция, сопровождаемая фиксированным выражением лица.

Прежде всего: прочитайте книгу! Доктор Барретт прекрасно объясняет, как работает наш мозг и как создаются эмоции.

Эмоции создаются нашим мозгом

Неврологические исследования последних десятилетий показали, что у эмоций нет «отпечатков пальцев» в мозгу. Одни и те же эмоции могут создаваться разными сетями мозга. И да, эмоции создаются нашим мозгом. Это то, как наш мозг придает смысл телесным ощущениям, основанным на прошлом опыте. Различные основные сети на разных уровнях вносят свой вклад в такие чувства, как счастье, удивление, печаль и гнев.



Рисунок 1. Изображение семи основных сетей, которые формируют ингредиенты для «рецепта» чувства гнева. Линия, расположенная ближе к периметру круга, указывает на то, что эта сеть проявляет более высокую активность в отношении чувства гнева (это изображение является скриншотом из видео, созданного Houghton Mifflin Harcourt, hmhco.com).

Что происходит: ощущение и прошлый опыт

Позвольте мне попытаться объяснить немного больше. Интероцептивная сеть в мозге постоянно отслеживает ваши телесные ощущения: биение сердца, наполнение/опорожнение легких, работу кишечника и (легкую) боль в животе. Ваш мозг (запертый в своей темной безмолвной коробке, которую мы называем черепом) пытается понять, что означают эти телесные ощущения, основываясь как на информации, которую он получает из внешнего мира через ваши органы чувств, так и на основе прошлого опыта.



Рисунок 2. Изображение, показывающее, как наш мозг (застрявший внутри темного ящика, называемого черепом) использует текущую и прошлую информацию, чтобы понять, что происходит. Информация из внешнего мира поступает через органы чувств (давление воздуха, свет, химические вещества). Информация из внутреннего мира (боль, озноб, стеснение) поступает через интероцептивную сеть. Прошлый опыт хранится в мозгу (эта картинка — адаптированный скриншот из видео, созданного Houghton Mifflin Harcourt, hmhco.com).

Основная задача мозга — поддерживать вашу жизнь и здоровье. Для этого он постоянно следит за вашим внутренним и внешним миром и перераспределяет энергию на ту часть тела, которая в данный момент больше всего в ней нуждается. Наблюдая за внешним миром, мозг не просто пассивный наблюдатель.

Исследования в области неврологии показали, что мозг на самом деле предсказывает и моделирует внешний мир. Для этого наш мозг использует понятий . Например, когда я упоминаю слово/понятие «яблоко», ваш мозг сразу же представляет себе яблоко. Он может быть красным или зеленым, и ваш мозг может даже имитировать прикосновение гладкой поверхности к вашей руке. Если вы проголодались, читая это, попробуйте сымитировать хрустящее ощущение и сладкий/острый вкус, когда откусываете от смоделированного яблока.



Рисунок 3. Схематическое изображение основного процесса наблюдения за миром в мозгу. На основе «концепций», построенных на основе прошлого опыта, он предсказывает и моделирует внешний мир. Затем ваш мозг сравнивает симуляцию с реальной ситуацией, поступающей через сенсорный ввод. Если есть несоответствие, меняется либо концепция, либо сенсорный ввод (см. пример со змеей ниже) (эта картинка — скриншот из видео, созданного Houghton Mifflin Harcourt, hmhco.com).

Давайте применим это к эмоциям. Например, вы идете по лесу и вдруг слышите/видите шелест листьев. Основываясь на прошлом опыте, ваш мозг предсказывает, что происходит. В этом случае рядом в кустах может быть змея. Ваш мозг начинает имитировать взгляды и звуки змеи и готовит ваше тело к действию, то есть к бегству так быстро, как вы можете.

С этой целью у вас учащается сердцебиение, вы начинаете дышать глубже и начинаете чувствовать возбуждение. Значение, которое ваш мозг придает этому чувству, может быть «страхом» (которое можно рассматривать как еще одно мозговое понятие, такое же, как «яблоко», «мать», «собака» или «стул»).

Три возможных варианта поведения в качестве исхода

Есть три возможных исхода этой ситуации. Из-под кустов выползает змея, и вы бежите за ней. Страх был лучшим предположением вашего мозга относительно того, что только что вызвало ваши телесные ощущения.

Второй возможный исход — змеи не было, а был просто ветер. В этом случае ваш мозг корректирует свое предсказание (змея в кустах), ваше тело снова успокаивается, и вы как-то иначе осмысливаете свое взволнованное чувство.

Третий менее вероятный, но все же возможный результат: на самом деле змеи нет, но вы все равно ее видите.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts