Когнитивная депривация это: 📖 Глава 3. Когнитивная депривация. Личность в условиях психической депривации: учебное пособие. Алексеенкова Е. Г. Страница 10. Читать онлайн

Сенсорная и когнитивная психическая депривация

Уже давно показано, что развитие человека идет более гармонично в условиях постоянного общения с внешним предметным миром. Потребность в новых впечатлениях, как считает Л. И. Божович, выступает одной из ведущих в психическом развитии младенца и на третьей-пятой неделе жизни является базой для формирования потребности в общении с близкими людьми.

Если по какой-либо причине возникают препятствия для взаимодействия с окружающей средой, то человек страдает от недостатка стимулов. В 1956 г. психологами университета Мак-Гилла (Канада] было проведено изучение последствий изоляции от окружающей среды — «сенсорной изоляции». В эксперименте добровольцев ограждали от внешних влияний, помещая их в специальную, максимально изолированную от среды камеру. Испытуемые не смогли выдержать более 2-3 дней в этих условиях, жаловались на видения и непонятные звуки (галлюцинации], требовали выпустить их наружу. Самый первый и основной вывод эксперимента — организм человека для своего равновесия нуждается в постоянном притоке информации из внешней среды.

Однако такое поведение испытуемых является следствием не только изоляции. Ж. Годфруа, описывая эти опыты, показывает условия изоляции (лежачее положение, муфты на руках, затемненные очки, постоянный гул мотора кондиционера], которые сами по себе как, например, неестественное положение, навязчивый раздражающий шум, могли вызвать яркое и неприятное до невыносимости ощущение замкнутости со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Изоляция человека от окружающего мира имеет различную степень выраженности: от крайней до частичной. Крайняя степень, описанная Я. А. Коменским, К. Линнеем, А. Робером, Р. Зин-гом и др., в природе встречается у так называемых «волчьих» и «одичавших» детей. Ученые предположили, что при крайней изоляции от внешней среды в течение длительного периода основные психические потребности, не нашедшие полного удовлетворения, развиваться не будут и останутся на самом первоначальном рудиментарном уровне.

В контексте нашей проблемы для определения степени нарушений естественных биосоциальных условий жизни и деятельности мы будем применять термины Дж. Боулби «полная депривация» и «частичная депривация». Полная депривация соответствует условиям развития воспитанников детского дома, с самого рождения или с раннего детства (до трех лет] лишенных возможности взаимодействовать с близкими людьми и не имеющих контактов с родственниками. Р. Шпиц назвал данную ситуацию развития — «госпитализм», Й. Лангмейер и З. Матейчек, используя терминологию Д. Гевирца, — «привация».

Для определения частичной степени изоляции в виде ситуаций, в которых дети длительное время, например из-за болезни либо отдаленности местожительства от населенных пунктов, вынуждены проживать изолированно от общества, Дж. Боулби использует понятие «частичная депривация

», которое охватывает те ситуации развития, в которых связи между матерью (родственниками] и ребенком полностью не прерваны, но при этом их отношения обеднены и неудовлетворительны. Г. Харлоу [Цит. по: 54] при обозначении данных условий развития применяет термин «скрытая» или «маскировочная» депри-вация, различая нарушенные и недостаточные отношения матери к ребенку. Частичная депривация — это условия развития и тех воспитанников детского дома или другого общественного учреждения, которые имеют возможность какое-то время проводить в семье или с близкими им людьми, а также детей и подростков из асоциальных семей.

В последние годы в изучении проблем проявлений и следствий сенсорной депривации (изоляции) развитие получил экспериментальный подход, позволивший найти ответ на целый ряд вопросов, касающихся ранних и поздних проявлений переживаний изоляции (депривации), критического возраста для последствий ситуации лишений, соотношения сенсорной и социальной депривации и т. д.

Экспериментальные исследования с животными внесли ценный вклад в решение проблемы соотношения врожденного и приобретенного в поведении человека и животного в изолированных от внешней среды условиях. Выржиковский и Мойо-ров [Цит. по: 54], содержа в изоляции щенят, ограничивали поток раздражителей к ним. Выйдя из клетки, щенята оказались боязливыми и подверженными внешнему торможению. Интересны опыты Д. Хебба с сотрудниками, в которых одномесячных шотландских терьеров 7-10 месяцев содержали в среде с ограниченным притоком раздражителей из внешней среды. Щенки в затемненном ящике чувствовали себя хорошо и были активными, в отличие от контрольных взрослых собак, которые в клетке проявляли вялость, малоподвижность и характеризовались нарушениями в развитии. Последующие наблюдения за щенками шотландских терьеров в обычной среде показали выраженные и долго сохраняющиеся последствия ранней изоляции. Собаки проявляли неспособность к обучению, эмоциональную незрелость и гиперактивность. Их поведение отличалось манежностью, приступообразным бегом, аутоагрессивностью и сопровождалось тревожным вытьем и ворчанием.

Исследователи предположили наличие задержки развития у депривированных собак в связи с отсутствием в раннем возрасте достаточной возможности для создания перцептивных схем, в которые бы можно было включать новые раздражители и выстраивать на этом фоне адекватное условиям поведение. В других опытах Ниссен с сотрудниками молодому шимпанзе в течение 431 недель ограничивали осязательный и манипулятивный опыт, помещая его конечности в картонные цилиндры. После снятия цилиндров у шимпанзе на протяжении четырех месяцев отмечались нарушения в различении раздражаемых точек тела и замедление моторных актов, отсутствие лазающих действий.

Важный вклад в развитие знания о сенсорной психической депривации внесли крупные исследования лаборатории Калифорнийского университета (Д. Крех, М. Розенцвейг, Е. Беннет, М. Даймонд]. Крыс (одного типа, возраста и пола] распределили в две группы. Первая содержалась с 25-го по 105-й день после прекращения материнского кормления в обогащенной среде (просторная клетка с лестницами, каруселями, коробками, лабиринтами], вторая — в обедненной среде изолированных клеток с минимумом сенсорного обеспечения, без возможности видеть другое животное и прикасаться к нему. В опытах наблюдали анатомические и биохимические последствия различного раннего опыта. Выяснилось, что выраженные изменения у крыс имелись в массе коры мозга. Вес коры был у животных из обогащенной среды примерно на 4 % выше, чем у депривирован-ных животных, при этом кора мозга имела большую толщину серого вещества и больший диаметр капилляров. Самые большие различия наблюдались в визуальном участке (6 %]. Последующие опыты показали, что в зависимости от различного сенсорного обогащения можно менять вес разных участков мозга. Биохимические исследования выявили в коре мозга животных из обогащенной среды повышение активности энзима ацетил-холинэстеразы и энзима холинэстеразы.

Подвергать детей как детенышей животных таким исследованиям недопустимо. Группа Хебба, Менделсон и Фоули из Гарвардского университета провели исследование на добровольцах. При ограничении доступа сигналов к студентам-добровольцам они наблюдали следующие последствия изоляции: затруднения при сосредоточении, расстройства в направленности мышления, захват мышления фантазиями и мечтами, расстройства ориентации во времени, физические иллюзии и обман, беспокойство и потребность в активности, головные боли, боли в спине, затылке, в глазах, бредовые идеи, галлюцинации, тревогу и страх, клаустрофобические жалобы [Там же].

Сегодня не вызывает споров научный факт, свидетельствующий, что для нормального созревания головного мозга в раннем онтогенезе необходима внешняя стимуляции организма. Н. М. Щелованов с сотрудниками показали, что в участках мозга, не получающих достаточной порции раздражителей, затормаживается процесс нормального развития, в экстремальных случаях последний прекращается и нервная ткань атрофируется. Н. М. Щелованов писал, что пребывание ребенка в условиях сенсорного дефицита влечет замедление и отставание в развитии всех сторон психики. Ярким подтверждениям этого выступают слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие дети, у которых часты расстройства когнитивной и других сторон психики. И эмоциональное развитие ребенка тесно связано с внешними влияниями на организм ребенка, и их ограничение тормозит появление позитивных эмоций.

Проявления сенсорной дефицитарности характерны и для детей из неблагополучных семей, а также воспитанных вне ее. Обеднение окружающей среды в «семьях риска», ограничение поступления информации в связи с недостаточностью разнообразных и глубоких контактов с внешним миром в условиях воспитания в Доме ребенка и в интернате может повлечь сенсорную и когнитивную психическую депривацию.

Основными проявлениями сенсорной депривации выступает замедление и дезорганизация развития психических процессов, задержка процесса становления ориентировочно-исследовательского поведения, в крайних случаях — дизонтоге-нетическое развитие. Апатия, низкий уровень активности у детей в условиях депривации также объясняются недостаточностью глобальной внешней стимуляции.

Неизбежное следствие сенсорной депривации — когнитивная психическая депривация в виде снижения познавательных интересов и возможностей, а также затруднений в понимании и предвосхищении событий (другими словами — дисгармония интеллектуального развития), нарушений поведенческой регуляции.

Проведенное нами исследование депривированных подростков показало, что они, в отличие от сверстников из семей, отличаются низким уровнем и уровнем ниже среднего развития интеллектуального потенциала. Далее представлена картина развития интеллектуальных разноплановых возможностей подростков, полученная с использованием теста структуры интеллекта.

Вербальный интеллект. Подростки имеют ниже среднего и низкие способности оперировать словами как сигналами и символами (индуктивное речевое мышление]. Способность к обобщению и абстрагированию у четвертой части подростков находится у отметки среднего уровня развития, половина подростков имеет возможности ниже средних, остальные — низкие возможности такого рода мыслительной деятельности. Комбинаторные способности еще менее развиты у подростков. Так, одна вторая часть подростков демонстрирует показатели уровня ниже среднего, почти треть подростков имеет низкий уровень, остальные — средний. Средний уровень развития способности выносить суждения и обобщать характеризует десятую часть подростков, остальных — уровень ниже среднего и низкий (чаще] развития способности.

Практическое математическое мышление и процесс программирования у подростков имеет еще более низкое, чем вербальное, развитие. При решении арифметических задач девять из десяти подростков демонстрируют низкие возможности, остальные — возможности ниже среднего. Подобное развитие имеет теоретическое индуктивное мышление — способность оперировать числами. Лишь в единичных случаях воспитанники демонстрируют средний уровень развития процесса программирования.

Конструктивные способности теоретического и практического плана, т. е. наглядно-образное мышление, способности решать геометрические задачи, пространственное представление, а также умения не только оперировать пространственными образами, но и обобщать их отношения более, в сравнении с развитием математических способностей и процесса программирования, сформированы у воспитывающихся вне семьи подростков. Среди них меньше подростков с низкими показателями развития этой способности, есть те, у кого развитие комбинаторных способностей и пространственного воображения достигают среднего и выше среднего уровней развития.

Мнемические возможности, отражающие способности подростков к запоминанию материала, его сохранению, логическому осмыслению и воспроизведению, в большинстве случаев имеют низкий уровень развития. Некоторые подростки отличаются уровнем ниже среднего и средним уровнем развития мнемических способностей.

Таким образом, в ситуации сенсорной изоляции или воспитания в условиях депривации психическое состояние отличается дисгармонией его сенсорного и когнитивного компонентов.

Депривация: определение, виды, примеры, последствия

Депривация происходит, когда индивид меняет свою привычную жизнь. Каждый человек по-разному реагирует на изменения в жизни. Кто-то очень легко привыкает к новому, другие же могут испытывать неприятные чувства. В этой статье вы узнаете о значении депривации, опасности данного состояния, а также методы избавления от него.

Содержание:

  • 1 Что такое депривация?
  • 2 Проявление депривации
  • 3 Разновидность и последствия депривации
  • 4 Эмоциональная депривация
  • 5 Как справиться с депривацией?


Что такое депривация?

В психологии под определением «депривация» подразумевают психологическое состояние, при котором привычная жизнь человека меняется. Обычно это происходит из-за невозможности удовлетворить свои желания или же в связи с изменившимися обстоятельствами.

По мнению ученых депривация происходит лишь тогда, когда потребности не удовлетворяются на протяжении длительного времени. К таким потребностям можно отнести создание условий для работы или обучения, потребность в реализации поставленных целей и в налаживании связей с окружающими.

Проявление депривации

Детская депривация может развиться на фоне того, что ребенок попал в детский дом. Уже в год можно отличить детдомовского ребенка от «домашнего». У детдомовцев в этом возрасте часто обнаруживают рахит и задержку психического эмоционального развития. В данном случае депривация развивается из-за недостатка материнской любви.

Во взрослом периоде симптомами депривации могут быть излишняя тревожностью, апатия, перемена настроения и вспышки агрессии. В этом случае человек теряет интерес ко всему из-за своего подавленного состояния.

Разновидность и последствия депривации

Различают несколько видов депривации:

  1. Сенсорная депривация предполагает условия в жизни человека, когда внешние стимулы очень сильно ограничены или постоянно меняются. К последствиям данной депривации относят галлюцинации, головную боль, бред, тревожность.
  2. Двигательная депривация возникает при ограничении подвижности от двух недель. Для нее характерны депрессия, неустойчивое эмоциональное состояние и необоснованные страхи.
  3. Когнитивная депривация возникает из-за недостатка информации или же ее хаотичности. В этом случае человек может начать испытывать скуку и перестает действовать эффективно.
  4. Образовательная депривация возникает из-за неумения педагога раскрыть потенциал ребенка. Все это приводит к тому, что ребенок отказывается посещать учебное заведение, и у него снижается интерес.
  5. Отцовская или материнская депривация характерна, когда любовь со стороны родителя отсутствует. Данный вид депривации характерен не только для младшего возраста, но и для взрослых людей.
  6. Депривация сна возникает из-за недостатка времени, выделяемого на ночной отдых. В этом случае человек испытывает постоянную усталость и сонливость, а также становится очень рассеянным.

Эмоциональная депривация

Данный вид депривации очень сложно диагностировать, так как она может проявляться по-разному. Тяжелее всего переносят эмоциональную депривацию дети, так как у них на фоне нее появляются проблемы в когнитивном, эмоциональном и социальном развитии. Данный вид депривации способствует появлению раздражительности, приводит к частым конфликтам, психозам, страхам и депрессии. Также может страдать память и речь.

Как справиться с депривацией?

Чтобы справиться с подобным состоянием, рекомендуется уделить время спорту, саморазвитию, а также провести качественную работу над собой. Действовать также нужно в зависимости от вида депривации. В тяжелых случаях лучшим решением станет обращение к профессионалу. А можно также попробовать справиться с этим состоянием с помощью курса Викиум «Детоксикация мозга».

Угроза и депривация связаны с различными аспектами познания, обработки эмоций и психопатологией у детей и подростков

. 2023 Январь; 26(1):e13267.

doi: 10.1111/описание 13267. Epub 2022 22 апр.

Юлия Луиза Шефер 1 2 , Кэти Маклафлин 3 , Жизель Гас Манфро 1 2 , Педро Пан 1 4 , Луис Аугусто Роде 1 2 , Еврипедес Константино Мигель 1 5 , Андре Симиони 1 2 , Маурисио Скопель Хоффманн 1 6 7 , Джованни Абрахан Салум 1 2

Принадлежности

  • 1 Национальный институт психологии развития детей и подростков (INCT-CNPq), Сан-Паулу, Бразилия.
  • 2 Кафедра психиатрии, Федеральный университет Риу-Гранди-ду-Сул, Порту-Алегри, Бразилия.
  • 3 Факультет психологии, Гарвардский университет, Кембридж, Массачусетс, США.
  • 4 Кафедра психиатрии Федерального университета Сан-Паулу, Сан-Паулу, Бразилия.
  • 5 Кафедра и институт психиатрии, Медицинская школа Университета Сан-Паулу, Сан-Паулу, Бразилия.
  • 6 Кафедра нейропсихиатрии, Федеральный университет Санта-Мария, Санта-Мария, Бразилия.
  • 7 Центр политики ухода и оценки, Лондонская школа экономики и политических наук, Лондон, Великобритания.
  • PMID: 35417607
  • DOI: 10.1111/деск.13267

Юлия Луиза Шефер и др. Dev Sci. 2023 янв.

. 2023 Январь; 26(1):e13267.

doi: 10.1111/описание 13267. Epub 2022 22 апр.

Авторы

Юлия Луиза Шефер 1 2 , Кэти Маклафлин 3 , Жизель Гас Манфро 1 2 , Педро Пан 1 4 , Луис Аугусто Роде 1 2 , Еврипедес Константино Мигель 1 5 , Андре Симиони 1 2 , Маурисио Скопель Хоффманн 1 6 7 , Джованни Абрахан Салум 1 2

Принадлежности

  • 1 Национальный институт психологии развития детей и подростков (INCT-CNPq), Сан-Паулу, Бразилия.
  • 2 Кафедра психиатрии, Федеральный университет Риу-Гранди-ду-Сул, Порту-Алегри, Бразилия.
  • 3 Факультет психологии, Гарвардский университет, Кембридж, Массачусетс, США.
  • 4 Кафедра психиатрии Федерального университета Сан-Паулу, Сан-Паулу, Бразилия.
  • 5 Кафедра и институт психиатрии, Медицинская школа Университета Сан-Паулу, Сан-Паулу, Бразилия.
  • 6 Кафедра нейропсихиатрии, Федеральный университет Санта-Мария, Санта-Мария, Бразилия.
  • 7 Центр политики ухода и оценки, Лондонская школа экономики и политических наук, Лондон, Великобритания.
  • PMID: 35417607
  • DOI: 10.1111/деск.13267

Абстрактный

Воздействие невзгод в детстве неизменно связано с плохими результатами развития, но неясно, различаются ли эти ассоциации в зависимости от разных форм невзгод. Мы изучили поперечные и лонгитюдные связи между угрозой и депривацией с когнитивными функциями, эмоциональной обработкой и психопатологией в стране со средним уровнем дохода. Выборка состояла из 2511 детей и подростков (6-17 лет) из бразильской когорты высокого риска психических заболеваний. Сообщения родителей о невзгодах детства использовались для построения латентных конструктов невзгод. Психопатология измерялась с помощью Контрольного списка поведения ребенка (CBCL) для определения общей психопатологии (фактор «p»). Исполнительную функцию (ЭФ) и ориентацию внимания на сердитые лица оценивали с помощью когнитивных задач. Все измерения были получены в двух временных точках с разницей в 3 года, и ассоциации были протестированы с использованием общих линейных моделей. Более высокие уровни психопатологии были предсказаны более высокими уровнями угрозы в поперечном и лонгитюдном периодах, а также депривацией в лонгитюдном масштабе. Для EF худшие результаты были связаны только с депривацией на исходном уровне и в последующем. Наконец, угроза была связана с ориентацией внимания на разгневанные лица в поперечном разрезе, но ни одна из форм неблагоприятных обстоятельств не была связана с изменениями с течением времени в предвзятости внимания. Наши результаты показывают, что угроза и депривация по-разному связаны с когнитивным развитием и психопатологией. Воздействие невзгод в детстве — сложное явление, оказывающее существенное влияние на развитие ребенка. Поскольку невзгоды могут принимать разные формы, многомерные модели могут помочь распутать специфические корреляты развития различных типов раннего опыта. Видеореферат этой статьи можно посмотреть по адресу https://www.youtube.com/watch?v=uEU0L8exyTM.

Ключевые слова: искажение внимания; детские невзгоды; познание; лишение; исполнительные функции; психопатология; угроза.

© 2022 ООО «Джон Вили и сыновья».

Похожие статьи

  • Депривация и угроза как медиаторы развития в связи между социально-экономическим статусом в раннем возрасте и результатами исполнительного функционирования в раннем детстве.

    Vogel SC, Perry RE, Brandes-Aitken A, Braren S, Blair C. Vogel SC, et al. Dev Cogn Neurosci. 2021 фев; 47:100907. doi: 10.1016/j.dcn.2020.100907. Epub 2020 25 декабря. Dev Cogn Neurosci. 2021. PMID: 33383555 Бесплатная статья ЧВК.

  • Тестирование лишения и угрозы: предварительно зарегистрированный сетевой анализ размеров ранних невзгод.

    Кароцца С., Холмс Дж., Астл, DE. Кароцца С. и др. Психологические науки. 2022 Окт;33(10):1753-1766. дои: 10.1177/09567976221101045. Epub 2022, 8 сентября. Психологические науки. 2022. PMID: 36074987

  • Измерения депривации и угрозы, психопатологии и потенциальных посредников: многолетний лонгитюдный анализ.

    Миллер А.Б., Шеридан М.А., Хэнсон Д.Л., Маклафлин К.А., Бейтс Д.Е., Лэнсфорд Д.Е., Петтит Г.С., Додж К.А. Миллер А.Б. и др. J Abnorm Psychol. 2018 февраль; 127(2):160-170. doi: 10.1037/abn0000331. J Abnorm Psychol. 2018. PMID: 29528670 Бесплатная статья ЧВК.

  • «Размеры депривации и угрозы, психопатологии и потенциальных посредников: многолетний лонгитюдный анализ»: исправление к Miller et al. (2018).

    [Нет авторов в списке] [Нет авторов в списке] J Abnorm Psychol. 2020 май; 129(4):363. doi: 10.1037/abn0000529. J Abnorm Psychol. 2020. PMID: 32309983

  • Влияние невзгод в раннем возрасте на психическое здоровье и когнитивные функции детей.

    Уэйд М., Райт Л., Файнголд К.Е. Уэйд М. и др. Трансл Психиатрия. 2022 10 июня; 12 (1): 244. doi: 10.1038/s41398-022-02001-0. Трансл Психиатрия. 2022. PMID: 35688817 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Голландский взгляд на две проблемы, связанные со здоровьем детей и подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями.

    Moonen X, Festen D, Bakker-van Gijsel E, Vervoort-Schel J. Мунен Х и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022 16 сентября; 19 (18): 11698. дои: 10.3390/ijerph291811698. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022. PMID: 36141966 Бесплатная статья ЧВК.

Рекомендации

ССЫЛКИ
    1. Ахенбах, ТМ (2001). Руководство по формам и профилям школьного возраста ASEBA. Университет Вермонта, Исследовательский центр для детей, молодежи и семей.
    1. Associação Brasileira de Empresas (ABEP). (2010). Critério de Classificação Econômica Brasil.
    1. Баркли, Р. А. (1997). Поведенческое торможение поддерживает внимание и исполнительные функции: построение объединяющей теории СДВГ. Психологический бюллетень, 121(1), 65-94. https://doi.org/10.1037/0033-2909.121.1.65
    1. Битсаку, П., Психогиу, Л., Томпсон, М., и Сонуга-Барке, Э. Дж. С. (2008). Дефицит торможения при синдроме дефицита внимания/гиперактивности не зависит от базовой эффективности обработки информации и IQ. Журнал нейронной передачи, 115 (2), 261-268. https://doi.org/10.1007/s00702-007-0828-z
    1. Бордин, И.А., Роча, М.М., Паула, К.С., Тейшейра, М.К.Т.В., Ахенбах, Т.М., Рескола, Л.А., и Сильварес, Э.Ф. (2013). Контрольный список поведения ребенка (CBCL), самооценка молодежи (YSR) и форма отчета учителя (TRF): обзор разработки оригинальной и бразильской версий. Cadernos de Saúde Pública, 29(1), 13-28.

Типы публикаций

термины MeSH

Грантовая поддержка

  • Fundação de Amparo à Pesquisa do Estado do Rio Grande do Sul
  • 73974/2008-0/Conselho Nacional de Desenvolvimento Científico e Tecnológico
  • 465550/2014-2/Conselho Nacional de Desenvolvimento Scientifico e Tecnológico
  • Coordenação de Aperfeiçoamento de Pessoal de Nível Superior
  • 2008/57896-8/Fundação de Amparo à Pesquisa do Estado de São Paulo
  • 2014/50917-0/Fundação de Amparo à Pesquisa do Estado de São Paulo

Депривация может объяснить связь между ранними невзгодами и результатами развития в подростковом возрасте 

Newswise — Известно, что ранние невзгоды из-за бедности, жестокого обращения и отсутствия заботы мешают когнитивному и эмоциональному развитию детей. Последние исследования в Психологическая наука расширяет предыдущую работу, указывая, что опыт лишений и угроз может по-разному влиять на психологическое развитие детей. То есть ранний опыт депривации, такой как пренебрежение со стороны родителей и финансовые трудности, по-видимому, более тесно связан с когнитивным и эмоциональным функционированием в подростковом возрасте, чем ранний опыт угрозы, такой как подверженность жестокому обращению.

«Широкий спектр более поздних трудностей был тесно связан с ранним опытом лишений, таких как пренебрежение или взросление в бедной среде. Это включает в себя как результаты, которые классически показывают конкретную связь с депривацией, например, более низкие результаты в тестах на интеллект, так и другие результаты, такие как плохое обращение со своими эмоциями или конфликты с другими», — сказала София Кароцца, которая провела это исследование с Джони Холмс и Дункан Э. Эстл (Кембриджский университет).

Исследователи проанализировали имеющиеся данные лонгитюдного исследования 14 062 человек, родившихся в Соединенном Королевстве в период с апреля 1991 г. по декабрь 1992 г. В частности, они изучили, как каждый ребенок подвергался невзгодам в течение первых 7 лет жизни — по словам их матерей — повлияло на их когнитивное и эмоциональное развитие в подростковом возрасте.

В течение первых 7 лет матери сообщали о том, что их ребенок подвергался угрозам, таким как сексуальное насилие, физическое насилие, физическое и эмоциональное насилие в семье, физическая и эмоциональная жестокость родителей, а также лишениям, таким как смена основного опекуна, развод родителей, отсутствие заботы родителей и финансовые трудности.

Когда этим детям исполнилось 15 лет, исследователи оценили их когнитивные способности, используя разделы словарного запаса и навыков рассуждения Сокращенной шкалы интеллекта Векслера и задание на стоп-сигнал. Это задание проверяет тормозящий контроль, инструктируя участников нажимать одну из двух кнопок, когда на экране появляется визуальный стимул (изображение буквы «X» или «O»), если только этот стимул не сопровождается звуковым сигналом, и в этом случае они должны подавлять их реакцию и ничего не делать.

Когда детям было 16 лет, матери сообщали об эмоциональном развитии своего ребенка, используя Опросник сильных сторон и трудностей. Это включает в себя вопросы об интернализации проблем, таких как эмоциональные проблемы и проблемы в отношениях со сверстниками, и экстернализации проблем, таких как проблемы с плохим поведением и гиперактивностью/невнимательностью, которые ребенок мог испытать за последние 6 месяцев.

В возрасте 17 лет дети также выполнили задание N-back, которое измеряет рабочую память, предлагая участникам определить, когда число на экране совпадает с числом, представленным на определенное количество шагов назад во время задания.

Используя сетевой анализ, Кароцца и его коллеги обнаружили, что подростки, у которых было больше опыта депривации в течение первых 7 лет своей жизни, показали худшие показатели интеллекта и когнитивного торможения. Депривация также была более тесно связана с проблемами интернализации и экстернализации детей, чем переживания угрозы.

Предыдущие исследования расходятся во мнениях относительно того, являются ли угроза и депривация уникальными предикторами отдельных результатов развития у детей, написали Кароцца и его коллеги, но их новые результаты показывают, что сосредоточение внимания на депривации может дать исследователям более четкое представление о том, как когнитивный и эмоциональный дефицит может появиться с возрастом.

«Поскольку депривация связана не только с нехваткой материальных ресурсов, но и с неадекватной психосоциальной помощью, это измерение может охватывать более широкий спектр важных характеристик окружения ребенка», — пояснили исследователи.

То, какие именно формы депривации больше всего влияют на развитие, также может различаться в зависимости от возраста ребенка. В этом исследовании Кароцца и его коллеги обнаружили, что любая форма депривации, испытанная в младенчестве, значительно влияла на когнитивное и эмоциональное развитие детей, но разлучение родителей стало менее значительным в раннем детстве (в возрасте от 1,5 до 5 лет) и в середине детства (в возрасте от 5 до 7 лет). ), единственным значимым фактором оказалось финансовое положение семьи.

«Поскольку в детстве существуют различные чувствительные периоды для развития нервных и поведенческих характеристик, сужение кластера депривации может отражать непропорциональное влияние конкретных форм невзгод на более ранних стадиях развития», — пишут исследователи.

Хотя эти результаты показывают, что депривация имеет более сильную связь с эмоциональным и когнитивным развитием детей, чем опыт угрозы, это не означает, что угроза не влияет на некоторые из этих результатов, подчеркнул Кароцца в интервью.

«Скорее, это означает, что было бы разумно взглянуть на всю картину переживаний людей в детстве, если мы хотим понять, как их ранняя жизнь может повлиять на их нынешнее процветание», — сказала она.

Будущая работа может расширить эти выводы, изучив, как сети мозга детей могут развиваться по-разному в ответ на ранние невзгоды, сказал Кароцца. Исследователи могут также изучить, в какой степени пережитые невзгоды изменяют нейробиологию детей, как нейронные и психологические адаптации детей, развивающиеся в ответ на невзгоды, могут помочь им преодолеть будущие конфликты, и как эти результаты можно использовать для улучшения психического здоровья людей в более широком смысле.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts