Ребенок в 1 год и старше не говорит, что говорит Комаровский?
Первый годик жизни малыша – период одновременно и радостный, и волнительный. Мамочки читают журналы, смотрят передачи, общаются на форумах и на прогулке, сравнивая достижения крохи с другими детьми. Вот он уже научился сидеть, стоять, делает первые неуверенные шажки. И следующее ожидание связано с первым словом, которое должен сказать малыш. И снова родители волнуются, ведь по статистике все чаще диагностируются нарушения развития речи у детей. Евгений Комаровский в своих передачах рассказывает об этапах речевого развития, причинах отсутствия речи и учит, как помочь ребенку заговорить.
СодержаниеСвернуть
- Речевое развитие от 0 до 12 месяцев
- Почему малыш не разговаривает
- Как разговорить кроху
Речевое развитие от 0 до 12 месяцев
Врач педиатр и детский невропатолог оценивают развитие малыша в соответствии с существующими нормами:
- к 6 месяцам ребенок начинает лепетать и гулить;
- в год умеет произносить несколько простых слов.
Но не всегда развитие ребенка соответствует «стандарту». На то, когда кроха научится говорить, влияет ряд факторов:
- протекание беременности и родов;
- методы воспитания;
- половая принадлежность.
В большинстве случаев девочки начинают разговаривать раньше, чем мальчики. И дефекты речи диагностируются у мальчиков чаще. Также важна генетическая детерминированность: если родственники страдали речевыми нарушениями, то риск их появления у ребенка увеличивается.
Поводом обратиться к логопеду-дефектологу является непонимание малышом 1,5 лет простых слов и полное отсутствие речи в 1,9 лет.
Многие родители гордятся, что малыш в год-полтора говорит длинными предложениями, имеет большой запас слов. Но это слишком большая нагрузка для несформированной нервной системы крохи. Следует больше гулять с ребенком на свежем воздухе, отдыхать, минимизировать информационный поток.
Почему малыш не разговаривает
youtube.com/embed/yGHzvRA_Vsg?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>Задержку речевого развития провоцируют следующие факторы:
- Нарушения внутриутробного развития плода или травмы при родах.
- Болезни ЦНС (центральной нервной системы): мышечный гипотонус, поражения участков головного мозга.
- Дефекты слуха: врожденная тугоухость, глухота, снижение слуха. Такие проблемы появляются вследствие проблемной беременности, отягощенной наследственности, перенесенной в раннем возрасте бактериальной инфекции.
- Общее недоразвитие речи (алалия). Тяжелое речевое расстройство диагностируется у детей, чьи матери курили или употребляли крепкий алкоголь во время беременности, сталкивались с проблемой гестоза (позднего токсикоза) или перенесли инфекционное заболевание.
- Интеллектуальная отсталость разной степени выраженности. Скорректировать нарушение психического развития позволяют медикаментозная терапия и занятия с дефектологом.
- Расстройства аутистического спектра. Замкнутость и отстраненность детей-аутистов – причина отставания в речевом развитии.
- Нехватка внимания со стороны родителей. Если родители не комментируют свои действия, не обращаются к ребенку, его речевые навыки формируются с задержкой.
Евгений Комаровский шутя критикует мамочек, которые слишком рано тревожатся об отсутствии речи у малыша. Многие родители приходят к нему с подобной проблемой, когда крохе нет еще года.
Главной проблемой речевого недоразвития современных малышей доктор считает гаджеты. Поскольку современные дети чаще взаимодействуют с планшетами и смартфонами, нежели со своими родителями.
Евгений Олегович подчеркивает важную роль общения крохи с мамой и папой. Он понимает родителей, находящихся в постоянном стрессе. Однако рекомендует им выделять время для игр и занятий с малышом. Такое времяпрепровождение эффективней, чем медикаментозная терапия и работа логопеда.
Комаровский призывает родителей занимать кроху простыми игрушками, а не гаджетами. Играя с мячом, мишкой, машинкой или куклой, ребенку требуется участие взрослого. Родитель показывает, как играть, рассказывает о назначении предмета, выражает эмоции от процесса. Все это стимулирует развитие речи у малыша.
Как разговорить кроху
Чтобы ускорить речевое развитие ребенка, доктор Комаровский рекомендует родителям постоянно разговаривать с ним, начиная с младенческого возраста. Разговорные навыки можно сравнить с велосипедной ездой. Пока ребенок не сядет на велосипед, он не научится ездить. Аналогично и с разговорной речью. Малыш не заговорит, если взрослые не будут к нему обращаться.
В идеале начинать общаться с крохой стоит еще во время беременности и продолжать после его появления на свет.
Малыш смотрит на губы родителей, отмечает их движение во время речи. Чтобы удержать внимание ребенка, необходимо говорить с разной интонацией, скоростью и громкостью. Подобная тактика преследует одновременно две цели:
- концентрирует внимание крохи на говорящем;
- знакомит его с эмоциональной окраской речи.
Важно связывать образ с произносимыми словами. Для этого нужно смотреть в глаза малыша, когда к нему обращаешься. Это позволит также отследить реакцию ребенка. Показывайте на предмет, озвучивая его, что поможет связать образ и название предмета, и малышу легче будет его назвать.
Чтобы ребенок запомнил новые названия, не ленитесь повторять их снова и снова. Старайтесь, чтобы малыш научился правильно произносить. Дайте ему возможность потренироваться. Пусть попробует произнести слово или слог столько раз, сколько хочет.
Задавайте крохе вопросы, даже если он пока не сможет ответить. Можно попросить показать предмет, помахать до свидания или сделать воздушный поцелуй. После того как малыш научится говорить, продолжайте задавать ему вопросы. Это активизирует мозговую деятельность, развивает интеллект.
Побольше читайте. Сказки познакомят кроху с новыми словами, разовьют его воображение и образное мышление. Можно рассматривать картинки, просить малыша называть, что на них изображено.
Мамины колыбельные – еще один способ общения. Мелодичные звуки ласкают слух, а их повторение ускоряет речевое развитие и способствует запоминанию слов.
То, что малыш к году не говорит – это вариант нормы. По словам Евгения Комаровского, паниковать не стоит. Важно создать благоприятную атмосферу, уделить больше внимания. И очень скоро он произнесет свое первое слово. Не стоит повторять за малышом неправильно сказанные слова. Это замедляет развитие дикции и артикуляции. Сюсюканье уместно только, если ребёнок младше 6 месяцев.
4 причины, почему дети поздно начинают говорить и советы доктора Комаровского, как малыша “разговорить” | Школа Родительского Мастерства
Каждый современный родитель знает, что здоровый ребенок к году должен начать ходить и говорить первые слова. Но все индивидуально, так что +/- 2 месяца – нормально. А тут уже малышу два, а то и три года, он здоров, ходит, а не разговаривает. Только лепечет, вроде все понимает, а сам ничего говорить не хочет, даже к маме-папе обращается неопределенно, а другие дети уже стишки декламируют. Родители начинают беспокоиться, ходят по врачам-неврологом и логопедам, но толку мало.
Известный доктор Евгений Комаровский назвал причины, которые могли привести к такому состоянию.
Что заметили педиатры, в последнее десятилетие четверть детей начинается говорить с заметной задержкой. При этом, остальное развитие идет по норме, дети здоровые и жизнерадостны. Выделено 5 основных причин такой ситуации.
Самые вероятные причины
Индивидуальные особенности
Каждый малыш развивается в своем темпе. Если ребенок от рождения был ленивым, спокойным. не очень интересовался окружающим, позже начал сидеть – родителям нечего беспокоится. Просто у малыша такой тип характера и когда придет его время, он спокойно начнет разговаривать. И не надо себя накручивать, что соседкий мальчишка уже щебечет.
Гаджеты
Современные деи уже с полугода сталкиваются с телевизоров и гаджетами. Мультики, разные развивающие программы помогают ребенка отвлечь, успокоить. занять, пока мама занята.
Однако учеными уже доказано, что гаджеты не только развивают, но тормозят развитие речи. Они погружают ребенка в огромный поток информации, с которым тот не может совладать: на экране постоянно все мелькает, картинки сменяют друг друга, персонажи говорят и делают что-то непонятное.
Совет родителям: не оставляй ребенка одного во время просмотра развивающих видео, проговоривайте, объясняйте. Это будет тренировка речи, а если ребенок просто смотрить мелькающие картинки – он ничего не понимает и разговоры на экране не воспринимает.
Родители, которые мало говорят
Взрослые тоже бывают молчунами и если мама почти не разговаривает с ребенком, ничего ему объяснять, не поет, не читает – то малыш не имеет примера общения, он не знает живой речи, не может запоминать слова и, естественно, не пытается их воспроизводить.
Гиперопека родителей
Бывает так, что родители, бабушки и дедушки окружают настолько малыша своим вниманием, что у него нет необходимости обращать на себя внимание, что-то просить, даже хотеть. А значит, ему и говорить незачем – все равно все будет хорошо. Малыш все отлично понимает и он заговорит – если что-то будет не так. А как правило, переживающие родственники начинают еще больше опекать “бедненькое дитя”, ограничивают его контакты с окружающим миром, что усугубляет ситуацию.
Что могут сделать родители для стимуляции развития речи у ребенка?
- Развивайте мелкую моторику ребенка. Игры с песком, крупами, мелкими пуговицами, монетками, собирание конструктора значительно ускоряют развитие малыша.
- Каждый день делайте ребенку массаж пальчиков и всей кисти, а также ступней, при этом что-то ритмично приговаривайте.
- Побольше разговаривайте с ребенком и каждый день читайте книжечки. Старайтесь за неделю выучить какие-то стишки, потешки, пусть даже малыш первое время не будет их повторять. Но он запомнит.
- Не оставляйте ребенка с телевизором или планшетом наедине. Если мультфильмы нужны, чтобы уговорить малыша поесть – комментируйте ему о том, что происходит на экране.
Поделиться в социальных сетях
Вам может понравиться
Как поощрять первые слова вашего ребенка! — Разговор с малышом
Уроки экспрессивного языка Первые слова
Автор Стефани Кеффер
Это увлекательный урок! Мы будем работать над тем, чтобы побудить вашего малыша произнести первое слово! В этом уроке вы узнаете:
Когда ожидаются первые слова
Что считается словом
Как побудить ребенка произнести первое слово
Домашнее логопедическое занятие для первых слов + Бесплатная загрузка в формате PDF с еще 2 заданиями
Что делать, если вы обеспокоены тем, что ваш ребенок не сказал своего первого слова
Когда дети говорят свое первое слово?
Большинство детей произносят свое первое слово в возрасте от 10 до 14 месяцев. Младенцы начинают произносить свое первое слово, бормоча и говоря на своем маленьком языке.
Итак, что именно считать первым словом?
Если вы обнаружите, что ваш ребенок повторяет одно и то же слово много раз, чтобы указать на конкретный предмет и ни на что другое, тогда это первое слово вашего ребенка. Например, первое слово вашего ребенка — «Да», что означает «Папа», если и когда:
Они говорят «Да» только тогда, когда видят своего отца или хотят его внимания.
Они не говорят «дах» по отношению к другим людям или вещам.
Когда они говорят «да», они не повторяют один и тот же звук много раз, например «да-да-да-да».
Первое слово – это большая веха и начало новой главы в общении вашего ребенка!
Во время занятий не забудьте подождать и понаблюдать за ребенком, прежде чем начать говорить. Если вы ждете, а ваш ребенок ничего не делает, смоделируйте, что он говорит слово, чтобы попросить о чем-то, и снова подождите, чтобы увидеть, попытается ли он подражать вам. Вы даже можете произнести название предмета два или три раза; опять же, повторение имеет решающее значение для обучения. Если после двух-трех попыток ваш ребенок не подражает вам, дайте ему предмет. Не следует отказываться от предметов только потому, что ребенок не говорит ни слова. Научиться говорить непросто!
3 совета логопеда, как поощрять первые слова
Совет 1 – придумайте причину, по которой ребенок должен произнести словоПервый шаг к тому, чтобы помочь ребенку произнести первое слово, – дать ему повод для общения. Родители и опекуны отлично умеют предвидеть потребности своего ребенка, поэтому они часто дают ребенку то, что он хочет или в чем нуждается, не дожидаясь, пока ребенок попросит.
Чтобы попрактиковаться в том, чтобы дать ребенку повод для общения, поместите то, что он часто хочет, например, любимую игрушку или перекус, на видном месте, но вне досягаемости. Размещение чего-либо вне досягаемости означает, что ваш малыш нуждается в вашей помощи и должен попросить о ней. Когда ваш ребенок сообщает, что он хочет предмет (протягивая руку, глядя, указывая и т. д.), вы можете поощрять его работать немного усерднее, чтобы сказать вам, что он хочет его, вместо того, чтобы давать ему предмет немедленно. Когда вы видите, что им нужен этот предмет, просто сосчитайте в уме до пяти, чтобы у них было время что-то сказать, прежде чем вы отдадите им предмет. В этом случае не следует моделировать для них слово.
Подумайте, какие еще действия ваш малыш не может выполнять без вашей помощи, например, пускать мыльные пузыри или покачиваться на качелях. Это прекрасная возможность сдержаться, сосчитать в уме до пяти и посмотреть, издаст ли ваш ребенок звук или слово, чтобы получить то, что он хочет. Вы также можете попробовать поместить предмет, который, как вы знаете, понравится вашему ребенку, в прозрачный контейнер Tupperware.
Целью всех этих сценариев является создание ситуации, в которой вашему ребенку нужно попытаться поговорить, чтобы получить то, что он хочет.
Совет 2 — Временно откажитесь от необходимых предметов
Следующая стратегия поощрения вашего ребенка к тому, чтобы сказать свое первое слово, заключается в создании ситуаций, когда вы удерживаете что-то, что ему нужно для выполнения задания, как будто вы что-то забыли. Например, дайте им чашку, но «забудьте» налить в нее молока, или вручите им игрушку, в которой не хватает деталей. Сдерживая то, чего хочет ваш ребенок, вы даете ему время отстаивать свои интересы, говоря слово. Если они жестом указывают на молоко, скажите «молоко» как утверждение, а не как вопрос. Затем подождите, дав им возможность подражать вам. Попробуйте это два или три раза, пока ваш ребенок еще не расстроен.
Совет 3 — Не зацикливайтесь на том, как звучит слово
Пока ваш ребенок учится произносить свое первое слово, не слишком беспокойтесь о том, как это слово звучит. Мы не ожидаем, что их первые слова будут звучать идеально или даже хорошо! Опять же, первое слово засчитывается, когда ваш ребенок каждый раз произносит одно и то же слово для обозначения определенного предмета, и вы четко понимаете, о чем он говорит. Есть много звуков, которые мы не ожидаем от детей, когда они учатся произносить свои первые слова.
Поскольку дети, которые учатся говорить, не могут произносить все звуки, слова, которые они произносят, скорее всего, будут звучать иначе, чем когда их произносят взрослые или дети старшего возраста. Например, мой брат называл меня Дагне, когда был совсем маленьким, хотя меня зовут Стефани. Это отличный пример слова, которое даже близко не звучит к идеальному. «Дагне» по-прежнему считается словом, потому что мой брат сказал «Дагне» только по отношению ко мне, он использовал его, чтобы привлечь мое внимание или сказать мне остановиться, и все знали, что он имел в виду, когда говорил «Дагне».
Чтобы узнать больше о произношении малышей и о том, когда большинство детей учатся произносить определенные звуки, прочтите этот пост о звуках речи малышей. Мы также предлагаем бесплатно скачать Руководство по произношению для малышей здесь.
3 Занятия, призванные побудить малышей произнести первые слова! ↓
Использование пузырей, чтобы побудить малышей произнести первое слово
Материалы: Профессиональный совет:Мой фаворит — стакан для пузырей марки Fubbles, непроливающий пузырьковый стакан от Fubbles. Они даже делают мини-размеры, отлично подходящие для детских ручек!
Я добавил ссылку на Amazon, если вам интересно. Мне не платили за продвижение Фабблов, я просто считаю их лучшими! Я зарабатываю небольшой процент бесплатно для вас 😀
Купить на Амазоне
Подготовка:Убедитесь, что пузыри работают, прежде чем начать занятие 🙂
Выйдите на улицу, если хотите, чтобы внутри было меньше беспорядка
Что делать:Покажите ребенку контейнер для мыльных пузырей, чтобы показать, что пора поиграть с мыльными пузырями. Вы будете надувать много пузырей и моделировать одни и те же 3 ключевых слова снова и снова. Продолжайте заниматься до тех пор, пока ваш ребенок не потеряет интерес.
Вы можете дуть с ними по очереди, если хотите.
Что сказать:Лучшие первые слова для тренировки с Bubbles:
Blow
Пузыри
Поп-поп-поп
Используйте эти слова снова и снова во время упражнения. Смоделируйте слово с действием, например, поднимите палочку для пузырей и произнесите «выдуйте» перед тем, как выдуть. Сделайте это несколько раз, затем в следующий раз поднимите палочку для мыльных пузырей, но сделайте паузу перед тем, как сказать «дуй», давая ребенку время, возможно, попытаться сказать это самому!
Пока пузыри летают, потренируйтесь указывать на них или ловить их, произнося «пузырь». Каждый раз, когда вы лопаете пузырь, говорите «ПОП!» Продолжайте моделировать и дайте ребенку время на паузу, чтобы он тоже произнес эти ключевые слова.
Если все идет хорошо, вы можете также смоделировать 1-2 из этих слов:
Вверх (взорвать высоко)
Я (чтобы указать, чья сейчас очередь) большой пузырь)
Tiny (для маленьких пузырей)
Uh oh/oh no (для любых разливов)
3 Занятия, призванные побудить малышей сказать свои первые слова! — Бесплатная загрузка PDF с нашей игрой с пузырьками + еще 2 ↓
Вам также могут понравиться эти советы и упражнения для логопеда дома:помощь малышу в понимании новых слов
помощь малышу в выполнении одношаговой инструкции
1 первых слов из первых слов список Обучение малышей подражанию словам
Создано в сотрудничестве с:
Стефани Кеффер, MS CCC-SLP
Стефани Бургенер-SLP 9 MA0003
Мелисса Сартори, MS CCC-SLP
Ивет Фэйр-Бостик, MS CCC-SLP
© 2020-2022. Стефани Кеффер, MS CCC-SLP. Все права защищены.
Контент, предлагаемый на ToddlerTalk.com, предназначен только для информационных целей. Toddler Talk не занимается предоставлением профессиональных советов, медицинских или иных, отдельным пользователям, их детям или семьям. Никакой контент на этом сайте, независимо от даты, никогда не должен использоваться в качестве замены прямой медицинской консультации от вашего врача, логопеда или другого медицинского работника. Получая доступ к контенту на ToddlerTalk.com, вы подтверждаете и соглашаетесь с тем, что берете на себя ответственность за здоровье и благополучие вашего ребенка. В обмен на предоставление вам информации, связанной с домашней речью и языковой практикой, вы отказываетесь от любых претензий, которые могут возникнуть у вас или вашего ребенка в результате использования контента на ToddlerTalk.com.
Стефани Кеффер
Когда ребенок начнет говорить и как помочь ему освоить речь?
Спрашивая о том, когда ребенок начинает говорить, следует понимать, что это происходит не спонтанно. Первым осознанным словам и внушениям предшествует сразу несколько так называемых подготовительных стадий.
Этапы развития речи
Уже с первых дней после рождения у крохи проявляются первичные голосовые реакции, а именно плач и крик. Конечно, до обычной речи им еще очень далеко, но это важные процессы, позволяющие развивать дыхательный, артикуляционный и голосовой аппараты. Уже через 2 недели малыш начинает реагировать на голоса дикторов, прислушиваться при разговоре с ним. А с 2-3 месяцев у детей появляется характерная походка (звучит как «ага», «агу», «гх» и др.). До полугода малыши продолжают так «играть» со звуками, а к 7-8 месяцам у них появляется способность имитировать звуки, которые взрослые («ма-ма-ма», «тя-чиа-ча» ,»на И так далее). Это означает, что момент, когда ребенок начнет говорить, не за горами.
От чего зависит, когда ребенок говорит?
Следует понимать, что все дети развиваются индивидуально, и на вопрос, когда ребенок начнет говорить, просто нет ответа. Однако замечено, что рассудительные малыши, предпочитающие спокойные игры в окружении игрушек, начинают говорить несколько раньше. А те, кто горят желанием познать весь мир вокруг себя, все потрогать и попробовать на вкус, просто еще не успеют узнать и поговорить — их жизнь уже полна ярких впечатлений.
В среднем девочки говорят первые слова, а у мальчиков этот момент наступает позже на несколько недель. Однако здесь все, опять же, относительно.
Когда ребенок начинает говорить, это также зависит от отношения к нему в семье. Если постоянно потакать всем его желаниям, думать за него на несколько шагов вперед, стимула к разговорам просто не будет – он и так получит все, что хочет. Напряженные отношения между родственниками и гнетущая обстановка в доме также негативно сказываются на развитии речи, малыш становится незанятым и замкнутым.
В среднем базовый словарный запас должен быть сформирован у малыша к 15-18 месяцам. Но если в возрасте 2-3 лет малыш лепечет и с трудом произносит всего несколько слов, лучше обратиться к врачам, которые помогут выявить причину такой задержки. Может быть, у него короткая уздечка языка, которая мешает ему говорить, или слабый слух.
Как помочь ребенку начать говорить?
Конечно, до того момента, когда ребенок начнет говорить предложениями, ему еще далеко. Но приблизить это время можно, если помочь ребенку освоить устную речь. Что мне нужно делать?
- Комментируйте свои действия («Мама кормит Аню кашкой», «Мама кормит Олечку ручками» и т. д.), показывайте малышу окружающие предметы и называйте их. Вскоре, услышав знакомое слово, ребенок может показать на предмет. Крайне полезно крохе осознать речь.
- Попросите ребенка что-нибудь сделать, например, принести уже знакомую ему по названию игрушку или подойти к одному из родителей.
- Прочитайте малышу сказку, спойте детские песенки, покажите разные картинки и объясните, как называются изображенные на них предметы.
- Не допускать сосания! Вы должны четко и четко произносить слова, иначе малыш не поймет, насколько правильно они произносятся.