Карл роджерс: что значит «становиться человеком»? — Моноклер

РОДЖЕРС, КАРЛ | Энциклопедия Кругосвет

РОДЖЕРС, КАРЛ (Rogers, Carl) (1902–1987), американский психолог, психотерапевт, один из основоположников гуманистического направления в психологии, основатель недирективного, клиенто-центрированного (ориентированного на клиента) подхода.

Родился 8 января 1902 в Оук-Парке (шт. Иллинойс). Был четвертым из шести детей Уолтера Роджерса и Джулии Кашинг. По словам Роджерса, это была замкнутая семья со «строгой, бескомпромиссной религиозно-этической атмосферой, где преклонялись перед добродетелью упорного труда». Мальчик рос застенчивым и чувствительным. Благодаря навыкам беглого и правильного чтения, в 1909 был принят сразу во второй класс школы (в этой же школе учился Э.Хемингуэй, а его отец преподавал естествознание). Тогда же Роджерс познакомился с Хелен Элиот, ставшей затем его женой. Когда ему исполнилось 12 лет, семья купила ферму. Там Роджерс увлекся разведением и изучением ночных бабочек, читал труды по сельскому хозяйству и получал первые представления о практических и научных методах исследования.

Поступил в 1919 в университет шт. Висконсин на сельскохозяйственный факультет, но, готовясь к будущей духовной профессии, занялся историей и получил по ней степень бакалавра.

В 1922 Роджерс в составе делегации Молодежной христианской ассоциации полтора года провел в Китае. В книге Взгляд на психотерапию. Становление человека (On Becoming a Person, 1961) Роджерс писал: «Я увидел, как страшно ненавидели друг друга французы и немцы, хотя сами по себе они были очень приятными людьми». Он разочаровался во взгляде на человека через призму какой бы то ни было конфессии. Взгляд Роджерса оказался шире и гуманистичнее религиозного, что отразилось как на его теории, так и на практической деятельности. Долгие годы Роджерс находился под влиянием семьи, которая настаивала на духовном поприще, и только будучи уже зрелым человеком, он смог освободиться от ее давления и выбрать свой путь. Это осложнило его отношения с родителями, но способствовало профессиональному становлению. Свобода от давления авторитетов сделала возможным разработку оригинального направления в условиях критики со стороны профессионалов.

В 1924 поступил в теологическую семинарию г.Юнион, славящуюся либеральными взглядами. Там участвовал в студенческом кружке, большинство студентов которого «отказались от религии», в том числе и Роджерс. Он искал область знания, где «свобода его мысли ничем не будет ограничена», и увлекся психологией. Посещал лекции Колумбийского педагогического университета, занимался философией образования под руководством У.Килпатрика, стал клиническим психологом в детской клинике. Был интерном в институте помощи детям (занимался диагностикой и консультированием клиентов по вопросам развития ребенка). После интернатуры Роджерс 12 лет работал психологом в Обществе предотвращения жестокого обращения с детьми с несовершеннолетними преступниками и детьми из малообеспеченных семей. Во время этой работы складывались его собственная теория и методы – клиенто-центрированный подход. В 1939 вышла книга Клиническое лечение трудного ребенка (Clinical Nreanment jf Problem Child). С этим периодом совпало ранее детство сына и дочери Роджерса. В книге Взгляд на психотерапию. Становление человека Роджерс пишет, что благодаря жене, становился все более понимающим родителем, и они вместе гордятся тем, что могут «интимно, по-настоящему» общаться с уже взрослыми детьми и их супругами.

В 1940 Роджерса пригласили в государственный университет шт. Огайо на должность профессора. В этом же году была опубликована его статья Процесс терапии (The Processes of Therapy, 1940), вызвавшая полемику. В 1942 вышла книга Консультирование и психотерапия (Counselling and Psychotherapy, 1942), в которой был изложен и разработан подход к новому направлению психотерапии, известному как «недирективное консультирование».

В 1945 при Чикагском университете Роджерс открыл консультативный центр, где на практике применял направление терапии, «центрированной на клиенте». Отражением этой работы стала книга Клиент-центрированная терапия (Client-Centered Therapy: Its Current Practice, Implications, and Theory, 1951). Работая в Чикагском университете, избирался президентом Американской ассоциации прикладной психологии (1945–1946), Американской психологической ассоциации (1946–1947), Американской академии психотерапевтов (1956–1957).

С 1957–1961 в Висконсинском университете Роджерс вел курсы психиатрии и психологии. Новых подход к преподаванию изложен в работе Свобода учиться (Freedom to Learn: A View of What Education Might Become, 1969).

В 1961 выходит самая известная книга Роджерса Взгляд на психотерапию. Становление человека (On Becoming a Person, 1961), в которой он обобщает свой терапевтический опыт за 10 лет.

В 1964 работал в Западном институте поведенческих наук г.Ла-Хоя (La Jolla), а с 1968 там же руководил Центром по изучению личности.

С 1950-х Роджерс – один из ведущих представителей гуманистического направления – «третьей силы» в психологии (А. Маслоу). В 1960-е годы Роджерс стал лидером движения, получившего название «групп встреч» (групповой психотерапии). Известна его книга Карл Роджерс о группах встреч (Carl Rogers on Encounter Groups, 1970) (см. также ГРУППА ВСТРЕЧ; ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ). В 1970-ые Роджерс, используя метод групповой психотерапии, пытался решать проблемы международных и этнических конфликтов. Он проводил лекции и группы встреч во многих странах мира (Мексика, Австрия, Бразилия, Великобритания, Германия, Испания, Италия, Япония, Южная Африка, Швейцария и др.), в т.ч. в 1986 посетил СССР, что оказало большое влияние на развитие психотерапии и психологического консультирования в России.

Карл Роджерс заменил понятие «пациент» понятием «клиент», что значительно изменило акцент в психотерапии. Пациент – больной, который не может знать причину беспокойства и способы лечения, ему необходима помощь профессионала-психотерапевта. Клиент же – активный участник психотерапевтического процесса. Клиент знает себя лучше, чем терапевт, и поэтому терапевт следует за клиентом, «отражая» как в зеркале, его чувства и представления для того, чтобы клиент мог увидеть и понять себя. Терапевт «демонстрирует безусловное принятие клиента как человека, который способен самостоятельно строить свою жизнь». Они вместе ищут решение проблемы, какой она видится клиенту.

Такой подход основан на гуманистическом представлении о человеке: принципе ценности и уникальности человеческой личности, имеющей природное позитивное начало, и принципе самореализации. Ядро человека – «позитивная, продвигающаяся вперед, конструктивная, реалистичная, достойная доверия» сущность. Движение вперед (стремление к сохранению и укреплению достигнутого и к жизни-процессу (но не к завершениям и стабильным состояниям)) является естественным. Опираясь на существующие на тот момент теории и свой практический опыт К.Роджерс создает теорию личности. В течение жизни человек приобретает опыт, складывающийся из переработанных восприятий (символизированный опыт). Такой опыт уникален, индивидуален и в полной мере доступен только самому человеку. Он образует «феноменальное (перцептивное) поле», являющееся для индивида реальностью, на которую реагирует его организм. Таким образом, восприятие играет решающую роль в определении поведения. Некоторая часть перцептивного поля образует систему «Я» в результате взаимодействия (в особенности оценочного) со средой и с другими людьми. Система представлений о себе и окружающей среде – «Я-концепция». На поведение человека влияет организм и «Я-концепция». Если сенсорные и висцеральные (относящиеся к внутренним органам) опыты организма (тенденции) допускаются к осознанию и согласуются со структурой «Я», то личность – интегрированная (целостная), конгруэнтная («Я-концепция» соответствует опыту) и тенденция к реализации себя осуществляется.

Если вновь получаемый человеком опыт не соотносится с его представлениями о себе или о мире, то он может восприниматься как угрожающий. «Я-концепция», стремясь к самосохранению, или не допускает этот опыт до восприятия и осознания (отрицание), или искажает, при этом поддерживается ошибочная «Я-концепция». Чем больше искаженного и отрицаемого опыта, тем более ошибочна структура, и тем больше опыта воспринимается ею как угроза. Угроза и защита, повторяясь одна за другой, ведут к росту несоответствия структуры «Я» и опыта, растет уязвимость личности, напряжение и тревога. Это приводит к невротизации личности – уходу от своей индивидуальности, отказу от актуализации, к закрытости для нового опыта и изменений.

Опыт, не соответствующий «Я-концепции», может не восприниматься угрожающим, перерабатываться, ассимилироваться и включаться в структуру «Я». Формирование и изменение «Я-концепции» происходит как в ходе обычного развития, так и в психотерапии, где условием для таких перемен клиента необходима атмосфера понимания и принятия. Эмпатическое поведение, безусловное позитивное принятие терапевта, «отзеркаливающего», по выражению Роджерса, клиента, помогают росту позитивности и конгруэнтности «Я-концепции» и раскрытию тенденции к актуализации (см. также ЭМПАТИЯ).

Умер Роджерс в Ла-Хое (шт. Калифорния) 4 февраля 1987. За несколько дней до этого его семье пришло уведомление о том, что его выдвинули на получение Нобелевской премии, но он об этом уже не узнал.

Основные труды, кроме указанных в статье: Person to Person (with Stevens). Boston, 1961; Becoming Partners: Marriage and Its Alternatives. N.Y., 1972; Carl Rogers on Personal Power: Inner Strength and Its Revolutionary Impact. N.Y., 1977; A way of Being. Boston, 1980; The Carl Rogers Reader. Edited by H.Kirschenbaum and V.L. Henderson. Boston, 1989; Dialogues. Edited by H.Kirschenbaum and V.L. Henderson. Boston, 1989.

Елена Подольная

Философская мудрость Карла Роджерса в эпоху интернет-психотерапии //Психологическая газета

Годы моей работы в Московской службе психологической помощи, благодаря использованию интернета в целом и особенно программы Скайп, приблизившей интернет-взаимодействие к очному консультированию и психотерапии, постепенно погрузили меня в очень насыщенный психотерапевтический опыт. Я много работал на телефонах доверия, однако там ситуация была все же гораздо более консультативной, нежели терапевтической. Это определялось, как правило, разовым контактом с абонентом, когда психотерапия просто не успевала развернуться во всю ширь и глубину. Очных же консультаций у меня было слишком мало, чтобы увидеть эту богатую динамику терапии, со всем спектром клиентов и их проблем.

Встретился я и с таким запросом, который иногда звучал в телефонных беседах, но в интернет-терапии зазвучал по-новому, громко и ясно: «Я утратила смысл… В чем смысл моей жизни теперь, когда я…?» После этого мог последовать перечень потерь, понесенных человеком. Либо все звучало еще безысходнее: «Я никогда не видел смысла в этой жизни, и что в ней мне делать, разве что умереть?»

Это вопросы экзистенциального плана, традиционно звучащие в экзистенциальной психотерапии, и, пожалуй, даже вопросы философского плана, который не ограничивается только определенной терапевтической сферой, а может далеко выходить за нее. .. На них не найти ответ в рамках консультирования или краткосрочной психотерапии, ориентированной на решение, и т.п. Можно, конечно, попытаться найти ответ в религии. Однако, мне, как преимущественно клиентоцентрированному психотерапевту, захотелось найти возможность ответа именно в ведущей для меня на сегодняшний день парадигме — в клиентоцентрированном и человекоцентрированном подходе… И если уж в философии, то в философии этого подхода и его автора —

Карла Роджерса. Мои поиски и привели меня вновь к его текстам, и дали возможность, еще раз и более основательно, прикоснуться к его философской, жизненной и терапевтической мудрости… Мне также было крайне интересно попытаться понять, насколько изменился или не изменился клиент в эпоху интернета? Быть может, то, о чем писал и думал Роджерс более половины века назад, уже безнадежно устарело?

Итак, вернемся в недалекое прошлое и попытаемся провести его параллели с настоящим и, возможно, будущим психотерапии. В одном из своих фундаментальных трудов Карл Роджерс пишет: «В настоящее время большинство психологов считают себя оскорбленными, если их подозревают в приверженности к философии. Я не разделяю этих позиций. Я не могу помогать иначе, чем размышляя над смыслом того, что я наблюдаю. Кажется, этот смысл обладает удивительными последствиями для современного мира» [2, с. 168].

Размышляя над смыслом того, что я наблюдаю?.. Значит, не только клиент задается этими мучительными философскими вопросами, но и терапевт! Не только клиент, но и терапевт постоянно находится в поисках смысла того, что он делает, как он живет…

И там же, в том же своем труде Карл Роджерс продолжает: «У меня сформировались некоторые философские представления о жизни и целях, к которым стремится человек, когда он свободен выбирать…» Какова цель моей жизни? За что я борюсь? Каково мое назначение? Это те вопросы, которые, так или иначе, задает себе индивид, иногда спокойно и созерцательно, иногда мучимый сомнениями или отчаянием. Это старые как мир вопросы, которые задают и на которые отвечают люди в каждом веке. Это вопросы, которые каждый человек должен задать себе сам и сам же на них ответить [2, с. 168].

В каждом веке! Как тут не согласиться с нашим учителем! Посмотрим, что пишут или говорят мои интернет-клиенты в веке 21-м…

Пример первый: «Не могу сказать, что у меня какая-то конкретная небольшая проблема, скорее это глобальная ситуация. Состояние после потери семьи второй раз, и почти потеря смысла жизни в третий, и на этом фоне отсутствие самореализации и непонимание, в чем подобная реализация может выражаться в социальном контексте, потому что у меня такое чувство, что мне вообще ничего не интересно».

Пример второй: «Проблема, собственно, вот в чем: мне не нужна моя жизнь. Не то чтобы собираюсь покончить с собой… Не знаю, что с этим делать, а делать что-то надо. Пробовал себя в разных сферах деятельности, искал “смыслы жизни” и даже “как бы” находил их, но все оказывалось для меня пустым, все это были попытки чем-то заполнить свою жизнь.

На деле же просто плыл по течению… Цель: избавиться от пофигизма, найти стимул жить и развиваться».

Как видите, клиенты в интернет-психотерапии говорят о том же, предметом их размышлений и переживаний являются «смыслы жизни».

Роджерс продолжает: «Это может показаться дерзким — высказывать мнение другого человека о проблеме целей и предназначения. Но так как я много лет работал с проблемными и дезадаптивными людьми, я уверен, что могу распознать образ, направление, общность, закономерность в пробных ответах на эти задаваемые людьми самим себе вопросы… мне бы хотелось поделиться с вами моим видением того, к чему стремятся люди, когда они свободны выбирать» [2, с. 168].

Далее: «В соответствии с моими наблюдениями в процессе психотерапии, когда люди борются за поиск своего собственного образа жизни, у них скорее всего возникают общие черты» [2, с. 170].

Продолжая разговор о целях человека и направлениях, выбираемых клиентами, Карл предлагает читателю: «Позвольте мне рассмотреть то, что я смогу выделить и пояснить из тех направлений и тенденций, с которыми я встретился, работая с клиентами. ..» [2, с. 171].

Он не нумерует и, по-видимому, не считает направления и тенденции. Однако я, со свойственным мне желанием ясной структуры, позволил себе присвоить этим тенденциям номера, сохранив при этом авторские наименования Роджерса.

Первая тенденция. Прочь от фасада

Роджерс замечает: «Первое, что я наблюдаю, — клиент, волнуясь и опасаясь, демонстрирует тенденцию ухода от того Я, которым он не является» [2, с. 171].

Например: «Я знаю, что я на самом деле не такой крутой, как они думают, и я боюсь, что они это узнают. Вот почему я делаю эти вещи… Если бы вы знали меня таким, как я знаю себя (пауза.) Я не собираюсь рассказывать вам, какой я и как на самом деле думаю о себе… Это не поможет вашему мнению обо мне

».

Ясно, что вышесказанное является четким выражением его страха, который является частью его становления тем, кто он есть. Вместо того чтобы просто быть фасадом, как это делал он, юноша приближается к тому, чтобы быть собой, а именно испуганным человеком, прячущимся за фасадом, потому что считает себя слишком ужасным, чтобы его видели другие» [2, с. 172].

Мои интернет-клиенты поначалу готовы спрятаться еще больше, не позволяя себе даже связаться по Скайпу с психологом, который будет их видеть и слышать. Они предпочитают спрятаться просто за письменной речью в переписке по электронной почте или в чате… или хотя бы аудио, без видео… и далеко не каждый из них делает следующий шаг.

Однако, славу богу, часть клиентов на этот шаг решаются сразу или спустя некоторое время. Они преодолевают свой страх и начинают отказываться от защитного фасада, который так легко может укрепить интернет-дистанция и анонимность контакта на дистанции…

Пример.

1 сессия

Терапевт: «Правильно я помню, мы с вами договаривались говорить аудио? А там посмотрим, в следующий раз переключимся на видео?»

Клиент: «А посмотрим… Мы сказали, что посмотрим… Насколько вот моя готовность… Еще пока я думала об этом… Еще пока я не готова».

11-я сессия

Клиент: «Если б вы узнали меня поближе, вы бы сказали: “Боже-ж ты мой”. Хотите познакомиться со мной?.. Я же фотографию поставила свою… Я поставила на аватарке свою фотографию».

Вторая тенденция. Прочь от «должен»

Роджерс продолжает: «Другой похожей тенденцией является очевидное отдаление клиента от непреодолимого образа того, кем он “должен быть”. Некоторые люди настолько глубоко впитали от своих родителей понятие “я должен быть хорошим” или “мне надо быть хорошим”, что только огромнейшими внутренними усилиями они могут отходить от этих целей» [2, с. 172].

Например, Роджерс описывает случай женщины, которая всегда чувствовала, что должна соответствовать всем требованиям и ожиданиям отца. А их было слишком много. И как только удовлетворялось одно, появлялось другое. Она чувствовала себя похожей на мать, покорную и уступчивую.

Как я понимаю, инсайтом, достигнутым в ходе психотерапии, для нее было: «А на самом деле я не хочу быть такой. Я обнаружила, что это не лучший способ жизни.

Но еще я думаю, что всегда верила в то, что только если я буду себя вести так, как хочет отец, меня будут уважать и любить…» [2, с. 172]. Усталость и презрение в ее голосе и словах ясно показывают, что она движется прочь от Я, которое должно быть хорошим и покорным.

Мои интернет-клиенты также вторят клиентам Роджерса.

Пример: «Я все детство подстраивалась под свою мать… Теперь я подстраиваюсь под всех людей для того, чтобы меня любили и принимали…»

Пример: «Я бы сказала, что у меня две глобальные проблемы. Первая связана с профессиональной сферой. Я получила высшее образование, сейчас устраиваюсь на работу, но меня сейчас сильно гложет то, что я начинаю заниматься не тем, чем бы мне хотелось. Я давно это чувствовала, но когда встала перед реальной трудовой деятельностью, поняла, что это трындец какой-то. Все это не мое. Я хочу заниматься другими вещами

».

Роджерс также пишет о том, что многие люди обнаруживают, что они вынуждены считать себя плохими, и что они уходят именно от такой Я-концепции.

Тенденция 3. Прочь от соответствия ожиданиям

Современное общество давит на человека. Он должен соответствовать потребностям группы. Как пишет Роджерс (видимо, цитируя Уайта), стать «кругленьким человеком, который может поддержать других кругленьких человечков». Колледжи отшлифовывают индивидов, «приспосабливая» их ценности под других, и т.п.

Не думаю, что к 21 веку что-то кардинально переменилось… разве что стало еще жестче, еще более загоняющим в рамки чужих потребностей…

Постиндустриальному обществу и, соответственно, философии постмодернизма присущ Прагматизм (критерий интеллекта — успех, поэтому выражение успеха в современном капиталистическом мире — это богатство). Многие вступили в серьезную бесконечную гонку за этим успехом. Соответствовать — это значит иметь деньги и стремиться к тому, чтобы их становилось все больше. В посмодернистском обществе типичной фигурой становится яппи — молодой горожанин-профессионал, преуспевающий представитель среднего слоя, лишенный комплексов, принимающий удобства современной цивилизации [1, с. 9].

Для постмодернизма характерна потеря субъекта. Человек трактуется не как «субъект», его сущность сводится к коллективному «Я», «социальному и политическому бессознательному». Этому способствует постоянная атака на сознание людей средств массовой информации. Можно сказать, что частично мы живем в мире не реальном, а сконструированном масс-медиа.

Еще более распространенной (чем яппи) фигурой является зомби — запрограммированное существо, лишенное личностных свойств, неспособное к самостоятельному мышлению. Это массовый человек, подключенный к телевизору [1, с. 9]. А в последние десятилетия не только к телевизору, но и к сети Интернет. Человека постмодерна характеризует, с одной стороны, нестабильность, отсутствие опоры, стержня, размытость идеалов, с другой стороны — их лихорадочный поиск и принятие на веру чего угодно, диктуемого средствами массовой информации или, возможно, некой группой лиц (сектой, партией и т.п.). С одной стороны — анархия, бесконечная погоня за личным успехом, с другой — конформизм и зависимость.

Пример: «Моллюском я себя чувствую, считаю, что много ориентируюсь на других, и это привело к тому, что я утратила веру в себя. Я хочу внутренней уверенности, хочу ясные цели в жизни, хочу наполнить свой внутренний мир, а то он мне кажется скудным и включающим чужую точку зрения. Мне хочется уметь отстаивать свое мнение, не бояться признавать ошибок, хочется уметь анализировать и делать свои выводы, хочется научиться ценить себя, радоваться окружающему миру».

Роджерс же пишет: «Выступая против такого давления конформности, я считаю, что клиенты вольны быть теми, кем им хочется быть, они обычно подвергают сомнению и осуждают те тенденции… .которые направлены на то, чтобы лепить из них любую форму» [2, с. 174].

Тенденция 4. Прочь от угождения другим

Роджерс приводит слова одного из людей, заканчивающих психотерапию: «В результате я почувствовал, что я просто должен был начать делать то, что я хотел, а не то, что я думал, мне следует делать, и не зависеть от того, чего хотят от меня другие. Это перевернуло всю мою жизнь. Я всегда чувствовал, что должен делать это, потому что от меня этого ждут или, даже еще важнее, чтобы понравиться людям. Черт с ним! С этого момента я думаю… я собираюсь быть только собой — богатым или бедным, хорошим или плохим, разумным или неразумным, последовательным или непоследовательным, известным или неизвестным. Спасибо вам за новое открытие шекспировской строки “Будь верен самому себе”» [2, с. 174].

А вот что пишут мои интернет-клиенты.

Пример: «Родители всю жизнь считают, что все мои желания и цели — это глупости, фарс, дурацкие мечты. Я им пошла наперекор...»

Таким образом, клиенты не хотят быть теми, кем «должны» быть, даже если этот императив насаждается родителями, обществом. И неважно, негативный он или позитивный. И, завершая этот раздел, Карл отмечает: «Клиенты осознают, что для них эти цели и намерения больше не имеют никакой ценности, хотя до этого времени они пользовались ими всю жизнь» [2, с. 175].

Тенденция 5. Вперед к самоуправлению

Описывая общее направление движения клиентов, Карл Роджерс пишет: «Во-первых, клиент движется к независимости… он постепенно выбирает цели, к которым сам хочет стремиться. Он становится ответственным за себя. Он решает, какие деятельность и поведение имеют для него смысл, а какие нет» [2, с. 175].

При этом не все идет так гладко, счастливо и уверенно… Роджерс отмечает: «Свобода быть собой очень страшит, и человек движется по направлению к ней осторожно, с опаской и сначала совсем неуверенно» [2, с. 175].

К тому же, получается, что человек не всегда, не все время делает разумный выбор. Он может ошибаться и ошибается! А потом учится на последствиях своей ошибки… Чувства клиента амбивалентны. Как сказал один из клиентов Роджерса: «Я ощущаю страх и уязвимость, освобождение от опоры, но еще я чувствую приподнимающую меня волну или силу» [2, с. 175].

Пример. Моя клиентка пишет: «Я веду себя спокойно и уверенно. Я принимаю мудрые и правильные решения. У меня есть возможность и время делать все, что я хочу».

Тенденция 6. Вперед к процессу

Клиент движется вперед к тому, чтобы более открыто быть процессом, текучестью, изменением. Получается, что его больше не беспокоит то, что он меняется, меняется ежедневно.

Роджерс пишет: «Он находится в постоянном движении и все большее удовольствие получает от пребывания в этом текущем потоке. Прекращается борьба за результат и конечные состояния» [2, с. 176].

Один из клиентов Роджерса называл происходящее с ним приключением и путем в неизведанное. По сути, клиент начинает ценить себя как текущий процесс. Понятно, что учится он этому на сеансах психотерапии. Затем это научение переносится дальше, в его жизнь. Он постоянно в процессе становления! Карл завершает этот раздел словами: «…направление, по которому движутся клиенты, — скорее быть процессом, где рождаются потенциальные возможности, а не какой-то фиксированной целью» [2, с. 176].

Тенденция 7. К сложности бытия

Роджерс описывает эту тенденцию на примере одного из консультантов, ранее прошедших терапию. Рассказывая Роджерсу о взаимоотношениях уже с его клиентом, этот консультант не хотел обсуждать самого клиента. Роджерс пишет: «Больше всего он хотел быть уверен, что он ясно осознает сложность своих собственных чувств в этих взаимоотношениях — теплоту, иногда разочарование и раздражительность, сочувствие… некоторый страх; беспокойство о том, что подумают другие, если он не справится с этим случаем…» То есть его основное отношение таково: &laquo…если бы я мог быть открытым и искренним, то все его (клиента) сложные, изменяющиеся и иногда противоречивые чувства протекали бы правильно. Но он (консультант) уверен в том, что если он будет только частью своих чувств или частично защитной маской, то взаимоотношения будут плохими».

Далее Карл продолжает: «Я обнаружил, что его стремление быть всем в каждый момент, всей сложностью и богатством, ничего ни от кого не пряча и ничего ни в ком не боясь, — это обычное стремление для тех, кто сильно продвинулся в психотерапии». Другими словами: «…одной из наиболее очевидных тенденций клиента является движение к тому, чтобы становиться всей сложностью меняющегося Я в каждый значимый момент» [2, с. 177].

Пример: «Я все разобрала! Помните, тоска? Потом то, что я жизнерадостная и веселая, но с тоской. Я нашла причину!!! Это чувство все от нелюбви к себе. А тоску эту я не чувствую, когда ко мне внимание. А внимание я заслуживаю подвигами, а это гиблое дело, потому как недолговременное. Я за всю жизнь их столько совершила, именно для этого признания и внимания, что устала. Как собака. Как только кончается внимание, у меня чувство, что меня не любят и я не нужна. Я хочу полюбить себя. Просто так, ни за что-то, а просто. Удивительное дело я очень люблю людей вокруг, рада им, а себе рада, только когда они мне рады».

Тенденция 8. К открытости опыту

Человек движется к открытому, дружественному, близкому отношению к своему собственному опыту. И этого не так просто достичь! Роджерс пишет: «Зачастую, когда клиент ощущает новую грань себя, он сначала ее отрицает. Но если до настоящего времени он отрицал аспект своего Я, то в атмосфере принятия он может попробовать принять его как часть Я».

Отрицаемое ранее теперь включается в часть образа Я. Роджерс продолжает: «Постепенно клиенты научаются тому, что переживания являются дружественным источником, а не страшным врагом… (Клиент) начинает желать быть ближе к своему внутреннему источнику информации, вместо того чтобы затыкать его» [2, с. 178].

Пример: «Я все хожу и думаю про этот здравый смысл и начала примерять его к себе. Смотрите, раньше, в детстве, была всегда “права” мама и обжалованию это не подлежало — истина в последней инстанции. Соответственно, я своё мнение не могла никак отстоять. Я, конечно же, пыталась, но она переставала общаться со мной и это длилось по несколько дней, а потом я приходила и просила прощения, чтобы все наладить. И в итоге были разговоры, где мой здравый смысл дох просто, нельзя ему было там быть, иначе миру не бывать! И в итоге-то я ей верила. Верила в то, что я не права. Сейчас многие вещи от других людей я принимаю как данность. Не сопротивляюсь их решениям, которые касаются меня. И после нашего с вами разговора я поняла, что ищу эту опору в людях. В окружении. В муже. Этот здравый смысл, которого нет. Ведь они лучше знают, а выходит, что не знают».

Тенденция 9. К принятию других

С открытостью внутреннему и внешнему опыту в целом связано принятие других людей.

Роджерс пишет: «По мере того как клиент становится способным принимать свой собственный опыт, он также научается принимать опыт других. Он ценит одновременно свой и чужой опыт таким, какой он есть» [2, с. 179].

Пример. Мой скайп-клиент говорит: «Я стал лучше понимать его (отца). И у меня к нему теперь меньше претензий…»

Тенденция 10. К доверию своему Я

В глазах клиента повышаются ценность и доверие к процессу, которым является он сам. Роджерс приводит в качестве примера нескольких великих людей. В частности, по поводу Эйнштейна он пишет: «Эйнштейн обычно не придавал значения тому, что хорошие физики не думают, так как он. Вместо того чтобы все бросить из-за плохой академической подготовки по физике, он просто стремился быть Эйнштейном, размышлять над своими идеями, быть самим собой как можно более искренне и глубоко» [2, с. 180].

И, конечно, это касается не только великих! Карл продолжает: «Неоднократно на примере своих клиентов я видел, как обычные люди становились все более значительными и креативными в сферах своей деятельности по мере того, как все больше и больше доверяли процессу, протекающему в них, смелее ощущали свои собственные чувства, жили, опираясь на раскрытые внутри себя ценности, и выражали себя уникальным образом» [2, с. 180].

Пример: «Я не знаю, какая я на самом деле, уже боюсь открыться себе собой, из-за этого и цели размыты, и нет уверенности внутренней и настроения. А общаться с запутавшейся личностью — сложно. Я хочу обрести себя, свое внутреннее Я и быть в нем уверенной. Хочу ясные цели в жизни, хочу наполнить свой внутренний мир, а то он мне кажется скудным, и научиться ценить себя, радоваться окружающему миру. Хочется почаще вытаскивать себя куда-то. Хочется сбросить эти оковы от нелюбимого дела. Но при этом я не хочу быть эгоисткой. Я очень люблю узнавать людей, хочу научиться общаться с людьми, но так, чтобы ощущать свою целостность».

Обобщая тот паттерн движения, который он наблюдал у клиентов, Роджерс далее пишет: «Быть истинным Я — это становится самой ценной частью жизни человека, когда он может свободно двигаться в любом направлении. Это не просто интеллектуальный ценностный выбор, но скорее всего лучшее определение поискового, пробующего, нечеткого поведения, с помощью которого он, исследуя, движется к тому, кем он действительно хочет быть» [2, с. 181].

Пример. Моя интернет-клиентка пишет: «Я с благодарностью принимаю уроки жизни. Я прощаю себе все свои ошибки. Я отпускаю чувство вины. Жизненный опыт делает меня мудрее…»

Времена меняются и не меняются одновременно… Изменился способ связи и разговора с клиентом, но не изменились его тенденции поиска смысла и предназначения его жизни. Не изменились и пути, которыми человек идет к этому смыслу… И в наше время вновь становится особенно актуальным то, что такое направление движения может быть свойственно не только отдельным людям, но и различным сообществам, организациям, странам и народам. И там это направление движения может принести свой полезный эффект.

  1. Владимиров А.А., Балакшин А.С. Философия постмодернизма. Н. Новгород, 2007
  2. Роджерс К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001

Теория Карла Роджерса

Что такое Теория развития личности Карла Роджерса?

Карл Рэнсом Роджерс (1902–1987) был психологом, разработавшим теорию под названием «Безусловное положительное отношение». Он считал, что дети учатся через безусловное принятие и понимание.

Теория Роджерса основана на его собственном опыте работы с детьми. Его работа была сосредоточена на том, чтобы помочь родителям лучше понять своих детей и научить их безоговорочно принимать своих детей.

Роджерс родился в 1902 году в Северной Каролине. Он учился в медицинской школе Университета Джона Хопкинса и стал врачом. Однако он не чувствовал себя удовлетворенным своей карьерой. Поэтому он оставил медицину и начал изучать психологию.

В конце концов он переехал в Калифорнию, где учился у Джона Дьюи и Уильяма Джеймса. Его исследования привели его к интересу к человеческому поведению и тому, как мы учимся. Его ранние работы включали «О становлении человеком», «Анатомия болезни» и «Мирный воин».

Роджерс считал, что люди способны стать цельными личностями посредством самопознания. Он сказал, что наши мысли, чувства и действия влияют друг на друга. Мы не отдельные сущности; скорее, мы связанные части большего целого.

Эта философия повлияла на многих последовавших за ним психологов. Они назвали этот процесс «самореализация». Сегодня психологи используют термин «развитие личности» вместо самоактуализации.

Он написал несколько книг, в том числе «Человеческая сторона воспитания детей», «Дорога домой» и «После детства».

Роджерс умер в возрасте 90 лет, но оставил наследие идей, которые продолжают влиять на воспитание детей и сегодня.

Идеи Роджерса повлияли на многих психологов и педагогов при его жизни, включая Джона Уотсона, Б. Ф. Скиннера, Жана Пиаже, Льва Выготского и Марию Монтессори. Его теории продолжают цитироваться в современной психологии и сегодня.

Согласно гуманистической теории развития личности Карла Роджерса, все люди существуют в мире, наполненном переживаниями. Их жизненный опыт создает их реакции с участием внешних людей и объектов. А также внутренние эмоции и мысли. Это называется их феноменальным полем. Феноменальное поле указывает на чьи-то мысли, поведение, объекты, реальность, а также людей.

Карл Р. Роджерс признал, что поведение человека является фактором, стимулируемым тенденциями самоактуализации, чтобы работать и достигать наивысшего уровня своих достижений и потенциала. В этой системе люди создают самооценку или структуру себя. Отрицательная я-концепция связана с тем, что люди недовольны тем, кто они есть, позитивная я-концепция заставит их чувствовать себя в безопасности.

Чем отличаются теории Карла Роджерса и Абрахама Маслоу?

Психолог-гуманист Роджерс был сторонником основателя позитивной психологии, гуманистической теории личности Абрахама Маслоу. Один из выдающихся психологов и специалист по позитивной психологии Абрахам Сэмюэл Маслоу считал, что люди полностью раскрывают свой потенциал, переключаясь с фундаментальных потребностей на самореализацию. Однако теория личности Роджера добавила, что людям в их повседневной жизни нужна среда с сочувствием, принятием и искренностью, чтобы расти. Согласно Карлу Роджерсу, человек достигает уровня самореализации, когда он реализует свои желания, желания и цели на каждом этапе своей жизни.

Как лидер гуманистической психологии и основатель позитивной психологии, Авраам Сэмюэл Маслоу обратился к изучению психологии личности, подчеркивая свободу воли и субъективный опыт.

Гуманистическая психология освещает роль человека в формировании его внешнего и внутреннего мира. Карл Роджерс считал, что люди в своей повседневной жизни являются творческими и активными людьми, которые остаются в настоящем и озабочены ситуациями, межличностными отношениями и восприятиями только в настоящем. Теория развития личности Роджера делает акцент на человеческом потенциале и свободной воле к добру.

Основное различие между выдающимися психологами Роджерсом и Абрахамом Сэмюэлем Маслоу заключается в их гуманистических теориях самоактуализации. Авраам Сэмюэл Маслоу признает функционирование человека в самом себе, а Роджерс подчеркивает потребность в окружающей среде.

Теория окружающей среды Карла Роджерса

Каков взгляд Карла Роджерса на реальное «я» в сравнении с идеальным «я»?

Согласно Роджерс self делится на 2 категории; реальное и идеальное Я. реальное «я» указывает, кем человек является в реальной жизни, а идеальное «я» — это то, кем человек хочет стать в своей жизни. В реальной жизни идеальное «я» людей не соответствует тому, что происходит в реальной жизни.

В области психологии разница между действительным опытом и действительным «я» заключается в несоответствии. Конгруэнтность возникает, когда мысли об идеальном я и реальном я вполне связаны, то есть когда я-концепция является точной и сильной. Высокая конгруэнтность приводит к более здоровой и продуктивной жизни с более высоким чувством собственного достоинства.

Конгруэнтность теории Карла Роджерса

Изучение Я-концепции Роджерса

Я-концепция – это убеждение, которого мы придерживаемся в отношении самих себя. Мы верим, кто мы, основываясь на нашем прошлом опыте, наших нынешних обстоятельствах и наших будущих ожиданиях. Я-концепция не статична; он меняется со временем.

Мы меняем нашу Я-концепцию, когда переживаем события, которые эмоционально воздействуют на нас. Карл Роджерс считал, что на Я-концепцию повлияли три фактора:

1) Отношение наших родителей к нам (наше раннее окружение).

2) Наши представления о себе (наш внутренний мир).

3) Наше восприятие других (внешнего мира).

Карл Роджерс разработал свою теорию Я-концепции, работая с пациентами, страдающими эмоциональными расстройствами. Он обнаружил, что у многих из этих пациентов были негативные чувства по отношению к себе, потому что у них были неточные представления о себе. Эти убеждения часто подкреплялись их родителями.

Роджерс пришел к выводу, что единственный способ помочь этим пациентам преодолеть свои проблемы — это научить их подвергать сомнению собственные представления о себе. Это позволит им развить более точные представления о себе.

Чтобы проиллюстрировать этот момент, предположим, что вы подросток, который чувствует себя неполноценным, потому что вы никогда не могли хорошо заниматься спортом. Ваши родители могут усилить это чувство, сказав вам, что вы слишком малы, чтобы добиться успеха в баскетболе.

Если вы примете это убеждение, вы будете плохо себя чувствовать и испытывать негативные чувства. Но если вы бросите вызов этому убеждению, задавая себе позитивные вопросы для саморефлексии, вы сможете конструктивно справиться с любым негативом.

Ставя под сомнение свои представления о себе, вы получите представление о своей Я-концепции. И как только вы лучше поймете свою Я-концепцию, вы сможете ее улучшить.

Что такое Безусловное положительное отношение Роджера?

Эксперт по гуманистической психологии, Роджерс Безусловное положительное отношение указывает на отношение любви и полного принятия как самого себя, так и другого человека. Когда человек безоговорочно положительно относится к другому человеку, ничто из того, что может сделать другой человек, не может дать ему причину перестать считать его привлекательным и человечным по своей сути. Это не означает, что люди будут принимать все действия этого человека, но они принимают то, кем является этот человек, на гораздо более глубоком уровне, чем на поверхностном уровне.

Кто является полностью функционирующим человеком?

Роджерс описывает полностью функционирующего человека как человека, отвечающего следующим критериям:

  • растущая открытость новому опыту,
  • растущий экзистенциальный образ жизни,
  • растущее доверие организма,
  • свобода выбора,
  • 070 креативность.
  • надежность и конструктив; и
  • живут богатой, полной жизнью.

По словам Роджерса, гуманистический подход к тому, чтобы стать полностью функционирующим человеком, будет жить « хорошей жизнью » в соответствии с вышеуказанными критериями. Давайте посмотрим, что он имел в виду:

1. Растущая открытость опыту

Роджерс описал это как принятие чьего-то жизненного опыта без защиты или психологического стресса из-за психологической или эмоциональной атаки.

2. Все более экзистенциальный образ жизни

Это указывает на то, что прошлый опыт не может изменить реакцию человека. Все более экзистенциальный образ жизни в области психологии указывает на наслаждение моментом. Например, человеку нравится водить машину, поэтому автомобильная авария не помешает ему водить машину. Человек будет продолжать получать удовольствие от вождения, реализуя принцип все более экзистенциального образа жизни.

3. Повышение доверия организма

Карл Роджерс утверждает, что повышение доверия организма происходит, когда клиент демонстрирует уверенность в себе, чтобы делать правильный выбор в различных социальных ситуациях. Теория Роджерса также предполагала, что клиент будет использовать подходящий моральный компас и иметь этический кодекс для принятия этих решений.

4. Свобода выбора

Гуманистическая теория Карла Роджерса о свободе выбора предполагает, что клиенты Роджера могут понимать, как реагировать на ситуации. Свобода выбора указывает на то, что люди контролируют свои реакции, практикуя соответствующий эмоциональный интеллект. Свобода выбора также регулируется индивидуальным моральным кодексом клиента. Свобода выбора также означает, что клиент берет на себя ответственность за свое поведение.

5. Креативность

Карл Роджерс описал креативность как знание, позволяющее соответствующим образом адаптироваться к ситуации. Роджерс приводит пример учителя, который является интровертом, но решает стать экстравертом в своих инструкциях. Это творчество и адаптация не вносят существенных изменений в личность педагога, но позволяют ему творчески адаптироваться к ситуации.

6. Надежность и конструктивность

Согласно теории личности Карла Роджерса о надежности и конструктивности, люди могут достичь баланса между своим реальным «я» и идеальным «я». Самооценка является дополнительным элементом этого баланса. Необходим повышенный уровень соответствия между самооценкой, реальным «я» и идеальным «я». Человек с повышенным уровнем самооценки ценит себя и может быть любезен, получая комплимент. Этот человек также может принять и насладиться комплиментом с большей самооценкой. Чтобы достичь соответствия между реальным «я» и идеальным «я», человеку необходимо ежедневно практиковаться с реальным «я», чтобы столкнуться с идеальным «я» в будущем. Примером идеального «я» может быть человек, которому нравится водить машину по снегу с многообещающими всесезонными шинами, обеспечивающими большее сцепление с дорогой в будущем. Но чтобы достичь соответствия с реальным «я», настоящее «я» позаботится о том, чтобы купить всесезонные шины до первого снегопада. Следовательно, настоящее «я» в конце концов столкнется с идеальным «я» во время первого сильного снегопада.

7. Жить богатой, полной жизнью

Карл Роджерс предполагает, что полноценно функционирующий человек более интенсивно испытывает боль и радость, горе и любовь, а также мужество и страх. Другими словами, богатая, полная жизнь включает в себя интенсивное переживание негативных и позитивных аспектов повседневной жизни. Например, человек, который лучше работает на работе, но при этом живет богатой, полной жизнью с достаточными условиями, может быть более склонен к похвале со стороны начальника. Тот же работник, имеющий достаточные жизненные условия, в момент потери работы или расставания с другом испытал бы и больший психологический стресс, чем человек, никогда не имевший богатой, полноценной жизни.

Карл Роджерс полностью функционирующий человек

Каков подход Карла Роджерса к образованию?

В «Терапия, ориентированная на клиента», Карл Роджерс объяснил подход к образованию и в 1969 году составил «Свобода учиться » по этой теме. Подход Роджерса к образованию отдает предпочтение обучению, ориентированному на учащихся. Согласно его подходу к образованию, учащиеся учатся смотреть в будущее через классную среду, где они могут решать реальные проблемы и учиться мыслить критически.

Студентоцентрированное обучение (SCL) — это метод обучения, при котором учащиеся берут на себя управление своим обучением. Студенты учатся в своем собственном темпе, работают самостоятельно и используют свои творческие способности для решения проблем. SCL поощряет самостоятельное обучение и развивает навыки критического мышления.

Теория, лежащая в основе этого типа педагогики, заключается в том, что учащиеся, которые практикуют SCL, могут стать независимыми учениками, способными адаптироваться к меняющимся ситуациям и находить решения сложных проблем. Они развивают уверенность в своей способности добиться успеха.

Чтобы добиться успеха, учителя должны понимать принципы SCL и применять их в своей работе в классе. Это включает в себя предоставление студентам широких возможностей для изучения идей, выражения мнений и сотрудничества с другими.

SCL предназначен не только для детей начальной школы. Он используется во всей образовательной системе, включая классы колледжей.

Личностно-центрированная терапия Роджерса

В клинической психологии личностно-центрированный подход также называют клиент-центрированной терапией, или роджерианская терапия использует неавторитетный подход, который позволяет клиентам взять на себя инициативу на сеансах, что позволяет им исследовать свои собственные решения.

Подход Роджерса клиент-центрированная терапия появился в исследовании американской психологии, проведенном в рамках клинической психологии, и пришел к выводу, что каждый человек уникален, и, таким образом, каждому нужно доверять восприятию своего собственного мира и его способности справиться с ним. Роджерс был сторонником самореализации, а это означает, что каждый человек имеет возможность найти для себя лучшие решения и возможность внести соответствующие изменения в свою повседневную жизнь. Роджерс первоначально назвал свой подход к терапии, ориентированный на клиента, недирективной терапией, потому что этот терапевтический подход требовал от терапевта поддержания терапевтических отношений, в которых терапевт уделяет внимание руководству клиента, а не прямому обсуждению.

В гуманистической психологии Карла Роджерса, клиент-центрированная терапия при построении терапевтических отношений терапевт признает опыт клиента, слушает клиента без осуждения и работает как сочувствующий фасилитатор, не меняя направления беседы . Терапевт с личностно-центрированным подходом предназначен для поддержки и поощрения клиента, не вмешиваясь и не прерывая процесс самопознания клиента, как в клиент-центрированной терапии, клиент показывает, что не так и что необходимо, чтобы все исправить.

Заключительные мысли о теории Роджерса

На теории Роджерса повлияли Зигмунд Фрейд и Альфред Адлер. У них были схожие взгляды на важность понимания себя. Однако Роджерс считал, что этих теорий недостаточно. Он хотел помочь людям понять их чувства и эмоции.

Роджерс считал, что все хотят быть счастливыми. Но многие люди изо всех сил пытаются достичь счастья, потому что они не осознают, кто они на самом деле. Чтобы узнать, кто вы, вам нужно узнать о себе.

В заключение отметим, что Карл Роджерс был психологом, который считал, что каждый человек может исцелить себя. Он также считал, что если кто-то хочет улучшить свое психическое состояние, он должен сначала заглянуть внутрь себя, чтобы выяснить, почему он плохо себя чувствует.

Этот подход позволил ему разработать свою знаменитую клиентоцентрированную терапию, которую он использовал для лечения пациентов, страдающих депрессией, тревогой и фобиями. Его работа продолжает оказывать влияние на психологов и сегодня.

Роджерс считал, что есть четыре основные потребности, которые определяют поведение человека. Этими потребностями являются безопасность, принадлежность, самоуважение и свобода. Люди стремятся удовлетворить эти потребности.

Люди часто пытаются наполнить свою жизнь вещами, которые доставляют им удовольствие. Но когда им не удается удовлетворить эти потребности, они могут испытывать стресс. Стресс вызывает несчастье.

Глава 22, часть 1: Карл Роджерс – PSY321 Текст курса: Теории личности

В отличие от часто мрачного, подсознательного акцента психодинамических теоретиков и несколько холодных, расчетливых взглядов поведенческих/когнитивных теоретиков, гуманистические психологи сосредотачиваются на потенциале каждого человека для личностного роста и самоактуализации. На Карла Роджерса повлиял сильный религиозный опыт (как в Америке, так и в Китае) и его ранняя клиническая карьера в детской больнице. Следовательно, он разработал свои терапевтические методы и сопутствующую теорию в соответствии с позитивной и обнадеживающей перспективой. Роджерс также сосредоточился на уникальных характеристиках и точках зрения людей.

Абрахам Маслоу наиболее известен своими обширными исследованиями самой важной черты гуманистической точки зрения: самоактуализации. Он также является тем, кто назвал гуманистическую психологию третьей силой после психодинамической и поведенческой/когнитивной точек зрения, и он особо обратил внимание на необходимость выхода психологии за рамки изучения нездоровых людей. Он также интересовался психологией рабочего места, и его признание в сфере бизнеса, возможно, сделало его самым известным психологом.

Карл Роджерс — психолог, которого многие связывают в первую очередь с гуманистической психологией, но он не создал эту область так, как Фрейд создал психоанализ. Будучи на несколько лет старше Абрахама Маслоу и более непосредственно перейдя в клиническую практику, Роджерс почувствовал потребность в разработке новой теоретической точки зрения, которая соответствовала бы его клиническим наблюдениям и личным убеждениям. Таким образом, он предлагал гуманистический подход к психологии и, более конкретно, к психотерапии до Маслоу. Однако именно Маслоу использовал термин гуманистическая психология как прямую противоположность бихевиоризму и психоанализу. И именно Маслоу, который в 1954 года, связался с друзьями, чтобы начать встречи, которые привели к созданию Американской ассоциации гуманистической психологии. Роджерс был включен в эту группу, но также были Эрих Фромм и Карен Хорни, у которых были отчетливо гуманистические элементы в их собственных теориях, элементы, которые имели общую связь с индивидуальной психологией Альфреда Адлера (Stagner, 1988). Кроме того, духовные аспекты гуманистической психологии, такие как пиковые переживания и трансцендентность, уходят своими корнями в работы Карла Юнга и Уильяма Джеймса и уходят еще дальше во времени к древним философиям йоги и буддизма.

По крайней мере, в одном важном отношении карьера Роджерса была похожа на карьеру Зигмунда Фрейда. Когда он начал свою клиническую карьеру, он обнаружил, что методы, которым его учили, не очень эффективны. Итак, он начал экспериментировать со своими собственными идеями и разрабатывать свой собственный терапевтический подход. По мере развития этого подхода развивалась и уникальная теория личности, направленная на объяснение эффективности терапии. Роджерсу было трудно объяснить, что он узнал, но он очень страстно относился к этому.

Краткая биография Карла Роджерса

Карл Рэнсом Роджерс родился 8 января 1902 года в Чикаго, штат Иллинойс. Его родители были хорошо образованы, а отец был успешным инженером-строителем. Его родители любили своих шестерых детей, из которых Роджерс был четвертым, но они явно контролировали их. Они были христианами-фундаменталистами, которые делали упор на дружную семью и постоянную продуктивную работу, но не одобряли ничего другого. Семья Роджерсов ожидала стандартов поведения, соответствующих «избранным» Богом. «Не было ни алкоголя, ни танцев, ни походов в театр, ни карточных игр, и вообще мало общественной жизни» (ДеКарвальо, 19 лет).91; Торн, 2003).

Роджерс не был самым здоровым из детей, и его семья считала его чрезмерно чувствительным. Чем больше его семья дразнила его, тем больше он уходил в одинокий мир фантазий. Он искал утешения в чтении книг, и когда он пошел в школу, его уровень чтения был намного выше его уровня в классе. В 1914 году семья переехала на большую ферму к западу от Чикаго, что было мотивировано в первую очередь желанием уберечь детей от соблазнов городской жизни в пригороде. Результатом стала еще большая изоляция Роджерса, который сетовал на то, что к окончанию средней школы у него было всего два свидания. Однако он продолжал учиться, став чем-то вроде эксперта по большим мотылькам, обитавшим в этом районе. Кроме того, его отец поощрял детей развивать свои собственные предприятия, а Роджерс и его братья разводили разнообразный домашний скот. Учитывая эти интересы и в соответствии с семейной традицией, Роджерс поступил в Висконсинский университет в Мэдисоне, чтобы изучать научное сельское хозяйство (DeCarvalho, 19 лет).91; Торн, 2003).

В течение первого года обучения в колледже Роджерс посещал утреннюю воскресную группу студентов под руководством профессора Джорджа Хамфри. Профессор Хамфри был фасилитативным лидером, который отказывался от условностей и поощрял студентов принимать собственные решения. Роджерса очень вдохновляла интеллектуальная свобода, и он также начал заводить близких друзей. Эта возросшая интеллектуальная и эмоциональная энергия побудила Роджерса пересмотреть свою приверженность христианству. Учитывая его сильную религиозную веру, он решил сменить специальность на историю, предвкушая карьеру христианского священника. Ему посчастливилось быть выбранным в качестве одного из двенадцати студентов из Америки для участия в конференции Всемирной студенческой христианской федерации в Пекине, Китай. Он путешествовал по Китаю (также посетив Корею, Гонконг, Японию, Филиппины и Гавайи) в течение 6 месяцев в окружении других умных и творческих молодых людей. Он вел подробный дневник и писал длинные письма своей семье и Хелен Эллиотт, подруге детства, которую он считал своей «возлюбленной». Его разум был растянут во всех направлениях благодаря этому глубокому межкультурному опыту, а интеллектуальная и духовная свобода, к которой он стремился, ослепила его от того факта, что его фундаменталистская семья была глубоко обеспокоена тем, что он сказал. Однако к тому времени, когда Роджерс осознал неодобрение своей семьи, он изменился и поверил, что люди самых разных культур и вероисповеданий могут быть искренними и честными (Киршенбаум, 19 лет).95; Торн, 2003). Любопытно отметить, что соседом Роджерса по комнате в поездке был чернокожий профессор семинарии. Роджерс смутно осознавал, что в то время было странно, когда чернокожий и белый жили вместе в одной комнате, но особенно его удивили взгляды, которые встречали китайцы, которых они встречали и которые никогда раньше не видели чернокожего (Rogers & Рассел, 2002). После возвращения из Китая Роджерс окончил колледж, а через 2 месяца женился на Хелен. Его семья снова не одобряла этого, полагая, что молодой паре следует сначала стать более солидной. Но Роджерса приняли в Союзную теологическую семинарию в Нью-Йорке, и он и Хелен хотели быть вместе. Его семья, возможно, хотела, чтобы они подождали, потому что Объединенная теологическая семинария была, пожалуй, самой либеральной семинарией в Америке в то время (ДеКарвальо, 19 лет).91; Роджерс и Рассел, 2002 г.; Торн, 2003).

Роджерс провел 2 года в семинарии, в том числе летом был пастором небольшой церкви в Вермонте. Однако его желание не навязывать свои убеждения другим мешало ему проповедовать. Он начал посещать курсы в близлежащем Педагогическом колледже Колумбийского университета, где узнал о клинической и педагогической психологии, а также о работе с детьми с нарушениями. Затем он перешел в Педагогический колледж и после написания диссертации, в которой он разработал тест для измерения адаптации личности у детей, получил степень доктора философии. в клинической психологии. Затем, в 19В 28 лет он начал работать в Рочестерском обществе по предотвращению жестокого обращения с детьми (DeCarvalho, 1991; Thorne, 2003).

Роджерс был погружен в свою работу в Рочестере на 12 лет. Он обнаружил, что даже самые сложные теории не имеют большого смысла, когда имеешь дело с детьми, получившими серьезные психологические травмы после прохождения через суды и системы социальной работы. Поэтому Роджерс разработал свой собственный подход и сделал все возможное, чтобы помочь им. Многие из его коллег, включая директора, не имели особой терапевтической направленности:

Когда я пытался посмотреть, что я могу сделать, чтобы изменить их поведение, иногда они отказывались видеть меня в следующий раз. Мне было бы трудно заставить их прийти из изолятора в мой офис, и это заставляло бы меня думать: «Что такого я сделал, что обидел ребенка?» Ну, обычно это была чрезмерная интерпретация или слишком умный анализ причин поведения… Поэтому мы подходили к каждой ситуации с гораздо большим вопросом: «Чем мы можем помочь?» а не «Какова загадочная причина такого поведения?» или «В какую теорию вписывается ребенок?» Это было очень хорошее место для обучения в том смысле, что было легко открыться опыту и, конечно же, не было необходимости вписываться в какую-либо конкретную модель мышления. (стр. 108; Роджерс и Рассел, 2002 г.)

В конце концов Роджерс написал книгу, в которой описал свою работу с детьми, «Клиническое лечение проблемного ребенка » (Rogers, 1939), которая получила отличные отзывы. Ему предложили должность профессора в Университете штата Огайо. Начало в качестве профессора дало Роджерсу большую свободу, и его часто приглашали выступить с докладами. Было высказано предположение, что один из таких докладов в декабре 1940 года в Миннесотском университете под названием «Новые концепции психотерапии» стал официальным днем ​​рождения клиент-центрированной терапии. Очень популярный среди своих учеников, Роджерс не был так желан среди своих коллег. Роджерс считал, что его работа особенно опасна для тех коллег, которые считали, что только их собственный опыт может сделать психотерапию эффективной. Спустя всего 4 года, в течение которых он опубликовал Консультирование и психотерапия (Роджерс, 1942), Роджерс перешел в Чикагский университет, где он основал консультационный центр, написал Клиент-центрированная терапия (Роджерс, 1951) и написал несколько глав для Психотерапия и изменение личности (Rogers & Dymond, 1954), а в 1956 году он получил награду за выдающийся научный вклад от Американской психологической ассоциации. Затем, в 1957 году, он принял совместное назначение в области психиатрии и психологии в Университете Висконсина для изучения психически больных людей. У Роджерса были серьезные сомнения по поводу отъезда из Чикаго, но он чувствовал, что совместное назначение позволит ему внести значительный вклад в психотерапию. Это была серьезная ошибка. Он не ладил со своими коллегами по психологическому факультету, которых считал враждебно настроенными, устаревшими, «крысоориентированными» и не доверяющими клинической психологии, и поэтому ушел в отставку. Однако он сохранил свое назначение в психиатрическом отделении, и в 1961, опубликовал, возможно, свою самую влиятельную книгу « о том, как стать человеком » (Rogers, 1961).

Источник изображения: Дидиус. (2006, 6 января). Карл Рэнсом Роджерс. Получено с Викисклада по адресу https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Carl_Ransom_Rogers.jpg. Под лицензией CC-BY-2.5.

В 1963 году по приглашению одного из своих бывших студентов, Ричарда Фарсона, Роджерс переехал в Калифорнию, чтобы поступить в Западный институт поведенческих наук. Это был некоммерческий институт, занимающийся изучением гуманистически ориентированных межличностных отношений. Роджерс с подозрением относился к еще одному серьезному шагу, но в конце концов согласился. Он стал очень активным в исследованиях групп встреч и теории образования. Пять лет спустя, когда Фарсон ушел из института, произошло изменение его направления. Роджерс был недоволен изменениями, поэтому он вместе с некоторыми коллегами ушел и основал Центр изучения личности, где оставался до самой смерти. В более поздние годы Роджерс писал книги на такие темы, как личная власть и брак (Роджерс, 19 лет).72, 1977). В 1980 году он опубликовал книгу A Way of Being (Rogers, 1980), в которой изменил терминологию своей точки зрения с «клиентоцентричной» на «личностно-ориентированной». С помощью своей дочери Натали, которая училась у Абрахама Маслоу, он провел множество групповых семинаров о жизни, семье, бизнесе, образовании и мире во всем мире. Он побывал в регионах с высокой напряженностью и опасностью, включая Польшу, Россию, Южную Африку и Северную Ирландию. В 1985 году он собрал влиятельных лидеров семнадцати стран Центральной Америки на мирную конференцию в Австрии. День его смерти, 4 февраля 19 года.87 лет, сам того не зная, он только что был номинирован на Нобелевскую премию мира (DeCarvalho, 1991; Kirschenbaum, 1995; Thorne, 2003).

Помещение Роджерса в контекст: психология, которая создавалась 2600 лет

Карл Роджерс был выдающейся личностью, чей подход к психологии подчеркивал индивидуальность. Выросший в сильной христианской вере, познакомившийся с восточной культурой и духовностью в колледже, а затем работавший детским терапевтом, он начал ценить и уважать каждого человека, которого встречал. Из-за этого уважения к способности каждого человека расти и веры в то, что мы врожденно движимы к актуализации, Роджерс начал отчетливо гуманистический подход к психотерапии, который стал известен как клиентоцентрированная терапия.

Взятые вместе, клиентоцентрированная терапия и самоактуализация предлагают гораздо более позитивный подход к развитию каждого человека, чем большинство других дисциплин в психологии. В отличие от существующих подходов психоанализа, направленных на выявление проблем прошлого, или поведенческой терапии, направленной на выявление проблемного поведения и контроль или «исправление» его, клиентоцентрированная терапия выросла из простого желания Роджерса помочь своим клиентам двигаться дальше. вперед в своей жизни. Действительно, он получил психоаналитическое образование, но Роджерс находил методы неудовлетворительными как с точки зрения их целей, так и с точки зрения их способности помочь детям, с которыми он работал в то время. Кажущийся невмешательство в клиентоцентрированную терапию хорошо сочетается с даосской точкой зрения, которую Роджерс изучал, обсуждал и обсуждал во время своей поездки в Китай. В Способ существования , Роджерс (1980) цитирует то, что, по его словам, является, возможно, его любимым высказыванием, которое суммирует многие из его более глубоких убеждений:

Если я не буду вмешиваться в дела людей, они сами о себе позаботятся,

Если я не командую людьми, они ведут себя прилично,

Если я не проповедую людям, они улучшаются,

Если я не навязываюсь людям, они становятся самими собой.

Лао-цзы, около 600 г. до н.э.

(Примечание: этот перевод несколько отличается от того, который указан в Справочнике.) Эта цитата была включена, потому что это тот перевод, который цитировал Роджерс, поскольку разница, вероятно, повлияла на его впечатление от этого высказывания.

Роджерс, как и Маслоу, хотел, чтобы психология приносила гораздо больше пользы обществу, чем просто помощь людям с психологическими расстройствами. Он расширил свое искреннее желание помочь людям научиться действительно общаться с эмпатическим пониманием и усилиями, направленными на установление мира в мире. В день своей смерти он только что был номинирован на Нобелевскую премию мира. Поскольку Нобелевская премия не может быть присуждена тому, кто умер, он не имел права быть номинированным снова. Если бы он прожил еще несколько лет, он вполне мог бы получить эту награду. Его более поздние годы, безусловно, были посвящены миру, что заслуживало такого признания.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts