Когда человек становится личностью план: Напишите сложный план на тему:»как стать личностью»

«…акт рождения личности не совпадает ни по времени, ни по существу с актом рождения человеческого тела, с днём физического появления человека на свет» (Э. Ильенков)

«…акт рождения личности не совпадает ни по времени, ни по существу с актом рождения человеческого тела, с днём физического появления человека на свет» (Э. Ильенков)

Идея данного высказывания в том, что личностью человек становится со временем, а не с рождения. Я считаю, что Э. Ильенков прав. Действительно, личностью можно стать лишь в процессе социализации, который проходит на протяжении всей жизни человека, и в итоге может так и не завершиться.

Раскроем эту идею с теоретической точки зрения. Если индивид – это отдельно взятый представитель человеческого рода, то личность – это индивид с набором социально значимых качеств, которые реализуются в обществе. Можно утверждать, что с физического появления на свет человек ещё не обладает никакими качествами – это «белое полотно», которому только предстоит влиться в общество и стать его частью. В становлении личности большое место занимает социализация – это процесс усвоения социальных норм и освоения социальных ролей, который происходит только в обществе.

Чтобы подтвердить теорию, обратимся к фактам из литературы. В серии книг Дж. Роулинг «Гарри Поттер» можно наблюдать процесс становления личности главного героя. В первой книге Гарри Поттер – это маленький мальчик, живущий под лестницей. Однако по мере повествования он становится прекрасным другом, отличным игроком в квиддич и защитником магического мира от зла в лице Волан-де-Морта. Этот пример подтверждает идею Ильенкова о том, что человек становится личностью по мере своего взросления и развития, а не с рождения.

Приведём еще один пример, доказывающий, что личностью можно и не стать вовсе. В истории человечества есть немало случаев с так называемыми «детьми-маугли», которые росли вне социума. Такие дети пропустили процесс социализации и не смогли влиться в общество.

Да, они выросли и прожили какое-то время, но личностями так и не стали, потому что не усвоили никаких социальных норм и не приобрели никаких социально значимых качеств.

Таким образом, Э. Ильенков доносит до людей простую мысль – «личностью не рождается, личностью становятся». Мало просто появиться на свет, необходимо социализироваться в обществе и проявить себя с лучшей стороны, чтобы стать личностью.

 Эссе на максимум баллов с ЕГЭ 2019 г.


Следующее Предыдущее Главная страница

  • Обоснуйте важность навыков самоконтроля для формирования личности.

    1) Обоснуйте важность навыков самоконтроля для формирования личности . (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания…

  • Обоснуйте значение демократического политического процесса для развития современного общества.

    1) Обоснуйте значение демократического политического процесса для развития современного общества. (Обоснование должно быть дано с опорой . ..

  • Обоснуйте важность принципа единства прав и обязанностей гражданина в демократическом государстве.

    1) Обоснуйте важность принципа единства прав и обязанностей гражданина в демократическом государстве. (Обоснование должно быть дано с оп…

  • Обоснуйте необходимость правового регулирования отношений собственности.

    1) Обоснуйте необходимость правового регулирования отношений собственности. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие з…

  • Обоснуйте необходимость правового регулирования семейных отношений.

    1) Обоснуйте необходимость правового регулирования семейных отношений. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания…

  • Обоснуйте значимость религии в жизни современного российского общества.

    1) Обоснуйте значимость религии в жизни современного российского общества. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие з…

  • Обоснуйте важность правильного выбора организационно-правовой формы при организации предпринимательской деятельности.

    1) Обоснуйте важность правильного выбора организационно-правовой формы при организации предпринимательской деятельности. (Обоснование до…

  • Объясните, почему истину считают идеалом познания.

    1) Объясните, почему истину считают идеалом познания. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких свя…

  • Обоснуйте закономерность интеграции наук в современном мире.

    1) Обоснуйте закономерность интеграции наук в современном мире . (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нес…

  • План «Российская федерация: форма государства»

    Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему « Российская федерация: форма государ…

Человек стареющий: о том, что происходит с нами с возрастом

Человек стареющий: о том, что происходит с нами с возрастом

Что есть человек стареющий, а что — развивающийся? В статье делается акцент не на биохимических и морфологических аспектах, а именно на личности — на процессе индивидуального развития человека, потому что он никогда не останавливается. Не нужно думать, что после подросткового возраста человек выходит на плато, как называют ученые «акме», высшую точку развития, а после этого деградирует. Старение не есть деградация. Это процесс продолжения развития, очень своеобразный.

Нормальное старение, согласно нашей психологической школе, — это процесс непрерывного, поступательного, неравномерного, комплексного нарастания разных ограничений. Есть чисто физиологические: снижается слух, возникают специфические формы болезней, которые фактически болезнями не являются, а есть нормальные симптомы старения, связанные с движениями, мускулатурой, сенсорными системами, психологией и так далее, и, конечно, возникают социальные ограничения, которые в индивидуальном сознании стареющего человека преломляются и превращаются в экзистенциальные. Неравномерность процесса и рождает индивидуальные различия. Современные методы научного исследования, склонные к статистической обработке и количественному анализу данных, к несчастью, не помогают вскрыть суть механизмов, которые лежат за ним, потому что старение крайне индивидуально.

Почему? Если говорить довольно грубо, то вот ребенок. Как только он рождается, то сразу попадает в социум, где за ним ухаживают, но природа устроена так, что в генетику нового человека закладывается некая программа, которая дает ему минимальный диапазон, чтобы он выжил. Поэтому ранний онтогенез, то есть ранние индивидуальные различия от рождения до дошкольного возраста, достаточно запрограммированы. Мы знаем нормативы: когда ребенок должен уметь держать головку, сказать первое слово, какого рода должны быть эти слова, когда у него должна появиться фразовая речь, когда он должен начать ходить, ползать и так далее. Если есть отклонения в нормативах, мы говорим, что это ненормально, патологично, с этим нужно что-то делать — коррекция должна быть медицинская, потому что эти программы биологические. Во взрослом возрасте развитие уже более направленное, социальное: человек проявляет собственную активность и так далее. Он доходит до третьего возраста, то есть до возраста старения, с уже очень серьезным багажом — знаний, опыта, переживаний, психотравм, воззрений, смыслов, ценностей. Весь этот колоссальный багаж, конечно, очень сильно зашумляет естественную биологическую программу. Поэтому старение индивидуально именно в силу индивидуального опыта. Таким образом, у нас не очень хорошо получается находить биологические причины естественно-научными методами. Поэтому все данные по индивидуальным различиям, которые я приведу, клинические. То есть собранные не на больных, а путем длительного, многолетнего наблюдения — в том числе нашей кафедрой и мной.

Тем не менее можно выделить индивидуальные различия, которые мы называем стилем, вариантом или типом, то есть выделить некую типологию нормального старения исходя из того, как работает головной мозг. В 30–50-е годы крупный советский исследователь психолог Александр Романович Лурия открыл миру науку, которую он назвал нейропсихологией. Она родилась в Советском Союзе и принимается во всем мире. Действительно, это наше достижение, одно из немногих, которое точно наше. Лурия изучает больных с локальными поражениями головного мозга, предъявляя различного рода тесты, показывает, что при поражении определенных структур возникают определенные же симптомы нарушений высших психических функций, таких как память, мышление, внимание, речь и так далее. Он сделал вывод, что если дать больному определенный тест, который продемонстрирует определенные нарушения психических функций, то эти зоны и отвечают за реализацию этих психических функций.

В 70–80-е годы ученица Александра Романовича Лурии Наталья Константиновна Корсакова начинает работать в Научном центре психического здоровья, где ей предлагают использовать методы, разработанные Лурией для диагностики болезни Альцгеймера, чтобы понять, как именно поражается головной мозг. И действительно, предъявляя эти тесты, луриевские методы, которые были разработаны для людей с опухолями головного мозга, она показывает, что у пациентов с болезнью Альцгеймера возникают очень похожие симптомы, схожие еще и с теми, которые возникают у пациентов с опухолями теменных, лобных долей, височных, подкорковых структур головного мозга. Корсакова делает вывод, что при болезни Альцгеймера и других формах старческого слабоумия, тяжелых психических расстройствах старческого возраста наблюдаются специфические когнитивные нарушения. Это значит, что этот патологический процесс, не опухолевый, а атрофический, распространяется в каждом отдельном случае при разном заболевании на определенные зоны мозга. Так рождается наука нейрогеронтопсихология. Ученым стало интересно, что происходит в пожилом возрасте в норме. Изучив более 300 здоровых людей от 50 до 100 лет, которые никогда не обращались по поводу психического здоровья и с неврологическими проблемами к врачам, Корсакова выделяет различные нейрокогнитивные стили, типологию нормального старения. Она показывает, как стареем мы и наша психика в связи с работой головного мозга. Эти данные косвенно подтверждаются западными исследованиями с использованием нейровизуализации, функционального томографа, позитронно-эмиссионной томографии и так далее.

Что такое старение феноменологически?

Во-первых, конечно, это замедление темпов деятельности. Латентность нарастает, люди в третьем возрасте начинают работать медленнее. Особенно эта замедленность становится очевидна на начальном этапе деятельности. Особенно трудно становится быстро извлекать информацию, связывать ее. Нужно уметь договариваться со своей памятью после 55 лет, чтобы она выдавала то, что нужно.

Во-вторых, человек начинает работать как одноканальная система. Если он читает газету, то телевизор уже не слышит и не думает о вещах, не связанных с этой газетой.

Что касается речевой сферы, то говорить пожилому человеку нужно не только медленно, но и низким голосом. Не обязательно громко, хотя возрастная тугоухость тоже может иметь место, но бархатный баритон или даже бас будет усвоен лучше, чем тенор и фальцет. Это чисто сенсорная вещь, доказанная научно.

В-четвертых, темповые характеристики. Речевая информация может усваиваться медленнее, чем не речевая. Происходит некий дисбаланс, обкрадывание правого полушария в пользу левого. Левое полушарие начинает работать более напряженно за счет того, что оно может терять какие-то правополушарные функции. Но тем не менее не всегда и достаточно фрагментарно, поэтому, например, музыка усваивается хорошо, а прослушивание песен молодости актуализирует глубинные пласты воспоминаний.

Тактильная сфера оживает буквально, поэтому люди так любят перебирать вещи, вытирать пыль, поэтому пожилым лучше дарить фактурные подарки, текстурированные — это тоже актуализирует пороги пластов памяти.

О памяти. Доступ к непосредственным воспоминаниям, что произошло сейчас, становится более закрытым. Открывается доступ к ранним воспоминаниям молодости, юности и даже детства. Они становятся более яркими, отчетливыми. Следы памяти не стираются: мы помним все, просто у нас не всегда открыт к этому доступ.

И наконец, это снижение способности к обучению новому и трудности с постановкой креативных задач. Не потому, что человек становится слабоумным, а потому что недостаточно энергии, чтобы поддерживать творческий процесс, который, как вы знаете из всех метафор, должен фонтанировать.

Типы нормального старения

Эта типология основана на концепции Александра Романовича Лурии о структурах функциональных блоков мозга. На основании своих многочисленных исследований он разделил мозг на три блока не по морфологическому строению, а по тем ролям, которые структуры головного мозга играют для реализации высших психических функций.

Энергетический нейрокогнитивный стиль старения

Самый распространенный, универсальный. Связан со снижением функций энергетического обеспечения психической активности: люди становятся медленнее, у них наблюдается феномен «on-off» — «включение-выключение». То есть человек начинает читать книгу, трудно, не пошло, закрывает, идет на кухню и помогает жене готовить борщ, то есть активируется. Эти колебания могут наблюдаться достаточно мягко, они не должны нарушать адаптацию. При сосудистых поражениях головного мозга этот эффект может ее нарушать. То есть человек может не справляться с заданием в состоянии «off», а в состоянии «on» может становиться слишком возбужденным. То плачет, то смеется. Бывают такие клинические примеры.

Кроме того, это сужение объема активности, одноканальность системы восприятия, тормозимость следов памяти и утомляемость — неспецифические характеристики старения, не факторы риска. Самое главное, что хорошо работает кора головного мозга. То есть человек может придумать сам, извлечь из прошлого опыта, спланировать, например, что дойти в поликлинику у него займет такое время, а чтобы навестить внуков, нужны вот такие операции; он может распланировать день специфическим образом. Тормозимость, недоступность воспоминаний, которые нужны прямо сейчас, значат, что нужно записывать, и человек все это понимает. Фактор риска, который может привести человека к дезадаптации, — это, конечно, стресс. Поскольку подкорковые структуры — это эмоции, стрессорезистентность, то способов регуляции своих эмоций становится недостаточно. То есть здесь могут выступать эмоциональные проблемы.

Это и обострение телесных недугов. Самый злокачественный, который действительно выбивает человека из колеи и вводит его в состояние дезадаптации, тревоги, депрессии, — это шейка бедра. Такому человеку нужно особое внимание; возможно, профессиональная психологическая поддержка. Я не говорю про катаракту и другие чисто возрастные вещи — они, конечно, тоже требуют особого внимания.

Пространственный нейрокогнитивный стиль старения

Второй тип — это снижение способности к ориентации в реальном и внутреннем пространстве. Уже специфический тип старения, при котором становится очень сложно целостно воспринимать различные вещи. Прочесть даже короткий рассказ и понять, в чем суть, может уже стать проблемой. Нужно сначала прочитать один абзац, осмыслить его, запомнить, сделать передышку, потом второй и так далее. Технически можно прочитать рассказ, человек не истощится, но он его не поймет. А самое главное — это «дизадаптация» в новом пространстве. Обратите внимание, это не орфографическая ошибка. То есть человек не потерялся совсем, а ему сложно в новом пространстве, он начинает хвататься за правую руку, думая: «Правая рука — значит, мне нужно идти направо». У них есть маркер, который действительно запрограммирован: «Я правой рукой пишу», — значит, нужно ориентироваться направо. Они очень долго могут плутать, но не в смысле, что они действительно потерялись, а потому что у них в новом пространстве возникают такого рода трудности. В старом знакомом пространстве все может быть вполне благополучно.

То есть факторы риска здесь — это изменение среды обитания, например эмиграция. У наших коллег, русских психологов за границей, одно время выходили статьи в журналах, посвященные русским эмигрантам во Франции, США. Они описывают эти феномены очень масштабно, также в связи и с лингвистической стороной. Например, феномен «патологической ностальгии»: женщина-эмигрантка считала, что находится в своей московской квартире, видела людей из той жизни. Это были не галлюцинации из-за психического заболевания, а временное состояние, стресс, культурный шок. Это связано с правым полушарием.

Важно здесь понять, что такого рода вещи очень могут быть похожи на болезнь Альцгеймера, но их нужно различать. Вот статистика. Шизофрения — 1%, а вот 10% — это болезнь Альцгеймера, где 4% — это ранний Альцгеймер. У нас в клинике это все женщины 40 лет. Я помню последний случай: 40 лет, медсестра и по-настоящему серьезные симптомы, связанные с глубокими нарушениями памяти. Если хотите понять, что это такое, посмотрите поразительный фильм «Все еще Элис» про ранний Альцгеймер. С максимальной достоверностью показано то, что происходит с человеком, с глубоким психологизмом, проникновением в суть этого болезненного состояния. После 55–60 лет — это уже классический Альцгеймер, а поздний называется сенильным (лат. «старческий»). Ученые говорят, что это генетически запрограммировано. К несчастью, нет никаких методов выявить риск возникновения этой болезни у человека до того, как болезнь возникла. Генетическая констелляция приводит к дисбалансу ацетилхолина и других нейропептидов, что приводит к формированию клеток Альцгеймера, то есть атрофии нервных клеток в определенных отделах, что приводит к тому, что эти клетки не работают и мозг функционирует плохо.

Болезнь Альцгеймера не лечится: все препараты, которые назначаются, носят симптоматический характер и сильно не улучшают состояние психических функций. И уж тем более, к несчастью, не предотвращают дальнейшее злокачественное развитие (после начала заболевания человек живет не больше 10 лет). Это грубая истощаемость, то есть человек не может активно работать в течение 45 минут, грубые нарушения памяти, невозможность запомнить материал, нарушение ориентации в пространстве, спутанность сознания, то есть человек может не понимать, где он находится, на улице или дома. Вы могли когда-то наблюдать на улице дедушку в тапочках с абсолютно растерянным выражением лица, который иногда кричит, пытается позвать на помощь. Конечно, это еще не повод ставить ему диагноз «болезнь Альцгеймера», но это патологическое состояние, которое очень часто ее сопровождает. На первый план выходят пространственные нарушения, то есть люди не могут запомнить, где находится туалет, где кухня. Но стоит отметить, что их фасад личности сохраняется, они переживают это состояние, они критичны к нему. Наверное, вся трагичность и заключается в том, что они понимают, что теряют то, что составляет их личность. Потому что, согласно одному из основателей отечественной психологии, Сергею Леонидовичу Рубинштейну, одна из центральных функций памяти — это структурирование личности. Если память распадается, распадается весь наш опыт, опыт общения с нашей личностью, то есть личность уходит.

Регуляторный нейрокогнитивный стиль старения

Это еще не патология, но уже по-настоящему рисковый вариант, когда в первую очередь стареют передние отделы больших полушарий. Здесь происходит снижение самоконтроля. Это самый центральный симптом, поскольку задействованы лобные доли. Лурия называет третий функциональный блок мозга блоком программирования, регуляции и контроля психической деятельности, поэтому здесь регуляция и контроль страдают прежде всего. Когда они немножко ослабевают, это еще норма — то, что мы в обыденной жизни называем «седина в бороду, бес в ребро»: человеку 60 с лишним, а он считает, что он как молодой может выполнять свою работу, вести себя как молодой, одеваться в рваные джинсы, ходить с плеером, говорить: «Я Диму Билана слушаю, не буду же я Шульженко с Утесовым слушать, я еще не такой старый». Может быть и сексуализация поведения.

В деятельности могут быть проблемы с выстраиванием планов, застревание на каких-то моментах, негибкость. Апатичность, нарушение и снижение мотивации, которая еще должна сохраняться. В том числе мотивация к передаче смыслового ценностного опыта другим поколениям: «Ну, что я буду внуку звонить, я ему не нужен. Что я его буду доставать». Переживание неуспеха, одиночество, изменение условий жизни — все это может быть фактором риска. Могут последовать эмоциональные, брутальные реакции. На фоне стресса пожилой человек может думать: «А что это, сын приходил, он украл мой паспорт. Я не могу найти паспорт, потому что он приходил, он что-то хочет со мной сделать». То есть бредовые идеи возникают, но на фоне какого-то стресса.

Крайним случаем, патологическим прототипом здесь является болезнь Пика — тоже такое классическое заболевание, полюс болезни Альцгеймера. Если там фасад личности сохраняется, а человек осознает и страдает от нарастающих когнитивных нарушений, то при болезни Пика (или, как сейчас принято говорить по новомодной психиатрической классификации, при лобно-височной деменции) дисфункциональны передние отделы коры больших полушарий головного мозга. Такие больные эмоционально притуплены, пассивны, безразличны, бездеятельны, лежат, ничего не делают. Они обеднены в моторике, письме, чтении, счете и не критичны к тому, что происходит, а происходит у них эйфория, они благодушны, могут смеяться. В то же время они абсолютно бездеятельны, пусты, утрачиваются морально-этические установки. Могут быть стереотипии, персеверации, то есть навязчивые действия, и грубые когнитивные нарушения, то есть нарушения речи, грамматического строя, обеднение речевой продукции, нежелание говорить, выстраивать развернутое высказывание и так далее. В первую очередь и в начале появляется вот эта эмоционально-личностная дисфункция, на поздней стадии присоединяются уже какие-то когнитивные нарушения. Вот это уже дезадаптация.

Что предотвращает патологическое старение?

Люди, которые занимались интеллектуальным трудом на протяжении жизни, болеют деменциями позднего возраста меньше. Отдельно разработаны технологии гимнастики для мозга, то есть если уже возникают какие-то ограничения в когнитивной сфере, то можно обратиться к психологам, которые разработают индивидуальную программу тренировки. Конечно, я знаю стариков, которые учат стихи сами. Это как отдельная деятельность: встали, позавтракали, погуляли с собакой, потом пару часов на выучивание нового стихотворения, позвонили приятелю в Подмосковье, прочитали наизусть, поиграли в шахматы по телефону, что тоже хорошо, можно посмотреть, как соотносятся е2-е4, потом можно снова поесть, потом снова с собакой погулять. То есть это распланированная деятельность, где есть когнитивный и интеллектуальный компонент для поддержания тонуса. Тонус поддерживается таким образом — через интеллектуальную деятельность.

У людей, которые постоянно поддерживали физическую активность, снижается риск возникновения деменций позднего возраста вследствие того, что метаболизм лучше работает, а значит, атеросклеротические бляшки не формируются, сахар нормализуется и так далее. То есть вещи, связанные чисто с сосудами, уже не вносят патологического вклада.

Режим. Показано, что люди, употребляющие алкоголь, чаще болеют деменциями позднего возраста. Полезна так называемая средиземноморская диета: белки, морепродукты, фосфор, свежие овощи. Те, у кого четкий режим сна и бодрствования, болеют меньше.

А дальше — чистая психология. Люди, которые испытывали психотравмы и с этими психотравмами не обращались к специалисту, не изживали их, страдают чаще. Люди, которые испытывали много, но мини-стрессов, то есть у которых была активная деятельность, которые жили в постоянном стрессе, меньше болеют болезнью Альцгеймера и другими деменциями.

Люди рефлексивные (которые рефлексируют присущий им нейрокогнитивный стиль) могут использовать это. Как в примере с борщом. Если у него пространственный вариант, но он хорошо помнит, какие ингредиенты нужно класть. А у нее первый вариант, она этого не помнит, но у нее лобные доли сохранны, то есть она помнит порядок действий: сначала надо пассировать, потом выложить и так далее. И вот они вместе готовят борщ, потому что понимают, что приготовить его не вместе невозможно. То есть они по-настоящему вносят свежесть в свои отношения, потому что они выходят на новый уровень. У них формируется совместная деятельность, которой не было.

И наконец, возможность реализации задач развития. Конечно, вы прекрасно понимаете: счастливы те старики, у которых есть внуки. Одиночество рождает все эти формы дезадаптации. Даже если перед нами одинокий представитель третьего возраста, но у него есть все это (то есть он был интеллектуально активен, он рефлексирует, что с ним происходит), то он сможет найти стратегии компенсации за счет чисто социальных вещей вроде клубов или социальных программ.

Когда «Оно» становится личностью?

Жало и последующая полемика вокруг Planned Parenthood выдвинули на первый план глубокие моральные вопросы о том, когда «что-то» становится «кем-то». Тайно записанные на пленку разговоры, в ходе которых сотрудники Planned Parenthood обсуждали «ужасные» подробности дробления частей тела и извлечения тканей у нерожденных за определенную плату, по понятным причинам вызвали бурю негодования во многих лагерях против абортов и побудили многих настаивать на прекращении финансирования Planed Parenthood.

Этот вопрос является жарким и напряженным, потому что он выдвигает на первый план один из самых фундаментально важных вопросов, который должна решать любая система убеждений, определяющая правильное и неправильное, а именно вопрос о том, что представляет собой человек и почему. Суть этой дискуссии относительно абортов недавно проявилась в обмене мнениями между Крисом Куомо и Марко Рубио на CNN. После того, как Куомо бросил вызов его послужному списку о репродуктивных правах, между ними последовал обмен мнениями о природе человеческой жизни. Рубио повторил аргумент, который он часто приводит, что человеческая жизнь начинается с зачатия. Куомо поставил под сомнение это утверждение и сказал, что наука неясна. Рубио сказал, что это ясный научный факт, что человеческая жизнь начинается с зачатия, и из этого следует, что аборт уносит человеческую жизнь, и у нас должны быть законы против этого.

В моем обзоре дебатов об абортах вопрос о том, жива ли зигота, эмбрион или плод, является одним из самых важных. Часто те, кто выступает за жизнь, утверждают, как это сделал Рубио, что наука ясна в этом вопросе. Жизнь человека начинается с зачатия. Затем сторонники выбора ставят это под сомнение и говорят, что об этом ведутся споры. Хотя я за право выбора, по этому вопросу не должно быть никаких дискуссий. Факты очевидны, и при соответствующем определении терминов мы можем однозначно заключить, что жизнь человека начинается с момента зачатия.

Таким образом, сторонники защиты жизни правы в этом аргументе. Однако спор на этом утверждении не заканчивается. Почему? Поскольку сущность, которая технически является живой и имеет человеческую ДНК, не эквивалентна сущности, которую мы должны рассматривать как человека со всеми присущими ему правами, моральными ценностями и защитой. Короче говоря, есть разница между живым человеческим существом на клеточном уровне и человеком. Подумайте, например, если я поцарапаю руку, многие тысячи живых человеческих клеток умрут. Однако, несмотря на то, что эти клетки были явно «человеческими» с точки зрения их структуры и состава и были явно живыми (с точки зрения метаболизма, роста, органической сложности и т. д.), никто не предполагал, что нам нужны похороны для каждой клетки. что погиб. Другими словами, очевидно, что быть личностью — это гораздо больше, чем иметь человеческую ДНК и быть живым в техническом биологическом смысле этого слова.

Система ToK помогает нам разобраться в этих вопросах, отчасти потому, что она делит мир на четыре измерения сложности материи, жизни, разума и культуры.

Источник: Gregg Henriques

Особая человеческая жизнь начинается с зачатия, когда сперматозоид и яйцеклетка встречаются, образуя зиготу. Здесь стоит отметить, что и сперматозоид, и яйцеклетка также живы и являются «человеческими» в очень похожем смысле (т. е. имеют человеческую ДНК). Это правда, что зигота уникальна тем, что это зародышевая клетка, которая начинает расти в отдельное человеческое существо. Но дело в том, что по своей сложности и сущности зигота при зачатии находится в том же измерении сложности, что и сперматозоид и яйцеклетка (т. е. все они существуют, как клетки в моей руке, в биологическом измерении сложность). Суть здесь в том, что из того, что что-то живо и является человеком, не следует, что это существо является полностью функционирующим человеком.

И здесь все усложняется, вот почему мало кто из комментаторов или дискуссий выходит на эту территорию — в наше время сложные мысли стараются избегать в пользу звуковых фрагментов и громко выкрикиваемых мнений. В американском законодательстве термин, обычно используемый для обозначения субъектов, которым предоставлены права, — «лицо». Сущность, наделенная личностью, считается фундаментально отличной от вещей, не являющихся личностями: у людей есть права и свободы, а у неличностей — нет. Вообще говоря, с камнями, ручьями и растениями можно делать все, что угодно, лишь бы они не ущемляли права и благополучие других людей. Есть серая зона с нечеловеческими животными. Животным, кроме человека, — по крайней мере, высшим животным, таким как птицы и млекопитающие, — предоставляется юридическая защита от жестокого обращения; однако очевидно, что им не предоставляется такая же защита, как людям. Например, нечеловеческие животные могут находиться во владении, продаваться, запираться, подвергаться экспериментам и так далее таким образом, что это будет фундаментальным нарушением прав человека. Интересно, что было движение за предоставление некоторым человекообразным обезьянам правового статуса личности, что, в свою очередь, коренным образом изменило бы то, как с ними обращались.

Учитывая, что людям присваивается как моральная ценность, так и правовой статус, отсюда следует, что у нас должны быть причины, почему это так. То есть, что именно отличает человека от других сущностей и оправдывает особое обращение и защиту? Это глубоко важный вопрос, на который разные мировоззрения отвечают по-разному. Именно из-за этих противоречивых мировоззрений бушуют споры об абортах.

Иудео-христианское мировоззрение обеспечивает одну из таких рамок. В ней люди занимают особое место на лестнице творения. Сотворенные по образу Бога, люди являются уникальными существами, наделенными мистической, трансцендентной душой, которая позволяет им иметь свободную волю и владычествовать над Землей. Человеческая особенность занимает центральное место во всем повествовании, и для многих, кто придерживается этого мировоззрения, зачатие представляет собой разумную точку, в которой Бог дарует душу. Это основная схема оправдания, которая связывает набожное христианство с позицией против жизни в Америке. Из этой позиции дедуктивно следует, что аборт — это убийство нерожденных человеческих существ.

Это повествование относительно прямолинейно и многим кажется убедительным. Такие люди, как Рубио, кажется, предполагают, что это работает именно так. Однако существует множество точек зрения, с которых можно было бы предложить предметную критику, как внутри христианской точки зрения, так и вне ее. С христианской точки зрения можно поднять основные вопросы о природе души, а также о том, когда и как она передается. Например, вполне возможно, что человеческая душа находится больше в нервной системе, чем в ДНК. Если это так, то зиготы, образующиеся при встрече сперматозоида с яйцеклеткой, не имеют души. Лишь позднее, с формированием мозга и нервной системы, начинает укореняться человеческая душа. Или вспомните, что в древности, когда не было никаких знаний о внутриутробном развитии, вообще демаркационной точкой был сам процесс рождения, и считалось, что Бог наделяет душу, когда младенцы делают свой первый вдох. Дело здесь в том, что, хотя нынешние христианские аргументы имеют тенденцию утверждать, что человеческое бытие существует с самого начала, в христианских учениях нет ничего определенного, что человеческие зародыши, или эмбрионы, или даже зародыши должны рассматриваться как полноценные, несущие душу человеческие существа. существа.

Здесь также важно иметь в виду, что вся концепция души основана на вере, и поэтому люди могут, по существу, верить в то, что она возникает всякий раз, когда они интуитивно чувствуют, что должны. В соответствии с этим пунктом, если выйти за рамки христианского теистического мировоззрения, весь вопрос о душе невозможен. Как светский гуманист (и атеист-агностик), я считаю, что мы должны обратиться к науке, чтобы обосновать описание нашего понимания нашей природы. С этой отправной точки неопровержимые доказательства того, что люди являются уникально развитым видом человекообразных обезьян, и у нас не больше шансов иметь сверхъестественную душу, чем у шимпанзе или комнатной мухи, если уж на то пошло.

Теперь светское научное мировоззрение, такое как мое, быстро сталкивается с проблемой человеческой исключительности. С точки зрения многих религиозных критиков, если вы уберете представление о данной Богом душе, то вы неизбежно примете решение об эволюции «молекулы в человека», и вывод должен быть таким, что люди — это звери, не требующие особого внимания. уход. Таким образом, религиозные критики утверждают, что отсутствие богословия означает отсутствие оснований для исключительного отношения к людям. Эта критика имеет некоторые достоинства в том смысле, что некоторые светские ученые действительно утверждали, что мы, по сути, просто сложные сочетания материи и энергии. А другие ученые утверждали, что люди — это просто еще один вид животных, не требующий особого статуса.

Одна из причин, по которой я решительно поддерживаю Систему Знаний, заключается в том, что это светская теория познания, которая предлагает очень четкое представление о том, почему люди не могут быть полностью сведены к сложным системам материи и энергии. В нем также утверждается, что люди — это совершенно иной вид животных, качественно иной и, следовательно, исключительный и потенциально оправданно достойный особых моральных прав и защиты. Полностью функционирующий человек — это уникальное существо, обладающее саморефлексивным сознанием, явным чувством самоотношения с другим во времени и пониманием правильного и неправильного. На языке ТК люди — единственные существа, существующие в измерении Культуры (культура с большой буквы С относится к системам явных знаний, которые направляют действия и моральные размышления) и действуют на основе систем оправдания.

Возвращаясь к дебатам об абортах, если саморефлексивное осознание и способность оправдывать являются ключевым аспектом человеческой исключительности, то сразу становится ясно, что зигота или эмбрион не является полностью функционирующей личностью. Действительно, возникает потенциальная проблема, заключающаяся в том, что сущность личности с этой точки зрения проявляется гораздо позже в развитии. В этом смысле даже новорожденный не является полноценной личностью. И действительно, я бы согласился с этим и утверждал, что если бы новорожденный младенец был вершиной человеческого существования и сознания, то люди не были бы такими уж особенными. В самом деле, я бы предположил, что у взрослого льва, такого как Сесил, умственная жизнь сложнее, чем у новорожденного человеческого детеныша.

Итак, согласно этой логике, должны ли мы считать новорожденных лицами в юридическом смысле? Да, и причина в том, что их статус как таковой является функцией их ожидаемого развития. Другими словами, мы должны считать их развивающими личностями, достойными полных прав и защиты. Действительно, с точки зрения зачатия сущность можно рассматривать как развивающуюся личность. В таком случае дискуссия должна быть сосредоточена на том, какое развитие должно произойти, чтобы у человека были права, требующие защиты. Мое понимание этого приводит меня к позиции, что в первом триместре аборты должны быть безопасными и законными (и как можно реже!), потому что сущность личности очень ранняя и минимальная. За пределами первого триместра развивающаяся личность достаточно развилась, чтобы начали проявляться юридические и моральные права, которые теперь требуют защиты. К третьему триместру единственное оправдание, которое я вижу для прекращения жизни зарождающегося человека на этом этапе, будет заключаться в том, что это угрожает жизни матери (полностью сформированного человека). По рождению младенец наделен правами личности (даже если он или она не является полностью функционирующей личностью).

Суть здесь в том, что только потому, что человеческая жизнь с научной точки зрения начинается с зачатия, это не означает, что правовой и моральный статус личности должен начинаться с зачатия. Если некоторые люди, такие как Рубио, верят, что душа каким-то волшебным образом передается в человеческую ДНК при зачатии, то они могут свободно жить своей жизнью, основываясь на этом мистическом представлении. Наша система законов, однако, должна быть основана не на древних представлениях, основанных на вере, а на ясном научном понимании, которое ведет к информированной, морально работоспособной основе человеческой исключительности и развития личности.

Кто может быть человеком?

Автор Мюриэль Лойенбергер

 

Вопрос о том, кто становится личностью, является одним из тех старых, но никогда не устаревающих классических вопросов философии. На протяжении всей истории философы обсуждали, какие человеческие существа являются личностями, когда люди начинают быть личностями, когда они перестают быть теми же личностями и могут ли нечеловеческие существа быть личностями — и дискуссия продолжается.

К задаче определения понятия человека можно подойти с чисто онтологической точки зрения, глядя на то, какие сущности существуют в мире. Есть такие существа, которых мы хотим назвать личностями — что их объединяет и что отделяет от не-личностей? Этот онтологический проект не имеет, по крайней мере на первый взгляд, ничего общего с тем, как мир

должно быть и чисто с тем, как это .

Но с этим понятием связаны многие нравственные практики. Люди заслуживают похвалы и порицания, над ними нельзя ставить эксперименты без их согласия, они могут давать обещания, их нужно уважать. Статус личности связан с нравственным статусом. Из-за свойств, которыми обладают люди, они заслуживают того, чтобы с ними обращались, и могут действовать определенным образом. Личность — это то, что можно назвать толстым понятием. Он сочетает в себе описательные и нормативные измерения. Чтобы быть человеком, нужно соответствовать определенным описательным условиям. Но быть человеком также имеет особый моральный статус.

Определение толстых понятий особенно сложно. Эти определения оцениваются не только по их описательной правдоподобности, но и по тому, подразумевают ли они приемлемые моральные практики. В дебатах о личности философы неоднократно проводили границы на описательном уровне, что приводило к нормативным следствиям, которые они не хотели поддерживать. Примечательно, что люди, к которым они хотели бы, чтобы относились как к личностям, не соответствуют их критериям личности, потому что они не обладают определенными когнитивными способностями.

0045 Я, как мы .[ii] Она убедительно приводила доводы в пользу определения характера как комплекса предрасположенностей и склонностей, которые отражают и выражают особый способ видения мира. Кроме того, она, по-видимому, имела в виду, что определенные типы установок, такие как обида, благодарность, прощение, гнев или любовь (реактивные установки Стросона[iii]), могут быть направлены только на «себя, подобных нам», которые соответствуют ее определению наличия характера. . По ее мнению, характер требует когнитивных способностей «активного интеллекта». Из-за этого возник вопрос, что это означает для лиц с когнитивными расстройствами. Она ответила, что, конечно же, не хотела бы исключать их из числа подходящих объектов реактивных установок и должна была бы провести дополнительные исследования, чтобы понять, как они вписываются в ее рамки.

Кажется, существует несоответствие между нашими интуитивными представлениями и мнениями о том, кого следует рассматривать как личность, и описательными определениями этого термина. Одна из попыток решить эту проблему состояла в том, чтобы оговорить, что, хотя предлагаемое определение личности исключает, например, людей, страдающих деменцией, из числа личностей, это не подрывает их моральный статус[iv]. Но поскольку нормативное и описательное измерения переплетаются. в толстых понятиях такие попытки их разделения не кажутся удачными. Слишком мало и слишком поздно вновь подтверждать моральный статус человека, чья личность только что была отвергнута. Не следует недооценивать риторическую силу отрицания того, что кто-то является личностью — заверения в том, что это не влияет на их моральный статус, кажется недостаточным, чтобы противодействовать этому.

Личность обычно определяется такими способностями, как моральная свобода воли, автономия, самосознание, повествование или рациональность. Эти способности требуют определенных функций мозга — они связаны с биологическими фактами о человеке. Но биология нечетка, постепенна и полна множества, но немного разных решений одной и той же проблемы (например, для реализации способности). Как утверждает Дэвид ДеГразиа[v], эти способности многомерны и постепенны. Например, существуют разные виды самосознания (телесное, социальное, интроспективное), и они различаются по степени. Чтобы узнать, например, являются ли человекообразные обезьяны личностью, нам пришлось бы определить произвольные точки отсечки для способностей, определяемых как существенные для личности. Таким образом, личность — это расплывчатое понятие, означающее, что не существует непроизвольного способа определить, является ли человек личностью. Поскольку это также слишком широкая концепция, произвольные отсечки вызывают особое беспокойство, поскольку они могут иметь далеко идущие нормативные последствия.

Перед лицом этих соображений мы должны осознавать и тематизировать пределы определений личности (или самостей). Маргинальные случаи могут и должны оставаться нерешенными. Это не означает, что философии нечего сказать о том, что отличает людей. Выявление общих свойств четких, парадигматических падежей людей может показать, чем отличаются маргинальные падежи.

Различия в моральных практиках можно объяснить с помощью отдельных свойств, а не всеобъемлющего термина, такого как личность или самость. Это позволяет внести больше нюансов в наши моральные практики.

Теории паттернов личности или самости, которые принимают во внимание ряд свойств и способностей, могут быть особенно полезными в этом отношении. друг с другом и которые имеют разную ценность и вес для каждого человека. Самость может, например, состоять из телесных, эмпирических, аффективных, поведенческих, интерсубъективных и нарративных измерений. Кто-то становится личностью благодаря динамическому взаимодействию ряда способностей, таких как моральная свобода воли, автономия, самосознание, повествование и рациональность. Изменения в одном измерении могут вызвать модуляции в других. Такие понятия, как личность или самость, не сводятся ни к одному из этих аспектов, а представляют собой сложные системы, возникающие в результате динамического взаимодействия этих составляющих.

Теории паттернов могут пролить свет на то, как ряд свойств и способностей взаимодействуют друг с другом, создавая характеристики, типичные для явных случаев, и выявляя отличия других людей.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts