Конфликты в детском саду | Развивайтесь.ру
Закончился период памперсов, бутылочек и сосок пустышек. Малышу исполнилось 3 года и он пошёл в детский сад. Успешно пройден этап адаптации и вдруг родители в надежде выдохнуть сталкиваются с новой проблемой — конфликты в детском саду.
Конфликты могут быть разные, в том числе и у родителей с воспитателями или администрацией. Но мы хотим Вам рассказать о конфликтах, возникающих между детьми.
Каждый адекватный родитель старается уберечь своего ребенка от разочарований, огорчений, конфликтных ситуаций и прочих неприятностей, с которыми мы, взрослые, так привыкли сталкиваться в современном мире. А нужно ли это делать на 100%? Попадая в непростые ситуации со сверстниками, ребенок учиться самостоятельно находить из них выход. Подбирает свое решение и тактику поведения. В будущем, когда ребенку встретится подобная конфликтная ситуация, он уже будет знать, как вести себя в ней. Конфликты учат наших деток некоторым социальным навыкам общения, таким, как умение отстаивать свое мнение или идти на компромиссы. В школе, в ВУЗе, на работе или в семейной жизни данные навыки очень пригодятся. Ссоры между детьми могут возникать по разным причинам и в большей степени связаны с их возрастом.
Причины конфликтов у детей разного возрастаДети 2 – 3 лет только начинают учиться взаимодействовать между собой. Причинами конфликтов в данном возрасте чаще всего становятся отобранная игрушка или разрушенные постройки. Так как детки в этом возрасте еще плохо разговаривают, они стараются привлечь внимание взрослого громким плачем или лезут драться с обидчиком. Нам, взрослым, эти причины покажутся незначительными, но для детей они представляются трагедией. Все потому, что малыши только учатся взаимодействовать между собой.
В 4 – 5 лет начинают проявляться лидерские способности. Дети этого возраста предпочитают играть в ролевые игры. Соответственно им нужно подобрать партнёров по игре, а лучший друг или подруга не хотят слушать и вот тут может возникнуть конфликт. Они могут возникать и при распределениях ролей или при нежелании одного из детей играть с другим. Так как детки этого возраста уже хорошо владеют речевым аппаратом конфликты в большей степени решаются словесно.
В возрасте 5 – 6 лет детки больше всего ссорятся из-за того, что не могут выбрать единый формат деятельности. Например, две подружки решают, чем заняться и одна из них говорит, что хочет рисовать, а другая играть в куклы, но при этом обязательно нужно делать это вместе. Вот тут и возникает конфликт. Старшие дошкольники в решении конфликтных ситуаций чаще всего прибегают к угрозам, жалуются воспитателю или перестают «дружить». А все потому что детям не свойственна эмпатия.
Воспитатель и ребенок
В детском саду все конфликты детей происходят на глазах воспитателей и им то приходится учить детей выходить из сложных ситуаций. Хорошо, когда воспитатель вспоминает все психологические и педагогические методы воспитания, но иногда ситуация бывает абсолютно противоположной. Воспитатель решает конфликты детей, пользуясь своим авторитетом и личными убеждениями. Ребенок-бунтарь может воспринять такие методы решения конфликтных ситуаций в штыки, а чувствительный ребенок примет все в свой адрес, даже если обращались не к нему, а к его другу. Отсюда и не желание ходить в детский сад и конфликты с воспитателем.
В ситуации, когда у ребенка с воспитателем произошёл конфликт, родитель должен выяснить истинные причины. Для начала нужно выслушать две стороны по отдельности. С ребенком обсудить возникшую проблему, например, в игровой форме, а с воспитателем договориться о встрече без посторонних. Выяснив причину нужно найти решение проблемы вместе, например, если ребенок очень чувствителен, то воспитателю не стоит ругать сразу всех вместе, а только персонально по именам.
Конечно, воспитатель – это квалифицированный специалист и в общении с детьми он должен находить подход к каждому, но что тут такого, если родитель поможет найти подход к его ребенку. Ведь родители знают своих детей лучше. Родитель должен выступать в роли помощника для воспитателя, а не противника. Тогда и ребенок в детском саду будет чувствовать себя комфортно и безопасно.
Неподготовленность ребенка
Причиной конфликтных ситуаций в группе может стать неготовность ребенка к детскому саду. Очень плохо, когда родители отдают в сад четырехлетнего ребенка, который не умеет одеваться и при этом говорят: «В саду научат». В это время в саду, собираясь на улицу, ребенок не может самостоятельно одеть колготки или застегнуть обувь. Остальные дети при этом стоят и парятся в уже одетых куртках и шапках, как следствие дети выходят на улицу вспотевшими и простывают. В такой ситуации неподготовленный ребенок чувствует свои вину, воспитатели и дети торопят его. Иногда ребенку стыдно сказать маме и папе, что он не хочет ходить в детский сад потому что не умеет одеваться или самостоятельно кушать, а родители в силу своей субъективности при этом винят воспитателей или считают, что их ребенка обижают другие дети.
Задача родителей научить ребенка навыкам самообслуживания и подбирать ту одежду, с которой малыш может справится сам. Тогда в детском саду он не будет чувствовать себя нарушителем дисциплины, а конфликтных ситуаций будет меньше
Как НЕ надо вести себя родителямСлёзы ребёнка ранят родителя в самое сердце, часто в порыве страсти мамы могут сказать не очень приятные вещи, за которые потом бывает стыдно даже взрослому человеку, не то что ребенку. Решение конфликтной ситуации невозможно, если Вы прибегаете к следующим тактикам:
Невмешательство. Конечно конфликты между детьми должны решать сами дети, но бывает так, что Ваш ребенок перепробовал уже все методы и ничего не помогает. Тут самое время прийти ему на помощь. Нужно, чтобы ребенок знал, что родители его оберегают и защищают.
Побег. При возникновении конфликта не решайте его бегством в другую группу или сад, ведь там возникнут те же проблемы. Лучше разобраться на месте, а если нужно, то подключить для решения конфликта психолога или администрацию детского сада.
Открытая конфронтация. Переходя на личности и не разобравшись в сути проблемы, можно перевести конфликт в ссору, из которой будет очень сложно выйти и при этом сохранить свое достоинство. Более того ребенок не должен видеть, как вы оскорбляете или унижаете его воспитателя или родителя другого ребенка, так как в дальнейшем только такой способ решения конфликтных ситуаций он будет использовать.
Запреты дружбы. Когда мама видит, как какой-то Вася обижает ее ребенка, можно часто услышать фразу: «Не играй с ним он тебя бьет, лучше дружи с Колей он спокойно играет». При этом мама действует из лучших побуждений опираясь, на свой материнский инстинкт, но не учитывает, что Вася не является агрессором, он просто не нашёл общего языка с вашим ребенком.
Прилюдное порицание. Даже если вы выяснили, что зачинщиком конфликта является Ваш ребенок, не стоит его наказывать на глазах у всех. Лучше обсудить данную ситуацию в спокойной обстановке у себя дома, где это не ударит по самооценке ребенка.
Решение конфликтов
Как бы нам всем хотелось предупреждать конфликты заранее, но это удается редко. Если ребенка обижают — нужно постараться выяснить причину. Если это простая дележка игрушек, то не стоит переживать, но, если это происходите систематически и с одним и тем же ребенком, стоить обратиться за помощью к воспитателю или поговорить с родителями обидчика.
Дошкольника нужно научит решать конфликты самостоятельно, при этом задавая простые и понятные вопросы
В чем причина ссоры?
Пытались ли Вы разобраться мирно без драки и криков?
Можно ли было избежать скандала?
Что нужно было сделать обоим детям, чтобы избежать слёз?
Как поступить в подобной ситуации в следующий раз?
Недопонимание и конфликтные ситуации встречаются на протяжении всей жизни и как сейчас вы научите своего ребенка выходить из них так он будет делать и дальше.
Помните! В конфликте виноваты всегда обе стороны!
как уладить конфликт между детьми?
Многие родители регулярно сталкиваются с сорами и обидами своего чада с другими детьми, то как вы будете объяснять ребенку, как себя вести и реагировать, будет зависеть дальнейшая жизнь ребенка. В отличие от взрослых, дети достаточно близко реагируют на любые негативные ситуации. Неприязнь между детьми довольна часто накапливается и приводит к серьезным конфликтам, решить которые можно только при помощи родителей. Но случаются такие ситуации, где даже взрослые не знают, как правильно поступить дабы оставить всех детей довольными. В этой статье вы узнаете, как правильно разрешать конфликты между детьми, чтобы помочь, и в первую очередь не навредить.
Как правильно уладить конфликт между детьми?Не вмешивайтесь первыми.
Важно, чтобы ребенок сам мог разбираться в сложившихся ситуациях, иначе потом во всех другие моментах он будет полагаться только на вас. Вы можете спросить нужна ли ребенку ваша помощь, в случае отказа, предоставьте ему возможность самостоятельно решить конфликт.
Помогите ребенку обозначить свои границы.
Ребенок должен понимать, что есть его личные вещи, общие либо же чужие. Научите ребенка спрашивать у друзей их разрешения на ту или иную игрушку, или вещь. Ведь большее количество конфликтов детей дошкольного возраста именно из-за отсутствия умения попросить вещь.
Устраняйте собственную предвзятость.
Допустим, вам не нравиться кто-то из друзей вашего малыша, и в негативных ситуациях вы всегда вините ребенка, который лично вам не нравится. В таких ситуациях вы опираетесь на схожесть ребенка с вашим знакомым, который неприятен именно вам. Старайтесь в любых ситуациях быть объективными.
Главная задача родителей – научить детей мирно и без споров договариваться, а так же слушать и слышит своего друга. Для малышей был бы отличный опыт, если в случае конфликта вы вместе с ними пришли к общему решению и примирению. Допустим, если им нравиться одна игрушка, постарайтесь донести, что если они будут сориться никто их них так и не успеет поиграть, а так можно уступить и потом поменяться.
Важно не допускать, а в случае возникновение сразу стараться потушить эмоциональный накал детей, чтобы не поссорить их между собой, а так же не оставить в памяти негативный опыт конфликта.
Помните что родители должны быть чуткими и внимательными к любым переживаниям ребенка. В конфликтных ситуациях старайтесь полностью узнать причину, тогда вы точно сможете помочь детям в поиске компромисса,а так же быстрого примирения.
В конфликтных ситуациях между детьми, которые происходят в детском саду, воспитатель должен принимать позицию слушателя, конечно только в тех ситуациях, где их здоровью ничего не грозит. Почему только слушателя? Воспитатели могут не знав ситуации, обвинять другого ребенка, этим наносить травму на детскую психику. Когда воспитатель выслушал конфликт, дал детям возможность самостоятельно решить проблему, только потом может вмешаться, выслушать каждого ребенка и прийти к общему согласию.
Воспитатель должен дать понять ребенку:
· свое принятие и понимание: тоном голоса, мимикой
· не перебивать, дать выговориться ребенку
· не принимать сторону другого ребенка и не сравнивать
· стараться поставить себя на его место
Во время разговора воспитателю важно выдерживать паузы, чтобы ребенок мог выговориться и упокоиться, такая беседа должна проходить в спокойной и непринужденной обстановке.
Как правильно реагировать на конфликтные ситуации взрослым?Как бы вам не хотелось, но дети не всегда слушают советы взрослых, чаще всего они берут пример с вас, как вы поступаете в тех или иных обстоятельствах. Поэтому в пословице
«Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя» есть большой смысл. Что бы вы не говорили ребенку, и как бы не учили его поступать в разных ситуациях, он все равно будет копировать и подражать вам, поэтому если вы хотите чтобы ребенок грамотно и правильно решал конфликты, обратите внимание на то, как вы это делаете. Важно научить ребенка решать конфликты и соры в раннем детстве, так ка ему будет легче адаптироваться к школе и пережить подростковый возраст. Если ребенок придет в класс с настроем прилагать усилия, чтобы стать частью коллектива, то сможет применить навыки, полученные ранее. Он сумеет избегать конфликтов или с достоинством выходить из них, а так же не будет обижать тех, кто слабее. И все это благодаря тому, чего так боятся родители, — детским «разборкам» в песочнице.
Дети и конфликты в классе Статья
Среди многих задач раннего детства выделяются две: уважительно сообщать потребности другим детям и слушать с уважением идеи других. Эти области обучения важны для всех детей младшего возраста, но особенно для тех, кто участвует в групповых мероприятиях вдали от дома — дошкольных программах и программах по уходу за детьми, игровых группах или летних лагерях. При поддержке знающих взрослых дети могут освоить навыки, необходимые для эффективного общения в группах сверстников.
Когда дети учатся быть вместе в группе, они неизбежно сталкиваются с конфликтом с другим ребенком. Многие взрослые находят конфликты между детьми разочаровывающими и не знают, как им помочь. Однако, когда взрослые вдумчивы и искусны в своем подходе к конфликту в классе, дети выигрывают. Разрешение конфликтов является важной основой для будущего роста и обучения.
Что такое конфликт?
Конфликт определяется как вызов тому, как человек думает или ведет себя. Это может быть неудобным процессом для маленьких детей, вызывая у одного, обоих или всех детей беспокойство, страх или ряд других сильных эмоций.
Конфликт является естественным и повседневным явлением в программах для детей младшего возраста. Маленькие дети в программах раннего развития обычно испытывают конфликты из-за:
- игрушек
- отношений
- идей
- пробел
- сила
- неполное понимание
В конфликте дети учатся. Конфликт может быть положительной или отрицательной силой в обучении. Для того чтобы обучение способствовало положительному росту — эмоциональному, социальному и интеллектуальному, — рекомендуются два условия:
- Конфликт в классе поддерживается на оптимальном уровне
- Этот конфликт в классе встречается при поддержке взрослых, которые способствуют мирному разрешению конфликта.
Что такое мирное разрешение конфликтов?
Мирное разрешение конфликтов в классе дошкольного возраста — это работа над проблемой или конфликтом таким образом, чтобы не причинять физический, эмоциональный или социальный вред кому-либо из участников.
Мирное разрешение конфликтов дает детям возможность почувствовать себя компетентными в разрешении ситуаций и отношений. Это воспитывает чувство уважения к себе и другим людям, а также уважение к новым идеям.
Какова роль учителя в мирном разрешении конфликтов?
Роль учителя в мирном разрешении конфликтов заключается в том, чтобы
- предвидеть возникновение конфликта внутри групп детей
- ответить детям, поскольку конфликт возникает естественным образом в классе
- поддержка всех детей, находящихся в конфликте, с намерением способствовать положительному развитию
Учителя часто считают свою роль в мирном разрешении конфликтов сложной задачей. Следующие шесть стратегий помогают учителям определить свою роль и отношение к детям и конфликтам:
- Подготовка к конфликту
- Знание о детях
- Знать каждого ребенка
- Создание культуры уважения
- Принятие решений
- Переориентация конфликта на обучение
У детей есть возможность позитивно учиться, когда учителя реагируют на конфликты стратегиями мирного разрешения конфликтов.
Подготовка к конфликту
Подготовленный учитель готов провести день с детьми. Подготовленный учитель знает, что некоторые дни с детьми будут включать конфликты между детьми.
Мирному разрешению конфликтов способствует или препятствует роль учителя, когда конфликт возникает между детьми. Учителя, которые непреднамеренно препятствуют мирному разрешению конфликтов, могут попытаться избежать конфликта в классе, наказать детей, которые сталкиваются с социальным конфликтом, разрешить конфликт в классе для детей или позволить детям решить конфликт самостоятельно. Учителя, которые последовательно реагируют на типичный конфликт в классе любым из этих способов, учат детей соответствовать ожиданиям учителя за счет развития ребенка, уходить в конфликт, быть беспомощным или выживать в конфликте. Ни один из этих исходов для детей не способствует мирному разрешению конфликтов.
Одна из причин, по которой учитель может препятствовать мирному разрешению конфликтов в классе, заключается в том, что он не нашел времени, чтобы подумать о своем личном или профессиональном опыте конфликта. У каждого есть опыт конфликтов — с раннего детства до настоящего времени. Эти переживания вызывают сильные чувства и воспоминания, которые определяют личную и профессиональную реакцию на конфликт. Эти чувства и воспоминания могут привести к тому, что учителя упустят ценность конфликтов в классе и будут искать бесконфликтную среду обучения. Подготовленный учитель знает, что конфликт имеет воспитательное и социальное значение в развитии детей.
Многие учителя считают, что размышления об обучении, оценка эффективности дня с детьми и планирование на будущее — полезный процесс. Рефлексия — это профессиональный процесс мышления, оценки и планирования. Рефлексия это:
- осознание чувств по поводу конфликта
- признание реального опыта конфликта, который определяет личные и профессиональные чувства по отношению к конфликту
- наблюдение или осведомленность о методах преподавания
- быть в курсе реакции детей на обучение
- думает о принятых решениях и действиях учителя
- празднование успехов и подготовка к профессиональному росту там, где это необходимо
Рефлексия — рекомендуемый процесс для новых и опытных учителей. Подготовленный учитель размышляет о своих чувствах, знаниях и практике в ответ на конфликт в классе дошкольного образования.
Образовательные ресурсы доступны для учителей, которые хотят изучить методы мирного разрешения конфликтов. Ресурсы могут быть неформальными или формальными. Коллеги, руководители, классы, профессиональные чтения и дискуссионные группы могут оказать поддержку учителям. Подготовленный учитель готов учиться мирному разрешению конфликтов и будет искать ресурсы для поддержки обучения.
Учителя и программы для детей младшего возраста могут выбирать, на что делать акцент в классе. Когда мирное разрешение конфликта является приоритетом, учителя разрешают конфликт по мере его возникновения, не чувствуя, что это мешает реальному обучению. Когда подготовленный учитель стремится к мирному разрешению конфликтов, эффективное урегулирование конфликтов становится приоритетом в классе.
Другие стратегии
Предвидение конфликта и подготовка к его возникновению в классе являются важными первыми шагами в эффективном разрешении детского конфликта. Другие стратегии имеют решающее значение для развития учителей: знания о развитии ребенка и учебной программе для детей младшего возраста; уважение и чуткость к детям и семьям, которые проявляются в каждом взаимодействии, в каждом общении и в каждой области класса; знание, умение и уверенность в принятии решения о том, как реагировать на конфликт в зависимости от ситуации и вовлеченных детей; и способность использовать общие конфликтные ситуации в обучении способами, которые приносят пользу всем в классе.
Управляемые конфликтные ситуации в классе дают детям возможность чувствовать себя компетентными, справляться с новыми ситуациями и отношениями и учиться в них, а также воспитывать чувство уважения к другим людям и новым идеям. Поэтому конфликт и разрешение конфликтов не рассматриваются как вмешательство в опыт ребенка или планы учителя в классе, а скорее как ожидаемая и неотъемлемая часть учебной программы для детей младшего возраста.
Четыре рекомендуемых стратегии для учителей младшего возраста
1) Быстро вмешиваться, чтобы остановить опасное поведение и уберечь детей от травм.
Примеры :
- Учителя используют дифференцированные ответы и стратегии, основанные на отдельных вовлеченных детях. Поэтому педагоги способны оценивать, а дети способны выражать намерение. Несчастный случай есть несчастный случай, и к нему относятся не так, как к преднамеренной агрессии.
- Возможности для реституции имеются и рассматриваются положительно. В каждом конфликте уважают обоих/всех детей.
2) Не вмешиваться слишком рано, когда начинается конфликт.
Примеры:
- Спокойствие учителей по отношению к конфликтам повсеместно.
- Классные комнаты успокаивают и расширяют возможности детей.
3) Наблюдение за детьми, когда они взаимодействуют с другими или используют материалы.
Примеры:
- Учителя анализируют поведение детей, наблюдая за играющими детьми и находясь рядом с ними. Они внимательно относятся к хроническому поведению детей, стремящемуся к конфликту, чутко относятся ко всем детям и подходят к конфликтующим детям, не предвосхищая поведение детей.
- Учителя осознают, что они являются ресурсом, а дети — способными людьми («что я могу сделать?» и «что вы можете сделать?»). Детям доверяют успех.
4) Активное взаимодействие с детьми.
Примеры:
- Учителя обеспечивают основу, чтобы помочь детям узнать, где и как начать разрешать конфликт, а также помочь детям увидеть конфликтные ситуации точно и в понятном контексте. («Ты хотел оконные блоки, и ты тоже. Ты взял их у нее, чтобы иметь их прямо сейчас».)
- Говорить и слушать друг друга приветствуется. Учителя уважают. Они часто повторяют и резюмируют, а также описывают то, что они видят и слышат. («Я буду держать блоки, чтобы они были в безопасности, пока мы будем работать над этим. Ты выглядишь злым, что он забрал у тебя оконные блоки». Учитель слушает. «Ты выглядишь расстроенным из-за того, что у тебя нет блоков сейчас. . Хммм, вы оба хотите кубики». Как вы думаете, как мы могли бы это выяснить?» Учитель слушает и продолжает способствовать беседе и решению проблем. )
Взято и адаптировано из книги «Дети и конфликты: возможность обучения в классе раннего детства», NAEYC #8005, Copyright 2000, Cindy Finch, MA и Lisa Wirtanen, MA
Разрешение конфликтов между детьми в детском саду
Дата изменения:
ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: Информация и мнения, воспроизведенные в статьях, принадлежат тем, кто их высказывает, и они несут ответственность за это. Публикация в The European Times автоматически означает не одобрение точки зрения, а право на ее выражение.
ОТКАЗ ОТ ПЕРЕВОДА: Все статьи на этом сайте опубликованы на английском языке. Переведенные версии выполняются с помощью автоматизированного процесса, известного как нейронные переводы. Если сомневаетесь, всегда обращайтесь к оригинальной статье. Спасибо за понимание.
Другие материалы автора
База данных ресурсов китайских древних книг
Отдел новостей — 0
«База данных ресурсов китайских древних книг» является важным достижением «Плана сохранения китайских древних книг».
4 мин.
Ссоры между детьми обычно вызываются: ·
разрушенной кубической башней, которую построил кто-то другой; ·
игрушки, принадлежности для игр и другие вещи, которыми дети не могли поделиться или которые один ребенок берет у другого; ·
различные взгляды детей на выбор совместной игры, игровых ситуаций, персонажей, их действия, распределение ролей; ·
споры о правильности игровых действий. Профилактика конфликтов между детьми Причины возникновения конфликтных ситуаций зависят от возраста. В возрасте 2-3 лет дети чаще всего ссорятся из-за игрушек, которые нельзя делить, и сломанных конструкций. В этом возрасте дети проходят следующий этап становления личности – на время становятся ярыми собственниками и очень жестко посягают на «свои» вещи. В то же время дети еще не умеют в полной мере выражать свои эмоции словами. Поэтому конфликты обычно решаются с помощью физической силы, плача и участия взрослых. К 4-5 годам дети в детском саду начинают более активно взаимодействовать друг с другом. На первый план выходят споры по поводу выбора совместных игр, желание или нежелание играть вместе. В дошкольном возрасте причины конфликтов становятся еще более разнообразными – у детей могут быть разные взгляды на правила игры, распределение ролей и поведение игроков. Какие дети наиболее склонны к конфликтам в детском саду? В каждом дошкольном учреждении есть дети, у которых или из-за которых чаще всего возникают конфликтные ситуации. У них может быть разное поведение: ·
Агрессивный – раздражается, когда его не слушают, беспокоит других. ·
Жалоба – всегда находит причину недовольства и высказывает ее. ·
Молчаливый – спокойный, мало говорит, поэтому другим детям и учителю трудно понять, что он хочет. ·
Слишком отзывчивый – согласен со всеми. ·
Всеведущий – считает, что только он знает, как и что делать. ·
Нерешительный – долго принимает решения, боится ошибиться.
Максималист – хочет всего и сразу. ·
Секрет – скрывает жалобы и может отомстить обидчику, когда тот забыл о своем плохом поведении. ·
Лжец – распространяет ложную или непроверенную информацию, перекладывает свои злодеяния на других.
Дети, вызывающие конфликты в дошкольном возрасте, стремятся к общению со сверстниками, но не умеют этого делать в силу особенностей своего характера и воспитания. Многие из них пытаются утвердиться в коллективе с помощью споров и ссор. Воспитатель должен объяснить детям, что в общении с окружающими они должны уметь договариваться, высказывать свою точку зрения и слушать других. Что нужно сделать:
1. Сформировать правила поведения в группе: не ссориться, не использовать обидные прозвища, не брать друг у друга игрушки, спрашивать разрешения, если хочешь что-то взять у кого-то и т. д. 2. Говорить о реальном или воображаемые конфликтные ситуации, побуждая детей к анализу – спрашивать, что стало причиной ссоры, как бы они себя чувствовали на месте каждого участника, как примирить враждующие стороны.