Какие этапы проходит человек в своем развитии: Социализация личности. Этапы социализации личности.

Содержание

Какие стадии проходит организм в своем развитии: с какого этапа начинается

Содержание:

  • Какие существуют основные этапы развития человеческого организма
    • Внутриутробный или пренатальный
    • Внеутробный, или постнатальный
  • Какие стадии проходит в своем развитии
  • Особенности роста и развития в биологическом плане
  • Социальное значение роста человека

Содержание

  • Какие существуют основные этапы развития человеческого организма
    • Внутриутробный или пренатальный
    • Внеутробный, или постнатальный
  • Какие стадии проходит в своем развитии
  • Особенности роста и развития в биологическом плане
  • Социальное значение роста человека

Какие существуют основные этапы развития человеческого организма

Определение

Онтогенез — индивидуальное развитие организма.

Развитие человеческого организма — онтогенез — делится на два периода: внутриутробный и внеутробный.

Внутриутробный или пренатальный

Сорок акушерских недель, или 280 дней длится временной интервал от момента оплодотворения до рождения ребенка и состоит из двух подпериодов:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  1. Эмбриональная фаза распространяется на первые два месяца, характеризуется формированием органов и их гистологическим дифференцированием.
  2. Фетальная фаза начинается с третьего месяца беременности, когда продолжается последующая дифференциация тканей, увеличиваются размеры тела и завершается процесс органообразования.

Внеутробный, или постнатальный

Длинный путь человека по жизни от рождения до смерти.

Решением международного симпозиума по возрастной периодизации в этом жизненном пути человека были выделены возрастные отрезки развития его организма.

  1. Новорожденные: от момента рождения до 10 дней.
  2. Грудной возраст: от 10 дней до года.
  3. Раннее детство: 1-3 года.
  4. Первое детство: 4-7 лет.
  5. Другое детство: 8-12 лет для мальчиков и 8-11 лет для девочек.
  6. Подростковый возраст: 13-16 лет у мальчиков и 12-15 лет у девочек.
  7. Юношеский период: 17-21 год юноши и 16-20 лет девушки.
  8. Зрелый возраст: первый период — мужчины 22-35 лет, женщины 21-35 лет; второй период — мужчины 36-60 лет, женщины 36-55 лет.
  9. Пожилой возраст: 61-74 года для мужчин, 56-74 года для женщин.
  10. Старческий возраст: 75-90 лет
  11. Долгожители: 90 лет и старше.

Какие стадии проходит в своем развитии

Развитие зародыша человека условно подразделяется на пять этапов.

  1. Оплодотворение, образование зиготы из слияния мужской и женской половой клеток.
  2. Дробление, когда зигота делится на клетки-бластомеры, часть из которых образует эмбрион, другая — плаценту, отвечающую за функцию дыхания.
  3. Гаструляция, в результате которой однослойный зародыш превращается в трехслойный и возникает комплекс зачатков нервной системы, хорды, мезотермы.
  4. Обособление тела, связанное с ростом зародыша в длину с превращением в цилиндрическое образование с головным и хвостовым концами и преобразованием зародышевых листков в кожу, железы, кровеносную систему, мускулатуру тела и скелетную.
  5. Органогенез и гистогенез, означающие анатомическое формирование органов, создание тканей.

Каждый возрастной этап характеризуется конкретными морфологическими и функциональными особенностями.

У новорожденного ребенка большая голова размером в четверть всей длины тела, тогда как у взрослого — не более 1/8. Шея, грудь, конечности короткие, живот длинный. Слабо развита мускулатура.

Грудной период характеризуется интенсивным ростом и развитием внутренних органов и систем. За год длина тела ребенка увеличивается в среднем на 25 см, вес достигает 10-11 кг.

Во время раннего детства органы ребенка укрепляются, увеличивается их работоспособность, развиваются и крепнут мышечный и костный скелет.

Первое детство

отличается превалированием роста над увеличением массы тела: на шестом и седьмом году жизни прибавка достигает 8-10 см. Это первый период вытягивания, который связан с функциональными изменениями в эндокринной системе. К пятому году значительно развивается мускулатура, увеличивается их работоспособность.

Во втором детстве преобладает рост в ширину. Это время начала полового созревания, интенсивного развития мышечной системы. Возрастает функция половых желез, которая обеспечивает соответствующие анатомо-физиологические отличия в развитии мальчиков и девочек.

В подростковом возрасте происходит половое созревание, сопровождающееся ускоренным физическим развитием. В этом отрезке выделяют:

  • собственно подростковый период — у девочек с 12 до 16 и у мальчиков с 13 до 17 лет;
  • юношеский период — у девочек от 16, у мальчиков от 17 лет.

В физиологическом отношении подростковый возраст обусловлен увеличением выработки гормонов роста, половых гормонов, гормонов щитовидной железы, инсулина. Их одновременное и взаимодополняющее действие обеспечивает своевременное и правильное развитие ребенка в пубертатном периоде.

Половое созревание начинается с проявления вторичных половых признаков: пигментация наружных половых органов, оволосение на лобке и в подмышечных впадинах. Параллельно идет интенсивный рост в длину: пик скорости роста в среднем приходится на 12-14 лет и достигает 9 см в год. В 15-16 у девушек и 18-20 лет у юношей происходит постепенная остановка роста. У подростков быстро растут и развиваются все части тела, ткани и органы. Темпы роста неодинаковы, и эта неравномерность роста отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации движений.

В первый период зрелого возраста достигается оптимальное развитие. Максимум проявления большинства функций приходится на 20-25-летний возраст.

В это время наблюдается идеальная масса тела для этого человека.

Во втором периоде зрелого возраста происходит постепенная нейроэндокринная перестройка, угасает функция половых желез, уменьшается концентрация в крови гормонов половых желез, снижаются функции щитовидной железы, тимуса, надпочечников. По мере старения первичные изменения ведут к вторичным: атрофия покровов, вялость, дряблость, морщинистость кожи, поседение и выпадение волос, сокращение объема и тонуса мускулатуры, ограничение подвижности в суставах. Появляются первые признаки клинических заболеваний, присущих более старшему возрасту. К концу этого периода начинают уменьшаться пропорции тела.

Пожилой и старческий возраст характеризуется изменением энергетических процессов в клетке и уменьшением активности дыхательных ферментов. Значительно изменяется регуляция функций органов и систем, изменяются приспособительные возможности сердца.

Особенности роста и развития в биологическом плане

Рост и развитие человека имеет ряд закономерностей:

  1. Зависят от генотипа индивида, однако взаимодействие совокупности генов друг с другом и с различными факторами внешней среды может в различной мере влиять на фенотип.
  2. Протекают стадийно: в каждой из стадий в организме происходят количественные и качественные необратимые изменения.
  3. Каждый период онтогенеза проявляется характерными морфофизиологическими особенностями.

Рост и развитие организма — эти понятия в биологии наиболее специфичны для многоклеточных животных. Информация о способностях, до которых возможно развитие, заложена в геноме живого организма. В каждой клетке содержится одинаковый генетический набор. Рост путем многократного деления клетки — это увеличение размеров, необходимое для развития, появления новых функций.

Филогенез в биологии направлен на решение нескольких проблем, которые имеют отношение к основополагающим свойствам всего живого:

  1. Реализация наследственного материала. Организмы рождаются неполовозрелыми, во время роста и развития приобретают функцию размножения, после чего дают потомство, а затем цикл воспроизведения повторяется.
  2. Заселение новых территорий. Заложенная природой схема подразумевает склонность любого вида к экспансии. Это порождает конкуренцию — основной двигатель видового развития. Организм человека также постоянно конкурирует за обладание средой обитания: в современную эпоху в основном приходится бороться с естественными недостатками тела, вирусами и бактериями, заболеваниями.

Социальное значение роста человека

Аналитический подход в рассмотрении процессов роста и развития на примере человека обнаруживает парадоксальные моменты:

  1. Физический рост и развитие выступают основными движущими факторами воспроизводства. Физически не сформированные индивиды по законам природы не могут дать жизнеспособное потомство. В этом заключен позитивный смысл эволюции, который, однако, негативно воспринимается цивилизованным обществом. И под защитой социума физически неразвитый человек способен вступить в брак и дать потомство. Нормальная физиология не меняет принципов у людей без заболеваний. Но размеры тела — это генетическая доминанта. Если они меньше, индивид наименее приспособлен к меняющимся условиям обитания.
  2. В процессе филогенеза человек приспособил условия обитания под себя, однако продолжает сталкиваться с неблагоприятными факторами. Сегодня индивид выживает в обществе, где наряду с социальными, профессиональными конкурентными преимуществами и вызовами также работают и биологические инстинкты сохранения вида. Вращаясь в языковой среде, человек приспосабливается к окружению, вступает в вербальные контакты с другими людьми. Без общества и без адаптации к проживанию в нем субъект менее всего приспособлен к жизни в сложившихся современных условиях.

Насколько полезной была для вас статья?

У этой статьи пока нет оценок.

Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»

Поиск по содержимому

что это такое и какие есть стадии?

В отличие от других живых существ, человек имеет двойственную природу. С одной стороны, на его поведение влияют особенности анатомии, физиологии, психики. С другой – он подчиняется законам общества. Если в первом случае речь идет о становлении человека, как индивидуума, то во втором имеет место развитие личности. В чем же отличие этих процессов? Что такое личность? Почему она формируется в социуме? Какие этапы проходит в своем совершенствовании? Много ли уровней становления личности бывает? Какие механизмы запускают данный процесс? Рассмотрим эту тему.

Что такое развитие личности?

Развитие личности — это элемент общего формирования человека, связанный с его сознанием и самосознанием. Касается сферы социализации, поскольку вне общества человек живет по законам животного мира. Личность формируется при взаимодействии с другими людьми. Наедине, без культурного контакта и обмена информацией, этот процесс не возможен. Чтобы не возникало путаницы, приводим следующие смежные понятия:

  • Человек – представитель биологического вида Homo sapiens;
  • Индивид (индивидуум) – отдельно взятый организм, способный к самостоятельному существованию;
  • Личность – субъект социокультурной жизни, наделенный разумом, моральностью, духовными качествами.

Соответственно, личностное развитие определяет те стороны жизни, которые отдаляют нас от животной природы, наделяют социально значимыми качествами. Не стоит путать это понятие с личным развитием, которое охватывает все возможные сферы, включающие физическую форму, уровень интеллекта или эмоциональность. Личностное развитие связано с самоидентификацией. Оно не противопоставляется другим видам совершенствования, оправдывая высказывание «в здоровом теле – здоровый дух».

К слову, уровни развития личности отчасти повторяют ее потребности, отображенные в Пирамиде Маслоу. Начальным этапом становится удовлетворение необходимых для жизни функций, постепенно поднимаясь к уровню духовности и самосознания.

Пройти тест на тип личности

Уровни развития личности.

Классификаций структуры личностного развития придумано много. Усреднено выделяют семь основных уровней, которые предложены российскими социологами Дмитрием Невирко и Валентином Немировским. По их теории люди совмещают следующие последовательные уровни становления:

  • Выживание – сохранение физической целостности;
  • Размножение – воспроизводство и материальное потребление;
  • Управление – способность отвечать за себя и других;
  • Чувства – познание любви, милосердия, доброжелательности;
  • Совершенство – стремление к экспертности и созиданию;
  • Мудрость – совершенствование интеллекта и духовности;
  • Просветление – связь с духовным началом, ощущение счастья и гармонии.

Любой человек в идеале должен пройти каждый из этих уровней. При этом процесс развития личности связан с жизненными уроками. Если кто-то перепрыгивает через «ступень», то ему придется наверстать упущенное. Человек «застрявший» на одном из уровней, просто еще не усвоил свой урок, а возможно просто его еще не получил. Либо он проходит другой урок, либо еще не готов к новому. Один из первых мотивов личностного развития – самоутверждение, которое в дальнейшем сменяется заботой о ближнем. Именно этот переход от эгоцентризма к эмпатии (сочувствие) – один из наиболее сложных и ответственных этапов совершенствования. Подробнее об этом процессе поговорим в следующем разделе.

Пройти тест на эмпатию

Стадии развития личности.

Большинство проходит одни и те же закономерные этапы становления. Они обусловлены физиологическими и психическими особенностями. Каждый возраст отличается своими задачами и жизненными уроками.

Полное описание этих процессов включает теория личностного развития, сформулированная американским психологом Эриком Эриксоном, и включающая описание нормальных и нежелательных вариантов событий. Согласно этому учению, можно выделить следующие основополагающие постулаты:

  • Этапы развития личности идентичны у всех;
  • Совершенствование не прекращается от рождения и до смерти;
  • Развитие личности тесно связано с этапами жизни;
  • Переходы между различными этапами связаны с личностными кризисами;
  • Во время кризиса ослабевает самоидентификация человека;
  • Нет гарантии в благополучном прохождении каждой из стадий;
  • Социум не антагонист для человека в его совершенствовании;
  • Формирование индивидуальности предполагает прохождение восьми этапов.

Психология развития личности тесно связана с протеканием физиологических процессов в организме, которые отличаются в каждом конкретном возрасте. В психотерапевтической практике принято выделять такие стадии развития личности:

  • Оральная фаза – первый период жизни младенца, выстраивающий систему доверия и недоверия;
  • Творческая фаза – дошкольный период жизни, когда ребенок уже сам начинает придумывать себе занятия, не просто подражая другим;
  • Латентная фаза – охватывает возраст от 6 до 11 лет, проявляется в растущем интересе к новому;
  • Подростковая фаза – период с 12 до 18 лет, когда происходит кардинальная переоценка ценностей;
  • Начало зрелости – время близости или одиночества, поиск партнера для формирования семьи;
  • Зрелый возраст – период размышлений над будущим новых поколений, финальная стадия социализации личности;
  • Старость – баланс между мудростью, осмыслением жизни, чувством удовлетворения от пройденного пути.

Каждый этап развития личности привносит что-то новое в ее самоидентификацию, даже если физическое или психическое совершенствование остановлено, в силу физиологических особенностей конкретного возраста. В этом заключается феномен развития личности, не зависящий от состояния организма в целом. Сила или ум могут быть улучшены до определенных показателей, пока не наступит старение. Личностное развитие не останавливается и в глубокой старости. Чтобы этот процесс не прекращался, должны быть факторы, стимулирующие совершенствование.

Движущие силы развития личности.

Любое улучшение подразумевает выход из зоны комфорта. Соответственно условия развития личности, также «выталкивают» человека из привычного окружения, заставляя его мыслить по-другому. К основным механизмам личностного роста относятся:

  • Обособление – принятие своей индивидуальности;
  • Идентификация – самоотождествление человека, поиск аналогов;
  • Самооценка – выбор своей «экологической ниши» в социуме.

Именно эти механизмы развития личности заставляют пересматривать свое отношение к жизни, выходить из зоны комфорта, совершенствоваться в духовном плане.

После вопроса самооценки и удовлетворения своего «эго», человек задумывается по поводу помощи другим людям, своего следа в истории. Далее, отдельные личности переходят на этап духовного просветления, пытаясь осознать вселенскую истину, ощутить гармонию мироздания.

Основным механизмом «вертикальных» переходов является «горизонтальное» накопление опыта и знаний, которые позволяют подняться на качественно высокий уровень личностного развития.

Поскольку человек – явление биосоциальное, то его формирование подчинено целому ряду факторов, включающих животный и духовный компонент. Развитие личности начинается, когда более низкие уровни существования удовлетворены. Не стоит думать, что остальные аспекты жизни менее важны, ведь эмоции, сила и интеллект также формируют личность человека, помогают ему полноценно развиваться в духовном плане.

Пройти тест на самооценку

Что это такое и почему это важно


Содержание

  1. Восемь стадий человеческого развития?
  2. Теории человеческого развития
  3. Развитие человека и психология развития
  4. Какие генетические факторы влияют на рост и развитие человека?
  5. Почему мы изучаем рост и развитие человека?

Представьте себе двух детей, рожденных в одном городе и в один год в семьях с одинаковым социально-экономическим статусом. Один ребенок вырастает напористым и уверенным в себе, а другой — робким и застенчивым. Изучение стадий развития человека может помочь объяснить причины этих различий и многое другое.

Что такое человеческое развитие? Человеческое развитие — это раздел психологии, целью которого является понимание людей — того, как они развиваются, растут и меняются на протяжении всей своей жизни. Эта дисциплина, которая может помочь людям лучше понять себя и свои отношения, носит широкий характер. Таким образом, его можно использовать в различных профессиональных условиях и карьерных путях.

Каковы восемь стадий человеческого развития?

Если человеческое развитие — это изучение того, как люди меняются на протяжении своей жизни, то как и когда происходит это развитие? Многие ученые и психологи изучали различные аспекты человеческого развития, в том числе эго-психолог Эрик Эриксон. Он исследовал влияние социального опыта на всю жизнь человека и предположил, что психосоциальное развитие состоит из восьми последовательных частей. Каковы восемь стадий развития человека?

Этап 1 — Младенчество: доверие или недоверие

На первом этапе человеческого развития младенцы учатся доверять на основе того, насколько хорошо их опекуны удовлетворяют их основные потребности и реагируют, когда они плачут. Если младенец кричит, чтобы его покормили, родитель может либо удовлетворить эту потребность, кормя и утешая младенца, либо не удовлетворять эту потребность, игнорируя младенца. Когда их потребности удовлетворены, младенцы узнают, что полагаться на других безопасно; когда их потребности остаются неудовлетворенными, младенцы вырастают менее доверчивыми.

Стадия 2 — Детство: автономия против стыда и сомнения

Помимо автономии против стыда и сомнения, еще один способ думать о второй стадии — независимость против зависимости. Как и на первом этапе, малыши проходят этот этап, реагируя на своих опекунов. Если опекуны поощряют их быть независимыми и самостоятельно исследовать мир, малыши вырастут с чувством собственной эффективности. Если опекуны чрезмерно нависают или поощряют зависимость, эти малыши вырастают с меньшей уверенностью в своих способностях.

Например, если малыш хочет пройтись без посторонней помощи в безопасном месте, опекун должен поощрять его автономию, разрешая независимое поведение. Если опекун настаивает на том, чтобы держать малыша за руку даже тогда, когда в этом нет необходимости, это внимание может привести к сомнениям в более позднем возрасте.

Этап 3 — Дошкольный возраст: Инициатива или чувство вины

В дошкольном возрасте дети учатся самоутверждаться и говорить, когда им что-то нужно. Некоторые дети могут сказать, что им грустно, потому что друг украл их игрушку. Если эта напористость встречает положительную реакцию, они узнают, что проявление инициативы полезно. Однако, если их заставить чувствовать вину или стыд за свою напористость, они могут вырасти робкими и с меньшей вероятностью взять на себя инициативу.

Этап 4 — Ранние школьные годы: трудолюбие или неполноценность

Когда дети идут в школу, они начинают сравнивать себя со сверстниками. Если дети чувствуют себя успешными по отношению к сверстникам, у них развивается сильная самооценка. Однако, если они замечают, что другие дети достигли вех, которых нет у них, у них могут возникнуть проблемы с самооценкой. Например, первоклассник может заметить постоянно худшие результаты в тестах на орфографию по сравнению со сверстниками. Если это станет шаблоном, это может привести к чувству неполноценности.

 

Ключевые компоненты Эриксоновской модели человеческого развития включают первую стадию, младенчество, доверие и недоверие; второй этап, детский возраст, автономия против стыда и сомнения; третий этап, дошкольный возраст, инициатива против вины; четвертый этап, ранние школьные годы, трудолюбие против неполноценности; пятая стадия, подростковый возраст, идентичность и смешение ролей; шестая стадия, взросление, близость против изоляции; седьмая стадия, середина взрослой жизни, генеративность против стагнации; и восьмая стадия, поздняя взрослость, целостность против отчаяния.

Вернуться к началу

Стадия 5 — Подростковый возраст: идентичность и смешение ролей

На подростковом этапе возник термин «кризис идентичности», и не зря. Подростковый возраст связан с развитием чувства собственного достоинства. Подростки, которые могут четко определить, кто они, растут с более сильными целями и самопознанием, чем подростки, которые изо всех сил пытаются вырваться из-под влияния своих родителей или друзей. Подростки, которые все еще сильно зависят от своих родителей в социальном взаимодействии и руководстве, могут испытывать большее смешение ролей, чем подростки, которые преследуют свои собственные интересы.

Стадия 6 — Молодость: близость или изоляция

В юности, которая начинается примерно в 20 лет, люди начинают укреплять связи на всю жизнь; многие люди вступают в серьезные отношения или женятся, в то время как другие завязывают дружбу на всю жизнь. Люди, которые могут создавать и поддерживать эти отношения, пожинают эмоциональные выгоды, в то время как те, кто изо всех сил пытается поддерживать отношения, могут страдать от изоляции. Молодой взрослый, у которого завязались крепкие дружеские отношения в колледже, может испытывать большую близость, чем тот, кто изо всех сил пытается установить и поддерживать тесную дружбу.

Стадия 7 — Середина взрослой жизни: Генерация против стагнации

В середине взрослой жизни люди склонны бороться со своим вкладом в общество. Они могут быть заняты воспитанием детей или карьерой. Те, кто чувствует, что они вносят свой вклад, испытывают генеративность, то есть оставляют наследие. С другой стороны, те, кто не чувствует, что их работа или жизнь имеют значение, могут испытывать чувство застоя. Например, взрослый человек средних лет, который воспитывает семью и работает по профессии, которая, по-видимому, помогает людям, может чувствовать себя более удовлетворенным, чем взрослый, который работает на повседневной работе, которая кажется бессмысленной.

Стадия 8 — Поздняя взрослость: честность против отчаяния

Когда взрослые достигают конца жизни, они оглядываются на свою жизнь и размышляют. Взрослые, которые чувствуют себя удовлетворенными своей жизнью, благодаря успешной семье или значимой карьере, достигают целостности эго, в которой они могут спокойно встретить старение и смерть. Если пожилые люди не чувствуют, что прожили хорошую жизнь, они рискуют впасть в отчаяние.

Вернуться к началу

Другие теории человеческого развития

Несмотря на широкое распространение, теория психосоциального развития Эриксона подверглась критике за слишком большое внимание к детству. Критики утверждают, что его акцент делает модель менее репрезентативной для роста, который люди испытали во взрослом возрасте. Эриксоновская модель стадий человеческого развития — это только одна теория, касающаяся роста и изменений на протяжении всей жизни, поскольку многие другие психологи исследовали свои собственные теории человеческого развития, включая следующие:

Когнитивное развитие

Жан Пиаже разработал теорию когнитивного развития. Теория Пиаже широко используется в образовательных программах для подготовки учителей к обучению учащихся способами, соответствующими их развитию. Теория основана на четырех этапах:

  • Сенсомоторный — На сенсомоторном этапе (от рождения до 2 лет) дети учатся постоянству объекта, то есть пониманию того, что люди и объекты все еще существуют, даже если они находятся вне поля зрения. .
  • Предэксплуатационный — На дооперациональном этапе (2-7 лет) у детей развивается символическое мышление, когда они начинают переходить от конкретного к абстрактному мышлению. У детей на этом этапе часто есть воображаемые друзья.
  • Конкретная операция — На этапе конкретной операции (7-11 лет) дети закрепляют абстрактное мышление и начинают понимать причинно-следственные связи и логические последствия действий.
  • Формальное функционирование — На этапе формального функционирования (от юности до взрослой жизни) люди планируют будущее, мыслят гипотетически и берут на себя взрослые обязанности.

Нравственное развитие

Лоуренс Кольберг создал теорию человеческого развития, основанную на концепциях нравственного развития. Теория включает следующие этапы:

  • Доконвенциональный — На доконвенциональном этапе люди следуют правилам, потому что боятся наказания и делают выбор, руководствуясь только своими интересами.
  • Традиционный — На конвенциональном этапе люди действуют, чтобы избежать осуждения общества и следовать правилам, чтобы поддерживать уже существующие системы и структуры.
  • Постконвенциональный — На постконвенциональном этапе людьми движет искренняя забота о благополучии других и высшем благе общества.

Психосексуальная теория

Зигмунд Фрейд популяризировал психосексуальную теорию. Теория состоит из пяти стадий:

  • Оральная — На оральной стадии (от рождения до 1 года) дети учатся сосать и глотать и могут испытывать конфликты при отлучении от груди.
  • Анал — На анальной стадии (1-3 года) дети учатся удерживать или изгонять кал, и у них могут возникнуть проблемы с приучением к горшку.
  • Фаллический — На фаллическом этапе (3-6 лет) дети обнаруживают, что их гениталии могут доставлять им удовольствие.
  •   Латентность — На латентной стадии (примерно от 6 лет до полового созревания) они отдыхают от этих физических стадий и вместо этого развиваются умственно и эмоционально.
  • Генитальный — На генитальной стадии (от полового созревания до взрослой жизни) люди учатся сексуальному самовыражению.

В идеале дети проходят каждую фазу плавно по мере развития своего сексуального либидо, но если они застревают на какой-либо из фаз, у них может развиться фиксация, препятствующая их развитию.

Теория поведения

Теория поведения фокусируется исключительно на поведении человека, а не на чувствах, сопровождающих это поведение. Это предполагает, что поведение обусловлено в окружающей среде из-за определенных стимулов. Теоретики поведения считают, что поведение определяет чувства, поэтому важно изменить поведение, потому что это, в свою очередь, изменит чувства.

Теория привязанности фокусируется на глубоких отношениях между людьми на протяжении всей их жизни. Важным открытием теории привязанности является то, что дети должны развить по крайней мере одну сильную связь в детстве, чтобы доверять и развивать отношения во взрослом возрасте. Теория привязанности включает четыре стадии:

  • Асоциальная или предварительная привязанность (от рождения до 6 недель)
  • Неизбирательная привязанность (в возрасте от 6 недель до 7 месяцев)
  • Специфическая или дискриминационная привязанность (возраст 7-9 месяцев)
  • Несколько вложений (старше 10 месяцев)

Теория социального обучения

Теория социального обучения строится на теории поведения и постулирует, что лучше всего люди учатся, наблюдая за поведением других. Они наблюдают, как действуют другие, видят последствия, а затем принимают соответствующие решения в отношении собственного поведения. Четыре этапа в этой теории:

  • Внимание
  • Удержание
  • Репродукция
  • Мотивация

На стадии внимания люди сначала замечают поведение других. На этапе удержания они запоминают поведение и вытекающие из него последствия. На стадии воспроизведения люди развивают способность имитировать поведение, которое они хотят воспроизвести, а на стадии мотивации они выполняют это поведение.

Социокультурная теория

Социокультурная теория связывает развитие человека с обществом или культурой, в которой живут люди. Он фокусируется на вкладе, который общество в целом вносит в индивидуальное человеческое развитие. Например, дети, воспитанные для игр на открытом воздухе, развиваются иначе, чем дети, воспитанные для игр в помещении.

Важной частью этой теории является зона ближайшего развития, которая представляет собой область знаний и навыков, немного более продвинутых, чем текущий уровень ребенка. Зона ближайшего развития помогает учителям обдумывать и планировать обучение, поэтому социокультурная теория играет большую роль в подготовке будущих учителей.

Ресурсы: дополнительная информация о теориях человеческого развития
  • BetterHelp, «Теория поведения, психология поведения или бихевиоризм? Как пересекаются поведение и личность»
  • Британская энциклопедия, «Этапы морального развития Лоуренса Кольберга»
  • Healthline, «Что такое психосексуальные стадии развития Фрейда?»
  • PositivePsychology. com, «Что такое теория привязанности? Объяснение четырех стадий Боулби»
  • Психология сегодня , Теория социального обучения
  • SimplyPsychology, «Социокультурная теория Льва Выготского»
  • SimplyPsychology, Теории психологии
  • Verywell Mind, «Четыре стадии когнитивного развития»

Вернуться к началу

Развитие человека и психология развития

В чем разница между развитием человека и психологией развития? Эти термины тесно связаны. На самом деле изучение психологии развития — это вход большинства людей в человеческое развитие.

Психология развития определяется как научный подход к объяснению роста, изменений и постоянства на протяжении всей жизни. Он использует различные рамки, чтобы понять, как люди развиваются и трансформируются на протяжении всей своей жизни. Целями психологии развития являются описание, объяснение и оптимизация развития для улучшения жизни людей. В реальном мире психология развития используется для изучения физического, психологического, эмоционального, социального, личностного и перцептивного развития.

Изучение психологии развития может привести к карьере в нескольких различных областях. Психологи развития часто работают в колледжах и университетах и ​​занимаются исследованиями и преподаванием. Другие работают в медицинских учреждениях, клиниках, домах престарелых, больницах, психиатрических клиниках или приютах для бездомных. В этих прикладных условиях они больше сосредоточены на оценке, оценке и лечении людей. Согласно данным PayScale за июнь 2020 года, психологи развития получают среднюю годовую зарплату около 68000 долларов.

Наверх

Какие генетические факторы влияют на рост и развитие человека?

Еще один ключевой элемент человеческого роста и развития, который нам предстоит изучить, — это генетика. Генетика влияет на скорость и способ развития людей, хотя другие факторы, такие как воспитание, образование, опыт и социально-экономические факторы, также играют роль. Многочисленные генетические факторы, влияющие на рост и развитие человека, включают генетические взаимодействия и аномалии половых хромосом.

Генетические взаимодействия

Гены могут действовать аддитивно или иногда конфликтовать друг с другом. Например, ребенок с одним высоким родителем и одним невысоким родителем может оказаться между ними двумя при среднем росте. В других случаях гены следуют доминантно-рецессивному типу. Если у одного из родителей каштановые волосы, а у другого рыжие, ген рыжих волос является доминирующим геном, если у их ребенка рыжие волосы.

Взаимодействие генов и окружающей среды

Генетическая информация человека всегда взаимодействует с окружающей средой, и иногда это может влиять на развитие и рост. Например, если ребенок в утробе матери подвергается воздействию наркотиков, это может повлиять на его когнитивные способности, что изменит процесс развития. Кроме того, даже если гены ребенка указывают на высокий рост, если этот ребенок плохо питается в детстве, это может повлиять на его рост.

Аномалии половых хромосом

Аномалии половых хромосом встречаются у 1 из 500 новорожденных. Следующие синдромы являются примерами аномалий половых хромосом, которые могут повлиять на развитие:

  • Синдром Клайнфельтера — это наличие дополнительной Х-хромосомы у мужчин, которая может вызывать физические особенности, такие как снижение мышечной массы и уменьшение волосяного покрова на теле, а также может вызывать трудности в обучении.
  • Синдром ломкой Х-хромосомы вызывается мутацией в гене FMR1, из-за которой Х-хромосома выглядит хрупкой. Это может привести к умственной отсталости, задержке развития или отличительным физическим чертам, таким как вытянутое лицо.
  • Синдром Тернера возникает, когда одна из Х-хромосом отсутствует или частично отсутствует. Это влияет только на женщин и приводит к таким физическим характеристикам, как низкий рост и перепончатая шея.

Синдром Дауна

Синдром Дауна — еще один распространенный пример того, как генетика может влиять на развитие. Это хромосомное заболевание может вызывать у некоторых людей различия в физическом или интеллектуальном развитии. Синдром Дауна возникает на 21-м хромосомном участке, в котором люди с синдромом Дауна имеют три хромосомы, а не две.

Люди с синдромом Дауна часто имеют разные физические характеристики и могут быть подвержены физическим проблемам, таким как пороки сердца и проблемы со слухом. Большинство людей с синдромом Дауна имеют интеллектуальные нарушения, но степень этого нарушения у разных людей разная.

Вернуться к началу

Главные причины изучения человеческого развития — это понимание собственного жизненного опыта, помощь другим в понимании того, через что они проходят, понимание взаимосвязи общества и индивидуального роста, более эффективное руководство и поддерживать физическое и психическое здоровье других.

Наверх

Почему мы изучаем рост и развитие человека?

Изучение человеческого роста и развития предлагает огромную ценность для личного и профессионального роста и понимания. Существует множество причин, по которым мы изучаем человеческий рост и развитие.

Общие преимущества включают следующее:

  • Для лучшего понимания собственного жизненного опыта. Это может помочь людям лично понять, какие события детства повлияли на их взрослую жизнь.
  • Для получить знания о том, как социальный контекст влияет на развитие. Эти знания могут быть бесценны для профессионалов, таких как учителя, поскольку они лучше понимают своих учеников.
  • Чтобы помочь другим понять и контекстуализировать взлеты и падения жизни. Это помогает терапевтам и психологам лучше помогать своим клиентам в самопознании.
  • Чтобы понять, как социальные изменения могут способствовать росту и развитию. Это понимание помогает лицам, принимающим решения в школах, изменить образовательную культуру к лучшему.
  • Для стать более эффективным исследователем, учителем или лидером во многих различных отраслях. Глубокое понимание человеческого развития в контексте имеет много профессиональных преимуществ, которые могут привести к более глубокому пониманию.
  • To поддерживает физическое и психическое здоровье людей на протяжении всей их жизни. Профессионалы, такие как врачи, медсестры и терапевты, должны понимать рост и развитие человека, чтобы лучше поддерживать своих клиентов.

Учащиеся могут выбрать изучение человеческого роста и развития из-за множества приложений во многих профессиональных областях. Например, учащиеся, которые хотят стать учителями начальной школы, могут пройти курсы по этапам человеческого развития, чтобы понять когнитивное развитие и то, как растет и изменяется детский мозг.

Развитие человека — обширная и постоянно меняющаяся дисциплина. Знания о человеческом развитии могут иметь неоценимое значение для людей лично, поскольку они продолжают учиться и расти на протяжении всей своей жизни, и в профессиональном плане, когда они учатся применять полученные знания в своей карьере.

Back To Top

Источники инфографики

Financial Express, «Восемь стадий человеческого развития»

VeryWell Mind, «5 причин для изучения человеческого развития»

Чему мы можем научиться у каждого?

Перейти к разделу

Какие этапы жизни?

8 этапов жизни

Другие теории об этапах жизни

Как ориентироваться на этапах жизни и добиваться успеха

Если бы вас спросили, на каком этапе жизни вы находитесь, что бы вы ответили?

Многие из нас считают этапы жизни просто детством и взрослой жизнью. Но можно ли действительно разделить нашу жизнь на две основные категории?

На протяжении жизни мы сталкиваемся с радикальными изменениями и большими вехами. С самого рождения мы постоянно учимся, растем и развиваемся.

Человеческое развитие сложно разделить на четкие этапы. Но многие специалисты в области психологии развития создали теории, помогающие лучше понять наше интеллектуальное и когнитивное развитие.

Эти теории дают нам лучшее представление о том, как мы достигаем различных жизненных целей в разное время.

Давайте рассмотрим различные этапы жизни и узнаем, почему их понимание может помочь вашему личному развитию.

Какие этапы жизни?

Стадии жизни — это различные фазы, через которые проходят все люди в течение обычной жизни. На каждом этапе у большинства людей будут общие интересы, действия и поведение.

Когда мы говорим о концепции этапов жизни, на ум приходят три различных этапа: детство, взрослость и старость.

Однако в жизненном цикле человека есть и другие нюансы. Мы все уникальные личности, которые чувствуют, думают и испытывают разные вещи по мере взросления.

Резкое изменение образа жизни часто характеризует переход на другой этап жизни. Люди часто говорят, что кто-то вступает в новый этап жизни, когда они переезжают из дома, получают высшее образование, выходят на пенсию или заводят детей.

Но сколько этапов жизни? Ну, это зависит от того, кого вы спросите.

Некоторые специалисты по развитию разбивают продолжительность жизни человека на девять этапов. Другие считают двенадцать более подходящим числом.

В некоторых из этих теорий первой стадией является внутриутробное развитие. Так что в глазах некоторых психологов жизненный цикл начинается еще до рождения.

Хотя существует множество теорий, важно помнить, что все мы люди с уникальным опытом. Этапы жизни просто предназначены для того, чтобы быть линзой, через которую можно увидеть нашу жизнь.

8 жизненных стадий

Вскоре мы углубимся в другие концепции жизненных стадий, но давайте сначала обсудим популярную теорию психосоциального развития Эрика Эриксона.

Эрик Эриксон — известный американо-немецкий психолог ХХ века. Он специализировался на изучении эго и использовал психоаналитические инструменты как для исследования, так и для представления своих теорий.

Эриксон известен разработкой концепций кризиса идентичности и стадий психосоциального развития.

Его теория психосоциального развития делает упор на социальные взаимодействия. Он утверждает, что социальные контексты и опыт человека определяют его личность.

Конфликт также занимает центральное место в теории. На каждом этапе жизни Эриксон предлагает конфликт. Каждый конфликт является переломным моментом, когда человек сталкивается с борьбой за достижение психологического качества. Затем эти конфликты приводят к переходу человека на следующую стадию.

Итак, согласно теории Эрика Эриксона, каковы этапы жизни? Его гипотеза охватывает восемь конкретных этапов жизни:

  • Детство
  • Детство
  • Дошкольные годы
  • Младшие школьные годы
  • Подростковый возраст
  • Молодость
  • Середина взрослой жизни
  • Поздняя взрослость

Когда вы молоды, у вас может быть грандиозное представление о том, кем вы видите себя через десять лет. Многие дети мечтают стать супергероями или президентами. Но со временем эти надежды и мечты, скорее всего, превратятся в более обоснованное и конкретное видение.

По мере того, как вы растете в себе, вы взращиваете набор ценностей, интересов и устремлений. Естественно, личные цели восьмилетнего человека будут сильно отличаться от целей сорокалетнего.

Разный жизненный опыт помогает вам расти и учиться, а ваш взгляд на мир меняется. С возрастом растет и ваш уровень зрелости.

С большей зрелостью приходит уровень уважения, сострадания и самосознания. Ваши отношения с самим собой меняются.

1. Младенчество

Младенчество начинается с рождения человека и продолжается до восемнадцатимесячного возраста. Это время в значительной степени характеризуется отношениями младенца с опекунами и конфликтом доверия и недоверия.

Если о нем хорошо заботятся, младенец начинает доверять своему родителю или опекуну. Если ими пренебрегают, они, скорее всего, проецируют это недоверие на отношения на других этапах своей жизни.

Хотя люди всех возрастов борются с проблемами доверия, это характерная черта первого этапа жизни.

Достоинством младенчества является надежда. Если в младенчестве о человеке надлежащим образом заботятся, а в более позднем возрасте он оказывается в сложной ситуации, он более склонен верить, что кто-то придет ему на помощь.

2. Детство

Эта стадия раннего детства длится от восемнадцати месяцев до трех лет. В этом возрасте малыши начинают учиться самостоятельно. Если поощрять чувство независимости и уверенности малыша в себе, это способствует его автономии.

Но если этих маленьких детей ругают или высмеивают за их любопытство, у них может развиться чувство стыда, неуверенности в себе и вины. Эта неуверенность может препятствовать их личностному росту, потому что уверенность жизненно важна для развития человека. Следовательно, основной конфликт — это автономия против стыда и сомнения.

Добродетелью малыша является воля. Чувство воли является продуктом растущей уверенности ребенка в своих физических и когнитивных способностях.

3. Дошкольные годы

Дошкольные годы варьируются от трех до пяти лет. В этом возрасте основной конфликт возникает между инициативой и чувством вины. Как и в детстве, это симптом их попыток учиться самостоятельно и стать более полноценными людьми.

Если опекун поощряет ребенка делать что-то самостоятельно, он вырастает личностью, проявляющей инициативу и имеющей цель в жизни. Если их опекуны критикуют и демотивируют их, у них развивается чувство вины.

В отличие от более ранних стадий, взаимодействие с другими детьми примерно того же возраста способствует большей части развития здесь.

4. Младшие школьные годы

Младшими школьными годами являются дети в возрасте от пяти до двенадцати лет. Они испытывают напряжение между трудолюбием и неполноценностью.

На этом этапе жизни ребенок все больше осознает себя. Эта самореализация включает в себя социальное и эмоциональное развитие.

Также особое внимание уделяется когнитивному развитию — на этом этапе вы учитесь читать и писать.

Достижения и похвала сделают ребенка на этом этапе трудолюбивым. Но отсутствие признания приводит к чувству неудачи и неполноценности. Если ребенок чувствует одобрение и поддержку в своих начинаниях, он разовьет добродетель компетентности.

5. Подростковый возраст

Этот этап жизни известен своей бурностью. В возрасте от двенадцати до восемнадцати лет большинство людей испытывают кризис идентичности. Этот период ориентирован на будущее, поскольку подростки думают о своем будущем и вкладывают средства в социальные связи.

Больше всего на свете обычный подросток хочет быть принятым сверстниками.

Подросток исследует различные типы ролей, которые он может играть во взрослом возрасте. Это период всепоглощающего самопознания, и это путешествие может быть очень запутанным.

Достоинство подросткового возраста — верность. Здоровая сеть поддержки поможет подростку развить способность формировать отношения, несмотря на потенциальные различия.

6. Молодость

Молодость наступает в возрасте от восемнадцати до сорока лет. Как правило, люди на этом этапе строят социальные, профессиональные и финансовые основы, которые им понадобятся на всю оставшуюся жизнь.

Основной конфликт раннего взросления — близость против изоляции. Эта напряженность основана на наличии или отсутствии интимных личных отношений. Тип развития прежде всего социальный.

Если молодой человек избегает близости из-за боязни неудачи, разочарования или обязательств, он, скорее всего, будет чувствовать себя изолированным и одиноким. Молодые люди могут испытывать такие вещи, как кризис четверти жизни. Тем не менее, они также могут начать учиться на своих ошибках.

Однако, если они создадут прочную социальную сеть, они будут чувствовать себя связанными с окружающим миром и, надеюсь, понятыми им. Достоинством этой стадии является повышенная способность к любви.

7. Среднее взросление

Согласно Эриксону, среднее взросление начинается в сорок и заканчивается в шестьдесят пять лет. Основным конфликтом на этом этапе среднего возраста является перетягивание каната между генеративностью и стагнацией. Генеративность — это выбор взрослых передать то, чему они научились, молодому поколению.

Если взрослый на этой стадии недоволен или обижен на свою жизнь, он может предпочесть вариться в своем недовольстве и избегать участия в жизни общества. Если они решат быть позитивными и продуктивными членами своего сообщества, они разовьют добродетель заботы.

8. Поздняя взрослость

Восьмая и последняя стадия жизни — поздняя взрослость. Эта стадия относится к любому человеку старше шестидесяти пяти лет.

Поздняя взрослость — время глубоких размышлений и самоанализа. Если вы гордитесь жизнью, которую вы вели, то вы должны испытывать чувство умиротворения. Однако если вас преследуют сожаления и неудачи, вы, вероятно, испытаете отчаяние и обиду.

Согласно Эриксону, либо эго-целостность, либо эго-отчаяние характеризуют конец жизни пожилых людей. Достоинством этой стадии является мудрость.

Другие теории о стадиях жизни

Теория Эрика Эриксона не единственная: в течение многих лет философы, психологи и ученые спорят о количестве жизненных стадий и о том, когда они происходят. Чтобы получить лучшее представление обо всех этапах жизни и о том, как эта структура может вам помочь, давайте рассмотрим некоторые другие теории.

Теория когнитивного развития Жана Пиаже

В то время как Эриксон предлагает восемь стадий жизни, Жан Пиаже предлагает только четыре. Его теория рассматривает природу интеллекта. Он считает, что то, как дети приобретают знания, определяет поступательное умственное развитие.

Эти стадии:

  1. сенсомоторная (от рождения до двух лет)
  2. предоперационный (от двух до семи лет)
  3. бетонный операционный (от семи до одиннадцати лет)
  4. формальный рабочий (двенадцать лет и старше)

Piaget подчеркивает важность любознательности в когнитивном развитии.

Теория сезонов жизни Даниэля Левинсона

В отличие от теории Пиаже, которая заканчивается подростковой стадией жизни, Левинсон рассматривает всю жизнь человека. Он подчеркивает развитие, которое происходит во взрослом возрасте.

Теория сезонов жизни состоит из последовательных этапов. Эти этапы происходят в течение двух типов периодов. Стабильный период — это время, когда мы делаем решающий жизненный выбор. Переходный период – это когда заканчивается один этап и начинается другой.

Основным недостатком этой теории является то, что исследование касается исключительно мужского опыта. Левинсон решил взять интервью только у биологических мужчин.

Измерение развития Клауса Ригеля

Теория Ригеля не отображает единый процесс развития. Вместо этого его теория подчеркивает непредсказуемую природу жизни.

Ригель предполагает, что личное развитие происходит благодаря внешним и внутренним изменениям, которые вы испытываете во взрослой жизни.

Он выделяет четыре взаимосвязанных внутренних и внешних измерения развития:

  • внутренний психологический уровень включает эмоциональный интеллект и умственные способности.
  • Внутреннее физическое измерение описывает физическую и половую зрелость.
  • Внешнее культурно-социологическое измерение относится к ожиданиям и возможностям общества.
  • Внешнее экологическое измерение включает политический, физический и экономический контекст, в котором живет человек.

Как ориентироваться и преуспевать на этапах жизни

Хотя мы можем описать жизненный цикл человека четко очерченными этапами, мы постоянно и постепенно меняемся изо дня в день.

Когда ты молод, у тебя может быть грандиозное представление о том, кем ты видишь себя через десять лет. Многие дети мечтают стать супергероями или президентами. Но со временем эти надежды и мечты, скорее всего, превратятся в более обоснованное и конкретное видение.

По мере того, как вы растете в себе, вы взращиваете набор ценностей, интересов и устремлений. Естественно, личные цели восьмилетнего человека будут сильно отличаться от целей сорокалетнего.

Чтобы пройти эти этапы жизни и преуспеть, вам нужно подготовиться к тому, чтобы извлечь уроки из одного этапа в другой. Таким образом, вы сможете продолжать становиться более счастливой и лучшей версией себя по мере прохождения этапов жизни.

Вот несколько способов сделать это: 

  • Проработайте свою детскую травму с помощью специалиста в области психического здоровья 
  • Сделайте свой личностный рост приоритетным, работая с внутренним ребенком и тенью 
  • Поймите свои модели и то, что действительно важно для вас, отправившись в путешествие по самопознанию 
  • Примите решение внести необходимые изменения в жизнь, заручившись поддержкой тренера, семьи и друзей 

Эти практики помогут вам взрослеть с возрастом. Это хорошо и для вас, и для ваших близких — с большей зрелостью приходит больше уважения к себе и другим, больше сострадания и больше самосознания.

Продвижение по этапам жизни может быть сложным, но увлекательным, потому что дает нам возможность стать самим собой. Если вы научитесь ориентироваться в волнах перемен, вы будете благодарны за все шансы, которые жизнь дает вам для роста.

Понимание этапов жизни для личного роста

Жизнь — это путь самопознания. На протяжении всего курса вы найдете возможности для обучения, чтобы стать лучшим другом, партнером и членом семьи.

Рост и изменения, происходящие с нами на протяжении всей жизни, выходят за пределы физического мира. У нас есть самосознательные, саморефлексивные и социальные способности, которые мы можем развивать.

Понимая этапы жизни и то, что влечет за собой каждый этап, вы можете развить свое самосознание. И с самосознанием вы можете жить своей жизнью с целью и намерением.

Хотя на дороге могут быть ухабы, трудности, с которыми мы сталкиваемся, — это возможности для роста.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts