Консультация для родителей «Адаптация ребенка к условиям детского сада»
Консультация подготовлена
воспитателем МБДОУ №131
Валентиной Николаевной Яковлевой
Адаптационный период — серьезное испытание для малышей. Поступающие в детское дошкольное учреждение дети в своем большинстве проходят период адаптации к новым социальным условиям и в то же время переживают возрастной кризис трех лет. Этот возрастной кризис относительно кратковременен: приблизительно от 2,5 до 3,5 лет. У ребенка появляется стремление к самостоятельной деятельности, его интересы перемещаются от мира предметов в мир общения со взрослым
Существует обоснованное мнение о положительной оценке «помещения» ребенка в детский сад в трехлетнем возрасте. В ситуации нормального эмоционального общения ребенка с матерью к 3-м годам у детей формируется чувство «Я», т.е. восприятие себя как отдельного индивида, постепенно уменьшается чувство зависимости от родителей.
Наблюдения за малышами дали возможность разделить их на группы по характеру протекания адаптационного периода.
«Деятели»— это дети, которые дома постоянно заняты какой-то деятельностью. Дома у них много игрушек, соответствующих возрасту и потребностям ребенка. У ребенка хорошо выражена потребность в познании чего-то нового, в необходимости разнообразных действий с предметами. Приходя впервые в группу, такой ребенок начинает все обследовать.
Его адаптация проходит почти безболезненно и занимает несколько дней. Ребенок аффективно реагирует в основном на бытовые процессы (одевание на прогулку, обед, укладывание спать и др.)
«Имитаторы»— это дети, для которых большое значение имеют одна – две вещи или игрушки домашнего обихода.
Процесс адаптации у этих детей не является сложным либо носит отсроченный характер.
«Номинаторы»— это дети, которые пытаются увидеть близкого взрослого (чаще всего маму) в образе воспитателя или няни детского сада. Такие дети в период привыкания постоянно ходят следом за воспитателем, зачастую называя ее мамой, держат за руку, отталкивают детей, которые сумели «захватить» воспитателя раньше их. Чаще всего эту группу составляют дети с сильной привязанностью к маме, имеющие малый социальный опыт взаимодействия с другими людьми.
«Максималисты»— это дети, которые плачут, не переставая с утра и до ухода домой; небольшие «просветы» могут обозначать только одно – ребенок устал плакать. Создается впечатление, что им ничто не интересно, их ничто не занимает, не привлекает, не радует.
Адаптация у таких детей может вообще не наступить без определенного курса лечения ребенка.
Наблюдения показывают, что мальчики более уязвимы в плане социальной адаптации, чем девочки, поскольку в период наиболее интенсивного эмоционального развития они сильнее привязаны к матери и более остро реагируют на разлуку с ней.
Существенной причиной затрудненной адаптации будут и необщительность родителей, что не способствует развитию контактности детей и легкому общению
со сверстниками в группе.
Осложняющим фактором адаптации являются конфликты в семье.
Хуже всего чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом, так как не успевают за темпом жизни детского сада. В ответ на эмоциональный стресс они склонны скорее затормаживаться, чем возбуждаться.
Ощутимые затруднения в адаптации испытывают левши.
У левшей, как известно, активнее работает правое полушарие, более чувствительное к воздействию отрицательных эмоциональных факторов.
Для того, чтобы адаптация ребенка проходила более легко,
педагоги рекомендуют:
- Примерно за месяц до того, как ребенок начнет посещать детский сад, поменьше, чем обычно, быть рядом с ним;
- Подробно рассказать ребенку о детском саде, чтобы у него сложилось собственное положительное представление о нем;
- Вести себя так, чтобы ребенок почувствовал гордость родителей за него – ведь он уже такой большой, что может ходить в детский сад;
- Не делать из указанного события проблему, не обсуждать каждый день предстоящие перемены в жизни ребенка.
Высокую эффективность имеет создание такой обстановки, когда у ребенка складывается ощущение непрерывной связи между жизнью в детском саду и дома. Родители не должны расспрашивать его без конца о том, что он там делал. Если взрослые хотят узнать, как же он проводит время в садике,
лучше задавать точные, конкретные вопросы.
Тогда ребенок почувствует, что жизнь детского сада близка и понятна родителям, и захочет, чтобы они тоже приняли в ней участие.
«Адаптация ребенка к детскому саду»
Методические разработки Консультации
Федорова Татьяна Анатольевна
Консультация для родителей:
«Адаптация ребенка к детскому саду»
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.
Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду.
Что такое адаптация?
Адаптация — это приспособление или привыкание организма к новой обстановке.
Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т.д. В детском саду большинство условий будет новыми и непривычными для ребенка, к ним малышу придется приспосабливаться и привыкать.
Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.
При лёгкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца. Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается.
При средней степени адаптации дети привыкают к садику дольше, до 2-3 месяцев.
Чтобы облегчить малышу процесс адаптации, необходимо обеспечить плавное вхождение в новые условия – и поначалу приводить ребенка всего на 2 часа; через несколько дней, когда эмоциональное состояние ребенка и другие показатели адаптации в детском саду стабилизируются – оставлять до обеда. Позже начать оставлять и на дневной сон. А потом – и на полный день. Время пребывания ребенка в детском саду индивидуально, определяется воспитателями на основе наблюдений за ребенком.
В период адаптации воспитатели, по мере своих сил и возможностей, стараются обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, дать максимум ласки и заботы. На первых этапах вхождения ребенка в условия детского сада воспитатели стремятся получить как можно больше информации о новых детях – об их особенностях и привычках – и учитывать их при взаимодействии с малышами. Поэтому не избегайте бесед с воспитателями о вашем ребенке, рассказывайте больше.
Кому адаптироваться легче?
- Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли «в садик» с игрушками, гуляли возле садика, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить.
- Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт».
- Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.
- Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду. Для того чтобы легко встать утром, ложиться нужно не позже 20:30.
- В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно сдвигает распорядок дня. Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.
- Не перегружайте малыша в период адаптации. У него в жизни сейчас столько изменений, и лишнее напряжение нервной системы ему ни к чему.
- Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
- Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).
- Согласовав предварительно с воспитателем, дайте в сад небольшую игрушку. Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке — заместителе мамы. Прижимая к себе что-то, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.
Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама — спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.
- И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду — раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую ребёнок берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.
- Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не отпускает от себя, продолжая переживать после его ухода.
- Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
- Придумайте свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка к детскому саду. Чего нельзя делать ни в коем случае:
- Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», — тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз скажите, что вы его очень любите и обязательно придете за ним.
Стоит избегать разговоров о слёзах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь ещё очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу.
- Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
- Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это наводит малыша на мысль, что сад — это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
- Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что ребёнок плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком — с мамой! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, и у него не получается плакать. Плач — это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача. Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.
Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И тогда скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!
Консультация для родителей «ЗДОРОВЫЕ СТОПЫ»
Развлечение «Мамочка любимая моя»
Об авторе
Федорова Татьяна Анатольевна
Новые записи автора
Все записи автора
Конспект по геокешинг – игре в старшей группе «Кладоискатели»
Проект по здоровому образу жизни в старшей группе на тему: «В здоровом теле-здоровый дух»
ВЫСТУПЛЕНИЕ ДЛЯ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) «Игры для успешного формирования КГН и навыков самообслуживания у детей младшего возраста»
Как адаптивное воспитание может помочь вашим детям двигаться вперед
Поиск
Кроме того, мы включили несколько уроков, которые помогут изменить ваше отношение к воспитанию детей.
Фото предоставлено: iStock/RyanJLane Пандемия быстро превратила нас из стабильных в неустроенные. Вы готовили, работали, учили и ухаживали — этот список можно продолжить. И вы не одиноки. От отдельных лиц до семей, школ и организаций — всем нам пришлось каким-то образом изменить свою жизнь.
Адаптивное воспитание требует осознания того, где мы были, где мы сейчас и как далеко мы продвинулись. Это также означает доверие к нашей способности справляться с собой и перемещаться в окружающей среде. Извлекая некоторые уроки из адаптивных организаций о том, как идти в ногу с изменениями, мы можем получить ряд идей, которые применимы в семье так же, как в зале заседаний.
Гарантируется, что стать более адаптивным будет сложно, но оно того стоит, потому что, осознаете вы это или нет, вашим самым большим достижением может быть не то, что вы делаете, а тот, кого вы воспитываете.
Однако оказывается, что те, кто лучше всех приспосабливался, жили лучше, чем те, кто был слишком приспособлен, чтобы приспособиться.
Путешествуйте из гостиной в зал заседаний и обратно, и вы сможете извлечь ценные уроки о том, как меняться и вносить изменения в зависимости от обстоятельств.
Что значит быть адаптивным?Знаете ли вы, что дети обычно падают около 10 000 раз, прежде чем сделать свои первые шаги? Как только дети учатся ходить и бегать, сила и целеустремленность больше не помогают им развивать новые движения. Вместо этого именно ловкость позволяет им адаптировать свои движения к любым условиям, в которых они оказываются. Это то, что ученые называют проприоцепцией, и это интуитивное ощущение своего положения, окружения и способности двигаться в своей среде.
Это основа адаптивности. Оказывается, дети гораздо более подвижны, чем взрослые, которые, как правило, становятся более фиксированными в своем мышлении и застревают на своем пути с возрастом. Это потому, что они начинают отождествлять себя с тем, что они могут делать, будь то ходьба, бег или вращение колеса.
Чтобы группы людей были адаптивными, они должны быть подвижными, как дети, чтобы менять форму своих движений, уточняя при этом свою групповую идентичность на основе своих возможностей. Во время пандемии организации, школы и предприятия оказались перед выбором: адаптироваться или отстать. И, конечно же, адаптивные группы не рождаются, они создаются, и иногда они очищаются, как металлическая руда в огне, чтобы достичь этого.
Вот несколько уроков, которые семьи могут принять во внимание:
Урок 1: Отношения имеют значениеКогда команды людей связаны крепкими связями, они развивают более эффективную командную работу, доверие и сплоченность. Это позволяет им лучше функционировать как единое целое и при необходимости адаптироваться. В организациях текущая тенденция в бизнесе заключается в том, чтобы сосредоточиться на отношениях: как с клиентами, так и с сотрудниками.
В семьях важность отношений будет иметь большее значение сейчас, чем когда-либо, потому что дети переживают травматическое событие — глобальную пандемию — когда вещи в значительной степени выходят из-под нашего контроля, выходят за рамки нашего обычного опыта и заставляют нас чувствовать, что наши жизни или жизни других людей угрожает опасность. Это равносильно тому, что Центры по контролю и профилактике заболеваний назвали бы неблагоприятным детским опытом, который может иметь длительные последствия для поведения и здоровья.
К счастью, положительные отношения даже с одним взрослым могут обратить вспять последствия. Таким образом, родители должны следить за своими отношениями со своими детьми. Убедитесь, что мы заботимся о себе, чтобы у нас была возможность справляться с обстоятельствами по мере их возникновения, помогая нам заботиться о наших детях. Убедитесь, что все в семье придерживаются здоровых привычек: высыпаются, занимаются спортом, едят здоровую пищу и избегают изоляции. Вы также можете научиться говорить на языке любви вашего ребенка, чтобы укрепить отношения. Ваш ребенок предпочитает слова одобрения, приятное времяпрепровождение, акты служения, физические прикосновения или небольшие подарки? То, как дети устроены получать любовь, является важным способом общения с ними и может придать нашим проявлениям любви максимальное воздействие. Не уверены в их языке любви, посмотрите 5 языков любви детей доктора Гэри Чепмена.
Вы также можете укрепить отношения в своей семье за столом, обедая без гаджетов. Пусть все перейдут в режим «не беспокоить» и пообещают, что каждый день будут проводить вместе за столом непрерывное время. Пока вы сидите за столом, обязательно вспомните прошлые победы, поделившись личными историями членов семьи, преодолевших трудности. Исследования показали, что это может помочь детям повысить устойчивость, потому что они будут идентифицировать себя с членами семьи и видеть себя способными адаптироваться и преодолевать трудности. Просто рассказывая истории о себе, своих родителях или других родственниках, можно создать вдохновляющую беседу.
Урок 2. Знайте, что важно, и двигайтесь к этомуАдаптивные организации знают принципы, людей и процессы, соблюдение которых наиболее важно. Они служат компасом в работе, которую они выполняют, и могут помочь им на неизведанной территории. И когда они принимают решения, они спрашивают, приведёт ли это их к тому, что имеет значение, или отклонится от него.
В своей семье попробуйте разобраться в собственных ценностях. Обсудите, кто и что для вас важно, и составьте список. Это обеспечивает источник постоянства в меняющихся временах и помогает всем найти одну и ту же страницу, чтобы, когда все становится туманно, вы могли искать маяк. Такая адаптивность позволит вам узнать, уходит ли ваше воспитание в сторону от того, что имеет значение, и побудит вас развернуть корабль и двигаться к своим ценностям.
Команды также проясняют свою сущность и цель, задавая три ключевых вопроса: «Кто мы?» «Зачем мы это делаем?» и «Почему мы так поступаем?» Попробуйте задать себе те же вопросы, чтобы прояснить свою личность, цель и форму родителя. Это поможет вам размышлять и перенаправлять, когда это необходимо, в любых родительских ситуациях, с которыми вы можете столкнуться.
Помимо того, что вы знаете, кто вы и что для вас важно, управление ожиданиями является еще одним важным элементом того, что делают адаптивные организации, чтобы снизить напряженность между идеалом и реальностью. Разрыв между ожиданием и реальностью может быть болевой точкой для многих, потому что есть только два варианта: приблизить ожидание к реальности или приблизить реальность к ожиданию. Осознание собственных идеалов может стать первым шагом к облегчению напряжения, когда обстоятельства кажутся далекими от того, какими вы хотели бы их видеть. Если вы можете освоить эту форму искусства, вы можете смоделировать ее для своих детей, чтобы они могли делать то же самое, когда что-то идет не так.
Чтобы лучше понять свои ожидания, спросите себя, что вы хотите, чтобы ваши дети помнили об этом историческом времени через пару десятилетий. Затем отфильтруйте свои действия и ситуации через призму того, приближаете ли вы реальность к этому ожиданию.
Урок 3: Действовать вместеВо время пандемии многие организации позаботились о своих сотрудниках, одновременно поддерживая потребителей в своих сообществах. И точно так же, как компании приспособились заботиться о людях в своей рабочей силе и сообществах, вы можете дать детям чувство цели в трудные времена, позволив им стать волонтерами. Начните с служения семье дома новыми и особыми способами, а затем распространите это на свое сообщество.
Достижение адаптивности в любой группе требует целенаправленной работы, времени и терпения. И именно здесь этот третий урок адаптивных организаций действительно становится решающим. Мы должны стремиться действовать в соответствии с нашими ценностями.
Рассмотрим метод управления проектами, который многие компании используют, чтобы помочь им адаптироваться по мере необходимости, — еженедельный обзор. Каждую неделю выделяйте время для обсуждения того, что прошло хорошо, а что нет, и на чем вы сосредоточитесь на следующей неделе в своей семье. Пока вы сосредоточены на том, как идут дела, подумайте о создании систем и привычек, а не о постановке целей. Это перемещает вас от сосредоточения внимания на том, что вы делаете, к тому, как вы этого добьетесь. Вместо того, чтобы каждый день планировать трехкилометровую пробежку, приучите себя каждый день надевать кроссовки возле двери.
Одна вещь, которую знают адаптивные компании, это то, что то, что запланировано, выполняется, и то, что вы делаете, определяет то, кто вы есть. Планируйте обычные дни, чтобы сосредоточиться на определенных занятиях и задачах в вашей семье, в том числе на веселых. Точно так же, как компании могут закрывать свою бухгалтерию еженедельно, установите время, чтобы сосредоточиться на различных аспектах вашего воспитания и семейной жизни, а не позволять списку накапливаться и пытаться добраться до всего, «когда у вас есть время». Одно из них, которое обязательно станет хитом, — Ice Cream Fridays. Отправляйтесь за мороженым по пятницам, чтобы отпраздновать кульминацию недели. Это будет специально зарезервированное время, которого все будут с нетерпением ждать.
Подпишитесь на Chicago Parent в Instagram.
— Реклама —
ПОСЛЕДНИЕ ИСТОРИИ
— Реклама —
Шаг 7: Информирование учащихся и родителей об адаптации
Шаг 7 в рамках адаптации языковых, социальных и научных материалов в инклюзивном классе.
Классы:
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12
+ Показать теги
Тип:
Учебный ресурс
Стратегии преподавания:
Сотрудники учителя и родителей
Консультации для родителей
Учительные. Проблемы
Добавить в избранное
СОЗДАТЬ НОВУЮ ПАПКУ
Отмена
Управление избранным
Печать
Загрузка
Шаг 7.
Информирование учащихся и родителей об адаптации в начале года. Студентов следует обучать явным стратегиям эффективного использования любой адаптации, а также тому, как обрабатывать информацию, полученную в результате адаптации. Например, простое предоставление аудио- или видеозаписи информации учащемуся, не умеющему читать, может быть неэффективной адаптацией материалов.Исследования показали, что простое прослушивание аудиозаписи текста не компенсирует плохие стратегии обучения, плохо организованный текст или ограниченный фоновый опыт. По мере продвижения учащихся их следует учить тому, как распознавать потребность в адаптации материалов и чувствовать себя комфортно, запрашивая их. Поскольку адаптация может способствовать зависимости, учащиеся должны научиться становиться как можно более независимыми, чтобы извлечь выгоду из адаптации.
Родители также должны быть проинформированы о видах адаптации, которые будут предоставлены в начале года, и о том, как они будут реализованы. Они должны быть проинформированы о любой роли, которую они могут сыграть в плане помощи учащемуся в использовании адаптации. Одностраничный лист политики и реализации может информировать родителей о том, как они могут принять участие. Родители также могут быть проинформированы об адаптации на собраниях IEP и родительских собраниях.
Решения об адаптации содержания, приводящей к использованию альтернативных учебных программ, всегда должны приниматься на собрании IEP. Решения об адаптации формата могут приниматься более неформально, но родители должны быть уверены, что содержание не изменяется и что стандарты соблюдаются.
Подробнее об адаптации материалов L.A., S.S. и Science для инклюзивного класса.
Рекомендуемые ресурсы средней школы
ОЦЕНКА
Викторина, посвященная Дню памяти
Дети отвечают на вопросы с несколькими вариантами ответов о Дне памяти, который отмечается в ноябре в честь ветеранов, в .