Какова самооценка у подавляющего большинства дошкольников: Особенности самооценки детей дошкольного и младшего школьного возраста

Содержание

Особенности самооценки детей дошкольного и младшего школьного возраста

Самооценка ребенка дошкольного возраста формирует его личность. В зависимости от нее дети становятся в большой или меньшей степени мотивированы к получению новых знаний и выработке полезных навыков. Так происходит становление уверенности будущего члена общества.В этой статье узнаете, как повысить самооценку ребенку дошкольного и школьного возраста.

Оглавление:

  • Что такое детская самооценка
  • Этапы формирования самооценки
  • Для чего нужна самооценка
  • Самооценка младшего школьника: диагностика
  • Особенности самооценки у школьников
  • Способы коррекции самооценки
  • В чем опасность низкой самооценки
  • Как повысить самооценку
  • Самооценка у детей с ограниченными возможностями

Что такое детская самооценка

До того как  пойдет в школу, его характер и личность проходят путь становления. Самооценка ребенка дошкольного возраста формируется на основе мнения человека о самом себе. С раннего детства индивид дает оценку своим физическим возможностям и внешности. По мере взросления человека, в поле зрения попадают навыки, полученные на практике. Дети начинают придавать больше значения моральным качествам.

Особенности самооценки детей дошкольного возраста состоят в том, что все поступки ребенка отпечатываются в его подсознании. Для индивида важно восприятие самого себя и то, как его действия воспринимают другие люди. Здесь играют роль взаимоотношения ребенка с его наставниками и сверстниками.

Для дошкольника важно, что думают о нем окружающие, какое мнение сложилось у детей такого же возраста, как оцениваются поступки взрослыми. На этом пути школьник либо начинает подчиняться стереотипам, либо вырабатывает свои собственные нормы поведения.

Самооценка дошкольника формируется на основе навыков и координации собственных желаний. Ученик имеет намерения, пытается их реализовать, соотносит действия со своими собственными возможностями и возможностями других людей. Ребенок стремится найти общий язык со своими одногодками, ищет одобрения у взрослых.

В психологии самооценка младшего школьника формируется на основе его ключевых видов деятельности. Важно то, кто окружает ребенка, насколько взаимодействие становится качественным. Ведущая деятельность может быть связана с достижениями в школе, детском садике. Здесь школьник должен учиться контролировать свое собственное поведение. Оно закладывает адекватную оценку личности. На каждом из этапов детям стоит стремиться к сохранению внимания, аккуратности и терпению. Как только такие качества развиваются, сразу же появляются положительные результаты. Это залог положительной самооценки в младшем школьном возрасте.

Этапы формирования самооценки

Для родителей важно уделять внимание самооценки ребенка еще до того момента, как он пойдет в школу. Во время нахождения в среднем учебном заведении педагоги также стремятся повышать оценку детей. Это необходимо для полноценного развития личности. Дети, которые не перешагнули семилетний возраст, не могут самостоятельно сформировать свою самооценку. Мышление детей построено на образах. В этом возрасте есть место исключительно для формирования осознанного интереса к самооценке.

Самооценка ребенка дошкольного возраста постоянно развивается.

У нее есть определенные черты. Как только дети попадают в школьные стены, то автоматически происходит разделение на группы. Условно ребята становятся хорошими и плохими, слабыми и сильными. Появляется своеобразная иерархия. Такой процесс очень быстрый. Буквально через несколько месяцев распределяются все роли между детьми. Со временем структура взаимоотношений в классе меняется. На это влияют достижения и успехи в школе. Также свою лепту вносят замечания со стороны педагогов, оценки за домашние задания, слова похвалы или упреки. У школьника происходит постоянное сравнивание себя с другими детьми. Эти факторы становятся основными в формировании самооценки младших школьников.

Для детей играет значение, какие первые отметки будут поставлены в дневник. Зачастую у школьников встречается заниженная самооценка. Не все могут смириться с низкими баллами, которые они получают при ответе у доски или за выполненное домашнее задание. Их личность протестует, не соглашается с оценками, выставленными педагогами. Это создает конфликтные ситуации, что делает проблему еще больших масштабов. Постепенно увеличивается эмоциональное напряжение, в некоторых случаях детям нужна помощь психологов. Они могут приобретать такие качества как невнимательность и растерянность, постоянно волнуются.

Самооценка ребенка дошкольного возраста превращается в ярлык. Отметки равняются их оценке самих себя. К примеру, если школьник получил двойку за контрольную работу, но при этом он прилагал много усилий для усвоения материала, то его будет трудно понять, почему именно такая ситуация произошла с ним. Если педагог не пояснил отметку и не помог ребенку исправить ситуацию, разобрать правила или понять формулу, то он почувствует себя неудачником. Нередко дети приписывают отметки себе как личности, думают, что взрослые просто плохо о них думают.

Нельзя дать однозначного ответа на вопрос, какая самооценка характерна для ребенка дошкольного возраста. Формирование оценки себя детьми состоит из множества факторов. Важно, чтобы будущий школьник имел возможность самостоятельно сформировать мнение о себе, объективно оценивать свои навыки и достижения. Не все могут правильно оценивать свои поступки, поэтому здесь нужно деликатно подойти к ребенку, помочь ему советом, вместе проанализировать действия или конкретную проблему.

Для чего нужна самооценка

Самооценка ребенка дошкольного возраста выполняет сразу несколько функций. Она помогает ему адекватно воспринимать сверстников, своих родителей, понимать, правильный ли он совершил поступок.

К самым распространенным значениям оценки себя ребенком принято относить следующие роли:
  • обучающую;
  • стимулирующую;
  • мотивирующую;
  • аналитическую.

Самооценка в младшем школьном возрасте в формате обучения дает возможность самостоятельно оценивать свои результаты.

Так ученик может сам понять, что именно ему необходимо выучить, над какими ошибками еще стоит поработать. Если у ребенка адекватная оценка себя самого, то в процессе учебы он может обойтись без помощи родителей.

Также разумная самооценка ребенка дошкольного возраста может стимулировать ребенка еще раз попробовать свои силы в выполнении, например, сложного задания. Благодаря повышенной мотивации дети добиваются успеха. При аналитическом мышлении школьник может самостоятельно структурировать свои знания, упорядочивать полученные навыки и опыт.

Такие функции являются ключевыми моментами в особенности развития самооценки младших школьников. В любом из видов деятельности ученик развивает различные навыки. Например, он может совершенствоваться в школьной среде, в бытовых вопросах, в играх со сверстниками. Так формируется адекватная самооценка у детей.

Самооценка младшего школьника: диагностика

Какова самооценка у подавляющего большинства дошкольников? Такой вопрос нередко интересует педагогов в родителей. Есть различные способы и упражнения для того чтобы выяснить, как школьник оценивает самого себя. Благодаря специальным мероприятиям определяется самооценка школьника. Учителя проводят внеклассные уроки. Важно не перегружать в этот момент детское мышление и эмоции.

Методика по определению самооценки в младшем школьном возрасте базируется на комплексном подходе. В нее включены несколько упражнений:
  1. Педагоги предлагают детям изобразить самих себя. После школьники дают характеристику своим качествам, учителя в этой ситуации интересуются, кто изображен на бумаге, почему именно в таких красках и с таким выражением лица. Здесь важно разделить качества на плохие и хорошие, помочь ребенку сформировать адекватную оценку себя.
  2. Можно предложить детям выдумать себе новые имена или представить себя в виде сказочных персонажей. Опытные психологи смогут извлечь информацию о самооценке ребенка.
  3. Также разрабатываются специальные опросные листы. Дети должны ответить на незамысловатые вопросы. По итогу анкетирования составляется портрет ребенка.

Диагностика самооценки в младшем школьном возрасте может проводиться посредством различных методик. Это необходимо для понимания, нужно ли корректировать оценку ребенка в отношении самого себя, какая именно помощь необходима. Адекватная самооценка младшего школьника — это редкость. Она постоянно меняется. Чаще встречается завышенная или заниженная самооценка у ребенка. Комплекс специальных упражнений со стороны педагогов должен проводиться не реже раза в месяц.

Особенности самооценки у школьников

Самооценка ребенка дошкольного возраста может быть диагностирована. Для этого проводятся исследования в широком кругу школьников, учащихся в младших классах.

Существует три основных вида оценки себя детьми:
  • адекватная;
  • завышенная;
  • заниженная.
Такие виды самооценки могут быть устойчивыми и гибкими. Дети разделяются на несколько групп:
  1. Адекватной оценкой себя обычно обладают дети, которые достаточно энергичные и активные. Он быстро ищут решения к сложным задачам, усидчивые. Учеба доставляет удовольствие таким детям. Они не боятся критики в свою сторону, легко воспринимают замечания. Каждая новая задача их увлекает. Они легко идут на контакт с другими детьми.
  2. Самооценка ребенка может быть завышена. Такие дети стараются по максимуму преуспеть во всех видах деятельности. Он часто проявляют самостоятельность, не спрашивают разрешения у взрослых. Общественные правила у таких детей не пользуются уважением. Многие родители не понимают, что делать если у ребенка завышенная самооценка. В первую очередь им нужно рассказывать, что в обществе существуют договоренности, их нужно соблюдать, так взаимодействие между людьми будет наиболее конструктивным. Есть риск того, что если школьник будет оценивать слишком высоко свои способности, то он потерпит неудачу. Это может сказаться в последующем на желании браться за сложные задачи.
  3. Самооценка дошкольников может быть занижена. Такие дети стремятся к выполнению легких заданий. Они думают, что не смогут справиться с более высоким уровнем, так как у них не хватает зданий. Но это далеко не соответствует реальному положению дел. Ученик может оказываться от высокой отметки, поскольку считает, что заслужил ее. Это влияет на самоуважение, теряется коммуникация с другими детьми и взрослыми, есть трудности во взаимоотношениях с другими людьми. На уровне подсознания такой школьник ждет неприятностей в своей жизни, вырабатывается негативный взгляд на мир в целом.

Таким образом, нельзя дать однозначный ответ, какова самооценка у большинства дошкольников и учащихся средних учебных заведений. Каждый ребенок по-своему выстраивает взаимоотношения с окружающими, самостоятельно решает, достоин ли он высоких оценок и уважения. Виды самооценки младших школьников говорят о том, что педагогам и родителям стоит больше уделять теме формирования мнения детей о самих себе, стараться корректировать в позитивную сторону.

Способы коррекции самооценки

Многие взрослые пытаются найти ответ о том, как можно корректировать самооценку школьника.

Для развития адекватной оценки себя, психологи выработали ряд рекомендаций:

  1. Не желательно сравнивать способности одного ребенка с другими. У каждого есть свои таланты и желания, которые должны быть реализованы в жизни. Не бывает такого, чтобы все были одинаково развиты во всех сферах: начиная от математики и заканчивая физической культурой. Нужно прислушиваться к ребенку, что ему больше всего нравится делать, что его увлекает и доставляет радость.
  2. Требования следует выставлять адекватными способностям ребенка. Не стоит требовать от него знание школьной программы за девятый класс, когда он только заканчивает третий. Усвоение информации и приобретение навыков требует время, для каждого свой промежуток. В противном случае, если ребенок не будет достигать поставленных высоких задач, и не будет понимать, почему именно так происходит, то будет снижаться оценка себя.
  3. Важно периодически хвалить ребенка. Так самооценка ребенка дошкольного возраста будет расти.
    Особенно это актуально, когда ученик прилагает большие усилия для достижения поставленных целей. Например, он очень прилежно учится, старается радовать своих родителей успехами.
  4. Не нужно ругаться на ребенка, если у него что-то не получилось. Лучше ему спокойно объяснить что нужно для достижения успеха. Все неудачи исправимы. Не давайте расстраиваться ребенку, слезами делу не помочь. Школьник должен поменять отношение к самому себе, задуматься над тем, почему не получилось выполнить поставленные задачи.
  5. Если ребенок совершил ошибку, то не нужно его ругать. Достаточно просто пояснить, к чему могут привести плохие поступки.

Важно как можно чаще общаться с ребенком, обсуждать его достижения, гордиться им. Именно таким образом растет самооценка детей дошкольного возраста и школьников. Стоит пояснить ребенку, что нет ничего страшного в ошибках, все взрослые проходят через взлеты и падения. Главное давать правильную оценку себе, анализировать ситуацию и делать выводы.

В чем опасность низкой самооценки

Самооценка младшего школьника может быть занижена. На это может быть целый ряд причин: как минимум к нему было плохое отношение в семье и школе, как максимум — он пережил трагические события в своей жизни. Важно вовремя принять меры, протянуть руку помощи ребенку. Дети не всегда понимают, что происходит, почему мир такой несправедливый к ним. Бывает, что они переживают насмешки со стороны сверстников, и не находят поддержки со стороны своих родителей и учителей.

Если не помогать такому ребенку, то в будущем он будет иметь заниженную самооценку, что отразится на качестве его жизни и на взаимодействии с другими людьми. Такие люди остаются одинокими, испытывают агрессию по отношению к окружающему миру. Они стремятся уйти от ответственности, постоянно сомневаются в собственных решениях.

К самым распространенным причинам низкой самооценки младших школьников относится небрежное воспитание и чрезмерная критика. В особенности таким детям уделяется мало любви и внимания, они часто замыкаются в своем мире, не идут на контакт с другими людьми.

Бывает, что родители не замечают, как оказывают давление на ребенка. Они думают, что так можно достигнуть результатов намного быстрее, чем в других семьях. Иногда таким способом проявляется родительский эгоизм. У ребенка не остается места для принятия собственных решений. Он чувствует себя неуверенно во взрослой жизни.

Как повысить самооценку

Намного чаще можно встретить детей, у которых заниженная самооценка, чем детей, который довольны собой. В первую очередь на такие процессы влияют внешние факторы. Школьник не в состоянии дать адекватную оценку себе в дошкольном возрасте, он зависим от мнения других людей, например, родителей или учителей.

Самооценка формируется на основе мнения окружающих. Если правильная оценка себя у ребенка не сформировалась в детском возрасте, то будучи взрослым ему будет тяжело самостоятельно ее корректировать.

Родителям важно гордиться своими детьми. Они должны чувствовать любовь и уважение со стороны взрослых. Школьник должен понимать, что в любой момент, даже в самой трудной жизненной ситуации он может всегда обратиться за помощью.

Родителям и педагогам стоит помочь ребенку с выбором занятия, где он в полной мере сможет раскрыть свои способности и таланты. В любом из начинаний ребенка нужно поддерживать, акцентировать внимание на его успехах. Дети должны также уметь отстаивать свое мнение, при необходимости отказывать взрослым, но обязательно обосновывать свое решение.

Самооценка у детей с ограниченными возможностями

У детей-инвалидов нередко возникают проблемы с самооценкой. Такая проблема обусловлена внешними факторами. Если в семье к такому ребенку относятся с трепетом, стараются его всячески окружить любовью, то другие люди могут относиться с непониманием, быть агрессивно настроенными.

Здесь важно как можно больше говорить с ребенком о том, что в жизни бывают разные ситуации. Не все дети рождаются с одинаковыми возможностями, и от этого никуда не уйти, нужно учиться с этим жить. Школьнику важно найти занятие, которое бы поднимало самооценку, отвлекало его внимание. Когда дети с ограниченными возможностями развивают свои таланты, то они чувствуют себя нужными обществу.

Позитивным опытом будет поиск единомышленников, таких же детей с общими интересами.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Самооценка ребенка в разном возрасте

  • Теги:
  • Родительский лекторий
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • подросток
  • заниженная самооценка

Самооценка очень важна для ребёнка. Это главный стержень в формирование личности. Если самооценка адекватная, то есть ребёнок объективно оценивает свои возможности и своё место в обществе, то это уже большой шаг на пути к успешной жизни. А ведь все родители хотят именно этого – чтобы их дети были успешными и счастливыми. Но не все взрослые понимают, как вырастить ребёнка с адекватной самооценкой.

Изначально, так распорядилась природа, самооценка у детей безупречная. Но с возрастом она претерпевает  множество изменений.

Дошкольники

В дошкольном возрасте самооценка, как правило, немного завышена. И в этом нет ничего страшного, потому что ребёнок только начинает учиться оценивать себя. И родители должны это понимать. Важно запомнить, что именно с ранних лет необходимо развивать у детей положительную самооценку и чувство уверенности, потому что заниженную самооценку сложно «переделать» в адекватную.

Безусловно, родители не должны постоянно нахваливать ребёнка, даже если он с чем-то не справился. Тут важно понимать, что даже критику можно преподнести так, что не будет обидно и не навредит самооценке. Например, вместо привычных фраз — ты «не справился», ты «не старался», ты «не сделал» можно сказать – ты «справился, но», ты «старался, но», ты «сделал, но». Согласитесь, если каждый день любому человеку твердить, что у него две головы, то через год он в это поверит.

Кроме того, родители должны не только правильно строить фразы, но и создавать для детей «ситуации успеха». То есть давайте ребёнку такие задания, с которыми он сможет справиться, а не те, которые он не может выполнить в силу своего возраста. Не забывайте, что взрослые знают и умеют больше детей, поэтому им и кажется, что всё просто. Но, важно понять, что нельзя от ребёнка требовать завязывать шнурки, если он вчера научился держать ложку. Только при создании ситуации успеха дети становятся уверенными в своих силах и самооценка повышается.

К тому же, в старшем дошкольном возрасте дети придают большое значение оценкам от взрослых. Часто дети даже не ждут оценок, а активно сами добиваются их, стремятся получить похвалу, стараются ее заслужить, потому что она им крайне необходима.

Младший школьный возраст

В младшем школьном возрасте самооценка становится всё более адекватной.

В первом классе самооценка, как правило, является адекватно завышенной. Во втором классе наблюдается тенденция к переоценке себя и самооценка снижается. В третьем — у большинства детей проявляется либо адекватная, либо заниженная самооценка, а число учащихся с завышенной и неустойчивой самооценкой уменьшается.

Понять какая у ребёнка самооценка не сложно. Так дети с пониженной самооценкой склонны копаться в своей личности, выискивают в себе слабые стороны, цепляются за это и постоянно видят в себе, главным образом, плохое. А излишняя самокритичность ни к чему хорошему не приводит. У детей с завышенной самооценкой, напротив, блокиратором для развития личности является их пониженная критичность к своей персоне.

Формирование у детей адекватной самооценки зависит от учебно-воспитательного процесса, то есть формирование самооценки идет под влиянием оценки, которую дают учителя, родители и сверстники. Поэтому, родители и учителя, должны понимать, что младшие школьники ещё очень похожи на дошкольников – взрослые для них являются авторитетом, и они безоговорочно верят в их оценки. Так что в этом возрасте из талантливого ребёнка легко сделать неудачника, и напротив легко вселить в ребёнка уверенность в своих силах.

Средний школьный возраст

К среднему дошкольному возрасту у многих детей складывается умение объективно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качества.

Однако если в младших классах самооценка определялась учителем и родителями, то в средних классах становятся важным мнения одноклассников, и на первый план выходят не хорошие оценки, а те качества ребенка, которые проявляются в общении.

Поэтому в такой ситуации задача взрослого – помочь ребёнку понять собственные ощущения и желания, подчеркнуть его сильные стороны характера. А если у ребёнка начались небольшие неудачи в обучение, то не стоит делать из ошибок трагедию. В этом возрасте ребёнок не только должен получать новые знания, ему ещё приходиться и узнавать самого себя. В связи с этим, младшие подростки остро нуждаются в уверенных, справедливых и авторитетных родителях. Они ждут от взрослых одобрения и уважения. Для подростка важен интерес взрослых к тому, что с ним происходит. Он хочет, чтобы родители не только проверяли дневник, но и были в курсе его новых интересов и увлечений. Если коротко – средние школьники хотят, чтобы их принимали всерьёз.

Интерес и поддержка мотивируют подростков учиться и развиваться. А тотальный контроль – снижает самооценку, потому что именно в этом возрасте  дети обнаруживают в себе способность самостоятельно определять и контролировать собственное поведение, свои мысли и чувства. И могут даже пойти на конфликт, если кто-то усомнится в их умении.

Старший школьный возраст

Старшеклассники очень ранимы – они чувствительны к критике родителей и учителей, к тому же ещё часто страдают от неразделенной любви, заняты поиском себя, а всё это может заметно понизить самооценку.  

Чтобы поддержать самооценку старшеклассника на прежнем (адекватном) уровне или повысить — необходимо помнить, что излишняя сосредоточенность на проблеме не дает положительного результата. Подростку надо объяснить, что излишняя критичность и самобичевание могут только навредить. Кроме этого, родители не должны сравнивать ребенка с его друзьями, или просто сверстниками. Особенно, если это сравнение не в пользу ребёнка.

Да, подросток уже практически взрослый человек, но это не значит, что с ним нужно вести себя, как с сорокалетним коллегой по работе. Например, даже если родители сделали шуточное замечание о его внешности, то это может вырасти в трагедию для ребёнка. Так же остро подростки реагируют на замечания, касающиеся способностей, учебы, друзей.

Вырастить уверенного в себе человека сложно, но возможно. Главное не перебарщивать с критикой – она убивает самооценку, и не переусердствовать с похвалой – она может довести до нарциссизма.

Алла Краснова

Читайте также:

Формирование подростка

Самооценка у детей | Воспитание детей

Нередко дети с трудностями в обучении обременены чувством низкой самооценки и неуверенности в себе. Существуют различные определения самооценки, некоторые из которых были отрицательными, приравнивая самооценку к эгоцентричности детей и отсутствию самодисциплины.

В этой статье д-р Роберт Брукс отвечает на вопросы: как вы определяете самооценку и насколько она важна?

Я считаю, что самооценка играет важную роль во всех аспектах жизни ребенка, оказывая заметное влияние на обучение, успеваемость в школе и отношения со сверстниками. Учитывая ситуации неудач, с которыми сталкивались многие дети с трудностями в обучении и внимании, эти подростки особенно уязвимы к низкой самооценке. Отсутствие уверенности в себе часто связано с чувством беспомощности и безнадежности, которые усиливают у ребенка ощущение неудачи и потери достоинства.

Участие в «игре виноватых»

Когда я был аспирантом-психологом в середине-конце 1960-х годов, у меня было ограниченное понимание детей с проблемами обучения и внимания. На этих детей и подростков часто навешивали такие ярлыки, как «ленивые» и «немотивированные», и взрослые увещевали их «стараться усерднее». Я постоянно слышал рефрен: «Они могли бы сделать работу, если бы действительно захотели». (К сожалению, 35 лет спустя мы все еще слышим некоторые из этих комментариев.)

Кроме того, учитывая относительную изоляцию специалистов в области психического здоровья от сферы образования, трудности в обучении обычно понимались как результат эмоциональных проблем. Следовательно, основной рекомендацией была индивидуальная психотерапия с убеждением, что как только эмоциональные блоки будут удалены, проблемы с обучением ребенка исчезнут. Когда многие дети не реагировали на этот подход к лечению, когда они продолжали бороться с обучением, было очень легко называть их и их родителей «резистентными», по сути, обвиняя их в очевидных неудачах лечения.

Быть эмпатом: понимание важности самооценки

По мере того, как я наблюдала за лечением все больше детей с проблемами в обучении, я начала задаваться вопросом: «Эти дети действительно сопротивляются? Разве они не хотят улучшить? Они не мотивированы на изменения? Или мое понимание их трудностей несколько ограничено, и, таким образом, вмешательства, которые я использую, не соответствуют их потребностям?»

Я понял, что для того, чтобы ответить на эти вопросы, мне нужно стать более чутким. Мне пришлось поставить себя на место детей с проблемами в обучении и увидеть мир их глазами. В своих попытках постичь этот мир я использовал данные психологических тестов, прямых интервью и анкет. Я попросил их описать, каково это — иметь неспособность к обучению. Я также привлекала этих детей к написанию рассказов об их жизни и трудностях в обучении.

В то время как некоторые молодые люди с проблемами в учебе сохраняли относительно позитивное представление о себе, меня впечатлило то, что подавляющее большинство из них подверглись нападкам на свою самооценку в результате своих неудач в учебе. Многие из этих детей не только демонстрировали тревогу и неуверенность в себе, но и питали сомнения в том, что их положение когда-нибудь улучшится. Таким образом, в их жизни преобладала потеря надежды. Эти темы низкой самооценки и безнадежности были отражены в следующих рассказах из первых рук:

«Я был рожден, чтобы бросить курить, и Бог сотворил меня таким».

«Это (проблема с обучением) заставляет меня чувствовать себя ужасно. Это заставляет меня понять, что есть барьер, который мешает мне иметь счастливое и успешное будущее».

«Иногда я чувствую себя неуважительной, неуверенной, ниже других людей. Я также чувствую, что никогда не смогу делать и половины того, что хочу, и это меня расстраивает».

Кейтлин, семилетняя девочка, которую я видел на терапии, страдала от проблем с чтением и концентрацией внимания. С моей помощью она создала рассказ о собаке по кличке Непоседы. Вскоре стало очевидно, что Фиджет была воплощением Кейтлин; собака была описана как испытывающая трудности с обучением чтению и концентрацией внимания на своей работе. Темы низкой самооценки и чувства безнадежности были ярко выражены во втором абзаце Кейтлин, который гласил: «Непоседа сказала себе, что когда-нибудь справится с этой проблемой, но ей было интересно, действительно ли она справится. Она беспокоилась, что, когда она вырастет и ее собственные щенки спросят ее о чем-то, она не будет знать ответа, и они будут удивляться, почему их мать не очень умна».

Слова Кейтлин отражали не только ее низкую самооценку, но и страх, выражаемый многими детьми с когнитивными проблемами и проблемами обучения, а именно, что ситуация не улучшится. По сути, многие из этих детей потеряли один из самых ценных даров, которыми мы обладаем, — надежду. Мне становилось все более очевидным, что если я хочу улучшить жизнь детей с проблемами в обучении, я должен подумать о том, как повысить их самооценку.

Самоуважение: определение

Некоторые клиницисты и исследователи определяли самооценку почти исключительно с точки зрения разницы между тем, кем вы хотели бы быть, и тем, кем, по вашему мнению, вы являетесь на самом деле. Я склонен использовать более широкое определение.

Я считаю, что самооценка включает в себя чувства и мысли, которые у нас есть о наших компетенциях и достоинствах, нашу способность изменить ситуацию к лучшему, наш уровень оптимизма, нашу готовность противостоять реальным вызовам, а не отступать, нашу способность учиться на обоих наши успехи и неудачи, а также нашу способность относиться к себе и другим с уважением. С этой точки зрения самооценка, на которую сильно влияет наш опыт успеха, направляет и мотивирует то, что мы делаем, и, в свою очередь, результат того, что мы делаем, еще больше влияет на нашу самооценку. Таким образом, постоянно действует цикл, в котором наши успехи (или неудачи) влияют на нашу самооценку, которая затем влияет на наши убеждения и действия, которые затем влияют на нашу самооценку.

Хотя я придаю большое значение повышению самооценки в своей работе, некоторые психологи и педагоги рассматривают концепцию самооценки с совершенно иной точки зрения, утверждая, что те, кто выступает за повышение самооценки, делают это за счет научить детей ответственности, самодисциплине и заботе. Я не согласен с таким негативным взглядом на самооценку. Одной из причин этих различий может быть путаница между тем, что Лернер (1996) называет самооценку «чувствовать себя хорошо сейчас» в сравнении с «заработанной» самооценкой. Она утверждает:

     «Заслуженная самооценка основана на успешном прохождении испытаний реальностью — соответствии стандартам — дома и в школе. Он обязательно достигается с трудом и развивается медленно, но он стабилен и долговечен и обеспечивает надежную основу для дальнейшего роста и развития». (American Educator, 20, p. 12) 

Напротив, самооценка «хорошего самочувствия сейчас» воспринимается как попытка укрепить чувство собственного достоинства, предоставляя занятия, которые на самом деле не бросают вызов детям или не настраивают их. реалистичные ожидания или научите их, как справляться с ошибками. Лернер считает, что такая самооценка заменяет подлинность и тяжелую работу фальшивой похвалой и заниженными стандартами, побуждая нас спасать детей, прежде чем они получат возможность проверить свои способности.

Как видно, мое представление о самооценке перекликается с лернеровским описанием «заслуженной самооценки». Я не верю, что у детей может развиться устойчивое, устойчивое чувство собственного достоинства и уверенности, если они действительно не преуспеют в областях, которые, по их мнению, важны для значимых взрослых в их жизни и для их группы сверстников. Дети быстро понимают, когда похвала ложна, а ожидания занижены, что не дает им чувства собственного достоинства.

Теория атрибуции: одна основа для понимания самооценки

В завершение этой статьи я хотел бы описать одну схему для понимания компонентов самооценки, которую я считаю полезной для проведения мероприятий по укреплению самооценки и надежды детей и подростков с трудностями в обучении. Схема была первоначально предложена Weiner (1974) и применялась многими клиницистами. Это называется «теория атрибуции». По сути, эта теория исследует объяснения, которые дети предлагают, почему они считают, что преуспевают или терпят неудачу в задачах. Эти объяснения напрямую связаны с самооценкой ребенка.

В частности, исследование показывает, что дети с высокой самооценкой считают, что их успех во многом определяется их собственными усилиями и способностями. Напротив, дети с низкой самооценкой (многие дети с трудностями в обучении попадают в эту группу) более склонны полагать, что их успех основан на удаче, случайности или факторах, находящихся вне их контроля. Такие дети быстро отмахиваются от высоких результатов теста, комментируя: «Учитель упростил тест» или «Мне повезло». Неудивительно, что такое самовосприятие ослабляет уверенность в успехе в будущем и часто является преобладающим убеждением детей с проблемами обучения и внимания.

Что касается ситуаций неудач, дети с высокой самооценкой обычно приписывают отсутствие успеха факторам, которые они могут изменить, таким как отсутствие усилий (особенно если задача реально достижима) или плохие стратегии (например, неэффективная стратегии обучения). Эти дети верят, что ошибки — это опыт, на котором можно учиться, а не чувствовать себя побежденными. Однако дети с низкой самооценкой склонны приписывать неудачу неизменной внутренней неспособности, усиливающей чувство безнадежности.

Теория атрибуции имеет большое значение для работы с детьми и подростками с проблемами обучения. Это помогает сформулировать следующие вопросы для родителей и специалистов:

  • Как мы создаем среду в наших домах и школах, чтобы повысить вероятность того, что дети с трудностями в обучении не только добьются успеха, но и ощутят свои достижения, основанные в значительной степени на их собственных достижениях? собственные возможности и усилия? С несколько иной точки зрения, как нам укрепить чувство личного контроля у этих молодых людей, чтобы они приобрели растущее чувство ответственности за свою жизнь? Чувство личного контроля является частью основных лесов для самооценки и мотивации.
  • Как создать в наших домах и школах атмосферу, укрепляющую у детей веру в то, что ошибки и неудачи часто являются основой для обучения и что не только принимаются , но и ожидаются ? Как нам привить детям и подросткам с трудностями в обучении, многие из которых чувствуют себя побежденными после многих лет разочарований и неудач, убежденность в том, что их неудачи не должны представлять собой альбатрос на их шее и что они могут учиться и добиваться успеха? Как нам уменьшить или даже стереть страх быть униженным и смущенным из-за того, что что-то не понял с первого раза?

Я отвечу на эти вопросы в ближайшие недели. В моей следующей статье я рассмотрю вопрос, который мне часто задают: «Каковы признаки низкой самооценки или что я должен искать в своих детях (или учениках), чтобы предположить, что они борются с чувством низкой самооценки». ценность?» Ответ очень важен, потому что, если мы хотим помочь детям с низкой самооценкой, мы должны иметь некоторое представление о различных способах проявления этих чувств.

Детская самооценка | Публикации расширения штата Северная Каролина

 

Когда мы слышим такие слова, как:
«Отличная работа! Вы усердно работали»
…мы можем захотеть работать еще усерднее.

Когда мы слышим такие слова, как:
» Замолчи! Как ты думаешь, что ты делаешь?»
мы можем не пытаться в следующий раз.

Когда нас нежно касают за плечо или обнимают, говоря, что кому-то не все равно мы можем чувствовать себя хорошо из-за того, кто мы есть, и думать о хорошем.

Когда нас дергают за рубашку или руку и просят сесть и заткнуться , мы можем почувствовать, что сделали что-то не так, просто будучи.

Самоуважение — это степень, в которой дети чувствуют себя принятыми и ценными взрослыми и сверстниками, которые важны для них. Развитие чувства собственного достоинства очень сложно. Он развивается внутри человека и формируется окружающими людьми (Кац, 19 лет). 95). Способность управлять собственной жизнью, чувствами и решениями основывается на сильном самоощущении. Умение управлять помогает людям справляться с трудностями.

Саморазвитие происходит поэтапно и формируется опытом. Развитие чувства доверия к людям, которые заботятся о них, является первым важным этапом развития чувства собственного достоинства у детей. Дети должны научиться доверять другим, чтобы они, в свою очередь, научились доверять себе. Взрослые, которые дарят теплые, любящие прикосновения, обнимают своих детей и отвечают на их призывы о том, что им нужно, обеспечивают необходимые первые ингредиенты для здорового самоощущения своего ребенка, заставляя маленького чувствовать себя желанным, ценным и любимым.

Когда дети начинают ходить, им нужна безопасная и благоприятная среда для исследования. Детская работа — исследовать и узнавать что-то новое. Без этого естественного желания прикасаться, пробовать на вкус и чувствовать окружающие предметы они не могли учиться или готовиться к школе. Детям нужно место, где им не нужно снова и снова слышать такие слова, как «Стой, ложись или НЕТ». Оберегайте окружающую среду от детей, уделяя внимание безопасности и даря детям яркие, интересные игрушки. Они не должны быть дорогостоящими. Даже картонная коробка или пластиковые ложки и миски будут интересны детям.

Если дети не чувствуют, что могут исследовать самостоятельно, они будут стыдиться и сомневаться в своих способностях. Примерно к 18 месяцам дети начинают быть самостоятельными. Родители, которые ожидают этой потребности в независимости и , не начинают борьбу за власть , позже будут вознаграждены ребенком, который заинтересован в самостоятельном обучении и воодушевлен им. Эти дети научатся полагаться на себя, а не на взрослых в каждом ответе.

Маленькие дети начинают видеть себя отделенными от родителей по мере того, как они осваивают язык. Они начинают называть себя «я» или «я» и используют слово «мое», часто до крайности. Они ОЧЕНЬ эгоцентричны и даже думают, что мир вращается вокруг них примерно до 7 лет. Им трудно думать о точке зрения другого человека, и они даже думают, что другие думают так же, как они. Их мозг развивается очень быстро, но он еще несовершенен, и дети просто еще не могут думать, как взрослые! Они импульсивны, эгоцентричны, не продумывают и не планируют свои действия. Это критический этап для родителей, которые должны быть терпеливыми и усердно работать, чтобы показать положительный пример того, что они хотят видеть в своем ребенке. Основа, заложенная в раннем детстве, следует за старшими детьми во взрослую жизнь.

Самоконтроль , еще одна часть развития личности, впервые проявляется в контроле над мочевым пузырем и кишечником. Но только в возрасте 6 или 7 лет дети лучше контролируют такое поведение, как нытье или суета. Однако с руководством контроль в конце концов придет. Тем временем поговорите с детьми об ожиданиях от их поведения. Быть хорошим образцом для подражания работает лучше всего. Однако сказать им только один раз не получится. По мере их взросления потребуется рассказывать и показывать их много, много раз.

Родители и учителя подростков могут захотеть убедить подростков отказаться от обычных споров ради споров. Но споры дают подросткам возможность научиться правильно выражать свои мысли, проверяя свои собственные теории. Фаза идентичности сильно влияет на поведение в это время и находится под влиянием взрослых, которых уважает молодежь, которые могут принять или отвергнуть личность подростка. Принятие сверстников также играет большую роль в формировании позитивного самоощущения.

Что помогает детям взрослеть с позитивным самоощущением?

Возраст — С возрастом ребенок научится большему контролю, обретет память, разовьется познавательно, выучит язык и поймет, как планировать будущее.

Поддерживаемое ожидание — Детям трудно ждать, но во время ожидания их можно поддержать. Поговорите с ними. Например: «Еще через 5 минут ужин будет готов. Я знаю, что ты можешь ждать так долго».

Довести до конца— Довести до конца после того, как ребенок подождет. Не предполагайте, что награда придет, если ее не будет. Это часть доверия!

Моделирование — Взрослые, которые контролируют свой гнев, агрессию, язык и потребности, служат положительным примером для своих детей.

Чувство контроля — Предоставьте детям выбор, соответствующий их возрасту. Предложите два варианта, с которыми вы сможете жить, и дайте ребенку возможность научиться принимать решения, выбирая.

Многие аспекты самооценки

Перейти к разделу «Многие измерения самооценки»

Чувство собственного достоинства многогранно. Это не просто ОДНА большая область. И взрослые, и дети могут одинаково хорошо относиться к одному аспекту себя и плохо относиться к другому. Например, у детей есть чувства по поводу того, насколько хорошо они учатся в школе, как они заводят друзей и сохраняют их, каковы их спортивные способности, их внешний вид и их поведение или поведение. Все эти аспекты составляют общее чувство собственного достоинства.

Сьюзан Хартер, психолог из Колорадо, измеряет, как дети в возрасте 8 лет и старше относятся к себе с помощью подобных вопросов. Детей спрашивают, какая половина высказывания им больше всего нравится.

Некоторые дети очень хорошо относятся к учебе.
НО
Другие дети беспокоятся о том, смогут ли они выполнить порученное им школьное задание.

Некоторым детям нравится, как они выглядят.
НО
Другие дети недовольны тем, как они выглядят.

Детей в возрасте 4 лет обычно оценивают по картинкам, чтобы определить их чувство уважения или значимости.

Контрапункт

Перейти к контрапункту

Многие люди считают, что низкая самооценка лежит в основе многих проблем общества (Кац, 19 лет).95). Тем не менее, другие исследования школьной успеваемости детей утверждают, что повторять детям, какие они замечательные, снова и снова может быть контрпродуктивно и на самом деле ухудшать успеваемость детей. Исследование, проведенное Баумейстером, Боденом и Смартом (1996), показало, что на первом месте стоит достижение, а за ним следует самооценка.

Это и другие исследования (Harter, 1983) предостерегают от пустых, саморазвивающихся слов, раздувающих детское эго (Shokraii, 2000). Помните о тонком равновесии. Важно иметь содержательное общение с детьми, но убедитесь, что они учатся мотивировать себя на высокие результаты без замечаний со стороны других.

Родители и опекуны могут поддерживать детей по мере их взросления. Помочь детям научиться чувствовать себя в безопасности и помочь им научиться принимать решения о повседневных событиях послужит прочной основой для обучения на протяжении всей жизни. Успевать в школе, уметь управлять чувствами, заводить друзей и сохранять их — все это области, которым нужно учиться. Дети, способные справляться таким образом, будут положительно относиться к своим способностям, и это сослужит им хорошую службу во взрослой жизни.

 


Стратегии воспитания позитивного самоощущения
Для дошкольников Для детей школьного возраста Для подростков
  • Развивайте интерес ребенка, помогая ему или ей получить опыт или узнать больше по теме.
  • Вовлекайте детей в настоящую работу по дому и помогайте им, чтобы дать им чувство выполненного долга.
  • Уважительно относитесь к детям. Спросите их мнение и выслушайте. Дайте содержательную обратную связь.
  • Узнайте о типичном этапе развития, включая развитие доверия, независимости и инициативы.
  • Во времена разочарования дайте ребенку знать, что вы все еще любите и поддерживаете его или ее. После того, как кризис миновал, подумайте и обсудите возможные способы справиться с ним в будущем.
  • Смоделируйте навыки, которым вы хотите научить своего ребенка, например, быть добрым, убирать за собой, чистить зубы, управлять голосом или читать.
  • Слушайте детей и следите за интонацией своего голоса.
  • Осознайте свои горячие точки и постарайтесь научиться с ними справляться.
  • Проведите время вместе. Часто время, проведенное вместе, лучше, чем «пособничество» во время стресса.
  • Обучайте детей навыкам решения проблем и позволяйте детям принимать решения под вашим постоянным руководством.
  • Подкрепляйте позитив. Скажите: «Мне очень понравилось сегодня сходить с тобой в магазин! С тобой было весело».
  • Подготовьте детей к социальной среде. Прежде чем пойти в гости к другу, поговорите о том, что вас ожидает. Но, будучи взрослыми, помните, что их возраст влияет на их действия.
  • Уважайте сильные стороны ребенка, и он будет уважать вас.
  • Помогите ребенку поставить цели, а затем связать постоянные усилия с успехом.
  • Проверить значения. Самооценка основывается на том, что человек ценит.
  • Придерживайтесь темы. Скажите: «Посуда все еще в раковине», а НЕ «Ты такой ленивый, почему ты не помыл посуду?»
  • Знайте, что ваш ребенок изучает в школе. Проявляйте интерес и говорите о школьных предметах.
  • Определите и поговорите с детьми о чувствах. Покажите, что вам не все равно, даже если вы ничего не можете сделать с проблемой. Например, скажите: «Мне жаль, что тебе грустно…» или «Ты выглядишь таким счастливым сегодня. Что случилось?»
  • Моделируйте здоровые способы выражения гнева. Поговорите о способах выпустить гнев.
  • Моделируйте приемлемое поведение, такое как доброта, безопасность, манеры, сотрудничество, обмен и сочувствие.
  • Научите говорить с самим собой. Взрослые учатся мысленно взвешивать варианты. Научите ребенка принимать решения, озвучивая варианты.
  • Цените мнение своего ребенка и уважайте его. Они часто делают большие очки!
  • Помогите детям развить внутреннее чувство самоконтроля. К сожалению, взрослые не всегда будут рядом, чтобы быть их совестью и ориентиром. Внутренний контроль исходит из опыта принятия решений. Взрослые, которые направляют поведение детей с помощью физических выговоров, не помогают им учиться на 9-м уроке.0086 наизнанку .
  • Продолжайте разговаривать с подростками, даже если кажется, что они вас не слушают или им все равно.
  • Поговорите с подростками о правильном выборе и о том, как мы выражаем свои чувства по отношению к другим.
  • Прежде чем говорить о плохом, скажи два хороших слова.
  • Расскажите подростку что-нибудь о себе, чтобы он тоже чувствовал себя в безопасности.
  • Уважайте потребность подростков в уединении, но продолжайте следить за тем, что они делают и с кем находятся.
  • Помогите подросткам начать планировать свое будущее. Говорите о вариантах.
  • Используйте юмор. Наслаждайтесь, когда они юмористические или веселые.
  • Развивайте интересы, находя выход для своих талантов.

Быстрый рост самооценки

  • Помогите ребенку спланировать и купить еду.

  • Помогите ребенку определить хобби.

  • Разговор о традициях.

  • Познакомьтесь с его/ее друзьями.

  • Вместе посещайте библиотеки, музеи и парки.

  • Прогулка вместе.

  • Проведите время вместе.

  • Быть доступным.

  • Помогите ребенку выучить полезные привычки, такие как мытье рук и чистка зубов.

  • Ответьте на вопросы.

  • Уважайте потребности вашего ребенка.

  • Познакомьтесь с учителем вашего ребенка.

  • Читайте вместе.

  • Вместе поработайте над графиком работы.

  • Сыграйте вместе.

  • Рисуйте вместе и обсуждайте рисунки.

  • Принимайте любые ответы об их историях или творчестве.

  • Посмотрите вместе журнал.

  • Практика наливания, измерения и зачерпывания.

  • Танцуем вместе.

  • Поиграйте в воображение.

  • Используйте такие слова, как: «У тебя есть все, что нужно, какой умный, молодец, ты мне нравишься, это аккуратно, ты заслуживаешь крепких объятий, и ты такой умный!»

Потянись и подумай
Более 40 лет назад один учитель отразил:

Я пришел к пугающему выводу, что я решающий элемент в классе. Это мой личный подход, который создает атмосферу. Мое повседневное настроение определяет погоду. Как учитель, я обладаю огромной силой сделать жизнь ребенка несчастной или радостной. Я могу быть орудием пыток или орудием вдохновения. Я могу унизить или посмеяться, ранить или исцелить. Во всех ситуациях именно МОЯ реакция решает, будет ли кризис обостряться или деэскалироваться, а ребенок очеловечиваться или дегуманизироваться.

Хаим Гинотт из Учитель и ребенок , 1972 год.

Подумайте, как это может относиться к вашей роли учителя или родителя.

Краткое изложение основных понятий:

  • Самоощущение развивается поэтапно.

  • Получив возможность безопасно исследовать мир, дети начинают проверять свои ограничения.

  • Маленьким детям сложно контролировать себя. Родители нуждаются в большом терпении в первые годы!

  • Самоуважение состоит из многих частей, включая отношение детей к школьным занятиям, спортивным способностям, внешнему виду и поведению. Один может быть высоким, а другой низким.

  • Убедитесь, что похвала искренняя.

  • Смоделируйте поведение, которое вы хотите привить своему ребенку.

  • Назовите и расскажите о чувствах.

Источники информации

Перейти к источникам информации

Баумайстер, Р. Ф., Дж. М. Боден и Л. Смарт. (1996). Связь угрожаемого эгоизма с насилием и агрессией: темная сторона высокой самооценки, Psychological Review , Vol. 103, № 1.

Гинотт, Хаим (1956). Между родителем и ребенком . Нью-Йорк: Эйвон.

Гинотт, Хаим (1969). Между Родителем и Подростком . Нью-Йорк: Эйвон.

Хартер, С. (1985). Детский профиль самовосприятия . Университет Денвера.

Хартер, С. (1983). Перспективы развития самосистемы. В книге Пола Х. Массена (ред.) Справочник по детской психологии, том IV Социализация, личность и социальное развитие . Стр. 275-385).

Кац, Л. (1996). Как мы можем повысить самооценку детей . Информационный центр ERIC по начальному и дошкольному образованию.

Кац, Л. (1998). Самоуважение и нарциссизм: последствия для практики . ЭДО-ПС-93-9. Информационный центр ERIC по начальному и дошкольному образованию.

Shokraii, N. H. Мошенничество с самооценкой: почему приятное образование не ведет к успеху в учебе . Центр равных возможностей.

Карен Деборд
Почетный профессор
Сельское хозяйство и гуманитарные науки
  • Ключевые слова:
  • Воспитание
  • Развитие ребенка
  • Подростковое развитие
  • Подросток

Дополнительную информацию можно найти на следующих веб-сайтах штата Северная Каролина:

Family & Consumer Sciences Program

Дата публикации: 1 марта 2001 г.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts