4. Коммуникативная сторона общения
Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения) Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения) Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)
Коммуникативная сторона общения – это непосредственный обмен информацией между несколькими индивидами. В данном случае «информацию» можно рассматривать как идеи, настроения, интересы, установки, чувства и прочее.
Представить общение без коммуникации просто невозможно. Всегда необходимо помнить, что коммуникативная сторона общения имеет очень важное значение для его участников. Следует отметить, что характер обмена любой информацией при помощи системы знаков может существенно повлиять на каждую из общающихся сторон. Другими словами, обмен информацией всегда подразумевает воздействие на поведение другого человека. Определенные знаки значительно влияют на соучастников коммуникативного общения. Знаки в общение играют такую же роль, как орудия в труде.
В свою очередь коммуникативная сторона общения бывает вербальной (передача информации при помощи речи) и невербальной (передача информации посредством различных действий). Вербальные средства коммуникации – это письменная (в ее смысловом значении) и устная речь.
Бытует мнение, что темп речи, интонация голоса и другие сопутствующие проявления также относят к вербальной категории. Однако если учесть, что подобные факторы могут не только дополнять, но и полностью уничтожать прямой смысл сказанного, то можно с уверенностью утверждать, что невербальные средства – это те, которые не являются «словами». Следовательно, следует выделить следующие невербальные средства коммуникации:
— околоречевые средства, то есть темп, интонация, громкость, тембр голоса, дикция, ритм речи и так далее; — зоны общения, то есть дистанция, расстояние между участниками общения; — кинесические средства, то есть походка, жесты, поза тела, мимика, прикосновение к партнёру и др.
; — место и время общения; — запахи: индивидуальные или окружающей среды; — почерк, одежда, аксессуары, причёска и прочее.Таким образом, психология коммуникации заключается в «расшифровке» невербальных и вербальных сигналов. Основываясь на мнении психологов, можно утверждать, что человек постигает приблизительно 10% информации, которой владеет мозг. Отсюда следует, что анализ и расшифровка происходят не столько на сознательном уровне, сколько на бессознательном. Отметим, что коммуникативная сторона общения может включать в себя и специфические барьеры. Такие барьеры носят психологический или социальный характер. Коммуникативный
барьер может возникнуть из-за отсутствия понимания ситуации. Причины для этого самые разнообразные. Это могут быть профессиональные, социальные и политические различия. Они порождают различное истолкование понятий, которые употребляются в коммуникативном процессе, а также разное мировоззрение, миропонимание и мироощущение.
Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения и их цели
Любой процесс общения включает взаимодействие между участниками и обмен информации для достижения общей цели. Чтобы общение было эффективным, каждый из партнеров должен уметь передавать данные, воспринимать их и человека, который их предоставляет, и совершать определенные действия, позволяющие организовать коммуникацию. С учетом этих функций, говорят про три стороны общения: интерактивную, коммуникативную и перцептивную.
В этой статье:
Коммуникативная сторона общенияИнтерактивная сторонаПерцептивная сторона общенияСтороны общения в социальной психологии
Новости СМИ2
Коммуникативная сторона общения
Фото автора William Fortunato: Pexels
Под коммуникативной стороной общения понимают передачу и обмен информацией.
Цель этого процесса – информирование партнера, уведомление о новых данных, убеждение, выражение своего мнения, объединение людей вокруг какой-либо идеи, достижение взаимопонимания.Коммуникация всегда состоит из нескольких элементов:
- Человек-коммуникатор – тот, кто передает информацию. Это может быть твой муж, ребенок, докладчик, начальник. Важно, что он сообщает тебе что-то.
- Аудитория или реципиент – люди, для которых предназначена информация.
- Сообщение – сведения, которыми делится коммуникатор.
- Канал передачи подразумевает то, каким образом человек делится информацией. Например, ты участвуешь в конференции, тогда доклад, диспут. Или ты пишешь сообщение, письмо, отправляешь через мессенджер, по электронной почте. Все эти средства и будут твоим каналом.
- Результат общения сообщает, получены ли сведения теми, кому они предназначались.
Для коммуникации используется письменная и устная речь, мимика, жесты, действия.
Казалось бы, что может быть проще, чем передать информацию, используя известные способы коммуникации. Однако в процессе общения возникают коммуникативные барьеры или препятствия. Опасность их в том, что они мешают достичь цели общения.
Возникают коммуникативные барьеры под влиянием разных причин.
Это может быть разница в возрасте, когда умудренный опытом человек пытается убедить в чем-то романтично настроенного юнца, слепо верящего, что весь мир лежит у его ног. Последний не всегда даже может понять, почему старец не может запомнить названия соцсетей, пароли, или затрудняется представить преимущества поездки на отдых в Таиланд.
Следующая причина заключается в культурных различиях. Для одних неуважение к женщине является нормой поведения, для других это уголовно наказуемое преступление.
Большую роль в образовании препятствий играет непонимание смысла слов. Связано это с их многозначностью, контекстом, в котором они используются, ограничением словарного запаса, использованием жаргона. Проблемы появляются и при применении иностранных слов.
Частенько случается, что смысл отдельных слов ясен, но непонятным становится все сообщение. Предложения выстраиваются без знаков препинания. Между словами нет логической связи. Вспомни известную фразу «убить нельзя помиловать». От знака препинания, акцента зависит смысл сказанного.
Интерактивная сторона
Если с пониманием смысла коммуникативной стороны обычно не возникает трудностей, то интерактивная вызывает много вопросов. Под интеракцией понимают деятельность участников общения, их взаимодействие.
3 стороны общения
Интеракцию можно рассматривать с нескольких точек зрения. Прежде всего, это то, как осуществляется контакт – лично или с использованием разных средств связи – телефона, пк, и, соответственно, мессенджеров, электронной почты.
Дополнительные средства применяются не только в личном общении, но и в бизнесе, обучении. Вспомни, что сегодня школы, университеты организуют учебный процесс дистанционнно.
С другой стороны, под интерактивной стороной понимают то, какие роли берут на себя участники общения.
Самая известная схема включает три роли:
- Взрослый. Этот человек умеет брать на себя ответственность за коммуникацию, способен принимать решения. Он не использует во взаимодействии какие-либо игры, не представляет себя в роли жертвы, не стремиться поучать партнеров. Четко понимает, что ему нужно, и что он может сделать для достижения цели.
- Родитель. Человек в этой роли склонен требовать подчинения и послушания, учить, убеждать с позиции умудренного опытом родителя. Он редко объективно оценивает свою роль, как и роль других людей. Его девиз – «надо», при этом отсутствуют какие-либо объяснения и доводы.
- Ребенок. Партнер по общению, играющий роль ребенка, подчиняется желаниям, требует, чтобы окружающие удовлетворили его потребности. Он не хочет адекватно оценивать свои возможности.
Подобную схему взаимодействия можно наблюдать в общении в кругу семьи, с друзьями, на работе.
Но интерактивную сторону можно рассматривать и с точки зрения направленности общения. Продуктивным взаимодействие будет тогда, когда стороны склонны к координации совместных действий. Они вместе настроены на достижение общих целей, уважают интересы друг друга.
Общение может быть основано на конкуренции. Конечно, в голове сразу возникает бизнес-организации, соревнования. Однако конкурировать могут и члены одной семьи – родители и дети, братья и сестры. Пример – ребенок хорошо играет в шахматы, цель папы – доказать, что он играет лучше и может победить.
Если кооперация всегда играет положительную роль, то позиция конкуренции – двоякая.
Третий вид отношений в общении основан на конфликте. Одна или обе стороны сознательно стремятся к ссоре, драме, рассогласованию взаимодействия.
Перцептивная сторона общения
Важным элементом любой коммуникации, обеспечивающим ее успешность, является то, как ты воспринимаешь партнера и саму себя. Говоря языком психологии, это перцептивный компонент.
Процесс взаимодействия нарушается, если ее участники не хотят или не могут услышать, понять друг друга. При этом важно не только быть открытым к другому человеку. Нужно знать себя, видеть, осознавать, как ты себя ведешь, анализировать свои действия.
Восприятию мешает множество факторов; среди них:
- Стереотипы. Например, женщин после 45 часто не хотят брать на работу, считая, что к этому возрасту они теряют желание работать, гибкость мышления и думают больше о семье и болячках. Какой бы умелой она ни была, ей не дают шанса раскрыться.
- Склонность к проецированию. Этот фактор заключается в переносе своего мнения, опыта, ощущений на других людей. Так, ты можешь быть уверена, что если ты в коллеге видишь бессердечного нахала, то и человек, с которым общаешься, воспринимает его также.
- Установки. Возможно, ты настроила себя на то, что какой-то человек – глупый и лживый. Причем установка родилась на основе слов его недругов. Познакомившись с этим человеком, ты воспринимаешь его, исходя из этой установки, не давая ему шанс продемонстрировать свои способности.
- Желание быстро сделать выводы, не анализируя факты. Ты просто закрываешь глаза на происходящее и игнорируешь очевидное.
Чтобы общение помогало достижению целей, нужно не только уметь говорить и выражать свою точку зрения. Важно уметь видеть, понимать человека, с которым ты взаимодействуешь, сопереживать ему, анализировать происходящее.
Стороны общения в социальной психологии
Есть всего три стороны общения, которые тесно взаимосвязаны между собой: перцептивная, коммуникативная и интерактивная. Границы между такими сторонами общения довольно символичны и часто сливаются, дополняя друг друга. Стороны общения в психологии следует рассматривать с позиции совместной и особой деятельности.
Коммуникационное взаимодействие представляет собой своеобразную структурную модель, содержащую два аспекта: содержательную и формальную. Содержательный аспект взаимодействия отражается в коммуникативной функции общения, а формальный в поведенческой стороне коммуникации, которая реализуется в ходе интеракции.
Перцептивной стороной общения называют процесс, выступающий обязательной составной частью коммуникаций и базирующийся на восприятии друг друга участниками процесса общения. Индивид всегда выступает в коммуникациях как личность. Основываясь на внешнем аспекте поведения субъект, как бы «читает» собеседника
Он расшифровывает смысловую нагрузку его внешних данных. Немаловажную роль в общении играют впечатления, возникающие в ходе взаимодействия. Другими словами, восприятие собеседника подразумевает под собой восприятие его внешних данных, их сопоставление с личностными характеристиками, в результате чего происходит понимание его поведения.
В перцептивные процессы всегда вовлечены как минимум две личности, каждая из которых демонстрируется активным субъектом. Отсюда следует, что сравнение с другими индивидами себя происходит с двух и более сторон, так как каждый из собеседников соотносит себя с другим. При планировании контакта каждому беседующему приходится учитывать особенности другого.
Каждый из партнеров стремится выстроить определенную интерпретационную систему поведения оппонента, особенно, его причин. В повседневной этого не происходит. Вследствие дефицита информации люди приписывают другим причины их поведения, дабы дать «разумное» объяснение их поступков.
Именно поэтому внешний вид, манера разговора и поведения очень важны в деловом общении. Ведь от этого зависит карьерный рост индивида и его успешность в деятельности в целом. Современная социальная психология утверждает, что следует больше уделять внимания взаимоотношениям, которые складываются в процессе взаимодействия.
Коммуникативная сторона общения предполагает обмен информацией в момент общения. В узком понимании это значит, что в процессе коллективной деятельности субъекты обмениваются друг с другом различными представлениями, мыслями, интересами, идеями, настроениями. Все это вместе можно назвать информацией.
Общение не следует рассматривать только в контексте отправки и приема информации, так как в ходе общения свершается взаимодействие активных субъектов, налаживание коллективной деятельности. Значимую роль для каждого участвующего в коммуникации играет важность информации при условии того, что такая информация принята и понята.
Это может быть звуковая или текстовая информация. Коммуникативное воздействие в контексте результата обмена информацией появляется только тогда, когда все участники взаимодействия обладают общей системой кодирования. Однако, даже зная смысловую нагрузку слов, индивиды довольно часто понимают их по-разному из-за возраста, социального статуса, политики, языка.
Это подтверждает тот факт, что коммуникационное взаимодействие представляет собой лишь сторону общения. Интерактивная сторона общения связана с взаимодействием субъектов, организацией их групповой деятельности. Цели любых коммуникаций зависят от потребностей индивидов в совместной деятельности.
Коммуникация должна всегда предполагать определенный результат – видоизменение поведения других субъектов. Коммуникативное взаимодействие и совместная деятельность осуществляются в условиях общественного контроля, основываясь на социальных нормах, принятых в социуме моделей поведения.
Размах социальных норм довольно широк – начиная от модели поведения, соответствующего требованиям рабочей дисциплины, гражданского и воинского долга и заканчивая правилами элементарного воспитания и вежливости. Исходным условием результативности коммуникаций является адекватность модели поведения взаимодействующих индивидов взаимным ожиданиям.
Коммуникативная агрессия | Psychology Today
Источник: Vera Arsic/Pexels
Коммуникативная агрессия – это альтернативный способ рассказать о психологическом насилии, в котором основное внимание уделяется общению и агрессору, а не когнитивному состоянию жертвы (психологическое насилие). Ниже я отвечаю на ряд вопросов, которые проливают свет на эту концепцию, на то, как она выглядит в отношениях, чем она отличается от других форм обидного общения и на последствиях коммуникативной агрессии для отношений.
Что такое коммуникативная агрессия?
Это модель вербальных сообщений или невербального поведения, которые задевают самоощущение другого человека (Дейли, Ли и Спитцберг). Коммуникативная агрессия принимает различные формы, включая словесное, психологическое или эмоциональное насилие. Это имеет негативные последствия для цели, агрессора и их отношений.
Чем обидное общение отличается от коммуникативной агрессии?
Всякий раз, когда люди общаются, они рискуют навредить друг другу. На самом деле, людям, с которыми мы близки, часто гораздо легче причинить нам боль, чем людям, которых мы не знаем, потому что мы ценим отношения с близкими людьми, и они много знают о нас, в том числе о том, что делать и говорить, чтобы причинить нам глубокую боль. Оскорбительное общение различается по:
- Интенсивность – крики и резкие выражения против спокойного языка.
- Частота — единичные случаи или систематические обидные сообщения.
- Воспринимаемое намерение — оскорбительное сообщение, как утверждается, причинило вред, а не было несчастным случаем или недоразумением.
(Подробнее об обидном общении в семейных отношениях читайте здесь). и Бернетт). Почти каждый в какой-то момент испытал психологическую или словесную агрессию со стороны партнера по отношениям, но один агрессивный акт не является насилием. Чтобы коммуникативная агрессия считалась насилием, она должна быть повторяющейся.
Как проявляется коммуникативная агрессия в отношениях?
Одной из наиболее очевидных форм является словесное оскорбление, такое как быстрое выход из себя, крик на партнера без причины, использование оскорбительного тона и публичное оскорбление. Кто-то, кто агрессивен в общении, может также ограничить свободу своего партнера, проверяя его, наблюдая за ним в Интернете и вторгаясь в его частную жизнь, просматривая его телефон, банковский счет или интернет-историю. Агрессор может заявить о своем доминировании унизительным образом, заставляя своего партнера делать что-то для него, игнорируя или пренебрегая им, или угрожая романом. Они также могут отрезать доступ к важным ресурсам, таким как деньги, или изолировать своего партнера от друзей или семьи, запретив ему видеться или разговаривать с членами своей сети поддержки. Унижение — еще одна форма коммуникативной агрессии: агрессоры иногда распространяют слухи или истории о своих партнерах или публично говорят о них унижающие достоинство вещи. Если вы регулярно испытываете какую-либо из этих форм коммуникативной агрессии, вам следует обратиться за помощью.
Что происходит в отношениях, где проявляется коммуникативная агрессия?
Отношения, отмеченные коммуникативной агрессией, как правило, имеют низкое качество отношений и меньше общения, чем другие отношения. Со временем жертва жестокого обращения имеет тенденцию к снижению самооценки и усилению депрессии, беспокойства, одиночества и стресса и в конечном итоге начинает меньше любить своего партнера. Некоторые жертвы испытывают симптомы посттравматического стрессового расстройства или суицидальные мысли. В идеале отношения, в которых неоднократно проявляется коммуникативная агрессия, заканчиваются, но это не всегда так. Если кто-то, кто вам небезразличен, испытывает коммуникативную агрессию в ваших отношениях, предложите ему обратиться за помощью.
Изображение Facebook: fizkes/Shutterstock
Ссылки
Vangelisti, A.L. & Hampel, A.D. (2010). Вредное общение: текущие исследования и будущие направления. В SW Smith & SR Wilson (Eds.), Новые направления в межличностных исследованиях (стр. 221–241). Тысяча дубов, Калифорния: Sage.
Дейли, Р. М., Ли, К. М., и Спицберг, Б. Х. (2007). Коммуникативная агрессия: к более интерактивному взгляду на психологическое насилие. Темная сторона межличностного общения, 297-326.
Энн Платт, К., Рейл, А. Н., и Бернетт, А. (2016). Стратегически означает: расширение изучения реляционной агрессии в общении. Анналы Международной коммуникационной ассоциации, 40(1), 151-172.
Психология мужской и женской коммуникативной деятельности
. 2008 май; 11 (1): 289-300.
дои: 10.1017/s1138741600004327.
Васюра Светлана А 1
принадлежность
- 1 Удмуртский государственный университет, Россия. [email protected]
- PMID: 18630669
- DOI: 10.1017/с1138741600004327
Бесплатная статья
Светлана А Васюра. Span J Psychol. 2008 май.
Бесплатная статья
. 2008 май; 11 (1): 289-300.
дои: 10.1017/s1138741600004327.
Автор
Васюра Светлана А 1
принадлежность
- 1 Удмуртский государственный университет, Россия. [email protected]
- PMID: 18630669
- DOI: 10.1017/с1138741600004327
Абстрактный
В статье представлен краткий обзор теоретических и эмпирических исследований психологии общения и коммуникабельности мужчин и женщин, юношей и девушек. Обобщены российские и зарубежные исследования, указывающие на то, что девушки и женщины уделяют больше внимания общению и межличностным отношениям, чем юноши и мужчины. При этом женское общение более эмоционально. В статье представлены результаты собственного эмпирического исследования автором мужской и женской коммуникативной активности. Коммуникативная деятельность рассматривается как сложное психологическое явление, степень готовности субъекта к взаимодействию. Для изучения коммуникативной деятельности использовался тест, предложенный русским психологом Крупновым и предназначенный для выявления следующих компонентов коммуникативной деятельности: динамического (естественного), эмоционального, мотивационного, познавательного, регулятивного, продуктивного и двух видов коммуникативных трудностей (операционных и личное). Гендерные различия в коммуникативной активности показаны на выборке из 480 человек в возрасте 18-40 лет (240 мужчин и 240 женщин). Далее в статье описываются коммуникативные стили подростков (130 мальчиков и 130 девочек, 19 лет). -24). Характерны различные коммуникативные стили: «энергичный, деловой», «конформный, эмоциональный», «дипломатический, внешне ориентированный» у мальчиков и «энергичный, общительный», «эмоциональный, трудный», «покладистый, экспрессивный» у девочек. Показано, что индивидуальность и гендерная идентичность каждого человека влияют на его коммуникативный стиль.
Похожие статьи
Важность взаимной положительной экспрессии в социальной адаптации: понимание роли сверстников и пола.
Соллквист Дж., ДиДонато М.Д., Ханиш Л.Д., Мартин С.Л., Фабес Р.А. Салквист Дж. и др. Эмоция. 2012 Апрель; 12 (2): 304-13. doi: 10.1037/a0025238. Epub 2011 22 августа. Эмоция. 2012. PMID: 21859190 Бесплатная статья ЧВК.
Понимание сексуального принуждения среди молодых подростков: коммуникативная ясность, давление и принятие.
Розенталь Д.А. Розенталь Д.А. Arch Sex Behav. 1997 октября; 26 (5): 481-93. дои: 10.1023/а:1024503821562. Arch Sex Behav. 1997. PMID: 9343634
[Девочки более успешны, чем мальчики в университете. Гендерно-групповые различия в моделях, интегрирующих мотивационный и агрессивный компоненты, коррелирующие с тестовой тревожностью.
Массон А.М., Хойо П., Кадо М., Нахама В., Пети Ф., Анссо М. Массон А.М. и др. Энцефал. 2004 г., январь-февраль; 30(1):1-15. дои: 10.1016/s0013-7006(04)95410-3. Энцефал. 2004. PMID: 15029071 Французский.
Возрастные и гендерные различия в описаниях эмоциональных реакций взрослых на межличностные проблемы.
Бердитт К.