«Положительная Я — концепция
Название: Положительная Я-концепция, как успех ученика
Становление личности происходит в процессе социализации. «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других. Это процесс становления личности. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей» (Л.С. Выготский). Значение «Я-концепции» в том, что она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий.
Что же такое Я-концепция?
Я-концепция — это совокупность всех представителей индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя.
Взаимодействуя
и общаясь с людьми, человек выделяет себя из окружающей среды, ощущает себя
субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов,
выступает для себя как «я» противостоящее «другим» и вместе с тем неразрывно с
ними связанное.
Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности
– это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию. Центральным
понятиям данных теорий стало понятие «Я», включающее в себя идеи, цели,
представления и ценности, через которые человек характеризует самого себя и
намечает перспективы собственного развития. Таким образом, «Я-концепция – это
совокупность всех представлений о себе, сопряженная с их оценкой» (Р.
Самое трудное – познать самого себя.
Содержание Я-концепции (а в более узком смысле слова — самооценки), как считают психологи, является одним из наиболее важных результатов воспитания и обучения, то есть того, что составляет содержание и формы социализации ребенка. К тому же этот всегда неокончательный результат оказывает непосредственное влияние на реакции ребенка в повседневной жизни.
Поэтому основной задачей является формирование положительной «Я – концепции».
Согласно Р. Бернсу положительная Я-концепция включает в себя три компонента:
· Уверенность в своих способностях к какому-либо виду деятельности;
· Уверенность в принятии другими людьми;
· Чувство собственной значимости.
Проявлениями положительной Я-концепции являются уверенность в себе, самоуважение, принятие себя, адекватная самооценка.
Ребенок с положительной Я-концепцией уверен в результатах своей работы, повышает или сохраняет свою успешность в учебном процессе, менее тревожен, более успешен в межличностных отношениях.
Доказано существенное влияние Я-концепции на успеваемость в школе: при сходных показателях интеллекта, успевающие дети – это те, которые имеют в целом положительную Я-концепцию, неуспевающие – те, кто имеет различные формы проявления отрицательной Я-концепции: чувство неадекватности, вины, отверженности, защитный тип поведения.
Таким образом, формируя положительную Я-концепции ребенка, мы способствуем проявлению способностей ребенка и его большей уверенности, успешности в межличностных отношениях.
Задачи:
1. Формирование положительной Я-концепции.
· Осознание своих достоинств и достоинств других;
· Формирование самоуважения и самопринятия;
· Осознание и переживание уважения и принятия со стороны других;
· Создание условия для формирования уверенного поведения.
2. Формирование мотивации достижения успеха.
· Осознание наличия собственных достижений;
· Осознание необходимости приложения успеха для достижения успеха;
· Переживание социальной оценки (уважения, принятия, гордости) собственных достижений;
· Проживание опыта планирования, целеполагания и прогнозирования успешности.
3. Формирование компетентности в общении.
· Личный опыт принятия, сопереживания, соучастия с другими;
· Умение анализировать ситуацию коммуникации с точки зрения чувств и состояния партнеров;
· Расширение спектра собственных чувств и переживаний;
· Умение решать репродуктивные и продуктивные коммуникативные задачи.
4. Развитие базовых и процессуальных коммуникативных умений – приветствие, прощание, обращение, просьба о помощи (услуге, поддержке), оказание помощи, благодарность, отказ, слушать другого, говорить перед другим, управлять, подчиняться, сотрудничать.
Формула самооценки выражается в сравнении достигнутых успехов с уровнем
притязаний:
успехи = самооценка/притязания
Основным направлением в работе становится формирование навыков партнерского общения. Это направление работы решает следующие задачи:
· Повышение компетентность ребенка в общении;
· Развитие навыков и умений эффективного общения;
· Формирование основных умений по установлению контакта;
· Формирование умений поддержания контакта в ходе беседы;
· Формирование навыков пассивного и активного слушания;
· Развитие умений давать и получать обратную связь;
· Формирование навыка распознавания и передачи эмоций в общении;
· Развитие способности адекватной оценки себя, других людей и их взаимоотношений.
Формируя у ребенка уверенность в себе и своих силах, работать нужно по следующим направлениям:
— помогать ребенку осознать источники уверенности в себе;
— развивать навыки уверенного поведения в неопределенных, проблемных и напряженных ситуациях, а также в наиболее распространенных жизненных ситуациях: вступления в контакт, выбора, открытого проявления чувств, просьбы, предъявления требований, отказа, взаимодействия с партнером;
— развивать умения чувствовать и понимать свое состояние и управлять им, понимать состояние другого человека и изменять его.
Процесс общения – это творческий процесс, а значит, работа должна быть направлена на развитие у ребенка умений и навыков творческого самовыражения.
Успех или неуспех в деятельности определяет ведущие тенденции развития.
Здесь нужно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха».
Ситуация — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех —
результат подобной ситуации. Ситуация — это то, что способен организовать;
переживание же радости, успеха — нечто более субъективное, скрытое в
значительной мере от взгляда со стороны. Задача в том и состоит, чтобы дать
возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в
себя.
А для этого нужно создать ребёнку условия в урочной и неурочной деятельности (через выбор ), чтобы ребёнок смог выбрать для себя то дело, в котором он себя почувствует уверенно, спокойно и будет успешен.
Успех может быть
кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со
всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха
закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Успех — категория не
абстрактная… Оптимально соотношение между ожиданиями окружающих, личности и
результатами ее деятельности.
Ситуация успеха — это такое целенаправленное, организованное сочетание
условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в
деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.
Ситуация успеха
Здесь нужно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация — это сочетание условий, обеспечивающих успех, а сам успех — результат подобной ситуации. Ситуация — это то, что человек способен организовать; переживание же радости, успеха — нечто более субъективное, скрытое в значительной мере от взгляда посторонних. Задача в том и состоит, чтобы дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
С психологической точки зрения успех — это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее надеждами, ожиданиями (или, строго говоря, с уровнем притязаний), либо превзошел их.
На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.Можно выделить три вида: предвосхищающий, констатируемый, обобщающий.
Успех всегда имеет две стороны. Одна — сугубо индивидуальное переживание радости, личностное, субъективное. Другая -коллективная оценка достижений личности, отношение окружающих к успеху члена коллектива, группы. Связь этих сторон несомненна и органична. Радость, разделенная с другими, становится не одной, а многими радостями.
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес, но достижение успеха в его деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для воспитанника «ситуации успеха» — субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата (все целиком или какой — то части) самостоятельно выполненной деятельности.
Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ним задачей.
Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках.
Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного
типа, одним из которых является школа. Однако часто приходится слышать от
учащихся школы фразы, выражающие нежелание выполнять домашнее задание, и
даже идти в школу. Некоторые дети не стремятся расширить запас своих
знаний: пассивны на уроках. Им большее удовольствие приносит деятельность,
не связанная со школой. Почему это происходит? Ребенок, идя в школу,
надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со
стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма –
самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный
желания учиться . Так почему же он теряет интерес к учебе ? Виновата ли в
этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может
ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи
чего?
Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) утверждал, что методы,
используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к
познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости.
Радость познания, радость творчества, радость общения – это и определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику
ситуацию успеха.
Учитель должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий
энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Учитель должен
создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе
и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что ребенку необходимо
помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создавать ситуации успеха.
Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего
тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помочь
учащимся осознать себя полноценной личностью.
В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся,
испытывающие определенные затруднения в учении. В связи с этим необходимо
подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы
справиться без особых затруднений и лишь потом, переходить к более сложным
упражнениям. Естественными в этом случае должны быть и словесные, поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке учителя.
Таким образом, организация сотрудничества между учителем и учащимися,
создание отношений доверия и взаимопонимания, переживание радости и успеха
гуманизируют процесс обучения, формируя у его участников уверенность в себе
и уважение. Только сотрудничество позволит учителю, и ориентироваться на
успех ученика, и создавать специальные ситуации, способствующие переживанию
эмоционального подъема школьниками.
Ситуация успеха и ее типы.
1. Неожиданная радость.
Неожиданная радость – это чувство удовлетворения от того, что
результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической
точки зрения, как считает А. Белкин, неожиданная радость – это результат
продуманной, подготовленной деятельности учителя. Учитель должен
осознавать свою сопричастность к успеху, осмысливать творческое начало в
своей деятельности, должен быть убежден в правильности применяемых методов.
Рассмотрим некоторые приемы “неожиданной” радости:
— прием “Лестница” или “Встань в строй”.
Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет воспитанника поступательно
вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического
самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.
— прием “Даю шанс”.
Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает
возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности.
Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но его
воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит,
правильно его оценит, сумеет его материализовать.
— прием “Исповедь” или “Когда учитель плачет”.
Этот прием можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что
искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание,
породит ответный оклик. Как его применять – дело техники опыта, интуиции и
культуры педагога. Здесь надо все точно просчитать, правильно спрогнозировать возможные реакции.
2. Общая радость.
Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя
реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной,
заметной или незаметной.
Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это прежде всего эмоциональный отклик окружающих на
успех члена своего коллектива.
Радость тогда в радость, когда она воспринимается с остротой новизны, когда к ней нет привыкания, когда она доказывает рост ребенка, его прорыв к лучшему.
— прием “Следуй за нами”.
Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему
возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция
окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и
стимулом познания, и результатом усилий.
— прием “Эмоциональный всплеск” или “Ты так высоко взлетел”.
Главная роль отведена учителю. Слова его, безусловно, экспромт, вдохновение, настоящий эмоциональный всплеск его искреннего стремления помочь ребенку, создать ситуацию успеха. Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.
— прием “Обмен ролями” или о пользе занятий, которые ведутся неправильно.
Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал
интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы
создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты “обмена ролями”, превращаясь из формы деловой игры в
специфический прием создания ситуации успеха.
Девиз этого приема: “Чем ярче личность, тем ярче коллектив».
— прием “Заражение” или “Где это видано, где это слыхано”.
В педагогике заражение может быть очень эффективным средством
оздоровления атмосферы коллектива, источником успеха и общей радости.
Педагогическое заражение построено на точном расчете, в котором главное –
выбор мощного источника интеллектуального заражения . “Заразить” коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.
3. Радость познания.
Радость познания по своей сути альтруистична. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родится без серьезных причин. Ее главное условие – общение.
Выращивание познавательного интереса и есть предмет заботы учителя,
формирующего радость познания.
— прием “Эврика”.
Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок,
выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу,
раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить
интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет
состоять в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и
всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение. Нужно помнить, что:
— успех открытия надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку
возможные связи, отношения между тем, что он достиг, и тем, что ему пока
достичь не удается;
— ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недоступного, что
в нем хватит сил, ума. Нужно внушение, поддержка, установка на завтрашнюю
радость;
— ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому
себе.
— прием “Линия горизонта”.
Если учитель делает учеников свидетелями своих раздумий, если он
показывает движение своих мыслей в решении каких-то поставленных проблем,
если он подводит ученика к тому рубежу, у которого они могут сделать самостоятельный вывод и испытать радость от подобного “озарения”, значит он
создал ситуацию, в которой даже интеллектуально пассивный ученик может
почувствовать себя творческой личностью. Важно искать новые пути, пускай неожиданные, противоречивые на первый взгляд.
Для организации ситуации успеха существуют 4 этапа, которые занесены в таблицу и схему «Организация ситуации успеха»
Для наглядности я постаралась представить все этапы организации ситуации успеха в таблице. Вот как она выглядит (см. табл.).
От субъекта обстоятельств — субъекту деятельности
Ситуация успеха «перерастает» из приема в педагогическое условие активизации учебной деятельности только в том случае, если происходит смена позиции учащегося в учебном процессе: из пассивного объекта он должен стать субъектом, творцом учебной деятельности, ощутить в себе уверенность, обрести себя как личность. Если в начальном цикле ученик находится в роли объекта, то затем он принимает (или не принимает) предложенные условия, активно включается в происходящее, влияет на ход реализации ситуации успеха, то есть становится субъектом обстоятельств. Мало того, пережив заслуженное чувство успеха, школьник желает его повторить, упрочить. Он начинает самостоятельно искать пути для достижения лучших результатов и в учебе, это придает ему уверенность в собственных силах, позитивно влияет на взаимоотношения с окружающими.
Таким образом, из субъекта обстоятельств ситуации успеха учащийся становится субъектом учебной деятельности, носителем активного, преобразующего начала. Эффективность такой ситуации проверяется не только наличием активного отношения к учебе, но и умением самого школьника создавать себе условия для успешной деятельности. Складывается познавательная активность учащегося как субъекта, формируется стойкая потребность в самообразовании. Учитель не столько учит, сколько помогает найти области знания, необходимые для развития личности конкретного ученика. Этот период соответствует старшему школьному возрасту.
Обучение детей в ситуации успеха.
Каждый учитель, готовясь к уроку, должен помнить, что психологическими критериями успешности этого урока являются:
· учебная мотивация школьника, его интерес к предмету;
· сознательность обучения, связь его с жизнью;
· характер взаимоотношений в системе «учитель – ученик»;
· учет индивидуальных особенностей личности учащихся.
Действия учителя, обеспечивающие ситуацию успеха:
1. Не заострять внимание на негативном; чаще улыбайтесь, используйте
элементы юмора при общении.
2. Проявлять интерес и великодушие к своим ученикам.
3. Не давать детям прозвища, не вешать на них ярлыки.
4. Не сравнивать ребёнка с другими, отмечать «персональную
исключительность».
5. Аргументировать необходимость действий.
6. Оценивать действия ученика с акцентом на детали.
7. Не говорите много за детей, вызывать их на диалог, позволять выражать
им своё мнение.
8. Не высказывать недовольство ученику при всём классе, не применять
угрозы.
9. Помните, что Вы как педагог тоже формируете личность учащегося, его
самооценку, и частично несёте ответственность за его дальнейшую судьбу.
При создании ситуации успеха на уроке учитель должен уметь:
1. Создавать на
уроке ситуацию радостного взаимодействия, радостного участия в интересном, увлекательном процессе познания.
2. Проявлять интерес и уважение к личности ученика,
быть примером в поведении и речи.
3. На уроках не только знакомить учащихся с новым учебным
материалом, но и развивать их навыки и умения самостоятельности в
учебной деятельности, в достижении поставленной цели.
4. Хвалить и отмечать не только объем и качество
знаний, но и развивающие навыки и умения самостоятельности.
5. Своевременно устранять у учащихся пробелы в знаниях.
6. Проявлять в эмоциях, в речи и в отношениях с учащимися радость
от их успешности и сожаление о неуспеваемости, вселяя при
этом в учащихся веру в возможности преодоления трудностей.
7. Быть примером для учеников в личностных и
поведенческих проявлениях, не забывая о том, что ученик во многом подражает
своему любимому учителю, “копирует его”.
«Я-концепция» – это мини-гимн самому себе, любви к себе, что выступает субъективным аспектом самовнушения.
Мини-гимн «Я – чудо!»
Я счастливый человек! Я самый счастливый человек на свете! У меня хорошее настроение! У меня всегда хорошее настроение! У меня отличное настроение!
Мои глаза излучают счастье! Моя походка излучает счастье! Я весь излучаю счастье! Я живу – и поэтому я счастлив!
Я оптимист! Солнце для меня всегда самое яркое, а небо самое голубое!
На меня можно всегда положиться. Я не подведу!
Я умею дружить. Благо семьи – приоритет для меня! Я внимательный и заботливый. Меня ценят и уважают мои друзья, близкие и коллеги. Со мной всегда легко и весело.
Я общительный. Ко мне тянутся люди. Со мной интересно и спокойно.
Я постоянно над собой работаю. Я доказываю это своим делом, умением дорожить своим достоинством, семейной честью.
Я благодарю своих родителей за жизнь и радость общения!
Список литературы:
1. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р.Бернс.-М.:Прогресс, -1986-с.-с.61-117;119-169;.275-301;352-365
2. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.:»Политиздат», 1989-355.
3. Аникеева П.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.:»Просвещение», 1983-96
4. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:»Просвещение», 1991-169.
5. Воробьев Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. М.:»Просвещение», 1991-239.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: «Народное образование», 1998-53.
7. Скаткин М. Н. Школа и всестороннее развитие детей. М.: «Просвещение», 1960-140.
Отрицательная Я-концепция. Проблема самооценки.
Я-концепция (Я-образ, Образ «Я») — система представлений индивида о себе самом, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознанны и обладают относительной устойчивостью.
Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем
«Я-концепция» рассматривается как функционирование знаний субъекта о себе как сложившаяся, иерархически организованная, обобщенная и устойчивая система, носящая вместе с тем динамический характер. «Я-концепция» представляет собой специфический продукт самосознания.
Традиционно выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие Я-концепции. Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает
Человек с положительной «Я-концепцией» меньше подвержен стрессу и тревожности, доброжелательно и реалистично воспринимает окружающий мир и себя самого (Я способен, знаю, нужен, могу, творю, управляю, владею), лучше справляется с трудностями, неудачами.
Отрицательная Я-концепция (Я не нравлюсь, не способен, не нужен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.)
Отрицательная Я-концепция, низкая самооценка, низкий уровень притязаний, слабая вера в себя
Отрицательная «Я-концепция» становится причиной негативного отношения к себе (слабой верой в себя, боязнью получить отказ), неуверенности, ощущению своей неполноценности, неумелости, неуверенности, отчужденности.
Несмотря на очевидную близость, психологические понятия самооценки и Я-концепции имеют отличия. Я-концепция представляет набор скорее описательных, чем оценочных, представлений о себе.
Понятие самооценки непосредственно связано с тем, как человек оценивает себя, свои собственные качества. Например, осознание человеком того, что по темпераменту он является сангвиником, или того, что он высокого роста и у него карие глаза, составляют часть его Я-концепции, но при этом данные свойства не рассматриваются в оценочном плане.
В ряде исследований показано, что у молодых преступников и тех, кто попал в сферу внимания общественных организаций, занимающихся «трудными» подростками, Я-концепция отрицательная.
В работах этого направления указывается, что неблагоприятная Я-концепция (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка), возникнув, приводит в дальнейшем к нарушениям поведения.
При этом выделяют (Х. Ремшмидт) следующие воздействия неблагоприятной Я-концепции:
1. Снижение самоуважения и часто как следствие — социальная деградация, агрессивность и преступность.
2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях. Такие молодые люди легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступные действия.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
3. Глубокое изменение восприятия. Так, молодые люди с негативной самооценкой с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, так как считают себя неспособными к ним.
Можно полагать, что главное в проблеме самооценки подростков-делинквентов состоит не в ее завышенности или заниженности, а в том, что самооценка у них, как правило, находится в противоречии с оценкой социума, не соответствует внешней оценке (родителей, педагогов, класса).
В этом плане оценка всегда ниже самооценки подростка (даже если последняя достаточно адекватна). В этом заключается пусковой механизм делинквентности, толчок к асоциальному поведению личности подростка.
В условиях, когда самооценка подростка не находит опоры в социуме, когда его оценка другими постоянно низка в сравнении с самооценкой, когда постоянно блокируется реализация одной из фундаментальных потребностей — потребность в уважении, развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. Личность не может пребывать постоянно в состоянии острого дискомфорта и дистресса, подросток не может не искать выхода из сложившейся ситуации. Его самооценка должна найти адекватную опору в социальном пространстве. Одним из распространенных путей решения этой проблемы является переход подростка в группу, в которой оценка окружающими личности подростка является адекватной самооценке или даже превосходит ее. В данной группе подростка ценят (это подтверждается постоянно вербально и невербально), что приводит к удовлетворению потребности в уважении, а следовательно, и к состоянию удовлетворенности, комфорта от принадлежности к группе.
Самооценка подростка, таким образом, наконец получает адекватную опору в пространстве внешних социальных оценок личности.
Самооценка (англ. self-esteem) — ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции.
Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, самооценка создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей определенного уровня, т. е. уровня притязаний личности. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность (независимость) личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицательное влияние на развитие.
Процесс установления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а значит, меняются ее представления о себе и отношение к себе. Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе.
Самооценка характеризуется по следующим параметрам: 1) уровню (величине) — высокая, средняя и низкая самооценка; 2) реалистичности — адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная) самооценка; 3) особенностям строения — конфликтная и бесконфликтная самооценка; 4) временной отнесенности — прогностическая, актуальная, ретроспективная самооценка.; 5) устойчивости и др.
Любая неадекватная оценка себя — завышенная или заниженная — затрудняют жизнь человека. Для развития положительной самооценки важно, чтобы ребенок в детстве был окружен постоянной любовью вне зависимости от того, каков он. Постоянное проявление родительской безусловной любви вызывает у ребенка ощущение собственной значимости и ценности и способствует формированию положительного отношения к себе.
Самооценка относится к ядру личности и существенно влияет на поведение индивида. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, т.е. стремлением к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным.
Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность, агрессивность и др.).
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Отрицательная Я-концепция. Проблема самооценки.
От 250 руб
Контрольная работа
Отрицательная Я-концепция. Проблема самооценки.
От 250 руб
Курсовая работа
Отрицательная Я-концепция. Проблема самооценки.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Понятия и построения
Понятия и построения
Первым шагом в процессе измерения является определение изучаемых понятий. Исследователи генерируют концепции, обобщая отдельные факты. Концепции основаны на нашем опыте. Понятия могут основываться на реальных явлениях и представлять собой обобщенное представление о чем-то значимом. Примеры понятий включают общие демографические показатели: доход, возраст, уровень образования, количество братьев и сестер.
Мы можем измерять понятия с помощью прямых и косвенных наблюдений:
- Прямое наблюдение: Мы можем измерить чей-то вес или рост. И мы можем записать цвет их волос или глаз.
- Косвенное наблюдение: Мы можем использовать анкету, в которой респонденты дают ответы на наши вопросы о поле, доходе, возрасте, отношении и поведении.
Конструкции: Конструкции измеряются с несколькими переменными. Конструкции существуют на более высоком уровне абстракции, чем понятия . Справедливость, Красота, Счастье и Здоровье — все это конструкции. Конструкты считаются скрытыми переменными, потому что их нельзя непосредственно наблюдать или измерять. Типичные конструкты маркетинговых исследований включают лояльность к бренду, покупательское намерение и удовлетворенность клиентов. Конструкты являются основой рабочих гипотез.
Лояльность к бренду — это конструкт, который часто изучают исследователи маркетинга. Лояльность к бренду можно измерить с помощью различных показателей:
- Количество товаров, приобретенных в прошлом
- Денежная стоимость прошлых покупок
- Частота прошлых покупок
- Вероятность будущих покупок
- Вероятность рекомендации бренда другу или члену семьи
- Вероятность перехода на конкурентный бренд
Атрибут — это отдельная функция или измерение конструкции.
Измерение: Измерение — это присвоение чисел или символов явлениям. Для измерения требуется шкала . Шкала дает диапазон значений — критерий, — который соответствует наличию свойств исследуемого понятия. Шкала обеспечивает правила, которые связывают значения на шкале с изучаемым понятием.
Мы можем классифицировать значения, полученные в результате измерения, на две широкие категории: 1) Переменные и 2) Константы .
Переменные: Переменные — это измерения, которые могут свободно изменяться. Переменная может быть разделена на независимых переменных или зависимых переменных . Зависимая переменная изменяется в ответ на изменения независимой переменной или переменных.
Константы: Константы, с другой стороны, не меняются.
В статистике и опросах ответы обычно описываются как случайные величины. Значение случайной величины изменяется случайно, случайным образом или случайным образом. Это означает, что ответы респондентов на опрос нельзя предсказать с абсолютной уверенностью. Например, когда людей спрашивают, намерены ли они приобрести новый продукт или одобряют или не одобряют конкретную государственную политику, неясно, какими будут ответы.
С другой стороны, в физике скорость света в вакууме — 186 000 миль в секунду — является константой. Это не меняется.
Переменная может быть преобразована в константу, когда исследователь решает контролировать переменную, сводя ее выражение к единственному значению. Предположим, исследователь проводит тест на вкусовые предпочтения потребителей трех марок замороженной пиццы. В этом тесте есть ряд переменных: 1) оценки респондентами вкуса каждой марки пиццы, 2) способ подачи каждой пиццы, тип используемых тарелок и скатертей, 3) способ приготовления каждой марки. Чтобы получить точную меру первой переменной — оценки респондентами вкуса трех марок пиццы — исследователь будет считать вторую и третью переменные постоянными. Подавая все три пиццы на одних и тех же тарелках при одинаковой сервировке стола, готовя пиццы одинаковыми способами и подавая их при одинаковой температуре, исследование контролирует эти переменные. При этом исследователь удалил или проконтролировал влияние второй и третьей переменных на вкусовые предпочтения респондентов. Исследователи называют переменные 2 и 3 управляющие переменные .
тк | вернуться наверх | предыдущая страница | следующая страница
Концепция продукта: определение, типы, примеры
Попробуйте Qualtrics бесплатно
Бесплатная учетная запись 12 минут чтения
Если у вас есть отличная идея, как вы ее реализуете? Что ж, один из способов — создать концепцию продукта и привлечь всех к ней.
Что такое концепция продукта?
Концепция продукта, также известная как изложение концепции, представляет собой описание или видение продукта или услуги, обычно разрабатываемое на ранней стадии жизненного цикла продукта.
Концепции продукта разрабатываются задолго до любого вида проектных или инженерных работ — с учетом анализа рынка, опыта клиентов, характеристик продукта, соответствия продукта рынку, стоимости и многого другого, чтобы помочь воплотить концепции в жизнь.
Последней частью концепции продукта является заявление о концепции продукта. Он формулирует стратегию продукта, видение, цель и то, как он принесет пользу клиентам и бизнесу.
Что входит в формулировку концепции продукта?
Заявления о концепции продукта обычно охватывают следующие элементы:
- Название продукта или услуги
- Целевые пользователи или сегмент
- Как целевые пользователи будут использовать продукт или услугу
- Какие проблемы или болевые точки решает продукт или услуга
- Бизнес-цели, поддерживаемые продуктом или услугой
- Уникальные преимущества концепции
- Общее видение и стратегия взаимодействия с пользователем
Возможно, наиболее важно то, что отличные концепции продуктов соответствуют требованиям рынка или потребностям клиентов. Вместо того, чтобы создавать то, что, по вашему мнению, нужно рынку, слушайте, что говорят люди! С этой целью вы должны провести исследование рынка и исследование соответствия продукта рынку, чтобы выявить возможности и потребности.
Бесплатная электронная книга: Введение в тестирование концепции продукта
Почему важна концепция продукта?
Поскольку концепции продукта определяют видение или стратегию для нового продукта или услуги, они представляют собой отличный способ заручиться поддержкой высших заинтересованных сторон задолго до того, как начнется какая-либо работа.
Концепции продуктов служат отправной точкой для обсуждения и дальнейшего улучшения, поэтому делиться ими как можно раньше полезно и необходимо.
Концепции продукта также служат механизмом проверки — возвращаясь к исходному изложению концепции продукта, команды могут определить, находятся ли они все еще на правильном пути и создают что-то, что удовлетворяет критериям, изложенным в документе.
В следующем разделе мы рассмотрим типы продуктов на рынке, чтобы вы могли согласовать свои концепции продуктов с потребностями и ожиданиями потребителей.
Типы продуктов
Товары повседневного спроса – Товары повседневного спроса экономят время и усилия клиентов. Товары повседневного спроса — это товары, которые покупатели обычно покупают часто, сразу и с минимальными усилиями. Например, мыло, туалетная бумага и батарейки — все это примеры товаров повседневного спроса.
Специализированные товары – Специализированные товары – это товары, которые потребители активно стремятся приобрести из-за уникальных характеристик или лояльности к определенному бренду. Эти потребители обычно не принимают продукты-заменители. Например, модная одежда высокого класса, роскошные автомобили и знаменитые картины.
Фирменная продукция – Настроение, связанное с фирменной продукцией, простое: чем позитивнее коннотация бренда, тем больше вероятность того, что потребитель что-то у него купит. Для тех, у кого есть узнаваемый бренд, шансы на успешную концепцию продукта — не только из-за дизайна и рыночных возможностей — намного выше, поскольку они установили свою позицию.
Преимущества концепций продуктов
Использование концепций продуктов дает много преимуществ:
- Качество важнее количества
Концепция продукта заключается в балансе между высоким качеством, доступностью и производительностью. По мере того, как новые идеи распространяются в виде концепций продукта, вы можете начать анализировать и оценивать их, отбрасывая некачественные идеи гораздо раньше в процессе. Это гарантирует, что вы когда-либо приступите к производству только с концепциями продукта, которые с наибольшей вероятностью добьются успеха — например, соответствовать потребностям клиентов и поддерживать бизнес-цели.
- Развивать любознательность
Когда известные бренды выводят на рынок новые концепции продуктов, потребители неизбежно проявляют интерес; они хотят приобрести продукт и увидеть новые функции, чтобы удовлетворить свое любопытство. Что касается брендов, то они как можно дольше остаются в СМИ, чтобы повысить воспринимаемую ценность и узнаваемость концепции нового продукта.
- Увеличить поля
Если компания создала сильную концепцию продукта и эффективно представила ее своей целевой аудитории, т.е. они показали очень высокое качество продукта и его функциональную ценность, он может стоить больше, чем его конкуренты. Помните, что качество важнее количества, и если потребители осознают этот факт (и он укоренился в их сознании), они потратят больше.
Недостатки концепции продукта
К недостаткам концепции продукта относятся:
- Нерелевантные и непрактичные функции
Одна из основных проблем с ранними концепциями продуктов заключается в том, что в гонке за инновациями и дифференциацией существует риск сбиться с пути и упустить потребности потенциальных клиентов. Даже с уникальными функциями и лучшим качеством важно сосредоточиться на функциональной ценности. Какую проблему вы пытаетесь решить с помощью концепции продукта?
- Цены указаны
На многих рынках потребители очень внимательно относятся к цене. Они предпочитают более дешевые решения продуктам более высокого качества, потому что они более доступны. Имея это в виду, если у вас есть целевой рынок или сегмент, который более чувствителен к цене, чем другие ваши покупатели, рассмотрите возможность создания упрощенной версии концепции вашего продукта (там, где это целесообразно).
Примеры концепций продуктов
Складные экраны Samsung
Компания Samsung хотела предоставить покупателям экраны большего размера, но также знала, что портативность является для них ключевым фактором. В 2021 году Samsung представила складной экран — S foldable — с двойной конструкцией, которая открывается до 7,2 дюйма.
Теперь Samsung может заметить интерес к складным технологиям из-за предложений других производителей, таких как LG, но, двигаясь быстро и запуская концепцию продукта, они теперь лидируют на рынке телекоммуникаций.
Under Armour
Обувь HOVR Infinite от Under Armour для бегунов — еще одна замечательная концепция продукта.
Команда Under Armour знала, насколько бегуны одержимы своей обувью. А почему бы и нет? В конце концов, каждый шаг бегуна в 2-4 раза превышает вес его тела, удерживая его на месте и способствуя травмам.
С помощью HOVR компания Under Armour хотела создать новый продукт, который сочетал бы в себе амортизацию, отзывчивость и возврат энергии, чтобы существенно поднять бегунов. Они хотели, чтобы каждый шаг казался легким.
Это была новая территория для бренда, поэтому команда знала, что, если они не получат точную формулу, они в конечном итоге промахнутся по дорогостоящему пути.
Компания Quatrics помогла сократить цикл обратной связи, протестировав продукт, что привело к переосмыслению амортизирующей платформы HOVR. Через несколько недель после выпуска HOVR Infinite получил награду Runner’s World Recommended Award 2019. Подробнее об этой истории.
Как применять концепции продукта для достижения успеха в бизнесе
Вот несколько способов применения концепции продукта в операциях и планировании, чтобы получить все преимущества:
Оценка концепции продукта в соответствии с вашими бизнес-целями
Как узнать, хороша ли концепция продукта? Мы составили удобное руководство, которое придаст вам уверенности при создании концепции вашего продукта с нуля.
Используйте его для исследования продукта
Тестирование концепции — это то, как «люди без подсказки интерпретируют идею нового продукта или услуги». (Смит и Альбаум, Основы маркетинговых исследований, Sage Publications, 2006 г.)
Использование концепции продукта в качестве маркетинговой концепции
Концепции продукта являются частью общей стратегии продукта, и благодаря своей полезности в других секторах бизнеса концепции продукта могут поддерживать:
- Маркетинговые концепции — например способность компании конкурировать и получать максимальную прибыль за счет маркетинга, обеспечивающего более высокую ценность = через продукт и
- Производственные концепции — напр. вера в то, что клиентов больше привлекают продукты, которые легко доступны и могут быть куплены по более низкой цене, чем конкурирующие продукты
Например, бренды могут строить маркетинговую стратегию на основе концепций продукта — это включает в себя обмен сообщениями, рекламные материалы, контент (например, часто задаваемые вопросы, описания продуктов и т. д.), чтобы помочь продукту попасть в продажу как можно успешнее.
Он также работает вместе с концепцией продаж (верой в то, что вы должны убедить клиента купить через маркетинг преимущества продукта или услуги), поскольку команды могут сформулировать ключевые функции и возможности для заинтересованных сторон.
Наконец, концепции продуктов также могут поддерживать текущие маркетинговые стратегии, поскольку по мере развития рынков и/или зрелости новые концепции продуктов могут заинтересовывать клиентов и вовлекать их в следующее большое дело.
Изучите концепцию, чтобы проверить ее на рынке ваших клиентов
Основным недостатком концепции продукта является неопределенность: без правильных данных невозможно узнать, является ли эта идея выигрышной.
В то же время, даже при выигрышной идее, без правильного анализа рынка и исследования потребностей продукт никогда не сдвинется с мертвой точки и не поддержит бизнес-цели!
Итак, есть несколько областей, в которые вы должны инвестировать, чтобы иметь наилучшие шансы на успех:
- Понимание ваших клиентов (персонажи покупателей)
Кто они и чего они хотят? Каковы их покупательские привычки? Когда они покупают продукты? - Исследование рынка
Как ваши клиенты взаимодействуют с вашей продукцией? Какие отзывы были получены от клиентов, которые предполагают, что они предпочитают продукты с новыми инновационными функциями или вообще новый продукт? Какие проблемы продукт решит для ваших клиентов?
Это исследование можно провести быстро и недорого с помощью опросов, которые дадут вам необходимые данные. Существует несколько типов опросов для поддержки вышеуказанных областей исследований.
Вот некоторые из наших бесплатных примеров шаблонов, чтобы узнать, какие вопросы можно использовать:
- Шаблон опроса об удовлетворенности клиентов (CSAT)
- Шаблон опроса об узнаваемости бренда
- Шаблон опроса о ценах на продукты
- Шаблон опроса по исследованию продукта
- Шаблон опроса NPS (оценка Net Promoter Score)
- Шаблон опроса по тестированию упаковки продукта
- Шаблон опроса для определения приоритетов характеристик продукта
Определение наиболее перспективных концепций продуктов
С помощью инструмента тестирования концепций Qualtrics легко определите наиболее перспективные концепции продуктов — от тех, которые предлагают наилучшие рыночные возможности, до инновационных идей, максимально использующих усилия НИОКР.
Протестируйте каждый аспект концепции вашего продукта — функции, брендинг, сообщения, сильные и слабые стороны и многое другое, чтобы добиться максимального успеха. Вы также можете раскрыть важную информацию о концепциях вашего продукта, скрытую глубоко в ответах с открытым текстом. Применяйте искусственный интеллект для автоматического выявления тем и мнений, чтобы узнать, как тестировщики на самом деле относятся к концепции вашего продукта.
Кроме того, вы можете протестировать:
- Новые концепции продуктов
- Модификации продукта
- Пути миграции
- Удобство использования
- Цены и многое другое
И если вам нужна помощь в поиске идеального набора респондентов для опроса по концепции вашего продукта, мы можем помочь. Независимо от того, состоит ли ваша целевая аудитория из технически подкованных традиционалистов, фундаменталистов или тех, кто ищет по-настоящему инновационные продукты, мы можем помочь вам найти их и максимизировать ответы на опросы, чтобы получить необходимую вам информацию.
Пришло время избавиться от догадок в результатах, упростить тестирование концепции и выявить скрытые отличительные черты продукта, возможности и препятствия.
Бесплатная электронная книга: Введение в тестирование концепции продукта
Начать сейчас
Связанные ресурсы
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
Запросить демонстрацию
Имя *
Пожалуйста, введите ваше имя.
Фамилия *
Пожалуйста, введите вашу фамилию.
Компания *
Пожалуйста, введите название вашей компании.
Должность *
Пожалуйста, введите вашу должность.
Рабочий адрес электронной почты *
Пожалуйста, введите действующий рабочий адрес электронной почты. Ой! Это похоже на личный адрес электронной почты. Введите свой рабочий адрес электронной почты. Ой! Это похоже на личный адрес электронной почты. Введите свой рабочий адрес электронной почты.
Номер телефона *
Введите правильный номер телефона.
— select an option — AfghanistanAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua and BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBonaire, Sint Eustatius and SabaBosnia and HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBrunei DarussalamBulgariaBurkina FasoBurundiCambodiaCameroonCanadaCape VerdeCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (Keeling) IslandsColombiaComorosCongo, Republic of theCook IslandsCosta RicaCroatiaCuraçaoCyprusCzech RepublicCôte d’IvoireDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEswatiniEthiopiaFalkland Islands ( Мальвинские острова)Фарерские островаФиджиФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузские Южные ТерриторииГабонГамбияГрузияГерманияГанаГибралтарГрецияГренландияГренадаГваделупаГуамГватемалаГернсиГвинеяГвинея-БисауГайанаГаитиОстров Херд и МакД onald IslandsHoly See (Vatican City State)HondurasHong Kong, ChinaHungaryIcelandIndiaIndonesiaIraqIrelandIsle of ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKuwaitKyrgyzstanLao People’s Democratic RepublicLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyaLiechtensteinLithuaniaLuxembourgMacao, ChinaMacedonia, NorthMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesiaMoldovaMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNauruNepalNetherlandsNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPakistanPalauPalestinePanamaPapua New GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairnPolandPortugalPuerto RicoQatarRomaniaRussia, excluding CrimeaRwandaRéunionSaint BarthélemySaint Helena, Ascension and Tristan da CunhaSaint Kitts and NevisSaint LuciaSaint Martin (French part) Сен-Пьер и МикелонСент-Винсент и ГренадиныСамоаСан-МариноСан-Томе и ПринсипиСаудовская АравияСенегалСербияSe ychellesSierra LeoneSingaporeSint Maarten (Dutch part)SlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth Georgia and the South Sandwich IslandsSouth KoreaSouth SudanSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard and Jan MayenSwedenSwitzerlandTaiwan, ChinaTajikistanTanzaniaThailandTimor-LesteTogoTokelauTongaTrinidad and TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks and Caicos IslandsTuvaluUgandaUkraine, excluding CrimeaUnited Arab EmiratesUnited KingdomUnited StatesUnited States Minor Outlying IslandsUruguayUzbekistanVanuatuVenezuelaViet NamVirgin Islands, BritishVirgin Islands, U.