Очереди к логопедам: почему дети сейчас поздно начинают говорить и как это исправить
Ребёнку уже три года, а он не говорит. К сожалению, сейчас такое встречается часто. По последней статистике, с проблемами речевого развития в Казахстане сталкивается каждый четвёртый ребёнок.
Что делать в таком случае: уповать на то, что к школе он точно заговорит, или срочно идти к логопеду? А если занятия у специалиста не помогают?
Во сколько ребёнок должен заговорить?
Логопед Любовь Сухорукова рассказала, что младенческий лепет у ребёнка должен появиться, ориентировочно, в 4-6 месяцев. К этому времени малыш начинает экспериментировать: двигать языком, щеками, открывать и закрывать губы. Потихоньку начинает совершенствоваться речевой аппарат.
Первые осмысленные слова появляются уже ближе к году. В это время ребёнок должен произносить от двух до 20 слов. Если к 15 месяцам он не выговаривает ни одного слова, следует обратиться к педиатру и поискать причины. Возможно, у малыша есть проблемы со слухом.
Психолог Татьяна Остапенко добавила, что с года до трёх у ребёнка формируется автономная речь. Это когда малыш повторяет за взрослыми слова, но значительно их искажает, поэтому кажется, что он разговаривает на своём собственном языке. Обычно такую речь понимают только близкие ребёнка.
К трём-четырём годам автономная речь должна постепенно уйти. В этом возрасте ребёнок, как правило, имеет в пассивном запасе 3000 слов. Он их понимает, но говорит не все. Активно же использует в речи примерно 1000 слов.
Фото с сайта Depositphotos.comКогда стоит забить тревогу?
Логопед Любовь Сухорукова указала на несколько примет, которые должны насторожить родителя:
- в 3-4 месяца – нет гуления и лепета;
- в 5-6 месяцев – не реагирует на звуки;
- в 8-9 месяцев – не отзывается на своё имя;
- в 12 месяцев – не произносит слова «мама»;
- в 13-18 месяцев – не показывает предметы на картинке, не понимает простых вопросов;
- в 18 месяцев – в лексиконе нет шести слов.
Дети сейчас стали позже говорить?
Логопед-дефектолог Тогжан Юсупова считает, что возраст говорения сейчас отодвинулся минимум на один год. Если раньше у детей запускалась речь в год-полтора, то сейчас в 2-2,5 года, а то и позже.
«За последние полгода ко мне на запуск речи обратились примерно 85-90 родителей, столько же стоят в очереди. Это очень много, учитывая, что мы говорим только о запуске речи. А сколько родителей не могут позволить себе услуги логопеда и ждут, пока их ребёнку исполнится пять лет и он сам заговорит», – рассказала
Тогжан Юсупова.
Почему дети сейчас поздно начинают говорить?
Психолог Татьяна Остапенко выделила несколько причин, по которым дети начинают поздно говорить.
Во-первых, возможны физиологические нарушения – слабые мышцы речевого аппарата, толстый язык, короткая уздечка или расщелины нёба.
Во-вторых, случаются патологии при беременности, которые в дальнейшем влияют на общее развитие ребёнка.
В-третьих, генетика. Если в роду все поздно начинают говорить, то есть вероятность, что и ваш ребёнок тоже поздно заговорит.
Фото Informburo.kzВ-четвёртых, эмоционально холодные мамы – те, кто считает, что если ребёнок маленький, то с ним можно не разговаривать. В таких случаях малыш остаётся один на один с собой, у него нет эмоционального общения с близким человеком, что обычно приводит к задержке речевого развития.
В-пятых, двуязычные семьи. В них дети набирают сразу два словаря, поэтому им требуется больше времени на то, чтобы запустить речь. Это нельзя считать задержкой речевого развития, но логопеды и психологи рекомендуют сначала изучить один язык, а потом добавлять второй.
Дефектолог Тогжан Юсупова называет ещё одну причину – сенсорный голод. Это неразвитость у малыша тактильной, проприоцептивной и вестибулярной системы.
В развитии речи важную роль играет мелкая моторика и ощущение собственного тела в пространстве. Дело в том, что центры речи в коре головного мозга находятся рядом с моторными центрами пальцев. Тренируя пальцы, мы тем самым развиваем речь. Начинать можно с массажа рук, а затем перейти к простым упражнениям – соединять пальцы, вращать их. Можно делать это и с помощью потешек – «Сорока-ворона», «Пальчики-семья» и другие. Детям постарше стоит давать задания посложнее: застегнуть пуговицу, зашнуровать ботинки, намотать клубок, нарисовать прямые линии.
Фото с сайта Depositphotos.comКак на речь влияют мультфильмы и ролики блогеров?
Многие родители из-за занятости включают детям мультфильмы и игры на гаджетах. Кто-то надеется, что ребёнок будет учиться разговаривать, подражая любимым персонажам и подпевая им.
«Родители ошибочно считают, что раз есть звук, должно идти и развитие. Но заговорить с помощью мультфильмов не получится. Чтобы запустить речь, нужно научить ребёнка артикулировать. Он должен видеть, как работает речевой аппарат: каждое движение губ, языка, зубов. Разве в мультике это увидишь?» – пояснила Татьяна Остапенко.
Психолог отметила, что телевизор и вправду может помочь наполнить словарный запас ребёнка, но только после четырёх лет. До этого возраста родителям необходимо каждый день садиться напротив малыша и разговаривать с ним, чтобы он видел, как устроен наш речевой аппарат и подражал ему. Именно на подражании и происходит обучение.
Как научить ребёнка говорить?
Логопед Любовь Сухорукова считает, что в развитии речи играют важную роль интонация родителя, жесты, прикосновения, улыбки, контакт глаз. Это всё формирует невербальную речь, которая уже даёт толчок к развитию вербальной.
Родителю, по словам специалиста, надо уже с пелёнок контактировать с ребёнком и пытаться комментировать каждое своё движение: «Наденем футболку», «Съедим кашу» и так далее.
«Если своими силами запустить речь не получается, стоит обратиться к логопеду. Здесь для достижения результата нужна регулярность. Многие записываются, а потом часто пропускают занятия или не делают домашние задания. У нас курс – восемь занятий в месяц по два раза в неделю. Для постановки звука кому-то хватает и месяца, кто-то же должен ходить годами. Всё индивидуально», – рассказала
Любовь Сухорукова.
Можно попробовать решить проблему и самим. В интернете есть множество упражнений по артикуляционной гимнастике, логоритмике, скороговорки, потешки и простые стихи, отметила логопед.
Почему нельзя пускать на самотёк?
Современные родители поздно бьют тревогу, отмечают специалисты. Если ребёнок не говорит к трём-четырём годам, многие не беспокоятся, говоря, что к школе он точно заговорит. Но такой подход к проблеме неверен, считает Татьяна Остапенко.
«Отсутствие речи не позволяет правильно формироваться мышлению. А несформированное мышление даёт нам психическую задержку. Но родители не так часто беспокоятся об этом», – пояснила психолог.
По словам Тогжан Юсуповой, многие врачи в четыре-пять лет ставят детям задержку речевого развития, но в таком возрасте этого не может быть.
Невропатологи должны найти глубинную причину.«В четыре года ребёнок не будет выговаривать «с», «ш», «ж». В пять лет он не сможет выговорить «л», в шесть – «р», так как он не может произнести предыдущие звуки. Потом ребёнок идёт в школу, и он эти звуки не слышит – соответственно, у него проблемы в диктанте. Дальше мы получаем дислексию, диспраксию, дизартрию. То есть по цепной реакции нарушаются все участки головного мозга, которые отвечают за нашу речь», – отметила дефектолог.
Маленький словарный запас отражается и на поведении ребёнка, отметила Татьяна Остапенко. С возрастом коммуникационных мотивов для разговора с ребёнком становится больше – это не просто кушать, спать, сходить в туалет. Поэтому родители перестают понимать детей, а им это не нравится. Они начинают злиться и ругаться.
«Если ребёнка отдают в ясли, то и там дети его не понимают, ему сложно выстроить отношения со своими сверстниками. Ребёнок со слабой нервной системой замкнётся в себе, а сильный – проявит агрессию», – объяснила психолог.
Читайте также:
- Как разгрузить школьный рюкзак и сохранить здоровой спину ребёнка
- «Пока не доешь, из-за стола не выйдешь». Чем опасно пищевое насилие
- Сиреноголовые, Хаги Ваги, Киси Миси и другие хоррор-игрушки: почему детям они нравятся
Новости Педиатрического университета
Отношение к развитию речи у родителей бывает разным: одни паникуют, если ребёнок не способен в два года декламировать стихи, другие не видят ничего страшного в том, что малыш изъясняется односложно и призывают не торопить события. Как понять, что у ребёнка действительно есть проблемы с речью? Что делать родителям, если ребенок не говорит? Можно ли надеяться на то, что речь появится сама собой, без усилий специалистов? Когда необходимо бить тревогу, чтобы не потерять драгоценное время?
На эти и многие другие вопросы ответил психиатр, логопатолог, нейропсихолог, доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, президент Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга, заведующий кафедрой логопатологии СПбГПМУ Александр Корнев.
– На способность ребенка научиться говорить влияют разные психические функции: не только те, что специально предназначены для речи, но ещё и память, внимание, способность обучаться… Можно сказать, что речь – это самая энергоёмкая функция, требующая участия всего мозга и всех его способностей. Поэтому недоразвитие речи могут вызвать не только дефицит языковых способностей, но и незрелость некоторых психических функций.
– К какому специалисту обратиться с проблемой задержки речи у ребенка?
– Если родители замечают, что ребенок не заговорил вовремя, они должны понимать, что причин для задержки речи может быть несколько. Причём часть причин относится к компетенции логопеда, часть – к сфере клинического психолога или может потребовать помощи врача – невролога или психиатра.
Когда возникает необходимость разобраться с задержкой речи, то и перечень обследований достаточно широк, вплоть до оценки слуха. Но чаще всего первый специалист, к которому обращаются родители – логопед.
– В каком возрасте ребенок должен непременно заговорить?
– Дети примерно до 12 месяцев произносят цепочки слогов, которые ещё ничего не обозначают – это называется лепетом. Если говорить о появлении первых слов, то нижняя граница нормы – это 1 год и 2 месяца. Если ребенок в 1 год и 3 месяца всё ещё не произносит ни одного слова, то родители должны насторожиться.
Хочу заметить, что то, что можно назвать словом, в этот ранний период не обязательно должно быть полноценным в произношении. Иногда оно может состоять из одного слога. Но, самое главное, чтобы слово соотносилось с конкретным предметом, человеком или явлением. Например, родители слышат, как ребенок говорит «ка» и понимают, что он имеет в виду ложку – и всегда именно ложку, хотя произносит только последний слог слова «ложка». Если такая связь наблюдается, то можно сказать, что появились первые слова.
Если ребенок произносит слоги, но никакую смысловую связь уловить нельзя, тогда это только лепет. Лепет, конечно, не заканчивается сразу, как только ребенок начал употреблять слова. Какое-то время лепет и слова сосуществуют. Ребенок осваивает слова и пользуется ими, но иногда произносит цепочки слогов, ничего не обозначающие. По данным некоторых авторов этот процесс может продолжаться до 1 года и 8 месяцев. Это первый рубеж, который позволяет заметить признаки неблагополучия.
Второй рубеж – это появление первых фраз. Быстроразвивающиеся дети начинают произносить первые фразы в полтора года. Это самые простые фразы из двух слов, грамматически не оформленные, но в них обязательно есть глагол и существительное – ребёнок обозначает предмет и действие. Самое позднее, когда фразы должны появиться в норме – это 2 года и 2 месяца. Если ребёнку 2 года и 3 месяца, а он до сих пор не произносит ни одной фразы, это должно насторожить родителей.
Ещё один признак, на который нужно обратить внимание – это увеличение словарного запаса. После появления первых слов дети начинают быстро набирать активный словарь – осваивают и используют всё новые и новые слова. Около полутора лет происходит то, что называют «лексический взрыв»: ребенок каждый день осваивает по нескольку новых слов.
Опыт консультирования показал, что у некоторых детей с задержкой речевого развития этого бурного роста не происходит. Они начинают произносить первые слова, но потом динамики нет.
По статистике дети в полтора года произносят в среднем около 50 слов. У разных детей этот показатель варьирует от 30 до 70 слов. Например, если ребёнку полтора года, а у него в запасе 10 слов или меньше – это признак неблагополучия.
– Стоит ли ждать, что речь появится в свое время?
– Очень важно заметить проблемы как можно раньше. Иногда родители доверяют советам малоосведомленных врачей или педагогов, которые предлагают подождать, когда ребенок заговорит сам, нагонит. Они откладывают направление к узкому специалисту по речи и тем самым упускают драгоценное время, которое можно было бы использовать для коррекционной помощи.
Например, если ребенку два с половиной года, а он практически не говорит или его речь очень неразборчивая, нужно обратиться к логопеду. Чем раньше будет оказана помощь, тем меньше усилий затратит и ребенок, и специалист.
Для этого можно обратиться в детскую поликлинику, где обычно есть логопед. В этом возрасте коррекционная работа логопеда в значительной степени опирается и на участие родителей, потому что малыши не очень позитивно реагируют на малознакомых людей. Поэтому логопед учит родителей, как правильно разговаривать, комментировать, во что играть, чтобы создавать насыщенную речью среду для ребенка и тем самым помогать ребенку быстрее научиться говорить.
Важно обратиться и к детскому неврологу, потому что появление проблем с речью у ребенка очень часто возникает на фоне неврологической патологии, которая возникает вследствие осложнений в родах или при беременности. Часто дети имеют сопутствующую симптоматику, свидетельствующую о раннем повреждении мозга, а значит, многие из них нуждаются в комплексном лечении – это и медикаменты, и массаж, и лечебная физкультура. Про такое лечение логопеды знают недостаточно, эти вопросы входят в компетенцию врача-невролога.
По собственному опыту консультирования знаю, что у детей раннего возраста качественный полноценный массаж несколькими курсами дает мощный толчок, и речь начинает развиваться лучше.
Профессор Александр Николаевич Корнев
Кроме того, важно отметить, что во всемирные стандарты обследования детей с задержкой речи входит и аудиометрия. Этот вид исследования проводит специалист под названием сурдолог. Дело в том, что нарушения слуха одна из частых причин задержки речи. Причем эта проблема не сразу становится заметной. Бывают избирательные нарушения слухового восприятия на какие-то частотные диапазоны, которые незаметны в бытовом общении. Для таких детей специально разработаны методы аудиометрии. Это компьютерная и игровая аудиометрии.
– По каким причинам возникает задержка речевого развития ребенка?
– Причины нарушений речевого развития у ребенка чаще всего носят медико-биологический характер. Часто наследственная предрасположенность может провоцировать позднее или аномальное развитие речи. Иначе говоря, задержка речевого развития – это практически всегда следствие неблагополучия мозга. До поры до времени оно может быть незаметным в сферах поведения, не связанных с речью, но становятся заметным в предшкольном или школьном возрасте. Поэтому врачи всегда проявляют настороженность и не ограничивают комплексное обследование направлением к логопеду.
Образно говоря, проблемы с речью – это часто только верхушка айсберга. А подводная его часть может включать нарушения когнитивных функций. В раннем возрасте они не проявляются, но когда подходит школьный возраст, они становятся заметными и создают немало помех. Они выражаются в школьной неуспеваемости и других проблемах. К такой категории относится дислексия, дисграфия – нарушения чтения и письма. Появление этих проблем как раз связано с неизжитыми недостатками устной речи и сопутствующими когнитивными недостатками. Наличие таких особенностей не говорит о том, что у ребенка умственная отсталость, но они могут стать препятствием для успешной учебы в школе.
Дата публикации: 27.09.2022
Когда дети начинают говорить – и что нормально для детей в возрасте от 3 до 4 лет
Разговор: чего ожидать, когда
К 3 годам у вашего ребенка, вероятно, будут слова почти для всего. А к 4 годам он будет говорить предложениями, используя пять и более слов, хотя его словарный запас сильно различается. Он также сможет отвечать на простые вопросы и имитировать звуки взрослых достаточно хорошо, чтобы большинство незнакомцев могли его понять.
Речь дошкольника обычно плавная, он может легко говорить, не повторяя слов, хотя некоторые из них все же может неправильно произносить. В этом возрасте он должен быть в состоянии понять директиву, состоящую из двух или трех частей, например: «Возьми бумагу, сложи ее пополам и принеси мне».
Что вы услышите
Вам кажется, что ваш ребенок говорит без остановки? Этот разговорный этап имеет решающее значение для изучения новых слов и привыкания к их использованию. Хорошее владение языком позволяет вашему ребенку выражать чувства, потребности и желания. И по мере того, как его речь становится более сложной и он понимает больше слов, у него будет больше инструментов для размышлений, рассказывания историй и общения с другими.
Что слушать
Произношение: В возрасте 3 лет ваш ребенок все еще может с трудом произносить определенные согласные звуки, например, использовать w звучит как r и говорит «wabbit» вместо «rabbit». Произнесение звука d вместо звука th является еще одним распространенным неправильным произношением (говоря «dis», «dat» и «den» вместо «это», «тот» и «тогда»).
Не волнуйтесь, некоторые согласные звуки трудно произносятся дошкольником. Например, произношение звука t вместо звука k (например, произнесение «tate» вместо «торт») является обычной заменой, и не о чем беспокоиться, если только это не продолжается после 5 лет. Согласные звуки, такие как k и g трудны для дошкольников, потому что они производятся в задней части рта, поэтому ваш ребенок не может видеть, как произносится звук.
Шепелявит: Ваш ребенок может также шепелявить или произносить s как th . Таким образом, предложение «Моей сестре семь лет» получается как «Мне туда с этим». Если у вашего ребенка так звучит с, скорее всего, вам не нужно беспокоиться. Многие дети шепелявят, и большинство из них перерастают это без вмешательства к 7 годам9.0005
Flow: Для детей в возрасте около 3 лет совершенно нормально говорить отрывистым, затрудненным языком. Но где-то между 3 и 4 годами мысли вашего ребенка должны начать течь в виде более полных предложений с гораздо меньшими усилиями, чем это было необходимо, когда ему только исполнилось 3 года. Большую часть времени вашему ребенку не нужно останавливаться и думать о том, что делать. сказать или как сказать. Она должна быть в состоянии начать рассказывать вам простые истории.
Заикание: Хотя заикание часто беспокоит родителей, в этом возрасте это нормальная фаза развития, через которую проходят многие дети. Ваш ребенок находится в процессе значительного скачка в языковых навыках, поэтому вполне естественно, что у него могут возникнуть трудности с беглым составлением предложений. Ее быстро развивающийся мозг пытается подтянуть нужные слова в правильном порядке. При этом она может повторять все слово или первый слог (а не только первый звук) — это то, о чем думает большинство людей, когда думают о заикании.
Некоторые эксперты предполагают, что дети могут регрессировать, прежде чем овладеть новым навыком, чтобы дать своему мозгу отдохнуть перед тем, как сделать большой скачок вперед. Вы можете заметить, что ваш ребенок чаще заикается, когда он устал, взволнован или расстроен. Большинство детей перерастают его без вмешательства к 5 годам, но если вы заметите ухудшение состояния, как можно раньше обратитесь к врачу вашего ребенка.
Реклама | страница продолжается ниже
Что вы можете сделать
Чтение вашему ребенку — отличный способ улучшить его языковые навыки. Книги помогают ребенку добавлять слова в свой словарный запас, понимать грамматику и связывать значения с картинками, говорит Десмонд Келли, педиатр, специализирующийся на развитии и поведении, который работает с детьми, испытывающими трудности в обучении и речи, в Институте всех видов разума в Чапел-Хилл. , Северная Каролина.
Также помогает простой разговор с ребенком. Многие родители считают, что время приема пищи и время отхода ко сну — это отличная возможность пообщаться. Это могут быть единственные паузы в напряженном дне, когда у вас есть возможность поболтать и по-настоящему выслушать своих детей.
Когда ваш дошкольник не знает слова, обозначающего что-то, он, вероятно, спросит: «Что это?» Это ваша подсказка, чтобы помочь ему расширить свой словарный запас, даже вводя слова, которые он, возможно, не просил. Например, если он указывает на сад и говорит: «красивые цветы», вы можете описать их ему: «Это розовые и белые розы, которые так приятно пахнут».
Вы также можете помочь ему подобрать слова для описания объектов и идей, которых он не видит. Например, если он пытается рассказать вам о кошмаре с участием ведьмы, спросите его, злая она или добрая. Затем попросите его описать, что она носит, чем занимается и умеет ли она кататься на метле. Эта словесная игра может служить двум целям: Ваш ребенок может выразить свои чувства и страхи, а также увеличить свой словарный запас.
Ваш дошкольник все еще может быть поставлен в тупик местоимениями, такими как «я», «мне» и «мое». В то время как слова легко произносить, идеи, стоящие за ними, могут быть трудны для понимания подростком. Так что не поддавайтесь желанию исправить речь вашего ребенка, когда он неправильно использует местоимение.
Вместо этого смоделируйте правильное использование этих хитрых слов в своей речи. Например, скажите: «Мне нужна твоя помощь» вместо «Маме нужна твоя помощь».
На что следует обратить внимание
Если ваш ребенок не говорит, говорит мало слов и не заинтересован в общении или выражении своих чувств, обратитесь за помощью. Ребенок, который часто делает паузы, постоянно с трудом выговаривает слова или просто сдается и часто говорит «неважно», также дает вам понять, что что-то не так.
Другие вещи, на которые следует обратить внимание, включают:
- 2-летний ребенок, который не использует фразы из двух слов или не копирует действия и слова
- 3-летний ребенок, который не говорит предложениями, не не понимает простых инструкций или имеет очень нечеткую речь
- 4-летний ребенок, который неправильно использует «я» и «ты», не может пересказать свою любимую историю, говорит неразборчиво или способность выполнять команду, состоящую из трех частей
- У дошкольника, который пускает слюни при неправильном произношении слов, может быть физический компонент проблем с речью
- У ребенка с ушными инфекциями и проблемами с произношением в анамнезе может быть некоторая потеря слуха.
Раннее вмешательство имеет решающее значение, если у вашего ребенка есть проблемы с речью, слухом, языком или развитием, которые влияют на его способность общаться. В каждом из этих случаев поговорите с лечащим врачом вашего ребенка и с его воспитателем, если он посещает дошкольное учреждение.
Ее учитель может направить вас в программу ранней коррекции речи и языка, которая обычно координируется через окружную или государственную школьную систему, чтобы обеспечить проверку свободы слова и языка. Или ее врач может направить вас к частному логопеду для обследования.
Что впереди
Дети в детском саду говорят плавными предложениями, и слова произносятся легко, без видимых усилий. В этом возрасте ваш ребенок также должен уметь спокойно рассказывать вам, что произошло, описывать людей и четко задавать вопросы. Он будет придумывать истории, объяснять, что вы делаете с обычными предметами, и подробно рассказывать о событиях, имевших место в прошлом. В школе он начнет разбираться в тонкостях грамматики, пунктуации и словоупотребления.
Общение и общение с ребенком в возрасте от 1 до 2 лет (для родителей)
Рецензент: Мэри Л. Гэвин, доктор медицины
на испанском языке La comunicación y su hijo de 1 a 2 años
Речевое развитие в это время начинает ускоряться, особенно у детей, которым скоро исполнится два года.
Дети этого возраста лучше понимают, что им говорят, и выражают то, что они хотят, словами и жестами. Они радуются своей способности понимать направления, а также любят давать собственные указания.
Как общаются малыши?Большинство детей говорят 1–2 слова к 15 месяцам и 3 или более слов к 18 месяцам. К 2 годам большинство малышей говорят еще больше слов и могут составлять предложения из двух слов.
Независимо от того, когда они произносят свои первые слова, можно быть уверенным, что они уже понимают большую часть того, что вы говорите. Ваш ребенок должен уметь реагировать на простые команды («Катите мяч маме») и смотреть на знакомые предметы или указывать на них, когда вы их называете.
Малыши используют больше жестов, таких как воздушный поцелуй, указание на что-то, что они хотят, или утвердительный кивок. В этом году жесты станут более сложными, так как малыши будут использовать их для имитации действий, самовыражения и игры.
Словарный запас вашего ребенка будет быстро расти, но произношение вряд ли поспеет за ним. К 2 годам большинство детей понимают только в половине случаев. Но подчеркните правильное произношение в своих ответах.
Что я могу сделать?- Используйте правильные имена. Ваш малыш слушает все, что вы говорите, и запоминает это с невероятной скоростью. Вместо того, чтобы использовать «детские» слова, используйте правильные имена для людей, мест и вещей. Говорите медленно и четко и будьте проще.
- Реагируйте на жесты вашего ребенка. Жесты являются важной частью развития речи. Поощряйте детей отвечать и участвовать в разговорах, связывая их жесты и язык. Например, спросите: «Хочешь выпить?» (когда ваш ребенок указывает на холодильник), то ждите ответа. Затем скажите: «Что ты хочешь? Молоко? Хорошо, давай возьмем немного молока».
- Продолжайте петь и играть в рифмованные игры.
- Читайте красочные книжки с картинками и побуждайте ребенка листать страницы и находить предметы на странице.
Большинство детей достигают следующих языковых вех в этот период:
- попытаться сказать 1-2 слова кроме «мама» или «папа» к 15 месяцам
- посмотрите на знакомый предмет, когда вы назовете его в 15 месяцев
- сказать 3 или более слов к 18 месяцам
- выполнять одношаговые инструкции без жестов к 18 месяцам
- когда вы спросите, укажите на предметы в книге и по крайней мере на 2 части тела к 2 годам
- сложите как минимум 2 слова вместе, например «больше молока», к 2 годам
Некоторые родители опасаются, что у не говорящего малыша может быть аутизм.