Какое мышление развито у олигофренов: «Особенности мышления умственно отсталых детей»

Содержание

Особенности развития мышления у детей с умеренной умственной отсталостью

Умственная отсталость — это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер.

Состав лиц с нарушением интеллекта очень разнороден как по причинам и времени поражения головного мозга, так и по степени тяжести клинической картины и психолого-педагогическим характеристикам.

Согласно международной классификации (МКБ-10), выделяют четыре формы умственной отсталости:

  • легкую,

  • умеренную,

  • тяжелую,

  • глубокую.

В отечественной олигофренопедагогике до настоящего времени была широко распространена другая классификация (МКБ-9), согласно которой выделяли три степени умственной отсталости: дебильность, имбецильность, идиотию [27, с.

134].

Умеренная умственная отсталость является пограничной между дебильностью и имбецильностью. Эти дети, обучаясь в специальной (коррекционной) школе, выделяются в особую группу. Не все из них могут освоить учебную программу.

Дети с нарушением интеллекта, имеющие диагноз «олигофрения», с ранних лет отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников. Их развитие характеризуется низкими темпами и качественными особенностями.

У малыша с умеренной умственной отсталостью к году наблюдается запаздывание и качественное своеобразие ведущих новообразований младенческого возраста: не формируются или недостаточно формируются первые формы общения со взрослым; практически отсутствует овладение предметной деятельностью; первые социальные эмоции стерты, сформированы недостаточно; не развивается первое «предличностное» новообразование — активность; познавательная сфера не получает достаточных стимулов для развития.

К трем годам они не выделяют себя из окружающего мира, как их нормально развивающиеся сверстники. У них не складывается представление о себе, отсутствуют личные желания.

Таким образом, к концу раннего возраста малыши с интеллектуальными нарушениями имеют значительное отставание в психическом, речевом, социальном развитии, а также в развитии предметной деятельности.

В дошкольном возрасте у детей с умеренной умственной отсталостью резко проявляются нарушения памяти. Особенно трудны им для запоминания инструкции, в которых определяется последовательность выполнения действий. У этих детей к концу дошкольного возраста не формируются произвольные формы психической деятельности: произвольное внимание, произвольное запоминание, произвольное поведение.

Ведущей формой мышления у дошкольников с нарушением интеллекта является наглядно-действенное мышление, хотя оно не достигает того уровня развития, как у нормально развивающихся детей. К концу дошкольного возраста у детей с интеллектуальными проблемами, не получающими специальную коррекционную помощь, «фактически отсутствует возможность решения наглядно-образных задач» [28, с. 36].

К началу школьного возраста у детей с нарушением интеллекта не формируется новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. «Если ребенок в конце раннего возраста говорит «Я большой», то дошкольник к семи годам начинает считать себя маленьким. Ребенок понимает, что для того, чтобы включиться в мир взрослых, необходимо много учиться. Конец дошкольного детства знаменует собой стремление занять более взрослую позицию, т. е. пойти в школу, выполнять более высоко оцениваемую обществом и более значимую для него деятельность — учебную» [31, с. 37].

Таким образом, к концу дошкольного детства у детей с проблемами интеллектуального развития, не прошедшими специального обучения, отсутствует готовность к учебной деятельности. Своевременно нескорригированные нарушения в психическом развитии усугубляются, становятся более выраженными, яркими.

Ведущей деятельностью детей школьного возраста является учебная. Учебная деятельность школьников с проблемами интеллектуального развития имеет свои особенности, которые определяются уровнем их психофизического развития.

Значительно нарушены у детей с недостаточным интеллектом пространственное восприятие и ориентировка в пространстве, что затрудняет овладение ими такими учебными предметами, как математика, география, история и др.

В исследованиях Л. В. Занкова, X. С. Замского, Б. И. Пинского, И. М. Соловьева и других ученых выявлены качественные особенности памяти детей с нарушением интеллекта. Отмечается, что у данной категории детей страдают как произвольное, так и непроизвольное запоминание, причем нет существенных различий между продуктивностью произвольного и непроизвольного запоминания. Например, известно, что для учащихся специальной (коррекционной) школы особые трудности представляет заучивание результатов табличного умножения и деления. Повторяя таблицы из урока в урок, из года в год некоторые учащиеся к IX классу все же не знают табличного умножения и деления. Школьники с проблемами в интеллектуальном развитии самостоятельно не овладевают приемами осмысленного запоминания, поэтому на учителя ложится задача их формирования. Сохраняемые в памяти представления детей с нарушением интеллекта значительно менее отчетливы и расчленены, чем у их нормально развивающихся сверстников. Очень интенсивно забываются знания о сходных предметах и явлениях, полученные в словесной форме. Образы схожих объектов резко уподобляются друг другу, а порой полностью отождествляются. Таким образом, приобретенные учениками знания упрощаются в их сознании. Школьники с нарушением интеллекта испытывают большие трудности при воспроизведении последовательности событий, особенно исторических событий в их хронологической последовательности.

У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития. При этом страдают все компоненты речи: лексика, грамматический строй, звукопроизношение.

Как следствие всего вышеперечисленного, у школьников с умеренной умственной отсталостью значительно нарушено мышление.

Известно, что основным недостатком мышления у детей с нарушением интеллекта является слабость обобщений. Часто в обобщении используются внешне близкие по временным и пространственным раздражителям признаки — это обобщение по ситуационной близости (стол и стул, колготки и ботинки, чашка и блюдце). Обобщения детей с нарушением интеллекта очень широкие, недостаточно дифференцированные. Эти особенности познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта необходимо учитывать при организации обучения. Чтобы сформировать у них правильные обобщения, следует затормозить все лишние связи, которые «маскируют», затрудняют узнавание общего, и максимально выделить ту систему связей, которая лежит в основе.

Особенно затрудняет учеников изменение однажды выделенного принципа обобщения, например, если классификация проводилась с учетом цвета, то учащимся специальной (коррекционной) школы трудно переключиться на другую классификацию — по форме.

Нарушение способности обобщения усугубляется неполноценностью других мыслительных процессов — анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения. Дети с нарушением интеллекта затрудняются выполнить мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявить составляющие их элементы. Это приводит к нарушению ориентировочной основы деятельности. Так, учащимся трудно выделить элементы, из которых состоит буква, цифра. С другой стороны, у детей с нарушением интеллекта не развито умение «свести отдельные элементы информации в интегрированную целостность, собрать отдельные части структуры в «рабочую модель» с установлением значимости различных связей, что лежит в основе понимания целого».

Несформированность операции абстрагирования выражается у учащихся специальных (коррекционных) школ в неумении отделить существенные признаки от несущественных. При сравнении младшие школьники с нарушением интеллектуального развития часто соотносят между собой несопоставимые признаки предметов. В ходе сравнения обнаруживается характерное для этой категории детей «соскальзывание»: сравнивая два предмета, ученики выделяют один-два отличительных признака, а затем «соскальзывают» на более простой вид деятельности — переходят к описанию одного из объектов. При сравнении школьники неправомерно широко отождествляют сходные объекты [23, с. 57].

Мышление детей с нарушением интеллекта характеризуется косностью, тугоподвижностью. Школьники не могут перенести свои знания в новые условия. Например, запомнив результаты табличного умножения на уроках математики, ученики затрудняются их использовать на уроках труда.

Б. И.Пинский выявил у школьников с проблемами в интеллектуальном развитии нарушение строения и мотивации деятельности. Так, им отмечается нарушение соотношения цели и действия, вследствие чего процесс выполнения действий становится формальным, не рассчитанным на получение реально значимых результатов. Часто дети с нарушением интеллекта подменяют или упрощают цель, руководствуются своей задачей. Как правило, поставленную задачу школьники с нарушением интеллекта выполняют без предварительной ориентировки в ней, без должного анализа содержащихся в ней данных и требований.

Исследования Б. И. Пинского, Ж. И. Шиф, М. Н. Перовой и других отмечают легкость подхода школьников с нарушением интеллекта к выполнению задания. Приняв задание и проявив большую активность и желание осуществить его, ученики в то же время проявляют беззаботное отношение к способу действия, ведущему к желаемой цели. В ряде случаев они, имея все необходимые знания и навыки для решения поставленной задачи, оказываются не в состоянии решить ее из-за того, что эти знания и навыки не актуализируются в нужный момент. Ряд учеников не в состоянии составить план своей деятельности.

При выполнении заданий учащиеся часто затрудняются переключиться с одного действия на другое.

К получаемым в процессе деятельности результатам школьники относятся недостаточно критически. Это выражается в том, что результаты не соотносятся ими с требованиями задачи с целью проверки их правильности, а также в том, что они не обращают внимания на содержание и реальную значимость результатов.

В процессе учебной деятельности у школьников с нарушением интеллекта формируются познавательные интересы. Для них в первый год обучения в школе свойственно почти полное отсутствие интересов или же их интересы неглубоки, односторонни, неустойчивы. Личные интересы на начальном этапе обучения преобладают над всеми остальными.

Таким образом, мышление характеризуется как познавательная деятельность «высшего уровня», поскольку оно зависит от более фундаментальных компонентов процесса обработки информации.

Мышлениеэто процесс, с помощью которого формируется новая мысленная репрезентация; это происходит путем преобразования информации, достигаемого в сложном взаимодействии мысленных атрибутов суждения, абстрагирования, рассуждения и решения задач.

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.

У младших школьников с умеренной умственной отсталостью наблюдается недоразвитие основных познавательных процессов (память, речь, внимание и др.), и как следствие, значительно нарушено мышление.

Основным недостатком мышления у детей с нарушением интеллекта является слабость обобщений.

Нарушение способности обобщения усугубляется неполноценностью других мыслительных процессов — анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения.

Литература:

  1. Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. М., 1999

  2. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под ред. С. Ю. Циркина. СПб., 1999

  3. Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. М., 2001

  4. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М., 1997

Олигофрении

Общие сведения

Умственная отсталость – врожденное или приобретенное в раннем детстве (до 3 лет) состояние общего недоразвития психики с выраженной недостаточностью интеллектуальных способностей.

Умственная отсталость может быть обусловлена различными этиологическими и патогенетическими факторами, действующими во время внутриутробного развития, родов или в первые годы жизни. В большинстве случаев умственная отсталость является не болезненным процессом, а патологическим состоянием, результатом когда-то подействовавшей вредности, и не имеет тенденции к прогредиентности (прогрессированию).

Долгое время общепринятым термином для обозначения состояний умственной отсталости был термин «олигофрения» (греч.: oligos – малый, phren – разум, т.е. малоумие), который предложил Э. Крепелин (1915) для разграничения обозначаемого им врожденного слабоумия от слабоумия приобретенного (деменции).

Распространенность умственной отсталости

По различным оценкам распространенность умственной отсталости колеблется от 0,5% до 3% населения, при этом легкие формы интеллектуальной недостаточности встречаются чаще тяжелых. Мужчины страдают умственной отсталостью чаще женщин.

Классификация умственной отсталости

Существуют разные подходы к классификации состояний умственной отсталости. Наиболее распространенной клинической классификацией является разделение умственной отсталости по степени интеллектуального дефекта. Традиционно выделялось три степени умственной отсталости: дебильность, имбецильность и идиотия. В Международной Классификации Болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) умственная отсталость представлена в отдельной рубрике (F7) и подразделяется по тяжести на четыре степени: легкую (F70), умеренную (F71), тяжелую (F72) и глубокую (F73). Другая клиническая классификация предполагает подразделение состояний умственной отсталости (независимо от глубины психического недоразвития) на стеническую, дисфорическую, астеническую и атоническую формы (Д.Н. Исаев). Кроме того, выделяют «ядерные» формы умственной отсталости (Н.И. Озерецкий), для которых свойственна тотальность психического недоразвития, затрагивающая всю психику в целом, и атипичные формы, для которых свойственна неравномерная структура психического дефекта с признаками парциального психического недоразвития.

По этиопатогенезу состояния умственной отсталости разделяют на три основные группы (Г.Е. Сухарева):

1. состояния, обусловленные наследственными (генными и хромосомными) заболеваниями. К этой группе относят: синдромы Дауна, Клайнфелтера, Тернера, Мартина-Белл, истинную микроцефалию, энзимопатические формы, связанные с наследственными обменными нарушениями (фенилкетонурия, галактозурия и пр.), наследственные неврологические и нервно-мышечные заболевания с умственной отсталостью.

2. состояния, вызванные действием различных вредностей во время внутриутробного развития (эмбриопатии и фетопатии). Сюда относят состояния, вызванные внутриутробными инфекциями (вирусы краснухи, гриппа, паратита, цитомегаловирус, возбудители сифилиса, токсоплазмоза и пр.), интоксикациями (например, алкогольной), гемолитической болезнью плода и пр.

3. состояния, вызванные действием различных вредностей во время родов или в первые месяцы и годы жизни. Выделяют умственную отсталость, связанную с родовой травмой и асфиксией в родах, с черепно-мозговыми травмами и нейроинфекциями, перенесенными в раннем детстве.

Во многих случаях достоверно выявить этиологические причины умственной отсталости не представляется возможным, поэтому такие состояния обозначают как недифференцированные формы. В свою очередь дифференцированные формы умственной отсталости представляют собой нозологически самостоятельные заболевания с установленной этиопатогенезом и характерной клиникой. Часто при дифференцированных формах умственная отсталость является лишь одним из симптомов в ряду других тяжелых проявлений этих заболеваний.

Клинические проявления и динамика умственной отсталости

Психические расстройства при умственной отсталости, как уже отмечалось выше, полиморфны по характеру и степени выраженности.

Выраженность интеллектуального дефекта.

По степени выраженности недостаточности интеллектуальных способностей в МКБ-10 выделяется:

1. Глубокая умственная отсталость (идиотия).

При идиотии значительно ограничены познавательные способности: больные практически не способны понимать обращенную к ним речь, не узнают людей, ухаживающих за ними (например, мать), не отличают съедобного от несъедобного (могут поедать несъедобные предметы), не имеют представлений о пространственных отношениях (например, о высоте: могут падать с большой высоты), редко формируют представления о горячем, остром и пр. (могут получать повреждения, ожоги). Большинство больных не в состоянии освоить даже простейшие навыки самообслуживания (одеться, умыться, пользоваться столовыми приборами и пр.). Речь или совсем не сформирована (такие больные издают лишь нечленораздельные звуки) или состоит из нескольких простейших слов. Значительно недоразвиты моторные функции больных, в связи с чем многие из них не могут самостоятельно стоять и ходить, передвигаются ползком. Поведение в одних случаях отличается вялостью, малоподвижностью, в других – склонностью к однообразному двигательному возбуждению со стереотипными движениями (раскачивание туловищем, взмахи руками, хлопанье в ладоши), а у некоторых больных с периодическими проявлениями агрессии и аутоагрессии (могут внезапно ударить, укусить окружающих, царапать себя, наносят себе удары и т.п.). В большинстве случаев имеют место грубые неврологические нарушения и тяжелые соматические аномалии. Жизнь таких больных, нуждающихся в постоянном уходе и надзоре окружающих, определяется удовлетворением простейших жизненных потребностей. Коэффициента умственного развития (стандартизированная методика Д. Векслера для измерения интеллекта) у лиц с глубокой умственной отсталостью ниже 20.

2. Тяжелая умственная отсталость (тяжелые варианты имбецильности)

Познавательная деятельность ограничена возможностью формировать только простейшие представления, абстрактное мышление, обобщения больным недоступны. Больные овладевают лишь элементарными навыками самообслуживания, их обучение невозможно. Словарный запас ограничен одним-двумя десятками слов, достаточных для сообщения о своих основных потребностях, выражены дефекты артикуляции. Часто присутствуют неврологические расстройства, нарушения походки. Больные нуждаются в постоянном контроле и обслуживании. Коэффициент умственного развития этих пациентов находится в пределах 20-34.

3. Умеренная умственная отсталость (варианты имбецильности легкой и средней степени)

Эти больные способны образовывать большее число и более сложные представления, чем больные тяжелой умственной отсталостью. Больные овладевают навыками самообслуживания, могут быть приучены к простейшему труду путем тренировки подражательных действий. Их словарный запас богаче, они в состоянии изъясняться простыми фразами, поддерживать простую беседу. Относительная адаптация больных с умеренной умственной отсталостью возможна лишь в хорошо знакомых им условиях, любое изменение ситуации может поставить их в затруднительное положение из-за невозможности перехода от конкретных, полученных при непосредственном опыте, представлений к обобщениям, позволяющим переносить имеющийся опыт в новые ситуации. Больные не могут жить самостоятельно, нуждаются в постоянном руководстве и контроле. Некоторые из них могут выполнять простейшую работу в специально созданных условиях (например, в лечебно-трудовых мастерских). Коэффициент умственного развития этих пациентов находится в пределах 35-49.

4. Легкая степень умственной отсталости (дебильность).

Познавательные расстройства у этих больных заключаются в затруднении формирования сложных понятий и обобщений, невозможности или затруднении абстрактного мышления. Мышление у них преимущественно конкретно-описательное, достаточно развита обиходная речь. Больные легкой степенью умственной отсталости способны к усвоению специальных программ, основанных на конкретно-наглядном обучении, которое проводится в более медленном темпе, а также способностью к овладению несложными трудовыми и профессиональными навыками. Благодаря относительно более высокому, чем при других степенях умственной отсталости, темпу психического развития у больных с дебильностью во многих случаях возможна удовлетворительная адаптация к обычным условиям жизни. Часто эти больные обнаруживают хорошую практическую осведомленность («их умения больше их знания» — Э. Крепелин). Многие больные с легкой умственной отсталостью заканчивают специализированные школы и профессиональные училища, продуктивно работают, заводят семьи, самостоятельно ведут хозяйство. По сравнению с другими степенями олигофрении черты личности и характера больных отличаются большей дифференцированностью и индивидуальностью. Однако эти больные с трудом формируют собственные суждения, но легко перенимают чужие взгляды, иногда попадая под нездоровое влияние окружающих (например, могут вовлекаться в бредовые переживания психически больных с формированием индуцированного бреда, или становиться орудием в руках злоумышленников, манипулирующих ими для получения собственной выгоды). Коэффициент умственного развития этих пациентов находится в пределах 50-69.

Эмоционально-волевые нарушения

Интеллектуальная несостоятельность – самое яркое проявление умственной отсталости, но она является лишь частью общего психического недоразвития личности. При олигофрениях значительно страдают эмоциональные и волевые процессы. Д.Н. Исаев, по особенностям нарушений эмоционально-волевой сферы, вне зависимости от степени выраженности психического недоразвития, выделяет следующие формы умственной отсталости:

1. Стеническая. Волевые процессы у этих больных обладают достаточной силой и устойчивостью. Больные работоспособны, деятельны. При легких степенях интеллектуальной недостаточности они имеют хорошую способность к адаптации, способны в полной мере использовать усвоенные навыки и знания. У некоторых больных отмечается аффективная неустойчивость, поэтому выделяют два варианта стенической формы: уравновешенный и неуравновешенный.

2. Дисфорическая. Характеризуется постоянным злобно-тоскливым аффектом, склонностью к дисфориям, импульсивным поступкам, негативизму, конфликтности, расторможенности влечений. Даже при незначительной интеллектуальной недостаточности такие больные неспособны к обучению и труду. Во время дисфорий они часто проявляют агрессию (обычно по отношению к близким, осуществляющим за ними уход, при этом агрессия может быть очень жестокой и изощренной) и аутоагрессию (наносят себе глубокие порезы, прижигают кожу сигаретой, вырывают волосы и пр.).

3. Астеническая. Характеризуется нестойкостью волевых процессов, быстрой истощаемостью, утомляемостью, медлительностью, нарушениями внимания, затруднениями в усвоении и использовании практических навыков.

4. Атоническая. Характеризуется практически полным отсутствием способности к психическому напряжению и целенаправленной деятельности. Больные или полностью бездеятельны или находятся в состоянии хаотической двигательной расторможенности.

Динамика умственной отсталости

В большинстве случаев состояния умственной отсталости относительно стабильны («непрогредиентны»). Однако, иногда, под влиянием внутренних и внешних факторов, отмечается их положительная или отрицательная динамика. При своевременном и активном проведении лечебно-коррекционных и воспитательных мероприятий большинство больных, страдающих легкой и умеренной умственной недостаточностью, оказываются способны к труду. В процессе возрастной эволюции и под влиянием лечебных мероприятий отмечается редукция двигательной расторможенности, импульсивности, негативизма, астенических состояний и пр. Отрицательная динамика умственной отсталости возможна при присоединении дополнительных патогенетических механизмов поражения головного мозга (например, отложение амилоида при болезни Дауна), при действии дополнительных внешних вредностей (черепно-мозговые травмы, алкоголизм и пр. ), психогениях, неблагоприятном социальном окружении, в периоды возрастных кризов и пр. Декомпенсации при умственной отсталости могут проявляться цереброастеническими и психопатоподобными расстройствами, психозами с помрачением сознания, галлюцинаторно-бредовыми, аффективными психозами и пр.

Дифференцированные формы умственной отсталости

Состояния, обусловленные наследственными (генными и хромосомными) заболеваниями

Синдром Дауна

Обусловлен трисомией по 21 хромосоме. Впервые был описан английским врачом Дж. Дауном в 1866, но связь между нарушением числа хромосом и клиническими проявлениями болезни была установлена лишь в 1959 году (Ж. Лежен). Частота рождения детей с синдром Дауна приблизительно 1:700, однако в настоящее время, в связи с возможностями пренатальной диагностики, есть тенденция к ее снижению. Наиболее важным фактором риска данной хромосомной аберрации признается возраст матери (больше 35 лет).

Клинические проявления: Умственная отсталость при синдроме Дауна может быть выражена по-разному, чаще это умеренная и тяжелые степени, реже легкая. У больных отмечается позднее появление и выраженное недоразвитие речи (недостаточное понимание речи, бедный словарный запас, дизартрия). Дети с болезнью Дауна обычно не способны к обучению даже по программе вспомогательной школы и нуждаются в индивидуальном обучении. Эмоциональная сфера остается достаточно сохранной: большей частью больные ласковы, послушны, привязаны к родителям, приветливы, добродушны («солнечные дети»), хотя бывают упрямы. Многие из них любопытны и обладают хорошей подражательной способностью, что способствует развитию навыков самообслуживания и несложных трудовых процессов. Редко встречаются безразличные и злобные больные. Как правило, дети с болезнью Дауна лучше развиваются в родительских семьях, чувствуя заботу близких, но, даже в этом случае, они не достигают удовлетворительного уровня социальной адаптации и нуждаются в постоянной опеке.

Особенностью возрастной динамики болезни Дауна является позднее половое созревание и раннее появление признаков инволюции (в 30-40 лет). При синдроме Дауна отмечается высокая частота раннего развития (после 35 лет) атрофических изменений коры головного мозга и накопления амилоида в виде сенильных бляшек, т.е. морфологические изменения сходные с болезнью Альцгеймера. При этом больные быстро утрачивают обыденные навыки, словарный запас, становятся бездеятельными, безразличными, появляются неврологические расстройства.

Больным с синдромом Дауна свойственен специфический физический фенотип, определяемый множеством стигм дизонтогенеза, что делает возможным диагностику этого состояния уже при рождении. Дети обычно небольшого роста; при рождении часто имеют низкую массу тела (до 2500 г). Окружность головы уменьшена. Лицо плоское, монголоидный разрез глаз (первое название синдрома «монголизм»), широкая переносица, нос короткий, изредка наблюдается пятнистая окраска центральной части радужки; нередки катаракты. Язык большой, исчерченный, рот полуоткрыт. Уши небольшие, прилегающие. Кисти широкие, пальцы короткие, на ладонной поверхности кисти поперечная борозда. Часто встречаются патология строения сердечно-сосудистой системы, эндокринные нарушения (гипофункция щитовидной железы, гипофиза, надпочечников, половых желез), мышечная гипотония. Характерна повышенная восприимчивость к инфекциям. Продолжительность жизни больных значительно снижена, не более 10% живут более 40 лет.

Синдром Тернера (Шерешевского-Тернера)

Моносомия Х-хромосомы (45, Х0). Распространенность 1:3300 новорожденных.

Клинические проявления: Умственное недоразвитие обнаруживается только у части больных; обычно легкой степени. Больные трудолюбивы и благодушны. У многих больных есть критика к своему состоянию и переживание дефекта, отмечается склонность к невротическим реакциям

Врожденные аномалии строения придают больным своеобразный вид: низкий рост (как правило, не превышает 150 см), диспропорциональное телосложение (преобладание верхней части туловища, широкие плечи, узкий таз, укорочение нижних конечностей, конституция приближается к мужской). Шея короткая с избыточной кожей на заднебоковой поверхности, которая у многих больных выступает в виде шейной складки. Выявляются признаки полового инфантилизма (наружные половые органы недоразвиты, молочные железы не развиты, соски втянуты, оволосение лобка и подмышечных впадин отсутствует или скудное). Характерными признаками являются первичная аменорея, аномалии строения внутренних половых органов.

Синдром Клайнфелтера

Дисомия по Х хромосоме у мужчин (47, ХХY). Распространенность 1:1400 новорожденных (мальчики).

Клинические проявления: Умственная отсталость встречается примерно у четверти больных, преимущественно в легкой степени. Отмечается выраженная незрелостью эмоционально-волевой сферы. У многих больных часто присутствует сознание своей неполноценности, которое становится источником внутреннего конфликта, характерны невротические и патохарактерологические реакции. Описаны случаи с депрессивными, ипохондрическими, навязчивыми, шизофреноподобными расстройствами

Внешние вид больных: характерен высокий рост, астеническое сложение, узкие плечи, удлиненные конечности, слабо развитая мускулатура. Постоянными признаками синдрома Клайнфелтера являются недоразвитие половых органов и бесплодие. Примерно у половины больных отмечается гинекомастия и евнухоидные признаки. В неврологическом статусе в ряде случаев имеются мышечная гипотония и диэнцефально-вегетативные расстройства по типу панических атак.

Умственная отсталость, вызванная наследственными дефектами метаболизма

Фенилпировиноградная умственная отсталость (фенилкетонурия, ФКУ, болезнь Феллинга)

— наследственное нарушение обмена веществ (характеризуется аутосомно-рецессивным типом наследования), обусловленное дефицитом одного из ферментов обмена аминокислоты фенилаланина, что приводит к нарушениям окисления фенилаланина в тирозин, недостаточным синтезом катехоламинов (адреналина и норадреналина), гормонов щитовидной железы, меланина, серотонина. В результате в организме происходит постепенное накопление фенилаланина и его метаболитов, оказывающих токсическое действие на ЦНС, формируется дефицит гормонов и медиаторов нервной системы с дальнейшей задержкой психического развития. Фенилаланин и его метаболиты (фенилкетоновые вещества) выделяются с мочой. Выявляются значительные этнические различия в распространенности фенилкетонурии. В России частота среди новорожденных составляет 1:6-10 тыс.

Клиническая картина: Дети, больные фенилкетонурией, рождаются с нормально сформированным и функционально полноценным головным мозгом (так как биохимические процессы плода обеспечиваются обменом веществ матери). Биохимические нарушения начинают развиваться сразу после рождения. Уже в 4-6 мес. выявляется отставание в психомоторном развитии, которое заметно прогрессирует. Развернутая клиническая картина заболевания включает умственную отсталость тяжелой или глубокой степени, нарушения поведения и кататонические расстройства (состояния психомоторного возбуждения, импульсивные действия, стереотипные движения, эхопраксия, эхолалия, субступорозные состояния), астенические состояния. Часто обнаруживается повышение мышечного тонуса, судороги (у 30% больных), гиперкинезы, тремор пальцев рук, атаксия, нарушения координации, энурез. Характерны дефекты пигментации (большинство больных — блондины, со светлой, лишенной пигмента кожей и голубыми глазами). Моча имеет своеобразный запах («запах волка», «мышиный», «затхлый»). Биохимическая диагностика фенилкетонурии основывается на положительной реакции мочи с FeCl3 на фенилпировиноградную кислоту (проба Феллинга) и обнаружении повышенной концентрации фенилаланина в плазме крови.

Фенилкетонурия пример наследственного заболевания с возможностью хорошего эффекта при своевременной профилактической терапии: для предотвращения развития психических и неврологических расстройств с первых месяцев жизни и до 10-12 летнего возраста используются диеты с резким ограничением фенилаланина (полностью исключают животный белок, значительно растительный, дефицит белков компенсируют специальными смесями аминокислот без фенилаланина). Чувствительность нервной ткани к токсическому влиянию продуктов обмена фенилаланина, а также к другим нарушениям обмена наиболее высока в раннем возрасте (в период созревания мозга). После окончания процесса миелинизации повышение фенилаланина в крови уже не оказывает патогенного воздействия на мозг.

Умственная отсталость, вызванная действием вредностей во время внутриутробного развития (эмбриопатии и фетопатии)

Умственная отсталость, вызванная вирусом краснухи (рубеолярная эмбриопатия). При заболевании беременной краснухой в первом триместре беременности формируется эмбриопатия с грубыми нарушениями строения нервной системы (микроцефелия, порэнцефалия), органов слуха и зрения, врожденными пороками внутренних органов. Умственная отсталость у таких больных обычно глубокой степени, часты судорожные припадки.

Умственная отсталость, обусловленная гемолитической болезнью плода и новорожденного. Гемолитическая болезнь плода (эритробластоз плода) обусловлена резус-конфликтом между матерью и ребенком, который приводит к гемолизу эритроцитов плода, анемии, высокому уровню билирубина, нарушениям кровообращения, отекам, повышению внутричерепного давления. Одним из последствий этого состояния может быть формирование умственной отсталости, выраженность которой бывает различной.

Умственная отсталость, обусловленная алкоголизмом матери (алкогольная фетопатия). Развивается при употреблении алкоголя матерями во время беременности. По данным ряда авторов занимает первое место среди причин легкой умственной отсталости. Клиническая картина складывается из умственной отсталости (преимущественно легкой степени), задержки физического развития (особенно выраженная при рождении и в первые годы жизни), нарушения строения черепа (микроцефалия, укорочение глазных щелей, недоразвитие костей срединной части — выпуклый лоб, короткий нос с широким и плоским переносьем, гипоплазия верхней челюсти).

Состояния, вызванные действием вредностей во время родов или в первые месяцы и годы жизни

Умственная отсталость, обусловленная родовой травмой или асфиксией в родах. Механическое повреждение черепа ребенка во время родов может приводить к внутричерепным кровоизлияниям или даже к непосредственным повреждениям мозга и его оболочек. Кислородное голодание вызывает нарушения метаболизма в нервной ткани. Эти факторы могут приводить к формированию органической патологии головного мозга и, в последующем, умственной отсталости (выраженность которой может быть различна). Для родовых травм характерны очаговые неврологические расстройства, судорожные припадки, иногда – гидроцефалия.

Умственная отсталость, обусловленная нейроинфекциями, перенесенными в раннем детстве. После перенесенных менингитов и менингоэнцефалитов может формироваться умственная отсталость различной степени выраженности, очаговые неврологические расстройства, судорожные припадки, гидроцефалия.

Дифференциальный диагноз

Диагноз умственной отсталости основывается на установлении психического дефекта, центральное место в котором занимает недоразвитие интеллектуальных способностей, на обнаружении признаков отставания в психическом развитии в детском и подростковом возрасте, а также отсутствии прогредиентности, т. е. признаков углубления психического дефекта. С целью определения степени интеллектуального дефекта используют специальные психологические методы оценки интеллекта (см. главу 7). Для уточнения этиологии некоторых форм умственной отсталости требуются дополнительные лабораторные и инструментальные исследования. Дифференцировать умственную отсталость необходимо с состояниями, обусловленными педагогической запущенностью (случаи, когда здоровый ребенок лишен условий для правильного умственного развития) и прогредиентными психическими заболеваниями (в первую очередь с шизофренией и эпилепсией, манифестирующими в раннем детском возрасте).

Прогноз

Прогноз умственной отсталости зависит от степени недоразвития психики, выраженности интеллектуального дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы больных, этиологии. При неосложненной умственной отсталости легкой степени возможна полная социальная адаптация, которая исключает необходимость в наблюдении психиатра. В то же время социальный прогноз глубокой и тяжелой степеней умственной отсталости неблагоприятен.

Мышление и его расстройства — ВикиЛекции

Мышление нельзя полностью отделить от сознания и восприятия. Мы всегда должны воспринимать его по отношению к «какой-то цели». Термин когнитивная функция часто используется как синоним мышления.

Содержание

  • 1 Общие характеристики
  • 2 Расстройства количественного мышления
    • 2.1 Нарушения темпа
      • 2.1.1 Брадипсихизм (депрессия мышления)
      • 2.1.2 Тахипсихизм (быстрое мышление)
    • 2.2 Нарушения прицеливания
      • 2.2.1 Отвлеченное мышление
      • 2.2.2 Параллельное мышление
      • 2.2.3 Цепляющееся мышление
      • 2.2.4 Ненарративное мышление
  • 3 Качественные расстройства мышления
    • 3.1 Мыслительный блок
    • 3.2 Бессвязное (разрозненное) мышление
    • 3. 3 Запутанное мышление
    • 3.4 Аутистическое (дереистическое) мышление
    • 3.5 Магическое (символическое) мышление
  • 4 заблуждения
    • 4.1 Отдел
  • 5 Навязчивые мысли, навязчивые идеи
    • 5.1 Отделение навязчивых мыслей
  • 6 Принуждения
  • 7 ссылок
    • 7.1 Сопутствующие статьи
    • 7.2 Внешние ссылки
    • 7.3 Взято из
    • 7.4 Каталожные номера
    • 7.5 Каталожные номера

Общая характеристика мышления — познавательный процесс происходящий между субъектом и объектом . Это практически деятельность, направленная на решение проблемы — она ​​требует интеграции и соотнесения информации во времени и пространстве.

Основным элементом мышления является понятие . Создание понятия основано на абстракции , то есть на выявлении основного признака и свойств элемента

Как человек учится понимать отношения?
  • элементарная ассоциативная теория – отношения дополнительно строятся в сознании на основе привычки,
  • из теории – отношения воспринимаются как часть высших структур.

Основой понимания, вероятно, является «манипулирование объектами » и способность «более высокой степени абстракции » (индивидуум представляет в своем уме, что произошло бы с объектами, если бы…). Мы оцениваем мышление в основном по словесное выражение — по речи и по тому, как больной сообщает нам информацию.

Расстройства количественного мышления[править | править код]

Женщина думает. Сомневаюсь, поэтому думаю. Я мыслю, следовательно, я существую. (Рене Декарт)

Они в основном выражаются процессом мышления . Это может быть неисправность:

  • темп мышления,
  • фокус мышления.

Нарушения темпа[править | изменить источник]

Темп мышления можно как замедлить, так и ускорить.

Брадипсихизм (депрессия мышления)[править | править код]

Общее мышление медленное , не спонтанное и вызывает трудности. Больной реагирует с задержкой. Он медленно запоминает идеи. При тяжелом угнетении мышления больной не говорит ни слова ( мутизм ). Мутизм может быть «избирательным» — так называемый «вербальный негативизм» = по отношению к конкретному человеку или в определенной среде.

Этиология

Может возникать при переутомлении, истощении, слабоумии, олигофрении, депрессии.

Тахипсихизм (быстрое мышление)[править | править код]

Мышление может быть повышено до мыслительной струи . Больной говорит быстро и много ( логорея ). Иногда говорит неразборчиво. Иногда для размышления недостаточно речи, и больной перескакивает с одной темы на другую, потому что думает уже о чем-то другом. Это создает впечатление несогласованности. Однако это псевдоинкогерентность которую можно спутать с бессвязным мышлением при шизофрении.

Этиология

Может проявляться при маниакальных состояниях, гипомании, легкой интоксикации алкоголем, наркотиками и др.

Нарушения прицеливания[править | править код]

Динамическая сторона мышления не затронута. Это способность или неспособность поддерживать определяющую тенденцию мысли

Отвлеченное мышление[edit | изменить источник]

Его беспокоит какая-то проблема, которая занимает субъекта, и поэтому ему трудно сосредоточиться.

Параллельное мышление[править | править код]

Повествование продолжается в направлении заданной цели, но во время монолога больной «уходит на второстепенные темы». Круговое мышление может отражать недостаток интеллекта. Субъект не может определить, что важно, а что нет.

Цепляющееся мышление[edit | править код]

Пациент цепляется за одно слово или предложение которое он повторяет снова и снова ( настойчивость ). Обычно возникает при сонливости, переутомлении, опьянении. Прилипчивость мышления часто можно наблюдать при органических расстройствах, особенно при обширных или диффузных поражениях головного мозга.

Ненарративное мышление[править | править код]

Тема по-прежнему вращается вокруг одной мысли. Встречается у пожилых людей, при слабоумии, умственной отсталости.

Нарушения качественного мышления[править | изменить источник]

К ним относятся расстройства, которые значительно отличаются по качеству от нормально возникающего мышления.

Мыслительный блок[править | править код]

Пациент говорит нормально, но внезапно останавливается (даже в середине слова) без какого-либо видимого стимула. Это патологическое явление встречается при шизофрении.

Бессвязное (разрозненное) мышление[править | править источник]

Существует диссоциация . Идеи не выстраиваются логично одна за другой, теряется содержательная связь. Слова соединены неправильно.

Запутанное мышление[edit | править код]

Здесь исчезают определяющие тенденции. Восприятие неясно, это могут быть даже иллюзии. Сознание имеет сновидческий характер. Сопровождается состояниями затуманенного сознания (бреда).

Аутистическое (дереистическое) мышление[править | править код]

Мышление увлекается воображением. Это не жалко само по себе. Он начинает становиться таковым только тогда, когда человек, о котором идет речь, не умеет прерывать их по мере необходимости и не отличает воображение от реальности.

Магическое (Символическое) Мышление[править | править код]

Это близко к суеверию. Он приписывает явлениям таинственный смысл. Встречается спорадически при шизофрении, в норме, например, под влиянием культурных влияний.

Бред — это «ложное убеждение », возникающее из болезненных психических предположений на болезненно-психотической основе, в которое пациент «болезненно верит» и которое оказывает патологическое влияние на его действия. [1]

Заблуждение похоже на убеждение и возникает на эмоциональной основе. Иногда патетическое настроение удается уловить до создания бреда – больной беспокоен, беспокоится, что вокруг него что-то происходит → приходит к объяснению за слизью. В этот момент возникает заблуждение.

В то же время у больного создается впечатление, что он пришел к своим знаниям на основании неопровержимых доказательств и его убеждение неопровержимо .

  • Бред может сопровождаться другими явлениями – иллюзиями, галлюцинациями, бредом:
    • каждая попытка окружающих опровергнуть заблуждение приводит к возникновению нового заблуждения.

Подразделение[править | править источник]

  1. Параноидальный бред
    • преследующий – больной убежден, что кто-то (сосед, жена, правительство,…) хочет причинить ему вред,
    • эмуляция — ревнивый, особенно при алкогольном психозе (например: «Все знают, что ты мне изменяешь!»),
    • эротоман – неопровержимая вера в то, что кто-то любит больного, напр. телеведущая, редкое заблуждение.
  2. Макроманиакальный (грандиозный) бред — обусловленный приподнятым настроением = преимущественно при психотической мании
    • религиозный — больной убежден, что он, например, Иисус, ангел,
    • оригинал – больной неопровержимо убежден в своем дворянском происхождении. Например. считает себя дворянином
    • инвентарь – неопровержимая уверенность в том, что больной изобрел какую-то революционную вещь. Однако обычно это ерунда.
  3. Микроманиакальный бред — больной в подавленном настроении (например, винит себя в чем-то):
    • осуждающий – больной чувствует, например, что он на свете зря, что он не заслуживает завтрака, когда дети в Африке умирают от голода и т. д.,
    • ипохондрик — больной убежден, что он серьезно, даже смертельно болен,
    • самообвинение (самообвинение) .
  4. Прочее
    • псевдомания величия (например: «Мир разрушен из-за меня»),
    • бред чудовищности (например: «Я помочусь и затоплю весь мир»).

Навязчивые мысли, навязчивые идеи[править | изменить источник]

Они вторгаются в разум человека против его воли’ и не могут быть подавлены . Больной воспринимает их как чужеродный элемент и нарушает его мышление. Сильное беспокойство возникает при попытке сопротивляться навязчивым мыслям. Легкие формы очень распространены, тяжелые формы могут даже привести к инвалидности.

Отделение навязчивых мыслей[править | править источник]

  1. Неуверенность и сомнение — пациент не уверен, запер ли он дверь, выключил ли свет и т. д. → он должен вернуться .
  2. Страхи = различные фобии:
    • клаустрофобия = боязнь замкнутых пространств,
    • айхмофобия = боязнь острых предметов,
    • гипсофобия = боязнь высоты,
    • агорафобия = боязнь открытых пространств,
    • мизофобия = боязнь грязи и заражения через прикосновение,
    • эреутофобия = боязнь покраснеть (самого больного),
    • дисморфофобия = боязнь обезображивания различных частей тела.
  3. Контент, основанный на определенной идее
    • принуждение к действию, противоречащему принятым условностям → например: принуждение сказать ругательство в церкви, принуждение матери выбросить ребенка из окна и т. д.

выполняет для ‘ избавиться от наваждения .

Статьи по теме[править | править источник]

  • Фобия
  • Шизофрения

Внешние ссылки[править | править код]

  • Blud – Чешская Википедия
  • Заблуждение — английская Википедия

Взято из[edit | редактировать источник]

  • Неполное цитирование сети. БЕНЕШ, Джордж. [цит. 2010-02-24]. .

Ссылки[править | изменить источник]

  • Неполное цитирование публикации. РАБОЧ Георгий – ПАВЛОВСКИЙ Павел. Психиатрия. Каролинум, 2012. 466 стр. ISBN 978-80-246-1985-9.

Ссылки[править | править источник]

  1. Неполное цитирование публикации. ЙИРЖИ, Рабочий, – ПАВЕЛ, Павловский, ул. Психиатрия. Karolinum Press, 2013. 468 стр. ISBN 9788024619859.

«Назад в будущее»: к целостной культурологической науке Лурии о человеческом мозге и разуме в историческом исследовании умственной отсталости

Многочисленные успехи современной нейронауки и нейропсихологии очевидны и неоспоримы. В наши дни исследования мозга явно на подъеме, и количество исследований, связанных с мозгом, быстро растет, и они расширяются в новых междисциплинарных областях, таких как мозг, разум и… образование, вычисления, сознание, память, познание, поведение, культура, искусство, творчество и тому подобное. Этот специальный выпуск Frontiers in Human Neuroscience посвящен еще одной интересной теме: взаимосвязи между исследованиями мозга и специальным образованием, его теорией и практикой.

В поисках исторического прецедента и культурного прототипа современного острого интереса к взаимодействию нейронауки и специального образования мы обнаруживаем автора, хорошо известного среди широкого круга читателей и, как и другие пионеры исследований мозга, среди ученых-неврологов: российского ученого Александр Лурия (1902–1977). Невролог и автор бестселлеров Оливер Сакс, большой поклонник как научных, так и основанных на конкретных случаях идиографических работ Лурии, объяснил секрет успеха Александра Лурии необычным сочетанием взаимодополняющих «классических» и «романтических» подходов в исследованиях, практике и и мышление (Cole et al. , 2013; Sacks, в печати). Тем не менее, такое описание остается несколько неполным, если не добавить к нему еще одно чрезвычайно важное измерение: социальную активность Лурии в его юности, преобразующую позицию его исследований и культурные и целостные основы его теории биосоциального и культурно-исторического психоневрологического развития человека. — теория, которую он выдвинул несколько десятилетий назад, работая рука об руку с другим светилом и пионером гуманитарных наук, Львом Выготским (1896–1934), выдающийся культуролог и психолог-марксист. Эти социальные и культурные аспекты луриевского подхода являются существенным дополнением к его холизму, своего рода комбинации «классической и романтической науки», которая не обязательно выходит за естественные границы организма, как бы изолированного от исторически развивающегося социального, культурного и психологическая среда (Proctor, 2011). Такой «высший порядок», «культурный холизм» подхода Лурии еще больше усиливает его теорию в ее стремлении решать ряд вопросов и проблем практического и прикладного характера и, таким образом, представляет огромный интерес для современных ученых и практиков. .

Таким образом, Лурия кажется очень актуальной для темы нашего нынешнего обсуждения неврологического подхода к специальному обучению в его поиске идентичности. В настоящее время мало что известно о периоде трансформации Лурии из культурного психолога выготского типа в нейропсихолога, каким мы его знаем сейчас. Еще менее известен тот факт, что в определенный момент в начале своей карьеры в 1930-х годах Лурия стал профессионалом, которого лучше всего можно было бы описать как дефектолога с неврологическими наклонностями.0444 , или, говоря несколько более современным и политкорректным языком, специалист по специальному образованию с опытом работы и исследовательским интересом в области нейропсихологии. Таким образом, Лурия, пожалуй, можно назвать одним из первых нейропсихологов в области специального образования. В этой статье мы хотели бы сосредоточиться на моментальном снимке ранней карьеры Лурии, чтобы обсудить конкретный пример первой нейродефектологической работы Лурии, которая остается практически неизвестной до сегодняшнего дня.

Эта работа была подытожена в документе, подготовленном Лурией для презентации на Первом Международном конгрессе детской психиатрии в Париже в 1937 г., научном событии, которое стало первым собранием современной Международной ассоциации детской и подростковой психиатрии и смежных профессий (IACAPAP). ), последний Конгресс которого состоялся в 2012 году, опять же в Париже. Лурия — скорее всего, по политическим мотивам — так и не поехал, поэтому доклад был представлен в отсутствие автора. К счастью, газета вышла на французском языке в материалах Конгресса и доступна нам (Лурия, 1937). Насколько нам известно, это первое существенное обсуждение статьи Лурии на английском языке.

Удивительно, насколько актуальна презентация Лурии по ряду пунктов. Так, Лурия открывает свой доклад выражением неудовлетворенности современным состоянием знаний о проблеме умственной отсталости. В отсутствие неврологической теории этого феномена исследования были сосредоточены на описании и классификации на основе широких статистических тестов, таких как тест IQ. Лурия предупреждает нас, что такой подход только отдаляет нас от истинного понимания явления. Самая большая опасность, которую он представляет, состоит в смешении отсталости, вызванной социальными обстоятельствами, и отсталости, вызванной органическими дефектами. Он утверждает, что решением являются углубленные клинические исследования развития этих дефектных состояний с использованием патопсихологических и патофизиологических методов.

Лурия критикует даже те попытки предложить неврологическое или психологическое объяснение проблемы умственной отсталости. Он утверждает, что большинство из них пытаются напрямую выявить взаимосвязь между конкретным заболеванием и дисфункцией определенной нейропсихологической системы (например, восприятия, эмоций и т. д.).

Лурия, напротив, понимает проблему умственной отсталости через призму развития. Он видит в ней не болезнь какой-то системы, выполняющей определенную психологическую функцию, а дефект, имевший место в процессе развития. Поскольку все психические функции взаимосвязаны в развитии, становится необходимым понять нормальное развитие, чтобы достичь всестороннего теоретического понимания умственной отсталости. Из этого также следует, что повреждение любого нейропсихологического аспекта во время развития и впоследствии, вероятно, будет иметь очень разные результаты.

Лурия приводит конкретные примеры клинических исследований, подтверждающих его подход к умственной отсталости, основанный на развитии. Во-первых, Лурия рассматривает случай больного 14 лет Федии К., заболевшего энцефалитом в возрасте 8 месяцев, мать которого через некоторое время поняла, что он не видит. Обследование показало, что его основным расстройством была зрительная агнозия, но ее влияние было очень обширным. Федя обладал богатым словарным запасом и прекрасной памятью на слова, но речь его была совершенно пустой, т. е. асемантической, бессмысленной, и состояла главным образом из воспроизведения общеупотребительных речевых оборотов. Словесные формулы, которые он использовал, не имели никакого смысла и не имели отношения к рассматриваемым объектам. Его поведение, интеллектуальная деятельность и внутренний мир были оторваны от реальности и совершенно бессмысленны. Все это резко отличается от случаев зрительной агнозии у взрослых, при которых, несмотря на распространенное системное поражение, больные смогли компенсировать некоторые свои функции, например, за счет использования языка, и не дошли до состояния деменции. Объяснение этой разницы состоит в том, что восприятие, особенно зрительное, используется как основа дальнейшего развития всей психологической системы ребенка. Повреждение этого психологического процесса на столь раннем этапе нарушает все развитие и приводит к олигофреническому состоянию.

Второй случай, который Лурия рассматривает в своем отчете, — это случай пятилетних однояйцевых близнецов Юры и Леши Ш. У братьев был дефект речи, вероятно, наследственный, позже диагностированный в результате акустической агнозии. Они почти не разговаривали. В них использовалось несколько примитивных звуков, и их значение менялось в зависимости от конкретной ситуации. В целом их поведение больше соответствовало уровню развития двухлеток, чем их сверстников. Они играли в основном в примитивные игры, не умели рисовать и строить мозаику, не имели воображения и не понимали воображаемых ситуаций. Позже, после воспитательно-коррекционного вмешательства, включавшего разделение близнецов и лингво-акустический тренинг, ситуация значительно улучшилась. Лурия утверждает, что их умственная отсталость исчезла через десять месяцев и осталась только шепелявость. Опять же, существует заметная разница между ситуацией близнецов и ситуациями акустической агнозии, возникшей в более старшем возрасте.

Из таких тематических исследований Лурия делает два основных вывода о природе умственной отсталости. Во-первых, они поддерживают его гипотезу о том, что эффект от повреждения одной и той же функции совершенно различен, если этот человек взрослый или ребенок. И что еще более важно, они показывают, что эффект зависит не от самой функции, а от той роли, которую она играет в данное конкретное время для будущего развития различных функциональных психологических систем. Лурия заключает, что эти находки подтверждают прозрение Выготского о том, что такие олигофренические состояния, как идиотия, имбецильность, слабоумие, являются заболеваниями центров, локализация которых в головном мозге неодинакова и, следовательно, возникает в разное время.

В конце своего доклада Лурия утверждает, что эти клинические, дефектологические результаты приводят его к решению более широкой, неврологической теоретической проблемы — проблемы мозговой локализации. Они поддерживают гипотезу Выготского о том, что эффект локального поражения, имевшего место в детстве, определяется прежде всего той ролью, которую этот мозговой центр играет в дальнейшем развитии психических процессов. Соответственно, Лурия представляет более сложный подход к церебральной локализации функций. Он не рассматривал психические функции ни как строго локализованные в отдельных областях мозга, ни как продукт деятельности мозга «в целом». Подход Лурии рассматривает различные области мозга как компоненты функциональных систем, участвующих в сложных психологических функциях. Поэтому о повреждении той или иной области мозга следует судить по ее роли в функциональной системе и роли функциональной системы в дальнейшем развитии личности. Так Лурия заканчивает свою «нейродефектологическую» статью, первую в своем роде.

Более глубокий анализ этой статьи, а также всей системы культурной и целостной «нейродефектологии» Лурии выходит за рамки этого небольшого эссе. Возможно, не все аспекты этой системы одинаково хорошо обсуждаются и, таким образом, остаются лишь имплицитными в данном конкретном изложении — как, например, политическая, освободительная позиция Лурии и его твердая вера в практически безграничный потенциал воспитательной, реабилитационной и коррекционной социальной практики. . Другим заметным упущением является теория смысла и сознания Выготского-Лурии, не интегрированная в этот концептуальный аппарат, который, как представляется, представляет собой одну из важнейших задач будущего и составляет «зону ближайшего развития» для этой теории в ее нынешнем виде.

Тем не менее, даже схематичное изложение взглядов Лурии на культуру, неврологию и развитие на проблему инвалидности и аномального развития дает нам представление о широте лурианской науки, способной работать с действительно впечатляющим кругом тем. Это, пожалуй, самый важный урок, который нам еще предстоит извлечь из работ таких советских ученых, как Выготский, Лурия и их единомышленников. И все же в этом заключается главная проблема научного наследия этих классиков с мировым именем: не только в том, чтобы увидеть в их теории во всей ее интегрирующей силе советскую идиосинкразическую «историко-материалистическую» целостную и диалектическую теорию «Моцарта» и «Бетховен психологии» (Тульмин, 1978), но и не упускать относительно менее известные и неразработанные, но, возможно, не менее многообещающие возможности, которые она предлагает современным исследователям.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts