Консультация «Ошибки родителей при адаптации ребенка к ДОУ»
Ошибки при адаптации ребенка к детскому саду, которые допускают родители
Я хочу рассказать вам о наиболее распространенных ошибках, которые допускают родители, отдавая ребенка в детский садик. Из-за этих ошибок у малыша, как правило, формируется негативное отношение к садику, страхи и тревоги, и адаптация затягивается на долгие месяцы. Об этих ошибках важно знать, чтобы их не совершать и не навредить своему малышу.
Ошибка №1. Исчезновение мамы
Когда мама приходит с ребенком в детский сад впервые, малыш зачастую расслаблен и заинтересован тем, что видит. Дело в том, что у него еще не было опыта пребывания в саду без мамы. Именно поэтому дети часто первый день остаются в садике довольно бодро, а на второй и третий день уже идут с сопротивлением. Как мы знаем, внимание маленького ребенка легко привлечь чем-то новым и интересным. Поэтому малыш смело отходит от мамы и увлекается в группе новыми игрушками и детьми.
И вот здесь происходит следующее. Мама очень рада, что ребенок увлекся игрой, и тихонечко, чтобы его «не вспугнуть», сбегает, не попрощавшись с ребенком и не сообщив ему, что уходит. Теперь представьте себе, что чувствует маленький ребенок, мама которого вдруг исчезла непонятно куда, не попрощавшись, и неизвестно, когда она придет и придет ли вообще. Это для ребенка все равно, что потеряться в огромном супермаркете. И даже если 10 самых добрых человек будут успокаивать малыша и предлагать ему сладости и игрушки, он будет ужасно напуган, охвачен страхом и тревогой. Даже если вы много раз рассказывали ребенку, что в садике он станется один, без мамы, никогда не уходите незаметно.
У ребенка возникает ощущение, что теперь мама может внезапно исчезнуть в любой момент его жизни, не предупредив и не попрощавшись с ним, то есть он может маму попросту потерять.
И он буквально «прилепляется» к ней и психологически и физически на долгие месяцы, боясь упустить ее из виду. Во многих случаях садик просто приходится отложить как минимум на полгода, потому что ребенок впадает в истерику при малейшем упоминании о садике, не говоря уже о том, чтобы туда идти.Ошибка №2. Долгое пребывание
Некоторые родители считают, что ребенка лучше сразу же оставить наполдня или целый день, чтобы он быстрее привыкал к детям и воспитателю. Это является ошибкой. Посещение садика нужно начинать постепенно. Есть разные схемы посещения, которых рекомендуют придерживаться психологи. Общая идея такая: сначала приходить и гулять на той же детской площадке, на которой гуляет группа, затем приводить ребенка в группу на 30 минут — 1 час во время свободной игровой деятельности и ждать ребенка в коридоре и затем забирать. Постепенно ребенок привыкает и к детям, и к воспитателю, и к окружающей обстановке. Затем его можно оставить одного на 1-2 часа, затем с утра и до обеда, затем с обедом, затем забрать уже после прогулки.
1-3день – приводим к 9.00 утра (после того как все детки пришли, что бы ребенок не наблюдал чье-то тяжелое расставание с мамой), ребенок покушал дома, мама находится с ребенком 1ый час, затем мама уходи, но находится в зоне досягаемости. После 3 часов пребывания ребенка в группе его забирают.
4-5 день – ребенка можно оставить на дневной сон, сразу после того как ребенок проснется его забирают родители.
начиная с 6 дня – ребенка может пробовать оставлять на полный день.
Ошибка №3. Неправильный режим дня
Многие родители не задумываются о том, насколько режим дня ребенка сегодня соответствует тому режиму дня, которого нужно будет придерживаться, когда начнется детский сад. Ребенку, который привык ложиться спать после 22.00, крайне сложно будет просыпаться в 7 утра. А в садик, как правило, нужно вставать очень рано. Вспомните, как чувствует себя ваш малыш, когда он не выспался? Он трет глазки, капризничает, сам не понимает, чего хочет, становится плаксивым. Деток, которых родители заранее не перевели на детсадовский режим дня, сразу видно в группе по утрам в первые дни. Они трут сонные глазки, они плаксивы и раздражительны, болезненно воспринимают все, что происходит вокруг.
То, как ребенок чувствует себя в первые дни в детском саду, накладывает отпечаток на все его последующее отношение к этому месту. Вспомните высказывание: У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Это в полной мере относится и к детскому саду. Чтобы первый опыт ребенка в детском саду был окрашен позитивными красками, не поленитесь заранее перевести вашего малыша на правильный режим. Тогда он сможет просыпаться легко и идти в группу в хорошем настроении!
Ошибка №4. Быстрые сборы
Эта ошибка отчасти перекликается с предыдущей. Так как родителям жалко будить малыша и хочется, чтобы он поспал как можно дольше, его будят практически «впритык» ко времени, когда уже нужно выходить в садик. В итоге, сборы получаются нервные, поспешные, у мамы нет времени дать малышу внимание и нежность, которые ему необходимы, особенно когда он еще нежится в постельке. Ребенок только и слышит: «Давай скорее», «Давай быстрее», «Опаздываем в садик», «Потом поговорим» и т.д. Часто малыш с утра еще не может хорошо соображать и мама раздражается, повышает голос и все утро получается сумбурным и конфликтным. Настроение испорчено у всех, и ребенок отправляется в садик в расстроенных чувствах, как и мама, у которой уже нет моральных сил говорить какие-то добрые напутственные слова.
Поэтому, просыпайтесь сами и будите малыша заранее, чтобы у вас было достаточно времени на неспешные сборы, чтобы вы могли уделить внимание малышу, пока он в постели – сделать массаж, погладить ножки и головку, спеть песенку, пощекотать, поцеловать и другие нежные слова и действия.
Ну что ж, мы разобрали с вами 4 распространенных ошибки, которые вы теперь точно не совершите! Уверена, вы сможете постепенно перевести вашего малыша на новый режим дня, в садик будете просыпаться и выходить заблаговременно, в группе будете оставлять ребенка постепенно и всегда будете сообщать ему о том, что уходите и прощаться, используя ритуал прощания.
Рекомендации родителям, при адаптации детей к условиям детского сада
- В первые дни посещения детского сада Вы можете вместе с малышом находиться в группе, общаться с детьми и сотрудниками.
- Сначала ребёнок приходит в детский сад на 2 часа. Если пребывание не вызывает у ребёнка отрицательных эмоций, то время пребывания постепенно увеличивается.
- Мы приветствуем, когда родители заранее знакомятся с сотрудниками, рассказывают об индивидуальных особенностях малыша и проговаривают свои тревоги и ожидания.
- Если ребёнок с трудом расстается с мамой, то желательно, чтобы первое время в детский сад его отводил папа или другие члены семьи, а забирала мама.
- Не прерывайте адаптацию без уважительной причины, из-за непогоды или желания подольше поспать, так как адаптационный период может затянуться.
Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский сад несомненно является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребёнка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.
Как правило, до 2-3 лет ребёнок не испытывает потребности общения со сверстниками, — она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребёнка как партнёр по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребёнка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Поэтому нормальный ребёнок далеко не всегда может быстро адаптироваться к детскому саду, поскольку привязан к матери, и её исчезновение вызывает бурный протест ребёнка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
Если ребёнок единственный в семье, часто болеет, испытывает страхи, то его вхождение в детский сад должно быть постепенным. Сначала его нужно привести в группу, познакомить с воспитателем и ребятами, посмотреть вместе игрушки, вызвать интерес к новому окружению и вернуться домой. Затем несколько дней можно приводить ребёнка на непродолжительное время и в зависимости от поведения ребёнка это время постепенно увеличивать.
Рекомендации родителям по подготовке ребёнка
к посещению детского сада
- Убедитесь в собственной уверенности в том, что детский сад необходим Вашему ребёнку именно сейчас. Вместе с тем, главный критерий готовности малыша — готовность его родителей. Если кто-то из членов семьи против посещения детского сада, то это следует отложить до тех пор, пока родители не объединятся в своём желании.
- Расскажите ребёнку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему Вы хотите, чтобы он пошёл в детский сад. Но ни в коем случае не делайте из этого события проблему, не говорите часто о предстоящей перемене в его жизни. Вообще, всех бабушек-дедушек, нянечек или просто друзей-знакомых, которые твердят, что детский сад — это зло, слёзы и болячки, изолировать на время. Сейчас Ваша задача – позитивно настроить ребёнка на грядущие перемены.
- Проходя мимо детского сада, радостно напоминайте ребёнку, как ему повезло – он сможет ходить сюда. В присутствии малыша рассказывайте родным и знакомым об ожидаемом событии, о том, что Вы гордитесь тем, что его приняли в детский сад.
- Подробно расскажите ребёнку о режиме дня в детском саду: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет Ваш рассказ, и чем чаще Вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя малыш, когда пойдёт в сад. Детей пугает неизвестность, но когда они видят, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, они чувствуют себя уверенно.
- Готовьте ребёнка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведёт: стесняется, уединяется, конфликтует, дерётся, или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.
- Поговорите с ребёнком о возможных трудностях, о том, к кому он может обратиться за помощью, как он сможет это сделать. При этом важно не создавать у ребёнка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и именно так, как он хочет. Попробуйте проиграть все эти ситуации дома.
- Приготовьте вместе с ребёнком «Радостную коробочку», с которой он отправится в детский сад: положите туда небольшие игрушки (не очень нужные, недорогие, может, самодельные), которые нравятся Вашему малышу и точно обрадуют других детей. От этого выигрывают все: ребёнок более спокоен, быстрее адаптируется, родители видят, что малыш чувствует себя уверенно, входя в группу, ведь у него в руках – частичка дома и тепла рук мамы, которая изготовила вместе с ним эти вещицы. Воспитатели тоже будут рады пополнению игрового материала группы. И ещё один плюс: когда у малыша есть, чем играть, чем поделиться с товарищем – он быстрее освоится в новом коллективе, подружится с ребятами.
- Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои услуги, свои игрушки другим детям. Первые дни в детском саду можно начать с совместной прогулки. Дайте Вашему ребёнку возможность самому подойти, познакомиться с детьми, гуляющими на участке. Возможно, что Ваш малыш, заинтересовавшись, сам после прогулки попросится в группу.
- Чем больше друзей (детей и взрослых) появится у Вашего ребёнка, тем быстрее он привыкнет и к детскому саду. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими детьми. Называйте их в присутствии Вашего ребёнка по именам. Дома спрашивайте своего малыша о Лене, Саше, Серёже. Поощряйте обращения Вашего ребёнка за помощью к другим людям.
- Поиграйте с ребёнком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребёнком. Понаблюдайте, что делает он с этой игрушкой, что говорит, помогите вместе с ребёнком найти ей друзей и решайте проблемы вашего ребёнка через неё, ориентируя игру на положительные результаты.
- А теперь очень важный момент — чем лучше будут Ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще Вашему ребёнку будет привыкнуть к детскому саду и тем комфортнее он будет себя чувствовать.
- Познакомьтесь с воспитателями и педагогами группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребёнка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребёнка.
- Будьте снисходительны и терпимы к другим, идеальных людей нет. Но при этом обязательно проясняйте ситуацию, тревожащую Вас. Главное – делайте это в мягкой форме или с помощью специалистов.
- В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребёнка детским садом, иначе позже Вам придётся пожинать эти горькие плоды. Если Вы заметите, что ребёнок опасается воспитателя или не очень ему доверяет, постарайтесь чаще говорить о воспитателе, хвалить его, спрашивать о воспитателе ребёнка, подчеркивая, какая она добрая, красивая, хорошая, заботливая и т.д.
- В период адаптации поддерживайте малыша эмоционально. Теперь Вы проводите с ним меньше времени, поэтому компенсируйте это качеством общения – чаще обнимайте, разговаривайте. Скажите ему: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает грустно. Когда что-то новое начинается, сначала всегда бывает трудно, а потом привыкаешь и становится интересно. У тебя всё получится».
- Разработайте вместе с ребёнком несложную систему прощальных знаков внимания, и малышу будет проще отпускать Вас.
- Не устраивайте ребёнка в садик только потому, что у вас родился ещё один ребёнок, даже если это и облегчит вам жизнь. Ваш старший сын или дочь и без того почувствует, что в доме появился напрошенный гость, и ваше решение он непременно истолкует как своё изгнание, сделав вывод, что вы предпочитаете ему новорождённого. Поэтому если вы, ожидая ребенка, всё же решите отдать старшего в детский сад, сделайте это заранее, до появления малыша.
- Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребёнку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим, не допускайте непоправимую ошибку — не считайте, что он заменяет семью.
- Помните, что на привыкание к детскому саду ребёнку может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если в этот период у семьи будет возможность подстроиться под особенности адаптации своего малыша.
Всем нам необходимо помнить, что для ребёнка детский садик является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Раньше окружение малыша было ограничено членами семьи и друзьями по песочнице, а теперь ему приходится проводить целый день в большой и шумной компании. Оторванность от мамы и присутствие вокруг большого количества чужих людей – основные источники напряжения для крохи.
Рекомендации для дней адаптационного периода, когда вы уже оставляете ребёнка в детском саду
- Скажите ребёнку уверенным и твёрдым тоном, что Вам пора идти. Поцелуйте его, словно ничего не происходит, и уходите, не задерживаясь.
- Продемонстрируйте свою уверенность в воспитателе, обратившись к нему с такими, например, словами: «Вижу, у вас сегодня ожидается весёлый день» (далее можно намекнуть воспитателю на то, что ребёнок сейчас займётся его любимым рисованием, или лепкой, или игрой).
- Скажите ребёнку, как он может определить время, когда Вы должны за ним прийти (например, сразу после обеда) ибудьте обязательно точны при этом.
- Попрощавшись, – уходите, не оборачиваясь.
- Будьте терпеливы. Помните, малышу намного тяжелее, чем Вам. Ему нужна Ваша помощь и поддержка.
Мы все гордимся успехами наших детей. И очень хорошо знаем, как порой нелегко даются им (да и нам самим тоже) некоторые или даже большинство из них. Но, пожалуй, самый главный и серьёзный успех в жизни малыша — это правильное и максимально безболезненное вхождение в большой «внешний» мир, который начинается за пределами семьи, квартиры, дома, песочницы во дворе. Вхождение и уже более-менее самостоятельное освоение, передвижение и действие в нём — тоже правильное, осмысленное и познавательное.
Самые первые навыки продолжительного общения со сверстниками, воспитателями, взрослыми, — несомненно, образуют главную основу для дальнейшей социализации ребёнка и успешности его дальнейшей жизни в целом. Поэтому наша с Вами задача, товарищи родители, — совместными усилиями, терпением, предупредительностью, с поддержкой, добротой, вниманием и любовью помочь детям освоиться в самом начале этой совершенно новой для них дороги, по которой им предстоит идти дальше по жизни — за удачей, успехом и счастьем.
Консультация для родителей дошкольников: «Адаптация в детском саду»
Адаптация-это приспособление организма к новым обстоятельствам, а для ребенка детский сад как раз и является новым, еще неизвестным пространством, с новой средой, новыми взаимоотношениями.
- Несформированность положительного настроя на посещение детского учреждения. Важно сформировать у ребенка позитивное ожидание будущих изменений. Часто родители с сочувствием относятся к посещению ребенком детского сада. Вследствие такого отношения ребенок тоже начинает страдать, капризничает, отказывается посещать ДОУ. Иногда родители запугивают ребенка посещением садика. Часто дети даже не знают, что их ждет в садике.
- Несформированность навыков самообслуживания. Часто родители, экономя время, спешат накормить, одеть ребенка, сдерживая этим формирование у него практических умений и навыков – дети не умеют самостоятельно одеваться, пользоваться туалетом.
- Отсутствие общения со сверстниками. В некоторых случаях родители сознательно ограничивают общение ребенка с ровесниками, чтобы оградить его от дурного влияния. Как следствие, конфликтность, неумение попросить, неумение подождать.
- Несоответствие домашнего режима — режиму детского учреждения. Если режимы кардинально отличаются во времени и последовательности режимных моментов, ребенок в саду будет чувствовать дискомфорт.
Советы родителям по правильной адаптации ребенка к детскому саду:
Сформируйте у себя положительное отношение к детскому саду, настройте себя на то, что ребенку здесь будет хорошо, он будет окружен вниманием, он получит поддержку.
Избегайте любых негативных разговоров в семье о детском саде в присутствии ребенка, поскольку они могут сформировать у него негатив по отношению к посещению детского сада.
Создайте спокойный, бесконфликтный климат в семье
Заранее позаботьтесь о том, чтобы распорядок дня ребенка дома был приближен к распорядку дня в детском саду (ранний подъем, время дневного сна, приема пищи, прогулки).
Ознакомьтесь с режимом питания и меню в детском саду
Учите ребенка есть неперетертые блюда, пить из чашки, приучайте держать ложку.
Отучите ребенка от подгузников. Воспитывайте у него потребность проситься в туалет.
Учите ребенка узнавать свои вещи: белье, одежду, обувь, носовой платок.
Учите играть игрушками. Скажем, куклу можно кормить, баюкать, качать; пирамидку собирать, разбирать.
Приучайте ребенка после игры класть игрушки на место.
Поиграйте дома в детский сад с куклами: покормите их, почитайте сказку, поведите на прогулку, положите спать.
Воспитывайте у ребенка позитивный настрой и желание общаться с другими детьми.
Тренируйте систему адаптационных механизмов у ребенка и приучайте его к ситуациям, в которых требуется менять формы поведения.
Подготовьте для малыша индивидуальные вещи: обувь и одежду для группы, 2-3 комплекта сменного белья, чешки для музыкальных занятий, носовой платок.
Сообщите медицинской сестре о состоянии здоровья вашего малыша.
Советы воспитателям по правильной адаптации ребенка к детскому саду:
Работать воспитателю будет легче, если он узнает от родителей о поведении ребенка дома, о его привычках и предпочтениях, индивидуальных особенностях. Важно, чтобы родители почувствовали: воспитатель занимается не вообще детьми, а видит среди них его конкретного ребенка и готов принимать во внимание все его отличия.
Было бы хорошо, чтобы воспитатель, встречая малыша по утрам, языком и жестами проявлял свое теплое отношение к нему. Если ребенок охотно идет на контакт, можно взять его за руку.
Теплый, дружелюбный прием обуславливает первые впечатления ребенка о детском саде, его настроение, готовность попрощаться с мамой. Так же важно, чтобы воспитатель вечером тепло прощался с каждым ребенком.
Форма обращения ребенка к воспитателю может быть любой, которую он сам считает приемлемой: например, тетя Галя, или просто на имя. Не стоит настаивать, чтобы дети обращались к вам по имени, отчеству, поскольку это довольно сложно для ребенка.
Первые контакты с ребенком – контакты помощи и заботы. Он должен понять, что на воспитателя можно положиться, как на маму, что он готов помогать и защищать его в новом месте.
В период адаптации очень важно проявить максимум терпения к любой из просьб и даже капризов ребенка и заслужить его доверие, это – главная задача воспитателя.
Налаживанию теплых отношений способствуют индивидуализированные обращения. Малыши, пришедшие из семьи, не реагируют на обобщенное «дети». Но обращаться следует к ним, с одной стороны, индивидуально, на имя («Лена, пойдем мыть ручки»), а с другой – делать акцент на принадлежности к группе, учить реагировать на обращение «дети» («Дети, теперь все садитесь за столики!»)
Все непривычные детям действия следует объяснять многократно: «Сейчас мы все будем одеваться на прогулку. Подойдите к своим шкафам. Это у нас шкаф Оли, это – Егора, а это – твой. Ты, Игорь, молодец, сам свой шкаф нашел».
Если дети понимают воспитателя, их легко научить тем вещам, с которыми дома не сталкивались или делали иначе. Но все же самым важным остается индивидуальный подход – следует помнить, кто что умеет, у кого какие проблемы.
Воспитатель должен привлекать внимание друг к другу, добиваться, чтобы они запомнили, как кого зовут, желательно, чтобы обращались по имени друг к другу. Для этого следует использовать ритуалы приветствия и прощания с каждым ребенком: «Вот дети и Вера пришла. Доброе утро, Верочка. Дети, давайте все вместе с ней поздороваемся».
Если ребенок плохо ест, недопустимо кормить его силой. Если не засыпает, можно дать игрушку, посидеть с ним, успокоить, позволить не спать, а просто полежать с закрытыми глазами.
советов, как помочь вашему ребенку адаптироваться к переменам – Primrose Schools
Логотип Primrose School
Для поиска введите и нажмите Enter
ХОТИТЕ БОЛЬШЕ СОВЕТОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ?
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать советы и ресурсы по электронной почте.
Зарегистрироваться
Автор: Линн Луиза Уондерс Разве это не правда? Как бы мы ни старались поддерживать предсказуемый распорядок и регулярность, непредвиденные обстоятельства могут привести нас к переменам, готовы мы к ним или нет.
Как для взрослых, так и для детей способность адаптироваться к неизбежным изменениям жизни является бесценным навыком. К сожалению, многим из нас, особенно маленьким детям, это не дается естественным образом. Как лицензированный профессиональный консультант и зарегистрированный игровой терапевт, большая часть моей работы сосредоточена на том, чтобы помочь детям и их родителям справиться с трудностями серьезных изменений в жизни.
Будь то переезд в новый дом, смена школы, появление в семье нового ребенка, развод или смерть родственника, перемены могут пугать вашего малыша. Вот несколько советов для родителей о том, как сделать так, чтобы любой переход прошел более гладко для вашего ребенка:
- Будьте очень терпеливы . Важно помнить, что потребности развития ребенка и его способность принимать изменения сильно отличаются от потребностей взрослого. Маленькие дети не обладают когнитивными способностями к обработке абстрактных понятий, поэтому терпение с вашей стороны поможет вашему ребенку пройти через серьезные изменения.
- Если возможно, подготовьте своего ребенка к грядущим переменам . Объясните ему, что скоро изменится, используя соответствующий возрасту язык и простые конкретные примеры. Если он идет в новую школу, вы можете сказать: «Ты пойдешь в новую школу, где у тебя будут новые друзья и новый учитель. Я провожу вас и помогу найти вашу каморку. Вместе мы поздороваемся с твоим новым учителем и новыми друзьями».
- Убедите ребенка в том, что ему будет знакомо . Используя тот же пример, что и выше, вы можете сказать: «Я упакую ваш ланч в ту же коробку для ланча с плюшевым мишкой, у вас все равно будет время вздремнуть на кроватке, у вас будет время на перекус и время на игровой площадке, точно так же, как вы это делали в своем доме». другая школа».
- Помните, что регрессивное поведение является нормальным во времена перемен. Когда привычный распорядок вашего ребенка или его окружение меняются, вы можете увидеть, как он отступает назад с регрессивным поведением, например, мочится в штаны, несмотря на то, что он приучен к горшку, просит бутылочку, когда он пил из чашки-непроливайки, или нуждается в большем количестве объятий, чем обычно. Помните, что нужно быть терпеливым, так как это нормально, когда ребенок переживает перемены.
- Поддерживайте распорядок дня, насколько это возможно. Старайтесь, чтобы режим приема пищи и сна вашего ребенка был регулярным и предсказуемым. Это поможет сохранить его естественные ритмы от нарушения, что поможет ему адаптироваться к другим изменениям в его жизни.
Хотя переходный период никогда не может быть легким, эти практики помогут вашему ребенку чувствовать себя в большей безопасности во время многочисленных жизненных перемен. Вы также можете ознакомиться с этим списком книг для совместного чтения, которые помогут детям принять перемены.
Найдите ближайшую к вам школу Primrose
Вдохните любовь к учебе на всю жизнь. Свяжитесь с местной Primrose, чтобы запланировать тур.
Найдите школу
Получите больше советов по воспитанию детей и раннему обучению.
Регистрация
ПОИСК В БЛОГЕ
Форма поиска>
Как подготовить детей и родителей
Многие вещи, которые мы переживаем в детстве, остаются в нашей памяти, и первый день в школе может быть одним из них, чтобы детям, так и родителям.
Этап адаптации к школе включает в себя не только знания, связанные с образованием и построением отношений, но также много обучения и развития для детей.
Все новое, и для многих семей посещение детьми школы означает опыт жизни в другом контексте, который раньше формировался только небольшой нуклеарной семьей и друзьями.
Учитывая всю эту трансформацию, не только дети проходят процесс адаптации. Родители также сталкиваются с эмоциями, которых раньше не испытывали.
В этой статье мы поделимся несколькими важными советами о том, как подготовиться к первому посещению школы. Продолжай читать!
Подготовка родителей
Педагог Паула Страно, одна из основателей платформы Read the World (свободный перевод с «Ler o Mundo»), говорила о важности понимания взрослой стороны школьной адаптации (точнее, материнской ) в статье, опубликованной журналом IstoÉ.
«Процесс возлагает большие надежды, в основном из-за матерей, которых мы должны стремиться понять и принять, чтобы все прошло гладко и наилучшим образом. Я имею в виду как можно лучше, потому что каждый процесс адаптации уникален, у каждого ребенка свое время, и это первый важный вопрос этого размышления».
Семейный терапевт и совладелец Blueprint Mental Health Мишель Левин в интервью Healthline также объяснила этот процесс родителям.
«Это нормально, когда родители испытывают трудности с переходом, когда их дети идут в детский сад. Для многих семей это первая потеря контроля».
Таким образом, трудности могут быть связаны с их беспокойством о своих детях, столкнувшихся с этой новой реальностью, или с их неуверенностью в том, как будет проходить этот процесс. Терапевт объясняет, что некоторым родителям может потребоваться больше поддержки, чем другим, чтобы приспособиться к переменам. В этом смысле, если вы являетесь родителем или опекуном, который переживает эту ситуацию и имеет отношение к ней, первое и главное, что нужно сделать, — это поговорить об этом предмете прежде всего.
Разговор с другими родителями, переживающими то же самое, и понимание того, как работает школьная динамика, могут помочь родителям почувствовать себя в безопасности и спокойнее в данный момент.
:: Вам также могут понравиться: Эмпатия: что это такое, как она проявляется и как ее распознать у детей ::
Адаптация к школе для детей младшего возраста школе до первого дня занятий, чтобы вы могли участвовать, показывая им место, играя с ними и знакомясь с некоторыми школьными работниками без давления со стороны других детей и занятий, которые вот-вот начнутся.
Когда занятия действительно начнутся, имейте в виду, что ваши дети, возможно, еще не полностью развили свое представление о времени . Предложения типа «мама здесь, мы увидимся позже» могут ничего не значить для маленьких детей из-за того простого факта, что они не понимают значения слова «позже». Они могут только понять, что их родителей нет с ними, и это их пугает.
По словам Луизы Элены Л. Рибейро ду Валье, психолога и магистра школьной и педагогической психологии, «дошкольное образование является этапом развития больших навыков обучения, потому что в этот период появление нейронных связей ускоряет много, создавая личность, которая будет неизгладимо хранить впечатления… Что может быть хорошо, правда? Маленькие дети легко впитывают изменения и повторяют поведение, как социальные зеркала. Мы надеемся, что они увидят гуманизм, сотрудничество и взаимную поддержку, в том числе между родителями и школой», — объясняет она.
Мы также должны помнить, что дети начинают четко понимать последовательность дней недели только в возрасте от 4 до 5 лет . Поэтому, если ваши дети младше этого возраста, не стоит говорить с ними о школе до того, как это произойдет, потому что они, скорее всего, этого не поймут. Это может вызвать ненужное беспокойство и принести больше вреда, чем пользы.
Поход в школу — это большая перемена в распорядке дня младших детей. С одноклассниками, учителями и другими работниками школы создаются новые отношения, которых раньше не было.
Дети также начинают жить в новой среде с правилами, которые сильно отличаются от тех, к которым они привыкли, и этот переход может быть разным для каждого ребенка.
Сиселе Ортис, психолог и координатор Института Avisa Lá в Сан-Паулу, в интервью порталу Nova Escola (в свободном переводе «Новый школьный портал») предположила, что для этого не существует определенного количества времени. переход. «В целом начальный период адаптации длится от одной до двух недель, но это зависит от ребенка, семьи и их предыдущего опыта, связанного с разлукой, с которой мы сталкиваемся в жизни».
Прощание во время школьной адаптации
Прощание в школе обычно тяжелое как для детей, так и для родителей. Многие взрослые ждут, пока ребенок отвлечется, прежде чем покинуть место, но это может причинить малышам массу неудобств.
Сизеле даже объясняет, что прощание имеет основополагающее значение для адаптации:
«Как бы тяжело и болезненно ни было обоим, строить отношения с детьми, основанные на доверии и честности, всегда лучше. Ясность прощания полезна и необходима».
Адаптация младших детей к школе у всех разная, но родители должны знать, что поначалу им может быть необходимо оставаться со своими детьми в классе. Это может быть целый день или только его половина: эту потребность определит ребенок . Вы позволяете своему присутствию исчезнуть, когда ваш ребенок начинает чувствовать себя все более и более уверенно.
«В дошкольном возрасте дети стремятся заводить друзей, они хорошо общаются и обладают большей самостоятельностью», — объясняет Сизеле. Их адаптация обычно проходит более гладко, и ее можно проводить в небольших группах из двух-трех детей, чтобы облегчить их интеграцию. Тем не менее, присутствие их семей не следует сбрасывать со счетов. В первые дни они могут помочь малышам познакомиться с местом и темпом деятельности.
Пора прощаться
В идеале нужно найти золотую середину между прощанием, как будто это большое событие, и побегом во время периода адаптации.
Марсия Тосин — психолог, специализирующаяся на поведенческой психотерапии и основательница движения «Нейросовместимость», активистского движения за развитие детей, объединяющего родителей и специалистов, заинтересованных в идеальных условиях для развития и функционирования человеческого мозга.
Основан на научных данных: эволюционной психологии, антропологии и нейробиологии. В своем Instagram, у которого более 800 тысяч подписчиков, Марсия говорит, что не нужно обманывать детей, но и проводить ритуал прощания тоже не обязательно.
«… Реакция беспомощности у детей связана с действительно старым ответом мозга, который дестабилизирует без эталонной фигуры, а не потому, что их не «предупредили», что вы уйдете».
Марсия предлагает упражнение, чтобы лучше понять, как работает наш мозг: представьте, что вам, взрослому, предстоит инвазивная операция. Несмотря на то, что вы знаете, что только 0,9% людей, перенесших эту операцию, умирают, ваш мозг говорит, что вы будете частью этой статистики. Это происходит потому, что компас нашего мозга всегда указывает на риски. Ваш врач может завалить вас полезной информацией и рассказать вам много вещей, чтобы попытаться вас успокоить, но лимбическая система работает в одиночку и ведет вас к худшему результату.
Другой пример: мы одни дома и слышим шум. Это может быть совершенно безопасно, но наш мозг предупреждает нас, что это может быть хищник.
«Готовит к худшему: отводит кровь от конечностей, чтобы, если хищник вырвет тебе руку, ты не истек кровью; приподнимает волосы, и вы выглядите крупнее; это увеличивает ваш кровоток в областях, которые вам нужны, чтобы сражаться или бежать; выделяет пот, чтобы вы были более скользкими и стабилизировали температуру; у вас будет больше одышки, чтобы увеличить утилизацию кислорода. У нас есть тело, которое действует раньше, чем вы думаете.
Первые пару раз, когда дети остаются в школе одни, эта система срабатывает – поэтому они плачут. Эта система работает вне зависимости от того, что говорят родители. Школьная адаптация существует, чтобы успокоить это состояние реакции. Существует не одна модель школьной адаптации, но необходимо знать, что эта система существует. Это не «нытье» или отсутствие разочарования».
Говоря о том, что нервозность или беспокойство родителей мешают адаптации их детей к школе, Марсия объясняет, что на самом деле они не мешают, а наоборот, оберегают. «Мы должны верить, что родители страдают от того, что бросают своих детей, и в этом нет ничего плохого».
Следите за знаками во время школьной адаптации
Если дети постоянно плачут, когда приходит время идти в школу, или если есть другие признаки сильной боли, родители должны быть осторожны. Марсия Тосин использовала свой аккаунт в Instagram, чтобы обсудить эту проблему.
«Вы не должны приписывать «проблемные» причины такому поведению. Это усилит вину родителей. Это просто маленькие люди, которым нужно больше времени, чтобы сформировать привязанность и почувствовать себя в безопасности во время этого перехода».
Педагог Ана Паула Язбек, автор колонки UOL Portal Papo de Mãe, также написала на эту тему.
«Каждый ребенок и семья переживают этот период по-своему. Есть дети, которые очень волнуются в первые дни и, поняв, что в школе значит быть вдали от дома, начинают отказываться идти и чувствуют себя странно. Другие могут казаться не знающими своего окружения, как будто они только ждут времени, чтобы вернуться домой. Есть также дети, которые проявляют рвение к новым впечатлениям и очень мало внимания уделяют своей семье, когда им нужно прощаться.
Неопределенность присуща процессу адаптации. В один и тот же день могут быть как успехи, так и неудачи в безопасности, которые ощущают как дети, так и их родители; учреждения должны предложить поддержку, чтобы доверительные отношения устанавливались постепенно».
Когда речь идет о более крупных детях, адаптация также может потребовать некоторой осторожности, так как они чувствуют себя неуверенно и скучают по своим родителям так же, как и младшие.
Напоминание детям, что вы можете вернуться в школу и забрать их или позвоните им, чтобы они услышали ваш голос — это меры, которые могут их обнадежить и успокоить в период адаптации . Также может быть полезно принести в школу предмет, который пахнет их родителями, когда дети скучают по ним.
Задавая вопросы о школьном дне ваших детей, обратите внимание на ответы, потому что они могут указывать на проблемы, с которыми ваши дети сталкиваются во время адаптации.
Период школьной адаптации сопряжен с трудностями, поскольку он чрезвычайно важен для обучения и развития детей. И родители, и школа играют основополагающую роль в этом процессе и в этом смысле должны быть согласованы друг с другом и находиться в постоянном диалоге.
:: Читайте также: Инклюзивная игра: как вовлечь всех детей во время игры ::
Важность общения Чтобы помочь малышам справиться с этими эмоциями, наш главный совет — много бесед (для детей старше 4 лет) о новом распорядке.
Эти разговоры могут возникать в спонтанные моменты, например, во время игр родителей и детей.
Еще один совет: родители должны посетить школу до первого дня занятий , чтобы ознакомиться с обстановкой и узнать, какие мероприятия и расписание запланированы на первый день. Также важно познакомиться с коллективом школы, а не только с учителями, так как многие сотрудники смогут оказать поддержку детям в процессе адаптации.
Что касается общения с детьми, портал Министерства образования поделился несколькими советами для родителей, как справиться с первыми днями в школе:
Что члены семьи могут узнать у своих детей об уходе за ними в детском саду:
• Узнайте имена учителей и других сотрудников;
• Спросите имена их ближайших друзей;
• Спросите их, что им больше всего нравилось делать в этот день;
• Поощряйте их рассказывать и рассказывать о некоторых ситуациях, через которые они прошли;
• Какие песни они пели или слушали;
• Чем они занимались во время игры;
• Какие картины, рисунки, скульптуры они делали;
• Какую книгу прочитал учитель;
• Какую историю рассказал учитель;
• Что они изучают, в частности.
Что члены семьи могут наблюдать непосредственно у ребенка в связи с уходом за ним в детском саду:
• Обратите внимание на поведение детей, когда они приходят в учреждение (радость, застенчивость, плач).
• Ежедневно и внимательно замечайте во время разговора с детьми: их взгляды, жесты, речь и реакции могут помочь оценить их физическое и эмоциональное состояние.
• Обратите внимание на реакцию детей на встречу с одноклассниками. Это может показать, как они ладят со своим классом.
• Обратите внимание на постановки и материалы, которые они приносят из учреждения.
Подарите своим детям комфорт во время адаптации к школе
Разговор о школе и о том, насколько важен этот детский опыт, может помочь детям чувствовать себя более комфортно в первый день в школе. Попробуйте рассказать им, как вы впервые пошли в школу, расскажите о других детях, которые близки им и пережили этот момент.
Если возможно, познакомьте своих детей со школой до первого дня занятий, потому что таким образом ваши дети уже немного познакомятся с новой средой.