Классический позитивизм кратко: Классический позитивизм

20.Классический позитивизм (о.Конт, Дж.Ст. Милль, г.Спенсер)

Позитивизм — направление в философии и науке, которое исходит из «позитивного», т.е. из фактического, устойчивого, несомненного, и ограничивает им свое исследование, а «метафизические» (философские) объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными.Философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет смысла, а значит и права на существование. Главным лозунгом позитивизма является утверждение, что каждая наука — сама себе философия.В качестве причины появления позитивизма можно считать бурный прогресс естественных наук на рубеже XIX—XX столетий. Единственным источником истинного действительного знания объявляются конкретные науки.

Оформившись в особое направление в 30-х гг. XIX в. в трудах французского мыслителя О. Конта (который и ввел сам этот термин), позитивизм прошел три основных этапа в своем развитии:

Классический позитивизм

Представителями первой, классической формы позитивизма XIX в. кроме О. Конта были английские мыслители Дж. С. Милль, Г. СпенсерКонт Огюст (1798—1857) — французский философ, «Курс позитивной философии»Он полагал, что «метафизика» как учение о сущности явлений, об их началах и причинах, должна быть устранена, а ее место должна занять позитивная философия. Основная ее характеристическая черта состоит в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам.

Позитивное в его трактовке — это реальное, достоверное, точное и полезное знание в противоположность смутным, сомнительным и бесполезным утвер­ждениям и представлениям, которые часто имеют хождение в обы­денном сознании и метафизических рассуждениях.

Применял принцип историцизма: «ни одна идея не может быть хорошо понята без знакомства с ее историей».

В этой связи он выделяет три основных стадии интеллектуальной эволюции человечества:

– теологическая: человеческий дух объясняет природу вещей воздействием многочисленных сверхъестественных факторов.

– метафизическая: сверхъестественные факторы заменены абстрактными силами

– научная: человек стремится к тому, чтобы, правильно комбинируя рассуждения с наблюдениями и экспериментами, познать действительные законы явлений.

При этом, согласно Конту, необходимо отказаться от возможности достижения абсолютных знаний и от познания внутренних причин явлений.Природа позитивной философии — признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам

Свойства положительной философии:

1. изучение положительной философии дает единственное рациональное средство обнаружить логические законы человеческого ума.

2. прочное обоснование положительной философии дает ей возможность играть руководящую роль во всеобщем преобразовании системы воспитания и образования, где все острее возрастает потребность в приобретении совокупности положительных идей по всем главным сферам действительности.

3. специальное изучение общих положений наук способствует прогрессу отдельных положительных наук.

4. ее можно считать единственной прочной основой общественного преобразования.

Джон Стюарт Милль (1806—1873) — философ, экономист и общественного деятель. Труд «Система логики»Разработал совокупность методов индуктивного исследования причинных связей. Индукция — единственно допустимый прием познания. Она же лежит в основе умозаключений логики и аксиом математики. Она, с точки зрения Милля, должна устанавливать не столько причины, сколько законы явлений.Отрицал дедукцию как метод получения новых знаний. Единственный источник — опыт, предметом которого являются наши ощущения. Материя — лишь постоянная возможность ощущений, а сознание — возможность их переживаний.В «Системе логики» содержится интуитивистская трактовка логики как всеобщей методологии наук.

 Среди нравственных или социальных наук основополагающей Миллем мыслилась психология.  Спенсер Герберт (1820—1903) «Система синтетической философии»

Учение о всеобщей эволюции, опиравшейся особенно на эволюционные идеи Ч. Дарвина.Философия отличается от частных наук только степенью обобщенности знания. Спенсер стремился доказать совместимость науки и религии. Он полагал, что наука помогает религии очиститься от мистики.Спенсер говорит об эволюции Вселенной.Характеристики эволюции:

1.переход от менее связанной формы к более связанной.

2.переход от однородного связанного состояния к разнородному несвязанному состоянию.

3.переход от неопределенного к определенному.

Спенсер отмечал, что эволюция есть интеграция материи, сопровождаемой рассеянием движения.Под это механистическое понимание эволюции Спенсер пытался подвести все явления — от неорганических до нравственных и социальных. Применительно к обществу эволюция выражается в том, что «возрастание общества, как в отношении его численности, так и прочности, сопровождается возрастанием разнородности его политической и экономической организации. То же самое относится ко всем научно-историческим продуктам и прочим продуктам — языку, науке, искусству и литературе». В этом состоит суть понимания Спенсером прогресса. Философия Спенсера внесла идею историзма в этнографию, историю религий, психологию — что следует признать его важным достижением.

Концепция научного познания 0. Конта, Дж.С. Милля, Г. СпенсераИз традиционного набора функций науки — объяснение, описание и предвидение — О. Конт исключил объяснение. Научное познание, согласно Миллю, должно ориентироваться на экономное описание ощущений, которое несовместимо с метафизическим постулированием различных субстанций в качестве основы явлений.Спенсер различал два уровня бытия — «непознаваемое» и «познаваемое». Сфера «непознаваемого» — это предмет не науки, а религии. Позитивистский подход к проблеме систематизации знания и классификации наукИерархия наук в классификации Сен-Симона и Конта выстраивалась следующим образом: вначале математика с механикой, затем науки о неорганической природе (астрономия, физика, химия), потом науки об органической природе (к которой Конт относил и общество) — биология и социология.
Г. Спенсер предложил несколько иную классификацию. В основе его классификации лежит разделение наук на конкретные, абстрактно-конкретные и абстрактные. Науки, изучающие формы, в которых нам даны явления, — это абстрактные науки, к которым принадлежит логика и математика. Открытием законов одного вида силы занимаются абстрактно-конкретные науки, к которым относятся механика, физика и химия. Науки, изучающие явления в целом, Спенсер называл конкретными и относил к ним астрономию, геологию, биологию, психологию и социологию.

«-» позитивизма: программа задавала крайне узкое понимание науки

«+» : развитие различных отраслей науки

  1. Эмпириокритицизм («критика опыта»)

— вторая основная форма позитивизма, сложившаяся в конце XIX — начале XX в. в работах крупного австрийского «философствующего» физика Э. Маха .

Мир в целом и все вещи в нем — «комплексы ощущений». Задача науки — их описание (с математической обработкой), т.е. «чистое описание» фактов чувственного восприятия, к которым «приспосабливается» мысль. 

Мах подверг специальному анализу понятие «заблуждение» и его роль в научном познании, рассмотрел сходство и различия философского и естественно-научного мышления, физического и психического (и место ощущений в их соотношении). Научную известность Маху принесли также его труды по механике, газовой динамике, физиологии и оптике.

Неопозитивизм (логический позитивизм)

Это третий — последний — этап позитивизма и одно из основных направлений западной философии, особенно активно себя проявившее в 30—60-е гг. XX в. (Карнап, Шлик, Найрат, Рейхен-бах и др.)

Отделяя науку от философии, они считали, что единственно возможным знанием является только специальное знание, а задача философии — анализ языковых форм прежде всего языка науки.

Важное значение неопозитивисты придавали принципу верификации. Верификация (доказательство, подтверждение) — процедура установления истинности научных положений в процессе их эмпирической проверки, т.е. с помощью наблюдения, измерения или эксперимента. Тем не менее верифицируемость научных выводов может быть отнесена к одному из важных признаков (критериев) научности.

Таким образом, неопозитивизм сводит задачи философии не к систематизации конкретного естественнонаучного знания, как это делал «классический» позитивизм, а к деятельности по анализу языковых форм знания. Если «классический» позитивизм ориентировался на психологию познания, то неопозитивизм в большей степени опирается на логику.

52. Позитивизм и неопозитивизм (общая характеристика и эволюция)

Вопросы по философии к вступительному экзамену в аспирантуру АПКиППРО г. Москвы‎ > ‎

Позитивизм – философское направление, утверждающее, что подлинное знание может быть получено лишь как результат отдельных конкретных наук, а философия выполняет лишь роль их синтетического объединения. Главным лозунгом позитивизма является утверждение, что каждая наука – сама себе философия.

Основоположником позитивизма явился О. Конт, который провозгласил разрыв позитивной науки с философией. Его последователями были Дж. Милль и Г. Спенсер.

Классический позитивизм утверждал, что наука должна отвечать на вопрос «как» и не должна быть связана с вопросом «почему». Таким образом, она лишь описывает и регистрирует факты, а не объясняет их. Вопросы же абстрактных сущностей – это вопросы метафизики и религии, а наука имеет дело лишь с конкретными предметами, изучать которые можно лишь конкретными методами.

Все человеческое знание делится на позитивное, связанное с конкретными науками и отвечающее тому, что есть на самом деле, и на идеологическое, ориентированное на способы установления должного. Знание первого рода является истинным, так как его можно проверить. Знание второго рода находится за пределами истинной оценки. Следовательно, все общественные науки науками не являются, так как в них господствует субъективный интерес, цель, идеал.

Неопозитивизм – вторая форма данного направления. Разделяя исходные принципы позитивизма, неопозитивизм претендует на полное устранение «метафизики» и ее основных проблем. Он сводит задачи философии не к систематизации конкретного естественно-научного знания, а к деятельности по анализу языковых форм знания. Неопозитивизм в большей степени опирается на логику, и знание для него является действительным только тогда, когда может быть выражено в языке. Это позволяет говорить о неопозитивизме как о логико-лингвистической форме позитивизма, которая решает проблемы на основе конвенционализма. Это означает, что тот или иной знак имеет лишь то объективное содержание, которое определяется конвенцией или договором исследователей.

Позитивизм в процессе своей эволюции прошел три основные стадии: 

  • первая, начальная стадия связана с именами О.Конта, Г.Спенсера, Дж.Ст.Милля, Э.Ренана, Н.Михайловского и др.; 
  • вторая стадия, эмпириокритицизм, или махизм (Р. Авенариус, Э.Мах, А.Пуанкаре, А.Богданов и др.), оформилась в конце XIX — начале XX века; 
  • третья стадия — неопозитивизм, или логический позитивизм.

В первой половине XIX века бурно развиваются математика, физика, химия; Ч.Дарвин создает эволюционную теорию, возникает микробиология. Достижения науки внедряются в жизнь. Знание, соединенное с практикой, представляется всемогущим. Создаются проекты с помощью науки улучшить человеческие качества, избавиться от социальных противоречий. Возникают попытки распространить благотворное влияние науки на области, далекие от научного воздействия, — этику, литературу, психологию. Наконец, появляется потребность усилить эффективность науки, критически осмысливая ее инструментарий. Сложные отношения складываются к этому времени между специальными науками и философией. Безграничное доверие к философии — «царице наук» — сменилось скептическим к ней отношением; стало явным стремление освободиться от ее диктата. Против философии выступали как те мыслители, которым претили претензии философии на якобы строго научное решение «человеческих» проблем (С. Кьеркегор), так и сциентистски настроенные исследователи, считавшие традиционную «метафизику» далекой от подлинных запросов науки. Критическое отношение к философии со стороны различных философских школ было необходимым этапом в деле самоопределения философии, выявления ее подлинного места в культуре.

Несмотря на различные формы проявления позитивистских идей, разное время и место их формирования, все три этапа эволюции позитивизма имеют общие особенности.

Претензии традиционной философии («метафизики») с ее поисками «начал и причин», сверхчувственных субстанций, стоящих за рамками возможностей опытного знания, признаются неосновательными.

Изучению поддается только мир явлений. Философия как метафизика должна быть упразднена; по крайней мере лишена статуса «науки наук».

Философия может сохранить статус науки, если изменит свой предмет, станет особой деятельностью по обслуживанию науки либо в качестве обобщения научных знаний, либо в качестве логики науки.

Процесс познания становится единственным предметом философии как строгой науки; изучение процесса познания не должно оказаться в плену односторонних материалистических или идеалистических подходов, не должно поддаваться аргументации этих противоборствующих философских школ.

Процесс познания един, однороден, поэтому применение научных методов возможно не только при изучении природы, но и общества и человека. Наконец, наука — не только модель человеческого познания, но и основное средство переустройства и совершенствования жизни.

Сциентизм (лат. scientia — наука) — позиция, согласно которой научное знание — оптимальная основа человеческой жизнедеятельности. Идеалом научного знания является естественно-научное знание. Противоположностью этой позиции является антисциентизм, в рамках которого развиваются идеи о враждебности науки человеку, о невозможности построить человеческую жизнь на научной основе.

Позитивизм | Определение, история, теории и критика

Дэвид Хьюм

Просмотреть все СМИ

Похожие темы:
логический позитивизм принцип проверяемости научный протокольное предложение единая наука

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

позитивизм , в западной философии вообще любая система, которая ограничивается данными опыта и исключает априорные или метафизические спекуляции. В более узком смысле этот термин обозначает мысль французского философа Огюста Конта (1798–1857).

Как философская идеология и направление позитивизм впервые приобрел свои отличительные черты в творчестве Конта, который также дал название и систематизировал науку социологию. Затем она развивалась через несколько этапов, известных под разными названиями, такими как эмпириокритицизм, логический позитивизм и логический эмпиризм, окончательно слившись в середине 20 века с уже существующей традицией, известной как аналитическая философия.

Основными утверждениями позитивизма являются (1) то, что все знания, касающиеся фактов, основаны на «позитивных» данных опыта и (2) что за пределами фактов находится сфера чистой логики и чистой математики. Эти две дисциплины уже были признаны шотландским эмпириком и скептиком 18-го века Дэвидом Юмом как занимающиеся исключительно «отношениями идей», а на более позднем этапе позитивизма они были классифицированы как чисто формальные науки. С отрицательной и критической стороны позитивисты прославились своим отрицанием метафизики, то есть спекуляций о природе реальности, которые радикально выходят за рамки любых возможных свидетельств, которые могли бы либо поддержать, либо опровергнуть такие заявления о «трансцендентном» знании. Таким образом, в своей основной идеологической позиции позитивизм мирской, секулярный, антитеологический и антиметафизический. Строгое следование показаниям наблюдения и опыта — важнейший императив позитивизма. Этот императив отразился также во вкладе позитивистов в этику и моральную философию, которые в целом были утилитарными в той мере, в какой что-то вроде «наибольшего счастья для наибольшего числа людей» было их этической максимой. Примечательно в этой связи, что Конт был основателем недолговечной религии, в которой объектом поклонения было не божество монотеистических вер, а человечество.

Античная философия явно предвосхищает позитивизм. Хотя отношение, например, Протагора — софиста V века до н. ce, и в Пьере Бейле, его возродителе 17-го века. Более того, средневековый номиналист Уильям Оккам имел явное сходство с современным позитивизмом. Предшественником XVIII века, имевшим много общего с позитивистской антиметафизикой следующего века, был немецкий мыслитель Георг Лихтенберг.

Однако непосредственные корни позитивизма явно лежат во французском Просвещении, которое подчеркивало ясный свет разума, и в британском эмпиризме 18-го века, особенно в эмпиризме Юма и епископа Джорджа Беркли, которые подчеркивали роль чувственного опыта. . Конт находился под влиянием именно энциклопедистов эпохи Просвещения (таких как Дени Дидро, Жан д’Аламбер и др.) и, особенно в своем социальном мышлении, испытал решающее влияние основоположника французского социализма Клода-Анри, графа де Сен-Симона, чьим учеником он был в ранние годы и от кого само название позитивизм стеблей.

Позитивизм Конта ставился на утверждении так называемого закона трех фаз (или стадий) умственного развития. Существует параллель, как видел ее Конт, между эволюцией образов мышления во всей истории человечества, с одной стороны, и в истории развития индивидуума от младенчества до зрелости, с другой. На первом, так называемом теологическом, этапе явления природы объясняются как результат действия сверхъестественных или божественных сил. Не имеет значения, является религия политеистической или монотеистической; в любом случае считается, что наблюдаемые события вызваны чудесными силами или волей. Эту стадию Конт критиковал как антропоморфную, т. е. опирающуюся на слишком человеческие аналогии. Как правило, анимистические объяснения, сделанные в терминах волеизъявления душоподобных существ, действующих за видимостью, отвергаются как примитивные проекции неподдающихся проверке сущностей.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Вторая фаза, называемая метафизической, в некоторых случаях является просто обезличенной теологией: предполагается, что наблюдаемые процессы природы возникают из безличных сил, оккультных качеств, жизненных сил или энтелехий (внутренних совершенствующих принципов). В других случаях царство наблюдаемых фактов рассматривается как несовершенная копия или подражание вечным идеям, как в платоновской метафизике чистых форм. Опять же, Конт заявил, что никаких подлинных объяснений не приводит; Таким образом, вопросы, касающиеся конечной реальности, первопричин или абсолютных начал, объявляются абсолютно неразрешимыми. Метафизические поиски могут привести лишь к выводу, высказанному немецким биологом и физиологом Эмилем дю Буа-Реймоном: «Ignoramus et ignorabimus» (лат. «Мы есть и будем невежественными»). Это обман с помощью словесных приемов и бесплодного выставления понятий за реальные вещи.

Плодовитость, которой ему не хватает, может быть достигнута только в третьей фазе, научной, или «позитивной», фазе — отсюда и название великого произведения Конта: Cours de philosophie Positive (1830–1842) — потому что она утверждает, что интересуется только положительными фактами. Задача наук и знания вообще состоит в том, чтобы изучать факты и закономерности природы и общества и формулировать эти закономерности в виде (описательных) законов; объяснение явлений может состоять не более чем в подведении частных случаев под общие законы. Человечество достигло полной зрелости мысли только после того, как отказалось от псевдообъяснений теологической и метафизической фаз и заменило их неограниченным следованием научному методу.

В своих трех стадиях Конт сочетал то, что он считал описанием исторического порядка развития, с логическим анализом уровневой структуры наук. Расположив шесть основных и чистых наук одну над другой в виде пирамиды, Конт подготовил почву для логического позитивизма, чтобы «свести» каждый уровень к нижестоящему. Он поместил на фундаментальный уровень ту науку, которая не предполагает каких-либо других наук, а именно математику, а затем упорядочил вышележащие уровни таким образом, что каждая наука зависит от наук, находящихся ниже ее по шкале, и использует их. : так, арифметика и теория чисел объявляются предпосылками геометрии и механики, астрономии, физики, химии, биологии (включая физиологию) и социологии. Каждая наука более высокого уровня, в свою очередь, дополняет содержание знаний науки или наук более низких уровней, обогащая, таким образом, это содержание последовательной специализацией. Психология, которая не была основана как формальная дисциплина до конца 19 века.X в., не вошла в систему наук Конта. Предвосхищая некоторые идеи бихевиоризма и физикализма ХХ века, Конт полагал, что психология, какой она была в его время, должна стать разделом биологии (особенно нейрофизиологии мозга), с одной стороны, и социологии, с другой. Как «отец» социологии Конт утверждал, что социальные науки должны идти от наблюдений к общим законам, подобно тому, как (по его мнению) это делают физика и химия. Он скептически относился к интроспекции в психологии, будучи убежден, что при внимании к собственным психическим состояниям эти состояния будут безвозвратно изменены и искажены. Настаивая таким образом на необходимости объективного наблюдения, он был близок к основному принципу методологии бихевиоризма 20 века.

Среди учеников или сочувствующих Конта были Чезаре Ломброзо, итальянский психиатр и криминалист, и Поль-Эмиль Литтре, Ж.-Э. Ренана и Луи Вебера.

Несмотря на некоторые принципиальные разногласия с Контом, английского философа XIX века Джона Стюарта Милля, также логика и экономиста, следует считать одним из выдающихся позитивистов своего века. В своей «Системе логики » (1843 г.) он разработал полностью эмпирическую теорию познания и научного мышления, зайдя даже так далеко, что рассматривал логику и математику как эмпирические (хотя и очень общие) науки. Широко синтетический философ Герберт Спенсер, автор учения о «непознаваемом» и общей эволюционной философии, был, наряду с Миллем, выдающимся представителем позитивистской ориентации.

Что такое позитивизм в криминологии?

Криминология — это широкая область обучения, которая готовит студентов к работе в системе уголовного правосудия, исправительных учреждениях, социальной работе, правоохранительных органах и т. д. Криминология не только занимается раскрытием преступлений, но и стремится понять, где, как и почему происходит преступление. Фактически, ключевым элементом криминологии является понимание того, что побуждает преступников совершать преступления.

В этой статье обсуждается, как позитивистская теория повлияла на изучение преступности и преступников.

Криминология как область исследования

Криминология — это социальная наука, занимающаяся изучением преступлений и преступного поведения. Используя психологические и социологические принципы, студенты-криминалисты развивают навыки борьбы с преступностью и ее предотвращения.

Получив диплом криминалиста, вы можете продолжить карьеру в качестве адвоката по уголовным делам, судебного психолога, сотрудника службы пробации, социального работника или сотрудника исправительного учреждения, а также занять должность в государственном или частном секторе, занимающемся раскрытием преступлений.

Работа криминалиста заключается в том, чтобы выяснить, что мотивирует преступления и преступников, с целью предотвращения их повторения. Чтобы направить эту миссию, были разработаны различные школы мысли, которые помогают определить и проанализировать причины преступности и наилучшие способы ее предотвращения. Одной из таких школ мысли является позитивизм.

Запросить информацию

Позитивизм в криминологии

Позитивистская школа криминологии возникла в 19 веке как противопоставление классической теории преступления. Классическая школа криминологии постулировала, что люди совершают преступления из-за своих эгоистичных желаний и что преступление является продуктом свободной воли.

Позитивизм в криминологии, с другой стороны, связывает преступность с внешними или внутренними воздействиями на людей и приписывает этим факторам причины, по которым люди совершают преступления.

Эта школа мысли устанавливает связь между преступным поведением и психологическими или социологическими чертами правонарушителя. Например, позитивистская теория связывает преступление с отсутствием родительской заботы, а не с расчетливым решением преступника.

Исторически к позитивистской теории преступления подходили двумя способами:

  • Индивидуальный позитивизм

    Индивидуальный позитивизм связывает преступное поведение с психологическими факторами преступника. В этой школе мысли криминалисты считают, что психические или личностные состояния, присутствующие в человеке, лежат в основе преступления. Таким образом, психологические могут помочь смягчить преступное поведение.

  • Социологический позитивизм

    Социологический позитивизм в основном фокусируется на том, как определенные социальные факторы жизни человека могут привести к повышенной склонности к преступлению. Эти факторы могут включать экономические, политические, семейные и другие факторы. Криминологи, которые следуют этой школе мысли, могут с большей вероятностью уменьшить преступность посредством социальных реформ.

Продвиньтесь в своем обучении: степени в области криминологии

Узнайте больше о различных школах криминологии, развивая свое образование в этой области. Если вы интересуетесь криминологией и хотите внести свой вклад в минимизацию преступности, первым шагом будет получение степени.

Чикагская школа профессиональной психологии предлагает степень бакалавра. Кандидат криминологии, специализация судебная психология. Эта программа представляет собой четырехлетнюю программу полного дня, предназначенную для подготовки вас к карьере в области уголовного правосудия и криминологии в самых разных областях.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts