Когнитивные стили и тесты для их определения
Познавательные процессы каждого человека уникальны и индивидуальны. Мы все по-разному воспринимаем и обрабатываем информацию, и очень важно знать, как именно это происходит, чтобы сделать процесс обучения максимально эффективным. В сегодняшней статье мы ознакомимся с таким понятием, как когнитивный стиль, рассмотрим его разновидности, а также попробуем определить, какие из них присущи каждому конкретному человеку. Это позволит не только узнать что-то новое о себе и своем ребенке, но и сделать обучение более легким и продуктивным.
Что такое когнитивный стиль
Когнитивный стиль – это способ восприятия, переработки, анализа, систематизации и структурирования информации. Это тот механизм, благодаря которому возможна умственная деятельность человека в целом, работа с новыми данными и обучение в частности. Когнитивные (познавательные) стили тесно связаны с интеллектом, а по мнению ряда ученых, являются его составной частью.
Изучением этого вопроса занимались многие психологи, однако особая заслуга принадлежит Марине Александровне Холодной, которая выделила и описала 8 основополагающих когнитивных стилей:
- Полезависимость/поленезависимость
- Узкий/широкий диапазон эквивалентности
- Ригидный/гибкий познавательный контроль
- Толерантность к нереалистическому опыту
- Фокусирующий/сканирующий контроль
- Сглаживание/заострение
- Импульсивность/рефлективность
- Когнитивная простота/ сложность
У каждого человека присутствует свое, индивидуальное сочетание этих стилей, обуславливающих его мыслительную деятельность и ее результаты.
Полезависимость или поленезависимость
Полезависимые люди при восприятии информации больше внимания уделяют фону (полю) и меньше – деталям. В данном случае человек ориентируется на внешние факторы при обработке новых данных. Таким ученикам при обучении нужно больше наглядного материала, большие куски текста следует показывать в структурированном виде с большим количеством схем, таблиц, списков и пр.
Люди с поленезависимостью напротив обращают пристальное внимание на детали и ориентируются на какие-то внутренние (личностные) факторы при восприятии информации. Ученики с данным когнитивным стилем легко работают с текстами, делают меньшее количество ошибок при написании и/или редактировании, склонны к детальному разбору материала. При обучении наглядность им не важна.
Как определить
Определить полезависимость/поленезависимость можно с помощью заданий на поиск различий (для поленезависимых детей находить отличия между двумя изображениями проще), а также с помощью методики «Включенные фигуры» (способность легко вычленить одну фигуру из другой говорит о поленезависимости).
Пример «Включенных фигур». Источник фото
Узкий или широкий диапазон эквивалентности
Преобладание узкого диапазона (аналитичность) говорит о том, что человек склонен искать различия в воспринимаемых объектах. Такие ученики легко справляются с заданиями, требующими обращать внимание на много различных аспектов. При этом лучше не давать им для запоминания большое количество информации сразу – нужно разбивать ее на части.
Широкий диапазон (синтетичность) ориентирует человека на поиск общего между объектами. Дети с преобладанием данного типа когнитивного стиля могут воспринимать и запоминать большой объем информации сразу. Но лучше не давать им для решения несколько разноплановых задач одновременно.
Как определить
Для этого можно использовать классификацию: попросить ребенка разделить определенное количество понятий произвольно по группам. Чем больше групп будет в итоге, тем уже диапазон эквивалентности.
Ригидный или гибкий познавательный контроль
Ученики с ригидным контролем труднее переключаются с одного способа переработки информации на другой, например, с восприятия слов на восприятие изображений. Такие дети нуждаются в предварительной подготовке к смене деятельности, перерыву между различными типами работ.
Люди, обладающие гибким познавательным контролем, легко переходят с одного типа восприятия и переработки на другой. Таким ученикам можно одновременно давать информацию, представленную в различных формах, например, текстовую и графическую (презентации). Они не нуждаются в паузах между видами деятельности.
Как определить
Определить гибкость/ригидность можно с помощью цветовых карточек, на которых написано название цвета. Однако цвет карточки и написанный на ней цвет должны различаться. Задание: прочитать названия, не обращая внимания на цвет самой карточки. При выполнении этого задания люди с гибкостью контроля делают меньшее количество ошибок.
Толерантность к нереалистическому опыту
Люди, обладающие низкой толерантностью, в двусмысленных или неопределенных ситуациях с трудом могут принять информацию или опыт, противоречащий имеющимся у них знаниям. В обучении таким детям важно развивать креативность, которая поможет рассматривать трудную ситуацию с разных ракурсов. Зато им легко выполнять задачи по данному шаблону.
Высокая толерантность будет способствовать тому, что самые неоднозначные ситуацию будут с успехом решаться, благодаря готовности посмотреть на них с другой стороны. Ученики с таким когнитивным стилем креативны и легко находят новые решения, но с трудом могут следовать одному заданному алгоритму при решении задач.
Как определить
Любые задания на креативность помогут определить степень толерантности: чем больше нестандартных ответов, тем она выше.
Маленький тест на толерантность: вы можете допустить, что собаки умеют читать?.. Источник фото
Фокусирующий или сканирующий контроль
Данный когнитивный стиль касается внимания. Люди со сканирующим контролем распределяют свое внимание равномерно по всем предъявляемым объектам. Такие ученики могут воспринимать большое количество информации сразу, но им трудно сосредоточиться на чем-то одном при наличии нескольких объектов. Если требуется детальное изучение, то им необходимо предъявлять материал ограничено.
Фокусирующий контроль, напротив, способствует тому, что человек может сосредоточиться на одном объекте и детально его изучить, но восприятие нескольких объектов одновременно будет вызывать трудности.
Как определить
Проверить это довольно просто: достаточно попросить ребенка назвать цвет, размер и т.д. геометрической фигуры (или другого объекта), которая показывается в условиях отвлекающих факторов. Например, на фоне узорчатой ткани.
Сглаживание или заострение
Сглаживание проявляется в том, что запоминаемая человеком информация, лишена большого количества деталей, она как бы упрощается. Для детального запоминания таким детям рекомендуется давать информацию малыми порциями и на более длительное время. Это поможет нюансам лучше отложиться в памяти.
Люди, склонные к заострению, способны запомнить информацию очень четко и во всех подробностях. Таким школьникам довольно легко дается сохранение в памяти большого количества объектов в деталях. Если подобное запоминание не требуется, то нужно просто ограничить время предъявления информации.
Как определить
Понять, к какому полюсу данного когнитивного стиля склоняется человек, поможет пересказ отрывка художественного текста. Детальность и красочность будут свидетельствовать и заострении.
Импульсивность или рефлективность
Импульсивный человек принимает решения быстро, а в ситуации альтернативного выбора способен определиться моментально. Ученикам с данной характеристикой легко дается решение ситуаций, в которых необходимо дать быстрый ответ, но при этом они нередко делают ошибки. Таких школьников нужно призывать подумать еще, не спрашивать их сразу же, даже если они готовы ответить. Домашнее задание потребует дополнительных проверок.
Склонные к рефлективности сначала про себя выдвигают различные гипотезы и проверяют их и только потом дают ответ. Школьникам с данным когнитивным стилем нужно давать больше времени на принятие решения, не требовать моментального ответа. Зато ошибки они делают намного реже.
Как определить
В качестве задания-определения можно использовать сравнение изображений. Показательными будут время ответа и количество ошибок: у импульсивных первый показатель меньше, а второй – больше.
«Мыслитель» Родена – типичный пример рефлективности. Источник фото
Когнитивная простота или сложность
Полюс когнитивной простоты будет обуславливать такое понимание и интерпретацию получаемых данных, при которых учитывается малое количество различных критериев. Например, вынося суждение о ком-то, человек с такой характеристикой будет обращать внимание на внешние данные и уже известные сведения, не уходя в глубокий анализ. Таким ученикам хорошо даются задачи с четко определенным количеством переменных и ясными условиями. Математику они любят больше, чем литературу и другие дисциплины, где требуется учитывать явления, не видные на первый взгляд. Детям, склонным к когнитивной простоте, стоит дополнительно разъяснять трудный материал, помогать им в улавливании скрытых связей.
Люди, приверженные к когнитивной сложности, воспринимают объект или информацию во всей полноте и учитывают все возможные связи, вынося суждение. Школьники с этим когнитивным стилем хорошо справляются с задачами, требующими глубинного анализа и выявления скрытых факторов. Однако они часто склонны к фантазированию и могут приписывать чему-либо характеристики, которыми данный объект не обладает. Иногда их нужно останавливать, прося сосредоточиться на конкретных аспектах (если этого требует задача).
Как определить
Отлично понять, к какому полюсу данного когнитивного стиля принадлежит человек, помогают задания на анализ. Например, анализ стихотворения известного автора. Чем полнее, глубже и красочнее он будет, тем выше когнитивная сложность.
Все рассмотренные когнитивные стили в том или ином своем полюсе присущи каждому человеку. Однако не у всех людей они доходят до крайних значений и могут находиться в усредненном положении. Например, человеку присущи и сглаживание, и заострение, проявление которых зависит от ситуации. В этом случае возможно развить стиль в том или ином направлении.
Источник заглавной картинки
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова 24 апреля 2015
15.

Когнитивный стиль — относительно устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов человека, предопределяющие использование различных познавательных стратегий; устойчивые характеристики того, как различные люди думают, воспринимают и запоминают информацию, или предпочтительного для них способа решения проблем.
Характеристики когнитивного стиля:
полизависимость – полинезависимость. Представители полезависимого стиля больше доверяют наглядным зрительным впечатлениям при оценке происходящего и с трудом преодолевают видимое поле при необходимости детализации и структурирования ситуации. Представители поленезависимого стиля, напротив, полагаются на внутренний опыт и легко отстраиваются от влияния поля, быстро и точно выделяя деталь из целостной пространственной ситуации.
Конкретность – абстрактность.
Для «конкретных» индивидуумов типичны следующие психологические качества: склонность к черно-белому мышлению, зависимость от статуса и авторитета, нетерпимость к неопределенности, стереотипность решений, ситуативный характер поведения, меньшая способность мыслить в терминах гипотетических ситуаций и т. д. Напротив, полюс «абстрактной концептуализации» предполагает как высокую дифференциацию, так и высокую интеграцию понятий. Соответственно, для «абстрактных» индивидуумов характерна свобода от непосредственных свойств ситуации, ориентация на внутренний опыт в объяснении физического и социального мира, склонность к риску, независимость, гибкость, креативность и т. д.
когнитивная сложность – когнитивная простота. Этот когнитивный стиль характеризует степень субъективной трудности в смене способов переработки информации в ситуации когнитивного конфликта. Ригидный контроль свидетельствует о трудностях в переходе от вербальных функций к сенсорно-перцептивным в силу низкой степени их автоматизации, тогда как гибкий — об относительной легкости такого перехода в силу высокой степени их автоматизации.
импульсивность — рефлективность; Люди с импульсивным стилем быстро выдвигают гипотезы в ситуации альтернативного выбора, при этом они допускают много ошибочных решений в идентификации перцептивных объектов. Для людей с рефлективным стилем, напротив, характерен более замедленный темп принятия решения в подобной ситуации, соответственно они допускают мало ошибок при идентификации перцептивных объектов в силу их тщательного предварительного анализа
пластичность – ригидность. Этот когнитивный стиль характеризует степень субъективной трудности в смене способов переработки информации в ситуации когнитивного конфликта. Ригидный контроль свидетельствует о трудностях в переходе от вербальных функций к сенсорно-перцептивным в силу низкой степени их автоматизации, тогда как гибкий — об относительной легкости такого перехода в силу высокой степени их автоматизации. Ригидность – неспособность вырабатывать новые мысли, склонность к стереотипам, штампам, негибкость, косность мышления.
Классификация когн. стилей Харрисона и Бремсона:
1. синтетический (обобщающий) стиль – стремится мыслить общими категориями.
2. аналитический – акцент на детали, логику, определённость.
3. идеалистический – доминируют потребности, мотивы, ценности,
4. прагматический – годится всё, что работает в данной ситуации.
5. реалистический – факты есть факты.
Коммуникативные позиции (стили) — это способы передавать инф-цию. Их есть всего несколько. Предложил Сейтир.
1. Дистрактор (отстранённый) – испытывает чувство тоски и уныния.
Слова: неадекватные,
или не имеют смысла или касаются
отвлечённой темы. Тело: неловкое, я
нахожусь где-то ещё. Внутри: никому я не
нужен, нигде мне нет места. Вызывает:
если вы сможете меня развеселить, вам
будет легче меня терпеть.
2. Лакатор (заискивающий) – его поведение вызывает чувство вины, жалости.
Слова: согласие – всё, что ты хочешь, это хорошо, я здесь только затем, чтобы сделать тебя счастливым. Тело: умиротворяет – я беспомощен, выражено в позе жертвы. Внутри: я чувствую себя ничтожеством, без вас я погибну.
3. Блеймер (обвинитель) – старается вызывать чувство страха и подчинения
Слова: всегда несогласие – ты ничего не делаешь как надо, а я знаю, как надо. Тело: обвиняет – я здесь главный. Внутри: я одинок и неудачлив.
4. Компьютинг (расчётливый) – лишён эмоций, мимики, серьёзен
Слова: супер-рациональные – если внимательно приглядеться, то можно заметить. Тело: считает – я спокоен, холоден и собран. Внутри: я чувствую себя уязвимым.
5. Левеллер – чел-к гармоничный, свободный, гибкий, общительный
Cognitive Styles — IResearchNet
В широком смысле, познание относится к умственным операциям, связанным с обработкой информации, и, таким образом, включает такие процессы, как восприятие, решение проблем, воспроизведение памяти и принятие решений. Термин когнитивных стиля относится к различным подходам, которые люди обычно используют при выполнении когнитивных задач. Считается, что когнитивные стили, считающиеся чертой личности и представляющие эффекты как природы, так и воспитания, влияют на ценности, отношения и социальные взаимодействия людей. Примеры когнитивных стилей включают (а) рефлексивность в сравнении с импульсивностью, (б) когнитивную сложность в сравнении с простотой и (в) терпимость в сравнении с нетерпимостью к нереалистичным переживаниям. Считается, что люди различаются по скорости реакции на раздражители, способности обрабатывать сложную когнитивную информацию и принятию неожиданных переживаний. Чтобы объяснить изменчивость когнитивных стилей, ученые из разных областей создали ряд теоретических и прикладных объяснений, касающихся различий в (а) полушарной латерализации, (б) восприятии и обработке информации, (в) подходах к решению проблем и (г) полевых исследованиях. зависимости или независимости. В соответствии с идеей когнитивных стилей существует понятие стилей обучения, в частности, (а) различных типов обучения и (б) идиосинкразических способов интеллекта.
В этой статье представлены результаты исследований как когнитивных стилей, так и стилей обучения, а также их применение в области спортивной психологии.
Исследования в области неврологии показали, что правое полушарие мозга контролирует целостную и изобразительную обработку, в то время как левое полушарие более активно участвует в аналитических и логических операциях. Соответственно, ожидается, что когнитивные стили людей будут варьироваться в диапазоне от преимущественно логико-аналитического (доминирует левое полушарие) до преимущественно целостно-образного функционирования (доминирует правое полушарие). Кроме того, когнитивные стили людей могут быть дополнительно разделены на два ортогональных измерения: (1) целостно-аналитическое и (2) словесно-образное. Целостно-аналитическое измерение относится к тому, как люди собирают и хранят структурированную информацию. Холисты сохраняют гештальт, глобальную концептуализацию информации, тогда как аналитики разлагают информацию на ее подкомпоненты. Вербально-образное измерение относится к тому, как люди расшифровывают структурированную информацию. Вербализаторы декодируют информацию, используя слова и словесные ассоциации, тогда как визуализаторы создают мысленные образы для представления структурированной информации. Эти стили или индивидуальные различия обычно существуют в континууме, и большинство людей не подпадают четко под ту или иную классификацию дискретных стилей.
Более того, люди воспринимают и обрабатывают информацию разными методами. Активисты учатся, активно экспериментируя и активно вовлекаясь в новый опыт. Теоретики выдвигают гипотезы, а затем прибегают к аналитическому мышлению и дедуктивным рассуждениям. Прагматики предпочитают методы, основанные на измеримых целях и практических результатах. Рефлекторы, напротив, занимаются сознательной и преднамеренной обработкой перед тем, как понять и сохранить новую информацию. Таким образом, теоретически активисты лучше всего учатся, когда сталкиваются с новым опытом; теоретики оптимизируют свой учебный опыт, когда им предоставляются проверяемые концепции; прагматики предпочитают моделирование реальных сценариев; а отражатели превосходны при работе с отчетами о наблюдениях и анализами.
Люди также различаются по своей склонности к решению проблем, используя (а) адаптивные или инновационные решения и (б) конвергентные или дивергентные подходы мышления. Адаптеры используют существующие парадигмы для создания решений данной проблемы, тогда как новаторы создают новые парадигмы для решения проблем. Точно так же люди с конвергентным мышлением генерируют единственный и точный ответ на заданную проблему, тогда как люди с дивергентным мышлением генерируют множественные ответы. Дополнительную изменчивость в обработке информации среди людей также можно объяснить с помощью трехмерного подхода, основанного на (1) эмоциональном или реляционном, (2) ментальном и (3) физическом измерениях. Реляционное или эмоциональное измерение относится к знаниям, полученным в основном посредством социальных взаимодействий, а также вербального и невербального общения. Ментальное измерение относится к информации, полученной посредством преднамеренного мышления, абстрактной концептуализации, объективации и размышлений. Физическое измерение представляет собой знание, полученное с помощью навыков, ориентированных на действие, таких как игра на спорте или игре на музыкальном инструменте.
Зависимость от поля или независимость — еще один широко изученный когнитивный стиль. Согласно теории когнитивного контроля, люди, зависящие от поля, полагаются на внешние сигналы и склонны формировать макроглобальное представление о данном контексте. И наоборот, независимые от поля люди полагаются на внутренние сигналы и сосредотачиваются на выявлении подробной информации о данном контексте. Более того, полезависимые люди имеют более высокую социальную ориентацию, чем поленезависимые люди, которые с большей вероятностью будут интровертами. Хотя это и не окончательно, исследования показали, что демографические, культурные и ситуационные факторы также могут влиять на зависимость людей от поля или независимости. Например, дети и пожилые люди более склонны к полевой зависимости, чем молодые люди. Кроме того, западные общества считаются в основном независимыми от поля, тогда как незападные культуры описываются как преимущественно зависящие от поля. Наконец, исследования показывают, что люди также могут менять свой предпочтительный когнитивный стиль от задачи к задаче.
Исследования в области психологии спорта и физических упражнений выявили личные различия в когнитивных стилях спортсменов. Например, теория Роберта М. Нидеффера о стилях внимания и личных стилях предполагает, что люди различаются по предпочтительному фокусу внимания. В частности, было показано, что спортсмены различаются как по ширине (от широкого к узкому), так и по направлению (внутреннему или внешнему) предпочитаемого ими стиля внимания. Кроме того, результаты исследований в области спорта подтвердили центральные принципы теории атрибуции, поскольку было показано, что разные спортивные деятели (спортсмены, тренеры или судьи) различаются в своих причинных атрибуциях, объясняющих их успех или неудачу. Наконец, исследования, оценивающие обучение и двигательную активность как функцию зависимости от поля или независимости, не дали окончательных результатов. Это согласуется с текущим пониманием профессионального мастерства в спорте, которое предполагает, что надежная превосходная производительность зависит от конкретной задачи и когнитивных навыков в предметной области.
Когнитивные стили также связаны с предпочтениями в обучении. В частности, люди склонны отдавать предпочтение некоторым модальностям обучения, таким как визуальные, слуховые, тактильные или кинестетические, другим. Визуальные учащиеся полагаются в первую очередь на диаграммную и иллюстрированную информацию, чтобы получить знания по конкретному предмету. Аудиальные учащиеся получают знания, в основном обращая внимание на устную и письменную информацию. Кинестетические или тактильные учащиеся приобретают новые знания, испытывая новые действия и представления. Соответственно, кинестетическим или тактильным учащимся должна быть предоставлена возможность опробовать свои новые навыки. Слуховым учащимся могут быть полезны обсуждения в классе, а также упражнения на размышления и чтение вслух. Однако стили обучения могут быть не такими дискретными, как изначально классифицированные.
Рекомендуемые учебные занятия для визуалов включают использование карт, видео и презентаций. Наконец, сочетание мультиметодов, таких как визуально-аудиальные и кинестетические методы, может облегчить обучение по всем направлениям. Тем не менее, важно отметить, что стили обучения могут быть не такими дискретными, как изначально классифицированные.
В соответствии с идеей предпочтительных стилей обучения психолог Говард Гарднер предложил семь различных режимов интеллекта, лежащих в основе когнитивной изменчивости среди людей. В частности, модель Гарднера основана на представлении о том, что люди обладают своеобразными умственными способностями, представленными следующими семью областями: (1) визуальная и пространственная, (2) вербальная и лингвистическая, (3) логическая и математическая, (4) телесная и кинестетическая. , (5) музыкальный и ритмический, (6) межличностный и (7) внутриличностный интеллект. Согласно этой точке зрения, творческие архитекторы в основном работают в режиме визуального и пространственного интеллекта; опытные писатели полагаются на вербальный и лингвистический режимы интеллекта и так далее.
Подводя итог, можно сказать, что люди различаются по предпочитаемым ими методам обработки информации. Например, полушарное доминирование может объяснить, почему некоторые люди более аналитичны, чем другие. Личностные наклонности могут объяснить, почему одних людей называют активистами, а других — теоретиками. Более того, люди различаются по типам интеллекта: зависимость от поля, независимость, предпочтительное внимание и стили атрибуции. Результаты исследований показали, что некоторые люди учатся через визуальные каналы, в то время как другие в основном полагаются на свои навыки слушания. Есть также новаторы, адаптеры, конвергентные и дивергентные мыслители. Это широкое разнообразие когнитивных стилей и способностей иллюстрирует сложность проектирования оптимальной среды обучения. Таким образом, преподаватели и прикладные специалисты, такие как тренеры, должны учитывать когнитивные особенности людей при подготовке своих учебных занятий и выборе областей знаний. Использование нескольких методов может облегчить обучение по всем направлениям и удержание новой и сложной информации.
Ссылки:
- Гарднер, Х.
(1983/2011). Рамки ума: Теория множественного интеллекта. Нью-Йорк: Основные книги.
- Штернберг Р. Дж. и Чжан Л. (ред.). (2001). Взгляды на мышление, обучение и когнитивные стили. Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.
- Зюдфельд, П. (2000). Когнитивные стили: Личность. В А. Е. Каздин (ред.), Энциклопедия психологии (т. 2, стр. 166–169). Нью-Йорк: Американская психологическая ассоциация и издательство Оксфордского университета.
См. также:
- Спортивная психология
- Восприятие в спорте
Когнитивные стили/стили обучения — InstructionalDesign.org
Когнитивные стили относятся к предпочтительному способу обработки информации человеком. В отличие от индивидуальных различий в способностях (например, Гарднера, Гилфорда, Штернберга), которые описывают максимальную производительность, стили описывают типичный способ мышления, запоминания или решения проблем человека. Кроме того, стили обычно считаются биполярными измерениями, в то время как способности являются однополярными (от нуля до максимального значения). Наличие большего количества способностей обычно считается полезным, в то время как наличие определенного когнитивного стиля просто означает склонность вести себя определенным образом. Когнитивный стиль обычно описывается как измерение личности, которое влияет на отношения, ценности и социальное взаимодействие.
За прошедшие годы было выявлено и изучено несколько когнитивных стилей. Независимость от поля против зависимости от поля, вероятно, является наиболее известным стилем. Это относится к тенденции подходить к окружающей среде аналитически, а не глобально. На уровне восприятия независимые от поля личности способны различать фигуры как отдельные от их фона по сравнению с людьми, зависящими от поля, которые переживают события недифференцированным образом. Кроме того, полезависимые личности имеют большую социальную направленность по сравнению с поленезависимыми личностями. Исследования выявили ряд связей между этим когнитивным стилем и обучением (см. Мессик, 19).78). Например, независимые от поля люди, скорее всего, будут учиться более эффективно в условиях внутренней мотивации (например, самообучения) и меньше подвержены влиянию социального подкрепления.
Другие когнитивные стили, которые были идентифицированы, включают:
- сканирование – различия в степени и интенсивности внимания, приводящие к различиям в яркости переживаний и продолжительности осознания
- выравнивание по сравнению с заострением – индивидуальные вариации в запоминании, относящиеся к своеобразию воспоминаний и склонности объединять сходные события
- рефлексия против импульсивности – индивидуальное соответствие скорости и адекватности формирования альтернативных гипотез и ответов
- концептуальная дифференциация – различия в тенденции классифицировать воспринимаемые сходства между стимулами с точки зрения отдельных понятий или измерений
Стили обучения касаются характерных стилей обучения. Колб (1984) предлагает теорию эмпирического обучения, которая включает четыре основных этапа: конкретный опыт (КО), рефлексивное наблюдение (РО), абстрактное осмысление (АС) и активное экспериментирование (АЭ). Измерения CE / AC и AE / RO являются полярными противоположностями в том, что касается стилей обучения, и Колб постулирует четыре типа учащихся (дивергенты, ассимиляторы, конвергенты и аккомодаторы) в зависимости от их положения в этих двух измерениях. Например, аккомодант предпочитает конкретный опыт и активное экспериментирование (AE, CE).
Паск описал стиль обучения, названный сериалистическим и целостным. Сериалисты предпочитают учиться последовательно, тогда как холисты предпочитают учиться иерархически (то есть сверху вниз).
Теоретически когнитивные стили и стили обучения можно использовать для прогнозирования того, какие стратегии или методы обучения будут наиболее эффективными для данного человека и учебной задачи. На сегодняшний день исследования по этой проблеме не выявили много надежных взаимосвязей (см. Кронбах и Сноу). Однако структура 4MAT, основанная на работе Бернис Маккарти, которая предлагает 4 режима обучения (аналитический, образный, здравый смысл и динамический), широко применяется в образовании (см. http://www.aboutlearning.com). А структура стилей обучения, разработанная Dunn & Dunn (1999) кажется полезным с точки зрения информирования учителей об индивидуальных различиях в обучении.
Обсуждение взаимосвязи между стилями обучения и теорией множественного интеллекта Гарднера можно найти на www.