Когда начинают разговаривать мальчики: в каком возрасте и от чего это зависит

Содержание

Развитие речи у детей. На что обращать внимание родителям?

Развитие речи у детей. На что обращать внимание родителям?
  • Mar 23, 2019

Ребенок учится общаться с внешним миром с момента появления на свет, и одним из важнейших способов этого общения является речь. Родители, бабушки и дедушки с нетерпением ожидают первого слова от своего малыша. Когда же, когда же он заговорит?
Развитие речи – это очень сложный процесс. Удивитесь ли вы, если узнаете, что речевые способности начинают формироваться еще до рождения? А между тем, на речевое развитие влияют целых 3 группы факторов:
• Физиологические: наследственная предрасположенность; правильное строение и функционирование центральной нервной системы, центров речи головного мозга, органов слуха, зрения и артикуляции; благополучные беременность и роды; нормальное психическое и физическое развитие после рождения.
• Социальные: полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка, развивающая среда.
• Психологические: внимание, восприятие, память, активность поведения ребенка.

Этапы развития речи
И вот долгожданное маленькое чудо появилось на свет, и сразу после рождения начинается его коммуникация с окружающим миром.

  • Первой формой общения для новорожденного становится крик: он плачет, когда голоден, устал или ему некомфортно.
  • В 2-3 месяца появляется способность к гулению. В ответ на положительные раздражители ребенок произносит гласные звуки «а», «ы», «у», иногда в сочетании с согласными «г» и «б».
  • В 3-6 месяцев младенец лепечет с самим собой и издает звуки при обращении к нему; поворачивает голову в сторону источника звука, замирает в ответ на внезапный громкий шум, по-разному плачет в зависимости от своих потребностей, реагирует оживлением на свое имя.
  • С 6 месяцев можно заметить, что малыш подражает собственным звукам и звукам взрослых, у него начинают появляться первые слоги: «ма», «ба», а к 7-9 месяцам слоги выстраиваются в целые комбинации: «ма-ма-ма», «ба-ба-ба».
  • К первому дню рождения родители радуются первым простым словам: «ма-ма», «па-па», «дя-дя». Ребенок машет рукой «пока-пока», покачивает головой «нет», использует жесты и звуки для привлечения внимания, интересуется книжками.
  • К 1,5 годам малыш с легкостью повторяет часто употребляемые родителями слова, знает различные части тела и указывает на них, отвечает словами или жестами на вопросы: «Где мишка?», «Что это?», показывает пальчиком на картинки в книгах. Его словарный запас расширяется более чем до 50 слов.
  • В 2 года в речи появляются первые предложения (из двух слов): «мама дай», «дай пить», «хочу то». Ребенок понимает простые инструкции из двух последовательных действий: «Найди свою машинку и покажи папе». Словарный запас может расшириться до 200– 300 слов, включая местоимения, наречия, предлоги; становится четче произношение.
  • В 3 года заканчивается период раннего детства. К этому важнейшему моменту ребенок умеет составлять предложения из трех и более слов, различает цвета и размеры, помнит и повторяет знакомые мелодии, стихи, сказки. Некоторые трудности звукопроизношения все еще могут сохраняться (свистящие, шипящие, гласные звуки). Словарный запас расширяется настолько, что родители уже не могут с точностью подсчитать, какое количество слов его составляет. В целом у малыша уже есть достаточный словарный «багаж», чтобы высказаться по любому поводу.
  • От 3 до 7 лет совершенствуется грамматическая структура речи и обогащается словарный запас.

На что обратить внимание родителям?
Развитие каждого ребенка в мире является уникальным, и даже самые активные говоруны могут освоить все навыки в своей возрастной категории, лишь когда достигнут ее верхней границы. Часто небольшая задержка формирования речевых навыков может оказаться лишь индивидуальной особенностью.

Достаточно часто мальчики начинают разговаривать позже девочек. Одна из причин кроется в особенностях физиологии: созревание структур головного мозга у девочек происходит быстрее, что приводит к тому, что у девочек словарный запас к 2 годам, как правило, в 2 раза больше, чем у мальчиков. Кроме того, девочки более эмоциональные по природе и более склонны к вербальному общению, чем мальчики, которые говорят «по делу».
На скорость речи также может повлиять стресс, болезнь, дефицит общения с окружающими или дву- или многоязычная среда.
Кроме того, чем выше двигательная активность ребенка, тем быстрее он «схватывает» новые слова и, соответственно, показывает лучшие речевые показатели, чем более медлительные ровесники.
Поэтому очевидно, что развитие речи у детей индивидуально, речевые нормы достаточно гибкие, однако существуют определенные моменты, которые обязательно должны насторожить родителей.
Итак, если ваш ребенок:
• К концу 1-го месяца не кричит перед кормлением или когда он мокрый;
• К концу 4-го месяца не гулит, не улыбается, когда с ним разговаривают взрослые;
• К 7-му месяцу не реагирует на интонации, не узнает голоса родителей;
• К концу 9-го месяца не лепечет, не повторяет за взрослыми интонации и слоги
• К концу 10-го месяца не машет «пока-пока», не кивает головой «нет-нет»
• К 1 году не может произнести ни одного слова и не выполняет простейшие просьбы («положи», «дай»)
• К 1 году 4 месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;
• К 1 году 9 месяцам не может произнести 5 – 10 осмысленных слов;
• К 2 годам не указывает называемые части тела; не выполняет просьбы из двух действий («пойди в комнату и возьми книгу»), не узнает близких людей на фотографиях
• В 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки и назвать свое имя и фамилию; говорит абсолютно непонятно для окружающих, медленно или слишком быстро;
то это повод срочно обратиться к педиатру, который наблюдает ребенка. При наличии проблем у вашего малыша, врач направит вас к узким специалистам: неврологу, сурдологу, окулисту, психиатру, логопеду, дефектологу, психологу для уточнения характера проблемы и правильного подбора лечения.

В заключении хочется сказать, что основная задача родителей в период младенчества и раннего детства – это обеспечение ребенка вниманием, поддержкой и общением. Поэтому как бы ни развивалось ваше чадо, какие бы занятия и упражнения вы бы для него ни подобрали, какое бы лечение ни осуществляли, главное – это помнить о том, что самое важное для него — это простое ежедневное общение и совместное времяпровождение с вами. При коррекции речевых нарушений у ребенка наберитесь терпения (возможно, результат будет виден не сразу) и ни в коем случае не бросайте начатое дело. И вы с вашим малышом обязательно получите положительный результат!

Материал подготовила: врач-невролог детского неврологическогоотделения ГБУ РО «ОКБ им. Н.А. Семашко

Юлия Сущевская

Мифы и реальность о развитии речи малышей.

Количество просмотров: 4512

Рассказывают, что Раневская, с присущим ей чувством юмора, как-то заметила: «Оптимизм – это недостаток информации». Наверно, поэтому среди молодых мамочек больше пессимисток, чем оптимисток, ведь очевидно, что информации по вопросам развития малышей предостаточно. Однако разрозненные сведения, почерпнутые из Интернета, от бабушек или соседок по детской площадке, часто приводят к росту тревожности мамы, формированию страхов. Так и получается, что обилие информации нуждается в системе, отделении зерен от плевел. Попробуем стать оптимистами и разобраться, какие сведения о развитии речи малышей нам напрасно пытаются преподнести, как истину в последней инстанции, а какие сведения полезны и правдивы.

Как правило, все мифы о развитии, воспитании и обучении деток можно с легкостью перечислить и систематизировать, поскольку передаются из уст в уста не одно десятилетие. Просто удивительно, до чего живучи заблуждения! Справедливости ради стоит отметить, что не все досужие разговоры на детской площадке – сплошь мифы. Самые распространенные заблуждения мамочек мы сопоставим с научными знаниями и будем развивать и оценивать речь наших деток, ничего не боясь.

Миф №1. Если беременная мамочка часто говорит с животиком, малыш будет опережать сверстников по развитию речи.

Если бы дело обстояло так просто, логопеды исчезли бы за ненадобностью. Беседы с малышом – «пузожителем» необходимы, но для решения других задач. Создание эмоциональной связи мама-малыш, подготовка крохи к предстоящим родам, утешение в неприятных ситуациях, передача позитивного настроя крохе – ради этого нужно и важно разговаривать с пузиком. Известно, что любая мысль и чувство мамочки передаются малышу уже через О,1 сек, практически мгновенно. Однако на хорошее речевое развитие влияет множество других факторов: например, здоровая счастливая беременность мамы, благополучное течение родов, полноценное социальное окружение, состояние здоровья крохи т .д. Беседы с животиком никак не влияют на темпы и качество будущего развития речи.

Миф № 2. В каждом возрасте малыши должны говорить строго определенное количество слов.

Человек – это не механизм, не компьютер, поэтому не существует строгих норм по количеству слов в тот или иной период его развития, как нельзя с точностью до недели ожидать, когда малыш начнет ходить или собирать пирамидку. Ребенок – прежде всего индивидуальность, и не уважать особенности развития конкретного малыша мы не можем. В логопедии существует лишь приблизительное количество слов, тот минимум, на который мама может ориентироваться. Так, первые осознанные, узнаваемые слова могут не появляться до 1 года, а с года до 1,3- 1,4 – достаточно, чтобы малыш использовал в речи 3-4 слова. Многие мамы, услышав про завышенные планки по количеству слов (10-20 в 1 годик), пугаются, не учитывая, что словом является и лепет, относящийся к предмету или явлению. Так или иначе, этот подход довольно узок, поскольку оценивая речь крохи, необходимо обращать внимание и на объем понимания обращенной речи, и на эмоциональность и любознательность малыша, и на речевую активность, которая может проявляться безостановочным лепетом, «мычанием», вокализациями.

Оценивать речь ребенка только по количеству слов, которые он произносит, нельзя.

Миф № 3. Один мальчик (девочка, племянница, внучка) молчал до 3 лет, а потом сам заговорил целыми фразами.

Кто и когда первый это придумал – теперь неизвестно, но вред от этого заблуждения огромный. Многие мамы, замечая, что с речью крохи не все в порядке, тянут с посещением специалистов год за годом, нанося развитию малыша непоправимы ущерб. Существуют определенные законы развития, в том числе и речевого, которые гласят, что к 2 годам у малыша должна быть сформирована фразовая речь (то есть предложения из 2-х слов, пусть даже лепетных). Если этого не произошло и к 2,6 годам – время бить тревогу и идти на прием к логопеду. Не бывает так, чтобы ребенок с сильной задержкой речевого (а, следовательно, и умственного) развития вдруг, неожиданно начал догонять своих сверстников без специальной помощи. Для этого у малыша просто нет ресурсов, плюс «стаж» задержки речи уже большой. Отсутствие ресурсов подразумевает, что развитие нарушает свой ход не случайно, а под воздействием серьезных причин, например, родовой травмы, болезней на первом году жизни и т.д. Предположим, что у такого малыша компенсаторные возможности высокие, и он неплохо преодолел эти неприятности: вовремя начал сидеть, ходить, интересоваться окружающим. Но ведь тогда и его речь так или иначе развивается, а значит, было и гуление, и лепет, и первые слова. Про такого кроху никак нельзя сказать, что он «молчал» до 3 лет. Если же малыш действительно не издает или почти не издает речевых звуков, не делает попыток лепета, нет звукоподражаний, то такой малыш, скорее всего относится либо к категории глухих деток, либо к деткам с грубыми формами психоречевого недоразвития, например, аутизм, олигофрения и т.д. Очевидно, что такой малыш, сам заговорить не сможет. Каждому малышу будет полезно побывать у логопеда в 2 года, а затем – в 3. Если выявлена задержка речи, то, чем раньше начаты специальные занятия, тем эффективнее они будут.

Миф № 4. Пальчиковые игры помогают заговорить.

Влияние пальчиковых игр на развитие речи ребенка сильно преувеличено. Действительно, моторные и речевые зоны в коре больших полушарий мозга находятся рядом. Но связь мелкой моторики и речи лишь косвенная, а никак не прямая. Переоценка значимости игр на развитие мелкой моторики пальцев рук ведет к насильственному внедрению их в жизнь малыша и к ожиданию положительных результатов в плане речи. Очень многие малыши не любят пальчиковые игры, массаж пальчиков и ладошек, но миф о незаменимости таких упражнений вынуждает мамочек навязывать их малышу. Нередко мамы огорчаются, видя, что речь крохи ну никак не развивается быстрее, чем хотелось бы, а то и вовсе ЗРР ставят. Следовательно, предлагать малышу такие игры нужно и полезно, но оценка их полезности должна быть реалистичной. Развитие речи нельзя ускорить или замедлить с помощью (или при отсутствии) пальчиковой гимнастики. Если малыш ее не любит, то и не стоит ее делать, а можно предложить, например, рисовать на подносе с тонким слоем манки. Можно купить в зоомагазине колючие резиновые мячики и предложить крохе проталкивать их в разные отверстия, например,в банку для специй. Мелкую моторику развивать нужно, но считать такие игры панацеей при задержке речи не стоит.

Миф № 5. Ждите до пяти лет!

Если у четырехлетки нет звука Р, то это уже и не миф, а правда. Но в случае грубо нарушенного звукопроизношения в 3 -3,6 года (то есть нарушения проявляются по всем группам звуков: свистящие, шипящие, соноры л,р) – ни в коем случае ждать до 5 лет нельзя. Необходимо внимательно следить за развитием звукопроизношения малыша, и, если оно вызывает опасения, искать логопеда для систематических занятий, даже если крохе 2,6 – 3 года. Особенно это важно, если логопед отметил дизартрию, при которой нарушен тонус языка, а нередко и щек, губ, мягкого неба. Такому малышу необходим логопедический массаж и предстоит несколько лет регулярных занятий по исправлению звуков речи. Бывает, что к 5 годам накопился такой огромный «стаж» неправильного говорения, что поставить все звуки до школы не удается.

Миф № 6. Детский садик стимулирует развитие речи.

Часто родители плохо говорящего 2-3-хлетки решают отдать его в садик, чтобы «разговорился». Детский коллектив малышу необходим, это бесспорно. Есть мнение о полезности детского садика для социализации крохи, для общего развития. Но сам по себе детский коллектив далеко не всегда положительно влияет на активизацию речи ребенка. По статистике далеко не все ребята начинают лучше говорить, посещая сад. Во-первых, неизбежные простудные заболевания, особенно с высокой температурой, отбрасывают развитие малыша назад. Во-вторых, для многих и многих деток садик – это стресс, так откуда же взяться раскованности и непринужденному говорению? В-третьих, многие детки с нарушенным речевым развитием чувствуют себя неуютно рядом со сверстниками – «болтунами», они испытывают неуверенность, тревогу, часто замыкаются или проявляют агрессию. Нередки случаи появления запинок в речи, логофобии (страха говорения). Так или иначе, если малыш плохо говорит для своего возраста, ему необходима помощь для стимуляции речи. До 4-х лет это могут быть логопедические занятия в развивающем центре или группе кратковременного пребывания. А после 4-х – логогруппа при садике. Там малышу будет комфортно, занятия помогут лучше говорить, и развитие речи нормализуется. Отдавать кроху в садик по причине задержки речи неразумно.

Миф № 7. Другие уже вовсю болтают, а мой — все никак.

Сравнивать своего малыша с другими – дело абсолютно бессмысленное. Детки развиваются не только по общим, единым для всех законам развития, но и с учетом индивидуальных особенностей. К таким особенностям относятся состояние здоровья крохи, темпы созревания центральной нервной системы, темперамент. Какой смысл сравнивать два разных темперамента? И тот, и другой имеют плюсы и минусы, но по-разному влияют на темпы и качество развития речи малыша. Поэтому, если уж сравнивать, то только достижения самого ребенка за какой-либо промежуток времени. Например, еще месяц назад двухлетний карапуз говорил вместо «лошадка» — «иго-го» а сегодня уже –«лясядка», а еще через месяц – «ляшадка». Такой подход дает полное и объективное представление о том, как развивается речь крохи, а дополнить эти сведения поможет логопед. Кроме тревоги и неудовольствия сравнение с другими детьми имеет и массу других негативных последствий. Потому что всегда найдется ребенок способнее, умнее, успешнее, чем наш собственный. И где та грань, после которой сравнение с чужими успехами превращается в критику и осуждения своего малыша? Сегодня он хуже говорит, а в 4 года он «еще не читает, как…», а в 7 лет «пишет, как курица лапой, в отличие от…». Чтобы малыш рос уверенным в своих силах и в любви мамы и папы, нельзя позволять себе сравнивать его со сверстниками.

Миф № 8. Нарушения речи передаются по наследству.

Когда в семье растет малыш с нарушенным речевым развитием, всегда найдутся любители из числа родственников, которые станут искать причину этого в дурной наследственности. Тут и папе может достаться («да он заговорил только в 5 лет, отсюда и проблемы»), и мама в стороне не останется («ты букву Р до школы не выговаривала, что ж удивляться-то. .»). На самом деле, большинство нарушений речи прямо по наследству не передаются, а передается лишь предрасположенность к этому. Яркий пример можно привести с заиканием. Если один из родителей заикается, то это вовсе не означает, что родившийся малыш будет непременно заикаться. Однако особенности нервной системы, эмоционально-волевой сферы, свойства темперамента и т.д. по наследству могут передаться, и в будущем при возникновении стрессовой ситуации вполне возможно, спровоцируют заикание. Если у ребенка уже выявили задержку речевого развития, то винить наследственность в этом нужно в последнюю очередь. Да и нужно ли? Нужно лишь знать, что неблагоприятная наследственность в плане речи – это не приговор для малыша, но создавать условия для его гармоничного развития необходимо.

Миф № 9. Родовая травма неизбежно ведет к нарушенному развитию.

Дефектология — наука непредсказуемая. Невозможно на сто процентов спрогнозировать развитие ребенка, даже если у мамочки были трудности в родах или при беременности. Невозможность однозначного прогноза связана с индивидуальными возможностями конкретного организма компенсировать родовые травмы. Очень возможно, что родовая травма никак не затронет будущее развитие малыша, такое случается довольно часто, но могут возникнуть проблемы в более старшем возрасте. Дело в том, что при неврологических проблемах, возникшими в результате тяжелых родов (например, гипоксия, ПЭП), обычно оказываются пораженными более тонкие структуры, а более грубые оказываются сохранными (бывают, конечно, и исключения). Поэтому такие детки осваивают ходьбу, сидение, хватание, а в плане речи — неплохо понимают обращенную речь, начинают лепетать, то есть в целом хорошо проходят первоначальный этап психомоторного и доречевого развития. Однако, чем старше малыш, тем выше требования к его развитию. К 2 годам могут возникнуть трудности с формированием фразовой речи, лет в 4-5 – логопед отметит нарушения звукопроизношения, связного пересказа, заучивания стихов, в 6-7 лет –может быть непросто овладеть письмом, чтением и т. д. Задача мамочки- знать возможные проблемы, но не настраиваться на них. Более того, помочь малышу компенсировать родовую травму помогут систематически занятия по развитию речи уже с 2-х лет, общеукрепляющие процедуры, а в некоторых случаях – медикаментозное лечение. При таком подходе к школьному возрасту никаких проявлений родовой травмы не остается.

Правда.

Правда № 1.Мальчики начинают позже говорить, чем девочки.

Это, действительно, так. Такая «несправделивость» связана с особенностями развития центральной системы мальчиков и заложена еще внутриутробно. Так называемый, вербальный интеллект у девочек развит лучше, чем у представителей сильного пола. Ученые предполагают, что это связано с предназначением женщины растить детей и, соответственно, необходимостью быстро в вербальной форме реагировать на поведение свое малыша, общаться с ним, отвечать на бесконечные вопросы. Это не значит, что мальчики отстают о своих сверстниц по развитию речи; «позже» — не значит «никогда» или «плохо». Но знать об этом стоит, тем более что больше половины всех логопедических диагнозов приходится на мальчишек. Если у двухлетнего мальчугана не все в порядке с речевым развитием, нужно начинать регулярно заниматься уже в таком юном возрасте, чтобы избежать серьезных задержек речи в будущем. Нервная система мальчиков более уязвима, с этим следует считаться.

Правда № 2. Звукоподражания и лепет – это полноценные слова.

В логопедии словом считается такой звукокомплекс, который прочно закреплен за конкретным предметом, человеком или явлением. Например, слог «мо» — у годовалого малыша может означать «мокро» или «молоко». Если оно употребляется только в этом значении – то это самое настоящее слово. Такие «полуслова», как «му», «кря», «бах», «бо-бо» — первые и важные слова в жизни крохи, с них начинается речь.

Правда № 3. Если слишком много говорить с малышом – можно навредить.

На первый взгляд, этот тезис расходится с общепринятым представлением о том, что с детками нужно постоянно и помногу разговаривать. Благодаря насыщенной речевой среде лучше идет развитие. Однако все хорошо в меру. Бывает так, что мама «работает» в режиме радио – то есть не прекращает говорить ни на минуту. От такого потока речи она устает сама, но самое главное – наносит вред малышу. Детки прилагают немало усилий, чтобы усвоить предложение, фразу, с помощью которых мы общаемся, даем им указания, учим чему-либо. Когда поток фраз бесконечен, ребенок привыкает к шумовой завесе и просто-напросто «отключается». Нередко приходится слышать удрученные жалобы мам и бабушек (папы, как правило, меньше говорят с детками и по делу): «Он как будто не слышит, что ему говорят». Малыш и вправду «слушает», но не «слышит», то есть уже не воспринимает поток речи. Для того чтобы этого не случилось, необходимо давать ребенку побыть в тишине, позаниматься своими делами, поучиться тому или иному навыку самостоятельно. Ведь, как правило, безостановочная речь заботливой мамочки сопровождается показом развивающих игр, заданий, а, следовательно, задания идут одно за другим. Известный педагог С.Н. Никитин называл таких деток «заорганизованными», то есть попросту замученными опекой и указаниями взрослых. В тишине человеку легче собраться с мыслями, прислушаться к себе, к своим желаниями, ощущениями. Полезно устраивать «минутки тишины» на природе («Давай помолчим. Что ты услышал?»). А во время развивающих занятий нужно поменьше пользоваться речью, говорить только самое необходимое: «Давай я тебе покажу, а потом ты попробуешь сам». Лучше побольше показывать и давать малышу совершать пробы и ошибки.

Правда № 4. Укороченная подъязычная уздечка может привести к нарушению звуков.

Эта маленькая связочка под языком имеет большое значение при формировании звукопроизношения малыша. С ее помощью мы можем произносить так называемые «верхние» звуки – ш,ж,р,л, при которых язык поднимается к твердому небу или к основанию верхних зубов. Укороченная уздечка приводит к тому, что малыш не в состоянии поднять язычок, облизать верхнюю губу, а в трудных случаях – даже высунуть язык изо рта. При подрезании уздечки она удлиняется, и становится возможным произнесение верхних звуков. Обычно эту быструю операцию делают в возрасте 1-2 мес или уже после 5 лет, когда причина нарушенных звуков у ребенка установлена. В легких случаях уздечку возможно растянуть при помощи специальных логопедических упражнений и массажа.

Правда № 5. Запинки в речи малыша могут привести к заиканию.

Запинки и заикание – разные речевые нарушения, хотя по проявлениям очень похожи. Запинки провоцирует нестабильное эмоциональное состояние малыша, психологические проблемы, напряженность, стресс. Причиной запинок может стать и бурный темп развития речи, когда речевые возможности не успевают за мыслью крохи. Неспроста большинство малышей начинают запинаться в возрасте 2-3 лет, в период активного становления речи. Заикание имеет другую природу – неврологическую, и запинки в этом случае, как правило, имеют судорожный характер (возникают спазмы в мышцах артикуляционного аппарата при говорении). Исправление запинок и заикания абсолютно разное: если при запинках рекомендуется создание спокойной обстановки, занятия с психологом, психотерапевтом и логопедом, то при заикании важную роль играют назначения невролога, показаны занятия со специалистом логопедом-заикологом. Если не обращать внимания на запинки в речи крохи длительное время, то они могут перерасти в заикание, что исправляется значительно сложнее и дольше.

Правда № 6. Чем раньше начать занятия с логопедом, тем лучше.

Это абсолютная истина и первый закон логопедии. Это настолько верно, что убедиться в этом несложно: бывает, что, начав логопедические занятия уже с двухлеткой, у которого отмечена ЗРР, к 4-5 годам речь выправляется полностью. Однако это касается в первую очередь исправления и стимуляции речи в целом. С постановкой звуков дело обстоит немного иначе. Если в 2,6 года логопед поставил диагноз «дизартрия», то заниматься исправлением звуков нужно уже с 3 лет, в остальных случаях торопиться не стоит до 4-4,6 лет.

Правда № 7. Пение хорошо влияет на развитие речи.

Совмещение пения и занятий по исправлению речи используется логопедами очень широко, особенно в работе с заикающимися. Для мамочки важно помнить, что ее пение косвенно влияет на активизацию речи малыша, то есть помогает ему «разговориться». Поэтому пение мамы для крохи с самого рождения – бесценная помощь в речевом развитии. Петь можно все, что угодно: и колыбельные, и детские песенки из мультфильмов, и любимые русские народные и популярные песни. Главное правило здесь только одно – чтобы пение доставляло удовольствие маме. С помощью пения можно успокоить малыша, помочь ему уснуть, утешить во время болезни. Замечено, что если мама поет малышу с рождения, то даже в возрасте 4-6 лет кроха быстрее успокаивается при плаче, как только услышит такой родной и привычный тембр маминого голоса. Кроме того, с помощью пения можно быстрее и приятнее научиться читать, например, этот прием является основным при обучении деток по кубикам Зайцева. Пение по кубикам и таблицам Зайцева прекрасно развивает речь малыша, учит вслушиваться в звуки речи, развивает чувство ритма и темпа.

Правда № 8. К 6 годам – речь, как у взрослых.

Многие логопеды даже более суровы: речь малыша внешне не должна отличаться от речи взрослого человека уже к 4-5 годам. Это значит, что и звуки речи должны быть чистыми и не путаться, и окончания с приставками и ударениями должны использоваться верно, и пересказывать нужно уметь красиво длинными предложениями, не переставляя слоги. Однако вполне достаточно иметь такую красивую речь к 6 годам. Конечно, требования к словарному запасу дошколенка ниже, чем к словарю взрослого человека, но во всем остальном малыш должен не отставать от мамы и папы. Именно с такой речью, практически, как у взрослого, учителя должны принимать в школу – это считается нормой.

Разобравшись с мифами о развитии речи своего крохи, маме гораздо проще сохранять спокойствие и уверенность и в кабинете не слишком знающего врача, и в беседах с очень знающей бабушкой, и с подругой, «желающей помочь». Будем считать, что хорошая информированность –путь к оптимизму!

След. новость

Пред. новость

Разговор с младенцами | Артикул

Разговор с младенцами | Статья | Детский и семейный блог

Фото: Полина Танкилевич. Pexels.

От Шеннон Дейли и , | январь 2023 г.

ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ ЧЕРЕЗ:

Воспитатели говорят с девочками не больше, чем с мальчиками. Они больше разговаривают с младенцами, которые уже говорят, чем с теми, кто еще не сказал своего первого слова, независимо от пола детей.

Ключевые выводы для воспитателей о разговоре с младенцами
  • Девочки, как правило, имеют больший словарный запас, чем мальчики, но это может быть не связано с гендерной практикой воспитания.
  • Родители больше разговаривают с младенцами после того, как малыши произнесли свои первые слова, независимо от того, мальчик это или девочка.
  • Воспитатели могут поддерживать развитие речи, разговаривая со своими младенцами и отвечая им, независимо от пола, возраста или языковых способностей своего ребенка.

Почему девочки более развиты в языковом развитии, чем мальчики?

В среднем девочки лучше владеют языком, чем мальчики. Исследователи обнаружили, что девочки, как правило, раньше произносят свои первые слова, произносят больше слов и раньше объединяют слова в предложения. Откуда такое гендерное различие?

Возможно, лица, осуществляющие уход, разговаривают с девочками больше или по-другому, чем с мальчиками, таким образом, чтобы способствовать раннему развитию речи. Хотя это может объяснить гендерные различия в ранних языковых навыках, предыдущие исследования, изучающие эту возможность, дали противоречивые результаты, поэтому неясно, различается ли ранний языковой ввод в зависимости от пола.

Хотя может показаться, что опекуны больше разговаривают с девочками, чем с мальчиками, на самом деле они больше разговаривают с говорящими, чем с неговорящими.

Другая возможность исходит из доказательств того, что опекуны чутко и чутко реагируют на языковые навыки своих детей. Например, лица, осуществляющие уход, с большей вероятностью реагируют на речевые вокализации (например, «бабаба»), чем на неречевые вокализации (например, плач или смех). Это означает, что родители могут больше разговаривать с детьми с лучшими языковыми навыками. Поскольку девочки в среднем лучше владеют языками, чем мальчики, трудно понять, связаны ли различия с полом детей или с их языковыми навыками.

Изучение гендерных различий в языковой среде младенцев

Чтобы разобраться в роли пола и ранних языковых навыков, мы с моей коллегой из Университета Дьюка Эликой Бергельсон провели исследование, целью которого был вопрос: как языковой опыт младенцев различается в зависимости от на их пол и их языковые навыки?

В нашем исследовании использовались данные годичного исследования детской языковой среды раннего возраста под названием SEEDLingS. Мы следили за развитием речи 44 детей в возрасте от 6 до 18 месяцев. Дети росли в Соединенных Штатах и ​​изучали английский язык, и большинство из них были белыми из семей среднего класса.

Фото: Ян Круков. Pexels.

В возрасте 6 месяцев дети еще не говорят, но начинают понимать слова. Многие младенцы говорят свои первые слова примерно во время своего первого дня рождения, и большинство из них становятся болтливыми малышами в течение года, к 18 месяцам. Исследуя младенцев в этом возрастном диапазоне, мы зафиксировали изменения в языковой среде детей с течением времени.

В нашем исследовании мы ежемесячно собирали аудио- и видеозаписи от каждой семьи. Мы прослушали записи и проанализировали существительные (например, «яблоко» или «обувь»), которые младенцы услышал и существительные, которые младенцы сказали . В общей сложности наше исследование проанализировало более 250 000 случаев употребления существительных из более чем 2 000 часов записей языковой среды младенцев.

У девочек словарный запас больше, чем у мальчиков

Мы обнаружили, что у девочек словарный запас больше, чем у мальчиков. В среднем девочки к концу исследования называли 29 разных существительных, в то время как мальчики в среднем называли только 11 уникальных существительных. Эта гендерная разница в словарном запасе также увеличивалась со временем, а это означает, что словарный запас девочек рос быстрее, чем у мальчиков.

Дети играют активную роль в развитии своего языка – они влияют на свою собственную языковую среду по мере взросления, участвуя в разговоре со своими опекунами.

Повторив вывод о том, что у девочек словарный запас больше, чем у мальчиков, мы задались вопросом: связано ли это гендерное различие с тем, что родители разговаривают по-разному или больше разговаривают с девочками, чем с мальчиками? То есть может ли речь опекунов влиять на гендерные различия в словарном запасе детей? Чтобы ответить на этот вопрос, мы проанализировали, сколько существительных услышали дети в зависимости от их возраста, пола и того, сказали ли они уже свое первое слово.

Воспитатели больше разговаривали с говорящими, независимо от пола младенцев

В нашем исследовании воспитатели не разговаривали больше с девочками, чем с мальчиками. В среднем младенцы слышали в записях 122 существительных в час , но это не различалось по полу детей. Однако и девочки, и мальчики слышали больше существительных после того, как начали говорить. В среднем младенцы слышали на записях 106 существительных в час, прежде чем они начали говорить, но после того, как они произнесли свое первое слово, они услышали в среднем 140 существительных в час.

Эти результаты показывают, что раннее преимущество девочек в языковых навыках может быть вызвано не тем, что лица, осуществляющие уход, говорят с девочками больше или по-другому, чем с мальчиками. Вместо этого первые слова младенцев привели к значительным изменениям в том, что они услышали: воспитателей стали больше разговаривать с говорящими. Помните, что девочки, как правило, начинают говорить раньше и имеют больший словарный запас, чем мальчики. Это означает, что, хотя может показаться, что опекуны больше разговаривают с девочками , чем с мальчиками , на самом деле они разговаривают с говорящих больше чем до не говорящих .

Фото: Уильям Фортунато. Pexels.

Мы до сих пор не знаем, почему у девочек словарный запас больше, чем у мальчиков. Возможно, эта разница в языковых навыках обусловлена ​​другими различиями в поведении родителей, такими как прикосновение или зрительный контакт. С другой стороны, языковые преимущества девочек могут объясняться биологическими различиями. Например, некоторые исследования показывают, что уровень половых гормонов у младенцев влияет на развитие мозга в областях, связанных с речью. Исследователи должны изучить эти возможности.

Как родители могут поддержать развитие речи своих детей в раннем возрасте?

Наше исследование показало, что преимущество девочек в словарном запасе может не быть результатом гендерных различий в речи опекунов с детьми. Вместо этого мы обнаружили, что языковая среда младенцев меняется, когда они начинают говорить.

Что это значит для родителей? Результаты нашего исследования показывают, что дети играют активную роль в развитии своего языка — они влияют на свою собственную среду изучения языка по мере взросления, участвуя в разговоре со своими опекунами. Тем не менее, опекуны также играют решающую роль. Чтобы поддержать языковое развитие своих детей, опекуны могут разговаривать со своими детьми и реагировать на них, независимо от пола детей.

Ссылки
  • Дэйли С. и Бергельсон Э. (2022), Разговор с говорящими: разговорный статус младенцев, но не их пол, связан с языковым вводом, Развитие ребенка

Авторы статей

Шеннон Дейли

Подробнее

Рекомендуется для вас

Когда ребенок должен начать говорить?

Для родителей нет ничего более захватывающего, чем слышать, как наши дети произносят свои первые слова. Это невероятная веха, и это означает, что мы можем начать общаться с нашими детьми, волнуясь о том, что они могут сказать дальше. Все дети будут относительно разными, когда дело доходит до того, когда они начнут говорить: некоторые говорят слова очень рано, а другие не научатся этому в течение нескольких лет. Сегодня мы узнаем о том, когда ваш ребенок начнет говорить и как вы можете помочь ему в этом.

Когда ваш ребенок начнет говорить

Большинство малышей будут говорить несколько слов к 18 месяцам.

©Antonio Guillem/Shutterstock.com

Не существует установленного месяца, когда каждый ребенок начинает говорить, и эксперты дают разные ответы, но в среднем большинство детей начинают произносить свои первые слова в возрасте от 10 до 18 месяцев . Ваш ребенок может сказать всего несколько слов в течение нескольких месяцев после этого момента. Тем не менее, большинство малышей смогут сказать около 20 слов к 18 месяцам и 50-100 слов или больше, когда им исполнится 2 года.

Опять же, все дети разные, и некоторые могут вообще не начать говорить до 2 лет, но даже это не является серьезной причиной для беспокойства. Ниже мы поговорим об общей хронологии событий между рождением и тем, когда ваш ребенок начнет говорить.

Как ваш ребенок начнет общаться

Ваш ребенок начнет общаться по-своему относительно рано в своей жизни.

Возраст 3-4 месяца

В этот момент ваш ребенок начнет смотреть вам в глаза. Затем они начнут издавать свои милые детские звуки, такие как «гу-гу» и «гаа-гаа». Они также могут начать лепетать и издавать звуки, которые будут звучать как гласные и согласные.

Возраст 5-7 месяцев

К этому возрасту большинство детей начинают копировать многие звуки, которые вы издаете, например щелканье и смех. Они также будут копировать многие ваши жесты, включая аплодисменты, указывание и махание рукой. Вы также услышите более широкий спектр звуков.

Возраст 8–9 месяцев

В этот момент родители будут слышать более разнообразные звуки. Еще более захватывающим является тот факт, что они могут сказать свое первое слово. Скорее всего, это будет «мама», «папа» или «нет». Они еще не будут знать, что означают эти слова, потому что они действительно будут повторять то, что они слышат от вас. Тем не менее, это хорошее начало.

Возраст 10–11 месяцев

К этому моменту большинство малышей будут говорить «мама» или «папа». Они также научатся невербальному общению, например, указывая на то, что им нужно.

Возраст 12–18 месяцев

В возрасте от 12 до 18 месяцев ваш ребенок должен уметь называть знакомые предметы, которые он видит в доме.

Примерно в это же время ваш ребенок может указывать на разные части своего тела и называть их.

Вероятно, вы также заметите разницу в их навыках слушания. Им понравится слушать песни и слушать вас, когда вы читаете им книги.

Возраст 18 месяцев

К тому времени, когда им исполнится 18 месяцев, многим детям будет не менее 10 лет. Иногда ребенок начинает говорить и никогда не останавливается. Это называется «всплеск слов», и ваш ребенок может внезапно произнести до 50 слов.

Возраст 24 месяца

В этом возрасте большинство малышей могут обращаться к себе по имени. Многие дети также могут связать два слова вместе, часто в форме просьбы или вопроса. Например, они могут сказать: «Дада машина?»

Поздно расцветающие

Несмотря на то, что выше мы упомянули общую временную шкалу, большинство малышей, скорее всего, начнут говорить в возрасте одного года. Однако опросы показывают, что 25% детей не смогут произнести ни слова к моменту своего первого дня рождения. Вдобавок ко всему, многие дети не могут произнести свои первые слова до 18 месяцев, а некоторые не заговорят до истечения этого срока.

Как правило, младенцам легче произносить «да-да», поэтому вы можете услышать это первым. Мамы не должны обижаться. Следующим, вероятно, будет «ма ма». Многие дети сначала говорят «нет», потому что это простое слово, которое легко произнести.

Как помочь ребенку выучить слова

Чтение книг вместе с ребенком — отличный способ научить его большему количеству слов.

© iStock.com/Яна Тихонова

Если ваш малыш приближается к первому году жизни, а у вашего малыша нет признаков того, что он может начать говорить, вы можете попытаться помочь ему с помощью этих советов:

Читать Ваш ребенок

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок начал говорить, вам следует разговаривать с ним везде, где только можно. Вы можете начать с чтения им в течение дня. Укажите на объекты, которые вы видите в их книгах, чтобы ваш малыш мог узнать, что означает каждое слово.

Озвучивайте все, что делаете

Чем больше слов вы говорите, тем лучше. Когда вы со своим малышом, вы должны, по сути, рассказывать о своей жизни. Скажите что-то вроде: «Мы идем на улицу, чтобы пройти к почтовому ящику» или «Я даю тебе на обед морковь и кладу ее тебе на тарелку». Чем больше они слышат слов, тем больше вероятность, что они поймут.

Пойте песенки

Вы можете весело учить их слова, распевая песенки и рассказывая детские стишки в течение дня.

Показывайте части тела

Так как многие дети начинают произносить слова, соответствующие частям их тела, попробуйте указать на свои части тела, такие как руки и ноги, и назвать их имена. Сделайте из этого игру.

Говорите медленно

Разговаривайте с детьми при любой возможности, но если вы будете говорить слишком быстро, детям может быть трудно понять. Хотя вы не хотите слишком сильно тупить, вы можете попробовать говорить свои слова немного медленнее, чтобы ваш малыш мог начать понимать.

Откажитесь от пустышки

Если ваш ребенок все еще использует пустышку в возрасте 18 месяцев, возможно, это мешает его речи. Отучите их от соски, и вы увидите улучшение.

Хвалите их

Когда ваш малыш начинает говорить слова, хвалите их, когда вы их слышите. Хлопайте и волнуйтесь, когда они используют слова, и они, скорее всего, будут продолжать их произносить.

Планирование игровых дней

В этом возрасте ваш ребенок должен общаться с другими детьми, и если вы знаете ребенка того же возраста, но более говорящего, рассмотрите возможность планирования игрового дня. Это возможность для них взаимодействовать друг с другом. Ваш ребенок может легче усваивать информацию, если она исходит от человека его возраста.

Предупреждающие знаки, которые необходимо учитывать Если они не прогрессируют в ближайшее время, то вы можете обратиться к педиатру или логопеду.

Настораживающие флажки включают:

  • Ваш ребенок не понимает даже таких простых слов, как «нет» и «пока-пока».
  • Если ему больше 18 месяцев, ваш ребенок не может идентифицировать хотя бы одну часть тела.
  • Малыш должен уметь произнести хотя бы одно слово к тому времени, когда ему исполнится 15 месяцев. Если их нет, то обратитесь за помощью.
  • К 21 месяцу ваш ребенок должен понимать простые команды, такие как «иди сюда». Если они не реагируют, поговорите со своим педиатром.
  • В 2 года ваш малыш должен говорить хотя бы несколько слов. Если они все еще болтают все время, то это красный флаг.

Заключение

Да, когда ваш малыш начинает говорить, это волнующая веха.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts