Основные виды восприятия | Студент-Сервис
Существуют три основные классификации процессов восприятия: по форме существования материи, по ведущей модальности и по степени волевого контроля.
Согласно первой классификации существует три вида восприятия (рис. 6.2).
Восприятие пространства включает в себя отражение расстояния до объектов или между ними, их взаимного расположения, объема, удаленности и направления, в котором они находятся.
Основные особенности восприятия пространства человеком отображены в табл. 6.1.
В человеческой практике встречаются и ошибки восприятия пространства — иллюзии.
Примером зрительной иллюзии является переоценка вертикальных линий (из двух линий одинакового размера вертикальная зрительно всегда воспринимается как большая по сравнению с горизонтальной — рис. 6.3).
Восприятие движения — это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве (табл. 6.2).
При этом мозг фиксирует ряд параметров движения: направление движения, его скорость, ускорение, форму и амплитуду. В этом виде восприятия участвует суставно-мышечный и вестибулярный анализатор человека.
Интересно
С помощью последнего человек определяет величину ускорения и интенсивность вращения или поворотов. Для этого в височной кости имеется система трех полукружных каналов, расположенных в трех взаимно перпендикулярных плоскостях, и двух мешочков (круглый и овальный), которые реагируют на любое движение головы.
Восприятие времени — наименее изученная область психологии.
Пока только известно, что оценка длительности временного отрезка зависит от того, какими событиями (с точки зрения конкретного человека) он был заполнен. Если время было заполнено множеством интересных событий, то субъективно оно проходит быстро, а если значимых событий было мало, то время тянется «медленно». При воспоминании имеет место обратный феномен — период времени, заполненный интересными делами, кажется нам более продолжительным, чем «пустой».
Материальной основой восприятия времени человеком являются так называемые «клеточные часы» — фиксированная длительность некоторых биологических процессов на уровни отдельных клеток, по которым организм и сверяет длительность больших промежутков времени.
В понятие «восприятие времени» включаются такие виды восприятия, как восприятие длительности явлений, восприятие последовательности явлений, а также восприятие темпа и ритма. Вторая классификация восприятия (по ведущей модальности) включает в себя зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, тактильное восприятие, а также восприятие своего тела в пространстве (рис. 6.4).
В соответствии с этой классификацией в нейролингвистическом программировании (одном из направлений современной психологии) всех людей принято делить на визуалов , аудиалов и кинестетиков.
У визуалов преобладает зрительный тип восприятия, у аудиалов — слуховой, а у кинестетиков — тактильный, вкусовой и температурный. По степени волевого контроля восприятия делятся на преднамеренные и непреднамеренные (рис. 6.5).
Отличительные черты, классификация и психологические механизмы восприятия спонсорства. Особенности спонсорства в средствах массовой информации — статья в электронной библиотеке
1. Agrawal J., Wagner K., The Economic Worth of Celebrity Endorses: An Event Study Analysis, Journal of Marketing, Vol. 59, No. 3, 1995.
2. Amis J. P., Slack N., Slack T., Achieving a Sustainable Advantage: A Resource-Based View of Sport Sponsorship, Journal of Sport Management, Vol. 11, No. 1, 1997.
3. Armstrong C., Sports Sponsorship: A Case-Study Approach to Measuring its Effectiveness, European Research, Vol. 16, No. 2, May, 1988.
4. Cornwell T. B., Roy D. P., Steinard II, Edward A. Exploring Managers’ Perceptions of the Impact of Sponsorship on Brand Equity, Journal of Advertising, Vol. 30, No. 2, Summer, 2001.
5. Cornwell T. B., Pruitt S. W., Ness R. V. The Value of Winning in Motor-sports: Sponsorship-Linked Marketing, Journal of Advertising Research, Vol. 41, No. 1, January, 2001.
6. Cornwell T. B., Maighan I. An International Review of Sponsorship Research, Journal of Advertising, Vol. 27, No.1, Spring 1998.
7. Cornwell Т. B. Sponsorship-Linked Marketing Development, Sport Marketing Quarterly, Vol. 12, No. 4, 1995.
8. Crimmins J., Horn M. Sponsorship: From Management Ego Trip to Marketing Success, Journal of Advertising Research, Vol. 36, No. 4, 1996.
