Конфликтность в психологии это: Что такое конфликтность? | Психология

Содержание

Понятия конфликтность и конфликтогенность

Психология конфликта

    Вы здесь:  
  1. Главная
  2. Лекции
  3. Конфликтология
  4. Понятия конфликтность и конфликтогенность
Психология конфликта
Просмотров: 2200

Понятия конфликтность и конфликтогенность

Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены – слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта, то есть – приводящие к конфликту непосредственно.

Конфликтогенами могут быть обидные слова, оценочные суждения («То, что ты говоришь – это ерунда, чепуха!»), может быть нарочитое молчание, обидные жесты. Конфликтоген вызывает негативные эмоции у оппонента и желание ответить тем же. Цепочка конфликтогенов создает инцидент и приводит к нарастанию конфликта.

Эскалация конфликтогенов происходит закономерно: на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.

Конфликтность – свойство личности, которое отражает частоту ее вступления в межличностные конфликты.

Конфликтогенность – психологическая особенность и нравственное свойство человека, выражающее его склонность к ссорам, склокам и т.д. Конфликтогенная личность может сознательно организовывать конфликтные ситуации, например, распространяя слухи, сплетни, неуважительно обращаясь к другим людям и пр.

Конфликтный человек часто участвует в конфликте в силу своих личностных особенностей: вспыльчивости, несдержанности, обидчивости и пр.

Типы конфликтных личностей

Конфликтная личность – демонстративный тип
    1. Хочет быть в центре внимания.
    2. Любит хорошо выглядеть в глазах других.
    3. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся.
    4. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью
    5. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям.
    6. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное.
    7. Планирование своей деятельности осуществляет ситуативно и слабо воплощает его в жизнь.
    8. Кропотливой систематической работы избегает.
    9. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо.
    10. Часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковым.
Конфликтная личность – ригидный тип
    1. Подозрителен.
    2. Обладает завышенной самооценкой.
    3. Постоянно требуется подтверждение собственной значимости.
    4. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств.
    5. Прямолинеен и негибок.
    6. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением.
    7. Выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное.
    8. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимается им как обида.
    9. Малокритичен по отношению к своим поступкам.
    10. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.
Конфликтная личность – неуправляемый тип
    1. Импульсивен, недостаточно контролирует себя.
    2. Поведение такого человека плохо предсказуемо.
    3. Ведет себя вызывающе, агрессивно.
    4. Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы.
    5. Характерен высокий уровень притязаний.
    6. Несамокритичен.
    7. Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других.
    8. Не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь.
    9. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами.
    10. Из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало пользы на будущее.
Конфликтная личность – сверхточный тип
    1. Скрупулезно относится к работе.
    2. Предъявляет повышенные требования к себе.
    3. Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми работает, кажется, что к ним придираются.
    4. Обладает повышенной тревожностью.
    5. Чрезмерно чувствителен к деталям.
    6. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих.
    7. Иногда вдруг порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели.
    8. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п.).
    9. Сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях.
    10. Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.
Конфликтная личность – бесконфликтный тип
    1. Неустойчив в оценках и мнениях.
    2. Обладает легкой внушаемостью.
    3. Внутренне противоречив.
    4. Характерна некоторая непоследовательность поведения.
    5. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях.
    6. Недостаточно хорошо видит перспективу.
    7. Зависит от мнения окружающих, особенно лидеров.
    8. Излишне стремится к компромиссу.
    9. Не обладает достаточной силой воли.
    10. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих

Конфликтоустойчивость

Конфликтоустойчивость личности является специфическим проявлением психологической устойчивости. Она рассматривается как способность человека оптимально организовать свое поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия, бесконфликтно решать возникшие проблемы в отношениях с другими людьми.

Как вид психологической устойчивости конфликтоустойчивость имеет свою структуру, которая включает эмоциональный, волевой, познавательный, мотивационный и психомоторный компоненты.

Эмоциональный компонент конфликтоустойчивости отражает эмоциональное состояние личности в ситуации взаимодействия, уровень и характер возбудимости психики и ее влияние на успешность общения в трудной ситуации. Заключается в умении управлять своим эмоциональным состоянием в предконфликтных и конфликтных ситуациях, способности открыто выражать свои эмоции без оскорбления личности оппонента, не переходить в депрессивные состояния в случае затяжного конфликта или проигрыша в нем.

Волевой компонент конфликтоустойчивости понимается как способность личности к сознательной мобилизации сил в соответствии с ситуацией взаимодействия, к сознательному контролю и управлению собой, своим поведением и психическим состоянием. Именно волевой компонент позволяет регулировать свое эмоциональное возбуждение в конфликтной ситуации.
Во многом волевой компонент обеспечивает толерантность, терпимость к чужому мнению, несогласию с другим, самообладание и самоконтроль.

Познавательный компонент — это устойчивость функционирования познавательных процессов личности, невосприимчивость к провокационным действиям оппонента. Он включает: умение определить начало предконфликтной ситуации; анализ причин возникновения конфликта; умение сводить к минимуму искажение восприятия конфликтной ситуации и личности оппонента, а также своего поведения; умение дать объективную оценку конфликта, прогнозировать его развитие и возможные последствия; способность быстро принимать правильные решения; способность выделять главную проблему конфликта, выдвигать и обосновывать альтернативные решения проблемы; способность к аргументации и цивилизованной полемике в условиях спора.

Мотивационный компонент — состояние внутренних побудительных сил, способствующих оптимальному поведению в трудной ситуации взаимодействия. Обеспечивает адекватность побуждений складывающейся ситуации, их направленность на совместный поиск путей разрешения противоречия, устремленность на решение проблемы, возможность корректировки отстаиваемых интересов в зависимости от изменения обстановки и расстановки сил.

Психомоторный компонент обеспечивает правильность действий, их четкость и соответствие ситуации. Заключается в умении владеть своим телом, управлять жестикуляцией и мимикой, контролировать свои позы, положения рук, ног, головы, не допускать тремора рук, дрожания голоса, нарушений координации и скованности движений.

Высокий уровень конфликтоустойчивости предполагает психологически грамотные действия и поведение в проблемных и предконфликтных ситуациях, оптимизацию взаимодействия с оппонентом в конфликте, недопущение втягивания себя в его эскалацию, сосредоточение усилий на конструктивном разрешении конфликта.

Используемая литература.

  1. Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. — СПб.: Питер, 2013. — 512 c.
  2. Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учебное пособие Схемы и комментарии / А.Я. Анцупов. — СПб.: Питер, 2013. — 304 c.
  3. Гришина, Н. В. Психология конфликта : практическое руководство / Н. В. Гришина. — 2-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2008. — 544 с. — (Серия «Мастера психологии»).
  4. Емельянов, С. М. Конфликтология : учебник и практикум для академического бакалавриата / С. М. Емельянов. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 322 с.
  5. Мириманова М.С. Конфликтология: Учебник для студ.сред.пед.учеб.заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 320 с.

Проверьте свои знания по данному уроку.

10 вопросов.

Поделитесь лекцией с друзьями

Популярные лекции

  • Стратегии поведения в конфликте
  • Коммуникативная сторона общения
  • Темперамент
  • org/Article»> Невербальное общение
  • Перцептивная сторона общения
  • Интерактивная сторона общения
  • Профилактика профессионального выгорания медработника
  • Мышление и интеллект
  • Психология семьи

Как распознать конфликтную личность? | Блог РСВ

Было ли у вас такое, что вы периодически попадали в конфликтные ситуации с одним и тем же человеком. И как бы вы ни пытались решить спор – результат одинаковый. А может дело не в ситуации, а в самом человеке? Часть людей по своей натуре являются конфликтными личностями. Давайте разберёмся, что это за личности и как правильно с ними взаимодействовать.

В психологии есть понятие конфликтная личность. Это люди, которые склонны инициировать споры и влезать в чужие конфликты. Важным определением такого человека является степень конфликтности, которую можно разделить на три фактора:

  • сколько конфликтов было организовано человеком,
  • какие последствия были после конфликтов,
  • какими особенностями обладает конфликтер.

Этот тип людей использует разные стратегии в ссорах и применяет психологическое давление. Их поведение, как правило, зависит от уровня развития спора. Но невзирая на использование психологических трюков, конфликтер всегда действует по одним и тем же схемам. Например, в конфликтах он использует следующие маневры:

  • будет всячески угрожать, запугивать и шантажировать,
  • провоцировать и дезинформировать,
  • подавлять, выводить человека на эмоции,
  • оскорблять и перечислять слабые стороны,
  • создавать напряжение и принуждение,
  • показывать свои преимущества, преувеличивать свои достижения.

Конфликтеры пытаются психологически подавлять, чтобы одержать победу первым. Они также будут стремиться предугадать поступки, эмоции человека и подлавливать на этом. Конфликтные личности не пойдут на компромиссы или конструктивные переговоры. Они всегда стремятся подчинить себе оппонента, это их главная черта.

Такие люди являются в большей степени эгоистами и хотят признания. Выйти из спора победителем — это главное цель, к которой они идут напролом, основываясь на завышенной самооценке. А свое спорное поведение интерпретируют как признак сильной личности. У конфликтной личности зачастую низкий уровень нравственности и моральных норм.

Конфликтные личности не умеют быть хорошими коллегами или партнеры. Они предрасположены к соперничеству, никогда не уступят оппоненту и не терпят чужие недостатки. В спорах никогда не будут мириться первыми, им нравится самоутверждаться за счет других. Конфликтеры не придерживаются ничьего мнения, чаще держатся особняком и предпочитают следующие роли: протестующий, критик, борец за справедливость. Рассмотрим подробно характеристики типов конфликтных личностей:

Демонстративный тип. Человек, который отлично адаптируется к разным условиям, допускает только уважительное обращение к себе. Он любит внимание. Рациональность не является его сильным качеством. Во многих случаях становится инициатором ссор, но чувствует вину за собой.

Ригидный тип. Этот тип людей очень обидчивые, самоуверенные и подозрительные. Вспыльчиво реагируют на критику и чужое мнение. В спорах не обращают внимание на личностные черты оппонента. Не умеют гибко мыслить и обожают бороться за свою правду.

Неуправляемый тип. Резкий и агрессивный человек. Его поведение непредсказуемо, поступки противоречат жизненным реалиям. Отрицает свои недостатки, в личных неудачах виноваты другие люди или обстоятельства. Редко достигает высоких результатов.

Сверхточный тип. Педантичный и скрупулезный человек. Он часто переживает по мелочам. Перфекционист, требователен ко всем. Поэтому постоянно раздражается и не сдерживается в проявлении эмоций.

Конфликтеры зациклены в первую очередь на решение своих проблем, используя конкуренцию и споры. Для них разрешение конфликта может быть только при одном условии, если они победили. Другие варианты невозможны. И тут необходимо обобщить, что этим людям важно регулярно противоборствовать. Примирение они используют, как способ влияния или тактический ход.

Если в споре появляется конфликтная личность, то его вряд ли устроят конструктивные переговоры. Как правильно поступить в этой ситуации:

  • Создайте сложные условия для конфликтера, чтобы достижение победы для него оказалось непосильным. Либо переведите конфликт в плоскость двух оппонентов тем самым, вытеснив конфликтную личность из спора.

Если конфликтная личность втягивает новых участников в спор, то все остальные, кто хотел помочь решить ситуацию будут автоматически втянуты в него.

  • Соблюдайте дистанцию с этим человеком, игнорируйте все провокации и уловки. Если это не помогает, применяйте первый совет.

Если конфликтер не успокаивается и создает новые конфликтные ситуации. Лучший способ разрешения спора заключается в том, чтобы сформировать условия для снижения негатива, противоречивости  у такого человека.

  • Нужно показать конфликтеру, что его достоинство никто не принижает и направить внимание на предмет ссоры.

Узнайте еще больше методов по диагностике и работе с конфликтными ситуациями из курса «Управление конфликтами». Научитесь грамотно контролировать проявления конфликтных ситуаций. Поймете, как за короткое время урегулировать конфликт так, чтобы все остались довольны. Какие существуют виды конфликтов и какие подходы лучше применить. Получите пошаговый алгоритм поведенческих действий.

Конфликт и конфликтная личность

Конфликты – это часть нашей жизни, условие развития и реализации. В основе конфликта всегда лежит значимое для жизни людей противоречие, разногласия интересов, потребностей и целей, нарушающее нормальное взаимодействие людей, препятствующее достижению их целей и ведущее к противоборству. От самого человека и черт его характера зависит, окажется он в конфликтной ситуации или нет.

Причины конфликта

 

Молодежь

Люди средних лет

 

Юноши

Девушки

Мужчины

Женщины

 

I

 

Компромисс

5(50%)

Компромисс

7(70%)

Компромисс

7(60%)

Сотрудничество

7(70%)

 

II

 

Избегание

4(40%)

Сотрудничество

2(20%)

Сотрудничество

2(20%)

Компромисс

3(30%)

 

III

 

Соперничество

1(10%)

Избегание

1(10%)

Избегание

1(10%)

Избегание,

Соперничество,

Приспособление

0(0%)

 

IV

 

Сотрудничество,

Приспособление

0(0%)

Соперничество,

Приспособление

0(0%)

Соперничество,

Приспособление

0(0%)

 

V