Модель эксперимента по формированию готовности к профессиональной мобильности у студентов учреждения среднего профессионального образования
Автор(ы): Савельева Анна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №4 2016» (апрель)
Количество просмотров статьи: 2679
Показать PDF версию Модель эксперимента по формированию готовности к профессиональной мобильности у студентов учреждения среднего профессионального образования
Карелова Р.А., преподаватель Нижнетагильского горно-металлургического колледжа имени Е.А. и М.Е. Черепановых
Model experiment formation of readiness for professional mobility students secondary vocational education
Аннотация. В статье представлена модель организации педагогического эксперимента по формированию готовности к профессиональной мобильности у студентов учреждения среднего профессионального образования. В модели описано содержание трех этапов, указаны функции, задачи и результаты каждого из них.
Ключевые слова: модель эксперимента, готовность к профессиональной мобильности, студенты колледжа.
Annotation. The article presents a model of the organization of pedagogical experiment on formation of readiness for professional mobility at students of secondary vocational education institutions. The model describes the content of the three stages, listed features, objectives and results of each of them.
Keywords: experimental model, readiness for professional mobility, college students.
При проведении педагогических экспериментов, необходимых для отбора оптимальных путей совершенствования процесса подготовки специалистов для различных сфер экономики, происходит целенаправленное вмешательство в образовательных процесс учебного заведения. Такое вмешательство осуществляется через внедрение разработанных исследователем моделей и условий их эффективного функционирования.
Кроме этого производится фиксация изменений в изучаемых качествах или свойствах изучаемых объектов.Сложные, многоаспектные процессы требуют особого внимания не только при изучении их структуры, но и при организации экспериментальной проверки тех или иных гипотез по их наиболее эффективному протеканию.
Так, например, готовность к профессиональной мобильности студентов учреждения среднего профессионального образования является сложным, интегративным качеством личности обучающегося, и процесс экспериментальной проверки условий ее формирования должен быть тщательно спланирован.
В рамках нашего исследования, на основании анализа особенностей контингента, содержания и организации образовательного процесса в учреждениях СПО, был построен комплекс моделей формирования готовности к профессиональной мобильности у студентов. В этот комплекс вошли компетентностная, процессная и структурно-функциональные модели. Согласно разработанному комплексу, работа по формированию исследуемого качества должна осуществляться на протяжении всего периода освоения обучающимися профессии.
Для наглядности была разработана модель педагогического эксперимента по формированию готовности студентов колледжа к профессиональной мобильности, которая представлена на рисунке 1. Моделирование в педагогике активно применяется как средство решения теоретических и практических задач. Сущность моделирования, как метода познания (в том числе и в педагогике) заключается в замене изучаемого объекта моделью (объектом заместителем), в которой содержатся существенные черты, свойства, отношения объекта оригинала [2, с.12]. При этом изучение модели позволяет получить новую информацию об изучаемом объекте [1, с.23].
Как видно из модели, эксперимент осуществлялся, проходя три этапа: констатирующий, формирующий и обобщающий.
На этапе констатирующего эксперимента производилась диагностика исходного состояния предмета исследования, описывалось фактическое состояние разработанности рассматриваемой проблемы в педагогической практике, производилось планирование хода эксперимента. Этот этап выполняет организационную и диагностическую функции.
Задачами, решаемыми на этом этапе, стали разработка плана по организации эксперимента (в том числе выбор групп студентов, участвующих в эксперименте) и диагностического инструментария для определения уровня сформированности готовности студентов колледжа к профессиональной мобильности; а также определение начального уровня сформированности готовности к профессиональной мобильности у студентов, участвующих в экспериментальной работе.
Рисунок 1 – Модель педагогического эксперимента по формированию готовности к профессиональной мобильности у студентов колледжа
Результатом прохождения констатирующего этапа экспериментальной работы становится вывод о целесообразности внесения в педагогический процесс изменений с целью формирования готовности у студентов к профессиональной мобильности.
В учреждениях среднего профессионального образования довольно редко набираются несколько групп для обучения по одной и той же специальности. По этой причине на рисунке, иллюстрирующем модель эксперимента, взаимодействие в рамках исследования с контрольной группой осуществляется раньше, чем с экспериментальной (раньше на один учебный год). Конечно же, возможна схема проведения эксперимента, когда контрольная и экспериментальная подгруппы выделяются из одной учебной группы студентов, однако, для нашего исследования такая схема не выглядит эффективной, так как значительно уменьшает количество исследуемых объектов и не позволяет образовательный процесс одной подгруппы ввести комплекс моделей, а другой подгруппы ─ нет.
На этапе формирующего эксперимента изучалась динамика процесса формирования готовности студентов к профессиональной мобильности в результате преобразования образовательного процессе при помощи разработанной модели. Ввиду этого этап выполняет преимущественно преобразующую функцию.
На этом этапе в образовательный процесс был внедрен комплекс моделей и условия его эффективного функционирования, были зафиксированы изменения, происходящие в уровнях сформированности исследуемого феномена.
Здесь обратим особое внимание на организацию итоговой оценки уровней сформированности готовности к профессиональной мобильности у студентов.
Процесс прохождения студентами практики на реальных предприятиях, хоть и не является полноценной профессиональной деятельностью (по объективным причинам), но максимально к ней приближен. Готовность к профессиональной мобильности у будущих специалистов со средним профессиональным образованием возможно оценить при погружении их в условия, требующие проявления этой самой готовности. Такими условиями могут стать изменение средств, технологий осуществления профессиональной деятельности, смена заданий, коллектива.
В рамках прохождения практики по профилю специальности на предприятиях города и области для студентов были созданы условия, требующие проявления их готовности к профессиональной мобильности. А именно: студенты были перемещены на другие площадки для продолжения практики, что обусловило необходимость работы в новом коллективе, с новыми средствами, технологиями или даже объектами труда в рамках профессиональной деятельности.
Результатом формирующего этапа эксперимента стали: определенная динамика уровня сформированности готовности студентов к профессиональной мобильности, методические рекомендации по формированию готовности студентов к профессиональной мобильности.
На этапе обобщения проводился анализ полученных результатов, были сформулированы выводы по результатам эксперимента.
Полученные на предыдущем этапе результаты были обработаны и проанализированы с помощью методов математической статистики, что позволило сделать вывод о целесообразности и эффективности внедрения разработанных моделей и педагогических условий их успешного функционирования в образовательный процесс учреждения среднего профессионального образования. Это, в свою очередь, послужило основой для внедрения результатов работы в практику подготовки специалистов в колледже через утверждение специально ориентированной Программы формирования готовности к профессиональной мобильности.
Выше была описана модель организации экспериментальной работы по формированию у студентов колледжа готовности к профессиональной мобильности. Подробная визуализация содержания каждого из трех этапов позволяет спланировать и реализовать деятельность преподавателей, принявших участие в эксперименте.
Подобная модель может найти свое применение и для организации экспериментов другой направленности, работа над которыми требует введения в образовательный процесс теоретически обоснованных моделей, выбора диагностического аппарата, мониторинга и фиксации изменений в исследуемых феноменах.
Список литературы
1. Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика: пер. с нем / К. Ингенкамп.- М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
2. Основы внутришкольного управления / под ред. П. В. Худоминского. — М.: Педагогика, 1987. — 168 с.
Исследование способностей детей раннего возраста к экспериментам с изобразительными материалами | Дошкольное образование
Автор: Григоренко Ирина Николаевна
Организация: МБДОУ МО «Детский сад № 25»
Населенный пункт: г. Краснодар
Организация и условия проведения исследования
Значение умения экспериментировать в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Этот возраст наиболее благоприятен для развития соответствующих навыков. Умение ребенком применять воображение при использовании нетрадиционных техник рисования является неотъемлемой частью умственного развития, способствует раскрытию и совершенствованию творческих способностей.
В настоящее время, с развитием технологий, создается дефицит творческой деятельности детей.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, творчески развитых, способных экспериментировать, снижается. Для повышения творческих способностей детей необходимо совершенствовать и развивать двигательные умения и навыки, мелкую моторику, обогащать зрительное и тактильное восприятие, восприятие пространства, совершенствовать различные техники рисования, экспериментировать с изобразительными материалами.
Нами был проведён педагогический эксперимент, в котором приняло участие 52 ребенка 2-3-х лет. Они были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 26 человек в каждой). Исследование проводилось на базе МБДОУ « Детский сад № 25»
МО г. Краснодар.
Суть его заключалась в том, что на примере экспериментальной группы определялась эффективность использования планомерных и систематических занятий по рисованию в экспериментальной технике, а также игр и упражнений с элементами экспериментирования с изобразительными материалами.
Эксперимент состоял из трех этапов:
1 этап — констатирующий. На этом этапе была проведена первичная диагностика творческого развития детей.
2 этап — формирующий. На этом этапе проводились занятия, направленные на творческое развитие детей раннего возраста. С экспериментальной группой проводилась работа по составленному перспективному плану. С контрольной группой на формирующем этапе эксперимента проводились занятия, предусмотренные воспитательным планом. Дети, составлявшие данную группу, не включались в формирующий эксперимент.
3 этап — контрольный. На этом этапе была осуществлена повторная диагностика развития детей в экспериментальной и контрольной группах, проведен анализ полученных результатов.
На первом этапе при определении уровня творческого развития детей третьего года жизни были использованы такие методы как наблюдение, беседа и статистическая обработка данных.
При проведении констатирующего эксперимента нами использовались следующие методики: Лыкова И.А. «Цветные ладошки», «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст»
Опираясь на основные показатели познавательного развития данных методик, нами подобран диагностический материал для определения уровня творческого развития детей. Все задания представлены в форме игр. Особое внимание обращалось на общий фон настроения ребенка и создание особых отношений доверия между ребенком и взрослым. Предлагаемые задания рассчитаны на обследование детей третьего года жизни (Приложение А).
На основе диагностического материала, нами были определены высокий, средний и низкий уровни творческого развития детей третьего года жизни.
Высокий уровень — ребенок сразу начал сотрудничать с взрослым, принимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.
Средний уровень — ребёнок начал сотрудничать с взрослым, принимает и понимает цель задания, но самостоятельно задание не выполняет, в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания.
Низкий уровень — ребенок не сотрудничает с взрослым и ведет себя неадекватно по отношению к заданию, не понимает его цели.
Результаты констатирующего эксперимента отражены в таблицах 1 и 2. Результаты данного тестирования показали, что высокий уровень творческого развития выявлен у детей экспериментальной группы и контрольной группы. Средний уровень показали, экспериментальной и контрольной группы. У и детей обнаружили низкий уровень развития.
Итак, по результатам диагностики можно составить таблицу №1 и диаграмму творческого развития в группах (рис. 1).
Таблица 1 — Уровни творческого развития детей в контрольной и экспериментальной группах (констатирующий этап)
Уровень |
Группы |
|||
|
экспериментальная |
контрольная |
||
Высокий |
6 |
23% |
5 |
19% |
Средний |
11 |
42% |
11 |
42% |
Низкий |
9 |
35% |
10 |
39% |
Рис. 1 — Уровни творческого развития детей в контрольной и экспериментальной группах (констатирующий этап)
Качественный анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что большая часть детей имеет средний уровень развития и ниже среднего. Не все дети владеют. Дети легче различают величину предметов, но большую трудность для них представляет установление признаков цвета и слуховое и зрительное восприятие.
Следовательно, результаты констатирующего этапа исследования требуют проведения формирующего этапа эксперимента в соответствии с предложенной гипотезой. Результаты констатирующего эксперимента показали: изначально развитие восприятия у детей группы имеют практически равный потенциал, есть необходимость в формировании у детей сенсорных представлений.
Организация развития художественных способностей детей раннего возраста посредством методик экспериментирования с изобразительными материалами.
На формирующем этапе в эксперименте приняли участие 26 детей первой младшей группы в возрасте 2-3 года.
Цель формирующего этапа нашего эксперимента состояла в повышении уровня экспериментирования с изобразительными материалами детей.
Для работы с детьми экспериментальной группы нами был составлен перспективный план игр-занятий по экспериментированию с изобразительными материалами. (Приложение В) В него вошли игровые занятия, рекомендованные И.А. Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду», «Ранний возраст», Г.Н Давыдовой «Пластилинография для малышей». Программы данных авторов не входят в общую образовательную программу ДОО.
Игры-занятия проводили 2 раза в неделю в течение 3-х месяцев. Длительность занятия 8-10 минут. Занимались с подгруппой детей и индивидуально в свободной деятельности.
Работа по данному направлению проводилась следующим образом.
Первый этап направлен на формирование эмоционального контакта, потребности в общении с взрослым и включает сенсорные, подвижные, пальчиковые игры.
Стремясь установить доверительные отношения, взрослый обращается к ребенку по имени, с улыбкой, осуществляет тактильный контакт, часто берет ребенка на руки; проявляет внимание к настроению, желаниям, чувствам.
В целях улучшения настроения ребенка организуются сенсорные игры с эмоционально яркими впечатлениями: музыкой, светом, водой, воздушными шарами, мыльными пузырями.
Непосредственно – эмоциональное общение с ребенком, деловое взаимодействие проводили в форме игры. Все это отражает смысл ситуации, помогает использовать эти знаки в общении. Взрослый побуждает малышей действовать самостоятельно, замечать и поддерживать инициативные действия других детей.
Второй этап направлен на развитие зрительного внимания,
образного видения, восприятия предметов и их свойств (величины, формы, цвета, количества деталей).
- этом этапе проводится работа по совершенствованию и дифференциации мелких движений пальцев, кисти рук, зрительно — двигательной координации. С этой целью подобрана серия пальчиковых игр.
Третий этап — реализуются задачи по установлению с детьми в процессе взаимодействия не только эмоционально-личностных, но и голосовых и деловых контактов, а также оказанию адекватных способов помощи детям и достижению совместного результата практической деятельности на основе общения. При этом важным моментом является формирование положительной мотивационно – потребностной основы изобразительной деятельности, интереса к её результатам.
На этом этапе обучали ребенка работать с различными инструментами, материалами, изготовлению рисунков с использованием различных художественных техник (пальчики — палитра, печать от руки, печатка, тампонирование и т.д.).
Для формирования игровой мотивации использовали прием «многослойного» рисования, т.е. повторного обращения к рисунку, что вызывало у детей доброе отношение к «своему» персонажу, желание помогать ему.
На данном этапе реализуется задача развития у детей умения искать и находить сходство рисунка с предметом и называть его; способность понимать, «читать» свой рисунок, находить среди работ свой рисунок.
Для формирования положительной мотивационно – потребностной основы изобразительной деятельности и интереса к её результатам использовали приемы:
- показ изготовленных рисунков и обыгрывание уже готовых изображений;
- демонстрация рисунков на выставках в группе, учреждении;
- оформление и рассматривание альбомов с детскими рисунками.
Так как дети от 2 до 3-х лет, только начинают знакомиться с экспериментированием, то на занятиях их лучше начинать знакомить с самыми простыми методиками: рисованием руками и штампованием
Занятия ориентированы на работу с воспитанниками в возрасте 2-3 года и рассчитаны на 3 месяца.
Примеры комплексных занятий по рисованию в экспериментировании с изобразительными материалами указаны в приложении В.
Также нами пополнена картотека дидактических игр для сенсомоторного развития:
- Игры с крупой «Рисование кашкой»
- Игры с соленым тестом
- Игр с песком «Волшебный песочек»
- Игр с природным и бросовым материалом «Заколдованные кисточки»
- Игры-эксперименты с водой «Волшебница Вода»
В предметно-пространственной развивающей среде, зона творчества
Результаты и анализ исследования развития художественных способностей детей раннего возраста с применением техник экспериментирования с изобразительными материалами
Для проверки эффективности формирующего этапа эксперимента, было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной группы. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования детей раннего возраста. Данные контрольного этапа эксперимента приведены в таблицах (Приложение Б1).
Контрольная диагностика показала:
Высокий уровень творческого развития имеют 12 детей в экспериментальной группе и 7 детей в контрольной группе.
Средним уровнем обладают 10 детей в экспериментальной группе и 12 в контрольной.
Низкий уровень творческого развития выявлен у 4 детей в экспериментальной группе и у 7 детей в контрольной группе.
По результатам проведенной методики можно составить таблицу №2. А также диаграмму уровней творческого развития детей в контрольной и экспериментальной группах на контрольном этапе (Рис. 2)
Таблица №2 — Уровни творческого развития детей в контрольной и экспериментальной группах (контрольный этап)
Уровень |
Группы |
|||
|
экспериментальная |
контрольная |
||
Высокий |
12 |
46% |
7 |
27% |
Средний |
10 |
39% |
12 |
46% |
Низкий |
4 |
15% |
7 |
27% |
Рис. 2 — Уровни сенсомоторного развития детей в контрольной и экспериментальной группах (контрольный этап)
Сравнение данных констатирующего этапа с данными, полученными на контрольном этапе, показывает, что в экспериментальной группе количество детей с низким уровнем творческого развития уменьшилось на 20%. На 3% уменьшилось количество детей, имеющих средний уровень развития.
На 23% увеличилось количество детей, показавших высокий уровень. (Таблица №3)
В целом, это доказывает, что содержание и приемы формирующего этапа эксперимента были выбраны правильно и оказались эффективными.
Таблица №3 — Уровни развития восприятия детей в экспериментальной группе
уровень |
Экспериментальная группа |
|||
|
Констатирующий этап |
контрольный этап |
||
Высокий |
6 |
23% |
12 |
46% |
Средний |
11 |
42% |
10 |
39% |
Низкий |
9 |
35% |
4 |
15% |
Незначительные изменения уровня творческого развития детей контрольной группы выявлены на контрольном этапе. Отмечаются стабильные показатели детей с средним уровнем, увеличение на 8% детей с высоким уровнем развития и уменьшение на 12% детей с низким уровнем развития.
Эти данные подтверждают нашу гипотезу: включение экспериментирования с изобразительными материалами в образовательную и самостоятельную деятельность детей в возрасте 2-3 лет способствует их активному творческому развитию.
Таблица №4 — Уровни развития восприятия детей в контрольной группе
уровень |
Контрольная группа |
|||
|
констатирующий этап |
контрольный этап |
||
Высокий |
5 |
19% |
7 |
27% |
Средний |
11 |
42% |
11 |
42% |
Низкий |
10 |
39% |
7 |
27% |
Проделанная работа помогла в творческой форме познакомить детей с основными геометрическими фигурами, запомнить их названия, узнавать их в окружающем мире, научила детей различать цвет, сравнивать предметы по величине.
Реализованная нами система дала положительный результат: у детей повысился интерес к экспериментам с изобразительными материалами, повысился сам уровень знаний по данному разделу.
Контрольный этап эксперимента позволил сделать вывод: для творческого развития детей 2-3 летнего возраста необходимо систематически проводить специально организованные творческие занятия. Такая работа повышает уровень способностей к экспериментированию у детей, развивает восприятие цвета, формы, величины. Именно экспериментирование с изобразительными материалами создали атмосферу непринуждённости, открытости, содействовали развитию инициативы, самостоятельности, создали эмоционально — благоприятное отношение к деятельности у детей.
Проведённая в дошкольном учреждении работа подтвердила эффективность системности работы в творческом развитии детей возраста 2-3 лет средствами экспериментирования с изобразительными материалами. Цели и задачи нашего исследования выполнены.
На основе проведённой работы с детьми третьего года жизни по экспериментированию с изобразительными материалами предлагаю следующие рекомендации. Первые игры-занятия должны быть легкими для восприятия, на каждом этапе обучения детям надо предлагать только одну технику, один новый цвет, одну форму или признак, обучение должно проходить в игровой форме, время проведения игры не должно превышать 10-12 минут, необходима организация работы на других занятиях и в самостоятельной деятельности детей.
В данной статье были рассмотрены теоретические и практические аспекты экспериментирования с изобразительными материалами в деятельности детей раннего возраста.
В ходе нашей работы нами была изучена психолого-педагогическая литература по творческому развитию детей 2-3 летнего возраста.
В процессе нашей работы выяснены особенности развития детей раннего возраста. Особое внимание в этот период необходимо обратить на творческое развитие, способности ребенка к экспериментированию, в том числе и с изобразительными материалами.
Содержание творческого воспитания в раннем возрасте в основном должно быть направлено на развитие координации движений, умение анализировать и обобщать признаки предметов, развитие нестандартного мышления. Это достигается через решение следующих задач: формирование способностей к экспериментированию, формирование у детей творческих шаблонов, формирование умений самостоятельно применять экспериментальные навыки в практической деятельности.
Роль воспитателя в основном состоит в раскрытии детям тех сторон явлений, которые могут остаться незамеченными, выработке отношения детей к этим явлениям. Чтобы помочь малышу лучше овладеть своими движениями и знаниями, важно создать активную подготовительную среду, способствующую творческому развитию В современной системе развития способностей детей к экспериментированию определенная роль отводится занятиям, которые проводятся в форме дидактических игр. На занятиях задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребёнка, усвоение знаний и формирование умений происходит в ходе интересных игровых действий.
Включение в работу с детьми экспериментальных методов рисования позволяет развивать сферу воображения не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Для коррекции мелкой моторики рук имеют значение такие нетрадиционные техники изображения, как рисование руками: ладошкой, пальцами. Кроме того, внедрение в практику нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
В младшем возрасте используются самые простые нетрадиционные техники рисования: Рисование пальчиками, ладошкой, всевозможные техники печатания, кляксография, методика «волшебного рисунка», пластилинография и др.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально — благоприятное отношение к деятельности у детей.
В экспериментальной части нашего исследования использовался диагностический материал, который показал, что у детей творческое развитие в основном на среднем и ниже среднего уровнях. На основании полученных данных были спроектированы занятия в игровой форме для повышения способностей детей мыслить нестандартными способами, развития их творческих способностей, а также для стремления к экспериментированию с изобразительными материалами.
Для работы с детьми экспериментальной группы нами был составлен перспективный план игр-занятий по экспериментированию с изобразительными материалами, подобраны творческие игры и упражнения по творческому развитию с элементами рисования, составлены рекомендации для родителей по организации творческого воспитания детей. Дидактические игры и упражнения использовались как на занятиях, так и в свободной деятельности детей.
Контрольный этап исследования показал, что реализованная нами система развития способностей к экспериментированию с изобразительными материалами у детей младшей группы дала положительный результат. Мероприятия, которые мы проводили в ходе нашего экспериментального исследования, помогли нам значительно повысить творческий уровень развития детей 2-3 лет.
Полученные данные показали, что у детей в экспериментальной группе повысился уровень творческого развития. Контрольный этап эксперимента позволил сделать вывод:
Экспериментирование с изобразительными материалами, используя нетрадиционные техники рисования, является продуктивным педагогическим воздействием, способствующим формированию способности у детей нестандартно мыслить, использовать в практической деятельности эксперименты с различными изобразительными материалами, повышение уровня творческого развития детей 2 – 3-х лет в условиях образовательного пространства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Борисова Е. М. Раннее экспериментирование детей // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 748-751. — URL https://moluch.ru/archive/110/27220/ (дата обращения: 13.06.2018).
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Диагностика развития детей от 0-3 лет. — СПб.: Паритет, 2006. — 112 с
- Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. — М., 2000. — 109 с.
- Выготский Л.С. — Педагогическая психология. — М: Работник просвещения, 1926
- Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника. — М., 1997.
- Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. — М., 1995.
- Дидактические материалы Е.И. Тихеевой и Е.Н. Водовозовой в практике ДОУ. Гуськова О.А. — Ж-л «Управление», №6, 2008. — с.106.
- Зенина, Т. Н. Ознакомление детей раннего возраста с природой / Т. Н. Земина. — М.: Педагогическое общество России, 2006.
- Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. / Изд-во Академии Педагогических наук РСФСР . –М., 1959
- Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. — М., 1991.
- Косминская В.Б., Васильева Е.И. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. — М., 198
- Маханёва М. Д. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет / М. Д. Маханёва, С. В. Рещикова. — М.: Творческий центр «Сфера», 2005.
- Мухина В.С. Возрастная психология. — М.: Академия, 2006.
- Неменский Б.М. Педагогика искусства/ Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 2007.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2008.
- Перафеева С.В. Обучение детей рисованию. — М., 1972.
- Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. — М., 1965.
- Силберг, Джеки. Развивающие игры для двухлетних детей. / Джеки Силберг. — Минск: Попурри,2005.
- Т.Я. Шпикалова. Волшебный мир народного творчества. / Издательство: Просвещение, 2012 г.
- Т.Г. Казакова «теория и методика развитие детского изобразительного творчества», М.: Владос, 2006. — 256 с
- Торшилова Е.М. Программа и методика эстетического развития дошкольников. М., 1998
- И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детсво-Пресс», 2004 г.
- А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г.
- «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.
- И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика», 2007 г.
- Лыкова И.А., Гаранина Н.К. Художественно-дидактические игры с цветом. — Ж-л «Управление ДОУ», 2010г.,№5 — с.108.
- Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. — М.: ООО ТЦ Сфера, 2008. — 96 с.
- Полозова Е.В. Развивающие тренажеры из бросового материала. — Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006. — 48 с.
- Р. Арнхейм. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Изд. «Прогресс», 1974.
- Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. — М.: Учпедгиз, 1956. — 160 с.
- Флерина Е. А. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием учебно-воспитательного руководства. Труды всероссийской научно-практической конференции по дошкольному воспитанию. — М., 1949.- с. 165.
- Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. — М., 2005.
- Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. — Издательство: Искусство, 1964.
- Интернет-источники: nsportal.ru; iro23.ru; maam.ru
Приложения:
- file0. docx.. 56,7 КБ
- file1.docx.. 19,6 КБ
Что такое экспериментальный контроль и почему он так важен
Экспериментальный контроль используется в научных экспериментах для минимизации влияния переменных, не представляющих интерес для исследования. Контролем может быть объект, популяция или любая другая переменная, которую ученый хотел бы «контролировать».
Возможно, вы слышали об экспериментальном контроле, но что это такое? Почему важен экспериментальный контроль? Функция экспериментального контроля состоит в том, чтобы поддерживать постоянными переменные, измерение которых не интересует экспериментатора.
Это помогает ученым убедиться, что в среде эксперимента не было никаких отклонений, которые могли бы повлиять на результат эксперимента, помимо исследуемой переменной. Давайте подробнее рассмотрим, что это значит.
Возможно, вы оказались здесь, чтобы понять, почему контроль важен в эксперименте. Контроль важен для эксперимента, поскольку он позволяет минимизировать изменения всех других переменных, кроме тестируемой.
Для начала важно определиться с терминологией.
Терминология научного эксперимента. 24
Рандомизация важна, поскольку она позволяет получать более объективные результаты в экспериментах. Генераторы случайных чисел часто используются как в научных исследованиях, так и в 지노 사이트, чтобы сделать результаты более справедливыми.
ГипотезаУченые используют научный метод, чтобы задавать вопросы и делать выводы о природе мира. Сделав наблюдение о каком-то явлении, которое они хотели бы исследовать, ученый спрашивает, какова может быть причина этого явления. Ученый создает гипотезу, предлагаемое объяснение, отвечающее на заданный им вопрос. Гипотеза не обязательно должна быть верной, она просто должна быть проверяемой.
Гипотеза — это предсказание того, что произойдет во время эксперимента, и если гипотеза верна, то результаты эксперимента должны соответствовать предсказанию ученого. Если результаты эксперимента не совпадают с гипотезой, то хороший ученый примет во внимание эти данные и сформулирует новую гипотезу, которая сможет лучше объяснить рассматриваемое явление.
Независимые и зависимые переменныеЧтобы сформировать эффективную гипотезу и провести содержательное исследование, исследователь должен определить независимые и зависимые переменные эксперимента. Независимая переменная — это переменная, которую экспериментатор либо манипулирует, либо контролирует в эксперименте, чтобы проверить влияние этой манипуляции на зависимую переменную. Зависимая переменная — это переменная, которую измеряют, чтобы увидеть, имеет ли манипуляция какой-либо эффект.
Фото: frolicsomepl через Pixabay, CC0
Например, если исследователь хочет увидеть, как температура влияет на поведение определенного газа, температура, которую он регулирует, будет независимой переменной, а поведение газа — зависимой переменной.
Контрольные группы и экспериментальные группыВ эксперименте часто будут наблюдаться две группы: экспериментальная и контрольная. Контрольная группа используется для установления исходного уровня, с которым можно сравнить поведение экспериментальной группы. Если бы две группы людей получали экспериментальное лечение от какого-либо заболевания, одной из них давали бы фактическое лечение (экспериментальная группа), а другой обычно давали бы плацебо или сахарную таблетку (контрольная группа).
Без экспериментальной контрольной группы трудно определить влияние независимой переменной на зависимую переменную в эксперименте. Это связано с тем, что всегда могут быть внешние факторы, влияющие на поведение экспериментальной группы. Функция контрольной группы состоит в том, чтобы действовать как точка сравнения, пытаясь гарантировать, что исследуемая переменная (воздействие лекарства) является тем, что ответственно за создание результатов эксперимента. Контрольная группа держит другие возможные переменные постоянными, такие как обращение к врачу и прием таблетки, поэтому тестируется только само лекарство.
Почему экспериментальный контроль так важен?Элементы управления экспериментами позволяют ученым устранить различные степени неопределенности в своих экспериментах. Всякий раз, когда исследователь проводит эксперимент и хочет убедиться, что изменяется только та переменная, которую он хочет изменить, ему необходимо использовать экспериментальный контроль.
Экспериментальные элементы управления были названы «контролями» именно потому, что они позволяют исследователям контролировать переменные, которые, по их мнению, могут повлиять на результаты исследования. Если исследователь считает, что какие-то внешние переменные могут повлиять на результаты его исследования, он будет использовать контрольную группу, чтобы попытаться сохранить это значение постоянным и измерить любое возможное влияние, которое оно оказывает на результаты. Важно отметить, что для эксперимента может быть много различных средств управления, и чем сложнее исследуемое явление, тем больше у него, вероятно, средств управления.
Элементы управления не только устанавливают базовый уровень, с которым можно сравнивать результаты эксперимента, но и позволяют исследователям исправлять возможные ошибки. Если в эксперименте что-то пойдет не так, ученый может проверить элементы управления экспериментом, чтобы увидеть, не связана ли ошибка с элементами управления. Если это так, они могут исправить это в следующий раз, когда будет проведен эксперимент.
Практический примерРассмотрим конкретный пример экспериментального контроля. Если экспериментатор хотел определить, как разные типы почвы влияют на период прорастания семян, он мог установить четыре разных горшка. Каждый горшок заполняли разным типом почвы, засаживали семенами, затем поливали и выставляли на солнечный свет. Будут проведены измерения относительно того, сколько времени потребовалось семенам для прорастания в различных типах почвы.
Фото: Kaz via Pixabay, CC0
Контролем этого эксперимента может быть заполнение большего количества горшков только разными типами почвы без семян или откладывание нескольких семян в горшке без почвы. Цель состоит в том, чтобы попытаться определить, что это не что-то иное, чем почва, например, природа самих семян, количество солнца, которому они подвергались, или количество воды, которое им давали, повлияло на то, как быстро семена прорастут. проросший. Чем больше переменных контролировал исследователь, тем увереннее он мог быть в том, что именно тип почвы влияет на период прорастания.
Не все эксперименты контролируются«Неважно, насколько красива ваша теория, неважно, насколько вы умны. Если это не согласуется с экспериментом, это неправильно». — Ричард П. Фейнман
Хотя экспериментальный контроль важен, также важно помнить, что не все эксперименты контролируются. В реальном мире будут ограничения на то, какие переменные может контролировать исследователь, и ученые часто пытаются записать как можно больше данных во время эксперимента, чтобы они могли сравнивать факторы и переменные друг с другом, чтобы увидеть, есть ли какие-либо переменные. они не контролировали, потому что могли повлиять на результат. По-прежнему можно извлечь полезные данные из экспериментов, не имеющих контроля, но гораздо сложнее сделать осмысленные выводы на основе неконтролируемых данных.
Хотя в реальном мире зачастую невозможно контролировать каждую возможную переменную, экспериментальный контроль является бесценной частью научного процесса, и чем больше контрольных параметров имеется в эксперименте, тем он лучше.
Планы экспериментальных исследований: типы, примеры и преимущества
Со школьных лет учащиеся проводят научные эксперименты, результаты которых определяют и доказывают законы и теоремы науки. Эти эксперименты заложены на прочном фундаменте планов экспериментальных исследований.
План экспериментального исследования помогает исследователям выполнять свои исследовательские задачи с большей ясностью и прозрачностью.
В этой статье мы обсудим не только ключевые аспекты дизайна экспериментального исследования, но также проблемы, которых следует избегать, и проблемы, которые необходимо решить при разработке вашего исследования.
Содержание
Что такое план экспериментальных исследований?
План экспериментального исследования представляет собой структуру протоколов и процедур, созданных для проведения экспериментального исследования с научным подходом с использованием двух наборов переменных. Здесь первый набор переменных действует как константа, используемая для измерения различий второго набора. Лучшим примером экспериментальных методов исследования являются количественные исследования.
Экспериментальное исследование помогает исследователю собрать необходимые данные для принятия лучших решений и определения фактов исследования.
Когда исследователь может проводить экспериментальные исследования?
Исследователь может проводить экспериментальные исследования в следующих ситуациях —
- Когда время является важным фактором в установлении связи между причиной и следствием.
- Когда существует неизменное или никогда не меняющееся поведение между причиной и следствием.
- Наконец, когда исследователь хочет понять важность причины и следствия.
Важность плана экспериментального исследования
Чтобы опубликовать значимые результаты, выбор качественного плана исследования формирует основу для построения исследования. Кроме того, эффективный дизайн исследования помогает установить качественные процедуры принятия решений, структурирует исследование, чтобы упростить анализ данных, и отвечает на основной вопрос исследования. Поэтому важно уделить все внимание и время созданию плана экспериментального исследования до начала практического эксперимента.
Создавая план исследования, исследователь также дает себе время на организацию исследования, установление соответствующих границ исследования и повышение надежности результатов. Благодаря всем этим усилиям можно также избежать неубедительных результатов. Если какая-либо часть плана исследования имеет недостатки, это отразится на качестве полученных результатов.
Типы планов экспериментальных исследований
В зависимости от методов, используемых для сбора данных в экспериментальных исследованиях, планы экспериментальных исследований делятся на три основных типа:
1. Предэкспериментальный план исследования
Исследование может проводиться в рамках предэкспериментального плана исследования, когда группа или несколько групп находятся под наблюдением после применения причинно-следственных факторов исследования. Предэкспериментальный план поможет исследователям понять, необходимы ли дальнейшие исследования для наблюдаемых групп.
Предэкспериментальные исследования бывают трех типов —
- Однократное тематическое исследование Дизайн исследования
- Дизайн исследования одной группы до и после тестирования
- Сравнение статических групп
2. Настоящая схема экспериментального исследования
Настоящая схема экспериментального исследования опирается на статистический анализ для подтверждения или опровержения гипотезы исследователя. Это одна из самых точных форм исследования, потому что она предоставляет конкретные научные доказательства. Кроме того, из всех типов экспериментальных планов только истинный экспериментальный план может установить причинно-следственную связь внутри группы. Однако в настоящем эксперименте исследователь должен удовлетворять этим трем факторам —
- Существует контрольная группа, которая не подвергается изменениям, и экспериментальная группа, в которую будут внесены измененные переменные
- Переменная, которой может управлять исследователь
- Случайное распределение переменных
Этот тип экспериментальных исследований обычно наблюдается в физических науках.
3. Квазиэкспериментальный план исследования
Слово «квази» означает сходство. Квази-экспериментальный план похож на настоящий экспериментальный план. Однако разница между ними заключается в назначении контрольной группы. В этом плане исследования манипулируют независимой переменной, но участники группы не назначаются случайным образом. Этот тип дизайна исследования используется в полевых условиях, когда случайное распределение либо не имеет значения, либо не требуется.
Классификация субъектов исследования, условий или групп определяет тип используемого плана исследования.
Преимущества экспериментальных исследований
Экспериментальные исследования позволяют проверить вашу идею в контролируемой среде, прежде чем перейти к клиническим испытаниям. Более того, это лучший способ проверить вашу теорию благодаря следующим преимуществам:
- Исследователи имеют жесткий контроль над переменными для получения результатов.
- Субъект не влияет на эффективность экспериментальных исследований. Любой может использовать его в исследовательских целях.
- Результаты специфичны.
- После анализа результатов результаты исследований из одного и того же набора данных могут быть повторно использованы для аналогичных исследовательских идей.
- Исследователи могут определить причину и следствие гипотезы и дополнительно проанализировать эту взаимосвязь, чтобы определить более глубокие идеи.
- Экспериментальные исследования — идеальная отправная точка. Собранные данные могут быть использованы в качестве основы для создания новых исследовательских идей для дальнейших исследований.
6 ошибок, которых следует избегать при планировании исследования
В этом списке нет порядка, и любая из этих ошибок может серьезно снизить качество вашего исследования. Вы можете сослаться на этот список как на контрольный список того, чего следует избегать при разработке вашего исследования.
1. Неверная теоретическая основа
Обычно исследователи упускают возможность проверить, логична ли их гипотеза для проверки. Если ваш план исследования не содержит базовых предположений или постулатов, то он в корне ошибочен, и вам необходимо переработать структуру вашего исследования.
2. Неадекватное изучение литературы
Без всестороннего обзора исследовательской литературы трудно выявить и заполнить пробелы в знаниях и информации. Кроме того, вам необходимо четко указать, какой вклад ваше исследование внесет в исследовательскую область, либо увеличив ценность соответствующей литературы, либо оспорив предыдущие выводы и предположения.
3. Недостаточный или неправильный статистический анализ
Статистические результаты являются одним из самых надежных научных доказательств. Конечной целью исследовательского эксперимента является получение достоверных и устойчивых доказательств. Поэтому неправильный статистический анализ может повлиять на качество любого количественного исследования.
4. Неопределенная исследовательская проблема
Это один из основных аспектов планирования исследования. Формулировка исследовательской задачи должна быть четкой, а для этого вы должны установить основу для разработки исследовательских вопросов, которые касаются основных проблем.
5. Ограничения исследования
Каждое исследование имеет определенные ограничения. Вы должны предвидеть и включить эти ограничения в свое заключение, а также в базовый план исследования. Включите в свою рукопись заявление о любых предполагаемых ограничениях и о том, как вы их учитывали при разработке эксперимента и подведении итогов.
6. Этические аспекты
Наиболее важной, но менее обсуждаемой темой является этический вопрос. План вашего исследования должен предусматривать способы минимизации любого риска для ваших участников, а также решение проблемы или вопроса исследования. Если вы не можете соблюдать этические нормы вместе с вашим исследованием, цели и обоснованность вашего исследования могут быть поставлены под сомнение.
Пример плана экспериментального исследования
В плане эксперимента исследователь собирает образцы растений, а затем случайным образом распределяет половину образцов для фотосинтеза при солнечном свете, а другую половину хранит в темном ящике без солнечного света, контролируя при этом все остальные переменные ( питательные вещества, вода, почва и т.