9. D’Astous A., Bitz P. Consumer Evaluations of Sponsorship Programmes, European Journal of Marketing, Vol. 29, No. 12, 1995.
10. Dean D. H. Brand Endorsement, Popularity and Event Sponsorship as Advertising Cues Affecting Consumer Pre-Purchase Attitudes, Journal of Advertising, Vol. 28, No. 3, Fall, 1999.
11. Derbaix C. M. The impact of affective reactions on attitudes toward the advertisement and the brand: A step toward ecological validity, Journal of Marketing Research, Vol.
32, No. 4, November, 1995.12. Farrel K., Scot F. The Value of Olympic Sponsorship: Who is Capturing Gold?, Journal of Market Focused Management, Vol. 2, No. 2, 1997.
13. Gardner M. P., Shuman P. Sponsorship: An Important Component of the Promotion Mix, Journal of Advertising, Vol. 6, No.1, 1988.
14. Gilbert D. Sponsorship Strategy is Adrift, The Quarterly Review of Marketing, Vol. 4, No. 1, 1988.
15. Gwinner K. P. A Model of Image Creation and Image Transfer in Event Sponsorship, International Marketing Review, Vol. 14, No. 3, 1997.
16. Gwinner K. P., Eaton J. Building Brand Image Through Event Sponsorship: The Role of Image Transfer, Journal of Advertising, Vol. 28 No. 4, Winter, 1999.
17. Haley E. Exploring the Construct of Organization as Source: Consumers’ Understandings of Organizational Sponsorship of Advocacy Advertising, Journal of Advertising, Vol. 25, No. 2, Summer, 1996.
18. Hastie R. Memory for Behavioral Information that Confirms or Contradicts a Personality Impression, The Cognitive Basis of Social Perception, Hillsdale, NJ: Lawrence Elbraum Associates, 1980.
19. Javalgi R. G., Traylor, Mark B., Gross A. C., Lampman E. Journal of Advertising, Vol. 23, No.4, December, 1994.
20. Johar G. V., Michael Ph. Relatedness, Prominence and Constructive Sponsor Identification, Journal of Marketing Research, Vol. 36, August, 1999.
21. Lardinoit Th., Quester P. G. Attitudinal Effects of Combined Sponsorship and Sponsor’s Prominence on Basketball in Europe, Journal of Advertising Research, Vol. 41, No. 1, January, 2001.
22. Madrigal R. The Influence of Social Alliances with Sport Teams on Intentions to Purchase Corporate Sponsors’ Products, Journal of Advertising, Vol. 29, No. 4, Winter, 2000.
23. McDaniel S. R. An Investigation of Match-up Effects in Sport Sponsorship Advertising: The Implications of Consumer Advertising Schemes, Psychology and Marketing, Vol. 16, No. 2, 1999.
24. Meenaghen, J. A. Commercial Sponsorship, European Journal of Marketing, Vol. 17, No. 7, 1983.
25. Meenaghan T. and Shipley D. Media Effect in Commercial Sponsorship, European Journal of Marketing, Vol. 33, No. 3/4, 1999.
26. Meenaghan, J. A. The Role of Sponsorship in the marketing communications mix, International Journal of Advertising, Vol. 10, 1991.
27. Mescon T., Tilson D. Corporate Philanthropy: A Strategic Approach to the Bottom Line, California Management Review, Vol. 29, Winter, 1987.
28. Nebenzahl I. D., Jaffe E. D. The effectiveness of Sponsored Events in a Promoting Country’s Image, International Journal of Advertising, Vol. 10, No. 3, Summer, 1991.
29. Otker T. Hayes Р. Judging the Efficiency of Sponsorship, European Research, Vol. 15, No. 4, 1987.
30. Pham T. Effects of Involvement, Arousal and Pleasure on the Recognition of Sponsorship Stimuli, Advances in Consumer Research, Vol. 19, 1992.
31. Retsky M. Story Lines Have to Follow Marketing’s Laws, Marketing News, October 14, 2002.
32. Speed R., Thomson P., Determinants of Sports Sponsorship Response, Academy of Marketing Science Journal, Vol. 28, No. 2, Spring, 2000.
33. Sandler D., Shani D. Olympic Sponsorship versus Ambush Marketing: Who Gets the Gold?, Journal of Advertising Research, Vol. 29, August/September, 1989.
34. Smith K. E. Promo’s «Sourcebook», Stamford, CT: Cowles Business Media, 1997.
35. Sponsorship Research International, Annual Estimates of Sponsorship, SRI, London, 1998.36. Srull T. Person Memory: Some Tests of Associative Storage and Retrieval Models, Journal of Experimental Psychology, Vol. 7, November, 1981.
37. Tavassoli N. T., Shultz, C. J., Fitzsimons, G. J. Program Involvement: Are Moderate Levels Best for Ad Memory and Attitude Toward the Ad?, Journal of Advertising Research, Vol. 35, No. 5, 1995.
38. Public is Confused on Olympic Sponsors, The Wall Street Journal, February 18, 1998.
39. Wright R. Measuring Awareness of British Football Sponsorship, European Research, Vol. 16, No. 2, 1988.
Макиенко Игорь Иванович
профессор
DBA, University of Nevada Reno, автор многочисленных научных работ.
г. Рино, США
Сфера научных интересов — психологические реакции потребителей на ценовые факторы, эффективность рекламных кампаний и международный маркетинг .
Другие статьи автора 6
Перцептивная классификация в быстро меняющейся среде
. 2011 г., 25 августа; 71 (4): 725-36.
doi: 10.1016/j.neuron.2011.06.022.
Кристофер Саммерфилд 1 , Тимоти Э. Беренс, Этьен Коехлин
принадлежность
- 1 Факультет экспериментальной психологии, Оксфордский университет, South Parks Road, Oxford OX1 3UD, UK. [email protected]
- PMID: 21867887
- PMCID: PMC3975575
- DOI: 10.1016/j.neuron.2011.06.022
Бесплатная статья ЧВК
Кристофер Саммерфилд и др. Нейрон. .
Бесплатная статья ЧВК
. 2011 г., 25 августа; 71 (4): 725-36.
doi: 10.1016/j.neuron.2011.06.022.
Авторы
Кристофер Саммерфилд 1 , Тимоти Э. Беренс, Этьен Коэчлин
принадлежность
- 1 Факультет экспериментальной психологии, Оксфордский университет, South Parks Road, Oxford OX1 3UD, UK. [email protected]
- PMID: 21867887
- PMCID: PMC3975575
- DOI: 10.1016/j.neuron.2011.06.022
Абстрактный
Люди и обезьяны могут научиться классифицировать перцептивную информацию статистически оптимальным образом, если функциональные группировки остаются стабильными на протяжении многих сотен испытаний, но мало что известно о категоризации, когда окружающая среда быстро меняется.
Здесь мы использовали комбинацию вычислительного моделирования и функциональной нейровизуализации, чтобы понять, как люди классифицируют визуальные стимулы, взятые из категорий, среднее значение и дисперсия которых подскочили непредсказуемо. Модели, основанные на оптимальном обучении (байесовская модель) и когнитивной стратегии (модель рабочей памяти), объясняют уникальные различия в выборе, времени реакции и активности мозга. Однако модель рабочей памяти лучше всего предсказывала производительность в нестабильных средах, тогда как статистически оптимальная производительность появлялась в периоды относительной стабильности. Байесовские модели и модели рабочей памяти предсказывали активность, связанную с принятием решений, в различных областях префронтальной коры и среднего мозга. Эти результаты показывают, что суждения о категориях восприятия, такие как выбор, основанный на ценностях, могут управляться несколькими контролерами.Copyright © 2011 Elsevier Inc. Все права защищены.
Цифры
Рисунок 1
A. Участники просмотрели последовательность…
Рисунок 1
A. Участники просматривали последовательность ориентированных стимулов (пластинки Габора) и реагировали на…
Рисунок 1A. Участники просматривали последовательность ориентированных стимулов (пластыри Габора) и реагировали на каждый нажатием кнопки. Стимулы были взяты из одной из двух категорий, A или B (красные/синие метки в A не показаны участникам). B. Значения категорий для примера блока (120 испытаний), для категорий A (красная линия) и B (синяя линия). Нижние более светлые столбцы показывают среднее генеративное значение и дисперсию для каждой категории. Пунктирные прямоугольники выделяют периоды общей или различной дисперсии категорий. C. Кружками показаны угловые значения стимулов, представленных в примере блока (красные кружки, A; синие кружки, B). На круги с белыми кольцами этот субъект ответил правильно; круги с черными кольцами спровоцировали ошибку. Красные и синие линии показывают среднее значение категории, оцененное байесовской моделью. Красно-синее затенение фона указывает на ландшафт вероятности выбора по углу, при этом более красное затенение указывает на углы, для которых A был лучшим выбором, а синее затенение указывает на ответ B в соответствии с байесовской моделью.
Рисунок 2
А. Вероятность выбора…
Рисунок 2
А. Вероятность выбора категории А в зависимости от…
фигура 2A. Вероятность выбора категории A в зависимости от логарифма p(A), рассчитанного с помощью байесовской модели (левая панель), Q-обучения (средняя панель) и модели рабочей памяти (правая панель). Серые кружки показывают данные от отдельных участников; черная линия показывает наиболее подходящую 4-параметрическую сигмоидальную функцию. B. Оценки параметров из пробит-биномиальной регрессии полученных с помощью модели оценок вероятности выбора [p(A)] для фактических выборов людей-наблюдателей для трех моделей (QL = модель Q-обучения, WM = модель рабочей памяти) . Серые круги показывают данные от отдельных участников. Звездочки указывают, что все сравнения между регрессорами значимы при p<0,001. C. Линии показывают значения χ 2 для каждой модели (красный = Байес, зеленый = QL, красный = WM), отражающие перекрытие между выбором участников и выбором модели. Выбор модели был рассчитан с применением критерия (0,01 < c < 0,99) по значениям p(A) (ось x). Каждый сюжет – это отдельный участник. Синим цветом показаны значения критерия, для которых модель WM более успешна, чем две другие модели.
Рисунок 3
A. Диаграммы рассеяния на выбор…
Рисунок 3
A. Графики рассеяния выбранных значений в зависимости от времени реакции (RT) в секундах для…
Рисунок 3A. Диаграммы рассеяния значений выбора в зависимости от времени реакции (ВР) в секундах для отдельных участников с наиболее подходящими линейными линиями тренда для байесовской (красная), Q-обучения (зеленая) и моделей рабочей памяти (синяя). B. Оценки параметров для регрессии значений выбора на RT для трех моделей. Серые кружки — отдельные участники. Более отрицательные значения указывают на лучшее предсказание RT, т. е. когда значения выбора ближе к 1, RT быстрее. Звездочки указывают на значимость сравнения между бета-версиями: * p < 0,05, *** p < 0,001.
Рисунок 4
A. Воксели, для которых ЖИРНЫЙ…
Рисунок 4
A. Вокселы, для которых ЖИРНЫЙ сигнал сильнее при выборе значений из…
Рисунок 4A. Воксели, для которых ЖИРНЫЕ сигналы сильнее, когда значения выбора из байесовской (левая панель), QL (средняя панель) и WM (правая панель) выше (т. е. когда вероятность правильного ответа выше) визуализируются при пороге p < 0,001 на шаблон головного мозга (сагиттальный срез). B. Воксели, для которых ЖИРНЫЕ сигналы сильнее, когда значения выбора из трех моделей ниже (например, когда p(A) ближе всего к 0,5, вероятность правильного ответа самая низкая, а энтропия решения самая высокая), показаны на трех корональных ломтики. Полноцветные круги выделяют кластеры, характерные либо для байесовской, либо для модели WM; пунктирные модели указывают на отсутствие соответствующего кластера для другой модели (красный, SMA; синий, полосатое тело; зеленый, передняя дорсолатеральная префронтальная кора; желтый, pre-SMA). Черные стрелки указывают на активацию в передней части островка, которая присутствовала во всех трех состояниях (см. также рисунок 5а). Как в A, так и в B красно-белая шкала рендеринга указывает значение t в каждом вокселе.
Рисунок 5
A. Оценка среднего параметра для…
Рисунок 5
A. Средние оценки параметров для корреляции с энтропией решений, предсказанной…
Рисунок 5A. Средние оценки параметров для корреляции с энтропией решения, предсказанные байесовской (левая панель), Q-обучение (средняя панель) и модели рабочей памяти (правая панель), усредненные по вокселям, попадающим в независимые области интереса. Столбцы окрашены, когда оценки параметров значительно больше нуля при пороговом значении p < 0,001. Цифры в заголовках соответствуют кластерам, показанным на B. B. Воксели, которые коррелируют с энтропией решения только для байесовской модели (желтый), только для модели QL (зеленый) и только для модели WM (красный), визуализируются на осевых срезах шаблона мозга. Считалось, что воксели реагируют только на одну модель, если воксель был положительным для энтропии решения, а соответствующее t-значение было больше, чем для двух других моделей, по крайней мере, на 3,29 (p <0,001). Цифры относятся к областям мозга, упомянутым в тексте: 1 — экстрастриарные зрительные области; 2 — верхняя теменная долька; 3 — дорсолатеральная префронтальная кора; 4, до СМА; 5, полосатое тело; 6, СМА.
Рисунок 6
A. Воксели, отвечающие на…
Рисунок 6
A. Воксели, реагирующие на взаимодействие между энтропией решения и волатильностью, т. е. воксели…
Рисунок 6A. Вокселы, реагирующие на взаимодействие между энтропией решений и волатильностью, т. е. воксели, которые более успешно предсказывают деятельность, связанную с принятием решений, когда среда стабильна, чем изменчива, для моделей Байеса, QL и WM. Зеленые кольца окружают SMA и ACC. B. Воксели, реагирующие на трехстороннее взаимодействие обновления, дисперсии категорий и изменчивости в задней поясной коре и ретроспленальной коре. Для A и B активации визуализируются на шаблоне мозга, а красно-белая шкала указывает t-значение, связанное с каждым вокселем.
См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC
Похожие статьи
Нейронные корреляты иерархических предсказаний перцептивных решений.
Weilnhammer VA, Stuke H, Sterzer P, Schmack K. Weilnhammer VA, et al. Дж. Нейроски. 2018 23 мая; 38 (21): 5008-5021. doi: 10.1523/JNEUROSCI.2901-17.2018. Epub 2018 30 апр. Дж. Нейроски. 2018. PMID: 29712780 Бесплатная статья ЧВК.
Нагрузка на рабочую память влияет на неоднозначность восприятия, конкурируя за лобно-теменные ресурсы внимания.
Intaitė M, Duarte JV, Castelo-Branco M. Интаите М. и соавт. Мозг Res. 2016 1 ноября; 1650:142-151. doi: 10.1016/j.brainres.2016.08.044. Epub 2016 31 августа. Мозг Res. 2016. PMID: 27590722
Влияние затрат по категориям на нейронные системы для перцептивного принятия решений.
Флеминг С.М., Уайтли Л., Халм О.Дж., Сахани М., Долан Р. Дж. Флеминг С.М. и др. J Нейрофизиол. 2010 июнь; 103 (6): 3238-47. doi: 10.1152/jn.01084.2009. Epub 2010 31 марта. J Нейрофизиол. 2010. PMID: 20357071 Бесплатная статья ЧВК.
Различные механизмы обучения визуальным категориям.
ДеГутис Дж., Д’Эспозито М. ДеГутис Дж. и др. Cogn Affect Behav Neurosci. 2007 г., сен; 7 (3): 251-9. doi: 10.3758/cabn.7.3.251. Cogn Affect Behav Neurosci. 2007. PMID: 17993211
Зависимое от вознаграждения обучение в нейронных сетях для планирования и принятия решений.
Дехане С., Чанже Дж.П. Дехан С. и соавт. Прог Мозг Res. 2000;126:217-29. doi: 10.1016/S0079-6123(00)26016-0. Прог Мозг Res. 2000. PMID: 11105649 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Репрезентативная динамика последовательного усреднения восприятия.
До Дж., Эо К.И., Джеймс О., Ли Дж., Ким Й.Дж. До Дж. и др. Дж. Нейроски. 2022 9 февраля; 42 (6): 1141-1153. doi: 10.1523/JNEUROSCI.0628-21.2021. Epub 2021 13 декабря. Дж. Нейроски. 2022. PMID: 341 Бесплатная статья ЧВК.
Вычислительные модели адаптивного поведения и префронтальной коры.
Солтани А., Коэчлин Э. Солтани А. и др. Нейропсихофармакология. 2022 Январь; 47 (1): 58-71. doi: 10.1038/s41386-021-01123-1. Epub 2021 13 августа. Нейропсихофармакология. 2022. PMID: 34389808 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Нейронное удивление в соматосенсорном байесовском обучении.
Гийсен С., Грундей М., Ланге Р.Т., Оствальд Д., Бланкенбург Ф. Гийсен С. и соавт. PLoS Comput Biol. 2021 2 февраля; 17 (2): e1008068. doi: 10.1371/journal.pcbi.1008068. Электронная коллекция 2021 февраль. PLoS Comput Biol. 2021. PMID: 33529181 Бесплатная статья ЧВК.
Влияние обучения на перцептивные решения и его последствия для компромиссов между скоростью и точностью.
Mendonça AG, Drugowitsch J, Vicente MI, DeWitt EEJ, Pouget A, Mainen ZF. Мендонса АГ и др. Нац коммун. 2020 2 июня; 11 (1): 2757. doi: 10.1038/s41467-020-16196-7. Нац коммун. 2020. PMID: 32488065 Бесплатная статья ЧВК.
Динамика мозга для взвешенного обучения.
Мейниэль Ф. Мейниэль Ф. PLoS Comput Biol. 2 июня 2020 г .; 16 (6): e1007935. doi: 10.1371/journal.pcbi.1007935. Электронная коллекция 2020 июнь. PLoS Comput Biol. 2020. PMID: 32484806 Бесплатная статья ЧВК.
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
Типы публикаций
термины MeSH
- 092646/WT_/Wellcome Trust/Великобритания
Кьюли-Порт, Д. KLTEXC: Исполнительная программа для реализации программного синтезатора KLATT. Исследование восприятия речи , 1978, Отчет о проделанной работе 4, Университет Индианы.
Кьюли-Порт, Д. СПЕКТР: Программа для анализа спектральных свойств речи. Исследование восприятия речи , 1979, Отчет о проделанной работе № 5, Университет Индианы.
Грунке М.Е. и Пизони Д.Б. Доклад, представленный на Девятом Международном конгрессе фонетических наук, Копенгаген, 1979 г.
Писони, Д. Б. Различение кратких частотных глиссандо. Исследование восприятия речи , 1976 г., Отчет о ходе работ № 3, Университет Индианы.
Инглиш Р., Ющик П. В. и Смит Л. Б. Факторы, влияющие на перцептивную классификацию речи . Рукопись в процессе подготовки, 1981 г.
Атнив Ф. Применение теории информации в психологии . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон, 1959.
. Google Scholar
Бломштейн, С. Э., и Стивенс, К. Н. Акустическая инвариантность в воспроизведении речи: данные измерений спектральных характеристик смычных согласных. Журнал Акустического общества Америки , 1979, 66 , 1001–1017.
Артикул Google Scholar
Блюмштейн, С. Э., и Стевзнс, К.Н. Инвариантность восприятия и спектры начала для смычных согласных в различных средах гласных. Журнал Акустического общества Америки , 1980, 67 , 648–662.
Артикул пабмед Google Scholar
Борино Э. Г. Теория слуха с особым упором на интенсивность, громкость и локализацию. Американский журнал психологии , 1926, 37 , 157–188.
Артикул Google Scholar
Скучно, Э. Г. Физические измерения сознания . Нью-Йорк: Век, 1933.
Google Scholar
Брэди, П. Т., Хаус, А. С., и Стивенс, К. Н. Восприятие звуков, характеризующееся быстро меняющейся резонансной частотой. Журнал Акустического общества Америки , 1961, 33 , 1357–1362.
Артикул Google Scholar
Коул, Р. А. , и Скотт, Б. Фантом в фонеме: инвариантные сигналы для смычных согласных. Восприятие и психофизика , 1974, 15 , 101–107.
Google Scholar
Donners, F. C. 0bet die Natur der Vocale. Beitriige zur Natur und Heilkundes , 1857, 1 , 157–162.
Google Scholar
Дорман, М., Стаддерт-Кеннеди, М., и Рафаэль, Л. Дж. Остановить распознавание согласных: выпустить всплески и формантные переходы как функционально эквивалентные контекстно-зависимые сигналы. Восприятие и психофизика , 1977, 22 , 109–122.
Артикул Google Scholar
Эймас, П. Д. Слуховое и фонетическое кодирование сигналов речи: Различение [rl] различия у младенцев. Восприятие и психофизика , 1975, 18 , 341–347.
Google Scholar
Фант Г. Акустическая теория речевого производства . Гаага: Мутон, 1960.
. Google Scholar
Гарнер, В. Р. Неопределенность и структура как психологические понятия . Нью-Йорк: Wiley, 1962.
. Google Scholar
Гарнер, В. Р. Обработка информации и структура . Потомак, штат Мэриленд: Erlbaum, 1974.
Google Scholar
Гибсон, Дж. Дж. Чувства, рассматриваемые как системы восприятия . Бостон: Хоутон Миффлин, 1966.
. Google Scholar
Харрис, К. С. Подсказки для различения фрикативов американского английского в разговорных слогах. Язык и речь , 1958, 1 , 1–7.
Google Scholar
Гельмгольц, Х. Ощущения тона (перевод А. Дж. Эллиса; 5-е изд. ). Нью-Йорк: Лонгманс, Грин, 1930.
. Google Scholar
Kempelen, W. Le mecanisme de la parole suivi de la description d’une machine parlante . Вена: Imprimé chez B. Baurr et se trouvé chez JV Degen, 1791.
Google Scholar
Кьюли-Порт, Д. Представление спектральных изменений как указание на место артикуляции смычных согласных . Неопубликованная докторская диссертация, Городской университет Нью-Йорка, 1980 г.
Клатт, Д. Х. Программное обеспечение для каскадного/параллельного формантного синтезатора. Журнал Акустического общества Америки , 1980, 67 , 971–995.
Артикул Google Scholar
Koenig, R. Sur ле примечания фиксирует характеристики различных voyelles. Comptes Rendus Hebdomadaires des Séances der l’académie des Sciences Paris , 1870, 70 , 931–933.
Google Scholar
Колер, В. Акустические Untersuchungen II. Zeitschrift für Psychologic , 1910, 58 , 59–140.
Google Scholar
Либерман А. М., Купер Ф. С., Шанквейлер Д. Д. и Стаддерт-Кеннеди М. Восприятие речевого кода. Психологический обзор , 1967, 74 , 431–461.
Артикул пабмед Google Scholar
Либерман, А. М., ДЕЛатр, П. Д., и Купер, Ф. С. Роль выбранных стимульных переменных в восприятии глухих смычных согласных. Американский журнал психологии , 1952, 65 , 497–516.
Артикул пабмед Google Scholar
Маттингли И.Г., Либерман А.М., Сырдал А.К., Халвес Т. Дискриминация в речи и режимах речи. Когнитивная психология , 1971, 2 , 131–157.
Артикул Google Scholar
Мияваки, К. , Стрэндж, В., Вербрюгге, Р., Либерман, А. М., Дженкинс, Дж. Дж., и Фуджимура, О. Влияние лингвистического опыта: различение [r] и [l] носителями языка японского и английского языков. Восприятие и психофизика , 1975, 18 , 331–340.
Google Scholar
Морс, П. А. Различение речевых и неречевых стимулов в раннем младенчестве. Журнал экспериментальной детской психологии , 1972, 14 , 477–492.
Артикул пабмед Google Scholar
Шац, К. Д. Роль контекста в восприятии остановок. Язык , 1954, 30 , 47–56.
Артикул Google Scholar
Сирл, К.Л., Якобсон, Дж.З., и Рэймент, С.Г. Распознавание фонем на основе прослушивания человека. Журнал Акустического общества Америки , 1979, 65 , 799–809.
Артикул пабмед Google Scholar
Шаттак С.