3. Классификация эмоций и чувств
В науке предпринимались различные попытки классифицировать эмоции и чувства. Например, немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека. И наоборот, когда переживания вызывают своеобразную скованность, пассивность — это астенические эмоции. Также известно, что основоположник научной психологии Вильгельм Вундт предложил характеризовать эмоции по трем параметрам: 1) удовольствие — неудовольствие; 2) напряжение — разряжение; 3) возбуждение — торможение.
Американский исследователь эмоций К. Изард считает, что существуют фундаментальные и производные (образующие комплекс производных) эмоции. К фундаментальным эмоциям ученый отнес:
интерес — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующих обучение;
удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникающие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес;
страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной (или кажущейся таковой) информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным;
гнев — отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта, вызванное внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности;
отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызванное объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми вступает в противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками;
презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением субъекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие нравственным нормам;
страх — отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания — это лишь вероятный прогноз возможного неблагополучия;
стыд — отрицательное эмоциональное состояние, которое выражается в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков, внешности ожиданиям окружающих или своим представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
В представленной классификации эмоций выделяются положительные и отрицательные эмоциональные переживания. Положительные эмоции и чувства возникают при удовлетворении потребностей или надежде на их удовлетворение. В приведенном выше перечне К. Изарда к положительным эмоциональным переживаниям человека относятся радость и интерес. Отрицательные эмоции и чувства возникают при неудовлетворении потребностей. К. Изард относил к ним страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд. Иногда также выделяют неопределенные эмоции и чувства, которые возникают в незнакомой ситуации, характеризуются неустойчивостью и легкостью смены положительных и отрицательных эмоций. К неопределенным эмоциям и чувствам можно отнести удивление, растерянность Б.И. Додонов в своей работе «Эмоции как ценность» отмечал, что отрицательные эмоции выполняют более важную биологическую функцию по сравнению с положительными. Отрицательные эмоции — это сигнал тревоги, крик организма о том, что данная ситуация для него гибельна. Положительная эмоция — сигнал возвращения благополучия.
В жизни часто наблюдаются ситуации, когда человек одновременно испытывает противоположные эмоции и чувства (радость — грусть, удовольствие — страдание и др.). Сочетание двух несогласованных, противоречивых эмоциональных отношений получило название амбивалентности.
Далее рассмотрим классификацию чувств. Выше отмечалось, что чувства представляют собой особую форму эмоциональных переживаний, в которых заключено все богатство подлинно человеческих отношений. В зависимости от высших потребностей чувства подразделяются на нравственные, эстетические и интеллектуальные.
Нравственные (моральные) — чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Через них выражается отношение человека к другим людям и обществу в целом. Проявление этих чувств предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила. К нравственным чувствам можно отнести чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, эмпатию. Соответственно, к аморальным чувствам относят жадность, эгоизм, жестокость.
Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, жизни людей, искусстве (чувство трагического, вдохновение, восторг).
Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах. Некоторые исследователи выделяют в качестве особой группы праксические чувства, связанные с деятельностью человека.Интеллектуальные чувства — переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Интеллектуальные чувства не только сопровождают познавательную деятельность человека, но и стимулируют ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, содержательность и точность знания. Эти чувства выступают как своеобразный регулятор умственной деятельности. К интеллектуальным чувствам относят удивление, сомнение, любознательность, чувство юмора. В чувстве юмора проявляется беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь или кому-нибудь. В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что он направлен. Чувство иронии — тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме, остро критическое отношение к миру людям, самому себе. Ирония не щадит никого и ничего. Сарказм — язвительная насмешка, гневная ирония.
Подходы к классификации эмоций.
Общепринятой классификацией эмоций психология не располагает. Согласно различным точкам зрения, эмоции могут разделяться на высшие и низшие, положительные и отрицательные, вызывающие удовольствие или неудовольствие, активную деятельность или пассивное состояние, или, наоборот, возникающие только при одном из этих состояний. Различают также стенйческие и астенические эмоции, в зависимости от воздействия на общую жизнедеятельность индивидуума.
Рассмотрим различные классификации, принятые в настоящее время в психологической науке.
В классификации эмоциональных состояний А.Н. Леонтьева достаточно сложно определить ее основание. Однако можно предположить, что основанием для классификации А.Н. Леонтьева выступают 2 критерия: интенсивность эмоционального состояния и длительность. А.Н. Леонтьев выделяет следующие классы эмоциональных состояний: аффекты, собственно эмоции, настроение Так, аффекты и собственно эмоции можно классифицировать по критерию интенсивности, а собственно эмоции и настроение — по длительности протекания. А.В.Петровский к вышеперечисленным классам эмоциональных состояний добавляет следующие: стресс, чувства.
Попытки дать универсальные классификации эмоций предпринимали многие ученые, и каждый из них выдвигал для этого собственное основание. Сложность классификации эмоций состоит в том, что, с одной стороны, трудно определить, является ли выделяемая эмоция действительно самостоятельным видом или же это обозначение одной и той же эмоции разными словами (синонимами), а с другой стороны, не является ли новое словесное обозначение эмоции лишь отражением степени ее выраженности.
Деление эмоций по виду контакта живых существ. П.В. Симонов в основу классификайии кладет систему из осей двух координат: отношение к своему состоянию и характер взаимодействия с объектами, способными удовлетворить имеющуюся потребность. В результате он получил четыре пары «базисных» эмоций: удовольствие – отвращение, радость – горе, уверенность – страх, торжество – ярость.
Классификации эмоций в связи с потребностями. Некоторые психологи при классификации эмоций исходят из потребностей, которые провоцируют появление этих эмоций. Б.И. Додонов (1978) предложил свою классификацию эмоций, при том не для всех, а только для тех из них, в которых человек чаще всего испытывает потребность. Основой этой классификации являются потребности и цели, т.е. мотивы, которым служат те или иные эмоции.
1. Альтруистические эмоции. Эти переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям, в желании приносить людям радость и счастье. Альтруистические эмоции проявляются в переживании чувства беспокойства за судьбу кого-либо и в заботе, сопереживании радости и удачи другого, в чувствах нежности, умиления, преданности, жалости.
2. Коммуникативные эмоции. Возникают на основе потребности в общении. При общении возникают разные эмоции, но коммуникативными являются только те из них, которые возникают как реакции на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоциональной близости, желания общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти им отклик.
3. Глорические эмоции. Эти эмоции связаны с потребностью самоутверждения, славе, стремлении завоевать признание, почет. Проявляют себя эти эмоции в чувстве уязвленного самолюбия, в чувстве гордости, превосходства, в удовлетворении тем, что человек вырос в своих глазах.
4. Праксические эмоции. Это эмоции, возникающие в связи с деятельностью, ее успешностью или неспешностью, с желанием добиться успеха в работе, наличием трудностей. Выражаются эти эмоции в чувстве напряжения, увлеченности работой, в любовании результатами своего труда, в приятной усталости.
5. Пугнические эмоции. Они связаны с потребностью в преодолении опасности, на основе которой возникает интерес борьбе. Эта жажда острых ощущений, упоение опасностью, риском, чувство спортивного азарта, предельной мобилизацией своих возможностей.
6. Романтические эмоции. Это эмоции связаны со стремлением ко всему необычному, таинственному, неизведанному. Проявляются в ожидании «светлого чуда», в манящем чувстве дали, в чувстве особой значимости происходящего или в зловеще таинственном чувстве.
7. Гностические эмоции. Это то, что обычно называют интеллектуальными чувствами. Проявляются эти эмоции в чувстве удивления или недоумения, чувстве ясности или смутности, в стремлении преодолеть противоречие в собственных рассуждениях, привести все в систему, в чувстве догадки, близости решения, в радости открытия истины.
8. Эстетические эмоции. По отношению к этим эмоциям существуют две основные точки зрения:
1) эстетические эмоции в чистом виде не существуют. Это переживания, в которых переплетаются различные эмоции;
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
2) эстетическая эмоция есть не что иное, как чувство красоты. По Додонову, не всякое восприятие произведения искусства вызывает эстетические эмоции. Проявляются эстетические эмоции в наслаждении красотой, в чувстве изящного, грациозного, возвышенного или величественного.
9. Гедонистические эмоции. Это эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте. Выражаются эти эмоции в наслаждении приятными физическими ощущениями от вкусной пищи, тепла, солнца, в чувстве беззаботности и безмятежности, в неге, в легкой эйфории, в сладострастии.
10. Акизитивные эмоции. Эти эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, коллекционированию, приобретению вещей. Проявляются в радости по случаю приобретения новой вещи, увеличения своей коллекции, в приятном чувстве при обозрении своих накоплений.
Деление эмоций на первичные (базисные) и вторичные. Этот подход характерен для сторонников дискретной модели эмоциональной сферы человека.
Автор | В. Вундт | Вудвордс — Шлосберг | Шлосберг | П. Экман | Р. Плутчик | К. Изарад |
Список фундаментальных эмоций | 1. возбуждение – успокоение; | 1. удовольствие – неудовольствие; | 1. любовь, радость, счастье; | 1. гнев; | 1. гнев; | 1. интерес — возбуждение; |
2. удовольствие – неудовольствие; | 2. принятие – отталкивание; | 2. удивление; | 2. страх; | 2. страх; | 2. удовольствие — радость; | |
3. напряжение – разрядка | 3* сон — напряжение | 3. страдание, страх; | 3. отвращение; | 3. принятие; | 3. удивление; | |
4. решимость, гнев; | 4. удивление; | 4. отвращение; | 4. горе — страдание | |||
5. отвращение; | 5. печаль; | 5. радость; | 5. гнев — ярость | |||
6. презрение | 6. радость. | 6. уныние; | 6. отвращение — омерзение | |||
7. ожидание; | 7. презрение — пренебрежение | |||||
8. удивление | 8. страх — ужас | |||||
9. стыд — застенчивость; | ||||||
10. вина — раскаяние |
К базовым эмоциям Изард относит те эмоции, которые имеются не только у человека, но и у животных. Остальные эмоции присущие только человеку к ним не относятся. К вторичным эмоциям Плутчик относит гордость, любовь, любопытство, скромность и т.д.
Деление эмоций на ведущее и ситуативные. В.К. Вилюнас (1986) делит эмоции на две фундаментальные группы: ведущие и ситуативные. Первую группу составляют переживания, порождаемые специфическими механизмами потребностей и окрашивающие непосредственно относящиеся к ним предметы. Эти переживания возникают обычно при обострении некоторой потребности и отражении отвечающего ей предмета. Ко второй группе относятся ситуативные эмоциональные явления, порождаемые универсальными механизмами мотивации и направленные на обстоятельства, опосредующие удовлетворение потребностей.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Подходы к классификации эмоций.
От 250 руб
Контрольная работа
Подходы к классификации эмоций.
От 250 руб
Курсовая работа
Подходы к классификации эмоций.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимостьКлассификация эмоций: учет развития
Эйнсворт М., Белл С., Стейтон Д. (1974). Привязанность младенца к матери и социальное развитие. В: Ричардс М. (ред.) Введение ребенка в социальный мир. Лондон, издательство Кембриджского университета
Google Scholar
Алстон В. (1967). Эмоции и чувства. В: Эдвардс П. (ред.) Энциклопедия философии. Нью-Йорк, Macmillan, стр. 479–486
Google Scholar
Армон-Джонс К. (1986). Социальные функции эмоций. В: Харре Р. (ред.) Социальная конструкция эмоций. Оксфорд, Бэзил Блэквелл, стр. 57–82
Google Scholar
Арнольд М. (1960). Эмоции и личность. Нью-Йорк, издательство Колумбийского университета
Google Scholar
Аткинсон А. , Диттрих В., Геммелл А.Дж., Янг А.В. (2004). Восприятие эмоций от динамических и статических выражений тела на дисплеях с точечным и полным освещением. Восприятие 33, 717–746
Артикул Google Scholar
Аверилл, Дж. (1980). Конструктивистский взгляд на эмоции. В Р. Плутчик (ред.), Эмоции: теория, исследования и опыт
Аверилл Дж. (1986). Горе: его природа и значение. Психологический бюллетень 70, 721–748
Статья Google Scholar
Аверилл Дж., Оптон Э.М., Лазарус Р. (1969). Кросс-культурные исследования психофизиологических реакций во время стресса и эмоций. Международный журнал психологии 4, 88–102
Статья Google Scholar
Бансе Р., Шерер К.Р. (1996). Акустические профили в вокальном выражении эмоций. Journal of Personality and Social Psychology 70(3): 614–636
Статья Google Scholar
Бриджес К. (1932). Эмоциональное развитие в раннем детстве. Развитие ребенка 3, 324–334
Артикул Google Scholar
Charland L.C. (1997). Согласование когнитивных и перцептивных теорий эмоций: репрезентативное предложение. Философия науки 64, 555–579
Статья Google Scholar
Кларк С.Г. (1986). Эмоции: Рациональность без когнитивизма. Диалог 25, 663–674
Статья Google Scholar
Дамасио А.Р. (1994). Ошибка Декарта. Нью-Йорк, Г.П. Сыновья Патнэма
Google Scholar
Дамасио А.Р. (2003). В поисках Спинозы: Радость, печаль и чувство мозга. Нью-Йорк, Харкорт
Google Scholar
Дарвин К. (1998) [1872]. Выражение эмоций у человека и животных . Лондон, Харпер Коллинз
ДеСуза Р. (1987). Рациональность эмоций. Кембридж, Массачусетс, MIT Press
Google Scholar
Диттрих В. (1991). Движение лица и распознавание эмоций. Psychologische Beiträge 33, 366–377
Google Scholar
Экман П. (1972). Универсалии и культурные различия в выражении эмоций на лице. В: Коул Дж. (редактор) Небраска Симпозиум по мотивации 1971 том. 19. Lincoln, University of Nebraska Press, стр. 207–283
. Google Scholar
Экман П. (1984). Выражение и природа эмоций. В: Шерер К., Экман П. (ред.) Подходы к эмоциям. Хиллсдейл, Нью-Джерси, Лоуренс Эрлбаум, стр. 319–344
Google Scholar
Экман П. (1993). Выражение лица и эмоции. Американский психолог 48, 384–392
Артикул Google Scholar
Экман П. (1999). Базовые эмоции. В: Далглиш Т., Пауэр М. (ред.) Справочник по эмоциям и познанию. Нью-Йорк, Wiley, стр. 45–60
Глава Google Scholar
Экман П., Фризен В.В. (1971). Константы разных культур в лице и эмоциях. Journal of Personality and Social Psychology 49(2): 124–129
Статья Google Scholar
Экман П., Фризен В.В. (1986). Новое общекультурное выражение эмоций на лице. Мотивация и эмоции 10(2): 159–168
Статья Google Scholar
Эльстер Дж. (1999). Алхимии разума: Рациональность и эмоции. Кембридж, Издательство Кембриджского университета
Google Scholar
Эльстер Дж. (2000). Сильные чувства: эмоции, зависимость и поведение человека. Кембридж, Массачусетс, MIT Press
Google Scholar
Эрк С. и др. (2003). Эмоциональный контекст модулирует последующий эффект памяти. Нейроимидж 18, 439–447
Статья Google Scholar
Фишер К., Шейвер П., Карночан П. (1990). Как развиваются эмоции и как они организуют развитие. Познание и эмоции 4, 81–128
Статья Google Scholar
Фрида Н. (1987). Эмоция, когнитивная структура и склонность к действию. Познание и эмоции 1, 115–143
Статья Google Scholar
Фрийда Н.Х., Мескита Б. (2000). Убеждения через эмоции. В: Manstread ASR, Bern S., Frijda NH (eds) Эмоции и убеждения. Кембридж, Издательство Кембриджского университета
Google Scholar
Голди П. (2000). Эмоции: философское исследование. Оксфорд, Кларендон Пресс
Google Scholar
Гордон Р. (1987). Структура эмоций: исследования по когнитивной философии. Кембридж, Массачусетс: Издательство Кембриджского университета
Google Scholar
Гринспен П. (1989). Эмоции и причины: исследование эмоционального оправдания. Лондон, Рутледж
Google Scholar
Гриффитс П.Е. (1997). Что такое эмоции на самом деле: Проблема психологических категорий. Наука и ее концептуальные основы. Чикаго, Издательство Чикагского университета
Google Scholar
Хьюм, Д. (2005) [1739]. О страстях. В LA Selby-Bigge (Ed.), Трактат о человеческой природе (стр. 46–106). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета
Холодинский М., Фридлмайер В. (2006). Эмоциональный. Entwicklung и регулирование. Гейдельберг, Спрингер
Google Scholar
Холодинский М. , Фридлмайер В.Е. (1999). Эмоциональное развитие. Гейдельберг, Спрингер
Google Scholar
Хорган Т., Тинсон Дж. (2002). Интенциональность феноменологии и феноменология интенциональности. В: Чалмерс Д. (ред.) Философия разума: классические и современные чтения . Оксфорд Юнвиерсити Пресс
Изард К. (1971). Лицо эмоций. Нью-Йорк, Appleton-Century-Crofts
Google Scholar
Изард К. (1977). Человеческие эмоции. Нью-Йорк, Пленум Пресс
Google Scholar
Изард К. (1994). Врожденные и универсальные выражения лица: данные исследований развития и кросс-культурных исследований. Психологический бюллетень 115, 288–299
Статья Google Scholar
Изард К.Э., Хембри Э.А., Хюбнер Р.Р. (1987). Выражение эмоций младенцев в ответ на острую боль: изменение развития и стабильность индивидуальных различий. Психология развития 3(1): 105–113
Статья Google Scholar
Джеймс В. (1884 г.). Что такое эмоция?. Разум 19, 188–204
Артикул Google Scholar
Ягер К., Барч А. (2002). Привилегированный доступ и репрессии. В: Деринг С., Майер В. (ред.) Die Moralität der Gefühle. Берлин, Akademie-Verlag, стр. 59.–80
Google Scholar
Ланге К.Г. (1885 г.). Om sindsbevaegelser: Et psyko-fisiologisk studie. В: Ланге К.Г., Джеймс В. (ред.) И.А. Хаупт (пер.), Эмоции. Балтимор, Уильямс и Уилкинс
Google Scholar
Лазарь Р.С., Оптон мл. М., Томита Кодама М. (1966). Кросс-культурное исследование паттернов реакции на стресс в Японии. Журнал личности и социальной психологии 4 (6): 622–633
Артикул Google Scholar
Леду Дж. (1996). Эмоциональный мозг: таинственные основы нашей эмоциональной жизни. Нью-Йорк, Саймон и Шустер
Google Scholar
Льюис, М. (1992). Я в самосознательных эмоциях, комментарий. В D. Stipek, S. Recchia, & S. McClintic (Eds.), Самооценка детей младшего возраста (стр. 85–95). Монографии Общества исследований детского развития.
Льюис М. (2000). Возникновение человеческих эмоций. В: Льюис М., Хэвиленд-Джонс Дж. М. (ред.) Справочник по эмоциям, 2 изд.. Нью-Йорк, Гилфорд, стр. 265–280
. Google Scholar
Льюис М., Михалсон Л. (1983). Детские эмоции и настроения: Теория развития и измерение. Нью-Йорк, Пленум Пресс
Google Scholar
Ли Х.Ф., Штуцманн Г., Леду Дж. (1996). Конвергентные, но разнесенные во времени входы в нейроны латеральной миндалины от слухового таламуса и слуховой коры используют разные постсинаптические рецепторы: внутриклеточные и внеклеточные записи in vivo». Обучение и память 3, 219–242
Статья Google Scholar
Лайонс, В. (1980). Эмоция . Кембридж, Массачусетс: Издательство Кембриджского университета.
Магаи, К., и Макфадден, С. (1995). Роль эмоций в социальном и личностном развитии Нью-Йорк: Пленум Пресс.
Маркс, Дж. (1982). Теория эмоций. Философские исследования , 42, 227–242.
Google Scholar
Масколо, М.Дж., и Фишер, К.В., и Ли, Дж. (2003). Динамическое развитие компонентных систем эмоций: Гордость, вина и стыд в Китае и США. В А. Дэвидсон, К. Шерер и Х. Голдсмит (ред.), Справочник по аффективной науке (стр. 375–408). Оксфорд, издательство Оксфордского университета.
Масколо М., Гриффин С. (1998). Что развивается в эмоциональном развитии?. Нью-Йорк, Пленум Пресс
Google Scholar
Моррилл Дж. (1993). Страх без Веры. Журнал философии 90, 359–366
Статья Google Scholar
Морсбах Х., Тайлер В. Дж. (1986). Японская эмоция: Амаэ. В: Харре Р. (ред.) Социальная конструкция эмоций. Оксфорд, Бэзил Блэквелл
Google Scholar
Панксепп Дж. (1998). Аффективная нейробиология: основы эмоций человека и животных. Нью-Йорк, издательство Оксфордского университета
Google Scholar
Панксепп Дж. (2005). Аффективное сознание: основные эмоциональные чувства у животных и людей. Сознательное познание 14(1): 30–80
Статья Google Scholar
Папез Х.В. (1937). Предлагаемый механизм эмоций. Архив неврологической психиатрии 38, 725–743
Google Scholar
Плучник Р. (1962). Эмоции: факты, теории и новая модель. Нью-Йорк, Рэндом Хаус
Google Scholar
Принц Дж. (2004a). Реакции кишечника: перцептивная теория эмоций. Оксфорд, Издательство Оксфордского университета
Google Scholar
Принц Дж. (2004b). Воплощенные эмоции. В: Харлан Л., Соломон Р. (ред.) Думая о чувствах. Нью-Йорк, издательство Оксфордского университета, стр. 44–60
. Google Scholar
Рулоны E.T. (1998). Мозг и эмоции. Оксфорд, издательство Оксфордского университета
Google Scholar
Шактер С., Сингер Дж. (1962). Когнитивные, социальные и психологические детерминанты эмоциональных состояний. Когнитивные, социальные и психологические детерминанты эмоциональных состояний 69, 379–399
Google Scholar
Шаффнер Х. Р. (1974). Когнитивные компоненты реакции младенца на незнакомство. В: Льюис М., Розенблюм Л.А. (ред.) Происхождение страха. Нью-Йорк, Wiley, стр. 11–24
Google Scholar
Шерер К. (1984). О природе и функции эмоций: подход компонентного процесса. В: Шерер К.Р., Экман П. (ред.) Подходы к эмоциям. Хиллсдейл, Эрлбаум, стр. 293–318
Google Scholar
Шерер К. (1987). На пути к динамическому процессу эмоций: модель компонентного процесса аффективных состояний, Женевские исследования эмоций. Женева, Женевский университет
Google Scholar
Шерер К. (2000). Психологические модели эмоций. В: Джоан С. Бород (ред.), Нейропсихология эмоций . Oxford University Press
Соломон Р. (1977). Логика эмоций. Ноус 11, 41–49
Google Scholar
Соломон Р. (1993). Страсти. Эмоции и смысл жизни. Индиаполис, Хакетт
Google Scholar
Сроуф Л. (1996). Эмоциональное развитие: Организация эмоциональной жизни в раннем возрасте. Нью-Йорк, издательство Кембриджского университета
Google Scholar
Стенберг К., Кампос Дж., Эмде Р. (1983). Выражение лица гнева у семимесячных детей. Развитие ребенка 54, 178–184
Google Scholar
Стипек Д., Реккиа С., МакКлинтик С. (1992). Самооценка у детей раннего возраста. Монографии Общества исследований детского развития 57(1): 1–98
Статья Google Scholar
Тревартен К. (1984). Эмоции в младенчестве: Регуляторы контактов и отношений с людьми. В: Шерер К.Р., Экман П. (ред.) Подходы к эмоциям. Хиллсдейл, Эрлбаум, стр. 129–157
Google Scholar
Туби Дж., Космидес Л. (1990). Прошлое объясняет настоящее: эмоциональная адаптация и структура среды предков. Этология и социобиология 11, 375–424
Статья Google Scholar
Уотсон Дж. Б. (1913). Психология с точки зрения бихевиористов. Впервые опубликовано в Psychological Review 20, 158–177
Google Scholar
Ву Д. (1996). Китайская социализация детства. В: Бонд М. (ред.) Справочник по китайской психологии. Оксфорд, издательство Оксфордского университета, стр. 143–154
Google Scholar
Вундт В. (1896 г.). Основы психологии. Лейпциг, Энгельманн
Google Scholar
Зайонц Р. Б. (1980). Чувство и мышление: предпочтения не нуждаются в выводах. Американский психолог 39, 151–175
Статья Google Scholar
Категоризация эмоций
Категоризация эмоций долгое время была горячей темой споров в различных областях психологии, аффективной науки и исследований эмоций. Некоторые теоретики подходят к категоризации эмоций с точки зрения дискретности, в то время как другие придумывают группировки на основе измерений.
Откройте для себя еще 22 статьи по этой теме
Не пропустите эти статьи по теме:
- Мотивация и эмоции
- Теория инстинктов мотивации
- Теория эмоций Шахтера-Зингера 9000 2 Кэннон-Бард Теория эмоций
- Джеймс -Теория эмоций Ланге
Базовый подход
Эмоции, которые классифицируются в соответствии с их дискретными атрибутами, часто делятся на две противоположные группы: базовые эмоции и сложные эмоции. Базовые эмоции, считающиеся биологически фиксированными, — это те эмоции, которые свойственны всем людям, а также многим животным. Сложные эмоции возникают из базовых эмоций и являются их «усовершенствованными версиями». Они более самобытны и культурно специфичны, чем базовые эмоции. Тем не менее, до сих пор ведутся споры о том, как эмоции можно классифицировать как базовые или сложные. Исследователи полагаются на общие ярлыки в разных языках, характерные физиологические симптомы и выражения лица при определении основных эмоций.
В 1972 году Пол Экман предположил, что существует шесть основных эмоций: гнев, страх, отвращение, счастье, удивление и печаль. Проведя дополнительные исследования, Экман расширил свой список основных эмоций, предположив, что следующие из них также универсальны для всех людей: удовлетворение, веселье, смущение, презрение, вина, волнение, облегчение, гордость за достижение, удовлетворение, стыд и чувственное удовольствие. .
Дименсиональный подход
Отец современной психологии Вильгельм Макс Вундт предложил в 1897, существует три измерения эмоций: (1) напряжение и расслабление, (2) возбуждение и подавление и (3) приятное и неприятное. Несколько лет спустя психолог Гарольд Шлосберг продолжил работу Вундта, предложив свои собственные три измерения эмоций: (1) уровень активации, (2) внимание-отторжение и (3) приятность-неприятность. Модель эмоционального состояния PAD — это еще один трехмерный подход Мехрабяна и Рассела. Он использует шкалы для измерения эмоций в трех измерениях: (1) удовольствие и неудовольствие, (2) возбуждение и отсутствие возбуждения и (3) доминирование и подчинение. Еще одна популярная многомерная модель была предложена Джеймсом Расселом в 1919 г.77. В отличие от более ранних трехмерных моделей, модель Рассела имеет только два измерения, которые включают (1) возбуждение и (2) валентность (или приятность).
В то время как четыре вышеупомянутые модели хорошо цитируются в области психологии, трехмерная модель Роберта Плутчика является одной из наиболее популярных сегодня моделей. Модель показывает, что эмоции представлены концентрическими кругами, которые делятся на два типа: внутренние или основные круги и внешние или сложные круги.
Физиологический подход к эмоциям, куб эмоций, был недавно предложен Лёвхеймом в 2011 году. Согласно этой модели, различные уровни норадреналина, дофамина и серотонина напрямую влияют на восемь основных эмоций. Сочетание этих сигнальных веществ приводит к возникновению определенной эмоции. Например, сочетание высокого уровня дофамина, высокого уровня норадреналина и низкого уровня серотонина приводит к гневу.
Полный номер:
Вам разрешено копировать текст
Текст в этой статье находится под лицензией Creative Commons-License Attribution 4.0 International (CC BY 4.0).
Это означает, что вы можете свободно копировать, распространять и адаптировать любые части (или весь) текста в статье, если вы указываете соответствующий кредит и предоставляете ссылку/ссылку на эту страница.
Вот и все. Вам не нужно наше разрешение для копирования статьи; просто включите ссылку/ссылку обратно на эту страницу. Вы можете использовать его свободно (с какой-либо ссылкой), и мы также согласны с тем, что люди перепечатывают его в таких публикациях, как книги, блоги, информационные бюллетени, учебные материалы, статьи, википедия и презентации (с четким указанием авторства).