Коммуникативные теории в психологии: Теория коммуникации | Блог 4brain

Содержание

Теория коммуникации | Блог 4brain

Теория коммуникации представляет собой область научного знания, предметом изучения которой являются коммуникация, ее роль и место в обществе, а также коммуникационные методы, системы, процессы и закономерности их функционирования и развития. Необходимо отметить, что до сих пор не существует единого подхода к пониманию объекта и предмета теории коммуникации: она в настоящее время является междисциплинарным направлением.

В широком смысле теория коммуникации – это комплекс научных дисциплин, изучающих наряду со своим основным предметом также и коммуникацию. Общая же теория коммуникации занимается универсальными закономерностями и механизмами обмена информацией. Теория коммуникации имеет целью выявить и изучить основные законы коммуникации, которые являются объективными, выражающими всеобщий характер информационного обмена, и могут быть динамическими или статистическими, но всегда действующими в совокупности с иными биологическими и социальными законами.

Теория коммуникации – это область теории информации и математики, которая изучает технический процесс информации и процесс общения человека. Необходимо отметить, что до сих пор не существует единого подхода к пониманию предмета и объекта теории коммуникации.

Роберт Т. Крейг выделил семь подходов к теории коммуникации:

  • Кибернетический: коммуникация как процесс обработки и передачи информации.
  • Феноменологический: коммуникация как формирование отношений между людьми (как вербальное, так и невербальное общение).
  • Семиотический: рассматривает коммуникацию как взаимодействие через систему знаков.
  • Риторический: рассматривает коммуникацию как практическое искусство дискурса.
  • Критический: процесс, в котором все предложения могут быть оспорены.
  • Социально-культурный: коммуникация – это производство и воспроизведение общественного порядка.
  • Социально-психологический: коммуникация как способ взаимодействия и воздействия при помощи психологических знаний на поведение человека, групп людей; общества в целом.
    Если вы хотите преуспеть в этом подходе, пройдите наш курс по лучшим техникам коммуникации, в котором вы обучитесь 72 методикам, помогающим добиваться своих целей в общении с людьми.

Это далеко не все подходы к теории коммуникации: по различным данным, в настоящее время имеется около 250 разных теорий и подходов. А значит, перед учеными стоит острая необходимость систематизировать их.

Теория Шеннон-Уивера

Модель коммуникации Шеннон-Уивера была названа «матерью всех моделей». Ученые, занимающиеся социальными науками, используют этот термин для интегрированной модели концепции источника информации, передатчика, сигнала, канала, приемника, сообщения, информационного адресата, вероятности ошибки, скорости передачи данных, пропускной способности канала, а также шума (энтропии).

В классическом понимании процесс передачи информации по этой теории выглядит следующим образом:

  • Источник информации: тот, кто производит сообщение (Шеннон и Уивер изучали речь по телефону).
  • Кодировщик (передатчик): то, что преобразует сообщения в сигналы (поддающиеся передаче). Здесь имеется в виду преобразование звуков человеческой речи в электрический сигнал.
  • Канал как средство передачи сигнала: например, телефонный кабель.
  • Ресивер или декодер: то, что реконструирует сообщение из сигнала.
  • Приемник: к примеру, человек, получающий сообщение.

Исходя из вышеперечисленного, Шеннон создал что-то вроде мини-словаря коммуникаций. Вот его элементы.

  • Источник: источник информации, который «производит сообщение или последовательность сообщений, что должны быть переданы принимающему терминалу».
  • Отправитель: Шеннон называет этот элемент трансмиттером (передатчиком), который «каким-то образом воздействует на сообщение, чтобы создать сигнал, подходящий для передачи по каналу».
  • Канал: по Шеннону канал является «просто средством, которое используется для передачи сигнала от передатчика к приемнику».
  • Приемник: для Шеннона приемник «выполняет обратную операцию, осуществляемую передатчиком, который восстанавливает сообщение».
  • Назначение: для Шеннона целью является «человек или предмет, для которого предназначено сообщение».
  • Сообщение: это концепция или информация, которая отправляется получателю в устной, письменной, записанной или визуальной форме.
  • Энтропия (шум): это внешние факторы, которые искажают сообщение, нарушают его целостность и возможность восприятия приемником.

Шеннон и Уивер понимали, что средства коммуникации могут давать сбои, поэтому описали три уровня проблем, которые характерны для этой модели:

  • Проблема эффективности: насколько эффективно значение сообщения влияет на поведение.
  • Семантическая проблема: как передается смысл.
  • Техническая проблема: насколько точно может передаваться сообщение.

В настоящее время к проблемам добавилась и острая проблема межкультурной коммуникации.

Теория межкультурной коммуникации

Появление Интернета сделало проблему, возникающую между представителями разных культур, более наглядной. Это непонимание влечет за собой конфликтные ситуации.

Межкультурная коммуникация – коммуникация как связь и общение между представителями различных культур, что предполагает как непосредственные контакты между людьми и их общностями, так и опосредованные формы коммуникации.

Т. Н. Персикова выделяет три правила межкультурной коммуникации:

  1. Для достижения понимания при общении нужно обучать участников активному слушанию.
  2. Информация, передаваемая на невербальном уровне, представляет большие трудности для интерпретации членами другой культуры.
  3. Необходимо научиться предвидеть и предотвращать возможные ошибки при коммуникации с представителями разных культур.

Представителя иной культуры нужно изучать отдельно, потому что отношение к паузам, молчанию, темпу речи у других национальностей может быть разное. В некоторых странах принято обращаться по имени, в других – по фамилии, в странах СНГ – по имени-отчеству. Помимо этого, какие-то темы могут быть приветливо встречены в одной стране и быть совершенно неприемлемыми в другой.

Теория коммуникации предлагает свое определение таких важных терминов как «язык» и «культура»:

  • Язык – это совокупность всех слов народа и верное их сочетание для передачи мыслей, система общения, состоящая из мелких фрагментов и набора правил.
  • Культура – закрепленные в совокупности «кодов» общественного производства человеческой жизни отношения, выступающие, например, в виде традиций, обычаев, верований.

Язык и культура незнакомой страны – это то, что вы должны изучать в первую очередь, чтобы не попасть в неловкие или конфликтные ситуации.

В дополнение к этому мы не можем не упомянуть и о теории массовой коммуникации.

Теория массовой коммуникации

Массовая коммуникация – это процесс производства и воспроизводства массового сознания средствами массовой коммуникации (СМК). Сначала это было радио, периодическая печать, телевидение, теперь к нему добавился Интернет и другие средства электронной коммуникации.

Современное общество с его политикой, экономикой и культурой неразрывно связано с массовой коммуникацией. А с появлением интернета и его возможностями (например, системой обратной связи) влияние СМК на социально-психологическую, производственную и культурно-идеологическую области жизни достигло поистине гигантских масштабов.

Это огромная сила, которая зачастую используется отнюдь не во благо цивилизации, поэтому сейчас особенно актуально развивать в себе критическое мышление, иметь собственное мнение и всегда искать источники информации.

В области массовых коммуникаций существует множество теорий. Вот некоторые из них.

Теория формирования общественного мнения

Это совокупность социологических, философских и политологических взглядов, имеющих своей целью изучить механизмы и закономерности возникновения такого феномена, как общественное мнение.

У. Липман ввел такое понятие как «стереотипы», то есть упрощенные представления, которые формируют СМИ в головах людей.

Также долгое время ведутся споры о том, кто имеет моральное право формировать общественное мнение. Многие (если не все) попытки сделать это провалились.

Теория научной пропаганды Г. Лассуэлла

Гарольд Лассуэлл выдвинул тезис об уязвимости сознания среднего человека, а под пропагандой имел в виду «менеджмент коллективных мнений с помощью манипуляции значимыми символами».

Он также утверждал, что человек по своей воле обращается к пропаганде и видит в ней средство успокоения, особенно в трудные времена (финансовые, личные).

Лассуэлл считал, что управление СМИ должна на себя взять научная технократия, которая будет осуществлять отбор информации. На данный момент эти мечты являются утопическими.

Теория волшебной пули

Эту теорию также выдвинул Гарольд Лассуэлл. Он описал ее следующей метафорой: «Волшебная пуля попадает из мозга одного человека в мозг другого, меняет его чувства, идеи, мотивацию и знания».

Он настаивал на том, что человек оказывается беззащитным перед силой пропаганды и приводил в пример Германию времен Гитлера, когда вся страна стала психологически неуравновешенной и чрезвычайно податливой для любых (даже самых грубых и примитивных) форм манипуляции.

Теория социальной ответственности СМИ

Согласно этой теории, сформулированной в 1940-х годах, пресса обязана нести ответственность перед обществом. Помимо этого, она должна придерживаться следующих принципов:

  • Ответственность должна быть связана с соблюдением точности, правдивости и объективности.
  • СМИ обязаны избегать всего, что ведет к насилию, преступлениям, унижению меньшинств и беспорядкам.
  • Общество вправе ожидать от представителей СМИ профессионализма, то есть умения разбираться в вопросах, которые они поднимают.
  • СМИ обязаны быть плюралистичными, то есть отражать разные точки зрения и критику (чтобы избегать пропаганды).

Теория зависимости

Сторонники этой теории считают, что СМИ зависят от удовлетворения потребностей и интересов большинства. И чем лучше они это делают, тем эффективнее влияют на общество.

Если так, значит СМИ пытаются угодить большинству, даже если оно хочет исключительно «хлеба и зрелищ». Такую зависимость можно назвать обратной стороной пропаганды.

Рассмотренных теорий коммуникации вполне достаточно, чтобы составить о данной теме более-менее внятное представление. Но, конечно же, мы опустили множество деталей и нюансов, поэтому если у вас есть интерес к какой-то конкретной теории, пишите свои пожелания в комментариях – мы обязательно учтем их при создании будущих материалов.

Желаем вам удачи!

Ключевые слова:1Коммуникации

Основные теории коммуникации

31.08.2014

Любая теория объясняет реальность и предлагает определенное видение явлений и действий в соответствии с этим пониманием. Так, мы все видим собственными глазами, что земля плоская и что солнце движется над ней по дуге изменяющегося радиуса: летом он больше, зимой — меньше. Это очевидно, но мы знаем, что реально это не так, поскольку существует теория, объясняющая эту очевидную вещь совершенно иначе, а главное — эта теория проверяема. Коммуникационные теории, которых достаточно много, изучаются специальной наукой — коммуникалогией, причем, как и у большинства наук связанных с изучением человека и общества, у коммуникалогии немало проблем.

Одной из трудных задач в изучении существующих теорий коммуникации является отсутствие их четкой классификации.

Например, известный специалист в области коммуникаций Г.Г. Почепцов приводит 25 моделей коммуникации 25 авторов, причем некоторые из них даже не употребляли в своих работах слово » коммуникация» и тем не менее изучали именно ее. Эти 25 моделей в свою очередь кем-то из исследователей дополнялись или углублялись, так что в реальности их имеется еще больше, включая и такие, что взаимоисключают друг друга.

Изучать их все — дело сугубого специалиста, поэтому есть смысл попытаться все эти теории хотя бы как-то объединить. В этом случае мы можем выделить в них четыре основных направления:

  • Первое рассматривает коммуникацию как процесс и сюда мы отнесем всевозможные «кибернетические» теории и информационно-процессные.
  • Второе представляет коммуникацию как явление, создающее всевозможные знаки. Сюда относятся семиотические (семиотика — наука о знаках) и интерпретационные теории.
  • Третье направление изучает коммуникации на различных уровнях: в группах, организациях, ситуациях, т. е. сюда относятся все интеракционистские теории.
  • Четвертое — это критические теории, которые исходят из наличия неравенства и конфликтов в обществе, что приводит к господству одной группы людей над другой и, следовательно, как и во всем остальном, неравенству в процессе коммуникации.

О причинах того, почему мы имеем так много теорий коммуникации хорошо написал американский коммунолог Р.Крейг, объяснявший это с позиции плюрализма мнений в современной науки, особенно той, что занимается собственно человеком. У нас же народная поговорка гласит: «Сколько людей, столько и мнений» и вряд ли будет преувеличением добавить и столько же моделей коммуникации и соответственно — теорий этого явления.

И. П. Яковлев предельно кратко суммируя всевозможные концепции и теории коммуникации, в свою очередь выделяет 10 аспектов этих четырех направлений:

  1. Кибернетический аспект показывает целеориентированность и управляемость коммуникаций на основе обратной связи. В результате можно говорить об адаптивности коммуникаторов друг к другу. На коммуникативный процесс влияют позиции коммуникаторов как наблюдателей обсуждаемых явлений и сами эти явления.
  2. В информационном подходе коммуникация рассматривается как процесс передачи и приема информации (сигналов, сообщений) коммуникаторами. Эффективность коммуникации связывается с умелым подбором и кодированием сообщений, и точностью их восприятия приемником-реципиентом. Здесь необходимо в первую очередь решать проблемы устранения или минимизации технических и семантических помех.
  3. Семиотический подход превращает коммуникацию в процесс создания и обмена знаками (значениями, смыслами). Каждый коммуникатор создает свои значения, которые могут отличаться от значений другого коммуникатора. Каждый коммуникатор кодирует свои сообщения в соответствии с особенностями аудитории.
  4. В когнитивном подходе делается акцент на понимание сообщений, а также намерений и целей коммуникатора.
  5. Коммуникация как дискурс предстает в виде согласованных по правилам речевых актов, которые имеют разнообразные формы бесед, деловых переговоров, театральных драм, повествований, историй и др. Здесь эффективность коммуникаций будет определяться знанием правил и качеством их исполнения.
  6. Интерпретативный подход связывает коммуникацию с оперированием субъективными, имеющими ценность для личности, значениями, которые сами становятся реальностью в языковой форме. Так как коммуникаторы являются личностями со своими ценностями, то все коммуникации по сути своей интерпретативны. В коммуникациях взаимодействуют (спорят, обмениваются) оценки жизненных явлений.
  7. В структуралистской концепции коммуникация рассматривается сквозь призму столкновения противоположных (бинарных) позиций и стоящих за ними ценностей. Одна из позиций представляется истинной, прогрессивной, а другая ложной, отсталой. Средняя пограничная позиция считается аномальной. Для ее преодоления необходимы пограничные ритуалы.
  8. Критические теории связывают коммуникацию с интересами людей и социальных групп. Коммуникации, особенно массовые, становятся формой насилия, подавления одними классами и группами других. Все коммуникации идеологичны, так как преследуют экономические и политические цели, связанные с выгодами, властью и прибылью. Различия интересов приводят к идеологической борьбе или информационным войнам между социальными группами, организациями, странами.
  9. В спектрально-диалектическом подходе на основе принципа «золотой середины» предлагается путь оптимизации коммуникаций, связанный с гармоничным синтезом противоположных позиций как на уровне отдельных личностей, так и на уровне общества в целом.
  10. С позиций феноменологического подхода и концепции социального конструирования коммуникация — есть инструмент создания новой знаковой социальной и культурной реальности. Она реализуется в конструировании самого себя и своего собственного имиджа.

В свете этого неокончательного перечня различных концепций вырисовывается новый образ коммуникационной деятельности как сложного комплекса функций, требующих разноообразных знаний и творческих умений. Применительно к специалисту по СО данный комплекс будет иметь следующий вид:

  • системный анализ коммуникационных систем -системная функция специалиста;
  • создание и передача информации — информационная функция;
  • работа со знаками, анализ и формирование значений -семиотическая функция;
  • умение вести беседы, писать и рассказывать истории — дискурсная и нарративная функции;
  • организовывать события как театрализованные действия — театрально-драматическая функция;
  • конструировать благоприятную социальную и культурную среду — социально-конструкторская функция;
  • критически анализировать коммуникационные процессы в обществе, видеть идеологическую суть своей деятельности и других — рационально-критическая функция;
  • видеть коммуникационный спектр значений и стремиться к поиску гармоничных оптимальных коммуникаций на основе принципа золотого сечения — оптимизационная функция.

Как итог следует подчеркнуть, что специалист по СО в качестве общественного коммуникатора реализуется в исследовательской, управленческой, конструкторской и технологической функциях. Как исследователь он вносит вклад в развитие коммуникалогии. В остальных он должен использовать управленческие, конструкторские и технологические знания и умения в области СО и других областях знаний и видах деятельности.

Что же касается массовой коммуникации, то прежде всего необходимо выяснить в чем заключается ее отличие от коммуникации вообще. Поэтому вначале имеет смысл дать ее определение. Итак… Массовая коммуникация — процесс передачи информации с помощью технических средств на численно большие, рассредоточенные аудитории. Первым в истории средством массовой информации была печать. Её задачи менялись с течением времени. В начале господствовала авторитарная теория печати, позднее — теория свободной печати, в XIX в. — социально-ответственной печати. Печать, с точки зрения восприятия информации, более сложна по сравнению с телевидением и радио. Газета менее оперативна, чтение газеты требует определенных интеллектуальных усилий, но ее преимущество в том, что газету можно читать практически везде. Согласно социологическим опросам, утром предпочтительным средством массовой коммуникации является радио, так как в условиях дефицита времени оно создает фон, дает информацию и не отвлекает от дел. Вечером предпочтительнее телевидение, так как оно является наиболее легкоусваиваемым источником информации.

Появление и развитие технических средств общения обусловило формирование нового социального пространства — массового общества. Данное общество характеризуется наличием специфических средств связи — средств массовой коммуникации. Бурное развитие средств массовой коммуникации в XX в. привело к изменению мировосприятия, трансформации, «дегуманизации» культуры, формированию нового виртуального мира общения. Потребовалось теоретическое осмысление феномена массовой коммуникации. В теории массовой коммуникации выделилось два основных направления:

  1. Человеко-ориентированный подход, который поддерживал модель минимального эффекта. Суть этого подхода в том, что люди скорее приспосабливают средства массовой коммуникации к своим нуждам и потребностям. Сторонники человеко-ориентированного подхода исходят из того, что люди выборочно воспринимают поступающую информацию. Они выбирают ту часть информации, которая совпадает с их мнением, и отвергают ту, которая в это мнение не укладывается.
  2. Медиа-ориентированный подход. Этот подход основывается на том, что человек подчиняется действию средств массовой коммуникации. Они воздействуют на него как наркотик, которому невозможно сопротивляться. Наиболее видным представителем данного подхода является Герберт Маршал Маклюэн (1911-1980 гг).

Г. Маклюэн первым обратил внимание на роль средств массовой коммуникации, особенно телевидения, в формирования сознания независимо от содержания сообщения. На основании этого он сделал вывод, что сообщение, передаваемое средством общения, является само это средство. По мнению Г.Маклюэна телевидение, собирая на экране все времена и пространства сразу, сталкивает их в сознании телезрителей, придавая значимость даже обыденному. Привлекая внимание к тому, что уже произошло, телевидение сообщает аудитории о конечном результате. Это создает в сознании телезрителей иллюзию того, что демонстрация самого действия ведет к данному результату. Получается, что реакция предшествует акции. Телезритель, таким образом, вынужден принимать и усваивать структурно-резонансную мозаичность телевизионного изображения. На эффективность восприятия информации влияют жизненный опыт телезрителя, память и скорость восприятия, его социальные установки. В результате деятельность средств массовой коммуникации перестает быть для человека производной от каких-либо событий. Средства массовой коммуникации начинают в сознании человека действовать как первопричина, наделяющая действительность своими свойствами. Происходит конструирование реальности при помощи средства массовой коммуникации, а те, таким образом, формируют свое, мифологическое пространство. Исходя из этого, Г.Маклюэн на первый план выдвигает миф, как наиболее органичный для человека, живущего в условиях электронного окружения, способ восприятия мира. В мифотворчестве функционирования средств массовой коммуникации телевидение воспринимается как вещь, порождающая реальную телевизионную практику. Для телевизионного поколения само собой разумеющимися становятся убеждения, что средства массовой коммуникации вездесущи, всемогущи, всезнающи. Через средства массовой коммуникации потребитель проникается иллюзией собственной исключительности и ума. Однако, усматривая в телевизионном поколении позитивные установки, Г.Маклюэн довольно пессиместично отзывался о его практических достижениях. Телевизионное поколение, по мнению Г.Маклюэна, с одной стороны, -творец настоящего, а, с другой, — жертва «одноглазого дракона».

Свою задачу в исследовании роли средств массовой коммуникации Г.Маклюэн видел в том, чтобы понять развитие элементов культуры как совокупности средств общения. Смена исторических эпох рассматривается им как переворот в развитии культуры, как смена типов коммуникации. Новое средство общения, понимаемое Г.Маклюэном как технологическое продолжение органов человеческого тела, оказывает обратное воздействие на человека. Полностью меняется весь сенсорный баланс — соотношение органов чувств в восприятии действительности, жизненный стиль, ценности, формы организации общества. Так, если эпоха племенного человека характеризовалась стесняющим общение господством устной речи, слиянием слова и дела, то распространение книгопечатания привело к торжеству визуального восприятия, формированию национальных языков и государств, промышленной революции. И в результате — к разобщающей людей узкой специализации. Индустриальный человек оказался подвержен массированному воздействию средств массовой коммуникации. Современная эпоха, по мнению Г. Маклюэна, началась с появления электричества. С помощью средств массовой коммуникации электричество мгновенно связывает людей в такое глобальное пространство, где все оказываются взаимосвязанными друг с другом. Любой участник общения имеет возможность связаться с неограниченным числом реципиентов. Средства массовой коммуникации начинают выполнять функции идеологического, политического влияния, организации, информирования, просвещения, развлечения, поддержания социальной общности.

Соответственно вышеназванным подходам к пониманию сущности массовой коммуникации возникли и её теории. Так, ТЕОРИЯ МАССОВОГО ОБЩЕСТВА называет СМИ социальным институтом, а основные ее положения таковы:

  • СМИ имеет силу прямого воздействия на умы средних людей;
  • это злая опасная сила, за которой нужен постоянный контроль;
  • СМИ разлагают сознание людей, что приводит к негативным личностным и социальным последствиям;
  • массы отрываются СМИ от традиционных социальных институтов, защищавших их от манипуляций;
  • СМИ инициируют хаос, что чревато установлением тоталитарного порядка;
  • массмедиа подрывают высшие формы культуры и ведут цивилизацию к упадку.

Ожесточенные споры сторонников и противников этой теории продолжаются и сегодня, хотя о деградации общества под влиянием СМИ речи уже не идет. Тоталитаризм возможен, но не является неизбежным. Социальный и культурный хаос пока еще не состоялся.

В рамках концепции массового общества возникло несколько конкретных теорий о влиянии СМИ на людей. Необходимо упомянуть о некоторых из них. Теория пропаганды. Масс медиа рассматривались как средства манипулирования общественным сознанием. Сам термин обозначал у иезуитов в XVI веке распространение веры с целью изменения мировоззрения и образа жизни. Цель оправдывает средства и надо любыми способами убедить людей отказаться от «неправильных» идей и принять то, что предлагается пропагандистом. СМИ также играют пропагандистскую роль.

Пропаганда делится на белую, серую и черную. Белая пропаганда включает намеренное подавление потенциально вредной информации и идей, комбинируемая с продвижением позитивной информации, которая отвлекает внимание от реальных проблем. Серая пропаганда включает в себя передачу как ложных, так и истинных идей. А черная — это преднамеренная передача лжи, решающая стратегические задач. Пример последней в полной мере продемонстрировали нацисты.

Применительно к «паблик рилейшнз» также употребляются слова «белый» и «черный», хотя значения их не совпадают с содержанием пропаганды. В то же время элементы всех видов пропаганды можно обнаружить в СО, особенно в сфере политики.

Теория магической пули. Эффект воздействия СМИ на сознание средних людей аналогичен пуле. Сообщение проникает в мозг и трансформирует мысли и эмоции человека. Обычные люди не могут сопротивляться данному явлению. В этом заключается магическая сила СМИ. Классическим аргументом в пользу этой теории является эффект от передачи по радио в 1938 году текста Г. Уэллса о высадке марсиан на землю. Многие американцы, не зная, что это литературный текст, восприняли его как сообщение о реальном событии, что привело к массовой панике.

Теория научной пропаганды Г. Лассуэлла. Власть пропаганды, по его мнению, связана не столько с содержанием сообщений, сколько с внутренним беспокойством людей. Если жизнь становится нестабильной, тревожной, то в этих условиях могут сработать даже грубые формы пропаганды. Простая теория «магической пули» отвергается. Считается, что «хорошая» пропаганда должна осторожно готовить людей к принятию идей и действий. Нужна хорошо подготовленная долговременная стратегическая кампания по культивированию новых идей и образов. В случае успеха создаются эмоционально сильные коллективные символы, которые могут стимулировать благоприятные массовые действия.

Теория формирования общественного мнения. Исходит из идеи несоответствия, разрыва между внешним миром и образами в наших головах. Возможности большинства управлять собой ограничены. Отсюда беспокойство о жизнеспособности демократии и роли СМИ, а также контроль над прессой, поскольку самоцензурой в СМИ ограничиться нельзя. Нужна власть умной демократии — научной элиты, которая на научной основе отделяет факты от фикций и принимает правильные решения о том, кто какие сообщения должен получать. Необходим орган из интеллигенции, который стоял бы над правительством, оценивал информацию и распределял се между элитами и народом, запрещая выпуск вредной, которую лучше не знать.

Жизнь показала утопичность этих идей, а опыт партийного контроля над СМИ в СССР доказал, что она несет, в конце концов, больше минусов, чем плюсов, и не выдерживает испытания временем.

Теория социальной ответственности СМИ. В борьбе за свободу прессы и ее подчинения обществу возникла теория социальной ответственности массовой коммуникации со следующими принципами:

  • медиа должны брать на себя и нести ответственность перед обществом;
  • эта ответственность должна быть связана с соблюдением правдивости, точности, объективности и баланса информации;
  • в рамках этих обязательств СМИ самоуправляются на основе законов;
  • они должны избегать всего, что ведет к преступлениям, насилию, беспорядкам, унижению меньшинств;
  • медиа должны быть плюралистичными и отражать разнообразие интересов в обществе, предоставляя место разным точкам зрения и их критике;
  • общество и общественность вправе ожидать от СМИ высокого уровня профессионализма, а вмешательство в их работу возможно только с позиций обеспечения общественной пользы;
  • журналисты и другие медиаспециалисты несут ответственность перед обществом, а также перед своими служащими и рынком.

Процесс реализации этого в целом правильного подхода сталкивается со стремлением журналистов к максимальной свободе, а государственной бюрократии — к ограничению и контролю. Оптимальный путь массовой коммуникации — пройти между Сциллой и Харибдой так, чтобы выдержать требования социальной ответственности в условиях свободы творчества. В основу теории ограниченного влияния СМИ были положены результаты исследований, проведенных в 1945 -1960-х годах:

  • было установлено, что СМИ редко имеют прямое влияние на индивидов. Люди обсуждают информацию с теми людьми, которым доверяют, советуются с близкими, друзьями, с коллегами на работе;
  • имеется двухшаговое влияние на людей через лидеров мнений;
  • на большую часть людей оказывают сильное влияние политические партии и религиозные организации;
  • прямые медиаэффекты есть, но они значительно скромнее по своим масштабам, чем это кажется. В кризисное время они возрастают, охватывая большее число людей, а в обычное, спокойное время они ослабляются, влияя на небольшие группы по интересам.

На восприятие информационных потоков воздействуют такие факторы, как уровень образования, объем сообщений, интерес к новостям, совпадение или отличие позиций, обсуждение новостей с другими людьми. Так, в частности, неприятную информацию люди могут не воспринимать, переделать на свой лад или стараются поскорее забыть. В первую очередь они обращают внимание на то, что им нравится и совпадает с их чувствами и убеждениями.

Теория двухступенчатого распространения информации утверждает, что на людей и их мнения влияют главным образом лидеры мнений — люди, обладающие авторитетом в тех или иных вопросах. Могут быть абсолютные лидеры, которым доверяют во всем, и относительные, к которым обращаются как к специалистам по определенным вопросам.

В 1974 году группа ученых выдвинула теорию полезности СМИ, суть которой можно представить в пяти основных положениях:

  • массы активно пользуются СМИ в соответствии со своими целями;
  • инициатива в выборе СМИ принадлежит самому человеку;
  • отдельные СМИ конкурируют между собой за удовлетворение потребностей аудитории;
  • люди достаточно хорошо представляют, что и почему интересует их в СМИ и то, что они от них получают;
  • люди могут использовать одну и ту же информацию по-разному. Их суждения об этой информации различаются в соответствии с их ценностями.

Теория зависимости доказывает, что СМИ зависят от удовлетворения потребностей и интересов людей. И чем лучше они это делают, тем сильнее влияют на них. Чем больше у людей потребность в СМИ, тем выше вероятность эффективности СМИ, с точки зрения их влияния на аудиторию. Эта связь ярко проявляется в кризисных ситуациях. Теория выбора повестки дня конкретизирует активное отношение к СМИ через выбор интересующих человека проблем, составляющих его «повестку дня». Между новостями в СМИ и «повесткой дня» конкретного человека существует определенная степень соответствия. Чем она больше, тем сильнее воздействие СМИ. Теневые стороны массовой коммуникации были вскрыты «спиралью умолчания» Э. Ноэль-Нойман. Ее идеи можно представить следующим образом:

  • у индивидов есть свои мнения;
  • они не будут их выражать, если большинство имеет другие, опасаясь изоляции;
  • СМИ свойственно нарушать плюрализм мнений с уклоном в позиции журналистов, которые представляют их как отражающие интересы общества;
  • группы умолчания не выступают открыто против, хотя внутренне не согласны с какими-то идеями;
  • общество подвергается манипулированию, а оппозиция этому не противодействует и отказывается от открытой борьбы.

Для нормального развития демократического общества необходимо, чтобы люди не уходили в «спираль умолчания», а открыто выступали со своими идеями.

  • из СМИ люди узнают самое общее;
  • небольшая группа (инноваторов) принимает эти идеи;
  • об этом узнают лидеры мнений;
  • если они находят идеи полезными, то подключают к ним друзей и последователей;
  • затем их принимает большинство, а последними присоединяются самые консервативные.

Теория диффузии доказывает необходимость подготовки агентов влияния для распространения нового. Она используется в маркетинге и продвижении известности в ПР.

Теория усиления отводит СМИ роль усилителя существующих позиций и поведения, но не их изменения. Причем влияние СМИ осуществляется не прямо, а через социальный статус, группу, образование, ценностные установки.

В той или иной мере эти и другие теории развивались в рамках парадигмы ограниченных эффектов СМИ, для которой свойственны следующие положения:

  • теория должна опираться на результаты эмпирических исследований роли СМИ в обществе. При этом уже известно, что они преимущественно усиливают существующие тенденции и только изредка инициируют социальные изменения. Последний пример — роль СМИ в перестройке и начале реформ в России;
  • когда СМИ вызывают социальные изменения, они часто разрушают стабильный порядок и обостряют социальные проблемы. В этом проявляется опасная разрушительная сила СМИ;
  • роль СМИ в жизни людей ограничена, но для некоторых типов и групп она может быть дисфункциональной;
  • одновременно СМИ помогают сохранению существующей социальной и политической системы.

Таким образом, мы видим, что как нет единой теории коммуникации вообще, так нет и единой теории массовой коммуникации, хотя самих теории и существует предостаточно. На уровне художественного восприятия сложности данной проблемы лучше всего будет посмотреть американский художественный фильм «Переключая каналы», в котором вы самым наглядным образом увидите конкретное и зримое воплощение многих из представленных здесь теорий.

Ключевые слова: Коммуникация

Источник: Основы теории коммуникации — УП — Шпаковская-Шпаковский — 2006

Материалы по теме

Культура и социальная коммуникация

Соколов А.В., Введение и теорию социальной коммуникации

Тест оценки коммуникативных умений собеседника

Долгова В. И., Мельник Е. В. Эмпатия и коммуникативная компетентность. Челябинск, 2007.

Развитие коммуникации в филогенезе

Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010

Межгрупповое взаимодействие и его феномены

Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии

Внешний и внутренний конформизм

Горбунова М. Ю., Социальная психология

Текст как коммуникативный знак высшего порядка

Адамьянц Т.З., Социальная коммуникация

Коммуникативные механизмы понимания: знак, значение, смысл

Адамьянц Т.З., Социальная коммуникация

Документальная коммуникация

Соколов А.В., Введение и теорию социальной коммуникации

Список теорий

Реклама, общественные отношения, маркетинг и поведение потребителей
  • Теория общения. Поведение
  • Модель Лассуэлла
  • Теория социального маркетинга
  • Эффект ореола на окружающих нас людей – объяснение на примерах

Деловое общение
  • Письмо агентству
  • Письмо-запрос о назначении
  • Являются ли письма-запросы «хорошими новостями» или нет?
  • Банковская корреспонденция. 0008
  • Краткость/Краткость для эффективного делового общения
  • Конкретность для эффективного делового общения
  • Внимание/отношение к себе для эффективного делового общения
  • Скоординированное управление смыслом
  • Правильность/точность для эффективного делового общения
  • Вежливость для эффективного делового общения Связь
  • Письмо-запрос о кредите
  • Различные виды писем-запросов
  • Особенности делового общения
  • Официальные и неофициальные письма
  • Функции делового письма
  • Письма с хорошими новостями и письма с плохими новостями
  • Письма о доброй репутации (письма по связям с общественностью)
  • Руководство по деловому общению
  • Руководство по успешному устному общению
  • Import-Exportence
  • Важность коммуникации
  • Важность коммуникации для организаций или важность деловой коммуникации
  • Важность планирования в деловом общении
  • Важные особенности письма-запроса
  • Страховая переписка
  • Виды делового письма по содержанию
  • Виды (типы) общения, используемые бизнес-организациями цели (Друкер)
  • Потребность в деловом письме
  • Устное общение в деловых ситуациях
  • Письма-заказы
  • Теория организационного контроля
  • Ответы на запросы
  • Ответы на жалобы / корректировки
  • Ответ на заказ
  • Рекламные письма
  • Научный менеджмент | Тейлоризм
  • Теория социального маркетинга
  • Цели делового общения
  • 7 принципов эффективного общения – объяснение с примерами
  • Что такое письмо-запрос?
  • что такое письмо?
  • Когда пишется или отправляется письмо-запрос?

Communication / General
  • Язык тела
  • Цикл связи / Процесс общения
  • Творчество в группах
  • Определения коммуникации
  • Эффективные коммуникации
  • Эффективные навыки слушания
  • ЭТНЕГРАФИЯ
  • Формы Общение
  • Тактильное общение
  • Как положительные аффирмации мотивируют на достижение целей
  • Важность общения
  • Значение выражений лица в общении
  • Наиболее важные социальные навыки – объяснение с примерами
  • Невербальное общение
  • Образцы общения
  • Проксемика и ее типы – объяснение с примерами

    7 Освоение второго языка

    8

  • Социальный дарвинизм
  • Теория социального проникновения – сближение людей
  • 7 принципов эффективного общения – объяснение с примерами
  • Типы общения
  • Типы вербального общения
  • Вербальное и невербальное общение с примерами
  • что такое общение?
  • Зачем мы общаемся?

Коммуникативные барьеры
  • Барьеры, вызванные различным восприятием реальности
  • Барьеры в общении
  • Барьеры в эффективном общении
  • Барьеры в письменном общении
  • Язык тела как
  • 0008
  • Причины психологических барьеров — определение и примеры
  • Культурные барьеры связи
  • Языковые барьеры в связи
  • Средство общения — неправильный выбор в качестве барьера
  • Mis Communication
  • Физические/экологические барьеры
  • Психологические/аттюзиальные барьеры
  • .
  • Семантические барьеры

Общение на практике
  • Как положительные утверждения мотивируют на достижение целей
  • Как преодолеть межличностные навыки общения на рабочем месте
  • Навыки решения проблем
  • Навыки межличностного общения на рабочем месте
  • Manager Communication Skills
  • Типы Tips Tips and Crics для улучшения мышления

Модели коммуникации

Модель общения Аристотеля
  • Модель общения Берло SMCR
  • Модель общения Де Флера
  • Duck’s Relationship Filtering Model
  • Elaboration Likelihood Model
  • Fisher’s Model – Small Group Communication
  • GateKeeping Theory
  • Gerbner’s General Model
  • Helical Model of Communication
  • Knapp’s Relationship Model
  • Lasswell’s model
  • Mental Model
  • OSGOOD — МОДЕЛЬ ОБЩЕНИЯ ШРАММА
  • Модель Пула – Общение в малых группах
  • Модель пропаганды
  • Riley & Riley Model of Communication
  • Shannon and Weaver Model of Communication
  • SMCR MODEL
  • The Johari Window Model
  • The Newcomb’s Model
  • Westley and MacLean’s Model of Communication
  • Cultural Communication
    • ACT Теория общения
    • Теория общения, приспособления
    • Межкультурная коммуникация
    • Теория культивирования
    • Теория культурной теории идентичности
    • Теория лицевой неготиции
    • Теория разрыва знаний
    • Теория зависимости средств массовой информации
    • Теория средней теории
    • Теория модернизации
    • Модернизм
    • Теория группы
    • Постмодернизм
    • Соокультуральная теория
    • . Теория
    • Викторианство

    Развитие коммуникаций
    • Распространение инноваций Теория

    Экономика
    • Концепция теории игр – Джон фон Нейман
    • Мальтузианская теория народонаселения | Thomas Malthus

    Групповая связь
    • Модель связи Аристотеля
    • Теория заражения
    • Творчество в группах
    • Модель Фишера — Коммуникация в малой группе
    • Групповая группа
    • Групповая теория
    • Модель POOLE — Small Group
    • Групповая теория
    • — Small Group Group
    • .0008
    • Riley & Riley Model of Communication
    • Теория социальной идентичности
    • Модель окна Джохари
    • Теория Tubb- Коммуникация в малой группе

    Межкультурная коммуникация
    • Межоллекционная теория
    • .
    • Социальная поддержка

    Межличностное общение
    • Модель AIDA
    • Управление гневом — методы, советы и терапия
    • Теория аргументации
    • Напоритивные коммуникации — как практиковать ежедневную (советы)
    • Теория привязанности
    • Теория атрибуции
    • СООДЕЛИ БЕРЛО модели общения
    • Классическая рисовальная теория
    • когнитивный Теория диссонанса – примеры из реальной жизни
    • Теория управления конфиденциальностью при общении – раскрытие информации
    • Концепция эмоционального интеллекта (EI) – высокий и низкий EQ
    • Теория заражения
    • Теория разговора
    • Координированное управление значением
    • DE Fleur Модель связи
    • Теория лицевой неготификации
    • Haptic Communication
    • I и Thou
    • Теория управления идентичностью
    • Интерперсональная общение
    • . Теория межличностного общения
    • Модель отношений Кнаппа
    • Теория языковых ожиданий
    • Наиболее важные социальные навыки- объяснено примерами
    • Модель связи Осгуд-Шрамм
    • Теория реляционной диалектики
    • Семь стратегии для улучшения эмоционального интеллекта
    • Shannon и ткач-модель коммуникации
    • Модель SMCR
    • Социальная теория обмена. Отношения
    • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
    • Социальный интеллект – умение слушать и понимать других
    • Теория социального проникновения — сближая людей с приближением
    • Westley и Maclean’s Model of Communication

    Массовая связь
    • Установка повестки дня
    • Модель коммуникации Аристотеля
    • DE Модель коммуникации
    • Развлекательное образование
    • Функции массовой коммуникации
    • Теория привратника
    • Общая модель Гербнера
    • Теория разрыва знаний
    • Модель Lasswell’s Model
    • Либертарианская теория
    • Теория ограниченных эффектов
    • Волшебная пуля или теория общения
    • Теория зависимости
    • Теория болезни медиа
    • Теория богатства медиа
    • ТЕОРИЯ СРЕДСТВ
    • Теория управления настроением
    • Нормативная теория — четыре теории прессы
    • Теория игры
    • Теория приема
    • Модель связи Райли и Райли
    • Теория социальной ответственности
    • Теория советских СМИ
    • Технологический детерминизм
    • Спиральный Теория
    • Теория двухступенчатого потока
    • Теория использования и удовлетворения
    • Модель общения Уэстли и Маклина

    Организационная коммуникация
    • Теория коммуникации Акта
    • Коммуникационная теория Управления конфиденциальностью информации
    • Теория непредвиденных обстоятельств
    • Творчество в группах
    • СТИЦИЯ НАМЕРИЯ
    • Групповое мышление
    • Эффект ястребов
    • СТИЛИ ЛИДЕР
    • 88888888888888 гг.
    • Управление по целям (Друкер)
    • Теория организационной информации
    • Научный менеджмент | Тейлоризм
    • Лидерство слуги
    • Теория системы
    • Теория X и теория Y
    • Теория Z
    • Теория транзакционного лидерства
    • Теория трансформационного лидерства
    • Теория мотивации мотивации

    Политическое сообщение
      9000 70007

      9
    • Авторитарная теория
    • Демократическая теория мира
    • Либертарианская теория
    • Теория болезни СМИ
    • Нормативная теория — четыре теории прессы
    • Propaganda Model
    • Социальный дарвинизм
    • Теория социальной ответственности
    • Теория советских средств массовой информации
    • Понимание социального влияния и социальной власти

    Психология, поведенческая и социальная наука
  • 0009

    , поведенческая и социальная наука 9000 9000
  • , поведенческая и социальная наука 9000
  • . ACT Теория общения
  • Теория обучения взрослых
  • Модель AIDA
  • Теория эффекта алфавита
  • Управление гневом — методы, советы и терапия
  • Теория аргументации
  • Теория возбуждения
  • Устойчивое общение — как практиковать ежедневную (кончики)
  • Теория привязанности
  • Классионерская теория
  • B.F. Теория Оператора
  • . – Эксперимент «Собаки Павлова»
  • КЛАССИЧЕСКАЯ РИТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
  • Теория когнитивного развития
  • Теория когнитивного диссонанса – примеры из жизни
  • Когнитивные искажения и как КПТ помогает их преодолеть?
  • Теория размещения коммуникации
  • Компьютерная связь
  • Концепция эмоционального интеллекта (EI)- высокий и низкий уравнение
  • Constructivism
  • Теория конфликтов
  • Теория контроля
  • Анализ разговоров
  • Теория разговора
  • COOLE. – Восприятие других о нас
  • Критическая расовая теория
  • Теория культивирования
  • Теория эффекта смещения
  • Драматургия
  • Теория диска
  • Модель фильтрации отношений утки
  • Модель в малой группе. и СМИ
  • Теория великого человека
  • Теория заземления
  • Групповое мышление
  • Модель убеждений здоровья
  • Hermeneutics
  • Как смещение подтверждения влияет на принятие решений
  • Как теория подталкивания влияет на поведение
  • Теория инокуляции
  • Интерсекция
  • Gean Piage-Стадии когнитивного развития. Теория
  • Теория языковых ожиданий
  • Теория ограниченных эффектов
  • ВОЛШЕБНАЯ ПУЛЯ ИЛИ ПОДКОЖНАЯ ИГЛА ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ
  • Марксистская теория отчуждения
  • Иерархия потребностей Маслоу в мотивации
  • Mental Model
  • Теория моделирования
  • Теория модернизации
  • Модернизм
  • Теория управления настроением
  • Группа
  • Организационная теория информации
  • PIRCE Модель
  • 70007 7000777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777 гг. Позитивная психология
  • Постмодернизм
  • Прайминг
  • Теория защитной мотивации
  • Психоаналитическая теория общения
  • Теория приема
  • Регуляторная теория фокуса
  • Теория реляционных кадров
  • Роршах эксперименты
  • Теория самоопределения и мотивация
  • Теория самоэффективности
  • Семь Теория поддержания отношений
  • Социальная фасилитация
  • Социальный интеллект – умение слушать и понимать других
  • Социальная поддержка
  • Социокультурная теория
  • Теория символического взаимодействия
  • Большая пятерка фактор модель
  • Эффект свидетеля
  • Эффект ореола на людей вокруг нас — объяснено с примерами
  • Теория спирали молчания
  • Теория точки зрения
  • Теория цифрового разрыва
  • ТЕОРИЯ РАЗУМНЫХ ДЕЙСТВИЙ
  • Теория черт характера / Теория диспозиции
  • Транстеоретическая модель изменения поведения с примерами
  • Теория двухэтапного потока
  • Типы мышления: советы и приемы для улучшения навыков мышления
  • Понимание социального влияния и социальной власти
  • и 9008 теория использует
  • Викторианство
  • Что такое схема Теория: типы и характеристики
  • Технические коммуникации
    • Computer Mediated Communication
    • Diffusion of Innovation Theory
    • SPEECH ACT THEORY

    Visual Communication
    • Alphabet Effect Theory
    • Entertainment Education
    • Face-Negotiation Theory
    • Framing
    • Media Malaise Theory
    • Minimalism
    • Эксперименты Роршаха

    Теория адаптации к общению

    Введение

    Приспособление к общению — это теория общения, в которой особое внимание уделяется приспособлениям, которые люди делают во время общения. Говард Джайлс, профессор коммуникации в Калифорнийском университете, разработал теорию, которая, по его словам, заключается в том, что люди пытаются подчеркнуть или свести к минимуму социальные различия между другими людьми, с которыми они взаимодействуют. Факторами, которые приводят к активности аккомодации, являются приспособления, которые могут осуществляться посредством вербального общения или посредством жестов. Теория была разработана на основе теории регулировки речи, которая демонстрирует ценность психологических концепций для понимания динамики речи. Но теория охватывает больше областей, таких как невербальные действия и жесты.

    *Interactant – Слово относится к близким отношениям друг с другом с их общением.

    Теория

    Теория коммуникативной аккомодации разрабатывает человеческую тенденцию корректировать свое поведение во время взаимодействия. Причина такого поведения объясняется стремлением контролировать социальные различия между взаимодействующими лицами. Люди приспосабливают свою коммуникативную деятельность, чтобы получить одобрение и создать положительный образ перед взаимодействующим лицом. Среда, в которой они взаимодействуют, также влияет на коммуникативное поведение.

    В этой теории объясняются два типа процесса приспособления

    • Конвергенция – конвергенция – это процесс, при котором люди склонны адаптировать коммуникативные характеристики другого человека для уменьшения социальных различий
    • Дивергенция — процесс противоречит методу адаптации и в этом контексте индивидуальный акцент делается на социальных различиях и невербальных различиях между взаимодействующими.

    Эти два процесса обычно зависят от характеристик взаимодействующего вещества. Люди приспосабливались к общению, общаясь с человеком, который имеет более высокие стандарты и другие характеристики, которые, по их мнению, лучше их. А дивергент демонстрирует противоположную характеристику, поскольку подчеркивает разницу между близкими отношениями друг с другом. Теория приспособления к общению находится под влиянием социальной психологии и основывается на четырех основных допущениях 9.0837

    • При общении будут сходства и различия в речи и поведении. Характеристики, которые проявляют люди, основаны на нашем опыте и культурном происхождении, в котором мы выросли в
    • году.
    • Разговор оценивается по пониманию восприятия речи и поведения собеседника. Путем оценки люди решают приспособиться и вписаться в
    • Социальный статус и принадлежность определяются языком и поведением. Во время общения люди склонны приспосабливаться к поведению тех, кто находится в более высоком социальном статусе, чем они
    • Нормы
    • регулируют процесс приспособления, который различается по степени целесообразности. Нормы определяют поведение людей, и ожидается, что они будут действовать соответственно

    Применение

    Теория приспособления к общению применима в различных процессах общения. В организации приспособление для общения можно использовать для эффективного общения между сотрудниками, а также для их адаптации при общении со старшим сотрудником.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts