Карпман треугольник судьбы: ТРЕУГОЛЬНИК СУДЬБЫ | Психологический Центр сотрудничества и творчества «АФИНА»

Содержание

Треугольник Карпмана (судьбы) | Психология отношений

 

В продолжение темы о «настоящем мужчине», которому внушили, что он по жизни должен…

Часто мужчина начинает решать проблемы женщины, считая, что тем самым он может добиться ее уважения и любви. Эта ошибка, чаще всего (но не всегда), является следствием слабого поведения мужчины, когда мужчина не может заинтересовать женщину своей личностью, либо, неправильным пониманием того, что на самом деле является мужественностью. Особенно опасно, когда это происходит в начале отношений.

 

Как появляется треугольник Карпмана

Все начинается с появления Жертвы — человека, которого кто-то – Преследователь, или что-то — обстоятельства, проблемы — преследует. Как вы понимаете, такая ситуация просто не может существовать долго: либо Преследователь «кушает» свою Жертву, либо Жертва справляется со своими проблемами и, стало быть, перестает ею быть. И все.

Но есть еще вариант: на помощь Жертве приходит Избавитель — он сам решает все проблемы Жертвы. За нее. И вот тут-то и начинаются главные приключения: люди, занимавшие вполне определенные позиции в Треугольнике Карпмана (Преследователя, Жертвы или Избавителя) начинают меняться ролями — треугольник начинает «вращаться».

При таком «вращении» Преследователь на какое-то время сам становится Жертвой, а Избавитель — его Преследователем. Теперь уже бывшая Жертва может начать защищать своего Преследователя. И даже начать преследовать своего Избавителя… Вариантов смены ролей множество, но факт остается фактом: каждому из участников Треугольника Карпмана придется побывать в каждом из его углов.

Довольно типичный пример:

Расстроенный Сын (Жертва), приходит домой из школы. Учительница по математике (Преследователь) поставила ему двойку. На пороге его встречает Мать. Узнав про двойку она (Преследователь) ругает сына (Жертву). Тот говорит, что оценка была поставлена несправедливо (Мальчик — Преследователь, Учительница — Жертва). Пришедший с работы Отец (Преследователь) собирается выпороть Сына (Жертву), но Мать (Избавитель) его останавливает и предлагает сходить в школу — разобраться с Учительницей (Жертва). Можете не сомневаться, что учительница легко найдет себе Избавителя (и Преследователя) в лице Директора. И ситуация продолжит свое развитие.

Как видите, треугольник не только «вращается», но и порождает новые треугольники.
Подводя предварительный итог, можно сказать, что Треугольник Карпмана — весьма неприятная штука, и выбраться из него гораздо труднее, чем туда попасть. Тому, как вовремя распознать опасную ситуацию и обойти ту дорогу, что прямиком ведет в этот треугольник судьбы, и посвящена эта статья. Начнем, правда, «от противного».
 

Типичные ошибки Избавителя

Как превратиться в Жертву? Отвечаю: легче всего превратиться в Жертву, начав с роли Избавителя. Причем, скорее всего, Вашим Преследователем станет тот, кому Вы недавно помогли — облагодетельствованная Вами Жертва:

Попала как-то куча зверей в одну большую яму. Раскрутили бутылку: на кого попадет, того съедят. Попало на зайца — кабан вдруг говорит:
— Нет, зайца не будем есть. Он мой друг, и кто его хоть пальцем тронет, того загрызу.
Ну ладно, кабан — он дикий, все можно ожидать. Закрутили бутылку, а она опять на зайца попадает. Кабан опять за свое. И так пять раз. На шестой попало на кабана. Заяц:
— Ну что, кабан? Довыпендривался?

Можно, конечно, осуждать зайца и возмущаться его подлостью, но тот, кто знает о законах Треугольника Карпмана, ничему удивляться не будет: так оно и должно было произойти. Михаил Литвак сформулировал это в виде короткого правила:

Оказывая благодеяние, жди подлости от того, кто это благодеяние принял

Это и последующие высказывания Михаила Литвака взяты мной из его книги «Принцип сперматозоида». Вообще, очень рекомендую книги этого автора: они буквально пронизаны огромным жизненным и консультационным опытом этого врача-психотерапевта и просто психолога.

Но и этот забавный (страшный?) анекдот, и это страшное (забавное?) правило от Михаила Литвака — лишь иллюстрация. Лишь утомительное повторение знаменитого:

«Закон суров, но таков закон».

Декларация того, что Треугольник Карпмана работает как закон природы. И трудное это дело — объяснять как и почему он работает. Гораздо проще сделать практический вывод (опять Михаил Литвак):

Хочешь жить спокойно — не оказывай благодеяний

 

Почему Избавитель становится Жертвой?

Потому что взаимодействие Жертвы с Избавителем ущербно по определению: оно основано на передаче ответственности.
Применительно к межполовым отношениям, мужчина (избавитель), вместо того, чтобы развивать отношения на основе влечения, считая это проявлением качеств «настоящего» мужчины, берет на себя ответственность за судьбу жертвы.

Конечно, в сложившихся отношениях, это чаще всего нормально. Но НАЧИНАЯ отношения с этого, будьте готовы к тому, что вас будут использовать во вполне определенной роли, которую вы САМИ для себя посчитали нормальной, поскольку это укладывается в ВАШЕ представление о «мужественности».

Забота о других — это вообще «отдельная песня». Временами кажется, что о ней и только о ней говорят как о благих намерениях, ведущих в ад. Оставьте человеку возможность заботиться о себе самостоятельно! Хотя бы — достаточно взрослому.

Каждый обладает всеми необходимыми ему ресурсами — одна из пресуппозиций НЛП. Я не призываю совсем никому не помогать, но дождитесь хотя бы, пока другой сам попросит Вас о помощи. Тогда вы будете точно знать: что, как и зачем нужно сделать, чтобы действительно помочь.

Задав себе вопрос
 

о своевременности и уместности помощи,

мы экономим множество времени и сил. Как своих, так и чужих. О нервах и прочем душевном здоровье я уже и не упоминаю — об этом вся статья. Я Вас уверяю: если наши действия совпадают с потребностями того, ради кого мы все это делаем, то благодарности мы получим существенно больше! А если не совпадают — как говорит одна моя знакомая: «Я его об этом не просила!»

Кстати, получив пару-тройку таких реакций на свои попытки помочь (в особенности, если при этом пришлось «переворачивать горы»), Избавитель сам превращается в Преследователя: «Я для нее!. . А она!.. Неблагодарная! Ну она у меня получит!» Знакомо? Надеюсь, что — нет. Впрочем, зря надеюсь: слишком велика вероятность положительного ответа.

Думаю, путаница с разделением своих и чужих потребностей уходит своими корнями в глубокую древность — к «золотому» правилу: «Делай для других то, что тебе хотелось бы, чтобы они сделали для тебя«. Разве это так? Очень хочется ответить не менее древним: «По себе людей не судят!» В смысле, судят, конечно, но это «не есть хорошо».

Отсюда мини-правило:

учись отличать свои желания от чужих потребностей.

И помощь станет эффективней! Одной опасностью меньше.

Но есть одно «но». Даже если Ваша помощь действительно высокоэффективна, это все равно не убережет Вас от роли Жертвы. По крайней мере — без каких-либо гарантий. Ведь тем самым Вы отучаете человека решать собственные проблемы самостоятельно:

Молодожены у сексопатолога. Муж:
— Доктор, я до сих пор не знаю, что нужно делать с женой в постели.
Врач, взглянув на красавицу-жену:
— Сейчас покажу.
Уложил ее на кушетку и исполнил обязанности мужа.
— Ну, теперь ясно?
— Спасибо, доктор! Только я не знаю…
— Что еще?
— Если вы будете заняты, то куда нам обращаться?

Человек попадает в зависимость от Вас. Любое поведение — выбор наилучшего варианта из имеющихся в настоящий момент. Теперь лучшим вариантом поведения для Жертвы в аналогичной ситуации становится повторное обращение к Избавителю — человеку, который однажды уже справился с его проблемой. Он будет просто вынужден это сделать.

Полагаю, что через некоторое время Избавитель будет решать исключительно проблемы Жертвы. А та еще будет оценивать его действия и, в случае чего, выдвигать ему претензии по поводу качества найденных решений. Вам не кажется, что роли уже поменялись? Жертва (теперь уже Преследователь) нахально уселась на шее Избавителя (своей Жертвы) и совершенно не собирается с нее слезать.
 

Об эмоциях, фактах и ожиданиях.

Самое интересное — впереди. Запросы «халявщика» будут неуклонно расти! И это тоже — не новость. По крайней мере, наш мудрый народ давно подметил, что «аппетит приходит во время еды».

То же самое можно объяснить и более наукообразно. Чуть сложнее и намного интереснее. Зададимся вопросом: «Что определяет реакцию человека на наши действия (в нашем случае — на нашу помощь)?» Ответ: его эмоциональная реакция. Здесь мы подходим к замечательному вопросу: «Что делает эмоцию положительной или отрицательной?» Один из многих возможных ответов — такая формула:

Если мы ждали больше, чем получили, то в соответствии с этой формулой эмоция получается отрицательной. Например, разочарование. Если мы получили больше, чем ожидали, то — положительная. Скажем, радость. Или так: ожидали очень плохого, а получили просто плохое: облегчение. Степень совпадения — степень нейтральности эмоции.

Хорошая формула? Лично мне она нравится своей простотой и элегантностью. Ее можно использовать весьма разнообразно. В частности — для создания эмоции желаемого заряда. Как у другого, так и у себя. Но здесь нам важен другой ее аспект.

Не секрет, что наши представления о будущем формируются фактами из прошлого и настоящего. (Есть и многие другие факторы, но с известной долей упрощения можно сказать, что это так).

Чем больше мы сделаем для другого сейчас, тем больше он будет ждать от нас в будущем. И то, что было величайшим одолжением сегодня, завтра будет ожидаться «по умолчанию». Цениться это уже не будет, но вот претензий можно получить множество. Так появляются новые обязанности.
 

Как быть?

Если вы в чем-то участвуете, значит это вам зачем-то нужно. Иначе бы все просто развалилось.

Каждый человек индивидуален, у каждого свое представление о мире и его собственная самобытность. Это может нам нравится или не нравится, но каждый человек имеет право быть таким, каким он хочет. И это его право иметь те проблемы или те возможности, которые у него есть, и его право менять это или нет. И по моему опыту получается, что если попробовать «спасти» человека, особенно вопреки его желанию, обычно это заканчивается вполне плачевно. Если человек не берет ответственности за свое изменение, изменения не получается, а получается нечто совершенно непристойное.

data-yashareQuickServices=»vkontakte,facebook,odnoklassniki»

еще СТАТЬИ >>>

Как НЕ входить в треугольник судьбы

Отношения — важная наша сфера жизни. Поэтому, чтобы чувствовать хорошо себя всегда, важно не попадать в круги, треугольники, квадраты и прочие фигуры, которые нарушают хорошее самочувствие. Одна из моделей таких очень распространенных отношений известна как Треугольник Карпмана. Привожу статью об этом «магическом» треугольнике, чтобы осознанно подходить к отношениям, а также для того, чтобы признать таковые, если они имеются. И, главное, как выйти из него, чтобы чувствовать себя хорошо всегда.

Треугольник Карпмана — это широко распространенная, но нездоровая модель взаимоотношений. Она была описана Стивеном Карпманом, одним из классиков трансактного анализа. Участвовать в треугольнике могут и двое, и трое, и пятеро, но вот ролей ровно три. Безжалостный Преследователь терроризирует несчастную Жертву, а Спасатель ее же спасает. Длится эта драма годами и даже десятилетиями, а все потому, что текущая ситуация в каком-то смысле устраивает всех участников. Преследователь с удовольствием срывает злость на других людях, Спасатель наслаждается своей ролью Бэтмена и Супермена в одном флаконе, а Жертва получает возможность перекладывать ответственность за свою жизнь на чужие плечи и пользоваться жалостью и сочувствием окружающих.

Как выйти из треугольника Карпмана?

Если все довольны, то спрашивается, зачем, вообще, выходить из треугольника Карпмана? Во-первых, затем, что диалог в таком треугольнике невозможен, и объективные проблемы просто не решаются. Во-вторых, эта игра удовлетворяет только сиюминутные потребности участников, в конечном же счете все остаются в проигрыше.

Рассмотрим это на примере:

Свекровь изводит невестку мелкими придирками, на что последняя жалуется мужу. Муж принимается выяснять отношения с матерью, и вот уже она сама рыдает на кухне. Жена неожиданно встает на сторону свекрови и обвиняет мужа в неблагодарности и неуважительном отношении к матери. Уязвленный в лучших чувствах муж оскорбляется и переходит в контратаку. Страсти накаляются, жизнь бьет ключом, и потушить лавину взаимных оскорблений уже оказывается невозможно…

У каждого участника есть своя любимая роль, в которой он находится большую часть времени. Но позиции в треугольнике Карпмана динамичны. Никак иначе и быть не может, ведь роль Жертвы сама по себе довольно невыгодна. Одна из причин, по которой Жертва соглашается быть Жертвой – это возможность время от времени становится Преследователем. А значит другие «актеры» тоже проходят все три фазы цикла.

Как с этим бороться

Все мы иногда оказываемся вовлечены в чужие треугольники. Это неприятно, но не опасно. Человек, не склонный играть назначенную ему роль, не застрянет в ней надолго. Но некоторые семьи или рабочие коллективы вообще никогда не выходят за рамки треугольника. Участники прочно увязают во взаимных манипуляциях, не замечая, как разрушают собственную жизнь. И это по-настоящему трагично.

Для того чтобы выйти из треугольника Карпмана, надо прежде всего осознать факт его существования и свою роль в нем. Это не просто. Преследователь часто даже не знает, что он Преследователь (иначе не был бы им). Другие участники способны понять свою роль, но свято уверены в том, что это не они водят треугольник, их просто втянули в свою игру другие люди.

Но так или иначе, если вы долгое время находитесь в треугольнике судьбы, значит заинтересованы в нем, и вы время от времени исполняете все три роли, а потому, может быть, перечисленные ниже рекомендации окажутся вам полезны.

Преследователь

1)     Прежде чем предъявлять претензии, что-то требовать, критиковать, винить и стыдить других людей, хорошо подумайте, действительно ли вам нужен результат, или вы просто хотите сорвать злость.
2)      Примите идею того, что вы несовершенны и можете ошибаться.
3)      Прекратите обвинять в своих проблемах других людей.

4)      Прекратите считать, что другие обязаны соответствовать вашим представлениям о том, что правильно.
5)      Найдите альтернативные способы самоутверждения.
6)      Если хотите чего-то добиться от другого человека, попытайтесь подтолкнуть его в нужном направлении без физического и эмоционального насилия.

Спасатель

1)      Не навязывайте услуги и не давайте советы, о которых вас не просят.
2)      Прекратите считать, что лучше знаете, как другим жить.
3)      Не обещайте то, чего не можете выполнить.
4)      Не рассчитывайте на благодарность – все, что вы делаете, вы делаете, потому что сами этого хотите.
5)      Если все же рассчитываете на ответные услуги, оговаривайте свои условия заранее.
6)      Найдите альтернативные способы самоутверждения.
7)      Если испытываете острое желание кого-то спасать, делайте это, но будьте честны перед собой – действительно ли ваша помощь необходима и эффективна?

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Жертва

1)      Вместо того, чтобы жаловаться на людей, испортивших вам жизнь, попытайтесь найти способ свою жизнь улучшить.
2)      Прекратите считать, что другие люди обязаны решать ваши проблемы.
3)      Не перекладывайте на других ответственность за свои действия. Всё, что вы делаете, это ваш собственный выбор, если, конечно, на вас не направлено дуло пистолета.
4)      Не рассчитывайте на безвозмездные услуги. Если вам предлагают помощь, заранее выясните, чего от вас ожидают взамен.
5)      Не оправдывайтесь, просто делайте так, как считаете нужным.
6)      Если вам сочувствуют, соглашаются помогать и обсуждать с вами ваши проблемы, постарайтесь извлечь из этого что-то действительно полезное для себя, вместо того чтобы просто натравливать вашего Спасателя на Преследователя.

Выход из треугольника судьбы сложен и долог. Тому, кто идет по пути развития, встречаются и собственные привычки, и устоявшиеся модели поведения окружающих, которые стремятся сохранить статус-кво. Иногда даже бывает проще совсем разорвать деструктивные отношения – если это возможно. Главное, не повторить прежний сценарий на новом месте и с новыми участниками.опубликовано econet.ru.

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Знайте, как использовать драматический треугольник Карпмана для разрешения конфликтов

Существует причина, по которой слово «драма» является самым раскрученным и наиболее часто используемым словом в телеиндустрии. Это не то же самое, что ваш повседневный конфликт. Драма возникает, когда обычный конфликт становится токсичным.

Простой конфликт может превратиться в длительную нездоровую драму, когда в него вмешаются другие. Драматический треугольник, или «драматический треугольник Карпмана », был впервые опубликован в 1968 году доктором Стивеном Карпманом.

Что такое Драматический треугольник Карпмана?

Каковы три типа конфликта?

Убеждения, которые положили начало драматическому треугольнику Карпмана

Треугольник жертвы – тени жертвы

Каковы последствия драматического треугольника Карпмана?

Как выйти из драматического треугольника Карпмана?

Способы разорвать драматический треугольник Карпмана

Как выйти из драматического треугольника Карпмана?

Сообщение на вынос

Что такое Драматический треугольник Карпмана?


РЕЗЮМЕ
В драматическом треугольнике, предложенном Стивеном Карпманом, три главных героя. Это Жертва, Преследователь и Спасатель.

По словам доктора медицины Стивена Карпмана, драматический треугольник — это модель, которая является основой для всех человеческих социальных взаимодействий. Карпман опубликовал статью, когда учился у Эрика Берна. Берн известен как отец трансактного анализа.

Карпман говорит, что в драматическом треугольнике три персонажа:

  • Жертва — Жертва играет самую значимую роль в драматическом треугольнике. Именно из-за этого персонажа остаются в живых два других персонажа. Жертва всегда должна чувствовать себя жертвой, бессильной, угнетенной и беспомощной.
  • Преследователь — Роль, прямо противоположная роли Жертвы, Преследователь склонен во всем обвинять Жертву. Они очень суровые, авторитетные, неприятные, злые и властные. Они не обращают внимания на то, что чувствует Жертва, и верят в демонстрацию превосходства.
  • Спасатель – Третий персонаж, Спасатель, всегда готов помочь Жертве. Они плохо себя чувствуют, если не могут помочь Жертве, что может быть чрезвычайно вредным и пагубным для Жертвы. Эта тенденция помогать делает Жертву зависимой от них в любой плохой ситуации. Некоторые люди также имеют привычку играть в Спасателя, чтобы избежать своих чувств или беспокойства.
Три персонажа драматического треугольника Карпмана

Каковы три типа конфликта?


РЕЗЮМЕ
Согласно драматическому треугольнику Карпмана, существует три различных стиля конфликта. Персонаж Жертвы действует, показывая беспомощность или некомпетентность. Прокурор доминирует и позорит других людей. Наконец, у Спасателя проблемы с мученической смертью, и он старается регулярно помогать другим.

Мы установили, что в драматическом треугольнике Карпмана есть три действующих лица – Жертва, Преследователь и Спасатель. Обсуждая это, мы должны знать, что каждый человек способен адаптироваться более чем к одному персонажу. В зависимости от ситуации можно было играть одну, две или все три роли на разных уровнях.

Таким образом, чтобы различать три стиля конфликта, мы должны понимать их в деталях.

Жертва:

  • Сообщение – «Мне нужна ваша помощь. Я не могу сделать это сам».
  • Поведение — придирки, беспомощность, демонстрация (или притворство) некомпетентности
  • Расплата – мне не нужно заботиться о сложных ситуациях
  • Проблема — Люди в конце концов устают им помогать

Преследователь:

  • Сообщение – «Я лучше, и я всегда прав. Это все твоя вина».
  • Поведение — Доминантный, смотрит на людей свысока, стыдит других
  • Расплата – я всегда получаю то, что хочу
  • Проблема – Люди отдаляются от них. Жертвы не могут полностью раскрыть свой потенциал рядом с преследователями

Спасатель:

  • Сообщение – «Не беспокойтесь об этом. Я намного лучше решаю твою проблему, чем ты».
  • Поведение – потребность что-то исправить, взять на себя, всегда готовое решение, мученичество, бегство от собственных проблем
  • Расплата – я в центре внимания. Я в розыске. Я всем нужен.
  • Проблема — Часто оказывается жертвой Жертвы, не осознавая этого.

Чтобы иметь возможность избежать драматического треугольника или помочь кому-то избежать его, жизненно важно признать роль, которую вы или они играете в этом треугольнике. Только тогда вы или они могли бы принять меры, чтобы оторваться.

Убеждения, которые положили начало драматическому треугольнику Карпмана


У каждого человека в треугольнике жертвы есть сценарий или роль. Эти сценарии сформированы их основными убеждениями. На эти убеждения влияет то, как они видят себя и окружающий мир.

Роль спасателя

Спасатели твердо убеждены, что его собственные потребности не важны и не актуальны. Они чувствуют, что единственный способ общаться с другими людьми — это заботиться о них. Они склонны игнорировать свои проблемы, наказывают себя и чувствуют себя виноватыми, когда не заботятся о других.

Спасатели считают, что единственный способ чувствовать себя хорошо и любить — решать проблемы пострадавших.

Они злятся и стыдятся, когда не заботятся о ком-то.

К сожалению, поскольку они, как правило, связаны с людьми, которые всю свою жизнь играют роль жертвы, это укрепляет их представление о том, что они не должны нуждаться.

Этот порочный круг приводит к тому, что спасатели становятся зависимыми от жертв, точно так же, как жертвы зависят от них.

Роль жертвы

Как и у спасателя, чувство вины и стыда также является движущей силой жертвы. Жертвы часто используют чувство вины, чтобы манипулировать своими Спасителями за то, что они заботятся о них. — Если ты не позаботишься обо мне, то кто? – это основная мотивация их действий.

Чувство себя жертвой всех окружающих, убеждение, что они не могут добиться успеха в этом мире в одиночку. Участвуя в Треугольнике Жертвы, они снова и снова доказывают это себе. Они искренне думают, что они в чем-то неполноценны. Они считают, что просто не способны прожить свою жизнь без того, чтобы их кто-то спас.

В этом ключевое различие между спасателем и жертвой: первые считают, что их потребности не важны, вторые считают, что их потребности не могут быть удовлетворены, если их некому спасти. Следует отметить, что, несмотря на эти чувства, жертвы также склонны злиться на своих спасителей, потому что они чувствуют, что те считают их нижестоящими.

Роль преследователя

Преследователи склонны рассматривать мир как опасное место и часто используют страх и запугивание как инструменты, чтобы удерживать других людей в своей жизни на своем месте. Они также привыкли чувствовать свое превосходство над окружающими, потому что думают, что только они могут видеть правду.

Чего преследователи не осознают, так это того, что именно такое отношение в конечном итоге делает их жизнь «опасной». Они верят, что являются невинными жертвами в мире, который хочет причинить им боль, но это их собственные действия причиняют боль им и окружающим.

Преследователи считают, что единственный способ выжить — это всегда быть в режиме защиты или нападения.

Треугольник жертвы – тени жертвы


Хотя три игрока в драматическом треугольнике Карпмана кажутся разными, по сути, они представляют собой одни и те же оттенки жертвы. Эти тени или крайности жертвы легко объяснить, внимательно изучив роли и убеждения, которые они демонстрируют.

Все три роли в треугольнике являются искажением положительных ценностей, которыми обладают люди. Когда эти ценности выражаются репрессивным образом или когда они долгое время отрицаются, мы запутываемся в драматическом треугольнике.

Определение нашего положения в треугольнике может помочь нам распознать и исправить это искажение. Это также может помочь нам определить ту часть нас самих, которую мы склонны отрицать.

Вот несколько примеров искаженных теней, которые приводят к выражению преследователей и спасателей:

Спасатель

Например, когда вы научитесь идентифицировать себя как спасателя, вы сможете научиться устанавливать соответствующие границы. Спасатели обладают беспрецедентной способностью заботиться о других. Но когда они отрицают эту заботливую природу или не устанавливают для себя никаких границ, они начинают вмешиваться в жизнь других людей, часто нездоровым образом.

Эти ценности часто рассматриваются как женские характеристики. Таким образом, можно сделать вывод, что спасительница представляет собой искаженный образ женского аспекта поведения человека.

Преследователь

В случае с преследователем есть глубокое чувство справедливости. Они думают, что, используя свою силу и настойчивость, они могут исправить причиненные им ошибки. Хотя в качествах, которыми они обладают, нет ничего изначально неправильного, но использование этих качеств неправильно.

Мужские качества руководства, границ и защиты искажаются, потому что они не полностью приняты и признаны. Для преследователя нападение становится единственным способом защитить себя. Они видят себя невинной жертвой, которая должна отомстить, чтобы выжить.

Преследователи рассматривают свое вредоносное поведение по отношению к другим как выражение своего защитного механизма. Они чувствуют, что у них есть «веские причины» причинять боль другим, и что они «должны были это сделать», потому что другие что-то им сделали. Они считают, что это не только единственный способ отомстить, но и то, что это оправдано и правильно.

Типичный преследователь будет подавлять свои качества воспитания и заботы и пытаться решить все свои проблемы, используя тактику контроля, гнев и насилие.

Жертва

Когда человек подавляет как мужскую, так и женскую стороны, он становится жертвой. Они начинают полагаться на то, что другие позаботятся о них, отрицая свою естественную способность проводить здоровые границы и действовать вопреки собственной лжи. Они не могут принимать настойчивые решения и в конечном итоге чувствуют себя беспомощными.

На самом деле, точный способ описать жертву может быть

Каковы последствия драматического треугольника Карпмана?


Жизнь в драматическом треугольнике, несомненно, приносит страдания и проблемы всем ее участникам. Какое бы положение или роль вы ни играли в треугольнике, это в конечном итоге приводит к эмоциональной, физической и психической боли. Цена пребывания в драме высока для всех участников.

Вот почему так важно вырваться из драматического треугольника. Все участники проигрывают в этой игре, потому что в тот или иной момент вы начинаете злиться и обижаться. Давайте рассмотрим многогранные последствия жизни в треугольнике:

1. Отсутствие личной ответственности.

Наиболее распространенная причина, по которой люди попадают в треугольник, заключается в том, что они не берут на себя ответственность за свои действия. Спасатели склонны брать на себя ответственность за всех остальных, но не за себя, а преследователи обвиняют других людей в своих печалях и страданиях. Жертвы, с другой стороны, зависят от спасателей, которые берут на себя ответственность за них.

Следовательно, никто из людей не берет на себя ответственность. И пока они продолжают обвинять других в своих несчастьях, они останутся несчастными. Драматический треугольник вынуждает человека довольствоваться болезненной, печальной жизнью, потому что мы склонны пребывать в иллюзии, что мы так или иначе зависим от других во всем.

2. Жесткость по отношению к токсичным убеждениям

Когда наша родная семья живет в драматическом треугольнике, мы вырастаем с убеждениями, которые являются ядовитыми и вредными для нашего психического благополучия. Семейные ценности, такие как «не говори об этом», «не рассказывай о своих чувствах» или «ты эгоистичен, если заботишься о себе», укореняются в нашем мозгу.

В результате мы подавляем свои неприятные чувства, когда они приходят, и находим для них негативный выход. Это приводит к порочному кругу, и драма так или иначе продолжается.

Нам нужно найти способы справиться с этими неприятными чувствами, чтобы не выражать их негативно. Сидеть с болью и страданием, не отыгрывая, чрезвычайно важно для роста и развития личности.

3. Ложное наделение полномочиями

Воротами в треугольник жертвы является боль. И это боль, которой мы позволяем управлять нами, пока мы находимся в треугольнике. У нас возникает мысль или чувство страха, и мы реагируем на него в ответ, что снова создает треугольник, запуская порочный круг снова и снова.

Например, иногда спасатели чувствуют необходимость спасти других людей, чтобы перестать чувствовать какую-либо боль, а также чтобы окружающие не чувствовали себя плохо. Они склонны говорить что-то вроде «он не может с этим справиться» или «это заденет ее чувства», чтобы справиться с этим за других.

Мы часто чувствуем себя лучше, когда помогаем другим, и это может привести к тому, что мы забудем о собственных чувствах и проблемах. Кроме того, это дает нам ощущение ложного контроля, что может дать вам временное расширение прав и возможностей.

Но, в конце концов, мы не замечаем, что это ощущение силы за счет нашего собственного благополучия. Кроме того, это оставляет других людей бессильными и беспомощными.

4. Отрицание, приводящее к импульсивному поведению

Люди в драматическом треугольнике склонны отрицать свои чувства. Они считают, что чувства неприемлемы, и вечно живут с чувством вины за то, что чувствуют. Родители, имеющие такие убеждения, склонны передавать их своим детям. И когда это делается, дети вырастают во взрослых, которые в конечном итоге овладевают своими эмоциями и становятся импульсивными.

Таким образом, эти эмоции продолжают руководить их действиями из-за кулис, создавая токсичные отношения и невозможные ситуации. Эти дети также учатся ассоциировать стыд и вину со своими чувствами, потому что их родители сказали им, что чувствовать такие вещи неправильно. Это приводит к отделению и отчуждению от других и заставляет их проводить свою жизнь в треугольнике.

Отрицание своих чувств также является попыткой избежать каких-либо неприятных ощущений. Жертвы, живущие в драматическом треугольнике, часто говорят себе, что не могут справиться со своими эмоциями и нуждаются в поддержке других, то есть в спасателях, чтобы взять под контроль свои эмоции.

С другой стороны, спасатели, которые так себя чувствуют, используют других в качестве рычага, чтобы избежать собственных негативных чувств. Помощь жертвам и решение их проблем лишает их энергии, чтобы бороться с собственными демонами. И они думают, что если смогут игнорировать и держаться подальше от этих чувств и обстоятельств, им не придется иметь с ними дело.

В конце концов демоны догонят. Игнорирование неприятных ощущений не избавляет от них, а лишь приводит к их накоплению, что в конечном итоге приведет к несчастью и еще большему страданию.

5. Нечестность

Честность требует мужества и отваги. Это первое условие, которое необходимо выполнить, если кто-то хочет избежать треугольника жертвы. Честность невозможна, когда люди игнорируют свои чувства, что является отличительной чертой всех ролей в драматическом треугольнике. Необходимо практиковать радикальное самопринятие и способность быть верным себе.

Например, спасатель должен признать, что у него есть бессознательное желание держать других людей в зависимости от себя. Только делая это, они могут научиться отпускать это и сосредоточиться на собственной самооценке. Пока люди в этом правиле продолжают видеть жертв, беспомощных и слабых, они будут продолжать помогать им и быть нечестными с самими собой.

6. Проекция

Отрицание чувств является отличительной чертой треугольника, как упоминалось ранее. Но есть еще один аспект, который не часто принимается во внимание. Когда в наших чувствах отказывают надолго, мы начинаем проецировать их на окружающих нас людей.

Проекция означает, что если кто-то считает определенное чувство в своем уме неприемлемым, он будет искать его в других людях и ненавидеть их за это. Эта привычка к проецированию также обеспечивает сохранение треугольника жертвы, вовлекая в него все больше и больше людей.

7. Отсутствие близости

Когда вы не приняли себя полностью и оказались в ловушке драматического треугольника, вы не можете ожидать, что кто-то другой примет вас. Это основа неудачной близости среди тех, кто фигурирует в драматическом треугольнике.

Когда мы обнаруживаем необходимость спрятаться из-за нашей собственной неадекватности, мы не можем развить близость без партнера. Это особенно верно для спасателей и жертв, которые в конечном итоге изолируют себя от своих партнеров из-за своей нечестности с самим собой.

Динамика расширения прав и возможностей и треугольник победителя

Как разорвать драматический треугольник Карпмана?


РЕЗЮМЕ
Драматический треугольник показывает, что в какой-то момент все склонны принимать ту или иную роль. Это не затрагивает одного человека, а является лишь средством вырваться из порочного круга токсичных и изматывающих ситуаций.

Важно понимать, что не каждый конфликт приводит к драматическому треугольнику. «Треугольник» в его статье не относится к конкретной жертве. Вместо этого он показывает поведение тех, кто изображает из себя одного из трех персонажей.

Например, мать приказывает сыну «убрать комнату» сразу после того, как он закончит домашнее задание. Отец вскакивает и просит мать дать сыну «отдохнуть, потому что он устал». Сын чувствует, что отец прав, а мать слишком резка.

В приведенном выше примере мать является Преследователем. И сын берет на себя роль Жертвы. Наконец, отец играет Спасателя, который вмешивается и спасает его от уборки в комнате. Иногда люди становятся жертвами самих себя и видят в других злодея или спасителя. Чтобы разорвать этот нездоровый треугольник, важно, чтобы все три персонажа посмотрели на свои роли с другой точки зрения.

«Драма» кажется утомительной и токсичной, потому что много энергии тратится на определение ролей, которые люди играют в драматическом треугольнике. Жертва хочет вести себя невинно и чувствует себя беспомощной, Преследователь хочет добиться цели и держаться подальше от любого негативного образа, а Спаситель хочет только быть праведным.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Может показаться очень заманчивым выступить в роли «спасателя», когда друг или член семьи в беде. Но прежде чем сделать это, вы всегда должны наблюдать, действительно ли у человека проблемы.

Трудно поверить, но некоторым нравится играть в жертву. Обычно это происходит, когда что-то идет против их воли.

И они используют свою беспомощность, чтобы избежать ответственности за свои поступки. Чаще всего они также используют прикрытие «уязвимости», чтобы обвинять других. Чтобы уйти от этого, нужно перестать фокусироваться на персонажах конфликта и начать фокусироваться на самом конфликте.

Способы разорвать драматический треугольник Карпмана


РЕЗЮМЕ
Единственный способ выбраться из Драматического Треугольника — изменить себя. Жертве нужно научиться брать дела в свои руки, Преследователю следует научиться развиваться и быть честным, а Спасателю помогать другим достигать своих целей. Таким образом, они становятся Творцом, Претендентом и Тренером – соответственно. Это называется динамикой расширения возможностей.

В своей книге «Сила Теда» Дэвид Эмеральд рассказывает о способах избежать ДДТ — страшного драматического треугольника (он же треугольник Карпмана). По его словам, лучший способ вырваться из драматического треугольника — трансформировать существующие роли в трех новых персонажей.

Таким образом, в TED, Динамика расширения прав и возможностей:

  • Жертва превращается в Творца и берет на себя инициативу, чтобы добиться положительного исхода конфликта.
  • Преследователь действует как Претендент. Его роль состоит в том, чтобы предоставить Творцу возможность размышлять и развиваться. Он также должен всегда сохранять честность.
  • Спасатель берет на себя роль тренера. Он помогает Жертве обнаружить и достичь своих целей, задавая им вопросы.

В модели TED Спасатель и тренер по-прежнему протягивают руку помощи, но не выводя из строя Жертву. Вместо того, чтобы ставить Жертву в зависимость от себя, они дают Творцу возможность реализовать свой потенциал и достичь своей цели. Они помогают создателю обрести уверенность и взять на себя ответственность за свою проблему, решение и принятие решений.

Роль Создателя также не менее важна в динамике наделения полномочиями, поскольку именно они предпринимают существенные шаги для достижения положительных или приемлемых результатов в проблемной ситуации.

И последнее, но не менее важное: преследователь, ставший противником, создает сложную атмосферу для развития Творца. Хотя это все еще может вызывать дискомфорт, они всегда остаются честными. Позволяя Создателю справляться с этими трудными ситуациями, они гарантируют, что понимают важность решения проблем на более глубоком уровне.

СОВЕТ
Роль Претендента подразумевает жестокую честность. Хотя это может причинить боль и создать новые конфликты, Творец должен понимать его важность. Таким образом, как претендент, вы никогда не должны воздерживаться от правды, если хотите помочь Жертве превратиться в творца и взять на себя бремя их проблем.

Как выбраться из драматического треугольника Карпмана?


РЕЗЮМЕ
Другой способ разбить драму — использовать Треугольник Победителя. Он тоже включает в себя трансформацию всех трех персонажей. Это может помочь людям изменить свои социальные взаимодействия и улучшить межличностные отношения.

Да!

Динамика расширения возможностей — это только одна из терапевтических моделей, которые можно использовать для избавления от драматического треугольника. TED был опубликован в 2009 году, но есть еще одна терапевтическая модель, известная как «Треугольник победителя», которая была опубликована в 1990 году Эйси Чоем.

Треугольник Победителя — это модель, созданная для того, чтобы показать пациентам, как трансформироваться, когда они входят в любую из точек Драматического Треугольника. Согласно этой модели:

  • Жертва/Создатель должен признать свою уязвимость и лучше осознавать себя.
  • Преследователь/претендент должен подбодрить жертву, спросив, чего она хочет. Они не должны пытаться наказывать или подавлять их.
  • Спасатель/Тренер должен проявлять заботу и заботу. Но он не должен решать проблемы жертвы.

Треугольник победителя — это построение значимых отношений путем изменения способов взаимодействия людей.

СОВЕТ
При выяснении ролей, которые мы играем, лучше замедлиться и задокументировать (в дневнике или на ноутбуке) наши чувства и мысли после конфликта. Когда ситуация немного успокоится, вернитесь и прочитайте запись, не осуждая себя.

В то же время старайтесь наблюдать за своими мыслями и любыми моделями, с которыми вы можете столкнуться. Обратите свое внимание на эти шаблоны, чтобы иметь возможность изменить их

Take Home Message

Конфликты являются неотъемлемой частью человеческой жизни. Какими бы позитивными ни были вы и ваше окружение, игнорировать их невозможно. Иногда конфликты создаются не нами, а ситуациями вокруг нас.

Несмотря на то, что сталкиваться с такими конфликтами нормально, позволять им изменять вашу личность — вредно для здоровья. Чтобы не попасть в шаблоны Жертвы, Преследователя или Спасателя, вы должны быть готовы к трансформации. И трансформация должна произойти как можно раньше.

Обе известные социальные модели помогли пациентам выбраться из драматического треугольника Карпмана . Помните, в конце концов, именно вы имеете власть над тем, как вы проживаете свою жизнь.

Выход из драматического треугольника | Cleveland Consulting Group, Inc.

Херб Стивенсон
Четверг, 25 июня 2015 г.

Время от времени я сталкиваюсь с исполнительной командой, которая, кажется, производит драму, как только они входят в комнату. По отдельности каждый, кажется, способен отделиться от драмы настолько, чтобы быть эффективным, когда не вместе. Интуитивно я часто называл их «драматическими командами», чтобы описать трансформацию, которая, казалось, происходила только в присутствии друг друга. Наблюдая за командой в течение долгого времени, я начал понимать, что напряженная энергия, казалось, наполняла комнату, пока каждый человек не взял на себя определенную роль. Это было похоже на какую-то форму семейной динамики. Изучая эту динамику, я наткнулся на трансактный анализ Эрика Берна9.0338 1 . Сначала казалось, что это может иметь какую-то ценность. Однако, когда я обнаружил, что Стивен Карпман расширил эту концепцию до драматического треугольника — жертва — спасатель — преследователь 2 , я понял, что нашел инструмент, который может помочь в коучинге моей команды.

Треугольник Жертва-Спасатель-Преследователь — это психологическая модель для объяснения специфических созависимых, деструктивных моделей взаимодействия, которые негативно влияют на динамику команды. Каждая позиция в этом треугольнике имеет уникальные, легко идентифицируемые характеристики. Всякий раз, когда человек запутывается в любой из этих позиций, он буквально продолжает крутиться из одной позиции в другую, уничтожая возможность для здоровых отношений и продуктивной командной динамики. Хорошая новость заключается в том, что как только команда узнает об этих позициях и решит разорвать этот порочный круг, она сможет выйти за рамки 9.0344 Треугольник В-Р-П . Преодоление этих дисфункциональных моделей поведения является одним из основных ключей к устранению наших собственных дисфункциональных тенденций индивидуально и в команде при создании здоровых личных и профессиональных отношений.

Жертва

ЖЕРТВА — «Бедный я»

  • Чувствует себя жертвой, угнетенным, беспомощным, безнадежным, бессильным, пристыженным.
  • Ищет Спасателя, который увековечит их негативные чувства.
  • Если остается в позиции Жертвы, блокирует себя от принятия решений, решения проблем, удовольствия и самопонимания.
  • «Подавленная» стойка.

Наблюдать за тем, как руководители переходят от сильного, уверенного поведения к слабой самоэффективности, когда они выходят на арену команды исполнительного руководства, — интригующий процесс. Внезапно человек преображается и искренне верит, что у него нет силы и что ничего хорошего для него никогда не произойдет. В крайнем случае, их внимание сосредоточено на прошлом и негативе. Они могут проводить бесконечные часы, говоря о своих проблемах, своих неудачах и о том, как они пострадали. Они могут впадать в депрессию и погрязнуть в жалости к себе. Их страдания кажутся их личностью. Вещи никогда не бывают правильными, и всегда не хватает времени, поддержки, ресурсов. Они кажутся (и часто чувствуют себя) беспомощными, безнадежными, скорее реагирующими, чем реагирующими на мир здоровым образом. Им всегда нужно что-то большее, прежде чем они захотят взять на себя ответственность за свою жизнь, предпринять какие-либо действия или измениться — больше внимания, больше времени или больше информации. Они, как правило, сбиты с толку, живут в постоянном стрессе и страхе совершить ошибку или выглядеть глупо. У них всегда есть оправдание бездействию, как будто они заперты в активной инерции. Апатия, депрессия и гнев являются типичными переплетающимися симптомами. Даже когда начинает происходить что-то хорошее, вам скажут: «Я знаю, что это ненадолго», и, как они и предсказывали, вскоре это заканчивается провалом 3 . Проведя время с жертвой, команда может чувствовать себя измотанной, опустошенной и подавленной от негатива. Члены команды могут чувствовать, что их энергия высосана из каждого из них. Независимо от того, сколько времени, внимания, информации, энергии или поддержки команда, индивидуально и в целом, предоставляет Жертве, они редко меняются. Важно помнить, что люди меняются только тогда, когда они готовы взять на себя полную ответственность за все свои мысли, слова, действия и творения — до тех пор у них мало позитивного импульса!

Например, одна исполнительная команда руководителей «ушла в собственные ссоры». Старший руководитель боролся с чертами дефицита внимания, когда он менял свое мнение и инструкции с каждым человеком, к которому обращался. Когда динамика была раскрыта и что лидер мог сделать несколько вещей, чтобы уменьшить ощущение ежедневных изменений и путаницы, он ответил, что не видит проблем в своем поведении и объясняет множество причин, по которым он не может измениться. Он не брал на себя никакой ответственности за свое поведение или действия, или, что более важно, не брал на себя никакой ответственности за непреднамеренные последствия, которые вызывали большую часть беспорядка в его команде. Коучинг команды не повлиял на лидера, хотя команда теперь понимала неявный процесс виктимизации руководителя. Команда начала обходить исполнительную власть; однако поведение руководителя было подчеркнуто штаб-квартирой, которая удалила его, когда не было сделано никаких улучшений в поведении.

Спасатель

Спасатели верят, что знают ответы на все вопросы и знают правильные решения для других. Хотя их собственная жизнь часто находится в руинах, они тратят часы, дни, недели или даже годы, пытаясь измениться, контролировать и добиться уважения от других. Спасатели часто носят ложный плащ силы и превосходства, всегда кажутся уверенными и контролирующими ситуацию. Спасатели, как правило, преуспевают в том, чтобы заботиться о других людях и пытаться направлять их жизнь. Контролируя и изменяя других, Спасатели пытаются обрести чувство идентичности, а также привлечь внимание и уважение со стороны членов команды. Они притворяются, что знают больше, чем другие члены команды, и часто имеют ответ на все вопросы, даже если у них мало реальных знаний или опыта по этому вопросу. Спасатель, на первый взгляд, часто изображается в фильмах как «герой» в белой шляпе и верхом на белом коне. Спасатели олицетворяются и прославляются как спасители или белые рыцари, спасающие других от беды и зла, особенно в собственном сознании. Без кого-то, чего-то или причины для Спасения эти люди потеряны и безработны! Они не понимают, что им нужно спасать себя!

СПАСАТЕЛЬ — «Позвольте мне помочь вам»

  • Спасает, когда на самом деле не хочет.
  • Чувствует себя виноватым, если не спасает.
  • Держит жертву в зависимости.
  • Дает разрешение на ошибку.
  • Ожидает неудачу при попытках спасения.

Руководитель взял на себя функцию развития талантов в организации. Он пришел в организацию с репутацией «взорвать все» под предлогом создания чего-то лучшего. Организационно он воспринимался не как решатель проблем, а как создатель проблем. Часто весьма успешные программы и функции упразднялись. По мере того как работа начинала собираться в «предполагаемое» улучшение, часто возникали серьезные проблемы. Человек больше не считался спасителем, он переходил к своей следующей роли спасителя, оставляя после себя абсолютный хаос. Как это часто бывает со спасателями, они часто превращаются либо в беспомощную жертву, либо в разъяренного преследователя. В данном случае большинство ключевых членов его команды были хорошо осведомлены о динамике руководителя; быстро они искали переводы из районов. Генеральный директор понял, что происходит, и сообщил руководителю, что поддержит новый план этого человека. Он добавил, что никаких переводов для него не будет, пока он не закончит перестройку, и если он действительно не даст обещанных результатов, его уволят.

Преследователь

Руководители не привыкать к разъяренным руководителям, которые запугивают других. Преследователи обвиняют других в своих расстройствах. Например, один генеральный директор заявил, что хочет более тесного сотрудничества со своей командой высшего руководства. Вскоре после первой встречи генеральный директор продолжал говорить почти час, набрасываясь на всех, кто высказывал альтернативные мысли. Когда это было доведено до его сведения, он сначала не принял во внимание мою наблюдательность. Когда я записал точные минуты, которые он говорил против сборной, он разозлился на меня. Когда это не сработало, он превратился в смесь жертвы и спасателей. С одной стороны, это не его вина, что у него была слабая команда, и, что более важно, он должен был сделать их сильнее.

ПЕРСЕКЮР —
«Это все твоя вина»

  • Без необходимости устанавливает строгие ограничения.
  • Обвиняет, критикует, угнетает жертву.
  • Активизирован гневом.
  • Жесткая, авторитетная позиция.
  • «Критический» родитель.

Интересно, что Жертвы и Спасатели могут становиться Преследователями, вымещая свое разочарование, гнев и негодование на других, обвиняя других в своих негативных чувствах. Вместо того, чтобы взять на себя личную ответственность и уйти от человека, которого они обвиняют в том, что он их раздражает, они остаются запертыми в деструктивных паттернах, противодействуя и атакуя «источник своего разочарования». Жертва сердится на Спасателя, утверждая, что он слишком сильно давит, требует слишком многого, поднимает боль, заставляет измениться и т. д. Спасатель сердится на Жертву за то, что она не ценит, не понимает или не меняется достаточно быстро, комментирует такие как «если бы вы только послушались моего совета, если бы вы только слушали, менялись и делали то, что я говорю . .. и т. д.» Преследователи наказывают других деструктивными действиями, такими как доминирование, контроль, придирки, принижение, стыд, обвинение и унижение. Преследователю нужно отвлечься, сосредоточиться на том, чтобы позаботиться о себе и привести свою жизнь в порядок!

Пример

Одна команда высшего руководства состояла из генерального директора, главного операционного директора и финансового директора. Генеральный директор был относительно новым для этой должности, однако у него был более чем 20-летний опыт работы в организации. Главный операционный директор имел 10-летний опыт работы в организации и предыдущий опыт работы с операционными полномочиями, сопоставимыми с генеральным директором / главным операционным директором. Финансовый директор имел более чем 30-летний опыт работы в различных организациях и присоединился к организации и команде тремя годами ранее.

Во время совещаний главный операционный директор часто выражал противоположную точку зрения генеральному директору независимо от обсуждения. Часто главный операционный директор переходил в сарказм, а иногда и в откровенную ярость по отношению к генеральному директору. Позже выяснилось, что он был в ярости из-за того, что генеральный директор получил повышение и возглавил организацию. Генеральный директор будет стоять на своем во время большинства встреч; однако впоследствии он поддавался ослаблению чувства собственной эффективности. Во время этих инцидентов финансовый директор не бросал вызов главному операционному директору и часто пытался поддержать генерального директора, хотя и притворно. Часто он пытался спасти генерального директора, а когда ему отказывали, он приходил в ярость или становился жертвой.

Процесс продолжался много месяцев, потому что они, казалось, бессознательно запутывали каждый инцидент, становясь безмолвной жертвой. Главный операционный директор-преследователь понял бы, что перегнул палку, и стал бы жертвой, заявив, что это вина генерального директора. Генеральный директор обвинял главного операционного директора и финансового директора в том, что они не поддерживают его направление и лидерство, а финансовый директор обвинял генерального директора в том, что он не слушал его. Это было похоже на мыльную оперу.

Разорвать цикл

Просто осознать и понять эти закономерности — хороший первый шаг для любой команды или отдельного человека. Как только команда и участники узнают о драматических паттернах, они могут решить измениться (вырваться на свободу) и выйти из треугольника. Однако понимание того, что большинство руководителей на самом деле не хотят знать о своем драматическом треугольнике и не хотят меняться, значительно усложняет задачу не попасть в ловушку своей индивидуальной и командной динамики. Бессознательный аспект драмы часто приводит к тому, что немногие руководители желают или привержены приложению усилий и совершению действий, необходимых для фактического изменения обстоятельств.

Спасатели, люди, которые изначально кажутся такими заботливыми и самоотверженными, часто оказываются недееспособными. Это особенно верно, если они играют роль Спасателя, пытаясь чувствовать себя хорошо, привлечь внимание, почувствовать себя сильнее или контролировать других.

Драматические треугольники — живое доказательство прозрения Ричарда Баха в его книге «Иллюзии: «Доказывайте свои ограничения, и они ваши!» кажутся способными использовать все свои «предполагаемые знания» для управления собственной жизнью.0003

Исполнительные команды в драматическом треугольнике, похоже, собрались вместе, чтобы разыграть свою бессознательную динамику. Даже если они могут утверждать, что презирают динамику, каждый увековечивает ее, игнорируя свой собственный вклад в процесс. Например, при формировании новой исполнительной команды после их первоначального медового месяца, когда каждый из них может «звездиться» в своей любимой роли, каждый член вскоре устает от этой очень требовательной и изнурительной динамики. Когда одному из людей или обоим надоедает драматическая динамика межличностных отношений и они хотят измениться или остановиться, они часто заканчивают Преследованием друг друга вместо того, чтобы искать здоровые способы взаимодействия. Любое изменение может вызвать конфликт, потому что «Игра» и «Правила» изменились. И Жертва, и Спасатель кровно заинтересованы в сохранении этой дисфункциональной динамики. Тем не менее, принятие на себя личной ответственности и выявление своих сокровенных желаний, потребностей и желаний не является сильной стороной любой из позиций треугольника. 4

Продолжая пример

Сначала я подошел к ситуации, пытаясь работать с каждым руководителем. Стало ясно, что динамика больше связана с командой, чем с отдельными людьми. Более того, было ясно, что обсуждение динамики как драматического треугольника не будет «хорошо работать» с руководителями. Вместо этого я сосредоточился на динамике команды, в том числе на выявлении триггеров, которые, казалось, зажигали треугольник. Во-первых, было отмечено, что всякий раз, когда генеральный директор занимает сильную позицию, главный операционный директор немедленно дискредитирует эту позицию и, в конечном итоге, дискредитирует лично генерального директора, если разговор идет не в его сторону. В это время финансовый директор часто переходил, чтобы поддержать генерального директора, после чего либо генеральный директор отклонял поддержку, либо главный операционный директор нападал на финансового директора за то, что тот не поддерживал его. Это было схематично, чтобы показать поток энергии и то, как разворачивался процесс.

После того, как поначалу с трудом проглотили гордость и сильные эмоции, было признано, что это действительно случалось часто. С этого момента команду научили распознавать начало динамики. Они обсудили способы, которыми они могли бы поддерживать, а не подрывать друг друга, сосредоточив внимание на командном и организационном успехе. Были введены командные «правила участия», включавшие в себя реплики, чтобы предотвратить формирование драматического треугольника. Более того, команду научили вести конструктивное противостояние. Кроме того, индивидуальный коучинг превратился в то, как каждый участник неосознанно вносил свой вклад, взяв на себя разные роли. Понимание того, какой индивидуальный вклад они внесли в драматический треугольник, позволило команде выйти из него и перейти к более эмоционально интеллектуальным встречам.

Выход из треугольника

Первый шаг — спросить:

  • Что мотивирует меня действовать так, как я делаю?
  • Я сознательно действую по своему выбору и даю свободно, или мои действия направлены на то, чтобы изменить, контролировать или получить что-то от других?
  • Я даю и делаю что-то свободно, или у меня есть ожидания?

В ту минуту, когда мы ожидаем чего-то взамен от людей, мы действуем неэффективно.

Ключом к выходу из треугольника является отказ от внешних ссылок (нездоровая и опасная модель поиска вне себя одобрения, ответов, решений, любви, нашей идентичности и счастья) и начало внутренних ссылок путем развития адекватного внутреннего авторитета. и самоэффективность. Человек (или команда) должен перестать смотреть вовне и быть готовым углубиться внутрь себя, чтобы войти в контакт со своим истинным «я». На этом стыке человек или команда обычно признают, что здоровые отношения, будь то личные или профессиональные, включают в себя некоторый аспект чести, уважения, обмена и общения. Чтобы двигаться к таким здоровым отношениям, каждый человек должен быть готов оставаться полностью вовлеченным и присутствующим, говорить правду как можно лучше, быть независимым и брать на себя абсолютную и полную ответственность за каждый аспект своей жизни, включая свое время. счастья и успеха.

Жертва должна перестать искать кого-то или что-то вне себя, чтобы исправить их, дать им ответы или дать им любовь и поддержку, в которых они нуждаются. Спасатель должен прекратить попытки изменить, контролировать или получить поддержку от других. Оба должны научиться любить, почитать, уважать и поддерживать себя. Преследование, обвинение других, только создает дальнейший негатив и никогда не приводит ни к чему хорошему. Каждая из этих нездоровых и драматичных позиций приводит к еще более серьезным проблемам.

Чтобы вырваться на свободу, клиенты должны научиться улучшать свое отношение к изменениям, контролю, риску и ответственности. Они должны смириться с переменами и приветствовать их, а также начать переосмысливать свою точку зрения, чтобы смотреть на жизнь как на грандиозное приключение, а не как на тюремный срок, который нужно вынести. Более того, они должны найти в себе смелость позволить себе быть совершенно несовершенными. Это означает ценить то, кем они являются индивидуально и как команда. К сожалению, большинство руководителей во многом развили свою самоэффективность за счет внешнего одобрения и внешних сравнений. Это похоже на построение собственной идентичности без прочного фундамента, который может быть поколеблен присутствием любого другого руководителя.

Принятие на себя полной ответственности


за все, что вы привлекаете и испытываете

Чтобы преодолеть или разрушить драматический треугольник для исполнительной команды, по крайней мере один человек должен хорошо понимать, что драматический треугольник возникает. Из этого признания человек может начать наблюдать, как роли развиваются на собраниях и чередуются между участниками. Дэйв Эмеральд разработал карту полярностей драматического треугольника, названную динамикой наделения полномочиями. Он предлагает двигаться к положительному полюсу межличностной динамики, бросая вызов вместо преследования, тренируя вместо спасения и создавая вместо преследования.

Роли расширения прав и возможностей TED*
-Дэвид Эмеральд

Восстановить связь со своими мечтами и желаниями и предпринять действия для достижения этих результатов требует изменения мышления для большинства людей. Когда «происходят сдвиги» и вы переходите на роль Создателя, Претендента или Тренера, вам становятся доступны более широкие возможности и возможности.

Творец — — центральная роль в TED* (*The Empowerment Dynamics), которая затрагивает внутреннее состояние страсти. Руководствуясь намерением, Творец сосредоточен на желаемом результате, побуждая человека делать Маленькие Шаги к тому, что он хочет создать. Творец также владеет их способностью выбирать свою реакцию на жизненные обстоятельства. Роль Создателя является альтернативой роли Жертвы в драматическом треугольнике.

Претендент — ориентирован на обучение и рост, возлагая ответственность на Создателя и поощряя обучение, действия и следующие шаги. Претендент сознательно возвышает других в качестве положительной альтернативы унижению путем критики, обвинения или контроля. Роль Челленджера является альтернативой роли Преследователя в драматическом треугольнике.

Тренер — использует сочувствие и вопросы, чтобы помочь Создателю разработать видение и план действий. Коуч обеспечивает ободрение и поддержку вместо «спасательных» действий. Роль тренера является альтернативой роли Спасателя в драматическом треугольнике.

powerofted.com/about-ted

Независимо от того, как вы решите взять на себя полную ответственность, индивидуально или в команде, за свои действия, если вы или команда готовы, честно задайте следующие вопросы, как индивидуально, так и в целом. команда. Диалог перейдет в драматическую динамику, которая раскроет бессознательное и часто невысказанное разочарование команды.

Физическое лицо Команда
  • Какую роль я играю во всем этом?
  • Зачем я это делаю?
  • Как мне это создать?
  • Каким образом я все еще нахожусь в этом треугольнике?
  • Я беспомощная Жертва или я каким-то образом, сознательно или бессознательно, создаю это?
  • Чего я действительно хочу, в чем нуждаюсь или желаю для себя и от других?
  • Что я могу сделать, чтобы изменить это?
  • Как я могу предпринять позитивные действия, чтобы создать что-то более гармоничное, более позитивное?
  • Какую роль во всем этом играет команда?
  • Зачем мы это делаем?
  • Как мы это создаем?
  • Каким образом мы все еще находимся в этом треугольнике?
  • Являемся ли мы беспомощной Жертвой или каким-то образом, сознательно или бессознательно, создаем это?
  • Чего мы на самом деле хотим, в чем нуждаемся или желаем для себя и от других?»
  • Что мы можем сделать, чтобы это изменить?
  • Как мы можем предпринять позитивные действия, чтобы создать что-то более гармоничное, более позитивное?

Когда команда перестанет чувствовать себя бессильной и обвинять других и сосредоточится на том, чего она действительно хочет, она может предпринять мощные позитивные шаги.

Одним из конечных положительных шагов является переход команды от убеждения, что они, индивидуально и как команда, не имеют выбора или ответственности перед ситуацией, к признанию того, что их мысли и действия создают их реальность; следовательно, каждый из них в конечном итоге несет ответственность за все, что они испытывают в жизни. Этот сдвиг в восприятии настолько глубок, что может буквально вывести руководителя и команду из треугольника! Короче говоря, команда должна просто перестать думать и делать, сфокусироваться на том, чтобы взять на себя полную ответственность за создание всего, что каждый из них испытывает в своей команде.0003

Ссылки

Преодоление драматического треугольника жертва-спасатель-преследователь , (2009) Майкл Брэдфорд, «The Holman House Healing Center Journal & a Greek Magazine» — Лондон, Англия

Драматический треугольник Стива Карпмана с Комментарии Пэтти Э. Флинер M.S.W. www.KarpmanDramaTriangle.com

Растворение треугольника личной драмы

Простая и легкая формула для того, чтобы научиться устанавливать связь с самим собой, состоит в том, чтобы ОСТАНОВИТЬСЯ, сделать несколько очень медленных глубоких вдохов, отрешиться от любой травмы/драмы, успокоиться и затем спросить себя:

  1. Что я сейчас чувствую?
  2. Спросите себя, где в моем теле я это чувствую? Найдите минутку и по-настоящему прочувствуйте все свои чувства без осуждения.
  3. Что самое главное в данный момент я могу сделать, чтобы позаботиться о себе? Чего я действительно хочу, в чем нуждаюсь или желаю?
  4. Какие положительные изменения я могу внести в свою жизнь прямо сейчас, что помогло бы мне достичь этого?
  5. Какие положительные действия я могу предпринять прямо сейчас, чтобы наилучшим образом поддержать мой процесс и позволить мне взять на себя полную ответственность за свою жизнь?
  6. Какие положительные действия я могу предпринять, чтобы продолжать поддерживать себя, когда я рискую, учусь, меняюсь и расту?
  7. Что я могу сделать прямо сейчас для себя, что было бы позитивным, добрым, любящим, нежным, заботливым и поддерживающим?
  8. Каких целей, мечтаний и задач я хотел бы достичь и в какие сроки?
  9. За какие положительные моменты в моей жизни я благодарен? Составляйте список каждый день!
  10. Спрашивайте, решайте и выбирайте. Какие самые важные действия я могу предпринять прямо сейчас, чтобы начать движение своей жизни в позитивном направлении?
  11. Действуйте позитивно и начинайте действовать прямо сейчас. Сосредоточьтесь на том, куда вы хотели бы пойти и кем вы хотели бы стать, а не на том, где вы были!

Сноски

1 Трансактный анализ (сокращенно ТА) — это психологическая теория, изучающая взаимодействия или «транзакции» между человеком и другими людьми. Лежащая в основе установка состоит в том, что люди — социальные существа, а человек — многогранное существо, которое меняется при контакте с другим человеком в их мире. Родившийся в Канаде американский психиатр Эрик Берн разработал концепцию и парадигму ТА в конце 1950-х годов.

2 Драматический треугольник Стива Карпмана возник на основе трансактного анализа Берна. Карпман был учеником Берна. Он считал, что вариация Родитель-Взрослый-Ребенок обычно присутствует в драматическом треугольнике, состоящем из жертвы-спасателя-преследователя. В классе Карпман отметил, что мозговой штурм был правилом на семинаре Берна во вторник вечером 202 с еженедельным зачетом новой теории. Доктор Эрик Берн в качестве редактора своего журнала T.A.B. сказал мне: «Они будут цитировать тебя 150 лет, так что сделай это правильно». Он предлагал альтернативы, имя Агрессора и ставить Жертву сверху, манипулируя действием. Позже он добавил к своей базовой формуле игры переключатель (S), теперь он читается как C+G=R->S->X->P. Драматический треугольник получил Мемориальную научную премию Эрика Берна в 1972. На моем веб-сайте www.KarpmanDramaTriangle.com размещена благодарственная речь TAJ в январе 1973 года.

3 Часто всплывают клише, такие как «ожидание падения другого ботинка», указывающие на то, что все добрые дела наказываются или что все хорошие результаты недолговечны.

4 Общество запрограммировало нас на мечту о спасении. Книги и фильмы полны историй о жертвах и спасителях, таких как Золушка, Белый рыцарь на белом коне, Супермен и Рэмбо.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts