Коммуникация в психологии это: Психология коммуникации (общения) — Всё о человеческом общении

кассиры и психология, вейпы и коммуникации / Хабр

В одной из недавно прочитанных статей поднималась тема мышления сотрудников государственных служб и коммерческих предприятий. И основной тезис звучал как «не люблю работников, пришедших из госструктур, они заточены на то, чтобы к ним было не придраться, а не на то, чтобы получить результат». И сейчас я хочу попробовать натянуть сову на глобус, то есть, попытаться экстраполировать эту идею на сферу тренингов и психологического консультирования. А потом все это белыми нитками подшить к статье про вейпы, общение и воспитание детей.

Дисклеймер: статья написана в свободном стиле. Возможно, даже слишком свободном для данного ресурса, поэтому, я пойму, если она вызовет несогласие. Пусть это неправильно, но зато более результативно (на мой субъективный взгляд).

Дисклеймер №2: В силу подхода к работе так сложилось, что обычно я консультирую людей интеллектуального труда. В последний год это преимущественно управленцы и сотрудники IT-сферы. Это люди, которые всю жизнь решали любые проблемы «через голову». Такой подход неизбежно накладывает отпечаток на личность и внепрофессиональную жизнь. Минимизацией негативных последствий таких особенностей я занимаюсь. И в рамках статей на данном ресурсе стараюсь обобщить профессиональный опыт и дать полезную информацию.

Но начнем издалека — с логики коммерческих структур. Когда компания сталкивается с необходимостью сокращения издержек/увеличения дохода/достижения иной цели, обычно разрабатывается некий план — последовательность действий, которые должны привести к ожидаемому результату. И вот если вы разработали этот план, то важно понять — а компания его потянет? Есть у неё ресурсы?

Возьмем условный супермаркет «Шестёрочка». Финансист посчитал-посчитал финрез (финансовый результат) и говорит: «Друзья, всё у нас неплохо, но затраты на кассиров, их поиск и обучение слишком высок. Нужно их сократить тыщ на триста (шутки не будет, так как тракториста уволили во время предыдущей оптимизации)». Задача ясна — нужно выполнять. В течение месяца лучшие умы компании просчитывают варианты и, по итогу, приходят с презентацией, говорят «я сделяль» и предлагают сократить 10 кассиров, поставив на их место кассы самообслуживания. Все рады, обнимаются, лобызаются и поздравляют друг друга с сокращением фонда оплаты труда и экономией трех сотен в месяц. В этот момент человек, который придумывал план, если он ориентирован на «правильность», чувствует себя молодцом.

Но в коммерческой структуре, после третьей торжественно распитой бутылки шампанского руководство рассаживается по местам и спрашивает, когда этот чудо-проект можно реализовать и сколько он стоит. Гордый собой создатель плана бодро рапортует, что это займет полгода и стоить будет всего-то 15 миллионов. На этом моменте финансист забивает данные в калькулятор, чтобы посчитать срок окупаемости. Старый советский калькулятор выдает ответ «никогда», после чего создателя плана не менее торжественно сажают на бутылку, ибо время потрачено, а результата нет. Все замечательно и правильно, только нереально.

Теперь возвращаемся к психологии. Читая форумы и слушая рассказы знакомых и клиентов, которые были на приёме психолога, создаётся ощущение, что весомая часть психологического сообщества работает чисто механически, совершенно не ориентируясь на клиента, его потребности и, главное, возможности. И поэтому они дают очень правильные, логичные, разумные и абсолютно бесполезные рекомендации:


— Вы состоите в абьюзивных отношениях, у вас забрали паспорт, деньги и телефон? Вас бьют? Бросьте его, вы достойны лучшего! Съезжайте и начните новую жизнь!
— Вы потеряли работу, вам не на что купить еду и вас вот-вот выселят со съемной квартиры? Вам нужно заняться тайм-менеджментом и личными финансами.
— Вас постоянно обманывают и бросают партнеры? Вами пользуются и вы уже стоите на подоконнике перед петлей с пистолетом у виска? Вам нужно работать над своей самооценкой и осознать свою роль в треугольнике Карпмана.

Согласитесь, всё ведь правильно и разумно. И даже очевидно. До противного очевидно. Клиент улыбается, говорит «Спасибо, всё понятно» и уходит, разочарованный в бессмысленности и бесполезности психологии. А психолог в это время сидит довольный и ставит в «блокнотике спасенных душ» еще одну галочку.

 А ведь это мы говорим про людей, одной из профессиональных обязанностей которых является общение. Даже не просто обязанностью, а базовой компетенцией, без которой сама возможность осуществления функции ставится под вопрос. Что же тогда сказать про людей, которые не тратили годы и десятилетия на освоение данного навыка? Зачастую они живут в парадигме «правильности», и на то есть минимум четыре причины:

1) Общение зачастую воспринимается навыком «по умолчанию», который не требует развития. Я говорить могу? Могу. Меня понимают? Понимают. Я понимаю других? Понимаю. Мы можем о чем-то договориться? Можем. Значит общаться умею. Поэтому лучше займусь другими делами.

2) Из первого пункта плавно проистекает второй. Общаться мы учимся преимущественно в родительской семье. И учителя далеко не всегда блещут профессионализмом. Но так как на этапе активного формирования речи именно родители составляют основную языковую среду, то мы во многом повторяем их стиль и ошибки.

3) Отсутствие четкого результата общения. В моменте общения не всегда можно оценить эффективность общения, так как сложно найти маркеры непонимания.

4) Является следствием первой и третьей причин. Низкая критичность к своим навыкам общения и низкая рефлексия в этом вопросе.

А сейчас сделаем шаг в сторону (помните, как в фильмах условного Линча, когда в самый интересный момент начинается показ скучного вступления второй сюжетной линии) и разберем доминанту рациональности. У людей, живущих «от головы», есть одна общая проблема – они умные и убедительные. Аргументируют, заразы, своё мнение, да еще и делают это грамотно. Могут доказать свою точку зрения, подкрепив её фактами. А мнение оппонента разбить в пух и прах, найдя по три контраргумента на каждый довод.

И это кажется логичным, но есть нюанс. Правота сама по себе чаще не помогает общению, а мешает ему. Подумайте сами – когда человек уверен в своей правоте, он менее чуток и внимателен к точке зрения собеседника, нежели когда он находится в сомнениях и жаден до информации, чтобы сформулировать своё мнение по вопросу. А так как люди «от головы» чаще (по моим наблюдениям) потребляют разнообразную информацию, следовательно они уже сформировали своё мнение по бо́льшему количеству вопросов, что может усложнить коммуникацию.

Объединяем! Получается гремучая смесь уверенности в своих коммуникативных навыках, правоте и объективности собственной точки зрения, а также сниженного внимания к процессу общения, состоянию и мнению собеседника. И вот спросите себя – вы бы прислушались к такому собеседнику? Как бы вы себя чувствовали во время общения? Как на ваших решениях отразилось бы чувство сопротивления, рожденное нечуткостью собеседника?

А теперь вернемся к заголовку статьи – правильно или результативно? С точки зрения информирования – подобная коммуникация «от головы», вероятно, будет более правильной, объективной и содержательной. Но у такой коммуникации с высокой вероятностью не будет достигнута цель (а ведь у каждой коммуникативного акта она есть). Поэтому, с точки зрения результативности в коммуникации, выгоднее занимать роль любопытного ребенка и некоторые переговоры вести именно из нее. Относиться к собеседнику как к эксперту, особенно, если речь идет о субъективной реальности (чувства, мнения, эмоции, отношение, страхи, желания и т.д.). Да, с точки зрения истины это неправильно. Зато результативно.

С уважением Сергей Максимов.
Психолог.

P.S. другие статьи по психологии можно найти в ТГ-канале https://t.me/maximov_psy

Общение и коммуникация – что это и отличия

Общение и коммуникация являются неотъемлемыми составляющими человеческой природы. Различия между терминами можно понять в полной мере, если привести для каждого из них определения. Общаться человек должен для гармоничного развития, коммуникация же позволяет ему узнавать больше, находясь в обществе. Понятия воспринимаются специалистами в области психологии, философии по-разному. Собственный взгляд на них имеется и у личностей творческих. Именно поэтому важно знать, какие имеются отличия и существуют ли они относительно указанных терминов.

Содержание

  1. Определение понятий
  2. Сравнение
  3. Выводы

Определение понятий

Общение представляет собой сложный и разноплановый процесс. В нем задействованы несколько видов деятельности человека – речь, интеллектуальные и психические возможности. Все они направлены на то, чтобы установить контакт с другим человеком (или несколькими людьми), укреплять и развивать его.

Коммуникация является совокупностью доступных человеку вербальных и невербальных операций. Результатом становится обмен информацией. Поступает она на уровне взаимодействия между личностями.

Сравнение

Пониманию сходства и различий между терминами поможет сравнение. Для продуктивного общения требуется особое свойство – универсальность. Если оно развито у человека, то ему будет легко объединить все доступные ему виды взаимоотношений между людьми, чтобы быть интересным для окружающих, вызывать желание поддерживать беседу. Одновременно с этим каждый из участников общения не перестают осознавать себя уникальными личностями. Коммуникация является одним из видов деятельности, которые можно применить в процессе общения. В результате два собеседника могут вести продуктивный диалог или общаться в составе группы.

Коммуникация, в свою очередь, обладает важнейшими для общения функциями. В состав включены речевые, визуальные и тактильные (прикосновение) способы восприятия информации. Значимыми в этом случае являются такие показатели, как тембр голоса или поза, которую выбрал собеседник. В процессе коммуникативного общения человек не только говорит и слушает, но и выражает свое отношение к содержанию беседы, а также к самому собеседнику. Выражается это не всегда в непосредственной беседе. Человек может улыбаться, смотреть в глаза, хмуриться, произносить фразы с иронией. Все это указывает, какие эмоции испытывает один собеседник по отношению к другому. Позитивный настрой выражается, когда возникает непроизвольное желание дотронуться или приблизиться к человеку. Удаление от собеседника может означать недоверие. Вербальный контакт дополняется получаемой в процессе общения, невербальной информацией. Подобный комплекс является полноценным для процесса взаимодействия между людьми, желающими получить новую информацию, обрести опыт и знания в различных областях деятельности.

Выводы

Общение и коммуникация – процессы, имеющие много общих черт. Они являются знаковыми для каждого человека, стремящегося к расширению круга общения и желающего социализироваться. В коммуникацию включены различные сигналы, позволяющие лучше узнать человека, определить его отношение к собеседнику или обсуждаемой теме.

Общение рассматривается как форма межличностных отношений. Она сочетает коммуникативные функции с интерактивными, что позволяет усилить положительный эффект. Выделяют несколько типов, которые применятся в зависимости от ситуации: деловое, дружеское, личное или официальное. Функции коммуникации связаны с вербальными и невербальными способами получения человеком новой или интересующей его информации. Функцией общения является установление, а затем и развитие контактов, установившихся между людьми.

Процессы коммуникации связаны со знаковыми системами и применяют в процессе речевую деятельность. Общение сочетает коммуникативные функции с наглядными и более современными — интерактивными. В коммуникации на первый план выходит момент получения информации и ее оценка. Принимается во внимание способ и форма ее подачи. В общении одинаково важны как содержание и тема беседы, так и используемый каждым из участвующих в ней людей, эмоциональный фон.

коммуникация Общение отличия что это такое

Справочник по психологии коммуникационных технологий

Выбранный тип: Твердый переплет

Количество:

208,00 $

С. Шьям Сундар

ISBN: 978-1-118-41336-4 март 2015 г. Уайли-Блэквелл 600 страниц

  • Электронная книга

    Всего от 166 долларов США

  • Печать

    Всего от 208 долларов США

  • О-бук

     

Электронная книга

com are delivered on the VitalSource platform. To download and read them, users must install the VitalSource Bookshelf Software.</li><li>E-books have DRM protection on them, which means only the person who purchases and downloads the e-book can access it.</li><li>E-books are non-returnable and non-refundable.</li><li>To learn more about our e-books, please refer to our&nbsp;<a href="https://www.wiley.com/wiley-ebooks" target="_blank">FAQ</a>.</li></ul>» data-original-title=»» title=»»/>

166,00 $

Твердый переплет

208,00 $

O-Book </p>» data-original-title=»» title=»»/>

Загрузить рекламный проспект

Загрузить рекламный проспект

Загрузить флаер продукта для загрузки PDF в новой вкладке. Это фиктивное описание. Загрузить флаер продукта — загрузить PDF в новой вкладке. Это фиктивное описание. Загрузить флаер продукта — загрузить PDF в новой вкладке. Это фиктивное описание. Загрузить флаер продукта — загрузить PDF в новой вкладке. Это фиктивное описание.

Описание

Справочник по психологии коммуникационных технологий предлагает беспрецедентный источник оригинальных и передовых исследований психологических аспектов общения с новыми медиа-технологиями и с их помощью, а ведущие ученые предоставляют идеи, которые расширяют наши знания о взаимодействии человека и технологий.

• Уникальный обзор обширных исследований технологий и цифровых медиа с психологической точки зрения
• Авторитетные главы ведущих ученых, изучающих психологические аспекты коммуникационных технологий
• Охватывает все формы медиа от смартфонов до робототехники, от социальных сетей до виртуальной реальности

• Исследует психологию, стоящую за нашим использованием и злоупотреблением современными коммуникационными технологиями
• Новые теории и эмпирические данные о том, как цифровые медиа меняют нашу жизнь

Об авторе

О редакторе

С. ШЬЯМ СУНДАР , доктор философии, Стэнфордский университет, США, заслуженный профессор и директор-основатель Лаборатории исследований медиаэффектов в Университете штата Пенсильвания, США. Сундар был одним из первых, кто опубликовал рецензируемое исследование психологических эффектов интерфейсов цифровых медиа, и был признан наиболее публикуемым автором исследований, связанных с Интернетом, в этой области в течение первого десятилетия существования среды. Часто цитируемый источник и бывший председатель отдела коммуникаций и технологий Международной ассоциации коммуникаций, Сундар в настоящее время является главным редактором

Журнал компьютерных коммуникаций .

Содержание

Биографические заметки x

Предисловие xviii

Благодарности xx

Часть I Теоретические обзоры 1

, Артемио Рамирес-младший, Джуди К. Бургун и Хорхе Пенья

2. Групповая идентичность, социальное влияние и коллективные действия в сети: расширения и приложения модели SIDE 23
Russell Spears and Tom Postmes

3. На пути к теории интерактивных медиаэффектов (TIME): четыре модели для объяснения того, как функции интерфейса влияют на психологию пользователя 47

S. Shyam Sundar, Haiyan Jia, T. Franklin Waddell и Yan Huang

Часть II Ориентация на источник: аватары, агенты и андроиды 87

4. Исследование восприятия и идентификации при взаимодействии, опосредованном аватаром 89
Кристин Л. Новак

5. Влияние визуальных подсказок на социальное восприятие и самокатегоризацию в компьютерной коммуникации 115
Ын-Джу Ли и Су Юн О

Астрид М. Розенталь-фон дер Пюттен и Лаура Хоффманн

7. Телеприсутствие и видимое действие во взаимодействии человека и робота 160
Лейла Такаяма

8. Психологические аспекты технологии взаимодействия с людьми 176
Йохан Ф. Хурн

Часть III Технологические возможности и социальное взаимодействие 203

9. Достижения на участках социальной сети и их связь с процессами социального капитала 205

Николь Б. Эллисон и Джессика Витак

10. 100055 Социальная психология мобильной связи 228
Кэтлин М. Кумиски и Рич Линг

11. Настоящее или эрзац? Детерминанты выгод и издержек социальных онлайн-взаимодействий 247
Мелани С. Грин и Дженна Л. Кларк

12. Технологии обмана 270
Джеффри Т. Хэнкок и Джейми Гиллори

13. Иммерсивные виртуальные среды и классы завтрашнего дня 2590 900 Jeremy N. Bailenson

Часть IV Принятие, использование и злоупотребление коммуникационными технологиями 311

14. Психология распространения и принятия технологий 313
Арун Вишванат

15. Подростковое развитие и психологические механизмы использования интерактивных медиа 332
Элли А.

Конийн, Джоланда Вельдхуис, Ксанте С. Плезье, Марло Спекман и Анук ден Хамер

16. Психология интерактивных медиа привычек 36 095 Robert LaRose

17. Онлайн-зависимость: азартные игры, видеоигры и социальные сети 384
Марк Д. Гриффитс и Дарья Дж. Кусс

Часть V. Экспозиция, опыт и оценка цифровых медиа 405

18. Выборочное воздействие в контексте коммуникационных технологий 407
Сильвия Кноблох-Вестервик, Аксель Вестервик и Бенджамин К. Джонсон

19. Предоставление контроля: как персонализация, интерактивность и навигация влияют на психологические реакции на технологии 0595 9025 9025 Шрирам «Шри» Кальянараман и Бартош В. Войдински

20. Психологические подходы к оценке достоверности онлайн 445
Мириам Дж. Мецгер и Эндрю Дж. Фланагин

Часть VI Хорошая технология для улучшения здоровья 467

21. Доверие и участие в онлайн-медицине: подход с временной шкалой 469
Элизабет Силленс и Пэм Бриггс

о процессах поддержки 488
Кевин Б. Райт

23. Использование цифровых игр для содействия изменению поведения в отношении здоровья 507
Дебра А. Либерман

24. Использование психологии виртуального тела для здоровья и хорошего самочувствия 528
Джузеппе Рива, Антониос Даканалис и Фабриция Мантовани

25. Лечение эмоциональных проблем с помощью виртуальной и дополненной реальности 548
Роза М. Баньос Ривера, Кристина Ботелла Арбона, Азусена-Пасиоа Гарсиа Бретон Лопес

Индекс 567

Ряд

Справочники по коммуникации и СМИ

Серия интервью

— Ассоциация психологических наук — APS

Распространение информации о психологической науке за пределами ученых в этой области имеет важное значение как для информирования общественности, так и для демонстрации неотъемлемого значения психологических исследований. В этой серии интервью, состоящей из четырех частей, рассказывается о личном опыте и советах экспертов в этой области и средствах массовой информации о том, как более эффективно распространять психологическую науку на разных уровнях с помощью авторских статей, подкастов и блогов.

Интервьюеры

Это текстовый блок, чтобы дать нам немного места

Джун Грубер, Университет Колорадо, Боулдер

Джун Грубер — адъюнкт-профессор психологии и неврологии в Университете Колорадо, Боулдер, и директор Лаборатории позитивных эмоций и психопатологии; Она является автором многочисленных статей и книг, посвященных психическому здоровью и положительным эмоциям у подростков и взрослых, с упором на биполярные расстройства и связанные с ними расстройства настроения. Джун преподает курсы по эмоциям, ненормальной психологии и науке о счастье, создала бесплатный онлайн-курс по человеческим эмоциям, доступный на YouTube, и выступила на TEDx с публичным докладом о «темной стороне» счастья. Она также занимается разъяснительной работой и распространением информации о психическом благополучии среди студентов и широкой общественности, уделяя в последнее время особое внимание кризису психического здоровья, вызванному COVID-19. пандемия.

Дэвид А. ДеСтено, Северо-восточный университет

Дэвид изучает способы, которыми эмоции определяют решения и поведение, лежащие в основе социальной жизни. Исследуя моральное и экономическое поведение, такое как сострадание и доверие, сотрудничество и устойчивость, нечестность и предубеждение, его работа пытается пролить свет на то, как эмоции могут оптимизировать наши действия в пользу большего блага или, в силу ошибок в системе, привести к неоптимальные или предвзятые результаты. Его исследования постоянно показывают, что человеческий характер находится под сильным влиянием сил, находящихся за пределами нашего сознания, и он гораздо более изменчив, чем мы склонны думать. Понимание того, как на самом деле действуют эти силы, направляет его усилия на работу с партнерами из государственного и частного секторов для разработки масштабируемых стимулов для повышения благосостояния.

Дэйв Нуссбаум , Чикагский университет, Школа бизнеса им. В течение последних нескольких лет Дэйв работал над тем, чтобы помочь психологам и средствам массовой информации преодолеть пробелы в понимании. С миссией поделиться исследованиями с общественностью, в идеале с собственными словами исследователей, он каждый год работает с десятками исследователей, помогая им представить свои работы в новостных агентствах, включая New York Times , Washington Post , Boston Globe , Scientific American и многие другие. Он также является основателем и старшим научным советником поведенческой науки и директором по связям с общественностью Ассоциации поведенческой науки и политики. В этом разговоре с Дэвидом ДеСтено Дэйв обсуждает, как лучше всего подходить к редакционному письму и тактикам, чтобы привлечь внимание редактора.

Джеймс Райерсон , Старший редактор, The New York Times

Джеймс Райерсон был редактором The New York Times с 2003 года, сначала в воскресном журнале, а теперь на странице Op-Ed. До этого он был редактором в Legal Affairs, Lingua Franca и Feed. В 2018 году он был удостоен награды за выдающиеся достижения в области научной журналистики от Общества личности и социальной психологии. В этом разговоре с Дэвидом ДеСтено Джеймс обсуждает, какие темы больше всего интересуют редакторов и как выделиться среди конкурирующих мнений при обращении к СМИ.

Джеймс А. Коан , Университет Вирджинии

Джеймс Коан — профессор психологии и директор Лаборатории аффективной неврологии Вирджинии в Университете Вирджинии. В его работах делается акцент на социальном регулировании риска и усилий, и он освещался в Science , Nature , New York Times , The Washington Post , Time Magazine , New Yorker , The Atlantic , NPR и другие СМИ. Коан является первым получателем Премии Джанет Тейлор Спенс Ассоциации психологических наук за преобразующий вклад в раннюю карьеру и Премии Общества психофизиологических исследований за выдающийся вклад в раннюю карьеру. Его работа в области научной коммуникации включает в себя ведение подкаста «Круг Уиллиса», написание текстов для широкой аудитории и использование науки на службе политической активности. В этом разговоре с Джун Грубер Джеймс расскажет о своем опыте работы в качестве ведущего подкаста.