Конфликты между детьми в детском саду Монтессори
У нас спросили: «Подруга говорила, что в Монтессори-садике старшие обижают маленьких, а воспитатели не вмешиваются. Так ли это? Как этого избежать?» На вопрос, как разрешаются конфликты между детьми в детском саду Монтессори, отвечает Анна Федосова, АМИ-педагог.
К сожалению, невозможно заочно разобраться, что именно произошло в конкретном садике и что ваша знакомая описала как «обижают» и «не вмешиваются».
Нам известно слишком мало исходных данных. Если имело место некорректное поведение педагога, то оно не реализовывало идеи Монтессори, а противоречило им.
Могло быть и так, что мама неверно интерпретировала ситуацию. У Монтессори-педагога есть две основные доблести: как вмешаться, когда следует, и когда НЕ вмешаться. Последнее обычно труднее даётся взрослым.
В Монтессори-классе есть чёткие правила, защищающие интересы каждого и поддерживающие рабочую обстановку. Суть их в том, что в рамках занятия с материалом работает тот, кто первым его взял, до тех пор, пока не почувствует, что ему достаточно.
Как помочь ребёнку научиться мирно и с удовольствием играть с другими детьми на детской площадке, и нужно ли взрослому вмешиваться в их отношения — рассказываем в мини-курсе «Мир в песочнице»
После того как материал убран на место, его можно брать следующему.
От детей требуется уважительное отношение к соученикам и тем процессам самопознания и саморазвития, в которые они могут быть погружены. По мере необходимости взрослые помогают детям соблюдать правила, но в итоге важно, чтобы каждый увидел полезность ограничений и приобрёл личный репертуар поведения, которое позволяет ему оставаться в рамках.
Если есть основания полагать, что ребёнок справится сам, ему предоставят свободу действий в потенциально проблемной ситуации. Если обе стороны в общих чертах уяснили себе нормы поведения, принятые в классе, конфликтов не нужно избегать.
Наоборот, каждый подобный опыт привносит что-то в багаж социализации при условии, что было найдено приемлемое решение. Необязательно идеальное или то, которое нам, взрослым, кажется лучшим, но любое приемлемое, если оно устраивает участников.
Случай из жизни. Часто такое доверие к решениям детей непривычно и странно родителям. В моей практике был случай, когда двухлетняя девочка на протяжении нескольких месяцев всегда разрешала второй присоединиться к её занятиям, после чего нередко была разочарована, потому что подружка перехватывала инициативу и начинала играть по-своему.
Я не вмешивалась, потому что согласие было выражено совершенно ясно.
Через некоторое время вместо того, чтобы сразу говорить «да», девочка начала размышлять и давать разные ответы: иногда соглашалась, иногда — нет. Она научилась слушать свои желания, прогнозировать ситуацию, принимать решения, спокойно и твёрдо отказывать.
Поначалу вполне можно было бы сказать, что девочку «обижают», и вступиться за малышку, лишив её возможности самой нащупать более удачную линию поведения. Я рада, что сознательно не стала вмешиваться, как бы это ни выглядело со стороны.
Если поведение педагога вызывает у вас недоумение, лучше не теряться в догадках, а уважительно задать прямой вопрос, выразив мысль, что вам не до конца ясна логика действий и вы хотели бы лучше понять, какую цель они преследовали. Ваша задача — искренне интересоваться и надеяться научиться чему-то, освоить новый взгляд на какие-то вопросы.
Даже если вы доброжелательны и открыты объяснениям, человек всё равно может воспринять расспросы как критику, поэтому лучше подобные беседы проводить за пределами занятия с глазу на глаз. Если же вы не пришли к пониманию, стоит обратиться к психологу детского сада, в который ходит ваш малыш.
Добавить в избранное РаспечататьКонфликты в детском саду
Всё чаще и чаще в аппарат Уполномоченного по правам ребёнка обращаются родители воспитанников детских садов. Дети подрались, поругались… А потом помирились. А у родителей — война! Сегодня таких обращений — множество!
Что же побуждает родителей детей привлекать внимание государственных органов к своим конфликтам? Ведь в прошлом такие вопросы решались самостоятельно!. .
С одной стороны, потеряли взрослые ту самую мудрость, которая одним позволяла конфликты разрешать, а другим — меньше обращать внимание на конфликты, рассчитывая и надеясь на профессионализм педагогов!
С другой стороны, механизмы защиты прав ребёнка стали более доступны и эффективны. И это важно и хорошо. Но защищая «нападением» другого, мы сами теряем не только навыки конструктивного разрешения конфликтов, но и навыки «недопущения» ссор и важности сотрудничества. Поэтому зачастую (уставшие и раздражённые чем-то другим) родители «зажигаются» как «спички», и вот уже военные действия со всеми — с другими родителями, с воспитателями, да и с детьми. Всем от этого плохо.
Поэтому необходимо придерживаться следующих правил:
- поддерживать позитивную дружескую атмосферу в группе детей, настраивая своего ребенка на позитив и доброе расположение к согруппникам;
- учить детей истинному сотрудничеству;
- повышать способность детей управлять своими эмоциями;
- предупреждать конфликты между детьми, обучая их конструктивному разрешению споров;
- не допускать разжигания конфликтов с родителями других детей: возникающие конфликты — разрешать; «не подливать масла в огонь» конфликтов между другими родителями, а по мере возможности, их разрешать.
Знания и навыки эффективного разрешения конфликтов — не просто потребность настоящего и будущего, а насущная необходимость родителей.
Конечно, можно попытаться привлечь родителя, отчитывающего или угрожающего Вашему ребенку, к административной ответственности за хулиганство (ст. 20.1. КоАП РФ), но не забывайте, такие действия могут привести только к излишним проявлениям у этого родителя агрессии, которые в конце концов могут отразиться на Вашем ребенке.
Также, можно обратиться в полицию, прокуратуру, министерство образования и науки, к детскому омбудсмену или в суд с соответствующими заявлениями о защите прав Вашего ребенка, но эта процедура займет определенное время.
Таким образом, наиболее подходящим становится вариант налаживания отношений с указанным родителем (пытаться сгладить конфликт, поближе познакомиться, удобрить его чем-либо и прочее), поскольку ваши дети все равно могут ссориться между собой, что практически невозможно предотвратить.
Не редко возникают сложности и между родителями и детским садом. Очень многое зависит от первоначального настроя родителей и педагогов на конструктивное общение.
Как правило, такие конфликты возникают из-за разных подходов к воспитанию. В государственном детском саду педагог поставлен в сложные условия. Детей в группе много, есть временные ограничения: режим дня, занятия, гигиенические процедуры, соблюдение требований СанПина и многих других нормативных документов. Непонимание родителей этого иногда становится причиной конфликта.
Также, родителям необходимо помнить, что попадая в общество, ребёнок должен учиться определённым правилам поведения. Ведь часто встречаются дети, которые постоянно дерутся, громко скандалят, агрессивно себя ведут по отношению к сверстникам. Но если посмотреть на положение такого ребёнка в коллективе: воспитатель, оберегая других детей, постоянно порицает поведение такого ребёнка, прерывает его агрессивные нападки, ругает, дети начинают бояться обидчика, избегать игр с ним, жаловаться на него родителям, родители жалуются на этого ребёнка воспитателю. Вокруг ребёнка растёт клубок негативного отношения. Возможно, это ему придётся нести с собой всю жизнь, если родители вовремя не начнут прорабатывать причины такого поведения, уберут из его жизни агрессивные мультфильмы, компьютерные игры, возможно, драки со старшим братом, изменят свои неправильные подходы к воспитанию.
Как лучше всего разрешать конфликты в дошкольном классе?
Это сообщение в блоге было написано Астрид Корнелис (Томас Мор, Бельгия).
Что, если на головы дошкольников надеть камеры, чтобы записывать, как разворачиваются конфликты? Именно это и сделали исследователи из Университета штата Огайо (Myrtill et al., 2021). Они исследовали, какие вмешательства учителей эффективны в конфликте между детьми в возрасте от 3 до почти 5 лет.
Камеры на головы дошкольников и воспитателя
Этот инновационный метод исследования позволяет получить представление о конфликтах с точки зрения ребенка. Изображения с камеры дают представление о социальном мире и подлинном опыте каждого малыша. Кроме того, была зарегистрирована и опрошена точка зрения классного руководителя. Это показывает, что за каждым вмешательством учителя стоит сложный процесс принятия решений. Преодоление конфликтов — сложный и не следует недооценивать процесс, который требует от учителей много энергии.
Конечно, камеры видят гораздо больше, чем классные учителя. Изображения с камер показали, что многие конфликты кратковременны, но происходят очень часто. Учителя вмешивались менее чем в половину конфликтов. Вмешательства в основном проводились в интенсивных двусторонних конфликтах.
Как учителя реагируют на конфликт?
Исследователи различают три типа реакций:
- Вмешательства, направленные на прекращение конфликта: управление конфликтом осуществляется извне – классным руководителем – посредством комментариев, предупреждений или ссылок на правила класса, без специального вовлечения обеих сторон и свои точки зрения.
- Посреднические вмешательства: здесь детям предоставляется возможность объяснить основную причину конфликта, самим найти решения или прийти к соглашению.
- Без вмешательства: учитель не замечает конфликта или допускает его.
Что работает лучше всего?
Желание немедленно прекратить конфликт оказалось наиболее часто используемой стратегией, хотя и приводило к худшим результатам. Эта стратегия привела к потерям — решения потерь, разлучение детей, отнятие игрушки… Возможно, поразительно — невмешательство работало лучше, чем желание немедленного прекращения конфликта.
Посредничество сработало лучше всего. Именно через посредничество дети чаще всего приходили к беспроигрышным решениям или взаимным соглашениям. Посредничество было лучше, чем невмешательство.
Сообщение на вынос: рассматривайте конфликт как возможность обучения
Конфликты дают возможность дошкольникам развиваться в восприятии перспективы и социальном понимании. Дети, которые могут прийти к поддерживаемому решению конфликтов, лучше завязывают и поддерживают дружеские отношения. И наоборот, дети, которые не могут, демонстрируют более нежелательное поведение и трудности в социальных отношениях (Chen, 2003; Gower et al. , 2014; Sebanc, 2003).
Итак, дайте каждому ребенку возможность объяснить основную причину конфликта и поддержите детей, чтобы они сами нашли решение или пришли к соглашению.
Источники
- Chen, D. W. (2003). Предотвращение насилия путем содействия развитию навыков компетентного разрешения конфликтов: изучение ролей и обязанностей. Журнал дошкольного образования, 30 (4), 203-208. https://doi.org/10.1023/A:1023379306124
- Гауэр А., Линграс К., Мэтисон Л., Кавабата Ю., Крик Н. (2014). Роль дошкольной реляционной и физической агрессии при переходе в детский сад: связи с социально-психологической адаптацией. Раннее воспитание и развитие 25 (5), 619-640. https://doi.org/10.1080/10409289.2014.844058
- Миртил М.Дж., Лин Т., Чен Дж., Пуртелл К.М., Джастис Л., Логан Дж., Гамильтон Х. (2021). Плюсы и (кон)фликт: Использование головных камер для определения роли учителей во вмешательстве в конфликты среди детей дошкольного возраста. Ежеквартальное исследование раннего детства, 55, 230-241. https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2020.11.011
- Себанк А. (2003). Особенности дружбы дошкольников: связи с просоциальным поведением и агрессией. Социальное развитие, 12 (2), 249-268. https://doi.org/10.1111/1467-9507.00232
Исходное изображение: Изображение Сары Рихтер с Pixabay
Подпишитесь на нас и поставьте лайк:
Какова наилучшая стратегия разрешения конфликтов в дошкольном классе?
Теги: конфликты
Как преодолеть социальные конфликты в дошкольных учреждениях
Проверенный пятиэтапный процесс урегулирования конфликтов
Социальные конфликты повсюду в дошкольном классе. Дети дерутся над игрушкой в блоке, говоря другим детям: «Вы не можете прийти на мою вечеринку», и споры о том, кто первым выстроится в очередь, являются обычными конфликтами в каждом дошкольном учреждении. учителя сталкиваются на каком-то этапе своей карьеры. Посмотрим правде в глаза, дети дошкольного возраста просто не умеют разрешать социальные конфликты и нуждаются в нашем руководстве и поддержке, чтобы разрешать эти конфликты просоциально. Его Педагогам дошкольных учреждений важно помнить, что решение социальных проблем борьба не только с маленькими детьми, но и со взрослыми. Как часто вы были свидетелем того, как взрослые кричат и показывать пальцем за рулем, просить удалить их из класса, потому что они не ладят с коллегой или прекращают давнюю дружбу после разногласия из-за денег. Как научиться управлять социальными конфликтами важно для детей, когда они проводят свой день в наши дошкольные классы, и это также важный жизненный навык. Один из навыков процветания, обсуждаемых в этой статье.
Я часто слышал дошкольников учителя реагируют на эти социальные конфликты, говоря: «Мы все друзья!» Если подумать, эта фраза вводящий в заблуждение. ты со всеми дружишь ваши коллеги, потому что вы все работаете на одной работе? Возможно нет. Чтобы мы ожидали, что все дети в нашем классе будут «друзьями». просто потому, что они были помещены в один и тот же класс, нереально. Определение друга – это «человек, который один знает и с кем у него есть узы взаимной привязанности». Когда вы думаете об этом, дети в вашем все одноклассники, а некоторые друзья. Более целесообразно учить детей быть добрыми к другим, как разрешать конфликты мирным путем и уважать мнения и взгляды других. Это долгосрочные жизненные цели, которые приносить пользу детям, находящимся под нашей опекой, на протяжении всей их жизни.
Мы знаем, что дети дошкольного возраста учатся лучше всего, когда у них есть возможность решать проблемы, которые имеют смысл для их в повседневном опыте. Это означает что моменты, когда дети вовлечены в конфликты, представляют собой уникальную «обучаемую момент», где дети увидят посредничество в действии и на практике использование шагов для решения собственных конфликтов. Со временем дети усваивают процесс посредничества в конфликте как эффективное реагирование во время конфликта и начать использовать шаги без взрослых помощь. Это помогает им лучше управлять своими эмоциями во время конфликтов и спокойно справляться с социальными проблемами и продуктивно.
Важно для дошкольников учителям постоянно наблюдать за этими «обучаемыми моментами», когда дети конфликтов в классе и помочь им подумать о способах их решения. их собственные проблемы. Роль учителя заключается в том, чтобы помочь детям определить, когда возникают конфликты, найти потенциальные решения, достичь консенсуса и реализовать согласованное решение. При таком подходе учитель помогает решить проблему. процесс, задавая открытые вопросы и позволяя детям генерировать их собственные решения.
Итак, какие 6 шагов я использую для урегулировать конфликты между детьми в моем классе? Вот они:
Шаг 1: Помогите детям успокоиться
Когда дети расстроены, бьются или дерутся, первый шаг — разрядить обстановку. Помните, маленькие дети обычно дерутся о действиях (вещах, которые делают другие дети) и вещах (игрушках, материалах, деятельность). Учителя должны стараться разрешать конфликты до того, как они обострятся, немедленно реагируя, как только они услышать голоса поднимаются. Большинство конфликтов будут спокойно, когда вы приближаетесь к детям в эти моменты. При ударах, укусах или других физических происходят действия, воспитатель должен спокойно подойти к детям и прекратить все обидные действия, говоря: «Все удары должны прекратиться. Я знаю, что ты злишься, но это не нормально ударить.» Затем учитель спускался на детском уровне говорите спокойным голосом и, когда это уместно, осторожно прикасайтесь к детям предложить утешение. Для большего стратегии, как реагировать на агрессивное поведение, ознакомьтесь с этой статьей.
Это важно для учителей, чтобы признать чувства детей при деэскалации эмоций детей, вовлеченных в конфликт. я выражайте свои чувства конкретно, говоря: «Ты расстроен» или «Ты выглядишь грустным». Я также показываю детям, как они выглядят. с моими позами тела и выражением лица. Если дети используют обидные слова по отношению друг к другу, я перефразирую эти заявления, говоря: «Вы сейчас злитесь, это не нормально обзывай людей, когда злишься». Если необходимо, я предложу период охлаждения, когда дети разлучены до говорить о том, что произошло. я тоже говорю дети: «Мне нужно подержать это, пока мы разговариваем», если они спорят из-за игрушки или другой объект. Обычно это перенаправить их внимание на меня, вместо того, чтобы продолжать бороться за объект.
Шаг 2. Определение проблемы
Один раз все спокойны, начну задавать «какие» вопросы для сбора информации о случившемся от детей. Например, я скажу: «Что случилось» или «В чем проблема?» Важно донести до каждого ребенка точки зрения, предлагая каждому ребенку возможность поделиться своей точкой зрения история. Я обычно делаю это, сидя все ложатся и говорят: «Что случилось? Джонни расскажет мне первым, а Натан выслушает. Затем Натан расскажет мне, что случилось, и Джонни послушает». Это обеспечивает четкое указания детям относительно моих ожиданий в отношении разговора и слушания. Он также делится с детьми тем, что каждый получит возможность высказаться.
Это важно, чтобы вы просто слушали все, что говорят дети, не суждение на этом шаге. Это гарантирует детям безопасно сообщать о том, что произошло. Если ребенок боится попасть в беду из-за чего случается, дети могут не рассказать полную историю, и учитель не иметь возможности рассказать детям о специфике проблемы. Помните, что ключевая роль учителя в этом шаг состоит в том, чтобы ПРИСЛУШАТЬ, как дети воспринимают проблему, чтобы они могут повторять или переформулировать важные детали для размышления детей.
После все поделились, я перескажу детям то, что я слышал от них с точки зрения обоих детей. Например, Я скажу: «Итак, проблема в том, что Натан играл с игрушкой, а Джонни взял у него. Джонни сказал, что у него есть сначала игрушку и хотел вернуть ее». Это позволяет дети, чтобы добавить больше деталей к рассказу, если это необходимо, или уточнить детали что я мог перепутать. Если дети разделяют опасения по поводу безопасности, такие как удары, пинки или толчки, я объясню ограничения в этот момент, сказав: «Бить небезопасно. Вместо того, чтобы бить, давайте подумаем о безопасном пути Для решения этой проблемы. »
Шаг 3. Обдумайте возможные решения
Во время На этом этапе каждый ребенок поделится идеями о том, как решить проблему. Я просто спрашиваю: «Что мы можем сделать, чтобы исправить это проблема?» По мере того, как дети излагают свои идеи, я перечислю все возможные решения, которые они генерируют на бумаге. Учителя должны открыто слушать каждую идею, поскольку это показывает детям, как слушать, ценить и учитывать точку, сделанную другими детьми. Дети рассмотреть, как будет выглядеть каждое решение и что, по их мнению, произойдет, если решение опробовано. Я также прошу детей, «Как вы думаете, как Джонни отнесется к этому решению», чтобы помочь им начать учитывать точку зрения другого ребенка при решении проблемы.
Для дети, которые не готовы в своем развитии к тому, чтобы предлагать идеи, или те, кто не иметь язык для передачи своих идей, учитель предложил бы предложения идей или помочь детям с языковой потребностью с вербализация своих идей. Великий Ресурс, который я использую в своем классе, — это Solutions. Набор карточек-подсказок доступна здесь. Эти карты можно распечатать, заламинировать и разместить в украшенной обувной коробке, чтобы дети могли найти решение во время мозгового штурма идеи. Учитель обсуждал с детям, может ли решение решить проблему.
Шаг 4: согласование решения
После дети составили список возможных решений, следующим шагом будет выбор одно решение, чтобы попробовать вместе. Учитель просматривает каждое решение в списке и взаимодействует с детьми, чтобы найти какое решение, по их мнению, будет лучшим. Цель на этом этапе состоит в том, чтобы каждый ребенок почувствовал, что его вклад был рассмотреть, и дети, а не учитель, должны принять решение что соответствует потребностям группы. Этот шаг может занять некоторое время, особенно если один ребенок настаивает на своем предложении выбирают. Это может занять немного учителя ловкость и умение объединить два разных решения в одно, которое работает для каждый.
В этом шаг, выбранное решение не так важно, как все согласны с тем, что решение будет. Когда я использовал эти шаги посредничества с детьми в моем классе, они выбрали «Иини, Минни, Майни, Мо” стратегия в разы. я знал ребенка тех, кто не был выбран, расстраивался и пытался направить их к размышлению о том, что происходит для человека, не выбранного. Однако, если бы все согласились, что решение «Ини, Минни, Майни, Мо» было лучшим, я пусть попробуют решение и утешат расстроенного ребенка после. В следующий раз эта стратегия было предложено, чтобы ребенок, который не был выбран, не согласился с решением. Поверьте, дети узнают, какие стратегии работают, а какие нет благодаря личному опыту с результатами пробовать разные решения.
Шаг 5: Тестовое решение и последующие действия
Во время На этом этапе дети пробуют свое решение. Учитель будет находиться рядом, чтобы следить за тем, как дети делают с раствором. Если конфликт прерывается или один ребенок борется с выполнением соглашения, учитель может поговорите с детьми о том, как это работает, и обсудите, есть ли какие-либо другие решения в списке работали бы лучше.