Конкуренция это в психологии: Конкуренция — Психология человека

Конкуренция как социально-психологическое явление / Открытый урок

В современной науке наличествует следующее определение конкуренции: конкуренция – это одна из базовых форм межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей и интересов в условиях противоборства с поиском тех же целей и интересов других индивидов или групп. Конкуренция характеризуется сильной личной вовлеченностью в борьбу, активизацией субъекта, частичной деперсонализацией представлений о противнике [1].

Конкуренция как один из видов взаимодействия в той или иной степени анализировали в своих работах К. А. Абульханова-Славская, Г. М. Андреева, А. Г. Асмолов, Н. В. Гришина, А. Л. Емельянова, А. Р. Лурия, Н. М. Розанова и другие. Они разбирают конкуренцию как социальное явление, способствующее прогрессу общества. Тем не менее, на данный момент отрицательные последствия, проявляющиеся в возникновении антагонизма между соперниками, разделение общества, исключение взаимной помощи, делают конкуренцию одним из деструктивных элементов нашего общества.

Необходимо придать конкуренции цивилизованную и гуманистическую ориентацию в соответствии с социальными категориями [3].

В социальной психологии все виды взаимодействия подразделяют на два противоположных типа: сотрудничество и конкуренция. В базе такой дифференциации всевозможных типов взаимодействия заложен принцип организации совместной деятельности. Исследователи соглашаются, что конкуренция объединена с сотрудничеством. В любом взаимодействии наличествуют элементы конкуренции.

Кооперация или кооперативное взаимодействие обозначает координацию действий членов группы (упорядочение, комбинирование, суммирование этих сил).  

Сотрудничество – это важный элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А. Н. Леонтьев указывал две главные характеристики совместной деятельности: а) разделение единого процесса деятельности между участниками; б) изменение деятельности каждого, т.к. результат каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что общий психологический язык означает – «предмет» и «мотив» деятельности не совмещаются [5].

По мнению Г. М. Андреевой, часто анализ конкуренции сосредоточен на ее наиболее яркой форме, а именно, на конфликте [1]. В западной социальной психологии позиция конкуренции, по мнению Дойча, представляется в качестве объективной характеристики ситуации взаимодействия [3].

В нашем исследовании конкуренция как социально-психологическое явление рассматривается как соперничество участников, заинтересованных в достижении одной и той же цели. Субъектами могут быть физические лица и/или группы. Конкуренция неизменно требует мобилизации физических и интеллектуальных ресурсов субъектов. Это стимулирует личностный рост, способствует развитию. Только при наличии конкуренции можно достичь хороших результатов в деятельности, чем при его отсутствии. Для одних людей этот процесс может сопровождаться агрессией; для других конкуренция выражается через стресс, страх, неуверенность в себе и т. д. [5].

Обычно конкурентоспособность работника определяют его трудоспособность и работоспособность. Общеизвестны такие факторы, как «разнообразие профессий и уровень квалификации», а также «уровень умелости и интенсивности труда». Все это свидетельствует об уровне квалификации, которая применяется при расчете уровня трудоспособности по всем профессиям, характеризуя развитость знаний и умений работника по конкретной профессии, а также оказывает влияние и на его работоспособность [2].

Конкурентоспособность работника — свойство работника успешно выдерживать конкуренцию на рынке труда в сравнении с работниками аналогичных профессий, специальностей, уровня квалификации.

Она обеспечивается за счет высокого уровня профессионализма и компетентности, личных качеств, инновационного и мотивационного потенциала. Конкурентоспособность работника – важная рыночная категория, отражающая одну из существенных характеристик карьеры — личную ресурсную базу сотрудника.

Стержнем конкурентоспособности работника являются его компетенции, соответствующие рыночной потребности в функциональном качестве труда. Поскольку владение компетенциями не является процессом застывшим, законченным, требуется постоянное обновление имеющихся знаний и навыков и приобретение новых. Основные параметры компетенций изменяются во времени циклически в зависимости от динамики спроса на компетенции, закономерными и поддающимися измерению интервалами: формирование (приобретение), активное использование, угасание (устаревание) [4].

По результатам конкурентной деятельности проявляются позиции победителя (лидера) и неудачники (аутсайдер). Позиция победителя обусловливается конкурентоспособностью субъекта. В конкуренции предпочтение отдается тем, у кого результат деятельности имеет наилучшие показатели в их количественном и качественном вариантах. В условиях конкуренции у субъекта отмечается ориентация на выдающийся результат деятельности, его предпочтение в сравнении с результатами деятельности конкурентов. Человек не может конкурировать, не переживая массу негативных чувств [5].

Конкуренция может анализироваться как объективное условие, при котором деятельность субъектов в конкурентной среде прослеживается как заинтересованные лица, заинтересованные в достижении одной и той же цели. Это позволяет им удовлетворять потребности потребителей и свою собственную потребность в определенных ограниченных ресурсов в их качественном и количественном измерении [3]. В качестве ресурсов А. Л. Емельянова разбирает материальные и нематериальные активы. Материальных активов выражается в форме денег, призов, ценных, дорогих подарков и т. д.

Нематериальные активы, в первую очередь, это социальные и психологические приобретения, не выраженные в денежном эквиваленте: авторитет, признание, уважение, сочувствие, содействие и т. д. [2].

Конкуренция возможна только в развивающихся, живых и социальных системах. Отсюда берут начало два важнейших вида конкуренции: биологической и социальной, между которыми имеется преемственность [1].

Представители классического психоанализа (З. Фрейд, К. Хорни) считают, что конкуренция не является биологически определенным феноменом, и выступает следствием культурных условий и, более того, это не только одна из семейных ситуаций порождает конкуренцию, она стимулирует жизнь человека от рождения до смерти [5].

Конкуренция стимулирует развитие, эволюцию систем в живой и неживой природе, и это является одной из его базовых функций. По данным А. Г.Шмелева, социальная конкуренция отличается от биологической конкуренции. Социальные субъекты сдерживаются от бесконечной экспансии не только за пределами ресурса объектов конкуренции и оппозиции со стороны других конкурирующих субъектов, но также изменениями в конкурентной среде, в процессе собственного саморазвития субъектов, которые могут изменять собственный потенциал и потребности в объектах конкурса (льготы). К этим процессам в случае социальных систем добавляются следующие: процесс разработки правил — искусственные, социально-правовые методы регулирования конкуренции и процесс распределения благ в соответствии с его результатами, учитывая социально полезного результата конкурса [2].

Конкуренция может возбуждать переживание различных эмоциональных состояний.

И. Зографова, проводя изучение агрессивности человека, пришла к выводу, что конкуренция выступает одним из обстоятельств, провоцирующих агрессивное поведение. Для конкурентной ситуации присуща следующая зависимость: чем более важной является цель, тем больше конфликтов между другими и тем выше выражаются агрессивные тенденции.

Однако в хорошо регламентированной организации конкурентные ситуации не могут привести к агрессии, но могут использоваться для повышения эффективности и улучшения качества конкурирующих групп.

И. Зовграфова также считает перспективными такие направления исследований, которые касаются не только внутренних причин явления агрессивная личность, но затрагивают более широкий анализ личностных качеств, которые способствуют возникновению и проявлению агрессии: полезности – желание или склонность человека на пользу себе в первую очередь; доминантность – стремление к деятельности на достижение позиций выше других, навязывая свои правила. Ряд исследователей связывают эти особенности личности, как агрессия и конкуренция в межличностных отношениях [1].

Внешние угрозы для организации в рыночной экономике, существование и появление организаций-конкурентов являются факторами формирования и проявления конкуренции. При таких обстоятельствах, объединяющим фактором для сотрудников организации является приверженность ее общей стратегической цели, направленной на достижение высокой эффективности и повышение уровня конкурентоспособности продукции и организации в целом. Общая цель в конкурентной среде объединяет работников организации, создает высокую сплоченность в ее реализации. В организационных системах существуют два способа объединения усилий сотрудников в достижении высоких показателей, которые называются интеграции и координации (в крупных организациях). И координации, и интеграции имеют большое значение в повышении конкурентоспособности организации [3].

Конкуренция основана на профессионализме, нравственных и этических нормах поведения, ориентации на конструктивные формы взаимодействия, сотрудничестве не ведет к крайним формам, выражающихся в агрессии. Конкуренция — это не вседозволенность для достижения лидерских позиций. В этой связи содержательная сторона конкуренции включает ориентацию на сотрудничество, чувство справедливости, взаимную ответственность друг перед другом, честностью перед собой и другими, порядочностью, признанием других.     

Под этим ключом обнаруживаются ценности, направленные не только на экономические мотивы, выраженные в прибыли, улучшения благосостояния собственного и т. д., но и на приоритет мотивов нравственного, этического, гуманистического характера, который проявляется в духовных ценностях, творческой самореализации и др. [2].

Проблема психического здоровья и ранее, и в настоящее время притягивает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики [3]. Наличествует масса подходов к постижению и решению этой проблемы.

Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Было констатировано, что он подразумевает отсутствие психических расстройств, объединенных как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с разнообразными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями [4].

Данный термин неоднозначен. Он, в первую очередь, позволяет связать две науки и сферы практики — медицинскую и психологическую. В психологическую литературу понятие психического здоровья вошло недавно. В ряде психологических словарей произведены попытки обусловить это воззрение с точки зрения психологии. Психологическое здоровье разбирается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием нездоровых психических явлений и снабжающее адекватную условиям реальности регуляцию поведения и деятельности [1].

С точки зрения И. В. Дубровиной, перспективным является подход к проблеме психического здоровья с точки зрения полноты и богатства развития личности. Она предлагает следующее различие между психическим и психологическим здоровьем [2].

Психическое здоровье – это состояние душевного благополучия, полноценной психологической деятельности человека, проявляющейся в бодром расположении духа, крепком здоровье, активности. Ядром психического здоровья выступает психическое развитие на всех этапах онтогенеза, высокий уровень развития высших психических функций.

Нарушения в формировании психических способностей препятствуют удовлетворению потребностей в познании, деятельности, общении, т. к. замедляют взаимодействие человека с окружающим миром и этим провоцирует ситуации депривации [3].

Психологическое здоровье характеризуется высоким уровнем личностного здоровья, осознанием себя и других, понятием о цели и смысле жизни, личностной саморегуляцией и пр. Психологическое здоровье обусловлено тем, что человек выискивает достойное, с его точки зрения, удовлетворительное место в познаваемом им мире. Оно обусловливается ценностями, смыслами жизни, связи с которой делаются согласованными, но не неподвижными: новые проблемы и переживания, их решение — накопление нового опыта и дальнейшее формирование личности, каковое ведет к более глубокому постижению смысла жизни [2].

Признаки и предпосылки психологического здоровья были скрупулезно изучены в трудах авторов различных концепций в рамках гуманистической психологии.

Здоровые люди, ориентированные в согласовании с собственной внутренней сущностью, доверяют ей как определяющему жизненному принципу (А. Маслоу, К. Роджерс). С точки зрения представителей данной концепции, здоровую личность выделяет преданность делу, а также творческое восприятие реальности, склонность к творчеству (А. Маслоу, Э. Фромм), она тянется к созданию конструктивных, подлинных отношений с другими людьми (К. Роджерс, Э. Шостром) [4].

В ряде психологических трудов психическое здоровье сопоставляется с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта. Психологический дискомфорт зарождается вследствие фрустрации потребностей ребенка, приводящей к депривации.

Так, в большинстве работ А. Маслоу говорил главным образом о двух составляющих психического здоровья. Это, во-первых, стремление людей быть «всем, чем могут», формировать весь свой потенциал через самоактуализацию. Необходимым условием самоактуализации, по его мнению, выступает нахождение человеком верного представления о самом себе. И вторая составляющая психического здоровья — стремление к гуманистическим ценностям. Маслоу считал, что здоровой личности присущи такие качества, как принятие других, автономия, спонтанность, чувствительность к прекрасному, чувство юмора, альтруизм, желание улучшить человечество, склонность к творчеству [3].

Жизнедеятельность человека как сложной живой системы регулируется на разных уровнях, которые взаимосвязаны. В этой связи существуют следующие наиболее распространенные уровни здоровья — биологическое, психологическое, социальное. На каждом уровне, которые мы только что отметили, здоровье человека имеет свои особенности и специфические детерминанты.

Продолжительное время психическое здоровье рассматривалось только в рамках психиатрии (исследованы главные направления и особенности протекания и лечения психических болезней – шизофрении, эпилепсии, маниакально-депрессивного психоза, психопатий и др.), и невропатологии (изучены психические расстройства при различных неврозах и других патологических нарушениях нервной системы), которые рассматривали и продолжают рассматривать их как «духовные приложения» к телесным срывам, либо как следствие несовершенства мира [4].

Начало другого подхода к пониманию психологического здоровья, как известно, было положено З. Фрейдом, который мыслил, что психическое расстройство, как следствие внутриличностные конфликты, каковые беспокоят, в том числе и здоровых людей. Он считал, что полный спектр негативных эмоциональных переживаний (депрессия, тревожность и др.) представляет собой субъективную часть этих конфликтов, возникающих из-за рассогласования целей, которые устанавливает перед собой человек, и средств их достижения.

Последствием этого психическое здоровье стало предметом исследования и других наук. Психологическое здоровье соединено с особенностями личности, интегрирующий все стороны внутреннего мира человека и его внешних проявлений в единое целое. Оно выступает значительной составляющей социального самочувствия человека, с одной стороны, и стойкостью с другой. Но следует отметить, что многие проблемы, которые возникают, не могут быть показателями психического нездоровья и их решение лежит в других, не медицинских плоскостях (улучшение памяти, внимания, мышления; формирование необходимого уровня коммуникаций и др. ) [6].

Итак, в современной психологии, психическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, полноценной психологической деятельности человека, выражающейся в бодром расположении духа, крепкого здоровья, активности.

 

Ссылки на источники

  1. Бакирова Г. Х. Психология эффективного стратегического управления персоналом [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология», «Менеджмент организации», «Управление персоналом» / Бакирова Г. Х. – Электрон. текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 597 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52554.html. – ЭБС «IPRbooks».
  2. Барышева Е. С. Культура здоровья и профилактика заболеваний [Электронный ресурс]: учебное пособие для выполнения практических занятий / Барышева Е. С., Нотова С. В. – Электрон. Текстовые данные. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2016. – 215 c. – Режим доступа: http://www. iprbookshop.ru/61367.html. – ЭБС «IPRbooks».
  3. Вахрушев В. Д. Организация труда персонала (практикум) Учебное пособие [Электронный ресурс]/ Вахрушев В. Д. – Электрон. текстовые данные. – М.: Московская государственная академия водного транспорта, 2013. – 142 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47942.html. – ЭБС «IPRbooks».
  4. Волков А. В. 8 принципов здоровья [Электронный ресурс]: как увеличить жизненную энергию / Волков А. В.— Электрон. Текстовые данные. – М.: Альпина Паблишер, Альпина нон-фикшн, 2016. – 192 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/41993.html. – ЭБС «IPRbooks».
  5. Гараева Е. А. Здоровьесберегающие технологии в профессионально-педагогическом образовании [Электронный ресурс]: учебное пособие / Гараева Е. А. – Электрон. текстовые данные. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2013. – 175 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30107.html. – ЭБС «IPRbooks».
  6. Дзанагова Т. Я. Организации труда персонала [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Дзанагова Т. Я. – Электрон. текстовые данные. – Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2015. – 149 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/63242.html. – ЭБС «IPRbooks».

Скачать публикацию

Конкуренция и сотрудничество: две стороны одной медали?

Конкуренция охватывает не только политику и экономику. Мы соревнуемся начиная примерно с двух с половиной лет и до конца жизни: в школе, на работе, в любви, семье и даже в хобби… Конкуренция может содержать элементы сотрудничества, а может быть разрушительной для отношений.

И многое здесь зависит не столько от личных качеств и конкретных условий, в которых она разворачивается, но и от типа культуры — к такому выводу мы пришли с коллегами, работая в рамках большого международного проекта по изучению стереотипов восприятия конкуренции. В частности, мы сравнили ситуацию в трех очень непохожих странах: Японии, Канаде и Венгрии.

В результате анкетирования студентов университетов выяснилось, что понимание смысла конкуренции у них кардинально различается. Так, в Японии ее цель — работа над собой, собственный рост и развитие. Причем для японцев это вдвое-втрое важнее, чем для венгерских и канадских студентов. Другой воспринимается как партнер и инструмент самосовершенствования, а в центре внимания находится «Я». Как написал один студент, «соревнование, которое идет на пользу обеим сторонам, важно, поскольку может повысить нашу компетентность и развить наши человеческие качества, а соревнование исключительно ради выигрыша портит людей».

«Счастливый конкурент» умеет справляться и с поражениями, и с победами, не испытывая зависти, апатии, злорадства или чувства вины

Канадцы видят смысл конкуренции в усилении собственной мотивации. Другой воспринимается ими лишь как соперник, а в центре внимания — личная победа и достижение цели.

Наконец, в постсоциалистической Венгрии (как, наверное, и в России) конкуренцию рассматривают как инструмент социальной селекции, предназначенный для того, чтобы отличить успешных людей от неудачников. Отношения сотрудничества с конкурентами практически невозможны, поскольку чем хуже себя покажет другой, тем лучше для нас.

Зная, что конкуренция может быть здоровой и позитивной, я бы так определила «счастливого конкурента»: он нацелен на самосовершенствование и саморазвитие, справедлив и честен по отношению к сопернику и способен к сотрудничеству с ним. А еще он умеет справляться и с победами, и с поражениями, не испытывая при этом зависти, злорадства, чувства вины и апатии.

Источник фотографий:Getty Images

Новое на сайте

Почему в семье Тепляковых все счастливы: психолог назвала 3 причины

«Узнала, что муж переписывается с молодой девушкой. Не знаю, как поступить в такой ситуации»

3 признака пищевой аллергии, о которых вы не знали раньше

Есть в комнате, пить из горлышка и еще 5 неряшливых привычек, которые вредят здоровью

«Побег из офиса»: что вас ждет после увольнения в никуда — личный опыт

«Беременна третьим ребенком и не могу с этим смириться. Как принять эту новость?»

«Сильнейший ветер сбил меня с ног. С тех пор боюсь выходить на улицу»

Как прожить дольше: ученые обнаружили новый психологический фактор

Психология конкуренции | Psychology Today

Источник: Грегори Харден/WikiCommons

Соревнования — это весело, будем честными. В тот или иной момент своей жизни вам, вероятно, нравилось участвовать в каком-то соревновании. Конечно, соревнования, как правило, веселее, если вы действительно выигрываете. Соревнования имеют нежелательное свойство быть игрой с нулевой суммой (т. е. для того, чтобы вы выиграли, кто-то другой должен проиграть). Тем не менее, на протяжении всей истории человечества людям, похоже, нравилось организовывать соревнования в той или иной форме, начиная с древнегреческих Олимпийских игр (начиная с 776 г. популярный вид спорта в мире). На самом деле, если вы присмотритесь, то заметите, что конкуренция в современном обществе присутствует повсюду. Экономисты говорят нам, что конкуренция является важной силой в поддержании продуктивных и эффективных рынков (т. е. без базовой конкуренции между фирмами будут формироваться злые монополии). Конкуренция также играет важную роль во внутренней политике (например, президентские выборы), международных отношениях (например, государства соревнуются за власть и ресурсы), конечно же, в большинстве видов спорта, и даже в человеческом поиске любви не обошлось без конкуренции. Для большинства людей в природе конкуренции есть что-то необъяснимо притягательное. Возможно, это потому, что, как утверждают некоторые ученые, «конкурентоспособность» — это биологическая черта, которая развилась вместе с базовой потребностью (человеческого) выживания.

Учитывая кажущуюся мощную роль конкуренции в человеческом обществе, мы могли бы задаться вопросом, возможно ли использовать соревнования для социальных целей, таких как побуждение людей делать пожертвования на важные благотворительные цели или экономить энергию, чтобы помочь окружающей среде?

В недавнем исследовании, опубликованном в журнале Nature Climate Change , я пытаюсь ответить на этот вопрос. В качестве примера я анализирую влияние на поведение людей популярного конкурса по энергосбережению, ежегодно проводимого в Принстонском университете (кампания «Делайте это в темноте»). В течение периода соревнований учащиеся всех колледжей-интернатов соревнуются в экономии энергии, и колледж, который к концу периода соревнований способен сберегать больше энергии, побеждает и обычно получает какой-либо приз (например, оплачиваемый учебный перерыв). Я нанес результаты ниже (ежедневное потребление энергии во всех общежитиях по вертикальной оси и время по горизонтальной оси). Если вы посмотрите на поведенческий паттерн, вы быстро заметите кое-что очень странное: как только начинается соревнование, кажется, что оно оказывает заметное положительное влияние на потребление энергии (т. е. люди используют меньше энергии; потребление резко снижается). Но вот в чем фишка: как только соревнование заканчивается, тенденция меняется на противоположную, и потребление энергии возвращается к тому уровню, с которого оно началось до запуска соревнования! Такого рода соревнования проводятся не только в Принстоне, более сотни университетов ежегодно принимают участие в так называемых «национальных соревнованиях по сохранению университетских городков». 0003

Источник: van der Linden, S. (2015)

«Конкуренция» по самой своей природе является тем, что психологи называют «внешним стимулом». Внешняя просто означает, что мотивация к принятию поведения или решения возникает извне, а не внутри (например, когда вы делаете что-то, потому что получаете за это вознаграждение). Фундаментальной характеристикой (и недостатком) почти всех внешних стимулов является то, что они имеют тенденцию работать только до тех пор, пока сохраняется стимул! В нашем примере студенты перестали экономить энергию, как только соревнование закончилось.

Противоположностью внешней мотивации является то, что мы называем внутренней мотивацией. Когда мы внутренне мотивированы что-то делать (например, помогать другим, экономить энергию), мы делаем это не из-за внешнего вознаграждения, а просто потому, что лично убеждены, что это правильно. Под «правильным» я подразумеваю не расплывчатые культурные представления о добре и зле, а скорее мораль как развитую способность. Давние исследования показали, что способность сострадать, сопереживать другим и заботиться о мире природы является эволюционно адаптивными поведенческими чертами. На самом деле, психологическая концепция, известная как «кайф помощника», предполагает, что «делая добро» на самом деле заставляет людей «чувствовать себя хорошо» как психологически, так и физически (помощь часто высвобождает нейротрансмиттеры «хорошего самочувствия», такие как окситоцин, процесс, который экономисты называют «теплым свечением»). Например, интересное недавнее исследование показало, что температура тела людей повышается, когда они ведут себя «зелено» (буквально теплое свечение!).

К сожалению, многие психологические исследования также показали, что внешние стимулы «вытесняют» (т. е. подрывают) внутреннюю мотивацию людей делать добро. Например, подчеркивание денежных выгод от экономии энергии на самом деле снижает вероятность того, что люди будут это делать. Это связано с тем, что мы называем негативной «заменой цели». Учтите, что если вы изначально намеревались экономить энергию, потому что сильно заботитесь об окружающей среде, но вместо этого теперь просто делаете это, чтобы выиграть соревнование, ваша просоциальная мотивация заботы об окружающей среде была «заменена» корыстной целью. (то есть выигрыш). Подумайте о других целях, например, о том, чтобы бросить курить или похудеть. Вы с большей вероятностью достигнете любой из этих целей в результате временного соревнования или потому, что внутренне убеждены, что это правильно? Вы можете спросить, в чем разница, если они оба имеют одинаковый результат. Есть разница. Допустим, вы в конечном итоге экономите энергию (временно), потому что это помогает вам снизить ежемесячные счета. Будете ли вы по-прежнему экономить энергию, когда ваш доход внезапно возрастет?

Я не утверждаю, что веселые испытания или соревнования бесполезны для повышения осведомленности и достижения краткосрочных целей. Возьмем, к примеру, челлендж с ледяным ведром при БАС, который в прошлом году стал вирусным в социальных сетях: в итоге кампания собрала миллионы долларов (что хорошо). Тем не менее, действительно ли мы ожидаем, что, выливая на наши головы ведро льда, люди начнут глубоко заботиться о БАС как о его причине? Конечно нет. Тем не менее, это важно, потому что, хотя иногда сложная конкуренция может быть полезным механизмом для достижения одноразовых, краткосрочных просоциальных целей, многие неотложные социальные проблемы, от социального неравенства и бедности до глобального изменения климата, требуют долгосрочных усилий. мотивы позитивного изменения поведения. Психологические исследования показывают, что изменение поведения, мотивированное внутренней мотивацией, с большей вероятностью сохранится в долгосрочной перспективе.

Не будем забывать, что конкуренция — не единственная доминирующая сила в природе, с ней соперничает только ее лучшая половина: сотрудничество. Действительно, люди выживали не только благодаря соперничеству, но, возможно, что еще более важно, мы выживали благодаря сотрудничеству друг с другом. По словам Бертрана Рассела, «единственное, что спасет человечество, — это сотрудничество». , (1990). Эволюция и конкуренция . В К. Ворманн и С.К. Джайн (ред.). Популяционная биология (стр. 367-394).

Деси, Э.Л., Кестнер, Р. и Райан, Р.М. (1999). Метааналитический обзор экспериментов по изучению влияния внешних вознаграждений на внутреннюю мотивацию. Психологический бюллетень, 125 (6), 627-668.

Э.О. Уилсон (1987). Биофилия. Издательство Гарвардского университета. Бостон, Массачусетс.

де Вааль, Ф.Б.М. (2008). Вернуть альтруизм обратно в альтруизм: эволюция эмпатии. Ежегодный обзор психологии, 59 , 279-300.

Пост, С. (2005). Альтруизм, счастье и здоровье: хорошо быть хорошим. Международный журнал поведенческой медицины, 12 (2), 66-77.

Schwartz и др. (2015). Рекламные программы энергосбережения: потенциальные экологические издержки акцента на денежной экономии. Journal of Experimental Psychology: Applied, 21 (2), 158–166.

Тауфик, Д., Болдердайк, Дж. В., и Стег, Л. (2015). Активный зеленый вызывает буквально теплое свечение. Природа Изменение климата 5 (1), 37-40.

ван дер Линден, С. (2015). Внутренняя мотивация и проэкологическое поведение. Nature Climate Change, 5(7) , 612-613.

ван дер Линден, С. (2011). Высокий уровень помощника: почему дарить так приятно. Журнал Ода, 8 , 26-27.

Соревнования | Психология Вики | Фэндом

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Социальная психология: Альтруизм · Атрибуция · Отношения · Соответствие · Дискриминация · Группы · Межличностные отношения · Послушание · Предрассудки · Нормы · Восприятие · Индекс · Контур


Эта статья нуждается во внимании психолога/академического эксперта по предмету .
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.

Конкуренция — это соперничество двух или более сторон из-за чего-либо. Конкуренция возникает естественным образом между живыми организмами, сосуществующими в одной и той же среде. Например, животные соревнуются за воду, пищу и партнеров. Кроме того, люди соревнуются за внимание, богатство, престиж и славу.

Соревнование может быть дистанционным, как в соревновании по штрафным броскам, или антагонистическим, как в стандартной игре в баскетбол. Эти состязания похожи, но в первом игроки изолированы друг от друга, а во втором они имеют возможность мешать выступлению своих соперников.

Соревнование побуждает к самосовершенствованию. Если два производителя часов конкурируют за бизнес, они снизят цены и улучшат свою продукцию, чтобы увеличить продажи. Если птицы конкурируют за ограниченный запас воды во время засухи, более приспособленные птицы выживают, чтобы размножаться и улучшать популяцию.

Соперники часто называют своих соперников «конкурентами». Этот термин также может использоваться для обозначения самого конкурса или турнира.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 размера и уровня
  • 3 Последствия
  • 4 Спорт
  • 5 Образование
  • 6 Биология и экология
  • 7 Изучение конкуренции
    • 7.1 Конкурентоспособность
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Каталожные номера
  • 11 Внешние ссылки

Этимология

Латинский корень глагола «конкурировать» — «competere», что означает «искать вместе» или «стремиться вместе». [1] Однако даже приведенное выше общее определение не является общепринятым. Социальные теоретики, прежде всего Альфи Кон ( No Contest: The Case Against Competition [1986]), и кооперативисты в целом утверждают, что традиционное определение конкуренции слишком широкое и слишком расплывчатое. Соревнование, возникающее внутри и имеющее биологические мотивы, может и должно быть определено либо как аморальное соревнование , либо как просто инстинкт выживания, поведение, которое не является ни хорошим, ни плохим, но существует для содействия выживанию особи или вида (например, охота), или поведение по принуждению (например, в целях самообороны). Однако социальные дарвинисты заявляют, что конкуренция не только моральна, но и необходима для выживания вида.

Размеры и уровни

Конкуренция также может существовать в различных размерах; некоторые соревнования могут проходить между двумя представителями одного вида, в то время как в других соревнованиях могут участвовать целые виды. В примере из экономики конкуренция между двумя небольшими магазинами будет считаться незначительной по сравнению с конкуренцией между несколькими мегагигантами. В результате последствия конкуренции также будут различаться — чем больше конкуренция, тем больше эффект.

Кроме того, уровень конкуренции также может быть разным. На некоторых уровнях соревнование может носить неформальный характер и быть больше поводом для гордости или развлечения. Однако другие соревнования могут быть экстремальными и ожесточенными; например, некоторые человеческие войны разразились из-за острой конкуренции между двумя нациями или народностями.

Последствия

Конкуренция может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Многие биологи-эволюционисты рассматривают межвидовую и внутривидовую конкуренцию как движущую силу адаптации и, в конечном счете, эволюции. Однако некоторые биологи, наиболее известным из которых является Ричард Докинз, предпочитают рассматривать эволюцию в терминах конкуренции между отдельными генами, которые «имеют в виду» благополучие организма только в той мере, в какой это благополучие способствует их собственным эгоистичным стремлениям к воспроизведению. Некоторые социальные дарвинисты заявляют (противоречиво), что конкуренция также служит механизмом для определения наиболее подходящей группы в политическом, экономическом и экологическом плане.

С другой стороны, конкуренция может причинить вред вовлеченным организмам и истощить ценные ресурсы и энергию. Человеческая конкуренция может быть дорогостоящей, как в случае с политическими выборами, международными спортивными соревнованиями и рекламными войнами. Это может привести к нарушению этических норм с целью получения преимущества; например, несколько спортсменов были уличены в использовании запрещенных стероидов в профессиональном спорте, чтобы повысить свои шансы на успех или победу. И это может быть вредно для участников, таких как спортсмены, которые наносят себе травмы, превышающие физические возможности своего тела, или компании, которые идут невыгодным путем, участвуя в конкурентном соперничестве.

Спорт

В то время как некоторые виды спорта, такие как рыбалка или пеший туризм, рассматриваются в основном как развлекательные, большинство видов спорта считаются соревновательными. Большинство из них связаны с соревнованием между двумя или более людьми (или животными и / или механическими устройствами, обычно управляемыми людьми, например, в скачках или автогонках). Например, в игре в баскетбол две команды соревнуются друг с другом, чтобы определить, кто наберет больше очков. Хотя для команды-победителя нет установленной награды, многие игроки испытывают внутреннее чувство гордости. Кроме того, могут быть даны внешние награды. Спортсмены, помимо соревнований с другими людьми, также соревнуются с природой в таких видах спорта, как гребля на байдарках или альпинизм, где цель состоит в том, чтобы добраться до места назначения, и только естественные препятствия препятствуют процессу. Регулярные (например, ежегодные) соревнования, предназначенные для определения «лучшего» участника этого цикла, называются чемпионатами.

В то время как профессиональный спорт обычно рассматривается как интенсивный и чрезвычайно соревновательный, рекреационные виды спорта, которые часто менее интенсивны, считаются здоровым вариантом для удовлетворения соревновательных побуждений у людей. Спорт обеспечивает относительно безопасное место для превращения разнузданной конкуренции в безвредную, потому что спортивная конкуренция сдерживается. Соревновательные виды спорта регулируются кодифицированными правилами, согласованными участниками. Нарушение этих правил считается недобросовестной конкуренцией. Таким образом, спорт обеспечивает искусственную, а не естественную конкуренцию; например, борьба за контроль над мячом или защита территории на игровом поле не является врожденным биологическим фактором человека. Спортсмены в таких видах спорта, как гимнастика и соревновательный дайвинг, «соревнуются» с концептуальным идеалом идеального результата, который включает в себя измеримые критерии и стандарты, которые переводятся в числовые рейтинги и баллы.

Спортивные соревнования обычно делятся на три категории: индивидуальные виды спорта, такие как стрельба из лука, парные виды спорта, такие как парный теннис, или командные спортивные соревнования, такие как футбол. Хотя большинство спортивных соревнований являются развлекательными, в мире существует несколько крупных и второстепенных профессиональных спортивных лиг. Олимпийские игры, проводимые раз в четыре года, считаются вершиной международного спортивного соревнования.

Образование

Конкуренция является фактором образования. В глобальном масштабе национальные системы образования, стремящиеся воспитать лучшее в следующем поколении, поощряют конкурентоспособность студентов с помощью стипендий. В таких странах, как Сингапур и Англия, есть специальная образовательная программа, предназначенная для особых учащихся, что вызывает обвинения в академическом элитаризме. Получив свои академические результаты, студенты склонны сравнивать свои оценки, чтобы увидеть, кто лучше. В тяжелых случаях давление с целью добиться результатов в некоторых странах настолько велико, что это приводит к стигматизации умственно отсталых учащихся или даже к самоубийству из-за провала на экзаменах, ярким примером является Япония (см. «Образование в Японии»). Это привело к критической переоценке экзаменов в целом педагогами [Как ссылаться и ссылаться на сводку или текст] . Критики конкуренции, а не превосходства как мотивирующего фактора в системах образования, такие как Альфи Кон, утверждают, что конкуренция на самом деле оказывает чистое негативное влияние на уровень успеваемости учащихся и что она «превращает всех нас в неудачников». (Кон 1986)

Соревнования также являются большим сторонником внеклассных мероприятий, в которых участвуют учащиеся. Такие соревнования включают в себя трансляцию TVO Reach for the Top, конкурс FIRST Robotics, Ежегодный конкурс роботов-подъемников Duke (DARC) и конкурс космического дизайна Университета Торонто.

Биология и экология

Основная статья: Конкуренция (биология)

Конкуренция внутри и между видами является важной темой в биологии, особенно в области экологии. Конкуренция между представителями вида («внутривидовая») является движущей силой эволюции и естественного отбора; конкуренция за ресурсы, такие как пища, вода, территория и солнечный свет, приводит к конечному выживанию и доминированию вариаций видов, наиболее подходящих для выживания. Конкуренция присутствует и между видами («межвидовая»). Доступно ограниченное количество ресурсов, и несколько видов могут зависеть от этих ресурсов. Таким образом, каждый из видов конкурирует с другими за ресурсы. В результате несколько видов, менее приспособленных для конкуренции за ресурсы, могут либо адаптироваться, либо вымереть. Согласно эволюционной теории, эта конкуренция внутри и между видами за ресурсы играет решающую роль в естественном отборе. Например, меньшее дерево будет получать меньше солнечного света от соседнего дерева, которое больше его в тропическом лесу. Большое дерево конкурирует с меньшим.

Изучение конкуренции

Конкуренция изучается в нескольких областях, включая психологию, социологию и антропологию. Социальные психологи, например, изучают природу конкуренции. Они исследуют естественное стремление к конкуренции и ее обстоятельства. Они также изучают групповую динамику, чтобы определить, как возникает конкуренция и каковы ее последствия. Социологи тем временем изучают влияние конкуренции на общество в целом. Кроме того, антропологи изучают историю и предысторию конкуренции в различных культурах. Они также исследуют, как конкуренция проявлялась в различных культурных условиях в прошлом и как конкуренция развивалась с течением времени.

Конкурентоспособность

Основная статья: Конкурентоспособность (личность)

Многие философы и психологи выявили у большинства живых организмов черту, которая заставляет конкретный организм конкурировать. Эта черта, называемая конкурентоспособностью, рассматривается как врожденная биологическая черта, сосуществующая со стремлением к выживанию. Однако конкурентоспособность или склонность к конкуренции стала синонимом агрессивности и амбиций в английском языке. Более развитые цивилизации интегрируют агрессивность и соперничество в свои взаимодействия как способ распределения ресурсов и адаптации. Большинство растений конкурируют за более высокие места на деревьях, чтобы получить больше солнечного света.

См. также

  • Биологическое взаимодействие
  • Сотрудничество
  • Микроэкономика
  • Соперничество

Заметки

  1. ↑ Сайт словаря

Ссылки

  • Кон, Алфи (1986).

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts