Комплекс электры в психологии: Женский миф сквозь западное воображение • Катер Н., купить по низкой цене, читать отзывы в Book24.ru • Эксмо-АСТ • ISBN 978-5-521-16407-3, p6576911

Катер Нэнси — МААП

«Комплекс Электры в психологии женщины»

Нэнси Катер

Глава вторая

Электра и современная психология

 

«Каждая женщина на кушетке в какой-то степени Клитемнестра или Электра, или на более глубоком уровне обе».

Нини Херман, «Вечный ребенок: диада мать-дочь».

 

История термина «комплекс Электры»

Зигмунд Фрейд впервые использовал греческую мифологию для того, чтобы разъяснить современную теорию психоанализа. Наиболее известное его исследование – миф об Эдипе, который иллюстрирует теорию психологического развития. Эдип в неведении убивает своего отца Лая и спит со своей матерью Иокастой. Эдипов комплекс, центральный во фрейдистской теории, рассматривает инцестуозные желания ребенка, направленные на собственных родителей, и последующие чувства вины и страха, возникающие из-за этих инцестуозных желаний.

В «Теории психоанализа», написанной в 1913 году, Юнг предлагает использовать термин «комплекс Электры» для того, чтобы описать эдипальную  стадию развития у девочек, стадию, в которой «дочь развивает особую привязанность к своему отцу с соответствующим ревностным отношением к матери». Юнг объясняет использование этого термина: «Как известно, Электра мстит своей матери за то, что она убила своего мужа, Агамемнона, и тем украла у Электры ее любимого отца».

Юнг снова использует термин «комплекс Электры» несколько лет спустя, и снова в связи с Фрейдом, когда он описывает использование Фрейдом мифа, чтобы описать динамику инцеста. Юнг пишет:

«Даже Фрейд не удержался от того, чтобы провести сравнение между инцестуозным комплексом, который часто обнаруживается в неврозе и мифологическим мотивом, подобрав этому подходящее название – Эдипов комплекс. Эта идея ни в коем случае не является единственной. Нам нужно выбрать другое название для соответствующей идеи в женской психологии, к примеру, комплекс Электры, как я предлагал несколько лет назад».

Однако Фрейд отверг предложение Юнга использовать термин комплекс Электры, предпочитая называть эту стадию раннего развития у женщин просто женским Эдиповым комплексом. В 1920 году Фрейд писал: «Я не вижу никакого смысла или пользы внедрять термин комплекс Электры и не поддерживаю его использование». Его поздние работы, в частности «Женская сексуальность», написанная в 1931 году, говорят о том, что он отверг этот термин, потому что он думал, что он подчеркивает схожесть между психологическим развитием мальчиков и девочек, которой не существовало. Фрейд пишет:

«Сложилось впечатление, что наши рассуждения об Эдиповом комплексе применяются строго только к мальчикам, поэтому мы вправе отвергнуть термин комплекс Электры, который подчеркивает аналогию между двумя полами».

Далее в своем труде он обновляет свою теорию психологического развития женщин, акцентируя внимание на важности доэдиповой привязанности девочки к своей матери и отличиях девочек от мальчиков в реакциях на те проблемы, которые возникают на Эдипальной стадии развития.

Миф об Электре в работах Отто Ранка,

 Мелани Кляйн и других неюнгианских психологов

 

Другие неюнгианские психологи также писали о мифе об Электры. Отто Ранк использует фрейдистскую психоаналитическую точку зрения, чтобы обратить внимание на Эдипов комплекс, как он проявляется в мифах об Электре и ее предков в книге «Тема инцеста в литературе и легендах: основы психологии литературного творчества». Эта всесторонняя работа анализирует тему инцеста, как она появляется в западной литературе, мифологии и фольклоре, и исследует его важность в развитии литературного творчества.

Мелани Кляйн в своей работе «Некоторые размышления об Орестее» интерпретирует составляющие мифы об Электре с теоретической точки зрения объектных отношений, фокусируясь на фазах развития, которые она называет параноидно-шизоидной позицией и депрессивной позицией. Однако, она применяет свои понятия к Агамемнону, Клитемнестре и Оресту, а не к Электре.

Ричард Д. Чессик писал о мифе об Электре с точки зрения Хайнца Кохута и Жака Лакана. Используя оперу Ричарда Штрауса «Электра», он исследует архаические доэдипальные проблемы, включая расщепление, нарциссическую ярость и параноидную месть.

Психологи Джеф Ричардс и Джен Гудвин фокусировались на фантазиях мести Электры об убийстве ее матери. Они заметили, что такие же фантазии проявляются у сегодняшних подростков, которые, как и Электра: 1) стали свидетелями насилия; 2) имеют неразрешенное горе по поводу ранней потери родительской фигуры; 3) пережили чувство беспомощности и безнадежности; 4) имеют материнскую фигуру с историей насилия, которая мешает ее способности помогать ребенку.

Другие использовали миф об Электре для того, чтобы исследовать психопатологию матереубийства.  Л.Х. Рубинштейн в своем труде «Тема Электры и Ореста: вклад в психопатологию матереубийства» анализирует несколько современных версий этой истории – «Гамлет» Шекспира (Орест иногда рассматривается как предшественник Гамлета) и работы Юджина О’Нила, Жана Поля Сартра и других. Он рассматривает, как разные роли, которые играют Электра и Орест в матереубийстве, отражают различные доэдипальные и эдипальные конфликты.

Психотерапевт Нина Герман анализирует отношения между Клитемнестрой и Электрой в книге «Вечный ребенок: Диада матерь-дочь». Она подчеркивает, что ненависть Электры к Клитемнестре происходит больше из ее чувства отверженности Клитемнестрой в младенчестве, чем из того, что Клитемнестра убила ее отца. Герман отмечает, что за Электрой следила няня, а не Клитемнестра, и что небольшое место в привязанности ее матери уменьшилось еще больше после того, как родился Орест. И когда Агамемнон ушел на войну с Троей, а Ореста отослали из дворца, ее мать все еще не принадлежала Электре. Вместо этого, у Клитемнестры начался роман с Эгисфом, что еще более обострило враждебность Электры. Герман также предполагает, что до того момента, когда она убивает Клитемнестру, у Электры были амбивалентные чувства по отношению к матери, и она все еще искала близости или признания от нее. Но Клитемнестра продолжает разочаровывать Электру и благоволит Эгисфу.

Герман сочувствующе смотрит на Клитемнестру. Она указывает, что помимо потери Ифигении, Клитемнестра была расстроена из-за того, что Агамемнон покинул ее, чтобы воевать за Трою, и была опустошена множеством жизней, потерянных в Троянской войне.

Миф об Электре в работах женщин ученых:

Кристин Даунинг, Филлис Честер, Элен Сиксу и Камилла Палья

Женщины ученые так же изучали миф об Электре и его психологические последствия. Кристин Даунинг в своей работе «Сестры Психеи: изобретая заново смысл сестринства» исследует природу сестринских отношений, которые  существовали между Клитемнестрой и Еленой  и между Электрой и Ифигенией. Филлис Честер в книге «Ненависть к матери и обвинение матери: что сделала Электра с Клитемнестрой» использует отношение Электры к Клитемнестре в качестве примера того, как женщины, которые интернализировали патриархальную ненависть к женщинам, предают других женщин. Французская феминистка, Элен Сиксу обсуждает Электру в «Выходы: атаки, выход из положения, нападения». Она видит оправдание Ореста за матереубийство в том, что он обозначил конец матриархата. Она рассматривает Электру, которая поддержала убийство «лидера фаллократов», и как ту, которая «освещает путь и открывает уход от патриархальности». Культурный критик Камилла Палья также касается мифа об Электре в «Сексуальный образ: искусство и декаданс от Нефертити до Эмили Дикинсон». Как и Сиксу, она делает вывод, что миф об Электре представляет собой «сексистский переход от матриархата к патриархату».

 

Миф об Электре и юнгианская психология

 

Ни Юнг, ни постъюнгианская школа архетипической психологии не предлагали интерпретаций мифа об Электре. Юнг полагался на другие мифы для того, чтобы представить метафоры психологического развития женщин, в частности миф о Деметре и Персефоне.

Последователи Юнга также фокусировались на других мифах, а не на мифе об Электре, описывая женскую психологию. Эрик Нойман использует миф о Психее и Эросе в своей книге «Эрос и Психея: Психическое развитие женщин, комментарий к истории Апулея». Сильвия Бринтон Перера привлекает шумерскую богиню Иннану в своей книге «Происхождение богини: путь инициации для женщин». Джин Шинода Болен призывает к нордической мифологии в своей «Кольцо силы: Брошенный ребенок, Авторитарный отец, Лишенная власти женщина – Юнгианское понимание цикла Вагнера». Мэрион Вудман в своей книге «Страсть к совершенству. Юнгианское понимание зависимости» рассматривает греческий миф об Афине, Медузе и Персее. Нэнси Коуллз-Корбетт также использует другие греческие мифы, помимо мифа об Электре, чтобы объяснить женскую психологию в книге «Святая проститутка. Архетип вечной женственности».

В качестве альтернативы юнгианцы использовали сказки для описания психологического развития женщин. Мария-Луиза фон Франц очень широко осветила эту тему в «Интерпретация сказок. Женщины  в сказках» и в «Тень и Зло в сказках». Другие юнгианцы последовали ее примеру. Их работы включают «Золушка и ее сестры: те, кто завидуют и кому завидуют» Энн и Барри Уланов,  «Мать. Архетипический образ» Сибилл Бикхойзер-Оэри, «Истории о Психее: современные юнгианские интерпретации сказок» Лионела Корбетта и Мюррея Стайна и «Брошенный ребенок внутри: о потере и возрождении самооценки» Катрин Аспер.

Юнгианский аналитик Линда Леонард обсуждает аспекты мифа об Электре в «Эмоциональная женская травма».  Она выделяет два архетипических паттерна в женщинах с нарушенными отношениями со своими отцами: «пуэлла» или «вечная девочка» и «вооруженная амазонка». Во второй главе «Жертвоприношение дочери» она описывает приношение в жертву Ифигении Агамемноном, говоря о том, что миф отражает нарушенные отношения между мужчинами и женщинами, где мужчины верят, что они владеют женщинами и могут делать с ними что захотят. Она так же обсуждает Клитемнестру и Елену и роли, которые они играют в этой истории. Однако Леонард не описывает Электру и не считает ее «пуэллой»  или «вооруженной амазонкой».

Единственная статья об Электре с юнгианской точки зрения – это «Электра: темная сторона Луны» Шейлы Пауэл, опубликованная в 1993 году в «Журнале аналитической психологии».  Она обсуждает, как ослаблено психологическое развитие современных женщин, идентифицированных с Электрой.  Согласно Пауэл, психологическое развитие женщин разделено на три стадии. Первая включает в себя доэдипальную привязанность дочери к матери. Вторая сконцентрирована на идентификации дочери с отцом. В третьей стадии, девочка отделяется от своего отца, достигает собственного чувства идентичности женщины и возвращается к идентификации со своей матерью.

У современной женщины, идентифицированной с Электрой, могут возникнуть трудности на первой стадии, потому что она не сможет развить доэдипальную привязанность к матери, как не образовалось материнской связи между Клитемнестрой и Электрой.   Женщины, отождествляющиеся с Электрой, могут застрять и на второй стадии, характеризующейся идентификацией с отцом. Чтобы пройти эту ступень, женщине необходимо инкорпорировать собственную агрессию по отношению к мужчинам, чтобы смочь относиться к мужчинам как к равным. Из-за того, что такие женщины имеют тенденцию чрезмерно идентифицироваться с отцом, для них сложно принять агрессивную позицию и принести в жертву свои инцестуозные желания. Такие женщины не только не хотят отказываться от идеализированных представлений об отце, но сопротивляются идентификации с женщиной, потому что она представлена их матерью, которую они презирают, и с которой у них никогда не было хорошей связи на начальном этапе.

Единственная работа среди юнгианцев, которую я обнаружила, специально адресованная мифу об Электре, это неопубликованная диссертация Мириам Гомес де Фрейтас, написанная в 1979 году в период ее учебы в Институте К.Г. Юнга в Цюрихе.  Она приводит параллели между мифом об Электре и другими греческими мифами, сравнивая Электру с Афиной и Персефоной. Она рассказывает о том, как современная Электра, отрезанная от своей феминности из-за своих негативных отношений с матерью, может создать новый, позитивный образ женственности. Интересно, что де Фрейтас говорит, что такие женщины должны вначале соединиться с женственностью через вакхическую, хтоническую маскулинность.  Таким образом, она подчеркивает важность Гермеса в психологии женщины Электра. Далее она обсуждает развитие анимуса Электры в ее отношениях с Орестом и Агамемноном. 

Комплекс Электры — что это такое в психологии и как проявляется

Комплекс Электры – это бессознательное тяготение девочек к собственному отцу, наряду с враждебностью к матери и соперничеством с нею за его внимание. Развивается на фаллическом этапе созревания. До данной фазы кроха зачастую одинаково расположена к родителям. Однако взрослея, дочь начинает ощущать бессознательную тягу к отцу, стараясь быть неизменно рядом с ним, демонстрируя заботу. Согласно Фрейду подобное возникает вследствие обнаружения крохой гендерного различия органов. Она чувствует что-то сродни зависти, постепенно перерастающей в неосознанное половое тяготение к родителю мужского гендера. Одновременно зарождается и агрессия в отношении матери, поскольку именно её малышка обвиняет в собственном половом «несовершенстве».

Что это такое

Комплекс Электры можно считать зеркальным отражением Эдипова комплекса. Проще говоря, это состояние, заключающееся в особой привязанности девочек к родителю мужского гендера и яркой неприязни к матери.

Истоки проблемы также коренятся в античной мифологии. Собственно они стали базисом для отображения в современном представлении комплексов: Эдипа и Электры.

Первый – описывает сексуальное тяготение, испытуемое сыном к матери, на фоне ревностного, враждебного отношения к родителю. Обычно малыш вступает с отцом в конкуренцию, считая его недругом и борясь с ним за внимание родительницы.

Комплекс Электры в психологии у девочек, в свой черёд, являет собой женскую вариацию комплекса Эдипа, название которому впервые дал К. Юнг. Он основывался на схожести сюжета мифа про Электру, где последняя была излишне привязана к отцу, ненавидя при этом собственную мать.

Согласно психологическим исследованиям Комплекс Электры дебютирует зачастую приблизительно в пятилетнем периоде. Девочки на данном этапе становятся словно «хвостиками» отцов, воспринимая мать враждебно, поскольку она также претендует на отцовское внимание.

На подсознательном уровне подобное тяготение носит интимный подтекст, но в реальности обретает форму доверительного, тёплого и одновременно патологически-привязанного отношения дочки к родителю на фоне ревности, злости к родительнице. Между матерью и крохой утрачивается взаимосвязь, охладевают чувства.

Поскольку соратник Юнга, предложенное им название описываемого комплекса не признал, то комплекс Электры по Фрейду именуется женским Эдиповым комплексом.

Он утверждал, что эти комплексы являются базисами психоанализа. Согласно его воззрению большинство невротических расстройств формируется вследствие имеющегося бессознательного тяготения к родителю, противоположного гендера. Разрешение либо неуспешное закрытие этих комплексов непосредственно обуславливает дальнейшую психическую жизнь, присущую индивидам.

Также описываемые явления можно причислить к первым проявлениям детской сексуальности. В своих трудах учёный также отмечал, что приведённые комплексы непосредственно связаны с нравственностью и религиозностью взрослой личности. Психиатр утверждал, что именно эти приведённые комплексы становятся триггерами невротических недугов.

Как проявляется

Современная психология к фрейдовской трактовке рассматриваемого комплекса относится с толикой осторожности, так как сексуальную подоснову формирования расстройства считают неубедительной. Девочки гораздо позже мальчиков осознают собственные вторичные гендерные признаки и внимание они меньше на них обращают. Поэтому проявления сексуальности скорее напугают малышку, нежели породят у неё неотвязные положительные эмоции. Отсюда возникло несколько иное толкование данного комплекса. Без сомнения дочки вступают в противостояние с матерями из-за внимания отца, однако, лишь в случае ощущения бесконечного одиночества, считая родителя мужского гендера единственным близким.

К признакам анализируемого комплекса относятся нижеприведённые поведенческие проявления:

– гиперлюбовь к родителю мужского гендера;

– неизменные попытки вторжения во взаимоотношения родителей;

– агрессивные поступки, возникающие при уединении родителей, поцелуях, объятиях;

– подражание матери вследствие соперничества с нею;

– стремление переманить внимание родителя.

Комплекс Электры в психологии женщины причисляется к стадиям нормального психоэмоционального созревания. Однако если вследствие ряда факторов преодолеть его на детском этапе не получилось, то на взрослое бытие женщины он нередко оказывает отрицательное воздействие.

Повзрослевшие барышни, страдающие рассматриваемым комплексом, словно застыли в пубертатном периоде. Вследствие нерешённых проблем, связанных с родителем, они выстраивать адекватное взаимодействие с сильной половиной не способны, также нередко они не могут отыскать собственное место в бытие.

Непроработанный комплекс Электры приводит к обвинению взрослыми дочерьми собственных матерей, которых они считают виновными во всех проистекающих в их существовании проблемах. Также они подсознательно ожидают сказочного спасения. Выглядят такие дамы вполне уверенными, им нравится соперничать с мужчинами, нередко избирают исконно мужскую область деятельности. Однако подобная уверенность лишь скрывает маленькую девочку, ожидающую таинственного спасителя, похожего на отца и способного одолеть все неприятности.

Такие барышни довольно поздно вступают в узы Гименея либо остаются старыми девами, оправдываясь тем, что не существует достойного мужчины. Комплекс Электры может приводить к заключению брака с избранником значительно взрослее неё. Женщина в таком супруге видит отца, поэтому их взаимоотношения развиваются по формуле «родитель-ребёнок». В некоторой степени для дочерей Евы с анализируемым комплексом подобная вариация отношений является идеальным развитием событий.

Как побороть комплекс Электры

Анализируемый комплекс преодолеть непросто, но возможно.

Комплекс Электры предполагает нижеприведённый алгоритм избавления:

– проститься с родителем (мужской сущностью), примириться с матерью;

– наладить персонального «внутреннего мужчину», отнять у него неприсущие женщине миссии;

– развить женскую сущность: кротость, гибкость, сопереживание;

– ликвидировать роль жертвы.

Прощание с родителем не подразумевает разрыв с ним в действительности. Девочка увязла в мужской поведенческой модели. Отец себя защитить не мог, поэтому она возложила на себя эту функцию.

Дабы успешно победить комплекс Электры необходимо провести работу с персональным «внутренним мужчиной». В каждом индивиде живут два начала – женское или «инь» и маскулинное (мужское) или «янь». У сынов Адама «инь» ответственна за эмоциональное созревание и чувствительность. У дочерей Евы «янь» также осуществляет определённую функцию. Баланс возможен лишь во взаимосвязи таких качеств.

При этом ошибочно считать, что «янь» фемин аналогично мужскому. Дама с мужеподобной причёской, в растянутой футболке, джинсах, ударяющая обидчика после произнесённых грубых выражений – это неправильное проявление «янь» фемин. Правильным проявлением можно считать: планирование, целеполагание, организация деятельности и собственной личности, защита персональных границ.

Комплекс Электры и проигрывание роли жертвы приводит к отсутствию женственности либо непониманию её сущности. Любое реагирование на обстоятельства, поведенческие паттерны при воздействии стрессоров происходят не в соответствии с женским сценарием. При этом также они не отвечают и мужскому сценарию.

Такие барышни неспособны спокойно изъявлять собственные желания, стремления. Взамен они закатывают скандалы. Отсутствует умение принимать заботу, вследствие чего абьюзеров они воспринимают в качестве нормы. В сложных обстоятельствах они не ищут поддержки.

Возвратить себе природную женскую сущность помогает обычная забота о собственной персоне и позволение себе своих желаний.

Для открытия женственности следует пересмотреть взаимоотношения с родительницей. Барышням, страдающим описываемым комплексом, необходимо признать свою схожесть с матерью, попытаться рассмотреть в матери позитивные качества и возродить связь. Дабы отказаться от амплуа жертвы, следует научиться не терпеть. Если что-либо в поведенческих паттернах людей доставляет дискомфорт нужно говорить им об этом и незамедлительно прекращать; делать то, что хочется, реализовывать собственные стремления, а не стараться исполнить чужие. Также необходимо научиться принимать себя, оказывать поддержку себе и прекратить опасаться одиночества.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

В чем разница между Эдиповым комплексом и комплексом Электры

Основное различие между Эдиповым комплексом и комплексом Электры заключается в том, что Эдипов комплекс относится как к девочкам, так и к мальчикам, а комплекс Электры особенно относится к девочкам .

Зигмунд Фрейд разработал концепцию Эдипова комплекса для описания сексуального влечения ребенка к родителю противоположного пола и чувства соперничества с родителем того же пола. Позже Карл Юнг представил комплекс Электры, который является женским эквивалентом комплекса Эдипа. Однако мы часто используем Эдипов комплекс в качестве общего термина для описания как Эдипова комплекса, так и комплекса Электры.

Основные затронутые области

1. Что такое Эдипов комплекс
     – Определение, характеристики, развитие
2. Что такое Комплекс Электры
9001 6      – Определение, характеристики, развитие
3. В чем разница между Эдиповым комплексом и комплексом Электры
     – Сравнение основных различий

Ключевые термины

900 16 Карл Юнг, Комплекс Электры, Эдипов комплекс, Зигмунд Фрейд

Что такое Эдипов комплекс

Эдипов комплекс — это термин, который Зигмунд Фрейд использовал в своей психоаналитической теории сексуального влечения. Этот термин относится к сексуальному желанию ребенка к родителю противоположного пола и чувству соперничества с родителем того же пола. По Фрейду, этот комплекс возникает на фаллической стадии развития (около 3-6 лет) у детей. Хотя эти чувства и желания бессознательны и непроизвольны, они оказывают большое влияние на развитие ребенка.

Фрейд впервые упомянул об этом понятии в своей книге «Толкование сновидений » (1899 г.), но фактически этот термин начал использоваться в 1910-х годах. Этот термин назван в честь главного героя романа Софокла «Царь Эдип, », который убил своего отца и женился на своей матери по незнанию.

Кроме того, важно также отметить, что люди используют Эдипов комплекс как общий термин для описания как Эдипова комплекса, так и комплекса Электры. Тем не менее, комплекс Эдипа особенно относится к эротическому желанию мальчика к своей матери и обиде, зависти и соперничеству по отношению к своей матери. Более того, Фрейд описывает, как мальчик желает обладать своей матерью и занять позицию своего отца, которого он рассматривает как соперника за привязанность матери.

Эти враждебные чувства к отцу постепенно приводят к тревоге кастрации, которая представляет собой иррациональный страх мальчика перед тем, что отец кастрирует его в качестве наказания. Затем мальчик постепенно начинает идентифицировать себя с отцом, чтобы справиться с этим страхом кастрации. Он начинает перенимать ценности, взгляды и характеристики своего отца, например, гендерные роли и маскулинную личность. Благодаря этому процессу отец становится образцом для подражания, а не соперником, а мальчики приобретают свое супер-эго и мужскую половую роль. Более того, стремление мальчиков к матери заменяется стремлением к другим женщинам.

Что такое Комплекс Электры

Комплекс Электры — женский эквивалент Эдипова комплекса. Карл Юнг представил эту концепцию в своей Теории психоанализа в 1913 году; однако Фрейд не принял эту теорию, поскольку считал, что Эдипов комплекс применим как к мальчикам, так и к девочкам, хотя они переживают его по-разному.

В комплексе Электры происходит то, что девочки в возрасте от 3 до 6 лет бессознательно испытывают влечение к отцу и развивают враждебные чувства по отношению к матерям, видя в них своих соперниц. Зависть к пенису — элемент женского психосексуального развития, когда дочь обвиняет мать в том, что она лишила ее пениса. В конце концов, это негодование приводит к тому, что девочка идентифицирует себя с матерью и подражает ей, включая многие черты матери в свое эго.

Разница между Эдиповым комплексом и комплексом Электры

Определение

Эдипов комплекс — это фрейдовское понятие, описывающее сексуальное влечение ребенка к родителю противоположного пола и чувство соперничества с родителем того же пола, в то время как комплекс Электры — это нефрейдистское понятие, описывающее обожание и влечение девочек к своим отцам и негодование, враждебность и соперничество по отношению к своим матерям.

Введение

Зигмунд Фрейд представил Эдипов комплекс в 1899; Карл Юнг представил комплекс Электры в 1913 году Карлом Юнгом как женский аналог комплекса Эдипа.

Секс

Кроме того, Эдипов комплекс традиционно используется для описания влечения мальчика к матери и чувства соперничества с отцом. Напротив, комплекс Электры описывает влечение девочки к отцу и чувство соперничества с матерью.

Ассоциированная тревога

При Эдиповом комплексе мальчики испытывают страх кастрации, а при комплексе Электры девочки испытывают зависть к пенису.

Заключение

Эдипов комплекс — это фрейдовское понятие, описывающее сексуальное влечение ребенка к родителю противоположного пола и чувство соперничества с родителем того же пола. Напротив, комплекс Электры — это нефрейдистское понятие, описывающее обожание и влечение девочек к своим отцам и обиду, враждебность и соперничество по отношению к своим матерям. Таким образом, в этом главное отличие Эдипова комплекса от комплекса Электры.

Ссылка:

1. Черри, Кендра. «Что такое комплекс Электры в психоаналитической теории?» Verywell Mind, 12 августа 2019 г., Доступна здесь.
2. Маклеод, Сол. «Эдипов комплекс». Простая психология, доступна здесь.

Изображение предоставлено:

1. «молодой, девочка, дочь, ребенок, ребенок, папа, отец, дедушка, семья, держась за руки» (CC0) через Pxfuel
2. «женщина целует мальчика, женщина, черный, пузырь, куртка, носит, мальчик, целует, губы, дневное время» (CC0) через Pxfuel

The E Комплекс lectra: что это такое и что он делает?

6 минут

Написано и проверено психологом Валерия Сабатер .

Последнее обновление: 15 ноября 2021 г.

Карл Густав Юнг объяснил одну из самых известных теорий психосексуального развития девочек: комплекс Электры. Швейцарский психолог был вдохновлен историей и символикой греческого мифа об Электре.

Электра была дочерью царя Микен. Вместе со своим братом Орестом она разработала изощренный план, чтобы отомстить за смерть своего отца. Это связано с убийством ее собственной матери и любовника ее матери.

Интересно посмотреть на этимологическое значение названия. Electra означает и «янтарь», и «искра» из-за статического электричества, которое исходит от янтаря, ископаемой смолы.

Многие современные авторы видели в характере и названии что-то сложное и яркое. Например, она вдохновила на создание известных романов, таких как Траур становится Электрой, Юджина О’Нила. В этой книге рассказывается о неясностях и психологических укромных уголках семьи 30-х годов.

« Маятник разума колеблется между смыслом и бессмыслицей, а не между добром и злом».

– Карл Густав Юнг-

Теория Юнга

Карл Густав Юнг был первым, кто использовал эту мифологическую фигуру с психологической точки зрения. В 1912 году концепция Электры послужила иллюстрацией ранней фиксации девочек на своих родителях.

Комплекс Электры также является аналогом Эдипова комплекса, разработанного Зигмундом Фрейдом. Эдипов комплекс происходит из мифа об Эдипе Софокла, из классической греческой мифологии. Здесь знаменитый отец психоанализа придерживался идеи, что каждый мальчик проходит стадию влечения к матери, воспринимая отца как соперника.

Психологи считают этот тип влечения (который может показаться необычным для обычного человека)  нормальной стадией психологического развития для всех детей в возрасте от 3 до 6 лет. После этого возраста эта фиксация или предпочтение растворяются сами по себе естественным образом. Теперь давайте рассмотрим это подробнее…

Как запускается комплекс Электры?

Чтобы понять этот комплекс и то, как он формируется, мы должны попасть в правильный контекст. Мы исходим из психоаналитического подхода.  Одним аспектом, которому Зигмунд Фрейд посвятил большую часть своей работы, было психосексуальное развитие и то, как  регулируют сексуальность на ранних этапах жизни. Это была одна из величайших революций фрейдистской мысли. До этого психологи и не думали, что у детей может быть сексуальность.

«Чтобы быть отцом, нужно перестать быть сыном».

-Carl Gustav Jung-

То, как мы развиваем нашу сексуальность и реагируем на сексуальные импульсы в раннем детстве, будет определять, насколько полно мы созреем и насколько сбалансированным и «здоровым» будет наше психоаффективное развитие. Однако сохранение определенных фиксаций может привести к психическим расстройствам.  Сам Фрейд называл эти неврозы и проблемы «аберрантными».

Но у Карла Густава Юнга было другое мнение по этим вопросам. Во-первых, Юнг заметил, что в теории Фрейда существовал серьезный «теоретический вакуум». Эдипов комплекс сосредоточен только на мужчинах и только на интенсивной физической и эмоциональной связи между сыновьями и матерями в первые 6 лет жизни.

Поэтому он разработал свою теорию комплекса Электры в 1912 году, чтобы заполнить этот пробел. Его идея заключалась в том, чтобы привнести эту точку зрения в область женского развития.

Характеристики комплекса Электра

Комплекс Электры включает в себя различные фазы.  Далее мы очень кратко объясним, что представляет собой каждая фаза и как она проявляется.

Первая стадия: влечение к матери

Карл Юнг был уверен, что эмоциональная связь между девочкой и ее матерью намного сильнее, чем между мальчиком и его матерью в первые 3 года жизни. Это первоначальное вложение позже будет помечено как «возврат». Мы говорим о необходимости для девочки идентифицировать себя со своей матерью, чтобы включить некоторые материнские характеристики в свою личность и даже усвоить свою мораль в «супер-эго».

Второй этап: влечение к отцу

В 3-4 года у девочки перестает такое влечение к матери  и начинает проявляться влечение к отцу.

  • Комплекс Электры начинается, предположительно, когда девушки обнаруживают, что у них нет пениса. Итак, теперь они испытывают желание получить то, что символизирует этот половой орган. Кроме того, психоаналитики утверждают, что такой подход к отцовской фигуре создает определенное соперничество и дистанцию ​​по отношению к матери.
  • Девочки могут ревновать и проявлять собственническую привязанность к отцу. Или она проявит враждебность, если не получит от отца того, чего хочет.

Естественное разрешение комплекса Электры

Когда девочке исполнится 6 или 7 лет, она снова почувствует потребность в близости и отождествлении с матерью. Таким образом, подражание и любопытство к женскому миру начинаются, когда она привыкает к своей гендерной роли.

Юнг подчеркивал в своей теории, что вся эта фаза является частью нормального развития девочки. Это составляет основу ее эмоционального, социального и психологического поведения, которое будет развиваться в последующие годы. В конце концов, все трения должны рассеяться, и девочки не должны видеть в своих матерях врагов или соперниц.

Что верно в теории комплекса Электры?

Многие девушки предпочитают своего отца в определенный период своей жизни. Однако

мы должны отметить, что современная психология считает эти теории Эдипа и Электры очень устаревшими.  Они считаются устаревшими, как и классические психосексуальные стадии, отмеченные оральной, анальной и фаллической фазами.

На самом деле, есть известные психоаналитики, которые не разделяют это видение и теорию. Например, немецкий психоаналитик Карен Хорни говорит, что мысль о том, что девочки завидуют пенису своих отцов, оскорбительна для женщин.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts