Что такое конкуренция? Виды конкуренции. Кто такие конкуренты и как с ними бороться? — Тренинговый Центр Галины на vc.ru
2827 просмотров
Из рынка конкурентов вытеснить стремятся каждая компания и ее владельцы, быть во всем лучше, быть первыми… Но только двигателем прогресса является сама конкуренция . Ваша компания благодаря ей, будет предоставлять более качественный товар, и в то же время конкурирующая фирма будет стремиться к совершенству. На рынке это вызывает спрос, улучшает общее качество товаров и услуг, которые могут быть предложены потенциальному покупателю. Так что такое конкуренция? В чем ее недостатки и преимущества?
1) Понятие конкуренции и ее разновидности
Конкуренция – это соперничество между организациями на рынке. Само слово переводится с латинского языка как борьба за преимущество в какой-либо сфере взаимоотношений. Термин начал использоваться еще в древнем мире и именно тогда и появились основы экономической конкуренции.
Сегодня под конкуренцией в экономике подразумевают соперничество предприятий за возможность реализации своих товаров по более выгодным ценам, привлечение большего количества клиентов и соответственно увеличение прибыли.
Конкуренция помогает регулировать производство, рынок товаров и услуг, расширять предложение для клиентов. Из-за того, что основой рынковых отношений между предприятиями является борьба за выживание, то благодаря конкуренции в определенной сфере остаются только лидеры и профессионалы, которые готовы совершенствоваться.
В то же время, как раз из-за того, что каждая компания стремится получать большую прибыль. При минимальных расходах большую прибыль, процветает недобросовестная конкуренция. Между предприятиями отношения регулируются законами, а их придерживание контролируются Антимонопольным комитетом.
2) Преимущества и недостатки конкуренции на рынке
Современная конкуренция бывает совершенная и несовершенная. Первый вариант является правильным и важным фактором для развития предприятий. Конкуренция имеет как преимущества, так и недостатки.
Плюсами конкуренции являются:
ᄋ Благодаря борьбе за покупателей рынок может предложить большее разнообразие услуг и товаров высокого качества.
ᄋ В условиях конкуренции у потребителя не будет дефицита определенного товара.
ᄋ Только в совершенной конкуренции можно увидеть свободу предпринимательства и реальное наличие выбора у покупателя.
ᄋ Отсутствует неоправданный рост цен на товары, потому что каждый потребитель будет выбирать меньшую стоимость.
ᄋ Растет эффективность самого рынка услуг и товаров.
ᄋ Развивается научно-технический прогресс, потому что каждое предприятие старается быть лидером на рынке, предложить новинку.
Но есть и существенные минусы, которые приносят убытки всем участникам рынковых взаимоотношений – рынку, предпринимателю и потребителю.
Если не контролировать совершенную конкуренцию, то со временем она превратится в несовершенную – одно предприятие может полностью подчинить себе всю сферу производства и реализации определенного вида товаров или услуг. Закончиться это тем, что организация остановит свое развитие, будет предъявлять завышенные цены и сможет полностью контролировать спрос у покупателей.
В условиях чрезмерной конкуренции в одной сфере услуг или товаров может быть слишком много компаний, поэтому появляется перепроизводство – производители выпустили на рынок слишком больше количество товара, который в несколько раз превышает спрос. Чтобы реализовать его предприятиям придется уменьшать стоимость и терпеть убытки. Многие фирмы в результате не выдерживают финансовую нагрузку и станут банкротами.
3) Виды конкуренции – особенности и различия
Несколько видов конкуренции существует, которые можно рассматривать из разных сторон. Есть по типам взаимодействия недобросовестная и совершенная конкуренция, о которой уже было сказано.
По масштабу развития и территориальному показателю различают:
1. Индивидуальную – предприниматель развивается вне зависимости от успехов других компаний, он пытается стать лучше для себя и для целевой аудитории, не стремясь быть лидером в сфере.
2. Местная – несколько компаний на одной небольшой территории (городе, районе, регионе) соперничают одна с одной.
3. Отраслевая – соперничество за доминирование в определенной отрасли. Тут конкурентами являются похожие фирмы, которые производят один и тот же товар.
4. Межотраслевая – вид борьбы, при котором фирмы соперничают в разных сферах, которые ориентированы на удовлетворения одной потребности человека. К примеру, желание получать новую информацию может удовлетворятся как с помощью Интернета, так и радио, телевидением, газетами.
5. Национальная – борьба на всем рынке одной страны.
6. Глобальная – это высшая степень лидерства над всем мировым рынком определенных товаров или услуг. Если компания уже вышла на международный рынок, то это означает, что она может предложить гораздо больше услуг высокого качества по доступной цене, чем внутренние фирмы.
4) Конкуренты – определяем прямых конкурентов, боремся с ними
От того, насколько правильно вы определите своих конкурентов и разработаете стратегию борьбы, зависит востребованность вашей фирмы потребителями. Понимать нужно что не все фирмы, которые предоставляют подобные услуги или продают такой же товар, является вашими конкурентами.
Должна стратегия борьбы быть ориентирована именно на прямых, а не косвенных конкурентов. Определить их можно по таким показателям:
ᄋ Другая фирма лидирует и опережает вас по количеству продаж и клиентов. Проще всего это определить, если у вас есть интернет-магазин, тогда с помощью специальных программ можно сравнить два сайта и увидеть, у кого конверсия лучше.
ᄋ Прямые конкуренты – это та компания, которая предлагает аналогичные услуги или товары на вашем географическом участке. Если вы продаете кондиционеры в городе Винница, то конкурентами будут лидирующие фирмы с такими же товарами в том же городе.
ᄋ Определить конкурентов можно также на тематических семинарах, конференциях, форумах. Лидеры на рынке обычно берут участие в подобных мероприятиях, потому что это помогает установить связи.
ᄋ Специальные онлайн-программы могут анализировать позиции сайта в Google и Яндекс. Естественно, что те ресурсы, которые находятся на первой странице поисковой системы пользуются большим спросом среди клиентов.
ᄋ Сайты с отзывами и тематические онлайн-форумы также отражают мнения клиентов, советы по выбору лучшей компании.
Прямые конкуренты – это те компании, которые “забирают” у вас клиентов, но вместе с этим, их существование имеет свои преимущества. Благодаря тому, что на рынке есть фирма-лидер, вы стремитесь развиваться и совершенствоваться.
5) Как определить конкурента?
Недобросовестная конкуренция
Существует несколько видов конкуренции в экономике. На современном рынке представлен каждый из них и имеет как свои недостатки, так и преимущества. В основном, различают совершенную конкуренцию и недобросовестную. В первом случае, имеется в виду такая система взаимодействия двух компаний, которая предполагает правильные способы борьбы, развития, а продавцы не могут влиять на стоимость товаров, вместо этого просто улучшают предложение для клиентов. Чистая или здоровая конкуренция – это идеализированное состояние рынка.
Второй же случай, к сожалению, встречается намного чаще.
Недобросовестная конкуренция – это такой способ рынковых отношений, при которых одна или несколько компаний нарушают общие нормы поведения, принятые законы страны, нормы морали и справедливости. На рынке в результате этого процесса незаслуженно лидирует компания, которая не может предложить покупателю лучшие услуги, а их конкуренты имеют убытки.Регулируются эти отношения законами “О защите от недобросовестной конкуренции”. Там описаны основные факторы этого процесса, а также наказания – штрафы разного размера.
Как бороться с конкурентами в торговле?
Перед собой этот вопрос ставят практически все владельцы компаний, которые стремятся развиваться. Но как бы не было сложно лидировать в одной области, ответ на этот вопрос довольно простой. Постоянно развиваться нужно, за тенденциями техники следить и технологий производства, новинками рекламы, особенностями рынка сбыта, изучать психологию потребителей, ориентироваться на целевую аудиторию, предлагать лучшую цену… Чтобы эффективно соперничать с конкурентами нужно просто быть лучше них.
6) 12 шагов для проведения конкурентного анализа
Определить основных конкурентов позволяет конкурентный анализ, их сильные и слабые стороны проанализировать, стратегию позиционирования. Можно использовать это знание, чтобы улучшать собственную бизнес-стратегию и изменять товар или услугу по запросу рынка.
1. Определите конкурентов
Прямые конкуренты предоставляют продукты, аналогичные вашему. Продукты косвенных конкурентов отличаются от вашего, но удовлетворяют ту же потребность клиента.
Только сравнивайте себя с прямыми конкурентами. Может сильно отличаться целевая аудитория косвенных конкурентов.
Пример: две компании создают женскую одежду. Первая продаёт пижамы и хлопковые костюмы, а вторая — спортивные вещи. Разные потребности потребителей они закрывают, но являются косвенными конкурентами, потому что в футболках для дома можно ещё и заниматься спортом.
Следите за тем, какие косвенные конкуренты выводят товары на рынок . Например, если первая компания из примера запустит линию спортивной одежды, она станет прямым конкурентом второй компании.
2. Проанализируйте продукты конкурентов
Проанализируйте линейку продуктов и услуг конкурента, их качество, цены, офферы. Изучите:
ᄋ стратегии ценообразования в онлайн- и офлайн-продажах;
ᄋ как и на каких площадках конкуренты распространяют свои продукты и услуги: например, на сайте, маркетплейсах, только в соцсетях;
ᄋ предоставляют ли конкуренты дорогой или дешёвый продукт;
ᄋ работают они оптом или в розницу;
ᄋ какую долю рынка занимают;
ᄋ чем отличаются от других компаний;
ᄋ портреты идеальных покупателей конкурентов.
Сравните, в чём продукт конкурента выигрывает у вашего, а в чём проигрывает. Можно использовать информацию о преимуществах конкурента для планирования доработок собственного продукта. Слабые стороны — для рекламы, чтобы подчеркнуть, чем вы выделяетесь на фоне остальных компаний.
3. Изучите тактику и результаты продаж конкурентов
Узнайте:
ᄋ как выстроен процесс продаж в компании конкурента;
ᄋ через какие каналы они продают;
ᄋ есть ли у конкурента партнёрская программа;
ᄋ как часто менеджеры по продажам дают скидки на товары и услуги;
ᄋ какой у конкурента ежегодный доход и общий объём продаж;
ᄋ сколько точек офлайн-продаж и как они работают;
ᄋ как работают менеджеры по продажам: например, они делают холодные звонки или большую часть их работы выполняет чат-бот.
Публичные компании размещают годовые отчёты в интернете. Изучите их.
Если вы используете CRM, попробуйте найти клиентов, которые рассматривали покупку товара у конкурента. Узнайте у них, почему они выбрали вас.
Проведите опросы потенциальных клиентов. Спросите:
ᄋ услугой или продуктом какой компании пользуются сейчас;
ᄋ к каким компаниям обращались в прошлом;
ᄋ с кем, кроме вас, готовы работать.
Поговорите с клиентами, которые перестали пользоваться вашим продуктом. Узнайте, к какому конкуренту и почему они ушли. Что их привлекло: цена, сроки доставки, вежливые менеджеры, скорость обработки заказа? Эту информацию можно использовать для обновления скриптов менеджеров по продажам.
Объяснили, зачем компании отдел контроля качества продаж и как он помогает увеличивать количество лояльных клиентов.
Изучайте отзывы о вас и о конкурентах, что понравилось и не понравилось клиентам.
4. Изучите цены и преимущества конкурентов
Изучите ценообразование в своей нише: сколько стоит аналогичный продукт у конкурентов. Если по качеству ваш продукт лучше, и это понятно клиентам, можно повысить цену в сравнении с рынком. Научите объяснять отдел продаж, почему клиенту выгоднее заплатить за ваш продукт больше, чем покупать у конкурентов. Например, вы используете экологичные материалы для производства одежды, не тестируете продукт на животных, предоставляете дополнительный сервис.
Если в нише нет дешёвых продуктов, вы можете предложить продукт по сниженной цене. Таким образом, вы сможете завоевать аудиторию, для которой стоимость имеет решающее значение.
Изучите скидки и другие предложения конкурентов, чтобы понять, как им соответствовать. Например, конкуренты дают большую партнёрскую скидку или бесплатный пробный месяц на онлайн-сервис. Придумайте нечто аналогичное или предложите свои уникальные бонусы.
5. Проанализируйте стоимость доставки
Одна из причин отказа от покупки товара — высокая стоимость доставки. Стоимость доставки сравните у вас и конкурентов. Если дороже ваша доставка, попробуйте снизить стоимость либо объясните её потенциальным клиентам. Например, вы позиционируете себя как экологичную компанию и поэтому в стоимость доставки закладываете цену возвратной тары.
Конкурентное преимущество — бесплатная доставка. Если нерентабельна для вас бесплатная доставка, подумайте, как отстроиться от конкурентов. Например, предложите программу лояльности или запланируйте акционные предложения для клиентов.
6. Узнайте, какой дополнительный контент конкуренты дают аудитории
Быстрый способ оценить маркетинговую стратегию конкурента — проанализировать сайт. Узнайте, есть ли у конкурента:
ᄋ блог, избранные статьи и тематические исследования;
ᄋ технические документы или электронные книги;
ᄋ видео, вебинары и подкасты;
ᄋ статичный визуальный контент: инфографика и рисунки;
ᄋ раздел часто задаваемых вопросов;
ᄋ пресс-релизы;
ᄋ ссылки на соцсети;
ᄋ рекламные кампании онлайн и офлайн.
Анализ контента конкурентов нужен, чтобы понимать, какие типы контента помогают конкуренту работать с аудиторией, и чтобы перенимать лучшие практики при составлении своей стратегии.
7. Проанализируйте контент-стратегию конкурентов
Когда вы определили, какой контент публикуют конкуренты, оцените его объём — количество статей в блоге, электронных книг, инструкций. Посмотрите на частоту публикаций: раз в неделю или раз в месяц.
Среди разных типов контента конкурента возможно, вы найдёте темы для материалов, которых не хватает на вашем сайте. Или скорректировать сможете то, что не приносило вам пользы: например, поправить пресс-релиз — добавить информацию, которой не было в вашем документе, но которую включил конкурент в свой.
Обратите внимание на изображения. Размещают ли конкуренты фотографии, иллюстрации или графику? Используют стоковые снимки, собственные фото или пользовательский контент?
Также оцените качество и уникальность контента. Проверить уникальность можно с помощью Text.ru или Content watch. Качество оцените с точки зрения пользы. Автовладельцам скорее всего будут интересны статьи о том, как менять шины или выбирать детское автокресло. А вот статьи о том, как путешествовать автостопом, вряд ли попадают в интересы целевой аудитории. Не играет роли частота публикаций, если контент не представляет ценность для пользователей.
Оцените контент конкурента по следующим критериям:
ᄋ точность содержания;
ᄋ наличие орфографических и грамматических ошибок;
ᄋ глубина содержания: вводный уровень или продвинутые темы с качественными идеями;
ᄋ стиль написания;
ᄋ структурированность контента для удобства чтения: заголовки, списки;
ᄋ доступность контента: все могут прочитать статью или только подписчики;
ᄋ кто создаёт контент: один автор, целая команда или фрилансеры.
8. Изучите технологии, которые используют конкуренты
Узнайте, какое программное обеспечение для обслуживания клиентов использует конкурент, на какой технологии работает их сайт, какие сторонние плагины используются: систему аналитики, CRM-систему и другие сервисы.
Проверьте эту информация на Built With. Для этого введите URL сайта конкурента.
Для поиска работы на ресурсах посмотрите, какие вакансии размещает конкурент, какими знаниями должен обладать их идеальный кандидат, какими сервисами он должен уметь пользоваться.
Конкуренты возможно, уже давно технически обгоняют вашу компанию либо пользуются инструментами, которые стоят сильно дешевле тех, которые используете вы.
9. Определите уровень вовлеченности клиентов в контент конкурентов
Чтобы оценить, насколько полезен контент конкурента аудитории, оцените, как на него реагируют пользователи. Сколько лайков и комментариев оставляют читатели, как часто в комментариях появляется негатив, на какие темы реагируют активно, а какие остаются практически незамеченными, используют ли конкуренты теги и кнопки соцсетей для шеринга контента.
У конкурентов работающие практики можно попробовать скопировать, чтобы повысить уровень вовлечённости вашей аудитории.
10. Определите способы продвижения контента, которые используют конкуренты
Изучите стратегию конкурентов в продвижении контента. Продвигают ли они посты в соцсетях? Оптимизируют ли контент, чтобы получать больше трафика из поиска? Какая у них PR-стратегия?
Определите, оптимизирован ли сайт конкурента для поисковиков и роста органического трафика:
ᄋ используется ли тег alt, «alternative text»;
ᄋ есть ли внутренние ссылки;
ᄋ какие ключевые слова используются, какая у них сложность;
ᄋ какие сайты ссылаются на сайт конкурента;
ᄋ откуда идет трафик на сайт конкурента.
О том, что сделать для SEO-оптимизации сайта рассказали в статье.
Помогут слабые места выделиться на фоне конкурентов: например, при анализе вы заметили, что конкурент не занимается SEO-оптимизацией сайта, значит, вы можете обогнать его в поисковой выдаче.
11. Изучите соцсети конкурентов
Узнайте, какие соцсети, каналы и мессенджеры использует конкурент и как активно он ведёт Facebook, Twitter, Instagram, YouTube, ВКонтакте, Одноклассники, Telegram? Оцените присутствие и активность в соцсетях:
ᄋ как конкурент стимулирует аудиторию к взаимодействию через соцсети;
ᄋ есть ли ссылки и кнопки «Поделиться в соцсетях» в статьях блога;
ᄋ есть ли виджеты соцсетей на сайте и как хорошо их видно;
ᄋ используются ли эти кнопки в качестве призывов к действию — шерингу статей.
Если ваш конкурент использует соцсеть, в которой ваш бренд не представлен, вам стоит обратить внимание на эту площадку. Например, в ходе анализа вы определили, что конкурент размещает посты в Facebook, ВКонтакте и на Pinterest. Ваша компания на последней площадке не представлена, а у конкурента высокий уровень вовлечённости аудитории на Pinterest. Вам тоже возможно стоит попробовать завести аккаунт на этой площадке, чтобы привлечь к себе внимание аудитории конкурента.
Оцените количество подписчиков и количество просмотров записей, частоту публикаций, взаимодействие конкурента с подписчиками.
Проанализируйте стратегию в соцсетях:
ᄋ какой контент публикуют конкуренты;
ᄋ привлекают ли они аудиторию на сайт;
ᄋ или их посты нацелены на рост узнаваемости бренда;
ᄋ насколько уникален контент;
ᄋ делятся ли контентом из других источников;
ᄋ как конкуренты взаимодействуют с подписчиками;
ᄋ как часто подписчики взаимодействуют с контентом.
Отметьте популярные посты в соцсетях и запланируйте похожий контент для публикации в ваших группах.
12. Сделайте SWOT-анализ по действиям конкурентов
Каждый раз, оценивая конкурентов выполняйте упрощенный SWOT-анализ — разбор сильных и слабых сторон конкурента, возможностей и угроз вашему продукту или бренду. Сравните с вашимиих сильные и слабые стороны .
Вопросы, которые в этом помогут:
1. Что у конкурента получается действительно хорошо? Например, какой продукт стабильно продаётся, есть ли активное сообщество подписчиков в соцсетях.
2. В чём преимущества конкурента? Например, бесплатная доставка или низкая стоимость продукта.
3. Какие самые слабые стороны конкурента? Например, техподдержка конкурента отвечает слишком долго, и это видно по негативным отзывам клиентов.
4. В чём ваше преимущество? Например, ваш продукт объективно работает лучше — решает больше задач клиента в одном окне или помогает быстрее выполнить работу.
5. Что конкуренты могут улучшить? Например, сейчас у конкурентов плохая доставка, но потенциально эту проблему можно решить, заменив транспортную компанию.
6. В каких областях конкурент представляет угрозу? Например, ваш продукт значительно дороже продукта конкурента, поэтому вы не можете завоевать сегмент клиентов с низким уровнем заработка.
7. Какие возможности рынка использует конкурент? Например, создаёт дочерние предприятия, чтобы покрывать запрос аудитории, потому что на рынке не хватает компаний.
Сравнивая с вашими сильные и слабые стороны конкурентов , вы сможете найти области вашего бизнеса для роста, понять, как лучше позиционировать себя на рынке и как выделяться на фоне конкурентов.
Вывод:
Анализ конкурентов начинается с выбора объектов изучения. Уже на этом этапе многие допускают ошибку, формируя список из абсолютно всех конкурентов, которые предлагают аналогичные товары и услуги. Однако даже в рамках одной ниши разрыв между продавцами может быть огромным.
Необходимо искать компании для сравнения с помощью сегментации ЦА. Важно понять, какому сегменту ведутся продажи и между какими фирмами эти клиенты выбирают.
Таким образом, необходимо найти только тех, кто находится примерно на одном уровне с компанией. Это будут ключевые конкуренты. Но, помимо них, есть прямые и косвенные. Прямыми являются как раз значительно более крупные игроки рынка, а также узкоспециализированные предприятия.
Косвенные конкуренты – те компании, которые продают совершенно другой продукт, но их продукт может использоваться клиентом для тех же целей. Например, когда человек хочет подарить кому-то чисто символический подарок, он рассматривает такие варианты: букет цветов, набор чая или кофе, сертификат в магазин. Эти товары разные по способам использования и отраслям, но у клиента заложен бюджет на приобретение одного из этих товаров.
Конкуренция не существует сама по себе. Предприниматели, их поведение, действия, решения влияют на рынок и приводят к изменениям. Поэтому бизнес применяет несколько методов конкуренции, чтобы улучшить положение на рынке.
Конкуренция — это обычное явление для рынка, на котором работает малый и средний бизнес. Ее не нужно бояться, а наоборот, стоит использовать для развития и выхода на новый уровень.
Участвуйте в здоровой конкуренции, предоставляйте более качественные товары и услуги и стремитесь к совершенству, что вызывает спрос на рынке!
как соревнования разрушают и мотивируют
Конкуренция может быть здоровой и нездоровой. В первом случае она дает дополнительную мотивацию, учит командной работе, во втором — демотивирует, заставляет испытывать стресс и разрушает команды. Наиболее явно конкуренция прослеживается в условиях соревнований, которые внедряют в обучение и иногда в рабочие процессы. Разбираемся в плюсах и минусах этого формата.
Как появились соревнования в спорте, культуре и образовании
Психология конкуренции, согласно одной из биологизаторских концепций, — это неотъемлемая часть человека, заложенная в нем природой. Люди всегда находились в конкурентных отношениях. Даже дети становятся соперниками на площадке, не желая делиться своими игрушками, они бегают наперегонки или соревнуются в том, у кого лучше замок из песка.
Склонность к соперничеству впервые была формализована в спорте. Из самых ранних записей известно, что греки проводили свои Олимпийские игры, по крайней мере, с 776 г. до н. э. Однако считается, что к тому времени игры в Греции проводились уже более 500 лет. Олимпийские игры были самым известным из четырех классических греческих спортивных мероприятий. В связи с этими играми часто проводились также музыкальные соревнования.
Концепция соревнований перешла и в научный мир. В XVIII веке состязания появились в академиях. Организовывались они для того, чтобы способствовать решению важных математических и научных проблем. Математики, такие как Даниэль Бернулли, Д’Аламбер и Лагранж, выиграли несколько премий.
В образовании одним из первых принцип состязательности ввел педагог Марк Верриус Флаккус в конце 1-го века до нашей эры. Еще одним доказательством стали отчеты (De Ordine Docendietstudendi) итальянского ученого Баттиста Гуарино (1434–1513), который писал о том, что учителя должны воздерживаться от физических наказаний учеников. Он считал, что лучше всего стимулирует конкуренция. Университет Этвеша в Будапеште, Венгрия, организовал в 1894 году первый в истории национальный математический конкурс для студентов из Центральной Европы. Уильям Лоуэлл Патнэм создал соревнования по математике для студентов североамериканских колледжей в 1938 году. Национальные и региональные соревнования в конечном итоге привели к Международной математической олимпиаде, которую впервые провела Румыния в 1959 году. Впоследствии другие дисциплины учредили свои собственные международные олимпиады: физика — в 1967 году, химия — в 1969-ом, информатика — в 1989-ом, биология — в 1990-ом и астрономия в 1996-ом.
Эксклюзивное исследование сферы корпоративного обучения в России: тренды, практики, инструменты. Опыт 70 компаний совокупной командой 800 000 сотрудников. Скачать бесплатно прямо сейчас.
Психология конкуренции
Согласно одной концепции, конкуренция — это врожденное свойство. Согласно другой — она имеет приобретенный характер и развивается в процессе социальной адаптации. Конкуренция сопровождается эмоциональной вовлеченностью в борьбу, которая приводит или к кооперации, или к разрозненности в группе. Это зависит от самооценки и уверенности индивидов себе: если они открыты, самодостаточны, они раскроют свой потенциал в процессе соревнования и не станут вредить другим. В противном случае могут возникнуть и недоверие, агрессия.
Соревнование — это то, что психологи называют «внешним стимулом». То есть мотивация исходит из внешних, а не внутренних источников, и является краткосрочной
В соревновании вы делаете что-то ради получения вознаграждения. Такие стимулы работают только в определенных условиях. И мотивация пропадает сразу же, как соревнование заканчивается. Психологические исследования показали, что внешние стимулы «вытесняют» внутреннюю мотивацию.
Вред и польза соревнований в обучении
В одном из исследований, Том Верхофф, профессор Эйндховенского технологического университета в Нидерландах, отметил, что конкуренция в образовании необходима. Ведь это часть любой культуры и образование должно ее передавать. Кроме того, в таких условиях развивается навык командной работы. И сами по себе условия соревнования приближены к реальной жизни.
С одной стороны, конкуренция становится одним из инструментов мотивации, с другой — демотивации. Порой учащиеся слишком фокусируются на результате, а не на процессе обучения, и по окончании соревнования могут напрочь забыть все, что они изучали. Ведь целью в таком случае становится не получение знания и развитие навыка, а оценка или балл.
Нездоровая конкуренция негативно влияет на моральный дух и уверенность студентов. Вместо взаимопомощи в группе может появиться зависть, желание навредить кому-то, сокурсники становятся не вдохновителями, а врагами. Это вызывает стресс и, как следствие, отторжение к самому обучению.
Вопрос о том, нужно ли внедрять соревнования в обучение, до сих пор является спорным. Положительный эффект зависит от организации, условий, уверенности учащихся и истинности их целей в обучении. И все же стоит помнить о том, что люди выживали не только за счет конкуренции, но и за счет кооперации. По словам философа Бертрана Рассела, «единственное, что спасет человечество, — это сотрудничество».
Эксклюзивное исследование сферы корпоративного обучения в России: тренды, практики, инструменты. Опыт 70 компаний совокупной командой 800 000 сотрудников. Скачать бесплатно прямо сейчас.
Любовь Карась
Теги
#саморазвитие
#эрудиция
ГудТерапи | Конкурентоспособность
- Главная >
- Блог GoodTherapy >
- Психопедия >
- Конкурентоспособность
Конкурентоспособность — мера стремления человека превзойти других. Высококонкурентный человек с большей вероятностью увидит ситуацию как соревнование, даже если нет явного победителя или проигравшего. Например, подросток может сравнить свою популярность в социальных сетях с рейтингом своих друзей, даже если нет явного вознаграждения за наибольшее количество подписчиков. Соперники человека могут даже не осознавать, что они соревнуются.
Во время игры или состязания человек, стремящийся к победе, может пойти на многое. Конкурентоспособность может мотивировать человека работать усерднее, чем в одиночку. Однако человек, который чувствует, что должен победить любой ценой, может перегореть или оттолкнуть других. Когда соперничество вызывает эмоциональный стресс или нарушает чью-то повседневную жизнь, этот человек может захотеть получить профессиональную помощь.
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ В БИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ
Конкуренция сама по себе не хороша и не плоха. В биологии конкуренция между организмами — естественный результат эволюции. Все организмы должны конкурировать за ограниченное количество ресурсов, таких как пища, убежище или партнеры для спаривания. Склонность людей к соперничеству может быть естественным следствием этой биологической конкуренции.
Некоторые виды конкуренции могут косвенно влиять на способность выживать и иметь потомство. Например, певец, который соревнуется, чтобы выиграть миллион долларов, может позволить себе есть питательную пищу, купить дом, достаточно большой, чтобы вместить много детей, и так далее.
Однако психологическая черта соперничества часто не имеет ничего общего с выживанием, хотя склонность к соперничеству может быть естественным следствием биологической конкуренции. Здоровый уровень конкуренции может помочь повысить самооценку и увеличить удовольствие от жизни. Это также может мотивировать людей работать усерднее для достижения своих целей.
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И ЛИЧНОСТЬ
Конкурентоспособность часто описывается как черта личности. Однако он гораздо менее стабилен на протяжении всей жизни, чем такие черты, как невротизм, экстраверсия и поиск новизны.
Это правда, что некоторые люди более конкурентоспособны, чем другие. Однако определенные ситуации также могут повысить конкурентоспособность людей. Люди, выросшие в культуре, которая ценит конкуренцию, также более склонны к соперничеству. Люди более склонны к соперничеству, когда:
- Они измеряют свою самооценку, сравнивая себя с другими. Например, гимнаст может измерять свое мастерство по тому, как высоко он занимает место в турнирах, а не по балансу, времени и другим объективным параметрам.
- Конкурс посвящен чему-то важному для них. Например, тот, кто гордится своим интеллектом, может участвовать в соревнованиях по правописанию, а не в танцевальных состязаниях.
- Их конкурент имеет аналогичный уровень навыков. Люди с большей вероятностью будут соревноваться с кем-то, кто немного лучше или немного хуже их, а не с полным новичком или мастером в этой области.
- Они знают своего конкурента лично. Люди, как правило, более эмоционально вовлечены, сравнивая себя с друзьями, чем с незнакомцами. Отдельные лица также с большей вероятностью будут конкурентоспособными в небольших группах.
- У них есть аудитория. Присутствие сверстников может усилить давление, чтобы добиться хороших результатов.
- У них очень хорошие или очень плохие рейтинги. Люди, которые близки к тому, чтобы быть «лучшими», могут стараться изо всех сил. Точно так же люди могут больше соревноваться, чтобы не оказаться «худшими» в какой-либо деятельности.
- Ресурсы ограничены. Например, люди чаще дерутся из-за еды в пустыне, чем в супермаркете. В пустой пустыне выигрыш одного означает проигрыш другого. Но в магазине каждый может «выиграть» и получить столько еды, сколько ему нужно.
КОГДА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОБЛЕМОЙ?
Можно быть гиперконкурентным, что исследователи определяют как наличие «невротической потребности победить любой ценой». Гиперконкурентные люди чаще имеют макиавеллиевское мировоззрение. Другими словами, они могут верить, что «цель оправдывает средства». Макиавеллист может угрожать соперникам, красть ресурсы или лгать, чтобы продвинуться вперед.
Чрезмерная конкуренция может навредить и самому человеку. Человек может потратить так много усилий на обучение, чтобы добиться успеха, что пренебрегает другими сферами своей жизни, такими как дружба или хобби. Это может быстро привести к выгоранию и изоляции.
У людей, которые постоянно сравнивают себя с другими, может развиться хроническое чувство неполноценности. Поскольку никто не хорош во всем, конкурентоспособным личностям всегда есть кому проиграть. Постоянное стремление быть лучшим может привести к перфекционизму, стрессу и другим проблемам.
ТЕРАПИЯ ДЛЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Если конкурентоспособность повлияла на вашу повседневную жизнь, вы можете воспользоваться профессиональной поддержкой. Во время терапии вы можете работать над:
- Развитием самооценки, независимой от вашего «ранга» в обществе.
- Постановка реалистичных целей, амбициозных, но не недостижимых.
- Установление границ с соперниками, которые усугубляют вашу конкурентоспособность.
- Найти хобби, которым можно наслаждаться, не испытывая при этом особой необходимости.
- Лечение связанной с этим депрессии, беспокойства или других проблем с психическим здоровьем.
Квалифицированный терапевт поможет вам достичь ваших целей здоровым путем. Нет ничего постыдного в том, чтобы получить поддержку, когда она вам нужна.
Ссылки:
- Американская психологическая ассоциация. Краткий словарь по психологии АПА. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация, 2009 г. Печать.
- Колман, AM (2006). Оксфордский словарь психологии. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Гарсия С.М., Тор А. и Шифф Т.М. (2013). Психология конкуренции: перспектива социального сравнения. Перспективы психологической науки, 20 (10), 1-17. Получено с https://scholarship.law.nd.edu/cgi/viewcontent.cgi?referer=https://www.google.com/&httpsredir=1&article=1943&context=law_faculty_scholarship .
- Гилберт П. и Басран Дж. (25 июня 2019 г.). Эволюция просоциального и антисоциального конкурентного поведения и появление просоциального и антисоциального стилей лидерства. Границы психологии. Получено с https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2019.00610/full#h2
- Хьюстон, Дж. М., Круз, Н., Госнелл, М., Куин, Дж. С., и Влахов, Р. (2015). Черты личности и победа: конкурентоспособность, гиперконкуренция и макиавеллизм. Североамериканский журнал психологии, 17 (1), 105–112. Получено с https://www.researchgate.net/publication/323686348_Personality_traits_and_winning_Competitiveness_hypercompetitiveness_and_machiavellianism
Последнее обновление: 18.07.2019
Оставить комментарий
Психология конкуренции | Психология сегодня
Источник: Грегори Харден/WikiCommons
Соревнования — это весело, будем честными. В тот или иной момент своей жизни вам, вероятно, нравилось участвовать в каком-то соревновании. Конечно, соревнования, как правило, веселее, если вы действительно выигрываете. Соревнования имеют нежелательное свойство быть игрой с нулевой суммой (т. е. для того, чтобы вы выиграли, кто-то другой должен проиграть). Тем не менее, на протяжении всей истории человечества людям, похоже, нравилось организовывать соревнования в той или иной форме, начиная с древнегреческих Олимпийских игр (начиная с 776 г. популярный вид спорта в мире). На самом деле, если вы присмотритесь, то заметите, что конкуренция в современном обществе присутствует повсюду. Экономисты говорят нам, что конкуренция является важной силой в поддержании продуктивных и эффективных рынков (т. е. без базовой конкуренции между фирмами будут формироваться злые монополии). Конкуренция также играет важную роль во внутренней политике (например, президентские выборы), международных отношениях (например, государства соревнуются за власть и ресурсы), конечно же, в большинстве видов спорта, и даже в человеческом поиске любви не обошлось без конкуренции. Для большинства людей в природе конкуренции есть что-то необъяснимо притягательное. Возможно, это потому, что, как утверждают некоторые ученые, «конкурентоспособность» — это биологическая черта, которая развилась вместе с базовой потребностью (человеческого) выживания.
Учитывая кажущуюся мощную роль конкуренции в человеческом обществе, мы могли бы задаться вопросом, возможно ли использовать соревнования для социальных целей, таких как побуждение людей делать пожертвования на важные благотворительные цели или экономить энергию, чтобы помочь окружающей среде?
В недавнем исследовании, опубликованном в журнале Nature Climate Change , я пытаюсь ответить на этот вопрос. В качестве примера я анализирую влияние на поведение людей популярного конкурса по энергосбережению, ежегодно проводимого в Принстонском университете (кампания «Делайте это в темноте»). В течение периода соревнований учащиеся всех колледжей-интернатов соревнуются в экономии энергии, и колледж, который к концу периода соревнований способен сберегать больше энергии, побеждает и обычно получает какой-либо приз (например, оплачиваемый учебный перерыв). Я нанес результаты ниже (ежедневное потребление энергии во всех общежитиях по вертикальной оси и время по горизонтальной оси). Если вы посмотрите на поведенческий паттерн, вы быстро заметите кое-что очень странное: как только начинается соревнование, кажется, что оно оказывает заметное положительное влияние на потребление энергии (т. е. люди используют меньше энергии; потребление резко снижается). Но вот в чем фишка: как только соревнование заканчивается, тенденция меняется на противоположную, и потребление энергии возвращается к тому уровню, с которого оно началось до запуска соревнования! Такого рода соревнования проводятся не только в Принстоне, более сотни университетов ежегодно принимают участие в так называемых «национальных соревнованиях по сохранению университетских городков».0015
Источник: van der Linden, S. (2015)
«Конкуренция» по самой своей природе является тем, что психологи называют «внешним стимулом». Внешняя просто означает, что мотивация к принятию поведения или решения возникает извне, а не внутри (например, когда вы делаете что-то, потому что получаете за это вознаграждение). Фундаментальной характеристикой (и недостатком) почти всех внешних стимулов является то, что они имеют тенденцию работать только до тех пор, пока сохраняется стимул! В нашем примере студенты перестали экономить энергию, как только соревнование закончилось.
Противоположностью внешней мотивации является то, что мы называем внутренней мотивацией. Когда мы внутренне мотивированы что-то делать (например, помогать другим, экономить энергию), мы делаем это не из-за внешнего вознаграждения, а просто потому, что лично убеждены, что это правильно. Под «правильным» я подразумеваю не расплывчатые культурные представления о добре и зле, а скорее мораль как развитую способность. Давние исследования показали, что способность сострадать, сопереживать другим и заботиться о мире природы является эволюционно адаптивными поведенческими чертами. На самом деле, психологическая концепция, известная как «кайф помощника», предполагает, что «делая добро» на самом деле заставляет людей «чувствовать себя хорошо» как психологически, так и физически (помощь часто высвобождает нейротрансмиттеры «хорошего самочувствия», такие как окситоцин, процесс, который экономисты называют «теплым свечением»). Например, интересное недавнее исследование показало, что температура тела людей повышается, когда они ведут себя «зелено» (буквально теплое свечение!).
К сожалению, многие психологические исследования также показали, что внешние стимулы «вытесняют» (т. е. подрывают) внутреннюю мотивацию людей делать добро. Например, подчеркивание денежных выгод от экономии энергии на самом деле снижает вероятность того, что люди будут это делать. Это связано с тем, что мы называем негативной «заменой цели». Учтите, что если вы изначально намеревались экономить энергию, потому что сильно заботитесь об окружающей среде, но вместо этого теперь просто делаете это, чтобы выиграть соревнование, ваша просоциальная мотивация заботы об окружающей среде была «заменена» корыстной целью. (то есть выигрыш). Подумайте о других целях, например, о том, чтобы бросить курить или похудеть. Вы с большей вероятностью достигнете любой из этих целей в результате временного соревнования или потому, что внутренне убеждены, что это правильно? Вы можете спросить, в чем разница, если они оба имеют одинаковый результат. Есть разница. Допустим, вы в конечном итоге экономите энергию (временно), потому что это помогает вам снизить ежемесячные счета. Будете ли вы по-прежнему экономить энергию, когда ваш доход внезапно возрастет?
Я не утверждаю, что веселые испытания или соревнования бесполезны для повышения осведомленности и достижения краткосрочных целей. Возьмем, к примеру, челлендж с ледяным ведром при БАС, который в прошлом году стал вирусным в социальных сетях: в итоге кампания собрала миллионы долларов (что хорошо). Тем не менее, действительно ли мы ожидаем, что, выливая на наши головы ведро льда, люди начнут глубоко заботиться о БАС как о его причине? Конечно, нет. Тем не менее, это важно, потому что, хотя иногда сложная конкуренция может быть полезным механизмом для достижения одноразовых, краткосрочных просоциальных целей, многие неотложные социальные проблемы, от социального неравенства и бедности до глобального изменения климата, требуют долгосрочных усилий. мотивы позитивного изменения поведения. Психологические исследования показывают, что изменение поведения, мотивированное внутренней мотивацией, с большей вероятностью сохранится в долгосрочной перспективе.
Не будем забывать, что конкуренция — не единственная доминирующая сила в природе, с ней соперничает только ее лучшая половина: сотрудничество. Действительно, люди выживали не только благодаря соперничеству, но, возможно, что еще более важно, мы выживали благодаря сотрудничеству друг с другом. По словам Бертрана Рассела, «единственное, что спасет человечество, — это сотрудничество». , (1990). Эволюция и конкуренция . В К. Ворманн и С.К. Джайн (ред.). Популяционная биология (стр. 367-394).
Деси, Э.Л., Кестнер, Р. и Райан, Р.М. (1999). Метааналитический обзор экспериментов по изучению влияния внешних вознаграждений на внутреннюю мотивацию. Психологический бюллетень, 125 (6), 627-668.
Э.О. Уилсон (1987). Биофилия. Издательство Гарвардского университета. Бостон, Массачусетс.